Мысленный эксперимент как объективный метод исследования
Реальный эксперимент обычно имеет ограниченную сферу применения. Иногда он не осуществим по экономическим соображениям или в связи с его сложностью. Часто материальный эксперимент не дает желаемого результата, поскольку его возможности ограничены уровнем развития знания и техники. Только мысленный эксперимент, в котором логическое мышление и творческое воображение исследователя сочетаются с экспериментальным и теоретическим материалом, позволяет оттолкнуться от реальной действительности и пойти дальше — понять и исследовать то, что раньше казалось неразрешимой загадкой. Во всех тех случаях, когда для познания наиболее глубоких сущностей нужен эксперимент при высокой степени абстракции от реальных условий, исследователь обращается именно к мысленному эксперименту.
Мысленные эксперименты не придумываются совершенно произвольно, а представляют собой мыслительные операции, удовлетворяющие определенным требованиям и принципам проверенной научной теории.
Мысленный эксперимент — это эксперимент в сфере сознания, в котором ведущая роль принадлежит мышлению. Этим определяется его субъективная сторона. Однако тот факт, что мысленный эксперимент реализуется целиком и полностью на уровне сознания, говорит о том, что его содержание объективно.
Оценивая мысленный эксперимент, нельзя к нему относиться как к готовому знанию; в этом случае он играет роль простой иллюстрации. Также нельзя сводить его содержание только к обдумыванию, планированию материального эксперимента (хотя он всегда предшествует материальному эксперименту). Мысленный эксперимент является скорее продолжением и обобщением, схематизацией последнего, нежели наоборот.
Ценность мысленного эксперимента, во-первых, состоит в том, что он позволяет исследовать ситуации, неосуществимые практически, хотя и возможные принципиально. Во-вторых, он позволяет в ряде случаев осуществлять познание и проверку истинности знаний, не прибегая к материальному экспериментированию. Однако, поскольку мысленный эксперимент является одновременно прямым и модельным, опосредованность связи субъекта с объектом исследования в конечном итоге требует практической проверки полученных результатов. Если в материальном эксперименте уже сам ход его служит подтверждением истинности «посылок», то этого нельзя сказать об эксперименте мысленном: свою окончательную оценку мысленный эксперимент может получить только в процессе проверки его результатов на практике.
Подводя итог, можно охарактеризовать мысленный эксперимент как эвристическую операцию следующими особенностями: 1) это познавательный процесс, принимающий структуру реального эксперимента; 2) вся цепь рассуждений ведется в нем на базе наглядных образов; 3) мысленное экспериментирование связано с процессом идеализации; 4) по своей логической структуре оно представляет собой гипотетико-дедуктивное построение; 5) механизм мысленного эксперимента не автоматизирован, а связан с процессом решения возникшей в ходе исследования задачей; 6) мысленное экспериментирование осуществляется на основе выработки программы, плана-схемы мыслительных действий по переработке исходной информации; 7) мысленный эксперимент сочетает в себе силу формального вывода с экспериментальной достоверностью.
Таким образом, мысленный эксперимент — форма мышления, объективно возникшая как результат активного воздействия человека на природу. Специфика этой формы состоит в том, что абстрактное и конкретное, рационально-понятийное и чувственно-наглядное составляют в ней диалектическое единство. Мысленный эксперимент есть эффективное средство получения новых знаний о мире.
Экспериментальная психология
- Артефакт
- Компьютерная томография
- Кривая упражнения
- Математическая статистика
- Методология экспериментальных исследований личности
- Методы изучения речи
- Методы исследования эмоций
- Надежность измерения
- Плетизмография
- … и другое
5.2. Идеализация. Мысленный эксперимент
Идеализация — это особый вид абстрагирования, представляющий собой мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований.
Другим видом идеализации является наделение объекта какими-то свойствами, которые в реальной действительности неосуществимы. Примером такой идеализации является абсолютно черное тело. Такое тело наделяется не существующим в природе свойством поглощать абсолютно всю попадающую на него лучистую энергию, ничего не отражая и ничего не пропуская сквозь себя.
Спектр излучения абсолютно черного тела является идеальным случаем, ибо на него не оказывает влияние ни природа вещества излучателя, ни состояние его поверхности. Проблемой расчета количества излучения, испускаемого идеальным излучателем – абсолютно черным телом, занялся Макс Планк, который работал над ней 4 года.
В 1900 г. ему удалось найти решение в виде формулы, которая правильно описывала спектральное распределение энергии излучаемого абсолютно черного тела. Так работа с идеализированным объектом помогла заложить основы квантовой теории, ознаменовавшей радикальный переворот в науке.Целесообразность использования идеализации определяется следующими обстоятельствами:
во-первых, идеализация целесообразна тогда, когда подлежащие исследованию реальные объекты достаточно сложны для имеющихся средств теоретического, в частности, математического анализа, а по отношению к идеализированному случаю можно, приложив эти средства, построить и развить теорию, в определенных условиях и целях эффективную для описания свойств и поведения этих реальных объектов;
в-третьих, применение идеализации целесообразно тогда, когда исключаемые из рассмотрения свойства, стороны, связи изучаемого объекта не влияют в рамках данного исследования на его сущность. Так, если в ряде случаев возможно и целесообразно рассматривать атомы в виде материальной точки, то такая идеализация недопустима при изучении структуры атома.
Если существуют разные теоретические подходы, то возможны и разные варианты идеализации. В качестве примера можно привести три разных понятия «идеального газа», сформировавшихся под влиянием различных теоретико-физических представлений: Максвелла-Больцмана, Бозе-Эйнштей-на, Ферми-Дирака. Однако полученные при этом все три варианта идеализации оказались плодотворными при изучении газовых состояний различной природы. Так, идеальный газ Максвелла-Больцмана стал основой исследований обычных молекулярных разряженных газов, находящихся при достаточно высоких температурах; идеальный газ Бозе-Эйнштейна был применён для изучения фотонного газа, а идеальный газ Ферми-Дирака помог решить ряд проблем электронного газа.
Идеализация в отличие от чистого абстрагирования допускает элемент чувственной наглядности. Обычный процесс абстрагирования ведет к образованию мысленных абстракций, не обладающих никакой наглядностью. Эта особенность идеализации очень важна для реализации такого специфического метода теоретического познания, каковым является мысленный эксперимент.
Мысленный эксперимент — это мысленный подбор тех или иных положений, ситуаций, позволяющих обнаружить какие-то важные особенности исследуемого объекта. Мысленный эксперимент предполагает оперирование идеализированным объектом, которое заключается в мысленном подборе тех или иных положений, ситуаций, позволяющих обнаружить какие-то важные особенности исследуемого объекта. В этом проявляется определенное сходство мысленного эксперимента с реальным. Более того, всякий реальный эксперимент, прежде чем быть осуществлен на практике, сначала «проигрывается» исследователем мысленно в процессе обдумывания, планирования.
Вместе с тем, мысленный эксперимент играет и самостоятельную роль в науке. При этом, сохраняя сходство с реальным экспериментом, он в то же время существенно отличается от него. Это отличие заключается в следующем:
. Реальный эксперимент – это метод, связанный с практическим, «орудийным» познанием окружающего мира. В мысленном же эксперименте исследователь оперирует не материальными объектами, а их идеализированными образами и само оперирование производится в его сознании, т.е. чисто умозрительно, без всякого материально-технического обеспечения.
. В реальном эксперименте приходится считаться с реальными физическими и иными ограничениями поведения объекта исследования. В этом плане мысленный эксперимент имеет явное преимущество перед экспериментом реальным. В мысленном эксперименте можно абстрагироваться от действия нежелательных факторов, проведя его в идеализированном, «чистом» виде.
. В научном познании могут быть случаи, когда при исследовании некоторых явлений, ситуаций проведение реальных экспериментов оказывается вообще невозможным. Этот пробел в познании может восполнить только мысленный эксперимент.
Наглядным примером роли мыслительного эксперимента является история открытия явления трения. В течение тысячелетия господствовала концепция Аристотеля, утверждавшая, что движущееся тело останавливается, если толкающая его сила прекращается. Доказательством служило движение тележки или шара, которое прекращалось само собой, если воздействие не возобновлялось.
Галилею удалось путем мыслительного эксперимента поэтапной идеализацией представить идеальную поверхность и открыть закон механики движения. «Закон инерции, – писали А. Эйнштейн и Л. Инфельд, – нельзя вывести непосредственно из эксперимента, его можно вывести умозрительно – мышлением, связанным с наблюдением». Этот эксперимент никогда нельзя выполнить в действительности, хотя он ведет к глубокому пониманию действительных процессов.
Мыслительный эксперимент может иметь большую эвристическую ценность, помогая интерпретировать новое знание, полученное чисто математическим путем. Это подтверждается многими примерами из истории науки. Одним из них является мысленный эксперимент В. Гейзенберга, направленный на разъяснение соотношения неопределенности. В этом мысленном эксперименте соотношение неопределенности было найдено благодаря абстрагированию, разделившему целостную структуру электрона на две противоположности: волну и корпускулу. Тем самым совпадение результата мысленного эксперимента с результатом, достигнутым математическим путем, означало доказательство объективно существующей противоречивости электрона как цельного материального образования и дало возможность понять его сущность.
Метод идеализации, весьма плодотворный во многих случаях, имеет в то же время определенные ограничения. Развитие научного познания заставляет иногда отказываться от ранее существовавших идеализаций. К примеру, Эйнштейн отказался от таких идеализаций как «абсолютное пространство» и «абсолютное время». Кроме того, любая идеализация ограничена конкретной областью явлений и служит для решения только определенных проблем.
Сама по себе идеализация, хотя и может быть плодотворной и даже подводить к научному открытию, еще не достаточна для того, чтобы сделать это открытие. Здесь определяющую роль играют теоретические установки, из которых исходит исследователь. Так, идеализация паровой машины, удачно осуществленная Сади Карно, подвела его к открытию механического эквивалента теплоты, которого он не смог открыть, так как верил в существование теплорода.
Основное положительное значение идеализации как метода научного познания заключается в том, что получаемые на её основе теоретические построения позволяют затем эффективно исследовать реальные объекты и явления. Упрощения, достигаемые с помощью идеализации, облегчают создание теории, вскрывающей законы исследуемой области явлений материального мира. Если теория в целом правильно описывает реальные явления, то правомерны и положенные в ее основу идеализации.
Мысленные эксперименты — Лаборатория принятия решений
Основная идея
Теория и практика
TDL — это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.
Наши консультационные услуги
Вы когда-нибудь сидели у костра, когда ваш друг задает диковинный открытый вопрос? Возможно, они спрашивают вас о чем-то простом, например, что бы вы сделали с миллиардом долларов или каким животным вы хотели бы быть, если бы могли изменять форму. Однако иногда вы можете случайно создать глубокий гипотетический вопрос, на который, похоже, нет простого ответа. Если да, возможно, вы наткнулись на мысленный эксперимент.
Мысленные эксперименты определяются как умственный процесс использования гипотез для логического поиска решения сложного вопроса. Как следует из названия, мысленные эксперименты часто пытаются имитировать экспериментальный процесс только с помощью воображения. Мы используем мысленные эксперименты, когда реальное выполнение указанного эксперимента было бы этически, физически или финансово невозможно. Как правило, мысленные эксперименты заканчиваются круговым и риторическим, поскольку они предназначены для того, чтобы подчеркнуть точку зрения, а не дать полный ответ на вопрос. Мысленные эксперименты используются в разных дисциплинах, но чаще всего в сфере философии или теоретических наук. 1
»Привяжите кусок тоста -смазанной маслом стороной вверх- к спине кошки. Выкинуть кота из окна. Приземлится ли кошка на лапы или будет действовать закон Мерфи?
– Алан Флетчер
Теория встречается с практикой
TDL – это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.
Наши консультационные услуги
История
Как способ мышления, трудно проследить до первого использования мысленного эксперимента. Письменные свидетельства мысленных экспериментов начали появляться в Древней Греции у философов-досократиков, которые использовали их в качестве концептуальной основы для решения математических уравнений. Одним из самых ранних примеров является парадокс греческого философа Зенона под названием « Ахиллес и черепаха ». Этот мысленный эксперимент, предложенный в 430 году до нашей эры, посвящен греческому герою Ахиллесу и черепахе, которые соревнуются в гонке до финиша. Будучи одновременно быстрым и щедрым, Ахиллес дает черепахе 100-метровую фору. Зенон утверждает, что как только Ахиллес пробежит 100 м и восполнит фору, небольшое расстояние, которое прошла медленная черепаха, удержит ее в лидерах. К тому времени, как Ахиллес снова догонит место, где был наш быстрый друг-рептилия, черепаха продвинется еще дальше. Согласно Зенону, Ахиллес никогда не выиграет гонку, потому что расстояние между ними никогда полностью не сократится. Хотя на самом деле это не так, аргумент Зенона в пользу этого результата нельзя опровергнуть логически. 2
Мысленные эксперименты, как известно, вошли в естественные науки в виде гравитационного эксперимента Галилея с Пизанской башней. Хотя Галилело часто заявлял, что это реальный эксперимент, эта идея была просто гипотетической, чтобы объяснить, как гравитация действует на объекты разного веса. Мысленный эксперимент проходил следующим образом: если вы сбросите тяжелый и легкий мячи с Пизанской башни, какой из них, по вашему мнению, приземлится первым? Большинство ранних философов сказали бы, что это тяжелый шар, но Галилей не согласился. Он утверждал, что оба мяча упадут на землю одновременно, потому что степень ускорения не связана с массой. 3
В то время как ранее существовали десятки известных мысленных экспериментов, австрийский физик Эрнст Мах первым формализовал фразу «мысленный эксперимент» в 1883 году. С тех пор мысленные эксперименты сыграли решающую роль в легком описании сложных явлений, от кота Шодингера до демона Максвелла.
Последствия
Мысленные эксперименты являются обычными инструментами на всех уровнях образования. Являясь высокоэффективным инструментом доведения сложных идей до широкой аудитории, мысленные эксперименты оказались полезными для демократизации научных кругов и расширения кругозора масс. От телепорта Парфита до проблемы с тележкой — мысленные эксперименты определяют наше понимание морали, человечности и самой реальности.
В проницательной философской статье Мах утверждал, что мысленные эксперименты рождаются из присущего человеку свойства бесконечного любопытства. Начиная с младенчества, мы идем по жизни, постоянно узнавая больше об окружающем нас мире. Мы начинаем понимать причинно-следственные связи, существующие в нашем обществе, проводя эксперименты в реальной жизни, которые открывают для нас новый слой для исследования. В конце концов, мы достигаем точки, когда наше любопытство превышает нашу способность что-то проверить в реальной жизни, и именно тогда мы даем волю своему воображению, чтобы проводить мысленные эксперименты. По мнению Маха, мысленные эксперименты в некотором роде — одно из самых человечных занятий, которые мы можем делать. 5
Споры
Не каждый эксперимент является хорошим мысленным экспериментом. Как и в любой форме экспериментов, в мысленных экспериментах могут быть серьезные недостатки, которые игнорируют важные фрагменты контекстуальной информации, чтобы обеспечить искусственное решение. Конечно, это сделано намеренно: мысленные эксперименты полезны, потому что они исключают контекст из уравнения. К сожалению, отсутствие контекста может сделать их совершенно бесполезными для решения реальных проблем.
Мы часто видим эту неадекватность в сфере этики. Популярным мысленным экспериментом является эксперимент Питера Сингера с утоплением. По сути, мысленный эксперимент ставит вопрос о том, обязаны ли вы с этической точки зрения спасать тонущего в озере ребенка. Спасение ребенка потребует от вас пробраться вброд, намочить одежду и опоздать на работу. Конечно, практически все говорят, что пошли бы спасать ребенка. Жертвы относительно минимальны по сравнению со спасением человеческой жизни. Сингер опровергает это утверждение, заявляя, что мы не приносим каждый день маленькие жертвы ради спасения других. 6 Например, наш повседневный образ жизни может в значительной степени способствовать эскалации изменения климата, которое в ближайшем будущем может привести к гибели миллионов людей. Отказываясь от некоторых повседневных предметов роскоши, чтобы помочь бороться с изменением климата, мы часто не сохраняем эти привычки. Если мы обязаны спасти ребенка, мы должны быть обязаны спасти всех остальных, кого можем, путем радикальных изменений в образе жизни.
Возможно, мысленные эксперименты, подобные этому, по своей сути интересны. Они дают нашему творческому мозгу, способному решать проблемы, много материала для пережевывания. К сожалению, в действительности мы не так решаем вопросы массовой этики. Как правило, мы разрабатываем политику, которая не требует от нас такой большой индивидуальной ответственности. Чтобы справиться с изменением климата, мы создаем более совершенные технологии использования возобновляемых источников энергии, вводим налоги на выбросы углерода для крупных загрязнителей и используем силу глобальных соглашений для сокращения выбросов. Тем не менее, несмотря на то, что потребление меньшего количества мяса и выбор вождения автомобиля меньше помогают в сокращении выбросов парниковых газов, его эффекты не идут ни в какое сравнение с коллективными методами. Чтобы люди не тонули, мы нанимаем спасателей, финансируем береговую охрану и строим заборы, чтобы люди не падали в воду. Конечно, тонущего ребенка надо спасать, но в наших реалиях до этого, наверное, дело не дойдет. Хотя мысленный эксперимент Сингера может поставить интересную этическую дилемму, его предложение использовать индивидуальные решения для решения проблем всего общества игнорирует жизненно важную реальность, состоящую в том, что мы часто не полагаемся на доброту других для решения больших проблем.
Кроме того, полезность некоторых приложений мысленных экспериментов является спорной. 7 Хотя никто не возражает против легитимности инструментов, которые могут объяснить сложные явления для непрофессиональной аудитории, использование мысленных экспериментов в качестве научного инструмента вызывает больше споров. В конце концов, как мы видели на примере черепахи Зенона, мысленный эксперимент может быть логически обоснованным, но не научным. В то время как мысленные эксперименты были правильными в отношении научных явлений в прошлом, наши быстро совершенствующиеся инструменты моделирования и измерения в значительной степени устранили использование мысленных экспериментов в качестве основного инструмента научного исследования.
Тематические исследования
Корабль ТесеяКорабль Тесея — один из наиболее интересных ранних мысленных экспериментов. Мысленный эксперимент с кораблем Тесея, обсуждавшийся Платоном, Гераклитом и Плутархом в 500–400 гг. до н. э., ставит интересный вопрос об идентичности. В мысленном эксперименте старый корабль знаменитого греческого героя Тесея хранился несколько лет. Время сказалось на корабле, и его части начинают разлагаться. Чтобы корабль оставался в хорошем состоянии, владелец заменяет несколько гнилых досок. Прошло еще время, и весла начали гнить. Их тоже меняет хозяин. Парус выветривается, и его тоже заменяют. Часть за частью владелец в конечном итоге заменяет каждую старую, ветхую деталь совершенно новой. Это приводит к каверзному философскому вопросу: это все та же лодка? В конце концов, если бы было заменено всего несколько досок, было бы нелепо называть это новенькой лодкой. Если это другой корабль, то в какой момент он перестал быть кораблем Тесея? Эта простая древняя загадка обсуждалась веками. Являемся ли мы больше, чем сумма наших частей? В конце концов, вы, вероятно, чувствуете себя тем же человеком, несмотря на то, что ваши клетки полностью регенерировали несколько раз в вашей жизни. Каким бы ни был ответ, корабль Тесея дает нам легкий путь разобраться с нашей собственной идентичностью и природой самой реальности. 8
Китайская комнатаМожет ли компьютер иметь сознание? Это вопрос, на который философ Джон Сирл пытался ответить с помощью своего мысленного эксперимента «Китайская комната». Мысленный эксперимент работает следующим образом: предположим, что Серл сидит в комнате. Серл не говорит на китайском и ничего не понимает в китайских языках. В комнате есть дверь, коробка с китайскими иероглифами и книга с инструкциями на английском языке. Если человек, говорящий на мандаринском диалекте, подсовывал лист бумаги с вопросом под дверной косяк, Сирл мог посмотреть в книге, какую комбинацию символов использовать для ответа. На самом деле он не понял бы, что он говорит в ответ, поскольку он просто сопоставляет шаблоны. Однако, как только он сунет свой ответ под дверной косяк, другой человек будет убежден, что разговаривает с кем-то, кто свободно говорит на мандаринском диалекте. Сирл использовал эту идею, чтобы возразить против концепции, согласно которой искусственный интеллект может разумно понимать смысл своих задач. Предположим, была построена высокоразвитая система искусственного интеллекта, обрабатывающая языки. Вы могли ввести любой вопрос, который у вас был, и компьютер точно ответил. Программа настолько хороша в этом, что если вы отправите сообщение с ее помощью, вы будете убеждены, что это просто человек, который вам отвечает. Затем Серл задает сложный вопрос: действительно ли компьютер понимает то, что вы говорите, или это просто имитация всех шагов, связанных с написанием этого? Сирл утверждает, что эта система искусственного интеллекта ничем не отличается от нашего сбитого с толку философа, подсовывающего китайские иероглифы под дверь. Пока ответ правильный, смысл теряется по пути. 9
Связанный контент TDL
Альберт Эйнштейн
Будучи одним из самых новаторских мыслителей начала двадцатого века, Эйнштейн не был чужд силе мысленных экспериментов. В детстве он придумал мысленный эксперимент по погоне за лучом света, который привел его к искоренению существующей физической парадигмы. Он изложил свою общую теорию относительности с помощью мысленных экспериментов, в которых участвовали ускоряющиеся лифты, слепые жуки, исследующие изогнутые поверхности, и человек, падающий с крыши. profile — отличное место для начала.
Платон
Возможно, самым впечатляющим мысленным экспериментом всех времен является аллегория Платона о пещере. Платон описывает группу узников, прикованных цепями в пещере с костром позади них. Тени от костра развлекают этих заключенных. Для заключенных эти тени — реальность. Когда один заключенный сбегает из пещеры и понимает, что тени — это иллюзия, он пытается убедить других заключенных покинуть свою ложную реальность. Остальные заключенные отказываются, так как больше ничего не знают. Эта загадочная аллегория поднимает много вопросов о природе нашей реальности и человеческого поведения. Хотите узнать больше о пещере, Платоне и самой реальности? Посмотрите профиль мыслителя TDL на Платоне.
- Браун, Дж. Р., и Фехиге, Ю. (2019, 26 сентября). Мысленные эксперименты . Стэнфордская энциклопедия философии. https://plato.stanford.edu/entries/thought-experiment/#HisThoExp.
- Палмер, Б. (2014, 5 марта). Парадокс Зенона — это трюк, но очень интересный трюк . Сланцевый журнал.
- https://slate.com/technology/2014/03/zenos-paradox-how-to-explain-the-solution-to-achilles-and-the-tortoise-to-a-child.html.
- См. 1.
- Мах, Э., и Хиберт, Э. Н. (1976). О мысленных экспериментах. Знание и ошибка , 134–147. https://doi.org/10.1007/978-94-010-1428-1_11
- Иллюстрация Питера Сингера POND . Жизнь, которую вы можете спасти. (2021, 12 апреля). https://www.thelifeyoucansave.org/child-in-the-pond/.
- См. 1.
- Перри П. (30 января 2019 г.). Это древнее мысленное упражнение заставит вас усомниться в своей личности . Большие мысли. https://bigthink.com/philip-perry/this-ancient-thought-exercise-will-have-you-questioning-your-identity.
- Коул Д. (20 февраля 2020 г.). Аргумент «Китайская комната» . Стэнфордская энциклопедия философии. https://plato.stanford.edu/entries/chinese-room/.
- Мысленный эксперимент: Как Эйнштейн решал трудные задачи . улица Фарнам. (2020, 3 апреля). https://fs.blog/2017/06/thought-experiment/.
Мысленные эксперименты и философский метод
Начните вводить поисковый запрос выше и нажмите клавишу возврата для поиска. Нажмите Esc для отмены.
В интервью 3:am Magazine Ричард Маршалл давит на Филипа Китчера (Колумбия) по поводу его критики априорных подходов к философии, основанных на мысленном эксперименте. Маршалл говорит, что критика точки зрения Китчера заключается в том, что она «положит конец многим типичным философским исследованиям». Китчер отвечает:
Мысленные эксперименты работают тогда и только тогда, когда они задействуют когнитивные способности, которые могут достоверно сделать сделанные выводы. Когда поставленный вопрос неточен, ваш мысленный эксперимент, как правило, бесполезен. Но еще более важным является тот факт, что упрощенные сценарии, которые любят многие философы, просто не соответствуют нашим интеллектуальным способностям. История по указке исключает те виды реакций, которые у нас естественны в описываемой ситуации. Подумайте о задаче о тележке, в которой вас просят решить, столкнуть ли толстяка с моста. Если вы вообразите себя — серьезно вообразите себя — в такой ситуации, вы оглянетесь вокруг в поисках альтернативы, подумаете о том, чтобы поговорить с толстяком, вызваться прыгать с ним и т. д. и т. д. Ничего из этого не разрешено. Таким образом, вам предлагается вынужденный выбор, по поводу которого большинство людей, которых я знаю, глубоко обеспокоены. Предоставленные «данные» — это всего лишь доказательство низкого качества, об использовании которого беспокоился бы любой авторитетный следователь. (Мне нравится фундаментальная идея Джошуа Грина исследовать реакцию людей, но мне бы хотелось, чтобы он задавал им вопросы получше.)
Философы любят взывать к своей «интуиции» в отношении этих головоломок. Кажется, они думают, что у них есть доступ к маленьким крупицам мудрости. Нам всем было бы намного лучше, если бы фраза «Моя интуиция…» была заменена фразой: «Учитывая мои развитые психологические адаптации и мою особую инкультурацию, столкнувшись с этим запутанным сценарием, я обнаруживаю, что более или менее неуверенно склонен сказать: …» Возможно, бывают случаи, когда падежи выявляют какую-то ранее незамеченную грань значения слова. Но для такого прагматика, как я, важные вопросы касаются слов, которые мы можем использовать для достижения наших целей, а не языка, который мы на самом деле используем.
Если отказаться от интуиции, станет ли это концом философии? Это был бы конец определенного стиля философии — стиля, который отрезал философию не только от гуманитарных наук, но и от всех других областей исследования и культуры. (На мой взгляд, большая часть современной англоязычной философии вполне обоснованно рассматривается как закоренелая беседа, которую ведут очень умные люди с очень странными интересами.) Но это вряд ли остановит исследования, которыми занимались гиганты прошлого. мы должны заменить понятие аналитической философии понятием синтетической философии. Философы должны стремиться узнать много разных вещей и выработать полезные синтетические взгляды.
Здесь есть над чем поразмыслить, не в последнюю очередь это скобки… На мой взгляд, большая часть современной англоязычной философии вполне обоснованно рассматривается как закоренелая беседа, которую ведут очень умные люди с очень странными интересами . » Интуиция по этому поводу?
(изображение: фрагмент картины Пабло Пикассо «Девушка перед зеркалом»)
Платная реклама