В чем выражается свобода выбора – сочинения для 9-11 классов
Свобода выбора выражается в том, что человек без какого-либо вмешательства со стороны других граждан или власти страны делает именно свой, осознанный выбор того, что ему необходимо. Предлагаем несколько вариантов сочинений на тему «свобода выбора» для учащихся выпускных и других классов.
Мы вправе сами выбирать то, чем хотим заниматься или в чем участвовать, и никто нам в этом не помешает. У человека есть полная свобода выбора в развитии, в формировании своего характера, памяти, сознания, свобода выбора того пути, по которому он хочет идти в этой жизни.
Содержание
- Что такое Свобода выбора – сочинение
- Сочинение на тему Свобода выбора
- Свобода выбора у Достоевского
- Рассуждение, в чем выражается свобода выбора
Что такое Свобода выбора – сочинение
Под свободой человека понимается возможность выбора, выражения своего мнения, передвижения туда, куда ему хочется, а также отсутствие подчинения воле другого человека.
Свободный человек вправе поступать так, как ему велит сердце, у него всегда есть право выбора. Нельзя говорить о том, что человек полностью свободен, если у него нет такой возможности.
Свобода выбора – это состояние человека, когда он может самостоятельно принимать определённые решения и нести за них полную ответственность.
Ответственность бывает как моральная, так и перед законом. Не многие люди готовы быть по-настоящему свободными. Свобода выбора предполагает ответственность за свои поступки и решения, однако, не все готовы её нести, быть в ответе за свои поступки.
Многим людям намного проще переложить груз ответственности на плечи других, позволить другим людям принимать решения, даже если это каким-то образом будет ущемлять их собственную свободу и подавлять их волю.
Совсем другим случаем является недобровольное ущемление свободы одного человека другим. Но это уже другой вопрос. Так или иначе, свобода выбора главным образом отличает человека от других существ. Только человек может делать что-то по собственной воле, а не подчиняться исключительно инстинктам.
[expert_review_likes style=“button-1-color” size=“m” icons=“thumbs” alignment=”” show_icon=“1” show_label=“1” show_count=“1” hide_dislikes=“0” label_like=“Мне нравится” label_dislike=“Не нравится” name=“Что такое Свобода выбора – сочинение” link=”” post_id=“”]
Сочинение на тему Свобода выбора
Свобода – это одна из высших ценностей человека, его способность действовать в соответствии со своими целями и интересами.
Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой. ( Ф. М. Достоевский )
людей выражается в свободе выбора, с которой они встречаются каждый день. Чтобы удостовериться в этом наглядно, проанализируем повседневную жизнь обычной школьницы:
- Утром она выбирает одежду, в которой пойдет в школу. У нее есть свобода выбора — одеть платье или юбку с блузкой, однако девочка должна придерживаться школьной форме. Это ограничение ее свободы, но это закон.
- В школе девочку случайно толкают пробегающие рядом дети. Она может сделать выбор: ответить тем же, что покажет ее культурную необразованность, или не обратить внимания. Обычно в таких ситуациях у школьницы не возникает проблем с решением — она не придает этому внимания, чтобы не возник конфликт. И это ее выбор.
- Свобода выбора предоставляется девочке и на уроках. Она может не соблюдать правила поведения, не слушать учителя, и тогда не усвоит новой темы, а может даже будет подвержена наказанию. Или же она может прилежно себя вести, слушать новую тему, и таким образом располагать к себе учителя. У девочки есть и другой выбор: отвечать на вопросы преподавателя и получать хорошие оценки или не работать на уроке и не зарабатывать необходимых оценок. Школьнице иногда бывает трудно выбрать между этими решениями из-за незнания темы или нерабочего настроения. Но все это — свобода выбора.
- Выбор девочке предоставляется и тогда, когда ей нужно делать домашнюю работу. Она делает домашнее задание, чтобы закрепить пройденный материал, умственно развиваться. Если она выберет не делать заданную работу, то не сможет понять школьного материала и получит плохие оценки.
Свобода выбора выражается почти в каждом поступке человека. В некоторых ситуациях она бывает ограничена, поэтому многие решения принять довольно сложно. Но человек в любом случае несет ответственность за каждый свой выбор.
[expert_review_likes style=“button-1-color” size=“m” icons=“thumbs” alignment=”” show_icon=“1” show_label=“1” show_count=“1” hide_dislikes=“0” label_like=“Мне нравится” label_dislike=“Не нравится” name=“Сочинение на тему Свобода выбора” link=”” post_id=“”]
Свобода выбора у Достоевского
Одним из главных постулатов романа является утверждение, что человек всегда свободен в своем выборе. Только он, в конечном счете, принимает все решения в своей жизни.
Однако, сделав выбор, человек берет на себя и ответственность за него. Это значит, что все последствия своего решения он также будет «переживать» сам.
Герой «Преступления и наказания» делает несколько роковых выборов в своей жизни. Одним из важнейших является решение убить человека. Раскольников подводит под этот поступок множество теоретических доказательств – он формулирует целую теорию, оправдывающую убийство.
Согласно ей, определенной части человечества можно преступать нравственную черту, творить какие угодно преступления, потому что эти люди — «избранные». С помощью убийства герой решает проверить, входит ли он в их число. Кроме того, он оправдывает себя и тем, что совершит социальное благо, убив ростовщицу-«кровопийцу».
Уже до самого убийства, только приняв решение, начинает расплачиваться за него. Ему снятся сны (сон с лошадью), в которых внутренняя, «человеческая», природа героя протестует против убийства живого существа. Далее, во время самого убийства, под топор Раскольникова попадает не только старуха-процентщица, но и ее сестра, кроткая Лизавета.
Важно, что перед смертью эта героиня поменялась нательными крестами с Соней Мармеладовой, к тому же она была беременна, так что Раскольников убил еще и неродившегося ребенка, и даже, в символическом смысле, Соню. Позже с горя умирает мать Раскольникова, и в ее смерти также повинен лишь он.
После преступления Родион расплачивается за него муками совести, практически приведшими его к душевной болезни, страшным отчуждением от людей и общества, внутренним душевным распадом.
Только на каторге герой вдруг понимает, какую опасность представляет его «проклятая мечта». Если каждый захочет попасть в «первый ряд», а всех остальных зачислить во «второй», и во имя этой цели убьет свою процентщицу, свою Лизавету, свою мать… Именно тут Раскольников понимает, насколько страшным был этот роковой выбор и его последствия.
Герой осознает, что он является преступником, — не только по законам человеческим, но и по законам божьим. Раскольников повинен не только в смерти других людей, но виноват и в убийстве собственной души, которая не смогла вынести зверств, совершенных им.
Таким образом, Ф. Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» говорит о том, что у человека всегда существует свобода выбора. Однако к любой свободе нужно подходить очень ответственно, потому что тяжесть последствий неправильных поступков полностью ложится на плечи человека, принявшего ошибочное решение.
[expert_review_likes style=“button-1-color” size=“m” icons=“thumbs” alignment=”” show_icon=“1” show_label=“1” show_count=“1” hide_dislikes=“0” label_like=“Мне нравится” label_dislike=“Не нравится” name=“Свобода выбора у Достоевского” link=”” post_id=“”]
Рассуждение, в чем выражается свобода выбора
Каждый день, каждый час, каждую секунду каждый человек делает какой-то выбор: идти – не идти, делать – не делать, слушать – не слушать, и так до бесконечности.
Вот эти маленькие решения и составляют дорогу человеческой жизни. И будет ли этот путь прямым, ведущим к самоуважению и самодостаточности, или же станет виляющей, зыбкой тропкой к пропасти – зависит от выбора человека и его честности перед самим собой. Почему честности?
Если человек что-то делает через силу, не по зову души, а только потому, что так надо, этот с внешней стороны правильный выбор никогда не приведет его к прямой дороге, только больше запутает и ускорит «падение».
Наверное, можно утверждать, что в каждом литературном произведении есть тема «выбора», потому как жить человек без этого не может. Выбирать – это и есть жить. А жить – это и есть выбирать. И никто за человека не сможет принять окончательное решение, так что свобода выбора есть всегда, несмотря ни на какие обстоятельства, это то, что у человека нельзя отнять.
Для примера, возьмем . И начнем сразу с конца пути героев повести. Вот она виселица. Страшная, черная, с болтающимися пятью петлями, которые вот-вот затянутся на шеях людей. Кто же эти смертники? Какой неправильный (или правильный?) выбор в своей жизни сделали они, что такая лютая смерть уже предначертана им бесповоротно?
А казнь ожидала старосту Петра, еврейскую девочку Басю, мать троих детей Агинью Окунь (Демчиху) и двух партизан Николая Рыбака и Сотникова.
Петр стал старостой лишь только потому, что его попросил об этом секретарь района. Но, взвалив на себя эту проклятую должность, сам-то Петр не изменил свое отношение ни к людям, ни к жизни. Каждый его поступок – это проявление его жизненной позиции.
Надо спрятать еврейскую девочку? Конечно, надо. Нет страха у этого уже пожилого мужчины, его выбор всегда спокоен, недаром и имя Петр обозначает «скала, камень», так же спокойно он принимает и смерть.
И выбор тринадцатилетней девочки Баси, еще совсем ребенка, так же естественен, как выбор человека: дышать – не дышать. Разве может она рассказать фашистам о тех людях, у которых ей приходилось скрываться после того, как всю ее семью расстреляли?
Басе даже в голову не приходит такая мысль. Она уже так настрадалась, что смерть ей кажется избавлением для себя и облегчением для тех, кому больше не придется ее прятать и умирать за это. Имя Бася обозначает «благословенная».
Образ Агиньи, которую все называют Демчихой, это образ простой деревенской женщины. У нее трое малолетних детей, ее муж воюет где-то в Красной Армии, а она постоянно в заботах о куске хлеба для семьи. Так бы и жила она, дожидаясь своего красноармейца и тихо ненавидя немцев, если бы не забрели к ней двое партизан.
Понимала она, что в случае чего не жить ей, все понимала, но не выгнала – помогла. А когда нагрянули полицаи, ненависть к ним оказалась намного сильнее страха, даже сильнее материнского инстинкта. Так что и выбор Демчихи был продиктован всей ее прежней крестьянской жизнью.
Белорусское имя Авгинья – это имя Евгения, значение которого – «высокородная». И разве это не так?!
Партизан . Командир артиллерийской батареи, сын героя гражданской войны, учитель. Не знаем мы его имени, может, автор и специально его не дает, потому что много было их, защитников Родины. А фамилия у него говорящая, самая что ни на есть командирская (сотник – предводитель сотни у казаков).
Быть командиром – это, прежде всего, нести ответственность. Вот это чувство долга у Сотникова было самым главным в его жизни. И не потому, что так было надо, а потому, что по-другому не умел.
Во всех его воспоминаниях: и детских, и военных – можно увидеть стойкий характер прямого человека. И у него всегда был только один выбор – поступать по совести. Его решение взять всю вину на себя и тем самым попытаться спасти и Петра, и Демчиху, и Басю было его искренним желанием, потому что он чувствовал себя ответственным за них.
А пятая петля так и осталась пустой. Тот, кто должен был в ней оказаться, сделал другой выбор. Для того чтобы остаться в живых физически, он выбрал смерть духовную. Именно он, Николай Рыбак, выбрал путь убийцы и предателя в тот самый момент, когда выбил из-под ног Сотникова чурбан.
Вот они, четверо людей, которые волею судьбы оказались на одной виселице, но их смерть – это доказательство вечности жизни и доказательство свободы выбора человека. А у пятого уже никогда выбора не будет, потому что обречен он теперь существовать по законам зверей и руководствоваться только инстинктами.
[expert_review_likes style=“button-1-color” size=“m” icons=“thumbs” alignment=”” show_icon=“1” show_label=“1” show_count=“1” hide_dislikes=“0” label_like=“Мне нравится” label_dislike=“Не нравится” name=“Рассуждение, в чем выражается свобода выбора” link=”” post_id=“”]
Читайте также: – итоговые сочинения для 9–11 классов ОГЭ и ЕГЭ.
Таким образом, свобода выбора – это уникальное понятие. С одной стороны, люди мечтают о ней, стремятся к ней, а с другой – сам человек часто ограничивает свою свободу.
[expert_review_likes_rate title=“Итоговая таблица рейтинга” style=“style‑1” order=“desc” post_ids=”” output_total_score=“0”]
Психолог Дмитрий Леонтьев — о свободе выбора — Реальное время
Общество
07:00, 29.09.2019
Психолог Дмитрий Леонтьев — о свободе выбора как главном условии счастья, «голосе совести» и о том, от чего зависит эффективность рекламы
«Людям, которые управляют, надо все упростить, схематизировать и стандартизировать. Но это не то, что надо людям, которые развиваются и живут. Им не нужно упрощение, жизнь — это сложность, «цветущая сложность». Именно некрофилическими тенденциями в психике многих людей объясняется то, что они шли за Гитлером и Сталиным», — считает психолог, профессор НИУ ВШЭ, представитель известной династии психологов Дмитрий Леонтьев. Об этом и многом другом он рассказал в интервью «Реальному времени».
«Реклама апеллирует к индивидуальности, но парадоксальным образом деиндивидуализирует людей»— Как современная психология отвечает на вопрос о том, что определяет выбор человека?
— Первая аксиома психологии: все люди разные. И выбор тоже делают по-разному. И вообще выбор — это то, от чего большинство людей стремятся уйти. Людям не хочется выбирать. Как-то меня приглашали на передачу «Культурная революция», где как раз поднималась проблема выбора. И там присутствовал один молодой достаточно известный радиоведущий, он отстаивал позицию: «Зачем выбирать? Все, что нужно, за меня выберут. Выбор — это долго, муторно. Лучше, проще жить без него». Это довольно распространенная и психологически понятная точка зрения, потому что выбор — это, как было показано в некоторых экспериментальных исследованиях, тяжелая работа, затрачивается психологическая энергия. А мы существа изначально ленивые, мы стараемся, как правило, избегать лишних энергозатрат, поэтому и от выбора уходим. Все специфически человеческое энергозатратно.
С другой стороны, другие исследования показывают, что все человеческие общества движутся в направлении постепенного, медленного, но неуклонного роста во всех странах и культурах ценности свободы, ценности эмансипации, разнообразия, собственного мнения. Я имею в виду теорию культурной эволюции Роналда Инглхарда, выдающегося социолога, и его последователя Кристиана Вельцеля.
Так что у выбора, как и у всех существующих вещей, две стороны. Первая — это хлопотно, этого люди стараются избегать. Вторая — все равно эволюция ведет к росту возможности выбора и потребности в выборе.
фото Максима ПлатоноваВозьмем профессии. Лет 300 назад крайне редко человеку нужно было выбирать, кем стать. Как правило, профессия была предопределена на всю жизнь. Она не была предметом выбора
Многое зависит от ситуации, от того как меняется мир. Возьмем профессии. Лет 300 назад крайне редко человеку нужно было выбирать, кем стать. Как правило, профессия была предопределена на всю жизнь. Она не была предметом выбора. Существовал очень узкий спектр, привязанный к социальному положению, классу, семейным традициям. Профессии наследовались.
Лет 100—150 назад мало кому могло прийти в голову, что можно поменять место жительства, не говоря уже о стране. Сейчас мы видим, что все перемешивается и движется. Даже пол стал предметом выбора. Так что мы оказываемся в мире, где от выбора никуда не деться. Как бы нам ни хотелось отказаться от выбора и пустить все на волю каких-то обстоятельств, тем не менее все равно приходится выбирать.
— А реклама сильно влияет на наш выбор?
— В какой-то степени влияет, но больше не на выбор, а на представление. Я лет 15 занимался проблемами воздействия рекламы, проводил исследования. Я бы сказал, что эффективность рекламы сильно связана с представлением о норме. Она не столько дает аргументы, сколько создает некоторый фон, что нормально, что понятно, каким образом быть как все, как другие. То есть парадоксальным образом даже через использование мотивов индивидуального своеобразия она деиндивидуализирует людей. Это то, что помогает людям не выбирать и не думать. Когда люди следуют указаниям назойливой рекламы, они уходят от выбора. Хотя формально выбор делается, на самом деле человек выбрасывает из головы эту задачу и выбирает, особенно не вдумываясь в ситуацию с выбором.
Большой цикл исследований говорит о важности качества выбора. Важно не то, что мы выбираем, а то, как мы выбираем. Субъективное качество выбора, той работы, которую мы при этом проделываем или не проделываем, во многом предсказывает удовлетворенность выбором и определенные последующие результаты, успехи.
Фото panno.ruВ условиях высококонкурентного рынка содержание рекламы играет высокую роль. А в условиях низкоконкурентного рынка оно отходит на задний план, важнее просто максимально широкая доставка сигнала
— Психологи, маркетологи и другие, кто связан с пиаром брендов, зашли уже так далеко в рекламе, что начинают формировать через нее спрос на свой продукт с детства. Это, например, автомобильные бренды и бренды косметики. Как последние разработки пиарщиков влияют на сознание?
— Последние лет 10—15 я меньше занимаюсь рекламой, потому что ее содержание (самый интересный для меня момент) перестает играть большую роль. В условиях высококонкурентного рынка содержание рекламы играет высокую роль. А в условиях низкоконкурентного рынка оно отходит на задний план, важнее просто максимально широкая доставка сигнала. Я бы не стал преувеличивать роль того, что обычно подается как пиаровские технологии. В каких-то случаях они достигают результата, но в целом их сила несколько преувеличена. Что вполне понятно, поскольку люди, которые этим занимаются, заинтересованы в том, чтобы преувеличивать свою эффективность и значимость.
«Нет таких высот, до которых человек не мог бы подняться, и нет таких низостей, до которых он бы не мог опуститься»— Если подняться на уровень государства, в России оно формулирует, какие люди ему сейчас нужны?
— Вы знаете, сейчас люди государству фактически не нужны. У нас отчетливо видна нефтяная, ресурсная ориентация и, в общем, это достаточно не новая идея. Умные экономисты хорошо проанализировали ситуацию. В подавляющем большинстве государств (за редким исключением) источником благосостояния и экономического роста являются люди, собственный вклад активного населения в экономику, в производство товаров и услуг, налоги. Это позволяет развиваться всей стране. У нас ситуация обратная. У нас основным источником благосостояния являются недра, и государство сейчас опирается исключительно на эксплуатацию недр. И в минимальной степени оно заинтересовано в реальном развитии тех секторов экономики, которые связаны с производством людьми каких-то товаров, благ, услуг и так далее. Это очевидные вещи. Я не хочу в них углубляться, поскольку это выходит за рамки моей профессиональной компетенции. Подсчитано: для того чтобы успешно выкачивать из земли все то, что нужно, и обслуживать этот процесс, достаточно 10—15% нынешнего населения России. То есть все, что делает государство, укладывается в общую логику, при которой реальная экономика не очень-то ему и нужна. И чем меньше останется людей, тем лучше. Чем больше людей уедет, тем лучше. По крайней мере все, что я вижу вокруг, хорошо стыкуется с этой картиной.
— А те люди, которые останутся, какими они должны быть?
— Я не знаю, но могу судить по факту. Все, что исходит от государства, приводит к некоторой порче человеческого материала. То есть слово «коррупция» изначально означает некоторое разрушение, ржавчину, распад субстанции. Человеческий материал, люди тоже становятся подвержены коррупции, размыванию. Речь идет, прежде всего, о двух вещах: первое — ориентация на низшее в человеке, на худшее, а не на лучшее. Человек — это достаточно сложная система. В человеке есть много разного. В психике человека есть и достаточно консервативные, эгоистичные и даже деструктивные моменты, есть моменты, наоборот, конструктивные, ведущие к высокому уровню развития, к созиданию. Нет таких высот, до которых человек не мог бы подняться, и нет таких низостей, до которых он бы не мог опуститься, как нам показал XX век. И наше государство обращается к худшему в нас, а не к лучшему.
Фото Максима ПлатоноваВ общем, то, что связано с политикой в области образования, науки, культуры, то, что исходит от государства, по большей степени направлено на сужение сознания, на ограничение видения и возможностей для каждого человека в отдельности
Еще один момент — это сужение сознания. Хороший выбор — это выбор, о котором мы потом не будем жалеть. Мы не можем заранее определить, какой выбор будет правильным, а какой неправильным. И даже задним числом мы не можем узнать, был ли сделанный нами выбор лучшим из всех возможных. Нет способа это выявить. Но мы можем признавать собственную ответственность за этот выбор, сознавать выбор как свой и дальше его поддерживать. Или плохой выбор: делать его случайно и начинать винить окружающих за то, что под их влиянием сделал не тот выбор, который надо. Чтобы сделать хороший выбор, нужен широкий кругозор, широкое видение доступных альтернатив, доступных возможностей. То есть для этого нужно достаточно широкое и непредвзятое сознание. Не буду вспоминать старый анекдот: «А что, так можно было?» Мы часто оказываемся в ситуации: «А что, так можно было?» То есть мы делаем выбор, исходя из заведомо суженного спектра вариантов, а потом оказывается, что можно было поступить и иначе.
В общем, то, что связано с политикой в области образования, науки, культуры, то, что исходит от государства, по большей степени направлено на сужение сознания, на ограничение видения и возможностей для каждого человека в отдельности. С моей точки зрения это существенный момент, хотя параллельно действует много разных сил, которые работают в противоположном направлении — расширения сознания. Очень много негосударственных организаций, деятели культуры, искусства, интернет. Существует очень много неконтролируемых государствами источников разнообразия, новизны и расширения сознания. И это важная тенденция.
Мне когда-то приходилось выступать экспертом на одном из первых процессов в связи со «Свидетелями Иеговы»*. И, в общем-то, я достаточно хорошо разобрался в тех материалах. Ситуация юридически была очень непростая, потому что трудно было вменить этой организации какие-то моменты действующего законодательства. Мне это все не очень сильно нравилось по причине, что я видел, как действовала линия на сужение сознания тех людей, которые в эту организацию приходят. Очень четкое послание: «Читайте только нашу литературу и боже упаси читать какую-то другую». Это то, что я считаю сужением сознания. Здесь «Свидетели Иеговы» не очень отличаются от традиционных конфессий. Есть такие вещи, которые присущи на самых разных уровнях как организациям сравнительно небольшим и преследуемым, так и организациям уважаемым, которые претендуют на духовное лидерство. Самое главное, чтобы они при этом реально выполняли роль духовного лидерства, чтобы они расширяли сознание, а не сужали его.
Фото wikipedia.orgПервым про совесть начал писать Фрейд. И он объяснял ее как некоторый осевший в глубине голос родителей, который служит критерием, что такое хорошо, а что такое плохо. Когда я делаю то, что родители бы не одобрили, я испытываю угрызения совести«Ученые-психологи стараются не касаться проблемы совести — непонятно, что с ней делать»
— Что приводит сознание человека к деградации?
— Как уже сказал, прежде всего сужение ориентиров, границ, ограничение среды, информации, когда какая-то инстанция считает, что ей виднее, что мы можем смотреть, читать, узнавать, на какие сайты заходить и так далее. Все это в конечном счете приводит к деградации.
Сознание развивается через работу сознания, через его использование. И не случайно все неврологи говорят, что, если вы хотите сохранить до достаточно пожилых лет ясное сознание и быть в своем здравом уме и твердой памяти, то работайте головой. Здесь в невыгодном положении оказываются те люди, которые из соображения экономии энергии не любят загружать свою голову. Умственная работа еще больше в тягость людям, чем физическая. Это может привести к преждевременной деградации не в самом старом возрасте.
Если мы предпочитаем искать ответы в готовом виде, то это путь к ослаблению, к сужению сознания, к ограничению его возможностей. Неработающее сознание само себя не поддерживает.
— А почему человек испытывает «угрызения совести» или слышит голос совести? Откуда этот голос?
— Нет четкого ответа. Совесть — очень сложная вещь. Ряд психологов написали интересные работы про совесть, но после них эта область не сильно продвинулась. Первым про совесть начал писать Фрейд. И он объяснял ее как некоторый осевший в глубине голос родителей, который служит критерием, что такое хорошо, а что такое плохо. Когда я делаю то, что родители бы не одобрили, я испытываю угрызения совести. И если я делаю что-то правильно, то внутренний голос говорит: «Да, хороший мальчик».
Фото whitepageshistory.ruФранкл делал анализ того, что такое голос совести. Он как раз развивал идеи, близкие к идеям гуманистической совести про Фромму. Он говорил, что совесть — это тот орган, который помогает нам ощутить единственно верный смысл, который кроется в каждой ситуации. Совесть — это орган смысла
Но потом Фромм отметил, что есть две разных формы совести. Одна, про которую писал Фрейд, авторитарная совесть. Если я чувствую, что не соответствую тому, чего от меня ожидают, тому, чего от меня хотели родители, то появляется ощущение, что что-то не так. Это авторитарная совесть. Но кроме этого, есть форма совести, которая никак не связана с заложенными в нас ожиданиями авторитетов. Она как раз связана с ответственностью перед самим собой за то, чтобы в полной мере развивать свою жизнь, заложенные в ней возможности. Фромм называл это гуманистической совестью.
А несколько лет спустя вышла замечательная книга другого выдающегося психолога прошлого века Виктора Франкла под названием «Подсознательный Бог» о соотношении психотерапии и религии. Это его диссертация по философии, которую он защищал уже после диссертации по психотерапии. Франкл делал анализ того, что такое голос совести. Он как раз развивал идеи, близкие к идеям гуманистической совести про Фромму. Он говорил, что совесть — это тот орган, который помогает нам ощутить единственно верный смысл, который кроется в каждой ситуации. Совесть — это орган смысла. И орган некоторой ответственности, которую мы несем за свою жизнь, за свои выборы, за реализацию смысла жизни перед самим собой. Дальше идет развилка для людей религиозных и нерелигиозных. Для людей неверующих — это некоторая конечная инстанция, совесть — внутренний голос. А для людей религиозных за совестью стоит еще одна инстанция — это Бог. Они рассматривают совесть как голос Бога.
— Получается, что эту область не исследовали?
— То, что я описал, это отдельные работы людей очень большого масштаба, написанные лет 70 назад. Мне практически не попадались серьезные исследования последнего времени, которые сильно продвинули бы проблему совести. Ее сейчас стараются не касаться, потому что непонятно, что с ней делать, как ее экспериментально исследовать.
«У нас исторически больше доверяют юридическим лицам, чем физическим. С точки зрения психолога должно быть наоборот»— Что лежит в основе человеческого счастья? Какой человек с большей вероятностью назовет себя счастливым?
— Последние 20 лет я изучаю такую область, как позитивная психология. Это область сравнительно новая, она изучает то, от чего зависит психологическое благополучие людей: что делает людей счастливыми, а что несчастными. Как выясняется, ощущение свободы выбора является центральным звеном, который опосредует влияние многих других факторов на переживания субъективного благополучия. Человек, который не ощущает, что его жизнь в большой степени является его личным выбором, не чувствует себя счастливым и благополучным, даже если у него благоприятные внешние условия. В золотой клетке люди себя хорошо чувствовать не будут.
Фото Максима ПлатоноваФромм говорил, что именно некрофилическими тенденциями в душе, в психике многих людей и объясняется то, что они шли за Гитлером, за Сталиным. И они готовы были убивать огромное количество людей ради того, чтобы все было расчерчено по клеточкам, чтобы все было в порядке, по правилам
И к вопросу о государстве. Развитие личности — это не его задача. Задача государства — создание базовых условий, благоприятной среды, благоприятных предпосылок. Дальше ему лучше не вмешиваться. Не дай бог будут установлены всеобщие стандарты развития возвышенной благородной личности, и все будут учиться по этим стандартам. Все это приведет к появлению механизмов формального контроля и отчетности. Здесь надо в большей степени доверять самим людям, группам, объединениям, семьям, организациям и так далее. У нас как-то исторически больше доверяют юридическим лицам, чем физическим. С точки зрения психолога должно быть наоборот, потому что человек — это источник всего созидательного. Именно человек, а не государство. Государство устанавливает рамки, но здесь важно не перегнуть палку.
Обратите внимание, подавляющее большинство законов, которые у нас принимаются последнее время, запретительные. Запретить, запретить, запретить… Огромный дисбаланс. Последние день-два идет очень серьезное обсуждение новых федеральных образовательных стандартов, возникло мощное движение.
На эту тему хорошо писал в середине прошлого века тот же Фромм. Он ввел понятия некрофилии и биофилии. Биофилия — это стремление к жизни. К жизни не в буквальном смысле, а к жизни, связанной со всеми свойствами жизни (разнообразие, неконтролируемость, спонтанность). А некрофилия — это склонность многих людей уничтожать, выпалывать все живое под лозунгом порядка. Порядок и стабильность — это главная мантра некрофилов. Они хотят выкорчевать все живое и пытаются свести все к очень жестким структурам. Но максимум порядка на кладбище. Это идеал некрофилов, которые хотят все неконтролируемое и непредсказуемое вычистить, выдернуть, как сорняки. Классический образ — это чеховский Беликов из «Человека в футляре». Это абсолютный идеал некрофила.
Так вот, Фромм говорил, что именно некрофилическими тенденциями в душе, в психике многих людей и объясняется то, что они шли за Гитлером, за Сталиным. И они готовы были убивать огромное количество людей ради того, чтобы все было расчерчено по клеточкам, чтобы все было в порядке, по правилам. По сути дела, конфликт биофилов с некрофилами — это одна из главных оппозиций современной жизни. Она описывает то, что происходит в нашем обществе.
* Организация, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»
Наталия Антропова
Справка
Дмитрий Леонтьев — доктор психологических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ, заведующий международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации.
ОбществоВластьВыбор за вами – почему важна свобода выбора
Свобода выбора – одно из важнейших основных прав в демократическом обществе. Мы должны иметь право на эту свободу во всех сферах, не только в политике или образовании, но и в цифровом мире.
Свобода выбора и способность принимать решения по собственной воле являются одними из основных ценностей демократического общества. В этом месяце на первый план выходит свобода выбора. В настоящее время мы особенно замечаем, насколько важно наше право на самоопределение и свободу выбора: В дебатах о COVID-19прививки, при выборе карьеры и когда дело доходит до образования, мы хотим определить для себя, какие варианты мы выбираем.
В Германии, стране с наибольшим количеством поисковых запросов Startpage, свобода выбора даже защищена законом. Статья 2 Основного закона Германии гарантирует свободу каждого человека свободно развиваться и строить свою жизнь.
Наше право на информационное самоопределениеМногие люди не знают, что этот тип самоопределения также относится к нашему праву на конфиденциальность в Интернете. Например, статья 8 Хартии основных прав Европейского Союза закрепляет право на информационное самоопределение в отношении своих личных данных.
В настоящее время в Интернете доминируют крупные технологические компании, которые с годами приобретают все большую рыночную власть. Чтобы иметь возможность пользоваться их онлайн-сервисами, вряд ли можно избежать больших технологических гигантов из Силиконовой долины. Big Tech рано осознала, как получать прибыль от личных данных людей. Чтобы иметь возможность использовать продукты Big Tech, пользователи вынуждены принять их условия использования. Цена за их бесплатную услугу: персональные данные человека. На наших данных можно заработать много денег, потому что они многое говорят о нас. Они продаются сторонним компаниям, которые затем могут ориентировать нас на рекламу, соответствующую нашему профилю. Узнайте больше о бизнес-модели поведенческой рекламы здесь.
Отличие стартовой страницыК сожалению, большинство онлайн-сервисов не защищают должным образом право людей на неприкосновенность частной жизни. Вот почему в 2006 году мы решили, что пришло время для настоящей альтернативы, и создали Startpage. Мы считаем, что каждый должен иметь возможность использовать и искать в Интернете, не беспокоясь о своих личных данных — о том, как они собираются, хранятся и продаются. Вот почему Startpage был создан как первая частная поисковая система, которая не собирает, не сохраняет и не передает личные данные пользователей.
Как это работает? Мы предоставляем качественные результаты поиска, предоставляемые Google, но без сбора личных данных или сохранения истории поиска. Кроме того, наша штаб-квартира и серверы находятся в Нидерландах. Это позволяет нам защищать наших пользователей с помощью голландских и европейских законов о защите данных, включая GDPR, который считается самым строгим в мире законом о конфиденциальности.
Вы должны иметь возможность не только искать, но и находить: Наша функция анонимного просмотра также защищает вас при посещении веб-сайтов, которые отображаются в результатах поиска. Вот как работает анонимный просмотр.
Установить постоянную конфиденциальность
Установить расширение браузера для частного поиска Startpage.
Установка
Решение за вамиНаша цель – и основная идея нашего фонда – предоставить возможность выбора. Каждый должен иметь возможность решать для себя, что делать со своими данными. Стартовая страница — это альтернатива другим поисковым системам, в которой вы можете контролировать свои данные. Свобода выбора важна при использовании онлайн-сервисов и принятии решения о том, что делать со своими данными.
Мы не хотим указывать вам, что делать, а хотим дать вам возможность сделать выбор самостоятельно. Однако для принятия обоснованного решения необходимы информация и знания. Вот почему мы взяли на себя обязательство информировать вас о защите данных и конфиденциальности в нашем блоге, информационном бюллетене и каналах социальных сетей. Но решение о том, какие онлайн-сервисы вы используете, полностью зависит от вас!
Свобода выбора Определение | Инсайдер права
означает Министерство здравоохранения и социальных служб.
означает губернатора, который может быть назначен в соответствии со статьей 51;
означает управляющего, назначенного корпорацией для выполнения функций, описанных в Приложении B к Доверительному кодексу NHS Foundation (Monitor, декабрь 2013 г.) или любой более поздней версии такого кодекса.
’ означает любой город с населением менее 50 000 человек или, если не указано иное, любую некорпоративную территорию. Некорпоративные районы в любом округе с населением более 100 000 человек не имеют права; и
означает Министерство образования США.
означает главного юриста штата.
означает члена Совета управляющих, избранного членами одного из общественных округов;
означает программу страхования работников и пенсионеров, предусмотренную статьей 5, глава 11, раздел 1.
означает лицо, назначенное губернатором в соответствии со статьей 180 Конституции;
сообщил, что налагаемое договором обязательство возмещения убытков создает «долг» в конституционном смысле. Tex Att’y Gen. Op. № МВ-475 (1982 г.). Пункты контракта, требующие возмещения убытков Системой или учреждениями, должны быть удалены или дополнены «в той степени, в которой это разрешено Конституцией и законами штата Техас». оговорки об ограничениях также должны быть удалены или дополнены словами «в той мере, в какой это разрешено Конституцией и законами штата Техас». Не подлежит обсуждению. Если вы не согласны, ваше предложение не будет отвечать требованиям и оно не будет рассматриваться. Согласны ли вы? на эти условия? Да
означает, что потребителю предоставляется полная и непредвзятая информация о его или ее вариантах долгосрочного ухода, включая, помимо прочего, преимущества, недостатки и потенциальные последствия этих вариантов, на основании которых он или она может основывать свое решение.
или «PRTF» означает учреждение, отличное от больницы, которое предоставляет психиатрические услуги, как описано в 42 CFR 441.151–441.182, в стационарных условиях лицам моложе 21 года.
означает Управление Генерального инспектора HHS и любого его правопреемника.
или «избирательная комиссия» означает лицо или группу лиц, назначенных муниципальным советом для надзора и ответственности за выборы в соответствии со статьей B4.1. В соответствующих случаях ссылки в настоящем Избирательном кодексе муниципального совета на должностное лицо по выборам включают избирательную комиссию и наоборот;
означает веб-приложение, используемое для электронной предварительной очистки операций с личными ценными бумагами и подачи многих отчетов, требуемых в настоящем документе. Доступ к приложению можно получить через сеть AB по адресу: https://alliance-ng.starcompliance.com/.
означает запрос, сделанный гражданином третьей страны или лицом без гражданства о защите от государства-члена, который может быть понят как ищущий статус беженца или статус дополнительной защиты, и который явно не запрашивает другой вид защиты, за пределами область действия настоящей Директивы, на которую можно подать отдельное заявление;
означает психиатрическую клинику
означает корпорацию без акционерного капитала под названием Ontario Health в соответствии с CCA;
означает свободу информации Xxx 0000 и любые подзаконные акты, принимаемые время от времени в соответствии с настоящим Законом, вместе с любыми руководствами и/или сводами правил, издаваемыми Комиссаром по информации или соответствующим государственным ведомством в отношении такого законодательства.