Свод моральных правил семьи: Как составить свод ( перечень) моральных норм, правил, принятых в семье?

Что такое религия и какова ее роль в жизни общества: Статьи общества ➕1, 18.03.2022

Религия — это система взглядов, основанная на безусловной вере в сверхъестественное. Она включает в себя свод догматов, моральных норм, правил поведения, обрядов и объединяет людей в соответствующие организации (община, церковь и т. д.). Исторически сложилось различное отношение к религиозному мировоззрению: одни называют веру смыслом жизни, другие — отрицают необходимость существования религии.

Фото: Rahul Verma / Pexels

Религия зародилась в первобытные времена. Одной из самых ранних ее форм стал тотемизм — вера в мистическую связь между людьми и животными или растениями. Реже его последователи поклонялись неодушевленным предметам и явлениям природы. Тотемизм встречается и сейчас. Так, североамериканские индейцы оджибва считают своими тотемами медведя, волка, бобра и других животных. Они признаны покровителями и помощниками, которые защищают род и даруют силу.

Еще одна ранняя форма религии — анимизм. Это вера в существование бессмертной души человека и живых существ. Вера в духов также относится к анимизму. Этнографы считают, что так люди пытались объяснить тени, эхо, отражения и другие явления, природа которых была им непонятна.

Первобытные люди наделяли магической силой конкретные предметы: камни необычной формы, зубы животных, фигурки, вырезанные из дерева. Так появился фетишизм (от португальского feitiço — амулет, магическая вещь). Одной из его форм является идолопоклонство.

В дальнейшем религии начали усложняться. Люди стали поклоняться множеству богов. А на смену языческому пантеону пришло единобожие — возник монотеизм. Сейчас он представлен такими мировыми религиями, как иудаизм, христианство и ислам.

Фото: Chinh Le Duc / Unsplash

Большинство стран мира не обязывает своих граждан придерживаться религиозных канонов. За редким исключением (например, в Саудовской Аравии, Судане, Афганистане и других исламских странах отступничество от веры грозит смертной казнью), люди добровольно становятся верующими, участвуют в церковных богослужениях, соблюдают пост. Это желание может быть связано со следующими причинами:

Поиск смысла жизни. Нам нужна уверенность в том, что мы все делаем правильно и стремимся к важной цели. Для верующего человека целью становится духовное самосовершенствование, основанное на исполнении религиозных предписаний.

Страх смерти. Что произойдет, когда земное существование оборвется? Мы подсознательно хотим верить в то, что смерть станет лишь одним из этапов нашего пути.

Стремление к справедливости. Мы хотим, чтобы хорошие люди были вознаграждены, а плохие — наказаны. Осознание того, что злодеев так и не настигнет справедливая кара, способно вогнать в депрессию, поставить крест на духовном развитии.

Попытка объяснить то, что непонятно. Ученый-когнитивист Джастин Барретт утверждает, что именно особенности человеческой психики заставляют человека поверить в то, что нельзя доказать. Например, если после молитвы прошла головная боль, верующие считают, что им помогли высшие силы.

Желание ощутить единство с другими людьми. Говоря «Я христианин», «Я мусульманин» и так далее, мы объединяемся с многомиллионным сообществом верующих. Все эти люди становятся нашими единомышленниками.

Как я умерла, чтобы жить

Психолог Марго Беккер — об опыте осознанного умирания

В царской России религия была частью государственной системы управления, а любые попытки отказаться от веры осуждались. Доминирующим вероисповеданием было православие, а одним из органов власти — Святейший Синод. Высказывания церковнослужителей тех времен: «Царская власть — Богом данная власть», «Бог, по образу своего небесного единоначалия, устроил на земле царя».

Положение церкви изменила революция в 1917 году. Коммунистическая партия высмеивала и отрицала веру в высшие силы, многие храмы были разрушены. Власти активно пропагандировали атеизм, называя религию «пережитком прошлого» и «опиумом для народа».

Возрождение религии началось в 1988 году, когда Михаил Горбачев признал религиозные права верующих. Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза назвал период угнетения церкви «трагической ошибкой» и пригласил духовенство к сотрудничеству в поддержании нравственности.

Современная Россия является светским государством. В то же время власти поддерживают традиционные конфессии, отмечая, что они укрепляют моральные ценности.

В 2015 году ВЦИОМ провел опрос, показавший, как изменилась роль религии в жизни россиян за 25 лет. Выяснилось, что люди стали хуже относиться к увеличению числа верующих в обществе. В 1990-м 61% опрошенных согласились с тем, что распространение религиозных убеждений приносит пользу, а спустя четверть века так считала только треть респондентов (36%).

О вреде религии для общества стали говорить чаще: с 5% в 1990 году до 23% в 2015-м. При этом 48% респондентов одобрили возведение возле их дома культовых сооружений, но только если там будут проводиться богослужения их веры. Когда речь зашла о других религиозных объектах, позитивный настрой сохранили лишь 20% опрошенных.

Люди могут прийти к вере на любом этапе жизни. Институт религии обладает следующими преимуществами.

Польза религии заключается в создании ценностных ориентиров, которые остаются за рамками юридических законов. Конечно, церкви далеко не всегда удается убедить людей следовать религиозно-этическим нормам — не лгать, не завидовать, не поклоняться золотому тельцу. Но глубоко верующие стараются не нарушать заповеди.

Специалисты Исследовательского центра Пью в США выяснили, что люди, которые регулярно участвуют в церковных службах, чувствуют себя более счастливыми, меньше страдают различного рода зависимостями. Даже неверующие приходят в храмы, чтобы отвлечься от будничной суеты, послушать песнопения, обрести спокойствие.

Осознание того, что все равны перед богом или высшим началом и каждому воздастся по делам его, помогает преодолевать проявления вражды, ненависти, жажду мести. Религиозные организации оказывают социальную помощь неимущим и побуждают каждого следовать их примеру. Например, при Русской православной церкви организовано более 90 приютов для бездомных, 500 благотворительных столовых, а также пункты обогрева и первой медицинской помощи. Религиозный человек не откажет нуждающемуся в поддержке: материальной (одежда, подаяние, кров), душевной (сострадание) или духовной (молитва, совет).

Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

В сложных жизненных ситуациях многие люди ищут утешения в религии. Нельзя сказать, что исповедь и молитва полностью заменяют психотерапевта, а тем более — психиатра. Это признают и сами священнослужители.

Но в тяжелые моменты психология религии эффективнее светской, считает Михаил Хасьминский, руководитель кризисного центра при московском храме Воскресения Христова. Например, при потере близкого родственника или постановке смертельного диагноза сложно привести доводы, которые вернут человека к нормальному существованию. Священник помогает переключиться с жизни, которая кажется лишенной смысла, на другую, вечную.

Религия призывает людей подчиняться строгим правилам, например соблюдать пост, придерживаться патриархата, посещать богослужения по выходным. Эти правила можно расценить как ограничение свободы, хотя никто не заставляет им следовать. Иногда религиозные убеждения человека могут причинить вред как ему самому, так и его ближним.

Некоторые религиозные движения побуждают своих последователей отказываться от лечения и прибегать к духовному исцелению. Чаще всего речь идет о сектах — группах, отделившихся от основного направления религии и создавших собственное учение.

Так, основательница организации «Церковь Христа» Мэри Бейкер Эдди утверждает, что болезни и смерть — это несуществующая реальность, созданная Сатаной. По ее мнению, достаточно признать нереальность недугов и сосредоточиться на Боге, чтобы исцелить себя. Еще одно религиозное движение, отказывающееся от обязательного лечения, — Свидетели Иеговы (запрещенная в России экстремистская организация). Ее представители считают переливание крови неприемлемым, даже если речь идет о спасении жизни. Это обосновывают тем, что в крови якобы находится душа. Исключения не делаются даже для детей.

Фото: Mehdi Sepehri / Unsplash

Некоторые религии, в том числе ислам, требуют подчинения жены мужу или родственникам мужского пола — отцу, братьям. Роли в традиционной семье строго распределены: муж должен обеспечивать семью, а жена — посвятить себя дому и детям. В некоторых странах и в определенных кругах получить образование и устроиться на работу можно только с разрешения супруга или родителей. Существуют и другие ограничения, такие как ношение закрытой одежды и запрет на прогулки в одиночестве. Все они мешают достичь гендерного равенства в современном понимании и могут расцениваться как нарушение прав человека.

Каждый год более 3 млн девочек переносят калечащие операции на половых органах

11 фактов о практике, наносящей увечья женщинам и детям

Сейчас все больше женщин стремятся защитить свои права и доказать, что, например, трактовка ислама с патриархальной точки зрения ошибочна. Эту точку зрения поддерживают эксперты Организации Объединенных Наций. Спецдокладчик ООН Ахмед Шахид заявил, что законодательство, основанное на религиозных убеждениях, должно быть пересмотрено. В первую очередь речь идет о законах, оправдывающих гендерное насилие, в том числе уголовное преследование женщин за нарушение супружеской верности.

Считается, что это самый опасный вид террористической деятельности. Когда мотивация становится религиозной, люди зачастую перестают реагировать на рациональные доводы. Применение мер наказания, в том числе смертной казни, расценивается террористами как награда. Они верят, что после смерти их ждет встреча со Всевышним, воле которого они следовали до конца.

Традиционные религии мира не побуждают к насилию и вражде. Но социально-политические группировки используют их как прикрытие для террористических и экстремистских действий. Так, адепты «Аум Синрикё», одной из самых опасных экстремистских организаций, запрещенной в России, организовывали теракты для «Истребления грешников в войне Добра и Зла».

В мире есть немало тоталитарных религиозных организаций, способных нанести серьезный вред здоровью человека. Проблемы возникают, когда духовный лидер стремится подавить волю прихожан, а понятия вроде греха, ада и рая используются ради манипуляции. Кроме того, чрезмерное увлечение религией может заставить человека забыть о создании семьи, саморазвитии, карьере. После выхода из сект и других подобных организаций людям приходится полностью пересмотреть свои взгляды и понимание реальности. Из-за этого человек может столкнуться с депрессией, подавленностью и тревогой. Американские психологи называют это состояние «синдром религиозной травмы». Большинству людей требуется 2-3 года, чтобы вернуться к нормальной жизни.

Некоторые религиозные каноны расходятся с целями, к которым стремится современное общество, — толерантность, равенство прав людей независимо от их сексуальной ориентации и гендерной принадлежности. Но в целом религия как социальный институт может быть полезна как для отдельных людей, так и для государства. Вера учит нравственности, избавляет от тревоги и побуждает думать о ближних. Поэтому каждый должен самостоятельно определить роль религии в своей жизни.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Вера Жихарева

Домострой: нормы семейной жизни на Руси

Публикации раздела Традиции

Несколько столетий на Руси правила мирской, семейной и духовной жизни регулировал Домострой — сборник наставлений. В нем содержались советы по хозяйству, воспитанию дочерей и сыновей, поведению дома и в гостях. Читайте, как должна была вести себя добрая жена, справедливый муж и вежливые дети.

Книга о христианских ценностях, семейной жизни и деловом этикете

Андрей Рябушкин. У чудотворной иконы (фрагмент). 1894. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Василий Пукирев. Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда (фрагмент). 1868. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Михаил Шибанов. Крестьянский обед (фрагмент). 1774. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Рукописный свод житейских законов появился еще в конце XV века в Новгороде, он был популярен в домах новгородской знати. В его основу легли старинные сборники подобных поучений, например «Измарагд» и «Златоуст». В разных редакциях свод законов постепенно обогащался новыми рекомендациями и советами, со временем в него вошли правила семейной жизни. В XVI веке московский церковный деятель, духовник и сподвижник Ивана Грозного протопоп Сильвестр собрал все воедино. Новую книгу Домострой он поделил на три части. В первой говорилось, как молиться и вести себя в церкви, во второй — как чтить царя, в третьей — как жить в семье и вести хозяйство.

Читали Домострой многие: князья и бояре, купцы и небогатые грамотные горожане. В основе поучений лежали христианские ценности: помогать нуждающимся, больным и голодным, не хвалиться своими добрыми поступками перед другими, прощать обиды. Практические советы касались разных сфер жизни: как вести себя в гостях, как солить грибы, ухаживать за скотиной, ремонтировать сани и домашнюю утварь. В тексте упоминался даже этикет деловых отношений — как закупать продукты и расплачиваться с лавочниками.

Домострой XVI века стал одной из первых книг, посвященных быту, хотя и включал в себя религиозный раздел. Он выдержал множество переизданий и еще три столетия спустя регламентировал жизнь старообрядцев, городских купцов и зажиточных крестьян.

Это памятник неоценимого значения для нашей истории… это цвет и плод искони вечных нравственных и хозяйственных уставов нашего быта. Домострой и есть зерцало, в котором мы наглядно можем изучать и раскрывать все, так сказать, подземные силы нашей исторической жизни.

Семья: строгая иерархия и подчинение старшим

Андрей Рябушкин. Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии (фрагмент). 1890−1891. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Владимир Маковский. Крестьянские дети (фрагмент). 1890. Харьковский художественный музей, Харьков, Украина

Андрей Рябушкин. Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии (фрагмент). 1891. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В средневековой Руси преобладали традиционные представления о ценностях. Христианская модель брака подразумевала большую семью со множеством детей и патриархальным укладом жизни. Людей, которые остались одинокими до зрелого возраста, считали неполноценными, сознательный отказ от брака рассматривали как уклонение от воли Божьей. В нравоучительных текстах даже осуждали тех, кто оставлял своих близких, чтобы уйти в монастырь.

По Домострою семья представляла собой единый организм: муж-добытчик работал и приносил пропитание, жена вела хозяйство, дети беспрекословно подчинялись родителям, даже когда вырастали. Домострой четко обозначал иерархию и отношения между членами семьи. Это снижало вероятность ссор и конфликтов: каждый знал свое место и обязанности. Обычным средством воспитания были телесные наказания, хотя бить палками или розгами советовали в крайних случаях — если беседы не подействовали.

Правила поведения касались всех домочадцев, в том числе слуг и людей, которые жили на иждивении хозяев. Прислугу также следовало воспитывать и наказывать. Причем не только хозяину-супругу, но и его жене:

Слуг так же, по вине смотря и по делу, учить и наказывать, и раны возлагать, наказав, пожаловать… А за всякую вину по уху, и по глазам не бить, ни кулаком под сердце, ни пинком, ни посохом не колотить, ничем железным и деревянным не бить. Кто так бьет, многие беды от того случаются: слепота и глухота, и руку, и ногу, и перст вывихнет, и голова болит, и зубная болезнь, а у беременных жен и детей в утробе повреждение бывает…

За хорошую службу слуг предписывалось хвалить, причем прилюдно. Хозяйка должна была показывать пример, заступаться и не вести с прислугой «пустые, пересмешливые, бессмысленные, срамные речи». Также нужно было строго следить, чтобы прислуга не сплетничала и не рассказывала чужим о домашних делах.

Жена: «Богу и мужу угодить»

Филипп Малявин. Баба, несущая воду (фрагмент). Начало XX века. Частное собрание

Николай Фешин. Прачки (фрагмент). XX век. Частное собрание

Филипп Малявин. Россия-матушка (фрагмент). 1910-е. Частное собрание

На Руси принято было заключать браки по договоренности. Спутника жизни выбирали родственники, и часто речь о взаимной любви между будущими супругами не шла. Только женихи в возрасте могли выбирать себе невесту и самостоятельно вести переговоры о будущей свадьбе. Браки расторгали в редких случаях, семья считалась ценностью, которую следует оберегать всю жизнь.

Слово «домострой» сегодня ассоциируется прежде всего с патриархальным укладом. Фактически замужняя женщина из народа жила взаперти, занималась лишь домашней работой. Нормы Домостроя устанавливали, что жена должна быть «чиста и послушна», выполнять свои обязанности — вести хозяйство и воспитывать детей. Предписывалось быть молчаливой, доброй, трудолюбивой, во всех делах советоваться с мужем. При этом супруг как глава дома должен учить и воспитывать не только детей, но и жену, и тогда «все будет споро, и всего будет полно».

Добрая жена веселит мужа своего, жизнь их проходит в согласии. Добрая, трудолюбивая, молчаливая жена — венец мужу своему. Если обрел муж добрую жену, только блага выносит из дома своего.

Женщину в книге величали «государыней дома», и главное ее дело — «Богу и мужу угодить». Она контролировала обучение детей, работу слуг, пополнение запасов и распределяла обязанности между членами семьи. Домочадцы, за исключением мужа, обязаны были ей повиноваться и помогать.

В книге подробно расписывалось, как вести себя в разных ситуациях и даже о чем можно разговаривать в гостях:

Гости, коли случатся, или самой где быть, за столом сесть и в лучшее платье переодеться, и беречься жене от пьяного пития. Муж пьян — дурно, а жена пьяна — и в миру непригоже. С гостями беседовать о рукоделии, о домашнем хозяйстве… Чего не знаешь, то у добрых жен спрашивать, вежливо и ласково, и кто что укажет, на том низко челом бить.

Не поощрялось хозяйке быть праздной и подавать слугам плохой пример: все свободное от забот по дому время она должна была проводить за рукоделием. Даже бесцельный разговор считался грехом.

В Домострое говорилось, что «плохо, если жена блудит, бражничает, клевещет и общается с волхвами». Неправедная «государыня» подрывала дисциплину и подавала слугам плохой пример. В особых случаях жену следовало наказывать, причем не только на словах. «Учить» супругу следовало наедине, а не перед людьми, а после следовало приласкать и пожалеть.

Читайте также:

  • «С именем — Иван, без имени — болван»
  • Тест по старинным профессиям
  • Животные и растения в русских суевериях

Дети: «вежливенько стоять и по сторонам не оглядываться»

Василий Максимов. Единственный учитель (фрагмент). До 1911. Херсонский областной художественный музей имени А.А. Шовкуненко, Херсон, Украина

Владимир Маковский. Пастушки. 1903. Рязанский государственный областной художественный музей имени И.П. Пожалостина, Рязань

Владимир Маковский. Мать и дочь (фрагмент). 1886. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Домострой предписывал растить детей в строгости: дети должны быть «всегда упокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке». Обязанности по воспитанию возлагались и на мать, и на отца. Следить за сыновями и дочерьми следовало, пока они не вступят в брак. Педагогика Домостроя включала несколько аспектов: учение «страху Божию», знанию, вежливости, ремеслу и рукоделию.

Дети с раннего возраста начинали помогать взрослым, труд был одной из главных христианских добродетелей. Смех и баловство считали грехами, родителям советовали даже не улыбаться во время игр с детьми. В воспитании рекомендовали учитывать особенности ребенка: «По детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию — матери дочерей, отцу сыновей, кто к чему способен, какие кому Бог возможности даст». Дети помогали по хозяйству, с семи-восьми лет матери учили дочерей шитью, а отцы сыновей — своему ремеслу, например кузнечному или гончарному ремеслу. Грамота считалась необязательной. Писать и читать ребенка учили, если только планировали отдать его на государственную службу или в духовники. Отдельная глава Домостроя посвящалась будущему браку дочерей, родителям советовали заранее собирать в приданое одежду и утварь.

Домострой предписывал обучать детей приличному поведению, или «вежеству». В одной из глав советовали, как держать себя сыну в чужом доме: «в носу пальцем не ковырять, не кашлять, не сморкаться, вежливенько стоять и по сторонам не оглядываться». Ребенку предписывалось лишнего не болтать и не подслушивать — так стремились защитить дом от сплетен и ссор с соседями.

Ответственность за детей возлагалась на родителей: если дети нагрешили по недосмотру, то мать и отец будут держать ответ в день Страшного суда. Воспитанные дети в старости должны были заботиться о родителях, когда те заболеют или «оскудеют разумом». Нельзя было ругать родителей — иначе перед Богом будешь проклят.

Кто бьет отца или мать — тот отлучится от церкви и от святынь, пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни, ибо сказано: «Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит».

В главе «Как детей учить и страхом спасать» рекомендовали телесные наказания. Причем бить разрешалось только мальчиков: «казни сына своего от юности его… если жезлом бьешь его, не умрет, но здоровее будет». Телесные наказания в Средневековье для мальчиков были распространены не только на Руси: считается, что так будущего воина готовили к тяготам и закаляли его характер. Девочек за провинности предписывалось лишь строго ругать.


Автор: Маргарита Ковынева

Теги:

Публикации раздела ТрадицииТрадиции

Как создание семейного кодекса поведения помогает родителям общаться со своими сыновьями

В этом отрывке из книги «Десять разговоров с сыном » автор и педагог Тим Хоукс обсуждает, как разработка коллективно согласованного кодекса поведения может помочь семье участники подключаются и общаются. Ниже Тим делится советами о том, как продумать код своей семьи и приступить к его созданию. Хотя выводы написаны с расчетом на сыновей, они, безусловно, применимы и к дочерям.

Выбор кодекса поведения

… Чьи нормы выбирает семья? Какие ценности и какой моральный кодекс правильнее передать сыну? Обращение к «Богу» очень привлекательно, потому что трудность определения того, что правильно, а что неправильно, возлагается на божественное существо.

К сожалению, божественная директива, кажется, открыта для некоторых пугающе различных интерпретаций. Когда христианину правильно быть любящим и подставлять другую щеку, а когда христианину правильно переворачивать столы менял в храме? Когда правомерно мусульманину убивать неверных, а когда право приветствовать его в своем доме?

Путаница в этой области привела к тому, что имя Бога используется как предлог для совершения самых ужасных преступлений, над которыми Бог должен плакать. «Бог хочет, чтобы мы…» легко спутать с «Я хочу, чтобы ты…». Добавьте человеческий фактор, и довольно быстро то, что вызывает сочувствие и любовь, становится разделяющим и осуждающим.

В светском мире все не намного проще. То, что считается правильным, и то, что считается неправильным, омрачается интерпретативным элементом, который не всегда делает четкое различие между этими вариантами. Он просто продвигает то, что господствует культура считает правильным и неправильным. Это нормально, если человек чувствует себя как дома с доминирующей культурой.

Любое изучение морали на протяжении веков покажет, что на нее сильно повлияла потребность выжить. Он классифицирует как «правильное» поведение, которое помогает группе выживать и процветать, и как «неправильное» поведение, причиняющее вред. Это приводит к общественному давлению с целью ограничить индивидуализм, когда он угрожает благополучию более широкого сообщества и кошки.

Таким образом, при выборе кодекса поведения для сына у родителей есть выбор. Некоторые примут религиозный кодекс, который будет соответствовать божественным императивам.

И почему бы нет? Многие из этих директив довольно хороши. Какой бы ни была религиозная позиция семьи, трудно улучшить «Делай другим то, что хочешь, чтобы они делали тебе» и «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

Есть и светские варианты. Некоторые из них также довольно привлекательны.

Селия Грин, британский философ и психолог, говорит о существовании:

    • Племенная мораль — которая навязывает сыну нормы поведения, находящиеся под сильным влиянием всепроникающей культуры, в которой живет его семья. Другими словами: Вот как мы здесь работаем!
    • Территориальная мораль — запрещает поведение сына, опасное для имущества или людей. Дальше все идет. Другими словами: Если это никому не повредит, сделайте это! 1

К сожалению, не всегда все так просто. То, что принято в одном месте, может быть неприемлемо в другом. То, что не ранит одних людей, навредит другим. Например, сказать «дерьмо» перед тетей Агатой может быть не так приемлемо, как произнести это, когда 130-килограммовая горилла наступит вам на ногу во время регбийной драки.

На ценности и моральный кодекс семьи могут влиять самые разные вещи, даже геоисторические факторы. Близкие, однородные сообщества сельских районов обычно более консервативны, тогда как разрозненные, разнообразные сообщества городов обычно более либеральны. На большие города и внутренние торговые центры обычно влияло прибытие многих разных людей, разных вер и разных нравов. Небольшие поселения обычно более унифицированы в своем мировоззрении. Они усиливают друг друга в тех установках, которые принадлежат им. Об этом говорят в пабе, венчают в церкви, укрепляют дома. 2

У буддистов есть десять правил, по которым они пытаются жить:

  1. Я не буду убивать ни одно живое существо.
  2. Я не буду воровать.
  3. Я воздержусь от сексуальных домогательств.
  4. Я не буду лгать, сплетничать или говорить плохо о ком-либо.
  5. Я не буду употреблять опьяняющие напитки или наркотики, нарушающие работу тела или разума.
  6. Я не буду баловать себя едой.
  7. Я не буду заниматься такими видами деятельности, как танцы, пение, музыка или любыми мирскими действиями, которые унижают меня или других.
  8. Я буду украшать себя не одеждой и драгоценностями, а добрыми мыслями и делами.
  9. Я не буду искать роскоши или отдыха, пока не достигну просветления или пока другие не будут наслаждаться такими удобствами.
  10. Я не буду искать богатства, но буду стремиться победить жадность.

Многие в западном мире более знакомы с Десятью заповедями, изложенными в главе 20

Книги Исход .

  1. У тебя не будет других богов, кроме Меня.
  2. Не делайте идолов и не поклоняйтесь им.
  3. Вы не должны использовать имя Бога напрасно.
  4. Ты будешь помнить день субботний и святить его.
  5. Ты будешь уважать отца и мать.
  6. Ты не совершишь убийство.
  7. Ты не совершишь прелюбодеяния.
  8. Ты не будешь воровать.
  9. Ты не будешь лгать.
  10. Вам не захочется иметь вещи, принадлежащие другим людям

 

**ИДЕЯ: РАЗРАБОТКА КОДЕКС ДЛЯ БЫТОВЫХ УСЛОВИЙ**

Даже несмотря на то, что ваша семья уже может быть твердо привержена существующему религиозному кодексу, стоит также написать семейный кодекс, и сделать это с участием всех членов семьи.

Такое упражнение может привлечь вашу семью к поддержке взаимоприемлемой системы ценностей. Как вид деятельности, путешествие так же важно, как и пункт назначения. Решение о том, каким должен быть домашний кодекс, само по себе является полезным упражнением. Вот пример.

НАШИ БЫТОВЫЕ ЗАПОВЕДИ
В этом доме вы обязаны делать следующее:

  1. Уважать всех людей. (включая кат.)
  2. Будьте добры.
  3. Скажи правду.
  4. Будьте щедры.
  5. Подбадривать друг друга. (Дом будет «зоной, свободной от унижений».)
  6. Займитесь домашними делами.
  7. Будьте осторожны.
  8. Будь стойким и умей справляться с неудачами.
  9. Поделитесь друг с другом своими мыслями.
  10. Продемонстрируйте свою любовь друг к другу.

В фильме «Гладиатор» гладиаторы подбадривали друг друга словами «Сила и честь». Семьи могут придумать свои собственные ободряющие фразы, фразы, которые станут частью семейной традиции, фразы, которые подбадривают членов семьи, когда они каждый день отправляются сражаться в собственных битвах.

 

Выдержки из книги Тима Хоукса «Десять бесед, которые вы должны вести с сыном» с разрешения TarcherPerigee, издательства Penguin Random House. Copyright © 2016 Тим Хоукс.

 

Тим Хоукс — один из самых известных педагогов Австралии. Он более двадцати лет является директором ведущих школ и является автором нескольких книг. Постоянный участник образовательных дискуссий на радио и телевидении, Тима часто приглашают выступить с докладом на конференциях по всему миру.

 

Ссылки
1. Грин, К. (2004) «Письма из изгнания: наблюдения за культурой в упадке»,  Оксфорд Форум , Оксфорд.
2. Пиаже, Дж. (1932) Моральное суждение о ребенке , The Free Press, Нью-Йорк.

Используйте кодексы поведения, чтобы объединить семьи и слушать

Семьи имеют естественную тенденцию распадаться из поколения в поколение. Но когда семья разделяет собственность и надзор за общими инвестициями и зависит от них, они должны остановить эту волну. Предприимчивые семьи должны постоянно работать над предотвращением и урегулированием конфликтов в постоянно растущем кругу членов семьи.

Кузены в третьем поколении и старше могут быть относительно незнакомыми людьми, но они делят между собой значительный бизнес, инвестиции, недвижимость и благотворительные активы. Из-за глубокого эмоционального семейного анамнеза они часто не могут вести себя как партнеры, собравшиеся вместе для реализации рациональных личных интересов. Могут быть и другие соображения, например, что дядя сделал с вашим отцом или как относятся к вашим братьям и сестрам в бизнесе. Действия, которые являются «просто бизнесом», могут навредить лично, а личная обида может привести к гневу и конфликту в других областях.

Чтобы справиться с этими проблемами, семья, которая остается вместе в качестве партнеров на протяжении трех или более поколений, должна поставить общение, разрешение конфликтов и согласование интересов на первое место в своем списке критических проблем.

Многие из этих семей обращаются за профессиональной помощью, чтобы справиться со своими текущими или ожидаемыми разногласиями. Профессионал часто пытается помочь, созывая семейное собрание, чтобы обсудить проблему и предложить пути ее решения. Кажется разумным и простым, не так ли? Тем не менее, я слышал много историй о семейных встречах, которые были не просто бесполезными; они вызвали эмоциональные реакции, которые сделали дальнейший контакт еще менее вероятным, в то время как проблемы продолжали тлеть. Плохо спланированные и проведенные семейные собрания могут еще больше травмировать семью.


Подготовка к встрече

Нет ничего более сложного, чем первые моменты, когда семья, состоящая из представителей нескольких поколений, собирается вместе. Все они могут быть наследниками бизнеса, начатого несколько поколений назад. У них разные образы жизни, взгляды, ценности и способы работы. Хотя они связаны кровью, они беспокоятся о том, смогут ли они найти общий язык и работать вместе.

Члены семьи могут опасаться, что один человек будет доминировать в обсуждении, а другие не будут услышаны. Они могут быть обеспокоены перспективой того, что деловой вопрос вызовет глубокие семейные переживания. Это чувство неловкости часто приводит к избеганию: им будет трудно запланировать встречу, отложить ее после того, как она была запланирована, или выделить очень ограниченное количество времени.

Проблема в том, что члены семьи не знают, как создать среду для эффективного общения — как они могут действовать, чтобы преодолеть эмоциональные ловушки и вредные привычки, которые развились с течением времени. Первоочередной задачей является сделать собрание безопасным, чтобы люди могли уважительно разговаривать друг с другом и быть выслушанными другими. Один из способов создать безопасную гавань — разработать кодекс поведения.

Кодекс представляет собой список правил (или ожиданий) общения, которых все соглашаются придерживаться при встрече или общении в семье. Он определяет то, как участники разговаривают друг с другом, а не то, о чем они будут говорить.

У членов семьи могут быть вредные привычки — доминирование в обсуждениях, перебивание, обвинение, — которые препятствуют общению. Эти вредные привычки возникли со временем в ответ на личные отношения и эмоциональные реалии; они контрпродуктивны для семейных встреч. Подобно зависимым, которые должны поддерживать друг друга, чтобы добиться трудных изменений, члены семьи должны бороться с этими вредными привычками и взять на себя обязательство отказаться от них.


Создание кодекса поведения

В качестве первого шага в разработке семейного кодекса поведения попросите каждого члена семьи перечислить утверждение, с которым, по его мнению, семья должна согласиться, чтобы создать безопасную гавань. для общения. Это дает всем участникам возможность с самого начала поделиться своими тревогами.

Нетрудно перечислить поведение, препятствующее общению. Первое, что неизбежно всплывает, — это такие утверждения, как «Не перебивайте», «Пусть говорят все, а не только люди, которые всегда доминируют» или «Говорите о своих чувствах, не обвиняя других». Каждый из них и их причины могут обсуждаться и определяться семьей как принцип общения.

В конце этого процесса напишите принципы на большом листе бумаги и повесьте его на стену, чтобы все могли видеть их во время собрания. Чем больше каждый член семьи может выражать свои опасения и чувствовать, что другие их услышали, тем больше семья будет привержена кодексу. Они поймут, что кодекс знаменует переход семьи к новому способу совместной работы; однако это будет трудно, потому что это означает преодоление прежних привычек.

Напоминание людям о правилах хорошего общения или семейном кодексе поведения всегда должно быть первой темой в повестке дня семейного собрания (даже если на собрании участвуют всего три человека). Каждый человек придет на семейное собрание со страхом перед разговором и опасениями, что то, чем он или она хочет поделиться, не будет выслушано или услышано.

Существует множество типов утверждений, которые действуют как «эмоциональные триггеры». Они провоцируют воспоминания о болезненных событиях и заставляют членов семьи расстраиваться или злиться. Кодекс поведения не всегда может остановить эти триггеры, но он может ограничить их и замедлить развитие семьи по мере возникновения чувств. В лучшем случае правила могут помочь семье рассмотреть другие способы справиться с расстройством. Кроме того, присутствие других членов семьи на встрече иногда может помочь двум конфликтующим людям отстраниться и посмотреть на происходящее.

Возникает вопрос: когда есть кодекс поведения, что происходит, если кто-то не следует ему? Кто отвечает за его охрану, мягко напоминая членам семьи, которые оступились? Эту роль может взять на себя лицо (член семьи или внешний помощник), выступающее в роли фасилитатора, чья роль состоит в том, чтобы убедиться, что собрание пройдет хорошо. Эту функцию могут выполнять и все остальные члены семьи. Семья часто позволяет любому вмешаться и сказать, что кто-то не соблюдает правила. Например, они могли сказать: «Пусть Джо закончит говорить» или «Давайте помедленнее; люди, кажется, расстроены». Эти «комментарии процесса» показывают, что все члены семьи чувствуют ответственность за соблюдение правил и могут призвать друг друга к ответу.


Основная цель

У каждого семейного собрания должна быть основная цель — центр, который направляет разговор. Примеры включают «узнать о структуре семейных трастов», «узнать, чего мы все хотим от нашей семейной политики филантропии» и «спланировать новое семейное руководство».

Сосредоточенность помогает сделать собрание более безопасным, поскольку дает представление о том, что будет запрещено, или о том, какие вопросы можно обсудить. Иногда члены семьи соглашаются, что вопрос может быть поднят, но любой человек может решить, что он или она не хочет говорить об этом. Или может быть достигнута договоренность о том, что решения не будут приниматься на конкретном собрании; Цель встречи — узнать друг друга. Такое понимание характера собрания и его направленности позволяет членам семьи чувствовать себя комфортно в отношении того, о чем можно и не следует говорить. Такое понимание часто имеет решающее значение для обеспечения широкого участия в собрании.

Семья часто имеет один общий кодекс поведения, который действует для всех встреч, и у них также могут быть некоторые соглашения о цели, которую они добавляют для отдельной встречи. Каждое собрание может начинаться с формулировки основных правил для этого обсуждения, начиная с общего кодекса, разработанного семьей.

Помимо семейных встреч

Общее понимание семейного кодекса поведения помогает сделать семейные встречи безопасными, удобными и позитивными для семейного общения.

Последнее слово о кодексе поведения в контексте других сфер семейного управления и взаимодействия. Семья, принявшая кодекс поведения на собрании, может решить, что правила важны не только на собраниях, но и в их отношениях в целом.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts