Темперамент и характер в психологии: Понятие характера и темперамента — Logoprofy.ru

Содержание

что это такое и какие его свойства? Классический тест

С юных лет нам знакомо понятие темперамента. Точнее даже не его определение, а разделение людей на сангвиников, меланхоликов, холериков, флегматиков. Но актуален ли такой подход в ХХІ веке? Что такое темперамент? Появились ли более современные классификации? Насколько справедливо утверждать, что темперамент – это основа нашего поведения? Что дает знание своего темперамента или понимание того, какой темперамент у собеседника? Можно ли изменить жизнь, если разобраться в этом вопросе?

Что такое темперамент?

Темперамент — это стойкая характеристика личности, определяющая ее жизненную активность и связанная с типом высшей нервной деятельности. В отличие от характера, который формируется и изменяется в течение жизни, темперамент человека закладывается еще до рождения. Он обусловлен наследственными факторами. Поэтому ошибкой будет полагать, что темперамент и характер – одно и то же. Они безусловно взаимосвязаны, но не идентичны. Характер развивается под влиянием темперамента, но еще зависит от воспитания, жизненного опыта.

Пройти тест на темперамент

Слухи о том, что темперамент личности меняется, вызваны неправильным пониманием принадлежности человека к тому или иному психологическому типу. Чистые темпераменты обнаруживаются не так часто. В основном они сочетаются, просто степень их проявления зависит от влияния внешних и внутренних факторов. Например, человек с ярко выраженными свойствами сангвиника, по стечению обстоятельств начинает себя вести как холерик. Кто-то решит, что темперамент изменился. На самом деле, у этого человека были задатки обоих типов темперамента. Просто прослеживался акцент в сторону манеры поведения сангвиника, который сменился импульсивностью холерика.

Типы темперамента

Разделение людей на базовые типы темперамента было сделано еще во времена древних греков. Впервые представления о существовании четырех групп людей сформировал Гиппократ, который выделил сангвиников (весельчаки), меланхоликов (плаксы), холериков (скандалисты), флегматиков (пофигисты). Спустя полтысячелетия его идеи были доработаны Галеном. Учение оказалось настолько удачным, что предложенная ними классификация существует до сих пор.

Характеристики темперамента объяснялись доминированием одного из четырех «жизненных соков». У сангвиников преобладает кровь (сангуа), наделяющая их энергией и весельем. Меланхолики находятся под властью «черной желчи» (мелэне холе), вселяющей чувство грусти и страха. Холерикам затуманивает разум желчь (холе), из-за которой они не могут контролировать порывы гнева. Флегматиками руководит «мокрота» (флегма), успокаивающая и замедляющая их.

Несмотря на то, что такая классификация темпераментов создана давно, не претерпела она существенных изменений даже сейчас. Хотя регулярно предпринимаются попытки обновить наши представления о том, что такое темперамент. Психология развивается, вместе с ней не стоят на месте ключевые постулаты этой науки.

Современные теории темперамента

Четыре базовых типа – это одна из классификаций темперамента. Хотя, стоит отдать должное грекам – самая популярная. Свою лепту в изучение темперамента внесли Карл Густав Юнг, Ганс Юрген Айзенк, Иван Петрович Павлов, Борис Михайлович Теплов и др.

Темперамент по Павлову определяется посредством понимания типа нервной системы. Ученый выделил три основных критерия, позволяющих идентифицировать темперамент. Это сила, подвижность, уравновешенность. Он сопоставил свое учение с классификацией Гиппократа, охарактеризовав известные темпераменты:

  • Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный;
  • Холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный;
  • Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный;
  • Меланхолик – слабый тип.

Павлов доработал имеющуюся структуру, дополнив ее данными из области физиологии высшей нервной деятельности.

Другой советский психолог Борис Теплов по-своему описывал темперамент, определение которого включало динамические характеристики протекания психических процессов. Их силу, а также скорость возникновения, изменения, прекращения.

Карл Юнг в своих работах объединил темперамент и личность, применив понятия интроверсии и экстраверсии. Он взял за основу стремление человека к коммуникации, либо ориентацию на свой внутренний мир. Также Юнг детально изучил влияние на темперамент каждой из основных психологических функций: ощущения, чувства, мышления, интуиции. Вообще Карл Юнг пошел дальше и сделал разделение на 8 психотипов личности. Узнать свой можно с помощью теста.

Пройти тест на тип личности

Одну из самых популярных систем, описывающих типологию личности создал Ганс Айзенк. Темперамент, согласно его представлений, помимо экстраверсии и интроверсии, зависит от эмоциональной устойчивости индивидуума. Собрав воедино всю информацию о темпераменте, которая имелась на тот момент, он предложил уникальную методику тестирования личности. Этот подход был назван в честь автора – тест на темперамент по Айзенку. Он позволяет с высокой точностью определить тип темперамента, степень его выраженности в человеке.

Свойства темперамента

Темперамент в психологии рассматривается самым пристальным образом. Чтобы было легче охарактеризовать его типы, учеными проанализировано такие свойства:

  • Активность – настойчивость и энергичность личности в достижении поставленных целей;
  • Реактивность – уровень непроизвольности (пассивности) человека и его реакций;
  • Соотношение активности и реактивности – показатель, определяющий уровень осознанности человеком собственной роли в жизни;
  • Экстраверсия – взаимодействие с миром;
  • Интроверсия – акцент на «погружение» в самого себя;
  • Пластичность – способность индивидуума приспосабливаться к внешним изменениям;
  • Ригидность – сниженные адаптационные возможности человека;
  • Сензитивность – наименьшая пороговая величина воздействия, способная вызвать ответную психическую реакцию;
  • Эмоциональная возбудимость – подобное свойство, только проявляющееся на эмоциональном уровне;
  • Темп реакции – скорость протекания психических процессов и реакций организма, включая мимику, жесты, динамику речи.

Характеристика темперамента формируется на основе анализа всех его свойств. Например, флегматики отличаются доминированием интроверсии, повышенной ригидностью и реактивностью, им свойственна пониженная эмоциональная возбудимость, а также темп реакций. Ответную психическую реакцию со стороны флегматика удастся вызвать только приложив ощутимое воздействие, что определяется его «непробиваемой» сенситивностью.

Пройти тест: интроверт или экстраверт?

Зачем определять темперамент?

Понимание собственного темперамента заметно облегчает жизнь человеку. Ему становится намного проще искать работу, заводить новые знакомства или строить отношения. Не зная самого себя, человек рискует потеряться в этом мире, не найти свой жизненный путь.

Есть люди, которые утверждают, что темперамент – это психология, вот пусть ученые ним и занимаются. Они однозначно ошибаются, уводя в заблуждение других. Человек самостоятельно может разобраться в вопросе определения своего темперамента. И, прочитав пару тематических статей, понять, что делать с полученной информацией дальше.

Важно разбираться и в темпераменте собеседника, ведь от этого зависит качество диалога, понимание того направления, куда разговор может завести. Бесполезно «грузить» флегматика, подначивать меланхолика, провоцировать холерика, ныть перед сангвиником. К каждому типажу свой подход, и чем раньше он будет найден, тем больше шансов на успешное развитие общения. А поскольку в обществе роль коммуникаций переоценить сложно, то умение выстраивать диалог – одно из важнейших в любом возрасте и социальной среде.

Темперамент уже очень давно очень популярная тема. Причем справедливо данное утверждение и среди ученых, и среди рядовых обывателей. Просто далеко не все люди знают, чем им поможет понимание своего темперамента. В данной публикации мы ответили на многие вопросы. Актуализировали знания о четырех базовых типах темперамента. Больше информации можно найти в тематических статьях на нашем сайте, где детально рассмотрены все разновидности темперамента. В них содержатся основные признаки каждого из типов, советы по применению этих знаний для построения карьеры и личной жизни

Пройти тест на характер человека

А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев. Темперамент и характер: Psychology OnLine.Net

А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев. Темперамент и характер
Добавлено Psychology OnLine.Net
4.04.2009

Вопрос о взаимоотношениях темперамента и характера ставился многими психологами.

Все имеющиеся высказывания по проблеме взаимоотношений темперамента и характера крайне разнообразны, но при тщательном анализе их можно объединить в четыре следующие основные группы: 1) отождествление темперамента и характера, 2) противопоставление темперамента характеру, установление антагонистических отношений между ними, 3) признание темперамента элементом характера, 4) признание темперамента основной природой характера.

Выразителями первого рода мнений можно назвать Ружицкого и Кречмера.

Кречмер, выводя темперамент из особенностей телесной конституции, по существу отождествлял его с характером личности. Высокие социальные качества он отбрасывает совсем и характер, личность сводит к элементарным конституциональным биологическим особенностям. Конечно, в психологической литературе показаны биологические ошибки Кречмера и его несостоятельность.

Точка зрения второго рода выражена психологами Викторовым и Вирениусом…

П. Викторов пишет, что темперамент представляет собой врожденную первичную реакцию личности, в то время как характер есть проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции.

Между первичной реакцией, образующей «первичную индивидуальность», и вторичной реакцией, или «вторичной индивидуальностью», возникает антагонизм. Образующаяся в опыте жизни вторая реакция тормозит проявление врожденной реакции. Отсюда Викторов делает вывод, что «характер и темперамент являются как бы антагонистами друг другу» [1, с. 11].

Из советских психологов отчасти приближается к этой позиции Н. Д. Левитов, который считает, что темперамент не входит в характер и что этот последний находится в антагонистических отношениях с темпераментом и что развитие личности совершается по пути «преодоления темперамента характером, преобразования темперамента под влиянием характера» и т. п. Личность как бы, раздваивается, и отдельные ее свойства как бы противопоставляются. При этом характер «может входить в конфликт с темпераментом» [3].

Ошибка сторонников этой теории состоит в том, что, намечая две ступени развития личности или две основы личности, они только противопоставляют их, упуская из виду их единство.

Выразители третьего рода теорий (Кейра, Гундобин, Городецкий, Гобчанский, М. Рубинштейн и др.) рассматривают темперамент как необходимый элемент, как ядро характера, как его неизменную часть, в отличие самого характера как изменяющейся категории.

Наконец, сторонники четвертого взгляда по взаимоотношениям темперамента и характера (Румянцев, Л. С. Выготский, Е. П. Ересь, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, К. Н. Корнилов и др.) рассматривают темперамент как врожденную основу характера, как динамическую сторону характера и личности.

Так, Л. С. Выготский считал, что «темперамент есть наличная предпосылка и характер — конечный результат воспитательного процесса» [2].

С. Л. Рубинштейн указывает, что темперамент образует «основу свойств характера» [7].

Однако ни представления о темпераменте, ни его генетическая связь с характером не были ясны до создания И. П. Павловым учения о высшей нервной деятельности.

Как видно из приведенных ссылок, темперамент сводится упомянутыми психологами к сфере чувств, и главным образом к двум их качествам — силе и быстроте. Такое понимание темперамента не вполне совпадает с павловским учением о типах нервной деятельности и темпераментах.

Многие советские психологи [6, с. 428] связывают темперамент «прежде всего с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их — с другой». Аналогичное понимание мы находим в «Психологии» Б. М. Теплова [8, с. 39]. По его мнению, тип, темперамент проявляются: 1) в эмоциональной возбудимости; 2) в сильном выражении чувствования; 3) в быстроте движений.

В действительности же основной тип нервной деятельности, темперамент сказываются на динамике протекания не только эмоциональных, но и мыслительных, волевых и прочих процессов.

Темперамент, в павловском понимании, есть не что иное, как наиболее общая характеристика высшей нервной деятельности, выражающая основные природные свойства нервной деятельности.

Холерический темперамент представляет собой сильный неуравновешенный и явно боевой тип, легко и скоро раздражающийся. У холериков можно также отметить цикличность в деятельности и переживаниях. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной деятельности. И. П. Павлов так объясняет это: «Когда у сильного человека нет такого равновесия, то он, увлекшись каким-нибудь делом, чрезмерно налегает на свои средства и силы и в конце концов рвется, истощается больше, чем следует, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу» [5, т. II].

Сангвинический темперамент характеризует сильный, уравновешенный, подвижный тип. «Сангвиник,— по характеристике И. П. Павлова,— горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т. е. постоянное возбуждение, когда же такого дела нет, он становится скучным, вялым» [4, с.

300]. Для сангвиника характерны подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни, он быстро находит контакт с окружающими, а потому общителен, не чувствует скованности при встрече с новыми для него людьми, несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе, не отвлекаться по мелочным поводам; из-за этого он не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методического напряжения (усидчивости, устойчивого внимания и терпения). В коллективе сангвиник весел, жизнерадостен, с охотой берется за живое дело, способен к увлечению. Однако, развивая кипучую деятельность, он может так же быстро остыть, как быстро увлечься чем-нибудь, если дело перестает его интересовать, если оно требует кропотливости, если оно имеет будничный характер.

У сангвиника чувства легко возникают, легко и сменяются. Легкость, с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность стереотипа отражаются также в умственной подвижности сангвиников, обнаруживают некоторую склонность к неустойчивости.

Учитывая наличие у сангвиника наилучших показателей по всем трем основным свойствам нервных процессов — силе, уравновешенности и подвижности, И. П. Павлов этот тип нервной деятельности считает наиболее совершенным.

Флегматичный темперамент относится к сильному уравновешенному инертному типу. «Флегматик — спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни» [4, с. 299]. Благодаря уравновешенности нервных процессов и некоторой инертности их флегматику легко оставаться спокойным даже при трудных обстоятельствах жизни. При наличии сильного торможения, уравновешивающего процесс возбуждения, ему нетрудно сдержаться. Жизненные впечатления, обучение и воспитание оказывают свое влияние на темперамент, изменяют его. Организуя определенным образом жизнь личности, можно качественным образом изменить тонус, динамику и уравновешенность поведения.

Флегматик, рассчитав свои силы, доводит дело до конца. Он ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Флегматику, как говорит И. П. Павлов, «свойствен в известной мере аутизм, но это не аутизм меланхолика. Аутизм здесь — желание экономить силы, попусту не растрачивать силы».

Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность. Инертность сказывается и на косности его стереотипов, трудности его перестройки. Однако это качество, инертность, имеет в то же время и положительное значение, содействует основательности и постоянству личности.

«Меланхолический темперамент,— как пишет И. П. Павлов,— характеризуется слабостью, это явно тормозной тип нервной системы. Для меланхолика, очевидно, каждое явление жизни становится тормозящим его агентом, раз он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем видит и ожидает только плохое, опасное» [5, т. I, с. 191]. И. П. Павлов называет меланхолика аутичным типом и объясняет его аутизм тем, что у него возникает страх перед новой обстановкой, она его тормозит [5, т. 1, с. 191].

Меланхолик застенчив, нерешителен, робок. Однако в спокойной, привычной обстановке меланхолик может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами.

Хотя темперамент, конечно, не может определять отношений личности, ее стремлений и интересов, ее идеалов, т. е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения, характера человека. То, насколько человек проявляет энергию и неутомимость, способность страстно увлекаться, насколько он проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом сказывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека, а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления, воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента — типе высшей нервной деятельности — постепенно ткут узоры. Канва и узор в конечном итоге представляют собой единство — характер, о котором И. П. Павлов говорит как о сплаве типа нервной системы и жизненных влияний, обучения и воспитания, закрепившихся в виде тех или иных способов реагирования.

Отношения личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие для того, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными и государственными требованиями.

Таким образом, изолированно рассматривать темперамент и тем более возводить его в какую-то неизменную форму характера было бы огромной ошибкой.

Темперамент не односторонне и тем более не фатально определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом.

Литература


  1. Викторов П. Учение о личности как нервно-психическом организме. Вып. 1. М., 1887.
  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Изд. 2-е. М.
  3. Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера. М., 1952.
  4. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт. М., 1951.
  5. Павловские среды, т. I, П. М.; Л., 1949.
  6. Психология. Под ред. К. Н. Корнилова, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова. М., 1948.
  7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. М., 1946.
  8. Теплое Б. М. Психология. Учебник для средней школы. М.; Л., 1951.

Опросник темперамента и характера (TCI) как предиктор депрессии среди японских студентов

%PDF-1.6 % 60 0 объект > эндообъект 83 0 объект >поток 2000-11-10T14:22:49Z2010-11-25T17:22:24+09:002010-11-25T17:22:24+09:00PDFlib PLOP 2.0.0p6 (SunOS)/Acrobat Distiller Command 3.0 для Solaris 2.3 и более поздних версий (SPARC)application/pdf

  • Опросник темперамента и характера (TCI) как предикторы депрессии среди японских студентов колледжей
  • 10.1002/1097-4679(200012)56:12<1579::AID-8>3.0.CO;2-K10.1002/(ISSN)1097-46792uuid:d1067306-ecc0-49e2-99dc-a3113e7a3558uuid:a9ab32c0-0d19-4bda- a935-b2afab12e8b6 конечный поток эндообъект 84 0 объект > эндообъект 37 0 объект > эндообъект 36 0 объект > эндообъект 61 0 объект > эндообъект 1 0 объект > эндообъект 4 0 объект > эндообъект 7 0 объект > эндообъект 10 0 объект > эндообъект 17 0 объект > эндообъект 20 0 объект > эндообъект 22 0 объект >поток HWIw8W!n⒛cxdM$}$HEz% p~3x@U ja~`: FEȇGA{Y,»_ŻOh. ||y$* ܮyŝY̼ψw4GNͳQ eÃXdZ۟p%3 I|uNgwר o/$0ͯf{Y- Ds%+D}&S+eM\ӸwXS={+~ ВА9r+N\w|%XAʣ:Y]dJ81BOAaDS;&zqn%9Þ

    [PDF] Личность и ее сложность: исследование шведской версии Описи темперамента и характера

    • ID корпуса: 12040591
     @inproceedings {Brndstrm2009ЛичностьAI,
      title={Личность и ее сложность: исследование шведской версии Описи темперамента и характера},
      автор={Свен Бр{\"а}ndstr{\"о}м},
      год = {2009}
    } 
    • С. Брандстрем
    • Опубликовано в 2009 г.
    • Психология

    В прежние времена описания личности основывались на типологиях, отражающих представление о том, что люди не меняются с течением времени и поэтому имеют стабильный, пожизненный тип личности. Позже эксклюзивно … 

    liu.diva-portal.org

    Исследование психического здоровья и личности шведских студентов-социологов при поступлении в университет

    • М. Газинур, Дж. Рихтер
    • Психология

    • 2014

    Цель состояла в том, чтобы описать личностные характеристики шведских студентов, занимающихся социальной работой, при поступлении на обучение и проанализировать взаимосвязь между личностными чертами, психическим здоровьем и некоторыми…

    Кто становится донором спермы: личностные характеристики в национальной выборке идентифицируемых доноров

    Пожалуйста, ссылайтесь на этот документ как: Sydsjö G, Lampic C, Brändström S, Gudmundsson J, Karlström P, Solensten N, Thurin-Kjellberg A, Skoog Svanberg A. Кто становится донором спермы: характеристики личности в…

    СДВГ и расстройства аутистического спектра у взрослых

    • B. Hofvander
    • Психология, медицина

    • 2009

    развитие черты характера Сотрудничество, причем оба состояния актуальны для психических фенотипов взрослых, но недостаточно изучены.

    Betydelsen av bristande omsorg och травма для человекаlighetsutvecklingen i en grupp unga man dömda for vålds- och sexbrott

    • Катарина Ханссон, Рене Из Мохтара
    • Психология

    • 2012

    Имеются эмпирические данные о том, что детские травмы влияют на возникновение проблем с психическим здоровьем в более позднем возрасте. Целью этого описательного исследования является выявление психосоциального происхождения и…

    ПОКАЗЫВАЕТСЯ 1-10 ИЗ 151 ССЫЛОК

    СОРТИРОВАТЬ ПО Релевантности Наиболее влиятельные документыПоследние даты

    Опросник трехмерной личности: нормативные данные США

    Трехмерный личностный опросник представляет собой самоотчет о личности, измеряющий три основных параметра личности: поиск новизны, избегание вреда и зависимость от вознаграждения. Нормативные…

    Темперамент: психологическая перспектива

    • Ж. Стрелау
    • Психология

    • 1998

    История и понимание концепции темперамента. Инициаторы современных исследований темперамента. Современные теории темперамента. Физиолого-биохимические корреляты…

    Шведские нормативные данные о личности с использованием Описи темперамента и характера.

    Оценка личности: инвентаризация темперамента и характера в кросс-культурном сравнении между Германией, Швецией и США

    • Дж. Рихтер, С. Брэндстрем, Т. Przybeck
    • Психология

    • 1999

    в психологии

  • 1999 9000

    в. В этом исследовании американские, шведские и немецкие версии Опросника темперамента и характера сравнивались на основе выборок из 300 здоровых добровольцев в каждой, которые были тщательно подобраны для…

    Дальнейшее развитие опросника темперамента и характера

    Результаты указывают на межкультурную переносимость параметров темперамента и характера опросника, а также на стабильность и достоверность 7-факторной модели личности, предложенной Клонингером, поддерживаются.

    Иранская (фарси) версия описи темперамента и характера: межкультурное сравнение

    • Дж. Рихтер, С. Брандстрём, Х. Эмами, М. Газинур
    • Психология

      Психологические отчеты

    • 2007

    В выборке из 300 немцев, 300 шведов и 316 иранцев анализ факторной структуры с использованием метода вращения Прокруста показал, что структура личности в целом эквивалентна в разных культурах.

  • About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts