Конфликтные ситуации в доу примеры: Примеры конфликтных ситуаций в игре и разрешение | Консультация:

12 конфликтных ситуаций на детской площадке


Наверно, многим из нас приходилось становиться свидетелем или участником неприятной ситуации на детской площадке. Для некоторых родителей такая ситуация являетя поводом для раздувания настоящего конфликта с целью выяснения кто «круче», а для других – возможностью показать своему ребенку пример поведения в обществе. 
 

У маленьких детей пока нет никакого опыта общения. Они живут своими чувствами, эмоциями и желаниями и пока не в состоянии сознательно управлять своим поведением.

Поэтому, оказавшись в конфликтной ситуации, малыши не раздумывают, а действуют по инерции, в соответствии со своим темпераментом: кто-то уступает и молча отходит, кто-то плачет и бежит к маме, а кто-то дерется, толкается или кусается.

Задача родителей – помочь своему ребенку научиться разрешать затруднительные ситуации так, чтобы он мог отстаивать свою правоту и в тоже время не ущемлять интересы других детей. Т.е. научить его общаться: как вместе играть, как разрешать спор, как договариваться друг с другом, как играть по очереди, как меняться игрушками, как просить или предлагать что-то, как отказываться от совместной игры, как оказывать помощь.

Рассмотрим примеры возможных конфликтных ситуаций.

Конечно, лучше не доводить дело до конфликта, а попытаться вовремя отвлечь ребенка, переключить внимание, занять чем-то другим. Но если спорная ситуация возникла – очень важно оказать своему малышу максимум поддержки и быть на стороне ребенка, каким бы неправильным ни был его поступок.

Это не значит, что Вы должны говорить своему ребенку что-то типа того: «Правильно, не нужно давать никому свой паровозик!» или «Этот мальчик злой, он тебя стукнул, а ты хотел только взять его мяч!». Лучше выслушать ребенка, принять его чувства, озвучить их, объяснить, что чувствует другой ребенок, и показать, как можно исправить положение.

В любой ситуации малыш должен знать, что он всегда хороший, несмотря ни на что, хотя его поступки иногда оставляют желать лучшего.

Помните, как говорил Наф-Наф: «Дом поросенка должен быть крепостью». Для Вашего ребенка крепостью являетесь Вы – его родители.

Ситуация 1. Делают замечание вам


Ваш малыш беззаботно шлепает по лужам или кувыркается в снегу. А на вас со всех сторон сыплются критические замечания о вашей родительской «профпригодности».


Скорее всего, Вы ощущаете внутренний протест: «Какое имеют право эти чужие люди меня критиковать! Да еще, в присутствии моего ребенка!». Иной раз бывает так тяжело сдержаться. Но бесполезно вступать в пререкания. Спор ни к чему не приведет, и каждый останется при своём мнении. Это всё равно, что спорить, в каком месте кому заходить в море – каждый выбирает там, где ему удобнее (пляж-то большой). Так что спор – это пустая трата времени и нервов.


Ваши действия (или) Подсказка:


 Можно поступать так же, как кролик Кочерыжка (в сказке М. Пляцковского), который на грозные замечания и угрозы Медведя, Тигра и Льва отвечал очень вежливо: «Здравствуйте! Рад вас видеть». А всё дело в том, что у кролика уши были заткнуты ватой, и он ничего не слышал! Почему бы и нам не последовать примеру этого кролика?

 

Ситуация 2. Делают замечание вашему ребенку


Вы с малышом хорошо погуляли! Результат налицо: кроха с ног до головы облеплен грязью. По пути домой вам встречается вездесущая соседка и начинает причитать: «О-о-й! Какой ты грязный! Разве можно так пачкаться?! Теперь маме придется стирать всю твою одежду!»


Ребенок может очень болезненно воспринять замечание постороннего человека. И если мама вовремя не заступится за него, как не заступилась в прошлый раз и не заступится в следующий, это может сделать ребенка неуверенным в себе и привести к тому, что он начнет стесняться и бояться чужих людей. К тому же впредь, когда другие дети будут говорить о вашем крохе плохо, он будет принимать это как должное.

Ваши действия (или) Подсказка:


Переведите порицание соседки в более мирное русло. Дружелюбным тоном поведайте ей о положительной стороне вашей прогулки: «Да, мы замечательно погуляли! Теперь идем домой, счастливые, довольные и, конечно же, порядком испачканные. Но разве без этого можно хорошо погулять?! Хорошо быть маленьким!»
 

Ситуация 3. Ребенок пытается вернуть свою игрушку


Ваш малыш мирно копается в песочнице. К нему подходит другой малыш и забирает его игрушку. Ваш кроха разгневан и пытается силой

вернуть свою собственность.


Для начала давайте подумаем, почему дети так бурно реагируют, когда берут их игрушки? Ответ
прост: во первых им жаль расставаться со своей игрушкой, а во вторых, они пока не понимают, что игрушки берутся на время, и всегда возвращаются к своим хозяевам. И только после 3-х лет ребенок начнет понимать, что такое собственность.

 

Ваши действия (или) Подсказка:


— Срочно разнимите «сцепившихся намертво» малышей.


— Покажите своему ребенку, что вы на его стороне: «Ты хочешь, чтобы машинка осталась у тебя?»


— Скажите о чувствах и желаниях другого ребенка: «Мальчику понравилась твоя игрушка, и он хотел бы с ней немного поиграть. Давай, дадим ему её ненадолго. Знаешь, как он обрадуется!». Обращаемся к мальчику: «Ты хочешь поменяться игрушками?»


— Если согласие от мальчика получено, пытаемся побудить своего ребенка поделиться игрушкой (но не заставить!): «Посмотри, у <…> (имя мальчика) есть интересный трактор. Вы можете поменяться: ты ему на чуть-чуть дашь свою машинку, а он тебе свой трактор – тоже на чуть-чуть». Можно предложить своему ребенку поменять свою машинку на одну из двух-трех игрушек мальчика (т.е. предоставить своему ребенку дополнительную свободу выбора). Или спросите у своего ребенка, можно ли будет поиграть в его игрушку, когда он сам наиграется. Чаще всего ответ бывает положительный.


— Если ваш ребенок не соглашается расставаться со своей игрушкой ни при каких условиях, что ж, это его право. Вежливо откажите просителю: «Извини, <…> (имя мальчика), <…> (имя своего ребенка) хочет сам пока поиграть в свою машинку».


 — Но если конфликт продолжает нарастать, можно попробовать переключить внимание детей на какую-то общую игру: нагружать трактором песок в машинку или поиграть в салки-догонялки. И уж если игра совсем не налаживается – развести по разным «углам».


Итог:


Таким образом, мы не «зациклившемся» на негативном поведении своего ребенка (в какой-то степени оно даже оправдано – он защищал свою собственность доступными ему способами), а показываем, как надо поступать в подобных ситуациях. Т.е. нужно не драться, а договариваться словами.

 

Ситуация 4. Ребенок плачет и не знает, как вернуть свою игрушку.


Ваш ребенок мирно копается в песочнице. К нему подходит другой малыш и забирает игрушку вашего чада. Ваш малыш с плачем бежит к вам….


 Не стоит волноваться из-за того, что ваш малыш пасует перед «противником». Он наверняка научится отстаивать свою собственность, если вы будете учить его, как это делать. Только не всё сразу, скорее всего он прибегнет к вашей помощи ещё неоднократно.

 

Ваши действия (или) Подсказка:

— Присядьте возле малыша, загляните ему в глаза и озвучьте его чувства и желания: «У тебя забрали игрушку? А ты хотел сам в нее поиграть? Тогда давай вместе попросим ее вернуть». Или: «Ты переживаешь, что мальчик тебе не вернет игрушку? Он в неё немного поиграет и отдаст тебе – это же твоя игрушка. А мы, давай, пока построим из песка крепость!».


 — Если ваш ребенок продолжает настаивать на возврате своей собственности, тогда возьмите своего малыша за руку, подойдите к «обидчику» и скажите: «Малыш, это наша игрушка.

И <…> (имя ребенка) сам хочет в нее поиграть. Отдай, пожалуйста».


 — Если малыш упрямится, опять же можно предложить поменяться игрушками, но если никто этого не хочет, просто мягко заберите игрушку из рук другого ребенка. 
 

Ситуация 5. Ваш ребенок взял чужую игрушку


 На детской площадке гуляет много малышей. Повсюду лежат игрушки: тут — каталка с ручкой, тут — машинка на веревочке, тут — детская колясочка, тут — мяч… Ваш ребенок подходит, берет мяч и предлагает вам в него поиграть. 


Все дети очень любознательны, они активно исследуют мир, и нет ничего предосудительного в том, что их интересуют не только свои, но и чужие игрушки.

 

Ваши действия (или) Подсказка:


 — Если это игрушки ваших знакомых детей, нужно подойти к хозяину-ребенку, а еще лучше к его маме — она точно разрешит, и есть вероятность, что конфликт не возникнет — и попросить у неё. В конце игры важно обратить внимание своего ребенка на то, что игрушку нужно вернуть на место.


 — Если вы не знаете, чья эта игрушка, можно громко об этом спросить у присутствующих. Если найти хозяина игрушки мало шансов, нужно кратко разъяснить ребенку ситуацию: «Мы не знаем, чья это игрушка, а без разрешения – брать нельзя». Можно вместе помечтать, как вы хотели бы, чтобы у него была такая же игрушка или подобная, а затем постараться отвлечь  малыша на что-то другое.


 — Бывает, что ваш ребенок, во что бы то ни стало, хочет поиграть именно в эту игрушку и уже трепетно прижимает её к груди, хотя хозяин так и остается неизвестным. Тогда (во избежание громкого плача) можно предложить ребенку такую альтернативу: «Мы берем игрушку и отправляемся на поиски её хозяина». Походите с игрушкой, поищите, может и найдете хозяина, а если и нет – так всё равно, ваш малыш, хоть немного, а поиграет с ней и вернет потом на место (и овцы целы, и волки сыты).

 

Ситуация 6. Ваш ребенок отнимает игрушку


Ваш малыш подходит к другому малышу и отбирает у него игрушку, тот плачет и
пытается вернуть свою собственность обратно. Или вашему малышу дали поиграть во что-то, а теперь
хозяин игрушки сам хочет в нее поиграть.


 В подобных ситуациях важно научить кроху уважать чужую собственность, чтобы постепенно закладывалось и формировалось понятие «моё — твоё».

Ваши действия (или) Подсказка:


 — Скажите своему ребенку: «Я понимаю, что ты хочешь поиграть с этой игрушкой. Эта игрушка   <… > (имя ребенка), и он пока сам хочет с ней играть. ( Эту фразу желательно строить без союза НО, так как ребенок может подумать, что его чувства неважны, потому что есть это «но…»). Ты можешь попросить ее попозже, когда <…> (имя ребенка) захочет играть в другую игрушку, а пока давай … ». Возможно, что через некоторое время другой малыш действительно согласится на время расстаться со своим «сокровищем».


— Другой вариант: Спрашиваем у своего ребенка, хочет ли он поменяться с мальчиком игрушками, и если он согласен, предлагаем хозяину игрушки совершить временный обмен игрушками с вашим ребенком (лучше предложить несколько игрушек на выбор).

 

Ситуация 7. Ваш малыш на дворовых качелях


Ваш малыш качается на качелях. Тут подходит другой ребенок с явным намерением тоже покачаться.


 В принципе, раз ваш ребенок первым занял качели – они пока «его», но в разумных пределах, конечно.

 

Ваши действия (или) Подсказка:


— С появлением ребенка, желающего покачаться на тех же самых качелях, нужно начать готовить ребенка к мысли о том, что качели скоро придется уступить: «Вот малыш тоже хочет покачаться, давай еще 20 раз качнемся и пойдем… (предложите достойную альтернативу: покатаемся с горки, покрутимся на каруселях, пораскачиваем на качелях этого самого малыша)».


— Если Ваш малыш упрямится и не хочет уступать качели, предложите ему тогда дать поиграть в одну из его игрушек стоящему в очереди ребенку. Или придумайте способ отвлечь его.

Ситуация 8. Ваш малыш хочет качаться на качелях, а они заняты


Вы с малышом приходите на детскую площадку. Его внимание привлекают качели, которые конечно оказываются занятыми…


Теперь ситуация противоположная – качели оказались заняты. Вы и ваш малыш достаточно долго «стоите в очереди», ожидая, когда они освободятся, но качающийся на них ребенок и не думает с ними расставаться.

Ваши действия (или) Подсказка:


— для начала можно просто попросить качающегося малыша уступить вам качели;


— предложить качающемуся малышу интересный обмен: он вам качели, вы ему свой велосипедик;


— переключить внимание своего ребенка на альтернативное, но не менее интересное занятие.

Ситуация 9. Ваш малыш не может дать сдачи


Ваш малыш стоит возле вас, тут к нему подходит другой ребенок и ни с того ни с сего его бьет (толкает, кусает и т.п.). Ваш малыш теряется и не знает, что делать.


У Вас должна быть твердая установка: никто не смеет бить вашего ребенка, и ваш ребенок не должен сомневаться, что это действительно так. Поэтому все Ваши дальнейшие действия должны быть направлены на то, чтобы дать понять своему сыну или дочери, что делать, если его/её права нарушены.

Но, возможно, сначала он должен окрепнуть и морально дорасти до того, чтобы действовать так, как вы ему советуете. Поэтому нельзя насильно заставлять малыша следовать вашим советам, иначе ребенок будет переживать не только из-за того, что его обидели, но еще и из-за того, что он не может выполнить ваши рекомендации.

Ваши действия (или) Подсказка:


По возможности, предотвратите конфликт — перехватите руку замахивающегося ребенка, но если уже не успели, то:


— опуститесь перед своим ребенком на корточки, обнимите его, пожалейте, скажите: «Тебе больно…»;


— дети бояться всего непонятного; поэтому объясните своему ребенку поведение мальчика: «Наверно, мальчик хотел с тобой поиграть, но не знал, как тебе это сказать»;


 — строго скажите обидчику: «Моего сына бить нельзя! Если ты хочешь с ним играть – так и скажи: «давай играть».


Итог:


 В данной ситуации Вы должны учить ребенка стоять за себя. Поначалу Вам придется выступать в роли защитницы своего малыша, чтобы показывать ему образец будущего самостоятельного поведения. Действуйте всегда по одному и тому же принципу, но не ждите, что после первых же «уроков» ваше чадо даст достойный отпор обидчику.

Ситуация 10. Ваш малыш бьет в ответ


Вашего малыша толкнули (ударили, обидели, обсыпали песком). Недолго думая, он дает сдачу.


 Дети эмоциональны и, даже если они уже и знают, что драться нельзя и сами озвучивают это, то в критических ситуациях действуют так, как им подсказывает их первоначальный импульс: ударить, толкнуть, отобрать, не уступить.

 Предпочтительнее не доводить дело до драки и разрешать ссоры путем мирных переговоров. Но бывают ситуации, когда действительно остается только одно — дать сдачи, ибо никакие увещевания не действуют. И все-таки, по возожности, предлагайте своему крохе более мирные альтернативы.

 

Ваши действия (или) Подсказка:


— Скажите коротко обоим: «Драться нельзя!»


 — Скажите о том, какое действие вы считаете правильным: «Нужно довариваться, предлагать поменяться и играть вместе».


— Дома обыграйте произошедшую ситуацию на игрушках, стараясь донести мысль о том, что давать сдачи можно только после предупреждения и не бить сильно.
 

Ситуация11. Ваш ребенок обижает другого малыша


Ваш малыш явно обижает другого ребенка (обсыпает песком, толкает, бьет или кусает). 


 Ваш малыш поступает так, по нескольким причинам: не умеет конструктивно общаться с детьми; экспериментирует подобным образом «а что будет, если….», привлекает к себе ваше внимание. При этом он следит за вашей реакцией. Если ваша реакция слишком бурная и всегда разная – он наверняка продолжит свои эксперименты. Поэтому надо выработать четкую схему реагирования на подобные проделки малыша. Необходимо учить ребенка контролировать свои агрессивные действия и переводить их в адекватные выражения своего гнева.

Ваши действия (или) Подсказка:

— Уделите максимум внимания пострадавшему ребенку: «Тебе больно. Извини, пожалуйста … (имя вашего ребенка). Он пока не знает, что песком кидаться нельзя!»


 — Обратитесь к своему ребенку, сделайте ему короткое замечание и помогите исправить ситуацию: «Кидаться песком нельзя! Мальчику/девочке неприятно (больно). Давай теперь вместе отряхнем малыша (пожалеем, погладим…)».


— Помогите детям наладить конструктивное взаимодействие: «Хотите, я научу вас копать глубокие колодцы? Тогда берите лопатки…»


— В домашних играх с игрушками проигрывайте и проговаривайте, что драться нельзя    и учите ребенка выражать свои желания словами: «отдай, пожалуйста», «не бери — это мое», а агрессивные эмоции переводите в сочувствие и понимание другого (малышу больно, давай его пожалеем, давай ему дадим совочек) или безобидные действия (топаем ногами, громко кричим, бьем подушку, кидаем мячики и т. п.).

 

Ситуация 12. Дети, сами выясняющие отношения


Вы разговаривали по мобильному телефону и на какое-то время упустили из виду своего малыша. Когда он вновь появился в поле вашего зрения, оказалось, что он уже не один, их двое (ваш малыш и еще малыш) и они спорят (или толкаются).


Между детьми часто возникает соперничество. Поэтому они время от времени начинают выяснять, кто сильнее, причем делают это разными способами. В такой «разборке» не стоит выяснять, кто первый начал и принимать чью–либо сторону.


Ваши действия (или) Подсказка:


 — Если стычка происходит на равных, и нет серьезной угрозы для здоровья детей (то есть если они не дерутся, у них нет камней или палок в руках) – подождите и не вмешивайтесь.


— Если конфликт затягивается, набирает обороты или выявляется явно страдающая сторона, следует тут же вмешаться и разнять спорщиков.


— Первым делом переключите внимание на себя: «… (имя ребенка) и … (имя другого ребенка), посмотрите на меня».


— Далее переключите внимание детей с предмета их спора друг на друга: «Посмотрите друг на друга». Можно переключить внимание на какую-то деталь, как это делала Мэри Попинс: «У тебя пуговица расстегнулась. А у тебя руки грязные». Возможно, что уже на этом этапе конфликт будет исчерпан, и дети заулыбаются.


— Скажите о своих чувствах: «Мне нравится, когда вы дружно играете».


— Поговорите о дальнейших планах: «Во что ты хочешь играть? А ты во что?»


— Предложить общую игру.

 

Суммируя всё вышесказанное, приведем общие рекомендации:

 

•    Относитесь к другому ребенку так же, как вы бы хотели, чтобы относились к вашему.

•    Старайтесь использовать запрещающие слова в исключительных случаях. Вместо «нельзя ломать другому ребенку куличики» лучше сказать: «давай сделаем такие же куличики». Во-первых, потому что дети лучше воспринимают позитивные установки. А во-вторых, «нельзя» должно восприниматься ребенком, как действительно «нельзя». Категорически и без обсуждений! Поэтому таких запретов в жизни ребенка должно быть немного и звучать они должны сравнительно редко.

•    В конфликтных ситуациях сначала вы все делаете за ребенка,  потом вместе с ребенком (вы подсказываете, а он делает сам), потом малыш действует самостоятельно и зовет вас на помощь только при необходимости (следите за его знаками, необходимо тонко улавливать тот момент, когда вы должны вмешаться), а затем начинает урегулировать конфликты самостоятельно (например, в детском саду).

•    Если вашего ребенка обижает кто-то, кто намного меньше или намного старше его, или это девочка (а у вас мальчик) – немедленно вмешайтесь.

•    Введите четкие правила: ты не должен обижать других детей, но и тебя никто не имеет право обижать. Если тебя несправедливо обидели – ты имеешь право защищать себя.

•    Если предмет спора — игрушка вашего ребенка , то ваша позиция должна быть однозначной, он имеет право её никому не давать, она — его собственность! Так же, как вы имеете право никому не давать свой сотовый телефон, или свой личный автомобиль.

•    Если ребенок хочет чужую игрушку, надо попросить дать поиграть или предложить поменяться игрушками.

•    Если ребенок нарушает какое-то правило, нужно реагировать немедленно: сказать, что так делать нельзя, переключить его внимание и показать, как надо делать.

•    Обязательно хвалите и поощряйте положительное поведение малыша.

•    Если мама другого участника конфликтной ситуации не вмешивается, вам придется самой урегулировать ситуацию, в случае необходимости сделать её ребенку тактичное замечание или призвать его маму к действиям.

•    Дети не любят, когда им ставят в пример других детей или дискриминируют их по возрасту в пользу младших, поэтому никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми ни в его пользу , ни в чужую.

•    Во время конфликта ребенок находится в возбужденном состоянии и не воспринимает информацию. А вот дома, в спокойной обстановке малыш с бОльшим вниманием воспримет ваши «нравоучения». Только делать это надо в доверительной и непринужденной форме: разговоры с ребенком по душам, беседы по сюжетным картинкам, рассказы о своем детстве, ролевые игры, инсценировки, чтение художественных произведений и др.

 

Автор: Дарья Колдина

 

Восемь острых конфликтов в детском саду. Как поступать педагогу-психологу

Восемь острых конфликтов в детском саду. Как поступать педагогу-психологу
Работа психолога с педагогическим коллективом — Просвещение, консультации для педагогов

В статье – восемь острых конфликтов в детском саду, которые приходится разрешать педагогу-психологу. Примеры ситуаций и рекомендации, как лучше поступить в каждом случае, подготовила Елена Абазян, педагог-психолог ДО «Цветик» ГБОУ «Школа 2109», Москва.

Когда родители жалуются на некомпетентность воспитателей, педагоги возмущаются действиями коллег или родителей, дети дерутся и получают травмы, без педагога-психолога не обойтись. Если не заниматься профилактикой конфликтов и не объяснять педагогам, что для этого надо делать, конфликты доходят до суда. Расскажем, как действовать в конфликтных ситуациях педагогу-психологу и как их предотвращать.

 

К СВЕДЕНИЮ


Что сделать для профилактики конфликтов
Посоветуйте педагогам сообщить родителям, что они могут высказывать воспитателям, старшему воспитателю, педагогу-психологу любое недовольство и несогласие. Пусть родителям расскажут, что к педагогу-психологу нужно обращаться, если речь идет о развитии, адаптации, особенностях ребенка, конфликтах и т. д. В случае если вопрос не удается решить на месте, можно обратиться к заведующему. Это надо объяснять при первом знакомстве с родителями, желательно на собрании.

Конфликт 1

Родители просят уволить воспитателя за насилие над детьми

«Требуем уволить воспитателя!»

Две мамы четырехлетних детей пожаловались заведующему на поведение воспитателя.
Они утверждали, что воспитатель применяет физическое наказание. Встал вопрос об увольнении, хотя ранее подобных жалоб не было. Воспитатель обратилась к педагогу-психологу. Педагог-психолог пригласила обеих мам для беседы.

Результат

Оказалось, что один из детей наблюдается у психиатра и невролога и любит фантазировать. Другого ребенка физически наказывают дома, поэтому слово «наказать» ассоциируется у него со словом «ударить». При этом родители общаются между собой и передают друг другу слова детей. Они постоянно спрашивали детей, не наказывает ли их воспитатель, как наказывает и т. д. Получилось, что таким образом они сами сформировали у детей неправильный образ педагога. Воспитателя не уволили, она осталась работать в той же группе. Педагог-психолог дала ей рекомендации, как себя вести дальше. Мамы успокоились и извинились.

СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ — ПСИХОЛОГУ

Договоритесь об индивидуальной встрече с родителями, которые пожаловались на воспитателя. Предложите им уточнить детали конфликта. В листке беседы под подпись возьмите разрешение обследовать ребенка и ситуацию. Успокойте родителей, расскажите, что будете делать, чтобы решить вопрос, сколько времени вам на это потребуется. Объясните, что информация от детей может быть не совсем достоверной. Изза этого результат будет сложно или невозможно поправить.
Проведите психологическую диагностику. Используйте цветовой тест отношений, методику диагностики субъективной оценки межличностных отношений ребенка Н.Я. Семаго (СОМОР), методики «Капитан корабля» А.А. Романова, «Кактус» М.А. Панфиловой, тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амена, тесты для диагностики семейных отношений и др.
Попросите заведующего одновременно провести родительское собрание с остальными родителями группы, чтобы уточнить информацию о насилии по отношению к другим детям. Желательно, чтобы на собрании присутствовали все пожаловавшиеся родители. Отношение остальных родителей поможет им подтвердить или поменять свое отношение к педагогу.
Поговорите с воспитателем. С первого же дня воспитатель должен перестать делать замечания конфликтующим родителям и не говорить об отрицательных моментах в поведении ребенка. В дальнейшем нужно рассказывать об этом постепенно, по технике «сэндвич»: хорошее – в начале и в конце, негатив – в середине. Обратите внимание воспитателя на то, что даже после произошедшего нужно улыбаться и взаимодействовать с недовольными родителями, быть более внимательными к ним. Пусть воспитатель постарается всегда хорошо выглядеть, быть приветливым, много улыбаться, спокойно реагировать на негатив и не оставлять родителей без внимания. Объясните, что родители обращают на поведение и внешний вид больше внимания, чем на его слова, – особенно родители новичков. Кроме того, они смотрят, как реагирует на воспитателя ребенок и что о нем рассказывает.

Конфликт2


Родители просят психолога разобраться, кто бьет их ребенка: воспитатель или другой ребенок

«Может быть, наш ребенок говорит неправду?»

К педагогу-психологу подошла мама с просьбой помочь. Дочь не хочет идти в детский сад, так как жалуется, что воспитатель все время кричит, делает замечания, может ударить, крутит ухо.
Мама показала педагогу-психологу фотографии с синяком на ухе, покраснением в месте щипка и попросила узнать, это действительно происходит или ее дочь выдумывает.
Возможно, ее обижает не воспитатель, а другой ребенок. Воспитателю она попросила о жалобе не рассказывать.

Результат

Педагог-психолог побеседовала с остальными родителями. Факты насилия подтвердились жалобами других детей, фотографиями с синяками и ссадина- ми, результатами обследования детей, чьи родители дали на это письменное согласие. Девочка снова стала посещать детский сад. Вначале она приходила на индивидуальные занятия к психологу, которые помогли ей преодолеть страх и возникшую в результате насилия тревожность, а потом снова стала оставаться в группе. Воспитателя уволили.

СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ — ПСИХОЛОГУ

Убедите родителей, что молчать нельзя, если речь идет о возможном насилии со стороны воспитателя по отношению к их ребенку. Объясните, что вы и сами не вправе молчать, но обязаны уведомить заведующего. Если факт насилия подтвердится, заведующий решит, что делать дальше. Воспитателю, на которого жалуются, о разговоре с родителем не сообщайте. В остальном действуйте почти так же, как в предыдущей ситуации. Договоритесь с родителями об индивидуальной встрече с ребенком, возьмите письменное согласие на обследование, расскажите, сколько времени потребуется на решение проблемы и что вы сделаете для этого. Объясните, что информация от ребенка может оказаться не совсем достоверной, поэтому необходимо детально изучить ситуацию. Ход беседы запротоколируйте.
Попросите заведующего открыто не говорить, от кого поступила жалоба, на родительском собрании по поводу возможного насилия со стороны педагога. Пусть заведующий сообщит о жалобе и какие способы существуют, чтобы доказать произошедшее. Он должен попросить согласия остальных родителей обследовать детей, чтобы выяснить, есть ли насилие в группе. Если насилие есть, родители обычно предлагают помощь и разрешают обследовать детей. Также заведующий должен создать конфликтную комиссию, в которую обязательно входит педагог-психолог. До окончания расследования воспитателя желательно временно перевести работать в другую группу. Если необходимо, объясните родителям, что отстранить воспитателя от работы заведующий не вправе до тех пор, пока на основании собранных доказательств не будет возбуждено уголовное дело (ст. 81, 336 ТК).
Старайтесь не вступать в дружеские отношения с воспитателями, чтобы иметь возможность объективно оценивать конфликтную ситуацию, понимать ребенка и родителя. Дружба с воспитателями – частая ошибка педагогов-психологов. Помните, что в первую очередь вы на стороне ребенка и нужно думать о соблюдении его прав.

Конфликт 3


Родители жалуются, что педагог-психолог необоснованно вмешивается в жизнь их ребенка

«Оставьте нас в покое!»

Мать ребенка из старшей группы пожаловалась старшему воспитателю на педагога-психолога. С ее слов, пока ребенок ходил в другой детский сад, все было хорошо, а как только перешел сюда, начались проблемы. Ее ребенком отчего-то заинтересовались, особенно педагог-психолог.
Матери даже пришлось лишний раз идти в детский сад, так как педагог- психолог пригласил ее для беседы. Во время встречи он стал говорить, что у ребенка есть сложности, предлагал свою помощь, хотя его об этом никто не просил. По мнению матери, ее ребенку не нужна помощь. Нужно только, чтобы педагог-психолог оставил ее семью в покое.

Результат

Ребенок полгода не ходил на групповые занятия с педагогом-психологом. Во время занятий он находился в спальне под присмотром воспитателя и играл с игрушками. В течение этих шести месяцев воспитатель рассказывала матери, с какими трудностями ребенка она сталкивается. В итоге мать передумала и написала письменное согласие на психолого-педагогическое сопровождение. Более того, она даже сделала индивидуальный запрос о дополнительной помощи в решении психологических проблем ее ребенка.

СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ — ПСИХОЛОГУ

Возьмите письменный отказ от психолого-педагогического сопровождения, если родитель не хочет, чтобы его ребенок участвовал в групповых занятиях с педагогом-психологом, и переубедить его не удается. Чтобы таких случаев не возникало, в первую неделю сентября собирайте письменные согласия родителей на психолого-педагогическое сопровождение детей. Это согласия на помощь в период адаптации, участие в коррекционно-развивающих занятиях в группе, а также обследование ребенка. На индивидуальные встречи с ребенком берите отдельное согласие.
Расскажите воспитателю, как себя вести. Воспитатель должен сообщить родителю, что ребенок будет находиться с ним, пока группа занимается с педагогом-психологом. Пусть опишет, какие занятия он будет в это время проводить с ребенком.
В течение учебного года воспитатели должны сообщать родителям о трудностях ребенка. Только когда они увидят, что родитель принимает эту информацию, можно предлагать помощь педагогапсихолога.
Нередко бывает так, что воспитатели сами не говорят родителям о трудностях с ребенком и направляют маму к педагогу-психологу. Тем самым воспитатели перекладывают ответственность с себя на него. В таких ситуациях родитель приходит к педагогу-психологу с недоумением.
Ждите, пока родители обратятся к вам за помощью сами. Если вы будете предлагать свою помощь, то можете отпугнуть родителей. В большинстве случаев родители воспринимают предложение о помощи враждебно. Даже если ребенок сильно нуждается в вас, они должны прийти к пониманию этого постепенно.

Конфликт4


Мама жалуется, что педагог-психолог не уделяет внимания ее плачущему ребенку

«Вы оставили моего малыша без помощи!»

Мама ребенка из адаптационной группы пожаловалась воспитателям и администрации на бездействие со стороны педагога-психолога. Она сказала, что
ее ребенок много плачет, а психолог не успокаивает его, не играет с ним. Педагог-психолог знала, что ребенок плачет, потому что так манипулирует
взрослыми. Она видела, что мать переживает за ребенка, готова подчиняться его манипуляциям и будет добиваться, чтобы манипуляциям подчинялись и сотрудники детского сада. Тогда она назначила цикл встреч один раз в две недели.

РЕЗУЛЬТАТ

Женщина стала систематически встречаться с педагогом-психологом. Педагог-психолог рассказывала ей об особенностях адаптации ребенка к детскому саду, говорила, что делать, чтобы облегчить этот процесс. Мать увидела, что в детском саду ей и ребенку уделяют достаточно внимания, и успокоилась.

СОВЕТ ПЕДАГОГУ — ПСИХОЛОГУ

Будьте рядом с детьми, когда родители забирают их домой. Беседуйте с родителями об особенностях адаптации их ребенка. Это особенно важно делать в первые недели, когда детей оставляют ненадолго. Если не получается провожать детей домой, придите на плановое собрание, которое проводят на тре
тьей неделе адаптации. Ведите листы адаптации, которые помогут лучше запомнить детей и выявить тех, у которых адаптация протекает тяжело. Играйте, развлекайте, отвлекайте детей. Проводите не менее 30 минут в каждой адаптационной группе с первых дней адаптации детей к детскому саду.

Конфликт5

Воспитатели и родители разбились на два враждующих лагеря

«Я больше не могу работать с этим человеком!»

Двое воспитателей. Одна не говорит родителям о проблемах детей, другая говорит и просит родителей помочь. Первая жалуется педагогу-психологу, что коллега настраивает родителей против нее. К этому времени они общаются между собой только на повышенных тонах и не идут на уступки. Атмосфера в группе накаляется.
Родители разбились на два лагеря и подчиняются каждый «своему» воспитателю, которого считают хорошим, а второго – плохим. О конфликте узнает администрация детского сада.

РЕЗУЛЬТАТ

По рекомендации педагога-психолога воспитатели начали предоставлять систематический отчет о совместной работе старшему воспитателю. Родители успокоились. У них появилось доверие к воспитателям, которые начали работать в едином направлении. Теперь их рекомендации родителям были общими, поэтому родители их выполняли. Они перестали делить воспитателей на «хорошую» и «плохую». Атмосфера в группе нормализовалась.

СОВЕТ ПЕДАГОГУ — ПСИХОЛОГУ

Пригласите педагогов на совместную встречу. Обсудите претензии. Составьте пошаговый план выхода из ситуации. Укажите, что каждый может сделать, чтобы улучшить ситуацию. Работу с родителями сделайте отдельным пунктом плана. Педагоги должны договориться не посвящать родителей в свои отношения, а о детях давать дозированную информацию с помощью техники «сэндвич»: плохое строго в середине речи. Пусть участники встречи подпишутся под утверждением, что принимают план. Если через месяц ситуация стала лучше, сохраните рекомендации еще на месяц. Если хуже, посоветуйте заменить одного из воспитателей в группе – желательно того, кем более недовольны родители и кто меньше идет на уступки. А в начале года проводите диагностику психологической совместимости воспитателей (тест Р. Кэттела).

Конфликт 6

Двое родителей конфликтуют, и это мешает воспитателям работать

«Папа того мальчика сделал моего сына заикой!»

Два мальчика из подготовительной группы поссорились на прогулке. В это время родители уже начали забирать детей домой. Дети и до этого плохо ладили,
а теперь поссорились окончательно. Один стал выкрикивать оскорбления в адрес своего «врага» и его отца. А отец «врага» в этот момент как раз шел за сыном.
Он услышал, как его обзывают, подошел и накричал на ребенка. При этом мужчина высказал угрозы по отношению к отцу мальчика. Все произошло настолько быстро, что воспитатель
не успела отреагировать, хотя находилась рядом. Ребенок, которого напугал чужой дядя, начал заикаться и отказался ходить в детский сад.
Его отец обратился в полицию с иском на мужчину, который кричал на сына. Отношения между родителями вышли из-под контроля. Они
стали вовлекать в конфликт педагогов, манипулировать ими. Воспитатели обратились за помощью к педагогу-психологу.

РЕЗУЛЬТАТ

Педагог-психолог стала работать с родителями и помогла преодолеть страх и заикание пострадавшему ребенку. Его отец забрал жалобу из полиции. Отец второго мальчика извинился перед напуганным ребенком и его родителями. Воспитатель группы получила письменное замечание от администрации детского сада

СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ — ПСИХОЛОГУ

Предупредите воспитателей, чтобы они вовремя приглашали вас разрешить постоянные конфликты между детьми. Объясните, что нельзя доводить конфликтную ситуацию до предела, после которого разразится крупная ссора. В крайнем случае нужно обратиться к заведующему. Напомните, что ни в коем случае нельзя давать родителям номер телефона другой из конфликтующих сторон и нельзя поддерживать ту или иную сторону. В группе воспитатели должны следить за взаимоотношениями конфликтующих детей и препятствовать тому, чтобы назревала ссора.
Пригласите по очереди враждующие стороны, если конфликт усиливается и в него включаются родители. Обсудите причины и последствия конфликта. Совместно разработайте стратегии выхода из конфликтной ситуации. Запишите договоренности под подпись родителей. Назначьте повторную встречу, чтобы удержать ситуацию под контролем. Если родители одного из конфликтующих детей не идут на контакт, отказываются от рекомендаций и не принимают меры для улучшения ситуации, предложите перевести их ребенка в другую группу.
Помогите заведующему при крупных конфликтах. Если произошла крупная ссора, встречу с родителями проводит заведующий детским садом. Он должен пригласить родителей отдельно друг от друга, чтобы избежать столкновения и дать возможность высказаться. Пусть он со своей точки зрения расскажет каждой стороне о последствиях конфликта и возможностях выйти из него, а потом направит родителей к вам.
Ваша задача в этой ситуации – помочь успокоиться, преодолеть обиду, страх, стресс из-за конфликта и вызова к заведующему. Проведите одну или две встречи с каждой из семей. Желательно, чтобы присутствовали оба родителя с той и с другой стороны. Затем перенаправьте родителей к заведующему, чтобы он принял решение, что делать дальше: попросить прощения друг у друга, забрать заявление, перевести одного из детей в другую группу. Все процедуры нужно проводить с согласия родителей.

Конфликт 7

Воспитатели не доверяют педагогу-психологу, так как он передает заведующему частную информацию

«Верю-верю всякому зверю, а тебе, ежу, погожу!»

Педагоги детского сада заметили, что происходящее в группе каким-то образом становится известным руководству. Подозрение пало на педагога-психолога, поскольку она тесно общалась с заведующей.
Тогда каждый из воспитателей стал препятствовать общению педагогапсихолога с родителями. Родителям говорили, что специалист некомпетентный и не сможет помочь их ребенку. Родители стали отказываться от помощи педагога-психолога.

РЕЗУЛЬТАТ

Заведующая перевела педагога-психолога на другую должность в этом же детском саду. На должность педагога-психолога взяли другого специалиста. Воспитатели и родители постепенно начали доверять ему и обращаться за помощью.

СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ — ПСИХОЛОГУ

Старайтесь не вступать в приятельские отношения с администрацией, особенно с заведующей, чтобы избежать недоверия педагогов и не стать источником напряжения и конфликтов в детском саду. Информируйте администрацию только в тех случаях, когда стали свидетелем опасной ситуации или есть сведения об угрозе жизни и здоровью детей, педагогов или родителей, а конфликтная ситуация может выйти из-под контроля.
Следите, чтобы не допускать ошибок, которые вызывают недоверие к педагогу-психологу: не критиковать, не делать замечания, не читать нотаций, не поучать родителей или воспитателей. Вместо этого нужно помогать, развивать, сочувствовать, сопереживать, корректировать, поддерживать.

Конфликт 8

Один из детей получил травму в драке, а родители возмутились, что сотрудники детского сада этого не предотвратили

«Ваша халатность чуть не сделала ребенка калекой!»

Воспитанник старшей группы проходил мимо девочки и толкнул ее. Воспитатель знала, что это ребенок с особенностями в поведении: гиперактивный и со склонностью к физической агрессии. Девочка получила сотрясение мозга и перелом кисти руки. Ее родители потребовали убрать воспитателя из группы.

РЕЗУЛЬТАТ

Педагог-психолог получила от администрации письменное замечание за отсутствие помощи агрессивному ребенку. Но когда она показала заведующей уведомления, которые направляла матери, и ее отказ от взаимодействия с педагогом-психологом, замечание отменили. Воспитатель уволилась по собственному желанию и оставила профессию. Она сочла, что не справляется с современными детьми. Девочка с травмой продолжила ходить в детский сад. Мальчик с особенностями в поведении начал посещать занятия педагога-психолога. Педагог-психолог сумела убедить его мать в том,
что ребенок нуждается в медицинской помощи, и по назначению детского психотерапевта ребенок стал получать медикаментозное лечение.

СОВЕТ ПЕДАГОГУ-ПСИХОЛОГУ

Старайтесь узнать всех детей с особенностями в поведении и работать с ними. Для этого тесно взаимодействуйте с педагогами. Просите воспитателей подготовить родителей таких детей к беседе с вами. Постарайтесь наладить с родителями взаимодействие, помочь увидеть особенности ребенка, совместно преодолеть трудности. Если родители не идут на контакт, предложите написать письменный отказ от психолого-педагогического сопровождения на случай травм и других нештатных ситуаций. Но даже если у вас есть отказ, не оставляйте ребенка без внимания. Помогайте воспитателям. Посоветуйте информировать родителей о трудностях ребенка в группе и рекомендовать им обратиться к специалисту.
Источник Справочник педагога-психолога. Детский сад, №12, 2018г

Как война влияет на современный фондовый рынок

Россия вторглась в соседнюю Украину, конфликт, который в конечном итоге может втянуть США и НАТО в большую войну. Также сохраняется вероятность вооруженного конфликта между США, их союзниками и Ираном и испытательных пусков баллистических ракет Северной Кореей. По состоянию на 2022 год США потратили около 8 триллионов долларов на войны после 11 сентября, что составляет значительную часть ВВП.

Но как войны влияют на экономику и фондовые рынки? Эксперты по безопасности взвешивают свое мнение, и только время покажет, но эксперты-инвесторы рассылают напоминания о том, что прошлые войны не привели к снижению акций США в долгосрочной перспективе. Как рынки отреагируют на этот раз?

Основные выводы

  • Хотя расходы на войну и оборону могут составлять значительную часть ВВП США, войны часто оказывают незначительное влияние на фондовые рынки или экономический рост внутри страны.
  • Рынки в основном игнорировали недавние конфликты, связанные с Ближним Востоком и Ираном.
  • Однако война между Россией, Украиной и союзниками по НАТО может иметь более серьезные последствия, особенно для цен на нефть и другие сырьевые товары.
  • Тем не менее, фондовые рынки восстановились до уровня до вторжения всего через несколько недель после вторжения России в Украину.

Рынки часто игнорируют это

Финансовое исследование LPL отмечает, что акции в значительной степени не обращали внимания на прошлые геополитические конфликты. «Какой бы серьезной ни была эта эскалация, предыдущий опыт показал, что она вряд ли окажет существенное влияние на экономические основы США или корпоративную прибыль», — сказал бывший главный инвестиционный стратег LPL Financial Джон Линч, имея в виду авиаудар США в январе 2020 года, в результате которого погиб иранец. генерал Касем Сулеймани. «Мы не стали бы продавать акции в падении, связанном с этим событием, учитывая, что в прошлом акции выдерживали повышенную геополитическую напряженность».

«С начала Второй мировой войны в 1939 году и до ее окончания в конце 1945 года индекс Доу-Джонса рос в общей сложности на 50 %, то есть более чем на 7 % в год. Так, во время двух самых страшных войн в современной истории фондовый рынок США в совокупности вырос на 115%», — написал Бен Карлсон, директор по управлению институциональными активами в Ritholtz Wealth Management, в статье о нелогичных результатах рынка. «Взаимосвязь между геополитическими кризисами и рыночными результатами не так проста, как кажется».

Источник: LPL Financial.

Другой пример: после вторжения России в Украину 24 февраля 2022 года мировые рынки потрясли. В США индекс S&P 500 упал более чем на 7% в первые дни и недели после вторжения, поскольку США и другие страны ужесточили жесткие экономические санкции в отношении России, а инвесторы были обеспокоены влиянием цен на сырьевые товары. Но месяц спустя рынки восстановились, и S&P торговался на уровне выше, чем до вторжения, даже несмотря на то, что цена на нефть оставалась выше 100 долларов за баррель.

Цена индекса S&P 500 с момента вторжения России в Украину до месяца спустя

Индекс S&P 500 с 24 февраля по 24 марта 2022 г.

Когда рынки могут пострадать

История говорит нам, что периоды неопределенности, которые мы наблюдаем сейчас, обычно являются периодами, когда акции страдают больше всего. В 2015 году исследователи из Швейцарского финансового института изучили военные конфликты в США после Второй мировой войны и обнаружили, что в случаях, когда существует предвоенная фаза, увеличение вероятности войны имеет тенденцию к снижению цен на акции, но вероятность начала войны увеличивается. их. Однако в случаях, когда война начинается неожиданно, ее начало снижает цены на акции. Они назвали это явление «загадкой войны» и заявили, что нет четкого объяснения, почему запасы значительно увеличиваются, когда война начинается после прелюдии.

Точно так же Марк Армбрустер, президент Armbruster Capital Management, изучил период с 1926 года по июль 2013 года и обнаружил, что волатильность фондового рынка в периоды войны на самом деле была ниже. «Интуитивно можно было бы ожидать, что неопределенность геополитической среды отразится на фондовом рынке. Однако этого не было, за исключением периода войны в Персидском заливе, когда волатильность примерно соответствовала среднему историческому значению», — сказал он.

Источник: Марк Армбрустер/Институт CFA.

Однако с точки зрения иранского конфликта инвесторы сдержанно отреагировали на заголовки. «Если 2019 год нас чему-то и научил, так это тому, что вы должны как можно лучше придерживаться своего процесса и не попасть в заголовки газет», — сказал технический директор Strategas Тодд Сон в The Washington Post . «К сожалению, интересно, привыкли ли мы к этому. Интересно, научился ли рынок не принимать во внимание эти события».

«Отчасти причина спокойствия может заключаться в изменении структуры мировых нефтяных рынков и в том, что экономика США стала менее уязвимой к колебаниям цен на энергоносители», — заявил в заметке главный глобальный стратег J.P. Morgan Funds Дэвид Келли. «Отчасти причина может быть чисто психологической. Сегодняшние инвесторы видели, как фондовый рынок восстанавливается после обоих 9/11 и Великий финансовый кризис, пожалуй, величайшие геополитические и экономические потрясения нашего времени. Это позволяет инвесторам игнорировать другие события».

Более широкий конфликт с Россией также может вызвать нестабильность на нефтяных рынках, поскольку Россия является основным производителем сырой нефти и природного газа, а ее трубопроводы питают многие части Европы. Если Россия перекроет кран или понесет значительный ущерб нефтяной инфраструктуре, это может привести к повышению цен на энергоносители. Перебои с портами вокруг Черного и Балтийского морей также могут создать еще большие проблемы с судоходством и привести к продовольственной инфляции, поскольку зерно и другие основные продукты питания остаются в море.

Почему фондовые рынки остаются устойчивыми во время войн?

В контексте США фондовые рынки, как правило, не обращали внимания на первоначальные спады, вызванные конфликтами. В некотором смысле войны могут принести пользу экономике, не затронутой конфликтом напрямую, за счет увеличения промышленного производства для удовлетворения военных потребностей тех, кто участвует в битвах. Развитие новых технологий, некоторые из которых могут быть применены в частном секторе, также часто стимулируется вооруженным конфликтом.

Какие акции лучше всего показывают себя во время войны?

В целом, оборонные запасы (компании, производящие оружие и вооружение) лучше всего себя чувствуют в условиях военного времени. Энергетические компании также могут столкнуться с ростом конфликтов, что приведет к повышению цен на нефть и сырьевые товары.

Как вели себя акции в начале мировых войн?

Первая мировая война : С началом Первой мировой войны акции упали примерно на 30 %, и рынки были закрыты на шесть месяцев. Когда они снова открылись, в 1915 году индекс Доу-Джонса вырос более чем на 88%.

Вторая мировая война: Фондовый рынок фактически вырос на 10% сразу после того, как Гитлер вторгся в Польшу в 1939 году. После нападения Японии на Перл-Харбор акции упали на 2,9%, но восстановили эти потери менее чем за месяц. С 1939 г. до конца войны в конце 1945 г. индекс Доу-Джонса увеличился на 50%,

Итоговый результат

«За последние несколько лет рынки были приучены не слишком остро реагировать на политические и геополитические потрясения по двум причинам: во-первых, вера в то, что последующее значительное усиление первоначального шока не произойдет; и, во-вторых, центральные банки были готовы и способны чтобы подавить финансовую волатильность», — сказал Мохамед А. Эль-Эриан, главный экономический советник Allianz, в Колонка Bloomberg .

Но он предупредил, что инвесторы, покупающие падение, должны использовать выборочную общую стратегию. «Это включает в себя акцент на качественных сделках, которые основаны на надежных балансах и высокой генерации денежных потоков, противодействии сильному искушению крупномасштабного перехода от активов США в пользу международных инвестиций и уменьшении воздействия на по своей природе менее ликвидный рынок. сегменты, которые испытали положительные побочные эффекты от экстраординарных стимулов центрального банка и общего стремления к доходности и доходности», — сказал он.

Возобновление конфликта в Западной Сахаре: риски и последствия

Западная Сахара — территория на северо-западном побережье Африки, расположенная между Марокко и Мавританией. Его нынешний политический статус оспаривается. С 1975 года Организация Объединенных Наций включила Западную Сахару в список несамоуправляющихся территорий (NSGT). Это единственная часть Африки с таким статусом, поэтому ее часто называют «последней колонией Африки».

Марокко считает Западную Сахару частью своей национальной территории и с 19С 75 по 1991 год он боролся с местной группой независимости Фронт ПОЛИСАРИО за контроль над территорией. Обе стороны подписали соглашение о прекращении огня в 1991 году, и ООН учредила миссию МООНРЗС с целью организации референдума о самоопределении Западной Сахары. Однако попытки провести плебисцит и деколонизировать территорию не увенчались успехом и, в конечном итоге, статус Западной Сахары не менялся почти 30 лет.

Сегодня этот дипломатический кризис вокруг Западной Сахары — порождение холодной войны и деколонизации Африки — вновь возникает, ставя под угрозу участие компаний в бизнесе региона. Правовые и экономические последствия спора усилились в последние годы, особенно после двух вердиктов Суда Европейского союза (ЕС), в которых говорилось, что Западная Сахара имеет отдельный и отличный от Марокко статус и, следовательно, Марокко не не обладают юридическим лицом для заключения торговых соглашений, касающихся ресурсов Западной Сахары.

Однако в конце срока своего мандата президент Трамп признал суверенитет Марокко над спорным регионом Западной Сахары в обмен на открытие Марокко дипломатических отношений с Израилем. Хотя этот шаг может укрепить отношения между арабской страной и еврейским государством, он также может нанести ущерб безопасности в более широком регионе и подпитать преступную сеть в Сахеле.

Признание США марокканских притязаний не означает изменения статуса территории согласно международному праву. Ни ООН, которая продлила свою миссию на территории еще на год, ни ЕС не поддержали решение Трампа; вместо этого они подчеркнули важность возобновления переговоров, чтобы избежать эскалации насилия в регионе.

Несколько геополитических и исторических причин определили 45-летний тупик, но сегодня он вращается в основном вокруг эксплуатации природных ресурсов Западной Сахары. NSGT действительно богат фосфатами, песком и рыбой и в последнее время стал важным местом для крупных проектов в области экологически чистой энергии. В этой статье описываются основные аспекты этого тупика, подчеркиваются недавние правовые изменения на уровне ЕС и связанные с ними риски для бизнеса.

Историческая справка

По большей части пустынная территория, но стратегическая из-за ее близости к Канарским островам, Западная Сахара стала испанской колонией после Берлинского конгресса 1884 года. Только в 1947 году Испания обнаружила важные запасы фосфатов на руднике Бу-Краа, квалифицированные как « среди крупнейших в мире». [1]

Однако в 1963 году ООН объявила Западную Сахару «ГЯП, подлежащей деколонизации», и потребовала от Испании покинуть эту территорию. Тем не менее, Испания пыталась сохранить контроль над территорией [1], учитывая богатство недр, ее стратегическое значение для торговли с Канарскими островами и Африкой, а также из-за давления армии и испанцев, занятых в рудниках, оказанных на Мадрид. Таким образом, генерал Франко предложил статут автономии в 1973, за который про-испанское сахарское собрание проголосовало и приняло.

Тем временем Марокко было обременено значительной внутренней нестабильностью (например, король Хасан II стал жертвой двух неудавшихся военных переворотов в 1971 и 1972 годах [2]). Чтобы преодолеть кризис и получить контроль над территорией, монархия решила перезапустить «Великое Марокко», достаточно привлекательное, чтобы возродить национализм в стране. [3]

С другой стороны, жители Сахарави основали Народный фронт освобождения Сагии-эль-Хамра и Рио-де-Оро , известный как Фронт ПОЛИСАРИО, с целью получения независимости Западной Сахары от Испании.

Хотя в 1975 году Международный Суд заявил, что территория не принадлежала ни Марокко, ни Мавритании до испанской колонизации и что право на самоопределение должно применяться, Испания, Мавритания и Марокко подписали Мадридское соглашение, не проконсультировавшись с сахарским или ООН. Испания согласилась передать административный контроль Марокко и Мавритании, сохранив при этом 35-процентную долю в руднике Бу-Краа. Мадридское соглашение не соответствовало международному праву [4] (резолюции 3458A, 3458B ГА ООН), и через несколько месяцев после этого началась война между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО, который тем временем провозгласил Сахарскую Арабскую Демократическую Республику (САДР). ).

Военные действия продолжались более десяти лет, пока в 1991 году стороны не подписали перемирие, согласившись организовать референдум о независимости с вновь созданной МООНРЗС. Переговоры с 1991 года не привели к компромиссу, что позволило сохранить статус-кво.

Несовершенные торговые соглашения

За последние несколько десятилетий Марокко укрепило свое присутствие на территории, заключая торговые соглашения с использованием ресурсов из Западной Сахары. Став вторым по величине экспортером фосфатов в мире, она также реализовала множество проектов по созданию парков возобновляемой энергии в Западной Сахаре. Фронт ПОЛИСАРИО выступил с критикой этих соглашений в суде, поскольку они не соответствуют резолюциям ООН, в частности Принципу постоянного суверенитета над природными ресурсами и Принципу самоопределения народов. Судебные процессы начались в Европе и вызвали проблемы с репутацией, цепочками поставок и юридическими проблемами для многих предприятий в других странах.

Возобновление конфликта прерывает три десятилетия относительного мира на территории, имеющей решающее значение для безопасности Северной Африки, и возобновляет давнюю региональную напряженность между Марокко и Алжиром, важными союзниками ЕС и США в борьбе с терроризмом и сдерживание миграционных потоков. Кроме того, это увеличивает уровень бизнес-риска в этой области.

Сделки между ЕС и Марокко под вопросом

ЕС имеет несколько торговых соглашений с Марокко, которое в настоящее время является основным торговым партнером ЕС в регионе Магриба. Но в течение 2000-х годов Фронт ПОЛИСАРИО вместе с различными неправительственными организациями рассматривал вопрос о территориальных ресурсах как главное оружие политического и юридического противодействия укреплению марокканской оккупации Западной Сахары.

На сегодняшний день Европейский суд вынес решения по делу Фронта ПОЛИСАРИО в отношении Соглашения о сельском хозяйстве между ЕС и Марокко (дело C-104/16 P в 2016 г.) и от имени Западной Сахарской кампании Великобритании, неправительственной организации, которая начала судебный процесс в Великобритании, который позже был передан в Европейский суд, по соглашению о рыболовстве (дело 266/16 в 2018 г.), указывающее, что соглашения ЕС с Марокко не могут включать в сферу своего применения территорию Западной Сахары, поскольку это не соответствовать европейскому и международному законодательству.

Оба постановления имеют одну и ту же правовую основу: принцип самоопределения, принцип постоянного суверенитета над природными ресурсами (Карта ООН) и относительное действие договора (Венская конвенция). В соответствии с этими обязательными принципами международного права любое соглашение, касающееся ресурсов Западной Сахары, должно получить согласие народа территории, и Марокко не обладает юридическим лицом для заключения соглашения от имени народа Западной Сахары (поскольку территория имеет отдельный и отличный статус от Марокко). Другие постановления еще находятся на рассмотрении суда.

Важные деловые соображения

Этот давний политический и дипломатический кризис является сложным и может привести к увеличению рисков в цепочке поставок, соблюдении требований, безопасности и деловых рисков для компаний, третьих лиц и частных лиц, работающих на территории или торгующих ее ресурсами.

Юридические и торговые последствия: Дела, переданные в Европейский Суд, создали значительные юридические прецеденты в торговых отношениях с Марокко, которые уже затронули несколько предприятий в последние годы. Например:

      • В мае 2017 года Высокий суд Южной Африки задержал судно NM Cherry Blossom, принадлежащее OCP, и конфисковал его груз фосфатной руды. В феврале 2018 года Верховный суд Южной Африки (со ссылкой на постановления Европейского суда) заявил, что «право собственности на фосфат никогда не принадлежало на законных основаниях Пятому [OCP] и/или Шестому [Phosphates De Boucraa] ответчикам, и они были и остаются , не имеющая права продавать фосфат Четвертому ответчику [Балланс Агри-Нутриентс Лимитед]».
      • Danish Ultra Innovation, еще одно судно, доставляющее фосфатную руду из Западной Сахары на завод Agrium Redwater Fertilizer в Канаде, было задержано в мае 2017 года и позже освобождено властями Панамы.
      • Правовые недостатки, затрагивающие соглашения между ЕС и Марокко, вызвали судебные иски к сельскохозяйственным и авиационным компаниям, работающим в Сахаре или импортирующим в Европу продукцию из Западной Сахары. В октябре 2018 года Фронт ПОЛИСАРИО осудил шесть крупных компаний (BNP Paribas, Société générale, Crédit Agricole, Axa Assurances, Transavia, UCPA) во французских судах, обвинив их в преступлениях колонизации (классифицируемых как военные преступления по французскому законодательству).

Операционные риски: Усиление боевых действий означает увеличение неопределенности в отношении ведения бизнеса в Западной Сахаре. Например, 13 ноября 2020 года 19 депутатов Европарламента призвали ЕС «предупредить европейские компании, такие как Siemens или Enel, о серьезных юридических и моральных рисках ведения бизнеса с незаконным оккупантом». Эти компании в настоящее время участвуют в крупномасштабных проектах по зеленой энергетике в NSGT.

Кроме того, война на территории может принести больше проблем, связанных с вакуумом, который заполнит организованная преступность. Как и в Ливии, и в других странах Ближнего Востока и Северной Африки, торговцы людьми и террористические группы могут использовать анархию.

Санкционные риски: Учитывая моральную неопределенность торговых соглашений в регионе, существует также риск введения санкций. Недавно 53 норвежские НПО призвали свое правительство принять меры по этому вопросу в Совете Безопасности ООН, в то время как другие организации призывают учреждения ввести санкции против Марокко за нарушение прав человека на территории, как это сделал Панафриканский парламент в 2011 году.

Надежная информация для сложных решений

Чтобы справиться со сложными угрозами, которые представляет собой конфликт в Западной Сахаре, компаниям нужна достоверная информация. Во-первых, важно понимать очевидные риски и быть в курсе политической ситуации, разрабатывая таким образом планы обеспечения непрерывности бизнеса и протоколы действий в чрезвычайных ситуациях. Предприятиям рекомендуется быть в курсе событий, отслеживая ситуацию через средства массовой информации, корпоративные и институциональные коммуникации и усиленную комплексную проверку (EDD).

Услуги по проверке нежелательных СМИ (AMS) и отчеты о должной осмотрительности могут быть дорогостоящими, но они могут гарантировать надежные меры защиты и предотвращения, позволяющие избежать нарушений нормативных требований и проблем с репутацией. Dow Jones предоставляет компаниям по всему миру достоверную информацию на более чем 26 языках и может помочь в оценке и предотвращении рисков с помощью своей базы данных о рисках и соблюдении нормативных требований, отчетов о должной осмотрительности и расширенной проверки неблагоприятных СМИ.

[1] Нота MAE для Управления экономических и финансовых дел, 3 февраля 1969 г., Париж, AN 19899566/65. Пьерфит-сюр-Сен. Париж.

[2] Баруди, А. (1979) «Сахарский заговор» против армии и марокканского народа (премьерная партия). Les Temps Modernes. 394. (5). стр. 1805-1842; Вермерен, П. (2010) Histoire du Maroc depuis l’indépendance. 3е изд. Париж: La Découverte.

[3] Барбье, М. (1982) Le conflit du Sahara Occidental. Париж: L’Harmattan;

[4] Во-первых, потому что ни одно из подписавших государств не обладало правосубъектностью, позволяющей принимать решения о статусе несамоуправляющейся территории; во-вторых, потому что невозможно заключить соглашения о территориальных ресурсах без опроса населения этой территории; в-третьих, потому что самоопределение людей является правилом ius cogens и, следовательно, является причиной недействительности любого договора, который его не соблюдает.


Об авторе

Давиде Контини (Davide Contini) — исследователь отдела неблагоприятных СМИ Dow Jones Risk & Compliance, который использует негативные новости из авторитетных источников для оценки рисков для компаний.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts