Урок 6. Теории творчества и креативности
Еще в далеком 16 веке выдающийся английский философ Френсис Бекон сетовал на то, что научные открытия происходят медленно и во многом случайно. Он пытался найти подходы и алгоритмы, которые позволили бы превратить «создание нового» в системный, постоянный процесс. С тех пор прошло немало времени и сегодня общество имеет в своем распоряжении немало теорий творчества и креативности, помогающих нестандартно смотреть на существующие проблемы и предлагать нетривиальные решения. Эти теории могут быть полезными в самых разных областях человеческой жизнедеятельности. В данной статье мы сделаем обзор наиболее известных и широко применяемых техник и концепций.
ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) — это отечественная теория, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач. Работа над ТРИЗ была начата Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и к настоящему времени концепция развилась до серьезных масштабов. ТРИЗ основывается на научном подходе к изобретательству, применении специальных алгоритмов для поиска решений, совершенствовании творческих коллективов. Однако ТРИЗ нельзя назвать сформировавшейся научной дисциплиной в силу отсутствия единой структуры.
Подробнее познакомиться с ТРИЗ вы можете в специальном тренинге.
Теория Грэхема Уоллеса
Теория Грэхэма Уоллеса, основанная еще в 1926 году как осмысление идей Пуанкаре, утверждает, что творчество неразрывно связано с трудом человека, с кропотливой работой, но при этом часто требует отхода от проблемы, расслабления, переключения внимания.
Согласно этой теории, можно выделить четыре стадии творческого мышления. Так в творческом процессе можно наблюдать период подготовки, когда перед человеком встает определенная проблема или потребность и он, возможно, даже отчаявшись, пытается ее решить, но не может. Далее наступает период инкубации – человек, часто уже обессилев, откладывает решение проблемы и занимается другими делами. Сознание человека получает необходимый отдых, разрядку, но в то же время, подсознание не забывает проблему и вдруг человек находит, как правило, совершенно неожиданно, возможное решение загадки – это уже этап озарения. Но идею надо правильно оценить, довести «до ума» и решить технические вопросы, что является компетенцией последнего этапа – верификации.
Метод «Ментальные карты» Тони Бьюзена
Ментальные карты (иногда их называют: диаграммы связей, интеллект-карта и т.д.) – это теория, основанная Тони Бьюзеном, в которой делается упор на то, что креативный процесс тесно связан с памятью человека и ассоциативным мышлением. Он предложил написать ключевое понятие в центре листа, а все полезные ассоциации написать на ветвях, идущих от главного слова, вокруг него. Далее каждая ассоциация обрастает своим кругом новых ассоциаций, что расширяет возможности создания новой идеи. Ассоциации можно также рисовать. Создание такой карты помогает придумывать новые ассоциативные связи, а образ карты гораздо лучше запоминается.
В этой теории знаменитый специалист по латеральному мышлению Эдвард де Боно показывает свой оригинальный подход, позволяющий усовершенствовать мыслительный процесс. Метод шести шляп мышления основывается на том, что мы можем мыслить 6-ю различными способами, а чтобы эти способы различать, были придуманы 6 головных уборов разных цветов, как ассоциация для лучшего усвоения материала. В белой шляпе человек ориентируется на цифры и факты, в черной – настроен скептически, в желтой – анализирует положительный опыт, в зеленой – создает новые идеи, в красной – проявляет эмоции, а в синей шляпе — подводит итоги.
Продолжая аналогию, де Боно развивает теорию шести думающих шляп таким образом, что эти шляпы можно надевать, менять, снимать и т.д. В итоге этот прием автора помогает сделать теорию простой для восприятия даже самыми юными читателями. Поэтому методика 6 шляп часто применяется на уроках и тренингах для развития интеллекта и креативности. Подробнее о методике шести шляп и книге, в которой она описана, читайте на данной странице…
SCAMPER
SCAMPER — методика креативности, предлагающая список изменений, которые можно осуществить в работе над определенным объектом. Разработал методику Боб Эберле в 1997 году, и по сути дела, эта методика является модификацией принципов описанных в одном из предыдущих уроков. Техника заключается в том, чтобы последовательно ответить на вопросы о модификации поставленной задачи. Использование методики SCAMPER предполагает такие модификации:
- Substitute — Заменить что-то, например, компоненты, материалы, людей
- Combine — Комбинировать, например, с другими функциями, приборами
- Adapt — Добавить что-то, например, новые элементы, функции
- Modify — Модифицировать, например, изменить размер, форму, цвет или другой атрибут
- Put — Применить для чего другого, в другой отрасли
- Eliminate — Удалить части, упростить до главного
- Reverse — Поменять местами, перевернуть, найти применение в чем противоположном
А также
Кроме того, можно выделить менее известные подходы к активации и развитию креативности:
- Метод фокальных объектов от Чарльза Вайтинга. Этот метод направлен на поиск новых идей путем присоединения к начальному объекту свойств или признаков других объектов. Применяется в изобретательстве при поиске новых модификаций существующих предметов.
- Морфологический анализ Фрица Цвики основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи (так называемых морфологических признаков, характеризующих устройство) и последующем систематизированном получении их сочетаний. Другими словами, этот метод заключается в том, что исследуемый объект разделяют на элементы, из которых выбирают элементы с нужными характеристиками. А собирают новый элемент уже только с выбранными характеристиками.
- Метод «Автобус, кровать, ванна». В его основе лежит мнение, что новые идеи часто посещают нас в самые неожиданные моменты и в самой неожиданной обстановке. Надо их просто выпускать, и не мешать их появлению.
- Ловушка для идей (или личный мозговой штурм). В этом методе предлагается записывать абсолютно все идеи, которые приходят вам в голову. Процесс можно осуществлять целую неделю, после чего необходимо проанализировать полученные идеи и попытаться выбрать наиболее подходящий вариант.
Коллективное творчество
В отдельную группу можно внести теории, описывающие принципы и особенности коллективного творчества:
Мозговой штурм. Автором этого метода является Алекс Осборн. Группа людей активно предлагает различные идеи, участники группы пытаются их развить, тут же анализируют их, выявляя недостатки и преимущества.
Метод Дельфи (дельфийский метод). Метод заключается в выявлении экспертного мнения специалистов в условиях анонимности с последующей обработкой полученных результатов статистическими методами.
Синектика Уильяма Гордона состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных задач. Целью разработки метода является повышение вероятности успеха при постановке и решении задач. Метод включает в себя практические подходы к сознательному решению и использованию бессознательных механизмов, проявляющихся у человека в момент творческой активности.
Какой бы подход или теорию креативности вы ни выбрали, помните, что творчество сильно связано с вашим внутренним желанием созидать, а также с разносторонним образованием. Поэтому больше читайте интересные книги, смотрите хорошие фильмы, ходите на выставки и в галереи, и самое главное — анализируйте и осмысливайте новые знания.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Cтатистика На весь экран
Евгений Буянов
← 5 Развитие креативности Экзамен по теории →
это, виды, теории и разные подходы
Творчество — важная часть жизни многих людей. Без возможности творить невозможно развитие науки, общества в целом. Процесс развития искусства, особенности личности талантливых людей, феномен креативности изучает психология творчества. Она направлена на рассмотрение сущности творческого процесса, поиск методов развития креативности у всех людей, независимо от врожденных способностей.
Психология творчества: сущность науки, предмет изучения
Психологи изучают продукты человеческой деятельности, созданные в сферах науки, техники, искусства. Помимо самих продуктов, психологов также интересуют составляющие процесса созидания: роль мышления, воображения, интуиции, индивидуальные особенности личности.
В рамках психологии рассматривают личности великих творцов: изучают биографию, предпосылки, роль одаренности. По мнению психологов, креативные способности есть у всех людей, их можно развивать. Но важно отличать одаренность от гениальности — высшей формы проявления созидающей деятельности. Гениальность считается редким врожденным качеством, поэтому гениев мало.
История развития отрасли: становление науки, роль в обществе
Как наука психология искусства сформировалась в начале 20 века. Она еще не была в определена в отдельную сферу, поскольку рассматривала только одну область: биографию, литературные произведения. Анализируя материал, ученые изучали природу процесса создания, качества личности.
С началом развития экспериментальной психологии методы изучения изменились. Психологи стали работать не только с наследием, но и авторами-современниками. Они использовали анкетирование, экспериментальные методы, интервьюирование.
Научно-техническая революция повлияла на качество изучения искусства, поставила перед психологами новые задачи. Возросла потребность в работниках, способных не только выполнять задание, но и предлагать креативные идеи, брать на себя больше ответственности, принимать самостоятельные решения. В связи с этим появилось новое направление, изучающее творчество, как составляющую науки и техники.
Роль творчества в эпоху античности, мнение философов
Античность — первый период в истории человечества, отмечавшийся ускоренным развитием науки. Рассматривая различные проявления окружающего мира, философы выделили в отдельную сферу творчество. Они разделяли его на человеческое и божественное. К человеческому проявлению относилось искусство и ремесло. Божественным проявлением считали феномен создания космоса.
Аристотель отрицал вмешательство Бога в творческий процесс, называя его актом деятельности — созданием нового. Платон рассматривал создание как процесс созерцания — новое рождается из наблюдения.
Теории творчества: разные подходы, концепции восприятия
Феномен творчества рассматривали психологи разных школ.
- Глубинную психологию. Фрейд рассматривал два аспекта: бессознательные компоненты и мотивацию. Творчество — сублимация сексуальной энергии, которую индивид реализует социально приемлемым образом. Юнг рассматривал его как результат влияния архетипов — проявлений коллективных образов. Творчество для аналитической психологии — средство выражения глубинных переживаний, единение с коллективным бессознательным.
- Гештальтпсихологию. Для гештальтпсихологии характерно рассмотрение искусства, как продукта мышления развитой личности.
- Когнитивную теорию. В представлении когнитивистов творчество — суть жизненного процесса. Каждый индивид в течение жизни использует накопленный опыт для создания собственной мировоззренческой модели.
- Гуманистическую теорию. Для гуманистов творчество — акт самовыражения. Способность создавать отличает осмысленную личность от животных и является врожденной.
- Развитие творческой личности. Альтушллер рассматривал процесс создания, как следствие самосовершенствования. Для развития креативных способностей человеку необходимы не только врожденные данные, но и подходящие условия.
Современная наука комбинирует разные подходы, изучая процесс развития искусства всесторонне.
Концепция Пономарева: природа, особенности творческого процесса
Я. Пономарев рассматривал процесс создания искусства, как результат жизненного опыта. Он разделял логический и интуитивный опыт:
- Отвечающая за творчество часть опыта — в скрытой части сознания, чтобы получить к нему доступ, нужно подобрать подход.
- Ключ к открытию опыта — действие. Интуитивное выполнение действий приводит к нужному опыту.
- Для формирования интуитивного опыта не нужно участие сознания.
В структуре творчества Пономарев выделяет три подхода:
- самовыражение;
- общественно полезное созидание;
- решение задачи.
Концепция Пономарева рассматривает творчество как результат взаимодействия субъекта и объекта или субъекта и другого субъекта.
Понятие, стадии процесса создания: развитие мысли творца
Определение термина «творчество» — деятельность, в результате которой индивид воплощает навеянные вдохновением образы в реальность. Продукты деятельности: научные открытия, книги, фильмы, любые произведения искусства.
В процессе создания предмета искусства выделяют 4 стадии:
- подготовка;
- обдумывание идеи;
- разработка плана действий;
- итоговое оформление.
Процесс творчества принадлежит только создателю, а его продукты — культуре.
Сложности восприятия различных видов творчества: проблематика психологии искусства
Основные проблемы психологии искусства определяются взаимосвязью субъекта и объекта:
- изучение личности происходит через рассмотрение и восприятие ими эстетических ценностей;
- художественное восприятие искусства меняется в зависимости от уровня развития личности индивида;
- искусство воздействует на поведение и мотивацию личности, меняя ее мировоззрение.
Особенность проблематики зависит от видов творчества в психологии. В психологии различают отдельные формы проявления творческой деятельности:
- научная — открытия явлений реального мира с целью получения знаний;
- художественная — освоение окружающего мира путем эстетического переосмысления, стремление к созданию;
- техническая — преобразование действительности с помощью образного мышления, разработка конструкций и механизмов;
- сотворчество — интерпретирование результатов искусства, совместная работа создателя и зрителя;
- педагогическая — поиск новых методов и форм подачи материала с целью совершенствования процесса обучения;
- детская — необходимое условие мыслительного процесса ребенка, которое проявляется в игровой и других видах деятельности.
Изучение проблематики искусства помогает упростить понимание процесса созидания, сделать его более доступным для науки и людей.
Признаки творческой личности: как развить врожденные таланты
Творческие люди отличаются от других мировоззрением, подходом к обыденным делам. Их можно отличить по таким характеристикам:
- развитому воображению;
- жажде деятельности;
- постоянному возникновению новых идей.
Чтобы развивать врожденные способности, нужно преодолеть внутренние сомнения. В детстве каждый ребенок занимается искусством для собственного удовольствия. Он не задумывается о результате, наслаждаясь позитивным опытом, возникающими во время деятельности. Взрослея, индивид сталкивается с критикой результатов творчества. Если у него низкая самооценка, он замыкается в себе, перестает пытаться создавать.
Избавиться от внешнего давления можно, отказавшись оценивать свою деятельность через взгляд других людей. Пробудить творческую энергию помогут упражнения на развитие креативности: антистрессовые раскраски, лепка, рисование пальцами.
В каких ситуациях творчество влияет на личность отрицательно?
Воплощая в жизнь идеи, творец может столкнуться с проблемой, вызванной стремлением сделать все идеально. Воображение создает картину, которую он хочет воплотить, но уровень развития навыков или технические данные не позволяет этого сделать. Результат получается неудовлетворительным. Если это происходит постоянно, человек разочаровывается в своих способностях, может полностью отказаться от искусства.
Психологическое влияние мук созидания может сильно навредить личности, стать причиной депрессии, развития деструктивных привычек: алкоголизма, наркомании, других видов зависимости. Но такое же сильное влияние оказывает и преодоление кризиса. Выйдя из угнетенного состояния, он испытывает внутренний подъем, его взгляд на мир меняется. Высшая форма единения искусства и творца — катарсис — может полностью изменить жизнь индивида, его взгляды.
Проблема творческого кризиса: как преодолеть страх и лень
Творческий кризис возникает, когда индивид теряет интерес к созданию. Он может придумывать новые идеи, но постоянно откладывать реализацию. Страх неудачи сковывает, поэтому человек решает, что лучше ничего не делать, чем сделать слабый, неинтересный продукт. Выйти их этого состояния можно, пересмотрев отношение к искусству.
Главная цель процесса воплощения идеи – получение удовольствия.
На занятия искусством влияет общее настроение: если индивид болеет депрессией, переживает сложную жизненную ситуацию, ему сложно настроиться на продуктивную деятельность. Внутренний негатив следует направить в творческое русло, избавляясь от влияния внешних и внутренних проблем. Отвлечение от мира и сосредоточенность на процессе помогает преодолеть ступор, возникающий как реакция на внешнее давление.
Предназначение творчества: польза искусства для личности и общества
Занятия искусством полезны для людей, независимо от возраста и сферы работы. Креативное выполнение рутинной повседневной работы помогает избежать кризиса. Человек постоянно развивается, его мышление работает быстрее, чем у других людей. Искусство влияет на здоровье, повышая способность организма противостоять стрессу.
В глобальном смысле искусство — способ преобразования мира, изменения судеб народов и стран. С помощью книг, картин, фильмов миллионы людей меняют мнение о важных явлениях. Во многом значимые изменения общества происходят под влиянием деятелей искусства. Так, речь М. Л. Кинга стала причиной свержения расизма в Америке, книги В. Ленина создали почву для революции в России, идеи Исаака Ньютона и Леонардо да Винчи изменили мир науки и искусства.
Полезное видео
На видео представлена запись лекции, посвященной психологии творчества.
Творчество — Роберт Дж. Штернберг
Я разработал две теории творчества: инвестиционную теорию творчества и движущую теорию творческих вкладов.
Инвестиционная теория творчества
Инвестиционная теория творчества, предложенная в сотрудничестве с Тоддом Любартом, утверждает, что творчество в значительной степени является решением. В частности, это решение покупать дешево и продавать дорого в мире идей. Творческие люди, как и хорошие инвесторы, генерируют идеи, которые в то время считались новыми и, возможно, слегка нелепыми. Образно говоря, творческие люди «покупают дешево». Затем, как только их идеи получают некоторое признание, они «продают дорого», пожиная прибыль от своей хорошей идеи и переходя к следующей непопулярной идее.
Творческие личности по своей природе склонны бросать вызов толпе. Они сопротивляются тому, чтобы просто думать или делать то, что думают или делают другие. Скорее, они склонны двигаться в своем собственном направлении, стремясь предложить идеи, которые являются одновременно новыми и в некотором роде полезными. Таким образом, самым большим препятствием для творчества часто является не столько критика со стороны других, сколько ограничения, которые человек накладывает на собственное мышление. Такие ограничения, однако, могут проистекать из процессов инкультурации и социализации, так что часто неясно, являются ли ограничения на творчество внутренними или, в конечном счете, навязанными извне.
Творчество — это такое же решение, как и инвестирование. Люди не рождаются творческими или нетворческими. Скорее, они развивают набор отношений к жизни, которые характеризуют тех, кто готов идти своим путем. Примерами такого отношения к жизни являются готовность (а) переопределять проблемы по-новому, (б) идти на разумный риск, (в) «продавать» идеи, которые другие изначально могут не принять, (г) упорствовать перед лицом препятствий и (e) изучить, не мешают ли их собственные предубеждения их творческому процессу. Такое отношение поддается обучению и может быть укоренено в учениках с помощью обучения, которое побуждает учащихся думать самостоятельно.
Креативность включает в себя несколько различных аспектов: (а) способности, (б) знания, (в) стиль мышления, (г) личностные качества, (д) мотивацию, и особенно внутреннюю мотивацию, и (е) окружающую среду. Например, у человека могут быть творческие способности, которые позволили бы творчеству, но без готовности пойти на разумный риск или среды, обеспечивающей хотя бы минимальную поддержку творчеству, потенциальная креативность этого человека может быть подавлена. Таким образом, крайне важно, особенно в школах, создать среду, которая позволяет творчеству процветать не только на словах, но и на деле. В то же время человек может иметь творческое отношение, но без навыков творчества, таких как поиск примирения противоположных идей и диалектического мышления, он может не реализовать весь свой творческий потенциал.
Основные ссылки
Sternberg, R.J., & Lubart, T.I. (1991). Инвестиционная теория креативности и ее развитие. Human Development , 34 (1), 1–31.
Штернберг, Р. Дж., и Любарт, Т. И. (1992). Покупай дешево и продавай дорого: инвестиционный подход к творчеству. Современные направления психологической науки , 1 (1), 1–5.
Любарт, Т. И., и Штернберг, Р. Дж. (1995). Инвестиционный подход к творчеству: теория и данные. В С. М. Смит, Т. Б. Уорд и Р. А. Финке (ред.), . Подход к творческому познанию, (стр. 269–302). Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
Штернберг, Р. Дж., и Любарт, Т. И. (1995). Бросить вызов толпе: развитие творчества в культуре соответствия . Нью-Йорк: Свободная пресса.
Штернберг, Р. Дж., и Любарт, Т. И. (1996). Инвестиции в творчество. Американский психолог , 51 (7), 677–688.
Штернберг, Р. Дж., и Уильямс, В. М. (1996). Как развивать творческие способности учащихся . Александрия, Вирджиния: Ассоциация надзора и разработки учебных программ.
Штернберг, Р. Дж., О’Хара, Л. А., и Любарт, Т. Л. (осень 1997 г.). Творчество как инвестиция. California Management Review, 40 (1), 8–21.
Штернберг, Р. Дж. (2003). Синтез мудрости, интеллекта и творчества . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Штернберг, Р. Дж. (2006). Природа творчества. Журнал исследований творчества, 18 (1) , 87–98.
Штернберг, Р. Дж. (2012). Оценка креативности: инвестиционный подход. Журнал исследований творчества, 24 (1) , 3-12 .
Propulsion Теория творческого вклада
Творческий вклад может быть нескольких видов. Первоначально я предложил, а затем в сотрудничестве с Джеймсом Кауфманом и Джин Прец развил теорию движущей силы творческого вклада, которая стремится определить различные способы, которыми вклад может быть творческим.
Некоторые виды творческого вклада развиваются в уже существующем направлении. Самым основным видом творчества является (1) концептуальное воспроизведение, то есть продукт, который в основном повторяет то, что было сделано раньше, с небольшими вариациями. Например, произведение искусства, изначально выполненное акварелью, может быть скопировано масляными красками. (2) Переопределение — это переосмысление творческой идеи, так что идея, первоначально предложенная для одной цели, впоследствии используется для другой цели. Примером может служить аспирин, который первоначально использовался для обезболивания, но в последнее время используется для предотвращения повторных сердечных приступов. (3) прямое приращение — это следующий шаг в обычно длинной цепочке идей. Это может быть очередной научный эксперимент в серии или очередной роман, вытекающий из предыдущего. Поступательные приращения — это идеи, которым общество часто отдает предпочтение, потому что они относительно менее опасны для определенных заинтересованных сторон, чем многие другие виды творческого вклада. (4) Прогрессивное приращение вперед — это следующий шаг, который представляет собой большой скачок за пределы последней идеи. Продвигайте приращения вперед часто слишком быстро или слишком далеко, чтобы люди могли их понять или оценить, и поэтому часто сталкиваются с сопротивлением. Примером может служить своего рода культовое представление в персональных компьютерах, которое было впервые предложено Xerox, до того, как люди были к этому готовы, а затем предложено и принято Apple в линейке компьютеров Macintosh.
Другие виды творческого вклада берут новое направление по сравнению с предыдущей работой. Перенаправление (5) — это вклад, который перемещает поле в направлении, отличном от того, в котором оно двигалось. Перенаправления, как правило, угрожают заинтересованным сторонам, потому что они перемещают поле в направлении, отличном от того, в котором оно двигалось, и, следовательно, рискуют сделать работу других людей в исходной линии неактуальной. Поэтому они, как правило, сталкиваются с жестким сопротивлением. Примером может служить революция в нейробиологии, которая склонна рассматривать феномены мозга с точки зрения того, что раньше рассматривалось в других терминах. (6) регрессивное перенаправление — это вклад, который направляет поле в новом направлении, но в направлении, которое было предложено ранее и, возможно, отвергнуто. Например, недавняя работа Томаса Пикетти о Capital in the 21st Century делает это, и он был предназначен для того, чтобы вернуть память о работе Карла Маркса, гораздо более ранней работе в Das Kapital. (7) переинициация — это вклад, который не только перемещает поле в новом направлении, но и, по существу, запускает поле заново. Реинициация, как правило, является наиболее опасным видом творческого вклада. Работа Хомского над трансформационной грамматикой представляет собой такого рода творческий вклад. Наконец, (8) синтез объединяет ранее расходящиеся направления мысли, такие как изобретение гидросамолета.
Основные ссылки
Sternberg, R. J. (1999). Модель движения видов творческого вклада. Обзор общей психологии, 3 , 83–100.
Штернберг, Р. Дж., Кауфман, Дж. К., и Прец, Дж. Э. (2001) Модель продвижения творческого вклада в искусство и литературу. Журнал творческого поведения, 35 (2), 75–101.
Штернберг, Р. Дж., Кауфман, Дж. К., и Прец, Дж. Э. (2002). Загадка творчества: движущая модель видов творческого вклада . Нью-Йорк: Психология Пресс.
Штернберг, Р. Дж., Кауфман, Дж. К., и Прец, Дж. Э. (2003). Мощная модель творческого лидерства. Leadership Quarterly, 14, 455–473.
Штернберг Р. Дж., Прец Дж. Э. и Кауфман. (2003). Виды инноваций. В Л. Шавининой (ред.) Международный справочник по инновациям (стр. 158–169). Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.
Творчество. Теории – Исследования – Приложения
Главные редакторы
Janina Uszynska-Jarmoc, Университет Белостока, Польша
Maciej Karwowski, Университет Вроцлава, Польша
Редакционный совет
Baptiste Barbot (Университет Пейс, США)
Ronald A. Beghetto (Университет Коннектикута12, США) Матиас Бенедек (Университет Граца, Австрия)
Катажина Читко (Университет Белостока, Польша)
Михал Хрущевски (Университет Варшавы, Польша)
Агата Кудовска (Университет Белостока, Польша)
Борис Фортманн (Университет Мюнстера, Германия)
Марта Галевска-Кустра (Университет Марии Гжегожевской, Польша)
Влад Петре Главяну (Университет Вебстера, Женева, Швейцария)
Магдалена Грохман (Университет Техаса в Далласе, США)
Анна Хуи ( City University of Hong Kong, Гонконг)
Анатолий Хархурин (Американский университет Шарджи, Объединенные Арабские Эмираты)
James C.