Кто такой тактичный человек? Как проявляется чувство такта?
Так как все люди живут в социуме, они каждый день общаются между собой и сталкиваются с разным поведением. Кто-то ведет себя вежливо, кто-то грубит, кто-то — проявляет бестактность, а кто-то — тактичность.
В этой статье мы поговорим о том, что такое чувство такта в общении, разберем примеры тактичности и дадим советы, как стать тактичным человеком.
Кто такой тактичный человек
Такт в психологии — это способность индивида соотносить свое поведение с правилами этикета, нормами, поступками и чувствами других людей.
Тактичное отношение означает умение понимать собеседника, анализировать свои поступки и действия в отношении другого человека, не задевая его чувств и достоинства, умение вовремя тактично промолчать, проявить чуткость.
Таким образом, тактичный человек — это личность, обладающая чувством такта в общении. То есть — это тот, кто в жизни общается в уважительной форме, соблюдает этику, нормы и правила, чувство меры и никогда не позволит себе поставить другого человека в неловкое положение.
Тактичный вопрос — это такое обращение к другому человеку, которое не задевает и не смущает собеседника, не касается острых тем, не приводит к конфликту, не ставит собеседника в неприятное положение.
Чувство тактичности и уважение взаимосвязаны. Вести себя тактично, быть вежливым, доброжелательным, думать о комфорте своего собеседника, проявлять уважение к другим — это крайне важные качества как для женщин, так и для мужчин. Они позволяют избегать конфликтов, неловких ситуаций, манипуляций и провокаций.
Пример
Анастасия и Дарья — две школьные подруги уже несколько лет не видели друг друга, они живут в разных городах. Они давно планировали встречу, на которую с радостью собирались.
Дарья с ходу начала рассказывать о своем сыне, как он развивается, он ползает, как она с ним занимается — ее захлестнули материнские эмоции и она заметила, что Анастасия стоит тихо, не разделяет ее радостные эмоции, а просто кивает в ответ. И тогда Дарья, не подумав о тактичности, спросила подругу: “А ты когда наследника родишь?”. Девушка еле сдержала слезы и перевела разговор на занятость на работе. Вопрос Дарьи был очень нетактичным, ведь она знала, что у Анастасии есть некоторые проблемы со здоровьем, но она не посчитала нужным проявить деликатность.Умение завершить разговор или перевести его на другую тему, в случае если тема тем или иным образом вызывает душевные терзания у собеседника, — это тоже тактичность. Понимать и уважать мнение другого человека, его эмоции и чувства — это одни из главных составляющих тактичности.
Тактичное общение можно назвать вежливым, деликатным, неагрессивным, добрым, чутким. Воспитанный, образованный и тактичный человек никогда не позволит обидеть собеседника, грубо выражаться, лицемерить, заискивать, переходить грань дозволенного.
Важно! Тактичность — это базовый принцип хорошего воспитания. А это значит, что вне независимости от пола, возраста, национальности, профессии, уровня образования, каждый человек должен иметь чувство такта и уметь его применять.
Что такое нетактичное поведение
Противоположность тактичности — бестактность, то есть отсутствие такта.
Нетактичное поведение выражается в невоспитанности, грубости, нахальности, агрессивном поведении, несдержанности в эмоциях и словах, перебивании собеседника, чрезмерном любопытстве, нарушении личных границ.
Часто люди даже не замечают, что их поведение становится нетактичным. Они думают, что действуют из лучших побуждений, хотят проявить интерес и поддержать беседу, а выходит наоборот — излишняя навязчивость, нескромность и любопытство четко дают понять, то перед вами нетактичный человек.
Наверняка каждый хоть раз в жизни слышал подобные нетактичные вопросы: «Что-то ты плохо выглядишь, ты что болеешь»?, «Почему ты не пьешь шампанское с нами, ты что беременна»?, «Сколько ты зарабатываешь»?, «Когда ребенка родишь»?, «Хватит жить с родителями, ты что — маленький»?
Как проявляется тактичное поведение
Тактичное поведение всегда вызывает уважение в обществе, такая личность располагает к себе, с ним приятно разговаривать, даже если это незнакомый вам человек.
Разберем на примере тактичные поступки и поведение:
Тактичные действия |
Тактичное поведение человека в обществе |
Тактичная личность знает правила, нормы этикета и следует им. |
Придерживает дверь, пропускает вперед, уступает место, здоровается и т. д. |
Умеет предупреждать конфликтные ситуации и старается обходить «острые углы». |
Понимает собеседника, направление и ход разговора, чувствует изменение интонации в голосе, может проанализировать последствия сказанных слов и не допускает неприятных ситуаций. |
Не нарушает чужие личные границы и не допускает нарушения своих. |
Имеет чувство меры, знает, каким образом себя надо вести, проявляет достоинство, не задает неприличных или неприятных вопросов, не лезет с расспросами. |
Не делает замечаний, не переходит «на личности», не опускается до оскорблений. |
Если собеседник допустил промашку, то тактичный человек уважительно укажет другому на оплошность и сделает это аккуратно, стараясь не обидеть. |
Разделяет точку зрения оппонента, допускает, что есть иное мнение, отличное от его. |
В случае несогласия с чем-то, он не будет спорить, настаивать на том, что только его точка зрения верна, он выслушает все доводы, но не будет спешить с выводами. |
Умение избегать сарказма, плоских шуток, спора и неконструктивного диалога — это тоже проявления тактичности. Как, впрочем, и умение воздерживаться от непрошенных советов, выражать открытую неприязнь к чему-либо, критиковать и обсуждать поведение других людей, сплетничать.
Важно! На формирование тактичности влияет прежде всего воспитание и социум (окружение). Саморазвитие, широкий кругозор, интерес к культуре, истории и религии тоже влияет на развитие чувства такта.
Как развить чувство такта?
Если вы хотите научиться делать тактичные шаги в общении, чувствовать меру и быть деликатным, то придерживайтесь следующих советов:
- Обновите ваши знания правил этикета. Это унифицированные общепринятые правила поведения, которые позволят вам правильно и корректно вести себя в обществе. Нелишним будет знать психологические приемы общения, основы нейролингвистического программирования и психологии влияния.
- Повышайте насмотренность. Как и любой другой навык, тактичность можно повысить только практикуясь. А наблюдая, как общаются между собой другие, вы сможете сделать вывод о том, что правильно, а что — нет.
- Больше общайтесь с теми, кто на вас непохож, кто не разделяет ваши взгляды, кто имеет иную точку зрения, придерживается другой веры, живет в другой стране и т.д. — уважайте чужую точку зрения и проявляйте такт.
- Не нарушайте чужие личные границы и учитесь отстаивать свои.
- Следите за мимикой и жестами. Ваши слова должны соответствовать движениям ваших рук. Например, закрытая поза и скрещенные руки не вызывают доверия и настораживают собеседника.
- Забудьте о сплетнях и обсуждении за спиной. Даже если вас специально провоцируют на то, чтобы вы как-то нелестно отозвались о ком-то другом, сдержите этот порыв, так в проявите тактичность. Не поддерживайте такие разговоры и по возможности прекращайте их.
Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы хотите научиться тактичности, но у вас не получается подбирать тактичные слова, говорить кратко, с душой и поддержкой. Наши психологи расскажут вам, что такое тактичное обращение, как проявлять такт, как в случае необходимости давать тактичные ответы на нетактичные вопросы.
Частые вопросы
Как объяснить чувство такта простыми словами?
+
Чтобы дать определение тактичности, надо знать значение такта. Такт — это нечто среднее между хорошим воспитанием, уважением, дипломатичностью и знанием этикета. К тактичности прибавляется искреннее желание понять собеседника и поддержать его.
О чем никогда не спросит тактичная девушка?
+
Тактичная девушка в разговоре никогда не станет спрашивать о личной жизни, заработке, физиологии (весе, возрасте, заболеваниях), внешности, о питании и т.д. Естественно, эти темы не тактично обсуждать с приятелями, коллегами и малознакомыми людьми. Но можно разговаривать о них с близкими подругами за чашкой чая и соблюдая определенную социальную «изоляцию». Если вы находитесь в общественном месте, то не стоит обсуждать личные и тем более интимные темы.
Как тактичность помогает личности развиваться?
+
Если личности присуще тактичность, то ее будут уважать в любом коллективе, ее будут ценить, к ней будут прислушиваться. Тактичный человек располагает к себе, вызывает доверие, ему подвластны любые переговоры, он знает, как общаться с людьми не нарушая их границы и не провоцирую конфликты. Соответственно, это все влияет на карьерный рост и стремление к успеху.
Заключение эксперта
Тактичность – это базовое качество культурного и добропорядочного человека. Оно нужно для эффективной коммуникации между людьми, для того чтобы уметь нейтрализовывать зарождающиеся конфликты и споры, знать свои личные границы и не позволять другим их нарушать. Тактичность невозможно развить без внутреннего самоконтроля, сдержанности, умения выражать собственные эмоции.
Публикуем только проверенную информацию
Автор статьи
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Стаж 17 лет
Консультаций 1439
Статей 317
Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
- 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
- 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
- 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
- 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
- 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
19.3. Психологический такт
67
Эффективность общения во многом зависит и от самого тренера, от того, как он себя держит с учениками. Психологический такт — это качество, присущее тренеру-мастеру, тренеру-интеллигенту. К. Д. Ушинский писал, что так называемый педагогический такт, без которого воспитатель, как бы он ни изучил теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем-практиком, есть по существу не более чем такт психологический. Наличие у тренера психологического такта особенно важно при общении с юными спортсменами и спортсменками.
Педагогический такт – это поведение учителя, строящееся на основе адекватно воспринимаемых им социальных ожиданий по отношению к нему как наставнику молодежи. Это проявляется в наличии у педагога чувства меры и умения поддерживать правильные отношения с учениками, их родителями и коллегами.
Психологический такт базируется на многих качествах, называемых в обиходе душевными: доброжелательности, чуткости, отзывчивости, искренности. Тактичный тренер может быстро и безошибочно разобраться в возникшей ситуации, понять трудности общения для того или иного ученика, определить его состояние и с учетом этого найти единственно правильное решение, подобрать подходящую форму воздействия, найти верные слова, интонацию, чтобы не поставить учащегося в неловкое положение.
Тактичный тренер будет терпеливо относиться к ученику, если его медлительность связана с особенностями темперамента, а не покрикивать на него, будет проявлять особый такт при дефектах речи учащегося, относиться с сочувствием к подростку, проявляющему неуклюжесть, или к девочке, боящейся выполнить упражнение. Тактичный тренер не должен позволять себе «выворачивать наизнанку» душу ученика, чтобы докопаться до мотивов его поступков, отношения к учебе и жизни.
Соблюдение психологического такта требует постоянного контроля над своими мыслями, действиями. Неумение контролировать поступки и слова может поставить окружающих в затруднительное положение, привести к конфликту.
Так, на родительском собрании в спортивной школе-интернате, тренер-педагог, не желая ставить родителей ученицы в неловкое положение, сказал: «Одна девочка попала в дурную компанию» и… тут же предложил ее папе остаться для разговора. Всем стало ясно, о ком идет речь. В результате некоторые родители запретили своим дочерям общаться с этой девочкой.
Отличают тактичность от нетактичности следующие психологические особенности личности педагога:
• естественность и простота обращения без фамильярности;
• доверие без попустительства;
• серьезность тона без натянутости;
• ирония и юмор без насмешливости;
• требовательность без мелочной придирчивости, грубости;
• доброжелательность без заласкивания;
• деловой тон без раздражительности;
• своевременность воспитательного воздействия без поспешности;
• принципиальность и настойчивость без упрямства;
• внимательность и чуткость к учащимся без подчеркивания этого;
• отдача распоряжений без упрашивания;
• обучение без подчеркивания своего превосходства в знаниях и умениях;
• выслушивание без выражения безразличия.
Педагогический такт особенно необходим в тех случаях, когда тренер приступает к руководству уже сложившейся командой, имеющей свои традиции, взгляды на тактику игры, отношения с тренером и т. д.
Такт (вербальное поведение) | Психология Вики
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Язык: Лингвистика · семиотика · Речь
Такт — это термин, который Б. Ф. Скиннер использовал для описания вербального операнта, в котором реакция заданной формы вызывается (или, по крайней мере, усиливается) определенным объектом или событием или свойством объекта или события (1957). Такт — это словесный контакт с физическим миром.
Глава пятая из Verbal Behavior подробно обсуждает такт. Говорят, что такт «вступает в контакт» с миром и относится к поведению, находящемуся под контролем общего подкрепления. Управляющие стимулы невербальные, «все физическое окружение». Он может подвергаться многим расширениям: родовому, метафорическому, метонимическому, солецистическому, номинации и «угадыванию». Он также может быть вовлечен в абстракцию. Лоу, Хорн, Харрис и Рэндл (2002) могут быть одним из примеров недавней работы в области тактов.
Говорят, что такт допускает общее расширение. Мы можем назвать что-то автомобилем, а затем, увидев что-то вроде старого объекта, называемого автомобилем, мы назовем этот новый стимул автомобилем.
Содержание
- 1 Метафорическое расширение
- 2 Метонимическое расширение
- 3 Расширение Solecistic
- 4 Номинация
- 5 Угадывание
- 6 Особые условия, влияющие на контроль стимулов
- 7 Искажение
Метафорическое расширение
Его можно расширить метафорически, например, когда мы описываем что-то как «взрывающееся от вкуса», проводя общее свойство взрыва с реакцией на то, что мы что-то съели (возможно, сильной реакцией или внезапной).
Метонимическое расширение
Может подвергаться метонимическому расширению, когда вещи, которые часто сочетаются друг с другом, затем используются для обозначения друг друга; как «Белый дом опубликовал заявление», когда президент и Белый дом часто объединяются в пары, чтобы быть «взаимозаменяемыми».
Солесистическое расширение
Когда контроль над тактом берет на себя управление переменными, не связанными со стандартным или немедленным подкреплением, говорят, что оно расширено солестически. Говорят, что примерами этого являются малапропизмы, солецизм и катахреза.
Номинация
Имя собственное может возникнуть в результате такта. Скиннер отмечает, что такие вещи, как последовательный порядок или заметные черты объекта, могут играть роль номинативных тактов. Дом с привидениями становится Домом с привидениями как номинативное расширение такта того, что в нем есть привидения.
Угадывание
Угадывание может показаться проявлением реакции в отсутствие контролирующих стимулов. Скиннер отмечает, что это может быть просто тактом при более тонких или скрытых управляющих переменных. Хотя это не всегда имеет место в чем-то вроде угадывания стороны приземления при подбрасывании монеты, когда возможные альтернативы фиксированы и нет тонких или скрытых стимулов, контролирующих реакцию.
Особые условия, влияющие на контроль стимула
Скиннер занимается факторами, которые мешают общему подкреплению или изменяют его. Именно эти условия, в свою очередь, влияют на вербальное поведение, которое может в значительной степени или полностью зависеть от генерализованного подкрепления. Такие факторы, как депривация, эмоциональные состояния и личная история, могут влиять на вербальное поведение или изменять его. Скиннер упоминает бдительность, нерелевантные эмоциональные переменные, «особые обстоятельства», окружающие конкретных слушателей или говорящих, и т. д. (он ссылается, например, на условия, которые, как говорят, вызывают объективные и субъективные реакции). Теперь мы рассмотрим их как мотивирующие операции/создание условий.
Искажение
Искажение управления стимулом может быть незначительным, когда описание (такт) является небольшим преувеличением. В более сильных условиях искажения оно может появиться при отсутствии исходного стимула, как в случае реакции, называемой ложью. Скиннер отмечает, что и трубадуры, и писатели-беллетристы, возможно, руководствуются схожими формами искажения такта. Первоначально они могут рассказывать о реальных событиях, но поскольку дифференцированное подкрепление влияет на рассказ, мы можем увидеть искажение, а затем полную фабрикацию.
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов). |
Понятия такта в психологии
Такт — это термин, который Б. Ф. Скиннер использовал для описания вербального операнта, в котором определенная реакция вызывается (или, по крайней мере, усиливается) определенным объектом или событием, или свойством объекта или событие. В более общем смысле такт — это словесный контакт с физическим миром.
В пятой главе «Вербального поведения Скиннера» подробно обсуждается такт. Говорят, что такт «вступает в контакт» с миром и относится к поведению, находящемуся под контролем общего подкрепления. Контролирующий предшествующий стимул является невербальным и составляет некоторую часть «всего физического окружения».
С технической точки зрения такт подобен ярлыку для чего-то, хотя понятие такта гораздо сложнее. Присутствует какая-то часть окружающей среды, например дерево, человек формирует определенную модель реакции (в этом случае он или она скажет «Дерево»), а слушатель дает какое-то неспецифическое подкрепление (слушатель может сказать «Правильно»). !»).
Такт может быть расширен, например, родовой, метафорический, метонимический, солецический, номинационный и «угадывающий». Он также может быть вовлечен в абстракцию. Лоу, Хорн, Харрис и Рэндл (2002) могут быть одним из примеров недавней работы в области тактов.
Расширения
Говорят, что такт допускает общее расширение. Например, что-то можно назвать автомобилем; тогда что-то вроде старого объекта, называемого автомобилем, также называется автомобилем.
Такты можно расширить метафорически, например, когда мы описываем что-то как «взрывающееся от вкуса», проводя общее свойство взрыва с реакцией на то, что мы что-то съели (возможно, сильной реакцией или внезапной реакцией).
Такты могут подвергаться метонимическому расширению, когда вещи, которые часто сочетаются друг с другом, затем используются для обозначения друг друга; как «Белый дом опубликовал заявление», когда президент и Белый дом часто объединяются в пары, чтобы быть «взаимозаменяемыми».
Когда управляющие переменные, не связанные со стандартным или немедленным подкреплением, берут на себя управление тактом, говорят, что он расширяется солестически. Малапропизмы, солецизм и катахреза являются примерами этого.
Скиннер отмечает, что такие вещи, как последовательный порядок или бросающиеся в глаза особенности объекта, могут играть роль номинативных тактов. Имя собственное может возникнуть в результате такта. Например, дом с привидениями становится «домом с привидениями» как номинативное расширение такта того, что в нем есть привидения.
Догадка, по-видимому, может быть проявлением реакции в отсутствие контролирующих стимулов. Скиннер отмечает, что это может быть просто тактом при более тонких или скрытых управляющих переменных, хотя это не всегда так, например, в угадывании стороны приземления при подбрасывании монеты, когда возможные альтернативы фиксированы и нет скрытых или скрытых стимулов, побуждающих к действию. контрольное реагирование.
Такт, описанный Скиннером в главе 5 его книги «Вербальное поведение», включает в себя три важных и взаимосвязанных события, известных как случайность с тремя терминами: стимул, ответ и последствие, в данном случае подкрепление. Вербальная реакция вызывается наличием стимула, например, когда вы говорите «мяч» в присутствии мяча. В этом сценарии слушатель с большей вероятностью подкрепит слово «мяч», чем слово «кошка», демонстрируя важность третьего четного, подкрепления, по отношению к стимулу (мяч) и реакции («мяч»). Хотя стимул контролирует реакцию, именно вербальное сообщество устанавливает контроль стимула над вербальной реакцией говорящего. Например, ребенок может сказать «мяч» в присутствии мяча (стимул), родитель ребенка может ответить «да, это мяч» (подкрепление), тем самым увеличивая вероятность того, что ребенок скажет «мяч» в присутствии мяча. мяча в будущем. Но если родитель никогда не реагирует на то, что ребенок говорит «мяч» в присутствии мяча, тогда этот ответ перестанет излучаться. Однако важно отметить, что такт может возникать только в присутствии стимула или сразу после него; так что говорить о мяче, который вы видели вчера, было бы тактичностью. Хотя называние также является формой такта, говоря «красная книга» в присутствии красной книги, такт включает в себя больше, чем описано выше. Например, сказать человеку «Доброе утро» впервые утром — это тоже такт, присутствие этого человека — стимул для ответа.
Особые условия, влияющие на контроль стимула
Скиннер имеет дело с факторами, которые мешают общему подкреплению или изменяют его. Именно эти условия, в свою очередь, влияют на вербальное поведение, которое может в значительной степени или полностью зависеть от генерализованного подкрепления. У детей с отклонениями в развитии для развития тактов могут потребоваться интенсивные тренировочные процедуры. Такие факторы, как депривация, эмоциональные состояния и личная история, могут мешать или изменять вербальное поведение. Скиннер упоминает бдительность, нерелевантные эмоциональные переменные, «особые обстоятельства», окружающие конкретных слушателей или говорящих, и т. д. (Он ссылается, например, на условия, которые, как говорят, вызывают объективные и субъективные реакции). Теперь мы рассмотрим их как мотивирующие операции/создание условий.
В условиях всплытия часто появляются такты. Однако у детей с ограниченными возможностями часто требуются более интенсивные тренировочные процедуры.
Искажение
Искажение стимульного контроля может быть незначительным, когда описание (такт) является небольшим преувеличением. В более сильных условиях искажения оно может появиться при отсутствии исходного стимула, как в случае реакции, называемой ложью. Скиннер отмечает, что и трубадуры, и писатели-беллетристы, возможно, руководствуются схожими формами искажения такта. Первоначально они могут рассказывать о реальных событиях, но поскольку дифференцированное подкрепление влияет на рассказ, мы можем увидеть искажение, а затем полную фабрикацию.
Интравербальный
Интравербальный — это вербальное поведение, находящееся под контролем другого вербального поведения. Интравербальные сигналы часто изучаются с помощью классических ассоциативных методов.
Аудитория
В описании вербального поведения Скиннера аудитория (или слушатель) является различительным стимулом, сигнализирующим о том, что вербальное поведение может быть вознаграждено. Это означает, что когда присутствует аудитория (это может включать и нас самих, поскольку мы можем действовать как слушатели нашего собственного вербального поведения), вербальное поведение будет иметь место; когда аудитория исчезнет, вполне вероятно, что вербальное поведение прекратится (поскольку подкрепление больше недоступно). Это первая функция аудитории: контролировать, происходит ли поведение или нет.
Вторая функция (стр. 173) — определить, какой из двух или более сравнимых ответов будет выдан; например, призывая к тишине, вы можете сказать малышу «тсс», а коллеге — «пожалуйста, потише». Также определяется язык, на котором вы будете говорить: в Париже вы бы приветствовали кого-то словами «Bonjour, monsieur!» в то время как в США вы, скорее всего, поприветствуете кого-то, сказав: «Доброе утро, сэр!» Третья функция (стр. 175) аудитории включает в себя выбор темы: если 5-летний ребенок может хорошо реагировать на вербальное поведение в отношении телепузиков, то ваш 50-летний начальник вряд ли это сделает.
Контроль над аудиторией развивается благодаря длительной истории поощрений и наказаний. Для анализа того, как это работает, можно использовать трехчленную контингентность Скиннера: первый термин, антецедент, относится к аудитории, в присутствии которой происходит вербальный ответ (второй термин). Последствия реакции — это третий термин, и от того, усиливают или ослабляют эти последствия реакцию, будет зависеть, повторится ли эта реакция в присутствии этой аудитории. Благодаря этому процессу развивается контроль аудитории или вероятность того, что определенные реакции будут происходить в присутствии определенной аудитории. Скиннер отмечает, что, хотя контроль над аудиторией развивается благодаря истории с определенной аудиторией, нам не нужно иметь долгую историю с каждым слушателем, чтобы эффективно участвовать в вербальном поведении в их присутствии (стр. 176). Мы можем реагировать на новую аудиторию (новые стимулы) так же, как на аналогичную аудиторию, с которой у нас есть история.
Негативная аудитория
Аудитория, наказывающая за определенные виды вербального поведения, называется негативной аудиторией (стр. 178): в присутствии такой аудитории менее вероятно возникновение наказуемого вербального поведения. Скиннер приводит примеры взрослых, наказывающих определенное словесное поведение детей, и короля, наказывающего словесное поведение своих подданных.
Вербальные операнты как единица анализа
Скиннер отмечает свои категории вербального поведения: манд, эхоическое, текстуальное, интравербальное, такт, отношения с аудиторией, и отмечает, как поведение можно классифицировать. Он отмечает, что одной формы недостаточно (он использует пример «огонь!», имеющий несколько возможных отношений в зависимости от обстоятельств). Классификация зависит от знания обстоятельств, при которых возникает поведение. Затем Скиннер отмечает, что «одна и та же реакция» может возникать при различных условиях операнта. Скиннер утверждает:
«Классификация не является самоцелью. Хотя можно показать, что любой пример вербального поведения является функцией переменных в одном или нескольких из этих классов, необходимо рассмотреть и другие аспекты. Такая формулировка позволяет применять к вербальному поведению понятия и законы, вытекающие из более общего анализа (стр. 187)».
То есть, классификация сама по себе мало что делает для дальнейшего анализа — функциональные отношения, контролирующие изложенные операнты, должны быть проанализированы в соответствии с общим подходом научного анализа поведения.
Несколько поведенческих аналитиков после Скиннера предложили переклассифицировать элементарные вербальные отношения, чтобы справиться с трудностями при включении многих ответов в систему классификации первоначального анализа. Майкл, например, предложил заменить текстовые и эхоические категории более общими кодическими и дупликационными отношениями соответственно. Эрнест Варгас предложил классифицировать источники контроля как интравербальные, аутовербальные и экстравербальные, заменив интравербальный скиннеровский сиквелическим и добавив миметическое отношение для обозначения имитации языка жестов.
Множественная причинность
В этой главе Скиннер отмечает, что любая данная реакция, вероятно, будет результатом действия нескольких переменных. Во-вторых, любая заданная переменная обычно влияет на несколько ответов. Также рассматривается вопрос множественных аудиторий, поскольку каждая аудитория, как уже отмечалось, является поводом для сильного и успешного реагирования. Объединение аудиторий приводит к разным тенденциям реагировать.
Дополнительная стимуляция
Дополнительная стимуляция – это обсуждение практических вопросов контроля над вербальным поведением в контексте материала, который был представлен до сих пор. Обсуждаются вопросы многократного управления и задействования многих элементарных оперантов, изложенных в предыдущих главах.
Новые комбинации фрагментарных ответов
Особый случай, когда множественная причинность вступает в игру, создавая новые вербальные формы, — это то, что Скиннер описывает как фрагментарные ответы. Такие комбинации обычно являются голосовыми, хотя это может быть связано с различными условиями саморедактирования, а не с каким-либо особым свойством. Такие мутации могут быть «бессмыслицей» и могут не способствовать словесному обмену, в котором они происходят. Оговорки по Фрейду могут быть частным случаем фрагментарных ответов, которые, как правило, подкрепляются и могут препятствовать саморедактированию. Это явление чаще встречается у детей и у взрослых, изучающих второй язык. Усталость, болезнь и пьянство могут привести к фрагментарному ответу.
Аутоклитика
Аутоклитика — это форма вербального поведения, которая модифицирует функции других форм вербального поведения. Например, «Я думаю, что идет дождь» содержит автоклитическое «Я думаю», которое смягчает силу утверждения «Идет дождь». Примером исследования, в котором участвовали аутоклитики, может служить Lodhi & Greer (1989).
Одной из форм автоклитики, имеющей решающее значение для развития языка, является скиннеровская концепция автоклитической рамки. Автоклитические фреймы помогают быстрому обучению новому вербальному поведению и построению правил. Стеммер (2000) считает: «(1) События ответственны за продуктивный характер поведения слушателя и, посредством эффекта переноса, за вербальное поведение в целом. (2) Вместе с остенсивными событиями события ответственны за большинство аспектов, вероятно, даже для всех аспектов раннего поведения слушателя.