Адаптация это определение в психологии: К вопросу о понятии «адаптация»

Понятие социально-психологической адаптации.

Содержание

Введение

  1. Теоретические подходы к пониманию адаптации

    1. Понятие социально-психологической адаптации.

    2. Проблемы адаптации курсантов-первокурсников.

  2. Эмпирическое исследование социально-психологической адаптации курсантов 1 курса психологического факультета

    1. Организация и методы исследования.

    2. Результаты исследования и их интерпретация.

    3. Выводы

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Успешная адаптация в высшем учебном заведении служит фактором оптимизации жизни и деятельности первокурсников.

Неэффективная адаптация, напротив, приводит к ряду негативных явлений: возникновению у первокурсника отрицательных психических состояний, напряженности отношений внутри коллектива и др.

Наиболее тяжело первокурсники переживают начальный период адаптации. С момента начала обучения первокурсник переживает сложный период адаптации к новой среде, к непривычным условиям труда и быта, новому социальному окружению, специфическим требованиям режима проживания на казарме, комплексу социально-экономических явлений.

Проблема социально-психологической адаптации у студентов первокурсников изучается в рамках различных разделов психологии: социальной психологии, психологии личности и др.

Социально-психологическая адаптация – это сложное явление, связанное с индивидуальными особенностями человека и с позицией личности в обществе. В зарубежной психологии, данную проблему изучали Г. Айзенк, Л. Филипс, Г. Гартман и другие.

1

В отечественной психологии изучению социально-психологической адаптации посвящены исследования А. А. Налчаджяна, Д. А. Андреевой,

А. В. Петровского, И. К. Кряжевой и многих других исследователей.

Данная проблема имеет широкое освещение в научной литературе. Изучение данного феномена поможет увидеть проблемы негативной адаптации первокурсников, что, в свою очередь, может стать перспективой развития психокоррекционных программ для оптимизации процесса адаптации курсантов первого курса. Все это обусловило выбор темы и ее актуальность.

Цель данной курсовой работы – дать характеристику социально-психологической адаптации курсантов.

Объектом исследования является адаптация курсантов 1 курса психологического факультета. Предмет исследования – это особенности социально-психологической адаптации первокурсников.

Для достижения цели и проверки гипотезы в процессе исследования, решались следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие социально-психологической адаптации.

  2. Определить проблемы адаптации курсантов-первокурсников.

  3. Провести исследования на предмет определения особенностей социально-психологической адаптации первокурсников.

  4. Сравнение результатов исследования групп курсантов.

Стоящие перед нами задачи, мы пытались решить с помощью следующих методов:

  • Теоретические методы: анализ научной литературы.

  • Эмпирические методы: диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

  • Методы математической обработки данных: анализ данных первичной статистики.

1. Теоретические подходы к пониманию социально-психологической адаптации

В самом общем виде адаптация – это процесс приспособления человека к условиям внешней и внутренней среды. Понятие адаптации происходит от лат. adapto – приспособляю. Оно заимствовано из биологии и означает прилаживание, приспособление к окружающей среде.

Адаптация — это свойство человека, которое характеризует его устойчивость к условиям среды, выражая уровень приспособленности к ней. Здесь важно видеть взаимный характер адаптации человека и той среды, с которой он вступает в регулярные адаптационные связи. Устойчивая психическая адаптация (адаптированность), уровень психической деятельности, определяющий адекватное заданным условиям среды поведение человека, его эффективное взаимодействие со средой и успешную деятельность без значительного нервно-психического напряжения.

2

В отечественной психологии изучением данного феномена занимался А. А. Налчаджан. Он определяет социальную адаптацию как состояние взаимоотношений личности и группы, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои социогенные потребности и свободно выражает свои творческие способности. 3 В связи с этим автор выделяет нормальную, девиантную и патологическую виды адаптации.

Нормальная адаптация приводит к устойчивой адаптивности личности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений её структуры, а так же без нарушения норм той социальной группы, в которой протекает активность личности.

Девиантная адаптация — это те процессы социальной адаптации личности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей индивида в данной группе при том условии, что ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением.

Патологическая адаптация — это такой социально-психический процесс, который полностью или частично осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию патологических комплексов характера, входящих в состав невротических и психотических синдромов. Патологизирующее поведение, однако, может быть и адаптивным тогда, когда в группе ожидается именно такое поведение, т. е. когда группа имеет патологизированные нормы.

В качестве специфических особенностей социальной адаптации отмечается активное участие сознания, влияние трудовой деятельности человека на среду, активное изменение человеком результатов своей социальной адаптации в соответствии с социальными условиями бытия, а «успешный» характер адаптация носит при сохранении устойчивости объекта, приобретении нового качества в результате изменчивости и развитии адаптивных механизмов.4

Сложным является вопрос о показателях социально-психологической адаптации. В наиболее общем виде такими показателями являются состояние психического здоровья человека и степень биологического воспроизводства определенной этносоциальной группы. Это значит, что показатели адаптации определяют жизнеспособность и выживаемость, как индивида, так и группы. Также отмечаются показатели, связанные с переосмысление ситуации, эффективности решения трудных ситуаций, в том числе в учебной и профессиональной деятельности.

А. В. Петровский выделяет три фазы развития личности при вхождении ее в относительно стабильную социальную сферу: адаптация – индивидуализация — интеграция. В ходе адаптации человек осваивает действующие в группе нормы, усваивает приемы и средства деятельности, которыми владеют все члены группы.5

Субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность, пока он не освоил действующие в группе нормы и ценности, не овладел приемами и средствами деятельности.

Эффективная адаптация достигается индивидом за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий.

Процесс индивидуализации порождается обостряющимися противоречиями между результатами первой фазы «быть как все» и стремлением к максимальной персонализации.

Индивид вынужден искать способы для достижения своей цели, то есть персонализации, мобилизовать для этого все внутренние ресурсы.

Третья фаза — интеграция — характеризуется противоречием между стремлением субъекта и его способностью быть идеально представленным в других, а также потребностью группы принять его индивидуальные качества, соответствующие групповым ценностям.

В процессе интеграции происходит формирование новообразований личности, которые отвечают потребностям группового развития и потребности индивида осуществлять значимый вклад в жизнь группы. Об интеграции можно говорить и в том случае, когда не столько индивид приводит в соответствие свою потребность в персонализации потребностям общности, сколько общность трансформирует свои потребности в соответствии с потребностями индивида, который в этом случае занимает позицию лидера.

Для формирования устойчивой структуры личности необходимо многократное воспроизведение успешной или неуспешной адаптации, индивидуализации и интеграции, что и происходит на протяжении жизни человека, так как он входит не в одну, а во многие группы. Закономерности, открытые и изученные А.В. Петровским, могут рассматриваться как характерные не только для периодов детства и ранней юности, но и для последующего возрастного развития и могут стать основой для периодизации всего развития личности.

С точки зрения развития личности интерес представляют работы А. В. Петровского, который ввел понятие неадаптивности. Это понятие теряет свойственный ему смысл болезненных отклонений от «нормы» и рассматривается как феномен роста и развития возможностей человека. Возникает неадаптивная активность субъекта, которая образует ядро развивающейся личности.

При анализе категорий «адаптивность-неадаптивность» раскрываются тенденции функционирования целеустремленной системы, определяющиеся соответствием-несоответствием между ее целями и достигаемыми результатами в процессе деятельности.6

Адаптивность — это согласование целей и результатов функционирования целеустремленной системы. Неадаптивность — противоречие между целью и результатом активности индивида: намерение не совпадает с деянием, замысел — с воплощением и т.д. Это противоречие — источник существования и развития индивида.7

Следующий ученый, И. К. Кряжева подчеркивает активность личности в процессе социальной адаптации. Она рассматривают социально-психологическую адаптацию как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к правильным соотношениям целей и ценностей личности и группы. Адаптация происходит тогда, когда социальная среда  способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности.8

В описании процесса адаптации фигурируют такие понятия, как «преодоление», «целенаправленность», «развитие индивидуальности», «самоутверждение».

В зависимости от структуры потребностей и мотивов личности формируются следующие типы адаптационного процесса:

— тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную среду;

— тип, определяющийся пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентаций группы.

Д. А. Андреева рассматривает адаптацию и социализацию как единый процесс взаимодействия личности и общества. При этом адаптация выражает приспособление человека к новой для него предметной деятельности, являясь условием социализации, понимаемой как процесс становле­ния личности.9

Социальная адаптация, определяется как процесс приспособления личности к существующим общественным отношениям, нормам, ценностям, традициям общества, в котором человек действует и живет.

Адаптация человека имеет два аспекта – психологический и биологический. Психологический аспект адаптации – приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными требованиями, мотивами, интересами. Психологическая адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества. Основные проявления психологической адаптации – взаимодействие (в том числе и общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность. 10

Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически.

Адаптивный процесс имеет определенные стадии развития и протекает фазно. Обычно выделяют фазы кратковременного повышения резистентности и ее снижения, после чего развивается состояние устойчивого приспособления. В общем виде эта схема описывает адаптивные изменения при действии на организм самых разнообразных факторов внешней среды — холода, гипоксии и т. д.

Этапы социально-психологической адаптации:

  1. Подготовительный этап имеет место в том случае, когда человек

предполагает или знает о предстоящих изменениях. Содержание этой стадии носит познавательный характер. В зависимости от индивидуальных свойств и качеств личности познавательное поведение будет либо активно целенаправленным, либо пассивным.

  1. Этап стартового психического напряжения – пусковой момент включения механизма переадаптации. Содержание данного этапа состоит в нарастании эмоционального напряжения, формирование состояния внутренней и внешней напряженности, являющейся психофизиологическими детерминантами активизации деятельности организма. Происходит внутренняя мобилизация психических ресурсов человека для последующего из использования в целях организации нового уровня психической деятельности в измененных условиях существования.

  2. Этап острых психических реакций входа (первичная дезадаптация) – личность начинает испытывать на себе влияние психогенных факторов измененных условий существования. Основные факторы: измененная афферентация, резкое изменение набора раздражителей, которые действовали на психику и органы чувств человека ранее.11

Любые экстремальные или нестандартные условия являются фрустрирующими. Фрустрация есть неизбежное следствие конфликтов между потребностями человека и ограничениями, налагаемыми средой (обществом, условиями деятельности и др.)

Последствия фрустрации различаются по их влиянию на личность и ее поведение, могут быть конструктивными и разрушительными. Конструктивный момент – эмоциональная напряженность, вызванная фрустрацией, активирует психическую деятельность человека на поиск выхода из конфликтной ситуации. Конструктивная сторона фрустрации носит характер успешной переадаптации. Если уровень напряжения, вызванный сценическими эмоциями, переживаемыми человеком в измененных условиях, продолжает расти и превышает индивидуальный порог толерантности к фрустрации, то в этом случае возможен деструктивный выход из ситуации. Успешная переадаптация здесь невозможна, более того, на фоне преобладания тревожных эмоций возрастает дезорганизация психической деятельности человека, истощая его психические ресурсы. Нервно-психическая деятельность приобретает неустойчивый характер, когда старые привычные комплексы нервно-психических реакций уже не в состоянии обеспечить эффективное взаимодействие со средой, а новые комплексы еще не выработаны.

В данном случае, психическая деятельность, должна найти разрядку на высоком уровне активации, но так как ее направленность для личности будет деструктивной, то в результате произойдет инерция дезадаптивных состояний.

Деструктивные последствия фрустрации конфликта между потребностями личности и ограничениями в их удовлетворении проявляются в двух формах – агрессии и бегстве от ситуации.

Агрессивный – как бы атака на препятствие или барьер. При осознании возможной или явной опасности агрессии, она направляется на любой случайный объект, на посторонних людей, сослуживцев, не причастных к самой причине агрессии. Это могут быть ярость, вспышки гнева по ничтожным поводам, недовольство всем, особенно требованиям, предъявляемым к данной личности.

Бегство от ситуации – это «уход» человека в свои переживания, обращение психической энергии на генерацию собственных негативных состояний, самокопание, самообвинение. Развиваются тревожные депрессивные симптомы. Этот тип людей характеризуется замкнутостью, отрешенностью, погруженностью в мир внутренних разрушений.12

  1. Этап завершающего психического напряжения – если адаптационный процесс развивается успешно. В содержании этой стадии наблюдается подготовка психи человека к возвращению старых режимов функционирования реакций и их подготовка к заново моделируемым сознанием личности условиям. В этот период вновь появляются симптомы тревожности, волнительности.

  2. Этап острых психических реакций «выхода» — завершающая стадия, по своим функциям аналогична стадиям «выхода».

Под «выходом» подразумевается выход из экстремальных условий, в которых личность находилась некоторое время. Здесь возможны поведенческие реакции типа эйфории, «почти полной свободы».

Далее наступает реадаптация к привычной жизни (относительно), в обычную среду деятельности и обитания. 13

Таким образом, адаптация в широком смысле означает приспособление к окружающим условиям. Выделяют биологический (психофизиологический) и психический аспекты адаптации. Причем качественное своеобразие адаптационных процессов у человека состоит в их активном, личностно и социально опосредованном характере, дающем возможность произвольного контроля, в том числе ряда психофизиологических адаптационных реакций.

ПОНЯТИЕ АДАПТАЦИИ И ЕЕ СУЩНОСТЬ — NovaUm.Ru

УДК 37.015.3

ПОНЯТИЕ АДАПТАЦИИ И ЕЕ СУЩНОСТЬ

№31,

Педагогические науки

Тимофеева Мария Викторовна

Научный руководитель: Нуриева А.Р., старший преподаватель.

Ключевые слова: СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ; ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ; ОБЩЕСТВЕННАЯ СРЕДА; ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ЛИЧНОСТЬ; ПРИСПОСОБЛЕНИЕ; ПСИХОЛОГИЯ; ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ; НАУКА; SOCIAL ADAPTATION; PSYCHOLOGICAL ADAPTATION; SOCIAL ENVIRONMENT; ACTIVITY; PERSONALITY; ADAPTATION; PSYCHOLOGY; GOALS AND OBJECTIVES; SCIENCE.


Аннотация: Автором статьи раскрывается определение и понятие адаптации, которое включает в себя определение потребностей личности. Полноценное удовлетворение нужд человека выступает главным критерием результативности процесса адаптации.

Процесс адаптации можно исследовать на разных уровнях: поведение индивида, отношения между субъектами, проявление основных функций психики, механизмы обеспечения деятельности, здоровье, резервы организма. Адаптация рассматривается также с точки зрения перспективного подхода к комплексному изучению личности.

Понятие адаптация изначально возникло в биологии. Можно отметить, что данное определение появляется на стыке наук, оно объединяет в себе разные системы.

В.В. Лукьянова рассматривает адаптацию с точки зрения перспективного подхода к комплексному изучению личности. Общие для науки понятия соединяются воедино, а изучаемые объекты разных наук складываются в целостные построения.

Адаптацию трактуют по-разному. Некоторые определения объясняют данное понятие очень широко, а другие сводят адаптацию к явлениям одного из большинства уровней.

Ряд исследователей (В.В. Семенов, С.С. Петров, К.Л. Леонтьева) определяют адаптацию как особый процесс приспособления наших анализаторов к внешним раздражителям [5, с. 100].

В зависимости от особенностей изучаемого объекта определению адаптация может придаваться разное значение:
-адаптация как результат приспособления;
-адаптация как достижение определенной задачи и цели;
-адаптация, как показатель баланса между окружающей средой и организмом человека;
-адаптация, как показатель процесса приспособления организма к внешней среде.

Процесс адаптации часто именуют адаптированием, где адаптированность показывает состояние организма в результате успешного выполнения этого процесса.

С.С. Гаврилов рассматривает адаптационный эффект как различие в состоянии организма до и после завершения процесса адаптации.

В разных исследованиях рассматриваются разные аспекты адаптации (социальный, биологический). Поэтому определение адаптации может иметь разный смысл в исследовании.

Социальная адаптация рассматривается как приспособление организма к изменяющимся условиям общественных отношений. Однако в данном определении выпадают основы социальных объединений, в котором активность проявляется как самой личности, так и социальной среды.

В работах В.В. Суханова социальная адаптация рассматривается как процесс объединения свода правил, приспособление к ней (аккомодация) и изменение среды «под себя» (ассимиляция).

Адаптация выступает здесь как двойной процесс, итог активных действий субъекта и общей среды.

С.П. Антонов отмечает, что социальная адаптация содействует тому, что человек усваивает ряд стандартов, которые может применять впоследствии в аналогичных обстоятельствах.

Конечно, общественная среда активна по отношению к личности, а сам человек более пассивен, он исполняет роль приспособления.

Если же в контактах главенствует субъект, то адаптация будет характеризоваться как активная. Также социальную адаптацию рассматривают как процесс приспособления человека к традициям, нормам и требованиям общества, в котором он живет [4, с. 33].

Адаптация может рассматриваться и как процесс приспособления малых и больших групп.

В трудах С.В. Яхнина социальная адаптация рассматривается как процесс приспособления социальных групп, классов, коллективов, семьи, наций, определенных движений к изменяющимся формам жизни общества.

Однако это одновременно можно рассматривать и как процесс преобразования общественной среды в соответствии с потребностями субъектов группы.

Здесь важно разграничить соотношение понятий социализация и социальная адаптация.

Социализация – это усвоение общественного опыта, определенных ценностей, норм, которые позволяют человеку выступать в роли члена социума.

Адаптация выступает здесь одним из этапов социализации человека.

Согласно взглядам В. Б. Жернова адаптация является частью социализации. Также адаптацию в качестве части социализации рассматривает Т.В. Таранов. Для него социальная адаптация – это процесс, включающий в себя вхождение личности в общество. Оно состоит из биологических процессов.

В.В. Богачев рассматривает адаптацию и социализацию как взаимный процесс. Здесь, согласно его учениям, адаптация показывает приспособление человека к предметной деятельности, оно является главным условием социализации и рассматривается как процесс формирования и развития индивида [2, с. 15].

В работах В.М. Изотовой, напротив, делается заключение, что социализация человека обусловлена влиянием общественной среды, которая выступает необходимым условием приспособления личности к социуму и к конкретной группе.

В то же время С.В. Котов отмечает, что социальная адаптация может рассматриваться как отдельный момент социализации. В зависимости от отношений социальная адаптация может выступать гораздо шире социализации.

Рассмотренные нами понятия адаптации, показывают, что разные авторы по-разному рассматривают термин социальной адаптации.

Поэтому можно остановиться на взглядах В.Г. Демидова, который утверждает, что в настоящее время нет четкого понятия социальная адаптация, которая бы отражала все стороны данного процесса.

Вопросы социальной адаптации остаются актуальными в наши дни. Они требуют дальнейшего детального изучения и исследования.

Процесс адаптации можно исследовать на разных уровнях (поведение индивида, отношения между субъектами, проявление основных функций психики, механизмы обеспечения деятельности, здоровье, резервы организма).

Для человека основную роль играет психологическая адаптация, она влияет на процессы, осуществляемые в других уровнях.

Психологическая адаптация – это итог работы, контролируемой человеком системы.

Она обеспечивает деятельность индивида в состоянии текущего покоя. Позволяет ему препятствовать общественным, внешним факторам и активно действовать на них.

Психологическая адаптация — это процесс, включающий в себя множество уровней, на которых регуляция ведется физиологическими и психологическими механизмами.

В психологической адаптации личности выделяют три подсистемы:
-психофизиологический;
-психический;
-социально-психологический.

Задачами психологической адаптации выступает сбережение психологического здоровья индивида и организация положительного взаимодействия с окружением.

Психофизиологическая подсистема направлена на сохранение физического здоровья. Психологическая адаптация предполагает общий подход и параллельную оценку психологического состояния, активности, взаимодействия [5, с. 9].

Успешность психологической адаптации показывает выполнение главных задач деятельности.

И.А. Горелов говорит, что психологическую адаптацию следует изучать во взаимосвязи с затратами. Он определяет психологическую адаптацию как установление баланса индивида и внешней среды в ходе выполнения своей личной деятельности.

Это в комплексе помогает достичь поставленных целей, задач, одновременно сохраняя психологическое и физическое здоровье и обеспечивая соотношение действий индивида с нормами социальной среды.

В понятие адаптация часто включают и определение потребностей. Полноценное удовлетворение нужд человека выступает главным критерием результативности процесса адаптации [3, с. 19].

Поэтому психологическую адаптацию можно рассматривать как процесс обеспечения баланса интересов личности и социума в ходе выполнения человеком привычной деятельности.

Данный процесс содействует удовлетворению потребностей личности и помогает ему достичь поставленных целей, обеспечивая соответствие действий личности (его поведения требованиям среды).

Психологическая адаптация подразделяется на два процесса:
— установление зависимости физиологических и психологических показателей;
— оптимизация контактов личности с окружающими.

Психологическая адаптация тесно связана на практике с процессами малых форм взаимодействий.

Нарушения механической адаптации возрастает при ссорах в семье, затруднениях в общении с окружающими, а при эффективном взаимодействии данные явления встречаются реже.

С социальной адаптацией тесно связан и процесс анализа окружения. Если при анализе факторов окружения личные качества оцениваются в положительном аспекте, обеспечивается результативная психологическая адаптация, а негативные оценки напротив приводят к ее нарушению [1, с. 111].

Таким образом, делая выводы отметим, что понятие адаптация включают в себя определение потребностей личности. Полноценное удовлетворение нужд человека выступает главным критерием результативности процесса адаптации.

Процесс адаптации можно исследовать на разных уровнях: поведение индивида, отношения между субъектами, проявление основных функций психики, механизмы обеспечения деятельности, здоровье, резервы организма.


Список литературы

  1. Исаева, А.М. Игры по развитию взаимоотношений детей младшего школьного возраста / А.М. Исаева. – Астрахань: Изд-во Вече, 2018. – 163 с.
  2. Латыпова, В.Н. Виды творческих игр и тренингов в образовании и воспитании детей младшего школьного возраста / В. Н. Латыпова. – Рязань: Изд-во Русское слово, 2019. – 56 с.
  3. Михалкова, С.А. Методики исследования уровня развития самооценки детей 7-11 лет / С.А. Михалкова. – Казань: Изд-во СПб., 2018. – 183 с.
  4. Ожегов, Р. Основные этапы развития и становления знаний о взаимоотношениях со сверстниками у школьников / Р. Ожегов // Детская психология. – 2018. — №10. – С. 33.
  5. Поварова, О.М. Основы социологии / О.М. Поварова. – Томск: Изд-во Педагогика, 2019. – 188с.

Сенсорная адаптация: определение и примеры

Мир вокруг нас полон информации. Наш мозг должен усердно работать, чтобы обработать всю эту информацию, а также определить, какая информация наиболее важна для нас, чтобы выжить, общаться с другими или принимать решения. Один из лучших инструментов, который у нас есть для достижения этой цели, — сенсорная адаптация.

  • В этой статье мы начнем с определения сенсорной адаптации.
  • Тогда давайте рассмотрим несколько примеров сенсорной адаптации.
  • Продолжая, мы будем сравнивать сенсорную адаптацию с привыканием.
  • Затем мы рассмотрим ослабление сенсорной адаптации у людей с аутизмом.
  • В завершение мы рассмотрим преимущества и недостатки сенсорной адаптации.

Сенсорная адаптация Определение

Чтобы обрабатывать всю информацию о стимулах в нашем мире, наши тела имеют несколько датчиков, которые могут обрабатывать эту информацию. У нас есть пять основных чувств:

  • Запах

  • Вкус

  • Touch

  • Прицел

  • Слух

, в то время как наш мозг может обрабатывать много сенсорной информации одновременно, он не может обрабатывать все. Поэтому он использует несколько методов для выбора наиболее важной информации для обработки. Одна из этих техник называется сенсорной адаптацией.

Сенсорная адаптация — это физиологический процесс, при котором обработка неизменной или повторяющейся сенсорной информации в мозге со временем снижается.

После того, как стимул появлялся несколько раз или оставался неизменным, нервные клетки в нашем мозгу начинают срабатывать реже, пока мозг не перестанет обрабатывать эту информацию. Несколько факторов влияют на вероятность и интенсивность сенсорной адаптации. Например, сила или интенсивность стимула может повлиять на вероятность возникновения сенсорной адаптации.

Сенсорная адаптация к звуку тихого звонка происходит быстрее, чем к звуку громкого будильника.

Сенсорная адаптация в поле зрения. Freepik.com

Другим фактором, который может повлиять на сенсорную адаптацию, является наш прошлый опыт. В психологии это часто называют нашим набором восприятия.

Набор восприятия относится к нашему личному набору ментальных ожиданий и предположений, основанных на нашем прошлом опыте, который влияет на то, как мы слышим, ощущаем вкус, видим и чувствуем.

Перцептивный набор новорожденного очень ограничен, потому что у него не так много опыта. Они часто подолгу смотрят на вещи, которых никогда раньше не видели, например, на банан или слона. Однако по мере того, как их набор восприятия расширяется и включает этот предыдущий опыт, начинается сенсорная адаптация, и они с меньшей вероятностью будут смотреть или даже замечать банан в следующий раз, когда увидят его.

Примеры сенсорной адаптации

Сенсорная адаптация происходит у всех нас в течение всего дня, каждый день. Мы уже обсуждали один пример сенсорной адаптации к слуху. Давайте взглянем на несколько примеров сенсорной адаптации, которые вы, вероятно, испытали на других наших чувствах.

Вы когда-нибудь брали у кого-то ручку, а затем уходили, потому что забыли, что ручка была в вашей руке? Это пример сенсорной адаптации с касанием . Со временем ваш мозг привыкает к ручке в руке, и эти нервные клетки начинают срабатывать реже.

Или, может быть, вы вошли в комнату, в которой пахнет тухлой едой, но со временем вы почти не замечаете этого. Вы думали, что через какое-то время это пройдет, но когда вы выходите из комнаты и возвращаетесь, вы ощущаете запах сильнее, чем раньше. Запах не исчез, скорее, сенсорная адаптация была задействована, поскольку ваше постоянное воздействие этого запаха заставляло ваши нервные клетки срабатывать реже.

Первый кусочек заказанной вами еды был восхитительным! Вы могли попробовать так много вкусов, которые вы никогда не пробовали раньше. Однако, несмотря на то, что каждый кусочек по-прежнему вкусен, вы не замечаете всех ароматов, которые изначально заметили при первом же укусе. Это результат сенсорной адаптации, когда ваши нервные клетки адаптируются, и новые вкусы становятся все более и более знакомыми после каждого укуса.

Сенсорная адаптация происходит реже в нашей повседневной жизни для зрения , потому что наши глаза постоянно двигаются и приспосабливаются.

Сенсорная адаптация вкуса. Freepik.com

Чтобы проверить, происходит ли сенсорная адаптация для зрения, исследователи разработали способ перемещения изображения на основе движений глаз человека. Это означало, что изображение оставалось неизменным для глаза. Они обнаружили, что части изображения действительно исчезали или появлялись и исчезали у некоторых участников из-за сенсорной адаптации.

Сенсорная адаптация и привыкание

Еще один способ фильтрации мозгом всей сенсорной информации, которую мы получаем, — это привыкание. Привыкание очень похоже на сенсорную адаптацию в том смысле, что они оба связаны с повторным воздействием сенсорной информации.

Привыкание происходит, когда наша поведенческая реакция на повторяющийся стимул со временем ослабевает.

Привыкание — это тип обучения, который происходит путем выбора , в то время как адаптация считается a.

Просто в природе можно найти несколько примеров привыкания. Улитка быстро заползет в свою раковину, как только ее ткнет палкой в ​​первый раз. Во второй раз он уползет обратно, но не будет оставаться в своей скорлупе так долго. В конце концов, через некоторое время улитка может даже не доползти до своей раковины после того, как ее ткнули, потому что она поняла, что палочка не представляет угрозы.

Сенсорная адаптация Аутизм

Сенсорная адаптация происходит у всех нас. Однако некоторые могут быть более чувствительны к нему, чем другие. Например, у людей с аутизмом снижена сенсорная адаптация.

Аутизм Спектральное расстройство (РАС) — это мозговое или неврологическое состояние и нарушение развития, которое влияет на социальные коммуникации и поведение человека.

Люди с аутизмом обладают как высокой, так и низкой чувствительностью к сенсорным раздражителям. Высокая чувствительность возникает из-за того, что сенсорная адаптация не так часто происходит у людей с аутизмом. Когда сенсорная адаптация происходит реже, этот человек с большей вероятностью останется высокочувствительным к любому сенсорному входу. Сенсорная адаптация может происходить реже, потому что они не так часто, как другие, получают доступ к своему набору восприятия для обработки сенсорной информации. Как мы обсуждали ранее, наш набор восприятия может влиять на то, как быстро происходит сенсорная адаптация. Если к этому перцептивному набору обращаются не так часто, сенсорная адаптация происходит с меньшей вероятностью.

Если вы находитесь в большой толпе, сработает сенсорная адаптация, и в конце концов вы станете менее чувствительны к звуку. Тем не менее, люди с аутизмом часто испытывают трудности в большом скоплении людей из-за сниженной сенсорной адаптации.

Сенсорная адаптация Преимущества и недостатки

Сенсорная адаптация имеет несколько преимуществ и недостатков. Как мы упоминали ранее, сенсорная адаптация позволяет мозгу фильтровать сенсорную информацию вокруг нас. Это помогает нам экономить время, энергию и внимание, чтобы мы могли сосредоточиться на самой важной сенсорной информации.

Сенсорная адаптация слуха. Freepik.com

Благодаря сенсорной адаптации вы можете отключить звук класса в другой комнате, чтобы сосредоточиться на том, что говорит ваш учитель. Представьте, если бы вы никогда не смогли их выделить. Учиться будет крайне сложно.

Сенсорная адаптация — невероятно полезный инструмент, но он не лишен недостатков. Сенсорная адаптация не является идеальной системой. Иногда мозг может стать менее чувствительным к информации, которая в конце концов оказывается важной. Сенсорная информация возникает естественным образом, и иногда мы не можем контролировать или полностью осознавать, когда это происходит.

Сенсорная адаптация — основные выводы

  • Сенсорная адаптация — это физиологический процесс, при котором обработка неизменной или повторяющейся сенсорной информации в мозге со временем снижается.
  • Примеры сенсорной адаптации включают наши 5 чувств: вкус, обоняние, зрение, слух и обоняние.
  • Привыкание происходит, когда наша поведенческая реакция на повторяющийся стимул со временем ослабевает. Важно отметить, что привыкание — это тип обучения, который происходит по выбору, в то время как адаптация считается физиологической реакцией.
  • Сенсорная адаптация позволяет мозгу фильтровать сенсорную информацию вокруг нас. Это позволяет нам сосредоточиться на сенсорной информации, которая важна, и не позволяет нам тратить время, энергию и внимание на нерелевантные стимулы.
  • Люди с аутизмом испытывают пониженную сенсорную адаптацию из-за снижения использования своего набора восприятия.

[Профессиональная адаптация медицинских сестер как фактор, влияющий на эффективность оказания медицинской помощи госпитализированным больным]

. 2002; 55 Приложение 1:422-7.

[Статья в польский]

Гражина Рогала-Павелчик 1 , Йоанна Паркитна, Дариуш Панек

принадлежность

  • 1 Катедра и Завод Зарзания в Пиелегниарстве, Медицинская академия в Люблине. [email protected]
  • PMID: 15002278

[Статья в польский]

Grazyna Rogala-Pawelczyk et al. Вид Лек. 2002.

. 2002; 55 Приложение 1:422-7.

Авторы

Гражина Рогала-Павелчик 1 , Джоанна Паркитна, Дариуш Панек

принадлежность

  • 1 Katedry i Zakładu Zarzadzania w Pielegniarstwie, Akademii Medicznej w Lublinie. [email protected]
  • PMID: 15002278

Абстрактный

Адаптация определяется как особый вид приспособления человека к определенной среде. Такое определение позволяет охарактеризовать профессиональную адаптацию как процесс, подготавливающий работника к эффективной работе на данной должности. Профессиональная адаптация может включать в себя адаптацию работника к профессиональной деятельности, а также его трудового коллектива. Сотрудник учится выполнять свои профессиональные, а также социальные обязанности на новом рабочем месте. Профессиональная адаптация является одной из составляющих управления политикой занятости, от которой зависит эффективность функционирования системы здравоохранения. В настоящем исследовании автор пытается ответить на следующие вопросы. Какие факторы влияют на ход профессиональной адаптации медицинских сестер? Как медицинские сестры оценивают ход своей профессиональной адаптации? Считают ли медицинские сестры, что процесс профессиональной адаптации влияет на эффективность медицинских операций, выполняемых медицинскими сестрами по отношению к госпитализированным больным? В исследование были включены 120 участковых медицинских сестер, впервые принятых на работу в ремонтные отделения различных стационаров (не включая клинические стационары). Исследование проводилось осенью 2000 г. в целом по стране. Была использована анкета для медсестер отделения. В результате анализа данных, полученных в ходе исследования, были даны ответы на поставленные вопросы (в том числе). Исследуемые медицинские сестры положительно оценивают ход профессиональной адаптации, который они прошли в начале своей профессиональной карьеры. Среди факторов, влияющих на ход профессиональной адаптации, среди прочих были названы: адаптационная программа, выбор адаптационного наставника, организация рабочего процесса и распределение задач при адаптации, отношения в группе, оснащение подразделений. По мнению обследованных медицинских сестер правильный курс, правильно подготовленная и реализованная программа профессиональной адаптации способствует снижению профессиональных трудностей и способствует повышению качества и эффективности оказания медицинской помощи госпитализированным больным.

Похожие статьи

  • Удовлетворенность медсестер своей рабочей средой и результаты клинического медсестринского надзора за ощущением благополучия медсестер — норвежское исследование.

    Бегат И., Эллефсен Б., Северинссон Э. Бегат I и др. Дж. Нурс Манаг. 2005 Май; 13 (3): 221-30. doi: 10.1111/j.1365-2834.2004.00527.x. Дж. Нурс Манаг. 2005. PMID: 15819834

  • Рабочая среда и проблемы с кадрами: перекрестный опрос медицинских сестер в Бельгии.

    Милисен К., Абрахам I, Зибенс К., Даррас Э., Диркс де Кастерле Б.; Группа БЕЛИМАЖ. Милисен К. и соавт. Int J Nurs Stud. 2006 г., август; 43 (6): 745-54. doi: 10.1016/j.ijnurstu.2005.10.008. Int J Nurs Stud. 2006. PMID: 16321387

  • Определение доказательной рабочей среды для медсестер в США.

    Коцер А.М., Арельяна К. Коцер А.М. и соавт. Джей Клин Нурс. 2008 июнь; 17 (12): 1652-9. doi: 10.1111/j.1365-2702.2007.02148.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts