Свобода и ответственность личности. Права человека как философская проблема.
Свобода личности неотделима от свободы общества. Ведь цели, которые ставит человек, не есть только результат его воли, они одновременно обусловлены существующим положением вещей, обстоятельствами его общественной жизнедеятельности. Общество, общественные условия – необходимое условие свободы личности. Личная свобода самым непосредственным образом связана с ответственностью человека за все свои дела и поступки. Ответственность – сознательная установка, готовность личности отвечать за себя и свои действия на предъявляемые со стороны общества, группы, других индивидуумов требования. Ответственность, как и свобода, может быть только осознанной. Она принимается человеком как его прямой долг, право, обязанность поступать в сложившихся обстоятельствах именно так, а не иначе, и брать на себя всю полноту вины в случае поражения или неудач. Ответственность как внутреннее чувство и принцип мышления и действия личности не возникает спонтанно, она формируется в процессе воспитания и является результатом всей практической деятельности личности.
Мера свободы и ответственности зависят от объективных условий жизнедеятельности личности, равно как и от нее самой, ее целей, которые она ставит перед собой и которые претворяет в своей деятельности. Личность не просто выбирает цели из того, что ей предлагает общество, она выбирает их с позиций своих возможностей реализовать эти цели именно в данных конкретных условиях своей жизнедеятельности. Реальные возможности личности в выборе и действиях, хотя и могут быть предельно широкими, тем не менее, не могут быть безграничными. Это значит, что сама свобода внутренне противоречива, неопределенна, может ответственно фиксироваться личностью только ситуационно. Личность может со знанием дела и ответственностью делать выбор из множества самых разных вариантов и осуществить автономное действие только в рамках своей конкретной деятельности и на ее основе.
Абсолютная свобода воли – это абстракция реального процесса формирования волевого акта человека. Безусловно, волевое решение человека, связанное с выбором целей и мотивов деятельности, определяется в основном его внутренним миром, миром его сознания, но ведь этот внутренний мир человека или мир сознания не противостоит внешнему миру, а является отражением этого внешнего объективного мира. Таким образом, проблема свободы, включающая в себя проблему познания, морали и социального действия, является одной из ведущих проблем, связывающих в единое целое теорию познания, этику и социальную философию.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Свобода и ответственность личности. Права человека как философская проблема.
От 250 руб
Контрольная работа
Свобода и ответственность личности. Права человека как философская проблема.
От 250 руб
Курсовая работа
Свобода и ответственность личности. Права человека как философская проблема.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Свобода и ответственность личности презентация, доклад
СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Подготовила Протасова С. И.
Понимание свободы
Последствия
Если всё однозначно необходимо, если практически нет случайностей, то человек превращается в автомат, робот, действующий по заданной программе
Последствия
Полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления каких-либо устойчивых связей
Свобода – познанная необходимость
Свобода- это возможность поступать так как тебе хочется
Свобода
Свобода- это специфический способ
бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира
Свобода и ответственность
Свобода и ответственность- две стороны сознательно деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.
Ответственность
Ответственность- социально- философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований
Ответственность
Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков
Только свободная и ответственная личность может полностью реализовать себя в социальном поведении тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени
Свобо́да (личности) — способность человека совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами и идеалами.
Свобода человека выражается в возможности выбирать и воплощать в жизнь решение в той или иной ситуации.Свобода — один из основных компонентов мирового стандарта демократии и критерий общественного прогресса (свобода слова, собраний, печати; религиозная свобода, свобода совести и т. п.). Свобода необходима человеку для реализации его социального предназначения.
В истории общественной мысли категория свободы всегда занимала важное место. Стремление к обретению свободы сопровождалось поисками устойчивого равновесия между свободами и интересами всех членов общества. Во Всеобщей декларации прав человека говорится, что при осуществлении своих прав и свобод человек должно подвергаться только таким ограничениям, которые обеспечивают признание и уважение прав других людей.
Деятельность человека ограничена природными условиями и социальными нормами, объективно обусловленным ходом развития событий. Необходимость подчиняться им наполняет понятие свободы дополнительным смыслом.
Волюнтаризм и фатализм — два типа мировоззрения, в которых в крайней форме выражены два противоположных взгляда на соотношение свободы и необходимости. Волюнтаризм рассматривает волю человека как первооснову всего сущего, которая главенствует над необходимостью, объективными историческими и социальными процессами. Фатализм — абсолютизация необходимости, которая господствует над всеми процессами в мире и предопределяет действия человека, лишая его возможности выбора.
Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится свободы. (Д.Б. Шоу)
О. Мальдештам
О свободе небывалой
Сладко думать у свечи.
— Ты побудь со мной сначала,-
Верность плакала в ночи,-
Только я мою корону
Возлагаю на тебя,
Чтоб свободе, как закону,
Подчинился ты, любя. ..
— Я свободе, как закону,
Обручен,и потому
Эту легкую корону
Никогда я не сниму.
Нам ли, брошенным в пространстве,
Обреченным умереть,
О прекрасном постоянстве
И о верности жалеть!
Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов. (Вольтер)
Свобода — это право делать всё, что дозволено законом. (Шарль Монтескье)
Не хочу моей свободы,
Совесть на мечты менять:
Гладки воды, коль погоды
Их не могут колебать.
Власть тогда моя высо́ка,
Коль я власти не ищу».
— Гавриил Державин, «Свобода», 1803
Скачать презентацию
Свобода и ответственность | Издательство Принстонского университета
Свобода и ответственность
Хилари Бок
Скидка 30% по коду PUP30
электронная книга
ISBN: 9781400822737
Доступно как
EPUB или PDF 38,50 долларов США / 30,80 фунтов стерлингов 55,00 $ / 44,00 £
Выберите тип электронной книги: EPUBPDF
Добавить в корзинуОб электронных книгах и аудио
Электронная книга в формате PDF должна быть прочитана в нашем мобильном приложении, доступном для телефонов или планшетов Android/iOS. Приложение для настольного компьютера, позволяющее читать PDF-файлы, в настоящее время находится в стадии разработки. Мы обновим наш Страница часто задаваемых вопросов , когда она станет доступной.
Узнайте больше об электронных книгах и аудио от Princeton University Press.
Философия
- Хилари Бок
- Скачать обложку
Можем ли мы примирить идею о том, что мы являемся свободными и ответственными агентами, с идеей о том, что то, что мы делаем, определяется в соответствии с законами природы? На протяжении веков философы разными способами пытались показать, что мы можем. Хилари Бок использует здесь новый подход, стремясь показать, что эти две идеи совместимы, проводя различие между практическим и теоретическим рассуждениями.
Бок утверждает, что когда мы занимаемся практическими рассуждениями — такими, которые включают в себя вопрос «что мне делать?» и просеивая альтернативы, чтобы найти наиболее оправданный образ действий — у нас есть основания считать себя ответственными за то, что мы делаем. Но когда мы занимаемся теоретическими рассуждениями — «поиском причинно-следственных объяснений событий», — у нас нет причин применять такие понятия, как свобода и ответственность. Бок утверждает, что аргументы либертарианцев против «компатибилистских» оправданий моральной ответственности терпят неудачу, потому что они описывают человеческие действия только с точки зрения теоретических рассуждений. Чтобы обосновать это утверждение, она исследует, какие концепции свободы воли и моральной ответственности имеют отношение к практическим рассуждениям, и показывает, что эти концепции не уязвимы для многих возражений, которые либертарианцы направляют против компатибилистов. Бок заключает, что истинность или ложность утверждения о том, что мы являемся свободными и ответственными агентами в том смысле, в каком излагаются эти концепции, в конечном счете не зависит от детерминистских представлений о причинах человеческих действий.
Ясно написанный и убедительно аргументированный, Свобода и ответственность является важным дополнением к текущим дебатам о некоторых из самых старых и глубоких вопросов философии.
Хилари Бок — адъюнкт-профессор философии в колледже Помона.
«Первоначальный вклад [Бока] состоит в том, чтобы показать более подробно, чем другие современные теории, как практическое рассуждение участвует в улучшении нашего характера — как оно предназначено для приведения воли в соответствие с идеалами или стандартами». — Роберт Кейн, Times Literary Supplement
» Свобода и ответственность является важным вкладом в дискуссию о свободе воли и моральной ответственности. обычные дискуссии и стратегии аргументации. Ее стоит прочитать». —Майкл МакКенна, Этика
- Философская гордость
Кристофер Брук - Идея отмены тюрем
Томми Шелби - Апорофобия
Адела Кортина - Содружество надежды
Майкл Лэмб - Почему мы беспокойны
Бенджамин Стори и Дженна Силбер Стори
Оставайтесь на связи, чтобы быть в курсе последних книг, идей и специальных предложений.
Будьте в курсе последних книжных новостей.
Экзистенциализм — Философская энциклопедия Routledge
Тематический
- По
- Гиньон, Чарльз Б.
DOI
10.4324/9780415249126-N020-1
Версии
контент разблокирован
версия 1
содержимое заблокировано
версия 2
. DOI: 10.4324/9780415249126-N020-1.
Будучи существами-в-мире, мы уже вовлечены в общий жизненный мир, который дает нам предварительное представление о том, что возможно, и мы оказываемся перед выборами в нашем прошлом, которые имеют значение при определении того, как мы можем действовать в будущем. Это наша «фактичность», и она составляет то, что просто «дано» в нашей жизни. Однако экзистенциалисты рассматривают фактичность только как один из аспектов человеческого существования, поскольку они считают, что люди всегда имеют возможность выйти за пределы своей данной ситуации, заняв позицию в отношении своей собственной жизни. В качестве «трансцендентности» мы всегда берем на себя наши ситуации и делаем что-то из них посредством нашего выбора. Эта способность превзойти нашу фактичность означает, что у нас есть свобода воли. Наш выбор свободен в том смысле, что (1) никакие внешние факторы не определяют нашу волю, (2) в каждом конкретном случае мы могли бы поступить иначе, чем сделали, и (3) поэтому мы несем ответственность за свой выбор таким образом, который оправдывает моральная похвала и порицание (см. Свобода воли). (Ницше склонен отвергать третье чувство из-за его роли в навязывании людям чувства вины, но в других отношениях он, похоже, привержен вере в человеческую свободу.)
Экзистенциалистская вера в свободу человека основана на феноменологическом описании нашей повседневной жизни. Сталкиваясь с ситуациями, когда я должен сделать выбор, я обнаруживаю, что сталкиваюсь с открытым диапазоном возможных вариантов действий, где ничто не заставляет меня предпочесть один вариант действия другим. Даже в тех случаях, когда я не осознаю, что делаю выбор, минутное размышление показывает, что на самом деле я решаю свою собственную жизнь. Предположим, что я добросовестно прихожу на работу каждый день и считаю, что вынужден делать это, потому что мне нужно зарабатывать деньги, чтобы содержать свою семью. Означает ли это, что меня заставляют делать то, что я делаю? Такой экзистенциалист, как Сартр, сказал бы, что думать, что мне 9 лет, — это самообман.0051 вынуждает быть добросовестным работником, потому что я всегда мог уйти от всего этого и уйти в монастырь или заняться преступной жизнью. Если я решаю, чтобы соображения долга или денег стали для меня решающими факторами, то это мой выбор. Это говорит о том, что даже в своих привычных и кажущихся «автоматическими» действиях я на самом деле являюсь , принимающим на себя особую идентичность благодаря своему собственному свободному выбору, и, следовательно, несу ответственность за то, что я делаю.
Сартр пытается уловить эту идею, говоря, что люди «обречены быть свободными». Поскольку наше бытие для нас «под вопросом», мы всегда берем его на себя и придаем ему какую-то конкретную форму посредством наших действий. И это означает, что, осознаем мы это или нет, продолжая действовать привычными способами, мы постоянно обновляем наши решения в каждый момент, потому что мы всегда можем изменить свой образ жизни через какое-то радикальное самопреобразование. Более того, поскольку все критерии или стандарты для оценки наших действий также выбираются свободно, в наших действиях мы также решаем, какие причины будут руководить нашими действиями. Не имея высшего трибунала для оценки причин действий, мы несем полную ответственность за то, что делаем: у нас нет «ни оправданий позади нас, ни оправданий перед нами».
Экзистенциалисты обычно считают, что мы несем ответственность не только за направление своей жизни, но и за то, как выглядит мир вокруг нас. Эта идея коренится в представлении Канта о том, что реальность, которую мы переживаем, частично формируется конституирующей деятельностью нашего собственного разума, хотя экзистенциалисты отличаются от Канта тем, что считают, что наше конструирование реальности зависит от нашего собственного выбора (см. Кант, I. § 5). ). Кьеркегор, например, утверждает, что чувство реальности человека определяется «сферой существования», в которой он живет, так что человек, живущий жизнью любящего наслаждения эстета, будет испытывать мир, совершенно отличный от мира мировоззрения. долговой последователь этического. Точно так же Ницше считает, что реальность доступна нам только через ту или иную «точку зрения», что нет способа соприкоснуться с реальностью такой, какая она есть сама по себе, независимо от какой-либо точки зрения или системы интерпретации.
Сартр разрабатывает особенно сильную версию этого кантианского мировоззрения, развивая теорию конституции в феноменологии Гуссерля. Гуссерль считал, что мир, который мы переживаем, конституируется смыслообразующей деятельностью сознания. Сартр считает, что это объяснение конституции означает, что, поскольку я формирую мир вокруг себя посредством своей деятельности по приданию значения, я в конечном итоге несу ответственность за то, как мир предстает передо мной в моем опыте. Таким образом, если у меня был какой-то болезненный опыт в детстве, я должен решить, что это значит для меня. Я могу использовать их как предлог для того, чтобы идти по жизни, чувствуя себя обманутым, или рассматривать их как проблемы, которые сделают меня сильнее. Суть Сартра заключается не в том, что нет никаких ограничений на то, как я интерпретирую свою ситуацию, а в том, что ограничения и препятствия получают свое значение от меня, и поскольку существует бесконечно много возможных значений, которые может иметь любая ситуация, нет никакого способа идентифицировать какое-либо предположительно « неопровержимые факты, которые, можно сказать, заставляют меня смотреть на вещи так, а не иначе. Но это означает, согласно Сартру, что, выбирая свою интерпретацию самого себя, я одновременно выбираю мир. Именно наши собственные свободно выбранные проекты определяют, как разделять реальность и как считать вещи. Сартр даже заходит так далеко, что говорит, что если вокруг меня разразится война, то я несу ответственность за эту войну, потому что мне решать, что война будет значить для меня в моей жизни.