Билет №1 1.Психология как наука. Предмет психологии. Психические явления и психологические факты. Психология – это наука, целью которой является изучение механизмов функционирования человеческой психики. Она рассматривает закономерности поведения людей в различных ситуациях, возникающие при этом мысли, чувства и переживания. Как самостоятельная наука психология сформировалась лишь к концу XIX в. Однако как особая отрасль знаний она существовала еще со времен древней истории. Обычно основоположником психологии принято считать Аристотеля, который написал первый систематический трактат о душе. Но «знание о душе» (а именно таков дословный перевод термина «психология» с греческого языка – «психе» и «логос», т. е. «душа» и «слово, знание») долгое время относили к области философии, религии или медицины. В течение многих столетий предметом психологии так и считалась душа. Представления о ней во все века были неопределенны. Каждый исследователь предлагал свою концепцию. Так, например, в Древней Греции философ Гераклит считал душу и разум состоящими из мирового огня – первоначала всего сущего; Анаксимен – из воздуха; Эмпедокл – из слияния корней всего сущего, четырех вечных стихий: земли, воды, воздуха и огня. Алкмеон впервые предположил, что «органом души» является мозг. До него считали, что душа «размещается» в сердце, в крови или вообще существует отдельно от тела. Все эти концепции очень далеки от современных представлений о психологии, однако так или иначе они способствовали накапливанию знаний о человеке. Аристотель был тем, кто впервые сказал о неотделимости души от тела. Он также говорил о существовании трех видов души: растительной, животной и разумной. По его мнению, у человека все эти три вида сосуществовали вместе. Это был большой прорыв в познании о психике. Ведь если перевести эти представления на язык современной психологии, то можно сказать, что Аристотель открыл существование трех уровней – элементарного способа отражения на уровне простейших реакций на внешние раздражители, психофизиологии, за деятельность которой отвечает вегетативная нервная система и сознания – продукта активной деятельности головного мозга. Таким образом, у Аристотеля душа есть активное целесообразное начало живого тела, неотделимое от него.Помимо философов, свое представление о душе имели и теологи. Согласно теистическим воззрениям душа человека – созданное Богом, неповторимое бессмертное духовное начало. Пантеизм определял душу как индивидуальное проявление единой духовной субстанции (микрокосм как отражение макрокосма). В Новое время Рене Декарт предложил дуалистическое воззрение, которое разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции. В новоевропейской же философии термин «душа» стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека. Таким образом, в настоящее время предметом психологии как науки является не размытое в своем толковании понятие души, а более строгое понятие психики. Объектом же исследования психологической науки являются закономерности возникновения и развития, а также проявления человеческой психики. Кроме того, к объекту исследования психологии относятся психические процессы и состояния человека, психические качества человека как биосоциальной системы, т. е. уникального существа, представляющего собой сложный сплав биологических и социальных свойств. Под психикой в современной науке понимают свойство высокоорганизованной материи активно и адекватно отражать реалии окружающего мира. Чтобы понять сущность психики, необходимо обратиться к рефлекторной теории отражения. Эта теория является естественно-научным фундаментом современной психологии. Согласно данной теории в основе высшей нервной деятельности лежит рефлекс, посредством которого осуществляются все жизненно важные акты. Рефлекс имеет пятизвенную структуру. Первым звеном является преобразование внешнего или внутреннего раздражения в нервный импульс, который передается в мозг афферентным (центростремительным) потоком. Вторым и наиболее важным звеном является переработка переданного нервного импульса в ощущение, вызывающее соответствующий образ, мысль, эмоцию. Далее следует действие эфферентного (центробежного) потока нервных импульсов, которые передают команду от мозга в соответствующий орган. Четвертое звено – реакция этого органа на мозговой импульс. Завершающее звено – «отчет» о выполнении, поступающий от органа в мозг. Вот элементарный пример – кожный рецептор руки передает болевой импульс. Мозг расшифровывает его как жжение от горячего предмета, посылает команду мышцам руки, она отдергивается от предмета. Мозг получает ответный сигнал об исполнении команды. Как вы понимаете, в действительности это происходит в десятки раз быстрее, чем можно прочитать описание данного примера. Рефлексы делят на безусловные и условные. Безусловные рефлексы врожденны. Отдергивание руки от обжигающего предмета как раз является рефлексом безусловным – он является непосредственной реакцией на болевое раздражение. Условные рефлексы приобретаются в процессе жизни спонтанно или формируются искусственно при многократном повторении реакции на раздражитель. Например, условным рефлексом можно назвать реакцию матери, которая способна спокойно спать при любом шуме, но мгновенно просыпается, услышав хныканье своего малыша. Теория рефлекторного отражения позволила выделить одну из важнейших категорий психологии – сознание. Чтобы подойти к этому понятию, следует сказать несколько слов о филогенезе психики, который можно проследить именно на теории отражения. Скачать 476.06 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии
Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.
Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.
Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.
Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.
Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения
Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.
Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.
Специфика конфликтов в образовательных процессах
В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.
Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.
Современная психология: ее задачи и место в системе наук
В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.
Методы психологии
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа
Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.
Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.
Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном
Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.
Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.
Проблема психодинамического диагноза
Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.
Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.
Психологическая профилактика конфликтов в коллективе
Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.
Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.
Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.
Четыре элемента процесса убеждения
Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.
Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.
Повышение уровня сознания. Насколько это важно?
Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.
Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.
Экологический подход к восприятию: место перцептивного содержания
Обзор
. 1989 Зима; 102 (4): 443-76.
Т Нацулас 1
принадлежность
- 1 Факультет психологии, Калифорнийский университет, Дэвис 95616.
- PMID: 2688441
Обзор
Т Нацулас. Ам Джей Психол. 1989 Зима.
. 1989 Зима; 102 (4): 443-76.
Автор
Т Нацулас 1
принадлежность
- 1 Факультет психологии, Калифорнийский университет, Дэвис 95616.
- PMID: 2688441
Абстрактный
Типы систем восприятия, которыми обладают люди, позволяют каждому из нас реагировать в высокой степени адаптивно и преднамеренно, принимая во внимание соответствие конкретного поведения тому, что мы осознаем как перцептивно переживаемое здесь и сейчас. При принятии решения о том, что делать дальше в воспринимаемых обстоятельствах, содержание является измерением перцептивного опыта, с которым мы консультируемся. Ибо перцептивное содержание — это то, как то, что воспринимающий в данный момент имеет перцептивный опыт, дается или принимается соответствующим перцептивным опытом. Перцептивное содержание включает в себя презентационное содержание, то есть все способы, которыми то, что вы воспринимаете, может предстать перед вами, и интенциональное содержание, то есть все способы, которые ваш поток перцептивного опыта может принять за то, о чем вы перцептивно осведомлены.
Похожие статьи
Восприятие, его составляющий поток перцептивного опыта и экологический подход Гибсона.
Нацулас Т. Нацулас Т. Психолог Рез. 1993;55(3):248-57. дои: 10.1007/BF00419611. Психолог Рез. 1993. PMID: 8416043
Перспективное явление и теория зрительного восприятия Гибсона.
Нацулас Т. Нацулас Т. Психолог Рез. 1990;52(4):291-8. дои: 10.1007/BF00868060. Психолог Рез. 1990. PMID: 2287692 Рассмотрение.
Туннельный эффект, теория восприятия Гибсона и рефлективное зрение.
Нацулас Т. Нацулас Т. Психолог Рез. 1992;54(3):160-74. дои: 10.1007/BF00922095. Психолог Рез. 1992. PMID: 1509024 Рассмотрение.
Каковы объекты перцептивного сознания?
Нацулас Т. Нацулас Т. Ам Джей Психол. 1983 Зима; 96 (4): 435-67. Ам Джей Психол. 1983. PMID: 6666773
К новой экологической концепции перцептивной информации: уроки с точки зрения систем развития.
Витаген Р., ван дер Камп Дж. Витаген Р. и соавт. Hum Mov Sci. 2010 фев; 29(1):149-63. doi: 10.1016/j.humov.2009.09.003. Epub 2010 12 января. Hum Mov Sci. 2010. PMID: 20061040
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Восприятие, его составляющий поток перцептивного опыта и экологический подход Гибсона.
Нацулас Т. Нацулас Т. Психолог Рез. 1993;55(3):248-57. дои: 10.1007/BF00419611. Психолог Рез. 1993. PMID: 8416043
От визуальных ощущений к увиденному-сейчас и увиденному-отсюда.
Нацулас Т. Нацулас Т. Психолог Рез. 1989;51(3):87-92. дои: 10.1007/BF00309302. Психолог Рез. 1989. PMID: 2692061 Рассмотрение.
Перспективное явление и теория зрительного восприятия Гибсона.
Нацулас Т. Нацулас Т. Психолог Рез. 1990;52(4):291-8. дои: 10.1007/BF00868060. Психолог Рез. 1990. PMID: 2287692 Рассмотрение.
Туннельный эффект, теория восприятия Гибсона и рефлективное зрение.
Нацулас Т. Нацулас Т. Психолог Рез. 1992;54(3):160-74. дои: 10.1007/BF00922095. Психолог Рез. 1992. PMID: 1509024 Рассмотрение.
Типы публикаций
термины MeSH
Опыт высокоуровневых свойств — Библиография
Философия разума > Восприятие > Содержание восприятия > Опыт высокоуровневых свойств
90 Sugel University Edited byРезюме | Какие свойства представлены нам в восприятии? Видим ли мы в видении только цвет, форму, освещение и движение, или мы можем визуально воспринимать более сложные свойства, такие как виды, причинно-следственная связь и личностная идентичность? Главный вопрос касается того, насколько богатым или обедненным является содержание восприятия. Этот вопрос касается роли содержания восприятия в обеспечении рациональной поддержки убеждений. Если перцептивные переживания предполагают ряд суждений, которые могут быть подтверждены этим опытом, то на суждения в этом диапазоне будет влиять содержание, которое может иметь восприятие. Некоторые скептические возражения могут основываться на относительной бедности содержания. Если содержание может быть более сложным, то мы можем спросить, как перцептивный опыт имеет такое содержание и могут ли другие ментальные состояния, кроме систем ввода, традиционно классифицируемых как часть восприятия, влиять на перцептивное содержание. Этот вопрос также касается роли перцептивного опыта в руководстве действием. Какие действия будет направлять опыт, будет зависеть от того, какие свойства этот опыт представляет. Это также повышает вероятность того, что переживания могут иметь императивное содержание, а не только ориентировочное содержание — возможность, исследованная в философской литературе о боли. |
Основные работы | Peacocke 1992 мимоходом представил несколько примеров сложного содержания. Siegel 2005 активизировал современную дискуссию, защищая мнение о том, что содержание визуального опыта может быть достаточно сложным, чтобы включать в себя свойства вида. для решения вопроса и представляет основу для решения проблемы с точки зрения условий точности. Prinz 2002 и Prinz 2013 выдвигают доводы против тезиса о том, что опыт может представлять содержание высокого уровня. Баттерфляй 2009обсуждает случаи визуального переживания причинности. Черч 2010 и Макдауэлл 1985 обсуждают восприятие моральных свойств. Бейн 2009 связывает этот вопрос с опытом действия и с когнитивной феноменологией. Лог 2013 задается вопросом, можно ли решить этот вопрос тем или иным способом. |
Показать все номера
Братья и сестры:
- Концептуальный и неконцептуальный контент ( 432 )
- Цветовой опыт ( 175 )
- Пространственный опыт ( 331 )
- Опыт объектов ( 155 )
- Содержимое восприятия, MISC ( 436 )
См. Также:
- 18). Сознание
Рабочие места в этой области
Университет Западной Новой Англии
Доцент философии
Городской университет Гонконга
Председатель/профессор/профессор -профессор/доцент -профессор/помощник профессора ETHICS/Ethics/Ethics/Assoctant Professopy/Ethics)
. в Департаменте общественных и международных отношений (одна вакансия)
Технологический университет Наньян, Сингапур
Профессор/ассоциированный профессор философии
Jobs from PhilJobs
|