что это такое простыми словами, как развить
Критическое мышление — это способность мыслить рационально, подвергать факты сомнению и находить связи между разными идеями.
Разберемся, кому пригодится критическое мышление и какие навыки нужны, чтобы ему научиться. В конце бонус — конкретные методики развития и список интересных материалов по теме.
Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.
Содержание статьи
Что такое критическое мышление?
Кому нужно критическое мышление?
В жизни
В учебе
В работе
Почему людям не нравится проверять каждый факт?
5 стадий процесса критического мышления
5 навыков критического мышления
Наблюдательность
Способность анализировать
Умение делать выводы
Навыки коммуникации
Креативность
Развитие критического мышления — технологии, приемы, упражнения
Отличаем факты от мнений
Методика «5W+H»
Методика IMVAIN
Что почитать и посмотреть — список книг и видео
Почитать
Посмотреть
Оценить свой уровень критического мышления
Что такое критическое мышление?
Простыми словами критическое мышление — это умение сомневаться в любой полученной информации. Это еще и важный soft skill (гибкий навык), так как люди, способные мыслить критически:
- внимательны,
- видят причинно-следственные связи между явлениями,
- замечают ошибки в рассуждениях,
- умеют подбирать аргументы,
- легко доказывают свою точку зрения,
- могут подвергать сомнению даже собственные убеждения и ценности.
Такого человека сложно запутать — он замечает нестыковки, нарушения логики и манипуляции фактами.
Читайте также: Что такое soft skills — 7 главных навыков, которые делают любого специалиста ценнее
Кому нужно критическое мышление?
Критическое мышление нужно всем, кто хочет адекватно воспринимать информацию, не попадаться на фейки и принимать верные решения. Оно пригодится в учебе, работе и повседневной жизни.
В жизни
В повседневной жизни критическое мышление помогает «фильтровать» информацию, не попадаться на ложные сообщения и принимать верные решения. Эта способность влияет на психологическое и физическое здоровье, финансы, личные отношения.
Изображение: мультфильм «Сказка о золотом петушке» киностудии «Союзмультфильм»Человек с развитым критическим мышлением не будет покупать акции по советам в Интернете или принимать лекарство, если в рекламе настойчиво обещают, что оно избавит от всех болезней. Он определит проблему, обратится к другим источникам, построит общую картину и только тогда примет решение.
В учебе
Школьная программа отстает от науки и не может дать ученику весь нужный объем информации. К тому же ребенок запоминает далеко не все, что рассказывали на уроке. Университет дает более адекватные знания, но только в узкой сфере — данные могут устареть уже через несколько лет.
Оставаться образованным и разносторонним человеком поможет критическое мышление, умение пользоваться поисковыми сервисами, находить нужную информацию и отличать авторитетные источники от недостоверных.
В работе
В 2020 году Всемирный экономический форум опубликовал отчет о будущем профессий. В нем говорится, что критическое мышление — один из самых востребованных навыков при приеме на работу в ближайшие пять лет. Он входит в топ 4 навыка, важных для соискателя к 2025 году.
В топ 15 навыков для 2025 года критическое мышление находится на 4 месте. Изображение: Future of Jobs Survey 2020На высокооплачиваемых должностях востребованы люди, которые могут принимать нестандартные решения. В этом поможет критическое мышление — оно позволяет изучить проблему с разных сторон и увидеть то, что упускают коллеги.
Читайте также: 5 советов менеджерам по подбору персонала
Почему людям не нравится проверять каждый факт?
В психологии есть понятие когнитивной легкости. Это механизм адаптации, который помогает не находиться в постоянном стрессе. Мозг считает, что все знакомое — это хорошо, а незнакомое — плохо. Поэтому мы должны насторожиться и напрячься, если столкнемся с чем-то новым.В состоянии когнитивной легкости вы чувствуете себя комфортно, вам нравится то, что вы видите и вы верите тому, что слышите. Это легко и приятно, но иногда мешает критически оценить ситуацию.
Например, если вы приходите в магазин в новой стране и видите много незнакомых товаров, вы, скорее всего, неосознанно выберете тот, который встречали на рекламных постерах. И не важно, что другие марки могут быть лучше.
Так же и с информацией: если мы слышали какой-то тезис несколько раз, он кажется нам верным — так формируются предубеждения и стереотипы.
Если человек еще не сформировал мнение по вопросу, он, скорее всего, доверится большинству. Это подтверждает серия экспериментов Соломона Аша, которую ученый провел в 50-х годах прошлого века.
Аш предлагал студентам поучаствовать в тесте на остроту зрения. На самом деле он проверял, пойдут ли испытуемые на поводу у мнения большинства.
Во время эксперимента в аудиторию рассаживали от семи до девяти участников — все, кроме одного, были подставными. Им показывали две карточки с вертикальными линиями. Нужно было определить, какая из линий на второй карточке той же длины, что линия на первой карточке. Таких пар карт показывали несколько.
Одна из карточек, которые показывали участникам эксперимента АшаПодставные участники намеренно называли неверный ответ, и сопротивляться мнению большинства оказалось тяжело. Из 123 испытуемых ни разу не ошиблись только 29. Но если студентам никто не противоречил, они выбирали верный ответ в 99% случаев.
В конце эксперимента с участниками провели интервью. Испытуемые считали, что большинство не может ошибаться, поэтому искали ошибку в себе. Кто-то думал, что неправильно понял инструкцию, кто-то посчитал, что у него ухудшилось зрение, а кто-то — что смотрел на рисунок не с того ракурса.
Этот эксперимент показывает, что человек склонен подчиняться мнению большинства, даже если подозревает, что они неправы. Хорошая новость в том, что теперь вы знаете об этом эффекте и можете более критически подходить к любой информации.
Читайте также: Эпистемология: откуда вы знаете, что знаете то, что знаете?
5 стадий процесса критического мышления
Саманта Агус, лектор TED-ed, выделяет пять стадий критического мышления. По ее мнению, таким алгоритмом можно пользоваться, чтобы решить любую проблему.
Стадии критического мышления согласно профессору Саманте Агус- Определение проблемы и постановка цели. Например, вы хотите зарабатывать больше. Вам это нужно, потому что вы нуждаетесь в деньгах или потому что вы хотите повысить свой статус? Дальнейшая стратегия будет отличаться в зависимости от ответа на этот вопрос.
- Сбор информации. Так вы сможете узнать разные мнения и будете лучше разбираться в вопросе.
- Применение информации. Из всей информации нужно отобрать более достоверную и логичную — в этом помогут методики критического мышления, которые мы описываем дальше.
- Оценка последствий. Возможно, в моменте решение может казаться удачным, но в перспективе оно окажется не таким уж хорошим. Например, за первые 835 дней своего президентства Дональд Трамп озвучил 5 276 неправдивых высказываний. Можно ли было это предугадать, изучив предыдущие выступления миллионера? Люди, которые голосовали за него, об этом вряд ли задумывались.
- Изучение альтернативных точек зрения. Подумайте, чем руководствуются люди, которые придерживаются противоположных взглядов. Так вы сможете оценить плюсы других вариантов и принять более рациональное решение.
Читайте также: Полон сил и энергии: продуктивный день за 6 шагов
5 навыков критического мышления
Наблюдательность
Наблюдательные люди могут быстро идентифицировать новую проблему и найти ее причины. Часто они могут предсказать трудности еще до того, как они появится.
Например, весной 2022 года Илон Маск захотел купить Twitter — ему очень нравилась эта социальная сеть и он хотел вкладываться в ее развитие. Прежде, чем совершить сделку, Маск хотел убедиться, что Twitter не более 5% фейковых аккаунтов.
По оценке компаний SparkToro и Followerwonk в сервисе оказалось 19,42% ботов — это в четыре раза больше, чем рассчитывал предприниматель. Маск приостановил покупку. Если бы Илон поддался эмоциям, а не критическому мышлению, он мог бы нерационально потратить $44 000 000 000.
Твит Илона Маска: «Twitter утверждает, что >95% ежедневно активных пользователей — настоящие, уникальные люди. У кого-нибудь есть такое ощущение?»Способность анализировать
Способность анализировать помогает понять, какая информация и факты важны для решения проблемы. Люди, обладающие этим навыком, ищут данные и исследования по проблеме и проверяют все факты.
Например, маркетологи компании Lucky Charms проанализировали целевую аудиторию и обнаружили, что их хлопья с зефиром покупают не только родители для детей, но и люди более старшего возраста — все дело в ностальгии по вкусу. Таких потребителей оказалось 40%. Если бы не это исследование, Lucky Charms могли потерять часть аудитории.
Изображение: Leah Kelley для PexelsУмение делать выводы
Этот навык помогает обрабатывать собранную информацию и получать ответы на заданные вопросы.
Например, сразу после основания компания Mountain Dew продавала газировку только альпинистам и жителям горных деревень. Целевая аудитория была слишком маленькой, но в компании вовремя поняли, что напиток понравится геймерам — все из-за наличия кофеина. Mountain Dew изменили целевую аудиторию, и продажи напитка выросли.
Изображение: Anil Xavier для UnsplashНавыки коммуникации
Общение — один из способов овладеть критическим мышлением. В диалоге человек высказывает, а иногда и доказывает свою точку зрения. Если это сделать легко, значит, он достаточно осведомлен в теме.
Общение помогает обнаружить пробелы в знаниях или недостаток логики в рассуждениях. Когда проблема обнаружена, с ней можно работать.
Навыки коммуникации важны, когда приходит время обсуждать проблемы и их возможные решения с другими людьми. Например, генеральный директор компании хочет продвигаться в новой социальной сети. Он приходит с этой идеей к маркетологу, показывает кейсы других компаний и предлагает повторить их успех.
Маркетолог с развитым критическим мышлением замечает, что все эти кейсы опубликованы от лица самой площадки. Он ищет другие источники информации и находит много независимых отзывов о том, что компания завышает реальную статистику охватов и переходов.
Маркетолог показывает эти отзывы руководителю и предлагает альтернативное решение. Компания не потратит деньги зря, а руководитель поймет ошибку и в следующий раз изучит разные источники информации.
Креативность
Креативность — это способность посмотреть на проблему с другой стороны и предложить необычное решение.
Например, бренд Gucci ориентировался только на зрелых состоятельных людей, потому что только они могли позволить купить себе дорогие вещи. Затем в компании стали думать шире — бренд стал позиционировать себя как прогрессивный и завоевал более молодую аудиторию.
Скриншот с официального сайта Gucci: коллаборация с Adidas ориентирована на более молодую аудиториюЧитайте также: 8 компаний, сменивших свою целевую аудиторию
Развитие критического мышления — технологии, приемы, упражнения
Критическое мышление не появляется в один момент. Это не похоже на таблицу умножения, которую мы учим в школе раз и навсегда, — навык нужно вырабатывать систематически и намеренно. Вот некоторые приемы, которые помогут развить критическое мышление.
Отличаем факты от мнений
Факт — это неоспоримая информация, которая подкреплена данными. Его можно проверить и подтвердить.
Мнение основано на личном опыте и его можно отличить по обилию прилагательных, которые не несут конкретного смысла. Например «успешный», «плохой», «эффективный», «полезный», «вредный».
Как отличить факт от мнения: примерыИногда мнение может маскироваться под факт. Это случается, если говорящий называет цифры «для красного словца».
Например, утверждение «90% текстов не приносят пользы людям» — это мнение. Никто не собирал все тексты в мире и не проверял, полезные они или нет. Тем более, что четких критериев полезности нет.
Методика «5W+H»
Метод представляет собой 6 вопросов, которые помогают удостовериться в правдивости информации или, наоборот, опровергнуть ее. Эти вопросы часто используют в науке, журналистике и расследовании преступлений. Ни на один из этих вопросов нельзя ответить «да» или «нет» — требуются только факты.
Попробуйте взять любую новость из Интернета и ответить на эти вопросы:
- What? — Что произошло?
- When? — Когда это произошло?
- Where? — Где это произошло?
- Why? — Почему это произошло?
- Who? — Кто рассказал о происшествии?
- How? — Как это произошло?
Если ответы вас устроили, скорее всего, новости можно доверять.
Метод 5W+H позволяет получить полное представление о событии с помощью шести вопросовПолезно также спросить себя, какие ощущения вы испытываете от полученной информации. Если вас захлестнули сильные эмоции, например страх, гнев, радость или эйфория, возможно, вами пытаются манипулировать. Подумайте, чем это может быть выгодно тому, кто сообщил новость.
Методика IMVAIN
Когда вы проверили новость, оцените источник, который ее сообщил. Сделать это можно по таким критериям:
- Independent — независимость. Какой источник сообщает информацию? Может ли он преследовать личные интересы при распространении информации? Что он получит, если информация станет «вирусной»?
- Multiple Sources — множественность источников. Есть ли другие источники, которые сообщают эту информацию? Могут ли все они преследовать общие интересы? А есть те, кто эту информацию оспаривают? Если источник один, то почему?
- Verify — подтвержденность. Можно ли проверить эту информацию?
- Authoritative — авторитетность. Можно ли верить источнику? Замечали ли его раньше в искажении фактов?
- Informed — информированность. Был ли источник информации очевидцем событий? Если нет, откуда он получил информацию?
- Named source — имя или название. Источник называет себя или он анонимный? Появлялся ли этот источник раньше? Анонимность источника может повлиять на достоверность информации?
Этим критериям должна соответствовать не сама новость или информация, а источник, который ее опубликовал. Если вы не можете ответить хотя бы на два вопроса из шести, сказанному лучше не доверять.
Читайте также: Психология рынка: рекламные слова для привлечения клиентов
Что почитать и посмотреть — список книг и видео
Почитать
1. Книга Тома Чатфилда «Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение».
Эта книга — практическое руководство о том, как анализировать информацию. Автор перечисляет конкретные признаки лжи и дает пять приемов критического мышления. В книге много примеров, а еще она написана с юмором.
2. Книга Даниэля Канемана «Думай медленно… Решай быстро».
Автор книги — нобелевский лауреат. С точки зрения психологии он рассказывает, как мы думаем и какие ошибки допускаем.
Часть исследований, которые проводил Канеман, невозможно повторить, поэтому некоторые фрагменты книги признали некорректными. Этот факт нельзя не упомянуть, если мы говорим о критическом мышлении, однако книга все равно стоит внимания.
3. Книга Аси Казанцевой «В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов»
Научная журналистка Ася Казанцева исследует 12 спорных вопросов с научной точки зрения. Она опирается только на серьезные источники, которые приведены в конце книги.
Ее основная цель — не просто рассказать, что думает научное сообщество по тому или иному вопросу, но и показать, как она это выяснила. В конце книги Ася дает конкретные рекомендации, по каким признакам можно определить качественную научную статью.
Посмотреть
1. Лекция НИУ ВШЭ «Критическое мышление как навык XXI века»
Лектор — Тарас Пащенко, заместитель руководителя Школы философии НИУ ВШЭ и соавтор книги «Критическое мышление: Железная логика на все случаи жизни».
В часовой лекции он рассказывает о том, почему в современном мире любую информацию нужно воспринимать критически. Тарас начинает выступление с нескольких задачек, которые сразу помогут понять, достаточно ли у вас развито это умение.
2. Выступление Джулии Галеф на конференции TED «Почему вы думаете, что правы, даже когда ошибаетесь» есть русские субтитры
Джулия — основательница «Центра прикладной рациональности» и ведущая подкаста «Rationally Speaking». На выступлении она разбирает феномен мотивированного рассуждения.
За 11 минут она рассказывает и анализирует историю Альфреда Дрейфуса — французского офицера, которого обвинили в шпионаже только за то, что он еврей.
3. Лекция Александра Панчина о важности критического мышления
Александр Панчин — старший научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН. За 1 час и 20 минут Александр рассказывает об особенностях нашего мышления и его ловушках.
Лектор обращается к современным исследованиям. В середине выступления он даже сравнивает человеческую веру в приметы с поведением голубей — и это тоже подкреплено научными доказательствами.
Оценить свой уровень критического мышления
Чтоб понять, насколько развито ваше критическое мышление, пройдите тест от Школы критического мышления Никиты Непряхина. Он бесплатный и займет около 30 минут.
Тест состоит из 26 вопросов и оценивает восемь компетенций, например, логику, контроль над эмоциями и способности к анализу и синтезу.
Высоких вам конверсий!
01-06-2022
📖 Лекция № 8. Мышление (часть 1). Общая психология: конспект лекций. Дмитриева Н. Ю. Страница 8. Читать онлайн
Мышление в психологии определяют как процесс познавательной деятельности человека, представляющий собой опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.
Познание человеком окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия. Однако чувственная картина мира, которую создают наши ощущения и восприятия, хоть и необходима, но недостаточна для его глубокого, всестороннего познания. В этой картине действительности практически отсутствует представление о сложнейших взаимодействиях различных объектов: предметов, событий, явлений и т. п. Нет объяснения причинно-следственных связей между ними, их переходов друг в друга. Опираясь на данные ощущений и восприятия и выходя за пределы чувственного, мышление расширяет границы нашего познания. Оно позволяет опосредованно, путем умозаключений, постигать то, что не дано непосредственно в восприятии. Мышление соотносит между собой данные ощущений и восприятия, сравнивает их, раскрывает их взаимодействие. Таким образом, при помощи мышления выявляются закономерные взаимосвязи между явлениями и объектами и отсеиваются случайные совпадения.
Но, рассматривая мышление как относительно самостоятельную познавательную функцию, не следует забывать, что любой вид мышления, даже самый развитый (абстрактное мышление), не может быть оторван от чувственного познания мира, поскольку всякий познавательный процесс начинается с ощущений и восприятия. Именно они обусловливают адекватность мышления как отражения, обеспечивая непосредственную связь человеческого сознания с внешним миром. Это отражение непрерывно проходит проверку и подтверждает свою адекватность в процессе практической деятельности.
Виды мышления выделяют по различным признакам. Основная принятая классификация различает следующие три вида:
1) наглядно-действенное мышление;
2) наглядно-образное мышление;
3) словесно-логическое (или понятийное) мышление.
Именно в таком порядке виды мышления развиваются в процессе фило– и онтогенеза.
Наглядно-действенное мышление это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов. Решение задачи в его рамках осуществляется в ходе реального, физического преобразования ситуации, в процессе действий с предметами. Путем физического контакта с предметами происходит постижение их свойств.
В процессе филогенеза люди решали встающие перед ними задачи сначала именно в рамках практической, предметной деятельности. Только потом из нее выделилась деятельность теоретическая. Это касается и мышления. Лишь по мере развития практической деятельности теоретическая мыслительная деятельность выделяется как относительно самостоятельная. Аналогичный процесс наблюдается не только в ходе исторического развития человечества, но и в онтогенезе. Формирование мышления у ребенка происходит постепенно. Сначала оно развивается внутри практической деятельности и в большой степени определяется тем, как развивается умение обращаться с предметами.
На начальной стадии развития ребенка такое манипулирование происходит спонтанно и неосмысленно. Далее характер действий начинает приобретать осмысленность и определяется уже качествами предмета, с которым взаимодействует ребенок. На этой основе и формируется наиболее ранний генетически вид мышления наглядно-действенное. Его первые проявления можно наблюдать уже в конце первого начале второго года жизни ребенка. В преддошкольном возрасте (до 3 лет включительно) именно этот вид мышления является преобладающим. Уже первые предметные действия ребенка позволяют ему выявить характерные особенности объекта манипуляций и взаимосвязь его с другими объектами. Ребенок познает объекты окружающего мира путем непосредственного контакта с ними. Он соотносит друг с другом те или иные предметы или части предметов, которые воспринимает в данный момент как наглядно, так и при помощи действий. Собирание пирамидок, складывание кубиков и подобные этому занятия маленького ребенка есть не что иное, как процесс постижения мира предметов в наглядно-действенной форме, процесс развития наглядно-действенного вида мышления. Дети чуть старше проделывают более сложные манипуляции, тем самым постигая в непосредственных действиях и более сложные способы сочленения деталей и предметов.
Следующий вид мышления, появляющийся в онтогенезе, – наглядно-образное мышление. Для этого вида характерна уже опора на образы предметов, на представления об их свойствах. Человек представляет себе ситуацию, представляет изменения, которые хочет получить, и те свойства объектов, которые позволят ему в ходе деятельности прийти к желаемому результату. В этом виде мышления действие с образом предметов и ситуаций предшествует реальным действиям в предметном плане. Человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы. Образ может заключать в себе разностороннее видение предмета. Поэтому данный вид мышления дает более полное представление о свойствах предмета, чем наглядно-действенное мышление.
Начальные стадии наглядно-образного мышления формируются у детей в дошкольном возрасте от 4 до 7 лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но отходит на второй план. Для познания предмета ребенку уже не обязательно непосредственно манипулировать с ним. Ему вполне достаточно иметь наглядное и отчетливое представление об этом предмете. На этом этапе развития мышления дети еще не владеют понятиями. Поэтому два первых рассмотренных нами вида мышления относят к допонятийной стадии мышления.
Переход на понятийную стадию сопряжен с формированием следующего вида мышления словесно-логического. Оно представляет собой наиболее поздний этап развития мышления в фило-и онтогенезе. Словесно-логическое мышление вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Понятия же формируются на основе языковых средств. Предтечей словесно-логического мышления является внутренняя речь. Дети примерно до 5 лет, даже когда играют в одиночестве, проговаривают вслух все свои действия, описывают манипуляции. Ближе к школьному возрасту у них формируется способность к внутренней речи они уже не проговаривают вслух, а продумывают последовательность своих действий, т. е. они начинают мыслить не при помощи наглядных образов, а при помощи слов, что является основой для формирования понятий. Однако развитие словесно-логического вида мышления вовсе не означает, что предшествующие виды перестают развиваться или даже совсем исчезают. Они продолжают развиваться и совершенствоваться под влиянием словесно-логического мышления. И во взрослом возрасте присутствуют все три вида. Существуют многие сферы деятельности, в которых необходимо наглядно-действенное или наглядно-образное мышление. Например, в работе конструктора не обойтись без развитого наглядно-действенного вида мышления, а в творчестве художника или писателя без наглядно-образного.
Помимо классификации видов мышления в плоскости «допонятийное понятийное», их различают еще по ряду различных признаков. Так, выделяют теоретическое и практическое, интуитивное и логическое (аналитическое, дискурсивное), реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное, произвольное и непроизвольное мышление.
Теоретический и практический виды мышления отличаются характером задач, которые необходимо решить и, как следствие этого, рядом динамических и структурных аспектов.
Теоретическое мышление это установление закономерностей в тех или иных процессах, выявление причинно-следственных связей, открытие законов. Этот вид мышления присущ ученым-теоретикам, исследователям. К задачам практического мышления относятся подготовка и осуществление преобразований мира в предметном плане. Практическое мышление связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и т. п. Из современных видов деятельности можно привести как пример работу программиста при написании программ, обеспечивающих функционирование производства и учета продукции, присутствует немалая доля практического мышления. Вообще, в процессе напряженной трудовой деятельности практическое мышление часто протекает в условиях дефицита времени, необходимости действовать в авральном режиме. Поэтому практическое мышление ничуть не менее сложный вид, чем теоретическое.
Иногда проводят противопоставление теоретического мышления и эмпирического. В этом случае критерий иной характер обобщений, с которыми имеет дело мышление. В первом случае это научные понятия, а во втором житейские, ситуационные обобщения.
По степени развернутости мышление делят на аналитическое и интуитивное. Аналитическое мышление представляет собой поэтапно развернутый во времени процесс, достаточно четко представленный в сознании. Основными характеристиками интуитивного мышления являются, напротив, быстрота протекания, отсутствие явно выраженных этапов и минимальная осознанность. Таким образом, для их сравнения используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), степень осознанности протекания.
По вектору направления мышление делится на реалистическое и аутистическое мышление. Реалистическое мышление направлено вовне и регулируется логикой. Аутистическое мышление имеет противоположный вектор оно связано с желанием человека уйти от реальности, углубиться в свой внутренний мир, мыслить в соответствии с собственной логикой. Его иногда еще называют эгоцентрическим мышлением в силу нежелания и невозможности принять чужую точку зрения.
По критерию новизны и оригинальности решаемых задач мышление делят на продуктивное (творческое) и репродуктивное (воспроизводящее). Продуктивное мышление направлено на создание нового способа решения той или иной задачи или усовершенствование уже существующего способа. Репродуктивное мышление характеризуется применением готовых знаний и умений.
По степени включенности в мышление волевых процессов его подразделяют на произвольное и непроизвольное. Произвольное мышление задействовано при целенаправленном решении поставленной задачи. Непроизвольное мышление представляет собой свободное течение мыслей, не преследующее никаких целей (например, созерцание природы).
Выделяют три логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
Понятие это отражение в сознании человека отличительных особенностей предметов и явлений, их общих и специфических признаков, выраженное словом или группой слов. Понятие представляет собой высший уровень обобщения, присущий только словесно-логическому виду мышления. Понятия бывают конкретные и абстрактные. Конкретные понятия отражают предметы, явления, события окружающего мира, абстрактные отражают отвлеченные идеи. Например, «человек», «осень», «праздник» конкретные понятия; «истина», «красота», «добро» понятия абстрактные.
Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые также всегда имеют словесную форму. Суждение это установление связей между понятиями о предметах и явлениях или об их свойствах и признаках. Например, «температура кипения воды + 100 °C» это суждение отражает связь между изменением физических свойств воды и температурой нагревания.
Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих утверждается что-либо относительно всех объектов некоторой группы, например: «Все реки текут». Частное суждение относится лишь к некоторым из объектов группы: «Некоторые реки являются горными». Единичное суждение касается только одного объекта: «Волга крупнейшая река в Европе».
Суждения могут образовываться двумя способами. Первый непосредственное выражение воспринятой взаимосвязи понятий. Второй образование суждения опосредованным путем при помощи умозаключений. Таким образом, умозаключение это выведение нового суждения из двух (или более) уже существующих суждений (предпосылок). Наиболее простой формой умозаключения является силлогизм вывод, сделанный на основе частного и общего суждения. Например: «Все собаки обладают сильно развитым обонянием» общая посылка, «Доберман одна из пород собак» частная посылка и вывод (умозаключение) «Доберманы обладают сильно развитым обонянием». Любой процесс доказательства, например, математической теоремы, представляет собой цепочку силлогизмов, последовательно вытекающих один из другого.
Более сложной формой умозаключений являются умозаключения дедуктивные и индуктивные. Дедуктивные следуют от общих посылок к частному суждению и от частных к единичному. Индуктивные, напротив, из единичных или частных посылок выводят общие суждения.
На основе подобных способов рассуждения можно сопоставлять друг с другом те или иные понятия и суждения, которыми пользуется человек в ходе своей мыслительной деятельности.
Таким образом, для продуктивного протекания мыслительной деятельности необходимы логические формы мышления. Ими обусловливаются убедительность, непротиворечивость, а, следовательно, и адекватность мышления. Представление о логических формах мышления перешло в психологию из формальной логики. Эта наука также изучает процесс мышления. Но если предметом формальной логики являются прежде всего структура и результат мышления, то психология исследует мышление как психический процесс, ее интересует, как и почему возникает и развивается та или иная мысль, каким образом этот процесс зависит от индивидуальных особенностей человека, как он связан с другими психическими процессами.
Процесс мышления осуществляется при помощи ряда мыслительных операций: анализа и синтеза, абстракции и конкретизации, классификации, систематизации, сравнения, обобщения.
Анализ это мысленное разложение объекта на составные части для выделения из целого различных его сторон, свойств, отношений. Путем анализа отбрасываются несущественные связи, данные восприятием.
Синтез процесс, обратный анализу. Это объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. При этом выявляются существенные связи. Анализ и синтез две взаимосвязанные логические операции.
Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей. Синтез без анализа также невозможен, поскольку он восстанавливает целое из выделенных анализом частей. В процессе мышления у некоторых людей наблюдается тяготение к анализу, у других к синтезу (аналитический или синтетический склад ума). Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным. Но в основе формирования этих процессов как в фило-, так и в онтогенезе лежат практическая деятельность человека, освоение им предметов и явлений окружающего мира.
Сравнение это установление между предметами сходства или различия, равенства или неравенства и т. п. Сравнение основано на анализе. Для того чтобы осуществить эту операцию, требуется сначала выделить один или несколько характерных признаков сравниваемых объектов. Затем по количественным или качественным характеристикам данных признаков производится сравнение. От количества выделенных признаков зависит, будет ли сравнение односторонним, частичным или полным. Сравнение (как анализ и синтез) может быть разных уровней поверхностное и глубокое. В случае глубокого сравнения мысль человека движется от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности. Сравнение лежит в основе классификации отнесения объектов с разными признаками в разные группы.
Абстракция (или абстрагирование) – это мысленное отвлечение от второстепенных, не существенных в данной ситуации сторон, свойств или связей предмета и выделение одной какой-либо стороны, свойства. Абстрагирование возможно лишь в результате анализа. Так, например, исследуя предмет, можно рассматривать только его цвет или только его форму. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Отделяемый признак становится самостоятельным объектом мышления. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.
Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания научного теоретического мышления.
Конкретизация противоположный процесс. Это движение мысли от общего к частному, от абстрактного к конкретному с целью раскрыть его содержание. К конкретизации обращаются и в том случае, когда необходимо показать проявление общего в единичном.
Систематизация это расположение отдельных предметов, явлений, мыслей в определенном порядке по какому-либо одному признаку (например, химические элементы в периодической таблице Д. И. Менделеева).
Обобщение это объединение многих предметов по какому-либо общему признаку. При этом единичные признаки отбрасываются. Сохраняются только существенные связи. Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.
Простейшие обобщения заключаются в объединении объектов на основе случайно выделенных признаков. В сложном обобщении четко выделяются видовые и родовые признаки.
Психология bookap
Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.
Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т. п.
Что мы подразумеваем под «мышлением»?
Блестящая команда Radiolab только что выпустила новое шоу. Он называется Words , и вы можете послушать подкаст здесь. Также есть весьма замечательное сопровождающее видео.
Мне посчастливилось поговорить с командой о роли языка в развитии детского мышления. На мой взгляд, мы недостаточно задумываемся над тем, что мы подразумеваем под этим термином «мышление». И если мы недостаточно ясны, извечный вопрос о том, как язык участвует в познании, становится очень запутанным.
Мне кажется, что есть два общих употребления этого термина. Считается, что мышление — это все, что делает сознательный ум. Это может включать восприятие, арифметику в уме, запоминание номера телефона или создание образа розового единорога.
Согласно этому определению, мышление просто приравнивается к сознательным когнитивным процессам. Я думаю, что это определение слишком широкое, и мы добьемся большего научного и философского прогресса, если немного сузим его.
Люди с психодинамическими убеждениями могут даже захотеть говорить о «бессознательном мышлении», но я думаю, что это делает этот термин настолько широким, что становится совершенно бесполезным. Конечно, существуют чрезвычайно важные бессознательные когнитивные процессы, формирующие то, как мы познаем мир, но «мышление» кажется мне в высшей степени сознательным.
Возьмем в качестве примера « Мыслитель » Родена. Вот кто-то, кто больше, чем просто в сознании. Он борется с проблемой, когнитивно пытаясь добраться от А до Б. Один важный момент в отношении мышления состоит в том, что оно активно ; это то, что мы делаем 1 .
Вот почему я, вслед за Выготским, 2 предпочитаю активный термин «мышление» пассивному термину «мысль». Если хотите, мы можем назвать «мысль» продуктом активного процесса «мышления». Но я думаю, что приверженность активному термину сохраняет на переднем плане особые качества мышления, и это важно для того, что мы должны делать.
Как насчет опыта мышления; как это выглядит изнутри? Если бы мы могли представить себя персонажем Родена, что бы мы увидели, услышали и почувствовали? Феноменология здесь может ввести в заблуждение, как и во всей психологии. Просто потому, что опыт кажется определенным образом, это не означает, что он является истинным руководством к тому, что происходит в нашем мозгу. Но трудно отрицать опыт, который, как мне кажется, имеет такой сильный субъективный характер. Мы знаем, что значит быть мыслителями, и можем с пользой поговорить об этом.
В качестве примера мне нравится использовать голливудский фильм. В ромкоме 2000 года « Чего хотят женщины » персонаж, которого играет Мел Гибсон, попадает в странную аварию, в результате которой он может читать мысли женщин. Я бы попросил вас извинить за изворотливую гендерную политику, показанную здесь, и вместо этого сосредоточиться на том, как создатели фильма изображают процесс мышления.
Когда Гибсон настраивается на мыслительный процесс женщины, он слышит речь. Он не видит картинок или абстрактных символов. Он слышит голос, который должен быть личным, соединяющий воедино переживания ничего не подозревающей жертвы в словесный поток сознания. В комиксах пузыри с мыслями обычно полны слов, а не картинок. Я бы сказал, что этот взгляд на мышление наиболее логичен для нас, потому что он наиболее точно соответствует нашему опыту.
В шоу Радиолаборатории я предлагаю нам разобраться в том, что такое мышление, путем самоанализа этого опыта. Если мы попытаемся представить себе эпизод, когда мы делаем что-то, что мы интуитивно назвали бы мышлением (скажем, пока мы идем на работу или купаемся в ванне), мы чувствуем поток внутренней речи. Наше мышление имеет вербальное качество. Нам кажется, что мы разговариваем сами с собой: возможно, не все время, но значительную его часть.
(И снова феноменология может ввести в заблуждение. Может показаться, что у нас в голове есть слова, хотя на самом деле их нет. А иногда, как я попытаюсь объяснить, у нас в голове могут быть слова, которые, на данный момент это не звучит как слова. )
Итак, мое более узкое определение «мышления» звучит так. Мышление сознательно и активно. Это своего рода когнитивный процесс, который может создавать новые связи и создавать смысл. Он диалогичен: в нем есть качество внутреннего разговора между различными точками зрения, хотя качество внешнего диалога «взаимоотношения» не всегда может быть сразу очевидным. И это лингвистическое: вербальное для тех из нас, кто использует разговорный язык, визуальное для тех из нас, кто использует язык жестов для общения с другими и с самим собой.
Пока что по кругу. Я утверждаю, что язык необходим для мышления, а затем я утверждаю, что мышление определяется с точки зрения его опоры на язык. Это не сработает. Но теперь, когда у нас появилось немного более ясное представление о том, что такое мышление, мы можем попытаться определить его в терминах других происходящих вещей, когнитивных и, возможно, неврологических. И тогда мы, возможно, сможем добиться некоторого прогресса.
Я сказал, что мышление есть внутренняя речь. Это сильное утверждение, и оно требует еще одного аргумента. Обычно мы предполагаем, что внутренняя речь — это всего лишь один однородный вид вещей: поток слов в голове, которые субъективно кажутся нам услышанными.
Я думаю, нам нужно выйти за рамки этой точки зрения. Вместо этого я бы сказал, что существует (по крайней мере) два вида внутренней речи, которые я назвал сжатым и расширенным . 3 Их существование подразумевается в работах Выготского, но он никогда не разъяснял это так. Понимание того, почему существуют эти два вида внутренней речи, требует от нас задуматься о том, откуда берется внутренняя речь: как она развивается и, в частности, как она трансформируется при переходе от внешней речи к внутренней.
Выготский 2 предположил, что этот процесс трансформации включает как семантические, так и синтаксические изменения. Короче говоря, язык, который должен быть интернализован, становится сокращенным, так что внутренняя речь становится «нотной» версией внешнего диалога, из которого она происходит.
В своей сжатой форме язык, формирующий внутреннюю речь, теряет все свои акустические свойства, утрачивая качества тона, акцента, тембра и высоты тона, которые отличают разговорный язык. Эту стадию сверхсокращенного внутреннего языка Выготский называл «мышлением в чистых смыслах». 2 Мы видим некоторые аспекты этого процесса в действии в частной речи детей, которая претерпевает те же трансформационные процессы по мере того, как постепенно становится интернализованной.
Именно эту категорию сокращенной внутренней речи я назвал сжатой внутренней речью. При таком мышлении мы все еще используем язык, но субъективно он может не казаться разговорным языком (поскольку акустические свойства языка были убраны).
В других случаях наше мышление принимает форму второго вида внутренней речи, расширенной внутренней речи, когда мы субъективно переживаем полноценный внутренний диалог, разыгрываемый в нашем уме. У нас есть ощущение, что мы участвуем в настоящем внутреннем разговоре, когда одна точка зрения отвечает на другую, точно так же, как диалог, произносимый вслух между двумя людьми.
Вместе эти две формы внутренней речи составляют мою более узкую категорию «мышления». В шоу Radiolab Элизабет Спелке возражает, отмечая, что она часто осознает мысли, которые невозможно выразить словами.
Есть как минимум две причины, по которым это может быть так. Во-первых, мышление не тождественно сознанию, поэтому, конечно, мы можем осознавать вещи, которые не можем выразить словами. Во-вторых, опыт, который описывает Спелке, — это то, что вы можете получить, когда произносите сжатую внутреннюю речь. Мышление не может быть полностью словесно выражено просто потому, что оно еще не развернуто в полноценный, узнаваемый язык.
Для Выготского такое мышление можно сравнить с дождем перед тем, как он пойдет. Он сказал, что мысль подобна «облаку, извергающему поток слов», 2 , полностью выразимому только тогда, когда она переведена обратно в обычный язык. Дождь есть в облаке, но еще не в виде дождевых капель.
На самом деле, я думаю, что большую часть нашего мышления мы совершаем в сжатом внутреннем диалоге, и я считаю, что это придает нашему познанию некоторые совершенно особые качества, такие как гибкость, креативность и открытость. 4, 5 Наш мозг эволюционировал, чтобы удовлетворить некоторые очень важные потребности, и многие из его функций могут выполняться специально развитыми, относительно автономными системами. (Мы могли бы назвать эти «модули» в смысле Фодора, но я предпочитаю думать в терминах основных систем знаний Spelke ; см., например, статью Spelke & Kinzler [2007], доступную на веб-сайте Spelke).
Но что-то должно сшить выходы этих систем вместе. Сжатый и расширенный внутренний диалог является основой для внутреннего разговора, который позволяет нам интегрировать разные вещи, которые делает наш мозг. Именно это я называю «мышлением».
Как насчет Билла Эванса? В шоу «Радиолаб» прекрасная музыка джазового пианиста используется для иллюстрации мысли, которая не требует слов. Я не уверен, что делать с этим музыкальным примером.
Первое, что нужно сказать, это то, что мы не знаем, что происходит в голове Эванса, когда он играет. Мне кажется возможным, что он использует сжатую внутреннюю речь, но мой собственный опыт музыкальной импровизации также говорит мне, что голова обычно совершенно пуста от всего, кроме музыки.
Эванс, конечно, был в сознании во время игры, и он явно выполнял какую-то когнитивную работу, но это не значит, что полезно описывать его как думающего. Музыка — вещь странная с психологической точки зрения, и я думаю, что было бы ошибкой описывать ее в таких терминах. Музыка подобна мысли в том смысле, что она имеет структуру, эмоции и логику, но аналогия заходит так далеко.
Конечно, осталось много вопросов. Возможно, мы покажем (например) с помощью экспериментальных методов, которые могут выборочно отключать внутренний язык, что язык не участвует во всех интегративных, активных когнитивных процессах, которые я хочу назвать «мышлением». Я напишу еще кое-что в будущем посте об исследованиях (в том числе о предстоящем в нашей лаборатории), которые показывают, что язык действительно играет такую роль, но мы можем быть уверены, что дебаты будут продолжаться еще какое-то время.
Данные, полученные с помощью фМРТ-сканера, должны продолжать проливать свет на то, как работает мышление, хотя в нашей лаборатории мы отметили, что некоторые такие исследования на сегодняшний день методологически ошибочны из-за ошибочных представлений о внутренней речи. 6 Исследования развития будут по-прежнему актуальны, как и исследования людей и других животных, у которых нет и никогда не было языка. Я сделал здесь сильное заявление, и вполне возможно, что доказательства вскоре опровергнут его. Но, поразмыслив более тщательно об этих важных концепциях, я все же думаю, что мы добились прогресса.
В заключение, когда я говорю, что «очень маленькие дети не думают», я имею в виду этот термин в этом узком смысле. Любой, кто читал этот блог или мою книгу 7 , знает, что я ни на секунду не сомневаюсь, что у маленьких детей богатая, увлекательная и сознательная умственная жизнь. Но, по крайней мере, для некоторых целей им нужен язык, чтобы свести все воедино.
Мышление — это то, что требует времени для развития. Язык и мышление должны стать интегрированными. Когда они есть, начинает появляться что-то особенное.
(Даже если вы не согласны с тем, что я здесь сказал, пожалуйста, послушайте Radiolab. И рассмотрите возможность поддержки шоу. )
Что такое мысль? | Psychology Today
В повседневной жизни часто можно услышать, как кто-то говорит: «Мне только что пришла в голову мысль» или «Эта мысль только что пришла мне в голову». Например, у кого-то может возникнуть мысль о событии, которое произошло во время последнего Суперкубка. Мысли могут быть похожи на идеи, воспоминания, картины или песни. Обычно это кратковременные дискретные события, в отличие от постоянных событий, таких как постоянное бормотание кондиционеров или дождь. Мы все испытываем мысли и без проблем идентифицируем их и говорим о них другим.
Какими бы банальными ни были разговоры о мыслях, с нейробиологической точки зрения остается загадкой, что такое мысли. Они, безусловно, вызваны работой мозга, но у нас пока нет четкого представления о том, что именно в работе мозга их вызывает. Задействованы ли конкретные виды нейронов? Как срабатывает популяция нейронов? Требуют ли сознательные мысли активации определенных сетей областей мозга или трактов (информационных магистралей, позволяющих областям мозга общаться друг с другом)? Требуют ли мысли активации перцептивных областей мозга (спорное мнение)? На данном этапе научного понимания мы просто не знаем.
По-видимому, прежде чем у человека возникнет сознательная мысль, бессознательные мозговые процессы работают за кулисами, чтобы генерировать мысль. Во время этого непрозрачного процесса, по-видимому, задействованы бессознательные представления и расчеты. Великий Герман фон Гельмгольц называл эти закулисные процессы «бессознательными умозаключениями», а Вильгельм Вундт, отец экспериментальной психологии, называл сознательное мышление высокоуровневой «апперцепцией», поскольку оно включает более бессознательный анализ и интерпретаций, чем «нормальное восприятие», которое для него могло происходить бессознательно.
Эдвард Чейс Толмен — великий экспериментатор и теоретик психологии — первым продемонстрировал, что мысли (например, воспоминания о расположении лабиринта) влияют на действие. Толмен продемонстрировал, что поведение крыс при прохождении лабиринта не может быть вызвано только внешними сигналами, а требует информации, которая находится только в уме крысы, информацию, которую он назвал «когнитивной картой».
Причудливый термин для обозначения мыслей в когнитивной науке и нейронауке — «ментальное представление», который продолжает оставаться сложным термином, поскольку некоторые мысли (например, настроение, восприятие шума в ушах), кажется, не очень связаны с «представлением». (Есть также споры о том, имеют ли мысли перцептивный или неперцептивный формат.) Толмен был первым, кто систематически продемонстрировал, что мысли необходимы для объяснения явного поведения.
Вслед за Толменом великий когнитивный психолог Роджер Шепард показал, что люди действительно могут манипулировать этими ментальными представлениями, как в случае мысленного вращения — когда человек мысленно вращает мысленный образ. (Пионеры Галлистел, Барсалу и Косслин, наряду с другими, также внесли свой вклад в наше научное понимание того, что такое мысль.) В экспериментах Шепарда испытуемые мысленно вращали кубический объект, изображенный слева.
Источник: Эсекьель Морселла
Вот демонстрация мысленного вращения из книги Пинкера Как работает разум : Представьте число 3 и поверните его на 90 градусов против часовой стрелки.