Суть метода наблюдение: Сущность метода наблюдения и его примеры

21. Метод наблюдения: сущность и специфика использования

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ — метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия (отслеживания) и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных явлений, процессов, ситуаций, подвергающихся контролю и проверке.

В процессе применения социологического наблюдения необходимо иметь в виду и учитывать следующие его особенности. Во-первых, для социологического наблюдения характерна связь наблюдателя с изучаемым объектом. Ни в одной другой науке, кроме социологии, исследователю не приходится осуществлять наблюдение за совокупностью, к которой он сам принадлежит или которая на него оказывает сильное воздействие. Дело в том, что социолог изучает общество, ту или иную его совокупность — территориальную, этническую и др., сам являясь членом данного общества, а иногда и членом изучаемой социальной совокупности. И эта принадлежность к обществу или какой-то его части накладывает существенный отпечаток на восприятие наблюдателем социальной действительности, на ее понимание, истолкование и оценку.

Во-вторых, наблюдатель воспринимает изучаемый социальный объект через призму своих интересов, привязанностей, эмоций, симпатий, антипатий и т.п., а все это не может не накладывать определенный отпечаток как на сам процесс наблюдения (выбор его объекта, точки зрения на объект и т.п.), так и на его оценку и интерпретацию.

В-третьих, в процессе социологического исследования наблюдение всегда является селективным, т.е. изобразительным, направленным на совершенно определенные объекты, которые подлежат наблюдательным операциям, и не принимающим во внимание все остальные. Направленность селективности определяется целями и задачами проводимого исследования.

В-четвертых, в социологии, в отличие от других наук, обычно сложно провести повторное наблюдение. Такое наблюдение чрезвычайно затруднительно, так как социальные явления и процессы подвергаются воздействию огромного количества факторов, под влиянием которых постоянно видоизменяются, даже если объектом наблюдения являются так называемые циклические события, например, движение людей на работу и с работы, их участие в избирательных кампаниях и т.

п. Поэтому только хорошо организованное, тщательно проведенное и неоднократное наблюдение может обеспечить исследователя достоверной информацией. По той же причине наблюдение как метод сбора первичной социологической информации редко выступает в качестве основного инструмента социологического исследования. Чаще всего оно используется в совокупности с другими методами

Наблюдение представляет собой общенаучный метод, широко используемый в естествознании, а также в обыденной жизни. Его применение в социологии имеет ограничения, т.к. далеко не все социальные явления поддаются непосредственному визуальному и слуховому восприятию.

Наблюдение в социологии — это метод целенаправленного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта. В процессе его осуществления социолог непосредственно воспринимает действия людей в конкретных условиях и в реальном времени, причем он фиксирует не только состояние, но и развитие явлений и процессов, а также взаимодействие всех участников наблюдения.

Существует несколько основных видов наблюдения в социологии, которые можно классифицировать по различным основаниям:

1.В зависимости от элементов контроля

— контролируемое

— неконтролируемое

2.В зависимости от положения наблюдателя относительно объекта наблюдения

— включенное

— не включенное

3.По степени формализованности

— нестандартизованное

— стандартизованное

4.По условиям организации наблюдения

— полевое

— лабораторное

5.По времени проведения наблюдения

— систематическое

— эпизодическое

— случайное

— одномоментное

— панельное.

Каждый из перечисленных видов может сочетаться с одним или несколькими другими, эти сочетания разновидностей продумываются исследователем для каждого конкретного исследования в зависимости от его целей и задач.

Важнейшее из преимуществ наблюдения -это его непосредственность. Этот метод сбора информации позволяет фиксировать различные изменения изучаемого социального объекта в момент его появления. Исследователь получает возможность видеть развитие событий в рассматриваемом коллективе и изучать поведение его членов в естественных условиях.

Однако, несмотря на значительные преимущества, включенное наблюдение обладает также и рядом недостатков. Прежде всего, это вмешательство исследователя в ход естественного процесса, так как, бесспорно, присутствие наблюдателя всегда оказывает влияние на наблюдаемую ситуацию. И самое главное заключается в том, что размер этого влияния определить необычно сложно. Существует также опасность включенного наблюдателя утратить объективность, становясь в позицию тех, в среде кого он действует. Но такая заинтересованность вместе с тем может быть и преимуществом, если социолог трезво оценивает ситуацию и неуклонно следует хорошо продуманной концепции исследования.

Наблюдение как метод исследования — Студопедия

Поделись  

Цель:познакомить с методом наблюдения, его видами, научить использовать его в ходе научного исследования.

План занятия:

1. Определение понятия «Метод наблюдения»

2. Объекты педагогического наблюдения

3. Классификация видов наблюдения

4. Использование метода наблюдения в научном поиске
решения проблем.

Основные понятия темы:

Объект, наблюдение, эксперимент, познание

Содержание занятия:

1. Суть понятия «Метод наблюдения».

Среди методов исследования во многих науках встречается наблюдение. Это один из древнейших методов познания действительности человеком. В педагогике до сих пор наблюдение является наиболее распространенным и часто употребляемым методом, особенно в сочетании с другими методами исследования: экспериментом, изучением детей, беседой.

Наблюдение — это целенаправленное и планомерное восприятие явление, процесса, объекта и др, результаты которого фиксируются наблюдателем — исследователем.

Сущность наблюдения — точная и полная фиксация фактов с помощью всех органов чувств и имеющегося жизненного опыта, знаний и умений.

«Наблюдение — это активная форма чувственного
познания, имеющая целью накопление фактов, образование
первоначальных представлений, образования

первоначальных представлений об объектах окружающего мира… Наблюдение есть восприятие, тесно связанное с мышлением..» (Педагогическая энциклопедия…)

Важная черта научного наблюдения- уметь видеть думая и

анализируя: вычленять существенные признаки из общей картины наблюдаемого процесса, группировать факты, свойства, явления по единому основанию (критериям, признакам), видеть сходство и различие в родственных или похожих явлениях, событиях, классифицировать и обобщать результаты первичных наблюдений.

Наблюдение неотделимо также и от речи, т е умения выражать виденное точно, полно, последовательно и объективно. Нельзя увидеть все, но надо увидеть главное, иначе ценность полученной информации будет низкой и малонаучной.

Следовательно, методом наблюдения может пользоваться учитель или исследователь, обладающий развитой наблюдательностью, умением мыслить и выражать точно и объективно ход процесса, явления, события, факта в письменной и устной речи. При кажущейся простоте метода требуется длительная и серьезная подготовка, чтобы правильно использовать наблюдение в качестве метода исследования.

Наблюдение— это эмпирический метод научного исследования, предполагающий целенаправленное и планомерное восприятие явлений, ре­зультаты которого фиксируются наблюдателем.

Наблюдение проводится с целью изучения специфических особенностей и изменений какого-либо явления, находящихся в определенных условиях. Ре­зультаты наблюдения зависят от уровня опыта и квалификации исследователя. Наблюдение всегда характеризуется некоторой субъективностью, поэтому ин­терпретация результатов может быть в духе ожиданий наблюдателя. Поэтому наблюдение должно сочетаться для большей объективности с другими метода­ми исследования.

Функция наблюдения состоит в избирательном приеме сведений об изу­чаемом предмете, процессе, явлении в условиях обратной и прямой связи ис­следователя с предметом наблюдения.



В чем суть Самонаблюдения?

18 декабря 2020 г. , Science Divine 47 0 0

«Наблюдение», мы все мечтаем развить понимание вещей, которые мы не можем видеть своими глазами. Мир, называемый наблюдением, заключается не в том, чтобы визуализировать то, что нас окружает, а в том, что мы не можем увидеть двумя глазами. Наблюдение за собой — это глубокая деятельность, которая может позволить вам засвидетельствовать проницательность «я» внутри вас. Чем больше вы пыхтите «я», тем больше вы находитесь в состоянии блаженства.

Состояние наблюдения наступает, когда вы переводите свой ум от мирских удовольствий, напряжения, усилий и препятствий к состоянию, когда вы смотрите только на себя. Что касается духовности, то Божественная Наука научила нас технике, называемой медитацией, которая позволяет развить глаз (третий глаз), который находится за пределами визуализации. Когда вы посидите без дела пару минут и обратите свое внимание на внутреннюю часть тела, вы заметите тонкий поток энергии снаружи на краю кожи, говорящий нам, что мы только энергии, а не это тело.

Находясь в состоянии глубокого наблюдения, человек должен сосредоточиться на миллионах или миллиардах мыслей или чувств, которые приходят и уходят. Многие люди, которые впервые практикуют медитацию, могут не достичь этого состояния ощущения энергии с первого раза, но когда вы сделаете эту деятельность своей повседневной привычкой, вы заметите внимательность.

Суть медитации не в том, чтобы чувствовать, что происходит внутри, а в том, чтобы осознать, что вы уходите от состояния блаженства, также называемого «Сакшаткара». Я-сакшаткара — это единство с вашим истинным «я». Эта фаза медитации позволяет вам побыть наедине со своими мыслями и обнаружить свое истинное состояние. Медитация создает глубокое ощущение того, что происходит внутри вас, и силу определить, правда это или ложь, правильно или неправильно. Это и есть настоящее состояние заботы о себе. Мы часто думаем, что забота о себе означает физическую заботу, и поэтому мы действительно работаем над поддержанием своего внешнего вида. Кроме того, даже если мы попытаемся найти каких-нибудь Гуру, которые могли бы направить нас, мы отложим наше путешествие, связавшись не с теми. Хотя наличие одного Гуру, такого как Садхгуру Сакши Рам Крипал джи, который может помочь нам в нашем путешествии, не менее важно, поскольку они уже прошли путь Само-Сакшаткары.

Гуруджи говорит нам, что с помощью медитации вы поймете, что не вы заставляете вещи происходить. Вы здесь игрок, пришедший на эту планету только для того, чтобы сыграть временную роль в жизненном путешествии. В тот момент, когда это станет вашим обучением, у вас не будет конфликтов с окружающими. Вся твоя жизнь станет умиротворением после того, как ты узнаешь, что ты всего лишь Атма, и что это всего лишь путешествие, которое в конце концов подойдет к концу. Для встречи с самим собой нужно уметь чувствовать «Сакши Бхав». Сакши-бхав не означает, что другие мысли не будут появляться, но теперь у вас будет другое отношение к ним, и они не повлияют на вас. Вы наблюдаете их даже в это время, но переводите их во что-то положительное. Работая над тем фактом, что мы не тело или этот ум, а атма, часть Пратмы, мы можем использовать вивеку или четну, чтобы отвергать то, что нам не нужно.

Science Divine

Об авторе

Преимущества качественных методов наблюдения

КЭТРИН БРЭДЛИ
КЛАСС

Качественные исследования используют методы исследования, которые являются несколько гибкими и открытыми для субъективности, интервью. Наблюдение — это стратегия, которую используют многие качественные исследователи для получения всестороннего понимания события или явления. Хотя сбор данных наблюдений дает субъективную информацию и, следовательно, открыт для интерпретации, иногда он неизбежен и желателен в качественном исследовании. Выводы исследователя являются отражением его интерпретации наблюдений и выводов, полученных из этих наблюдений.

Исследуйте эту статью

  • . Участники сущности исследований
  • позволяет исследователю свидетельствовать о человеческой динамике
  • позволяет исследователям обнаружить развивающиеся темы или паттерны поведения
  • , почему
9002

1 10034

  • . исследовательской среды

    Методы качественного наблюдения позволяют исследователю выявить явные и скрытые факторы исследовательской среды. Вместо того, чтобы просто указать, что исследование проводилось в классе третьего класса, наблюдение позволяет исследователю увидеть и записать, как участники исследования взаимодействуют с физической средой класса. Это создает более широкое и всестороннее понимание условий исследования. Благодаря наблюдению исследователь может обнаружить направления для исследований, которые, возможно, ранее не рассматривались.

    2 Позволяет исследователю наблюдать динамику человека

    Качественные методы наблюдения позволяют исследователю наблюдать всю динамику человека в исследуемой группе. Хотя исследователь может исследовать определенный элемент обстановки, возможность наблюдать за всеми обменами в окружающей среде может привести к более полному пониманию этого элемента. Опять же, методы наблюдения могут побудить исследователя рассмотреть другие человеческие элементы (действия, взаимодействия и реакции) в окружающей среде, которые могут повлиять на желаемые результаты.

    3 Позволяет исследователям обнаруживать развивающиеся темы или модели поведения

    Методы качественного наблюдения позволяют исследователям обнаруживать развивающиеся темы или модели поведения, которые могут быть проигнорированы или скрыты при использовании альтернативных методов. Используя методы наблюдения, исследователь может увидеть поведение, которое при рассмотрении в контексте может раскрыть важную информацию об участнике или группе, связанную с темой исследования.

    4 Определяет, почему

    Качественные методы наблюдения дают исследователям возможность увидеть полную картину.

  • About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts