Технологии акмеологические: 1.3.4. Акмеологические технологии

1.3.4. Акмеологические технологии

Акмеографические методы и прежде всего акмеологическая диагностика, экспертиза, акмеографические описания и акмеограммы дают хорошее представление о стартовых возможностях и потенциале субъекта, нацеленного на достижение высокого профессионализма личности и деятельности. Следующая важная акмеологическая задача, имеющая отношение к проблеме методических оснований акмеологии, – это выявление того, каким образом или с помощью каких методов или способов осуществлять прогрессивное личностно-профессиональное развитие до уровня высокого профессионализма. Концептуально эти методы и способы называются акмеологическими технологиями.

В науке категория «технология» в самом общем виде (мы не касаемся «технологии» как научно-практической дисциплины) рассматривается как совокупность методов и приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, призванных изменить свойства и состояния чего-либо, хотя сейчас предложено более сорока других определений.

В психологии категория «технология» получила за последнее время самое широкое распространение, ведь с ее помощью можно получить ответы на многие вопросы «как?». Такие понятия, как «психологическая технология» или «психотехнология», родственное им – «психотехника», «социальная технология» и др., стали операциональными. Соответственно смыслу данной категории, применение психологических технологий направлено в первую очередь на изменение характеристик психических состояний, психических процессов и свойств личности, осуществляемое в субъект-субъектных взаимодействиях. Иными словами, психологические технологии являются инструментальным или неинструментальным средством осуществления такой целенаправленной деятельности.

Психологические технологии стали активно применяться в психологических тренингах, направленных на решение личностных психологических проблем, развитие профессионально важных качеств, важнейших психических функций. Сущностью психологических технологий является психологическое воздействие, позволяющее изменить состояние человека, протекание его психических процессов и даже свойств личности.

Психологические технологии тесно связаны с системой умений осуществлять такое воздействие. В силу этого психологические технологии нередко имеют манипулятивный характер, когда не учитываются или просто игнорируются интересы объекта воздействия. Примером тому могут служить психологические технологии, применяемые в политической и коммерческой рекламе.

Категория «технология» в силу своей высокой значимости и больших практических возможностей быстро заняла видное место и в акмеологии. Акмеологическая технология – совокупность средств, направленных на раскрытие внутреннего потенциала личности, развитие свойств и качеств, способствующих достижению высокого уровня личностно-профессионального развития и профессионализма. Стали активно разрабатываться проблемы создания акмеологических технологий и их методического обеспечения. «Технологический аспект» стал оказывать влияние на уточнение базовых акмеологических категорий, в частности, некоторые акмеологи утверждают, что профессиональное мастерство можно рассматривать прежде всего как владение комплексом продуктивных психотехнологий и технологий профессиональной деятельности.

Акмеологические технологии нередко отождествляют с психологическими, но близки они с ними только лишь с формальной и процессуальной точек зрения. Да, действительно, сущностью акмеологических технологий является психологическое воздействие, вернее, его специальный вид, называемый акмеологическим воздействием. Да, это воздействие связано со специальными умениями субъекта воздействия. Но их принципиальным отличием является направленность воздействия. Акмеологические технологии в первую очередь отличает их гуманистическая направленность, так как они призваны помочь в осуществлении прогрессивного развития личности, тогда как немало психологических воздействий, по сути, являются манипулятивными. Гуманистическая направленность акмеологических технологий стала основой для гуманитарно-технологического развития личности

1 [Гусева А.С., Деркач А.А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика. – М.: РАГС, 1997].

В акмеологии разработаны и успешно применяются гуманитарные технологии самопознания, самооценки и саморазвития. Акмеологические технологии всегда индивидуально направлены, они используются для личностно-профессионального развития конкретной личности.

Главным методом акмеологических технологий является внутренне или внешне осуществляемое акмеологическое воздействие.

Что же представляет собой акмеологическое воздействие и в чем его главное отличие от психоло- гического?

Акмеологическое воздействие – это интегрированное и целенаправленное влияние, осуществляемое на личность или группу, имеющее гуманистическое содержание и направленное, прежде всего, на развитие личности или группы.

И в этом случае отличие состоит, прежде всего, в направленности, которая в свою очередь определяет и само содержание воздействия. Таким образом, акмеологическим может стать любое психологическое воздействие, осуществляемое в интересах личности, ее развития – объекта воздействия – и имеющее гуманистическую направленность. В этом случае акмеолог, как и в случае акмеологического эксперимента, является союзником субъекта развития, у них общие стратегические цели. Однако цели акмеологического воздействия этим не ограничиваются. Считается, что главной их целью является стимулирование развития свойств субъектности, когда объект акмеологического воздействия становится более активным, ответственным, по-хорошему амбициозным, когда у него существенно возрастает самоэффекгивность. В этом случае акмеологическое воздействие осуществляется преимущественно на мотивационную и ценностно-смысловые сферы личности.

В то же время такие воздействия могут быть и собственно акмеологическими, если они направлены на развитие того, что лежит в основе профессионализма деятельности и личности, а именно акмеологиче-ских инвариантов профессионализма. Применение акмеологического воздействия, осуществляемое главным образом в условиях формирующего акмеологического эксперимента, должно повысить их уровень, создать предпосылки для дальнейшего роста.

Если конкретизировать сказанное, то в первую очередь следует повышать уровень антиципации: люди должны не только хорошо предвосхищать то, что связано с их профессиональной деятельностью, но и думать о сегодняшнем дне, и о том, что будет послезавтра, к чему приведет их деятельность и отношения, как будут жить их дети, потомки, у них должно повышаться чувство ответственности. То есть каждый свой выбор или решение они должны просматривать сквозь призму ближайших и отдаленных последствий не только для себя лично, но и ближних, знакомых, жителей своего города или региона, страны. Сделать это очень непросто в виду сильной инерционности мышления значительной части населения и привычке переадресовывать ответственность.

Повышение уровня саморегуляции в результате акмеологического воздействия необходимо для того, чтобы сформировать у людей уверенность в себе, своих силах, исключить возникновение паники и пессимистических настроений, боязни завтрашнего дня, повысить их работоспособность, стрессоустойчивость, более полно реализовать свой потенциал, то есть сделать личность более сильной.

Развитие способности к принятию решений может реально повысить решительность как характеристику личности, поможет не только возрастанию социальной активности, но и организации ее целенаправленного характера. Наконец, акмеологическое воздействие должно способствовать раскрытию творческого потенциала личности.

Исходя из анализа сущностных характеристик акмеологического воздействия, можно с уверенностью утверждать, что оно является мощным средством развития профессионала. С технологической точки зрения средства акмеологического воздействия отличаются значительным разнообразием. Это могут быть специальные тренинги, практикумы, деловые или ролевые игры, индивидуальная работа по саморазвитию с помощью специальных программ и методик.

Разработка инструментария акмеологических технологий привела к формированию направления, которое называется акметектоникой1 [Акмеология / Под ред. А.А. Деркача. – М.: РАГС, 2002].

Акметектоника рассматривает исключительно внутренние побудительные причины и детерминанты «технологического характера» движения к профессиональному АКМЕ.

Создание теоретических и методических основ акметектоники является весьма перспективной акмеологической проблемой.

На данном этапе развития акмеологии осуществляется интенсивная разработка новых и совершенствование известных акмеологических технологий.

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику научным категориям «технология» и «психотехнология».

2. Что такое акмеологическая технология, каковы ее сущностные характеристики и отличия от психотехнологии?

3. Что такое акмеологическое воздействие, его связи и отличия от воздействия психологического?

Вопросы программы кандидатского экзамена по специальности


Скачать 360,79 Kb.

Pdf просмотр
страница1/27
Дата09.02.2021
Размер360,79 Kb.
#95165

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   27


Казань 20 12



Вопросы программы кандидатского экзамена по специальности
Психология развития. Акмеология
(наименование)

1. Введение в психологию развития
1.1. Место психологии развития в системе психологических наук. Возможна ли научная психология, абстрагирующаяся от процессов развития Развитие человеческой психики специфика процессов развития по отношению к иным процессам (изменение, созревание) в живой и неживой природе. Специфика развития психики по сравнению с органическим развитием. Специфика психического развития человека по сравнению с психическим развитием животных.
1.2. Проблемное поле исследований психического развития человека.
Функционально-генетические процессы и возрастное развитие. Развитие и процессы учения и обучения. Психология развития, возрастная психология, детская психология.
1.3. Стратегии и методы исследования психического развития. Естественнонаучная и культурно-историческая парадигмы в исследовании психического развития. Нормативная и индивидуальная траектории психического развития. Взаимосвязь методов и теории в изучении психического развития человека. Основные направления теоретических и экспериментальных исследований в современной психологии развития. Прикладная психология развития достижения и проблемы.
1.4. Закономерности психического развития человека в онтогенезе, особенности психических процессов и личности на различных стадиях жизненного цикла от рождения и до завершения жизненного пути. Соотношение биологического, хронологического, социального и психологического возраста. Кризисы психического развития.
1.5. Психология функционального развития. Понимание функционального развития как развития (спонтанного) психических функций (по Б. Г.Ананьеву) и трактовка категории Функциональное развитие как развития возможностей функционирования субъекта, приобретаемых за счет усвоения им конкретных форм общественного опыта и заключающегося в формировании новых для данного субъекта действий, образов и понятий (по А.В.Запорожцу). Функционально-генетический подход, основанный на психологической доктрине П.Я.Гальперина. Стратегия и тактика практического использования функционально-генетического знания.

Каталог: docs
docs -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
docs -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
docs -> Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования
docs -> Образование в человеческом измерении
docs -> Отчет о проведенной 25-26 ноября 2010 г
docs -> Мифтахова нурия шайхулисламовна система адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе
docs -> Заполярный филиал
docs -> Научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики таджикистан (на материале англиЙского языка) 13. 00. 01 общая педагогика


Скачать 360,79 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   27


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница

Автореферат

Анализ

Анкета

Бағдарламасы

Бизнес-план

Биография

Бюллетень

Викторина

Выпускная работа

Глава

Диплом

Информационные технологии как средство акмеологического воздействия в контексте самореализации личности

Серия: Успехи исследований в области экономики, бизнеса и управления

Авторы

И.В. Балынин, Н.Н. Нижнева, А.Г. Михайлова

Автор, ответственный за переписку

И.В. Балынин

Доступен в сети с 5 мая 2020 г.

DOI
10.2991/aebmr.k.200502.211Как пользоваться DOI?
Ключевые слова
коронавирусная инфекция, дистанционное обучение, самореализация, информационные технологии, акмеологический подход, социально-психологические качества
Реферат

Исследуемая в данной статье проблема актуальна для системы профессионального образования, так как изменения в системе высшего образования внесли некоторые коррективы в процесс профессиональной подготовки будущих специалистов при переходе на дистанционное обучение с целью предотвратить угрозу потенциального заражения новой коронавирусной инфекцией, что связано с социально-психологической адаптацией человека к новым социальным условиям существования. Поэтому целью данной работы является анализ информационных технологий как средства акмеологического воздействия в контексте самореализации. Научно-методические рекомендации и выводы получены на основе теоретического анализа социально-психологических качеств будущих лиц, обеспечивающих повышение эффективности адаптационного процесса при переходе на дистанционное обучение. Достоверность и обоснованность научных результатов, полученных в ходе исследования, основывается на реализации комплекса взаимопроверяющих и дополняющих друг друга методов, которые определяются ясностью методологических принципов. Результаты исследования дают возможность проследить положительную динамику процесса социально-психологической адаптации человека к новым социальным условиям существования в рамках саморазвития. Информационные технологии определяются как средство акмеологического воздействия на процесс развития личности.

Copyright
© 2020, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
Открытый доступ
Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

Скачать статью (PDF)

Название тома
Материалы 2-й Международной научно-практической конференции «Современные тенденции управления и цифровая экономика: от регионального развития к глобальному экономическому росту» (MTDE 2020)
Series
Advances in Economics, Business and Management Research
Publication Date
5 May 2020
ISBN
10. 2991/aebmr.k.200502.211
ISSN
2352-5428
DOI
10.2991/aebmr .k.200502.211Как использовать DOI?
Copyright
© 2020, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
Открытый доступ
Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

Цитировать эту статью АУ — И.В. Балынин АУ — Н.Н. Нижнева AU — А.Г. Михайлова ПГ — 2020 ДА — 05.05.2020 ТИ — Информационные технологии как средство акмеологического воздействия в контексте самореализации личности БТ — Материалы 2-й Международной научно-практической конференции «Современные тенденции управления и цифровая экономика: от регионального развития к глобальному экономическому росту» (MTDE 2020) ПБ — Атлантис Пресс СП — 1271 ЭП-1275 СН — 2352-5428 УР — https://doi.org/10.2991/aebmr.k.200502.211 ДО — 10.2991/аебмр.к.200502.211 ID — Балынин2020 Скорая помощь —

скачать .riscopy в буфер обмена

Современная наука акмеология: интеграция психологии и педагогики в образование

Открытый доступ

Проблема

Веб-конференция SHS.

Том 101, 2021

SAHD 2021 — 5 Международная научно-практическая конференция 2021 «Современная наука: проблемы и перспективы развития (социально-гуманитарные направления)»
Номер статьи 03038
Количество страниц) 5
Секция Актуальные проблемы педагогики и психологии
DOI https://doi.org/10.1051/shsconf/202110103038
Опубликовано онлайн 26 апреля 2021 г.
  1. Б. Г. Ананьев, Очерки психологии (1945). [Google Scholar]
  2. Деркач А. А. Акмеологические основы профессионального развития (2004) [Google Scholar]
  3. Е.Н. Жаринова, Психолого-акмеологические технологии в образовании, Монография (2015) [Google Scholar]
  4. Да. Кузьмин, Основы социальной психологии (1967). [Google Scholar]
  5. Кузьмина Н. В. Акмеологическая теория фундаментального образования (2012) [Google Scholar]
  6. Н.В.Кузьмина, Л.Е. Варфоломеева, Е.Н. Жаринова, Акмеологические основы развития коммуникативной культуры и творческой готовности бакалавра, магистра, специалиста (2015) [Google Scholar]
  7. Манойлова М.А. Акмеология этнической толерантности объектов фундаментального образования (2010) [Google Scholar]
  8. Л. Е. Паутова, Методологические основы «акта стратегии» в профессиональной деятельности педагога, Акмеология: теория, практика и перспективы развития (2018) [Google Scholar]
  9. С.Д. Пожарский, Психология развития, 1(3), 7 (2012) [Google Scholar]
  10. С.А. Кравченко, Полис (Российская Федерация), 4, 185 (2018) [Google Scholar]
  11. Н.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts