Свободное наблюдение это: 3. Метод наблюдения в психологии

Содержание

Наблюдение

ГлавнаяКниги по политологииПолитический анализ и прогнозирование: А.С. АхременкоНаблюдение

Наблюдение — это способ получения информации, предполагающий непосредственную регистрацию наблюдателем происходящих событий. Бесспорное достоинство наблюдения — прямое восприятие событий, отсутствие «посредников» между исследователем и реальной действительностью. Для политической науки это имеет особое значение, поскольку, как неоднократно отмечалось выше, политическая реальность в наибольшей мере подвержена сознательным и неосознанным интерпретационным искажениям.

В то же время наблюдатель сам является человеком из плоти и крови, с собственным политическим мировоззрением, предпочтениями, ценностными ориентациями. По природе своей наблюдение неизбежно избирательно, и даже самый беспристрастный наблюдатель фиксирует реальность под определенным углом зрения, зависящим от особенностей его личности. Поэтому наблюдение можно в целом охарактеризовать как достаточно субъективный метод, хотя и существуют специальные методики, нацеленные на смягчение действия субъективного фактора (о них ниже).

Другое важное достоинство наблюдения — глубина и насыщенность собираемой информации. В ходе наблюдения исследователь получает не только сухой фактический материал, но «живой» образ ситуации, он способен различить оттенки, полутона происходящего, не фиксируемые более объективными и строгими методиками. Конечно, это свойство наблюдения имеет и свою отрицательную сторону: все та же субъективность получаемых данных.

Надо отметить, что возможности использования наблюдения при сборе информации для политического анализа существенно ограничены. Наблюдать можно только четко локализованное политическое событие, например заседание Государственной думы, съезд политической партии, митинг или демонстрацию. Кроме того, наблюдение многих политических событий затруднено в силу их закрытого характера. К примеру, наблюдать неформальную встречу политического лидера с представителями его ближайшего окружения практически невозможно, не будучи частью этого окружения. Поэтому результаты наблюдения в большинстве случаев используются как дополнительная, а не основная составляющая информационного обеспечения. Так, при изучении определенной политической партии наблюдение ее съезда или конференции может оказаться чрезвычайно полезным, но лишь в сочетании с анализом ее программных документов, результатов участия в избирательных кампаниях, изучением посвященных партии материалов СМИ, мнений экспертов, данных опросов общественного мнения и т. д.

Существует несколько оснований классификации наблюдения. С точки зрения участия наблюдателя в процессе, который является объектом наблюдения, выделяют включенное и невключенное наблюдение. В первом случае исследователь непосредственно участвует в процессе, за которым наблюдает. Так, если объектом наблюдения является политический митинг, исследователь находится в толпе митингующих, вместе с которыми скандирует лозунги, выражает свое одобрение или неодобрение выступающим и т. д. Используя включенный метод, наблюдатель получает информацию о небольшом фрагменте реальности, которая непосредственно его окружает, но эта информация будет полной, глубокой, эмоционально насыщенной. Включенное наблюдение дает наиболее интересные, но при этом и наиболее субъективные данные: невозможно участвовать в какой-то деятельности, сохраняя по отношению к ней полную эмоциональную дистанцию. Особенно это касается массовых мероприятий, в ходе которых нередко проявляется феномен «передачи настроения»: наблюдатель неосознанно становится эмоционально сопричастным окружающим людям, испытывает те же ощущения, что и они (эмоциональный подъем, агрессию и т. д.).

Основание другой классификации — знание/незнание людей, которые являются объектом наблюдения, о том, что за ними наблюдают. По этому основанию выделяют открытое (наблюдаемые осведомлены о процессе наблюдения) и скрытое (наблюдаемые не осведомлены) наблюдение. Например, большинство заседаний Государственной думы проходит в ситуации открытого наблюдения: за работой палаты следит большое число представителей прессы, о чем сами депутаты прекрасно осведомлены.

Открытое наблюдение, как правило, гораздо легче организовать с технической точки зрения. В то же время оно несет в себе определенный риск получения неадекватных результатов: знание наблюдаемых о процессе наблюдения за их поведением может стать фактором, влияющим на это поведение. Классический тому пример, приводимый во многих работах по социологии, связан с изучением производительности труда на ткацких предприятиях. Группа социологов (преимущественно мужчин) вела открытое наблюдение за работой ткачих (исключительно женщин) с целью выявить факторы, влияющие на производительность их труда. Результат оказался неутешительным: основным таким фактором стало присутствие на предприятии группы наблюдающих за ткачихами социологов. В политике хорошо известен «эффект камеры»: многие политические лидеры в присутствии журналистов демонстрируют совершенно иное поведение, нежели в непубличных ситуациях.

Комбинированная классификация на основе двух приведенных выше оснований дает четыре вида наблюдений:

Включенное

Невключенное

Открытое

Включенное открытое

Невключенное открытое

Скрытое

Включенное скрытое

Невключенное скрытое

Еще одна классификация касается степени стандартизации процедуры наблюдения. Выделяют стандартизованное (структурированное, контролируемое) и нестандартизованное (свободное, неконтролируемое) наблюдение. В первом случае исследователь фиксирует наблюдаемый процесс в соответствии с заранее разработанной строгой процедурой. Ключевой момент подготовки к стандартизованному наблюдению — операционализация изучаемых признаков до уровня аудиовизуально наблюдаемых индикаторов.

Скажем, одной из задач прикладного исследования является определение степени авторитетности нескольких лидеров конкретной партии в среде партийной элиты (руководства). Методом измерения данного признака выбирается, например, невключенное открытое наблюдение. Наблюдаемым событием будет ежегодная партийная конференция, на которой будут выступать все интересующие исследователя партийные лидеры.

Примем в качестве исходной посылки, что авторитетность партийного лидера будет проявляться, в частности, во внимании и поддержке аудиторией его выступления. Далее необходимо привести неоперациональные понятия «внимание» и «поддержка» к эмпирически наблюдаемому виду, причем наблюдаемому аудиовизуально. Так, признак «внимание» может быть операционализирован через:

• уровень шума в зале в процессе выступления оратора;

• число выходящих из зала во время выступления;

• число людей, разговаривающих друг с другом;

•число людей, занимающихся посторонними делами (читающих газету, разговаривающих по мобильному телефону и т. д.).

Чем меньше значение каждого из операциональных признаков, тем выше уровень внимания к оратору.

Признак «поддержка» может быть операционализирован через:

• продолжительность аплодисментов по завершении выступления оратора;

• громкость аплодисментов по завершении выступления оратора;

• количество раз, когда выступление оратора прерывалось аплодисментами;

• количество одобрительных возгласов из зала;

• количество неодобрительных возгласов из зала и т. д.

Для каждого из операциональных индикаторов определяется единица счета. Например, продолжительность аплодисментов может измеряться в секундах (интервальная шкала), уровень шума в зале — на порядковом уровне (отсутствует, слабый, умеренный, громкий, овация).

Все операциональные признаки и соответствующие им единицы счета заносятся в специальную карточку наблюдателя, которая заполняется в процессе наблюдения. По итогам наблюдения мы сможем количественно оценить значения признаков «внимание аудитории» и «поддержка аудитории» применительно к каждому из выступающих. При этом необходимо будет сделать поправку на время выступления оратора, помня, что первый выступающий имеет дело со свежей аудиторией, последний — с уставшей.

Основное достоинство стандартизованного наблюдения заключается в том, что оно существенно снижает субъективность данной процедуры. В то же время значительно уменьшаются глубина и насыщенность получаемой информации — она в какой-то мере обедняется. Возникает риск упустить существенные особенности поведения наблюдаемых, не учтенные исследователем при разработке программы наблюдения. Это компенсируется наличием в карточках графы «Заранее не формализуемые пометки», но лишь частично: наблюдатель неизбежно будет концентрироваться на параметрах, обозначенных в карточке.

Свободное наблюдение не предполагает столь жестко структурированной процедуры фиксации данных, исследователь руководствуется лишь общим планом. При этом свободное наблюдение остается научным методом сбора информации, поскольку:

• оно подчинено четко сформулированным целям и задачам исследования;

• наблюдатель понимает, какие конкретно характеристики поведения ему интересны;

• результаты наблюдения в том или ином виде фиксируются;

• информация, полученная посредством наблюдения, поддается проверке на надежность.

Подход «Пойду посмотрю, что там происходит» принципиально не приемлем ни при каком научном наблюдении.

Наконец, различают индивидуальное и групповое наблюдение. В последнем случае наблюдение осуществляется несколькими людьми. При групповом наблюдении важно учесть два момента. Во-первых, необходимо четко определить пространственные позиции каждого из наблюдателей, чтобы все вместе они охватывали объект наблюдения целиком, а их индивидуальные сектора не пересекались. Во-вторых, до начала процедуры наблюдения следует определить правила и принципы, в соответствии с которыми отдельные наблюдения будут складываться в единую картину происходящего. Эффективное решение этой задачи возможно за счет использования стандартизованного наблюдения; использование иных методик с высокой вероятностью приведет к тому, что собрать отдельные фрагменты в единое целое будет попросту невозможно.

Виды наблюдения — Психологос — «Семья и Школа»

Содержание

Виды наблюдения

Используй поиск, чтобы найти научные материалы и собрать список литературы

База статей справочника включает в себя статьи написанные экспертами Автор24, статьи из научных журналов и примеры студенческих работ из различных вузов страны

Содержание статьи

1. Наблюдение в психологии

2. Классификация видов наблюдения

Наблюдение в психологии

Определение 1

Наблюдением называют целенаправленное восприятие процесса исследования, результаты которого регистрируются наблюдателем.

Процесс наблюдения в психологии состоит из важнейших составляющих:

  • исследователь – личность, применяющая метод наблюдения для своих исследований;
  • наблюдатель – человек, ведущий наблюдения и фиксирующий все полученные данные;
  • объект наблюдений
    – это явления, предметы или люди, подвергаемые наблюдению.

Классификация видов наблюдения

Классификация по соотношению между собой наблюдаемых объектов представлена двумя видами наблюдения:

Самонаблюдение, относится к внутреннему наблюдению. При этом исследователь, в процессе исследования внутреннего мира, выступает и в роли наблюдателя и в роли объекта. Таким образом, происходит изучение особенностей своей психики, мыслей, чувств и переживаний для объективного анализа ситуаций.

Внешнее наблюдение подразделяется на:

  1. Обычное наблюдение – процесс, в котором все данные фиксируются со стороны, с позиции исследователя.

  2. Соучаствующее наблюдение – это процесс, в котором исследователь погружается в конкретную ситуацию и познает ее «изнутри».

В связи с поставленными задачами наблюдение может проводиться:

  • Непрерывно. В ситуациях, где важны мельчайшие детали и важен весь процесс для исследования;

  • Выборочно. Ситуации, где необходимо изучать детали или какой-то определенный объект исследований.

Относительно длительности по времени исследования выделяют:

  • Единовременное – единичное, единоразовое наблюдение;

  • Периодическое – происходит несколько раз, подчиняется заданным временным отрезкам;

  • Протяженное – длительный процесс наблюдения.

Многообразие видов наблюдений в психологии можно подразделить на:

При этом косвенные наблюдения могут быть 2 видов:

  1. Спонтанное – оно осуществляется без намеченных планов и подготовок.

    Исследователь уделяет внимание не деталям, а самому процессу в целом;

  2. Систематическое – наоборот, перед проведением наблюдения проводится детальная подготовка к процессу и изучение всевозможных вариантов развития событий.

По способу фиксации данных наблюдения разделяют на:

  • Констатирующие – здесь четко фиксируются детали и собираются всевозможные данные;

  • Оценивающие – здесь происходит сравнение фактов по уровню выраженности в заданном диапазоне;

  • Фиксирующие – здесь результат наблюдения получают во время исследования или по истечении конкретного времени.

Еще существует классификация наблюдений по степени стандартизированности:

  • свободное наблюдение – оно связано с установленной целью, но, при этом, отсутствуют четкие границы выбора объектов исследования. Здесь возможно видоизменение самого предмета исследования или первоначальных правил при необходимости;

  • стандартизированное наблюдение – все процессы четко регистрируются по заданному алгоритму и по разработанной программе. Такой процесс применяется для определения уже известных характеристик действительности.

Замечание 1

Данная классификация видов наблюдений является условной и показывает лишь самые существенные их особенности. Поэтому для каждого вида наблюдения в процессе исследования они могут применяться там, где дают наилучшие результаты.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 21.07.2022

Выполнение любых типов работ по психологии

Заказать ВКР по психологии Сочинение на тему зависть — плод слабости и несвободы Реферат по психологии на тему экзистенциальная исполненность личности Реферат по психологии на тему психология как наука управления людьми Курсовая работа на тему исследование самооценки в психологии Отчет по практике по психологии Реферат по психологии общения Реферат по психологии на тему стресс и стрессоустойчивость Реферат на тему общение Реферат на тему психология личности

Подбор готовых материалов по теме

Дипломные работы Курсовые работы Выпускные квалификационные работы Рефераты Сочинения Доклады Эссе Отчеты по практике Решения задач Контрольные работы

Виды наблюдения.

Метод наблюдения и его разновидности

 

Для того, чтобы рассмотреть виды наблюдения, необходимо понять что это такое…

Оглавление

  • 1  Определение
  • 2 Классификация и виды наблюдения
    • 2.1 Полевое
    • 2.2 Лабораторное
    • 2.3 Индивидуальное
    • 2.4 Коллективное
    • 2.5 Случайное
    • 2.6 Преднамеренное
    • 2.7 Систематическое
    • 2.8 Нeсистeматическое
    • 2.9 Пoлнoе
    • 2.10 Непoлное
    • 2.11 Сплошное
    • 2.12 Выборочное
    • 2.13 Кoнстатирующее
    • 2.14 Oценивающее
    • 2.15 Стaндaртизированное
    • 2.16 Нестандартизированное
    • 2.17 Oткрытое
    • 2.18 Закрытое
    • 2.19 Включенное
    • 2.20 Невключенное
    • 2.21 Прямое
    • 2.22 Косвенное
    • 2.23 Спровоцированное и неспровоцированное
    • 2.24 Объективное самонаблюдение
  • 3 Виды наблюдений в социологии
    • 3.1 По форме организации:
    • 3.2 По степени включенности:
    • 3. 3 По форме взаимоотношений с испытуемого:
    • 3. 4 По регулярности проведения:
    • 3.5 По месту проведения
    • 3.6 По длительности проведения, задачам и масштабу
  • 4 Требования к проведению наблюдения и его эффективность

 Определение

Наблюдение – это совокупность действий объекта, которое участвует в самом процессе, не требуя вмешательства наблюдающего. Цель наблюдения – выявить те или иные факторы, расседающиеся в ходе эксперимента у испытуемых.

Наблюдение-это метод исследования.

В первую очередь, стоит рассмотреть достоинства и недостатки данного метода.

  • Достоинства: есть возможность выявить сохранения проведения эксперимента в естественных условиях, использование различных средств для выявления наиболее точных результатов.
  • А к недостаткам можно отнести субъективность, трату времени, а также периодическую невозможность самому исследователю принимать  участие в эксперименте и корректировать поведение испытуемых.

В пример  можно привести наблюдения, такие как «Таинственный покупатель» или же другие социальные эксперименты.

Можно сделать вывод, что наблюдение – метод исследования, который позволяет оценить поведение испытуемых и направлен на выяснение какого-либо фактора, происходящего в естественной среде обитания человека или животного.

Наблюдение в психологии и социологии различают по классификациям и видам. Давайте же рассмотрим методику наблюдения и сам метод наблюдения в психологии.

Классификация и виды наблюдения

Полевое

Наблюдение, проводящееся в естественных для жизни условиях (то же самое поле, например). Но у этого наблюдения есть ряд недостатков – например, мешающие внешние факторы при наблюдении на природе (комары, шум проезжающих машин/поездов и т.д.)

Лабораторное

Вид наблюдения, который осуществляется в лабораторных условиях. Чаще всего это какие-то испытания, эксперименты или химические опыты. Это наиболее эффективный метод наблюдения, т. к. в 95% вам не будут мешать внешние факторы при проведении опыта.

Индивидуальное

Зачастую происходит только за счет одного сотрудника. Он может быть и единственным наблюдательным, и одним из индивидуальных, таких же наблюдателей. Но в таком случае он уже становится индивидуалом только на каком-то этапе проведения исследования.

Коллективное

Происходит за счет нескольких сотрудников (до 10-ти человек). Выполняется при исследованиях, опытах, научных испытаниях и т.д., то есть, в фиксированном помещении.

Случайное

Само название говорит за себя – это незапланированное наблюдение за кем-то или за чем-то. Зачастую оно происходит при участии одного человека.
Этот термин еще популярен в маркетологии и означает изучение перемен цен конкурентов, их мероприятия и всего связанного с рекламой и другими направленностями.

Преднамеренное

Здесь тоже «говорящее» название – это наблюдение, которые было запланировано. Чаще всего, такое наблюдение совершается либо в одиночку, либо в компании с другими наблюдателями.

Систематическое

Это запланированное исследование чего-либо, совершающееся по определенному плану, помогающему зафиксировать всю динамику происходящих в природе, или в определенных условиях процессов.

Нeсистeматическое

Чаще всего проводится в природных условиях и рассматривается поведение только одного вида для создания полной картины опыта.

Пoлнoе

Детальное наблюдение; чаще всего, термин используется в криминалистике, социологии и полицейской тематике, т.к. этот метод позволяет больше узнать об исследуемом объекте.

Непoлное

Это вид наблюдения, где предельно известны все собираемые факты и соблюдены все необходимые и оптимальные условия. Также в ходе выполнения данного метода, наблюдатель не заостряет внимание на оптимальное число параметров.

Сплошное

Это метод наблюдения, который охватывает все единицы изучaeмой совокупности. Сплошное наблюдение обеспечивает полноту информации об изучаемых явлениях.

Выборочное

Это способ несплошного статистического наблюдения, при котором обследуются не все единицы изучаемой совокупности, а лишь ее часть, отобранная по определенным правилам, и обеспечивающая получение данных, характеризующих совокупность в целом.

Кoнстатирующее

В данном виде эксперимента, действия лишь фиксируются, но не подлежат обсуждению или детальному рассмотрению.

Oценивающее

Эксперимент, где экспериментатор может сделать определенные выводы, оценив результат.

 

 

Стaндaртизированное

Это целенаправленное наблюдение, отчет готовится по стандартной форме с описанием всех возможных параметров.

 

Нестандартизированное

Наблюдение, не имеющее плана действий и следующее по ходу развития событий.

Oткрытое

Эксперимент, проводящийся с предупреждением остальных участников.

Закрытое

Эксперимент, проводящийся вне необходимости предупреждения участников. Обычно в таком наблюдении проводятся, так называемые, «социальные эксперименты».

Включенное

Вид эксперимента, при котором присутствует специалист и, по мере необходимости, может скорректировать ситуацию в той или иной области. Но есть одно «Но»: сам специалист выступает инкогнито, и не выдает свою личность до последнего. Собственно, цель расследования и профессия самого исследователя тоже остается под тщательным прикрытием.

Невключенное

Рассмотрение процесса без участия специалиста.

Прямое

Название говорит само за себя – это наблюдение, в ходе которого испытуемые и испытатель находятся вместе в одном помещении и вместе участвуют в процессе эксперимента вместе с остальными участниками (если они есть).

Косвенное

В этом эксперименте рассматривается лишь результат проверки или наблюдения, без участия специалиста (наблюдателя) в самом процессе.

Спровоцированное и неспровоцированное

Наблюдение, осуществляемое в естественной среде, но сама изучаемая ситуация спровоцирована (не спровоцирована) самим исследователем.

Объективное самонаблюдение

Это ваша личная и субъективная оценка происходящего у вас в голове и на душе, проще говоря – самонаблюдение за собой и своей психикой без дополнительной консультации или же наблюдения психолога или психотерапевта. Данный метод может быть применим если вы уверены в том, что ваша проблема несерьезна и не требует посещения перечня надлежащих врачей. Но на всякий случай стоит проконсультироваться с ними.

Виды наблюдений в социологии

Наблюдение как метод может быть

  1. Формализованное
  2. Неформализованное

В первом случае, метод построен на конкретике и конкретных фактах, которые помогают определить всю точность процесса.

А во втором случае – это незапланированное исследование, проводимое лишь предварительно перед формализованным наблюдением.

 

По форме организации:

1. Структурированное наблюдение – есть четкий план действий, есть определенные документы
2. Неструктурированное – «спонтанное» наблюдение, основанное на непредвиденности и собираемых данных

 

По степени включенности:
  1. Включенное  – исследователь сам участвует в эксперименте в качестве испытуемого, но участники, зачастую, об этом не знают
  2. Не включённое – исследователь не участвует в эксперименте, он предназначен только для испытуемых

 

По форме взаимоотношений с испытуемого:
  1. Скрытое – наблюдение, проведенное втайне от проверяемых.
  2. Открытое – относится к числу тех исследований, которые проводятся не анонимно и зачастую проводятся только по согласию испытуемого.

 

По регулярности проведения:
  1. Систематическое наблюдение – проводится только о регулярному плану и в определенное время
  2. Несистематическое наблюдение – почти спонтанное – оно проводится без определенного плана действий и оценивает, прежде всего, поведение человека в спонтанной ситуации.

 

По месту проведения
  1. Полевое наблюдение – проводится в естественной среде обитания (в лесу, в поле или на другой местности и т.д.)
  2. Лабораторное наблюдение – проводится в неестественной среде обитания ( в помещении, в офисе, в самой лаборатории и т.д.)

 

По длительности проведения, задачам и масштабу
  1. Кратковременное наблюдение – проводится на начальной стадии эксперимента и создано для того, чтобы убедиться в достоверности уже доказанных гипотез. Кратковременные – проводятся тогда, когда нужно выявить определенные гипотезы или же подтвердить факты
  2. Долговременное наблюдение – проводится в течении долгого времени и представляет собой постоянный контакт испытателя и испытуемого. Долговременные – проводятся годами и позволяют отследить протекание масштабных изменений в поведении человека, животного, природы и т.д.

Требования к проведению наблюдения и его эффективность

1. Должна быть организованность (определение с местом проведения эксперимента, составление плана при необходимости)
2. Должны быть применим труд модернизационных технологий для выявления наиболее точных результатов
3. Планирование начала наблюдения, основной части и конца.
4. Обязательно должен быть сбор массовых данных для отслеживания динамики проведения эксперимента.
5. Наблюдатель (исследователь) во время проведения наблюдения не должен вмешиваться в сам процесс эксперимента, если на то не требуется его присутствия.
6. Весь процесс наблюдения субъективно оценивается по меркам самого наблюдателя и на основе этого делаются выводы касаемо статистики и результата проведения эксперимента.

4 типа наблюдательных исследований — измерениеU

Наблюдение — ключевой метод сбора данных для UX-исследований.

Наблюдательные исследования обычно проводятся у пользователей дома, на рабочем месте или в естественной среде, а не в лаборатории или в контролируемых условиях.

С помощью этого исследования вы сможете понять, как люди естественным образом взаимодействуют с продуктами и людьми, а также с какими проблемами они сталкиваются.

Он может дать вдохновение и идеи для улучшения и инноваций.

Хотя может показаться, что наблюдение так же просто и единообразно, как наблюдение и ведение заметок, существуют некоторые тонкие различия, которые могут повлиять на тип собираемых данных. Роль, которую играет наблюдатель, образует континуум от полностью отстраненного до полного вовлечения участника.

При планировании следующего исследовательского проекта по наблюдению и выборе правильного типа для его успеха учитывайте следующее:

Этика наблюдения . На обоих концах спектра (полностью отстраненный или полностью вовлеченный наблюдатель) вы сталкиваетесь с этическими соображениями, поскольку те, за кем наблюдают, не осознают этого.

По этой причине большинство наблюдательных исследований, которые вы будете проводить, находятся где-то посередине.

Подумайте о количественной оценке результатов . Хотя наблюдательные исследования обычно связаны с качественными методами, вы все же можете количественно оценить случаи поведения или заявления, сделанные участниками, чтобы получить представление о частоте отношения и действий клиентов.

Повысьте надежность и достоверность ваших наблюдений. Подумайте о том, чтобы несколько независимых исследователей наблюдали и кодировали свои записи. Использование нескольких наблюдателей с разными точками зрения (например, менеджера по продукту и исследователя) помогает выявить области согласия и несогласия и делает ваши данные наблюдений более достоверными и надежными.

Помните об этих предостережениях, выбирая роль для научно-исследовательского проекта. Четыре типа наблюдательных ролей, которые мы здесь обсуждаем, основаны на различиях, сделанных социологом Рэймондом Голдом в 1958 году, но применимы к любой области исследований.

1. Полный наблюдатель

Это отдельный наблюдатель, при котором исследователь не виден и не замечается участниками. Это один из способов свести к минимуму эффект Хоторна, поскольку участники с большей вероятностью будут вести себя естественно, когда не знают, что за ними наблюдают.

Хотя когда-то эта роль считалась объективной для этнографа, она потеряла популярность, потому что эта роль, скорее всего, вызовет этические вопросы о возможном обмане. Как бы вы себя чувствовали, если бы узнали, что кто-то наблюдает за вами, но вы этого не знали? Типа Большого Брата, скорее всего.

Однако в общественных местах, таких как кафе, вестибюли офисных зданий, аэропорты, станции метро или даже общественные туалеты, полная роль наблюдателя может быть единственным средством для сбора необходимых вам данных. А с повсеместным распространением видеокамер удаленное наблюдение остается жизнеспособным вариантом.

2. Наблюдатель как участник

Здесь исследователь известен и признан участниками, и во многих случаях участники знают цели исследования наблюдателя.

Есть некоторое взаимодействие с участниками, но взаимодействие ограничено. Цель исследователя – играть как можно более нейтральную роль.

Этот подход обычно используется при «следовании за клиентом», чтобы понять, как кто-то использует программные продукты для достижения целей.

3. Участник в качестве наблюдателя

Здесь исследователь полностью вовлечен в работу участников. Она скорее друг или коллега, чем нейтральная третья сторона. Пока происходит полное взаимодействие с участниками, они все равно знают, что это исследователь.

Этот метод часто используется при изучении отдаленных коренных народов или городских культур. Есть антропологический анекдот[pdf] о том, что бытовая фотография родного села состоит из супружеской пары, их родителей и аспиранта.

4. Полный участник

Это полностью встроенный исследователь, почти как шпион. Здесь наблюдатель полностью взаимодействует с участниками и участвует в их деятельности.

Участники не знают, что ведется наблюдение и исследование, даже если они полностью взаимодействуют с исследователем. Это иногда называют «переходом к аборигенам» в отношении проведения местных полевых исследований.

В исследовании клиентов это похоже на тайного покупателя или шоу «Босс под прикрытием». Идея состоит в том, что лучший способ понять тип роли, людей или культуры — это испытать их на собственном опыте. Хотите понять Burning Man? Тогда идите как полноправный участник.

Резюме

Сбор достоверных качественных данных может быть проблемой в исследованиях UX; один из способов сделать это — наблюдение за пределами контролируемой среды, где участники, скорее всего, будут вести себя естественно.

Существует четыре типа наблюдательных исследований, которые вы можете проводить: от отстраненного наблюдения без вашего участия (полный наблюдатель) до полного погружения в окружающую среду (полный участник). Что вы выберете, зависит от ваших целей, временных рамок и правильного баланса этических соображений.

Включенное наблюдение: что это такое, типы и применение

Включенное наблюдение широко используется в таких дисциплинах, как антропология, социология, коммуникативные исследования, политология, социальная психология и даже в маркетинговых исследованиях.

Чтобы помочь вам получить общее представление об этой методологии, в этой статье мы собрали ее наиболее важные характеристики, ее важность и некоторые типы включенного наблюдения, которые вы можете применить на практике для своего следующего исследования.

Что такое включенное наблюдение?

Включенное наблюдение — методология качественного исследования, при которой исследователь изучает группу не только путем наблюдения, но и путем участия в ее деятельности.

В этой методологии качественного наблюдения исследователь погружается в повседневную деятельность участников, чтобы записать их поведение в как можно большем количестве сценариев.

Благодаря погружению в место исследования исследователи могут наблюдать за повседневной жизнью людей: их общением друг с другом, формальными и неформальными разговорами, привычками и т. д.

Предлагает исследователям возможность собирать честную и личную информацию о людях. Однако эта информация фильтруется с точки зрения исследователей, которые, используя этот метод, рискуют потерять свою объективность и изменить своим присутствием поведение изучаемых ими групп.

Важность включенного наблюдения

Включенное наблюдение — это метод, который помогает увидеть и понять, что делают люди, и сравнить это с тем, что они говорят. Таким образом, вы помогаете исследователям узнать, ведут ли себя люди, с которыми вы проводите исследование, не так, как их описывают.

Это также позволяет исследователю лучше понять, что происходит в данной группе и ее культурной среде, что придает больше правдоподобности их интерпретации наблюдения.

Кроме того, он позволяет исследователю собирать качественные данные с помощью различных типов интервью и количественные данные с помощью опросов и различных количественных методов наблюдения.

Характеристики включённого наблюдения

Включённое наблюдение исторически ассоциировалось с формой полевых исследований, при которой исследователь проживает в течение длительного периода времени в небольшом сообществе.

Сегодня эта методология используется в самых разных условиях и в течение самых разных периодов времени, от одного взаимодействия до многих лет. Но обычно его характеризуют следующие моменты:

  • Длительный характер взаимодействия исследователя и участников в рамках полевого процесса.
  • Широкий спектр динамики отношений, которую он изучает, например, различия в статусе между двумя сторонами, различия во власти и различия в образовании, а также степени формальности. Различия во власти могут быть связаны с полом, социальным классом, состоянием здоровья и другими аспектами.
  • Разнообразие обстановки, от тесного межличностного взаимодействия до наблюдения за публичными собраниями и реальным участием в общественных мероприятиях.
  • Во многих случаях исследование проводится в условиях, незнакомых исследователю, что делает его презентацию и взаимодействие с другими особенно деликатными.
  • Могут существовать разные этические кодексы между изучаемыми группами и странами или учреждениями происхождения исследователя. Они также могут отличаться от этических принципов, которым следует правительство принимающей страны, неправительственные организации в этой области или агентства, финансирующие исследование.
  • Изменение характера ролей и отношений исследователя с изучаемой группой с течением времени.
  • Использование технологий для документирования наблюдений, включая картографирование, фотографирование, видео- и аудиозапись.

Типы включенного наблюдения

Теперь, когда вы знаете, что это за метод и каковы его наиболее распространенные характеристики, мы познакомим вас с существующими типами.

Исследователи наблюдают и записывают поведение своих испытуемых в их собственном окружении, не разговаривая с ними и не взаимодействуя с ними каким-либо образом.

Многие из исследований, в которых используется эта форма включенного наблюдения, представляют собой исследования, в которых исследователи наблюдают за поведением людей и общением в общественных местах, таких как рестораны, кафе, транспортные узлы и даже в Интернете, с помощью инновационных методов, таких как нетнография .

Таким образом, исследователи общаются со своими субъектами и участвуют в повседневной жизни групп, которые они изучают, включая их деятельность, обычаи, ритуалы, распорядок дня и т. д.

Степень приверженности исследователей этим группам различается. Некоторые исследователи ограничивают свое взаимодействие интервью, в то время как другие участвуют во всех аспектах жизни своих испытуемых.

Примерами этой формы включенного наблюдения являются исследования, в которых исследователи жили в течение длительного периода времени среди различных этнических, культурных или религиозных сообществ.

  • Скрытое и явное

При скрытом включенном наблюдении исследователи не сообщают о своем присутствии испытуемым, а если и сообщают, то не идентифицируют себя как следователи, в то время как при открытом включенном наблюдении они это делают.

Однако, даже когда расследование открыто, следователи часто не информируют людей, которых встречают в ходе расследования, о конкретной цели расследования, а также не сообщают всем встречным, что они являются исследователями, так как это может прерывать разговоры и наблюдаемые события.

  • Скрытый и активный

Скрытое и активное включенное наблюдение имеет ряд преимуществ. В этом типе включенного наблюдения исследователи могут иметь доступ к группе, которую они иначе не имели бы возможности наблюдать, и они могут испытать практику группы так, как ее испытывают члены группы.

Как правило, исследователи могут изменить поведение группы своим присутствием, но в этой форме включенного наблюдения группы не будут сознательно менять свое поведение в ответ на присутствие исследователя, потому что они не осознают, что за ними наблюдают.

  • Скрытый и пассивный

В случае скрытого и пассивного включенного наблюдения исследователи вряд ли изменят поведение своих испытуемых, поскольку исследователи не взаимодействуют со своими испытуемыми активно и поскольку субъекты также не знают, что за ними наблюдают.

Однако, поскольку наблюдение является пассивным, у исследователей нет возможности испытать на себе жизнь испытуемых.

Бесплатно Оперантное наблюдение | ЕБИП

Бесплатное наблюдение за оперантами

Бесплатное наблюдение за оперантами подходит для всех детей, и их легко проводить регулярно в классе, если наблюдение можно запланировать на то время, когда у ребенка есть возможность выбирать из множества различных вариантов. , возможно подкрепляющие, предметы или действия (например, свободная игра). Это подходящие оценки для детей, которые проявляют вызывающее поведение, когда у них отнимают любимые игрушки, потому что предметы никогда не убираются после выбора или занятия. Проводя Свободное Оперантное Наблюдение, наблюдатель может обнаружить весьма предпочтительные действия или виды деятельности, о которых обычно не думают во время мозгового штурма с подкреплением, например, танцы под музыку, участие в стереотипии или уход от внимания взрослых. Как правило, Свободные Операционные Наблюдения не проводятся со съедобными предметами. 9(т. и товары с низким приоритетом. Например, если вы проводите оценку предпочтения парных стимулов и замечаете, что ребенок всегда выбирает предметы с одной стороны (т. е. с уклоном в сторону), вместо этого следует провести свободное оперантное наблюдение или оценку предпочтения одного стимула. Кроме того, оценка предпочтений на основе испытаний требует, чтобы специалист заранее знал, какие предметы ребенок, вероятно, будет предпочитать в большей или меньшей степени. Когда исполнитель не знаком с ребенком, Свободное оперантное наблюдение будет подходящей предварительной оценкой предпочтений, потому что одновременно доступно большое количество предметов и не требуется предварительное знание предпочтений ребенка. Эти оценки могут не давать информации о широком спектре потенциальных подкреплений, если ребенок всегда взаимодействует только с одним предметом (например, предпочитает играть с одной игрушкой на протяжении всего наблюдения).

Свободные оперантные наблюдения могут быть натуралистическими или надуманными. В натуралистическом свободном оперантном наблюдении ребенку разрешается свободно участвовать в типичной повседневной среде. Например, учитель может выделить 15 минут, чтобы ненавязчиво понаблюдать за новым учеником в свободной игровой зоне. В надуманном Свободном Оперантном Наблюдении учитель намеренно устанавливает заранее определенное количество предметов в пределах видимости и досягаемости ребенка. Например, для неходячего ребенка учитель может положить различные предметы в пределах досягаемости ребенка до начала занятия. Надуманное наблюдение также может быть полезным, если некоторые потенциально подкрепляющие предметы (например, электронный планшет, водяной стол) обычно недоступны.

При обоих видах наблюдения учитель без помех наблюдает за ребенком в течение заданного времени. Предметы, к которым ребенок подходит последовательно и с которыми он взаимодействует дольше всего, считаются наиболее предпочтительными предметами ребенка , а предметы, к которым ребенок не приближается, считаются наименее предпочтительными предметами ребенка. Важно (а) регулярно проводить оценки, поскольку предпочтения могут меняться, и (б) регулярно оценивать, способен ли ребенок сканировать два или более предметов на поверхности, поскольку MSWO, MSW и парные оценки предпочтения стимулов могут быть более точнее в определении предпочтений, чем свободные оперантные наблюдения.

Прежде чем начать, вы должны собрать следующие материалы:

Лист сбора данных
Естественная среда (например, свободная игра, ресурсная комната) или заданный набор предметов

Теперь вы и ваш ребенок готовы начать.

1. Создайте придуманную среду или приведите ребенка к естественной среде. Например, вы можете привести ребенка в ресурсную комнату и сказать ему, чтобы он играл свободно, или для неходячего ребенка вы можете установить заранее определенный набор предметов в пределах его видимости и досягаемости.

2. Ненавязчиво наблюдайте за ребенком и во время каждой попытки записывайте в свой лист данных следующее:

  • Подходит ли ребенок к предмету (т. е. протягивает руку и берет его).
  • Задействует ли ребенок предмет. Для взаимодействия с игрушками это может включать нажатие кнопок на игрушке, раскачивание игрушки или другие манипуляции с игрушкой. Вовлечение не обязательно должно заключаться в том, чтобы манипулировать игрушкой, как это было задумано, но не должно включать в себя проблемное поведение (например, бросание игрушки, поломку игрушки).
  • продолжительность , в течение которой ребенок играет с игрушкой (т. е. количество времени между приближением ребенка и отказом от игрушки). Вы также можете записать участие ребенка в других видах деятельности. Например, вы можете записать продолжительность времени, в течение которого ребенок придерживается стереотипов, танцует под музыку или перемещается в пространстве без других детей. Обычно мы не думаем о них, когда проводим мозговой штурм поощрений, но если ребенок очень предпочитает их, они могут служить для подкрепления целевого поведения. Например, ребенок может получить перерыв в общении с учителем или ему может быть разрешено участвовать в стереотипии в зависимости от ответа.

Вы также можете записать участие ребенка в других мероприятиях. Например, вы можете записать продолжительность времени, в течение которого ребенок придерживается стереотипов, танцует под музыку или перемещается в пространстве без других детей. Обычно мы не думаем о них, когда проводим мозговой штурм поощрений, но если ребенок очень предпочитает их, они могут служить для подкрепления целевого поведения. Например, ребенок может получить перерыв в общении с учителем или ему может быть разрешено участвовать в стереотипии в зависимости от ответа.

3. Продолжайте записывать подходы, взаимодействие и продолжительность взаимодействия с каждым элементом, пока вы не завершите заранее определенный период времени наблюдения.

4. В конце занятия запишите предметы, которые находились в пределах видимости и/или досягаемости ребенка, к которым он или она не приближался. Для будущих Оценок предпочтений на основе испытаний будет полезно определить элементы, которые ребенок может предпочесть с низким уровнем предпочтения.

Технический паспорт:
Свободное оперантное наблюдение: Технический паспорт  

Цитировать эту страницу (6-е издание АПА):

  • Чазин К.Т. и Ледфорд, младший (2016). Свободное оперантное наблюдение. В Методы обучения, основанные на фактических данных, для детей младшего возраста с аутизмом и другими нарушениями. Получено с http://ebip.vkcsites.org/free-operant

Бесплатная методика оценки оперантного наблюдения

Что делает клиент ?

Свободное оперантное наблюдение относится к наблюдению за действиями, которыми занимается клиент, когда есть свободный доступ ко всем предметам и действиям. Рассмотрим термин свободное время :

Что вы делаете, когда приходите домой с работы и вам нечего делать?

Теперь рассмотрим клиента, у которого есть «время простоя» в среде, где есть много предпочтительных предметов и занятий, таких как спальня или гостиная в доме. Свободное оперантное наблюдение фиксирует количество времени, которое клиент занимается определенной деятельностью, а затем сравнивает его с количеством времени, которое он занимается другими видами деятельности.

Предположение метода свободного оперантного наблюдения заключается в том, что чем больше времени клиент тратит на определенную деятельность, тем больше предпочтение отдается этой деятельности. Например, если клиент провел 40 минут за просмотром телевизора и 30 минут за чтением, то просмотр телевизора будет считаться более предпочтительным, чем чтение.

Изобретенное свободное оперантное наблюдение

Умышленный — это термин, часто используемый в анализе поведения для обозначения ситуаций, заранее подготовленных для определенной цели. Здесь это относится к наблюдению за клиентом в среде, которая была настроена с любимыми предметами и действиями клиента.

Ниже RBT Джессики наблюдал за Джессикой в ​​течение часа среди ее наиболее любимых предметов и занятий: игра на компьютере, просмотр книг, игра с игрушками, рисование, просмотр телевизора и видеоигры. Джессика имела доступ ко всем этим занятиям и предметам в центральном месте. Ниже представлена ​​карта гостиной, где она играла. Заметки представляют собой наблюдения RBT за Джессикой во время часовой оценки.

Судя по заметкам из RBT Джессики, Джессика предпочитала компьютер, рисование и игры с куклами. Их можно расположить в порядке предпочтения, при этом наиболее предпочтительной деятельностью будет та, которой уделялось наибольшее количество времени в течение периода оценки.

Предпочтения Джессики по порядку

  1. Игра в математику на компьютере (36 минут)
  2. Рисование маркерами (14 минут)
  3. Игра с куклами (10 минут)

 

Натуралистическое свободное оперантное наблюдение

RBT проводит с клиентом больше времени, чем кто-либо другой в лечебной группе. Возможны ситуации, когда данные свободного оперантного наблюдения могут собираться в естественной среде. Например, наблюдение за клиентом в свободное время в школе или даже в неожиданных ситуациях, например, в приемной у врача.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts