Такт в психологии это: Такт в психологии | это… Что такое Такт в психологии?

Содержание

Психологический такт — Энциклопедия по экономике

Психологический такт в общении обращается с подчиненными, не считаясь с общепринятыми нормами, проявляет временами нетактичность и даже грубость обращается вежливо и доброжелательно в общении равнодушен.  [c.45]
См. также Принципиальность Правдивость Психологический такт Скромность Справедливость Честность  [c.358]

Учет особенностей темперамента и конкретных психических состояний подчиненных является важным элементом организаторского чутья. Это — психологический такт, чувство меры, подсказывающее наиболее деликатную линию поведения по отношению к людям.  [c.27]

Психологический такт нужен не только в сфере эмоционально-волевого воздействия на подчиненных, но также при передаче знаний, умений и навыков своим сотрудникам. В нашу эпоху информационного изобилия формальные знания перестают быть дефицитом, они становятся достоянием каждого советского человека. Поэтому педагогическое мастерство руководителя заключается скорее в тактичной постановке проблем перед обучающимся, чем в передаче конкретных сведений.

 [c.27]

Основной характеристикой личности советского руководителя выступает коммунистическая убежденность, цельность мировоззрения, находящая свое психологическое отражение в чувстве личной определенности. Стройность и организованность внутреннего мира, осознание морального права на руководство, организаторское чутье и психологический такт — вот те качества, которые привлекают людей и создают руководителю истинный авторитет.  [c.151]


Психологический такт в общении обращается с подчинен-  [c.16]

Руководители, обладающие такими свойствами, легко вписываются в коллектив и способны создавать в нем благоприятный социально-психологический климат, поскольку они обладают даром сопереживать, у них низкий болевой порог п высокий психологический такт, сравнительная большая  [c.82]

Рассмотрим некоторые психологические и нравственные требования к личности руководителя психологический такт, честность, честолюбие, умение предупреждать и преодолевать стрессовые ситуации.

 [c.83]

Психологический такт — способность быстро находить наиболее приемлемый тон и целесообразную форму общения с подчиненными и вообще окружением — может быть представлен некоторым набором признаков понимание ситуации, содержание взаимоотношений и характера желательного взаимодействия с людьми отсутствие речевого шаблона и речевая адаптация к людям, находчивость в разговоре с ними чуткость и участливость по отношению к людям, индивидуализация обращения с ними в зависимости от их устойчивых индивидуально-психологических черт простота и естественность в общении, умение оставаться самим собой во всех обстоятельствах, отсутствие наигранности и нарочитости поведения чувство справедливости, объективность подхода к оценке поведения и результатов деятельности подчиненных.  [c.83]

Психологический такт в общении  [c.136]

Наряду с указанными двумя методами приобретает значение и социально-психологический метод. Использование этого метода позволяет создать товарищеские взаимоотношения в коллективе, взаимную поддержку, повысить чувство ответственности перед коллективом. Существенно также создание правильных взаимоотношений между начальниками и подчиненными, воспитание такта и взаимоуважения, в первую очередь у руководителей, умения выслушать, своевременно оказать поддержку, помощь, заботиться о бытовых и культурных потребностях подчиненных людей.  [c.366]

Трудно не испытывать эмоций в отношении денег. Вы прочитаете во многих местах в нашем «Учебнике по дэйтрейдингу», и в данном задачнике — приложении к этому учебнику, что трейдер должен сосредоточиваться не на деньгах, а на проведении хорошо исполняемых сделок. И хотя я пробыл в этом бизнесе 20 лет, должен сказать, эта ошибка действительно достала меня и в психологическом, и в эмоциональном отношении. В течение следующих нескольких торговых сессий я чувствовал себя «не в такте» с рынком. Я перестал чувствовать время. Я был напуган. Но худо-бедно я проторговал следующую сессию, затем следующую и следующую.  [c.12]


Быть лидером, в то же время не давая почувствовать этого своим последователям, — редкий психологический дар, который в человеческих взаимоотношениях зовется почетным и похвальным именем чувством такта.  [c.90]

Менеджер, умеющий преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, глубоко понимающий человеческие настроения, не накаляющий ситуации, и проявляющий всегда выдержку и такт, приобретает в глазах подчиненных особое морально-психологическое признание. Такого менеджера невозможно не уважать, к нему испытывают глубокую симпатию, проникаются искренним доверием.  [c.122]

При анализе выполнения этого задания преподаватель должен проявить психологическое мастерство и такт.  [c.338]

Возможны контакты школьного профконсультанта с работниками кадровых служб предприятий, с представителями учебных профессиональных заведений, с общественными организациями, с медико-психологическими центрами и т. п. Главное в этих контактах — учитывать богатый опыт общения с людьми, знание специфики данного предприятия, а также то, что нередко они сильно зависят в действиях и принятии решения от своего начальства. Нередко важнейшим недостатком таких работников является недостаточно развитый профессиональный такт во взаимоотношениях с людьми (здесь психолог не должен демонстрировать свою лучшую подготовленность, но в перспективе можно проконсультировать их и по данным проблемам). Поэтому рекомендуется  [c.303]

Руководителей, обладающих достаточным психологическим тактом и умением работать с людьми, у нас большинство. Но в практике еще наблюдаются случаи ]»-австБенно-пеихолсгнт эсрсой безграмотности и грубого администрирования, что нередко связано не столько с отсутствием у руководителя общей культуры и навыков социалистического общежития, сколько с простым незнанием того, что ему следует предпринять в конкретной ситуации. Находясь в состоянии неопределенности, человек теряет самоконтроль, его поведение становится беспорядочным и экспансивным. Он лихорадочно ищет наиболее простое решение и обнаруживает искомое в элементарном использовании данной ему административной власти.  [c.9]

Понятно, что инженер, занимающий руководящую должность, не может ограничиться только повышением скзего профессионального уровня. Как и каждый другой руководитель трудового коллектива, он должен глубоко и творчески владеть марксистско-ленинской теорией, педагогическим мастерством, психологическим тактом и постоянно стремиться к познанию всей суммы богатств, которые выработало человечество .

Только в этом случае деятелькостт руководителя будет реальным воплощением принципа сочетания компетентности с глубокой партийностью.  [c.12]

В цехе роботостроительной фирмы Токико», — продолжает В. Цветов, — я видел, как шеренга готовых к отгрузке роботов двигала руками»-манипуляторами в такт фирменному гимну, который выводили рабочие [61, с. 30]. Как видно, лозунг Робот — мой друг не случаен, он имеет в Японии глубокие психологические корни.  [c.105]

Опрос работников московских предприятий показал, что возможно инверсионное (перевернутое) проявление профессионального самоопределения личности руководителя в процессе освоения им новой должности. Так, отвечая на первый вопрос, они отмечали Обширность профессиональных знаний может обернуться тем, что руководитель будет считаться только со своим личным мнением . Компетентность моего начальника, безусловно, достоинство, но оно становится недостатком руководства тогда, когда он считает себя самым знающим, а поэтому перепроверяет каждое дело подчиненных, опекает их, что убивает их творчество .

Мой начальник — хороший производственник, но именно поэтому он мало внимания уделяет работе с общественными организациями . К-ов советуется с подчиненными, но часто не берет на себя ответственность принять какое-то важное решение . Энергичность сама по себе — необходимое качество успешного руководства, но, бывает, приводит к излишней суетливости, превращается в постоянную тряску , ненужную спешку, лихорадит коллектив, ведет к нарушению благоприятного морально-психологического климата . Желание моего начальника преодолеть конфликтные ситуации превращается в постоянные разбирательства, что при отсутствии такта с его стороны вызывает у работников отрицательные эмоции . Переживание руководителя за авторитет подразделения, которое он возглавляет, восприятие неудач и ошибок в работе как подрыв этого авторитета часто приводят к тому, что он акцентирует внимание только на выполнении плана, забывая о воспитательной работе, считая ее малопрестижной в своей управленческой деятельности .  [c.102]

Поскольку с течением времени рынок наполнился товарами не просто хорошими, но и разнообразными, производители пришли к выводу, что покупатели хорошо будут покупать те товары, о которых они в достаточной степени осведомлены. Так появилась концепция интенсификации коммерческих усилий и стимулирования сбыта, которая способствовала развитию рекламы и послепродажного обслуживания. Особенно активно применяется эта концепция по отношению к товарам пассивного спроса. Кроме рекламы она предполагает тонкую психологическую работу продавца с клиентом. Но иногда, при отсутствии подлинного профессионализма у продавцов в реализации этой концепции, наблюдается открытое давление на покупателей, вызывающее у последних справедливое сопротивление к совершению покупок. В 90-х годах в России по этой концепции начали продавать, например, гербо-лайф, некоторые другие аналогичные товары. Неоправданно жесткое поведение продавцов этих товаров, не обладающих необходимым тактом и не владеющих профессиональными навыками общения с покупателями, нередко приводило исключительно к негативным результатам покупатель отказывался (и отказывается) от покупки иногда только по соображениям неприятия такой манеры поведения продающих. К положительным моментам, родив-  [c.

40]

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТАКТА. Психология и педагогика. Шпаргалка

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТАКТА

Педагогический такт – это поведение учителя, строящееся на основе адекватно воспринимаемых им социальных ожиданий по отношению к нему как наставнику молодежи. Это проявляется в наличии у педагога чувства меры и умения поддерживать правильные отношения с учениками, их родителями и коллегами.

Психологическими основами педагогического такта можно считать совокупность стереотипов (устойчивых представлений), социальных установок (внутреннего состояния готовности определенным образом действовать по отношению к чему либо или кому-либо) и личностных черт, которые определяют поведение учителя в сфере общения с людьми. Однако эти компоненты не есть нечто данное или неизменное. Они складываются в процессе всей жизни и деятельности учителя и, как правило, не имеют завершенного вида, т. е. учитель в определенной мере сам властен менять те или иные элементы, стремясь овладеть педагогическим тактом в наибольшей мере, стремясь оптимизировать взаимоотношения с учащимися. Важна установка учителя на постоянное изучение и адекватное восприятие учеников: их характеров, отношений со сверстниками и взрослыми, отношений к различным событиям, проблемам и т. д. Чем лучше учитель узнает ребят, тем больше у него возможностей быть тактичным в отношениях с ними. Но, стремясь лучше и больше знать своих питомцев, учитель должен уметь в соответствующий момент и не расслышать того, что не предназначалось для его ушей: либо потому, что расслышать было бы не тактично, либо потому, что расслышать значило бы немедленно реагировать, а как – иной раз не ясно. Учителю нужно стараться не превратить общение с учениками в серию окриков и мелких придирок. Наконец, иногда бывает полезным «не понять» чего-либо. Все это предотвратит многие мелкие конфликты с учащимися и поможет учителю с должным тактом вмешиваться в конфликты между учениками. Последнее особенно важно и сложно. Педагогу надо очень осторожно реагировать на противоречия, которые возникают между детьми, особенно в старшем школьном возрасте. Есть сфера противоречий, где вмешательство педагога должно быть весьма ограниченным, и далеко не все конфликты и противоречия могут и должны быть объектом обсуждения в коллективе. Эта мысль может стать одной из установок учителя, помогающей ему решать проблему педагогического такта.

В учебно-воспитательном процессе учитель предъявляет и обосновывает определенные требования к учащимся. Важнейшим условием эффективности этих требований является установка учителя на соблюдение принципа целесообразности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Глава 3 Психологические основы эффективности комплиментов

Глава 3 Психологические основы эффективности комплиментов Через сознательное – к управлению бессознательным. К.

Психологические основы социального программирования

Психологические основы социального программирования Основную мысль на предмет того, почему многие люди становятся добычей социальных хакеров, можно выразить в одном тезисе: потому что мы в 90 % случаев действуем (живем) на автопилоте. В наш «бортовой компьютер» заложено

Психологические основы анализа урока

Психологические основы анализа урока Психологический анализ урока не есть простое указание на психологические моменты урока или замечания негативного характера. Цель психологического анализа урока не в простой констатации успехов и неудач, а в установлении причин

Основные психологические особенности педагогического общения

Основные психологические особенности педагогического общения В системе учитель – ученик межличностные отношения и общение играют основную роль в решении задач обучения, воспитания и развития. Общение – профессиональный «инструмент» деятельности педагога, от

Физиологические и психологические основы внимания

Физиологические и психологические основы внимания Говоря о внимании, мы в первую очередь имеем в виду активное внимание, физиологические механизмы которого связаны с активной мозговой деятельностью. Следовательно, их изучение возможно только при общем бодрствовании

ЧАСТЬ I. Психологические основы скрытого управления

ЧАСТЬ I. Психологические основы скрытого управления Истинная мудрость приходит к каждому из нас тогда, когда мы сознаем, как мало понимаем в жизни, в самих себе, в мире вокруг

Психологические основы нашей Дружбы, или Как мы с друзьями используем друг друга

Психологические основы нашей Дружбы, или Как мы с друзьями используем друг друга Детская

Глава 19. Психологические основы ресоциализации осужденных (исправительная психология)

Глава 19. Психологические основы ресоциализации осужденных (исправительная психология) § 1. Предмет и задачи исправительной психологии Исправительная психология изучает психологические основы ресоциализации осужденных:• восстановление нарушенных социальных качеств

10.

2.1. Психологические основы информационных войн

10.2.1. Психологические основы информационных войн Основой психологии информационных войн являются естественные способности человека к речевой коммуникации и к восприятию ложных сведений. Выделяют две формы лжи: умолчание и искажение (Экман П., 1999). Сторона, ведущая

Введение. Современные идеи равенства и психологические основы истории

Введение. Современные идеи равенства и психологические основы истории Возникновение и развитие идеи равенства. — Произведенные ею последствия. — Во что обошлось уже ее приложение. Нынешнее ее влияние на массы. — Задачи, намеченные в настоящем труде. — Исследование

Глава 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 2. 1. Развитие внимания и способы поддержания его устойчивостиВнимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, действии. Главная особенность внимания

Глава 4 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ДИДАКТИКИ

Глава 4 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ДИДАКТИКИ 4.1. Психологические основы обучения и спортивного совершенствованияПроцесс подготовки спортсмена условно можно разделить на обучение и тренировку, хотя это единый и неразрывный педагогический процесс.Действительно,

Манд или такт? Научно-обоснованное решение. ~ Аутизм | АВА


В области поведенческой терапии существует множество профессиональных публикаций, посвященных важности 1) использования соответствующей терминологии в АВА-терапии, 2) правдивого и точного описания процедур, и 3) оценки научных исследований в ракурсе характеристик конкретного ребенка и целевых навыков. Однако существует еще один важный вопрос, связанный с разработкой и реализацией АВА-программ, вокруг которого часто возникают некоторые разногласия: «На чем в ABA-терапии для детей с аутизмом лучше сначала делать акцент: на обращении с просьбами или на наименовании объектов (манд и такт)?». Попробуем рассмотреть данный вопрос в вышеуказанном ракурсе.


Соответствующая терминология.

Поведенческие аналитики, которые выступают за более широкое использование терминологии вербального поведения в поведенческой терапии, многое сделали для специалистов данной отрасли для того, чтобы они начали пользоваться точной терминологией. Выражаясь непрофессиональным языков, манд — это когда ребенок просит или требует чего-либо, а такт — это когда ребенок называет название чего-либо. В поведенческой терминологии, манд представляет собой вербальную реакцию, которая контролируется побуждающими условиями. Такт – это вербальная реакция, которая контролируется невербальными определенными стимулами, такими как предмет или свойство предмета (см. Peterson, 1978).

Точное описание процедур.

Вопрос, задаваемый многими специалистами, заключается в следующем: на чем при работе с аутичными детьми изначально лучше делать акцент: на манд-реакциях или на такт-реакциях? В исследованиях, которые пытались дать ответ на данный вопрос, использовалось несколько различных процедур. Для начала важно разобраться, не приводит ли используемая процедура к необъективным результатам. Кроме того, поскольку конечной целью является обучение аутичных детей как реакциям манд, так и реакциям такт, неправильно беспокоиться лишь о том, какая из процедур приведет к наиболее быстрому овладению целевыми навыками. Мы должны разобраться, обучаются ли дети навыкам манд и такт быстрее, если на одном из целевых навыков сделан больший акцент.

Оценка исследований в свете характеристик конкретного ребенка и целевых навыков, которым вы бы хотели этого ребенка обучить.

Первоначальный вопрос: «Что лучше …» является слишком упрощенным. Исследования показывают, что при принятии решения о том, на каких навыках в программе обучения стоит сделать акцент, должны быть приняты во внимание различные характеристики ребенка и проблемы формирования навыков у этого ребенка.

Вот некоторые из исследований, в которых ученые попытались ответить на поставленный нами вопрос.

Холл (1987) — доказал, что обучение реакциям такт НЕ приводит к самопроизвольному появлению реакций манд; в исследовании приняли участие двое глухих детей с нарушениями развития и низким уровнем поведения манд.

Арнтцен (2002) — обнаружил, что обучение реакциям такт привело к более медленному овладению навыками, чем в условиях чередующихся обучающих блоков по навыкам манд и такт. Однако в сессиях обучения исключительно такт-реакций была снижена интенсивность усиления, чтобы соответствовать режиму усиления в альтернативных сессиях попеременного обучения манд и такт. Это несколько искажает результаты, потому что одним из практических сильных сторон обучения такт-реакциям является то, что специалисты, как правило, могут обеспечить более интенсивный режим усиления. В исследовании приняли участие трое детей с аутизмом, и были использованы различные объекты, изображения и буквы.

Уоллес (2006) — обнаружил важное различие, которое заключалось в том, что высоко предпочитаемые объекты, обученные в качестве такт-реакций, намного быстрее переходили в манд-реакции, по сравнению с низко предпочитаемыми объектами. В исследовании приняли участие трое взрослых с умственной отсталостью, у которых наблюдался низкий уровень поведения манд.

Келли (2007) – обнаружил на примере одного ребенка с аутизмом, что больше реакций, первоначально обученных как такт, переходят в манд (2 из 3), и меньше реакций, первоначально обученных как манд, переходят в реакции такт (1 из 5). У двух других детей с более легкими нарушениями (общая задержка речи и апраксия) переход навыков осуществлялся легче, вне зависимости от того, какой из целевых навыков обучался сначала.

Основываясь на нашем предварительном исследовании, какие вопросы следует задавать при принятии решения об очередности и интенсивности обучения навыкам манд и такт в рамках АВА-программы?

1. У ребенка наблюдается низкая интенсивность поведения манд.

Если да, то акцент на манд-реакциях имеет смысл. В действительности, обращение с просьбой – это такой навык, которому дети с аутизмом зачастую не обучаются самостоятельно, даже если они знают наименования предметов.

Если нет, тогда есть смысл сделать акцент на реакциях такт. Исследования показывают, что дети чаще обобщают такт реакции, которые впоследствии переходят в реакции манд (по крайней мере, это справедливо для наиболее предпочитаемых элементов), а не наоборот.

2. Ребенок быстро обучается наименованиям новых предметов в ходе манд-тренинга.

Если да, то акцент необходимо сделать на репертуаре манд.

Если нет, тогда, вероятно, есть смысл уделить время обучению наименований предметов в качестве такт-реакций. Обучение манд-реакциям ограничено эффектом насыщения (когда ребенок перестает быть заинтересованным в определенном объекте во время сессии обучения), а обучение такт-реакций можно проводить чаще и с различными поощрениями.

3. Существует большое количество реакций манд, которым необходимо обучить.

Если да, то скорость обретения навыков может повыситься при помощи обучения наименований некоторых предметов в качестве реакций такт, поскольку, опять-таки, подобные наименования с большей вероятностью впоследствии перейдут в репертуар манд.

4. Существуют ли такие реакции манд, которые трудно практиковать из-за ограничений во времени или каких-либо других факторов?

Обучение с использованием некоторых наиболее предпочитаемых ребенком объектов или событий может занять много времени (например, обучение ребенка «на улице»). Кроме того, существуют такие объекты и виды деятельности, к которым вы бы не хотели предоставлять ребенку частый доступ во время обучения манд-реакциям (например, наименования различных сладостей). Некоторые дети, испытывающие трудности с вербальными навыками, не всегда охотно мирятся с попытками формировать произносимые ими звуки, когда они просят о наиболее желаемых ими объектах. Во всех этих случаях, такт-тренинг может помочь обучить ребенка наименованиям предметов в рамках реакций такт, которые, как показывают исследования, с большей вероятностью в будущем перейдут в реакции манд.

Истинная индивидуализация АВА-программы ребенка включает в себя огромный объем работы. Она предполагает внимательнейшее изучение всех особенностей конкретного ребенка, а также учет всех вышеописанных факторов.

Источник: http://www.lovaas.com/blog/archives/52-Mands-vs.-Tacts-Evidence-based-Decisions.html

Такт в общении — что это такое

Тактичность — это свойство субъекта придерживаться определенной меры в разговоре, в совершении поступков, а также способность заранее оценивать ситуацию и находить эффективный способ разрешения конфликтов без причинения морального вреда. Тактичным называют человека, который может действовать в соответствии с установленной нормой этикета вне зависимости от ситуации. Такт — секрет личного успеха во всех сферах жизни. В частности, не следует забывать, что такт, как часть характера личности, формируется на основе природных качеств, в процессе напряженной работы над собой, в период воспитания и обучения.

Значение слова tact из латинского языка — касаться или прикасаться. Из этого следует, что тактичность позволяет «понимать» сложившуюся ситуацию, поведение, чувства, предмет взаимодействия. Тот, у кого есть чувство меры, кто умеет понимать потребности, желания и переживания собеседника, всегда будет желанным человеком в обществе.

Что такое такт

Такт, позволяет человеку культурно вести себя среди людей, учитывать всю специфику ситуации, на что указывает своеобразная эстетика. Тактичность есть умение, если необходимо, сказать об ошибке, сделать замечание так, чтобы не умалить достоинства человека, не задеть его чувства, пощадить его самолюбие и, несмотря ни на что, не выпячивая собственных достоинств.

Тактичный человек умеет произвести ложное впечатление или обидеть оппонента. Когда не стоит язвить, при каких условиях не упоминать об ошибках или нестандартной внешности. Такой индивидуум, наоборот, сможет подобрать хорошие слова, чтобы похвалить или подбодрить собеседника. Он найдет способ вовремя прервать разговор, что может поспособствовать началу развития конфликта, либо прервать других, говорящих не корректно в его сторону.

Чтобы обладать подобным качеством, недостаточно просто следовать общепризнанным правилам и нормам поведения. Главное значение слова такт – это владение чувством меры, умение найти ту черту, за которую не стоит выходить. При этом будьте ненавязчивы, не предлагайте ни свою помощь, ни, не советуйте, человеку, в котором не нуждаетесь.

Тактичность позволяет человеку, не стремящемуся изменить свою точку зрения, перенаправить разговор в противоположное русло, что позволит избежать возникновения спора или недопонимания.

Чтобы овладеть истинными навыками тактичности, нужно постоянно совершенствоваться. Человек не должен забывать, что вокруг есть люди, которые могут служить нам примером, мотивировать на формирование и расширение кругозора. Человек – личность многогранная, наблюдая за ее поведением, можно научиться прогнозировать поступки, эмоциональное состояние, узнать много нового о других и о себе. Изучение психологии личности помогает найти верный путь к развитию столь важного качества. Человек, наделенный чувством такта, способен чувствовать себя в роли другого, что дает ему возможность более тонко понимать поступки и чувства других, понимать их душевное состояние.

Наблюдая за повседневными действиями людей, имеет смысл обратить внимание, что осуществление этикета субъектом не обязательно свидетельствует о наличии у него качеств тактичной личности. Человек, скрывающий в душе гнев, высокомерие, неуважение, обиду, может лишь внешне походить на тактичного человека, но его действия будут сопровождаться фальшью и притворством. Умение понять собеседника, не навязывать ему свое мнение, контролировать эмоциональное развитие ситуации, правильный подход к разоблачению людей, способных слепо прятаться за ширмой этикета.

Такт в общении

Тактом можно назвать дружелюбное отношение к людям, как правило, подобный принцип поведения лежит в основе этикета. Если человек не зациклен на собственной значимости и благополучии, а думает о чувствах и переживаниях других, то статус тактичного человека он получает автоматически. Такт основывается на особых качествах характера личности, которые каждый человек обязан формировать у себя на протяжении всей своей жизни. А именно проявление таких качеств способствует комфортному общению во всех жизненных ситуациях.

Основным проявлением такта в общении считается умение не только слушать собеседника, но главное чувствовать, что он пытается общаться, не перебивать, дослушать до конца. Даже если точка зрения оппонента не уместна или может быть обидчивой, не забывайте о такте, отвечая на его высказывания. Использование взаимного уважения и понимания является не чем иным, как фундаментальными компонентами тактичного общения. Также характерными чертами подобного общения является способность человека учитывать ситуацию, в которой разворачиваются события: несоответствие возраста оппонентов, их социального статуса, пола, наличие окружающих слушателей. Несмотря ни на что, тактичный человек никогда не выказывает своей неприязни к собеседнику, а наоборот, всячески старается понять его убеждения, прочувствовать его состояние.

Индивиды с высокой степенью тактичности, как правило, приспосабливаются к любым условиям взаимодействия, всегда ведут себя естественно, раскованно и раскованно, они не играют этой роли, не ведут себя высокомерно и фамильярно. Умение общаться таким образом помогает личности по-другому избегать неразрешимых ситуаций, а главное, не умалять достоинства другого человека.

Человек, обладающий чувством такта, часто обладает способностью располагать к себе окружающих, таких людей чаще всего называют глубоко образованными и воспитанными. А это способствует тому, чтобы личность всегда была желанной в обществе, ее ценили в различных компаниях, как среди друзей, так и в рабочем коллективе. Индивид с ярко выраженным тактичным поведением будет иметь репутацию надежного человека, ведь не секрет, что такие личности никогда не наговорят лишнего, найдут выход из неловкой ситуации и сумеют вовремя прекратить нежелательный разговор.

Такт ведь не только врожденная черта характера, ему еще можно научиться. Для эффективного развития качеств тактичного человека мы должны научиться относиться к окружающим именно так, как мы хотели бы, чтобы они относились к нам. Следует научиться «одеваться» на собственные шутки, необдуманное поведение, яркие эмоции. Это поможет человеку осознать, что при огромном количестве различий все люди похожи. А из этого следует: все, что вызывает между нами дискомфорт и неприязнь, никак не может понравиться другому. Такт следует формировать с детства, учить ребенка, что такое отношение к жизни поможет ему различать потребности и эмоции окружающих людей, легко находить друзей, поддерживать любой разговор, добиваться успехов в учебе и профессиональной деятельности.

Примеры такта, то есть его проявления, очень легко заметить во всех жизненных ситуациях. Например, учитель или преподаватель, внимательный и уважительный к каждому ученику, не акцентирующий внимание на его недостатках, ведет себя по отношению к ним тактично. Или родители, которые не позволяют себе или другим непристойно выражаться в присутствии ребенка, или наказывают его за проступки перед зрителями. Коллеги, заметив ошибку в вашем отчете, не будут отмечать ее публично, а расскажут об этом лично, это тоже пример тактичного поведения.

Тактичный человек, не станет навязывать свое мнение, хвастаться или возвышать себя над другими, не задает интимно-личные вопросы, которые могут поставить собеседника в неудобное положение. Как правило, тактичные люди, которые не станут выяснять отношения на виду, все, что происходит в их личной жизни, предпочитают не выносить на всеобщее обозрение, что впоследствии способствует сохранению семейных уз, уюта и взаимопонимания в семейной жизни.

Итак, следует отметить, что в основе такого качества личности, как тактичность, лежит природная интуиция человека, его воспитанность, обширный багаж знаний и умений, а главное уважительное отношение к людям. Человек, способный к тактичности, всегда основывает свое мнение на тонком ощущении чувственного состояния и переживаний человека, с которым он взаимодействует. Примеров тактичности в поведении можно приводить бессчетное количество раз. Их яркое отражение можно увидеть не только в быту, но и в известных литературных произведениях, читая которые мы сами учимся быть тактичными.

Возможно, тактичность не самая важная черта личности, ведь есть и другие качества, например, преданность, любовь, сопереживание . Однако стоит подчеркнуть, что без такта риск причинить вред другому человеку намного выше, чем при разумном обладании этим качеством. Например, человек, которого с детства воспитывали по правилу «всегда помогай ближнему», может нанести с его помощью непоправимый вред, только потому, что он учел пожелания и предпочтения своего противника. Умение понимать и учитывать пожелания тех, кто рядом, дает возможность помогать им, не выходя за рамки дозволенного. В то же время он позволяет без особых усилий подтолкнуть вас к тому, чтобы найти в себе силы и решить проблемы самостоятельно, как они того желают.

Человек, стремящийся к тактичному поведению, имеет ряд преимуществ:

— постоянная работа над собой;

— снижает вероятность грубости и неуважения к себе;

— не возвышает себя над другими;

— Учит быть внимательным к окружающим, независимо от возраста, пола и статуса;

— учит не замечать ошибок, а наоборот стимулировать развитие человеческого достоинства;

— стремись познать многогранный мир и себя.

Такт — Psynso

Такт — это термин, который Б. Ф. Скиннер использовал для описания вербального операнта, в котором определенная реакция вызывается (или, по крайней мере, усиливается) определенным объектом или событием, или свойством объекта или события. В более общем смысле такт — это словесный контакт с физическим миром.

В пятой главе «Вербального поведения Скиннера» подробно обсуждается такт. Говорят, что такт «вступает в контакт» с миром и относится к поведению, находящемуся под контролем общего подкрепления. Контролирующий предшествующий стимул является невербальным и составляет некоторую часть «всего физического окружения».

Говоря менее технически, такт подобен ярлыку для чего-то, хотя понятие такта намного сложнее. Присутствует какая-то часть окружающей среды, например дерево, человек формирует определенную модель реакции (в этом случае он или она скажет «Дерево»), а слушатель дает какое-то неспецифическое подкрепление (слушатель может сказать «Правильно»). !»).

Такт может быть расширен, например, родовой, метафорический, метонимический, солецический, номинационный и «угадывающий». Он также может быть вовлечен в абстракцию. Лоу, Хорн, Харрис и Рэндл (2002) могут быть одним из примеров недавней работы в области тактов.

 

Расширения

Говорят, что такт допускает общее расширение. Например, что-то можно назвать автомобилем; тогда что-то вроде старого объекта, называемого автомобилем, также называется автомобилем.

Такты можно расширить метафорически, например, когда мы описываем что-то как «взрывающееся от вкуса», проводя общее свойство взрыва с реакцией на то, что мы что-то съели (возможно, сильной реакцией или внезапной реакцией).

Такты могут подвергаться метонимическому расширению, когда вещи, которые часто сочетаются друг с другом, затем используются для обозначения друг друга; как «Белый дом опубликовал заявление», когда президент и Белый дом часто объединяются в пары, чтобы быть «взаимозаменяемыми».

Когда управляющие переменные, не связанные со стандартным или немедленным подкреплением, берут на себя управление тактом, говорят, что он расширяется солестически. Малапропизмы, солецизм и катахреза являются примерами этого.

Скиннер отмечает, что такие вещи, как последовательный порядок или бросающиеся в глаза особенности объекта, могут играть роль номинативных тактов. Имя собственное может возникнуть в результате такта. Например, дом с привидениями становится «домом с привидениями» как номинативное расширение такта того, что в нем есть привидения.

Догадка, по-видимому, может быть проявлением реакции в отсутствие контролирующих стимулов. Скиннер отмечает, что это может быть просто тактом при более тонких или скрытых управляющих переменных, хотя это не всегда так, например, в угадывании стороны приземления при подбрасывании монеты, когда возможные альтернативы фиксированы и нет скрытых или скрытых стимулов, побуждающих к действию. контрольное реагирование.

Такт, описанный Скиннером в главе 5 его книги «Вербальное поведение», включает в себя три важных и связанных между собой события, известных как случайность с тремя терминами: стимул, ответ и последствие, в данном случае подкрепление. Вербальная реакция вызывается наличием стимула, например, когда вы говорите «мяч» в присутствии мяча. В этом сценарии слушатель с большей вероятностью подкрепит слово «мяч», чем слово «кошка», демонстрируя важность третьего четного, подкрепления, по отношению к стимулу (мяч) и реакции («мяч»). Хотя стимул контролирует реакцию, именно вербальное сообщество устанавливает контроль стимула над вербальной реакцией говорящего. Например, ребенок может сказать «мяч» в присутствии мяча (стимул), родитель ребенка может ответить «да, это мяч» (подкрепление), тем самым увеличивая вероятность того, что ребенок скажет «мяч» в присутствии мяча. мяча в будущем. Но если родитель никогда не реагирует на то, что ребенок говорит «мяч» в присутствии мяча, тогда этот ответ перестанет излучаться. Однако важно отметить, что такт может возникать только в присутствии стимула или сразу после него; так что говорить о мяче, который вы видели вчера, было бы тактичностью. Хотя называние также является формой такта, говоря «красная книга» в присутствии красной книги, такт включает в себя нечто большее, чем то, что описано выше. Например, сказать человеку «Доброе утро» впервые утром — это тоже такт, присутствие этого человека — стимул для ответа.

 

Особые условия, влияющие на контроль стимула

Скиннер имеет дело с факторами, которые мешают общему подкреплению или изменяют его. Именно эти условия, в свою очередь, влияют на вербальное поведение, которое может в значительной степени или полностью зависеть от генерализованного подкрепления. У детей с отклонениями в развитии для развития тактов могут потребоваться интенсивные тренировочные процедуры. Такие факторы, как депривация, эмоциональные состояния и личная история, могут мешать или изменять вербальное поведение. Скиннер упоминает бдительность, нерелевантные эмоциональные переменные, «особые обстоятельства», окружающие конкретных слушателей или говорящих, и т. д. (Он ссылается, например, на условия, которые, как говорят, вызывают объективные и субъективные реакции). Теперь мы рассмотрим их как мотивирующие операции/создание условий.

В условиях всплытия часто появляются такты. Однако у детей с ограниченными возможностями часто требуются более интенсивные тренировочные процедуры.

 

Искажение

Искажение стимульного контроля может быть незначительным, когда описание (такт) является небольшим преувеличением. В более сильных условиях искажения оно может появиться при отсутствии исходного стимула, как в случае реакции, называемой ложью. Скиннер отмечает, что и трубадуры, и писатели-беллетристы, возможно, руководствуются схожими формами искажения такта. Первоначально они могут рассказывать о реальных событиях, но поскольку дифференцированное подкрепление влияет на рассказ, мы можем увидеть искажение, а затем полную фабрикацию.

 

Интравербальный

Интравербальный — это вербальное поведение, находящееся под контролем другого вербального поведения. Интравербальные сигналы часто изучаются с помощью классических ассоциативных методов.

 

Аудитория

В описании вербального поведения Скиннера аудитория (или слушатель) является различительным стимулом, сигнализирующим о том, что вербальное поведение может быть вознаграждено. Это означает, что когда присутствует аудитория (это может включать и нас самих, поскольку мы можем действовать как слушатели нашего собственного вербального поведения), вербальное поведение будет иметь место; когда аудитория исчезнет, ​​вполне вероятно, что вербальное поведение прекратится (поскольку подкрепление больше недоступно). Это первая функция аудитории: контролировать, происходит ли поведение или нет.

Вторая функция (стр. 173) — определить, какой из двух или более сравнимых ответов будет выдан; например, призывая к тишине, вы можете сказать малышу «тсс», а коллеге — «пожалуйста, потише». Также определяется язык, на котором вы будете говорить: в Париже вы бы приветствовали кого-то словами «Bonjour, monsieur!» в то время как в США вы, скорее всего, поприветствуете кого-то, сказав: «Доброе утро, сэр!» Третья функция (стр. 175) аудитории включает в себя выбор темы: если 5-летний ребенок может хорошо реагировать на вербальное поведение в отношении телепузиков, то ваш 50-летний начальник вряд ли это сделает.

Контроль над аудиторией развивается благодаря длительной истории поощрений и наказаний. Для анализа того, как это работает, можно использовать трехчленную контингентность Скиннера: первый термин, антецедент, относится к аудитории, в присутствии которой происходит вербальный ответ (второй термин). Последствия реакции — это третий термин, и от того, усиливают или ослабляют эти последствия реакцию, будет зависеть, повторится ли эта реакция в присутствии этой аудитории. Благодаря этому процессу развивается контроль аудитории или вероятность того, что определенные реакции будут происходить в присутствии определенной аудитории. Скиннер отмечает, что, хотя контроль над аудиторией развивается благодаря истории с определенной аудиторией, нам не нужно иметь долгую историю с каждым слушателем, чтобы эффективно участвовать в вербальном поведении в их присутствии (стр. 176). Мы можем реагировать на новую аудиторию (новые стимулы) так же, как на аналогичную аудиторию, с которой у нас есть история.

 

Негативная аудитория

Аудитория, наказывающая за определенные виды вербального поведения, называется негативной аудиторией (стр. 178): в присутствии такой аудитории менее вероятно возникновение наказуемого вербального поведения. Скиннер приводит примеры взрослых, наказывающих определенное словесное поведение детей, и короля, наказывающего словесное поведение своих подданных.

 

 

Вербальные операнты как единица анализа

Скиннер отмечает свои категории вербального поведения: манд, эхоическое, текстуальное, интравербальное, такт, отношения с аудиторией, и отмечает, как поведение можно классифицировать. Он отмечает, что одной формы недостаточно (он использует пример «огонь!», имеющий несколько возможных отношений в зависимости от обстоятельств). Классификация зависит от знания обстоятельств, при которых возникает поведение. Затем Скиннер отмечает, что «одна и та же реакция» может возникать при различных условиях операнта. Скиннер утверждает:

«Классификация не является самоцелью. Хотя можно показать, что любой пример вербального поведения является функцией переменных в одном или нескольких из этих классов, необходимо рассмотреть и другие аспекты. Такая формулировка позволяет применять к вербальному поведению понятия и законы, вытекающие из более общего анализа (стр. 187)».

То есть, классификация сама по себе мало что делает для дальнейшего анализа — функциональные отношения, управляющие изложенными оперантами, должны быть проанализированы в соответствии с общим подходом научного анализа поведения.

Несколько поведенческих аналитиков после Скиннера предложили переклассифицировать элементарные вербальные отношения, чтобы справиться с трудностями при включении многих ответов в систему классификации первоначального анализа. Майкл, например, предложил заменить текстовые и эхоические категории более общими кодическими и дупликационными отношениями соответственно. Эрнест Варгас предложил классифицировать источники контроля как интравербальные, аутовербальные и экстравербальные, заменив интравербальный скиннеровский сиквелическим и добавив миметическое отношение для обозначения имитации языка жестов.

 

Множественная причинность

В этой главе Скиннер отмечает, что любая данная реакция, вероятно, будет результатом действия нескольких переменных. Во-вторых, любая заданная переменная обычно влияет на несколько ответов. Также рассматривается вопрос множественных аудиторий, поскольку каждая аудитория, как уже отмечалось, является поводом для сильного и успешного реагирования. Объединение аудиторий приводит к разным тенденциям реагировать.

 

Дополнительная стимуляция

Дополнительная стимуляция – это обсуждение практических вопросов контроля над вербальным поведением в контексте материала, который был представлен до сих пор. Обсуждаются вопросы многократного управления и задействования многих элементарных оперантов, изложенных в предыдущих главах.

 

Новые комбинации фрагментарных ответов

Особый случай, когда множественная причинность вступает в игру, создавая новые вербальные формы, — это то, что Скиннер описывает как фрагментарные ответы. Такие комбинации обычно являются голосовыми, хотя это может быть связано с различными условиями саморедактирования, а не с каким-либо особым свойством. Такие мутации могут быть «бессмыслицей» и могут не способствовать словесному обмену, в котором они происходят. Оговорки по Фрейду могут быть частным случаем фрагментарных ответов, которые, как правило, подкрепляются и могут препятствовать саморедактированию. Это явление чаще встречается у детей и у взрослых, изучающих второй язык. Усталость, болезнь и пьянство могут привести к фрагментарному ответу.

 

Аутоклитика

Аутоклитика — это форма вербального поведения, которая модифицирует функции других форм вербального поведения. Например, «Я думаю, что идет дождь» содержит автоклитическое «Я думаю», которое смягчает силу утверждения «Идет дождь». Примером исследования, в котором участвовали аутоклитики, может служить Lodhi & Greer (1989).

Одной из форм автоклитики, имеющей решающее значение для развития языка, является скиннеровская концепция автоклитической рамки. Автоклитические фреймы помогают быстрому обучению новому вербальному поведению и построению правил. Стеммер (2000) считает: «(1) События ответственны за продуктивный характер поведения слушателя и, посредством эффекта переноса, за вербальное поведение в целом. (2) Вместе с остенсивными событиями события ответственны за большинство аспектов, вероятно, даже для всех аспектов раннего поведения слушателя. (3) Поскольку наглядное обучение не требует повторного подкрепления специфических реакций на голосовые стимулы, события являются основной причиной взрыва раннего вербального поведения».

Как быть тактичным | Psychology Today

«Такт — это тонкое чувство симметрии вещей» — Оскар Уайльд

Все мы знаем, что быть тактичным — это хорошо, но редко задумываемся, как мотивировать такт. Мы относимся к такту как к цели и говорим: «Просто сделай это». Цель — это не план. И не «Просто сделай это».

Мы думаем о такте как об аспекте вежливости, лучше всего развиваемом посредством самоцензуры: Всегда ведите себя искренне тактично, хотите вы того или нет. Вместо этого здесь представлен подход к естественному достижению подлинного такта, не как к стратегическому ухищрению, а как к представлению искреннего реализма о себе и других, такта, культивируемого в трех видах реалистического баланса, или, как говорит Уайльд, «симметрии»:

1. Симметрия вины (я бы не сказал мимо меня): Перестаньте думать о себе как об исключении. Вы не. То, что делают другие люди, делаете и вы. Тот факт, что вы можете видеть, как они делают то, что вам не нравится, и не можете видеть себя, делающего это, не означает, что вы этого не делаете, поскольку все мы хуже видим свои собственные недостатки, чем недостатки других людей.

Развивайте симметрию вины. Когда вы собираетесь указать пальцем на кого-то за поведение, которое вам не нравится, симметрично укажите пальцем на себя. Подумайте о конкретных моментах, когда вы делали что-то похожее на то, в чем вы собираетесь обвинить другого человека. Таким образом, вы преодолеете склонность во время ругани думать, что вы эксперт, исправляющий девиантность, оправданная бестактностью, какой вы хотите. Симметрия вины не приходит сама собой. Когда мы чувствуем себя виноватыми, у нас возникает своего рода амнезия. Наш разум стирает любые воспоминания о том, что мы когда-либо делали что-то подобное тому, в чем мы обвиняем другого. Необходимо развивать тонкое чувство симметрии. Исключительность так заманчива.

Точно так же, когда мы сплетничаем или смеемся над глупостью других, мы должны разбавлять наше презрение скромным признанием того, что бывают моменты, когда мы впадаем в подобную глупость. Смейтесь над ними в контексте смеха над собой, в контексте смеха над всеми нами, над самой человеческой природой.

2. Симметрия неоднозначной ценности (Хорошая ставка одного человека — плохая ставка другого): Поведение, которое в одном контексте неправильно, в другом контексте является правильным. Например, мы все фальсифицируем, утаивая или отвлекая от правды. Когда мы делаем это с добрыми намерениями, это называется тактичностью, дипломатичностью или ложью во благо. Когда мы делаем это с плохими намерениями, это называется ложью, обманом или манипулированием людьми. Поведение само по себе неразличимо. Вместо этого оно различается посредством наших предсказаний того, кто выиграет и пострадает от сокрытия наших истин.

Если мы предсказываем, что сокрытие нашей правды будет лучше для других, мы считаем это добродетелью. Если мы прогнозируем, что это будет хуже для других, но принесет какую-то корыстную пользу, мы думаем об этом как о тисках.

Люди будут делать разные прогнозы, и любой прогноз может оказаться неверным, причем в симметрично противоположных направлениях. Мы можем предсказать, что раскрытие правды принесет пользу другим, а позже обнаружить, что это не так. Мы можем предсказать, что сокрытие правды навредит другим, а позже обнаружить, что это не так.

Память о том, что действия имеют неоднозначную ценность, порождает сострадание и сомнения, достаточные для того, чтобы мы менее склонны выходить из себя, когда обвиняем людей в аморальности, как если бы очевидным было всегда смотреть всем нам в глаза. Эта симметрия ценностей мотивирует такт в наших обвинениях, не просто стратегический такт, а сердечный такт, основанный на признании того, что наше обвинение является мнением, а не объективным указом свыше.

3. Самотакт (Принять глупости человечества через сострадательный самоанализ): На днях друг прервал себя. Он просто начал злиться на чью-то неуверенность в себе, и в середине предложения он сказал: «… хотя, если подумать, иногда мне тоже не хватает уверенности в себе».

В тот же день другая подруга жаловалась на склонность своих клиентов сопротивляться неудобным точкам зрения. Через несколько минут я предложил неудобную перспективу, и по ее немедленному пренебрежительному ответу было ясно, что она просто не могла или не хотела его рассматривать.

В обоих случаях задействовался третий элемент изысканной симметрии, которая мотивирует сердечный такт. Чтобы уметь учитывать собственные недостатки и неудачи, требуется тактичный подход к самоанализу, способность тактично обвинять себя, как вы надеялись бы тактично обвинять других.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts