Темперамент и характер: Понятие темперамента — Logoprofy.ru

Содержание

Темперамент и характер — презентация онлайн

Похожие презентации:

Психология личности. Темперамент

Темперамент и характер

Темперамент и характер

Темперамент

Темперамент. Типы темпераментов и их психологическая характеристика

Темперамент. Основные учения о темпераменте

Темперамент. Характер. Способности

Темперамент и характер. Лекция 6

Темперамент Характер

Темперамент и характер

1. Темперамент и характер

2. Общее понятие о темпераменте и его проявлениях

Темперамент – устойчивые индивидуальные
особенности, определяющие динамические
характеристики психической деятельности
Сферы проявления темперамента:
Моторная сфера (темп, быстрота, ритм и общее
количество движений)
Эмоциональность (сила и скорость протекания
эмоциональных процессов, тон настроения)
Общая активность (энергичность,
стремительность, мобилизация волевого усилия и др.)

3.

Психологическое описание темпераментовсангвиник
холерик
флегматик
меланхолик

4. Определить темперамент

5. Системы объяснения темперамента: гуморальная концепция темперамента

Темперамент (от греч.
«красис») – смешение частей
Люди различаются
соотношением четырех
основных «соков» жизни:
Гиппократ
(~460-377 г. до н.э.)
кровь
слизь (лимфа)
желтая желчь
черная желчь

6. Гуморальная концепция темперамента

Типология темпераментов:
Сангвиник – кровь
Флегматик – слизь
Холерик – желтая желчь
Меланхолик – черная желчь
Устойчивая связь: тело –
психика
Сангвиники веселы и
беззаботны
Флегматики равнодушны и вялы
Холерики раздражительны и
гневливы
Клавдий Гален
(131-200 г. н.э.)
Меланхолики мрачны и пугливы

7. Системы объяснения темперамента: конституциональная Типы телосложения по Э. Кречмеру

Пикнический
Лептосомный
Атлетический

8.

Системы объяснения темперамента: конституциональнаяТип
телосложения
Темперамент
Лептосомный
(астенический)
Шизотимичекий:
Пикнический
Эрнст Кречмер
(1888 –1964)
Атлетический
«холодные властные
натуры»
«идеалисты мечтатели»
«сухари»
«безвольные»
Циклотимический:
«веселые болтуны»
«спокойные юмористы»
«сентиментальные
тихони»
«беспечные любители
жизни»
«активные практики»
Иксотимический

9. Соматотипы (У. Шелдон)

10. Системы объяснения темперамента: конституциональная (2)

У. Шелдон (1899-1977)
Соматотип
Темперамент
Эндоморфный
Висцеротония: общительность, дружелюбие, жажда
Мезоморфный
Соматотония: уверенность в осанке и движениях,
Эктоморфный
Церебротония: скованность в осанке, скрытность,
похвалы, любовь к комфорту, расслабленность в осанке
и движениях, легкость выражения чувств, тяга к людям
в тяжелую минуту, общительность и расслабленность в
состоянии опьянения
энергичность, любовь к приключениям и риску,
стремление к власти, скрытность в чувствах,
безразличие, тяга к действиям в тяжелую минуту,
агрессивность и самодовольство в состоянии опьянения
необщительность, быстрое реагирование на новую
информацию, повышенный уровень тревожности, тяга к
одиночеству в тяжелую минуту, устойчивость к
действию алкоголя

11.

Системы объяснения темперамента: концепция свойств и типов высшей нервной деятельности (И.П. Павлов)Три свойства нервной
системы:
Сила – способность
нервной системы
выдерживать сильные
нагрузки
Уравновешенность –
соотношение между
процессами возбуждения и
торможения
И.П. Павлов (1849 – 1936)
Подвижность –
быстрота смены процессов
возбуждения и торможения

12. Тип высшей нервной деятельности

Тип высшей нервной деятельности (ВНД) –
сочетание основных свойств нервной системы
Слабый
Безудержный
Живой
Инертный

13. Критика И.П. Павлова

Различение генотипа и фенотипа (И.П. Павлов)
Работы Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына
(новое направление – дифференциальная психофизиология)
Почему 4 типа ВНД?
Проблема существования общих свойств нервной
системы
Новые свойства нервной системы:
Лабильность – скорость возникновения и
прекращения нервного процесса
Динамичность – легкость генерализации нервного
процесса

14.

Современное состояние проблемы темпераментаВ.С. Мерлин (1892-1982): интегральная теория
индивидуальности
Уровни в структуре индивидуальности:
1) биохимический 2) соматический 3) нейродинамический
(свойства нервной системы) 4) психодинамический
(темперамент) 5) свойства личности 6) социальные роли
Свойства темперамента:
экстраверсия/интроверсия
психодинамическая тревожность
реактивность
активность
эмоциональная возбудимость
ригидность/пластичность
сензитивность

15. Индивидуальный стиль деятельности (В.С. Мерлин, Е.А. Климов)

Индивидуальный стиль деятельности –
устойчивая система приемов и способов
деятельности, обусловленная типологическими
свойствами нервной системы человека и
являющаяся средством эффективного
приспособления к объективным требованиям
Маскировка темперамента – проявления,
замещающие в определенной обстановке
индивидуальные особенности темперамента

16. Первые проявления индивидуальности (А.

Томас, С. Чесс)9 параметров:
Уровень активности
Ритмичность, регулярность
Приближение или удаление
Адаптивность
Интенсивность реакций
Порог реактивности
Настроение, т.е. соотношение радостного и безрадостного
состояний
Отвлекаемость
Длительность внимания и настойчивость
Классификация темпераментов:
«Легкий» темперамент (40%)
«Трудный» темперамент (10%)
«Неторопливые» («вялый ребенок») (15%)
«Непостоянные» (35%)

17. Общее представление о характере

Понятие «характер» — различные орудия для
вырезания, гравировки, инструменты для штамповки,
чеканки. Характер – сама метка, штамп, оттиск, отпечаток.
Характер – специфические черты лица. Характер –
индивидуальное своеобразие черт человека
А. Феофраст (Теофраст) [~370-287 до н.э.] «Этические
характеры» («Характеристики»): грубиян, трус, скряга,
льстец, глупец, недоверчивый, гордец, болтун и др.(30)
Характерология как наука, изучающая целостный и
устойчивый
человека
индивидуальный
склад
душевной
жизни
Термин введен философом Ю. Банзеном — «Очерки по
характерологии», (1867)
Начало ХХ века – типологии характеров: Л. Клагес, К. Юнг,
Э. Кречмер, А. Ф. Лазурский и др.

18. Темперамент – характер – личность

Характер – совокупность устойчивых психических
особенностей человека, определяющих типичные для
данного субъекта способы поведения и эмоционального
реагирования в определенных жизненных условиях и
обстоятельствах
Характер и темперамент различаются по параметрам:
1)
2)
3)
4)
врожденность
устойчивость
формально-динамическая или содержательная характеристика
проявляется в любых или определенных ситуациях
Характер и личность:
Характер определяет КАК действует человек; личность
– то РАДИ ЧЕГО он действует

19. Подходы к проблеме характера

Статический – характер трактуется как неизменный
набор основных черт безотносительно к анализу их
формирования и развития (Э. Кречмер, У. Шелдон,
К. Леонгард, А.Е. Личко и др. )
Динамический – черты характера рассматриваются
в динамике их становления (З. Фрейд, А. Адлер,
Э. Фромм и др.)

20. Проблема акцентуаций характера

Акцентуации характера – крайние варианты нормы,
при которых отдельные черты характера чрезмерно
усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная
уязвимость к определенного рода психогенным
воздействиям при хорошей устойчивости к другим
Критерии психопатий:
— стабильность во времени
— тотальность проявлений
— социальная дезадаптация

21. Акцентуации характера по А.Е. Личко

1.
Гипертимный
2.
Циклоидный
3.
Лабильный
4.
Астено-невротический
5.
Сенситивный
6.
Психастенический
7.
Шизоидный
8.
Эпилептоидный
9.
Истероидный
10.
Неустойчивый
11.
Конформный

22. Социальные типы характера (Э.Фромм)

Ориентация
Вид
межличностных
отношений)
Черты характера
Рецептивная
Мазохистский
(зависимость)
Пассивность, неспособность
отказать другим, оптимизм,
дружелюбие, отзывчивость
Эксплуататорская
Садистический
(авторитарность)
Подозрительность, цинизм,
зависть, ревность. Все
получить, взять от других
Накопительская
Деструктивный
(нахрапистость)
Бережливость, упрямство,
педантичность, аккуратность,
пунктуальность
Рыночная
Равнодушный
(благовидность)
Личность как товар. Не умеют
распоряжаться своей судьбой.
Чувство опустошенности и
беспокойства
Продуктивная
ориентация
Любящий,
разумный
Независимость, развитие
возможностей творчества и
любви, самоуважение

23. Спасибо!

English     Русский Правила

Статьи :: Темперамент и характер.

Если вы не можете найти общий язык со своим ребенком, попробуйте определить его темперамент. Выстраивать отношения с малышом наверняка станет немного легче. Коммуникабельные и не очень, спокойные и шумные – все дети разные. Взрослые привыкли объяснять их поведение воспитанием, наследственностью, влиянием окружения. Однако настоящие причины формирования характера лежат гораздо глубже.

Личность, прежде всего, строится на темпераменте. Это врожденная характеристика, которую невозможно изменить. Но немного подкорректировать в нужную сторону – вполне реально.

Сангвиник.

Подвижный и общительный ребенок, у которого не бывает проблем с адаптацией в коллективе. На площадке он всегда собирает детей вокруг себя, придумывает новые игры, часто выступает в роли лидера. Сангвинику трудно дается организованность и аккуратность. Ему тяжело соблюдать порядок, причем не только в своей комнате, но и в мыслях. Эти дети постоянно увлекаются чем-то новым, но редко доводят что-либо до конца. Они легко разочаровываются в друзьях, зато умеют быстро находить себе новых приятелей.

Как помочь?

Приучайте малыша к порядку с самого раннего возраста. Нельзя просто поставить перед ребенком задачу, необходимо дать ему пошаговую инструкцию – где и что должно лежать в детской. Сангвинику будут полезны рисование, рукоделие, занятия с песком, лепка, создание игрушек из природных материалов. Запишите его в театральную студию – природный артистизм лучше проявлять на сцене, чем в жизни.

Холерик.

Яркий пример такого типа темперамента – главная героиня мультфильма «Маша и Медведь». Такие дети очень любознательны, активны, подвижны. У них слабо развито чувство страха, они вспыльчивы и конфликтны. Ребенку сложно управлять своими эмоциями, он может затеять драку на площадке из-за пустяка. Это особенность нервной системы холерика.

Как помочь?

Учите малыша считать до десяти, прежде чем что-либо сказать или сделать. Объясняйте, что зло нужно сбрасывать не на людях, а на игрушках или на мягкой мебели. Холерику будут полезны командные виды спорта. Волейбол, футбол или баскетбол научат работать в коллективе и считаться с мнением других, одновременно удовлетворяя природную потребность в лидерстве.

Флегматик.

Эти дети все делают вдумчиво, медленно и основательно. Им несвойственно закатывать истерики, они малоэмоциональны. Ваш малыш предпочитает тихие игры, ему комфортнее быть одному, чем в коллективе. Интересно, что флегматик может долго играть с одной и той же игрушкой, обследуя и изучая ее со всех сторон.

Как помочь?

Не стоит «ломать» ребенка, отдавая его в командный спорт. Подберите спокойную секцию, где не нужно много общаться и взаимодействовать с другими: шахматы, плавание, теннис. Не ругайте малыша за медлительность – так вы только понизите его самооценку. Флегматику жизненно необходимы похвала, одобрение, участие. На прогулке рассказывайте ребенку про растения, явления природы, окружающий мир. Ему наверняка понравится копаться в земле, сажать цветы на клумбе, строить замки из песка.

Меланхолик.

Послушные, застенчивые, усидчивые дети. В садике ребенок не отходит от воспитателя, дома предпочитает держаться возле мамы. Если с кем-то играет, то только с одним или двумя приятелями. Этот малыш отзывчив, проявляет милосердие, умеет понимать и чувствовать людей. Всегда доводит начатое дело до конца.

Как помочь?

Старайтесь чаще обнимать и целовать ребенка – ему необходим тактильный контакт. Напоминайте крохе, как он важен для вас, как сильно вы его любите. Не жалейте добрых слов, ведь меланхолик очень в них нуждается. У таких детей часто есть склонность к занятиям творчеством, поэтому попробуйте отдать малыша на музыку, рисование, бисероплетение. Необходимо развивать в ребенке чувство уверенности в себе. Учите его общаться с людьми. Для начала проигрывайте обычные жизненные ситуации на игрушках, а уже потом – на детской площадке или в саду.

Помните, что темперамент не может быть плохим или хорошим. Ко всему прочему, чистые типы встречаются крайне редко. У большинства людей перемешаны два-три, а иногда и все четыре типа темперамента. С возрастом проявление какого-то одного типа может доминировать над другими. В любом случае, есть конкретный ребенок, и вам необходимо постараться найти с ним общий язык, исходя из его личных качеств.

 

Инвентаризация темперамента и характера — The Behavioral Scientist

Что такое Инвентаризация темперамента и характера?

Опросник темперамента и характера (TCI) — это инструмент психологической оценки, разработанный психиатром Робертом Клонингером и его коллегами в начале 1990-х годов. В основе ТКИ лежит психобиологическая модель личности, в которой различают два основных компонента: темперамент и характер. Темперамент относится к автоматическим эмоциональным реакциям и привычкам, которые считаются генетически детерминированными, в то время как характер отражает самосознательные, целенаправленные и добровольные аспекты личности, на которые влияют факторы окружающей среды и личный опыт. TCI состоит примерно из 240 пунктов, оценивающих семь параметров: четыре параметра темперамента (поиск новизны, избегание вреда, зависимость от вознаграждения и настойчивость) и три параметра характера (самонаправленность, сотрудничество и самопревосхождение).

Как используется Инвентарь Темперамента и Характера?

  • Психопатологические исследования

    TCI часто используется в исследованиях для изучения взаимосвязей между личностными чертами и различными психическими расстройствами, такими как депрессия, тревога и расстройства личности, а также для изучения потенциальных биологических факторов и факторов окружающей среды, лежащих в основе этих ассоциаций.

  • Клиническая оценка и планирование лечения

    Клиницисты могут использовать TCI для оценки личностных качеств и стилей своих клиентов, что может дать ценную информацию для адаптации терапевтических вмешательств и разработки индивидуальных планов лечения.

  • Исследования личности

    Исследователи используют TCI для изучения структуры и динамики личности, а также для изучения взаимосвязей между чертами личности и различными психологическими, социальными последствиями и последствиями для здоровья.

  • Профессиональные и организационные приложения

    TCI можно использовать в организациях для оценки личностных качеств кандидатов на работу или сотрудников, облегчая отбор персонала, создание команды и инициативы по развитию лидерских качеств.

Недостатки и критические замечания описи темперамента и характера

  • Длина и время администрирования

    TCI относительно объемный, содержит около 240 пунктов, что может потребовать много времени для администрирования и заполнения. Это может привести к утомлению респондентов и повлиять на качество ответов.

  • Предвзятость самоотчета

    Как и в случае других показателей самоотчета, TCI может быть восприимчив к социальной желательности и предвзятости самопрезентации, когда респонденты могут быть склонны отвечать таким образом, который представляет их в благоприятном свете, а не обеспечивает точное отражение их истинных личностных качеств.

  • Культурные и демографические соображения

    Некоторые критики утверждают, что TCI может не быть универсально применимым к различным культурным и демографическим группам и что может потребоваться дальнейшая адаптация и проверка для обеспечения его актуальности и точности для различных групп населения.

  • Сравнение с другими моделями личности

    TCI подвергалась критике за несоответствие другим общепринятым моделям личности, таким как пятифакторная модель (FFM). Это может затруднить сравнение результатов и интеграцию результатов исследований с использованием различных инструментов оценки личности.

Связанные термины науки о поведении

Инвентаризация темперамента и характера (TCI) – исследования личности

Пилконис, Пол (2018) Опросник темперамента и характера (TCI) — Исследования личности. [Набор данных] (Неопубликовано)

Архив (SPSS SAV) (Interpersonal Functioning_TCI_final)
Данные
Доступно по лицензии Creative Commons Attribution No Derivatives.
Скачать (22kB)
    Microsoft Word (Межличностное функционирование_TCI_codebook)
    Документация
    Доступно по лицензии Creative Commons Attribution No Derivatives.
    Скачать (20kB)
      Архив (SPSS SAV) (Screening_TCI_240_final)
      Данные
      Доступно по лицензии Creative Commons Attribution No Derivatives.
      Скачать (390kB)
        Microsoft Word (Screening_TCI 240_codebook)
        Документация
        Доступно по лицензии Creative Commons Attribution No Derivatives.
        Скачать (29kB)
          Архив (SPSS SAV) (Screening_TCI 240_final_Significant Other)
          Данные
          Доступно по лицензии Creative Commons Attribution No Derivatives.
          Скачать (143kB)
            Microsoft Word (Screening_TCI 240-SO_codebook)
            Документация
            Доступно по лицензии Creative Commons Attribution No Derivatives.
            Скачать (31kB)
              Архив (SPSS SAV) (Screening_TCI44_final)
              Данные
              Доступно по лицензии Creative Commons Attribution No Derivatives.
              Скачать (59kB)
                Microsoft Word (Screening_TCI 44_codebook)
                Документация
                Доступно по лицензии Creative Commons Attribution No Derivatives.
                Скачать (20kB)

                  Abstract

                  Это представление содержит данные и кодовые книги из нескольких исследований личности, проведенных в 1990-2017 гг., организованных по инструментам оценки. Для получения демографической информации об участниках исследования, пожалуйста, обратитесь к Анкете справочной информации (BIQ) — Личностные исследования (http://d-scholarship. pitt.edu/id/eprint/35424).

                  Исследования:

                  1. Скрининг расстройств личности («Скрининг»)
                  2. Межличностное функционирование при пограничной личности («Межличностное функционирование»)

                  Описание:

                  (из Morse & Pilkonis 2007): The Temperament and Character Inventory (Cloninger) et al., 1994) представляет собой анкету из 226 вопросов, позволяющую оценить семь аспектов личности. Поиск новизны, избегание вреда, зависимость от вознаграждения и настойчивость считаются параметрами темперамента, тогда как самонаправленность, сотрудничество и самопреодоление считаются параметрами характера.

                  Примечания к данным: Для каждого исследования использовались разные версии.

                  Надежность:

                  (из Morse & Pilkonis, 2007): Надежность повторного тестирования составила 0,85 (M = 25,7 при скрининге, SD = 9,2 и 28,1 при опросе, SD = 9,2)

                  (из Cloninger, Svrakic, & Przybeck, 1993): внутренняя согласованность составных шкал была высокой: от 0,76 до 0,87 для шкал темперамента и от 0,84 до 0,89 для шкал характеров. (В этой статье представлены альфа-каналы Кронбаха для каждой составной шкалы, а также для каждой отдельной шкалы).

                  Ссылки:

                  Cloninger, CR.; Пшибек, Т .; Свракич, ДМ .; Ветцель, Р. Инвентарь темперамента и характера (TCI): руководство по его разработке и использованию. Сент-Луис, Миссури: 1994. Неопубликованная рукопись

                  Cloninger CR, Svrakic DM, Przybeck TR. Психобиологическая модель темперамента и характера. Арх генерал психиатрия. 1993;50(12):975-990.

                  Морс, Дж.К. и Пилконис, П.А. (2007). Скрининг расстройств личности. Журнал расстройств личности, 21 (2), 179-198.

                  Свракич, Д.М., Уайтхед, К., Пшибек, Т.Р., и Клонингер, К.Р. (1993). Дифференциальная диагностика расстройств личности по семифакторной модели темперамента и характера. Архив общей психиатрии, 50(12), 991-999.


                  Поделиться

                  Цитата/Экспорт: Выберите формат… Цитирование — TextCitation — HTMLEndnoteBibTexDublin CoreOpenURLMARC (ISO 2709)METSMODSEP3 XMLReference ManagerRefer
                  Социальные сети:

                  Поделиться |


                  Детали

                  Тип товара: Набор данных
                  Статус: Неопубликовано
                  Создатели/авторы: 9008 3
                  Создатели Электронная почта Питт Имя пользователя ORCID
                  Пилконис, Пол pap1@pitt. edu pap1 0000-0003-1075-0617
                  Дата: 17 октября 2018 г.
                  Школы и программы:
                  Медицинский факультет > Психиатрия
                  Связанные URL:
                  Спонсоры: НИМХ
                  Тип данных: База данных
                  Правообладатели: Нет
                  Дата депонирования: 17 окт. 2018 18:11
                  Последнее изменение: 18 дек. 2018 20:59
                  URI: http://d-scholarship.

                  About the Author

                  Добавить комментарий

                  Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

                  Related Posts