Теоретическое и практическое мышление: Виды мышления

Содержание

Виды мышления

Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом мышлении — наглядно-образное и наглядно-действенное (1).

Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обра­щается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредствен­но не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Теоретическое понятийное мышление харак­терно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для ре­шения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключе­ния, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди твор­ческого труда, имеющие дело с образами.

Оба рассмотренных вида мышления — теоретическое поня­тийное и теоретическое образное — в действительности, как правило, сосуществуют. Они неплохо дополняют друг друга, рас­крывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение дей­ствительности. Теоретическое образное мышление позволяет по­лучить конкретное субъективное ее восприятие, которое не ме­нее реально, чем объективно-понятийное.

Наглядно-образное мышление — это вид мыслительного процесса, который осу­ществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к дейст­вительности, а сами необходимые для мышления образы пред­ставлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отли­чие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

Данная форма мышления наиболее полно и развернуто пред­ставлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, занятых практической работой. При этом они только наблюдают за предметами своей деятельности, непосредственно их не касаясь.

Наглядно-действенное мышление — это вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, заня­тых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Перечисленные виды мышления выступают од­новременно и как уровни его развития. Теоретическое мышле­ние считается более совершенным, чем практическое, а поня­тийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. Разница между теоретическим и практическим видами мыш­ления, по мнению Б. М. Теплова, состоит лишь в том, что «они по-разному связаны с практикой… Работа практического мыш­ления в основном направлена на разрешение частных конкрет­ных задач…, тогда как работа теоретического мышления на­правлена в основном на нахождение общих закономерностей» (2).

Все перечисленные виды мышления у человека сосуществу­ют, могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доми­нирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требовани­ям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не ус­тупают друг другу.


1. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. С. 275.
2. Теплов Б. М. Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М.: Издательство МГУ, 1981. С. 147.

Виды мышления — Воображение и мышление

Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления — установление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление — это познание законов, правил. Например, открытие периодической таблицы элементов Д. Менделеева.  Основная задача практического мышления — подготовка физического  преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез, все это делает практическое мышление подчас более сложным, чем теоретическое.Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом — житейские, ситуационные обобщения.

Проводится также различие между интуитивным и аналитическим  (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое — связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее). Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого  человека.
Важным является различение продуктивного и репродуктивного  мышления, основанного на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к знаниям субъекта».

Необходимо также различать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

Выделяют 4 стадии решения проблемы: 

  1. подготовка; 
  2. созревание решения;
  3. вдохновение; 
  4. проверка найденного решения.

Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия получается результат, соответствующий предварительно поставленной цели, и результат, который не был предусмотрен в сознательной цели, он является по отношению к ней побочным (побочный продукт действия). Проблема осознанного и неосознанного конкретизировалась в проблему взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Побочный продукт действия также отражается субъектом, это  отражение может участвовать в последующей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, в форме сознания.   Побочный  продукт «складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но не существенны с точки зрения цели».

Выделяют основные мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение, абстрагирование и др.

  • Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта  на составляющие его части или характеристики.
  • Сравнение — мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.
  • Синтез — мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому.
  • Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений их  общим и существенным признакам.
Абстрагирование — отвлечение — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Основные формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

Суждение — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть истинными и ложными.

Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Индукция — логический вывод в процессе мышления частного к общему. Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному. Аналогия — логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства).

Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей  могут проявляться в следующих качествах мышления: широта, глубина и самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума.

  • Широта мышления — это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых  дела частностей.
  • Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качество противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.
  • Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач в умении быстро менять действия при изменении обстановки.
  • Быстрота ума — способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.
  • Торопливость ума — проявляется в том, что человек, не  продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону,  спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения. Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы — малой ее подвижностью. «Скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми» (Айзенк).
  • Критичность ума — умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.

Б.М. Теплов. Практическое мышление: Psychology OnLine.Net

В психологии вопросы мышления ставились обычно очень абстрактно. Происходило это отчасти потому, что при исследовании мышления имелись в виду лишь те задачи и те мыслительные операции, которые возникают при чисто интеллектуальной, теоретической деятельности. Большинство психологов — сознательно или бессознательно — принимало за единственный образец умственной работы работу ученого, философа, вообще «теоретика». Между тем в жизни мыслят не только «теоретики». В работе любого организатора, администратора, производственника, хозяйственника и так далее ежечасно встают вопросы, требующие напряженной мыслительной деятельности. Исследование «практического мышления», казалось бы, должно представлять для психологии не меньшую важность и не меньший интерес, чем исследование «мышления теоретического».

Неверно будет сказать, что в психологии вовсе не ставилась проблема «практического интеллекта». Она ставилась часто, но в другом плане. Говоря о «практическом интеллекте», разумели некий совсем особый интеллект, работающий иными механизмами, чем те. которыми пользуется обычное теоретическое мышление. Проблема практического интеллекта сужалась до вопроса о так называемом наглядно-действенном, или сенсомоторном мышлении. Под этим разумелось мышление, которое, во-первых, неотрывно от восприятия оперирует лишь непосредственно воспринимаемыми вещами и теми связями вещей, которые даны в восприятии, и, во-вторых, неотрывно от прямого манипулирования с вещами, неотрывно от действия в моторном, физическом смысле этого слова. В такого рода мышлении человек решает задачу, глядя на вещи и оперируя с ними. Понятие наглядно-действенного мышления — очень важное понятие. Крупнейшим приобретением материалистической психологии является установление того факта, что и в филогенезе, и в онтогенезе генетически первой ступенью мышления может быть только наглядно-действенное мышление. «Интеллектуальная деятельность формируется сначала в плане действия; она опирается на восприятие и выражается в более или менее осмысленных целенаправленных предметных действиях. Можно сказать, что у ребенка на этой ступени (имеются в виду первые годы жизни. — Б. Т.) лишь наглядно-действенное мышление или сенсомопюрный интеллект» (Рубинштейн, 1940).

Очевидно, однако, что понятие сенсомоторного интеллекта не имеет прямого отношения к тому вопросу, с которого мы начали, к вопросу об особенностях практического мышления. Человек, занятый организационной работой, решает стоящие перед ним задачи, опираясь вовсе не на непосредственное восприятие вещей и прямое манипулирование с ними. Самые объекты его умственной деятельности — взаимоотношения групп людей, занятых в каком-либо производстве, способы руководства этими группами и установления связи между ними и т. п. — таковы, что они едва ли поддаются непосредственному восприятию и уж во всяком случае не поддаются физическому, моторному оперированию с ними. Скорее уж можно предположить сенсомоторный интеллект у ученого-экспериментатора в области, например, физики или химии, чем у практика-администратора. Участие в мышлении восприятия и движения различно в разных конкретных видах деятельности, но степень участия никак не является признаком, отличающим практическое мышление от теоретического.

Отличие между этими двумя типами мышления нельзя искать в различиях самих механизмов мышления, в том, что тут действуют «два разных интеллекта». Интеллект у человека один, и едины основные механизмы мышления, но различны формы мыслительной деятельности, поскольку различны задачи, стоящие в том и другом случае перед умом человека. Именно в этом смысле можно и должно говорить в психологии о практическом и теоретическом уме.

Различие между теоретическим и практическим мышлением заключается в том, что они по-разному связаны с практикой: не в том, что одно из них имеет связь с практикой, а другое — нет, а в том, что характер этой связи различен.

Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач: организовать работу данного завода, разработать и осуществить план сражения и т. п., тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей: принципов организации производства, тактических и стратегических закономерностей. «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике ~ таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности», — писал Ленин (Полн. собр. соч. Т.29. С.152-153). И в другом месте: «Движение познания к объекту всегда может идти лишь диалектически: отойти, чтобы вернее попасть — …отступить, чтобы лучше прыгнуть (познать?)» (Поли. собр. соч. Т. 29. С. 252).

Работа теоретического ума сосредоточена преимущественно на первой части целостного пути познания; на переходе от живого созерцания к абстрактному мышлению, на (временном!) отходе — отступлении от практики. Работа практического ума сосредоточена главным образом на второй части этого пути познания: на переходе от абстрактного мышления к практике, на том самом «верном попадании», прыжке к практике, для которого и производится теоретический отход.

И теоретическое, и практическое мышление связано с практикой, но во втором случае связь эта имеет более непосредственный характер. Работа практического ума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергается непрерывному испытанию практикой, тогда как работа теоретического ума обычно подвергается практической проверке лишь в своих конечных результатах. Отсюда та своеобразная «ответственность», которая присуща практическому мышлению. Теоретический ум отвечает перед практикой лишь за конечный результат своей работы, тогда как практический ум несет ответствен-

Это убеждение глубоко ошибочно. Если различие между практическим и теоретическим умами понимать так, как это сделано выше, то нет ни малейшего основания считать работу практического ума более простой и элементарной, чем работу ума теоретического. Да и фактически высшие проявления человеческого ума мы наблюдаем в одинаковой мере и у великих «практиков», и у великих «теоретиков». Ум Петра Первого ничем не ниже, не проще и не элементарнее, чем ум Ломоносова.

Мало того. Если уж устанавливать градации деятельностей по трудности и сложности требований, предъявляемых ими к уму, то придется признать, что с точки зрения многообразия, а иногда и внутренней противоречивости интеллектуальных задач, а также жесткости условий, в которых протекает умственная работа, первые места должны занять высшие формы практической деятельности. Умственная работа ученого, строго говоря, проще, яснее, спокойнее (это не значит обязательно «легче»), чем умственная работа политического деятеля или полководца. Но, конечно, установление такого рода градаций — дело в значительной мере искусственное. Главное не в них, а в том, чтобы полностью осознать психологическое своеобразие и огромную сложность и важность проблемы практического мышления.

Вопрос о практическом уме только еще ставится в психологии, и путь к его разрешению лежит через деятельное изучение особенностей умственной работы человека в различных конкретных областях практической деятельности. ность в самом процессе мыслительной деятельности. Ученый-теоретик может выдвигать разного рода рабочие гипотезы, испытывать их иногда в течение очень длительного срока, отбрасывать те, которые себя не оправдывают, заменять их другими и т. д. Возможности пользоваться гипотезами у практика несравненно более ограничены, так как проверяться эти гипотезы должны не в специальных экспериментах, а в самой жизни, и — что особенно важно — практический работник далеко не всегда имеет время для такого рода проверок. Жесткие условия времени — одна из самых характерных особенностей работы практического ума.

Сказанного уже достаточно, чтобы поставить под сомнение одно очень распространенное убеждение, а именно убеждение в том, что наиболее высокие требования к уму предъявляют теоретические деятельности: наука, философия, искусство. Кант в свое время утверждал, что гений возможен только в искусстве. Гегель видел в занятии философией высшую ступень деятельности разума. Психологи начала XX в. наиболее высоким проявлением умственной деятельности считали, как правило, работу ученого. Во всех этих случаях теоретический ум рассматривался как высшая возможная форма проявления интеллекта. Практический же ум, даже на самых высоких его ступенях, — ум политика, государственного деятеля, полководца — расценивался с этой точки зрения как более элементарная, более легкая, как бы менее квалифицированная форма интеллектуальной деятельности

Практическое мышление в обучении студентов заочного отделения компьютерным технологиям

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития практического мышления студентов заочного отделения при обучении их компьютерным технологиям. В результате анализа сделан вывод, что основным направлением развития практического мышления в условиях обучения в высшей школе должно стать его качественное усложнение за счет становления системного мышления.
Ключевые слова: практическое мышление, студенты заочного отделения, системное мышление. 

Одной из характерных особенностей, отличающих студентов заочного отделения, является их относительно большой жизненный опыт, в том числе разнообразный опыт трудовой деятельности в различных сферах общественной деятельности, неизбежно сопряженный с решением разнообразных практических задач. Результатом такого опыта является характерное для студентов-заочников преобладание навыков практического мышления, в то время как теоретическое мышление, играющее значительную роль в системе высшего образования, ушло на задний план, потеряв свою актуальность. Выстраивая обучение таких студентов без учета данной особенности, преподавателям высшей школы зачастую приходится сталкиваться с некоторыми проблемами, среди которых, в первую очередь, хотелось бы отметить рассогласование ожиданий студентов относительно роли обучения в развитии их профессиональных умений, навыков и реально достигнутыми результатами. Сложившиеся способы практического мышления мало изменяются под влиянием традиционного обучения, которое не учитывает психологических различий в сформированности практического мышления у студентов очного и заочного отделений. Особенно эта проблема актуальна при обучении студентов компьютерным технологиям, так как практические навыки в этой области закладываются еще при обучении в школе.

На пути к решению этой проблемы, прежде всего, необходимо проанализировать психологические характеристики практического мышления и его место в реальной жизнедеятельности, в деятельности профессионалов-практиков. Согласно принятым в современной психологии представлениям практическое мышление направлено на решение частных конкретных задач, имеющих непосредственное практической значение, в то время как  теоретическое мышление связано в основном с поиском общих закономерностей, объясняющих разные стороны действительности [3, 4]. Теоретическое мышление реализует поиск всеобщего решения, применимого к целому классу ситуаций, задач, а практическое мышление направлено на преобразование объекта и поэтому неотрывно от реализации. Оно ищет свое решение непременно с учетом конкретных условий этой реализации и, главное, с учетом имеющихся реальных средств.

Если теоретическое мышление задействовано, как правило, лишь в научной и учебной деятельности, то сфера проявления практического мышления несравненно шире, она охватывает почти все сферы человеческой практики, так как в каждой из них так или иначе приходится решать различные проблемы. Безусловно, теоретическое мышление также в конечном итоге опосредованно связано с решением жизненных проблем, однако работа практического ума непосредственно вплетена в практическую деятельность различных специалистов – инженеров, врачей, педагогов, психологов, полководцев и т.д. Тем не менее, ученые долгое время уделяли сравнительно мало внимания практическому мышлению, хотя в настоящее время интерес к нему возрастает [3, 4, 6].

Вместе с тем, даже из этих немногочисленных исследований уже ясно, что, хотя продукт практического мышления не имеет столь всеобщего значения как результаты теоретических размышлений, это не означает его меньшей сложности, элементарности. Некоторые из выявленных психологами характеристик практического мышления, скорее наоборот, свидетельствуют о его большей сложности, ввиду того, что практик вынужден рассматривать проблему во всей ее полноте, избегая упрощенных моделей и идеальных схем, свойственных теоретическим исследованиям, и действуя зачастую в условиях жестких временных ограничений [3, 4, 7].

Объект, с которым при этом имеет дело профессионал-практик в области компьютерных технологий, отличается особой сложностью. Такого рода объект называют «большой системой», «комплексным» объектом [4]. Для него характерно, что он состоит из множества разнородных элементов, организованных в целый ряд систем связями различной природы, при этом многочисленные актуальные свойства такого объекта не могут быть сведены к нескольким обозримым, поддающимся охвату при решении задачи. Обобщая эти характеристики системных объектов, Ю.К. Корнилов подчеркивает, что для них характерна чрезвычайная сложность и комплексность, изменчивость, связанная с возможностью движения и развития, абстрактность их актуальных свойств, неопределенность, приблизительность выраженности тех или иных свойств и качеств объекта [4].

Вследствие таких особенностей объектов мыслительной деятельности для практического мышления характерна конкретность, то есть способность вычленять и учитывать при решении множество внешне незначительных деталей. Как было убедительно показано Б.М. Тепловым, эффективное практическое мышление связано с особым вниманием к мелочам, потенциально имеющим решающее значение [7]. Вместе с тем, такая конкретность сочетается с умением охватить единым взглядом сложнейшую комплексную проблему со всеми ее внутренними связями и противоречиями. Это означает, что профессионалу-практику особенно необходимо умение вычленять и учитывать отношения между всеми элементами сложной системы, осознание ее целостности и взаимозависимости всех частей, основанное на понимании системного характера той реальности, с которой он взаимодействует.

Для задач, возникающих в различных сферах человеческой практики, весьма характерна необходимость построения прогноза развития ситуации (например, прогноз развития болезни у пациента, прогноз развития личности ученика, прогноз развития организации). Успешное решение таких задач требует глубокого понимания закономерностей функционирования и развития сложных самоорганизующихся систем, способности анализировать внутренние тенденции развития таких систем и внешние факторы, оказывающие на них влияние. На практике это особенно сложно осуществлять еще и ввиду того, что большинство реальных систем во-многом являются если не уникальными, то, по крайней мере, весьма индивидуальными, так что простые всеобщие принципы оказываются применимы лишь в ограниченной мере.

Еще более усложняются задачи, встающие перед практическим мышлением, когда речь идет о планировании воздействий на сложную самоорганизующуюся систему. Здесь уже необходимо учитывать не только взаимозависимости внутри системы и ее тенденции развития, но и сложные отношения, возникающие между системой и внешней средой вообще, а также воздействующей на нее другой системой в частности. Специфические системные объекты, комплексные задачи и необходимые для их решения понятия, действия, операции, характерные для практического мышления, существенно отличают его от теоретического мышления, хотя в основе этих двух типов мышления, безусловно, лежат общие психологические механизмы [4, 7].

О тесной связи системного мышления с практическим и существенной их специфике говорят данные различных эмпирических исследований. Яркий пример подобных исследований можно найти в работе немецкого психолога Д. Дернера «Логика неудачи» [2]. В одном из них испытуемые должны были в те­чение «десяти лет» управлять небольшой административно-хозяйствен­ной единицей — вымышленным городком и окружающей его территорией. Город был смоделирован с помощью компьютерной программы как сеть из примерно 2000 взаимодействую­щих экономических, экологических, демографических и политических переменных. Испытуемые могли вызвать любую исходную информа­цию о состоянии системы, должны были самостоятельно оценивать ее и предпринимать адекватные действия, направленные на процветание. В исследованиях Дернера одни из них очень быстро доводили подвластную им территорию до экономической и социальной катастрофы, тогда как другие в итоге получали процветающий город с решенной жи­лищной проблемой, трудоустроенной молодежью и т.д. При этом корре­ляция успешности управления подобными сложными системами с ре­зультатами традиционных психодиагностических тестов интеллекта оказалась близкой к нулю.

Анализируя эти результаты, Б.М. Величковский подчеркивает, что причи­ны различий кроются в организации знаний и использовании разных метакогнитивных стратегий [1]. Прежде всего, люди добившиеся успехов в решении этой задачи значитель­но более активны в попытках понятьвзаимодействие переменных систе­мы. Кроме того, они имеют в своем распоря­жении большое число знаний среднего уровня абстрактности. Испытуемые, показавшие относительно низкие результаты в решении подобных задач, напротив, опи­раются либо на очень специфичные, конкретные единицы знаний, либо остаются на уровне общих деклараций и благих намерений. Чрезмерно общие или наоборот чересчур конкретные знания не способствовали пониманию функционирования и структуры данной экономической системы в ее существенных связях и отношениях. В этом исследовании весьма отчетливо проявилось значение системного мышления в решении практических задач. Таким образом, рассмотренные выше данные позволяют с уверенностью говорить, что эффективное практическое мышление – это, прежде всего, мышление системное.

Проблема системного мышления относительно недавно разрабатывается в отечественной науке, однако уже вызывает значительный интерес множества исследователей [5, 8 и др.]. Согласно З.А. Решетовой, системное мышление рассматривает реальный объект как многомерное целое с учетом множества детерминирующих факторов [5]. В первую очередь, по ее мнению, системное мышление связано с пониманием системной природы вещей, которое выражается в том, что каждая вещь рассматривается в некоторой системе взаимодействий, в совокупности связанных явлений, составляющей организованное целое. Кроме того, в соответствии с позицией Т.А. Решетовой, И.Б. Новика и других авторов, системное мышление невозможно без диалектического понимания развития, в соответствии с которым в основе развития лежит взаимодействие противоположностей. В исследовании Г.С. Молоткова под системным мышлением понимается способность к синтетическому восприятию объектов реальной действительности и осознанному пониманию многообразия информации, свойственной целостной картине мира. Причем, информация об объекте рассматривается и как атрибутные свойства (параметрическое описание), и как функциональные (целевые функции), и как коммуникационные (связи и отношения в системе) [5].

Обобщая данные зарубежных исследований по этой проблеме, можно сказать, что люди, обладающие системным мышлением, обращают специальное внимание на целостность и структуру объектов и явлений, с которыми они взаимодействуют, на взаимосвязи между их компонентами, их иерархическую организацию [9, 10, 11]. Системное мышление проявляется в способности к раскрытию системных свойств объекта, несводимых к сумме свойств его частей и возникающих вследствие объединения элементов и их взаимодействия. Системное мышление связано с глубоким пониманием важнейшей роли информационных процессов и обратной связи в функционировании систем. Системное мышление – это еще и нелинейное мышление, которое учитывает нелинейные отношения между факторами, воздействующими на систему, и ее поведением  [9]. Системное мышление в раскрытии причинности опирается на системную детерминацию, предполагающую вместо единственной причины, непосредственно вызывающей некоторое следствие, целую группу факторов, имеющих различное место в сложной системе детерминации. Среди важнейших признаков системного мышления следует указать и на понимание собственной включенности субъекта в единую систему вместе с объектом, с которым осуществляется взаимодействие. Все перечисленные характеристики системного мышления, безусловно, чрезвычайно важны для решения практических задач, навыки и способы системного мышления коренным образом меняют практическое мышление профессионала.

Вследствие этого, можно с уверенностью констатировать, что одним из важных психологических следствий обучения студентов заочного отделения компьютерным технологиям, к которому необходимо стремиться, должен стать переход их практического мышления на новый, более сложный и, вместе с тем, более продуктивный уровень системного мышления. В этом случае можно будет говорить о развивающем эффекте обучения, связанном с выходом мышления студентов на качественно новый уровень. Вместе с тем, с прагматической точки зрения, существенно, что у выпускников вырастет продуктивность решения сложных практических задач системного характера, что, безусловно, будет одним из ярких свидетельств их высокой квалификации. 

Ссылки на источники 

  1. Величковский, Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания [Текст] : в 2 т. – Т. 2 / Б.М. Величковский. – М.: Смысл : Издательский центр «Ака­демия», 2006. – 432 с.
  2. Дернер, Д. Логика неудачи [Текст] / Д. Дернер. – М., 1997. — 240 с.
  3. Карпов, А.В. Психология менеджмента [Текст] : Учебное пособие / А.В. Карпов. – М.: Гардарики, 2000. – 584 с.
  4. Корнилов, Ю.К. Психология практического мышления. Монография [Текст] / Ю.К. Корнилов. – Ярославль, 2000. – 205 с.
  5. Молотков Г.С. Технология формирования системного мышления студентов информационных  специальностей при обучении проектированию баз данных [Текст] : Автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / Г.С. Молотков; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. – Красноярск: 2006. – 22 с.
  6. Теплов, Б.М. Ум полководца [Текст] / Б.М. Теплов // Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961. – С. 252-344.
  7. Формирование системного мышления в обучении: Учеб. пособие для вузов [Текст] / Под ред. З.А. Решетовой. – М.: Юнити-Дана, 2002. – 344 с.
  8. Bierema, L.L.  Systems Thinking: A new Lens for Old Problems [Text] / L.L. Bierema // Journal of Continuing Education in the Health Professions. – 2003. – Vol. 23, Spring, Supplement. – P. 27-33.
  9. Mulej M. Informal systems thinking or systems theory [Text] / M. Mulej, M. Bastic, J. Belak, J. Knez-Riedl,  M. Pivka, V. Potocan, M. Rebernik, D. Ursic, Z. Zenko, N. Mulej // Cybernetics and Systems: An International Journal. – 2003. – Vol. 34. – P. 71-92.
  10. Thornton, B. Systems Thinking A Skill to Improve Student Achievement [Text] /  B. Thornton, G. Peltier, G. Perreault // Clearing House. – 2004. – Vol. 77, № 5. – P. 222-227.
  11. Стернберг, Р. Практический интеллект [Текст] / Р. Стернберг. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.

Основные виды мышления | Psylist.net

Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.

Оба рассмотренных вида мышления – теоретическое понятийное и теоретическое образное – в действительности, как правило, сосуществуют. Они неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение действительности. Теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на деле.

Отличительная особенность следующего вида мышления – наглядно-образного – состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых – среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.

Последний из обозначенных на схеме видов мышления – это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

Заметим, что перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. С одной стороны, за такими рассуждениями лежит реальный смысл, так как понятийное и теоретическое мышление в фило- и онтогенезе действительно появляются позднее, чем, скажем, практическое и образное. Но, с другой стороны, каждый из четырех названных видов мышления сам по себе может развиваться относительно независимо от остальных и достигать такой высоты, что заведомо превзойдет филогенетически более позднюю, но онтогенетически менее развитую форму. Например, у высококвалифицированных рабочих наглядно-действенное мышление может быть гораздо более развитым, чем понятийное у размышляющего на теоретические темы студента. Наглядно-образное мышление художника может быть более совершенным, чем словесно-логическое у посредственного ученого. Эту мысль хорошо подметил Б.М. Теплов.

Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б.М. Теплова, состоит лишь в том, что «они по-разному связаны с практикой… Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач…, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей». И теоретическое, и практическое мышление в конечном счете связаны с практикой, но в случае практического мышления эта связь имеет более прямой, непосредственный характер. Практический ум, как правило, на каждом шагу нацелен на решение практической задачи, и его выводы непосредственно проверяются практикой здесь и теперь. Теоретический же ум выступает как опосредствованный: он проверяется на практике лишь в конечных результатах его работы.

Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Общая психология:

Особенности практического мышления. Теплов. «Ум полководца».

Вопросы мышления в психологии ставились абстрактно (образ теоретика). В жизни — практическое мышление.

Раньше проблема практического интеллекта сужалась до вопроса о наглядно-действенном или сенсомоторном мышлении (решение задачи — глядя на вещи или оперируя ими). Наглядно-действенное мышление — первая ступень мышления в фило- и онтогенезе. Но оно не имеет прямого отношения к вопросу об организации практического мышления. Объекты умственной деятельности человека, занятого умственной работой, едва ли поддаются непосредственному восприятию. Отличия между теоретического и практического мышлением нельзя искать в различиях самих механизмов мышления, в «двух разных интеллектах». Интеллект — один. Различия теоретического и практического мышления — по-разному связаны с практикой (не то, что одно связано, другое — нет). Связаны оба, но связь — различна (ее характер). Работа практического мышления направлена на разрешение частных, конкретных задач. Теоретическое мышление — нахождение теоретических общих закономерностей (тактика). Теоретический ум — от созерцания к абстракции, практический ум — от абстракции к практике. В практическом мышлении связь с практикой имеет более непосредственный характер. У практического мышления — своеобразная ответственность (теоретики — выдвигают гипотезы, практики — находятся в более жестких рамках). Теплов ставит под сомнение убеждение, бытующее от Гегеля до Канта и психологии начала 20 века — что теоретический ум — высшая возможная форма проявления интеллекта. Все градации условны, но важно осознать огромную сложность и важность проблемы практического мышления. Проблема, поставленная Аристотелем в учении «о практическом уме». Практический ум направлен на частное, на деятельность, поэтому должен иметь оба вида знания, т.е. знания общего и частного (это сложнее).

Вопрос о практическом уме разрешен только через детальное изучение особенностей умственной работы человека в различных областях практической деятельности. «Ум полководца» — один из характерных примеров практического ума. В последние годы проблема практического ума затрагивалась лишь эпизодически. Так обстояло дело вплоть до 20 гг. 20 века, когда термины «практическое мышление» и «практический интеллект» стали обычными на страницах психологических исследований. Под этими терминами, однако, понимали вовсе не работу ума в условиях практической деятельности, а только вопрос о так называемом наглядно-действенном или сенсомоторном мышлении. Смешение практического ума с наглядно-действенным мышлением в сильной мере способствовало укреплению такого взгляда на практический ум, как на более низкую, элементарную функцию умственной деятельности. Более глубокая постановка о практическом уме наметилась в советской психологии (Рубинштейн «Основы общей психологии»). Мыслительные операции, непосредственно включенные в ход практического действенного разрешения задачи, выдвигают специфические требования, отличные от требований, предъявляемых при обобщенном теоретическом мышлении.

Эти мыслительные операции требуют:

  1. более изощренной наблюдательности и внимания к отдельным, частным деталям
  2. предполагают умение использовать для решения задачи то особенное и единичное в организации процесса, что не входит в теоретическое обобщение
  3. требуют умения переходить от размышления к действию и обратно.

Это лишь ряд особенностей, характерных для практического ума, но перечень этот не полный.

Принято считать: полководец должен иметь ум и волю как сложных комплекс свойств — сила характера, мужество, решительность, энергия, упорство и т.д. Наполеон уточнил: между умом и волей должно быть соответствие, они должны быть равны (формула квадрата). Дарование полководца — квадрат, где основание — воля, высота — ум.Обычное понимание проблемы «ум и воля полководца» имеет в основе чрезвычайно важную ошибку. Ум и воля рассматриваются как две разные способности, как две «части души» (у греков).

Первым предложившим деление всех психических способностей на два класса был Аристотель (познавательные способности и способности чувствовать, желать…). Он родоначальник противопоставления уса и воли. Но психология прошла мимо одного из важнейших понятий аристотелевского учения о душе, того понятия, в котором осуществляется единство воли и ума, это понятие — практический ум. Практический ум — есть способность к деятельности, направленной на человеческое благо и осуществляющейся на основе разума. Ума полководца — одна из конкретных форм практического ума (двигателем волевого действия является ум и стремление). Обе способности — ум и стремление — обусловливают движение. Ум полководца нельзя понимать как интеллект, он есть единство интеллектуальных и волевых моментов (способность разбираться в сложной ситуации и почти мгновенно найти правильное решение называется — интуицией). Психологическая природа интуиции полководца теснейшим образом связана с высоким развитием пространственных представлений и пространственного мышления. Для этого нужно: накопление большого количества знаний, своеобразной готовности этих знаний, выработанного упражнением умения решать новые, неожиданные задачи.

Практическое Мышление — это… Что такое Практическое Мышление?

Практическое Мышление
Практическое мышление — мышление — , в котором решение проблем осуществляется во внешней практической деятельности — . В отличие от теоретического мышления здесь не ставится задача выработки новых методологических средств, которые можно переносить в принципиально иные ситуации.

Психологический словарь. 2000.

  • Праксис
  • Пралогическое Мышление

Смотреть что такое «Практическое Мышление» в других словарях:

  • практическое мышление — Этимология. Происходит от греч. praktikos деятельный, активный. Категория. Форма мышления. Специфика. В нем решение проблем осуществляется во внешней практической деятельности. В отличие от теоретического мышления здесь не ставится задача… …   Большая психологическая энциклопедия

  • практическое мышление — <…> Первичной формой интеллектуальной деятельности является действенное, практическое мышление, направленное на действительность и представляющее одну из основных форм приспособления к новым условиям, к изменяющимся ситуациям внешней… …   Словарь Л.С. Выготского

  • Практическое мышление — мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач …   Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

  • Практическое мышление — вид мыслительного процесса, который направлен на преобразование окружающей действительности на основе постановки цели, выработки планов, а также восприятия и манипулирования реальными предметами …   Психология человека: словарь терминов

  • мышление наглядно-действенное — один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Элементарные формы М. н. д., наблюдаемые у высших животных, изучались И. П.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Различают следующие виды М.: словесно логическое, наглядно образное, наглядно действенное. Выделяют также М. теоретическое …   Большая психологическая энциклопедия

  • мышление практическое — один из видов мышления, который обычно сравнивают с мышлением теоретическим. М. п. связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще более сложным, чем мышление… …   Большая психологическая энциклопедия

  • МЫШЛЕНИЕ — МЫШЛЕНИЕ, в психологии высшая и наиболее сложная форма интелектуальной деятельности, состоящая в рациональной переработке данных опыта, в процессах установления связей, вскрытия отношений и зависимостей и отличающаяся своеобразным составом,… …   Большая медицинская энциклопедия

  • мышление —         МЫШЛЕНИЕ процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему, к получению результата. М. предполагает активную конструктивную деятельность по переструктурированию исходных данных, их расчленение, синтезирование… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Мышление (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мышление. Мышление  процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений[1]. Однако в психологии существует множество других определений.… …   Википедия


Теоретические и практические знания | Аманда Постума-Коэльо

Практические и теоретические знания:

http://elasjoliedotcom.files.wordpress.com/2011/03/theory_practice_tree.jpg

Практические знания — это знания, которые приобретаются из повседневной практики. . Другими словами, практические знания приобретаются в процессе работы; он во многом основан на реальных усилиях и задачах. С другой стороны, теоретические знания учит рассуждению, методам и теории познания.В то время как практические знания приобретаются в процессе работы, теоретические знания приобретаются, например, путем чтения руководства.

Примеры из реальной жизни:

Практические знания и теоретические знания — это два совершенно разных подхода к знаниям. Хотя теоретические знания могут гарантировать, что вы понимаете фундаментальные концепции и имеете ноу-хау о том, как что-то работает и о его механизме, они дадут вам только такую ​​возможность, поскольку без практики человек не сможет выполнять действия так хорошо, как мог бы. .Практические знания гарантируют, что вы действительно можете что-то делать, а не просто знать, как это делать

http://3.bp.blogspot.com/-xQYwXHldYWM/TbVE8vT0YJI/AAAAAAAAD10/ooNnCkNyy-E/s400/study_hard.jpg

Теоретический знание: (знаю ЭТО)

  • Я знаю, ЧТО я могу испечь торт
  • Я знаю, ЧТО, чтобы ездить на велосипеде, я должен крутить педали и иметь хороший баланс
  • Я знаю, ЧТО, чтобы ездить на лошади, у меня должны быть сильные ноги и держаться на плотно.
https: //aos.iacpublishinglabs.com / question / aq / 700px-394px / fast-average-person-ride-bike_cf053029272716e0.jpg? domain = cx.aos.ask.com

Практические знания: (ноу КАК)

  • Я знаю КАК ездить на велосипеде
  • Я знаю, КАК играть в футбол
  • Я знаю, КАК ездить на лошадях

Реальная жизненная ситуация — ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ:

Когда мне было 8 лет, моя мама решила, что мне пора кататься на велосипеде, но это время, без тренировочных колес. Она сказала мне, что именно мне нужно делать — крутить колесо левой ногой, затем правой и повторять это снова и снова — и научила меня использовать тормоза в случае, если мне нужно было остановить велосипед, и научила меня о том, как мне балансировать на велосипеде.Уверенный в своих навыках езды на велосипеде, я решил, что пришло время, наконец, покататься на велосипеде, так как мне нечего было бояться — моя мама только что объяснила все, что мне нужно было знать, чтобы успешно кататься на велосипеде. По крайней мере, я так думал. Как только я начал кататься на велосипеде, я полностью потерял равновесие, не остановил велосипед вовремя и врезался в дерево. Почему? Проще говоря, у меня были все теоретические знания и «ноу-хау» езды на велосипеде; однако у меня не было никаких практических знаний.

Реальная жизненная ситуация — ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ:

Летом 2015 года я участвовал в Летней программе по математике и естественным наукам. Однако теоретических знаний по химии у меня не было, так как я никогда не ходил на занятия в школе. Поэтому, когда мой учитель дал мне задание по титрованию (нейтрализации кислоты), мой партнер и я в конце лаборатории знали все о титровании кислот и оснований, о том, что происходит, когда и почему. Если бы вы спросили меня что-нибудь о том, как выполнить саму лабораторную работу, я смогу ответить на все ваши практические вопросы.Уверенный в своих навыках химии, я начал свой урок химии SL Y1 в августе прошлого года с высоко поднятой головой, думая, что я опередил других. Однако я быстро понял, что, хотя у меня было столько практических знаний, я не мог описать, почему происходящие вещи происходили. Я не понимал фундаментальных концепций, причин или теории эксперимента, которым я умел руководить. У меня было много практических знаний, но, с другой стороны, очень мало теоретических знаний.

  • Мысль о том, что они независимы, называется антиинтеллектуализмом.
  • Мысль о том, что они зависимы, называется интеллектуализмом.

Интеллектуализм:
Теоретические и практические знания взаимосвязаны и дополняют друг друга — если кто-то точно знает, КАК что-то делать, он должен уметь применять эти навыки и, следовательно, преуспеть в практических знаниях.

Антиинтеллектуализм:
Теоретические и практические знания независимы — только потому, что у человека есть теоретические знания и знание процедуры, не означает, что он УМЕЕТ играть в игру.Это можно увидеть в спорте — можно знать правила игры и что делать в какой момент игры, это не гарантирует, что он знает, КАК играть.

Количество слов: 751

Рассуждения — Магдалена Бальцерак Джексон, Брендан Бальцерак Джексон

Рассуждения

Новые очерки теоретического и практического мышления

Отредактировано

Магдаленой Бальцерак Джексон и Бренданом Бальцераком Джексоном

Информация об авторе

Отредактировано Магдаленой Бальцерак Джексон , доцентом философии Университета Майами, и Бренданом Балсераком Джексоном , доцентом философии Университета Майами

Магдалена Бальцерак Джексон — доцент философии Университета Майами.Она работает в области философии разума, эпистемологии и философии языка, а также в области пересечения этих областей. Ее публикации посвящены природе и эпистемологии различных когнитивных способностей, таких как воображение, восприятие, понимание и рассуждение. Работала в университетах Германии, Австралии и США.

Брендан Бэлцерак Джексон — доцент философии Университета Майами. Он занимается философией языка, эпистемологией и метафизикой.В его публикациях рассматриваются фундаментальные проблемы философии языка, вопросы лингвистического понимания, метаметафизики и разногласий, а также вопросы о рациональности и нормах рассуждения. Он работал в университетах Австралии, Германии и США.

Авторы:

Магдалена Антробус, независимый ученый
Брендан Бальсерак Джексон, Университет Майами
Магдалена Бальцерак Джексон, Университет Майами
Пол Богосян, Нью-Йоркский университет
Лиза Бортолотти, Бирмингемский университет
Джон Брум, Оксфордский университет
Мэтью Копек, Австралийский национальный университет
Мэтью Копек, Австралийский национальный университет Марк Ричард, Гарвардский университет
Джошуа Шехтер, Брауновский университет
Сюзанна Сигел, Гарвардский университет
Мэтью Ноа Смит, Северо-Восточный университет
Николас Саутвуд, Австралийский национальный университет
Джулия Стаффель, Колорадский университет, Боулдер
Эма Салливан-Биссетт, Бирмингемский университет
Майкл Г.Тителбаум, Университет Висконсина, Мэдисон,
Алекс Уорснип, Университет Северной Каролины, Чапел-Хилл,

Практическое и теоретическое

The Stone — это форум для современных философов и других мыслителей по актуальным и вневременным вопросам.

Наше общество разделено на касты на основании предполагаемого разделения между теоретическими знаниями и практическими навыками. Профессор колледжа возмутился по телевидению, пока сантехник недоволен отстраненными интеллектуалами из башни из слоновой кости. Ощущаемая разница между профессором колледжа и сантехником отражается в том, как мы думаем о собственном сознании.Люди мыслители, а люди — деятели. Есть естественное искушение посмотреть на эти занятия. как требующие отличных способностей. Когда мы отражаем , мы руководствуемся нашим знанием истин о мире. Напротив, когда мы действуем , мы руководствуемся своими знаниями о том, как выполнять различные действия. Если это разные когнитивные способности, то знание того, как что-то делать, не является знанием факта, то есть существует различие между практическим и теоретическим знанием.Мир колледжа Профессор якобы настолько отличается от мира водопроводчиков, потому что считается, что они используют принципиально разные умственные способности в своей повседневной жизни. Профессор колледжа не понимает это », потому что ее знание чисто теоретическое, знание истин. Водопроводчик не способен рассуждать о политической системе или экономике, потому что умение выполнять сложные действия — это не упражнение. таких знаний.

Клише ученого профессора, неумелого в практических задачах, столь же знакомо, как и клише тупого спортсмена.

Большинство из нас склонны немедленно классифицировать такие действия, как ремонт автомобиля, катание на велосипеде, выполнение прыжка, уход за младенцем или приготовление ризотто, как упражнения практического знания.И мы склонны классифицировать доказательство теорем в алгебре, проверку гипотез в физике и построение аргументов в философии как упражнения на способность оперировать знанием истин. Клише ученых Профессор, столь же неумелый в практических задачах, как и в теоретических рассуждениях, является таким же лейтмотивом поп-культуры, как и тупой качок. Народное представление о том, что умение действовать — это не проявление интеллектуальных знаний также укоренилась в современной философии, хотя ее предшественники восходят к древним временам.

Согласно модели, предложенной этой предполагаемой дихотомией, упражнения на теоретическое знание включают активное размышление, взаимодействие с положениями или правилами теории. вопрос, который направляет последующее применение знаний. Подумайте о шахматистке, выполняющей выученную ею инструкцию для первого хода в шахматах. Напротив, практические знания осваиваются автоматически. и без размышлений.Опытная теннисистка не размышляет над инструкциями перед тем, как ответить залпом — она ​​применяет свои знания о том, как автоматически ответить залпом . Кроме того, Тот факт, что упражнения на теоретические знания основываются на предложениях или правилах, по-видимому, влечет за собой, что они включают в себя универсально применимые инструкции — человек, действующий на основе теоретических знаний имеет буклет с инструкциями, над которым она размышляет, прежде чем действовать.Напротив, часть навыков, составляющих умение в теннисе, включает в себя реакцию на ситуации, к которым никакое руководство не может вас подготовить. Опытная теннисистка является опытной отчасти потому, что она знает, как приспособить свою игру к новой подаче, поведение, которое не похоже на следование книге правил.

Лейф Парсонс

Мысль о том, что способность к приобретению навыков в практической деятельности отличается от способности к познанию истин, влияет на наши самые фундаментальные взаимодействия с другими.Когда наш ребенок проявляет навыки при физической активности и начальном отсутствии интереса к математике мы могли бы предположить, что у ребенка есть способности к практической деятельности, но не к интеллектуальным занятиям (и наоборот).

Но как только кто-то начинает настаивать на предполагаемом различии практического и теоретического, появляются трещины. Когда человек приобретает практический навык, он учится , как что-то делать.Но когда человек приобретает знание научного предложения — это тоже пример обучения. Во многих (хотя и не во всех) языках мира один и тот же глагол используется как для практических, так и для теоретических знаний (например, «Знаю» по-английски, «savoir» по-французски). Что еще более важно, когда кто-то размышляет о любом упражнении знания , будь то практическое или теоретическое, кажется, что оно имеет характеристики это было бы наивно приписать проявлению как практических, так и интеллектуальных способностей.Доказательство теоремы математиком — идеальный пример применения теоретических знаний. Все же в Чтобы считаться квалифицированным в математике, математик — как и теннисист — должен научиться реагировать на новые трудности, с которыми он может столкнуться при изучении математики. реальность. Также не требуется активного размышления для развития познания истин. Я регулярно использую свои знания о том, что лифт управляется нажатием кнопки, не задумываясь ни о чем. к делу.С другой стороны, стандартные примеры якобы чисто практических знаний приобретаются явно теоретическими способами. Люди могут и часто учатся готовить ризотто, читая рецепты. в кулинарных книгах.

Возможно, один из способов отличить практическое знание от теоретического — это говорить . Когда мы приобретаем знания о том, как что-то делать, мы не можем выразить свои знания словами.Но когда мы приобретая знание истины, мы умеем выразить это знание словами. Кто-то может знать, как рассмешить ребенка, но не сможет объяснить, как он это делает. Но если кто-то знает, что Вашингтон — столица США, они, по-видимому, способны выразить это знание словами.

Однако различие между тем, что мы можем выразить словами, и тем, что мы не можем выразить таким образом, не отслеживает какого-либо предполагаемого различия между практическим и теоретическим знанием.Я могу знать, что секрет пароль — 415XH, но я, возможно, не смогу выразить это знание словами — я могу нажимать клавиши только тогда, когда у меня есть клавиатура (знание находится, так сказать, в моих пальцах). Тогда можно подумать что способность выразить что-либо словами не обязательна для теоретических знаний. И наоборот, можно подумать, что любой, кто умеет что-то делать, может выразить это знание словами.После всего, Тот, кто знает, как рассмешить ребенка, может, когда его спросят, как это сделать, сказать: «Это способ рассмешить ребенка», в то время как он рассмешит ребенка.

Я доказывал здесь (и подробно в другом месте), что, как только кто-то настаивает на предполагаемом различии между практическим знанием и знанием истин, он ломается. Деятельность сантехника или электрика является проявлением того же интеллекта, что и последние статьи ученого или историка, — знания истин.Верно то, что кто-то может быть знатоком автомеханика и безнадежным в философии. Но верно также и то, что кто-то может быть знатоком теоретической физики и безнадежным в философии. Различия между чем то, в чем человек не разбирается, не коррелирует с народным различием между практическими и теоретическими занятиями. Если только рационально присваивать студенческие ссуды, мы должны также признать различия между профессиями, овладение которыми требует изучения многих и, возможно, более сложных истин, и профессиями, которым легче овладеть.Но это различия в континууме, а не различия. в вид , как предполагается, в соответствии с народными различиями между практическими и теоретическими занятиями.

В нашем обществе есть барьеры, воздвигнутые ложной дихотомией между практической работой и теоретическими размышлениями. Если кто-то рано разовьет навык ремонта автомобилей, он может ошибочно предположить, что он не будет мастером при литературном анализе или доказательстве теорем.Это лишает не только ее возможностей, но и общества потенциально важного участника литературного анализа или математики. Структура вознаграждения общества также предполагает это, что отражается как в заработной плате, так и в расходах на то, что считается теоретическим занятием. Предполагаемое различие действует и на бытовом уровне. Если кто-то тратит время на ремонт автомобили, можно подумать, что у человека нет соответствующих возможностей оценивать аргументы экономических «экспертов» по ​​телевидению.Тогда можно почувствовать себя отчужденным от таких дискуссий и обнаружить, что чувство отчужденности нашло отражение в гневной риторике пропагандистов.

Различие между практическим и теоретическим используется для разделения общества на группы. Он отчуждает и разделяет. К счастью, это не более чем выдумка.


Джейсон Стэнли — профессор философии в Университете Рутгерса.Он является автором трех книг для Oxford University Press: «Знания и практические интересы», «Язык в контексте» и «Ноу-хау». Больше работ можно найти на его веб-сайте.

% PDF-1.5 % 112 0 объект > эндобдж 114 0 объект > / Шрифт >>> / Поля [] >> эндобдж 109 0 объект > поток Подключаемый модуль Adobe Acrobat 9.1 Paper Capture 2007-08-14T15: 49: 52-04: 00 EPSON Perfection 31702009-04-09T13: 45: 46-04: 002009-04-09T13: 45: 46-04: 00uuid: cc33581e-c7e3 -43b1-9fba-6dc554ffcc8buuid: b7fd6a5a-1d2d-40da-b011-b2205dbdc5c4application / pdf конечный поток эндобдж 104 0 объект > эндобдж 105 0 объект > эндобдж 106 0 объект > эндобдж 107 0 объект > эндобдж 108 0 объект > эндобдж 66 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB] / XObject >>> / Rotate 0 / Type / Page >> эндобдж 71 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB] / XObject >>> / Rotate 0 / Type / Page >> эндобдж 76 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB] / XObject >>> / Rotate 0 / Type / Page >> эндобдж 81 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB] / XObject >>> / Rotate 0 / Type / Page >> эндобдж 86 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB] / XObject >>> / Rotate 0 / Type / Page >> эндобдж 91 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB] / XObject >>> / Rotate 0 / Type / Page >> эндобдж 96 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB] / XObject >>> / Rotate 0 / Type / Page >> эндобдж 154 0 объект > поток HWmo_C } 789 тыс. 33s!? Soi0RU (aňw6 \ 9Fc25L8RX «y [! W7K0x5wX5 ۦ? w + Bf B PB ݳ J \ ~ nw ؇ 5 @ 1 HVO_m? wbn {g ~ lue˳tgX.{࿐) BpʣO \ |]> Rn + F } W / VP1 [SR ] R%} x & 2T = h0JEV] i9

Практическое обоснование и теория — Определения и отношения — Рассуждения, знания, этика и Кант

Теоретический разум пытается оценить положение вещей. Практический разум решает, каким должен быть мир и что должны делать люди. Теоретическое предложение хорошо, если оно соответствует действительности, в то время как практическое предложение является более сложным и сложным. спорные стандарты, (Идея «направления соответствия» см. в работе Джона Сирла, 1983, Intentionality.) Пока практический разум решает, что делать, он не может переделать реальность так, как ему нравится. Успешный практический агент должен принимать во внимание истины о мире. Некоторые пришли к выводу из этого, что практический разум в значительной степени (или полностью) состоит в использовании таких знаний в практических целях. Точно так же, в то время как теоретический разум пытается соответствовать миру, на его действия влияют практические потребности исследователей. Некоторые пришли к выводу из этого, что теоретический разум — это спецификация норм практического разума для практического проекта теоретического исследования.Тогда как люди должны верить — это практический вопрос.

Отчасти интерес к практическому разуму возникает из попыток понять его неудачи. Теоретическая иррациональность — это просто ошибка. Но практическая иррациональность может потребовать более подробных объяснений, чем теоретическая иррациональность, потому что есть еще кое-что, что нужно объяснить. (Наиболее влиятельная современная дискуссия о слабости воли содержится в книге Дональда Дэвидсона 1980 г. «Как возможна слабость воли?» Для Аристотеля на akrasia — буквально «без власти над собой», но часто переводится как слабость воли — см. Дал. .)

Формально существует четыре возможных отношения между теоретическим и практическим разумом. Проникающих философов не всегда так легко классифицировать, но эти возможности задают повестку дня философам, пытающимся понять связь между теоретическим и практическим разумом.

Во-первых, в представлении Платона о Сократе теоретические и практические рассуждения различаются лишь внешне. Истина и добро взаимозаменяемы, как и способы рассуждения, ведущие к постижению истины и добродетели.Знать добро — значит желать его. Хорошая жизнь — это философская жизнь, характеризующаяся не знанием, а эросом. Каждый, кто полностью понимает добро, должен стараться его достичь; никто не может знать лучшего, но выбирать худшее. Порок — это практическая форма невежества.

Во-вторых, теоретические рассуждения — это форма практики, оцениваемая по практическим стандартам эффективности, целесообразности и продуктивности. Эта позиция вновь появилась в истории под разными именами — софизм у греков, гуманизм в эпоху Возрождения, а теперь прагматизм и антифундационализм.Миф о Прометее, который Протагор излагает Сократу в «Протагоре » Платона , видит, что единственная разница между знанием справедливости и благочестия и знанием, воплощенным в искусствах, состоит в том, что практический разум распространен повсеместно, а искусства более специализированы. Томас Гоббс (1588–1679) и Джамбаттиста Вико (1668–1744) по-разному подчеркивают, что можно знать только то, что он сделал. Теория — это момент в практике, иногда средство избежать действия, а иногда средство доминирования.Теоретические рассуждения — это то, что происходит с практическими рассуждениями, когда кто-то временно абстрагируется от обычных условий практического решения — ограниченной информации, временных ограничений, необходимости реагировать на желания и мнения, даже те, которые не являются хорошо обоснованными. Эссе Макса Вебера «Профессия и призвание политики» можно рассматривать как образец этой версии теории и практики. Практическое рассуждение, по Веберу, требует различия между этикой убеждения, которая слишком близко отражает теоретические рассуждения, и этикой ответственности.Если добродетельные не учат добродетели, возможно, вина кроется в их способностях к обучению, а не в их добродетелях. Если разум не всегда правит, может быть, и не должен — может быть, должны преобладать конкурирующие требования традиции или эмоции.

В-третьих, практический разум — это применение теоретических рассуждений и их выводов к конкретным практическим ситуациям. Даже теоретические рассуждения требуют практического суждения, чтобы прийти к определенным выводам. Практическое рассуждение играет важную роль, вычисляя, как достичь цели, которая сама по себе не определяется рационально.Быть практически рациональным — значит разумно преследовать свои интересы. «Разум есть и должен быть только рабом страстей» (Юм, стр. 415), и вполне разумно «предпочесть уничтожение всего мира царапанию моего пальца» (стр. 416). . Если разум — раб страстей, то практическое рассуждение — это просто название рассуждения, которое занимается желаниями и средствами их удовлетворения. Практическое рассуждение не отличается от теоретического рассуждения, за исключением содержания: это рассуждение о предпочтениях, желаниях, препятствиях и ресурсах.Если хорошие люди не учат добродетели, это просто потому, что они предпочитают не передавать свой ум; добродетели учат, обуславливая или убеждая людей желать правильных вещей и получать от них удовольствие. Эта концепция отношения теоретического и практического разума может утверждать, что только благодаря прогрессу в науке может произойти возникновение демократии и свободы человека. Чем больше можно вычислить, тем меньше придется спорить. Но в этом мышлении есть проблема.Без объективных целей цели не оправданы рационально. Поэтому оправданы и рациональны только средства. Но только концы мотивируют. Это оставляет разрыв между оправданием и мотивацией. Чувствуя этот разрыв, Жан-Жак Руссо (1712–1778) ставит новую проблему для практического разума, когда спрашивает, как свободный акт воли может создавать обязательства: какую мотивацию может иметь свободное существо для входа в мир, в котором он должен оправдывать то, что он делает?

Наконец, практические и теоретические рассуждения — это разные формы рассуждений.Наука и практическая мудрость несовместимы друг с другом, и каждая в своей сфере отдает приказы друг другу. У Аристотеля политика решает, какие науки изучаются, но метафизика определяет истины, в соответствии с которыми действует практика. Политология «предписывает, какие науки следует изучать в городах» ( Этика, I.2). «Phronesis не властен над мудростью или лучшей частью интеллекта, так же как медицинская наука не властна над здоровьем. Медицинская наука не контролирует здоровье, но изучает, как его обеспечить; следовательно, он издает приказы в интересах здоровья. , а не на здоровье »( Этика, VI.13). Аристотель также принимает вызов Сократа о том, что невозможно знать лучшее, но выбрать худшее, и дает ( Ethics, VII) логические и физические объяснения akrasia.

Аристотель утверждает, что практическое рассуждение ведет в противоположном направлении как от теоретических рассуждений, так и от размышлений, связанных с производственной деятельностью. В искусстве, исключая случайность, вывод от произведения к художнику является надежным: взгляд на картину может сказать наблюдателю, была ли она искусно создана, в то время как смелость или справедливость не всегда указывают на присутствие добродетельного агента.С другой стороны, добродетельный человек можно рассчитывать на то, что они будут действовать добродетельно; добродетельный человек, в отличие от художника, не может сказать: «Я мог бы поступить добродетельно, но не хотел». В этом смысле добродетели не рациональны.

Иммануил Кант (1724–1804) тоже считает теоретический и практический разум высшим, каждый по-своему. Он утверждает, что все действует согласно законам, но «только разумное существо способно действовать согласно концепции законов, то есть согласно принципам» ( Critique of Pure Reason, G412).Практический разум понимает законы свободы. По Канту теоретический разум имеет приоритет, потому что он может обладать знанием, тогда как практический разум имеет лишь убеждение и веру. В то же время практический разум имеет приоритет, потому что знание теоретического разума — это только знание явлений, то есть того, как вещи кажутся нам, в то время как практический разум ориентируется на вещи такими, какие они есть на самом деле. Более того, даже теоретический разум зависит от практического разума, поскольку Кант настаивает, что «разум не имеет диктаторской власти; его вердикт всегда просто согласие свободных граждан» (A738–9 / B766–67).

«Критическая философия» Канта спрашивает, как возможны и теоретический, и практический разум. Он принимает как должное существование и успешные действия теоретического разума в науках, и поэтому «Критика » требует условий, которые могли бы оправдать такое использование разума. В то же время «Критика » разоблачает как пустые утверждения теоретического разума о выходе за пределы эмпирических условий, делающих возможным научное знание. Ситуация по практическим соображениям иная.В качестве данных для объяснения нельзя использовать некоторые существующие практики практического разума. Только преодолев эмпирические условия, которые ограничивают практический разум инструментальной ролью, можно обнаружить в чистом практическом разуме законное моральное применение рациональности. Известно, что желания вызывают действия. Кант спрашивает, может ли разум сам по себе вести к действию, и не только заключает, что это возможно, но и утверждает, что действия, вызванные одним лишь разумом, идентичны нравственно хорошим поступкам.

В качестве последнего примера, Джон Стюарт Милль начинает Утилитаризм (1863), отмечая это различие между теоретическими и практическими рассуждениями: «Хотя в науке частные истины предшествуют общей теории, можно ожидать, что в случае практических искусство, такое как мораль или законодательство.Все действия совершаются ради какой-то цели, и кажется естественным предположить, что правила действия должны иметь весь свой характер и окраску с той цели, которой они подчиняются. Когда мы занимаемся преследованием, ясное и точное представление о том, что мы преследуем, кажется первым, что нам нужно, а не последним, чего мы должны ожидать »(гл. 1, пункт 2).

7 примеров практического мышления


отправлено Джоном Спейси, 2 октября 2020 г.
Практическое мышление — это мышление, которое ищет своевременных и разумных действий и решений.Это можно противопоставить чрезмерно сложным, медленным, негибким, идеологическим или теоретическим процессам мышления. Ниже приведены иллюстративные примеры.

Прагматизм

Прагматизм — это философия, согласно которой вещи истинны, если они истинны для практических целей. Например, признание свободы как важной вещи, потому что люди, кажется, ценят ее, не нуждаясь в математических доказательствах.

Практичность и выполнимость

Ограничивайте свое мнение вещами, которые вы можете контролировать или влиять, и выбирайте путь, который имеет некоторые шансы на успех.Например, защитник окружающей среды, который стремится повлиять на местное правительство, чтобы запретить необычно вредное химическое вещество.

Аналитическое мышление

Систематический процесс сбора и оценки доказательств, позволяющих основывать ваше мышление на измерениях и наблюдениях реального мира. Например, фермер, который хочет понять, почему урожай на одном поле не растет, а на другом — растет, проводит тесты, чтобы определить состав почвы в двух местах.

Дизайн-мышление

Разработка систем, инструментов, артефактов знаний, процессов и концепций для решения проблемы.Например, студент, который разрабатывает новый учебный процесс, чтобы повысить продуктивность обучения.

Принцип Парето

Принцип Парето — это теория, согласно которой 80% стоимости создается с помощью первых 20% усилий. Это не совсем так, но это полезная концепция, позволяющая избежать чрезмерного обдумывания и перфекционизма. Например, студент, который решает, какой университет посетить на один уик-энд, зависит от времени. Практичные мыслители готовы участвовать в дебатах и ​​гибко и приемлемо рассматривать идеи оппонентов.Например, город, который рассматривает вопрос о запрете скейтбординга из-за того, что владельцы громко заявляют о себе, прежде чем принять решение, обязательно выслушает точку зрения самих фигуристов.

Серые области

Практические мыслители рассматривают серые области и склонны предлагать решения, отражающие сложности и недостатки реального мира. Например, городской совет, который обнаруживает, что у скейтбординга много проблем, таких как шумовое загрязнение, но есть и много преимуществ, таких как упражнения, которые предлагают план по строительству большего количества скейт-парков и более строгому регулированию скейтбординга в других областях.

Мышление

Это полный список статей, которые мы написали о мышлении.

Если вам понравилась эта страница, добавьте в закладки Simplicable.


Список подходов и типов мышления.
Список общих эмоций.

Определение оригинальности с примерами.



Список подходов к мышлению и установок.
Рациональное мышление часто несколько логично, но включает такие факторы, как эмоции, воображение, культура, язык и социальные условности.
Определение разума с примерами.

Определение обоснованного предположения с примерами.


Список общих навыков критического мышления.


Полные примеры различных типов здравого смысла.



Распространенные виды познания с примерами.

Список основных типов когнитивных навыков.


Определение независимого мышления с примерами.



Самые популярные статьи о Simplicable за последний день.



Последние сообщения или обновления на Simplicable.



36 способов мышления — простое


отправлено Джоном Спейси, 2 октября 2020 г.
Способы мышления — это образ мышления и подходы, которые люди используют для формирования идей, мнений, решений и действий. Их можно естественно принять как часть характера и склонностей человека. Способы мышления также могут быть сознательно приняты с течением времени или временно использованы для решения конкретной проблемы.Ниже приведены распространенные способы мышления. Представить, что что-то произойдет без всякой причины. Например, генеральный директор, который воображает систему искусственного интеллекта, решит кучу проблем, не будучи в состоянии объяснить, почему и как каким-либо понятным образом.

Предубеждения

Предубеждения — это шаблоны неудачной логики. Например, иллюзия асимметричного озарения , когда вы считаете, что понимаете других лучше, чем они понимают вас.

Мотивированные рассуждения

Поиск доказательств и формирование аргументов в пользу того, во что вы хотите верить.Беспристрастная оценка доказательств, не позволяя вашему мировоззрению или мотивации изменить ваш анализ.

Аналитическое мышление

Процесс разбиения вещей на части для их понимания. Например, глядя на данные о продажах, чтобы понять, какие продукты, регионы и клиенты вызывают снижение доходов.

Критическое мышление

Критическое мышление — это широкий и неспецифический термин, обозначающий систематическое, методичное и объективное мышление.

Эмоции

Эмоции — это состояния ума, которые окрашивают все мысли.Например, вы думаете негативно, потому что чувствуете себя меланхоликом.

Воображение

Способность мыслить способами, отличными от физической реальности. Основная черта человеческого мышления, которая является ключом к творчеству.

Контрфактическое мышление

Контрфактическое мышление — это процесс временного воображения, что факты не являются фактами, с целью поиска новых идей. Например, представить себе, какой была бы энергия, если бы ископаемое топливо не существовало.

Оптимизм

Состояние ума, сосредоточенное на положительных качествах и потенциале.

Пессимизм

Состояние ума, сосредоточенное на отрицательных качествах и риске.

Защитный пессимизм

Защитный пессимизм — это практика использования оптимизма для генерации идей и пессимизма для их подтверждения.

Идеализм

Представление о том, что идеи создают мир. Сосредоточен на нематериальном, таком как социальные конструкции.

Реализм

Мнение о том, что реально только то, что можно физически наблюдать и измерять. Сосредоточен на материальном.

Прагматизм

Прагматизм — это точка зрения, согласно которой материальные и нематериальные вещи реальны, если они реальны для практических целей.Например, мнение о том, что любовь реальна, потому что люди обычно говорят, что испытали ее.

Практическое мышление

Сосредоточение внимания на тех аспектах проблемы, на которые вы можете повлиять или на которые вы способны повлиять. Практическое мышление также подразумевает, что вы ищете наиболее разумное решение проблемы, не позволяя перфекционизму встать на пути.

Конвергентное мышление

Конвергентное мышление ищет решение проблемы с известным правильным ответом. Например, решение математической задачи.

Дивергентное мышление

Дивергентное мышление ищет разумный ответ на проблему без авторитетного решения. Например, вы пытаетесь придумать новую бизнес-модель, которая будет прибыльной.

Спекулятивное мышление

Способность делать разумные предположения или прогнозы, когда информация отсутствует.

Системное мышление

Обдумывание возможных последствий изменений сложных систем, таких как общество, культура, организация, экономика или экосистема.

Излишнее мышление

Мыслить так много, что ваши усилия имеют негативный практический эффект, например, напрасная трата времени, упущенная возможность или негативные мысли, влияющие на качество вашей жизни.

Интуиция

Интуиция — это способность знать что-либо без осознанного мышления. Древние греки, в том числе такие, как Сократ и Платон, рассматривали это как связь с универсальной и вневременной силой. Интуиция теперь считается процессом бессознательного мышления, процесса изучения собственных мыслей, эмоций и характера.

Дизайн-мышление

Использование процесса проектирования, при котором вы создаете новые вещи для решения проблем и принятия решений.

Абстракция

Мышление с помощью концепций, отличных от физической реальности.Большинство слов являются абстракциями, и люди часто думают словами, так что большая часть человеческого мышления является абстрактной.

Словесное мышление

Процесс мышления словами. Язык — основа человеческого интеллекта. Таким образом, изучение второго языка может расширить ваш пул концепций, которые можно использовать для решения проблем.

Визуальное мышление

Мыслить картинками, включая картинки, которые вы рисуете, и те, которые вы можете визуализировать мысленным взором.

Рациональное мышление

Обоснованное мышление, использующее неформальную логику.

Cold Logic

Использование логики как предлога для игнорирования таких сложностей, как состояние человека.

Flow

Состояние непрерывной концентрации, которое важно для продуктивного мышления.

Свобода самовыражения

Дайте волю своим идеям без ограничений. Например, мозговой штурм или рисование, не сдерживаясь, из страха перед критикой.

Мышление общей картиной

Процесс оспаривания ваших самых основных предположений.

Беспроигрышное мышление

Совместное решение задач, приносящее пользу каждому.

Беспроигрышное мышление

Соревновательный подход, пытаясь выиграть за счет других.

Юмор

Умение рассматривать нелепости жизни как источник радости.

Остроумие

Умение быстро и грамотно реагировать в социальных ситуациях.

Мышление

Это полный список статей, которые мы написали о мышлении.

Если вам понравилась эта страница, добавьте в закладки Simplicable.



Определение идеализма с примерами.
Определение оптимизма с примерами.

Список подходов и типов мышления.
Список общих эмоций.

Определение оригинальности с примерами.



Полное руководство по мыслительным процессам, методам и ошибкам.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts