Свойства восприятия в психологии таблица: Срс №6. Составьте таблицу «Свойства восприятия»:

Содержание

Срс №6. Составьте таблицу «Свойства восприятия»:

Свойство восприятия

характеристика

пример

предметность

константность

целостность

структурность

осмысленность

избирательность

СРС №7. Сделать конспект работы Рубинштейна С.Л. «Восприятие и направленность личности»

(в книге «Основы общей психологии» Рубинштейна С.Л.)

Занятие 3. Ощущение и восприятие. Методы их исследования.

Задания для подготовки:

  1. Что такое ощущение? Раскрыть значение ощущений в жизни человека. Физиологическая основа ощущений.

2. Составить схему «Классификация ощущений» (1 — по контакту с раздражителем, 2 — по расположению рецептора). Охарактеризуйте каждый вид ощущений.

  1. Составить таблицу «Свойства ощущений» и раскрыть содержание каждого свойства:

Свойства

Содержание

1.

качество

2.

интенсивность

3.

длительность

4.

пространственная локализация раздражителей

  1. Понятие о восприятии. Физиологическая основа восприятия.

  1. Составьте схему «Виды восприятия». Раскройте более подробно восприятие движения, восприятие пространства и восприятие времени.

  1. Составьте таблицу «Особенности восприятия»:

Особенности

Содержание

1.

апперцепция

2.

активность

3.

Фигуро-фоновые отношения

4.

Роль движений

5.

иллюзии

Список литературы:

1. Гамезо, М.В. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М.: РПА, 2006. – 276с.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в психологию. — М.: «Че-Ро», 2006.

3. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2007. – 583с.

4. Петровский, А.В. Психология [Текст]: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 6-е изд., стереотип / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 512с. – (Классическая учебная книга)

5. Психология [Текст]: учебник / В.М. Аллахвердов, С.И. Богданова [и др.]; отв. ред. А.А. Крылов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

6. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. 17-е изд. – Феникс, 2007. – 672с.

И др.

Д3. Свойства восприятия – Эффективная работа в MS Office

Информационный дизайн ‒ художественно-техническое оформление и представление информации. Информационный дизайн включает в себя:

  1. Функциональные возможности представления информации
  2. Психологические критерии восприятия информации человеком
  3. Эстетика визуальных форм представления информации.

90 % информации человек получает с помощью зрения

Это знают все

Не раз я становилась свидетелем спора: что и кто определяет качество обучения. Преподаватель, а точнее квалификация преподавателя, или наглядные материалы, в частности презентации? Для меня подобный спор беспредметен – в обучении нет мелочей. Что касается наглядных материалов, то этот спор давно решён самой природой – 90 % информации мы получаем через глаза.

Рассказывать или показывать? Почти гамлетовский вопрос. Обратимся к официальным данным. Что остаётся в головах у обучаемых после занятия?

Вид занятияУсвоенная информация
После 3 часовПосле 3 дней
Только рассказ70 %10 %
Только показ72 %20 %
Рассказ и показ85 %65 %

По окончании урока вы сможете:

  1. Дать определение понятию «Восприятие»
  2. Перечислить свойства восприятия и дать им краткую характеристику
  3. Перечислить свойства хороших учебных материалов

1. Восприятие окружающего мира

Мы воспринимаем окружающий мир, благодаря пяти органам чувств:

  1. глаза (орган зрения),
  2. уши (орган слуха),
  3. нос (орган обоняния),
  4. кожа (орган осязания),
  5. язык (орган вкуса).

Восприятием называется процесс, в ходе которого происходит:

  • отражение человеком предметов и явлений объективной действительности в ходе их непосредственного воздействия на органы чувств;
  • создание чувственного образа предмета или явления, возникающего в процессе такого отражения.

Восприятие – процесс, имеющий две связанные между собой стороны:

  1. отражение в сознании внешних предметов и явлений,
  2. «встречную» деятельность сознания, в ходе которой создаётся некий образ. Последнее означает, что эффективное и полноценное восприятие всегда должно быть активным, и это необходимо учитывать при создании презентации и любого другого наглядного материала.

Восприятие является одним из этапов воздействия любой учебной информации на людей и занимает первое место в цепочке:

Следовательно, если эффективного восприятия объекта не произойдёт, то снизится или даже будет равна нулю эффективность процесса «Восприятие ⇒ Запоминание ⇒ Вовлечение».

Для нас важно понять особенности зрительного восприятия потому, что оно обеспечивает человеку до 90 % всей получаемой информации.

Главные причины, по которым зрительная информация так важна:

  • зрительные образы по большей части (хотя далеко не все) «интернациональны», они позволяют преодолевать языковой барьер;
  • зрительная информация более выразительна, сильнее привлекает внимание, поэтому она легче и быстрее воспринимается;
  • зрительная информация лучше запоминается, чем любая другая – нередко даже словесная информация откладывается в памяти в виде визуальных образов (с помощью иллюстраций учат иностранные слова, а в начальной школе – и слова родного языка).

Более подробно об этом можно почитать в любой работе по психологии, посвящённой свойствам восприятия.

Существуют объективные закономерности зрительного восприятия. Об этих закономерностях знают рекламщики и маркетологи. Воздействуя на наше восприятие, нас заставляют совершать зачастую не нужные нам покупки, запоминать не нужную нам информацию. Так почему мы не можем воспользоваться объективными закономерностями в благородных целях? А наша цель – создать красивые интересные запоминающиеся учебно-методические материалы и в конечном итоге поспособствовать успеху обучения.

Рассмотрим психологические критерии зрительного восприятия информации человеком или Свойства восприятия, так как нам важно понять, почему свойства зрительного восприятия следует учитывать при создании слайдов, да и вообще при любой визуализации информации.

Итак, перечислю по порядку свойства восприятия:

  1. Последовательность
  2. Избирательность
  3. Соотносительность
  4. Константность
  5. Целостность
  6. Иллюзорность
  7. Ассоциативность
  8. Запоминаемость
  9. Реакция на движение

2. Свойства восприятия

1.   Свойство восприятия «Последовательность»

Любое изображение или объект – в общем, то, что находится у нас перед глазами, – состоит из деталей. По данным физиологов, при рассматривании объектов зрачок все время движется по сложным траекториям. Глаз устроен так, что за один раз позволяет распознать только один образ, затем переходит к следующему и т. д., то есть, человек смотрит последовательно. При знакомстве с объектом он как бы ощупывает его взглядом.

Посмотрите, как хаотично движется зрачок при рассматривании профиля Нефертити:В зрительной памяти «застревают» характерные признаки, движение глаз отражает работу мысли. Глаз не обводит контуры предметов, а перескакивает от одной части изображения к другой, иногда несколько раз повторяя один и тот же путь. Элементы изображения, по которым человек чаще всего скользит взглядом, являются смысловыми центрами.

Смысловыми центрами называются элементы изображения, на которых человек фиксирует взгляд чаще всего. Последовательность зрительного восприятия – это последовательность восприятия смысловых центров.

При визуализации учебной информации необходимо заботиться о том, чтобы смысловыми центрами были не второстепенные элементы, а элементы, несущие непосредственную учебную нагрузку.

Пример:

Выводы, которые я делаю при рассмотрении этой схемы

  • ЗГИ (1) имеет крайне отдалённое отношение к Начальнику управления по модернизации и ПСЭ (2).
  • Начальники отделов (3) имеют различный «вес» на производстве,
  • Группа контроллинга (4) стоит на ступеньку ниже Начальника управления по модернизации и ПСЭ (2), но выше других начальников.
  • Связь между группой контроллинга (4) и Контролем выполнения заданий, соблюдения норм и правил (5) более весома и направлена чётко от одного к другому, тогда как связь между остальными объектами выражена соединительными линиями. (Кстати, а почему группа контроллинга с маленькой буквы?)
  • Элемент Контроль выполнения заданий (5) обозначен международным символом «база данных». Это база данных документов по контролю?
  • Связи (6) между начальниками отделов (3) и группами (7) имеют различные «коленца»
  • Группы (7) различаются не понятно по какому признаку: то ли по количеству сотрудников, то ли по важности выполняемых задач.

А теперь окончательный вывод по этой схеме. Смысловые центры расположены по схеме хаотично, не определены вес и значимость каждого смыслового центра. Обилие ломанных линий даёт иллюзию обилия связей, в которых тяжело разобраться. Глаза обучаемых при рассмотрении этой схемы наверняка будут двигаться хаотично, чтобы собрать эту схему в единое целое. Понять такую схему тяжело, а запомнить практически невозможно.

При анализе этой структурной схемы следует:

  1. Выделить главные и второстепенные смысловые центры.
  2. Определить связи между центрами и расположением подчеркнуть уровень связей.

При оформлении структурный схемы следует:

  1. Делать скруглённые углы у фигур.
  2. Использовать серую обводку для «смягчения» и размытия фигуру (приём смягчения фигур позволяет тексту не потеряться, а остаться в зоне внимания).
  3. Использовать различные оттенки одного цвета для заливки фигур, чтобы подчеркнуть различные уровни.

Обратите внимание на элемент «Контроль выполнения заданий, соблюдения норм и правил». Этот элемент отличается от других по своему смыслу (он раскрывает функционал группы контроллинга), поэтому и оформление должно отличаться от остальных.

Элементы, обозначающие функционал групп, подчиняющихся начальникам отделов, оформлен в одном ключе с элементом «Контроль выполнения заданий, соблюдения норм и правил» – прямоугольная форма элемента, курсивное начертание текста. Но граница окрашена в тон элементу «Группа…»

Вывод: к свойству восприятия «Последовательность» мы обращаемся тогда, когда структурируем информацию.

2. Свойство восприятия «Избирательность»

Человек воспринимает зрительные объекты избирательно, и одним элементам уделяет больше внимания, а другим меньше, то есть для нас существуют более и менее значимые элементы изображения. Точки, в которых при рассматривании изображения зрачок останавливается и меняет направление, называются точками максимальной кривизны (или точками излома) данного участка контура (иногда они бывают точками максимального контраста, как, например, глаза). Эти точки наиболее важны для распознавания визуальной информации. Повышенное внимание к таким точкам выработано эволюцией. Эти точки, то есть характер излома линий, служит первостепенным признаком для быстрого определения объектов, которые могут нести опасность.

Резкие изломы линий часто используются художниками для достижения большей выразительности, для стилизации изображений. Перед вами стилизованное изображение бегущего человечка. На изображении кружками выделены точки излома:Когда нам полезно вспомнить об этом свойстве восприятия? Когда идёт сплошной текст (а это часто встречается в учебных презентациях), сдвиньте блоки текста относительно друг друга, добавьте картинку-перебивку, которая по смыслу подходит к тексту. А в таблице полезно сделать чередующие цветовые строки, разумеется, не злоупотребляя цветовым контрастом.

Пример. Сплошной текст:При анализе этого текстового блока можно выделить различные объекты (см статью Технология работы с текстом):

  • Заголовки
  • Подзаголовки
  • Поясняющий текст.

Заголовки и подзаголовки будут главными объектами, а поясняющий текст ‒ второстепенным объектом. При оформлении этого блока текста акцентируем цветом, размером и расположением различные уровни этих объектов (как это делалось в структурной схеме). В результате получаем точки излома в тексте:

3. Свойство восприятия «Соотносительность»

Соотносительность ‒ особенность восприятия, которая выражает следующее: свойства одних предметов воспринимаются в сравнении с теми же свойствами других предметов.

Если на картинке изображён только один объект, вы, скорее всего, не сможете сказать, большой он или маленький.

Следует поместить его в какую-то среду, сопоставить габариты с известными размерами других предметов.

Посмотрите, как меняется наше представление о размере автомобиля в зависимости от того, чьё изображение мы поместим рядом с автомобилем. В первом случае мы видим дорогой кабриолет, который собирается ремонтировать механик, а во втором случае мы видим большую красивую машинку, которую любящие родители слишком рано подарили своему малышу:

Глаз воспринимает линию как длинную, если для сравнения перед ним находится другая, более короткая. Но та же линия будет казаться короткой, если рядом расположена линия большей длины.

Эмоциональное восприятие одного и того же объекта зависит от его окружения:Принцип соотносительности восприятия справедлив не только для размера. Это свойство зрения позволяет усилить восприятие цветности изображения: тёмное на светлом фоне кажется более темным и наоборот; контраст цветов усиливает их «звучание». Посмотрите на картинку. Внутренние прямоугольники одинаковые, они залиты одной и той же градиентной заливкой. Первый внешний прямоугольник залит сплошным цветом, а второй – градиентом обратного направления. Во втором случае контраст цветов заметнее

Подсознательное стремление человека сравнивать объекты иногда приводит к глазомерным ошибкам и иллюзиям. Поместите рядом с объектом предмет, размеры которого заведомо известны (спичечный коробок, мобильный телефон известной марки, взрослого человека), и размеры этого объекта станут узнаваемыми:

4. Свойство восприятия «Константность»

Константность (предметность), или постоянство восприятия величины и формы, — это относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия.

Увиденный предмет по ряду признаков мгновенно сопоставляется с имеющейся в памяти абстракцией и приобщается к нужному классу:

  • раскрытая ладонь и кулак объединяются понятием «рука»,
  • собака, рассматриваемая с разных точек зрения, в разных проекциях, выглядит по-разному, более того, собаки бывают разных пород – но увидев изображение любой собаки, человек непременно идентифицирует ее именно как таковую.
  • все мыслимые изображения деревьев — в понятие «дерево»:

Постоянство восприятия объектов, которые различаются между собой, но принадлежат к одному классу – свойство не врождённое, а приобретённое. Оно формируется у человека на основе накопленного опыта. В течение жизни в нашем сознании накапливается множество обобщённых образов, необходимых для опознания тех или иных предметов. И как только человек в очередной раз видит предмет этого класса, в его сознании всплывает обобщённый образ.

Для иллюстрации данного утверждения приведу старинную детскую загадку:

Ответ:

Вы никогда не видели человека в сомбреро на велосипеде сверху? Я – нет. У меня нет опыта в распознавании сомбреро вид сверху

С учётом свойства «Константность» мы можем добиться того, чтобы обучаемые смогли соотнести новый материал с накопленным ранее опытом. Содержательная и изобразительная составляющие наших учебных пособий и презентаций должны быть узнаваемы.

5. Свойство восприятия «Целостность»

Человек способен воспринимать как отдельные части, так и все изображение одновременно.

Информация о форме, цвете, яркости и других характеристиках объекта сливается воедино, формируя определённый образ:

Несколько произвольных кривых линий, воспринимаемые как единое целое, могут неожиданно породить новое изображение, причём человек подсознательно пытается наделить такое изображение смыслом.

Пример:

На этой картинке заголовок настолько доминирует над всей остальной информацией, что взгляд постоянно будет обращаться к этому заголовку, а остальная информация будет ускользать от внимания. Когда вы сделаете усилие и начнёте изучать слайд, то пляшущие строчки не дадут вам целостной картины. Взгляд постоянно будет сбиваться. Хорошо, если в презентации один такой слайд, а если несколько? Ничего, кроме утомления, такой слайд не вызывает

А на этой картинке заголовок акцентирован размером шрифта и неяркой подложкой. Текст является естественным продолжением заголовка. Благодаря использованию табуляторов смысловые части создают иллюзию вертикальных линий. Текст легко читается и воспринимается:

6. Свойство восприятия «Запоминаемость»

Существенной характеристикой зрительного восприятия является запоминаемость. Из множества элементов рассматриваемого изображения или другого объекта человек может одновременно воспринять и запомнить лишь ограниченное их число, а именно 7 плюс-минус 2 (так называемое число Миллера). По отношению к учебным пособиям это означает, что их нельзя перегружать лишними деталями, в которых человек не сможет разобраться с первого взгляда.

Посмотрите в течение нескольких секунд на иллюстрацию, закройте глаза и попробуйте мысленно воспроизвести элементы сцены. Наверняка их будет не больше девяти:

При создании сложных композиционных произведений, плакатов и экспозиций, не забывайте это свойство восприятия, не перегружайте свою работу избыточным количеством деталей.

Но в практике нам приходится в качестве иллюстрации давать сложную схему с большим количеством элементов. Попробуйте выделить в схеме функциональные блока, то есть группу элементов, отвечающих за один процесс. Разделите эти блоки интервалами (расстояниями). Для однотиповых элементов задайте определённый цвет:

На этой картинке выделены функциональные блоки, которые расстоянием отделены друг от друга и воспринимаются отдельными большими объектами. В результате мы имеем схему из четырёх объектов. Схема намного легче читается.

7. Свойство восприятия «Реакция на движение»

Зрительный аппарат устроен так, что когда в поле зрения появляется движущийся объект, взгляд почти мгновенно, через 150–170 миллисекунд, захватывает объект центральным зрением и отслеживает движение. Вот появилось пульсирующее сердечко – и ваш взгляд метнулся к нему и отвлёкся от текста.

Существует версия, что причина этого механизма кроется в истории эволюции человечества. Для первобытного человека движущийся объект часто представлял опасность. Это мог быть хищник, падающее дерево, летящий камень, лавина и т. д. Человек должен был быстро отреагировать на постороннее движение и принять меры предосторожности. Возможно, выжили те, чья реакция была лучше, и это свойство закрепилось на генетическом уровне.

Реакция на движение широко используется профессиональными дизайнерами: неизменно привлекают внимание анимационная презентация, рекламные ролики, бегущая текстовая строка, движущаяся инсталляция.

Очень осторожно применяйте анимацию в учебных презентациях. После анимации, особенно, экзотической, взгляду трудно перейти к статике, то есть к элементарному чтению текста, схемы, таблицы. Ничего, кроме раздражения, презентации, перегруженные анимацией, не вызывают.

Анимация должна быть только там, где это необходимо. Анимация, которая не утомляет глаза ‒ это должно стать всеобщим правилом

8. Свойство восприятия «Иллюзорность»

Иллюзорность – это обманчивость зрительного восприятия, когда наше сознание даёт нам неверную информацию о видимых объектах. Так происходит потому, что зрительное восприятие часто сопровождается глазомерной оценкой. В ходе этой оценки некоторые выводы человек делает подсознательно и при этом ошибается, когда определяет размеры отрезков, равенство или неравенство фигур. Глазомерные оценки порой бывают ошибочны, и эта ошибочность носит весьма устойчивый характер. Например, светлые предметы на темном фоне кажутся больше и значительнее, чем они есть на самом деле, этот эффект называется иррадиацией (от лат. «сиять», «сияние»):

9. Свойство восприятие «Ассоциативность»

Ассоциативность – свойство восприятия, в силу которого человек устанавливает связи между, изображениями и возникающими при их восприятии зрительными образами с одной стороны, и идеями, понятиями, представлениями – с другой стороны.

Разные ассоциации может вызывать и восприятие разных линий и фигур:

Ассоциативность и особенно образность восприятия в большой степени зависит от национально-культурной принадлежности человека, от его образованности и информированности. Поэтому, используя те или иные образы и рассчитывая на те или иные ассоциации, необходимо учитывать, на какую аудиторию нацелена реклама – для того, чтобы закодированная в ней информация была правильно интерпретирована.

Учет особенностей зрительного восприятия является значительным резервом повышения выразительности.

3.  Характеристика хороших учебных материалов

Квалифицированный преподаватель, показывающий хорошо сделанную презентацию, добьётся наибольших успехов:

Хорошо сделанные учебные материалы показывают уважение к аудитории, серьёзное отношение к информации и к мероприятию, работают на имидж компании и на личный имидж преподавателя.

Учебные материалы, в том числе и презентации, должны:

  • отвечать поставленным задачам занятия,
  • позволять организовывать учебный процесс (вопросы, задания, проверка гипотез),
  • отвечать выбранным педагогическим технологиям и формам работы во время занятия,
  • учитывать особенности восприятия информации,
  • быть вариативным по способам представления учебной информации (рисунки, таблицы, модели, анимации, видеофрагменты).

Теперь вы сможете:

  1. Дать определение понятию «Восприятие»
  2. Перечислить свойства восприятия и дать им краткую характеристику
  3. Перечислить свойства хороших учебных материалов

Восприятие и взаимодействие

Восприятие и взаимодействие

Восприятие и взаимодействие

Доктор К. Джордж Бори
Университет Шиппенсбурга


Восприятие

Восприятие — зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, осязание в положение суставов и напряжение мышц, равновесие, температура, боль… — начинается со стимуляции сенсорных нейронов. Каждое чувство включает высокоразвитые клетки, чувствительные к определенным стимул: боль рецепторы реагируют на определенные химические вещества, образующиеся, когда ткани поврежден. Рецепторы осязания включают клетки с волосками, которые при согнуты, вызывают сигналы путешествовать вниз по аксону клетки. Баланс, движение и даже слух вовлекать подобные волосковые клетки. Нейроны, чувствительные к температуре, реагируют на тепло и холод. Вкус и запах рецепторы реагируют на молекулы окружающей среды так же, как и другие нейроны отвечать к нейротрансмиттерам. И нейроны сетчатки реагируют на в наличие света или определенные частотные диапазоны света, которые мы воспринимаем как цвет.

Но восприятие — это больше, чем просто пассивное восприятие информация. Восприятие — это активный процесс: Прикосновение, к примеру, требует движения — то, что в наши дни мы называется «сканирование». Touch включает информацию о вас (например, о ваших мышцах, суставах), а также о том, что вы трогательный. То же самое можно сказать и о слухе. Мы действительно должны называть это слушаю! Звук сам по себе, конечно, движется — он постоянно меняется. Если бы это было не так, мы бы перестали это слышать!

То же самое и со зрением. Видение предполагает постоянное движение — наших глаз, головы и тела, или вещей, которые мы видим, или всего выше. Внешние части нашей сетчатки особенно чувствительны к движение, поэтому, когда что-то попадает в поле нашего зрения, наше внимание приковано к этому. Даже тот факт, что у нас есть два глаза (бинокулярное зрение), является своего рода движение: два вида немного отличаются, как если бы мы переместили на несколько дюймов влево или вправо. Если бы мы смотрели и смотрели на сцену мы смотрим совершенно неподвижно, все бы все стало белым!

Мы также должны помнить, что восприятие не является чем-то сделанным. глазами, ушами или любым другим органом чувств. Это мультисенсорный, полный телом: «Годовалый ребенок стоит на пол комнаты упадет, если стены бесшумно и внезапно сдвинуть вперед несколько дюймов, хотя его ничего не касается» (Нейссер, стр. 116, ссылаясь Ли и Аронсону, 1974)


«Сырье» восприятия

Процессу восприятия предстоит многое сделать с самого начала. начало: Мы не в том положении, чтобы понимать мозаика бессмысленных точек света или несвязных звуков или запахи. Даже когда В 1890-х годах Уильям Джеймс указал, что мы не только воспринимаем вещи, но отношения такие как «и» и «или» а также.

Возьмите руки и поднимите их перед собой на расстоянии нескольких дюймы. Вы, конечно, видите свои руки, и нетрудно представить, что восприятие это вопрос определенных узоров света, за которыми следуют похожие узоры нейронных возбуждений. Но заметьте, что вы также воспринимаете свое Руки как «рядом друг с другом», тогда как на самом деле это восприятие не непосредственно представлен для вас как стимул в том, как сами ваши руки.

Многое из того, что мы переживаем, приходит «предварительно упакованным», готовым к нашему потребление. Природа дает «края» — изменения света паттернов, переходов, звуков — чтобы мы использовали для выбора объекты вне их окружения. Для например, мы видим вещи выделяющимися на фоне, чем-то называется явление фигура-фон , представленное датским феноменолог Эдгар Рубин (1886-1951).

Рубин продемонстрировал феномен, создав свой классический пример ан неоднозначная ситуация фигура-фон:

По сути, мы воспринимаем один аспект события как цифру . а другой как наземный . На рисунке Рубина нет истинных фигура и фон. Это рисунок, на котором выдает себя за . объект. Двусмысленность этого вынуждает нас использовать смещающееся внимание, которое мы давать к вазе или к лицам, чтобы увидеть то или иное.

Глубина — главный пример того, что мы переживаем напрямую, без необходимость опережающего толкования. Традиционно это было предполагаемый что мы конструируем глубину по таким ключам, как перспектива и родственник размер. Но нам нужно использовать такие подсказки только тогда, когда мы смотрим на картинки, которые являются подделка глубины! На самом деле, мы видим истинной глубины потому что это есть, чтобы увидеть.

Опять же, именно тот факт, что видение включает в себя движение, показывает нам правда дела. Например, вещи, которые ближе к нам, меняются позиция быстрее, чем предметы, которые находятся дальше, и удаленные предметы форма фоны для близких. Помнишь с детства, как в луна, казалось, следует за вами, пока вы едете, а телефонные столбы взбитый к со скоростью миллион миль в час?

Элеонора Гибсон заняла свое место в истории книг по психологии с ее эксперимент с визуальным обрывом. Она построили специальную таблицу: У одной половины было оргстекло с наклеенным прямо под ним шахматным рисунком. Другая половина тоже был оргстекло, но в шахматном порядке было пару футов внизу, на полу. В между ними была доска. Затем младенцев помещали на доску, и их матери просили уговорить их переползти через ту или иную сторону. Предполагать который сторона, которую они не хотели попробовать? Судя по всему, дети вполне способны видя глубина с очень небольшим, если вообще есть, опытом работы со «утесами».


Гештальты

гештальта психологов — немецких исследователей по имени Макс Вертхаймер, Курт Коффка и Вольфганг Кёлер. открыл много других способов, которыми то, что мы воспринимаем, уже организованный.

Гештальт-психология основана на наблюдении, что мы часто испытывать вещи, которые не являются частью наших простых ощущений. оригинальное наблюдение принадлежало Вертгеймеру, когда он заметил, что мы воспринимаем движение там, где ничего нет нечто большее, чем быстрая последовательность отдельных сенсорных событий. Это то, что он видел в игрушечном стробоскопе, купленном на вокзале во Франкфурте, и что он видел в своей лаборатории, когда экспериментировал с вспышками света в стремительный последовательность (как рождественские огни, которые, кажется, движутся вокруг дерево, или причудливые неоновые вывески в Лас-Вегасе, которые кажутся движущимися). Эффект называется кажущимся движением , а вообще это основной принцип позади движение изображения и телевидение.

Если мы видим то, чего нет, то что мы видим? Ты мог позвонить это иллюзия, но это не галлюцинация. Ветхеймер объяснил, что ты видят эффект всего события, не содержащийся в сумме в части. Мы видим бегущую цепочку огней, хотя только один свет огни одновременно, потому что все событие содержит отношения между индивидуальный огни, которые мы испытываем также.

Мы созданы для того, чтобы ощущать структурированное целое так же, как и индивидуальные ощущения. И мы не только имеем возможность Итак, у нас есть мощная встроенная склонность к этому. Мы даже добавляем структуру к событиям, которые не иметь структурные качества гештальта.

В восприятии есть много организующих принципов, называемых гештальтом. законы . Самый общий называется законом pragnanz . Прагнанц это Немецкий для беременных, но в смысле беременных смыслом, а не беременная с ребенком. Этот закон гласит, что мы врожденно склонны к переживанию. вещи в качестве хороший гештальт насколько это возможно. «Хорошо» может означать многое здесь, такая правильность, упорядоченность, простота, симметричность и т. д., которые затем относятся к конкретным законам гештальта.

Например, набор точек, очерчивающих форму звезды, скорее всего быть воспринимается как звезда, а не как набор точек. Мы склонны завершать рисуй, сделай так, как «должно быть», доделай. Как мы как-то суметь увидеть это как «Б»…

Закон закрытия гласит, что если чего-то не хватает в в противном случае полный рисунок, мы будем стремиться добавить его. Треугольник, для например, с небольшая часть его края отсутствует, все равно будет виден треугольник. Мы воля «закрыть» пробел.

Закон подобия говорит, что мы будем стремиться к группировке похожие предметы вместе, чтобы увидеть их как образующие гештальт в более крупной форме. Здесь является простой типографский пример:

О ХХХХХХХХХ
Х
О ХХХХХХХХ
ХХ
О ХХХХХХХ
ХХХ
О ХХХХХХ
ХХХХ
О ХХХХХ
ХХХХХ
О ХХХХХ
ХХХХХ
О ХХХХ
ХХХХХХ
О ХХХ
ХХХХХХХ
О ХХ
ХХХХХХХХ
О Х
ХХХХХХХХХ
О

Для нас вполне естественно видеть буквы «о» в виде линии в поле х.

Другим законом является закон близости . Вещи, которые близки вместе, как считается принадлежащим друг другу. Например…

****************
****************
****************

Вы с гораздо большей вероятностью увидите три ряда близко расположенных звездочек *. чем 14 вертикальных коллекций по 3* в каждой.

Далее идет закон симметрии . Взгляни на это пример:

[   ][   ][   ]

Несмотря на необходимость сгруппировать скобки, ближайшие к каждой другой вместе, симметрия подавляет наше восприятие и заставляет нас видеть их как пары симметричных скоб.

Другой закон закон преемственности . Когда мы сможем увидеть линия, для например, продолжая через другую строку, а не останавливаясь и начиная, мы сделаем так, как в этом примере, который, как мы видим, состоит из двух линии, не как сочетание двух углов…:

Гештальтпсихологи также указывали, что когда мы видим утку и слон, в их характере мало такого, что могло бы заставить нас воспринимать их как принадлежащие друг другу. Но если они оба идут вместе в одинаковом направлении через поле, их общий путь немедленно воспринимается как связь между ними.

Но принципы гештальта никоим образом не ограничиваются восприятием — именно там они были впервые замечены. Возьмем, к примеру, память — что тоже похоже работает по этим законам. Если вы видите неправильный зуб пилы фигура, вполне вероятно, что ваша память немного исправит это для вас. Или, если вы испытываете что-то, что не совсем имеет для вас смысл, вы иметь тенденцию помнить, что это имеет значение, которого, возможно, не было. Хороший пример это сны: понаблюдайте за собой в следующий раз, когда вы расскажете кому-то сон и видеть если вы не замечаете, что немного модифицируете сон, чтобы форсировать его к смысл!

Гештальт-теория хорошо известна своей концепцией обучения прозрению . Люди склонны неправильно понимать то, что здесь предлагается: Гештальт психологи говорят не столько о вспышках интуиции, сколько о решении а проблему посредством распознавания гештальта или организации принцип.

Самый известный пример обучения прозрению связан с шимпанзе по имени Султан. Ему было поставлено множество различных практических задач (большинство включая получение труднодоступный банан). Когда, например, ему разрешили играть с палки, которые можно было сложить как удочку, он, казалось, учитывать, очень по-человечески ситуация с недосягаемым бананом задумчиво — а потом довольно внезапно вскочить, собрать жерди, и достичь банан.

В аналогичном примере пятилетняя девочка получила задачка по геометрии выше ее головы: как вычислить площадь параллелограмм? Она задумалась, а потом взволнованно попросила пару ножницы. Она отрезала треугольник с одного конца и переместил его на другую сторону, повернув в параллелограмм в простой прямоугольник. Вертхаймер назвал это продуктивное мышление.


Восприятие полезности

Многие психологи, в том числе феноменологи и гештальтологи. психологи, расскажите о непосредственном восприятии использования объекты. Некоторые вещи «предоставляют различные возможности для действия, нести последствия того, что произошло или произойдет, принадлежат связно с более широким контекстом, обладают идентичность, которая выходит за рамки их простых физических свойств». (Нейссер, п. 71)

Рубин назвал это определение полезности : «Мы сразу видим что молоток предназначен для того, чтобы бить молотком, карандаш — для письма, трубка — для курение.» (Из, стр. 15) Коффка назвал этот характер требования : «Каждая вещь говорит, что она есть… фрукт говорит: «Съешь меня»; вода говорит «Пей мне;’ гром говорит «Бойся меня…» (Коффка, стр. 7)

Дж.Дж. Гибсон назвал их возможностями: «возможностями в окружающая среда, что она предлагает животное, что оно дает или снабжает , к добру или к худу… «ценности» и «смысл» вещей в окружающая среда может быть непосредственно воспринята» (Гибсон, стр. 127)

«Продолговатый предмет среднего размера и веса позволяет владеть им. Если используется чтобы ударить или ударить, это дубинка или молоток . Если используется шимпанзе за решеткой затащить банан за пределы досягаемости, это что-то вроде грабли . В любом случае это продолжение руки. Жесткий посох также дает рычаг и это использование рычаг . Острый продолговатый предмет дает прокалывание — если большое то копье , если маленькое то игла или шило ». (Гибсон стр. 128)

А также для предметов, которыми можно резать (ножи) или метать (шарики) или связывание (веревка) или «следоведение» (ручка, кисть, карандаш…).

«Разные места обитания могут иметь разные возможности. В одних местах еда обычно есть, а в других ее нет. Есть опасные места, такие как край обрыва и районы, где хищники таиться. Есть места убежища от хищников. Среди них есть место где находятся помощник и детеныш, дом, который обычно является частичным корпус. Животные умеют то, что психологи называют обучением на месте. Они могут найти путь к важным местам» (Гибсон, стр. 136)

«Среда, вещества, поверхности, места и другие животные имеют аффордансы для данного животного. Они предлагают выгоду или вред, жизнь или смерть. Вот почему их нужно воспринимать» (Гибсон, стр. 143)

«Разные вещества окружающей среды имеют разные возможности для питания и для производства. Различные объекты Окружающая среда имеет разные возможности для манипулирования. Другой животные позволяют, выше все, богатый и сложный набор взаимодействий, сексуальных, хищнических, воспитание, борьба, игра, сотрудничество и общение. Что другие лица, включает в себя всю сферу общественного значения для людей» (Гибсон, стр. 128)


Восприятие человека

Как следует из последней цитаты, эта идея прямого восприятия смысл вещей применим и к восприятию людей. Философы иногда говорить о «проблеме другого»: Откуда мы знаем, что другой человек на самом деле другой человек, как и мы, сознательный, способный мыслить и чувство? Замечаем ли мы сходство с тем, как мы себя ведем, и каким-то образом мы пришли к такому выводу? Или нам всего см. их личность?

Феноменологический психолог Франц Фром заставил людей посмотреть на разнообразие из фильмов и описывать увиденное. Он обнаружил, что «Когда мы должны описывать последовательность поведения, мы обычно делаем это, указывая на восприятие некоторый психологическое состояние у поступающего человека.» (Из, стр. 7)

«…когда мы воспринимаем человеческое поведение как действие…подразумеваемое в воспринимаемой материальной последовательности существует определенная смысл (который он написал как сенс). Тем самым я значит, что мы воспринимают поведение как управляемое психическим фактором». (Из, стр. 69) Этот психический фактор также называется намерением, цель, или значение.

Мы можем видеть смысл в поведении животных, даже насекомых: я не могу рассказывать вы, как меня впечатлили богомолы и садовые пауки. Они действительно смотреть на вас, следить за вашими движениями, реагировать с большой осторожностью… даже хотя мозги у них маленькие, как рисовое зернышко!

Это относится даже к вещам, которые на самом деле вовсе не живые — т. е. мы могу ошибаться насчет смысла! Фриц Хайдер и Марианна Зиммель провел эксперимент. с привлечением фильм о треугольниках, движущихся «целенаправленно»: люди видели треугольники как имеющие намерения! Рубин имел в виду других людей, животных и даже видимо целеустремленный треугольник как психоидных сущностей .

Когда мы наблюдаем за людьми, отсутствие смысла на самом деле специальный случай! От кого рассказывает эту историю:

«Однажды днем, когда мы с профессором Рубином уже надели наши пальто, собираясь идти домой из лаборатории, Рубин сказал: От.’ В В тот же момент он сел за стол и посмотрел прямо перед собой, пока сделал короткие резкие горизонтальные движения вправо-влево в воздухе перед ему правой рукой, держа вместе указательный и большой пальцы вместе. Мне только что удалось подумать что-то вроде «Что, черт возьми, случилось с Вбивать в голову,’ когда он раздобыл карандаш и лист бумаги, нарисовал систему маленький стрелки и пододвинул ко мне бумагу, сказав: «Вот код для в предохранитель на моем велосипеде. Не могли бы вы поехать за мной домой на велосипеде? ранее восприятие чего-то совершенно непонятного было немедленно заменены, а цель его поведения, т. е. записать код который он «держал в пальцах», стало совершенно очевидным…» (Из, стр. 13)


Ожидание

Восприятие в самом широком смысле — это вопрос взаимодействия между в мир и себя. В самом простом случае мир дает нам события; мы в свою очередь, придают смысл этим событиям, интерпретируя их и воздействуя на них.

Тут очевидные детали: у нас ощущения (вход от мир, стимулы) и действия (выход в мир, ответы). Там было время, когда психологи думали, что этого достаточно. Теперь мы знаем лучше, и добавляем еще две детали, которые называются ожидание и адаптация .

Предвкушение немного трудно объяснить. У нас есть определенное знание мира, его «модель». Эта модель включает в себя все от от мелких деталей, таких как обувь, которую вы надели первой, до сложных вещей, таких как как ты себя чувствуешь о себе и своей жизни. Мы используем эту модель, чтобы предвидеть — ожидать, предсказывать — что произойдет в следующее мгновение или в следующее десять лет.

Если я закрою глаза, я ожидаю, что когда я открою их, мой компьютер все еще быть там, комната все еще будет там, я все еще буду там и так далее. Я упал Если бы это исчезло на мне, я был бы серьезно удивлен! Мы также предвидеть на более долгосрочной основе: у нас есть ожидания относительно того, что колледж будет и не будет делать для нас, о любви, которая вечна, и о восходе солнца, и скоро.

Если я буду держать глаза закрытыми и сосредоточусь на ожидании, а не на мир «там» я могу представьте себе мой компьютер, комната, и так далее. Мы можем понять изображений и мысли как предвосхищения, временно оторвавшиеся от потока события. «Образы — это не картинки в голове, а планы получения информация из потенциальных сред…  Когда у вас есть образ единорог у локтя — при этом совершенно уверен, что единороги чисто мифические животные — вы готовитесь воспринимать визуальную информацию, которая в единорог обеспечит, несмотря на то, что полностью осознает, что ваши приготовления находятся в напрасно». (Нейссер, стр. 131-132)

Мышление , говорит Нейссер, также является вопросом образов: способность разделять, отделять и манипулировать нашими собственными ожиданиями чрезвычайно важно. Я считаю, что это основная операция во всех так называемые высшие психические процессы» (Нейссер, стр. 133). далее, предполагая, что восприятие, образы, обучение, память, поведение… это всего лишь аспекты одного и того же, на что он ссылается как познание: «Познание есть деятельность познания; приобретение, организация, и использование знаний» (Нейссер, стр. 1)

Ожидание — главный фактор большей части восприятия. Например, когда мы смотрим на довольно плохой почерк, мы все еще можем сделать это из. Но мы можем интерпретировать одну и ту же чернильную каплю очень по-разному. по-разному в зависимости от контекста — то есть в зависимости от того, что мы ожидаем, что должно быть там!

Взгляните на эту фотографию:

Вы, наверное, видите молодую девушку, играющую в шахматы. Если ты знакомы с игрой, вы будете знать названия различных фигур, такие как кони (не кони) и ладьи (не ладьи). Вы можете «видеть» потенциальные ходы фигур — чего другие не увидят уведомление. Вы могли заметить, что она, должно быть, играет черными, так что фигура в руке взята (конь — неплохой ловить!). Вы можете заметить то, что новичок может не заметить: у нее есть рокировка (ход с участием короля и ладьи). Я, как шахматы Игрок, обратите внимание, что она, вероятно, могла бы сбить с меня штаны!

Если бы ребенок смотрел на шахматы, он или она могли бы ответить: пытается съесть кусочки. Маленький ребенок может видеть кусочки как маленькие люди. Мастер шахмат может видеть слабости в ее положении или ловушки, которые она может устроить. Все это смотря кто смотрит! Восприятие, хотя оно начинается «снаружи», быстро вовлекает человека, его разум, его или ее знания, основанные на его или ее предыдущем опыте, и поэтому на. Ничто в психологии не так просто, как кажется!

Обратите внимание, насколько это усложняет личность. восприятия: чтобы понять, предсказать и контролировать опыт и поведение людей, мы должны понять значения, которые они применяют к реальности. Нет легко обманывать!

Предвосхищение особенно важно для понимания языка : от момента к моменту мы предугадываем, какие звуки, скорее всего, прозвучат далее, какие грамматические конструкции, какие осмысленные сочетания… Мы можем сделать смысл даже нечеткой, несколько сумбурной беседы.

Предвкушение также помогает нам понять, как нам удается уделять внимание к одним вещам, а не к другим. Как это мы можем слушать друг в шумный бар и удается как-то «отфильтровать» все остальные разговоры и все же «впускаем» голос нашего друга? Мы не воспринимаем все что стимулирует наши чувства. Как мы «отфильтровываем» неважное (менее значимый) вещи? Мы не: Мы просто не выбираем это! Мы выбираем вещи с помощью ожидание. Мы слышим разговор, в который мы вовлечены, тот, который мы ожидание момент в момент. Остальное просто шум. Так же и с другим чувства: Мы видим то, что ищем, и не видим, что мы вместо смотрящий для.

Есть, конечно, несколько исключений, некоторые встроенные привлекающие внимание: громкие звуки, вспышки света, болезненные раздражители, внезапные движения. Эти включают врожденные реакции!


Адаптация

Адаптацию также объяснить сложнее. Иногда мы не хорошо предвидеть. Например, вы думаете, что видите, как к вам приближается друг. и вы готовитесь дать сердечное «привет!» но так же, как вы поднимаете руку махнуть и начать открой рот, ты понимаешь, что это вовсе не твой друг, а полный незнакомец. (Если возможно, вы превращаете поднятую руку в почесывание спины, и открыть рот в зевок. Если уже слишком поздно и ты уже поздоровался, просто притворяться вы их знаете. Это сведет их с ума.)

Всякий раз, когда вы делаете ошибки, вам нужно выяснить, что пошло не так, что что с этим делать, как понять. Делая это, вы совершенствуетесь твой понимание мира и своего отношения к нему; ты совершенствуешься твой «модель.» Это адаптация. В нашем примере теперь у вас может быть модель из мир, который включает в себя двойников, неловких ошибок и склонность немного повременить с будущим, прежде чем быть таким буйным с твоим приветом. Адаптация — это обучение, и мы подробно обсудим это позже.

Этот дополнительный слой к взаимодействию ожидания и адаптации является решающее значение: это означает, что наше поведение и опыт не просто функция какой-то общей реальности. Мы, мы сами, наше понимание реальности, являются неизбежно и неотъемлемо является частью нашего поведения и опыта. Без «я», реальность была бы бессмысленной.


Ссылки

От, Франц (1971). Восприятие других людей. (Эрик Кван и Брендан Махер, пер.) Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.

Гибсон, Джеймс Дж. (1979). Экологический подход к визуальному Восприятие. Бостон : Хоутон Миффлин

Гибсон, Джеймс Дж. (1966). Чувства, рассматриваемые как перцептивные Системы. Бостон: Хоутон Миффлин

Хайдер, Фриц и Зиммель, Марианна (1944). Экспериментальное исследование Очевидный Поведение. Американский журнал психологии, 57 , с. 245

Джеймс, Уильям (1890 г.). Принципы психологии. Нью-Йорк: Холт.

Коффка, Курт (1936). Принципы гештальт-психологии. Новый Йорк.

Ли, Д. Н. и Аронсон, Э. (1974). Зрительный проприоцептивный контроль стояния у младенцев человека. Восприятие и психофизика, 15, 529-532.

Нейссер, Ульрик (1976). Познание и реальность. Сан-Франциско: В. Х. Фриман.


© Copyright 2002, 2009, C. George Boeree

Гештальт-принципы дизайна: как психология формирует восприятие

Логотипы, веб-сайты и многое другое…

Логотипы, веб-сайты, обложки книг и многое другое…

Получить дизайн

Принципы гештальта формируют психологическую основу того, как человеческий разум воспринимает и организует визуальную информацию. Лежащая в их основе теория была основана в 1910-х и 20-х годах немецкими психологами Максом Вертхаймером, Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой. С тех пор он нашел признание в различных дисциплинах, от терапии до кибернетики и дизайна.

Шесть гештальт-принципов описывают, как мы воспринимаем визуальные отношения между объектами. Дизайн OrangeCrush

Слово «гештальт» буквально означает «форма» на немецком языке, и это уместно, потому что теория описывает, как разум преобразует кажущуюся случайность в надежные формы. Возьмем, к примеру, музыку: наш мозг устроен таким образом, чтобы организовывать то, что мы слышим, в связные мелодии, а не в отдельные ноты.

Для графических дизайнеров использование принципов гештальта является важным инструментом: дизайнеры могут подчеркивать визуальные отношения и более эффективно общаться, когда понимают, как зрители интерпретируют визуальную информацию. В этой статье мы собираемся исследовать эти принципы гештальта и то, как применить каждый из них к дизайну. Но чтобы лучше понять визуальные отношения гештальта, давайте сначала рассмотрим некоторые важные концепции восприятия.

Некоторые концепции восприятия


Сама гештальт-теория описывает, как визуальные элементы группируются и разделяются для создания порядка посредством стабильных форм. Но есть ряд других лежащих в основе психологических концепций, относящихся к восприятию, которые формируют наше понимание теории гештальта (которая выходит за рамки восприятия и описывает визуальные отношения). Давайте кратко рассмотрим некоторые из них:

Возникновение означает, что мы видим всю форму, прежде чем мелкие детали. Изображение с Wikimedia CommonsReification означает, что мы видим формы, которых нет. Изображение с Wikimedia Commons. Инвариантность означает, что мы распознаем одну и ту же форму, несмотря на искажения. Изображение с Викисклада Мультистабильность означает, что мы одновременно видим все возможные интерпретации неоднозначного образа. Изображение с Викисклада Организация «фигура-фон» означает, что мы разделяем объекты изображения на передний план и фон, даже если изображение не кажется трехмерным. Изображение с Викисклада Прошлый опыт означает, что мы можем интерпретировать это изображение как стол для пикника, даже если мы видим абстрактный треугольник. Изображение с Викисклада
  • Возникновение : Сначала понимается вся форма объекта, прежде чем его отдельные части.
  • Овеществление : Глаз имеет тенденцию заполнять пробелы и создавать формы даже без явных деталей. Например, дизайн негативного пространства построен на создании форм из пробелов, таких как скрытая стрелка в логотипе FedEx.
  • Инвариантность : Люди узнают похожие формы, несмотря на различия, такие как цвет, масштаб, вращение или вес.
  • Мультистабильность : Когда существует более одной возможной интерпретации неоднозначной формы, глаз воспринимает каждую интерпретацию одновременно. Другими словами, глаз всегда пытается разрешить неустойчивые формы, и в случае, когда есть несколько вариантов стабильности, глаз будет прыгать туда-сюда между несколькими интерпретациями. Это часто случается в оптических иллюзиях, таких как ваза Рубина.
  • Организация фигуры и фона : Глаз организует формы в трехмерном пространстве, разделяя элементы на фон и передний план. Это справедливо даже в том случае, если элемент переднего плана совершенно плоский: глаз будет видеть все, что окружает объект, как фон.
  • Прошлый опыт : Субъективный личный или культурный опыт влияет на интерпретацию формы.

6 гештальт-принципов дизайна


Имея в виду вышеупомянутые концепции восприятия, давайте рассмотрим гештальт-принципы.

Простота

Принцип простоты гласит, что глаз инстинктивно выбирает интерпретировать простейшую возможную форму. Это означает, что при представлении изображения, содержащего несколько форм, разум может выбрать их разделение или группировку в зависимости от того, какое решение является наиболее простым.

Например, даже несмотря на то, что изображенное изображение может содержать три одинаковых перекрывающихся фигуры или восемнадцать отдельных линий, мы склонны принимать первое, потому что это более простое визуальное решение.

Гештальт-принцип простоты утверждает, что мы воспринимаем самую простую форму из возможных, даже если она состоит из нескольких разных форм.

Хотя закон простоты и важен, его не так легко определить напрямую, как другие гештальт-принципы. Дизайнеры должны использовать свое суждение при определении того, какая интерпретация композиции зрителю покажется наиболее простой. Часто базовая геометрия и прошлый опыт дают ответ, поскольку зрителям легче интерпретировать уже знакомые им формы.

by gagavastarby KisaDesign

Давайте рассмотрим два примера, в одном из которых самая простая форма — это вся форма, а в другом — отдельные формы. В логотипе Bluefox предпочтение отдается эмерджентности, потому что легче понять композицию как узнаваемый силуэт животного, чем сосредотачиваться на конкретных треугольниках, ромбах и линиях.

С другой стороны, логотип LMAD легче понять как три перекрывающихся треугольника, потому что объединенная форма не создает упрощенной, узнаваемой формы. Вот почему KisaDesign подчеркивает эту интерпретацию отдельными цветами для каждого треугольника.

Близость

Близость описывает пространственные отношения между объектами с точки зрения того, находятся ли они близко или далеко друг от друга.

В частности, гештальт-принцип близости утверждает, что объекты, находящиеся рядом друг с другом, образуют коллективную группу, даже если они не вступают в непосредственный контакт. Этот принцип сохраняется независимо от того, отличаются ли проксимальные объекты по целому ряду других признаков, таких как размер, цвет и форма.

Классический пример — слова на странице: мы понимаем, что буквы образуют отдельную группу, т. е. слово, когда их отделяет пробел от других групп букв.

Гештальт-принцип близости утверждает, что мы воспринимаем объекты как часть группы, когда они физически находятся близко друг к другу. Близость позволяет дизайнеру MachinaDesign организовывать текст и копировать в отдельные группы для визуальной иерархии. По M.m.Proximity по строкам текста позволяет дизайнерское анниирование. расставить буквы, не нарушая нашей группировки их как слов.

Точно так же дизайнеры могут использовать близость, чтобы указать на групповое отношение, не делая это отношение явным. Например, дизайн плаката M.m. использует близость, чтобы передать темы единства и изоляции с помощью простых абстрактных форм. Но близость наиболее полезна для установления визуальной иерархии в дизайне. Группировка и разделение частей текста пустым пространством позволяет зрителям систематизировать важную информацию, например, на плакатах, брошюрах и веб-сайтах.

Сходство

Гештальт-принцип подобия утверждает, что объекты со сходными качествами считаются принадлежащими к одной и той же группе. Эти качества обычно представляют собой физические и визуальные атрибуты объекта, такие как цвет, текстура и форма.

Например, предметы одежды можно разделить на группы, т.е. футболки, рубашки на пуговицах, жилеты, брюки и т. д. — в зависимости от их формы, даже если они смешаны вместе в гардеробе.

Гештальт-принцип подобия утверждает, что мы воспринимаем объекты как часть группы, когда они обладают сходными атрибутами, такими как форма, цвет или размер

Для дизайнеров сохранение одинаковой конструкции элементов дает им свободу варьировать расположение, не сбивая с толку зрителя. В логотипе Stacked ниже формы не выровнены и даже не имеют одинаковой точной формы, но мы понимаем их как принадлежащие к одной и той же группе, потому что они содержат одинаковые свойства цвета и затенения.

Автор DAROSEBy ludibesBy BlindB

Дизайнеры также могут использовать закон, обратный закону подобия, то есть они могут намеренно делать элементы дизайна непохожими, чтобы они не воспринимались как группа. Например, логотип Skyline состоит из фигур близких цветов, расположенных близко друг к другу, но несходные свойства позволяют воспринимать их как отдельные: вместо одной абстрактной формы мы видим намеки на горы, сосны и небо.

Несходство также может создавать акцент, когда отношение сходного к непохожему неодинаково. Например, в логотипе IRYSS одна фигура окрашена иначе, чем остальные, выступая в качестве фокуса и привлекая внимание.

Общая судьба

Гештальт-принцип общей судьбы гласит, что объекты воспринимаются как часть группы, если они расположены на одной траектории. Другими словами, предполагается, что объекты, которые появляются на одном и том же невидимом линейном пути, имеют отношения. Например, на этой картинке мы видим разные части крыльев бабочки, хотя они состоят из абстрактных фигур, движущихся в одинаковых направлениях.

Гештальт-принцип общей судьбы утверждает, что мы воспринимаем объекты, движущиеся в одном направлении, как часть группы.

Общая судьба часто подразумевает движение, и это полезно для дизайнеров, желающих подчеркнуть штрихи. Рассмотрим отдельные изгибы логотипа Kirem ниже: общая судьба создает подразумеваемое движение, так что мы почти можем видеть, как каждый штрих, образующий букву, пишется на наших глазах. Сходство и близость объединяют эти формы для создания законченной формы буквы.

Автор Yo!Design Автор BlueBerryez

Общая судьба также может быть полезна для создания трехмерных форм. Например, в логотипе PurPapier большая фигура движется в одном направлении, а перекрывающаяся серая фигура изгибается в противоположном направлении, подразумевая, что они принадлежат к отдельным группам фона и переднего плана.

Непрерывность

Гештальт-принцип непрерывности гласит, что человеческий глаз будет следовать по линии за ее конечной точкой, чтобы избежать внезапного прерывания. Изображенный пример технически может состоять из нескольких отдельных линий, но мы воспринимаем пути как четыре пересекающиеся линии, потому что глаз предпочитает плавное, непрерывное продолжение.

Гештальт-принцип непрерывности утверждает, что мы воспринимаем перекрывающиеся объекты как часть группы, когда они продолжаются вдоль одной и той же линии.

Этот принцип особенно полезен для штриховых рисунков и иллюстраций. Понимание того, как глаз будет следовать и соединять отдельные мазки кисти, позволяет иллюстратору намеренно сохранять цельность намеченной фигуры.

By casign

Это также позволяет дизайнерам использовать перекрывающиеся линии в своих интересах: зрители поймут, что перекрывающаяся линия по-прежнему является одной единицей, если она продолжается по тому же пути. Это справедливо независимо от того, изменяются ли другие свойства, такие как цвет или вес.

Например, логотип Kasella можно рассматривать как серию расходящихся стрелок из-за их разных цветов, но закон непрерывности позволяет нам видеть сходящиеся линии буквы «К», несмотря на прерывание.

Замыкание

Гештальт-принцип замыкания утверждает, что глаз будет воспринимать завершенную форму, даже если части формы отсутствуют или неполны, — другими словами, существует тенденция разрешать частичную визуальную информацию. Классический пример — пунктирный контур, где люди склонны видеть общую форму, а не несвязанные короткие линии.

Гештальт-принцип замыкания гласит, что мы воспринимаем завершенные формы, даже если некоторые части отсутствуют. Автор suseno. Макмоер.

Замыкание позволяет дизайнерам преобразовывать фигуры в их простейшую возможную форму и может быть полезно для минималистских аранжировок. В логотипе uncoil.io зритель использует замыкание, чтобы понять перекрывающиеся кольца змеи, фактически не видя их.

Этот подход особенно полезен в сочетании с прошлым опытом — в логотипе с подставкой наше предвзятое понимание формы велосипеда позволяет нам использовать замыкание, чтобы заполнить недостающие связи между абстрактными треугольниками и кругами.

Примените эти гештальт-принципы на практике


6 гештальт-принципов описывают психологию, лежащую в основе того, как люди интерпретируют визуальную информацию, и их важно знать графическим дизайнерам, архитекторам визуальной информации. Четкое понимание принципов гештальта позволяет дизайнерам направлять восприятие зрителя с намерением и целью, а не полагаться на интуицию.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts