32. Дидактическая сущность методов закрепления нового материала, методов самостоятельной работы учащихся по усвоению нового учебного материала, методов выработки практических умений и навыков применения теоретических знаний на практике.
II. Методы закрепления нового материала на уроке:
— беседа
— работа с учебником
— практические работы
III. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала:
— работа с учебником
— лабораторная работа
IV. Методы учебной работы по применению усвоенных знаний на практике:
— упражнения
— лабораторные занятия
Метод беседы. Этот метод чаще всего применяется тогда, когда изложенный учителем материал является сравнительно несложным и для его усвоения достаточно использовать приемы воспроизведения (повторения). Суть метода беседы в данном случае заключается в том, что учитель с помощью умело поставленных вопросов побуждает учащихся к активному воспроизведению изложенного материала с целью его более глубокого осмысления, и усвоения (запоминания). Например, при изучении в VIII классе по химии темы «Атомно-молекулярное учение» учитель сначала сам объясняет материал, а затем сразу же переходит к его закреплению. Он ставит учащимся по этому материалу вопросы: в чем состоит сущность основных положений атомно-молекулярного учения, какие явления подтверждают движение молекул и наличие между молекулами промежутков, чем отличается движение молекул в газах, жидкостях, твердых веществах, как объяснить физические и химические явления в точки зрения атомно-молекулярного учения?
Ответы учащихся на поставленные вопросы способствуют воспроизведению изучаемого материала и его осмысленному усвоению. Однако воспроизведение должно носить творческий характер. Это значит, что учителю необходимо делать свои вопросы разнообразными и побуждать учащихся к размышлению, поискам собственных доводов, стимулирующих развитие мышления.
Беседа как метод усвоения только что воспринятого материала используется по всем предметам школьного обучения.
Работа с учебником. По каждому предмету есть темы достаточно сложные, усвоение которых вызывает определенные трудности у учащихся. В таких случаях учителю не всегда целесообразно сразу же после изложения нового материала проводить беседу по его усвоению (запоминанию). Лучше всего дать возможность учащимся поработать самостоятельно с учебником, а затем уже проводить беседу. Так, например, может быть организована учебная работа по физике в VIII классе над темой «Способы измерения внутренней энергии тела». Вначале учитель сам объясняет этот материал, демонстрируя простейшие опыты, описанные в учебнике (увеличение внутренней энергии эфира с помощью натирания трубки веревкой; выталкивание пробки из сосуда с помощью образовавшегося сжатого воздуха; нагревание металлической ложки, опущенной в горячую воду). Однако, несмотря на внешнюю простоту, осмысление этой темы представляет известную трудность. Поэтому при ее закреплении учитель сначала предлагает учащимся внимательно прочитать материал по учебнику, а затем проводит по нему беседу.
Работа с учебником по осмыслению и усвоению новых знаний. Сущность этого метода заключается в том, что овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каждым учеником путем вдумчивого изучения материала по учебнику и осмысления содержащихся в нем фактов, примеров и вытекающих из них теоретических обобщений (правил, выводов, законов и т.д.), при этом одновременно с усвоением знаний учащиеся приобретают умение работать с книгой. Данное определение, может быть, и не является безупречным, тем не менее оно дает достаточно четкое представление о характере этого метода и подчеркивает в нем две важные взаимосвязанные стороны: самостоятельное овладение учащимися изучаемым материалом и формирование умения работать с учебной литературой.
Лабораторные работы (занятия) по овладению новым материалом. В системе работы по восприятию и усвоению нового материала учащимися, особенно по таким предметам, как химия, физика и биология, широкое применение находит метод лабораторных работ. Свое название он получил от лат. laborare, что значит работать. На большую роль лабораторных работ в познании указывали многие выдающиеся ученые. «Химии, – подчеркивал М.В. Ломоносов, – никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции». Другой выдающийся русский химик Д.И. Менделеев отмечал, что в преддверии науки красуется надпись: наблюдение, предположение, опыт, указывая тем самым на важное значение опытных (лабораторных) методов познания.
В чем заключается сущность лабораторных работ как метода обучения? Лабораторная работа – это такой метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал.
Метод упражнений. Умения и навыки формируются с помощью метода упражнений. Сущность этого метода состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т. е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения, и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности. Из этого определения следует, что упражнения, во-первых, должны носить сознательный характер и проводиться только тогда, когда учащиеся хорошо осмыслят и усвоят изучаемый материал; во-вторых, они должны способствовать дальнейшему углублению знаний и, в-третьих, содействовать развитию творческих способностей школьников.
Лабораторные работы. При изучении физики, химии, биологии и других предметов необходимо формировать умения и навыки обращения с приборами и реактивами, проведения измерительных работ. Например, при изучении в курсе физики темы «Электрическая цепь и ее составные части» учитель знакомит учащихся с составными элементами электрической цепи, в которую входят: источник тока, соединительные провода, система управления (ключ), измерительные приборы, потребители тока. На доске вычерчивается схема простейшей цепи, которую учащиеся чертят в своих тетрадях. После этого учитель дает практические указания по сборке электрической цепи и организует практическую (лабораторную) работу. Выполняя ее, учащиеся овладевают умениями и навыками применения знаний по данной теме на практике. Такой же характер носят практические работы учащихся по измерению площадей и объемов помещений на занятиях по математике и т.д.
Организация лабораторных (практических) работ учащихся по применению знаний на практике включает в себя следующие приемы: а) постановка цели лабораторных (практических) занятий, б) определение порядка работы и руководство ходом ее выполнения, в) подведение итогов работы. При проведении лабораторных (практических) занятий учащиеся могут пользоваться учебниками и другими учебными пособиями, а также консультироваться с учителем.
Метод беседы, ориентированной на решение Психологическое консультирование
Привет, Вы узнаете про работа с проблемой, Разберем основные ее виды и особенности использования. Еще будет много подробных примеров и описаний. Для того чтобы лучше понимать что такое работа с проблемой, работа с целью, работа с ресурсами, работа с социальной сетью, составление программы достижения цели , настоятельно рекомендую прочитать все из категории Психологическое консультирование.
Одной из форм позитивной психотерапии является метод беседы, фокусированной на решении (Solutionfocusedtherapy), который подробно представлен в книге финских авторов Бена Фурмана и Тапани Ахола «Терапевтическое консультирование. Беседа, направленная на решение»81. В качестве основоположников этого направления можно назватьS.De.Shazer,I.KimBerg,J.Haley,B.O’Hanlon. В России распространение и ассимиляция этой формы психологической помощи – во многом заслуга Бараша Б.А., трагически погибшего в 1993 г. Ныне его друг и коллега А.М. Ялов возглавляет секцию краткосрочной позитивной психотерапии Гильдии психотерапии и тренинга.
Беседа, ориентированная на решение, довольно тонко учитывает такие свойства психической реальности как нелинейность и обратимость: в психической реальности далеко не всегда действуют причина — следственные связи. А также на настоящее в психической реальности влияет не только прошлое, но и будущее. Например, сон и страх чего-либо в будущем могут менять наше актуальное состояние. Поэтому консультирование, фокусированное на решении, работает не с проблемой и ее причинами, а с возможностями, ресурсами и решениями.
Структура беседы, фокусированной на решении, состоит из пяти основных блоков:
— работа с проблемой ,
— работа с целью ,
— работа с ресурсами ,
— работа с социальной сетью ,
— составление программы достижения цели .
Рассмотрим каждый из перечисленных блоков методики консультирования, фокусированного на решении проблемы.
1. Работа с проблемой
Данный блок работы, как правило, используется на этапе описания проблемы клиентом (или другими причастными к проблеме людьми) и служит преодолению стереотипного видения ситуации, а также установлению гармоничных взаимоотношений между клиентом и консультантом. При этом консультанту важно помнить о том, что не следует углубляться в саму проблему. В зависимости от консультативной ситуации при решении задач этого блока могут быть использованы одна или несколько специально разработанных психотехник.
Техника хороших наименований. Наименования позволяют обозначить сложную проблему одним или немногими словами и облегчить разговор о проблеме. Главная функция нового наименования – помочь людям, причастным к проблеме, избавиться от различных отрицательных ассоциаций, связанных с традиционным названием и послужить переходом к новым творческим решениям.
Например, термин «депрессия» может быть использован для обозначения состояния, известного в психиатрии как состояние психически больного человека, а может употребляться для описания функционального психического состояния и быть замененным другими альтернативами – «быть в подавленном состоянии» или «пребывать в меланхолии». Можно придумать и более изобретательные наименования, например, такие как «проведение инвентаризации своей жизни», «накопление сил», нахождение в поиске смысла жизни», «скрытая радость» и т. д.
Данная техника осуществляется в форме постановки вопросов. Например:
— Может быть, начнем с того, что дадим этой проблеме симпатичное оптимистическое название. Что бы это могло быть?
— Как бы старое поколение, до того как появилась психология, назвало бы проблему такого рода?
— Да, можно воспользоваться термином «слабое эго» для описания этой проблемы, но если мы скажем «сильное эго в состоянии сна», не будет ли это означать то же самое, но при этом звучать симпатичнее?
Следует отметить, что новое название не должно подрывать серьезности проблемы или являться оправданием непринятия мер. Оно должно давать возможность клиенту стать более активным в решении проблемы. Кроме того, не всегда пациент способен сразу изменить «выстраданное» название. Можно ограничиться тем, что проблема получила какое-то симпатичное прозвище (например, «Иванушка»).
Техника работы с «визитером». Данная техника может быть достаточно эффективной при создании положительной мотивации клиента на консультативное взаимодействие и на дальнейшее решение проблемы в том случае, когда он пришел к консультанту по настоянию кого-либо. Техника использует форму работы через «третье лицо». Консультант занимает мета-позицию (без отождествления с позицией пациента или другого лица).
Данная психотехника реализуется, как и предыдущая, в форме постановки вопроса. Образцы вопросов:
— Чья идея была, чтобы Вы пришли сюда?
— Что заставляет N думать, что Вам надо сюда прийти?
— Что должно произойти, чтобы N оставил Вас в покое?
— Что, по мнению N, Вам необходимо делать по-другому?
— Как Вы полагаете, что N скажет о том, чем Ваш приход сюда будет полезен Вам?
Этот прием полезен и в том случае, когда на консультацию приходит пара — детско-родительская или супружеская. Вопрос: «Чья идея была, чтобы Вы пришли сюда?» — позволяет выравнить позиции внутри пришедшей пары, занять самому консультанту нейтральную конструктивную для взаимодействия позицию, и снять тем самым излишнее напряжение или возможное беспокойство у того, кто пришел на консультацию по настоянию.
Техника изоляции проблем . Об этом говорит сайт https://intellect.icu . Часто пациенты предъявляют сразу несколько проблем. И пытаются очень долго и безрезультатно найти между ними причинно-следственную связь. Наличие «клубка» проблем вносит оттенок безысходности. Вместо списков «что неправильно» и «что из чего происходит» консультант предлагает составить «карту» того, куда хочет попасть пациент.
Клиенту предлагают принять гипотезу: названные проблемы случайно сосуществуют у одного человека.
Разрешение одной проблемы может быть позитивным опытом, который благоприятно отражается на других проблемах.
Образцы вопросов:
— Вы упомянули несколько проблем. Какую из них Вы хотели бы разрешить в первую очередь?
— Вы говорите: «Заниженная самооценка вызывает разные проблемы». Возможно предположить и обратное: «проблемы вызывают заниженную самооценку».
Разговор о цели ориентирует человека на будущее, усиливает веру в свои силы, позволяет лучше понять себя и активизирует процесс личностного развития. Задачи этого блока могут быть реализованы с помощью одной или нескольких специально разработанных психотехник.
Техника «знаки улучшения». Данная техника служит построению позитивных образов своего будущего клиентом, а также прояснению его желаний, мотивов и ценностей. Образцы вопросов:
— По каким признакам Вы заметите, что проблемы больше нет?
— На что будет похожа Ваша жизнь, когда эта ситуация закончится?
— Допустим, Ваши мучения закончились. Что Вы будете делать дальше?
Техника шкальных оценок. Консультант предлагает клиенту обратить внимание на вертикальный отрезок – 10-ти балльную шкалу. С помощью этой шкалы можно измерить свое настоящее положение (от 0 до 10-ти баллов) по отношению к «идеальному результату» решения проблемной ситуации (который принимается за максимальный балл – 10). Низший уровень шкалы – 0 баллов. После отметки места положения своего настоящего состояния на шкале клиенту задается вопрос:
— Что нужно сделать (что должно случиться), чтобы Вы оказались на 1 шаг выше?
Техника «воспоминание из будущего». Для начала консультант интересуется представлениями клиента о сроках, в которые проблема может быть разрешена. Затем клиенту предлагается представить, как тогда будет выглядеть его жизнь.
Образец вопроса:
— Давайте предположим, что мы встретились через год, и этой проблемы больше не существует. Как в таком случае выглядит Ваша жизнь?
Техника создания положительных представлений о будущем. Клиенту предлагается пофантазировать на тему собственного будущего. Фантазиями о будущем клиента может поделиться и психотерапевт. В групповой форме консультирования возможно генерирование коллективных фантазий, касающихся будущего пациента. Приветствуется создание двух или более альтернативных картин будущего.
3. Работа с ресурсами
Каждый обладает какими-то ресурсами, которые могут быть использованы при разрешении проблемы, – это навыки, способности, таланты, интересы, достойные восхищения черты характера. Однако, эти ресурсы не всегда осознаются и ценятся. Задачей консультанта является намеренное фокусирование внимания на их выявлении.
Техника «Припоминание своих умений». Консультант направляет беседу на выявление и осознание способностей и умений клиента.
Образцы вопросов:
— Что Вам особенно удается? Как это можно использовать в решении данной проблемы?
Техника coping-вопросов82. Данная техника позволяет клиенту осознать свои личностные качества и опыт, которые помогают противостоять трудностям и начать их более целенаправленное использование в сложившейся ситуации.
Образцы вопросов:
— Каким образом Вам удается противостоять давлению проблемы?
— Откуда у Вас берутся силы через все это пройти?
+Техника «Ревизия прошлого». Прошлое обсуждается как ресурс. Образец вопроса:
— Чего Вы достигли в прошлом?
Техника «Жизненный опыт». Клиенту предлагают представить себя в роли человека, к которому обратились за помощью с проблемой, подобной той, с которой столкнулся сам клиент.
Образец вопроса:
— Предположим, что Ваш друг пришел к Вам за советом с проблемой вроде Вашей. Что бы Вы ему посоветовали?
В этом блоке консультативной беседы главной задачей является усиление сотрудничества в социальной системе пациента – в системе межличностных отношений, которые могли бы стать поддержкой и дополнительными ресурсами в разрешении проблемы.
Признание вклада других лиц в успех. Образец вопроса:
— Как бы Вы поблагодарили тех, кто Вам помогал?
5. Составление программы достижения цели
Консультирование должно заканчиваться конкретными предписаниями – программой действий или определенных шагов направленных на достижение желаемого результата. Программа составляется клиентом в процессе совместного обсуждения с консультантом. Считается, что такая программа должна содержать около 5-ти пунктов. В ходе последующих встреч консультант и клиент могут обсудить успешность выполнения намеченных шагов составленной программы.
Нужно заметить, что метод беседы, фокусированной на решении, разработанный в рамках позитивного консультирования, следует общим для этого направления постулатам и принципам. Принципы технической пластичности, экономичности, учета индивидуальных особенностей клиента, позволяют консультанту творчески и гибко подходить к выбору описанных выше психотехник, совершенно не обязывая его использовать весь арсенал приемов в ходе одной консультативной встречи.
Вопросы для самопроверки
+
-
Почему разработанный К. Роджерсом консультационный подход называется личностно-центрированным?
-
Что К. Роджерс подразумевает под организмическим оценочным процессом?
-
Что такое «условия ценности», и как они возникают?
-
Почему К. Роджерс главным в консультировании считает условия отношений?
-
Что такое «конгруэнтность»?
-
Что К. Роджерс подразумевает под безусловным позитивным отношением?
-
Как К. Роджерс понимает эмпатию, и какую роль отводит ей в процессе консультирования?
-
Что такое принцип удовольствия?
-
Как З. Фрейд рассматривал инстинкты?
-
Опишите три уровня сознания, выделенные З. Фрейдом.
-
Как З. Фрейд описывал Ид, Эго, Супер-Эго и их функции?
-
Каковы были взгляды З. Фрейда на бисексуальность?
-
Какова функция защитных механизмов?
-
Каковы были взгляды З. Фрейда на развитие невроза?
-
Что подразумевается в психоанализе под термином «перенос»?
-
Что подразумевается в психоанализе под термином «сопротивление»?
-
Что З. Фрейд подразумевал под термином «интерпретация», и каковы основные источники, из которых можно получать материал для интерпретаций?
-
Как З. Фрейд подходил к интерпретации сновидений?
-
Что И.П. Павлов подразумевал под врожденным рефлексом?
-
Что собой представляет классическое обусловливание?
-
Как Дж. Уотсон классифицирует стимулы и реакции?
-
Как Дж. Уотсон рассматривает связь между стимулом и реакцией?
-
Как Дж. Уотсон и его коллеги обусловливали эмоциональные реакции и снимали с них обусловленность?
-
Что понимает Б.Ф. Скиннер под оперантным обусловливанием?
-
Что подразумевает Б.Ф. Скиннер, используя каждый из следующих терминов: сопряженные обстоятельства подкрепления; позитивное подкрепление; негативное подкрепление?
-
Какие режимы подкрепления выделил Б.Ф. Скиннер?
-
Каков взгляд Б.Ф. Скиннера на психотерапию?
-
Каково главное различие между взглядами Дж. Уотсона и Б.Ф. Скиннера на обусловливание?
-
Как Дж. Вольпе определяет страх и тревогу?
-
Что Дж. Вольпе подразумевает под «реципрокным торможением»?
-
Какие задачи может решать поведенческое консультирование?
-
Каковы задачи поведенческой оценки?
-
Как поведенческие консультанты собирают информацию для поведенческой оценки?
-
Опишите цели и методы прогрессирующей мышечной релаксации.
-
Опишите цели и методы систематической десенсибилизации.
-
Опишите варианты систематической десенсибилизации.
-
Каковы цели тренинга ассертивности?
-
Как поведенческие консультанты используют тренинг ассертивности в качестве элемента репетиции поведения?
-
Как консультанты и клиенты используют подкрепление в ходе консультационного интервью?
-
Как поведенческие консультанты определяют, что именно клиенты считают подкреплением?
-
Что следует учитывать при разработке программ подкрепления и жетонной системы?
Как поведенческие консультанты помогают клиентам получать подкрепление в повседневной жизни?
-
С какой целью (целями) осуществляется контроль стимула? Приведите пример контроля стимула.
-
Что такое стремление к смыслу?
-
Как В. Франкл проводит различие между сознанием и бессознательным? Каковы основные характеристики бессознательного?
-
Какую роль играет сознание?
-
Каковы представления В. Франкла о свободе и ответственности?
-
Что В. Франкл подразумевает под самотрансценденцией?
-
Какие основные источники жизненного смысла выделяет В. Франкл?
-
Что понимает В. Франкл под сверхсмыслом?
- Что такое экзистенциальный вакуум?
-
Что такое экзистенциальная фрустрация?
-
Что входит в состав массовой невротической триады?
-
Как возникает и сохраняется экзистенциальный вакуум?
-
В чем заключается различие между первичным уровнем и более высокими уровнями когнитивной обработки?
-
Что представляют собою когнитивные схемы и почему они так важны?
-
Что такое автоматические мысли?
-
Что такое когнитивные ошибки, и какую роль они играют в жизни человека?
-
Какая связь существует между когнициями и эмоциями?
-
Какие факторы могут участвовать в приобретении людьми когнитивной уязвимости?
-
Что означает термин «когнитивный сдвиг»?
Какие факторы усиливают когнитивную уязвимость?
-
Выделите главные положения в когнитивной модели депрессии.
-
Какова когнитивная модель тревожных расстройств?
-
Какие цели ставит когнитивное консультирование?
-
Что означает термин «сократовский диалог» в контексте когнитивного консультирования?
-
Какие когнитивные методы наиболее часто используются для выявления и идентификации автоматических мыслей?
-
Каковы основные когнитивные методы проверки истинности и исправления автоматических мыслей?
-
Кого считают основателем позитивной психотерапии?
-
Какие основные задачи решает позитивное консультирование?
-
Каковы основные постулаты позитивного консультирования?
-
Назовите основные принципы позитивного консультирования.
-
В чем состоит сущность метода беседы, фокусированной на решении?
-
Какова структура беседы, фокусированной на решении? Из каких основных блоков она состоит?
-
Каковы особенности психологической работы с проблемой в методе беседы, ориентированной на решение? С помощью каких психотехник осуществляется данная работа?
-
Какие психотехники используются при «работе с целью»?
-
Какие психотехники предлагает консультирование, ориентированное на решение, для актуализации ресурсов клиента?
-
Что подразумевает работа с социальной сетью в ходе консультирования, фокусированного на решении?
Каковы особенности составления программы достижения цели клиентом в консультировании, ориентированном на решение?
Надеюсь, эта статья об работа с проблемой, была вам интересна и не так слона для восприятия как могло показаться, удачи в ваших начинаниях! Надеюсь, что теперь ты понял что такое работа с проблемой, работа с целью, работа с ресурсами, работа с социальной сетью, составление программы достижения цели и для чего все это нужно, а если не понял, или есть замечания, то нестесняся пиши или спрашивай в комментариях, с удовольствием отвечу. Для того чтобы глубже понять настоятельно рекомендую изучить всю информацию из категории Психологическое консультирование
Ответы на вопросы для самопроверки пишите в комментариях, мы проверим, или же задавайте свой вопрос по данной теме.
Эвристическая беседа
Особое место в системе различных методов проблемного обучения занимает эвристическая беседа. Принято считать, что ее создал Сократ, поэтому иногда такую беседу называют сократической. Ее история началась 2 тысячи лет назад, но наиболее продуктивно эвристическую беседу стали изучать с середины пятидесятых годов ХХ века, когда разрабатывалась концепция проблемного обучения. В результате исследований различными педагогами была определена сущность, структура, функции, типы эвристической беседы, затем была разработана система методических приемов, которая позволяет учителю реализовать ее в педагогической деятельности.
Итак, эвристическая беседа это вопросно-ответная форма обучения, когда учитель вместо сообщения ученикам готовых знаний заставляет их прийти к новым понятиям и выводам. Осуществляется это путем правильно поставленных вопросов со стороны учителя и задействования учениками своего опыта, имеющихся знаний и наблюдений.
Характерной особенностью такой беседы является выдвижение проблемы, которая требует решения. Для этого учитель задает ученикам серию взаимосвязанных вопросов, которые вытекают один из другого. Каждый из подвопросов представляет собой небольшую проблему, но в совокупности они ведут к решению основной проблемы, поставленной учителем. Вопрос здесь играет очень важную продуктивно-познавательную функцию.
Примером такой беседы может быть вопрос о природе степи. Учитель задает вопрос «Какая зима в степи» и когда получает короткий ответ, например, «Зима короткая и теплая», учитель начинает задавать подвопросы. Это необходимо, поскольку такой короткий ответ, во-первых, является недостаточным, а во-вторых, не дает возможности ученику его обосновать. К примеру, учитель спрашивает о расположении степи на карте по отношению к лесам и тундре, при этом уточняя, в каком регионе теплее и почему. Затем расширяет «горизонт» вопроса, спрашивая о том, одинакова ли зима на всей территории степи, подводит к изначальному вопросу, на который дети уже смогут дать не только более развернутый ответ, но и обосновать его.
1 Характеристики эвристической беседы
2 Вопрос и ответ
3 Специфика структуры эвристической беседы
4 Функции и типы
В результате логически взаимосвязанных вопросов, когда беседа принимает постепенно развертывающийся характер, они сопровождаются цепочкой ответов. Соединены вопросы между собой не механически, они расположены таким образом, что каждый последующий вытекает из ответа на предыдущий вопрос. А ответ выступает как отдельная мыслительная ступенька, которая является частью решения задачи.
Подытожив все это, можно выделить основные характеристики эвристической беседы:
- Каждый из поставленных вопросов является логическим шагом поиска;
- Вопросы взаимосвязаны;
- Поиск ответов и решения осуществляется учениками при частичном руководстве учителя самостоятельно: учитель направляет – ученики решают шаги целостной задачи;
- Такой поиск ориентирован на способы получения знаний или на доказательство их истинности;
- В успехе поиска большую роль играет запас уже имеющихся знаний.
Чтобы лучше понять природу эвристической беседы нужно рассмотреть ее структурно-функциональные особенности. Основными структурными элементами выступают вопросы и ответы, вопрос является ведущим элементом. Цепь вопросов предполагает ответы на каждый из них, в результате они приводят к определенному общему выводу. Каждый вопрос и ответ на него формируют отдельный шаг. При эвристической беседе движение к следующему шагу возможно только когда завершен предыдущий шаг, то есть новый вопрос задают только после ответа на предыдущий.
Внутри каждого шага и между ними учитель может высказывать корректирующие замечания или разъяснений, к примеру, «покажи на карте», «проанализируй поступок», «отыщите», «вспомни», «прочтите и скажите» и так далее. Замечания играют вспомогательную роль и являются, по сути, вопросами, выраженными не в вопросительной форме.
Как видим, эвристическая беседа не имеет жесткие рамки последовательных и чередующихся вопросов и ответов, в нее включены высказывания учеников, оценочные суждения, цепи вопросов могут быть поставлены таким образом, чтобы ответ на них был объединяющим.
Вопрос и ответ
В ходе анализа структуры эвристической беседы и установления, что вопрос это ее основной элемент, необходимо уточнить его специфику в такой беседе. Вопрос представляет собой сложное взаимодействие различных отношений: предметного, психологического, логического и синтаксического характера, он является обязательным компонентом беседы, выступающей в роли общепедагогической категории.
В эвристической беседе назначение вопроса следующее: он выступает в качестве несущего противоречивое отношение между двумя видами знаний (знание о незнании и знание сущности), при этом вопрос выполняет функцию побуждения к тому, чтобы знания о незнании превратились в знание сущности. В эвристической беседе вопрос является тем первым шагом выхода за пределы знаний, которые уже имеются, без которых неосуществимо познавательное и направленное движение мышления, поскольку форма вопроса свидетельствует о наличии проблемы и устанавливает ее. Вопрос выступает мыслительной задачей, после решения которой ученикам открывается путь к последующему поиску истины. Вопрос позволяет мысли ученика найти выход, когда ему казалось что найти новое решение уже невозможно. Поэтому в эвристической беседе каждый вопрос является шагом по направлению мысли к достижению определенной цели. Каждый раз постановка нового вопроса побуждает учеников искать выход, а это побуждает актуализировать прежние знания материала, который необходим для ответа на вопрос.
Вопросы и ответы имеют несколько точек соприкосновения и органически связанны между собой, и это несмотря на их совершенно противоположные функции: вопросы определяют предмет искомого, а ответы определяют найденное содержание предмета. Ответ в эвристической беседе является не только представлением результата знаний, но и процессом овладения ими. Каждый вопрос указывает на то, что знания ученика имеют некоторую незаконченность, поэтому он выражает побуждение их пополнить. Ответ в качестве структурного элемента эвристической беседы является собственным ответом ученика, поскольку он не видел их в учебнике, не слышал их в рассказе педагога. Его ответ выработался при мыслительной деятельности, на основе тех фактов и обобщений, которые имеются у ученика и при помощи своих усилий.
Специфика структуры эвристической беседы
В результате, анализ структуры эвристической беседы позволяет понять и полнее выявить природу ее сущности. Но поскольку вопрос и ответ являются присущими элементами любой беседы, следует обозначить специфику структуры эвристической беседы. Первым этапом в ней является искомое, а в реализации эвристической беседы первым этапом становится подведение к искомому, его постановка, выраженная в проблеме. Что касается понятия проблема, то она является осознанием того, что еще не познано и должно быть познано. При этом учебная проблема является осознанием учениками познавательного вопроса, решение которого невозможно на базе уже имеющихся знаний, но решить его необходимо, чтобы преодолеть возникшее затруднение (учебное или практическое). Но отождествить проблему с вопросом нельзя, несмотря на существующую между ними связь (проблемы часто ставят в форме вопроса и нередко они совпадают с ним). Таким образом, проблему можно представить в качестве некой разновидности вопроса.
Искомое основано на противоречии материала, который имеется у учеников и материала, который предстоит найти. Противоречивость данных порождает процесс мышления, который направлен на их устранение. При этом тот запас знаний, который заложен в противоречии, не указывает само решение, а побуждает ученика к его поиску, направляет на путь нахождения новых знаний. В эвристической беседе такой путь поиска, началом которого является постановка искомого, а окончанием нахождение ответа, существует. Сами по себе имеющиеся знания не указывают такой путь, поэтому единственным выходом является пройти путь решения или найти его самостоятельно. Из этого следует, что второй структурный элемент эвристической беседы – способ решения. Ответ, найденный на вопрос, часто оказывается недостаточным, поэтому появляется необходимость проводить проверку решения каждый раз, чтобы установить, удовлетворяет ли полученный ответ. Из этого следует что проверка значимости ответа является последним элементом структуры эвристической беседы. Таким образом, структуру эвристической беседы можно представить так:
- искомое;
- способ решения;
- самое решение и выстраивание учителем шагов поиска и выполнение учениками этих шагов;
- результат решения.
Проявляется структура такой беседы в ее функциях: побудительной, образовательной, воспитательной, развивающей и контрольно-коррекционной. Эти функции относятся к общепедагогическим, а специфическими функциями эвристической беседы являются:
- Обучение различным способам решения проблемы и руководство познавательной деятельности учеников, которое осуществляется через раскрытие и показ пути поиска, его стимулирование и доказательство его истинности, формирование умения выстроить систему доказательств.
- формирование познавательной самостоятельности;
- формирование диалектического мышления.
Достичь этих целей помогает выявление типов, роли и места в учебном процессе эвристической беседы. Так, основными типами такой беседы можно назвать эвристическую беседу, которая направлена на поиск ответа, когда ученики знают способ; эвристическую беседу, которая направлена на поиск способа, когда ученики знают ответ и эвристическую беседу, которая направлена на поиск ответа и способа.
При беседах первого типа воедино сливается и определение пути поиска, и его прохождение. Познавательная деятельность в этом случае сводится к следующему: система вопросов, поставленных учителем указывает на этапы поиска, а поиск ответа на подвопросы ученики осуществляют самостоятельно, а значит, ученики привлекаются к участию в поиске по элементам.
Второй тип эвристической беседы предполагает раскрытие пути поиска решений, доказательство истинности знаний, другими словами выявление способа. Структура познавательной деятельности в этом случае заключается в следующем: учитель упорядочивает воспроизведение знаний учеников в необходимой для построения знаний при поиске ответа последовательности. Система вопросов позволяет учителю актуализировать знания учеников, а поиск при этом не осуществляется.
Третий тип эвристической беседы характеризует направленность деятельности учеников на поиск ответа, обоснование этапов поиска, которое позволяет найти способ решения. Этот тип является промежуточным между первым и вторым типом.
Таким образом, можно выделить формы эвристической беседы: жесткая вопросно-ответная (компонентами выступают вопрос учителя, ответ ученика) и свободная форма, в которой при вопросе учителя ученики дают цепочку ответов, которые следуют друг за другом без промежуточных вопросов.
Эвристическая беседа выполняет такие задачи как получение глубоких и прочных знаний, побуждение к установке связей и закономерностей, способствует проникновению в сущность материала, помогает найти в нем причинно-следственные связи, опровергнуть ошибочные суждения и обосновать свои, подходить к фактам критически. При этом она развивает высокую активность, сознательность учеников, формирует познавательную самостоятельность.
Подробнее | Разговорное лидерство
Blook Post: Говорите больше @ДэвидГуртин
Опубликовано
ГЛАВА: Разговорные привычки
Прокрутите вниз, чтобы увидеть больше контента
Время чтения: 4 минуты
Подробнее: Как начать практиковать диалоговое лидерство? Это просто. Начни говорить. Говорите больше!
Подробнее
Суть диалогового лидерства в том, чтобы больше говорить, хотя, конечно, это гораздо больше.
Под говорить больше я имею в виду не говорить с людьми, а говорить с людьми, что означает разговоры. Я также не предлагаю вам доминировать в разговорах, говоря больше. Далеко от него.
Нам нужно брать и создавать больше возможностей для реальных разговоров с людьми.
Способность легко и непринужденно разговаривать с людьми является важным навыком межличностного общения, если мы хотим практиковать разговорное лидерство.
Выработайте привычку говорить больше
Поначалу не слишком беспокойтесь о том, с кем вы говорите, о чем вы говорите или о качестве ваших разговоров. Просто начните больше говорить.
Начните развивать привычку естественным образом начинать разговор и чувствовать себя комфортно при этом.
Может быть, вы поставите перед собой задачу ежедневно разговаривать с одним новым человеком или более глубоко разговаривать с кем-то, с кем вы регулярно общаетесь.
Больше общайтесь с людьми, которых вы знаете
Учитывая наши современные коммуникационные технологии, слишком легко избежать общения с людьми лицом к лицу и общаться по электронной почте или с помощью мгновенных сообщений. Не дегуманизируйте разговор, говорите лицом к лицу, когда можете.
Я понимаю, что иногда нельзя избежать использования технологий, когда вы находитесь на расстоянии от кого-то, но когда они рядом, нет оправдания тому, чтобы не поговорить с ними лицом к лицу.
Больше разговаривайте с незнакомцами
Не только больше разговаривайте с людьми, которых вы знаете, и с теми, с кем вы обычно работаете и общаетесь каждый день, но и начните общаться с людьми, которых вы не знаете, — разговаривайте с незнакомцами. В рабочем контексте это может быть кто-то из другого отдела или социального контекста; это может быть сосед или кто-то, стоящий в очереди в супермаркете или кафе.
Просто начните делать это в удобное время, по-своему, пока вам не станет комфортно разговаривать с незнакомцами.
О чем говорить?
Интересно, что исследования показывают значительное преимущество совместной работы в простом разговоре — независимо от того, о чем вы говорите.
Так что поначалу не беспокойтесь слишком сильно. Говорите о чем угодно. Сделайте светскую беседу. Почувствуйте себя более комфортно, завязывая разговоры и углубляя существующие отношения.
Начните просто больше говорить. Стройте отношения. Вы можете перейти от светской беседы к большой беседе позже.
Разрешение не требуется
Больше говорить — это привычка, не требующая ни обучения, ни ресурсов, ни согласия.
Это просто — сию же минуту можно начать больше говорить. Вы можете вести больше бесед.
Вам даже не нужно разговаривать с новыми людьми. Просто поговорите с людьми, которых вы уже знаете и с которыми регулярно общаетесь.
Более того, вам не нужно говорить людям, что вы делаете что-то другое.
Просто пообещай себе больше говорить.
Предложения
Предложения, приведенные ниже, довольно очевидны, и я уверен, что вы можете придумать множество других, подходящих для вашей ситуации и личности.
- не держите бутерброд на столе — найдите время на обед
- делайте перерывы на кофе с другими людьми и не берите кофе на свой стол
- найдите время выпить кофе или выпить после работы
- разговаривайте со всеми, кого встретите, даже если вы их не знаете
- начать чат в лифте или у кофемашины
- поговорить со швейцаром, охранником, уборщицей
- найди предлог для общения с людьми, которых ты не знаешь
- пригласить людей на завтрак, кофе, обед и ужин
- не пишите по электронной почте — встретитесь лично, если сможете, или позвоните по телефону
youtube.com/embed/du_iG7Veupc?enablejsapi=1&autoplay=0&cc_load_policy=0&cc_lang_pref=&iv_load_policy=1&loop=0&modestbranding=0&rel=1&fs=1&playsinline=1&autohide=2&theme=dark&color=red&controls=1&» title=»YouTube player» allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»» data-no-lazy=»1″ data-skipgform_ajax_framebjll=»»>
Все, что нам нужно сделать, это убедиться, что мы продолжаем говорить | Стивен Хокинг (источник)
Это просто — больше говорите — начните вести более разговорный подход к жизни.
Ресурсы
- Статья: Ощутите больше связи — как найти время для разговоров каждый день
- Психология сегодня: 10 советов, как поговорить о чем угодно с кем угодно
НАВИГАЦИЯ ПО ГЛАВАМ
ПОИСК
Поиск по Blook
Ищи:Веб-поиск Google
Эта страница является частью блока, посвященного разговорному лидерству. Доступ к некоторым частям этой книги ограничен. Узнать больше о книге и о том, как получить полный доступ, можно на главной странице.
Пожалуйста, поддержите мою работу
Если вам нравится моя работа и вы считаете ее ценной, пожалуйста, поддержите меня. Ваше пожертвование поможет покрыть некоторые расходы на хостинг моего веб-сайта.
Сделать пожертвование
Рубрики Разговорные привычкиТеги большая беседа, разговор, светская беседаОставить комментарий
разговорных навыков | SkillsYouNeed
Разговоры должны приносить удовольствие. Они включают в себя личное общение между двумя или более людьми по поводу чего-то интересного. Но многие люди беспокоятся о разговорах. Они обеспокоены тем, что не смогут поддержать разговор или то, что они скажут.
Поддерживать беседу — это своего рода искусство, которого многим из нас сейчас, похоже, не хватает. На этой странице объясняется, как научиться этому «умирающему искусству» и вести конструктивные и приятные беседы с другими людьми.
Что такое разговор?
Определение разговора
«Общение, разговор, фамильярная беседа, поведение или поведение»
Английский словарь Chambers, издание 1989 года.
Другими словами, беседа — это просто разговор с кем-то еще, обычно в неформальной обстановке.
Так почему это считается сложным? Это определенно не было для поколения наших бабушек и дедушек. Некоторые комментаторы связывают проблему с ростом социальных сетей с их упором на «вещание» и фокусом на «я», и это, конечно, не облегчает ситуацию.
Но не все потеряно. Разговорные навыки можно не только выучить и развить, но и сделать это на удивление легко, особенно если следовать некоторым простым правилам.
Правила общения
1. Разговор – это улица с двусторонним движением
Первое и самое важное правило разговора заключается в том, что речь идет не только о вас, но и о другом человеке.
Монолог в любом направлении — это не разговор. Постарайтесь достичь баланса между разговором и слушанием в любом разговоре.
Вот где социальные сети усложняют жизнь. Мы привыкли транслировать наши взгляды, а затем отвечать, если другие комментируют. Это может показаться началом разговора, но когда вы находитесь лицом к лицу, невежливо начинать с того, что выразите свое мнение.
Вместо этого попробуйте задать вопрос, чтобы найти точки соприкосновения. Например: « Чем ты занимаешься? », или даже « Разве погода не прекрасная? ”
Это сигнализирует о вашем намерении поделиться разговором.
Лучший совет!
Всем нравится, когда их слушают и когда их мнение спрашивают. Если разговор прерывается или вы чувствуете, что говорите больше, чем следует, полезные вопросы включают:
«Что вы думаете об этом?»
Если вы не получаете много ответов, попробуйте что-то вроде:
«Но, возможно, вы не следите за [текущая тема]. В чем ты заинтересован?»
2.
Будьте дружелюбны и вежливыУлыбка и доброжелательность помогут вам в общении. Каждый предпочел бы пообщаться с кем-то дружелюбным и приятным. Но каковы практические элементы этого?
Построить раппорт .
Вы можете наладить взаимопонимание, устанавливая точки соприкосновения, просто улыбаясь и используя позитивный и подкрепляющий язык тела. Подробнее об этом на нашей странице: Невербальное общение .
Будь милым .
Не говори ни о ком неприятностей. В конце концов, человек, о котором вы говорите, может быть лучшим другом вашего нового знакомого. И даже если это не так, вашему новому знакомому может не понравиться обсуждение кого-то за его спиной (и вам не следует). См. нашу страницу Дружелюбие для некоторых идей.
Старайтесь избегать спорных тем при первом знакомстве .
Хорошо говорить о политике, когда знаешь кого-то получше. Однако, когда вы впервые встречаете кого-то, лучше придерживаться нейтральной позиции, поэтому так много людей говорят о погоде. Вот тут-то и начинается «светская беседа».
Важность «светской беседы»
«Светлая беседа» — это, в широком смысле, несущественная «болтовня» о незначительных или неконфликтных вопросах, таких как погода, последние новости или вакансии. Некоторые люди утверждают, что презирают светские беседы, считая их неважными или тривиальными, но они выполняют полезную функцию, позволяя вам наладить взаимопонимание и установить точки соприкосновения, не вкладывая в разговор слишком много эмоций. Это может быть особенно важно для интровертов.
Каким бы скучным ни был человек, лучше не говорить об этом!
Просто вежливо завершите разговор, например, сказав что-то вроде: « Я должен пойти и поймать того-то и того-то, пока они не ушли. Было очень приятно поболтать с вами », или « Пожалуйста, извините меня, я обещал помочь с x и я вижу, что я им нужен сейчас ».
3. Отвечать на то, что они говорят
Чтобы искренне ответить на то, что кто-то только что сказал, нужно слушать. Вы не можете просто отключиться и подумать о том, что вы собираетесь сказать дальше. Однако, если быть честными, большинство из нас признают, что часто так и поступают.
Важно сосредоточиться на другом человеке и на том, что он говорит. Вы также должны принять во внимание их язык тела.
На нашей странице Навыки слушания есть больше об этом.
Если вам трудно придумать, что сказать в ответ, попробуйте использовать какие-нибудь «вспомогательные» предложения, например:
«Это так интересно, вы действительно заставляете меня крепко задуматься!»
или
«Боже, это сложно, мне нужно подумать об этом. Я никогда не думал об этом таким образом».
Это не только дает вам немного времени подумать над обсуждаемой темой, но и является комплиментом человеку, с которым вы разговариваете, что всегда хорошо.
4. Используйте сигналы, чтобы помочь другому человеку
Когда разговор идет хорошо, он естественным образом переходит от одного человека к другому. Однако, если одному или обоим сложно «болтать», вам может быть полезно использовать «сигналы», чтобы показать другому человеку, что настала его очередь говорить.
Наиболее распространенным типом сигналов являются вопросы. Они могут быть как открытыми, так и закрытыми.
Закрытые вопросы предполагают ответ да/нет.
В разговоре они могут включать «Ты не согласен?» и «Тебе нравится вечеринка?» На самом деле они не предлагают другому человеку сделать что-то большее, чем кивнуть и согласиться, вместо того, чтобы участвовать в разговоре.
Открытые вопросы требуют дополнительной информации.
Они открывают беседу другому человеку и приглашают его к участию. По этой причине в разговоре их часто называют «приглашениями». Открытые вопросы часто начинаются со слов «Как…?» или «Почему…?»
На наших страницах Анкетирование и Типы вопросов подробнее о вопросах.
5. Создание эмоциональных связей
Конечно, вполне возможно вести беседу исключительно на уровне светской беседы, не говоря ничего важного.
Но беседа — это еще и способ выяснить, хотите ли вы узнать кого-то лучше и построить с ним отношения. Поэтому может быть полезно понять, как использовать разговор для создания и построения эмоциональных связей.
Ключ — обмен соответствующей информацией.
Это означает быть готовым открыто говорить о том, что вас интересует, что делает вас вами как личностью, и вдохновлять другого человека тоже делиться.
Лучший совет!
Этот «обмен» не обязательно должен быть чем-то большим. Это может быть так просто, как:
» Это так прекрасно, когда это прекрасное солнце. Это означало, что я могу покататься на каноэ в эти выходные, и у нас было такое красивое весло. ”
Это оставляет поле открытым для другого человека, чтобы сказать:
» О, ты умеешь кататься на каноэ? Я тоже когда-то греб. Куда ты ушел? »
» Да, прекрасная погода. Я сам пошел гулять. Здорово быть на улице, не так ли? ”
или даже
“ Мне самой жара тяжело, но детям понравилось, что детский бассейн на улице. ”
Все разные ответы, но все разделяют эмоциональную связь с другим человеком и поддерживают разговор.
Дальнейшее чтение из книги «Навыки, которые вам нужны»
Наши электронные книги по навыкам общения
Узнайте больше об основных навыках общения, необходимых вам для более эффективного общения.
Наши электронные книги идеально подходят для всех, кто хочет узнать или развить свои навыки межличностного общения, и полны легкой для понимания практической информации.
Заинтересуйтесь, и вам будет интересно
Все эти идеи можно, пожалуй, свести к одной:
Если вам интересны другие и окружающий мир, с вами будет интересно поговорить.
Это, в свою очередь, сделает разговор более плавным, потому что вы искренне захотите узнать о другом человеке и сможете внести свой вклад в разговор, исходя из собственного интереса к миру.
С другой стороны, если вас ничего не интересует, кроме самого себя, вы будете очень скучны, и люди не захотят с вами разговаривать. Вы были предупреждены!
Системный мыслитель – Всемирное кафе: живое знание через значимые разговоры
Подумайте обо всем обучении, которое происходит, когда люди перемещаются с места на место внутри и за пределами организации, перенося идеи и идеи из одного разговора в другой. Невидимые связи между этими
РАЗГОВОРОМ КАК ПУТЬ К МАСШТАБНЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ
действий организации помогают формировать коллективные знания организации и формировать ее будущее. Но процесс совместного создания будущего посредством разговора настолько естественен, что мы обычно не замечаем его.
С тех пор, как наши древние предки собирались кругами у теплого костра, разговор был основным процессом для осмысления нашего мира, выявления того, что мы ценим, обмена знаниями и представления нашего будущего. Небольшие группы, изучающие важные вопросы и связывающиеся с другими группами, которые занимаются тем же, всегда играли важную роль в социальном и институциональном обновлении. Рассмотрим швейные кружки и «комитеты по переписке», которые помогли зародиться Американской республике; разговоры в кафе и салонах, породившие Французскую революцию; и скандинавские «учебные кружки», которые стимулировали экономический и социальный ренессанс в Северной Европе. Охватывая постоянно расширяющиеся круги, члены малых групп распространяют свои идеи среди более широких кругов, неся исходные идеи для новых бесед, творческих возможностей и коллективных действий (см. «Разговоры как путь к крупномасштабным изменениям»).
Сегодня, особенно с появлением Интернета, мы все больше осознаем силу и потенциал этих динамических сетей общения и их системную важность для крупномасштабного сотрудничества, обучения и изменений. Перекрестное распространение идей от группы к группе может привести к появлению удивительного творчества и сосредоточенности, поскольку мы открываем инновационные способы поддержки «системного мышления вместе».
Что, если бы мы могли создать преднамеренный, простой и эффективный подход для поощрения большего совместного обучения и связного мышления, чем это часто доступно в условиях больших групп? Наше исследование показывает, что то, что мы стали называть «Всемирным кафе», может внести уникальный вклад, когда целью является целенаправленное использование диалогического исследования для содействия коллективному пониманию реальных проблем и ключевых стратегических вопросов на все более масштабных уровнях.
Что такое Всемирное кафе? Это инновационная методология, которая повышает способность к совместному обдумыванию критических вопросов, связывая беседы в малых и больших группах. В процессе знания растут, ощущение целого становится реальным, и становятся видны новые возможности. World Café использует принципы динамических сетей и живых систем для доступа к источнику более глубокого творчества и общих знаний, которые могут быть недоступны при более традиционных подходах к совместной работе.
Всемирное кафе — это также вызывающая воспоминания метафора, которая позволяет нам обратить внимание на аспекты организационной жизни, которые часто невидимы, скрыты формальными структурами и политиками. Он подчеркивает естественные сети общения и социального обучения, через которые мы получаем доступ к коллективному разуму, создаем новые знания и создаем желаемое будущее. Использование The World Café в качестве организующего образа позволяет лидерам намеренно разрабатывать процессы, которые используют естественную динамику, которая уже действует, чтобы создать устойчивую деловую и социальную ценность.
Как родилось World Café
Несколько лет назад мы по счастливой случайности открыли для себя уникальную силу разговоров в стиле кафе. Одним дождливым утром мы хотели предоставить участникам глобального диалога об интеллектуальном капитале комфортную обстановку, чтобы они могли насладиться чашечкой кофе в ожидании начала сессии. Мы установили в гостиной небольшие столики и накрыли их бумажными скатертями. Мы добавили цветы и разложили цветные мелки, как во многих соседних кафе.
Люди были в восторге и веселились. Они взяли кофе и собрались небольшими неформальными группами вокруг столов. Вскоре все погрузились в разговор. Пока они разговаривали, люди писали идеи на скатерти. Через некоторое время кто-то выразил любопытство по поводу того, что происходит в других разговорах. Один человек согласился остаться за каждым столом в качестве хозяина, а другие отправились к другим столам, чтобы узнать, какие интересные идеи там рождаются.
Люди гудели от волнения. В какой-то момент они решили оставить нового ведущего за каждым столом. Другие участники отправились к новым столам, соединяя идеи, проверяя предположения и добавляя друг к другу диаграммы и картинки на скатертях.
Ближе к обеду мы совершили «экскурсию» по всем скатертям, чтобы посмотреть, какие новые связи и вопросы появились. Наш специалист по интерактивной графике зафиксировал коллективные мысли с утра на большом листе газеты посреди комнаты. Мы вдруг поняли, что подключились к чему-то очень простому, но потенциально очень мощному. Благодаря беседам в кафе нам стала доступна общая база знаний, более крупная, чем любой человек или группа в комнате. Наш уникальный вклад комбинировался и рекомбинировался в новые богатые образцы живого знания и новаторского мышления, которые не были видны, когда мы начинали.
СОВЕТЫ ПО ХОЗЯЙСТВУ В КАФЕ
Хотя размещение в кафе ограничено только вашим воображением, рассмотрите возможность включения следующих элементов, когда вы экспериментируете с разговорами в кафе:
- Расставьте столы в стиле кафе или в другой непринужденной обстановке.
- Обеспечить еду, напитки, музыку, искусство, естественное освещение и зелень.
- Поощряйте неформальную беседу, сосредоточенную на ключевых вопросах.
- Дайте время помолчать и подумать.
- Поощряйте участников «перекрестно опылять» идеи и идеи между группами.
- Подготовьте материалы для визуального представления ключевых идей — маркеры и бумагу.
- Сплетайте и соединяйте новые темы и идеи.
- Уважайте социальную природу обучения и создания сообщества.
- Помогите участникам заметить, что индивидуальные беседы являются частью и вносят свой вклад в более широкое поле коллективных знаний и мудрости.
Всемирное кафе как методология
Что делает такую, казалось бы, простую практику — совместное обсуждение того, что нас волнует, и намеренное связывание сути наших разговоров с другими в постоянно расширяющемся круге — такой полезной? Мы думаем, что это потому, что беседы в кафе дают нам возможность заметить возможности для взаимного понимания, инноваций и действий, которые уже присутствуют в любой группе, если бы мы только знали, как получить к ним доступ. Мы обнаруживаем, что этот процесс предлагает уникальную смесь свободы и сосредоточенности, согласованности без контроля. В зависимости от потребностей организации мероприятия кафе могут быть разработаны вокруг определенных тем или тем. Формат кафе является гибким и адаптируется к различным обстоятельствам, основываясь на нескольких простых практиках и принципах (см. «Советы по размещению кафе»).
Группы от 12 до 1200 человек со всего мира участвовали в обучающих беседах в кафе в самых разных условиях. В глобальной компании по производству потребительских товаров руководители из более чем 30 стран использовали принципы кафе для интеграции новой глобальной маркетинговой стратегии. В Новой Зеландии лидеры маори объединили Всемирное кафе с форматами встреч коренных народов во время переговоров по региональному договору. Мексиканское правительство и корпоративные лидеры использовали The World Café для планирования сценариев. Компания из списка Fortune 100 использует «Creative Cafés» для изучения корпоративной ответственности с заинтересованными сторонами. А преподаватели в США и Европе создают виртуальные онлайн-кафе знаний для проведения программ дистанционного обучения.
После участия в беседах в кафе участники делятся такими комментариями, как: «Я установил продуктивные отношения и узнал от других больше, чем я когда-либо ожидал. Вы действительно можете видеть, как знания растут». Участники часто развивают повышенное чувство ответственности за использование практических идей, которые они получают, и за то, чтобы оставаться на связи, поскольку они расширяют беседу до более широких кругов.
Практика The World Café основана на ряде рабочих предположений, которые мы продолжаем исследовать:
- Будущее рождается в паутине человеческих разговоров.
- Наводящие вопросы способствуют коллективному обучению.
- Сети являются основной моделью живых систем.
- Человеческие системы — организации, семьи, сообщества — это живые системы.
- Интеллект возникает по мере того, как система соединяется с самой собой разнообразными и творческими способами.
- У нас есть вся мудрость и ресурсы, которые нам нужны.
Пять основных принципов работы
Мы обнаруживаем, что уникальный вклад обучения в кафе, по-видимому, заключается в преобразовании этих рабочих предположений в следующие пять принципов работы, которые при совместном использовании увеличивают вероятность создания прорывного мышления.
Создать гостеприимное пространство. Хозяева кафе по всему миру подчеркивают силу и важность создания доброжелательной атмосферы для оживления совместной беседы. Мы процветаем и лучше способны противостоять трудным вопросам, исследовать основные предположения и создавать то, что нам небезразлично, в среде, которая вызывает теплоту, дружелюбие и подлинность, чем в той, которая менее гостеприимна для человеческого духа. Большинство мест для встреч стерильны, холодны и безличны. Подумайте о выборе среды с естественным освещением. Создавайте удобные сидения. Уважайте наши традиции человеческого гостеприимства, предлагая закуски. Включайте тихую музыку, когда люди входят. Украсьте стены произведениями искусства. Гостеприимное пространство означает «безопасное» пространство, где каждый может свободно предлагать свои лучшие мысли.
Хозяева могут создать гостеприимное пространство даже в больших безликих залах. Например, на конференции на 1000 человек мы попросили персонал отеля поставить маленькие круглые коктейльные столики вместо рядов стульев в огромном бальном зале. Затем мы украсили каждый стол скатертью в красную клетку и вазой с красными и белыми гвоздиками. Добровольцы положили листы белой бумаги на скатерти и оставили небольшие контейнеры с цветными маркерами для рисования. Мы также привезли пальмы и другую зелень. Когда люди входили в комнату, их встречала легкая джазовая музыка. Гул разговоров почти мгновенно заполнил пространство.
Знания появляются в ответ на убедительные вопросы, которые «хорошо распространяются», поскольку они привлекают коллективное участие и исследования по всей системе.
Исследуйте важные вопросы. Один из самых важных выводов, сделанных нами в ходе работы с The World Café, заключается в том, что обнаружение и изучение «важных вопросов» открывает двери для каталитического диалога, понимания и инноваций. Знания появляются в ответ на убедительные вопросы, которые «хорошо распространяются», поскольку они привлекают коллективное участие и исследование всей системы. Мощные вопросы обеспечивают сфокусированность и согласованность сетей разговоров, которые в противном случае могли бы развернуться в случайном направлении. Хорошо продуманные стратегические вопросы определяют намерение, концентрируют энергию и направляют внимание на то, что действительно имеет значение.
Оттачивайте умение формулировать открытые вопросы, имеющие отношение к реальным проблемам группы. Эти вопросы не обязательно должны подразумевать немедленные действия или решение проблемы. Позвольте вопросам побуждать к исследованиям и исследованиям. В одном кафе в Дании, посвященном улучшению школьной системы, хозяева сформулировали центральный вопрос так: «Какой может быть хорошая школа?» а не как «Как мы можем решить проблемы в этой школе?» При этом они открыли разговор для оценки того, что может быть возможно в будущем, вместо того, чтобы ограничивать внимание тем, что не так в настоящем.
Соедините разных людей и точки зрения. «Интеллект возникает по мере того, как система соединяется с самой собой разнообразными и творческими способами», — говорит Маргарет Уитли, автор книги «Лидерство и новая наука» (Berrett-Koehler, 1992). Путем перекрестного опыления идей между столами в нескольких раундах разговора мы намеренно создаем более ускоренную и богатую сеть диалогических взаимодействий в большем масштабе, чем это принято в большинстве диалоговых кружков.
Одним из способов обогащения способов, которыми система соединяется с самой собой, является изменение различных раундов разговора. Хозяева остаются за каждым столом, чтобы приветствовать гостей, в то время как другие участники отправляются за новые столы, чтобы делиться информацией и собирать информацию. Затем путешественники могут вернуться в свои домашние кафе или продолжить переход от стола к столу в течение нескольких итераций. Иногда хозяева меняются, и первый хозяин становится путешественником во время второго цикла. Или несколько участников могут оставаться за столом, в то время как другие отправляются с краткими визитами в качестве «послов» к другим столам, собирая новые исходные идеи, которые привносят различные точки зрения за домашний стол.
Кроме того, все живые системы, включая человека, выигрывают от разнообразия. В своей книге «Квантовое общество: человеческая природа и сознание, определяемые новой физикой» (William Morrow and Company, 1994) Дана Зохар утверждает: «Социальная эволюция требует, чтобы разные точки зрения, разные идеи, разные образы жизни и разные традиции рекомбинироваться в более крупные, более сложные эмерджентные целые». Прорывное мышление с большей вероятностью возникнет, когда в исследование будут вносить вклад различные точки зрения и точки зрения. Например, «Стратегические кафе», в которых участвуют многочисленные заинтересованные стороны, в том числе сотрудники всех уровней, а также клиенты и поставщики, могут предложить более широкие возможности для инноваций, чем традиционные мероприятия по стратегическому планированию только среди руководителей высшего звена.
Слушайте вместе, чтобы узнать закономерности, идеи и более глубокие вопросы.
В ходе бесед в кафе участники часто обнаруживают связные смысловые схемы в том, что на первый взгляд может показаться хаотичным и беспорядочным самоорганизующимся обменом идеями и точками зрения. Акцент делается на совместном слушании — прислушивании к мудрости или пониманию, к которым ни один член группы не может иметь доступа в одиночку. С этой целью предложите участникам поделиться своими уникальными взглядами и выслушать новые связи в «пространстве между ними». Позвольте себе тишину и размышление. Попросите участников обратить внимание на то, что происходит в середине стола. Сосредоточившись на этих особых качествах коллективного внимания, у нас появляется больше возможностей испытать то, что наш датский коллега Финн Волдтофт назвал «волшебством посередине».
Например, в Швеции организаторы форума с участием многих заинтересованных сторон использовали беседы в кафе, чтобы прояснить области исследований, которые могут повлиять на будущее как информационно-коммуникационной отрасли, так и окружающей среды. Они начали первый раунд разговора, дав каждому столу участников «говорящий камень». Каждый участник по очереди взял говорящий камень и представил свои ключевые идеи, мысли или более глубокие вопросы по вопросу «Как информационные технологии могут способствовать устойчивому будущему?»
Трое других участников за каждым столом должны были внимательно слушать и проводить любые связи, которые они заметили между идеями в середине скатерти. Во втором и третьем раундах хозяева кафе попросили всех вместе выслушать более глубокие предположения, лежащие в основе их взглядов, а также написать их на скатерти. Когда финальный раунд закончился, группа объединила коллективные идеи и «ага», возникшие в результате объединения диалогов в малых группах за столиками в кафе, и создания «общего разговора». Благодаря этому преднамеренному процессу обнаружения и соединения основных предположений и идей участники, которые могли бы противостоять друг другу в другой обстановке, пришли к взаимному пониманию более глубоких вопросов, с которыми они вместе столкнулись, способствуя устойчивому будущему.
Сделать коллективные знания видимыми для группы. Мы пришли к пониманию, что простое действие — набросать идеи и картинки на бумажной салфетке или скатерти, чтобы другие за столиком в кафе могли буквально «видеть, что вы имеете в виду», — неотъемлемая часть создания знаний и инноваций. Как говорит Майкл Шрейдж в книге «Общие умы: новые технологии сотрудничества» (Random House, 1990): «Образы, карты и представления, крутящиеся в мозгу людей, должны иметь форму, которую могут формировать образы, карты или представления других людей. изменить или иным образом повысить ценность. . . . Для создания общего понимания требуется общее пространство». Предоставляя бумагу и маркеры, мы поощряем использование «общего пространства», где люди могут развивать идеи друг друга, объединять свои мысли и участвовать в более глубоком коллективном слушании.
Во многих мероприятиях кафе участвует специалист по интерактивной графике, который создает большие визуальные карты, синтезирующие ключевые идеи и идеи. Прокомментировала Нэнси Маргулис, которая организовала множество кафе: «Это похоже на большую «скатерть» посреди всей группы. Участники могут буквально видеть, что они вместе создают что-то новое». Другие возможности сделать коллективное знание видимым включают «прогулку по галерее», когда участники осматривают скатерти, созданные различными группами; издание газеты Café на месте; и создание театральных представлений, отражающих групповые открытия. Каждый из этих методов позволяет участникам улавливать и развивать импульс и возникающие идеи. Кроме того, создание «сборников рассказов» на основе сеанса позволяет участникам представить результаты своей работы более широкой аудитории после мероприятия.
Пять принципов действия кажутся довольно простыми, но их воплощение в комплексной практике требует творчества, вдумчивости, артистизма и внимательности. Креативность ведущего может превратить интересную беседу в волшебство переживания того, что наш коллега Том Этли называет со-разумом в действии.
Разговор как действие
Но разве все эти разговоры просто разговоры? Как насчет срочной необходимости действовать в наших организациях сегодня? Мы обнаружили, что по своей природе The World Café бросает вызов тому, как большинство из нас думает о достижении желаемых результатов в организационной и общественной жизни. Многие лидеры до сих пор проповедуют, что мы должны «перестать болтать и приступить к работе», как будто разговор и работа — это две разные вещи. Умберто Матурана, первопроходец в области эволюционной биологии, помог нам увидеть, что люди думают вместе и координируют действия с помощью языка. Разговор — это «настоящая работа». Благодаря разговору люди узнают, кого что волнует и кто будет нести ответственность за следующие шаги. Мы обнаруживаем, что когда люди выходят на новый уровень общего понимания реальных проблем, они хотят что-то изменить. Когда участники возвращаются из бесед в кафе, они часто видят дополнительные варианты действий, о существовании которых они раньше не подозревали.
Кафе как метафора
Как сообщили участники мероприятий Café, World Café — это мощная методология совместного обучения и развития знаний. Мы также обнаруживаем, что это провокационная метафора, которая может помочь нам увидеть организационные и социальные изменения в новом свете. Как метафора «Мир как кафе» может заставить нас по-новому взглянуть на способы стимулирования общесистемных инноваций и действий?
Мы узнаем, что разговоры в кафе основаны на более широком естественном процессе взаимных исследований и открытий, который не зависит от маленьких круглых столов и скатертей в красную клетку. Испытав на себе силу сфокусированных сетей общения в небольшом масштабе, участники видят, как они могут использовать это стратегическое понимание в более крупных системах, частью которых они являются. Что, если бы общение было таким же основным бизнес-процессом, как маркетинг, дистрибуция или разработка продукта? Что, если бы это уже был основной процесс — источник организационного интеллекта, который позволяет всем остальным приносить положительные результаты?
Например, представьте, что ваша организация представляет собой ряд столов в кафе, где сотрудники перемещаются между функциями внутри организации, а также соединяются с несколькими «столами» клиентов, поставщиков, дистрибьюторов и других собеседников. Что изменилось бы в вашем собственном выборе действий, если бы вы рассматривали свое рабочее место как динамичную, живую сеть разговоров и создания знаний, а не как традиционную иерархию (см. «Что мы видим, определяет, что мы делаем»)?
Основываясь на понимании The World Café, лидеры могут взять на себя большую ответственность за разработку инфраструктуры, которая обеспечивает согласованность и направленность организационных разговоров. Например, они начинают осознавать ключевую роль, которую они играют в выявлении «больших вопросов» и проведении стратегических бесед с несколькими заинтересованными сторонами. Этот сдвиг линз также имеет практические последствия для того, как лидеры работают над формированием стратегии, организационным обучением, информационными технологиями, дизайном физического пространства и развитием лидерства.
На одной из сессий в кафе руководители крупных корпораций обрисовывали последствия принятия этой точки зрения. Директор по глобальным операциям компании с более чем 50 000 сотрудников внезапно вскочил со своего места и воскликнул: «Вы знаете, что я сделал? Я только что реорганизовал всю свою глобальную операцию. Я разорвал неформальные сети знаний и отношения, которые складывались годами. Если бы я посмотрел на свою реорганизацию через эти очки, я бы сделал ее совсем по-другому. Это займет у нас много времени
ТО, ЧТО МЫ ВИДИМ, ОПРЕДЕЛЯЕТ, ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ
Если обмен ключевыми знаниями, обучение и стратегические инновации происходят в сетях общения через личные отношения, то . . .
- Каков уникальный вклад лидерства?
- Какие средства/методы/подходы к обучению наиболее эффективны?
- Каковы последствия эволюции стратегии?
- Как вы могли бы изменить физическое пространство для поддержки обмена знаниями?
- Как бы вы подошли к процессу организационных изменений и обновления?
- Каково наиболее стратегическое использование информационных технологий?
- Каковы показатели успеха?
пора выздоравливать!» Его искренние комментарии вызвали оживленную дискуссию о роли лидеров в разработке организационных стратегий, учитывающих эти менее заметные, но важные процессы общения и обучения.
Мы видим множество практических примеров того, как люди намеренно используют метафору «Всемирное кафе» для управления стратегической работой в более крупных системах. Руководители высокотехнологичной корпорации помогли резко снизить уровень травматизма, используя принципы кафе, чтобы задействовать существующие сети общения и задать вопросы о рисках для безопасности. Всемирное кафе побудило эксперта по интеллектуальному капиталу Лейфа Эдвинссона из Швеции отметить, что дизайн офиса прошлого не подходит для эффективной работы, основанной на знаниях. В ответ он привлек ведущих архитекторов к альтернативному дизайну помещений.
Принципы World Café также используются для реконструкции Музея науки и промышленности во Флориде, чтобы выделить не только формальные экспонаты, но и обучающие беседы как путь к открытиям. А инициатива From the Four Directions: People Everywhere Leading the Way намеренно сплетает глобальную сеть разговоров между лидерами всех возрастов на нескольких континентах. Используя Интернет и другие информационные технологии, местные дискуссионные круги передают идеи обратно в сеть, катализируя эти всемирные диалоги лидеров в растущую силу социальных инноваций.
Создание устойчивой ценности
Всемирное кафе — это один из способов стимулировать смелые разговоры о вопросах, имеющих значение для нашей жизни и работы, особенно в больших группах. Сейчас мы видим системные способы, с помощью которых сфокусированные сети для общения, особенно при поддержке технологий совместной работы, могут помочь организациям и сообществам развиваться. Использование The World Café в качестве методологии и метафоры предлагает практичный, но инновационный способ культивировать как знания, необходимые для процветания сегодня, так и мудрость, необходимую для создания будущего, которого мы хотим, вместо того, чтобы жить с тем будущим, которое мы получаем.
Хуанита Браун и Дэвид Айзекс выступают в качестве стратегов и мыслящих партнеров со старшими руководителями, применяя принципы живых систем к эволюции организаций, основанных на знаниях, и инициативам по крупномасштабным изменениям. Они устраивали беседы в кафе и стратегические диалоги на международном уровне в самых разных деловых и общественных условиях. (Свяжитесь с нами по адресу [email protected] или позвоните по телефону 415-381-3368). Сообщество World Café состоит из растущей глобальной группы лидеров и других людей, приверженных смелым беседам и позитивному будущему.