Техники активного слушания в психологии: 7 техник активного слушания

Содержание

Активное слушание — приемы активного слушания в психологии

В одной известной притче говорится, что человеку даны два уха и один рот, это значит говорить люди должны меньше чем слушать друг друга. Человеку важно быть услышанным, понятым, и слушая больше — постигаются многие вещи и тайны. Активное слушание – метод, заслуживший доверие среди психологов в силу его эффективности и простоты.

Что такое активное слушание?

Активное или эмпатическое слушание — техника, которую привнес в психотерапию американский психотерапевт, создатель гуманистической психологии – Карл Роджерс. Активное слушание – это инструмент, помогающий услышать, понять чувства, эмоции собеседника, направить беседу в глубину и помочь человеку пережить и трансформировать его состояние. В России методика развилась и дополнилась разными нюансами благодаря детскому психологу Ю. Гиппенрейтер.

Эмпатическое слушание в психологии

Приемы активного слушания в психологии помогают гармонично выстроить беседу, обнаружить поле проблем клиента и подобрать соответствующую индивидуальную терапию. В работе с детьми – это лучший метод, ведь маленький ребенок еще не совсем идентифицирует и знает свои чувства. Во время эмпатического слушания психотерапевт абстрагируется от своих проблем, душевных переживаний и полностью сосредоточен на пациенте.

Активное слушание — виды

Виды активного слушания условно подразделяются на мужской и женский. Особенности каждого из видов:

  1. Мужское активное слушание – предполагает рефлексию и используется в деловых кругах, переговорах в бизнесе. Полученная от собеседника информация внимательно анализируется с разных сторон, задается множество уточняющих вопросы, так как мужчины нацелены на результат. Здесь уместна и разумная критика.
  2. Женское активное слушание. В силу природной эмоциональности и большего проживания чувств – женщины более открыты и обладают большей эмпатией: быть с собеседником вместе, сопричастным с ним в его проблеме. Эмпатию невозможно подделать – это чувствуется другим человеком и вызывает у него доверие раскрыться. В женском слушании используются техники парафраз, акцент на проговариваемых чувствах и эмоциях.

Техника активного слушания

Активное слушание это – техника и одновременно процесс максимальной концентрации на другом человеке, когда происходит учет всех тонкостей и нюансов в беседе: наблюдение за голосом, интонацией, мимикой, жестами и внезапными паузами. Главные составляющие техники активного слушания:

  1. Нейтралитет. Избегание оценок, критики, осуждения. Принятие и уважение человека таким, как есть.
  2. Доброжелательность. Спокойное состояние и отношение к собеседнику, поощрение его к продолжению говорить о себе, проблеме – способствуют расслабленности и доверию.
  3. Искренняя заинтересованность. Один из самых важных инструментов влияния в технике активного слушания, помогает человеку раскрыться полнее и прояснить проблемную ситуацию

Методы активного слушания

Приемы активного слушания многофункциональны и разнообразны. В классической психологии выделяются основные 5 техник активного слушания:

  1. Пауза. Человеку важно выговориться до конца и паузы необходимы в беседе. Это не значит, что надо все время молчать: поддакивание («да», «угу»), кивки головой являются сигналами для человека, что его слушают.
  2. Уточнение. При неясных моментах применяются уточняющие вопросы, чтобы избежать додумывания ситуации и лучше понять собеседника или клиента.
  3. Парафраз. Метод, когда услышанное пересказывается говорящему в кратком виде и позволяет собеседнику подтвердить, что «да, все так», либо прояснить и уточнить важные моменты.
  4. Эхо-высказывание (повтор) – «возвращение» фраз собеседнику в неизменном виде – человек понимает, что его внимательно слушают (не стоит злоупотреблять в беседе этим методом).
  5. Отражение чувств. Применяются фразы соответствующие переживанию человека: «Вы расстроены…», «Вам в тот момент было очень больно/радостно/печально».

Правила активного слушания

Принципы активного слушания включают в себя важные составляющие, без которых эта техника не работает:

  • собеседника нельзя перебивать;
  • заданный вопрос предполагает ответ на него, отвечать или помогать с ответом не рекомендуется, собеседник сам должен ответить на вопрос – надо выдержать паузу;
  • визуальный контакт на протяжении всей беседы;
  • важна обратная связь: поддержка, кивок головой;
  • при проживании агрессивных, негативных чувств человеком, важно позволить ему выплеснуть их до конца, пока он не успокоится.

Упражнения для активного слушания

Техники эмпатического слушания отрабатываются на психологических тренингах, в группах. Цель упражнений научиться слышать другого, выделять проблемные места, с которыми можно поработать. Тренер разбивает группы на пары-тройки и дает задания-упражнения, которые могут варьироваться:

  1. Упражнение на активное внимательное слушание
    . Тренер дает трем участникам группы разные напечатанные статьи, засекает 3 минуты, в течение которых материал одновременно зачитывается тремя участниками. Задача для читающих: услышать, что читают остальные двое, другие члены группы также должны услышать и понять о чем все статьи.
  2. Упражнение на умение обнаружить в словах собеседника искренность или наигранность. Тренер раздает карточки с написанными на них фразами. Задача участников по очереди прочитать свою фразу и недолго задумываясь продолжить повествование от себя, развить мысль. Остальные участники внимательно слушают и наблюдают: искренен человек или нет. Если высказывания были искренними, то другие молча поднимают руку, что согласны, если нет, участнику предлагается еще раз вытянуть карточку и попытаться снова. Фразы на карточке могут быть следующего содержания:
  • когда на меня кричат, я готов(а)…
  • иногда мне свойственна трусость, недавно я….
  • у меня есть недостатки…
  • в себе мне нравится…
  • меня раздражает в людях…
  • пустая карточка (искренне сказать о себе то, что приходит на ум в данный момент).

Чудеса активного слушания

Эмпатическое слушание — это методика, способная творить чудеса. Технология активного слушания проста в применении и требует вначале сознательного направления внимания. При использовании метода в семье, происходят удивительные вещи:

  • исчезают длящиеся годами конфликты;
  • формируется искренний и глубокий контакт между родителями и детьми;
  • в доме воцаряется атмосфера тепла и принятия членами семьи друг друга.

Активное слушание — книги

Активное и пассивное слушание — оба метода считаются эффективными в психотерапии и дополняют друг друга. Для начинающих психологов и всех, кто хочет понимать людей, налаживать искренние дружественные связи — будут полезны следующие книги:

  1. «Учись слушать» М. Москвина. В своей книге известная радиоведущая рассказывает истории и говорит о важности умения слушать своего собеседника.
  2. «Умение слушать. Ключевой навык менеджера» Бернард Феррари. В аннотации утверждается, что 90% рабочих и семейных проблем можно решить с помощью активного слушания.
  3. «Чудеса активного слушания» Ю. Гиппенрейтер. Научиться слышать и слушать своих близких — залог гармоничных отношений в семье.
  4. «Слушать нельзя указывать. Альтернатива жесткому менеджменту» Эд. Шейн. Эффективная коммуникация невозможна без соблюдения трех правил: меньше говорить, искусно задавать вопросы, выражать признательность собеседнику.
  5. «Искусство говорить и слушать» М.Адлер. В книге поднимаются проблемы общения. Слушание – важный аспект взаимодействия между людьми. В книге даны ценные рекомендации и основные техники активного слушания.

 

Статьи по теме:

Хорошие манеры — зачем нужны и как им научиться?

Иметь хорошие манеры не так уж и сложно, все когда-то чему-то учились. Нужно просто не терять уверенность в себе, обращать внимание на поведение воспитанных людей в разных ситуациях и постоянно учиться, желательно не на своих ошибках.

Конфликтология как наука — задачи и методы

Исследованием конфликтов любого уровня занимается конфликтология. Конфликты становятся отправной точкой для затяжных раздоров и распрей, но они не всегда несут дисфункциональную нагрузку. Иногда они способствуют началу продуктивного сотрудничества.

Ведение переговоров — правила и типичные ошибки

Ведение переговоров – искусство, которому обучаются в ходе взаимодействия с другими людьми. Эффективная коммуникация, построение деловых отношений и разрешение имеющихся противоречий и конфликтов – важная составляющая современного бизнеса.

Субординация — что это такое на работе и в семье?

Субординация в переводе означает подчинение. Сегодня этот термин определяет положение индивида в системе отношений. В рабочем коллективе субординационные отношения способствуют дисциплине и подчеркивают авторитет руководителя.

Что такое активное слушание, зачем нужно знать техники активного слушания?

Умение слушать и слышать собеседника дано не всем. Наверняка вы не раз сталкивались с таким явлением — человек, которому вы что-то рассказываете, погружен в свои мысли, не участвует в диалоге и вам кажется, что вообще находится в параллельной вселенной, хотя физически он сидит или стоит рядом с вами. Помните ли вы свои эмоции в тот момент? Скорее всего, вы чувствовали разочарование, дискомфорт и вам не хотелось больше говорить с этим человеком. Негативные эмоции возникли потому, что были нарушены правила общения.

В этой статье мы расскажем о том, что такое навыки активного слушания, для чего нужно учиться слушать собеседника, как достичь взаимопонимания, а также приведем самые популярные и эффективные техники активного слушания.

Что такое слушание

Слушание в психологии — это часть процесса общения, когда между двумя людьми (собеседников может быть и больше) устанавливается незримая взаимосвязь, понимание, комфортный диалог.

Это все приводит к определенному результату общения, который удовлетворяет всех участников.

Если человек в процессе общения отстранен, не вникает в вашу речь, не задает вопросов, не реагирует на ваши эмоции, не смотрит на вас — он является пассивным слушателем. С таким человеком по итогу беседы, скорее всего, возникнут спорные вопросы, которые трудно будет решить. С пассивным слушателем трудно разговаривать.

Активный слушатель, наоборот, старается быть вовлеченным в разговор, смотрит на вас, считывает ваши эмоции, разделяет вашу точку зрения, старается запоминать всю информацию, которую вы ему говорите.

Важно! Чтобы научиться активном слушанию, нужно освоить несколько техник — специальных методик, позволяющих понимать мотивы говорящего, его чувства и эмоции, взгляды. Это позволит повысить вовлеченность и доверие.

Зачем нужно внимательное слушание

Активное слушание применяется не только в психологии, но и в других сферах жизни. Например, при проведении бизнес-переговоров, в продажах, деловых встречах, в журналистике, в повседневной жизни.

Навыки активного слушания позволяют:

  • быстро достичь взаимопонимания
  • наладить эмоциональный контакт
  • проявить эмпатию
  • разделить с собеседником его эмоции, понять мотивы поведения
  • подтолкнуть к определенным действиям
  • избегать конфликтов и напряжения

Пример

Психолог на различных этапах беседы с пациентом также использует правила эффективного слушания, в результате чего человек чувствует доверие к специалисту, ощущает внутренний комфорт, спокойствие. Соблюдая определенные техники вопросов, психолог может даже расслабить пациента. Со стороны это может выглядеть вполне обыденно, но именно через активное слушание специалист «ведет» человека к поиску ответов на интересующие его вопросы и к принятию осознанных решений.

Использовать приемы эффективного слушания можно и обычному человеку. Очень часто нам приходится «подстраиваться» под тяжелых собеседников, проявлять житейскую мудрость, выстраивать взаимоотношения с теми, кто настроен агрессивно — в этих ситуациях умение слушать и слышать сыграет вам только «на руку». Вас будут считать искренним, честным и порядочным человеком.

Приемы активного слушания

Ниже мы рассмотрим несколько основных методов активного слушания, которые вы можете применять при дружеском или деловом общении, а также в любой другой ситуации, где вы взаимодействуете с людьми.

Техники активного слушания

Суть техники

Поддакивайте

Методика техники проста — во время разговора периодически поддакивайте собеседнику, кивайте, выражайте свое согласие через простые звуки «да-да», «угу» и пр.

Задавайте вопросы

Активное слушание требует активного «спрашивания».Существуют следующие виды вопросов — открытые и закрытые. На закрытые вопросы человека ответит просто «да» или «нет».А вот на открытые вопросы ему потребуется дать подробную информацию. И в зависимости от ответа, вы можете продолжить диалог в том ключе, который вам интересен.

Перефразируйте мысль

Это «упражнение» называют еще «парафраз». Принцип действия следующий — вы переформулируете сказанную мысль, давая понять собеседнику, что вы его внимательно слушали и восприняли сказанное верно.

Эхо

Этот способ схож с перефразированием, но при этом вы почти в точности повторяете то, что сказал вам человек. При этом после повторения фразы вы можете задать уточняющий вопрос.

Подводите итог

К этой технике относят способ обобщения ключевых мыслей и чувств говорящего. Вы резюмируете сказанное, озвучиваете основную идею, тем самым получая подтверждение всего, что сказал вам человек.

Подстраивайтесь к эмоциям человека

Правила «хорошего тона» позволяют в разговоре с человеком использовать слова, жесты, движения и мимику для того, чтобы вызвать эмпатию и доверие собеседника. К таким проявлениям эмпатии относятся: покачивание головой, легкое касание руки или плеча, копирование жестов и позы.

Существует еще один способ активного общения, который в целом похож на предыдущие — после повествования делайте логические выводы. Отметьте ключевые моменты сказанного, сделайте обобщенный вывод, подтвердите факты.

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы хотите научиться техникам активного слушания. Наши психологи в любое удобное для вас время проконсультируют вас по телефону, научат техникам общения, а также расскажут, как понимать мотивы и действия собеседника.

Важные правила в общении

Чтобы в беседе всегда понимать человека, воспринимать полученную информацию, правильно интерпретировать факты и действия собеседника, мы рекомендуем придерживаться следующих правил:

  1. Не критикуйте и не оценивайте человека. Наверняка такая оценка будет следствием вашего устоявшегося шаблона или установки. Лишние эмоции и критика не позволят вам верно истолковать слова собеседника.
  2. Во время беседы удерживайте свой взгляд на лице или около лица говорящего. Зрительный контакт очень важен.
  3. Не стесняйтесь задавать вопросы — это показатель того, что вы заинтересованы в разговоре.

Важно! Соблюдая эти правила, вы располагаете к себе собеседника, повышаете собственную значимость и доверие между вами. Выражая свой неподдельный интерес к беседе, вы способствуете зарождению крепких взаимовыгодных отношений. А это важно в любой сфере — в семье, на работе, в бизнесе.

Навык активного слушания также формирует межличностную аттракцию, то есть эмоциональную близость, привязанность, что, в свою очередь, вызывает симпатию, дружбу, любовь.

Читайте также Межличностная аттракция

Частые вопросы

Что такое техники активного слушания?

+

Это определенные методики, основанные на межличностном взаимодействии и социальной психологии, позволяющие повысить доверие между людьми, вовлеченность, активность, значимость разговора, заинтересованность в диалоге.

Принципы активного слушания?

+

Основные принципы заключаются в следующем: вы хотите услышать человека вы хотите ему помочь вы принимаете чувства собеседника вы верите, что человеку по силам справиться с ситуацией

На чем основано активное слушание?

+

Основой активного слушания выступает эмпатия. В разговоре эмпатия проявляется сопереживанием, сочувствием и симпатией.

Разделяется ли слушание по гендерному типу?

+

Да. Некоторые специалисты разделяют активное общение на мужское и женское. В мужском преобладает рациональное начало, а в женском — больше эмоциональности, сочувствия и эмпатии.

Заключение эксперта

Человек, как социальное существо, не может обходиться без общения и социального контакта. Нередко случается так, что в ходе беседы людям трудно понять друг друга — возникают конфликты, недопонимание, дискомфорт. Наладить комфортное общение, добиться взаимопонимания, верно истолковать речь собеседника помогает активное слушание. Этот навык нужно развивать каждому из нас, чтобы наладить межличностный контакт как внутри семьи, так и при общении с окружающими.

Публикуем только проверенную информацию

Автор статьи

Монахова Альбина Петровна клинический психолог

Стаж 17 лет

Консультаций 1439

Статей 361

Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.

  • 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
  • 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
  • 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
  • 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
  • 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
  • 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог

Как практиковать активное слушание: 16 примеров и приемов

Вы умеете слушать?

Вам интересно, могли бы вы быть лучше?

Хорошие слушатели могут не отвлекаться от того, что говорят. В этой статье будет описана техника слушания, называемая активным слушанием. Это полезно для построения терапевтических отношений и создания эмпатии.

Вы узнаете о преимуществах активного слушания и о том, как это помогает вам лучше общаться. И мы предоставим список необходимых навыков и методов, чтобы узнать, как именно это практиковать. Наконец, мы рассмотрим распространенные ловушки, которые мешают нам быть хорошими слушателями.

Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивному общению (PDF). Эти научно обоснованные инструменты помогут вам и тем, с кем вы работаете, улучшить социальные навыки и наладить контакт с другими людьми.

Эта статья содержит:

  • Что такое активное слушание? 3 принципа
  • Важно ли это в общении? 4 преимущества
  • Навыки активного слушания, которые вы можете развивать
  • 7 методов для тренировки навыков активного слушания
  • 3 упражнения и занятия по консультированию
  • 3 рабочих листа для практики активного слушания
  • вопросов, которые нужно задать другим: 3 примера
  • Возможные барьеры и психологические советы по их преодолению
  • 3 курса обучения эффективному общению
  • Ресурсы с сайта PositivePsychology. com
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Что такое активное слушание? 3 Принципы

Часто, когда мы слушаем, мы думаем о том, как мы ответим. Мы можем отвлечься и пропустить что-то из того, что было сказано. Возможно, мы не обращаем особого внимания на невербальные сигналы говорящего.

Активное слушание требует от слушателя пристального внимания к тому, что передается вербально и невербально. Слушателю предлагается интерпретировать не только содержание сказанного, но и присутствующие эмоции и язык тела.

Для этого слушатель должен быть готов посвятить свою энергию задаче. Им нужно будет иметь отличную концентрацию внимания и отточенные эмпатические способности. Активное слушание даже называют «измеримым измерением эмпатии» (Olson & Iwasiw, 19).87, с. 104).

Успешное активное слушание состоит из трех основных компонентов (Rogers & Farson, 1987):

  1. Прислушивайтесь к общему смыслу
    Когда кто-то передает сообщение, необходимо собрать два значения: содержание и чувство или отношение лежащий в основе сообщения. Активный слушатель настроен не только на передаваемую информацию, но и на то, как она передается, и на любые присутствующие невербальные сигналы.
  2. Реагировать на чувства
    После прослушивания, когда ответ уместен, слушатель должен реагировать на чувство сказанного. Таким образом, говорящий чувствует, что его понимают, и устанавливается эмпатия.
  3. Обратите внимание на все сигналы
    Невербальные сигналы включают тон голоса, выражение лица или тела и скорость речи. Все это вместе взятое может передать гораздо более глубокий смысл, чем просто содержание сказанного.

Взгляд Карла Роджерса на активное слушание

Психологи Карл Роджерс и Ричард Фарсон (1987) ответственны за определение концепции активного слушания. Они описывают этот навык как жизненно важный для эффективного общения. Для Роджерса конечной целью активного слушания было способствовать положительным изменениям (Rogers & Farson, 19).87). Это изменение может произойти в контексте отношений клиент/помощник или в контексте группы.

Роджерс описал три важных принципа эффективного консультирования: сопереживание, искренность и безусловное положительное отношение. Активное слушание — это инструмент, который поощряет и поддерживает эти принципы.

Эмпатия проявляется в активном слушании, когда слушатель отражает мысли и чувства говорящего. Этим мыслям и чувствам верят, их поддерживают и уважают. Их не увольняют и не оспаривают.

Роджерс подчеркивает, что для успешного активного слушания слушатель должен быть подлинным в своей заботе. Это отражает принцип подлинности. Активное слушание невозможно подделать.

Активное слушание требует искреннего уважения к говорящему. Слушатель принимает и поддерживает говорящего независимо от содержания его слов. Это иллюстрирует принцип безусловного положительного отношения.

Важно ли это в общении? 4 Преимущества

Активное слушание часто называют «мягким навыком», что означает, что оно полезно во многих контекстах и ​​в большинстве профессий.

Это также навык, который пригодится слушателю в жизни вне работы.

На работе или в обычной беседе активное слушание может обеспечить безопасное и чуткое пространство для говорящего, укрепляя чувство доверия.

Активное слушание в консультировании

Активное слушание является жизненно важным навыком в консультировании. Эмпатия и эмпатическое слушание способствуют терапевтическим отношениям, и было показано, что отношения между терапевтом и клиентом являются одним из наиболее важных и стабильных предикторов успеха клиента (Martin, Garske, & Davis, 2000).

Еще одно преимущество обучения активному слушанию в качестве консультанта заключается в том, что оно может повысить самоэффективность. Левитт (2002) изучил влияние обучения активному слушанию студентов-консультантов и обнаружил, что этот навык создает у студентов более высокий уровень уверенности и помогает уменьшить их беспокойство в качестве новых консультантов.

Активное слушание на рабочем месте

Kubota, Mishima, and Nagata (2004) исследовали влияние программы активного слушания на менеджеров среднего звена и обнаружили положительные результаты. На рабочих местах большая часть стресса, испытываемого сотрудниками, связана с межличностными отношениями.

Исследование показало, что менеджеры по обучению, которые научились навыкам активного слушания, могли лучше поддерживать сотрудников с проблемами психического здоровья, создавая безопасную среду для них, чтобы они могли поделиться своими трудностями без осуждения. Это привело к более спокойному поведению и большему успеху (Kubota et al., 2004).

Могут ли навыки активного слушания работать даже во время текстовых разговоров? Возможно так. Уникальное и интересное исследование было посвящено применению активного слушания к письменному общению в Интернете (Bauer & Figl, 2008). В этом тематическом исследовании изучались навыки межличностного общения среди студентов, изучающих компьютерные науки, и выяснялось, может ли активное слушание проявляться в мгновенных сообщениях.

Бауэр и Фигл (2008) обнаружили, что все различные методы активного слушания хорошо переводятся в текстовые разговоры и что использование этих методов дает положительные результаты в общении. Хотя студенты скептически относились к тому, что это сработает, они обнаружили, что все навыки работают хорошо, даже онлайн.

Навыки активного слушания, которые вы можете развивать

Активное слушание требует набора навыков, который отличается от обычного повседневного слушания. Вы не только используете принципы эмпатии, искренности и безусловного положительного отношения, но также должны развивать определенные умелые способы взаимодействия.

Полезно начать с языка тела слушателя (Robertson, 2005). Как узнать, когда кто-то слушает вас? Поддержание зрительного контакта и соответствующее выражение лица важно для проявления сочувствия и внимания. Как и во всех аспектах активного слушания, эти индикаторы не следует навязывать или подделывать. Они просто отражение вашей подлинной внимательности.

Также помогает избавиться от отвлекающих факторов. В зависимости от контекста, вы можете захотеть создать обстановку, в которой царит тишина и покой. Если вы находитесь в общественном месте, уберите отвлекающие факторы или переместитесь в более тихое место.

Еще один навык — , следующий за (Робертсон, 2005). Чтобы активно следить за тем, что говорит говорящий, вы даете ему возможность высказаться, сокращая или устраняя вопросы и оставляя место для тишины.

В ситуации неактивного прослушивания может быть быстрый обмен мнениями, много быстрых вопросов или люди могут говорить друг над другом. При активном слушании говорящему предоставляется время и пространство, чтобы говорить столько, сколько он хочет. И призывают продолжать.

Третий навык — , отражающий (Robertson, 2005). Это умение повторять то, что вы слышали от говорящего, но не повторять его дословно. Вы пытаетесь уловить суть того, что они сказали, и отразить их обратно. Вы также можете попытаться уловить передаваемые чувства.

Это всегда делается без выражения суждения и с целью понимания. Может быть даже полезно спросить, все ли у вас в порядке, прежде чем просить их продолжить.

7 методов для тренировки навыков активного слушания

Вот семь распространенных методов активного слушания (Bauer & Figl, 2008).

Каждый метод указан с примером и объяснением использования.

Техника Назначение Чтобы достичь этого Примеры
Перефразируя
  • Выражать проценты
  • Поощряйте говорящего продолжать говорить
  • Переформулируйте только что полученную информацию своими словами.
– Значит, вы пришли на встречу вовремя.
Вербализация эмоций
  • Покажите, что вы понимаете
  • Помогите говорящему оценить свои чувства
  • Словами отразить основные чувства и эмоции говорящего.
– И это тебя очень разозлило.
Спросить
  • Получить дополнительную информацию
  • Задавайте вопросы.
– И после этого Джон никак не отреагировал?
Подведение итогов
  • Просмотр хода выполнения
  • Собери воедино важные идеи
  • Создать основу для дальнейшего обсуждения
  • Переформулируйте основные высказанные мысли, включая чувства.
«Кажется, это ключевые идеи, которые вы выразили:»
Уточняющий
  • Уточнить сказанное
  • Помогите выступающему увидеть другие точки зрения
  • Задавайте вопросы на расплывчатые утверждения.
  • Переформулируйте неправильные интерпретации, чтобы получить дополнительное объяснение.
«Вы сказали, что сразу отреагировали. Это все еще в тот же день?»
Обнадеживающий
  • Выражать проценты
  • Поощряйте говорящего продолжать говорить
  • Не согласен.
  • Используйте различные интонации.
  • Предлагайте идеи и предложения.
«Тогда к вам обратился ваш менеджер. Как они себя вели?»
Балансировка
  • Получить дополнительную информацию
  • Помогите говорящему оценить свои чувства
  • Задавайте вопросы.
«Вы сочли неудобство хуже, чем непринятие всерьез?»

3 Упражнения и мероприятия по консультированию

Используйте приведенные ниже предложения, чтобы помочь своим клиентам улучшить навыки слушания.

Практика с партнером

Для консультантов, проходящих обучение, важно практиковать активное слушание с партнером. Один из партнеров рассказывает историю о чем-то эмоциональном, что произошло, а слушатель будет практиковать следующие приемы:

  1. Демонстрация слушания через язык тела и невербальные реакции
  2. Отражение содержимого того, чем поделился партнер
  3. Отражение эмоций, которые разделил партнер

Важно свериться со своим партнером после того, как вы поразмыслили, чтобы убедиться, что он точен.

Групповая практика внимательного слушания

Во многих отношениях активное слушание является практикой внимательности. Слушатель пытается сосредоточиться на настоящем, на том, чем он делится. И они работают, чтобы достичь этого без осуждения.

Вот отличное упражнение для практики внимательного слушания в группе.

  1. Посадите группу в круг.
  2. Предложите вопрос или подсказку, например, что-то, за что они благодарны сегодня.
  3. Вместо того, чтобы ходить по кругу, попросите участников поделиться спонтанно, когда они почувствуют себя готовыми.
  4. Предложите им заметить, думают ли они о своем ответе, а не слушают.
  5. Попросите их присутствовать с человеком, который делится.
  6. Попросите их заметить, если им не нравится молчание.

Только внимательное слушание

В любой момент вы можете зайти и попрактиковаться в внимательном слушании. Просто прекратите то, что вы делаете, закройте глаза и попытайтесь увидеть, сколько звуков вы слышите вокруг себя и внутри себя. Обратите внимание, возникают ли суждения, и постарайтесь не привязываться к ним. Оставайтесь в потоке звуков как можно дольше.

3 рабочих листа для практики активного слушания

Эти листы также предоставляют интерактивный способ помощи клиентам.

Внимательное слушание

Этот рабочий лист предлагает пятиэтапный процесс улучшения ваших навыков общения с другим человеком. Это был бы полезный инструмент для работы с парами или для тех, кто хотел бы отточить свои навыки слушания.

Пять шагов:

  1. Встаньте на их место.
  2. Проверьте свою интерпретацию.
  3. Уделите все свое внимание.
  4. Разъясните, что они сказали.
  5. Уточните, что вы сказали.

500 лет назад

Это творческое упражнение помогает как слушателю, так и говорящему развить эмпатию, представляя себя на чьем-то месте.

Слушателю предлагается притвориться, что он пришел из прошлого, 500 лет назад. Говорящий пытается им что-то объяснить и должен использовать понятный им язык.

Использование небольших вознаграждений

В работе по созданию терапевтического альянса ключевое значение имеет невербальное общение. На этом рабочем листе перечислены некоторые «маленькие вознаграждения», тонкие, но мощные невербальные жесты, которые терапевт может использовать, чтобы дать понять своему клиенту, что он слышит его и следует за ним.

Рабочий лист предлагает практикующему прослушать пятиминутный фрагмент своего сеанса и посмотреть, как часто он использовал эти невербальные сигналы. Есть место, чтобы подумать о том, как лучше их включить, и подумать, почему могут возникнуть проблемы.

Как активно слушать других – Скотт Пирс


Вопросы, которые следует задать другим: 3 примера

Активное слушание начинается с воздержания от вопросов. Важно, чтобы сцена была подготовлена, предоставляя выступающему достаточно времени и пространства для выступления.

Начните с размышлений

Начните с размышлений и постарайтесь передать ощущение сказанного. Отражение отражает то, что человек только что сказал, и пытается уловить смысл или тон.

Допустим, к вам приходит подруга по поводу ссоры с мужем. Она описывает, как спор разгорелся, и в итоге они спали по отдельности. Она беспокоится о состоянии их брака.

Отражение повторяет то, что она сказала:
«Прошлой ночью было очень жарко — так плохо, что вы даже не хотели находиться в одной комнате».
Или
«Ты очень беспокоишься, потому что эта битва была такой напряженной».

Первый пример — это отражение содержимого того, чем поделились. Второй отражает эмоции. Эти типы размышлений подтверждают говорящего и помогают ему чувствовать себя услышанным и понятым.

Задавать вопросы

Только после размышлений можно задавать вопросы. Типы вопросов важны. Цель вопросов во время активного слушания состоит в том, чтобы продолжать продвигать человека к самопознанию.

Открытые вопросы необходимы для этого шага. На открытые вопросы нельзя ответить простым да или нет. Они приглашают к самоанализу. Мощные вопросы стимулируют любопытство слушателя и побуждают к разговору. Они раскрывают лежащие в основе предположения и побуждают к творчеству. Они не меняют тему и не закрывают разговор.

Смысл открытого вопроса как части активного слушания состоит в том, чтобы узнать больше и продолжать поддерживать связь с говорящим. Это не направляет разговор в определенное русло.

Вот три примера закрытых и открытых вопросов, которые можно задать, учитывая описанную выше ситуацию. Помните, ваша подруга только что рассказала вам об ужасной ссоре, которая у нее была с мужем, и она расстроена.

Закрытый вопрос:
«Вы помирились?»
Открытый вопрос:
«Как ты относишься к сегодняшнему бою?»

Закрытый вопрос:
«Ваши дети вас слышали?»
Открытый вопрос:
«Каково это, делиться этим со мной? Ты не думал о том, чтобы поговорить с кем-нибудь еще?»

Закрытый вопрос:
«Ты собираешься его бросить?»
Открытый вопрос:
«Какие ответы или решения вы рассматриваете?»

Вы можете видеть, что открытые вопросы приглашают к разговору и проявляют сострадание, в то время как закрытые вопросы больше похожи на сбор информации.

Возможные препятствия и психологические советы по их преодолению

Основным препятствием для активного слушания является суждение.

Практикуя активное слушание, практикующие должны также контролировать себя на предмет суждений, которые могут возникать, когда человек говорит.

Если эти суждения не контролировать, они могут вызвать критику, навешивание ярлыков, диагностику или даже похвалу таким образом, что говорящий ведет за собой (Robertson, 2005).

Целью активного слушания является создание безопасной среды, в которой человек может свободно говорить. Любой из этих ответов может привести к защите, недоверию или закрытию.

Еще одним барьером является предложение решений (Robertson, 2005). Хотя это может показаться благоразумным, стремление предложить решения часто возникает из-за дискомфорта от того, что говорит говорящий. Хотя это может показаться поддерживающим, это создает дисбаланс сил в динамике. Говорящий чувствует себя неуслышанным, и он лишен возможности создавать собственные решения.

Третьим препятствием является избегание того, чем человек делится. Это может проявляться как отвлечение разговора, логические доводы или даже успокоение. Опять же, несмотря на то, что заверение кажется утешительным, оно часто закрывает или заканчивает разговор для другого человека.

Прекрасный пример сравнения эмпатических и других реакций можно найти в видео Брене Браун о сочувствии и сопереживании ниже.

3 Курсы обучения эффективной коммуникации

Активное слушание — это простой навык, и пройти краткий курс — идеальный способ научиться этому эффективно. Хотя его можно изучить, просто прочитав, всегда полезно увидеть его в действии и попрактиковаться с другими людьми.

Если вы надеетесь научиться активно слушать, чтобы улучшить свое рабочее место в качестве менеджера или лидера, эти курсы будут вам полезны.

Udemy предлагает тысячи коротких курсов по всему, от программирования до кулинарии, и этот курс по активному слушанию скачали более 10 000 раз.

LinkedIn Learning предлагает курсы для бизнеса, в том числе курс по эффективному слушанию. Ваша команда может пройти оценку слушания, решить проблемы, которые у них есть, и научиться эффективно слушать.

Замечательный курс для углубленного обучения активному слушанию предлагает Голос Здоровья (VOH). VOH — это онлайн-сообщество поддержки сверстников, которое предлагает бесплатное обучение для всех, кто заинтересован.

Ресурсы с сайта PositivePsychology.com

Наш Инструментарий по позитивной психологии© содержит отличные ресурсы для обучения более эффективному и чуткому слушанию. Одним из таких инструментов является упражнение 9.0052 Слушать, не пытаясь решить .

Это упражнение выполняется в группе. Люди объединяются в пары, где один человек выступает в роли слушателя, а другой — в роли рассказчика. Каждому слушателю дается карточка с инструкциями, половине предлагается слушать, не пытаясь решить, а половине предлагается попытаться решить проблему как можно лучше. Каждой паре дается пять минут, чтобы рассказчик рассказал о проблеме.

После обмена мнениями группа возвращается вместе и обсуждает, каково это — быть на принимающей стороне человека, который усердно работает над решением проблемы, по сравнению с кем-то, кто полностью слушает и сопереживает. Это мощное упражнение, демонстрирующее эффективность активного слушания.

Этот контрольный список является полезным инструментом для отработки методов активного слушания. В контрольном списке перечислены методы, а затем слушателя просят проверить, успешно ли они использовали каждый из них. Есть место, чтобы написать, что сработало хорошо, что было сложно и как лучше использовать неиспользованные методы.

Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим лучше общаться, эта коллекция содержит 17 проверенных инструментов позитивного общения для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим улучшить свои навыки общения и сформировать более глубокие и позитивные отношения.

Полезное сообщение

Активное слушание — это навык, которому может научиться каждый. Это жизненно важный инструмент для терапевтов и консультантов, позволяющий эмпатически общаться со своими клиентами. Но это также полезно для лучшего общения с семьей, друзьями и коллегами.

Практика активного слушания может укрепить связи в ваших отношениях и помочь создать более прочные и длительные связи. Попробуйте некоторые из этих упражнений, чтобы улучшить свои коммуникативные навыки сегодня.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно загрузить три наших упражнения для позитивного общения (PDF).

  • Бауэр, К., и Фигл, К. (2008). «Активное слушание» в письменном онлайн-общении — тематическое исследование в курсе «мягких навыков» для компьютерных ученых. В 2008 г. 38-я ежегодная конференция Frontiers in Education Conference (стр. F2C–1). IEEE.
  • Кубота, С., Мисима, Н., и Нагата, С. (2004). Изучение влияния активного слушания на отношение к слушанию менеджеров среднего звена. Journal of Occupational Health , 46 (1), 60–67.
  • Левитт, Д. Х. (2002). Активное слушание и самоэффективность консультанта: Акцент на одном микронавыке в начале обучения консультанта. Клинический руководитель , 20 (2), 101–115.
  • Мартин, Д. Дж., Гарске, Дж. П., и Дэвис, М. К. (2000). Связь терапевтического альянса с исходом и другими переменными: метааналитический обзор. Journal of Consulting and Clinical Psychology , 68 (3), 438–450.
  • Олсон, Дж. К., и Ивасив, К. Л. (1987). Влияние модели обучения на навыки активного слушания студентов после RN. Журнал сестринского образования , 26 (3), 104–107.
  • Робертсон, К. (2005). Активное слушание: больше, чем просто внимание. Австралийский семейный врач , 34 (12), 1053–1055.
  • Роджерс, Ч. Р. и Фарсон, Р. Э. (1987). Активное слушание. В RG Newman, MA Danziger и M. Cohen (Eds.), Деловое общение сегодня . DC Хит и компания.

ГудТерапи | Активное прослушивание

  • Главная >
  • Блог GoodTherapy >
  • Психопедия >
  • Активное прослушивание

Активное слушание — это практика слушания говорящего с предоставлением обратной связи, показывающей, что слушающий одновременно слышит и понимает то, что говорит говорящий.

Терапевты и другие специалисты в области психического здоровья регулярно практикуют активное слушание, но активное слушание относится не только к терапии. Профессионалы бизнеса, врачи и другие люди, часто взаимодействующие с общественностью, могут использовать активное слушание в качестве инструмента для обеспечения хорошего обслуживания клиентов и более тесного общения. Многие консультанты по отношениям выступают за активное слушание пар и проводят несколько терапевтических сеансов, поощряя пары практиковать навыки активного слушания. Активное слушание также является важным навыком, который родители могут использовать со своими детьми.

Компоненты активного слушания

Существуют три основных аспекта активного слушания:

  1. Понимание – На этапе понимания слушатель активно анализирует и слушает то, что говорит говорящий, не отвлекаясь и не думая о других темах.
  2. Удержание – Удержание требует, чтобы слушатель запомнил то, что сказал говорящий, чтобы можно было передать полное сообщение говорящего. Некоторые люди могут делать заметки или использовать трюки с памятью, практикуя активное слушание.
  3. Реагирование – Реагирование – это предоставление говорящему как вербальной, так и невербальной обратной связи, которая указывает на то, что слушающий одновременно слышит и понимает сказанное говорящим.

Примеры активного слушания

При активном слушании говорящий должен чувствовать себя услышанным. Слушатели могут использовать несколько методов для достижения этой цели. Невербальные сигналы, используемые активным слушателем, могут включать:

  • Кивки головой
  • Улыбки
  • Надлежащий зрительный контакт
  • Наклоняясь вперед к слушателю

Вербальные сигналы, используемые активным слушателем, могут включать такие утверждения, как:

  • «М-м-м»
  • «Понятно»
  • «Как странно»
  • «Расскажи мне больше»
  • Любые другие заявления, побуждающие говорящего продолжать

Терапевты, занимающиеся активным слушанием, часто отражают часть слов говорящего об эмоциях, переданных говорящим.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts