Свойства восприятия в психологии: Ошибка выполнения

Восприятие и его основные свойства

   К основным свойствам восприятия относят:

— предметность,

— целостность,

— структурность,

— константность,

— осмысленность,

— апперцепция,

— активность.

Предметность восприятия

   Предметность восприятия это его способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора разрозненных ощущений, а в форме отдельных объектов. С одной стороны, задатки предметности восприятия заложены природой, и нет никакого сомнения в том, что у животных восприятие тоже предметно. С другой стороны, можно сказать, что предметность не является врожденным свойством восприятия.

Дело в том, что возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом.

Без участия движения и вообще деятельности образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира.

Вопрос о соотношении биологических механизмов и опыта в восприятии остается не до конца раскрытым. Известно, что многие детеныши, рождающиеся почти самостоятельными (многие птицы, ягнята, козлята и морские свинки), в первый же день своей жизни обладают уже довольно развитым восприятием. Они могут, в частности, запомнить образ матери. Те птенцы и детеныши, которые не рождаются самостоятельными (воробьи, голуби, собаки, кошки, приматы), могут не только обладать очень слабым восприятием, но и вообще быть слепыми в первые дни. Относительная слабость врожденного у них приводит в дальнейшем к более гибкому, адаптивному, дифференцированному и — главное — осмысленному восприятию в дальнейшем.

В обеспечении предметности восприятия большое значение имеют моторные компоненты деятельности:

— движение руки, в частности пальцев, ощупывающей предмет,

— движения глаз, прослеживающих видимый контур предмета и тоже как бы «ощупывающих» дистанционно этот предмет,

— повороты головы (например на источник звука),

— иные движения.

Целостность восприятия

   Из отдельных ощущений восприятие синтезирует целостный образ объекта, это свойство восприятия и называют целостностью.

Целостный образ складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Мы не воспринимаем отдельно: глаза, уши, рот, нос человека, перчатки, пальто, галстук, шапку, брюки, ботинки, шнурки и т.д., а также голос человека и его запах. Для нас всё это объединяется в один целостный образ человека. При этом образ даже получается как бы многослойным: мы воспринимаем не голову, приставленную сверху к рубашке или платью, но рубашку или платье, надетые на человеческое тело, хотя самого этого тела не видим.

На целостное восприятие большое значение имеет опыт предыдущих наблюдений. Видя человека, стоящего к нам боком, в нашем восприятии мы имеем целостный объект: имеющий две руки, а не одну, имеющий две ноги, а не одну, имеющий два уха. .. И когда человек поворачивается к нам другим боком, мы видим то, к чему уже были готовы.

Восприятие конкретного человека поэтому сильно связано с его моделью мира и моделью отдельных объектов этого мира. Если, предположим, у ребенка отец весьма высокого роста и при этом носит очки, то в модели мира ребенка может быть отражена связь «высокий рост = наличие очков». Встречая затем на улице, незнакомцев в очках, ребенок будет их считать несколько выше, чем они на самом деле (особенно если рядом нет других людей, с которыми можно сравнить рост незнакомца).

Структурность восприятия

   Структурность воспринимаемых образов облегчает работу нашего сознания. Оно не работает непосредственно с «мегабайтами» визуальной и аудиальной информации. Эти «мегабайты» не проецируются непосредственно в сознание, мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру (или модель), которая формируется в течение некоторого времени.

Если человек слушает какой-нибудь музыкальный опус, то он не осознает каждый услышанный звук, тем более он не в состоянии проанализировать ту гигантскую синусоиду, отражающую колебания воздуха. В сознании человека (по крайней мере обычного слушателя) отражается лишь обобщенная схема, которая отражает характерные особенности опуса. Эта схема и называется мелодией. Понимание мелодии не приходит сразу, с первых нот, иногда для понимания ее необходимо несколько прослушиваний.

При восприятии визуальных объектов тоже требуется некоторое время для формирования структурированного образа. В отличие от музыкальных опусов, сложность которых не сильно варьируется, визуальные объекты могут быть и очень простыми, и очень сложными. Это может быть и «Черный квадрат» Малевича, и «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Это может быть и рисунок домика, сделанный ребенком, и чертеж электростанции, сделанный группой специалистов из конструкторского бюро. Соответственно может потребоваться или доля секунды, или много дней, чтобы образ-структура достиг совершенства.

Константность восприятия

   Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.

Одни и те же объекты мы можем воспринимать в разных условиях, например при разной освещенности или под разными углами зрения. Задача восприятия здесь — сгладить эти различия и представить сознанию не принципиально новый объект, но тот же самый, только в окружении несколько изменившихся обстоятельств. Если бы у восприятия не было свойства константности, тогда человек, повернувшийся к нам другим боком, воспринимался бы нами как новый человек, а, отойдя от своего дома, не узнали бы его. Наиболее заметно константность восприятия наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Константность восприятия цвета состоит в относительной неизменности видимого цвета при изменении освещения. Например, кусок угля в летний солнечный полдень будет примерно в восемь-девять раз светлее, чем мел в сумерки. Однако мы воспринимаем его окраску как черную, а не белую. В то же время цвет мела даже в сумерках для нас будет белым.

Явление константности восприятия цвета обусловливается совокупным действием ряда причин, в том числе адаптацией к общему уровню яркости зрительного поля светлостным контрастом, а также представлениями о действительном цвете предметов (основанными на прошлом опыте) и условиях их освещенности.

Константность восприятия величины предметов состоит в относительном постоянстве видимой величины предметов при их различной удаленности от наблюдателя. Если от нас отошел человек, нам не кажется, что он стал меньше ростом, хотя его образ на сетчатке глаза и стал меньше. На константность восприятия величины оказывает влияние как физиология глаза, так и жизненный опыт.

На расстояниях до 10-15 метров мы в состоянии довольно точно определить расстояние до оцениваемого объекта, сделать на это коррекцию и определить объективный размер. На больших расстояниях мы не можем точно оценить размер объекта, но жизненный опыт нам подсказывает, что подавляющее большинство объектов просто так не меняют свою величину. Поэтому, если от нас отошел человек или отъехала машина на 50-100 метров, нам не кажется, что они стали меньше.

Апперцепция

   Предшествующий перцептивный опыт играет огромное значение в процессе восприятия. Особенности восприятия определяются всем предшествующим практическим и жизненным опытом человека. Апперцепцией называют зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека.

В апперцепции, по определению, большое значение имеет жизненный опыт человека, в том числе выраженный в знаниях и умениях. Если мы видим вырезанные из картона фигуры, то автоматически ищем в нашей памяти готовые шаблоны-категории восприятия: круг ли это, треугольник ли.

Некоторые из воспринимаемых объектов даже получают свои вербальные названия: «зеленый маленький кружок», «большой красный треугольник».

При восприятии через эти шаблоны-категории активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми. Через шаблоны-категории могут быть вызваны ассоциации с другими объектами, наблюдаемыми ранее, или даже ситуациями. У одного человека вид нарисованной окружности может вызвать воспоминания об уроках геометрии, у другого — о цирке или кастрюле.

Опыт влияет не только на ассоциации, но и на сами шаблоны-категории. Так у ребенка шаблон окружности включает лишь саму окружность. У взрослого и образованного человека шаблон окружности включает центр окружности.

Также опыт повышает точность восприятия. За счет опыта совершенствуются шаблоны, уточняются их константные и вариативные части. Если даже мы неплохо знаем иностранный язык, тем не менее иностранная речь нам кажется неразборчивой. Если мы слышим родную речь, то даже если человек говорит неразборчиво, мы ее хорошо воспринимаем. Дело в том, что звуковые (фонетические) особенности разных языков весьма различны, нужен значительный опыт аудирования, чтобы научиться разбирать слова, говоримые носителем языка.

На апперцепцию большое влияние оказывает направленность человека (его интересы и склонности), способности, характер, эмоциональные особенности, социальный статус, ролевое поведение и многое другое. Также оказывает влияние психическое состояние, текущая установка, цели и задачи данной деятельности. Человек, профессионально занимающийся отделкой помещений, легко и быстро замечает все особенности интерьера нового помещения. А спортсмен, настроенный на победу, вообще не замечает ничего вокруг, не имеющего отношения к победе.

Осмысленность восприятия

   Так устроены наше восприятие и мышление, что они теснейшим образом между собой связаны. Восприятие поставляет мышлению информацию для анализа, мышление поставляет восприятию задачи и схемы.

Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно опознать его, соотнести с имеющимися шаблонами-категориями и — возможно — даже назвать его, соотнеся с определенным понятием.

При виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных. В толкование имеющихся данных входит не только поиск истины, но и поиск выхода из сложной ситуации, решения проблемы. Предположим, нам нужно закрутить какую-нибудь гайку. Под рукой нет отвертки, но жизненный опыт и размышления нам подсказывают, что отвертку можно заменить чем-то иным. Оглядываясь вокруг, мы ищем какой-нибудь предмет, находим подходящий и таким образом толкуем его как отвертку, особенно не разбираясь в истинном его предназначении, истинных особенностях.

Процесс осмысления воспринимаемой информации включает в себя несколько стадий:

1) выделение комплекса стимулов из потока информации,

2) принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту,

3) поиск в памяти наиболее релевантных шаблонов-категорий, аналогичных или близких по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект,

4) отнесение воспринимаемого объекта к конкретному шаблону-категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения (выработка временной гипотезы),

5) формирование окончательного вывода о соотнесенности с конкретным шаблоном-категорией,

6) дополнение шаблона индивидуальными особенностями воспринимаемого объекта (если, например, шаблон-категория это «человек-женщина», то могут быть добавлены индивидуальные особенности: «молодая», «красивая», «одетая в платье», «интеллигентного вида»).

Активность восприятия

   Как уже отмечалось на примере со спортсменом, мы в известных пределах можем управлять своим восприятием. Сосредоточив свое внимание на книге, мы погружаемся в восприятие напечатанного текста. Надев наушники, мы забываем про книгу и погружаемся в сладкий мир музыки. Сняв наушники, мы идем на кухню и воспринимаем только что испеченный пирог с рыбой. Если нам неудобно наклоняться над пирогом, мы можем взять блюдо с ним в руки и поднести к лицу. Поэтому, как минимум, мы можем управлять своим восприятием через: манипуляцию собственными органами чувств, внимание, собственные перемещения в пространстве, перемещения воспринимаемого объекта.

Одна из базовых особенностей работы нашего восприятия — деление всей воспринимаемой информации на «фигуру» и «фон». В фигуре обычно содержится один объект или группа тесно связанных объектов (например два дерущихся мальчика). В фоне — все остальное. Основное проявление активности восприятия и состоит в том, чтобы определять — что в данный момент должно быть фигурой, а что — фоном.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Восприятие

  • Автономная сенсорная меридиональная реакция
  • Адекватность ощущения и восприятия
  • Антиципация
  • Апперцепция
  • Взаимоотношение целого и части в восприятии
  • Восприятие времени
  • Восприятие движения и времени
  • Восприятие пространства
  • Восприятие устной речи
  •     … и другое

 


   RSS     [email protected] 

Психология восприятия. — Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность.

Страница 4 из 10

Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность.

Говоря о свойствах восприятия, необходимо выделить среди них две группы: свойства, характеризующие продуктивность восприятия как психического познавательного процесса, и свойства, присущие в той или иной степени всем познавательным процессам и характеризующие сущность процесса восприятия. К первой группе относятся показатели производитель­ности, качества и надежности перцептивной системы:

Объем восприятия — количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации.

Точность восприятия — соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта.

Полнота восприятия — степень соответствия возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта.

Быстрота восприятия — время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления.

Среди основных “сущностных” свойств восприятия выделяются:

Константность восприятия — свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия.

Осмысленность восприятия — свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории в соответствии со знанием субъекта и его прошлым опытом.

Структурность восприятия — свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры.

Целостность восприятия — сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа.

Предметность восприятия — отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира.

Обобщенность восприятия — отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным по какому-либо признаку.

Избирательность восприятия — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, раскрывающее активность человеческого восприятия.

Остановимся более подробно на некоторых основных свойствах восприятия.

ПРЕДМЕТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ. Выражается в так называемом акте объективации. Объективация — процесс и результат локализации образов восприятия во внешнем мире — там, где располагается источник воспринимаемой информации, т. е. отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практическойдеятельности человека. Предметность восприятия не врожденное качество: существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира. Решающую роль здесь играет осязание и движение. И. М. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете, всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Мы обычно определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практике или по их основным свойствам. И этому помогает предметность восприятия. Так, кирпич и блок взрывчатки могут выглядеть и восприниматься на ощупь как очень сходные, однако они будут “вести себя” самым различным образом.

Предметность играет большую роль и в дальнейшем формировании самих перцептивных процессов, т. е. процессов восприятия. Когда возникает расхождение между внешним миром и его отражением, субъект вынужден искать новые способы восприятия, обеспечивающие более правильное отражение.

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ. Другая особенность восприятия — его целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

При анализе целостности восприятия можно выделить два взаимосвя­занных аспекта:

— тенденция к заполнению пробелов и объединение разных элементов в целое;

— независимость образованной целостности (в определенных границах, разумеется) от качества элементов. При этом восприятие целого влияет и на восприятие частей.

Указанные тенденции, характеризующие закономерности восприятия, были в свое время наиболее полно описаны представителями гештальтпси­хологии. Среди основных закономерностей ими были, в частности, выделены:

1. Закон фигуры и фона — закон гештальтпсихологии, суть которого в том, что человек воспринимает фигуру как замкнутое целое, расположенное впереди фона, фон же кажется непрерывно простирающимся позади фигуры.

2. Закон транспозиции — закон гештальтпсихологии, суть которого заключается в том, что психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение.

3. Закон константности (от лат. constans — постоянный) — один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в том, что образ вещи стремится к постоянству, неизменности даже при изменении условий восприятия.

4. Закон близости — один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в тенденции к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве.

5. Закон замыкания — один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в тенденции к заполнению пробелов в воспринимаемой фигуре.

Принцип заполнения пробелов проявляется в том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром. Поэтому, когда предмет, образ, мелодия, слово или фразапредставлены лишь разрозненными элементами, мозг будет систематически пытаться собрать их воедино и добавить недостающие части. На рис. 1 (А) вы видите не группу отдельных линий, а контуры лица. А когда по радио вдруг прерывается исполнение известной песни или рекламное объявление, слышанное тысячу раз, наш мозг машинально восстанавливает недостающее.

Объединение (группировка) элементов — это еще один аспект организации восприятия. Элементы могут объединяться по разным признакам, например таким, как близость, сходство (подобие), непрерывность (воображаемая) или симметрия.

Так, по принципу близости наш мозг объединяет близкие или смежные элементы в единую форму. В любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко друг к другу, визуально могут восприниматься целостно, как один объект. На рис. 1 (Б) легче воспринять три группы квадратиков, чем девять квадратиков, не связанных друг с другом.

Принцип сходства состоит в том, что нам легче объединять схожие элементы. В качестве группирующихся свойств может выступать сходство по размеру, форме, по расположению частей. В единую целостную структуру объединяются также элементы с так называемой хорошей формой, т.е. обла­дающие симметрией или периодичностью. На рисунке 1 (В) цифры предстают перед нами скорее в форме столбиков, чем в форме строк. Что касается продолжения беседы в общем шуме голосов, то оно возможно только благодаря тому, что мы слышим слова, произносимые одним и тем же голосом и тоном.

Элементы будут также организовываться в единую форму, если они сохраняют одно направление. Это принцип непрерывности. На рисунке 1 (Г) слева мы воспринимаем плоский элемент, пересекающий прямоугольник, а не три несвязанных элемента вроде тех, что изображены рядом.


Рис. 1

Независимость целого от качества составляющих его элементов проявляется в доминировании единства структуры над ее составляющими. Выделяют три формы такого доминирования. Первая – выражается в том, что один и тот же элемент, будучи включенным в разные целостные структуры, воспринимается по-разному. Вторая – проявляется в том, что при замене отдельных элементов, но сохранении соотношения между ними общая структура остается неизменной. Как известно, можно изобразить профиль и штрихами, и пунктиром, и с помощью других элементов, сохраняя портретное сходство. И, наконец, третья форма получает свое выражение в хорошо известных фактах сохранения восприятия структуры как целого при выпадении отдельных ее частей. Так, для целостного восприятия человеческого лица (рис. 1, А) достаточно лишь нескольких элементов его контура. В этом смысле целостность есть индифферентность образа по отношению к замене составляющих его элементов, то есть может рассматриваться как структурная константность.

С целостностью восприятия связана его СТРУКТУРНОСТЬ. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты продолжают еще звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что самая последняя из услышанных нот в отдельности не может быть основой для такого понимания: в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов.

Аналогичный процесс наблюдается при восприятии ритма. В каждый момент можно услышать всего один удар, однако, ритм — это не одиночные удары, а продолжительное звучание всей системы ударов, причем удары находятся в определенной взаимосвязи между собой, и эта взаимосвязь определяет восприятие ритма.

Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в предметной деятельности человека — с другой. И.М. Сеченов подчеркивал, что целостность и структурность восприятия — результат рефлекторной деятельности анализаторов.

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ. Сигналы, поступающие от окружающих нас предметов, непрерывно меняются. При этом соответственно изменяются и перцептивные процессы. Однако благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т. п. Перцептивная система — совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия.

Значение константности очень велико. Не будь этого свойства, при каждом нашем движении, при каждом изменении расстояния до предмета, при малейшем повороте головы или перемене освещения практически непрерывно изменялись бы и все основные признаки, по которым человек узнает мир. Мир перестал бы быть миром устойчивых вещей, и восприятие не могло бы служить средством познания объективной действительности.

Поясним это свойство восприятия на примере константности величины. Известно, что изображение предмета (в том числе и изображение его на сетчатке) увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот. Однако, хотя при изменении дистанции наблюдения величина изображения объекта на сетчатке глаза изменяется, его воспринимаемая величина остается почти неизменной. Посмотрите на зрителей в театре: все лица кажутся нам почти одинаковыми по величине, несмотря на то, что изображения лиц, находящихся вдалеке, значительно меньше, чем расположенных близко от нас. Если мы, например, смотрим на свои руки, причем левая находится в 20 см от лица, а правая протянута далеко вперед, то нам все-таки кажется, что их кисти одинакового размера. В то же время изображение пальцев дальней руки на сетчатке глаза будет составлять только половину величины изображения пальцев ближней руки.

Каков же источник происхождения константности восприятия? Является ли этот механизм врожденным? Для проверки было проведено исследование восприятия людей, постоянно живущих в густом лесу. Восприятие этих людей представляет интерес, поскольку они не видели ранее предметов на большом расстоянии. Когда этим людям показали объекты, находящиеся на большом расстоянии от них, они восприняли эти объекты не как удаленные, а как маленькие. Подобные нарушения константности восприятия наблюдаются у жителей равнин, когда они смотрят вниз с высоты. Из окна верхнего этажа высотного дома объекты (люди, автомобили) также кажутся нам слишком маленькими. В то же время строители, работающие на лесах, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

Наконец, еще один пример, свидетельствующий против тезиса о врожденности механизма константности восприятия — наблюдения над ослепшим в детстве человеком, у которого зрение было восстановлено операционным путем в зрелые годы. Вскоре после операции больной думал, что может выпрыгнуть из окна больницы на землю, не причинив себе вреда, хотя окно находилось на высоте 10 — 12 метров от земли. Очевидно, объекты, находящиеся внизу, воспринимались им не как удаленные, а как маленькие, что и вызвало ошибку при оценке высоты.

Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Из разнообразного и изменчивого потока движений рецепторных аппаратов и ответных ощущений субъект выделяет относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимае­мого объекта. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает инвариантность перцептивного образа относительно этих изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата, следовательно, порождает константность этого образа. При этом вариации, вызванные изменением условий восприятия и активными движениями органов чувств наблюдателя, сами по себе сколько-нибудь не ощущаются; воспринимается лишь нечто относительно инвариантное, например форма какого-либо предмета, его размеры и т. п.

Способность нашей перцептивной системы корректировать (исправлять) неизбежные ошибки, вызванные бесконечным многообразием условий существования окружающего мира вещей, и создавать адекватные образы восприятия хорошо иллюстрируется опытами с очками, искажающими зрительное восприятие путем переворачивания изображений, искривления прямых линий и т.п. Когда человек надевает очки, искажающие предметы, и попадает в незнакомое помещение, он постепенно приучается корректировать искажения, вызванные очками, и, наконец, перестает замечать эти искажения, хотя они отражаются на сетчатке глаза.

Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Формирующаяся впроцессе предметной деятельности константность восприятия — необходимое условие жизни и деятельности человека. Без этого человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире. Свойство константности обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предмета и условий его существования.

ОСМЫСЛЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ. Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет — это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове.

Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет динамический поиск наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных. Показательны с этой точки зрения так называемые двусмысленные рисунки, в которых попеременно воспринимаются то фигура, то фон (см. рис. 2). На этом рисунке выделение объекта восприятия связано с его осмысливанием и называнием (два профиля и ваза). Фон может быть либо черным, либо белым. Это зависит от того, что человек воспринимает — вазу или два профиля. Фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон — в фигуру.

Любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на каком-то фоне. Чередование фигуры и фона свидетельствует о том, что восприятие (зрительное) не выводится просто из паттернов возбуждения на


Рис. 2. Взаимозаменяемость фигуры и фона (ваза Рубина)

сетчатке. Необходим еще какой-то тонкий процесс переработки (интерпретации) даже на таком элементарном уровне. Феномен чередования связан с именем датского психолога Эдгара Рубина. Он разработал простые, но остроумные штриховые рисунки, изображающие пару форм, разграниченных одной и той же линией. При этом происходит соперничество этих форм. Каждая из них поочередно “уходит” в фон, перестает восприниматься.

То, что человек воспринимает в данный момент, зависит от того, что вносится в этот процесс прошлым опытом, а также от того, чего он хочет в данный момент. Особенно заметна эта закономерность в процессе восприятия человеческого лица. Огромную роль играет внутренний шаблон, а также эмоциональное отношение к воспринимаемому: чем эмоционально ближе наблюдаемый человек, тем большие искажения в его облике корректируются воспринимающим.

Наш мозг действительно имеет тенденцию (по-видимому, врожденную) структурировать сигналы таким образом, что все, что меньше или имеет более правильную конфигурацию, а главное то, что имеет для нас какой-то смысл, воспринимается как фигура; она выступает на некотором фоне, а сам фон воспринимается гораздо менее структурированным.

Это относится, прежде всего, к зрению, но также и к другим чувствам. Так же обстоит дело, когда в общем шуме собрания кто-то произносит нашу фамилию. Она сразу выступает как “фигура” на звуковом фоне. Такое же явление мы наблюдаем, когда улавливаем запах розы, находясь среди группы курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами.

Однако вся картина восприятия перестраивается, как только другой элемент фона становится в свою очередь значимым. Тогда то, что за секунду до этого виделось как фигура, теряет свою ясность и смешивается с общим фоном.

ОБОБЩЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ тесно связана с личным опытом челове­ка. По мере расширения личного опыта восприятия образ, сохраняя свою индивидуальность и отнесенность к предметному объекту, причисля­ется ко все большей совокупности предметов определенной категории, то есть все более надежно классифицируется. Для этого необходимо обобщение, обращение к хранящемуся в памяти классу сходных объектов, что означает переход от наличной ситуации к другой; к постижению реальности через призму индивиду­ально закрепленного образа мира, лично обобщенной схемы действительности.

Восприятие – это одновременно и упрощение воспринимаемой действительности, фиксация наблюдаемых признаков с точки зрения их значимости для человека, сведение этих признаков в устойчивые комплексы и классификация на их основе различных объектов окружающего мира. Обобщенность и классификация обеспечивают надежность правильного узнавания объекта независимо от его индивидуальных особенностей и искажений, не выводящих объект за пределы класса. Значение обобщенности проявляется в надежности узнавания, например, в способности человека свободно читать текст независимо от шрифта или почерка, которым он написан. Следует отметить, что обобщенность восприятия позволяет не только классифицировать и узнавать предметы и явления, но и предсказывать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаемые.

В этом смысле интересен такой пример. Один из критиков Платона заме­тил как-то: “Я вижу лошадей, а не лошадность”. На что Платон ответил: “Это оттого, что у тебя есть глаза, но нет ума”. Возникает вопрос: о какой “лошаднос­ти” идет речь, и кто прав? Разумеется, Платону представлялось очевидным, что если множество предметов обладает одним и тем же свойством — как все люди “человекостью” или все белые камни “белостью”, — то свойство это не ограничивается частным явлением в мире материи, пространства и времени. Оно нематериально, не поддается пространственно-временным ограничениям и трансцендентно по отношению к множеству отдельных своих проявлений. Прекратить свое существование может только та или иная вещь, но не это всеобщее свойство, которое эта вещь воплощает. Для Платона архетипическая лошадь, дающая вид всем лошадям, — реальность, более основополагающая, нежели реальность конкретных лошадей, которые суть не более, чем частные проявления идеи “лошадности”, конкретные воплощения ее формы.

Подводя предварительный итог, можно заключить, что восприятие — активный процесс, в ходе которого человек производит множество перцептив­ных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета. Активность восприятия состоит, прежде всего, в участии эффекторных (двигательных) компонентов анализаторов в процессе восприятия (движения руки при осязании, движения глаза в зрительном восприятии и т. п.). Кроме того, необходима и активность на макроуровне, т. е. возможность в процессе восприятия активно перемещать свое тело.

Восприятие рассматривается как процесс, связанный с активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решений. Последовательность актов, включенных в этот процесс, можно представить себе следующим образом:

1) первичное выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту;

2) поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, сравнение с которым воспринятого позволяет судить о том, что это за объект;

3) отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого гипотетического решения;

4) окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.

Между всеми перечисленными характеристиками восприятия есть некоторое функциональное сходство. И константность, и предметность, и целостность, и осмысленность, и обобщенность придают образу важную черту – независимость (в некоторых пределах) от условий восприятия и искажений. В этом смысле константность – это независимость от физических условий восприятия, предметность и осмысленность – от того фона, на котором объект воспринимается, целостность – независимость целого от искажения и замены компонентов, составляющих это целое, обобщенность – это независимость восприятия от таких искажений и изменений, которые не выводят объект за границы класса.


<< Предыдущая — Следующая >>


Статья о восприятии+(психология) из The Free Dictionary

Восприятие+(психология) | Статья о восприятии+(психология) от The Free Dictionary

Восприятие+(психология) | Статья о восприятии+(психология) от The Free Dictionary


Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.

Возможно, Вы имели в виду:

Пожалуйста, попробуйте слова по отдельности:

восприятие психология

Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:

  • Экологическая психология
  • Кэрол Фаулер
  • Ричард Грегори
  • Фриц Хайдер
  • Рэйчел Сара Херц
  • Эдвард Э. Джонс
  • Дж. Дж. Гибсон
  • Альберт Мишотт
  • Эмили Бушнелл
  • Майкл Терви
  • восприятие
  • Фехнеровская психофизика
  • психофизика
  • Ховард Нусбаум
  • Хайнц Вернер (психолог)
Не можете найти то, что ищете? Попробуйте выполнить поиск по сайту Google или помогите нам улучшить его, отправив свое определение.

Полный браузер ?

  • Восприятие (психология)
  • Восприятие (психология)
  • Восприятие (психология)
  • Восприятие (психология)
  • Восприятие (психология)
  • Восприятие (альбом The Doors)
  • Восприятие (сериал)
  • Встроенные системы восприятия и управления
  • Восприятие и интерактивные технологии
  • Система восприятия и навигации для автономных мобильных приложений
  • Прототип восприятия и производительности
  • Опросник восприятия и предпочтений
  • восприятие слух
  • Мгновенное восприятие
  • Восприятие — это реальность
  • Управление восприятием
  • Управление восприятием
  • Управление восприятием
  • Шкала восприятия рождения
  • Восприятие одышки
  • Опросник восприятия мигрени
  • Восприятие реальности
  • Восприятие ограничений Используйте анкету
  • Восприятие риска
  • Опросник восприятия успеха
  • Восприятие дразнящей шкалы
  • Восприятие Pty
  • Услуги по исследованию восприятия
  • Восприятие реальности
  • Видеорегистратор восприятия
  • восприятие+(психология)
  • Восприятие, Системы, Информация
  • Поиск изображений на основе восприятия
  • Восприятие-Идентификация-Эмоция-Воля
  • Тест на восприятие отношений
  • Время восприятия-реакции
  • Восприятие-Причина-Действие
  • восприятие
  • восприятие
  • восприятие
  • восприятие
  • Перцепционное адаптивное кодирование поддиапазона
  • Perceptional Design Management International
  • перцепционизм
  • Восприятие
  • Восприятие
  • Восприятие
  • Восприятие
  • Восприятие Христофора Колумба
  • Восприятие Христофора Колумба
  • Восприятие Колумба
  • Восприятие Колумба
  • Опросник для медсестер в отделениях интенсивной терапии
  • Восприятие организационно-политического масштаба
  • Шкала восприятия родителей
  • Восприятие религиозных образов в природных явлениях
  • Восприятие, ожидания, эмоции и знания
  • Восприятие, мнения, убеждения и отношения
  • Восприятие
  • восприимчивый
  • восприимчивый

Сайт: Следовать:

Делиться:

Открыть / Закрыть

 

MIIS3: Самовосприятие

Раздел 3: Восприятие себя

После завершения этого раздела учащиеся должны уметь:

  1. определяют самовосприятие и то, как оно состоит из самооценки и самооценки.
  2. объясняют, как самооценка состоит из самооценки и обратной связи.
  3. объяснить, как самооценка развивается с помощью применения критерия.
  4. различают внутренние стандарты и внешние стандарты в развитии самооценки.
  5. опишите, как ошибочные представления о должном и обязательном сборе влияют на самооценку

Самовосприятие

То, как мы воспринимаем других, напрямую влияет на то, как мы с ними общаемся. Вспоминая шесть образов-концепций: Я-концепция, концепция другого и метаконцепция. Модуль II, раздел 1, первый образ, который вступает в игру, на самом деле является нашим восприятием себя. Наше самовосприятие влияет на то, как мы представляем себя окружающим. Если Бев считает себя уверенной и интересной, она, скорее всего, будет общительной и разговорчивой. Если Рут считает себя неинтересной, она, скорее всего, будет застенчивой и нерешительной в отношении других.

Самовосприятие — это образ, который мы создаем о себе и своих чертах, а также суждения, которые мы делаем об этих чертах . Самовосприятие включает в себя два основных перцептивных процесса: нашу самооценку или представление о том, кто мы есть ; и наша самооценка или то, как мы судим и оцениваем эти черты.

Предостережение, прежде чем мы продолжим. Я-концепция и самооценка представляют собой сложную психологическую динамику с множеством влияний. Намерение здесь состоит в том, чтобы представить базовый, основанный на восприятии способ рассмотрения я-концепции и самооценки. Другими словами, это упрощенный взгляд на сложную человеческую динамику. Поймите, что для понимания этой темы нужно многому научиться в таких областях, как психология и социология.

Я-концепция

Наша самооценка — это наше восприятие черт, которые у нас есть, список характеристик, которые мы видим в себе. Этот список не является ни положительным, ни отрицательным, это просто список того, что мы считаем правдой о себе. Мы создаем наш список на основе самооценки и отзывов других. Наша самооценка — это наше восприятие наших черт и поведения . Это как смотреть в зеркало и использовать наши собственные чувства, чтобы понять, кто мы есть. Однако мы должны осознавать, что процессы восприятия, влияющие на нашу интерпретацию других, применимы и к нам. Эти влияния могут привести к искажению картины. В подростковом возрасте мы все проходили через стадию акне, и временами мы становились чрезмерно сосредоточенными на каком-то одном месте.

Изображение 1
Дело в том, что это было все, что мы могли видеть в зеркале, когда другие, возможно, едва замечали это. Молодой человек, обезумевший из-за истории облысения по мужскому типу в своей семье, может быть чрезмерно настроен на свои волосы и любые изменения, подчеркивая небольшие различия в толщине. Если говорить более серьезно, то человек с нервной анорексией будет воспринимать себя как «толстую», хотя на самом деле он может иметь опасно недостаточный вес. Как мы знаем о процессе восприятия, мы не всегда можем верить своим глазам, поэтому нам нужно быть добрее к себе, понимая, что наше восприятие может быть легко искажено.

Обратная связь которую мы получаем от других это способ проверить и подтвердить нашу самооценку . Если Тодд считает себя очень забавным человеком, люди, смеющиеся над его шутками, подтвердят его самооценку. Он увидит доказательства того, что другие смотрят на него так же, как он смотрит на себя. Если Марджори считает себя заботливым другом, то, что другие ищут у нее утешения и поддержки, подтверждает ее самооценку. Марджори видит доказательства того, что другие видят в ней заботливого человека.

Иногда мы можем видеть несоответствие между нашей самооценкой и отзывами других. Например, Дон может думать, что он интересный собеседник, но, похоже, никто не хочет вести с ним беседу. Столкнувшись с таким несоответствием, Дон может либо переоценить свою самооценку, либо проигнорировать обратную связь. Происхождение обратной связи имеет значение. Отзывы наших референтных групп, как правило, труднее игнорировать, в то время как отзывы незнакомцев легче игнорировать. Хотя игнорирование отзывов от доверенных лиц может быть рискованным, чрезмерная чувствительность к реакции других также вредна для здоровья. В нашей западной культуре мы склонны подчеркивать черты, которые мы считаем негативными, поэтому переоценка нашей самооценки в свете этой обратной связи может быть здоровым способом контролировать наше представление о себе.

Самоуважение

После того, как мы осознаем свои черты, мы оцениваем их; мы судим, нравится ли нам определенная черта или поведение. Например, Габриель может оценить свой вес как нежелательный; таким образом, ее самооценка в этом аспекте ее Я-концепции ниже. Однако она также может оценивать свои отношения с партнером как очень хорошие и здоровые, поэтому у нее более высокая самооценка в этом аспекте ее Я-концепции.

Чтобы оценить что-либо, включая наши черты и поведение, мы должны сравнить эти черты и поведение с чем-то. Мы используем критериев , стандартов, по которым мы измеряем что-то . Если мы заинтересованы в покупке определенного автомобиля, единственный способ оценить его цену — сравнить его с другими автомобилями аналогичной стоимости. Мы можем делать покупки у различных дилеров или, возможно, искать рекомендуемую розничную цену в «Синей книге» Келли. Эта предлагаемая цена является критерием, мерой, по которой мы можем определить, является ли предлагаемая цена приемлемой.

Точно так же работает и наша самооценка. Наши области опыта содержат стандарты, по которым мы измеряем и судим себя. Чтобы Эстер оценила свой вес, она может сравнить себя с людьми из своей референтной группы, со своими родственниками, с медицинскими таблицами роста/веса, со знаменитостями и так далее. Поскольку критерии, то, с чем она сравнивает себя, меняются, ее оценка, скорее всего, изменится. Если в ее семье есть проблемы с весом, по сравнению с ними она может положительно относиться к своему нынешнему весу. Однако, если она сравнит свой вес с тем, что медицинское сообщество считает подходящим для ее роста, эта оценка может быть менее положительной. У всех нас есть представления о том, что значит быть привлекательным для человека, и мы используем их в качестве стандартов, чтобы судить о себе. Так что, если ощущение привлекательного размера тела Эстер связано с нереально худой натурой многих моделей и знаменитостей, она может довольно строго судить о своем весе.

Таким образом, самооценка является функцией воспринимаемой дистанции между нашими критериями и нашим нынешним «я». По мере того как мы приближаемся все ближе и ближе к нашим целям, наша самооценка укрепляется. Слишком часто мы предполагаем, что единственный способ повысить самооценку — это изменить реальность самих себя, например, похудеть, чтобы быть ближе к нашему идеалу. Однако другой путь заключается в переоценке и пересмотре самих критериев. Часто стандарты, которые мы устанавливаем для себя, нереалистичны и недостижимы. Тип стандарта, который мы используем для оценки себя, имеет решающее значение для поддержания здоровой самооценки. Существует два источника этих критериев: внутренние стандарты и внешние стандарты.

Изображение 2

Внутренние стандарты — это стандарты, которые мы решили, что они являются правильными и разумными для нас индивидуально. Мы используем их, чтобы установить цели и направление в нашей жизни. Если Халид решил, что ему подходит получение высшего образования, этот стандарт помогает ему поставить перед собой четкую цель; это может дать ощущение направления и цели. Халид может оценить свое поведение по тому, насколько хорошо оно помогает ему в достижении цели. Если Джулиана решит, что похудеть на 20 фунтов является для нее подходящей целью, у нее есть конкретная, измеримая цель. Она может измерить себя по своему прогрессу в достижении этой цели. Это цели, которых нужно достичь, и они реалистичны и достижимы.


Внешние стандарты , однако, могут быть опасны. Когда мы становимся жертвами стандартов, навязанных нам общественными силами, такими как семья, друзья и средства массовой информации, мы оказываемся на опасной территории. Подумайте о нереалистичных стандартах, которые наша индустрия развлечений устанавливает для внешности мужчин и женщин. Мы видим сильно манипулируемые образы привлекательности, и благодаря постоянному воздействию этих образов мы можем начать чувствовать, что они воплощают в себе критерии, которых нам нужно достичь. Кампания Dove за настоящую красоту (Dove 2013) является примером попытки противостоять этому подавляющему внешнему давлению и подчеркнуть необходимость измерять себя внутренне, а не на том, что другие говорят, что мы должны быть. Ориентированная на молодых женщин программа направлена ​​на то, чтобы информировать людей об этом внешнем давлении и, как следствие, уменьшить влияние таких социальных образов.

Эти внешние, социальные воздействия очень сильны, и они не случайны. В Нищета изобилия , Пол Вахтел (1988) утверждал, что реклама преднамеренно работает над тем, чтобы эти стандарты оставались вне досягаемости. Реклама создает постоянно меняющиеся стандарты красоты, богатства, здоровья и других подобных показателей. Постоянно меняя стандарты, мы продолжаем покупать их продукцию, пытаясь соответствовать этим ложным стандартам. Мы всегда можем быть стройнее, иметь больше/лучшие волосы, выглядеть сексуальнее или вести себя круче. Постоянно устанавливая новые стандарты в одежде и внешнем виде, мы стимулируем покупки.

Вахтель продолжает объяснять, что эта постоянная неадекватность приводит к тому, что мы измеряем себя с точки зрения материальных благ или денег. Если у нас нет подходящей машины, дома, одежды, прически и так далее, мы не «с этим». Способ быть «с этим» — это купить то, что, по мнению других, мы должны иметь, носить или использовать. Это такая опасность для нашей самооценки, потому что по мере взросления поиск более высокой самооценки может привести нас ко все более и более отчаянным попыткам соответствовать этим нереалистичным стандартам.

В этой безумной попытке мы легко становимся жертвой заблуждения о должном . Заблуждение должностей есть ошибочная вера в то, что мы должны удовлетворять все, чем мы должны быть, что должны делать, что должны покупать . Эти обязанности являются продуктом нашего общества, наших сверстников, наших коллег и рекламы. Это стандарты, которым, как нам ошибочно кажется, мы должны соответствовать. Как только мы попадаем в ловушку, мы начинаем то, что Альберт Эллис назвал , собирая , акт попытки встретить этот могущественный и подавляющий мир долженствований (Nemade, Staats Reiss, & Dombeck, 2007). Мы постоянно стремимся выполнять внешний стандарт, игнорируя наши внутренние стандарты.

Хотя внешнее давление с целью соответствовать социальным стандартам может быть очень сильным, когда мы узнаем об этом влиянии, мы можем бороться с ним. Мы можем использовать наши внутренние стандарты для оценки внешних, ассимилируя те, которые мы находим подходящими для нас, но отбрасывая в сторону те, которые нам не подходят. Однако если мы находимся под влиянием внешних стандартов, то наши внутренние зачастую отходят на второй план, погребаясь под натиском внешних сил.

Восприятие себя — это такой же процесс, как и восприятие других, только обращенное на себя. Мы чувствуем информацию о себе либо через самооценку, либо через обратную связь от других. Мы используем эту информацию для создания собственного образа, списка наших черт и характеристик. И мы интерпретируем, что значит для нас этот образ самого себя; мы измеряем, насколько нам нравятся эти черты, развивая нашу самооценку.

Как упоминалось в начале этого раздела о я-концепции, проблемы с самооценкой могут быть довольно сложными, на них влияет множество факторов в жизни. Чтобы узнать больше о проблемах самооценки, рассмотрите подходящий урок психологии для изучения более глубокой динамики самооценки.

Мы видим, что восприятие себя подвержено давлению переменных, которые могут вызвать искажения в этом восприятии. Признавая это давление, мы можем смягчить последствия этого давления.

Ключевые понятия

Термины и понятия, с которыми учащиеся должны быть знакомы из этого раздела, включают:

Самовосприятие

Я-концепция

  • Самооценка
  • Обратная связь

Самоуважение

  • Критерии
  • Внутренние стандарты
  • Внешние стандарты
  • Ошибка долга
  • Сбор

Каталожные номера

Голубь. (2013). Кампания Dove за настоящую красоту . Получено 21 марта 2013 г.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts