Язык и мышление сочинение рассуждение
Содержание
- «Язык и мышление»
- Язык и мышление
- Заключение
- Сочинение Язык и мышление
- Язык и мышление
- Язык и мышление.doc
- Язык и мышление
- Язык и речь
- Мышление
- Взаимосвязь языка и мышления
- Общность языка и мышления
- Философия нетождественности языка и мышления
- Видео
«Язык и мышление»
Вопрос о связи языка и мышления решен уже давно. Эта связь бесспорна. Язык как таковой возник очень давно. Много тысяч лет назад люди приспособили свой артикуляционный аппарат для общения, для передачи информации друг другу. Как именно все это начиналось, нам сейчас неизвестно, но точно известно, что в языке отражаются представления народа об окружающей его природе (в общем смысле этого слова), его картина мира. Люди воспринимают какой-то предмет, пропускают его через свое сознание и дают ему то или иное название. Например, слыша слово шарик, мы представляем себе нечто круглое и мягкое. С одной стороны, это языковые стереотипы, передаваемые из поколения в поколение, с другой – наше восприятие мира.
Прежде чем что-то сказать, мы думаем, перерабатываем информацию в голове, размышляем по этому поводу. Если рассматривать язык как речь, то у связи речи и мышления существуют совершенно определенные, биологические доказательства, а именно: лобные части нашего мозга отвечают за процессы мышления и говорения, и для того чтобы человек произнес какую-то фразу, из мозга должны поступить сигналы по первичным рецепторам.
Еще одно доказательство связи языка и мышления – это возникновение новых слов. Язык – структура подвижная и постоянно меняющаяся. Но все эти процессы невозможны без их осмысления. Большое количество новых слов появляется в периоды катаклизмов, особенно политических, когда меняется картина мира людей. Например, если заглянуть в российскую историю, то можно увидеть, что в период после революции, во время становления новой государственности из обихода уходило множество слов, но еще большее количество приходило, их придумывали как отражение всего нового, что появилось в жизни людей. А началось все с изменением в человеческом сознании.
Все великие ораторы, начиная с античной древности, были великими мыслителями. Это были люди, которые создавали нормативный литературный язык. У этих людей было философское мышление, поэтому мы до сих пор пользуемся их трудами. Литературные, культурные и научные теории и определения, созданные ими тогда, актуальны в наши дни и являются основой для современных наук.
Не только язык является отражением мышления людей, но и наоборот. Например, люди, изучающие иностранные языки, мысля, думают, ведут какие-то внутренние диалоги только на родном языке, потому что только он может полностью представить их картину мира. Вот почему нельзя овладеть иностранным языком в совершенстве (имеется в виду овладение не только лексикой, но и интонацией и паузами, присущими конкретному языку).
Язык народа – это, пожалуй, самая великая часть его культуры, зеркальное отображение его менталитета. Например, русские люди любят длинные, витиеватые изречения, у англичан вы никогда не найдете длинных многосоставных слов, а немецкий язык, наоборот, насыщен ими. О некоторых языках, как частях культуры определенного народа, сложились некоторые представления вроде того, что на английском нужно вести деловые переговоры, на французском говорить с женщинами о любви, а на немецком – с лошадьми о своих мыслях. Нельзя не согласиться, что в этом есть доля истины.
Источник
Язык и мышление
Предмет: | Филология |
Тип работы: | Эссе |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 14.04.2019 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете узнать как правильно написать эссе по филологии:
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Мысль тесно связана с языком и речью, эта связь очень сложна.
Язык и мысль образуют единство, которое включает в себя два основных аспекта:
Помимо чувственного восприятия, другие не имеют доступа к мыслям. Язык участвует не только в выражении мысли, но и в ее формировании. Невозможно противопоставить «чистое» иноязычное мышление и его «вербализацию», то есть его последующее выражение в языке.
В то же время язык и мышление не одно и то же. Каждый аспект организованного ими единства относительно независим и имеет свои специфические законы функционирования и развития. Таким образом, характер отношений между языком и мышлением в процессе познания и общения может варьироваться в зависимости от типа мышления, цели умственной деятельности и т. д. Следовательно, между языком и мышлением существует определенная разница.
Во-первых, отношения между мышлением и языком, когда люди отражают мир, не могут быть выражены в форме простого соответствия между ментальными и языковыми структурами.
Особенно четко это проявляется в выражении мысли на разных языках. Мышление осуществляется в общих для всех людей формах, а естественные языки довольно сильно различаются. |
Во-вторых, существуют различия в структуре языка и мышления. Основными единицами мышления являются понятия, суждения и выводы. Компоненты языка включают фонемы, морфемы, лексемы, предложения (речь) и аллофоны (звуки).
В-третьих, мышление отражает объективный мир в идеальном образе с различной глубиной и детализацией, постепенно приближаясь к более полному спектру объектов и их определенности, понимая суть. Язык подкрепляет полученные знания, подчеркивает и подчеркивает то, что ранее было сделано мыслью. Кроме того, он делает это с помощью своих собственных инструментов, специально разработанных для этого, так что достигается правильное воспроизведение свойств объективной реальности в форме языка.
В-четвертых, язык развивается под влиянием объективной деятельности и социокультурных традиций, а мышление связано с мастерством концептуальных приемов и законов логики, познавательных способностей субъектов. Язык и мысль являются такими противоречивыми единствами и взаимодействуют. Мышление, с другой стороны, влияет на язык.
Это делается следующим образом:
С другой стороны, язык влияет на мышление в следующих областях:
Проблема взаимоотношений языка и мышления давно решена. Тысячи лет назад люди приспосабились разговаривать и с помощью языка передавать информацию друг другу.
Мы не знаем точно, как это началось, но ясно, что язык отражает мысли людей о природе (общем значении слов), картинах мира. Люди воспринимают объекты, пропускают их через сознание и дают им то или иное имя. Например, слушая слово мяч,
Прежде чем что-то сказать, мы думаем, обрабатываем информацию в наших головах и думаем об этом. Когда мы рассматриваем язык как речь, связь между речью и мышлением имеет очень четкие биологические доказательства. Другими словами, лобная часть мозга отвечает за процесс мышления и разговора, и для того, чтобы человек испустил фразу, он должен послать сигнал от мозга первичному рецептору.
Все великие ораторы с древних времен были великими мыслителями. Это были люди, которые создали нормативный литературный язык. Мы до сих пор используем их работу, потому что у этих людей было философское мышление.
Литературные, культурные и научные теории и определения, которые они создали, в настоящее время актуальны и составляют основу современной науки.
Язык не только отражает мышление людей, и наоборот. Например, те, кто изучает иностранный язык, думают, думают и ведут внутренний диалог только на своем родном языке, потому что только он может полностью представить картины мира. Вот почему невозможно полностью выучить иностранный язык (то есть выучить не только лексику, но и интонации и позы, характерные для конкретного языка).
Вероятно, язык народа является самой большой частью культуры и зеркальным отражением ее духовности. Например, русские любят длинные и великолепные пословицы и никогда не находят длинных составных слов в английском, но в нем их полно. О некоторых языках, как частях культуры определенного народа, сложились некоторые представления вроде того, что на английском нужно вести деловые переговоры, на французском говорить с женщинами о любви, а на немецком – с лошадьми о своих мыслях.
Заключение
В заключение можно сделать следующие выводы о выполненной работе. Гипотеза Сепира-Уорфа была первой гипотезой о влиянии языка на мышление и впоследствии подвергалась жесткой критике со стороны коллег. Согласно этой гипотезе, грамматика каждого языка является метафизическим воплощением.
Таким образом, многие люди под влиянием более сильных этнических групп также были затронуты их языком. С расширением английского языка (США), который стал универсальным средством общения, появляется странный гибрид французского и английского языков, гибрид языков, таких как фланг и французский. Что касается познания, мышления и культуры, мы смогли выполнить все задачи введения.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в whatsapp.
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Источник
Сочинение Язык и мышление
Одной из наиболее существенных проблем, является проблема отношения
языка и мышления. Этот момент рассматривается языкознанием в тесном
взаимодействии с психологией. Психолингвистика или менталингвистика —
раздел общего языкознания, который изучает взаимоотношение языка и
мышления. Теория языковых значений, связь языка и мышления являются
важнейшим аспектом лингвистических знаний.
В рамках психологии мышление как высшая форма психической деятельности
изучается на протяжении многих веков. При этом всякий раз, когда говорят о
природе языка, обязательно вовлекают в сферу рассуждений и феномен языка.
Поэтому, в языкознании проблематика соотнесения языка и мышления составляет
наряду с происхождением языка «вечную проблему» (7, 68).
Мышление — это активный процесс отражения объективной действительности
в формах представлений, понятий, суждений, умозаключений. Мышление является
частью сознания, т. е. всего процесса отображения действительности нервно-
мозговой системой человека. Т. о. Будучи связанным с понятийными аспектами
именно мышление ответственно за осмысливание, переработку и трансформацию
языкового знака в то, что он означает — в понятие.
Мышление главным образом оперирует понятиями как логическими
значениями языковых знаков. Строго говоря, проблема значения слова связана
не только с мышлением но и к сознанием. Ведь кроме логических значений
языковых знаков существуют также эмоциональные и эстетические. А семантика
языка это как раз и есть сочетания всех значений (5, 71).
Можно выделить четыре основных гипотезы о соотношении мышления и
языка.
Гипотеза I. Язык есть мышление. Подразумевается, что эти понятия
тождественны, хотя удобнее говорить о их синонимичности: ибо ничто не есть
язык, только язык есть язык. Но это была бы тавтологическая характеристика.
Все же по этой формуле не может быть языка без мышления и мышления без
языка. Говорение (речевая деятельность0 приравнивается к озвученному
мышлению, невыраженное мышление — к внутреннему говорению.
А. Шлейхер заявлял: «Язык есть мышление в звуке, как и наоборот,
мышление есть беззвучная речь». «Без речи, — писал И. М. Сеченов, —
элементы чувствительного мышления, лишенные образа и формы, не имели бы
возможности фиксироваться в сознании: она и придает им объективность, род
реальности (конечно фиктивной), и составляет поэтому основное условие
мышления нечувственными образами».
Отвергая такое мнение, критики утверждают, что, во-первых, возможно
говорение без мышления. Во-вторых, часто для уже готовых мыслей подыскивают
слова, а иногда так и не находят. В практике говорения имеются также
примеры ложных высказываний (при правильных мыслях).
Гипотеза II. Язык есть мышление, но мышление не есть язык. В первой
гипотезе возможна была перестановка элементов равенства без ущерба для
этого равенства (язык есть мышление, мышление есть язык). Согласно данной
гипотезе говорение и мышление не одно и то же, а разные стороны одного
процесса. Язык и интеллект развиваются в тесной связи, но ни один из них не
является результатом другого.
Мы можем мыслить без языка, но мы не можем говорить (осмысленно) без
мышления. Речевая деятельность, по мнению Г. П. Мельникова, меняет
состояние сознания, но это изменение может протекать и без участия языковых
знаков, например, под воздействием сигналов, получаемых от органов зрения,
осязания и т. п. «Следовательно, речевая деятельность всегда сопровождается
мыслительными процессами, но мышление может протекать независимо от
языковых процессов. Именно поэтому одно и то же понятийное содержание может
быть выражено различными языковыми средствами».
Гипотеза III. Язык не есть мышление, но мышление есть язык. Согласно
этому тезису, все, что высказано и реализовано в чувственно воспринимаемых
структурах (звукоряды, графические знаки и т. п. ), никак не может быть
приравнено к мышлению и элементов такого не содержит.
Источник
Язык и мышление
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 15:26, реферат
Краткое описание
Язык и мышление два неразрывно связанных вида общественной деятельности, отличающиеся друг от друга по своей сущности и специфическим признакам. Язык является необходимым условием возникновения мышления, формой его существования и способом функционирования. В процессе развития человеческого сообщества и его культуры мышление и язык складываются в единый речемыслительный комплекс, выступающий основанием большинства культурных образований и коммуникативной реальности. Кроме того, мышление является такой стороной общественной деятельности человека, которая сама по себе недоступна непосредственному восприятию.
Содержание
Введение 3
1. Определение и функции языка 4
2. Определение мышления 6
3. Связь языка и мышления 9
4. Гипотезы о соотношении мышления и языка 11
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Прикрепленные файлы: 1 файл
Язык и мышление.doc
1. Определение и функции языка 4
2. Определение мышления 6
3. Связь языка и мышления 9
4. Гипотезы о соотношении мышления и языка 11
Список использованной литературы 14
Так же как и мышление, язык составляет какую-то сторону общественной деятельности человека и не может быть отделен от ряда других сторон этой деятельности, в частности от мышления и процессов общения: определенные звуки, письменные знаки и движения могут быть и являются знаками языка лишь тогда, когда в них выражены определенные мысли и они служат целям взаимного общения. Так же как и мышление, язык не может быть реально отделен от других сторон общественной деятельности человека, но в то же время в отличие от мышления язык представляет собой нечто доступное непосредственному восприятию.
Работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
1. Определение и функции языка
Язык и мышление неразрывно связаны между собой, это ни у кого не вызывает сомнения. Язык является необходимым условием возникновения мышления, формой его существования и способом функционирования. В процессе развития человеческого сообщества и его культуры мышление и язык складываются в единый речемыслительный комплекс, выступающий основанием большинства культурных образований и коммуникативной реальности.
Мышление главным образом оперирует понятиями как логическими значениями языковых знаков. Строго говоря, проблема значения слова связана не только с мышлением, но и с сознанием. Ведь кроме логических значений языковых знаков существуют также эмоциональные и эстетические.
В силу этого язык позволяет выражать самые разные мысли, описывать чувства и переживания людей, формулировать математические теоремы и т.д.
Язык может быть устным и письменным, он возникает в человеческом сообществе, выполняя важнейшие функции:
— выражения мысли или сознания;
— хранения и передачи информации;
— средства общения или коммуникативную.
У высших животных имеются зачатки звуковой сигнализации. Куры издают несколько десятков звуков, выражающих чувство опасности, подзывающих цыплят, сигналящих о наличии или отсутствии пищи. У таких высокоразвитых млекопитающих, как дельфины, имеются уже сотни звуковых сигналов, что дает основание ученым полагать наличие языка в их коммуникации, и если это так, то нужно будет признать, что существует особая «дельфинья цивилизация». По мнению физиолога И.П.Павлова, сигнализация животных основана на ощущениях и элементарных представлениях, названных им первой сигнальной системой. Она ограничена в объеме передаваемой информации, любая сигнализация животных может выразить столько единиц информации, сколько в ней есть сигналов. Любой человеческий язык может передать и выразить неограниченное количество информации и разнообразных знаний.
2. Определение мышления
Венцом эволюционного и исторического развития познавательных процессов человека является его способность мыслить. Благодаря понятийному мышлению человек беспредельно раздвинул границы своего бытия, очерченные возможностями познавательных процессов более «низкого» уровня – ощущения, восприятия, представления. Чувственные образы, создаваемые с помощью этих процессов, обладая качеством надежной достоверности, то есть высокой степени соответствия объектам и ситуациям реального мира, дают возможность вовремя реагировать на происходящие изменения и эффективно строить свое поведение в ответ на эти наличные, непосредственно воспринимаемые события. Придавая движениям определенное направление в пространстве, и регулируя их силу и скорость, чувственные образы в то же время, будучи жестко «привязанными» к объекту, его форме, свойствам, местоположению и скорости его продвижения, создают и определенные ограничения в познании окружающего мира. В этих образах окружающий мир предстает, так сказать, в нетронутом виде. Для того, чтобы проникнуть в суть вещей и явлений, понять скрытые от непосредственного взора связи и отношения внутри них и между ними, необходимо активно в них вмешаться, произвести с ними некие физические или мысленные манипуляции, в результате которых эти скрытые связи и отношения становятся явными. Такое постижение этих связей раздвигает границы наличной ситуации не только в том смысле, что мы знаем, что воспринимаемые здесь и сейчас объекты и события являются лишь ничтожной частью всего сущего в безграничном пространстве и времени; но и в том, что мы своим умственным взором можем «увидеть» то, что не дано невооруженному мыслью глазу, уху, обонянию и т.д. С помощью мышления человек познает окружающий мир во всем многообразии, свойствах и отношениях.
Мышление является предметом исследования многих дисциплин: философии, в рамках которой исследуются общие отношения меду мышлением и материей; социологии, где изучается зависимость мышления от социальной структуры общества и процесса его развития; логики, которая исследует закономерные связи между такими основными формами мышления, как понятие, суждение и умозаключение; физиологии и других наук. Реально совершающееся мышление может быть, и часто бывает, неправильным с точки зрения формальной логики. Оно может определяться субъективными пристрастиями, быть непоследовательным, свернутым, в процессе его осуществления могут допускаться логические ошибки, но именно это живое, обусловленное собственно психологическими факторами мышления и интересует психологов. При изучении мышления конкретных людей в конкретных обстоятельствах были получены очень важные факты.
В частности, было обнаружено, что с точки зрения достижения конечного результата, «ошибка»- понятие, весьма относительное, так как именно «ошибка» может выполнять очень важную подготовительную функцию при решении задач. Если логика изучает отношения между готовыми, уже сформированными понятиями, то психологию интересует также сам по себе процесс формирования понятий, при котором может происходить, например, приписывание вещам отсутствующих у них свойств. Кроме того, психологию интересуют не только развитые формы мышления, основанные на оперировании понятиями, но и более простые его формы. Основной тезис о взаимосвязи психических явлений реализуется в исследовании влияния на мышление других психических процессов, состояний и свойств личности, таких как эмоции, установки, характер, личностные особенности.
Под мышлением мы понимаем нечто, происходящее где-то «внутри», в психической сфере, и то психическое «нечто» влияет на поведение человека таким образом, что оно приобретает нешаблонный, нестандартный, неповторяющийся характер. Когда мы наблюдаем однообразное поведение, слышим давно известные истины, знаем, что человек слепо верит во что-то, мы говорим, что здесь нет и намека на мысль. Приспособительная изменчивость поведения животных в некоторых ситуациях также побуждает нас предполагать наличие в нем разумной основы.
Приспособление к окружающей среде может осуществляться двумя принципиально различными путями:
а) путем выполнения автоматизированных, жестко запрограммированных действий, не зависящих от меняющихся обстоятельств;
б) путем выработки в данных, конкретных ситуациях новых индивидуальных форм поведения, учитывающих изменившиеся условия.
В связи с тем, что никакая заранее подготовленная (врожденная) программа поведения не может полностью соответствовать изменяющимся условиям среды, любое поведение, основанное на психическом отражении, можно считать разумным, то есть целесообразным, где разумное означает индивидуально-изменчивое и приспособленное к конкретным обстоятельствам (О. К. Тихомиров). В более узком смысле, под разумным понимают нахождение отходных путей и использование орудий. Даже у животных всякое поведение представляет собой сплав врожденных и индивидуально-изменчивых форм поведения.
Спецификой отражения на уровне мышления является отражение именно отношений между объектами и признаками внутри них, оно требуется, в том числе и для осуществления обобщений.
Источник
Язык и мышление
Невозможно представить жизнь без мышления и речи, но мало кто задумывается, что собой представляет каждое из этих понятий. Какую роль играет язык? Какова функция мышления? Что первично, а что является производной? Соотношение языка и мышления волновало великие умы человечества сотни лет назад, и сейчас является темой, которая интересует многих психологов, философов, лингвистов и других ученых. Давайте разберемся, какова взаимосвязь между мышлением и языком. Одна из наших программ, «Когнитивистика», научит вас разным способам мышления. Вы будете смотреть на ситуации шире и находить нестандартные решения задач.
Язык и речь
Язык и речь являются, хоть и близкими понятиями, но не идентичными, и следует их различать.
Язык – это сложная знаковая система, которая служит средством хранения и передачи информации. Язык является специфическим социальным средством коммуникации, единым для всех представителей конкретного общества и постоянной переменной для взятого периода времени.
Большинство ученых выделяют следующие функции языка:
Речь – это непосредственно процесс общения, проявление языка в различных видах речевой деятельности: говорении, слушании, чтении и письме. Речь – это язык в действии. Если язык – постоянная переменная, то речь каждого человека индивидуальна и меняется в зависимости от особенностей личности, образованности, контекста, ситуации, настроения и т.д. Язык един для отдельной группы людей, а речь – индивидуальна и неповторима.
Лингвист Роман Якобсон выделяет следующие функции речи:
Можно сделать вывод, что язык и речь – две стороны одной медали, где язык – орудие, а речь – деятельность человека по использованию языкового кода. Так что теперь давайте разберем, что понимается под понятием «мышление» и какие виды мышления выделяют ученые.
Мышление
Чтобы иметь более полную картину, для начала давайте определим, что такое сознание.
Сознание – это высший уровень отражения окружающей действительности, присущий только человеку, который выражается в субъективном переживании событий внешнего и внутреннего мира, формировании отчета об этих событиях и ответной реакции.
В свою очередь, мышление – это способность человека фиксировать мир в понятиях и делать на их основе выводы в форме суждений и умозаключений. Это целенаправленное логическое рассуждение, иногда о вещах совершенно абстрактных, не имеющих непосредственного отношения к человеку, к его состоянию здесь и сейчас. Мышление является главным компонентом сознания.
Принято выделять следующие виды мышления:
Проблему взаимосвязи языка и мышления в психологии можно представить двумя полюсами: на одном – отождествление этих понятий, их слияние воедино, на другом – их отделение, независимость друг от друга. Но мышление и язык представляют собой сложную структуру, которую нельзя разделить или приравнять. Находясь в противоречивом единстве, язык и мышление влияют друг на друга и не могут существовать раздельно.
Взаимосвязь языка и мышления
Дискуссионность проблемы обусловлена как сложностью и двойственностью природы мышления и языка, так и недостаточностью наших знаний об этих понятиях. Существуют различные теории и взгляды на этот счет. Вот некоторые из них.
Выдающийся лингвист 20 века Эмиль Бенвенист говорил: «Неверно думать, что язык – это одежда мыслей. Одежду можно снять, слова же – неотъемлемая часть мысли. Следовательно, вопрос о том, может ли мышление протекать без языка или обойти его, словно какую-то помеху, оказывается лишенным смысла».
Советский психолог Лев Семенович Выготский говорил, что слово также относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой мельчайшую частицу, которая содержит в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Слово – это не название отдельного предмета, а его обобщенная характеристика, целый комплекс понятий, т.е. слово является одновременно и процессом мышления, и средством общения, поэтому оно входит в состав речи. Лев Семенович полагал, что именно значение слова является тем связующим звеном, которое называют речевым мышлением.
Ноам Хомский – американский лингвист и философ проблеме взаимосвязи языка и мышления в своих работах уделял основное внимание. Он предположил, что язык является такой же способностью человека, как зрительная и слуховая сенсорная система, система кровообращения и др. Приравняв языковую способность к другим модулям мозга, он тем самым обосновал ее врожденный характер.
Уиллард Куайн – американский философ, логик и математик, напротив, считает опыт единственно возможной связью человека с внешним миром – предметы воздействуют на наши органы чувств, которые затем оформляют полученную информацию и посылают сигналы в мозг. По его мнению, познание окружающей действительности, так же, как и научение языку, происходит по схеме «стимул – реакция – подкрепление». Таким образом, каждое используемое нами слово – это результат целенаправленного воздействия социального мира на индивида.
Как видите, в вопросе взаимосвязи языка и мышления мнения философов, лингвистов и психологов расходятся, но можно выделить некоторые принципы, с которыми согласится большинство ученых.
Общность языка и мышления
Язык и мышление представляют собой единство, основанное на двух ключевых аспектах:
Рассуждения о связи этих двух понятий строятся на основе философии развития мышления. Язык обеспечивает мыслям человека реальное существование, доступное другим людям. В то же время он не только позволяет выражать мысль, но и формирует ее, что говорит об их тесной связи. Вместе с тем язык и мысль не равнозначны. Каждая составляющая развивается и функционирует по своим особым правилам и является относительно самостоятельной. Так, в зависимости от вида мышления, целей мыслительной деятельности и т.д. характер взаимоотношений языка и мышления в процессе общения и познания может варьироваться, и тогда мы можем наблюдать отличительные особенности этих двух систем.
Философия нетождественности языка и мышления
Язык и мышление представляют собой две отдельные системы, наполненные собственным содержанием и существующие по своим самостоятельным законам развития и функционирования. Исходя из этого, выделяют следующие отличия этих систем:
Итак, очевидно, что мышление и речь не являются синонимами или взаимозаменяемыми понятиями. Они образуют тесную, неразрывную связь, в которой речь является инструментом мышления каждого из нас. Когда вы проговариваете свою точку зрения, доносите свою мысль до окружающих в словесной форме, вы улучшаете свою мыслительную деятельность, занимаетесь ее совершенствованием. Поэтому когда вам сложно что-то объяснить человеку, но вы стараетесь найти нужные слова и правильно сформулировать мысль, знайте, что в этот момент вы развиваете речевые навыки, а соответственно улучшаете свое собственное мышление.
Всегда есть выбор: развиваться или нет, поэтому давайте стремиться вверх, а не катиться вниз. Больше читайте, изучайте свой родной язык, старайтесь говорить правильно и красиво. Вы явно станете более интересным собеседником, но гораздо важнее, что таким образом вы будете развивать свое мышление, а соответственно себя.
Источник
Видео
Сочинение-рассуждение. Как написать сочинение-рассуждение?
Русский язык 5 класс (Урок№58 — Рассуждение. Сочинение-рассуждение.)
Введение в языкознание. Лекция 12. Язык и мышление
Чем русский язык отличается от западных. Дмитрий Петров
Как связаны язык и мышление
ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ
Как написать сочинение-рассуждение (на любую тему)
Приемы написания сочинения рассуждения
Связь языка и мышления | Лекции по лингвистике – лингвист Светлана Бурлак | Научпоп
Русский язык 6 класс (Урок№80 — Рассуждение.)
мыслительный процесс, словарная база человека, проблемы при отсутствии взаимосвязи
С давних времен философы говорят о том, что язык – это орудие мышления. Связь между способностью человека думать и говорить ни у кого не вызывает сомнения. Не представить книгу, в которой не было бы страниц – так и человек без слов не сможет мыслить. С давних пор ученые сформулировали тезис: словесная – единственная доступная для мысли форма. Слово – явление, известное любому обитающему в социуме. Каждый произносит слова, видит описываемые ими образы и может слышать их в повседневной жизни. Нельзя недооценивать значимость мышления и общения, языка и его инструментов. Впрочем, далеко не всякий обыватель хоть раз в жизни думает о том, каково философское содержание языка.
Все связано
Чтобы понять, какова связь языка и мышления, следует обратиться к формам и явлениям, окружающим нас. Умозаключение, производимое человеком, всегда сформулировано словами. Способность говорить осмысленно – один из важных аспектов, позволивших социуму стать организованным в высокой степени. Во многом именно за счет способности делить свои мысли с окружающими человечество выделилось из общей массы животного мира. Философы, занимающиеся исследованием взаимных связей говорения и мышления, немало времени провели в рассуждениях, посвященных этим реалиям эволюции.
Современный человек не знает сути мыслительного процесса. Ученые смогли установить несколько отдельных составляющих, таких событий, которые случаются в мозговых структурах в период размышления персоны над некоторой задачей. Они предположили, какая именно часть человеческого организма ответственна в наибольшей степени за способность мыслить. Предполагается, что основная роль отведена ретикулярной формации. Этим термином обозначается высокоструктурированная и сложно устроенная зона мозговой коры.
Говорить и мыслить
В попытке изучить связь языка с мышлением и сознанием человека ученые пришли к выводу, что способность человека думать – это очень сложный метод отражения мира, в котором персона вынуждена обитать. Следовательно, мышление напрямую зависит от действительности. Речь – это содержание каждой отдельной мысли, для выражения которого индивид прибегает к языковым возможностям. Некоторые философы посчитали, что при таком развитии событий речь первична, другие же расценивают ее как следствие мышления. На этот вопрос, как считают многие, мы так никогда и не получим окончательного ответа.
Вместе с тем не вызывает сомнения тот факт, что слово – мыслительная суть. Из него формируется знание. Слово – это единственный вариант оформления опыта, накопленного человечеством. Речь позволяет разделить накопленные знания с другими персонами. Она является единственным возможным вариантом оформления мысли, помогает систематизировать размышления. Лишь благодаря языку удается построить текст с конкретным содержанием. Слово является материалом, из которого создается окончательная продукция разума – мысль.
Система: единство всех аспектов
Чтобы оценить связь мышления с языком и речью, следует рассмотреть эти явления как единую систему. Ученые давно оценивают их как неразрывные составляющие. Есть две точки зрения, позволяющие оценивать и расценивать эту систему. Генетическая предполагает рассматривать язык как явление, которое неразрывно связано со становлением, моментом появления мыслительного процесса. Второй вариант – функциональный. В рамках этого подхода предполагают единство мысли и языка. Следовательно, по умолчанию предполагается взаимное существование этих двух явлений. Такая система развеивается параллельно.
При этом ученые не рассматривают язык как объект, равноценный мысли, либо наоборот. Научные выкладки, связанные с этими явлениями и присущими им общими особенностями, обусловлена представлением о развитии мышления. Для языка и мысли есть свои уникальные законы, по которым эти явления развиваются, а также специфические нюансы функционирования. Язык представляет собой замкнутую систему, таковой же выступает и мысль. Наполнение этих систем разнится. Нельзя определить мир вокруг как четкую связь мысли и слова – это подтверждается отличиями разных языков и особенностями речевого воспроизведения конкретного размышления.
Не обойтись без разности
Ученые, занимающиеся проблемами связи языка и мышления, обращают внимание на структурные отличия этих двух явлений. Мышление формируется умозаключениями. В его структуре есть понятия, суждения. Единицы, составляющие речь человека – это слова и фонемы, а также иные синтаксические объекты.
Как считают философы, мышление представляет собой отражение происходящего вокруг персоны. Оно позволяет обработать образы, уже существующие в мире. Уровень детализации от случая к случаю разнится. Человек по умолчанию стремится как можно детальнее и корректнее познать сущность некоторого явления, объекта, о котором мыслит. Язык, в свою очередь, превращает полученные сведения в знание, применяя для этого заложенные в его структуре средства. Задача языка – максимально безупречно отразить содержание того мира, в котором обитает персона.
Речь – явление, активно развивающееся. Она представляет собой элемент человеческой культуры. Во многом речь развивается за счет законов, норм, присущих конкретному социуму. Мышление прогрессирует за счет способностей личности познавать. Таковые присущи конкретному субъекту, а не сообществу.
Философия, мышление и говорение
Философы, занимавшиеся связью языка и сознания, речи и мышления, долгие века пытались найти ответы на вопросы о том, как относятся между собой говорение и мыслительный процесс. Эти вопросы затрагивали и взаимную связь, и то, насколько одно обуславливает содержание второго. Мнения разных адептов философии в аспектах этой темы расходятся буквально диаметрально. Некоторые считают, что язык и мысль сливаются – именно такие суждения можно найти в работах Выготского и Гаммана. Другие придерживаются противоположной идеи отсутствия связи между обозначенными явлениями. Довольно любопытны посвященные доказательству этой позиции труды Бенеке.
Выготский: работы и умозаключения
Работы этого ученого, посвященные связи языка, мышления и общения, считаются в настоящее время одними из наиболее емких, ценных и важных в рассматриваемой теме. Лев Семенович, изучая философию взаимного влияния речи и мышления, обнаружил ряд аспектов, благодаря чему его вклад оценивается как самый значимый по сравнению с достижениями всех философов, занимавшихся той же темой. К моменту первичного представления теории Выготского общественности его идеи были инновационными, принципиально отличающимися от всего известного ранее. Ученый посчитал, что мышление представляет собой создаваемый персоной в течение всего своего существования продукт, основанный на протекающих в психике процессах. Становление мышления определяется человеческим онтогенезом и тесно связано с историческим формированием конкретного социума.
В работах Выготского, посвященных языку и мышлению человека, сформулировано понятие слова «значение». Таковое рассматривается не как нечто, сконцентрированное на конкретном предмете, но как явление, описывающее комплекс понятий. Значение – это и слово, и мысль одновременно, как считал Выготский. Философ прибегал к методу генетического каузального анализа, позволившего ему проследить особенности речевого становления и развития мыслительного процесса в течение существования конкретной персоны. Кроме онтогенеза, внимание ученого привлекал филогенез, то есть становление этих явлений в течение человеческой истории.
Работы и их содержание: любопытные аспекты
Рассматривая в качестве средства мышления язык, Выготский потратил немало времени, наблюдая за обезьянами. В рамках экспериментов удалось выявить тот факт, что генетический уровень происхождения рассматриваемых явлений отличается, и процессы развития протекали независимо один от другого. Выготский установил, что в периоды развития истории соотношение мыслительного процесса и речи менялось, некоторого постоянного, стабильного значения не существует. Также он заметил, что обезьяны, сходные с человеком, проявляют интеллектуальные реакции лишь применительно к орудиям, но не показывают связи между общением и размышлениями. Удалось выявить фазы, предшествующие формированию интеллекта у животных и способности общаться вслух.
На основании наблюдений были сформулированы выводы, посвященные двум вариантам проявления речи в человеческом социуме. Первый, определенный Выготским, – общение. Способ предполагает озвучивание того, что человек думает, с участием во взаимодействии нескольких персон, передающих друг другу некоторые сведения. Второй тип речевого проявления – это объединение того, кто слушает, с тем, кто произносит. При этом словесная мысленная форма превращается в средство мышления. Такое разделение позволяет выделить внешний, внутренний речевые форматы. В первом случае мысль отражается лексическими оборотами и подчиняется структурам языка, во втором случае речь идет о придании некоего смысла конкретной мысли. Выготский, формулируя такие заключения, считает внешний речевой формат начинающимся от использования слова с постепенным применением все более развернутых и сложных структур. Внутренний прогрессирует от целого к некоторому аспекту, от мысли – к конкретному слову.
Коммуницирование людей
Язык – это орудие мышления, позволяющее людям взаимодействовать друг с другом. Еще в детском возрасте персона обучается разговорным навыкам, выговаривая сперва слова сами по себе. С годами фразы усложняются, речевые навыки совершенствуются, поэтому человек может отражать в речи все более сложные размышления. Он мыслит развернутыми фразами даже в раннем возрасте, но не может воспроизводить их в таком формате из-за проблематики внешней речи, вынуждающей прибегать к отдельным словам. Выготский предположил, что есть некоторая эгоцентрическая речевая промежуточная стадия. Ранее сходные гипотезы формулировал Пиаже, описывавший этот этап как детский эгоцентризм. Процесс не влияет на детское мышление, поведение, а лишь сопровождает развитие человека. Выготский развил это предположение и посчитал эгоцентрический шаг своеобразной «переплавкой» внешнего речевого аспекта во внутренний.
В рамках изучения языка, речи и мышления Выготский расценивал эгоцентрический шаг самостоятельным типом функционирования речевой системы персоны, обозначив ее «речью для себя». Пиаже предполагал, что эгоцентрическая речь пропадает по мере личностного развития, Выготский же предложил рассматривать ее как трансформирующуюся во внутреннюю. Такая гипотеза является базовой для современных философских течений, рассматривающих мыслительные, речевые процессы. При этом признается отсутствие прямого перехода между мыслями и речью в качестве средства отражения сознательного. По этой причине нечасто можно встретить того, чьи мысли вам сразу понятны, а персона ощущается близкой. Во многом этот факт объясняет обилие споров о речевой этимологии, структуре мышления.
О взаимном
Связь системы мышления и системы языка обусловлена тем фактом, что оба этих явления необходимы для человеческого взаимодействия и отражения мыслительного процесса. Иные считают языковые категории и присущие мыслительному процессу аналогичными, но далеко не каждый философ согласен с этой позицией. Язык – система знаковая, звуковая, объединяющая объекты, при помощи которых можно отразить мысль. Язык позволяет озвучить эти символы. Способность ясно выразить некоторую идею определяется сформированностью мысли. Если таковую выскажут раньше, нежели она полностью оформлена, уменьшается вероятность адекватного понимания сказанного сторонней персоной. В настоящий момент человечество – единственная разновидность жизни на нашей планете, применяющая знаковые системы для коммуникации. Философы, оперируя этим фактом, призывают ответственно следить за мыслительными процессами и сказанным.
Изучая связь языка и мышления, обязательно обращают внимание на тот факт, что мыслительный процесс – высший вариант мозговой деятельности. Он призван отражать происходящее в окружающем мире и позволяет человеку пользоваться накопленными знаниями, получать новые. Мышление – это стремление к познанию нового, оформлению новых связей. Психологи считают одной из важнейших задач своей науки определение того, как сильно язык и мышление друг на друга влияют. Иные считают, что эти два явления могут использоваться лишь вкупе. В рамках таких теорий язык практически приравнивается к мыслительному процессу. Такие идеи можно найти в трудах немецкого ученого Шлейхера, специализирующегося на лингвистике. Он считал, что форма некоторого объекта и его содержание между собой соотносятся.
Споры не утихают
В рамках оценки связи мышления и языка звучат иные заключения, позволяющие поспорить с выводами Шлейхера. Многие предпочитают не считать описанные категории тождественными, а лишь признать их тесно связанными друг с другом и взаимно влияющими на развитие. Всякий язык (а их существует огромное количество) имеет особенности грамматических правил и форм, морфологические нюансы. В рамках одного языка возможны разные интерпретации, определяющиеся национальной принадлежностью персоны. Одновременно существуют специфические, редкие языки. Известный американский специалист по лингвистике Уорф считает, что речевые специфические особенности ответственны за формирование мыслительного образа и сценария мыслей, присущего персоне. В некоторой степени это индивидуальный менталитет, непонятный представителям других наций.
В рамках связи мышления и языка особый интерес представляют глухонемые, общающиеся между собой специфическим методом, неясным для большинства обывателей. Звук для таких людей не является опорной точкой, при этом никто не станет спорить с наличием мыслительного процесса у человека с подобной проблемой здоровья.
Мышление сильно влияет на язык, поскольку контролирует речевой аппарат. Ученые сходятся во мнении, что язык и мыслительные процессы – это хоть и два противоречащих друг другу явления, но одновременно являющиеся единством.
Мысли и слова
В последние годы обозначенная проблема становится особенно важной и требующей внимания в силу развития искусственного интеллекта. Социальный заказ оказывает существенное давление на научные области, а ИИ представляет собой тему для исследования ученых уже с середины прошлого столетия. Лица, занятые в этой сфере, особенно заинтересованы в обозначении связи мышления и языка, поскольку постоянно вынуждены учитывать результаты взаимного влияния. Интеллект в простейшем понимании этого термина – разум и рассудок. Более широкая трактовка включает волевые проявления, память и информацию, накопленную об окружающем пространстве. Способности интеллекта персоны заметны в мыслительных процессах, доступных ей. Интеллект можно приравнять к системе мышления в том виде, в каком он воспринимается большинством. На практике ряд речевых отклонений воспринимается окружающими как проблемы мыслительного процесса человека.
Язык – основной метод передачи другим людям сведений, информации, знаний. Выявить сущность мысли непросто, преимущественно это осуществляется через определение психической структуры и намерения персоны. В посвященных языку и мышлению работах Бенвениста можно видеть умозаключения о том, что намерение получает языковое оформление и не может отделиться от языка, стать выше его, иначе мысль становится неопределенной и ее содержание не удается воспринять корректно. Помимо языка, есть лишь побуждения, импульсы воли, отраженные жестами, мимическими инструментами, но недостаточно ясные для продуктивного взаимодействия. Некоторые считают, будто бы язык представляет в некоторой степени одежду для мыслей, но Бенвенист признает это мнение категорическим заблуждением, призывая расценивать слова как часть мысли, которую нельзя отнять, в то время как от одежды избавиться можно. Он признает бессмысленными изыскания на тему обхождения языка при мышлении и исключении его в виде некоторой помехи.
Образы и опыт
В работах Выготского, посвященных связи языка и мышления, можно найти сравнение процесса создания нового высказывания с облаком, из которого рано или поздно начинается словесный дождь. Одновременно ученый обращал внимание на совершение мысли, а не ее воплощение в словесной форме. Рубинштейн, еще один известный специалист в сфере психологии, предлагал оценивать речь как вариант формулировки мысли, причем процесс сопровождается формированием. Сходные изречения можно видеть у классиков марксизма, предлагавших рассматривать язык как материю, отягощающую человека. Энгельс сравнивал ее с проклятием человечества. Впрочем, из опыта повседневности человек может заключить: зачастую осознанные действия не требуют оформления в слова. Совершая простейшие манипуляции, человек не произносит их вслух. Далеко не всегда удается ощутить внутреннюю речь.
Изучая язык, функции языка и мышление, ученые пришли к выводу, что словесная – это не единственная доступная человеку форма мыслительного процесса. Она относится к одному из ключевых типов, но наравне с ней есть и практическое действенное, а также наглядное образное, техническое. Практическое действенное считается первичным вариантом, поскольку именно так человек впервые смог успешно выйти на охоту. Лишь затем появилось образное, наглядное мышление. В примерах это можно описать воспоминанием об успешной охоте с применением образа в будущем для оценки возможных выгод от повторения набора действий. Лишь на базе этих двух типов сформировалось логическое словесное мышление. Если проводить параллель примеров, то его можно иллюстрировать как передачу сведений об успешной охоте и получаемых через нее выгодах новому поколению.
Применяя к персоне
Взаимосвязь языка и мышления, исследуемая философами и психологами, лингвистами, играет роль в жизни каждого человека, хотя задумываются об этом далеко не все. Язык представляет собой мыслительную действительность, сформированную и протекающую применительно к каждому из нас. Мыслительный процесс для человека обычно свойственен без речевого сопровождения, исключение – люди, предпочитающие вслух комментировать все происходящее. Следовательно, на первый план выходит мышление образами и наглядное. В словесном виде, в логической форме идеальное психическое общение – явление, которое отражается в материальном (в силу своей сущности) языке. Такое мышление доступно исключительно человеку.
О категориях
Исследуя взаимосвязь языка и мышления, ученые пришли к выводу, что более всего общность выражается в грамматических аспектах, сходных с логическими категориями. Лишь признавая взаимосвязь рассматриваемых явлений, можно определить ее природу и сущность. Анализ связей – одна из ключевых задач языкознания, языковой философии. В современной лингвистике один из любопытных методических подходов – дескриптивизм. Он предполагает полностью исключать из поля зрения специфику мыслительного процесса. Впрочем, это крайность, которая в рамках рассматриваемого вопроса взаимной связи не представляет особенного интереса.
О том, какова связь между мышлением и языком, люди размышляют уже долгие века, поскольку именно язык в течение тысячелетий был основным средством выражения человеческой мысли. В силу такого продолжительного использования сформировался грамматический строй, в котором есть категории, четко ассоциирующиеся с мыслительными. Подлежащее соответствует субъекту, процесс обозначается глаголом, а для показания связей используются союзы. В то же время нельзя утверждать тождественность либо симметричность явлений. Мыслительные и языковые категории коррелируют часто, но не всегда. Есть формальные категории языка, у которых нет ничего аналогичного в мышлении. Они обусловлены продолжительным процессом обобщения различных форм, протекающим в конкретном языке под влиянием его закономерностей.
Исследуя, какова связь между мышлением и языком, ученые обратили внимание на специфические категории, отражающие далеко не все слова некоторой части речи. Говоря о чем-то, человек не осознает семантические особенности неодушевленного и не включает их в мыслительное содержание. Мысли о некотором объекте, выраженные на разных языках, зачастую сходны, но грамматические категории имеют обилие различий – это доказывает возможность переводить содержание текста с языка на язык.
Познание и специфичность
Если говорить кратко, связь языка и мышления – это мироведение. Именно такой термин предлагал использовать Гумбольдт. Лексика и грамматика находятся в несимметричных отношениях, но каждая из этих систем позволяет представить мыслительный процесс народности. Классификация – это в первую очередь показатель мышления как выявления тождественного и отличного. Различные народности делят реалии окружающего мира по категориям довольно неожиданно для конкретного специалиста, в силу чего лингвистика представляет собой сложный объект исследования.
Пытаясь освоить эту тему и изложить ее максимально кратко, о связи языка и мышления лингвисты говорят как об отражении народного осознания. Иных интересует, насколько реально опознать его и стать его внутренней частью. Это возможно через изучение, анализирование, наблюдение форм языка. Важно учитывать связь языка с отвлеченным мышлением. Категоризация, присущая речи, является незаменимой и неотъемлемой, органичной частью любого языка. Такие представления в языковой системе закреплены категориями. Классификация всегда связана со специфическими принципами, присущими конкретному народу.
Говоря о взаимной связи произносимого и мыслительного процесса, нужно учитывать особенности невербального мышления. Язык представляет собой отражение способности человека мыслить и познавать. Возможность обобщения заключена в словах, при этом не каждое слово в равной степени обладает такими качествами, хотя они присущи даже именам собственным. Обобщение – это не только лексика, но и грамматика. Мышление, в свою очередь, дает возможность абстрагироваться, и это отражается именно через языковую грамматику.
Язык и мышление
Язык и мышление — это неразрывно связанные виды психической деятельности, которые отличаются друг от друга по своей сути и специфическим признакам.
Определение 1
Мышление представляет собой высшую форму активного отражения объективной реальности.
Связь мышления и языка
Процессы мышления могут проявляться в трех основных видах, которые выступают в сложном взаимодействии:
- Практически-действенное,
- Наглядно-образное,
- Словесно-логическое.
Язык и другие системы знаков — это орудия мышления. В целом язык считается знаковой, по своей исходной форме звуковой, деятельностью. Он обеспечивает материальное оформление мыслей и обмен сведениями между людьми.
Замечание 1
Мышление, исключая его практически-действенный вид, обладает психической и идеальной природой. Язык же является материальным и физическим явлением по своей первичной природе.
Определение связи между языком и мышлением — это центральная проблема теоретического языкознания и философии языка. В ее решении можно обнаружить глубокие расхождения. Некоторые ученые прямо отождествляют язык и мышление, чрезмерно сближая и иногда преувеличивая роль языка. Другая часть авторов отрицает непосредственную связь между ними, чаще игнорируя мышление в методике лингвистического исследования.
Диалектический материализм предусматривает связь между языком и мышлением в качестве диалектического единства. Язык становится здесь непосредственной материальной основой мышления в его словесном (логическом) виде. Процесс общения между членами общества, представленный языковой деятельностью, только в некоторых ситуациях (например, в случае мышления вслух в расчёте на восприятие слушателя) совпадает с процессом мышления. Как правило, когда язык выступает именно в качестве «непосредственной действительности мысли», происходит выражение уже сформированной мысли. Часто это является результатом работы практически-действенного или наглядно-образного типа мышления.
Обеспечение словесно-логического типа мышления происходит с помощью двух специфических особенностей языка:
- Естественность, немотивированность;
- Условный характер исторически сложившейся связи слов в качестве знаковых единиц с обозначенными сущностями;
- Разделение потока речи на относительно ограниченные по объёму предложения, которые формально размежеваны и внутренне организованы по подобию отрезков.
Проявления языка
Слова отличаются от наглядных психических образов тем, что не обнаруживают никаких сходств с естественными особенностями, которые воспринимаются чувственно (исключая звукоподражания). Это дает возможность создавать на основании слов и ассоциировать с ними обобщённые представления о предметах, а также понятия любой абстрактности и обобщённости.
Предложения исторически восходят к элементарным высказываниям. Это обусловило выделение в потоке мышления некоторых единиц, которые относительно отграничены друг от друга. Они условно подводятся в логике и психологии к различным видам суждений и умозаключений. Тем не менее, не было обнаружено прямого соответствия между единицами мышления и единицами языка, соотносимыми с ними.
В рамках одного и того же языка одна мысль, включая её компоненты в виде понятий и представлений, оформляется с помощью разных предложений, слов или словосочетаний. Также одни и те же слова используют в оформлении разных понятий и представлений.
Помимо этого, слова служебного и указательного характера в целом могут не обозначать понятия или представления. Побудительные, вопросительные и подобные предложения, таким образом, рассчитаны лишь на выражение волеизъявления и субъективного отношения говорящего субъекта к каким-либо фактам.
Процесс оформления и выражения мыслей с помощью языка длится несколько веков. Он предопределил развитие некоторых формальных категорий в грамматическом строе языков. Они частично соотносятся с некоторыми общими категориями мышления. Примером могут быть подлежащее, сказуемое, дополнение и определение, которые приближённо соответствуют смысловым категориям субъекта.
Формирование категорий, обладающих собственным основанием в одних и тех же свойствах действительности, происходило в рамках мышления и языка неодинаково. Общие понятия мышления стали прямым результатом развития его самого, а формальные категории языка представляют собой результат длительного процесса стихийного обобщения языковых форм, не контролируемых мышлением и применявшихся для образования и выражения мысли.
Развитие языка и мышления
В процессе исторического развития языка и мышления менялся характер их взаимодействия. На первых стадиях общественного развития язык совершенствуется в первую очередь в качестве средства общения, включаясь вместе с тем в процессы мышления и дополняя два первых его вида (практически-действенное и наглядно-образное).
Появление письменности увеличивает воздействие языка на мышление, в том числе на саму интенсивность языкового общения. Это существенно увеличило возможности языка, представлявшего собой средство оформления мысли. По мере течения истории происходило развитие мышления во всех его видах с постепенным усилением его воздействия на язык. Это происходило с помощью следующих особенностей:
- Расширение значения слов;
- Количественный рост лексического и фразеологического состава языка;
- Обогащение понятийного аппарата мышления;
- Уточнение и дифференциация синтаксических средств, необходимых для выражения смысловых отношений.
Разница между языком и мышлением заключается в том, что второе из них характеризуется определенной степенью самостоятельности. Оно способно формировать понятия, воплощая их в образы, которые не обладают соответствующими конкретными предметами и явлениями действительности.
Язык отличается от мышления тем, что становится материально-идеальным явлением, мышление же полностью идеально.
Язык представляет собой национальное явление, а мышление всегда интернационально.Оценка связи между языком и логикой
Человек — существо мыслящее и говорящее. Человек отличается от других существ тем, что является говорящим и мыслящим существом. Человек экспортирует свои эмоции, мысли, опыт, знания и навыки через язык. Люди могут использовать язык для общения между собой, пока они существуют. Важно использовать язык правильно, правильно и последовательно во время общения. Поэтому люди должны правильно и последовательно использовать язык, делясь своими мыслями между собой. Кроме того, логика необходима для того, чтобы совместное мышление было последовательным.
Человеку необходимы язык и логика, чтобы здраво мыслить, делать точные и точные суждения и использовать обоснованные и последовательные аргументы. Язык, являющийся важнейшим знаком и средством человека и цивилизации, позволяет людям выражать свои чувства, мысли и желания, а также поддерживать свою жизнь. Язык, являющийся носителем мысли или смысла, необходим для передачи мысли. Когда известна логика, играющая важную роль в правильности и непротиворечивости мысли, можно сказать, что можно отличить истину от ложного и недействительного, а также постижение смысла от ложного. Предметом логики является логическое мышление. Поэтому логика определяется как «знание правил правильного мышления». Общим знаменателем логики и языка является «мышление». Потому что и логика, и язык тесно связаны с «мышлением». Учитывая связь языка с мышлением и связь мысли с логикой, логика также тесно связана с языком.
Логика — средство правильного мышления. Язык — это одежда мысли. По сути, мысль формирует язык или формирует язык. Мысли должны быть выражены в языке, потому что, если мы не будем выражать свои мысли в языке, мы не сможем их логически проанализировать. Рассуждение – это форма мышления. Рассуждение должно быть выражено языком и иметь форму аргумента. Аргументы также составляют предмет логики. Можно сказать, что логика на самом деле является внешним процессом, продолжающимся мыслью и имеющим возможность выражаться через язык. Когда говорится о логике, считается, что язык выражается мыслью. По этой причине язык, мышление и логика имеют между собой строгую и тесную связь.
Благодаря логике акт мышления является здоровым, здравым (с точки зрения знаний), последовательным и точным. Правильная мысль, регулируемая правилами логики, ошибается, когда правил логики нет. Следовательно, если здравая мысль возникла благодаря логике, то возможность звукового языка увеличилась.
Одна из причин, по которой мы можем легко говорить о существовании тесной связи между языком и логикой, заключается в следующем: Грамматика дает правила правильной речи и правильного логического мышления. Что язык относится к словам, так это отношения между логикой и понятиями. Однако логика относится к законам мышления всего человечества, в то время как она содержит правила о языке грамматической нации. Логика, защищающая наш разум от ошибок, находит место для выражения через язык. Мысли и понятия, которые квалифицируются как правильные или неправильные, возникают посредством языка. Следовательно, чтобы определить логическую обоснованность любого рассуждения, оно должно быть выражено посредством языка и обрело аргументированную форму. Итак, логика имеет дело с аргументами, которые являются лингвистическим выражением рассуждений. Следовательно, логика, имеющая дело с аргументами, имеет связь и отношение, не порывающие с языком.
Логика означает внутреннюю речь и внешнюю речь. Внутренняя речь есть умонастроение мыслимых смыслов. Логика делает внешнюю речь безошибочной после закрепления фазы внутренней речи. Иностранная речь имеет место в языке. Язык может измениться от очень значимого до единственного значения с помощью правил логики. Короче говоря, мы можем сказать, что внутренняя речь — это логика, а внешняя речь — это язык, созданный с помощью логических правил. По этой причине язык и логика принадлежат одному целому.
Человек, стремящийся мыслить логически, делать правильные суждения и использовать веские аргументы, в первую очередь нуждается в разуме, логике и языке. Поэтому логика и язык играют важную роль в здоровом общении. По этой причине для общения необходимы логика и язык. Следовательно, язык и логика должны быть вместе. В данном случае это показывает нам, что связь между языком и логикой всегда должна быть прочной.
Короче говоря, люди, которые используют язык во всех сферах жизни, должны также использовать логику. Потому что, если человек не действует в соответствии с правилами логики, человеческий разум неизбежно впадает в ошибку. По этой причине логика важна наряду с языком в жизни людей, часто находящихся в общении. Потому что логика без языка и язык без логики ничтожны. Поэтому невозможно мыслить «язык» без «логики» и «логику» без «языка».
Как общается наш мозг · Границы для молодых умов
В этой статье мы покажем, что делает наш мозг, когда мы слушаем, что кто-то говорит с нами. В частности, мы покажем, как мозг младенцев и детей настроен на понимание языка и как изменения в мозге во время развития служат предварительными условиями для изучения языка. Понимание языка — это процесс, в котором участвуют как минимум две важные области мозга, которые должны работать вместе, чтобы это произошло. Это было бы невозможно без связей, которые позволяют этим областям мозга обмениваться информацией. Нервные волокна, образующие эти связи, развиваются и изменяются в младенчестве и детстве и обеспечивают растущую основу для способности понимать и использовать язык.
Мы, люди, очень общительные и болтливые существа. Как только мы рождаемся, мы учимся общаться с окружающей средой. В детстве мы любим разговаривать с нашими друзьями, с нашими семьями и с незнакомцами. Мы обмениваемся своими мыслями и чувствами и стремимся узнать о мыслях и чувствах других. Это включает в себя прямые устные заявления при личном общении, по телефону или через Skype, а также письменные сообщения с помощью стикеров, текстовых сообщений, Facebook или Twitter.
Когда дети рождаются, они не могут говорить или понимать слова. Общение ребенка, как правило, базовое и невербальное. Младенцы не рождаются с речью или языком. Это то, чему они учатся из своих взаимодействий с другими. В течение первого года жизни младенцы произносят свои первые слова и вскоре уже могут произносить полные предложения. Всего через 2–3 года малыши уже достаточно хорошо владеют вербальной коммуникацией и могут говорить то, что хотят. Этот быстрый прогресс в языковых способностях, вероятно, поддерживается генетическими условиями, которые способствуют быстрому изучению языка.
Однако интересно подумать, что ребенок уже сделал первые шаги в плане развития речи еще до рождения [1]. Это кажется невозможным, когда мы знаем, что язык нужно учить и что это не происходит автоматически, в отличие от дыхания или сна. Но на самом деле младенцы рождаются со знанием звука и мелодии своего родного языка — и они уже могут «говорить», следуя мелодическому образцу языка. Конечно, это «говорение» не включает слов, и звук, издаваемый новорожденными, часто похож на плач. Но этот плач следует определенной мелодии. Вы можете подумать, что все младенцы звучат одинаково, когда плачут, но когда группа немецких и французских ученых исследовала звуки плача новорожденных немецких и французских младенцев [2], они на самом деле обнаружили, что они разные! Как вы можете видеть на рис. 1, у французских младенцев мелодия плача вначале имеет низкую интенсивность, а затем усиливается. С другой стороны, немецкие младенцы вначале демонстрируют мелодию плача с высокой интенсивностью, которая затем стихает. Эти открытия становятся еще более интересными, когда вы знаете, что эти кричащие мелодии напоминают мелодии двух языков, когда люди говорят по-французски или по-немецки: немецкий, как и английский, является языком, в котором слова ударяются в начале, а во французском — в конце слов.
- Рисунок 1. Звуковые модели плача младенцев.
- На двух диаграммах интенсивность звука показана черной кривизной в зависимости от времени на 1,2-секундном кадре. Чем шире кривые (т. е. выше амплитуда), тем интенсивнее звук. На верхней диаграмме показана звуковая картина типичного крика французских новорожденных. Крик наибольшей интенсивности в конце (возрастает слева направо). На нижней диаграмме показана звуковая картина типичного крика немецких новорожденных. Здесь, в отличие от французского примера, крик вначале более интенсивный (нисходящий слева направо). Эти две разные мелодии плача подобны звукам двух языков, французского и немецкого, которые, по-видимому, выучены еще до рождения.
Как это может быть? Как дети могут выучить мелодии и звуки своего родного языка еще до рождения? Ответ прост: примерно за 3 месяца до рождения, еще в утробе матери, младенцы начинают слышать. В это время их уши достаточно развиты и начинают работать. Обычно это в основном будет голос матери, который достигает ушей ребенка в утробе матери, но также и другие громкие звуки или голоса. Следовательно, каждый день последних месяцев перед рождением малыш может слышать, как люди разговаривают — это первый шаг в изучении языка! Другими словами, этот первый шаг состоит в том, чтобы выучить мелодию языка. Позже, в течение следующих нескольких месяцев и лет после рождения, добавляются другие особенности языка, такие как значение слов или формирование полных предложений.
Как мы видели, развитие ребенка и его органов создает важные предпосылки для речи и языка. Это может быть развитие слуховой системы, которая позволяет малышу слышать звук языка еще из утробы. Но одновременное развитие мозга не менее важно, потому что именно наш мозг дает нам возможность учиться и развивать новые навыки. И именно из нашего мозга берут начало речь и язык. Определенные части мозга отвечают за понимание слов и предложений. Эти области мозга в основном расположены в двух областях, в левой части мозга, и связаны нервами. Вместе эти области мозга и их связи образуют сеть, обеспечивающую аппаратное обеспечение языка в мозгу. Без этой мозговой сети мы не смогли бы говорить или понимать, что нам говорят. На рис. 2 показана эта говорящая сетка в мозгу. Соединения внутри этой сети особенно важны, поскольку они позволяют узлам сети обмениваться информацией.
- Рисунок 2. Вид головного мозга слева.
- Две области мозга выделены красным и оранжевым цветом. Эти области активно участвуют в обработке речи и языка. Синие и зеленые линии иллюстрируют связи, которые связывают два региона друг с другом и образуют сеть языковых областей. Есть верхнее нервное соединение (синее) и нижнее нервное соединение (зеленое).
Теперь давайте вспомним, насколько важна эта сеть для полного овладения языком. Предполагая, что мозг развивается в младенчестве и детстве, мы могли бы задаться вопросом, с какого возраста и далее сеть языковых областей достаточно хорошо сформирована, чтобы служить достаточным предварительным условием для говорения и понимания языка. Дело в том, что сеть существует с самого раннего возраста и что развитие языка зависит от обучения, основанного на входных данных из окружающей среды? Или эта сеть развивается со временем и обеспечивает растущее предварительное условие, делающее возможным все больше и больше возможных языковых функций?
На эти вопросы можно ответить, исследуя соединения нервных волокон в головном мозге. Нервные волокна являются важной частью мозга и образуют языковую сеть. Эти нервные волокна можно визуализировать с помощью метода, называемого магнитно-резонансной томографией (МРТ). МРТ — это метод визуализации, который позволяет нам делать снимки чьего-то мозга внутри головы, как рентген, но без использования каких-либо лучей. Вместо этого используются магнитные свойства воды (да, вода слабомагнитна), пока человек находится внутри сильного магнитного поля, создаваемого томографом.
Теперь, используя эту технику, сравнение между новорожденными и детьми старшего возраста (например, 7-летними, которые уже ходят в школу) покажет, одинаковы ли их мозговые сети или нет. Если они одинаковы, это будет означать, что предпосылки для языка существуют в мозгу с самого рождения. Если они различны, это будет означать, что предпосылки мозга для определенных языковых функций, вероятно, еще не полностью установлены при рождении и что эти предпосылки растут по мере взросления младенцев. Сети мозга новорожденных и детей 7 лет показаны на рис. 3.
- Рисунок 3 – Вид головного мозга новорожденных (слева) и детей 7 лет (справа).
- Две важные языковые области мозга выделены красным и оранжевым цветом (как на рис. 2). Техника магнитно-резонансной томографии позволяет получить изображения нервных связей между двумя языковыми областями. Нижний нерв [зеленый (B)] соединяет эти области мозга как у новорожденных, так и у детей. Но верхний нерв между речевыми областями [синий (А)] наблюдается только у детей, еще не у младенцев. Однако младенцы уже демонстрируют связь с непосредственно соседним регионом [желтый (A)]. Это означает, что языковая сеть у младенцев еще не полностью сформирована. Важное соединение верхним нервом еще должно развиваться. С другой стороны, показанная для детей сеть уже очень похожа на сеть для взрослых и показывает два сетевых соединения, верхнее и нижнее.
Как видно, как у новорожденных, так и у детей, идущих в школу, сеть мозговых связей между языковыми областями в целом установлена. Для новорожденных можно использовать базовое соединение (зеленое на рисунке 3B) внутри языковой сети. Это важное предварительное условие с самого раннего возраста. Но важная верхняя связь между речевыми областями (синяя на рис. 3А) не видна у новорожденных. Однако у них уже есть второе верхнее соединение (желтое на рис. 3А), которое соединяется не с областью красного языка напрямую, а с областью рядом с ней, которая помогает развивать и улучшать речевые и языковые способности. Это означает, что полная языковая сеть, используемая старшими детьми для языковых способностей, еще не существует у новорожденных, но это также означает, что они уже обладают базовой сетью. Вполне вероятно, что полная языковая сеть является важной предпосылкой развития, которая позволяет детям изучать и использовать более продвинутые языковые навыки.
Как мы видели здесь, развитие слуховой системы и развитие языковой сети мозга обеспечивают важные предпосылки для того, чтобы младенцы могли развивать и улучшать свои языковые способности. Хотя у младенцев уже есть важная основа для овладения языком, более продвинутое изучение языка становится возможным, поскольку мозг продолжает развиваться в детстве. Различные этапы языковой сети, как показано на рисунке 3, демонстрируют, что языковая сеть развивается с течением времени. Соединения нервных волокон в мозге меняются на протяжении всей нашей жизни. В младенчестве и детстве они становятся все более и более мощными в своей способности передавать информацию, и только когда мы достигаем подросткового возраста, многие из этих нервных волокон перестают развиваться. Когда мы стареем, они постепенно начинают снижаться. Для каждого возраста, для которого проиллюстрированы сети (например, для новорожденных и для детей, как на рис. 3), мы получаем только моментальный снимок постоянно меняющейся материи. И не только взросление и старение влияют на эти сети. Например, терапия, которая должна излечить болезнь, может также изменить мозг. Все, что мы испытываем и чему учимся, потенциально может воздействовать на мозг и его сети. Другими словами, с каждым уроком в школе мы меняем свой мозг!
Ссылки
[1] ↑ Брауэр, Дж., Анвандер, А., Перани, Д., и Фридеричи, А.Д. 2013. Дорсальные и вентральные пути развития языка. Брейн Ланг. 127: 289–95. doi: 10.1016/j.bandl.2013.03.001
[2] ↑ Мампе, Б., Фридеричи, А.Д., Кристоф, А., и Вермке, К. 2009. Мелодия крика новорожденных формируется их родным языком. Курс. биол. 19:1994–7. doi: 10.1016/j.cub.2009.09.064
5 ключевых фактов о языке и мозге
Язык и общение так же важны, как пища и вода. Мы общаемся, чтобы обмениваться информацией, строить отношения и создавать искусство. В этой статье мы рассмотрим, как язык проявляется в мозгу и как он формирует нашу повседневную жизнь.
Поделиться на PinterestВ этой статье мы рассмотрим важность языка для нашего мозга и жизненного опыта.Мы все рождаемся, так сказать, в языке, который обычно становится нашим родным языком.
По пути мы можем освоить один или несколько дополнительных языков, которые принесут с собой потенциал для открытия новых культур и опыта.
Язык — сложная тема, переплетающаяся с вопросами идентичности, риторики и искусства.
Как задумчиво отмечает автор Джумпа Лахири в романе Низины : «Язык, идентичность, место, дом: все это единое целое — просто разные элементы принадлежности и непринадлежности».
Но когда у наших предков впервые появился разговорный язык, что такое «языковые центры» мозга и как многоязычие влияет на наши мыслительные процессы?
Мы рассмотрим эти и другие вопросы в статье «В центре внимания» о языке и мозге.
Когда разговорный язык впервые появился как средство общения и чем он отличается от того, как общаются другие животные?
Как объясняет профессор Марк Пейджел из Школы биологических наук Университета Рединга в Соединенном Королевстве в разделе «Вопросы и ответы» для BMC Biology, человеческий язык — совершенно уникальное явление в животном мире. .
В то время как у других животных есть свои собственные коды для общения — для обозначения, например, наличия опасности, готовности к спариванию или наличия пищи — такие сообщения обычно представляют собой «повторяющиеся инструментальные действия», не имеющие формальной структуры. того вида, который люди используют, когда они произносят предложения.
Напротив, добавляет профессор Пейджел, человеческий язык имеет две отличительные характеристики. К ним относятся:
- , что он «композиционный», что означает, что он «позволяет говорящим выражать мысли в предложениях, состоящих из подлежащих, глаголов и объектов»
- , что он «референциальный», что означает, что «говорящие используют его для обмена определенными информацией друг с другом о людях или объектах, их местоположении или действиях»
Как Homo sapiens , мы обладаем необходимыми биологическими инструментами для произнесения сложных конструкций, составляющих язык, голосовой аппарат и структуру мозга, сложную и хорошо достаточно развит, чтобы создать разнообразный словарный запас и строгие наборы правил его использования.
Поделиться на PinterestLanguage по крайней мере так же стар, как наши предки.
Хотя остается неясным, когда предки современных людей впервые начали развивать разговорный язык, мы знаем, что наши Homo sapiens предшественники появились около 150 000–200 000 лет назад. Таким образом, объясняет профессор Пейджел, сложная речь, вероятно, по крайней мере так же стара.
Также вероятно, что владение разговорным языком помогло нашим предкам выжить и преуспеть перед лицом природных трудностей.
Отчасти благодаря своей способности передавать сложные идеи, говорит профессор Пейджел, «люди могут адаптироваться на культурном уровне, приобретая знания и производя инструменты, убежища, одежду и другие артефакты, необходимые для выживания в различных средах обитания».
«Обладая языком, люди получили высокоточный код для передачи подробной информации из поколения в поколение. Производство многих […] вещей, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, зависит от специальных знаний или навыков».
Проф. Марк Пейгель
Но где именно в мозгу находится язык? Исследования выявили два основных «языковых центра», оба из которых расположены в левой части мозга.
Это зона Брока, которой поручено управлять процессами, ведущими к произнесению речи, и зона Вернике, основная роль которой заключается в «декодировании» речи.
Если человек получил черепно-мозговую травму, повлекшую за собой повреждение одной из этих областей, это нарушило бы его способность говорить и понимать сказанное.
Однако дополнительные исследования показывают, что изучение большего количества языков — и их хорошее изучение — оказывает свое влияние на мозг, увеличивая размер и активность определенных областей мозга, отличных от традиционных «языковых центров».
Исследование, проведенное учеными из Лундского университета в Швеции, показало, что у студентов, изучающих иностранные языки, наблюдается рост в гиппокампе, области мозга, связанной с обучением и пространственной навигацией, а также в частях коры головного мозга, или самом внешнем слое мозга. мозг.
Более того, исследование, ранее освещавшееся в Medical News Today , показало, что чем больше языков мы изучаем, особенно в детстве, тем легче нашему мозгу обрабатывать и сохранять новую информацию.
Похоже, что изучение языка повышает способность клеток мозга быстро формировать новые связи.
На самом деле, исследователи установили множество связей между двуязычием или многоязычием и поддержанием здоровья мозга.
Поделиться на PinterestВозможность говорить более чем на одном языке оказывает защитное воздействие на когнитивные функции.
Многочисленные исследования, например, показали, что двуязычие может защитить мозг от болезни Альцгеймера и других форм слабоумия.
В одном из таких исследований ученые из Эдинбургского университета в Соединенном Королевстве и Института медицинских наук Низама в Хайдарабаде, Индия, работали с группой людей с болезнью Альцгеймера, сосудистой деменцией или лобно-височной деменцией.
Команда ученых заметила, что у тех, кто говорит на втором языке, начало деменции — относящейся ко всем трем типам, на которые нацелено это исследование — было отложено на целых 4,5 года.
«[Эти результаты] предполагают, что двуязычие может иметь более сильное влияние на деменцию, чем любые доступные в настоящее время лекарства».
Соавтор исследования Томас Бак
Еще одно исследование, результаты которого были опубликованы в прошлом году в журнале Neuropsychologia , также проливает свет на то, почему двуязычие может защитить от снижения когнитивных функций.
Авторы объясняют это тем, что говорение на двух языках способствует развитию медиальных височных долей мозга, играющих ключевую роль в формировании новых воспоминаний, а также увеличивает толщину коры и плотность серого вещества, что в значительной степени из нейронов.
У двуязычия есть и другие преимущества, такие как обучение мозга эффективно обрабатывать информацию, затрачивая при этом только необходимые ресурсы на текущие задачи.
Кроме того, исследователи из Университета Монреаля в Канаде обнаружили, что «билингвы становятся экспертами в выборе релевантной информации и игнорировании информации, которая может отвлечь от задачи», — отмечает старший автор исследования профессор Ана Инес Ансальдо.
Но влияет ли переключение между языками на наше восприятие мира, который нас окружает?
Журналистка Флора Льюис однажды написала в статье для The New York Times под названием «Языковой разрыв», что:
«Язык — это то, как люди думают, а также то, как они точка зрения. Его использование выявляет невольные установки. Люди, которые используют более одного языка, часто обнаруживают, что у них несколько разные модели мышления и реакции по мере того, как они переключаются».
Теперь исследования показывают, что ее оценка была абсолютно верной — язык, который мы используем, меняет не только то, как мы думаем и выражаем себя, но и то, как мы воспринимаем мир и взаимодействуем с ним.
В исследовании, опубликованном в журнале Psychological Science , например, описывается, как двуязычные носители английского и немецкого языков по-разному воспринимают и описывают контекст в зависимости от языка, в который они погружены в данный момент.
Говоря по-немецки, участники имели тенденцию описывать действие по отношению к цели. Например, «Этот человек идет к этому зданию».
Напротив, говоря по-английски, они обычно упоминают только действие: «Этот человек идет».
«Языки — живые существа»
Лера Бродицкая, доцент кафедры когнитивных наук Калифорнийского университета в Сан-Диего, которая специализируется на взаимосвязи между языком, мозгом и восприятием мира человеком, также была сообщает о подобных выводах.
В своем выступлении на TED в 2017 году, которое вы можете посмотреть ниже, Бродицкая проиллюстрировала свой аргумент о том, насколько сильно язык, который мы используем, влияет на наше понимание мира.
В качестве примера она использует случай куук таайорре, австралийского племени, которое использует стороны света для описания всего.
«И когда я говорю «все», я действительно имею в виду «все», — подчеркнула она в своем выступлении. «Вы могли бы сказать что-то вроде: «О, у тебя на юго-западной ноге муравей» или «Подвинь чашку немного на северо-северо-восток», — объясняет она.