Свод моральных правил в семье: Моральные нормы поведения в семье. Нормы и правила семьи

Содержание

Правила семьи. Взаимоотношения в семье. Кто главный в семье :: SYL.ru

Пожалуй, все согласятся, что счастлив тот человек, у которого есть любящая семья. Но для ее создания приходится немало потрудиться. Зачастую молодые люди не подозревают об этом, когда вступают в брак. Время свиданий проходит, и наступает период притирок. Чтобы дома была благоприятная обстановка, лучше заранее сформулировать правила семьи, которых впоследствии будут придерживаться все ее члены.

Семья – это команда

Хорошая команда не только отмечает успехи каждого, но и делит все неудачи поровну. Если муж получает повышение по работе, его стоит похвалить, сказать ему, какой он молодец, что добился этого. Ребенок научился читать – он тоже умница, потому что много старался, и у него все получилось. И пусть даже для достижения этих успехов немало усилий приложила жена, и супруг, и ребенок все же получают возможность гордиться собой. Это поможет поднять самооценку, поверить в свою силу и значимость.

Если кого-то из членов семьи постигает неудача, не нужно ругать и винить его, он и так наверняка расстроен. Лучше предложить подумать вместе о проблеме и ее возможных решениях. В своих высказываниях следует использовать такие слова, как «мы» и «наш», вместо «твой» и «мой». Ведь семья – ячейка общества, которая объединяет супругов и их детей.

Лидер семьи

В любой команде есть капитан, и семья не является исключением. Но лидером может стать только один человек. Если их будет два, то начнется соревнование, и даже решение маленьких бытовых проблем каждый раз будет заканчиваться скандалом. Поэтому необходимо четко решить, кто главный в семье. Мужу и жене следует посоветоваться друг с другом, обсудить, кто же возьмет на себя роль лидера. Стоит заранее обговорить его функции. При этом лидер не решает все за всех, а только принимает решение на основе предложений и пожеланий других членов семьи.

Глава семьи – мужчина?

Раньше никто и не задумывался, кто же будет главным в семье. Испокон веков им выступал мужчина. Его прямой обязанностью становилось обеспечение семьи всем необходимым. Женщина же хранила семейный очаг, занималась домом и воспитанием детей. Все необходимое для выполнения своих задач она получала от кормильца, то есть от мужчины. Глава семьи отвечал за все и принимал самые важные решения. Сегодня такой расклад устраивает многих супругов, и они продолжают его придерживаться. По этому поводу не возникает проблем, и это не мешает быть семье крепкой.

Женщина может быть главой?

Сегодня, если мужчина делает предложение, это не означает, что он безоговорочно будет единственной экономической опорой в семье. Женщина вполне тоже может выполнять эту функцию. Зачастую в современных семьях иждивенцами являются лишь дети, а супруги обеспечивают их. Если женщина тоже зарабатывает, особенно наравне с мужчиной, то становится неясно, кто главный в семье. Здесь не все так просто, как со старинным укладом.

Согласно социологическим исследованиям, главенство в семье принадлежит тому супругу, который выполняет регулирующие и распорядительные функции. В большинстве случаев все это делает женщина. Она планирует семейный бюджет, организовывает семейное потребление, занимается вопросами воспитания и домашними делами. Получается, что сегодня женщина становится главной во многих отношениях, а не только в экономическом плане.

Кто же будет главой семьи?

Стоит отметить, что понятия «кормилец» и «глава семьи» устарели. Более того, они отсутствуют в Гражданском кодексе и Конституции. Сегодня все больше людей характеризуют супружеский союз как семью без главы. То есть мужчина и женщина наравне участвуют в принятии решений и выполнении домашних дел. Такие взаимоотношения в семье доказывают, что главу назначать вовсе не обязательно.

Семейные обязанности

У каждого в семье есть свои обязанности. Если они будут распределены неравномерно, у супругов часто возникают разногласия и конфликты. Такие противоречия могут оказаться очень острыми и привести к серьезным последствиям — к неудовлетворенности браком. Однако нужно понимать, что муж и жена все равно не будут счастливы, если все обязанности просто поделить поровну. Важно, чтобы они соответствовали склонностям и характеру человеку, тогда и прекратятся извечные споры о домашних делах. Разделение должно устраивать всех и справедливо смотреться в глазах супругов.

Любую обязанность нужно выполнять из-за любви и заботы друг о друге, а не потому, что так кому-то нужно и так установлено правилами семьи. Примеры для наглядности:

1. Каждый моет посуду за собой сам, потому что у мамы это отнимает много времени, а она хочет проводить его с близкими.

2. Супруг заезжает в магазин за продуктами, потому что ему по пути, а тем временем жена уже начнет готовить ужин. Главное, чтобы все понимали, зачем они это делают.

Никто никому ничего не должен

Неверно сводить семейные обязательства к слову «должен». Например, «Я работаю целыми днями, а ты только сидишь на шее», «Я как белка в колесе кручусь по дому», «Ты муж, и я жду о тебя романтических вечеров». Можно бесконечно перечислять, подобные фразы звучат во многих семьях.

Нужно понимать, что никто никому ничего не должен. Такую мысль просто необходимо вносить в правила семьи. Если вы устали, попросите о помощи близких. Если в доме царят любовь и забота, никому не будет трудно вместо кого-то помыть посуду или выбросить мусор. Если хочется романтики, не нужно ждать и требовать этого от мужа, достаточно самой организовать приятный вечер.

Поддерживайте авторитет мужа или жены

Если в семье есть ребенок, супругам необходимо придерживаться одной стратегии в воспитании. Дети хорошо чувствуют и видят разногласия родителей, поэтому начнут хитрить, изворачиваться и искать поблажки. Если нужно решить какой-то вопрос воспитания, то следует это делать за закрытой дверью. То есть подрастающие чада ничего не должны слышать. Тогда дети в семье будут одинаково уважать и маму, и папу.

То же самое касается обсуждения своей второй половины вне дома. Нельзя говорить с другими людьми о недостатках супруга, особенно после ссоры. Вы обязательно помиритесь, а у посторонних сложится отрицательное мнение. При этом авторитет супруга будет подорван.

При ребенке тоже нельзя говорить гадости о его маме или папе. Иначе он будет считать, что «плохого» родителя вовсе не обязательно слушаться. Помните, что в супругах у вас — самый лучший человек на свете, поэтому его авторитет нужно поддерживать. Любые решения принимайте сообща. Если с чем-то не согласны, то обсуждайте это только наедине друг с другом.

Все проблемы обсуждаются

Не нужно ждать от супруга, когда он догадается о возникшей проблеме. Возможно, он о ней даже не подозревает. Если вы устали или чем-то расстроены, говорите об этом прямо. Накричал начальник – расскажите об этом сами, а не ждите расспросов. Ковер грязный, а у вас уже нет сил – попросите мужа пропылесосить, сам он может и не догадаться.

Только на общении можно построить взаимоотношения в семье. Поэтому возьмите за правило обсуждать все существующие проблемы. Только делать это нужно без скандалов, криков и упреков, в спокойном тоне. Умалчивать о чем-то и замыкаться в себе, стараясь уйти от конфликта, категорически нельзя. Такое поведение только породит взаимное недопонимание и доведет проблемы до крайности.

Не нужно молчать, копить негатив и раздражение. О своих мыслях и чувствах нужно говорить открыто. Чем более искренне это будет сделано, тем проще понять причины недовольства. Только не стоит выяснять отношения в состоянии раздражения или с подвыпившим супругом. Лучше дождаться более подходящего момента для решения проблемы.

Компромисс – тоже выход

Крепкая семья – это та, которая умеет решать конфликты, а не та, которая не ссорится. Поэтому в спорах не нужно стоять на своем. Лучший вариант для супружеского союза – размышлять в духе «выиграл — выиграл». То есть стараться находить выход, который устроит всех, а не кого-то одного.

Например, вы затеяли ремонт. Одному супругу понравились обои в цветочек, а другому – в полоску. Не нужно из-за этого ссориться, подыщите третий вариант. Или можно оклеить одну половину комнаты обоями в полоску, а другую сделать в цветочек. Получится оригинальный дизайн с зонированием.

Не пытайтесь изменить вторую половину

Обсуждая правила поведения в семье, стоит упомянуть, что попытки изменить мужа или жену ни к чему хорошему не приведут. Многие надеются, что после свадьбы все будет по-другому, но в большинстве случаев это не так. Например, если девушка нехозяйственная, то она может так и не полюбить готовить и прибираться. Или же если мужчина злоупотребляет алкоголем, следует принять, что после женитьбы он не бросит это дело. Взрослого человека очень сложно изменить, а зачастую просто невозможно. Поэтому нужно научиться мириться с недостатками супруга. Если до свадьбы все устраивало, то и после нее не должно возникать никаких претензий.

Установить границы

Семья — ячейка общества, которая состоит из мужа, жены и их детей. Больше к ней никто не относится. Все остальные родственники (папы, мамы, сестры, братья, бабушки, дедушки и другие) являются только частичкой большой семьи. Не стоит их пускать слишком глубоко в свою жизнь или пытаться им во всем угодить. Если родителям что-то не нравится в вашей второй половине, а вас все устраивает, то следует им об этом сказать и деликатно попросить не вмешиваться в отношения. Также нельзя позволять родственникам заглядывать в шкафы, переставлять вещи или читать почту, если вы, конечно, сами об этом не попросите.

После появления ребенка очень часто практически поселяется в доме новоиспеченная бабушка. Она постоянно лезет с советами, как нужно правильно ухаживать за малышом. Однако правила семьи гласят, что необходимо устанавливать границы. Например, пусть бабушка навещает внуков в определенные дни. Ее можно просить сделать конкретные дела: погулять с малышом, погладить пеленки и так далее. Так бабушка будет занята, и ненужных советов станет меньше.

Уважение и терпение к родителям

Границы устанавливать необходимо, но не нужно забывать про уважение к людям, которые вырастили вас и вашу вторую половину. Недопустимо обсуждать с супругом недостатки родителей. Лучше делать акцент на их хороших качествах. Наверняка вторая мама готовит вкуснейшие щи, а папа очень хозяйственный. Нужно разграничивать территорию и разговаривать с супругом, если только родители становятся слишком назойливыми и начинают мешать семейной жизни.

Не забывайте общаться

Пожалуй, многие согласятся, что в семье самое главное – это уважение и… любовь. Она по большей части проявляется во взаимоотношениях и общении. Поэтому не нужно зарываться в рутинных делах и забывать друг о друге. Старайтесь находить время хотя бы для разговоров. Это очень просто – достаточно отключить телевизор или оторваться от монитора компьютера. Здорово, если будет возможность куда-то выбраться с супругом: сходить в кино или просто прогуляться по парку. Время от времени устраивайте романтические вечера друг для друга.

Свод моральных правил в семье

В каждой семье должен быть четкий перечень правил, который будет известен каждому ее члену. Причем они должны распространяться не только на родителей, но и на детей, чтобы они выросли воспитанными и порядочными. Если определенные условия не будут выполняться, то можно указать на промах. Однако это нужно делать дружелюбно и тактично. Правил не должно быть слишком много, иначе утратится важность списка. Также в нем не должно быть противоречий, чтобы было понятно, что нужно делать, а чего не следует.

Например, можно ввести следующие пять правил семьи, которые подлежат неукоснительному соблюдению:

  • любить и уважать друг друга;
  • помогать и всячески поддерживать;
  • не критиковать других;
  • говорить только правду;
  • выполнять обещания.

Конечно, в каждой семье будет свой список правил. Его не обязательно составлять на всю оставшуюся жизнь. Перечень можно и нужно дополнять или изменять в зависимости от обстоятельств.

Домострой: нормы семейной жизни на Руси

Публикации раздела Традиции

Несколько столетий на Руси правила мирской, семейной и духовной жизни регулировал Домострой — сборник наставлений. В нем содержались советы по хозяйству, воспитанию дочерей и сыновей, поведению дома и в гостях. Читайте, как должна была вести себя добрая жена, справедливый муж и вежливые дети.

Книга о христианских ценностях, семейной жизни и деловом этикете

Андрей Рябушкин. У чудотворной иконы (фрагмент). 1894. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Василий Пукирев. Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда (фрагмент). 1868. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Михаил Шибанов. Крестьянский обед (фрагмент). 1774. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Рукописный свод житейских законов появился еще в конце XV века в Новгороде, он был популярен в домах новгородской знати. В его основу легли старинные сборники подобных поучений, например «Измарагд» и «Златоуст». В разных редакциях свод законов постепенно обогащался новыми рекомендациями и советами, со временем в него вошли правила семейной жизни. В XVI веке московский церковный деятель, духовник и сподвижник Ивана Грозного протопоп Сильвестр собрал все воедино. Новую книгу Домострой он поделил на три части. В первой говорилось, как молиться и вести себя в церкви, во второй — как чтить царя, в третьей — как жить в семье и вести хозяйство.

Читали Домострой многие: князья и бояре, купцы и небогатые грамотные горожане. В основе поучений лежали христианские ценности: помогать нуждающимся, больным и голодным, не хвалиться своими добрыми поступками перед другими, прощать обиды. Практические советы касались разных сфер жизни: как вести себя в гостях, как солить грибы, ухаживать за скотиной, ремонтировать сани и домашнюю утварь. В тексте упоминался даже этикет деловых отношений — как закупать продукты и расплачиваться с лавочниками.

Домострой XVI века стал одной из первых книг, посвященных быту, хотя и включал в себя религиозный раздел. Он выдержал множество переизданий и еще три столетия спустя регламентировал жизнь старообрядцев, городских купцов и зажиточных крестьян.

Это памятник неоценимого значения для нашей истории… это цвет и плод искони вечных нравственных и хозяйственных уставов нашего быта. Домострой и есть зерцало, в котором мы наглядно можем изучать и раскрывать все, так сказать, подземные силы нашей исторической жизни.

Семья: строгая иерархия и подчинение старшим

Андрей Рябушкин. Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии (фрагмент). 1890−1891. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Владимир Маковский. Крестьянские дети (фрагмент). 1890. Харьковский художественный музей, Харьков, Украина

Андрей Рябушкин. Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии (фрагмент). 1891. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В средневековой Руси преобладали традиционные представления о ценностях. Христианская модель брака подразумевала большую семью со множеством детей и патриархальным укладом жизни. Людей, которые остались одинокими до зрелого возраста, считали неполноценными, сознательный отказ от брака рассматривали как уклонение от воли Божьей. В нравоучительных текстах даже осуждали тех, кто оставлял своих близких, чтобы уйти в монастырь.

По Домострою семья представляла собой единый организм: муж-добытчик работал и приносил пропитание, жена вела хозяйство, дети беспрекословно подчинялись родителям, даже когда вырастали. Домострой четко обозначал иерархию и отношения между членами семьи. Это снижало вероятность ссор и конфликтов: каждый знал свое место и обязанности. Обычным средством воспитания были телесные наказания, хотя бить палками или розгами советовали в крайних случаях — если беседы не подействовали.

Правила поведения касались всех домочадцев, в том числе слуг и людей, которые жили на иждивении хозяев. Прислугу также следовало воспитывать и наказывать. Причем не только хозяину-супругу, но и его жене:

Слуг так же, по вине смотря и по делу, учить и наказывать, и раны возлагать, наказав, пожаловать… А за всякую вину по уху, и по глазам не бить, ни кулаком под сердце, ни пинком, ни посохом не колотить, ничем железным и деревянным не бить. Кто так бьет, многие беды от того случаются: слепота и глухота, и руку, и ногу, и перст вывихнет, и голова болит, и зубная болезнь, а у беременных жен и детей в утробе повреждение бывает…

За хорошую службу слуг предписывалось хвалить, причем прилюдно. Хозяйка должна была показывать пример, заступаться и не вести с прислугой «пустые, пересмешливые, бессмысленные, срамные речи». Также нужно было строго следить, чтобы прислуга не сплетничала и не рассказывала чужим о домашних делах.

Жена: «Богу и мужу угодить»

Филипп Малявин. Баба, несущая воду (фрагмент). Начало XX века. Частное собрание

Николай Фешин. Прачки (фрагмент). XX век. Частное собрание

Филипп Малявин. Россия-матушка (фрагмент). 1910-е. Частное собрание

На Руси принято было заключать браки по договоренности. Спутника жизни выбирали родственники, и часто речь о взаимной любви между будущими супругами не шла. Только женихи в возрасте могли выбирать себе невесту и самостоятельно вести переговоры о будущей свадьбе. Браки расторгали в редких случаях, семья считалась ценностью, которую следует оберегать всю жизнь.

Слово «домострой» сегодня ассоциируется прежде всего с патриархальным укладом. Фактически замужняя женщина из народа жила взаперти, занималась лишь домашней работой. Нормы Домостроя устанавливали, что жена должна быть «чиста и послушна», выполнять свои обязанности — вести хозяйство и воспитывать детей. Предписывалось быть молчаливой, доброй, трудолюбивой, во всех делах советоваться с мужем. При этом супруг как глава дома должен учить и воспитывать не только детей, но и жену, и тогда «все будет споро, и всего будет полно».

Добрая жена веселит мужа своего, жизнь их проходит в согласии. Добрая, трудолюбивая, молчаливая жена — венец мужу своему. Если обрел муж добрую жену, только блага выносит из дома своего.

Женщину в книге величали «государыней дома», и главное ее дело — «Богу и мужу угодить». Она контролировала обучение детей, работу слуг, пополнение запасов и распределяла обязанности между членами семьи. Домочадцы, за исключением мужа, обязаны были ей повиноваться и помогать.

В книге подробно расписывалось, как вести себя в разных ситуациях и даже о чем можно разговаривать в гостях:

Гости, коли случатся, или самой где быть, за столом сесть и в лучшее платье переодеться, и беречься жене от пьяного пития. Муж пьян — дурно, а жена пьяна — и в миру непригоже. С гостями беседовать о рукоделии, о домашнем хозяйстве… Чего не знаешь, то у добрых жен спрашивать, вежливо и ласково, и кто что укажет, на том низко челом бить.

Не поощрялось хозяйке быть праздной и подавать слугам плохой пример: все свободное от забот по дому время она должна была проводить за рукоделием. Даже бесцельный разговор считался грехом.

В Домострое говорилось, что «плохо, если жена блудит, бражничает, клевещет и общается с волхвами». Неправедная «государыня» подрывала дисциплину и подавала слугам плохой пример. В особых случаях жену следовало наказывать, причем не только на словах. «Учить» супругу следовало наедине, а не перед людьми, а после следовало приласкать и пожалеть.

Читайте также:

  • «С именем — Иван, без имени — болван»
  • Тест по старинным профессиям
  • Животные и растения в русских суевериях

Дети: «вежливенько стоять и по сторонам не оглядываться»

Василий Максимов. Единственный учитель (фрагмент). До 1911. Херсонский областной художественный музей имени А.А. Шовкуненко, Херсон, Украина

Владимир Маковский. Пастушки. 1903. Рязанский государственный областной художественный музей имени И.П. Пожалостина, Рязань

Владимир Маковский. Мать и дочь (фрагмент). 1886. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Домострой предписывал растить детей в строгости: дети должны быть «всегда упокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке». Обязанности по воспитанию возлагались и на мать, и на отца. Следить за сыновями и дочерьми следовало, пока они не вступят в брак. Педагогика Домостроя включала несколько аспектов: учение «страху Божию», знанию, вежливости, ремеслу и рукоделию.

Дети с раннего возраста начинали помогать взрослым, труд был одной из главных христианских добродетелей. Смех и баловство считали грехами, родителям советовали даже не улыбаться во время игр с детьми. В воспитании рекомендовали учитывать особенности ребенка: «По детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию — матери дочерей, отцу сыновей, кто к чему способен, какие кому Бог возможности даст». Дети помогали по хозяйству, с семи-восьми лет матери учили дочерей шитью, а отцы сыновей — своему ремеслу, например кузнечному или гончарному ремеслу. Грамота считалась необязательной. Писать и читать ребенка учили, если только планировали отдать его на государственную службу или в духовники. Отдельная глава Домостроя посвящалась будущему браку дочерей, родителям советовали заранее собирать в приданое одежду и утварь.

Домострой предписывал обучать детей приличному поведению, или «вежеству». В одной из глав советовали, как держать себя сыну в чужом доме: «в носу пальцем не ковырять, не кашлять, не сморкаться, вежливенько стоять и по сторонам не оглядываться». Ребенку предписывалось лишнего не болтать и не подслушивать — так стремились защитить дом от сплетен и ссор с соседями.

Ответственность за детей возлагалась на родителей: если дети нагрешили по недосмотру, то мать и отец будут держать ответ в день Страшного суда. Воспитанные дети в старости должны были заботиться о родителях, когда те заболеют или «оскудеют разумом». Нельзя было ругать родителей — иначе перед Богом будешь проклят.

Кто бьет отца или мать — тот отлучится от церкви и от святынь, пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни, ибо сказано: «Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит».

В главе «Как детей учить и страхом спасать» рекомендовали телесные наказания. Причем бить разрешалось только мальчиков: «казни сына своего от юности его… если жезлом бьешь его, не умрет, но здоровее будет». Телесные наказания в Средневековье для мальчиков были распространены не только на Руси: считается, что так будущего воина готовили к тяготам и закаляли его характер. Девочек за провинности предписывалось лишь строго ругать.


Автор: Маргарита Ковынева

Теги:

Публикации раздела ТрадицииТрадиции

Семь моральных правил, которые якобы объединяют человечество

В 2012 году Оливер Скотт Карри был преподавателем антропологии в Оксфордском университете. Однажды он устроил среди своих учеников дискуссию о том, является ли нравственность врожденной или приобретенной. Одна сторона страстно доказывала, что мораль везде одинакова; другой, что нравы везде разные.

«Я понял, что, очевидно, на самом деле никто не знал, и поэтому решил выяснить это сам», — говорит Карри.

Реклама

Семь лет спустя Карри, теперь старший научный сотрудник Оксфордского института когнитивной и эволюционной антропологии, может предложить ответ на, казалось бы, огромный вопрос о том, что такое мораль и как она действует — или не меняется — в разных странах мира.

Мораль, говорит он, предназначена для содействия сотрудничеству. «Люди повсюду сталкиваются с одним и тем же набором социальных проблем и используют один и тот же набор моральных правил для их решения», — говорит он в качестве ведущего автора статьи, недавно опубликованной в журнале Current Anthropology. «Все везде разделяют общий моральный кодекс. Все согласны с тем, что сотрудничество, содействие общему благу — это правильно».

Для исследования группа Карри изучила этнографические отчеты об этике из 60 обществ по более чем 600 источникам. Универсальные правила морали таковы:

  1. Помогайте своей семье
  2. Помогайте своей группе
  3. Возвращайте милости
  4. Будьте смелыми
  5. Уважайте начальство
  6. Делите ресурсы справедливо
  7. 90 Авторов 90 хорошо зарекомендовавших себя» видов сотрудничества, чтобы проверить идею о том, что мораль развивалась для поощрения сотрудничества, в том числе семейные ценности , или почему мы выделяем ресурсы на семью; групповая лояльность, или почему мы формируем группы, соответствуем местным нормам и способствуем единству и солидарности; социальный обмен или взаимность, или почему мы доверяем другим, отвечаем взаимностью, ищем мести, выражаем благодарность, чувствуем вину и миримся после ссор; разрешение конфликтов посредством состязаний , которые влекут за собой «ястребиные проявления доминирования» такие как храбрость или «голубиные проявления подчинения» », такие как смирение или почтение; справедливости, или как разделить спорные ресурсы поровну или компромисс; и права собственности , то есть не воровство.

    Реклама

    Команда обнаружила, что эти семь видов совместного поведения считались морально хорошими в 99,9% случаев в разных культурах. Карри осторожно отмечает, что люди во всем мире сильно различаются в том, как они расставляют приоритеты в отношении различных форм сотрудничества. Но он сказал, что доказательства широко распространенной приверженности этим моральным ценностям неопровержимы.

    «Меня удивило, насколько все это было неудивительно, — говорит он. «Я ожидал, что будет много «будь смелым», «не кради у других» и «отвечай взаимностью», но я также ожидал много странных, причудливых моральных правил». Они обнаружили случайные отклонения от нормы. Например, среди чукесов, крупнейшей этнической группы в Федеративных Штатах Микронезии, «открытая кража у других достойна восхищения, поскольку она показывает доминирование человека и демонстрирует, что его не пугают агрессивные силы других». Тем не менее, исследователи, изучавшие группу, пришли к выводу, что семь универсальных моральных правил по-прежнему применимы к такому поведению: «похоже, это случай, когда одна форма сотрудничества (уважение к собственности) уступила место другой (уважение к агрессивным чертам характера). , хотя и не явно храбрость)», — написали они.

    Многие исследования рассматривали некоторые правила морали в некоторых местах, но ни в одном из них не предпринималось попыток изучить правила морали в такой большой выборке обществ. Действительно, когда Карри пытался получить финансирование, его идея неоднократно отвергалась как слишком очевидная или слишком невозможная для доказательства.

    Вопрос о том, является ли мораль универсальной или относительной, извечный. В 17 веке Джон Локк писал, что если вы посмотрите на мир, «вы можете быть уверены, что едва ли найдется тот принцип морали, который можно было бы назвать, или правило добродетели, о котором можно было бы подумать…. которая никоим образом не пренебрегается и не осуждается общей модой целых обществ людей».

    Реклама

    Философ Дэвид Хьюм не согласился. Он писал, что нравственные суждения зависят от «внутреннего чувства или чувства, которое природа сделала универсальным для всего вида», отмечая, что определенные качества, в том числе «правдивость, справедливость, мужество, умеренность, постоянство, достоинство духа. .. . . дружба, симпатия, взаимная привязанность и верность» были довольно универсальными.

    Критикуя статью Карри, Пол Блум, профессор психологии и когнитивных наук Йельского университета, говорит, что мы далеки от консенсуса в отношении определения морали. Речь идет о честности и справедливости или о «максимальном благополучии живых существ»? Речь идет об отсрочке удовлетворения ради долгосрочной выгоды, иначе известной как межвременной выбор, или, может быть, об альтруизме?

    Блум также говорит, что авторы исследования Current Anthropology недостаточно объясняют, как мы приходим к моральным суждениям, то есть ту роль, которую разум, эмоции, структуры мозга, социальные силы и развитие могут играть в формировании наших представлений о мораль. Хотя в документе утверждается, что моральные суждения универсальны из-за «совокупности инстинктов, интуиции, изобретений и институтов», пишет Блум, авторы «не делают конкретных заявлений о том, что является врожденным, чему научились, а что возникает в результате личного выбора».

    Так что, возможно, семь универсальных правил не являются окончательным списком. Но в то время, когда часто кажется, что у нас мало общего, Карри предлагает основу для размышлений о том, как мы могли бы.

    Реклама

    «Люди — очень племенной вид, — говорит Карри. «Мы быстро разделяемся на нас и их».

    Оксфордские антропологи определили семь универсальных правил морали

    Наука

    Просмотр 1 изображения

    В крупнейшем когда-либо проводившемся межкультурном исследовании группа антропологов из Оксфордского университета определила семь моральных правил, которые, по их мнению, являются универсальными. Основываясь на изучении этнографических отчетов из 60 различных обществ, исследование приходит к выводу, что, хотя мораль не обязательно может быть врожденной, каждая проанализированная культура, по-видимому, руководствуется одними и теми же моральными предписаниями.

    Исследование основано на давно выдвинутой гипотезе о том, что человеческая мораль в основе своей направлена ​​на поощрение кооперативного поведения. Это предполагает, что моральная ценность любого действия определяется его социальными результатами. Таким образом, морально «хорошее» действие можно определить как действие, приносящее пользу совместному поведению, которое служит коллективу.

    Чтобы эмпирически проверить эту гипотезу, трое оксфордских антропологов изучили распространенность семи типов кооперативного поведения в 60 различных обществах. Они обнаружили, что эти семь факторов кажутся универсально связанными с семью соответствующими моральными убеждениями.

    «Спор между моральными универсалистами и моральными релятивистами бушевал веками, но теперь у нас есть некоторые ответы», — объясняет Оливер Скотт Карри, ведущий автор исследования.

    «Люди во всем мире сталкиваются с одним и тем же набором социальных проблем и используют одинаковый набор моральных правил для их решения. Как и предсказывалось, эти семь моральных правил универсальны для разных культур. Все повсюду разделяют общий моральный кодекс. продвижение общего блага — это правильно».

    Семь моральных правил, рассматриваемых в каждой изученной культуре, в конечном итоге сводились к:

    • Семейные ценности
    • Группа Лояльность
    • Врети
    • Храбрости
    • Соответствует
    • . собственность, или право собственности, является атрибутом, который ценится в каждой изучаемой культуре. Возможно, более широко рассматриваемое в христианских культурах как «не укради», принятие уважения к чужой частной собственности, кажется, повсеместно считается моральным благом.
      Другой пример связан с моральным правилом социальной взаимности. Эта моральная основа лежит в основе идеи взаимного альтруизма, или, проще говоря, обращения с другими так, как вы хотели бы, чтобы обращались с вами.
      Это предписание, опять же наблюдаемое во всех исследованных культурах, проявляется в положительной оценке поведения, такого как доверие другим, выражение благодарности и возмещение ущерба. Карри предполагает, что эта работа подчеркивает, насколько фундаментально похожи все наши человеческие убеждения, даже когда наши культурные различия кажутся огромными и непреодолимыми.

      «Нравственность — это всегда и везде совместное явление, — пишет Карри. «Осознание этого фундаментального факта о человеческой природе может способствовать взаимопониманию между людьми разных культур и, таким образом, помочь сделать мир лучше».

      Конечно, если вы дочитали до этого места, то вполне резонно задаетесь вопросом, можно ли эмпирически свести столь глубоко философское понятие, как мораль, к списку из семи простых правил. Новое исследование само по себе предполагает, что, хотя все семь из этих моральных правил постоянно положительно оцениваются во всех культурах, безусловно, существуют различия в том, как каждое общество расставляет приоритеты для каждого правила.

      Философ Массимо Пильюччи считает, что упрощение морали до побочного продукта совместного поведения не только унизительно, но и совершенно необоснованно. Он приводит несколько ситуаций, когда соблюдение этих конкретных правил может быть не самым моральным действием. Один из его примеров касается правила уважения частной собственности. В эпоху, когда мир катится к гигантскому разделению между бедняками и мультимиллиардерами, Пиглиуччи спрашивает, хорошо ли с моральной точки зрения уважать права тех, кто накапливает огромные объемы ресурсов.

      «Но ведь мы должны уважать чужую собственность», — пишет Пиглиуччи. — Ну, это зависит. Если оно приобретено неэтичным путем, пусть даже законным, то нет, я не думаю, что существует такое моральное требование. первое, едва ли может быть второе), то будет справедливо и честно принять законы, которые избавят вас от значительной части этого бремени, например, посредством пропорционального налогообложения».

      Конечно, это новое исследование заставляет задуматься.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts