Свойства эмоций в психологии: Свойства эмоций

Свойства эмоций

Эмоциям (впрочем, как и эмоциональному тону) присущ ряд свойств.

Универсальность. Это свойство эмоций выделил У. Мак-Дугалл. Оно состоит в независимости эмоций от вида потребности и специфики деятельности, в которой они возникают. Надежда, тревога, радость, гнев могут возникнуть при удовлетворении любой потребности. Это значит, что механизмы возникновения эмоций являются специфичными и независимыми от механизмов возникновения конкретных потребностей. То же можно сказать и в отношении эмоционального тона. Например, удовольствие можно испытывать от различных ощущений, образов восприятия и представления.

Динамичность эмоций заключается в фазовости их протекания, т. е. в нарастании напряжения и его разрешении. На это свойство указывал еще В. Вундт в своей трехмерной схеме характеристики эмоций. Эмоциональное напряжение нарастает в ситуации ожидания: чем ближе предстоящее событие, тем сильнее нарастает напряжение.

Это же наблюдается при непрекращающемся действии на человека неприятного раздражителя. Разрешение возникшего напряжения возникает при осуществлении события. Оно переживается человеком как облегчение, умиротворение или полная обессиленность.

Т. Томашевски (Tomaszewski, 1946) на примере эмоции гнева выделил

4 фазы развития эмоции:

— фазу кумуляции (накопления, суммации),

— взрыв,

— уменьшение напряжения и

— угасание.

Доминантность. Сильные эмоции обладают способностью подавлять противоположные себе эмоции, не допускать их в сознание человека.

Суммация и «упрочение». Вл. Витвицкий (Witwicki, 1946) отмечает, что наиболее сильное удовольствие или неудовольствие обычно человек испытывает не при первом, а

при последующих предъявленьях эмоциогенного раздражителя. В. С. Дерябин указывает на еще одно свойство эмоций — их способность к суммации. Эмоции, связанные с одним и тем же объектом, суммируются в течение жизни, что приводит к увеличению их интенсивности, упрочению чувств, в результате чего и их переживание в виде эмоций становится сильнее.

Адаптация. Эмоциям свойственно притупление, снижение остроты их переживаний при долгом повторении одних и тех же впечатлений. Так, длительное действие приятного раздражителя вызывает ослабление переживания удовольствия, вплоть до полного его исчезновения. В то же время перерыв в действии раздражителя может снова вызвать удовольствие.

Пристрастность (субъективность). В зависимости от личностных (вкусов, интересов, нравственных установок, опыта) и темпераментных особенностей людей, а также от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции.

Заразительность. Человек, испытывающий ту или иную эмоцию, может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, общающимся с ним. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье, так и скука или паника.

Пластичность. Одна и та же по модальности эмоция может переживаться с различными оттенками и даже как эмоция различного знака (приятная или неприятная). Например, страх может переживаться не только негативно, при определенных условиях люди могут получать от него удовольствие, испытывая «острые ощущения».

Удержание в памяти. Еще одним свойством эмоций считается их способность долгое время храниться в памяти. В связи с этим выделяют особый вид

памяти -эмоциональный.

Иррадиация. Это свойство означает возможность распространения настроения (эмоционального фона) с обстоятельств, его первоначально вызвавших, на все, что человеком воспринимается. Счастливому «все улыбается», кажется приятным и радостным.

Перенос. Близким к иррадиации является свойство чувств переноситься на другие объекты. У влюбленного способностью вызвать сентиментальные эмоции обладает не только вид любимого человека, но и предметы, с ним соприкасавшиеся (платок любимой, ее перчатка, прядь волос, письмо, записка), с которыми человек может проделывать такие же действия, как и с самим объектом любви (гладить, целовать). Поскольку положительные чувства детства связаны с «малой родиной», они переносятся и на встретившихся вдали от нее земляков.

С другой стороны, ребенок, у которого возникла отрицательная реакция на крысу, начинает так же реагировать на сходные объекты (кролика, собаку, шубу).

Амбивалентность. Это свойство выражается в том, что человек может одновременно переживать и положительное и отрицательное эмоциональное состояние (в связи с чем П. В. Симонов говорит о смешанных эмоциях).

«Переключаемость». Это свойство означает, что предметом (объектом) одной эмоции становится другая эмоция: мне стыдно своей радости; я наслаждаюсь страхом; я упиваюсь своей грустью и т. п.

Эмоции могут проявляться активно и пассивно. Страх проявляется активно (убегание) и пассивно (замирают от страха), радость может быть бурная и тихая, рассердившись, человек может горячиться, а может лишь нахмуриться, в гневе человек может буйствовать, или же у него может все кипеть в груди и т. д.

4.3. Свойства эмоций . Эмоции и чувства

Эмоциям, впрочем, как и эмоциональному тону, присущ ряд свойств (рис. 4.1).

Универсальность. Это свойство эмоций выделил У. Макдауголл; оно состоит в независимости эмоций от вида потребности и специфики деятельности, в которой они возникают. Надежда, тревога, радость, гнев могут возникнуть при удовлетворении любой потребности. Это значит, что механизмы возникновения эмоций являются специфичными и независимыми от механизмов возникновения конкретных потребностей. То же можно сказать и в отношении эмоционального тона. Например, удовольствие можно испытывать от различных ощущений, образов восприятия и представления.

Рис. 4.1. Свойства эмоций.

Динамичность

эмоций заключается в фазовости их протекания, т. е. в нарастании напряжения и его разрешении. На это свойство указывал еще В. Вундт в своей трехмерной схеме характеристики эмоций. Эмоциональное напряжение нарастает в ситуации ожидания: чем ближе предстоящее событие, тем сильнее нарастает напряжение. Это же наблюдается при непрекращающемся действии на человека неприятного раздражителя. Разрешение возникшего напряжения возникает при осуществлении события. Оно переживается человеком как облегчение, умиротворение или полная обессиленность.

Т. Томашевски (Tomaszewski, 1946) на примере эмоции гнева выделил четыре фазы развития эмоции: фазу кумуляции (накопления, суммации), взрыв, уменьшение напряжения и угасание.

Доминантность. Сильные эмоции обладают способностью подавлять противоположные себе эмоции, не допускать их в сознание человека. По существу, об этом свойстве писал А.

Ф. Лазурский, обсуждая свойство взаимной согласованности чувствований: «Человек, у которого действие отдельных чувств достаточно между собой согласовано, всецело бывает охвачен известным настроением или эмоцией. Будучи сильно огорчен, он уже не рассмеется внезапной шутке; находясь в приподнятом, торжественном настроении, он не захочет слушать пошлостей» (1995, с. 154).

Суммация и «упрочение». Вл. Витвицкий (Witwicki, 1946) отмечает, что наиболее сильное удовольствие или неудовольствие обычно испытывается человеком не при первом, а при последующих предъявлениях эмоциогенного раздражителя. В. С. Дерябин указывает на еще одно свойство эмоций – их способность к суммации. Эмоции, связанные с одним и тем же объектом, суммируются в течение жизни, что приводит к увеличению их интенсивности, упрочению чувств, в результате чего и их переживание в виде эмоций становится сильнее. Характерным для суммации эмоций является скрытость этого процесса: он происходит незаметно для человека, не отдающего себе отчета в том, на чем это основано.

Наличие этого свойства подтвердилось при изучении страха: реакция на опасную ситуацию у лиц с низким уровнем смелости при повторном попадании в нее была больше, чем в первый раз (Скрябин, 1972; Смирнов, Брегман, Киселев, 1970). Правда, затем происходит адаптация к опасности, уровень страха снижается, так что это свойство проявляется, очевидно, только при первых предъявлениях эмоциогенного раздражителя.

Адаптация. Эмоциям, а эмоциональному тону ощущений в особенности, свойственно притупление, снижение остроты их переживаний при долгом повторении одних и тех же впечатлений. Как писал Н. Н. Ланге, «чувство выдыхается». Так, длительное действие приятного раздражителя вызывает ослабление переживания удовольствия, вплоть до полного его исчезновения. Например, частое поощрение работников одним и тем же способом приводит к тому, что они перестают эмоционально реагировать на эти поощрения. В то же время перерыв в действии раздражителя может снова вызвать удовольствие. По данным Вл.

Витвицкого, адаптация возможна и к отрицательной эмоции (например, неудовольствие умеренной интенсивности), однако адаптации к боли не наступает.

Возможно, эффект адаптации к страху проявляется в таком странном на первый взгляд явлении: парашютистами прыжок с парашютной вышки переживается сильнее, чем прыжок из самолета. Вероятно, близость земли в первом случае делает восприятие высоты более конкретным («разве парашют успеет раскрыться, если земля уже так близко?» – очевидно, говорит им подсознание). Поэтому и прыгать боязно, хотя рассудок говорит о полной безопасности.

Пристрастность (субъективность).

В зависимости от личностных (вкусов, интересов, нравственных установок, опыта) и темпераментных особенностей людей, а также от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызывать разные эмоции. Опасность у одних вызывает страх, у других – радостное, приподнятое настроение, о котором А. С. Пушкин писал:

Есть упоение в бою,

И бездны мрачной на краю,

И в разъяренном океане

Средь грозных волн и бурной тьмы,

И в аравийском урагане,

И в дуновении Чумы![8]

Заразительность. Человек, испытывающий ту или иную эмоцию, может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, общающимся с ним. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье, так и скука или паника[9]. Не удивительно, что явление эмоционального заражения, или контагиозность, сразу привлекло к себе внимание социальных психологов. Уже в конце XIX века авторы работы о психологии толпы Г. Лебон и Г. Тард (1998) отметили эту особенность эмоций.

Показано, что люди склонны автоматически имитировать экспрессию тех, кому они представлены. Это явление получило название «моторная мимикрия» (Bavelas et al., 1987). Так, увидев идущего нам навстречу знакомого улыбающегося человека, мы тоже начинаем улыбаться. В связи с явлением заразительности преподаватель, сам того не ведая, может передавать свое настроение учащимся, тем самым либо повышая, либо снижая эффективность своей деятельности. Это дает основание некоторым психологам говорить об автоматической эмпатии (Hoffman, 1984; Hsee et al. , 1990; Neumann, Strack, 2000).

Социальные психологи по-разному относятся к контагиозности эмоций. Одни говорят о «деинтеллектуализации» толпы, ее эмоциональной лабильности (взлеты и спады ярости и умиления), другие видят в этом свойстве основу коллективистского воспитания человека. Приведу по этому поводу выдержку из работы В. К. Васильева (1998): «Авторами не без брезгливости описывается “заразительность” массовых эмоций. Московичи приводит цитату из Флобера, в которой главный герой обнаруживает на себе действие психического заражения в толпе: “Он трепетал от нахлынувшего чувства безмерной любви и всеобъемлющего, возвышенного умиления, как если бы сердце всего человечества билось в его груди”. Если без предвзятости оценить эту фразу, то она говорит о том, что именно в толпе (сообществе, группе) человек учится возвышаться над мелочными личными интересами, становится способен что-то делать для других людей даже вопреки своему страху, жадности, ленивости. Только чувства, пробуждаемые в группе (группой), ограничивают так называемый животный индивидуализм» (с. 8–9).

Пластичность. Одна и та же по модальности эмоция может переживаться с различными оттенками и даже как эмоция различного знака (приятная или неприятная). Например, страх может переживаться не только негативно, при определенных условиях люди могут получать от него удовольствие, испытывая «острые ощущения».

Удержание в памяти. Еще одним свойством эмоций считается их способность долгое время храниться в памяти. В связи с этим выделяют особый вид памяти – эмоциональный. Устойчивость эмоциональной памяти хорошо выразил русский поэт К. Батюшков: «О, память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной!»

Иррадиация. Это свойство означает возможность распространения настроения (эмоционального фона) с обстоятельств, его первоначально вызвавших, на все, что человеком воспринимается. Счастливому «все улыбается», кажется приятным и радостным. В стихотворении «Радость» К. Батюшков так описывает свое эмоциональное состояние после того, как девушка сказала ему «Люблю!»:

Все мне улыбнулось!

И солнце весеннее,

И рощи кудрявые,

И воды прозрачные,

И холмы парнасские![10]

Обозленного человека, как и раздосадованного, раздражает все и вся: довольное лицо другого человека, невинный вопрос (одного подростка мать спросила, не голоден ли он, на что тот закричал: «Да что ты мне все в душу лезешь!») и т.  д.

Перенос. Близким к иррадиации является свойство переноса чувств эмоций на другие объекты. У влюбленного сентиментальные эмоции вызывает не только вид любимого человека, но и предметы, с ним соприкасавшиеся (платок любимой, ее перчатка, письмо), с которыми человек может проделывать такие же действия, как и с самим объектом любви (гладить, целовать). Поскольку положительные чувства детства связаны с «малой родиной», они переносятся и на встретившихся вдали от нее земляков.

С другой стороны, ребенок, у которого возникла отрицательная реакция на крысу, начинает так же реагировать на сходные объекты (кролика, собаку, шубу).

Амбивалентность. Это свойство выражается в том, что человек может одновременно переживать и положительное, и отрицательное эмоциональное состояние (в связи с чем П. В. Симонов говорит о смешанных эмоциях). А. Н. Леонтьев (1971) подвергает сомнению наличие этого свойства и отмечает, что представления психологов об этом свойстве возникли в результате несовпадения чувства и эмоции, противоречия между ними. И действительно: «любовь никогда не бывает без грусти», «мне грустно потому, что я тебя люблю» – этот мотив постоянно встречается в стихотворной лирике, романсах, песнях. Но очевидно, что эмоция грусти возникает на фоне чувства любви. Можно ли в этом случае говорить об истинной амбивалентности эмоции грусти?

«Переключаемость». Это свойство означает, что предметом (объектом) одной эмоции становится другая эмоция: мне стыдно своей радости; я наслаждаюсь страхом; я упиваюсь своей грустью и т. п.

Порождение одних эмоций другими. Неразделение эмоций и чувств привело, с моей точки зрения, к созданию мифа о еще одном свойстве эмоций, а именно о том, что одни эмоции способны порождать другие. Так, В. К. Вилюнас (1984) пишет: «В комплексе эмоциональных переживаний, соединяющихся в более сложные образования, иногда можно найти элементы, связанные причинно-следственными отношениями. Такая способность эмоций порождать и обусловливать друг друга является еще одним и, пожалуй, самым интересным моментом, характеризующим их динамику» (с. 24). Далее он пишет, что наибольший вклад в доказательство этой идеи внес Б. Спиноза. Приводимый материал, с точки зрения Вилюнаса, показывает, что эмоциональные отношения, развивающиеся при различных обстоятельствах из некоторой исходной эмоции, в отдельных случаях могут быть весьма сложными и разнообразными. Так, субъект, охваченный любовью, сопереживает аффекты того, кого он любит. Если любовь не взаимная, то она порождает неудовольствие.

Однако чувство любви является не эмоцией, а отношением, которое в зависимости от попадания объекта любви в ту или иную ситуацию рождает у любящего те или иные эмоции. Следовательно, не эмоция порождает другие эмоции, а чувство. И речь должна идти даже не о порождении эмоций, а о проявлении чувства через различные эмоции.

Мотивация и эмоция

Мотивация и эмоция обычно рассматриваются как две психологические характеристики, которые, по-видимому, имеют причинно-следственную связь.

Откройте для себя еще 22 статьи по этой теме

Не пропустите эти статьи по теме:

  1. Инстинктивная теория мотивации
  2. Теория эмоций Шахтера-Зингера
  3. Теория эмоций Кэннона-Барда
  4. Теория эмоций Джеймса-Ланге
  5. Когнитивные теории мотивации

Мы часто рассматриваем мотивацию как то, что побуждает человека действовать и вести себя для достижения желаемой цели, тогда как эмоция – это чувства, возникающие из самого мотива или влечения, из действий, вызванных мотивом, а также из достижения или неудачи цели. желаемая цель. Однако мотивация и эмоции — это нечто большее, чем такие отношения.

Что такое мотивация?

Мотивация определялась по-разному на протяжении многих лет, но общим компонентом различных определений является то, что мотивация – это сила, которая заряжает, активирует и направляет поведение. В 2006 году Франкен определил мотивацию как «возбуждение, направление и постоянство поведения человека».

Что такое мотивация?

Мотивация определялась по-разному на протяжении многих лет, но общим компонентом различных определений является то, что мотивация – это сила, которая заряжает, активирует и направляет поведение. В 2006 году Франкен определил мотивацию как «возбуждение, направление и постоянство поведения человека».

Большинство теоретиков, предложивших собственное объяснение мотивации, считают, что любое выученное поведение невозможно осуществить, если оно не подкреплено энергией. Таким образом, мотивация важна для выполнения всех видов поведения. Кроме того, это означает, что любые изменения в мотивации отражаются на поведении человека.

Что такое эмоции?

В психологии под эмоциями понимаются сознательные и субъективные переживания, которые характеризуются психическими состояниями, биологическими реакциями и психологическими или физиологическими выражениями (например, выражением лица). Слово «эмоция» было адаптацией французского слова «emouvoir» (возбуждать) 1579 года.

Эмоции отличаются от «чувств», потому что чувства субъективно представляют эмоции, а это означает, что чувства принадлежат только человеку. Кроме того, эмоции отличаются от «настроения» в зависимости от периода времени, в течение которого они присутствуют; настроение длится дольше, чем эмоция. Взаимозаменяемо используемое с эмоциями, «аффект» — это переживание эмоции, связанное с тем, как эмоция выражается (что видно по мимике или жестам рук).

Сходства

Многие психологи считают, что связь между мотивацией и эмоциями возникла по трем причинам. Во-первых, возбуждение эмоций и мотивы мотивации одновременно активизируют или активизируют поведение. Во-вторых, эмоции часто идут вместе с мотивами. Общеупотребительное латинское корневое слово, обозначающее эмоции и мотивацию, «movere» (двигаться), по-видимому, подразумевает указанную причину. И, в-третьих, для базовых эмоций характерно наличие собственных мотивационных свойств. Например, счастье мотивирует человека на достижение лучших результатов.

Заметное сходство между эмоциями и мотивацией заключается в том, что они связаны с энергией или интенсивностью, а не с информацией или направлением. Другой аспект заключается в том, что в то время как познание кажется окутанным «холодом», эмоции и мотивация часто ассоциируются с давлением и жаром. Еще одно сходство заключается в том, что обе психологические конструкции опираются на отношения между человеком и его окружением.

Взаимоотношения

Теоретики, такие как Тайер, Ньюман и Макклейн, объяснили, что эмоции связаны с мотивацией таким образом, что люди склонны выполнять действия, которые, как мы надеемся, приведут к счастью, удовлетворению и любым другим положительным эмоциям в той или иной степени. При этом эмоции можно рассматривать как награду или наказание за конкретное мотивированное поведение.

Полная ссылка: 

Вам разрешено копировать текст

Текст в этой статье находится под лицензией Creative Commons-License Attribution 4.0 International (CC BY 4. 0).

Это означает, что вы можете свободно копировать, распространять и адаптировать любые части (или весь) текста в статье, если вы указываете соответствующие ссылки и предоставляете ссылку/ссылку на эту страница.

Вот и все. Вам не нужно наше разрешение для копирования статьи; просто включите ссылку/ссылку обратно на эту страницу. Вы можете использовать его свободно (с какой-либо ссылкой), и мы также согласны с тем, что люди перепечатывают его в таких публикациях, как книги, блоги, информационные бюллетени, учебные материалы, статьи, википедия и презентации (с четким указанием авторства).

Статьи по теме

Страницы по теме: 

edpsycinteractive.org

Хотите быть в курсе? Подписывайтесь на нас!

Подписаться на @ExplorableMind

Доказательства того, что цвета — это эмоции, а не свойства света

Что такое красный цвет? Зеленый? Синий? Этот вопрос может показаться слишком глупым, чтобы заслуживать минутного размышления.

Понимание цветов — первый шаг к пониманию реальности.

Источник: ElisaRiva/Pixabay

Ответ не тот, чему вас учили в школе. Как объясняется в новой книге «Великий биоцентрический замысел », ответ лежит глубже, чем кто-либо думал. Это касается самих нас.

Чтобы понять, начнем с того, что остановимся на светофоре. Мы все согласны с тем, что светофор «красный», хотя мы никогда не сможем доказать, что точное визуальное восприятие, которое я называю «красным», такое же, как и у вас. Это не имеет значения, потому что, что бы это ни было, оно остается постоянным, и с тех пор, как кто-то вообще придумал дать названия цветам, это не имеет значения.

Одна из больших загадок сознания заключается в том, почему мы с самого начала воспринимаем нечто, называемое «красным». Чтобы понять проблему, примите во внимание тот факт, что видимый свет является частью электромагнитного спектра, представляющего собой градиент электромагнитного излучения, идущего от более коротких волн к более длинным, и включает в себя гамма-лучи, радар, радио и микроволны (ни один из которых мы воспринимать как «цвет»).

Такие поля не «отвечают» за восприятие цвета; на самом деле они сами совершенно невидимы. В лучшем случае мы должны воспринимать визуальный спектр как континуум оттенков серого, варьирующийся от темного к светлому — простой количественный опыт. Но для людей и некоторых других животных это не так. Вместо этого у нас есть уникальный качественный опыт.

Цвета связаны с глубокими встроенными шаблонами эмоций

В 1965 году исследователи обнаружили в глазу три типа конусообразных клеток, которые при стимуляции связаны с уникальными визуальными ощущениями красного, зеленого и синего цветов. Стимуляция каждого типа колбочек связана с уникальным опытом. Но как и почему? Подсказка исходит из того факта, что целых две трети этих конусообразных клеток относятся к «L-типу», ответственному за ощущение красного цвета. Это неравномерное большинство предполагает, что восприятие света в этом диапазоне визуального спектра имеет более высокий приоритет, чем восприятие света с другими длинами волн.

Красный цвет, вероятно, привлекает дополнительное внимание мозга, потому что он связан с тревожными и важными событиями, такими как раны и кровь. В жизни внезапное появление этого цвета в вашем сознании обычно означало либо то, что ваш велосипед съехал с дороги в поле бегоний, либо, что еще более тревожно, кровь течет по вашей руке, требуя немедленного вмешательства.

Эта возможность опасной для жизни ситуации сделала красный цвет традиционным сигналом плохих новостей, который нельзя игнорировать. Мы чувствуем это инстинктивно, поэтому никто, кроме противоречивого подростка, не стал бы мечтать о том, чтобы покрасить свою спальню в ярко-красный цвет, по крайней мере, если бы они ценили спокойную обстановку. Это объясняет, почему красный был общепринятым цветом для таких вещей, как предупреждающие надписи и железнодорожные, а позже и автомобильные стоп-сигналы. И почему даже культурно отличающиеся нации и те, которые достаточно враждебно настроены по отношению к Западу, чтобы хотеть показать свой нос новым современным условностям, не нарушили это правило. Очевидно, качественно привлекающий внимание опыт, который мы называем «красным», связан с глубоко укоренившимся паттерном эмоций и нейронных связей.

Точно такая же отдельная схема, состоящая из лабиринтных скоплений клеток, связана с другими цветами и колбочками, каждая из которых связана с отдельными областями мозга. Когда эти клеточные архитектуры стимулируются через соответствующие колбочки в сетчатке, мы получаем особые ощущения: синий цвет вызывает ощущение безбрежности неба и вызывает гораздо более спокойное чувство, чем красный, а зеленый цвет передает бесчисленные растения и растительность минувших веков и является утешительным заклинанием. жизни.

Мы не можем различить смесь компонентов, из которых состоят цвета

Мы считаем, что эти три основных цвета и их различные комбинации должны были иметь уникальную ценность для выживания в ходе ранней эволюции, и поэтому они связаны со своими собственными функциональными путями в мозгу. Когда сложная реляционная логика, связанная с этими отдельными кластерами клеток, переносится в активно запутанную область мозга, связанную с сознанием, у нас возникают дискретные ощущения, даже если мы редко задумываемся о компонентах, составляющих каждый из этих цветов, любой из них. больше, чем мы можем различить ингредиенты в майонезе или кусочке Cap’n Crunch.

Бесспорная реальность такова, что цвета не могли бы существовать без нашего сознания. Действительно, на более фундаментальном уровне сами фотоны света возникают только при наблюдении и коллапсе волновой функции; эксперименты ясно показывают, что частицы света сами по себе не существуют с реальными свойствами, пока их не наблюдают.

Понимание радуги — первый необходимый шаг к истинной природе вещей

Размышляя о цветах, трудно не учитывать цвета радуги. Внезапное появление этих призматических цветов на фоне гор может перехватить дыхание. Подобно цветам, радуга полностью возникает внутри нашего черепа. Но в отличие от других объектов, они не имеют общей осязаемости с другими наблюдателями.

Действительно, для радуги необходимы три компонента. Должно быть солнце, должны быть капли дождя и должен быть сознательный глаз (или его суррогатная пленка) в правильном геометрическом месте. Если ваши глаза смотрят прямо на солнце, освещенные солнцем капли воды образуют радугу, которая окружает это точное место на расстоянии 42 градуса. Но ваши глаза должны быть расположены в том месте, где сходится преломленный свет от освещенной солнцем капли, чтобы завершить требуемую геометрию. Человек рядом с вами завершит свою собственную геометрию и окажется на вершине конуса для совершенно другого набора капель и поэтому увидит отдельную радугу. Их радуга, скорее всего, будет похожа на вашу, но это не обязательно так. Тогда тоже, если залитые солнцем капельки совсем рядом, как из полива газона, человек рядом может вообще не увидеть радуги. Твоя радуга принадлежит только тебе.

Но теперь мы подходим к делу: что, если там никого нет? Ответ: Нет радуги. Для завершения геометрии должна присутствовать система глаз-мозг (или ее суррогат, камера, результаты которой сознательный наблюдатель увидит позже). Какой бы реальной ни казалась радуга, она требует вашего присутствия так же, как требует солнца и дождя.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts