Темперамент и характер: Понятие характера и темперамента — Logoprofy.ru

Взаимосвязь характера с темпераментом

25.04.2011

Учитывая, что и темперамент, и характер как свойства личности человека не остаются нейтральными относительно его поведения и деятельности, логично поставить вопрос об их соотношении. Не отражают ли они идентичные аспекты личности? Имеет ли смысл вводить оба эти свойства личности в рассмотрение? Ответы на эти вопросы выявили несколько различных взглядов.

  1. Различий между этими личностными свойствами не существует. Не удивительно, что, читая литературу по психологии, авторами которой являются западные психологи (например, Э. Кречмер, Г. Айзенк), можно увидеть равноправное использование терминов «темперамент» и «характер».
  2. Темперамент и характер отражают разные свойства личности, но сосуществуют между собой на конфликтной основе. Личность представляет собой поле борьбы между ними. Характер пытается играть роль режиссера относительно темперамента.
    Более того, индивид, у которого победа в борьбе оказывается на стороне характера, имеет более совершенные личностные качества (Н. Левитов).
  3. Темперамент есть врожденная основа формирования и развития характера (например, Б. Ананьев, Л. Выготский, В. Русалов и др.).
  4. Темперамент включен в характер в качестве составляющей.
  5. Характер есть симбиоз врожденных и приобретенных особенностей человека, которые скрывают свой «авторский вклад» в конкретные действия. В подтверждение этой позиции Е. Ильин подчеркивает, что вспыльчивость может быть следствием холерического темперамента и плохого воспитания. Вместе с тем честность и вежливость могут проявляться при любом типе темперамента, хотя в разной манере.

И все же при всем многообразии взглядов можно определить то общее, в чем сходится большинство отечественных психологов.

Характер формируется на основе темперамента, так Как последний — более раннее личностное свойство, обусловленное генетически.

Однако было бы неверно говорить, что этот процесс однозначен. Характер — «дитя неблагодарное»: вскормленный темпераментом, он не только часто не слушается его, а даже норовит управлять им. Не всегда ведь холерик отпускает на волю свои эмоции. Бывает и так, что характер навсегда остается в услужении у темперамента, идет у него на поводу и не допускается на «первые роли». В этом случае о человеке говорят как о недозрелой личности, у которой интеллект находится на «службе» у физиологии.

Содержание характера обусловлено двумя противоположными сторонами образа жизни человека: его активной деятельностью и его полной бездеятельностью. Конкурируя между собой, они находят поддержку в виде личностных черт. В этой связи индивиды с одинаковыми темпераментами могут обладать различными совокупностями черт.

Окружающая человека социальная среда оказывает решающее влияние на формирование его характера и практически оставляет без изменений свойства темперамента.

Характер определяет содержание поведения и деятельности человека, темперамент — лишь их манеру, стиль, динамику.

Тип темперамента обусловлен его свойствами и не подлежит оценке по шкале «хороший — плохой», характер же — совокупностью черт личности, из которых одни могут относиться к негативным, другие — к позитивным (доброта — злость, сдержанный — вспыльчивый).

Разногласия по вопросу соотношения темперамента и характера можно отнести к «болезни роста» психологии. В настоящее время идет интенсивный поиск психологической структуры личности. Психологи ведут этот поиск разными путями, опираясь на различные представления о механизмах психики. Несомненно, что в будущем их пути сойдутся и общее движение продолжится в одном направлении. Так формируется любое научное знание.

Ключевые слова: Характер, Темперамент

Материалы по теме

Соотношение понятий «Темперамент» и «Характер»

Формирование характера. Темперамент и характер

Штейнмец А.Э., Общая психология

Половые различия в проявлении свойств нервной системы, темперамента и акцентуаций характера

Истерический тип характера

Малкина-Пых И.Г., Техники гештальта и когнитивной терапии

Конституциональный подход Э. Кречмера и У. Шелдона к темпераменту

Характер и способности

Творогова Н.Д., Общая и социальная психология

Типы темперамента

Шизоидный характер в психоанализе

Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов…

Статьи :: Темперамент и характер.

Если вы не можете найти общий язык со своим ребенком, попробуйте определить его темперамент. Выстраивать отношения с малышом наверняка станет немного легче. Коммуникабельные и не очень, спокойные и шумные – все дети разные. Взрослые привыкли объяснять их поведение воспитанием, наследственностью, влиянием окружения. Однако настоящие причины формирования характера лежат гораздо глубже.

Личность, прежде всего, строится на темпераменте. Это врожденная характеристика, которую невозможно изменить. Но немного подкорректировать в нужную сторону – вполне реально.

Сангвиник.

Подвижный и общительный ребенок, у которого не бывает проблем с адаптацией в коллективе. На площадке он всегда собирает детей вокруг себя, придумывает новые игры, часто выступает в роли лидера. Сангвинику трудно дается организованность и аккуратность. Ему тяжело соблюдать порядок, причем не только в своей комнате, но и в мыслях. Эти дети постоянно увлекаются чем-то новым, но редко доводят что-либо до конца. Они легко разочаровываются в друзьях, зато умеют быстро находить себе новых приятелей.

Как помочь?

Приучайте малыша к порядку с самого раннего возраста. Нельзя просто поставить перед ребенком задачу, необходимо дать ему пошаговую инструкцию – где и что должно лежать в детской. Сангвинику будут полезны рисование, рукоделие, занятия с песком, лепка, создание игрушек из природных материалов. Запишите его в театральную студию – природный артистизм лучше проявлять на сцене, чем в жизни.

Холерик.

Яркий пример такого типа темперамента – главная героиня мультфильма «Маша и Медведь». Такие дети очень любознательны, активны, подвижны. У них слабо развито чувство страха, они вспыльчивы и конфликтны. Ребенку сложно управлять своими эмоциями, он может затеять драку на площадке из-за пустяка. Это особенность нервной системы холерика.

Как помочь?

Учите малыша считать до десяти, прежде чем что-либо сказать или сделать. Объясняйте, что зло нужно сбрасывать не на людях, а на игрушках или на мягкой мебели. Холерику будут полезны командные виды спорта. Волейбол, футбол или баскетбол научат работать в коллективе и считаться с мнением других, одновременно удовлетворяя природную потребность в лидерстве.

Флегматик.

Эти дети все делают вдумчиво, медленно и основательно. Им несвойственно закатывать истерики, они малоэмоциональны. Ваш малыш предпочитает тихие игры, ему комфортнее быть одному, чем в коллективе. Интересно, что флегматик может долго играть с одной и той же игрушкой, обследуя и изучая ее со всех сторон.

Как помочь?

Не стоит «ломать» ребенка, отдавая его в командный спорт. Подберите спокойную секцию, где не нужно много общаться и взаимодействовать с другими: шахматы, плавание, теннис. Не ругайте малыша за медлительность – так вы только понизите его самооценку. Флегматику жизненно необходимы похвала, одобрение, участие. На прогулке рассказывайте ребенку про растения, явления природы, окружающий мир. Ему наверняка понравится копаться в земле, сажать цветы на клумбе, строить замки из песка.

Меланхолик.

Послушные, застенчивые, усидчивые дети. В садике ребенок не отходит от воспитателя, дома предпочитает держаться возле мамы. Если с кем-то играет, то только с одним или двумя приятелями. Этот малыш отзывчив, проявляет милосердие, умеет понимать и чувствовать людей. Всегда доводит начатое дело до конца.

Как помочь?

Старайтесь чаще обнимать и целовать ребенка – ему необходим тактильный контакт. Напоминайте крохе, как он важен для вас, как сильно вы его любите. Не жалейте добрых слов, ведь меланхолик очень в них нуждается. У таких детей часто есть склонность к занятиям творчеством, поэтому попробуйте отдать малыша на музыку, рисование, бисероплетение. Необходимо развивать в ребенке чувство уверенности в себе. Учите его общаться с людьми. Для начала проигрывайте обычные жизненные ситуации на игрушках, а уже потом – на детской площадке или в саду.

Помните, что темперамент не может быть плохим или хорошим. Ко всему прочему, чистые типы встречаются крайне редко. У большинства людей перемешаны два-три, а иногда и все четыре типа темперамента. С возрастом проявление какого-то одного типа может доминировать над другими. В любом случае, есть конкретный ребенок, и вам необходимо постараться найти с ним общий язык, исходя из его личных качеств.

 

Характер и темперамент

Разделы

Темперамент против личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .305
Девять черт темперамента. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .307
Четыре темперамента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .308  
     Историческая справка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309
     Девять и Четыре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310
Четыре темперамента и Большая пятерка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .316
От темперамента к характеру . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .321  
     Психология как самопомощь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322

     «Фундаментальное различие, которое мы провели в предыдущей главе между характером и личностью, в равной степени применимо и к темпераменту. Как и личность, темперамент относится к врожденным, биологически детерминированным предрасположенностям, тогда как характер относится к диспозиционным чертам, приобретенным в результате привычных, произвольных действий. Это означает, что, как и в случае с личностью, мы не несем ответственности за свой темперамент и, следовательно, не можем нести за него моральную ответственность. Следовательно, несмотря на то, что его отождествляют с характером в Большой Книге и 12 и 12, он не может быть надлежащим предметом нашей моральной инвентаризации в Шаге 4.  

     Тем не менее, темперамент стоит нашего внимания, когда мы работаем над этим Шагом. По тем же причинам, которые мы приводили в отношении личности, ее необходимо учитывать при проведении инвентаризации. Хотя обычно темперамент рассматривается как компонент личности в широком смысле, темперамент представляет собой отдельное понятие, и хотя, как и в случае с личностными чертами Большой пятерки, он также взаимодействует с характером, но делает это разными способами. Следовательно, понимание того, что такое темперамент и как происходит это взаимодействие, может повысить точность и полезность нашей личной оценки. Это то, что мы предлагаем изучить здесь.

Темперамент и личность

     Мы снова начнем со стандартного словарного определения нашего предмета. Согласно этому, темперамент относится к: А. Характерному образу мышления, поведения или реакции конкретного человека: нервному темпераменту; Б. Согласно средневековой физиологии, физические и психические характеристики, отличающие человека, определяются относительным соотношением четырех дош. 1 Рассмотрим каждое из этих определений по очереди, начиная с первого, отражающего текущее понимание понятия. Затем мы перейдем ко второму, который относится к первоначальному пониманию четырех темпераментов.

     Обратите внимание, что определение А вводит новый элемент, отсутствующий в определении личности, данном в предыдущей главе. Это идея «реакции». Это сопровождается примером, говорящим о том, что у некоторых людей темперамент может проявляться в «нервном» расположении, как в «нервном темпераменте». Стандартные синонимы слова «нервный»: тревожный, взволнованный, раздражительный, нервный, панический, напряженный и беспокойный; стандартные антонимы, спокойный и расслабленный. В отличие от широкого спектра индивидуальных различий, которые Большая пятерка отождествляет с личностью, темперамент описывает более узкий диапазон различий, более конкретно связанных с предрасположенностями реактивного и аффективного характера. Этот акцент подтверждается дополнительным определением нашего словаря психологии, в котором темперамент рассматривается как один из аспектов личности, отличающийся склонностью к определенным моделям смены настроения, эмоциональных реакций и уровней чувствительности, возникающих в результате стимуляции.

     Словарь делает связанное наблюдение, которое дополнительно помогает определить отличительные черты темперамента как составной части личности. Это тенденция рассматривать темперамент как генетическую предрасположенность из-за наблюдаемых различий среди новорожденных, особенно в отношении определенных раздражителей, таких как громкие звуки, яркий свет, резкие движения, прикосновения и физический контакт.

     Эта тенденция отражает тот факт, что исторически исследования темперамента были сосредоточены в первую очередь на самых ранних наблюдаемых различиях, которые наблюдаются у новорожденных. Напротив, исследования личности сосредоточены на различиях, которые проявляются в более позднем возрасте (как в случае с B5). Как они связаны, остается открытым вопросом. Согласно одной широко распространенной точке зрения, темперамент считается врожденной формой человеческой природы, а личность — формирующейся формой, причем последняя развивается в последующем взаимодействии темперамента с окружающей средой. Как сказал один сторонник этой точки зрения, темперамент — это продукт наших генетических способностей. Она как влияет, так и находится под влиянием жизненного опыта каждого отдельного человека, и одним из ее результатов является взрослая личность.

     В этой схеме темперамент первичен, личность вторична, одна фундаментальна, а другая производна. Однако то, что именно представляет собой окружающая среда и что является генетическим, является предметом споров. Во-первых, влияние окружающей среды может быть очень тонким (например, разные способы взаимодействия матери со своими младенцами мужского и женского пола). С другой стороны, они могут начаться в утробе матери (например, в связи с диетой матери и другим образом жизни). Из последнего следует, что признаки могут быть врожденными и унаследованными, но не обязательно генетическими.

     Поскольку окружающая среда, тем не менее, значительно более ограничена в неонатальном и раннем детстве, чем в более позднем возрасте, ее влияние на темперамент пропорционально более ограничено. Действительно, в отличие от многочисленных типов влияния среды на личность, о которых мы говорили ранее (семейных, социальных, экономических, культурных), в темпераменте среда состоит в основном из сенсорной стимуляции, и то, что определяет ее, — это главным образом аффективная реакция ребенка на нее. Это наводит на мысль о дополнительном различии, а именно о том, что темперамент играет в поведении скорее формирующую функцию, а личность — интегративную.

. . .

От темперамента к характеру

     Мы достаточно подробно обсудили темперамент и личность. Причины, которые мы привели для этого, нуждаются в повторении. Во-первых, как мы сказали, это рассеять любое недопонимание, которое может возникнуть из-за того, что Большая Книга и 12 и 12 объединяют эти две концепции с концепцией характера, которая явно является предполагаемой темой Шага 4. Как мы показали, пытливый и бесстрашный моральная инвентаризация не является оценкой нашего темперамента или нашей личности, поскольку, по их собственному мнению, это не моральные понятия и как таковые не поддаются специфически нравственной оценке нашей личности, наших эмоций и наших поступков.

     Вторая причина состоит в том, чтобы прояснить любую путаницу, которая может возникнуть из-за нашего воздействия темперамента и личности в качестве альтернативных объяснений паттернов человеческого поведения и эмоций, для изучения которых предназначена наша инвентаризация. Отличительные черты темперамента и личности не эквивалентны чертам характера, даже если для их описания иногда используются сходные или идентичные термины. Первые являются продуктами природы и воспитания, вторые — по выбору.

     Третья причина состоит в том, чтобы показать, что, несмотря на то, что мы отличаемся от характера и не являемся надлежащим предметом нашей инвентаризации, в этой инвентаризации необходимо принимать во внимание наш темперамент и личность. Они являются основой, на которой строится наш характер, соразмерно облегчая или усложняя практику порока или добродетели, поступая правильно или неправильно, хорошо или плохо. Как показывает наше обсуждение некоторых из их отличительных черт, знание нашего индивидуального темперамента и личности может помочь нам лучше понять наши врожденные сильные и слабые стороны, их связь с дефектами нашего характера и их роль в исправлении этих дефектов. Это не требует, чтобы мы подписывались на какую-то конкретную таксономию или модель. Нам нужно только определить те черты, которые, кажется, описывают наши собственные естественные склонности в той или иной степени. Таблицы в этой и предыдущей главах содержат несколько списков, которые могут помочь нам в этом.

     Знание нашего темперамента и личностных качеств было бы бессмысленным академическим упражнением, если бы мы не могли применять его на практике, чтобы развивать те черты, которые способствуют нашему благополучию, и смягчать те, которые не способствуют нашему благополучию. Это, как мы утверждали, является фатальным недостатком личности как существенно редуктивного, биологически детерминированного понятия. То же самое и с темпераментом, который понимается аналогичным образом. Описательные модели, построенные на их основе, дают нам только информацию. Они не говорят нам, как мы можем использовать эту информацию, чтобы измениться. Они не могут, учитывая, что они морально нейтральны и, следовательно, агностичны в вопросах того, что составляет хорошую и счастливую жизнь, какими людьми мы должны быть, чтобы достичь ее, и как мы можем стать такими людьми. Это, конечно, центральные вопросы, к которым обращаются концепции характера и добродетели. Это центральные вопросы Шага 4 и остальных Шагов, а также лежащие в их основе духовные и моральные принципы.

. . .

     При комплексном рассмотрении трех понятий, которые мы разработали в этой и предыдущей главах, темперамент, личность и характер представляют на самом базовом уровне три типа диспозиций, которые последовательно побуждают человека видеть, заботиться, думать, чувствовать, и действовать определенными установленными способами. То, с чем мы рождаемся, составляет наш темперамент, то, что впоследствии формируется на ранних стадиях нашего развития, формирует нашу личность, а то, что впоследствии формируется в результате морального выбора, который мы делаем на более поздних стадиях, создает наш характер. На этот выбор могут в разной степени влиять два других вида диспозиций, но они не обязательно определяются ими.

. . .

     Но проводя тщательную и бесстрашную моральную инвентаризацию, мы не исследуем и не пытаемся изменить свой темперамент или свою личность. Мы изучаем и пытаемся изменить свой характер, глубоко укоренившиеся моральные привычки, которые управляли нашими действиями и нашими эмоциями и которые принесли так много вреда нам и многим другим. Мы начинаем процесс, целью которого является духовное и нравственное преображение, которое продлится до конца нашего выздоровления и, по милости Божьей, изменит нашу жизнь и жизнь других к лучшему».0014

— Из Части III: Дефекты характера, Глава 15: Характер и темперамент, стр. 305–306, 321–322, 327, 328

Для получения дополнительных выдержек из PTP4 нажмите на ссылку.

Темперамент, характер и работа по формированию

Наш темперамент определяет то, как мы смотрим на реальность

Человеческая личность — это загадка. Мало-помалу антропология и психология раскрывают аспекты, которые ранее были неразвиты. Знание темперамента и характера важно в работе по формированию.

В комплекте с онлайн-тестом на темперамент 

Скачать в формате pdf

С античных времен о темпераменте и характере как о двух ключевых элементах человеческой личности говорили такие мыслители, как Гиппократ, Эсхил, Пиндар, Платон и Аристотель. Наука о характере — добродетели — много изучалась в христианской философии; однако наука о темпераменте возникла совсем недавно, ее отстаивали католические и светские мыслители в прошлом веке.

Наука о темпераменте, как и о характере, дает важные координаты для самопознания и личностного роста  и никогда не исчерпывает богатство, ценность и тайну образа Божия в каждом человеке. В задаче духовного руководства важно видеть эти черты, как темперамента, так и характера, как часть талантов, которыми обладает каждый человек, и направлять человека на наилучший путь, чтобы заставить их приносить плоды.

В данной презентации кратко представлены типы темпераментов, основанные на классическом различении холерика, меланхолика, сангвиника и флегматика. Кроме того, некоторые идеи представлены в схематическом виде, чтобы помочь в формировании добродетелей в соответствии с типом темперамента.

Темперамент и характер для роста и улучшения вашего образования

Темперамент – это естественная и врожденная предрасположенность реагировать определенным образом. Это дар природы и, в конечном счете, дар Бога. Наш холерический, меланхолический, сангвинический или флегматичный темперамент изменить невозможно. Желание изменить его может означать определенный беспорядок. Мы умрем с врожденными качествами и недостатками нашего темперамента; однако мы можем интегрировать и подчинить их, чтобы воспользоваться ими в наших поисках добродетели.

Четыре темперамента определяются следующим образом:

  • Холерик отличается своей немедленной, энергичной, и длительной реактивностью.
  •  Меланхолик отличается замедленной, глубокой и длительной реактивностью.
  •  Сангвиника отличает немедленная, спонтанная и эфемерная реактивность.
  •  Флегматик отличается запоздалой, размеренной и эфемерной реактивностью.
  • Холерик энергичен: он ориентирован на действие.
  •  Меланхолик глубок: его жизнь вращается вокруг идей.
  •  Сангвиник спонтанен: он живет отношениями с людьми и ради них.
  •  Флегматик сдержан: прежде всего он ищет покоя.

Наш темперамент склоняет нас в ту или иную сторону : холерик склонен ко многим вещам, но ему трудно заботиться о людях; меланхолик склонен к созерцанию красивых идей, но с трудом воплощает их в жизнь; сангвиник склонен делиться своими переживаниями с окружающими, но с трудом доводит до конца свои проекты; флегматик склонен анализировать процессы, но ему трудно мечтать о великом.

Добродетели, темперамент, характер и формирование

Добродетель компенсирует недостатки нашего темперамента : холерик, практикующий смирение, заботится о людях; меланхолик, практикующий дерзость/отвагу, сопровождает ее действием; сангвиник, практикующий выносливость, завершает свои проекты; флегматик, ставший великодушным, мечтает о великом. Каждый темперамент поднимается на вершину совершенства по пути и склону, которые ему свойственны, указывая его маршрут.

Важно различать физиологические и духовные факторы при определении путей продвижения вперед. Например, физиологическая энергия не есть сила, но она способствует ей; точно так же физиологическая апатия не является ленью, но благоприятствует ей. Таким образом, следует избегать двух крайностей: одна состоит в отрицании реальности характера, другая — в отрицании реальности темперамента. Первая ошибка — «детерминизм», вторая — «волюнтаризм».

Детерминисты отрицают дух, характер, добродетель и действие благодати Божией, интерпретируя поступки человека исключительно с точки зрения биологии и генетики. Оправдывая свои низменные поступки особенностью своего темперамента, детерминисты фактически отрицают свою свободу, свою ответственность, свое достоинство и достоинство других.

Волюнтаристский характер

С другой стороны, волюнтаристы отрицают темперамент. Они истолковывают человеческие поступки исключительно с точки зрения воли и свободы . Они воспринимают физиологические склонности как духовные дефекты. В неутомимом действии холерика они не видят ничего, кроме гордыни; в творческой эгоцентричности меланхолика, эгоизме; в j oie de vivre  сангвиника они видят недостаток самообладания, а флегматик, по их мнению, не что иное, как лень и праздность.

Волюнтаристы любят духовное единообразие и плохо переносят разнообразие поведения . Они имеют в виду только одну модель совершенства: модель, выкованную их собственным темпераментом. Они часто обвиняют тех, кто говорит о различных темпераментах, в том, что они классифицируют или классифицируют людей, тогда как на самом деле они сами виновны в том, что помещают все человечество в одну категорию: категорию своего собственного темперамента. Поступая так, они невольно помещают людей с другим темпераментом в духовную тюрьму.

Само собой разумеется, что хороший духовник должен преодолеть препятствие волюнтаризма. Человек, практикующий духовное руководство, должен будет иметь минимальные знания о темпераменте человека, с которым он разговаривает, что позволит ему учитывать физиологические склонности другого. Без этого он легко может прийти к ошибочным выводам: видя в холерике гордыню, в меланхолике эгоизм, в сангвинике невоздержанность, в флегматике — лень. Следовательно, он не сможет сильно помочь своему брату. На самом деле, он вполне мог причинить ему вред.

Трудности каждого темперамента для формирования хорошего характера

В этом разделе мы в общих чертах рассмотрим сильные и слабые стороны различных типов темпераментов в их отношении к фундаментальным добродетелям, тем самым определяя способы, с помощью которых поощрять их развитие.

Холерик

Холерик энергичен: он ориентирован на ДЕЙСТВИЕ.

⇰ 
Сильные стороны :
  •  Энергия, энтузиазм, решительность.
  •  Уверенность в себе: он знает о своих талантах.
  •  Прирожденный предприниматель: запускает многочисленные проекты.
  •  Управленец по натуре: способен быстро двигаться вперед.
  •  Ему нравится власть: он преуспевает в соперничестве.
Слабости :
  •  Склонен к гордыне и гневу.
  •  Не нужно думать, прежде чем принять решение.
  •  Склонен к слепому активизму.
  •  Склонен к конфронтации и диктатуре.
  •  Он не сразу признает свои ошибки.
  •  Управляя людьми, ему трудно уважать чувства других, заставлять их расти и брать на себя ответственность, а также служить им.
Благоразумие

Холерик не испытывает затруднений в принятии решений. В процессе размышлений он должен практиковать самообладание, умеряя свое естественное нетерпение и смирение, научившись регулярно спрашивать совета. Однако уделение большего внимания обдумыванию не должно препятствовать его естественной способности принимать решения: цель благоразумия — не обдумывать, а решать. Не обдумывать — плохо, но не решать — еще хуже: это в корне неблагоразумный поступок.

Стойкость

У холерика нет особых трудностей в тренировке силы духа, ибо смелость и стойкость ему даются от природы.

Самоконтроль

Для холерика самоконтроль должен состоять в основном в практике смирения и мягкости:

  •  смирение: он должен понимать, что его физиологическая сила является не результатом личных усилий, а даром .
  •  мягкость: он должен научиться контролировать свой язык и не интерпретировать мнение других, если оно противоречит его собственному, как объявление войны.
Справедливость

Поскольку холерик ориентирован на действие, он легко участвует в развитии общего блага; однако при одном условии: он должен знать, что это такое, и быть полон решимости способствовать этому.

Межличностное общение, с другой стороны, представляет собой настоящий вызов для холерика. Он имеет склонность к конфронтации и диктаторству, презирает тех, кто менее энергичен, чем он. Ему нужно смирение, чтобы слушать людей и понимать их, не унижать их, не задевать их чувств, не посягать на их достоинство и их свободу во имя святого дела или цели, которую нужно достичь во что бы то ни стало.

Великодушие

Холерик склонен ставить перед собой высокие цели и достигать их. Однако у него есть и склонность к определенной слепой активности. Ему необходимо усилить созерцательную сторону своей личности: его действие должно составлять продолжение его существа, результат созерцания его достоинства и его величия. Есть много холериков, которые действуют ради удовольствия от действия, для достижения каких-то целей или для заполнения пустоты своей внутренней жизни. Для великодушных действие есть плод самопознания; он никогда не вырождается в «активизм».

Смирение

Холерик осознает свои таланты. Это важный аспект смирения, которое является добродетелью тех, кто живет в истине о себе. Но холерику трудно жить остальными аспектами смирения, особенно служением другим. Он подталкивает, а не тянет, командует, а не вдохновляет, контролирует, а не учит. Применяет силу вместо того, чтобы дать тем, кого он возглавляет, возможность взять на себя ответственность и выполнить ее. Не друг делегированию, потому что он убежден, что делает все лучше и быстрее, чем другие, и потому что ему нравится действие. Холерику прежде всего нужно воспитывать в себе братское смирение. Братское смирение — его личный вызов.

Меланхолик

Меланхолик глубок: он вращается вокруг ИДЕИ.

Сильные стороны :
  • Склонен к созерцанию.
  •  Ищет совершенства во всем.
  • Независимый.
  • Терпеливый и настойчивый.
Слабые стороны :
  •  Он имеет тенденцию быть поглощен своими мыслями и чувствами.
  •  Он боится действия, в котором непоправимо проявляется несовершенство человеческой ограниченности.
  •  Он боится неопределенности; он не любит рисковать.
  • Склонен к пессимизму.
  •  Он беспокоится о пустяках.
  •  Он плохо работает в команде, предпочитая делать все по-своему.
  •  Он легко обижается и склонен критиковать других.
Благоразумие

Меланхолик глубок, но склонен к пессимизму: преувеличивает трудности. В процессе обдумывания ему нужен реализм и оптимизм. В процессе принятия решений ему нужна смелость. Он любит «идею», которая всегда совершенна в его сердце и на бумаге, но боится действия, в котором непоправимо проявляются человеческие несовершенства. Меланхолик должен преодолеть свой страх перед неизвестным. Он должен привыкнуть к риску.

Стойкость

Меланхолик легко проявляет настойчивость, потому что он глубок и умеет открывать смысл страдания. Однако ему нужна смелость. Предпочитая анализ действию, он очень осторожен и пугается неизвестного. Меланхолику прежде всего нужна дерзость. Смелость — его личный вызов.

Самоконтроль

Меланхолик легко возбуждается благородными страстями. Однако он должен научиться совладать с некоторыми внутренними тенденциями, такими как пессимизм (сосредоточение внимания только на негативной стороне действительности), грусть (он подвержен переменам настроения), тревога (он беспокоится о неважных вещах), критический настрой (он охотно критикует другие и их проекты), восприимчивость (ему трудно забыть перенесенные обиды). Пессимизм и тревогу можно преодолеть с помощью реализма, говоря себе: «На самом деле все не так уж плохо! 90% проблем, которые заставляют меня чувствовать себя плохо, существуют только в моем воображении!». Его критический дух и восприимчивость можно преодолеть только любовью. Некая грусть меланхолического темперамента, вероятно, будет сопровождать его всю жизнь. Однако его можно преодолеть, отказавшись от отчаяния и сохранив чувство юмора.

Правосудие

Меланхолик хочет способствовать общему благу, он идеалист. Однако он не сможет осуществить свою мечту, если не разовьет смелость. Межличностные отношения являются проблемой для меланхолика, потому что его поглощенность мыслями, чувствами и эмоциями позволяет легко забыть или не заметить других. Он также имеет тенденцию со временем затаивать обиды и критиковать других, даже если только внутренне. Он должен научиться работать в команде, чтобы преодолеть свою любовь делать все по-своему.

Великодушие

Меланхолик легко великодушен с точки зрения созерцания: он умеет мечтать и обладает способностью ставить благородные и возвышенные цели. Однако с точки зрения действия он имеет склонность к малодушию. Он должен научиться быть смелым, чтобы преодолеть свой пессимизм и страх перед будущим.

Смирение

Меланхолики обычно обладают хорошим уровнем самопознания. Он осознает свои таланты и радуется мысли, что это не его собственные, а дар от Бога. Однако ему трудно служить из-за его склонности к эгоцентризму. Стремление жить добродетелями межличностных отношений — сопереживанием, дружбой, радостью — поможет ему преодолеть эгоцентризм. Только тогда он максимально раскроет свои таланты.

Сангвиник

Сангвиник спонтанен: он живет отношениями с ЛЮДЬМИ.

Сильные стороны :
  •  Он любит людей и хочет сделать их счастливыми.
  •  Он дружелюбный, сострадательный, общительный.
  •  Он предприимчив и любит приключения.
  •  Его внешние чувства всегда бодрствуют: он обращает внимание на каждую деталь.
Слабые стороны :
  •  Плохо владеет внешними чувствами: слухом, зрением, обонянием, вкусом, осязанием.
  •  Развлечение может стать основным или почти исключительным аспектом его мотивации.
  •  Склонен к поверхностности и нестабильности.
  •  Его привлекает все новое.
  •  Он хочет всем нравиться и быть любимым.
Благоразумие

Сангвиник любит принимать решения, потому что любит приключения. Однако в процессе размышления он должен стремиться преодолеть постоянно угрожающую ему поверхностность. «Поверьте мне, это сработает!», — утверждает он, не задумываясь серьезно о том, что говорит. Сангвиник должен принимать реальность такой, какая она есть.

Стойкость

Сангвиник часто дерзок: ему скучно, если нет новинок, интриг, приключений и развлечений. В то же время он может быть и непостоянным в своих чувствах, в мыслях, в работе. Его энтузиазм заставляет его каждый раз искать что-то новое. Сангвиник должен тренироваться в выносливости, стабильности, верности и терпении. Он должен стремиться нанести последний штрих каждому своему проекту. Сангвинику прежде всего нужна выносливость. Выносливость — его личный вызов.

Самоконтроль

Если холерики и меланхолики должны умерщвлять свои внутренние чувства, то сангвиники, напротив, должны научиться контролировать свои внешние чувства. Они любят жить ощущениями. Сангвиник должен особенно стремиться к умерщвлению своего зрения: его, как сороку, тянет ко всему, что блестит. Он наслаждается роскошной жизнью, элегантной одеждой и спортивными автомобилями. Если можно сказать, что холерик живет будущим, а меланхолик — прошлым, то сангвиник чувствует себя комфортно в настоящем.

Правосудие

Сангвиник от природы общителен и открыт. Он легко живет достоинствами, связанными с межличностными отношениями. Однако, чтобы построить общее благо, он должен преодолеть свою нестабильность. Он должен практиковать добродетели настойчивости и верности.

Великодушие

Чтобы быть великодушным, сангвиник должен преодолеть свою поверхностность и нестабильность.

Смирение

Сангвиник готов к подаче. Однако, чтобы служить верно и эффективно, он должен стремиться практиковать выносливость, стабильность и верность.

Флегматик

Флегматик сдержан: прежде всего он ищет МИРА.

Сильные стороны :
  •  Его подход к реальности беспристрастен и научен.
  •  Он умеет слушать и сопереживать.
  •  У него глубокое чувство долга и дух сотрудничества.
  •  У него железная воля, почти всегда скрытая; он постоянен и настойчив.
  •  Его трудно вывести из себя.
Слабые стороны :
  •  Он любит статус-кво, и не приемлет ничего необычного.
  •  Он избегает конфликта любой ценой.
  • Он боится ошибиться.
  • Его легко одолеть.
Пруденс

Флегматик обладает здравым смыслом, что позволяет ему эффективно мыслить. Однако ему трудно принять решение. Мысль о том, что он может совершить ошибку, давит на него. Он должен практиковать смелость, потому что суть добродетели благоразумия не в обдумывании, а в решении. Благоразумие — это не осторожное бездействие, а разумное действие.

Стойкость

Сопротивление не вызов для флегматика: у него есть железная воля, хотя и не проявленная. Он терпелив в трудных ситуациях. Он постоянен и настойчив. Однако сила духа — это не просто сопротивление. Это еще и наглость. Ему трудно проявить смелость, потому что ему комфортно с рутиной и статус-кво, и он дрожит при мысли об ошибке.

Самообладание

Флегматик легко контролирует свои страсти, потому что их интенсивность ограничена. Однако он должен стимулировать свои благородные страсти и преодолевать страх перед конфликтными ситуациями. Любя мир (у него это не составляет труда), он также должен быть готов пожертвовать им ради более высокой ценности.

Справедливость

Флегматику легко быть просто из-за его глубокого чувства долга. Однако, чтобы построить общее благо, он должен научиться преодолевать свою апатию.

Великодушие

Великодушие — настоящий вызов для флегматика: он должен научиться мечтать, развить чувство собственного достоинства, раскрыть и утвердить свои таланты. Он должен развивать свою способность к действию, а также к созерцанию. Флегматик прежде всего нуждается в великодушии: в этом его вызов.

Смирение

Флегматик любит служить. Однако он должен научиться раскрывать свои таланты и заставить их приносить плоды, чтобы эффективно служить другим.

Смеси темпераментов и тесты темпераментов

Темпераменты обычно не бывают «чистыми». У человека обычно бывает смесь двух, в которой одна доминирует, а другая второстепенна. Таким образом, вторичный темперамент может помочь компенсировать определенные дефекты первичного темперамента. Например, человек с холерическим первичным темпераментом, обладающий меланхолическим вторичным темпераментом, с большей вероятностью будет практиковать осмотрительность (благоразумие), чем человек, стопроцентный холерик. Точно так же человек, который преимущественно меланхолик, но имеет вторичную черту холерика, будет более склонен к принятию решений (благоразумию), чем если бы он был 100% меланхоликом.

Вторичный темперамент

Вторичный темперамент может помочь справиться с проблемой личной добродетели. Например, сангвиникам/флегматикам или сангвиникам/холерикам будет легче тренировать выносливость, чем если бы они были 100% сангвиниками. Если вы флегматик/сангвиник или флегматик/меланхолик, вам будет легче практиковать великодушие, чем если вы стопроцентный флегматик. Меланхолику/холерику будет легче практиковать смелость, чем просто меланхолику. Холерику/сангвинику будет легче практиковать смирение, чем стопроцентному холерику.

Специалисты часто указывают, что холерик/флегматик и меланхолик/сангвиник являются невозможными сочетаниями. Кроме того, иногда кажется, что человек обладает смесью четырех основных темпераментов; это, однако, ошибочное впечатление, хотя оно, вероятно, и отражает что-то положительное: это значит, что человек развил свой характер, строя добродетели на своем темпераменте.

В книгах и на сайтах есть множество тестов на темперамент. Мы предлагаем следующий: Тест Алекса Хаварда, узнай, как ты.

Отвечая на вопросы теста темперамента, не бойтесь результата. Помните, что дело не в характере, а в темпераменте. Речь идет о нашей первичной реакции, физиологической реакции на внешний раздражитель. Чем лучше мы выявим этот тип реакции, тем точнее будут результаты анализов.

Возможные вопросы для диалога о темпераментах
  1. Как мы могли бы помочь людям в работе по формированию узнать свой темперамент и с благодарностью увидеть свои возможности? Разве знание своего темперамента и разговоры о нем не помогут людям быть проще, позволить быть известными такими, какие они есть?
  2. Чем объяснить, что это не предполагает детерминистского видения человека и что главное — выковать свой характер? Как мы можем помочь противостоять некоторым негативным тенденциям темперамента, ободряющим образом, устанавливая достижимые цели?
  3. В прошлом слово «характер» часто использовалось для обозначения темперамента.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts