Свойство внимания выражающееся в возможности выполнения одновременно: Свойства внимания. — Ответы к экзамену по дисциплине «Общая психология»

Свойства внимания. — Ответы к экзамену по дисциплине «Общая психология»

Устойчивость внимания

          Устойчивость внимания —  свойство  внимания, проявляющееся  в способности  в течение длительного  времени сохранять состояние  внимания на каком-либо объекте, предмете  деятельности, не  отвлекаясь  и не  ослабляя  внимание.

Это характеристика  его во  времени. Устойчивость  внимания не означает направленности его все  время  на  один и тот же  объект. Объекты действий и сами действия могут меняться (и чаще всего они действительно меняются), но  постоянным должно  оставаться  общее направление деятельности. Однако общее направление  деятельности, определяющееся задачей, которая  должна быть выполнена (прочитать или  написать заданный текст и т. п.), продолжает оставаться  все время одним и тем же. Об устойчивом внимании  говорят, следовательно, тогда, когда человек длительно поглощен  каким-либо делом, подчиненным  одной задаче.

Физиологически  устойчивость  внимания означает, что очагами оптимальной  возбудимости последовательно  являются те участки коры головного мозга, которыми  регулируются действия, являющиеся звеньями  одной деятельности.

Одно  из важных  условий устойчивости внимания – разнообразие впечатлений  или выполняемых  действий. Все однообразное быстро снижает внимание. При  длительном воздействии одного  и того  же раздражителя возбуждение в силу отрицательной индукции вызывает в том же участке коры торможение, а это и служит физиологической основой  снижения  внимания. Трудно удерживать  внимание в течение продолжительного времени на чем-то одном.  Если  же происходит смена объектов или выполняемых  действий, внимание  долго сохраняется на высоком уровне. Чтобы длительно  удерживать внимание на чем-то одном, надо все время вскрывать в одном и том же все новые и новые стороны, ставить  по отношению  к  нему разные вопросы, выполнять  разные  действия,  подчиненные той общей  цели, которая преследуется. К.С.Станиславский правильно  характеризовал значение этого условия, говоря, что  для  того,  чтобы быть внимательным, недостаточно, хотя бы и очень  пристально, смотреть на предмет, а надо  рассматривать его  с разных точек зрения, разнообразить его  восприятие.

Чтобы  быть внимательным, особенно важно выполнять какие-либо действия  с предметом. Это  поддерживает  деятельное состояние коры мозга, необходимое для  сохранения  оптимальной возбудимости отдельных ее участков, что характерно для внимания.

Сосредоточенность внимания

Сосредоточенность внимания —  свойство внимания, проявляющееся  в различиях, которые  имеются в степени  концентрированности внимания на одних  объектах  и его отвлечении  от других. Чем уже круг  объектов внимания, тем  оно  сосредоточеннее (концентрированнее).

Физиологически сосредоточенность внимания – это резко выраженная ограниченность очага оптимальной возбудимости в коре мозга.

Количество  объектов, на которое внимание распространяется при одновременном их восприятии, составляет  объем внимания.

Объем внимания

Объем внимания —  свойство внимания, которое определяется количеством информации, одновременно  способной сохраняться  в  сфере повышенного  внимания (сознания)  человека.

То, что мы избирательно направляем  наше внимание на некоторую часть  всех имеющихся  признаков, очевидно из многих обычных ситуаций.

Объем внимания зависит как  от особенностей воспринимаемых предметов, так и от задачи и характера деятельности воспринимающего человека.

Если например, предъявлять на краткий промежуток времени буквы, расположенные  в строчку,  но не составляющие  слова, и предлагать опознать их, то  количество  букв, называемых в этом случае, значительно меньше, чем  тогда, когда показываются буквы, составляющие одно  или несколько слов. В  первом случае для выполнения поставленной  задачи требуется ясное восприятие  каждой буквы. Во втором случае та же задача решается и  при недостаточно  ясном восприятии  некоторых букв, образующих  слово.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Существенные изменения в  объеме внимания  наблюдаются при вариации многих других особенностей  объектов. При  показе, например, одноцветных букв  объем  внимания больше, чем  при  предъявлении букв, окрашенных в разные цвета. При одинаковом  расположении букв в строке  он больше, чем  тогда, когда буквы размещены под разными углами   друг к другу. При одинаковом размере букв они воспринимаются  в большем числе, чем тогда, когда все они имеют разную  величину, и т.д.

Следовательно при  одной и той же задаче объем внимания оказывается неодинаковым вследствие различий  в воспринимаемом материале. Однако если при  предъявлении одних  и тех же объектов усложняется  задача восприятия, то объем внимания может  существенно измениться. Так, если при показе букв, не составляющих  слова, ставится задача указать некоторые неправильности, допущенные при  написании букв, или  назвать цвет  каждой буквы в отдельности (при  предъявлении разноцветных  букв), то количество букв, рассмотренных в соответствии с данной задачей, оказывается меньшим,  чем тогда, когда надо назвать их. Уменьшение объема внимания вызывается в  этих  случаях  тем, что указанная работа требует более ясного восприятия каждой буквы в отдельности по сравнению с тем,  что  нужно только для опознания букв. При одном и том же  материале объем внимания бывает, следовательно, неодинаковым в силу различий в задаче и характере восприятия.

Как показали  многочисленные опыты (проводившиеся впервые в лаборатории Вундта и др.), объем внимания при восприятии однородных, но никак между  собой по смыслу не связанных  объектов  (например, отдельных  букв) у взрослых людей колеблется  в среднем от 4 до  6  объектов.

Переключаемость  внимания

Переключаемость  внимания —  свойство,  проявляющееся в скорости перевода внимания с одного объекта  на другой.

Во многих случаях переключение внимания  осуществляется  преднамеренно и вызывается тем, что мы  или выполнили уже предыдущую работу, или считаем новую более важной или интересной. Если при отключении внимания выполняемая деятельность нарушается  (благодаря действию посторонних раздражителей), то при переключении  внимания происходит правомерная смена одной  деятельности другой.

И  чем быстрее она осуществляется,  тем,  следовательно, быстрее  происходит  переключение внимания. Наоборот, продолжительное  последействие  предыдущей деятельности, ее тормозящее влияние на новую деятельность означает медленное и недостаточное переключение  внимания.

Быстрота и  успешность переключения внимания зависят от  того, насколько  интенсивно оно было привлечено к предыдущей деятельности, а  также от характера новых объектов  и новых действий, на которые оно переносится. Чем интенсивнее было  внимание ранее и чем меньше новые объекты (или новая  деятельность) отвечают условиям  привлечения внимания, тем больше  затрудняется его переключение.

Физиологически переключение внимания означает возникновение  торможения в имевшемся ранее очаге возбуждения и  появление в коре мозга нового  очага оптимальной возбудимости.

Распределение  внимания

Распределение  внимания – свойство внимания, проявляющееся в  способности  рассредоточить  внимание  на  значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных  действий.

Организация  деятельности, способствующая распределению  внимания, характеризуется тем, что только одно из действий осуществляется  при  достаточно полном и  ясном  отражении того, что нужно для  его выполнения, все же остальные  действия выполняются при ограниченном отражении того, что  требуется  для них.

Насколько трудно добиться такого распределения  внимания  при действии разнородных раздражителей, совпадающих во времени, можно судить по  тому, что обычно в этих  случаях  замечается сначала один из раздражителей и лишь через некоторое  (хотя бы и  очень краткое)  время —  второй. В этом можно убедиться при помощи так  называемого компликационного аппарата (предназначенного для  опытов с компликацией, т.е. сочетанием разнородных раздражителей). Прибор состоит из циферблата, имеющего 100 делений, по которому быстро  вращается стрелка. При  прохождении стрелки  через одно из делений  раздается звонок. Задача испытуемого – определить, на каком делении находилась стрелка, когда раздался звонок.

Обычно испытуемый называет не то деление, на котором находилась стрелка во  время  звонка, а либо  предшествующее ему, либо следующее  за ним. Его внимание,  следовательно,  направляется сначала на один раздражитель (звонок  или положение стрелки) и лишь затем, с некоторым запозданием —  на другой.

Физиологически распределение внимания возможно потому, что при  наличии в коре мозга господствующего очага  возбуждения в  некоторых других участках коры имеется лишь частичное торможение, вследствие чего  эти участки могут управлять одновременно выполняемыми  действиями.        

Возможность выполнения  действий при частичной заторможенности соответствующих  им участков коры мозга тем  больше,  чем более привычны  и  автоматизированны действия. Поэтому  одновременное выполнение действий тем легче, чем лучше человек овладел ими. Это одно из важнейших условий распределения внимания.

В опытах Добрынина (с использованием работы  на суппорте) испытуемых заставляли одновременно с работой на суппорте производить в уме вычисления. Исследование показало, что такое совмещение умственного труда со  сложной ручной работой возможно, если  работа на суппорте выполняется более или менее автоматически.

Существенно также отношение, в котором находятся друг к другу  одновременно выполняемые действия. Если  они не связаны между собой, одновременное выполнение их затрудняется. Наоборот,  если они в  силу своего  содержания или частого повторения в предыдущем опыте  уже образовали некоторую  систему действий, одновременное  выполнение их удается легче.

Интенсивность внимания

Интенсивность внимания характеризуется степенью направленности его на данные объекты и одновременным отвлечением от всего  остального. Это  наиболее  яркое  отражение того, что вообще  характеризует внимание. При  интенсивном внимании человек целиком поглощен тем,  на что  направлено внимание, не  видит, не слышит, помимо этого, ничего, что происходит вокруг него.

Высокая интенсивность внимания  достигается тогда, когда  в  максимальной  мере налицо  то, что  характеризует собой условия внимания (действие сильных, резко выступающих на общем фоне раздражителей, интерес к  предмету или явлению, важное значение их для  решения стоящей перед человеком задачи и т. п.).

Физиологической основой интенсивного внимания является наличие резко выраженного возбуждения в одном из  очагов мозга при столь же  резко  выраженном  торможении остальных  участков коры. Действие посторонних раздражителей  не вызывает в этих  случаях (или с трудом вызывает) в очаге оптимальной возбудимости торможение, возникающее при других состояниях коры.

Обе указанные особенности внимания – его сосредоточенность и интенсивность – тесно связаны между собой. Чем уже круг объектов,  на которые направлено внимание, тем  больше  возможность  усиленного  внимания к ним. И наоборот, чем  больше  предметов охвачено  вниманием, тем труднее достичь его высокого уровня. Когда требуется напряженное внимание  к чему-либо, круг объектов, на  которое  оно направлено,  сужается.

Рассеянность

Противоположностью внимания является рассеянность. Это состояние, когда человек ни на чем основательно и долго удерживать  внимание не может, все время отвлекается посторонним, причем ничто не привлекает к себе надолго его  внимания, а сейчас же  уступает  свое место чему-либо другому.

Такое состояние, характеризующееся полной неорганизованностью деятельности, часто  наступает в состоянии большого утомления. Физиологически оно означает отсутствие сколько-нибудь сильного и стойкого очага возбуждения  в коре мозга. Основой его может быть  и весьма высокая подвижность нервных  процессов —  быстрота и легкость смены  возбуждения  торможением в одних и  тех же участках коры мозга.

Важно  заметить, что рассеянностью часто называют и  совершенно противоположное только что указанному состояние, характеризующееся не  отсутствием сосредоточенности, не  малой  интенсивностью,  не  недостаточной устойчивостью внимания, а наоборот, его большой интенсивностью и длительным удерживанием на чем-либо одном, в силу чего человек совершенно не  замечает всего  остального, забывает, что ему надо  было сделать, и т.п. Такая рассеянность во многих случаях также весьма не желательна,  но  она говорит не  о недостатках  внимания, а об его качественном своеобразии – о максимальном подчинении его какой-либо одной задаче и полном отвлечении от всего  остального

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Свойства внимания.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Свойства внимания.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Свойства внимания.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Выпускная квалификационная работа


Скачать 12,3 Mb.

страница1/71
Дата05.04.2019
Размер12,3 Mb.
#68164
ТипРеферат

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   71

Связанные:
bibliofond 563121

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Изучение развития произвольного внимания у старших дошкольников средствами занимательного математического материала

СОДЕРЖАНИЕ
Введение

Глава 1. Развитие произвольного внимания у старшего дошкольника средствами занимательного математического материала

1.1 Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста

1.2 Внимание как избирательная направленность и сосредоточенность психической деятельности

.3 Развитие произвольного внимания у старшего дошкольника средствами занимательного математического материала

Глава 2. Эмпирическое исследование развития произвольного внимания у старшего дошкольника средствами занимательного математического материала

2.1 Организация эмпирического исследования

2.2 Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста по средствам занимательного математического материала

.3 Выявление особенностей произвольного внимания у старших дошкольников и анализ эффективности формирующего воздействия проведенного исследования

Заключение

Библиографический список

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

дошкольник внимание психический математический

Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно оно делает наши психические процессы полноценными. Известно, что смотреть и видеть, слушать и слышать — далеко не одно и то же. Только внимание дает нам возможность видеть, слышать, в полном смысле слова воспринимать окружающее. Как необходимое условие в окружающей действительности, внимание имеет большое значение для любой деятельности, особенно для обучения.

В отечественной психологии проблема внимания рассматривалась с разных теоретических позиций. Фундаментальное значение имеют работы Л. С. Выготского, рассматривающего внимание в рамках культурно-исторической теории, и Д. Н. Узнадзе, изучающего внимание с позиций психологии установки. В русле деятельностного подхода данное направление представлено такими известными отечественными психологами как Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, Ф. Н. Гоноболин, Н. Ф. Добрынин, С. Л. Рубинштейн, И. В. Страхов. На современном этапе развития психологической науки большое внимание уделяется изучению возрастной динамики развития внимания. Данной проблеме посвящены исследования И. Л. Баскаковой, Н. Н. Лила, В. Й. Чяпас.

Анализ практики дошкольных учреждений показывает, что педагоги зачастую используют репродуктивные методы обучения. Но существует целый арсенал средств развития произвольного внимания. Одним из них выступает занимательный математический материал. Проблеме занимательности посвящены труды по психологии и педагогике (Ю. К. Бабанский, К. А. Лыгалова, Д. И. Трайтак, И. Д. Синельникова, Н. И. Гамбург и др.).

Я. И. Перельман считал занимательность главным средством, помогающим сложные научные истины делать доступными для непосвященного человека, удивлять, возбуждать в нем процессы мышления, наблюдательность, содействовать активному познавательному отношению к окружающим явлениям действительности.

Актуальным представляется организация и проведение научного исследования, направленного на изучение деятельности педагога-психолога по развитию произвольного внимания у старшего дошкольника по средствам занимательного математического материала.

Скачать 12,3 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   71


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

Теории избирательного внимания

Нас постоянно бомбардирует бесконечное множество внутренних и внешних раздражителей, мыслей и эмоций. Учитывая такое изобилие доступных данных, просто удивительно, что мы хоть в чем-то разбираемся!

С разной степенью эффективности мы развили способность концентрироваться на том, что важно, и блокировать остальное.

Что такое избирательное внимание?

Избирательное внимание — это процесс направления нашего сознания на релевантные стимулы при игнорировании нерелевантных стимулов в окружающей среде.

Это важный процесс, так как существует предел того, сколько информации может быть обработано в данный момент времени, а выборочное внимание позволяет нам отсечь несущественные детали и сосредоточиться на том, что важно.

Эта ограниченная способность к концентрации внимания была концептуализирована как узкое место, ограничивающее поток информации. Чем уже узкое место, тем ниже скорость потока.

Модели внимания Бродбента и Трейсмана являются моделями узкого места, потому что они предсказывают, что мы не можем сознательно обращать внимание на все наши сенсорные входы одновременно.

Модель фильтра Бродбента

Бродбент (1958) предположил, что физические характеристики сообщений используются для выбора одного сообщения для дальнейшей обработки, а все остальные теряются сенсорный буфер.

Затем один из входных данных выбирается на основе его физических характеристик для дальнейшей обработки путем прохождения через фильтр.

Поскольку наши возможности обработки информации ограничены, этот фильтр предназначен для предотвращения перегрузки системы обработки информации.

Входные данные, изначально не выбранные фильтром, недолго остаются в памяти сенсорного буфера, и если они не обрабатываются, они быстро затухают. Бродбент предположил, что фильтр отклонил оставленное без присмотра сообщение на ранней стадии обработки.

По словам Бродбента, смысл любого из сообщений вообще не учитывается фильтром. Вся семантическая обработка выполняется после того, как фильтр выбрал сообщение, на которое следует обратить внимание. Таким образом, любое сообщение (сообщения), ограниченное узким местом (т. Е. Неизбирательное), не понимается.

Бродбент хотел посмотреть, как люди могут сосредоточить свое внимание (выборочно посещать), и сделать это; он намеренно перегружал их раздражителями.

Один из способов, которым Бродбент добился этого, заключался в одновременной отправке одного сообщения на правое ухо человека и другого сообщения на его левое ухо.

Это называется экспериментом с разделенным диапазоном (также известным как задача дихотического прослушивания).

Задание на дихотическое прослушивание

Задания на дихотическое прослушивание включают одновременную отправку одного сообщения (трехзначного числа) на правое ухо человека и другого сообщения (другого трехзначного числа) на левое ухо.

Участников попросили прослушать оба сообщения одновременно и повторить то, что они услышали. Это известно как «дихотическое задание на слушание».

Бродбента интересовало, как это будет повторяться. Будет ли участник повторять цифры в том порядке, в котором они были услышаны (порядок предъявления), или повторять то, что было слышно одним ухом, а затем другим ухом (ухо за ухом).

Он обнаружил, что люди делают меньше ошибок, повторяя наизусть, и обычно повторяют так.

Оценка модели Бродбента

1. Эксперименты Бродбента с дихотическим слушанием подверглись критике, потому что:

  • Во всех ранних исследованиях использовались люди, которые не были знакомы с затенением, и поэтому считали его очень трудным и требовательным. Айзенк и Кин (1990) утверждают, что неспособность наивных участников успешно вести слежку связана с их незнанием задачи слежки, а не с неспособностью системы внимания.
  • Участники сообщили после того, как все сообщение было проиграно — возможно, оставленное без присмотра сообщение было тщательно проанализировано, но участники забыли.
  • Анализ оставленного без присмотра сообщения может происходить ниже уровня осознания. Например, исследование Von Wright et al. (1975) указали на анализ оставленного без присмотра сообщения в задаче теневого копирования. Слово сначала было представлено участникам с легким электрическим током. Когда то же слово позже было представлено в автоматическом канале, участники зарегистрировали увеличение КГР (что свидетельствует об эмоциональном возбуждении и анализе слова в автоматическом канале).
  • Более поздние исследования показали, что вышеперечисленные пункты важны: например, мурена (1959) изучали эффекты практики. Наивные испытуемые могли обнаружить только 8% цифр, появляющихся либо в затененном, либо в незатененном сообщении; Мурена (опытный «шоулер») обнаружила 67%.

2. Теория Бродбента предсказывает, что услышать свое имя, когда вы невнимательны, должно быть невозможно, потому что сообщения, оставленные без присмотра, отфильтровываются до того, как вы обработаете их значение. Таким образом, модель не может объяснить «феномен вечеринки с коктейлем».

3 . Другие исследователи продемонстрировали «эффект коктейльной вечеринки » (Cherry, 1953) в экспериментальных условиях и обнаружили случаи, когда информация, услышанная в неконтролируемом ухе, «прорывалась», чтобы мешать информации, на которую участники обращают внимание другим ухом.

Это означает, что некоторый анализ значения стимулов должен был произойти до выбора каналов. В модели Бродбента фильтр основан исключительно на сенсорном анализе физических характеристик раздражителей.

Модель затухания Трейсмана

Трейсман (1964) согласен с теорией Бродбента о раннем фильтре узких мест. Однако разница в том, что фильтр Трейсмана ослабляет, а не устраняет оставленный без присмотра материал.

Затухание похоже на уменьшение громкости: если у вас есть четыре источника звука в одной комнате (телевидение, радио, разговор людей, плач ребенка), вы можете уменьшить или приглушить 3, чтобы включить четвертый.

Это означает, что люди все еще могут понимать смысл прослушанных сообщений.

В своих экспериментах Трейсман продемонстрировала, что участники по-прежнему могут идентифицировать содержание сообщения, оставленного без присмотра, что указывает на то, что они способны обработать значение как сообщений, оставленных без присмотра, так и сообщений, оставленных без присмотра.

Трейсман выполнял задания на дихотическое прослушивание, используя метод речевого затенения. Как правило, в этом методе участников просят одновременно повторять вслух речь, воспроизводимую в одно ухо (называемую обслуживаемым ухом), в то время как другое сообщение произносится в другое ухо.

Например, участников попросили затенить «Я видел, как девочка перепрыгнула через мебель» и проигнорировать «мне эту зеленую птичку, прыгнувшую плату», сообщив, услышав «Я видел, как девочка перепрыгнула».

Очевидно, что оставленное без присмотра сообщение обрабатывалось для определения смысла, и модель фильтра Бродбента, где фильтр был извлечен только на основе физических характеристик, не могла объяснить эти результаты. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что модель фильтра Бродбента неадекватна и не позволяет принимать во внимание значение.

Оценка модели Трейсмана

1. Модель Трейсмана преодолевает некоторые проблемы, связанные с моделью фильтра Бродбента, например, модель затухания может учитывать «синдром коктейльной вечеринки».

2. Модель Трейсмана не объясняет, как именно работает семантический анализ.

3. Природа процесса затухания никогда точно не определялась.

4. Проблема всех дихотических экспериментов по прослушиванию состоит в том, что вы никогда не можете быть уверены, что участники фактически не переключили внимание на так называемый автоматический канал.

Ссылки

Бродбент, Д. (1958). Восприятие и общение. Лондон: Pergamon Press.

Черри, EC (1953). Некоторые эксперименты по распознаванию речи одним и двумя ушами. Журнал Акустического общества Америки , 25, 975–979.

Айзенк, М. В. и Кин, М. Т. (1990). Когнитивная психология: пособие для студентов . Хоув: Lawrence Erlbaum Associates Ltd.

Moray, NP (1959). Внимание при дихотическом слушании: аффективные сигналы и влияние инструкций. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии , 11, 56–60.

Трейсман А., 1964. Избирательное внимание у человека. Британский медицинский бюллетень , 20, 12-16.

Фон Райт, Дж. М., Андерсон, К., и Стенман, У. (1975). Обобщение условных КГР при дихотическом прослушивании. В PMA Rabbitt & S. Dornic (Eds.), Внимание и производительность (Том V, стр. 194–204). Лондон: Академическая пресса.

Продолжайте учиться

Как мы используем избирательное внимание для фильтрации информации и фокусировки

Радио Би-би-си: Дональд Бродбент и коктейльная вечеринка.

Статья в журнале «Внимание»

Эссе «Внимание»

Что такое избирательное внимание — как оно работает, теории и забавные тесты

Наше внимание довольно ограничено. А в среде, где мы постоянно сталкиваемся с многочисленными информационными и сенсорными раздражителями, невозможно уделить внимание всему.

Вот когда в дело вступает избирательное внимание.

Это способность нашего мозга воспринимать одну информацию, отфильтровывать другую, не относящуюся к делу, и снова переключать внимание на новый стимул. Без этого мы не сможем сосредоточиться на текущих задачах среди многочисленных раздражителей в окружающей среде. Это важное познавательное явление, которое облегчает нашу жизнь. Давайте разберемся в этом подробно.


Что такое избирательное внимание?

Избирательное внимание — это способность концентрироваться на определенном предмете в окружающей среде, одновременно игнорируя отвлекающие факторы и не относящуюся к делу информацию в течение определенного периода времени.

Мы делаем это каждый день. Во время пролистывания новостной ленты на смартфоне в переполненном метро. Во время беседы с другом в шумном кафе или на работе — игнорируя не столь важные разговоры коллег и фоновые шумы.

Даже вы делаете это прямо сейчас, пока читаете эту статью, сосредотачиваясь на каждом слове во время чтения.

Избирательное внимание отключает отвлекающие факторы и помогает нам сосредоточиться на том, что важно. И это явление довольно важное в нашей повседневной жизни.

Наше внимание ограничено, как и способность нашего мозга обрабатывать информацию в определенный период времени. Отфильтровывая ненужные детали, мы можем эффективно выполнять задачу на руке. Думайте о своем мозге как о компьютере.

Компьютер работал медленно или даже зависал при работе с многочисленными приложениями и окнами, открытыми и запущенными одновременно. Так будет и с вашим мозгом. Таким образом, вам нужно закрыть ненужные приложения, которые не используются. Избирательное внимание делает это. Он закрывает (или, по крайней мере, минимизирует) ненужные раздражители вокруг вас, чтобы вы могли работать над одной задачей с максимальной эффективностью.


Популярные теории для понимания избирательного внимания

Существует ряд теорий и моделей, представленных психологами, чтобы помочь нам понять это явление. Среди них две наиболее многообещающие и широко принятые — модель фильтра Бродбента и теория затухания Трейсмана.

Обе эти теории сосредоточены на нашей ограниченной способности концентрировать внимание и поэтому считаются моделями «узкого места».

Узкое узкое место представляет собой ограничение нашей способности воспринимать и обрабатывать различные раздражители, происходящие в окружающей среде одновременно. Например, наши глаза способны получать 10 000 000 бит информации в секунду, а мозг может иметь только 40 бит в секунду.

Давайте разберемся в этих двух теориях избирательного внимания.


Модель фильтра Бродбента

Дональд Бродбент первым представил теорию избирательного внимания и использовал «фильтр» в качестве аналогии для объяснения явления.

Он объясняет, что у нас ограниченные возможности для обработки информации. Таким образом, этот фильтр предназначен для предотвращения перегрузки путем выбора соответствующей информации для обработки на ранней стадии.

Вот как это работает:

Информация или сенсорный ввод из окружающей среды в данной точке (слова, музыка, шум, цвета, формы и т. д.) поступает в наш сенсорный регистр — буфер, в котором хранится информация.

Затем эта информация передается селективному фильтру, который обрабатывает информацию на основе физических характеристик, таких как цвет, направление, громкость, высота тона и т. д.

Теперь фильтр пропускает определенные входные данные для процесса восприятия и остальных входов отклоняются.

Информация, не прошедшая через фильтр, остается в сенсорном буфере в течение короткого периода времени и затухает, если не обрабатывается фильтром.

Он также предполагает, что фильтр не понимает смысла выбранного ввода, вместо этого сообщение понимается после того, как оно проходит через фильтр — во время процесса восприятия. Таким образом, смысл сообщения, которое не выбрано, не понят.

Но с этим подходом возникла проблема.

Проблема заключалась в том, что если информация будет отфильтрована до обработки ее значения, мы не сможем распознать свое собственное имя, которое произносят в комнате, слушая разговор. Но мы прислушиваемся к нашему имени нашими без присмотра ушами.

Это привело к появлению новых теорий для ответа на этот вопрос. Теория затухания Трейсмана — одна из них.


Теория затухания Трейсмана

Основной подход теории Трейсмана очень похож, но он учитывает тот факт, что оставленные без присмотра сообщения не устраняются — они ослабевают.

Она предполагает, что вместо фильтра внимание использует какой-то аттенюатор. Затухание означает ослабление или ослабление. Таким образом, вместо того, чтобы устранять, наш мозг уменьшает оставленное без присмотра сообщение. Ее теория также объясняет, что входные данные идентифицируются не только на основе физических свойств, но и на основе их значения.

Аттенюатор работает как регулятор громкости. Это не устраняет другие входы, но уменьшает их громкость. Например, если вы находитесь на улице и слышите лай собаки, громкую музыку из проезжающей мимо машины и в то же время разговариваете с другом, вы можете приглушить другие звуки, чтобы сосредоточиться на разговоре. Но вы все равно можете обработать значение этих оставленных без присмотра звуков и переключить свое внимание на них, когда захотите.

Это даже было продемонстрировано в ее экспериментах, когда участники могли четко идентифицировать оставленные без присмотра сообщения. Таким образом, это показывает, что мы можем обрабатывать смысл сообщений — даже без присмотра.

Эти две теории сыграли ключевую роль в понимании избирательного внимания.

Удивительно, как это явление работает и действительно важно для когнитивных функций. Если бы мы не могли отфильтровывать ненужные раздражители в окружающей среде, было бы почти невозможно заниматься повседневными делами. В то же время перефокусировка на одни и те же оставленные без внимания стимулы помогает нам понять, что происходит в нашем окружении.


Несколько забавных тестов избирательного внимания

Итак, теперь вы знаете, что такое избирательное внимание и как оно работает. Возможно, вы также поняли, как работает ваш мозг, когда вы обращаете внимание на сенсорные стимулы в окружающей среде. Но вот несколько забавных тестов, которые вы можете сделать прямо сейчас, чтобы лучше понять это. Проверьте это.

1. Угадаете ли вы правильную чашку?


Итак, вы угадали правильную чашку. Но ваш мозг мог пропустить происходящие одновременно изменения — утку, пятую руку и цвет чашек. Увлекательно, не правда ли?

Вот еще один.


2. Проверьте свою осведомленность: Whodunnit.

Сможете ли вы найти убийцу?

Итак, удалось ли вам заметить изменения, когда выявляли убийцу?


3. Сколько раз игроки в белой форме передавали мяч?

Это знаменитый тест на осведомленность, известный как «Невидимая горилла» Даниэля Саймонса и Кристофера Чабри.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts