Свойства речи в психологии: Свойства речи

Свойства речи

Содержательность. Количество выраженных в речи мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности

Понятность. Синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз и выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность. Эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.

Действенность. Свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение

1. Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом.

Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

2. Выразительность. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов, произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.

3. Грамотность речи. Правильная, нормативная речь преподавателя должна быть образцом, как надо говорить, образцом, который бы вызвал у студентов желание самим шлифовать свою речь, совершенствовать ее.

Если же речь преподавателя имеет «грамотные недостатки», то он должен знать, какими справочными языковедческими источниками необходимо пользоваться, чтобы заполнить пробелы в недостаточной грамотности вербальной коммуникации.

4. Экспрессивность речи. Если преподаватель говорит монотонно, невнятно, то вряд ли его будет приятно и интересно слушать. С другой стороны, чрезмерно экспрессивная речь тоже может вызвать негативную реакцию, особенно у человека, привыкшего к более спокойной речи коммуникативного партнера преподавателя.

5. Важную роль в педагогическом общении играет уровень интеллекта. Если преподаватель говорит со студентом непонятным с точки зрения терминологии языком, злоупотребляет специальными выражениями, непонятными понятиями, то вряд ли достигнет понимания, что является стимулом к обучению, результат которого

глубокие и основательные знания. Таким образом, чтобы достичь принципа доступности речи, педагогам следует следить за своей речью, сопоставляя его с реакциями студентов, чтобы вовремя определить, какие из сказанных слов непонятны, и, соответственно, адаптировать дальнейшее изложение материала к интеллектуальному уровню своих слушателей.

6. Важным фактором, обеспечивающим ясность, является логичность изложения информации. Преподавателю надо следить, чтобы рассуждения были логичны, последовательны, доказательные. Кроме того, известно, что логичность изложения зависит не только от психоэмоционального состояния преподавателя, но и от уровня его интеллекта.

1. Предмет и задачи общей психологии. Психолгия как наука


Скачать 253,89 Kb.

страница1/72
Дата16.11.2019
Размер253,89 Kb.
#125209

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   72

Связанные:
37-1


1.Предмет и задачи общей психологии. 8.Психолгия как наука(опред-е,пр-т, задачи, место в системе наук).
Теоретические истоки психологии как отдельной области знания мы находим в древнегреческой философии более чем двухтысячелетней давности.
Объект психологии -это
психика
, это совокупность различных носителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей.
Предмет психологии -это закономерности и механизмы психики.
Задачи психологии:
-научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
-научиться управлять психическими явлениями;
-использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;
-быть теоретической основой практики психологической службы.
***Психология изучает психику в закономерностях её развития.
Психология человека — психику, сознание человека как конкретной личности, включённой в определённую систему общественных отношений.

Психология-наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Современная психология занимает промежуточное положение между философскими, естественными и социальными науками. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) – решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует ее как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии.
Психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития. Она интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832–1920), создателя первой в мире психологической лаборатории. Он полагал, что в области сознания действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.

Скачать 253,89 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   72


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница

Автореферат

Анализ

Анкета

Бизнес-план

Биография

Бюллетень

Викторина

Выпускная работа

Глава

Диплом

Дипломная работа

Восприятие речи — JungMinded

 Восприятие речи кратко обсуждалось в посте о понимании языка (страница психологии языка). Здесь я сосредоточусь конкретно на нескольких теоретических моделях, пытаясь объяснить, как мы различаем отдельные фонемы и слова в непрерывном потоке человеческой речи.

  В завершение я расскажу о модели TRACE: вычислительной системе, предназначенной для воспроизведения того, как люди воспринимают речь. Я расскажу об этом более подробно в следующем посте о коннекционизме.


Акустика речи

     Отсутствие инвариантности
    Во-первых, нам нужно понять, что такое речь на самом деле. С точки зрения акустики (физики звука) это движущиеся частицы воздуха, и мы измеряем частоту этих движений в Гц (герц = циклы/сек). Человеческая речь представляет собой сложный звук, а это означает, что одновременно воспроизводятся многочисленные частоты. Самая медленная называется основной частотой и определяет высоту голоса (80-200 Гц у мужчин, до 400 Гц у женщин). Остальные частоты гармоники : они определяют тембр . Таким образом, то, что мы воспринимаем как речь, представляет собой многочисленные волны разной частоты.

   Традиционно психолингвисты разбивают речь на разные уровни: фонемы, морфемы, слова, словосочетания и предложения. Вопрос, однако, в том, как наш мозг может различать эти уровни в необработанном частотном сигнале. Письменный язык можно описать как «бусины на нитке», где каждая буква и слово следуют друг за другом, воспринимаясь одна за другой. Различение языковых уровней в речи гораздо сложнее по многим причинам, и одна из них — 9.0010 Отсутствие инвариантности .

    Отсутствие инвариантности относится к представлению об отсутствии надежной связи между фонемой языка и ее акустическим проявлением в речи. Одно и то же слово или даже отдельная фонема могут звучать совершенно по-разному в зависимости от многих факторов:  

  1) Индивидуальные различия. Акустический строй речи во многом зависит от акцента говорящего, его физических и психологических особенностей.
  2) Условия речи.
  3) Коартикуляция. Это идея о том, что одновременно артикулируется более одного звука, поэтому каждый из них частично формируется окружающими его звуками. Суставы (челюсть, язык, рот) переходят от звука к звуку, позволяя нам говорить быстрее, поэтому акустическая структура каждой фонемы во многом зависит от ее «соседей». Рассмотрим следующие спектрограммы звука /d/ в трех разных положениях:

Место артикуляции на /d/ каждый раз разное, что дает несколько «версий» одного и того же звука, однако мы, как слушатели, все равно каждый раз будем слышать /d/, несмотря на большие различия в их акустической структуре.

Категориальное Восприятие

  Мы воспринимаем речь в разных категориях, а не в одной волне энергии, гораздо лучше различая категорий, чем внутри них. Либерман и др. (1957) провели исследование, в ходе которого участники слушали синтетически созданные согласные, которые постепенно менялись с /b/ на /d/; они должны были маркировать каждый звук так, как они его слышали. Они обнаружили, что даже большие изменения (например, от значений 1 до 4) не приводили к изменению маркировки, если они не пересекали границу фонемы, но небольшое изменение от /b/ до /d/ приводило к другой маркировке. Это открытие подтвердило Теория категориального восприятия : человеческий мозг не то чтобы занимается различиями между звуками как таковыми, но очень хорошо определяет границы между категориями.

 Одним из возможных объяснений демонстрируется знаменитый Эффект МакГерка , о котором, я уверен, многие из вас знают. Ключевым моментом является то, что мозг не полагается исключительно на акустику звука при различении раздражителей. Мы также используем нашу визуальную информацию и, самое главное, контекст, таким образом реализуя обработку как снизу вверх, так и сверху вниз. Я нашел действительно хороший пример эффекта МакГурка, посмотрите его:

Когортная модель (Marslen-Wilson & Welsh, 1978)

Модель предполагает, что когда мы начинаем воспринимать начало слова, активируется целая когорта сохраненных слов с одинаковым началом; например, «СЛОВО» активирует «мир», «работу», «арбуз» и т. д. По мере того, как мы воспринимаем остальную часть слова, когорта «кандидатов» становится все меньше и меньше, пока не останется только одно — и, таким образом, нужное слово признан.

  Проблема сегментации
  Когортная модель поднимает важную проблему сегментации слов: конечно, нам нужно знать, где начинается слово, чтобы активировать соответствующую когорту. В непрерывной речи слова не всегда акустически разделены; взгляните на приведенную ниже спектрограмму, соответствующую фразе /противостоять/:

   Кроме того, часто слова могут «прятаться» внутри более длинных слов, и бывает сложно понять, какое слово мы воспринимаем: слушая «он заметил оленя», мы можем сначала услышать, например, «он паучье ухо».
   McQueen et al. (1994) предположили, что чем больше активированная когорта, тем меньшую роль играет каждое слово, поэтому тем труднее найти правильное слово в их конкуренции. Частота также имеет значение: более частое слово с большей вероятностью выиграет. Здесь «паук», вероятно, более частое слово, чем «шпионил», поэтому у него больше шансов «победить». Однако опять же, обработка сверху вниз помогает, поскольку контекст играет решающую роль в понимании речи.

Моделирование

McClelland & Elman (1986) реализовал когортную модель на компьютере, создав модель TRACE :

   Каждый узел представляет собой гипотезу о том, что слово присутствует в стимуле; они соревнуются друг с другом, пока не останется только один «победитель». Важным моментом здесь является то, что не только согласованные признаки подтверждают друг друга, но и несовместимые — подавляют друг друга (вы можете видеть, что стрелки указывают в обоих направлениях). Так, например, когда мы слышим МИР, активируются такие слова, как РАБОТА, СЛОВО, ЧУДО. Затем возникающий звук /р/ тормозит активацию ЧУДА, а затем /л/ и /д/ тормозят РАБОТУ и СЛОВО, одновременно подтверждая МИР. Тот же процесс происходит на фонемном уровне, где звуковые характеристики (такие как мощность, взрыв и т. д.) подтверждают или подавляют их активацию.
   В следующий раз я подробнее остановлюсь на коннекционизме и покажу, как и по какой причине строятся модели восприятия речи.

Просодия в речи и песне

11 сентября 2014 г.

Просодия в речи и песне

Просодия — ритм, ударение и интонация речи — предоставляет важную информацию помимо буквального значения слова предложения. Например, просодия дает подсказки об отношении или аффективном состоянии: предложение «Да, это был отличный фильм» может означать, что фильм понравился говорящему, или прямо противоположное, в зависимости от интонации говорящего.

Просодия также используется для предоставления семантической информации. Например, говорящие спонтанно повышают высоту голоса при описании восходящего движения.

Шинтель, Андерсон и Фенн (2014, Journal of Experimental Psychology: General ) (PDF, 155 КБ) исследовали, может ли просодическая информация служить дополнительным сигналом, улучшающим память.

На этапе обучения участники увидели два изображения, представляющих пару антонимов (например, большая собака и маленькая собака), и им было предложено попытаться определить свойство, отличающее эти изображения (например, размер). Затем высказывание, содержащее новое псевдослово (например, «Этому wug «) была представлена ​​стрелкой, указывающей на референтное изображение.

Таким образом, визуальной информации было достаточно, чтобы определить значение нового слова: В этом примере изображения различаются по размеру, поэтому стрелка, указывающая на маленькое собака указывает, что «wug» означает «маленький». Были созданы две версии каждого высказывания, так что говорящего просили произнести новое псевдослово, указывая на каждое из изображений. В этом примере было создано одно высказывание, когда говорящий намеревался передать «большой» и еще один, когда говорящий намеревался передать «маленький».0003

Критическая манипуляция заключалась в том, произносилось ли новое псевдослово с совпадением (например, указывая на «маленький», просодия, указывающая на малый) или несоответствующим (например, указывая на «маленький», просодия, указывающая на большой) просодии. Сразу же после этапа обучения или после 24-часовой задержки участники прошли тест с множественным выбором выученных определений псевдослов. Определения псевдослов, произнесенных с соответствующей просодией, запоминались лучше, чем те, которые были произнесены с несовпадающей просодией.

Эти результаты показывают, что слушатели извлекают семантическую информацию из просодии, даже если просодическая информация не является необходимой для понимания, и эту дополнительную просодическую информацию можно использовать для создания более прочной и устойчивой репрезентации памяти, когда она согласуется с будущим. запоминаемая семантическая информация.

Хотя просодию можно рассматривать как добавление музыкальности речи, просодические сигналы различаются между речью и песней. Например, в речи разница высоты тона передает значение и зависит от диапазона голоса говорящего, тогда как песни основаны на дискретных и точных значениях высоты тона для создания узнаваемых мелодий.

Фальк, Ратке и Далла Белла (2014, Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance ) (PDF, 259 КБ) исследовали, способствуют ли эти разные просодические свойства речи по сравнению с песней «иллюзии преобразования речи в песню». », при этом произнесенная фраза, повторенная несколько раз, воспринимается как спетая.

Участники слушали повторяющиеся предложения с разной высотой звука и ритмом. Для каждого предложения участники должны были указать, когда предложение звучало так, будто оно поется, а не произносится. В соответствии с тем фактом, что высота звука является наиболее заметным признаком музыкальной структуры, стабильная высота звука была наиболее надежным триггером иллюзии преобразования речи в песню.

Интересный вывод заключался в том, что трансформация речи в песню требовала большего количества повторений предложений у участников с музыкальным образованием. Требуются дальнейшие исследования, чтобы определить, происходит ли эта задержка иллюзии у музыкантов из-за того, что у них лучшее общее слуховое восприятие, которое позволяет им лучше воспринимать различия в речи по сравнению со свойствами, относящимися к песне, или им требуются дополнительные доказательства, чтобы классифицировать слуховой сигнал как песню, потому что своих больших музыкальных знаний.

Другое интересное чтение

  • Holmes et al. (первый онлайн, Journal of Experimental Psychology: Animal Learning and Cognition ) изучали, как восстанавливаются ранее погашенные условные реакции страха.
  • Бернарди и Спанагель (2014, Behavioral Neuroscience ) проверили, как часовые гены, которые вовлечены в такие расстройства, как шизофрения, биполярное расстройство и аутизм, участвуют в обусловленном контекстом страхе.

Ресурсы для учителей — основные вопросы

В Shintel et al. участники выучили новые псевдослова.

  • Что такое псевдослово?
  • Чем псевдослово отличается от не-слова?
  • Почему психологи хотят использовать псевдослова вместо не-слов в исследовании?

Фальк и др. предполагают, что музыкантам может потребоваться больше доказательств, прежде чем они классифицируют акустический сигнал как «песню».

  • В терминологии теории обнаружения сигнала, может ли это быть примером критерия или разницы в чувствительности между музыкантами и немузыкантами?

Ресурсы для учителей — Помещение взглядов в контекст

Апросодия — это неврологическое состояние, характеризующееся неспособностью передать или интерпретировать просодию.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts