Что такое тембр голоса? — читайте блог solonext.ru
АВТОР
Арина Шушнина
НА ЧТЕНИЕ
6-8 мин
ОБНОВЛЕНО
06.01.2023
1.1 Тембры мужских голосов
1.2 Тембры женских голосов
Содержание
1.3 Детские тембры голосов
Певческие голоса отличаются друг от друга тембром, высотой воспроизведения звуков, особенной окраской и диапазоном. Как определить тембр голоса, как им управлять и можно ли изменить ? Об этом вы прочитаете в статье.
Тембром называется индивидуальная окраска и яркость звука, передаваемая во время исполнения вокальных композиций или при беседе. Также характеристикой тембра является интонация и колорит. Звучание формируется за счет основного тона и дополнительных звуков – обертонов. Чем больше обертонов, тем богаче и ярче звучит голос человека.
Обертоны и высота делают голос уникальным и неповторимым, благодаря чему можно сразу узнать своих родных по телефону.
Классификация тембров и взаимосвязь с высотой голосаВысотой голоса называется способность произносить высокие и низкие звуки во время разговора или пения. В общении мы используем максимум 4 ноты, в то время как вокалисты используют диапазон в 1,5-2 и более октавы.
Как высота голоса влияет на тембр, и в чем их взаимосвязь ? Высокие звуки зависит от частоты колебания связок, что обусловлено их строением – шириной, длиной, гибкостью и эластичностью. Также имеет значение степень натяжения «музыкальной мышцы» — перстнещитовидной, которая обеспечивает напряжение голосовых связок. Эта мышца тренируется в процессе обучения вокалу. У профессиональных певцов она функционирует подобно колку на скрипке или гитаре.
Певческие голоса делятся на несколько типов, в зависимости от высоты воспроизводимых звуков. В итальянской школе вокала было принято сравнивать голоса вокалистов с музыкальными инструментами.
Так, высокие женские голоса сравнивали со скрипкой (сопрано) и альтом (меццо-сопрано). Низкий женский получил название контральто: его сравнивали со звучанием духового инструмента валторны. Низкие мужские голоса сравнивали с контрабасом, высокий тенор – с валторной.
Данная классификация сохранилась по сей день. Она применяется как для оперного и хорового исполнения, так и для эстрадного.
Тембры мужских голосовТенор – самый высокий, охватывает диапазон в две октавы: от «до» малой до «до» второй. Делится на драматический, лирический, лирико-драматический и альтино. Это общепринятая градация, но бывают и исключения. Например, диапазон охвата звуков начинается не с «до», а с «ми» малой октавы. Соответственно, верхней нотой будет тоже «ми» второй октавы вместо «до». Пример лирического тенора – партия Ленского в опере «Евгений Онегин» Чайковского.
Средний называется баритоном. Он охватывает диапазон в две октавы: от «ля» большой до «ля» первой. То есть, опускается на 3-4 ноты ниже тенора. Это наиболее распространенный тембр среди певцов — по восприятию более глубокий и бархатистый, чем тенор. Также разделяется на подвиды, в зависимости от колорита: драматический, лирический, бас-баритон и тенор-баритон. Пример лирического баритона – партия Онегина в одноименной опере Чайковского.
Самый низкий – бас. Он охватывает гамму в 2,5 октавы: от «ми» большой до «соль» первой. Если в верхнем регистре бас уступает тенору только одну ноту, то в нижнем опускается на 3 ступени. По колориту разделяется на 4 подвида – характерный, баритональный, глубокий, комический. Пример – великий исполнитель всех времен и народов Федор Шаляпин.
Тембры женских голосовСопрано – наиболее распространенный тип, он охватывает диапазон в две октавы от «до» первой до «до» третьей. К разновидностям относится драматическое, лирическое, лирико-драматическое, колоратурное сопрано. Пример колоратурки – партия Царицы ночи в опере Моцарта «Волшебная флейта».
Меццо-сопрано охватывает диапазон в 2 октавы: от «ля» малой до «ля» второй. Партию меццо-сопрано поет Кармен в одноименной опере Безе.
Контральто охватывает 2 октавы плюс дополнительная нота: от «фа» в малой до «соль» во второй. Пример – партия Кончаковны в «Князе Игоре» Бородина.
В хоровом искусстве не принято делить детские голоса на типы по половой принадлежности. Есть только две разновидности – альт и сопрано. Самый высокий голоса мальчиков называется дискант.
Детские тембры голосовКак определить, какой тембр голоса у человека ? Самостоятельно это сделать невозможно, необходимо воспользоваться специальным прибором спектрометром. Он состоит из микрофона и усилителя. Электроакустические фильтры расщепляют звуки на составляющие во время произнесения фразы. После анализа на дисплее появляется информация о принадлежности к тому или иному тембру.
Определить силу голоса и тембр может квалифицированный педагог повокалу по исполнению вокалистом специально подобранных музыкальных текстов. Удобство воспроизведения мелодии определяет принадлежность к какому-либо типу голоса.
Как определить тембр голосаПонизить или повысить звучание может каждый человек при желании и должной тренировке. Например, более высокие тона получаются при подвижных и гибких связках. Также необходимы регулярные занятия и умение соединять грудной и головной резонаторы. Этот навык отрабатывается на практике.
Уроки вокала – единственный путь для достижения поставленной цели. Если пытаться воспроизводить высокие звуки за счет одного головного резонатора, то исполнение станет визгливым, писклявым либо очень слабым. Чтобы добавить звучанию глубину и рельефность, нужно уметь использовать грудной резонатор.
Также некрасиво звучит попытка извлечения низких тонов без использования головного резонатора: получится сипение или скрип. При неправильном пении можно посадить связки полностью либо сорвать.
Как управлять тембром и высотой голосаТембр и высота голоса зависит от строения речевого аппарата: гортани, связок, носовой полости, бронхов, трахеи и легких. Поэтому кардинально изменить тембр невозможно даже при помощи хирургического вмешательства. Но изменить окраску звучания под силу каждому.
Пример изменения интонации – простуда: звук меняется из-за отека тканей. В переходный период происходит формирование речевого аппарата, и у мальчиков до неузнаваемости меняется тембр голоса, сила и высота из-за гормональной перестройки организма.
В изменении окраса интонирования помогут упражнения, которым обучают на уроках вокала. Просто попробуйте что-то произнести на улыбке – вы сразу почувствуете заметные изменения тембра. На окраску интонирования также оказывает влияние положение языка.
Можно ли изменить тембр голоса?Тембр может иметь самую различную окраску, и неприятную тоже. Например, гнусавость или неправильное вибрато. Эти недостатки можно исправить с помощью вокальных упражнений под контролем преподавателя.
Вибрато – это природная особенность каждого голоса, которая придает ему красоту и рельефность. Если связки вибрируют слишком часто, голос напоминает блеяние барашка. Медленное вибрато напоминает качание голоса, при отсутствии амплитуды колебания пение звучит как гудок.
К недостаткам относится и «зажатый» голос с горловым тембром, причина – неправильное смыкание связок. Этот дефект также исправляют вокальными упражнениями.
При форсированном пении связки работают на пределе, из-за чего исполнение становится слишком громким и невыразительным. В данном случае подборка легкого репертуара и упражнения на подвижность связок корректируют недостаток, и интонация становится приятной на слух.
Возможные проблемы и способ их устраненияВам также может понравиться
Пение и здоровье
Техника постановки речи и голоса
Методика дыхательных упражнений для вокалистов
Терапия танцем – творческий метод самопознания
Благотворительный забег 2016 «Добро своими ногами»
Концерт живой музыки в клубе Афиша
Наша вокальная студия Solo Next переезжает!
Отчетный концерт вокальной студии Solo Next
Кавер дуэт MONTANA приглашает на концерт!
Концерт на теплоходе «Алегрия»
Бас-профундо – русский вокальный феномен
Мужественный голос баритон
Концерт классической музыки студии Solo Next
Концерт русского романса в Галерее Нагорная
Вечеринка студии Solo Next
Летняя классика в галерее Нагорная
Полезные советы вокалистам
Обучаться вокалу, чтоб стать певицей
Научиться петь в стране Solo Next — история ученицы
Учимся вокалу правильно, или типичные ошибки начинающих вокалистов
Как научиться попадать в ноты?
Роль музыки в развитии ребенка
Как найти свою манеру пения
Показать больше |
Основные характеристики и свойства голоса
Голос — это звук, который получается под давлением выдыхаемого воздуха при колебании в гортани приближенных друг к другу напряженных голосовых связок. Главные качества любого голоса — это сила, высота, тембр. Для хорошо поставленного голоса характерны еще и такие свойства, как благозвучность, полетность, подвижность и разнообразие тона.
Сила голоса — это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.
Высота голоса — это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее.
Тембр голоса — неповторимая индивидуальная окраска, которая обусловлена строением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихся в резонаторах — нижних (трахея, бронхи) и верхних (полость рта и полость носа). Если нижними резонаторами мы не можем произвольно управлять, то использование верхних резонаторов может поддаваться совершенствованию.
Благозвучность голоса — чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.). В понятие благозвучности включается прежде всего звонкость. Голос звучит звонко, когда он резонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкого неба, он получается глухим и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранности звука (его концентрации у передних зубов), от направленности звука, а также от активности губ.
Благозвучность голоса подразумевает, кроме того, и свободу его звучания, что достигается свободной работой всех органов речи, отсутствием напряжения, мускульных зажимов. Такая свобода достигается ценой долгих упражнений. Благозвучность голоса не следует отождествлять c благозвучием речи.
Благозвучие речи — это отсутствие в речи сочетания или частого повторения звуков, которые режут слух. Благозвучие речи предполагает наиболее совершенное сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха.
Например, вызывает какофонию (то есть оценивается как дурно звучащее) повторение в пределах фразы или словосочетания свистящих и шипящих звуков без специальных стилистических целей: «в нашем классе много учащихся, добросовестно готовящихся к приближающимся экзаменам, но есть еще и лодыри»; нанизывание слов c несколькими согласными подряд: «всех чувств взор есть благороднее»; не рекомендуется строить фразы так, чтобы получалось зияние гласных: «и у Иоанна». Однако к технике речи проблемы ее благозвучности не относятся.
Полетноcть голоса — это его способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии без увеличения громкости.
Подвижностью голоса — это его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель.
Тон голоса — эмоционально-экспрессивная окрашенность голоса, способствующая выражению в речи говорящего, его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д. Он создаётся c помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса, паузами, ускорением или замедлением темпа речи.
Темп речи — скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). Абсолютный темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения
Темп речи не является непосредственным свойством самого голоса человека, однако умение варьировать при необходимости скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к тем навыкам, совершенствованием которых должна заниматься дисциплина «Техника речи».
Интонация — это ритмомелодический строй речи. Интонация включает: высоту тона, силу звучания, темп, ударения и паузы. Средства выразительности интонации условно делятся на логические и эмоциональные. Основными средствами логической выразительности интонации является логическая пауза, логическое ударение, логическая мелодия и логическая перспектива.
При эмоциональной интонации слова насыщаются эмоциональным содержанием при условии, когда должным образом оценивается мысль, проявляется своё отношение к ней. При этом в интонации появляются отчётливо напряжённые эмоциональные ударения и паузы, обусловленные чувствами, настроением, желанием. Они не всегда совпадают с логическими, но такое совпадение желательно.
Тембр | звук | Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Факты и сопутствующий контент
Понимание производства голоса — THE VOICE FOUNDATION
Анатомия и физиология производства голоса | Понимание того, как создается голос | Изучение голосового механизма | Как срывы приводят к нарушениям голоса
Ключевые термины глоссария
Гортань
Узкоспециализированная структура над трахеей, отвечающая за производство звука, прохождение воздуха при дыхании и защиту дыхательных путей при глотании
Голосовые связки (также называемые голосовыми связками)
«Складчатая» мягкая ткань, которая является основным вибрационным компонентом голосового аппарата; состоит из оболочки (эпителий и поверхностная собственная пластинка), голосовой связки (промежуточная и глубокая собственная пластинка) и тела (щитовидно-черпаловидная мышца)
Голосовая щель (также называемая rima glottides)
Отверстие между двумя голосовыми связками; голосовая щель открывается при дыхании и закрывается при глотании и звукообразовании
Глоссарий
Голос, каким мы его знаем = звонкий звук + резонанс + артикуляция
«Устное слово» является результатом трех компонентов голосового производства: звонких звуков, резонанса и артикуляции.
Звонкий звук: основной звук, производимый вибрацией голосовых связок, называется «звонким звуком». Это часто описывается как «жужжащий» звук. Звонкий звук для пения существенно отличается от звонких звуков для речи.
Резонанс: Звонкий звук усиливается и модифицируется резонаторами голосового тракта (горло, полость рта и носовые ходы). Резонаторы воспроизводят узнаваемый голос человека.
Артикуляция: артикуляторы голосового тракта (язык, мягкое небо и губы) изменяют звонкий звук. Артикуляторы производят узнаваемые слова.
Голос зависит от вибрации и резонанса голосовых связок
Звук возникает, когда аэродинамические явления заставляют голосовые связки быстро вибрировать в последовательности вибрационных циклов со скоростью примерно:
- 110 циклов в секунду или Гц (мужчины) = ниже шаг
- от 180 до 220 циклов в секунду (женщины) = средний тон
- 300 циклов в секунду (дети) = более высокий тон, более высокий голос: увеличение частоты вибрации голосовых связок, громче голос: увеличение амплитуды вибрации голосовых связок
Вибрационный цикл = Фаза открытия + закрытия
Вибрационный цикл голосовых связок состоит из фаз, которые включают упорядоченную последовательность открытия и закрытия верхней и нижней части голосовых складок, пропуская короткие потоки воздуха с высокой скоростью.
Не как гитарная струна
Голосовые связки вибрируют при воздействии аэродинамических явлений; их не дергают, как гитарную струну. Давление воздуха в легких контролирует открытую фазу. Проходящий столб воздуха создает «эффект Бернулли», который управляет близкой фазой.
Процесс создания голоса
Процесс создания голоса состоит из трех этапов.
- Воздушный столб перемещается к голосовым связкам
- Воздух перемещается из легких к голосовым связкам за счет скоординированных действий диафрагмы, мышц живота, грудной клетки и грудной клетки
- Вибрация голосовых связок – последовательность вибрационных циклов:
- Голосовые связки смещаются к средней линии мышцами голосового аппарата, нервами и хрящами
- Вибрационный цикл повторяется; один колебательный цикл выглядит следующим образом:
- Колонка давления воздуха открывает нижнюю часть голосовых складок
- Столб воздуха продолжает двигаться вверх, теперь к вершине голосовых складок, и открывает верхушку
- Низкое давление, создаваемое за быстро движущимся столбом воздуха, создает «эффект Бернулли», который заставляет закрываться нижнюю часть, а затем верхнюю
- Закрытие голосовых связок отсекает воздушный столб и высвобождает воздушный импульс
- Новый цикл повторяется
- Быстрые пульсации воздуха, создаваемые повторяющимися вибрационными циклами, производят «звонкий звук», который на самом деле является просто жужжащим звуком, который затем усиливается и видоизменяется резонаторами голосового тракта, производя голос «таким, каким мы его знаем».
- Громкость: Увеличение воздушного потока «раздувает» голосовые связки шире в стороны, которые дольше остаются раздвинутыми во время вибрационного цикла, тем самым увеличивая амплитуду волны звукового давления
- Высота звука: Увеличение частоты вибрации голосовых связок повышает высоту звука
Диаграмма вибрации голосовых связок
1 Столб давления воздуха движется вверх к голосовым связкам в «закрытом» положении
2, 3 Столб давления воздуха открывает нижние вибрирующие слои голосовых складок; тело голосовых складок остается на месте
4, 5
6–10 Низкое давление, создаваемое за быстрым -движение воздушного столба создает эффект Бернулли, который заставляет нижнюю часть закрываться, а затем верхнюю
10 Закрытие голосовых складок отсекает воздушный столб и высвобождает импульс воздуха
(щелкните, чтобы увеличить изображение)
– повторите 1–10 В закрытом положении (—), поддерживаемом мышцей, открывается и закрывается циклически, упорядоченно и равномерно (1–10) в виде столба давления воздуха от легкие ниже протекают. Это очень быстрое упорядоченное закрытие и открытие, производимое столбом воздуха, называется волной слизистой оболочки. Сначала открывается нижний край (2-3), а затем верхний край, пропуская воздух (4-6). Проходящий столб воздуха создает «эффект Бернулли», который приводит к закрытию нижнего края (7-9), когда он убегает вверх. Выходящие «порывы воздуха» (10) преобразуются в звук, который затем трансформируется в голос резонаторами голосового тракта.
- Голосовой тракт – резонаторы и артикуляторы: Нос, глотка и рот усиливают и модифицируют звук, позволяя ему приобретать отличительные качества голоса. Способ воспроизведения голоса аналогичен способу воспроизведения звука тромбоном. Тромбонист производит звук мундштуком инструмента, вибрируя губами от воздуха, выходящего изо рта. Вибрация внутри мундштука производит звук, который затем изменяется или «формируется», когда он проходит через инструмент. Когда слайд тромбона изменяется, звук музыкального инструмента изменяется аналогичным образом.
Удивительные результаты человеческого голоса
Человеческий голос можно изменить разными способами. Рассмотрите спектр звуков — шепот, речь, ораторское искусство, крик, — а также различные звуки, которые возможны в различных формах вокальной музыки, таких как рок-пение, госпел-пение и оперное пение.
Ключевые факторы нормальной вибрации голосовых связок
Для эффективной вибрации голосовые связки должны быть:
На средней линии или «закрытыми»: Неспособность сдвинуть голосовые связки к средней линии или любое поражение, препятствующее смещению краев голосовых связок от встречи, позволяет воздуху выйти и приводит к хриплому голосу.
Гибкость: естественная «встроенная» эластичность голосовых связок делает их гибкими. Верх, край и низ голосовых складок, которые встречаются по средней линии и вибрируют, должны быть гибкими. Изменения гибкости голосовых складок, даже если они ограничиваются только одной областью или «пятном», могут вызывать голосовые расстройства, что проявляется в рубцевании голосовых складок. Ключевые игроки: эпителий, поверхностная собственная пластинка
«В самый раз» натяжение: невозможность регулировать натяжение во время пения может привести к невозможности достичь высоких нот или паузам в голосе. Ключевые игроки: мышцы, нервы, хрящи
«В самый раз» образование: Изменения в объеме мягких тканей голосовых складок, такие как уменьшение или истончение, как при рубцевании, или увеличение или отек, как при отеке Рейнке, вызывают многие голосовые симптомы — охриплость, изменение высоты голоса, усиленную фонацию. и т. д. (Дополнительную информацию см.