Теория деятельности
Теория деятельности — Теория, в которой понятие деятельности рассматривается как ключевое для понимания других психических явлений. Теорию деятельности обычно связывают с именем ее основателя — А. Н. Леонтьевым (1903-1979).Теория деятельности зародилась в отечественной, советской, психологии в 1920-х годах. Основу ее составил принцип диалектического материализма, в общем-то догматически установленный в науке того периода: не сознание определяет бытие, а бытие сознание. Если в идеализме как философском направлении говорится о важности субъективных позиций и идей, то в материализме субъективное и идеи рассматриваются как вторичное по отношению к материальному, как следствие объективных изменений. Отсюда и родилась эта не очень ясная идея, что не сознание определяет деятельность, а деятельность сознание. Кому-то может показаться забавным, что деятельность по созданию и развитию теории деятельности была начата именно с сознательной идеи.
Психологи, внесшие наибольший вклад в развитие теории деятельности:
— А. Н. Леонтьев,
— Л. С. Выготский,
— С. Л. Рубинштейн,
— А. Р. Лурия,
— А. В. Запорожец,
— П. Я. Гальперин.
Теория деятельности опирается также на идею о том, что лучше всего человека можно понять по его деятельности: как и какие ставит он цели, каков он в процессе деятельности, каковы результаты его усилий. Принципиально важна была также культурно-историческая отсылка к известной фразе Энгельса о том, что труд создал из обезьяны человека: если это так, то, значит, труд (деятельность) это самое важное для человека.
Основным понятием теории деятельности, что очевидно, является деятельность. Другими важными понятиями являются сознание и личность. Деятельность рассматривается как целенаправленная активность. Она имеет довольно сложное иерархическое строение:
— уровень особых видов деятельности,
— уровень действий,
— уровень операций,
— уровень психофизиологических функций.
При анализе деятельности главной единицей анализа является действие — процесс, направленный на реализацию цели (достижение сознательного образа желаемого результата). Выполняя определенную деятельность, человек постоянно держит сознательный образ-цель у себя в сознании. Таким образом, действие — это сознательное проявление активности человека.
Человек не всегда действует в строгом соответствии с целью-образом. Часто имеют место быть случаи, которые рассматриваются как исключения, когда у человека в силу определенных причин или обстоятельств нарушена адекватность психической регуляции поведения, например при болезни или в состоянии аффекта.
Действие анализируется по четырем компонентам:
— постановка и удержание цели,
— роль действия в общем поведении,
— анализ источника активности,
— связь действия с предметным и социальным миром.
Одним из существенных достоинств теории деятельности стало то, что в психологии человек стал рассматриваться как активное существо, а не реактивное. До этого были сильны позиции рефлексологии и бихевиоризма, в которой человек рассматривался как реагирующее существо. В теории деятельности наоборот всякая деятельность стала рассматриваться как активная, то есть идущая изнутри, из целей человека.
С другой стороны, произошел некоторый перекос: человек стал рассматриваться преимущественно как существо социальное, биологические особенности отошли на второй план. Для сравнения: в психоанализе всякая деятельность рассматривается через сексуальные мотивы. В теорию деятельности сексуальность просто не вписывалась.
В теории деятельности сформулированы основополагающие принципы:
1. Принцип «размывания» круга сознания — сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе, оно проявляется в деятельности.
2. Принцип единства сознания и поведения — поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека.
3. Принцип активности — деятельность это активный, целенаправленный, «идущий изнутри» процесс, а не простая реакция на среду.
4. Принцип предметности — действия человека предметны, опираются на материальные предметы и социальные контакты.
5. Принцип социальной обусловленности — цели деятельности носят социальный характер.
Деятельность состоит из ряда действий. Но действие не является элементом начального уровня, оно — весьма сложный феномен. Действие состоит из многих более мелких элементов, актов. Как у деятельности, так и у действий есть свои цели. Но цели есть и у актов, хотя они и значительно мельче. Ни одно, даже самое мелкое дело, нельзя выполнить без цели — видения конечного образа.
Каждое действие может быть выполнено по-разному, т. е. с помощью различных способов. Способ выполнения действия называется операцией. В свою очередь, способ выполнения действия зависит от условий. В различных условиях для достижения одной и той же цели могут быть использованы различные операции. При этом под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности самого действующего субъекта.
Операции мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель и сознательный контроль за протеканием действия. Уровень операций — это уровень автоматических действий и навыков. Под навыками понимаются автоматизированные компоненты двигательной активности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения. Навыки становятся автоматическими в результате более или менее длительного упражнения. Поэтому операции бывают двух видов:
— операции, возникающие вследствие адаптации, приспособления к условиям обитания и деятельности,
— сознательные действия, благодаря автоматизации ставшие навыками и перемещенные в область неосознаваемых процессов.
Операции первого вида практически не осознаются, операции второго вида находятся на грани сознания.
Между операциями и действиями на самом деле сложно выделить четкую грань. Скорее всего ключевым критерием является степень осознанности: действия лучше осознаются, чем операции, у них более четкие и понятные цели.
Самый нижний уровень структуры деятельности — психофизиологические функции. В данном случае под ними подразумеваются физиологические механизмы обеспечения психических процессов. В конечном итоге любую деятельность можно разложить на множество психофизиологических функций. Даже такой сложный и творческий процесс, как написание «Войны и мира», распадается лишь на очень длинную цепь отдельных движений руки, держащей перо.
Психофизиологические функции — конечные исполнители, они являются обязательными средствами деятельности. Тем не менее им тоже присуща значительная вариативность. Например, ответить на простой вопрос мы можем не только словами, но и жестом. Детали исполнения психофизиологических функций нами рефлексируются весьма слабо. Например, нам кажется, что мы просто бросили мяч, но на самом деле одно такое простое движение потребовало хорошо скоординированной деятельности множества мышц.
В теории деятельности очень много слабых моментов. Основной недостаток — то, что она описывает лишь сознательную деятельность.
В это же время целостное поведение остается как бы «за бортом». Человек унаследовал от своих предков множество инстинктивных схем поведения, которые управляют в том числе и сознательной деятельностью. Человека, например, легко испугать, и самый сознательный и продуманный план очень быстро рассыпается под давлением обстоятельств.Основные теории деятельности в психологии: обзор отечественных концепций
Теория деятельности в психологии имеет своё начало в 30-х годах прошлого столетия. Впервые основной принцип теории деятельности был сформулирован С.Л. Рубинштейном. Таким образом была заложена основа деятельного подхода в рассмотрении развития личности человека.
Рубинштейн выводил обоснование подхода, опираясь на работы К. Маркса. В дальнейшем, теория деятельности получила развитие в изложении Выготского и Леонтьева. Именно с именем Леонтьева связывается это учение, и традиционно носит название общепсихологической теории деятельности.
В этой статье:
Основной принципПринципы теории деятельностиТруд, стимул, цель, задачаДеятельность определяет развитиеОсновной принцип
Фото автора Laura Tancredi: PexelsПринцип единства сознания и деятельности, в изложении Рубинштейна имеет следующую формулировку: «Субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Те, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого».
Другими словами, психика и сознание индивидуума формируется в деятельности, и в деятельности проявляется. Таким образом, была проведена тождественность деятельности и сознания человека. Сознание, согласно изложению Рубинштейна, не даётся для самонаблюдения.
Оно проявляется через взаимодействие субъекта, в данном случае через деятельность, и в ней же познаётся. Деятельность рассматривается как совокупность действий, которые направлены на достижение цели.
Принципы теории деятельности
Сама теория деятельности – это система изучения психических феноменов, основным предметом исследования которой является деятельность, как предшествующая и определяющая все психические процессы.
Теория деятельности Леонтьева
Основными принципами теории, в изложении Леонтьева, являются:
- принцип предметности – в основе принципа лежит понимание предмета не только как чего-то конкретно существующего, но и как образ или продукт психического отражения свойства предмета, которое имеет место быть в результате направленной на него деятельности. Такое двоякое понимание, позволило исключить вопрос о стимулах, которые воздействуют на индивидуума, а также об его ответных реакциях на эти возможные стимулы;
- принцип активности – позволяет рассматривать человека не только как субъекта, приспосабливающегося к условиям окружающей среды, но прежде всего, с позиции преобразующей и творческой деятельности индивидуума;
- принцип неадаптивной природы предметной деятельности человека – разрабатывает формулу активности человека, в изложении Леонтьева она звучит следующим образом: «… внутреннее(субъект) действует через внешнее и тем самым само себя изменяет…». Этот принцип отражает смысл специфической характеристики деятельности человека;
- принцип психического анализа деятельности «по единицам» является стратегией изучения структуры самой деятельности. Изучение психической реальности требует её рассмотрение с разных сторон, что не может быть произведено при выборе одной универсальной единицы.
Л. С. Выготский детально прорабатывал вопрос о единицах психологического анализа. С его точки зрения, под единицей следует понимать такой продукт, который должен обладать всеми свойствами присущими целому, но при этом он должен быть живой частью единства;
- принцип опосредствования – это отношение одного объекта к другому, которое возможно осмыслить или познать только через третье, которое выступает основанием для познания первых двух. Этот сложный принцип включает в себя следующие положения: 1) опосредствование психического отражения процессом, связывающим субъекта с процессом предметной деятельности; 2) опосредствование межличностных отношений через совместную предметную деятельность;
- принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности – устанавливает изменчивый характер зависимости запоминания от того, с какими условиями действия связан объект, запоминание которого необходимо. Этот принцип открыт на основе исследования памяти человека и до конца не раскрыт.
Труд, стимул, цель, задача
Труд как вид деятельности является главной особенностью человека, и деятельность выступает, в этом ключе, как динамическая система его взаимодействия с миром.
Это взаимодействие позволяет реализовывать отношения субъекта с окружающей реальностью, на фоне которой, происходит возникновение психического образа, воплощающегося в объекте. Деятельность в своей основе имеет побудительные причины, которые направляют субъекта на достижение поставленной цели.
Стимулом, который вызывает активность субъекта и определяет направление его деятельности, под действие внешних и внутренних факторов, является мотив. Мотив определяет цели и задачи любой деятельности.
Цель создает образ результата, на который направлена деятельность человека. Задача включает в себя цель деятельности, которая задана на определённых условиях. Она разрешается субъектом путем использования и изменения заданных условий по определённому алгоритму. Задача выступает заданной средой для развития самой деятельности индивидуума.
Фото автора Christina Morillo: PexelsДеятельность определяет развитие
При рассмотрении теории деятельности с точки зрения психологии, можно сделать следующие выводы:
- психика и деятельность человека тесно связаны, поэтому исследование психики, закономерностей её развития необходимо строить на принципах деятельного подхода;
- мотивы и жизненные ценности индивидуума прямо взаимосвязаны с деятельностью, которой он занимается, и последняя определяет направление развитие первых двух.
Старение: теория разъединения и теория активности
Теории разъединения и активности широко используются для объяснения процесса старения. Основное различие между этими двумя теориями связано с тем, как они воспринимают активность пожилых людей и их участие в социальных взаимодействиях. Теория размежевания основана на идее о том, что старение является естественным процессом и что для пожилых людей приемлемо отказаться от социальных взаимодействий и прекратить отношения с другими людьми в обществе.
Теория деятельности резко контрастирует с идеей разъединения, утверждая, что люди успешно стареют, оставаясь активными и поддерживая социальные взаимодействия и личные отношения, а не удаляясь от общества (Kubler-Ross, 2011). Когда эти действия имели смысл, пожилые люди получают помощь, заменяя утраченную жизненную роль после выхода на пенсию. Деятельность также снижает социальное давление, ограничивающее жизнь человека. Одним из критических замечаний, с которыми столкнулась теория деятельности, было то, что некоторые старейшины не оставались активными. Критики считают, что эта деятельность во многом носит индивидуалистический подход (Кюблер-Росс, 2011). Некоторым пожилым людям трудно вести активный образ жизни, поскольку их пол, социальный класс и бедность влияют на их психическое и физическое здоровье.Обе теории связаны с функционалистской точкой зрения на старение, которая утверждает, что люди с лучшими ресурсами и продолжающие активно выполнять другие роли лучше приспосабливаются к процессу старения.
Кюблер-Росс, Э. (2011). Вопросы и ответы о смерти и умирании: Дополнение к книге о смерти и умирании . Саймон и Шустер.
АПА-6
Справочник
ПсихологияПисьмо. (2023, 25 января). Старение: теория разъединения и теория активности. Получено с https://psychologywriting.com/aging-disengagement-theory-and-activity-theory/
Справочник
ПсихологияПисьмо. (2023, 25 января). Старение: теория разъединения и теория активности. https://psychologywriting.com/aging-disengagement-theory-and-activity-theory/
Процитированная работа
«Старение: теория разъединения и теория активности». PsychologyWriting , 25 января 2023 г., психология письма.com/aging-disengagement-theory-and-activity-theory/.
Список литературы
ПсихологияПисьмо . (2023) «Старение: теория разъединения и теория активности». 25 января.
Список литературы
ПсихологияПисьмо . 2023. «Старение: теория разъединения и теория активности». 25 января 2023 г. https://psychologywriting.com/aging-disengagement-theory-and-activity-theory/.
1. ПсихологияПисьмо . «Старение: теория разъединения и теория деятельности». 25 января 2023 г. https://psychologywriting.com/aging-disengagement-theory-and-activity-theory/.
Библиография
ПсихологияПисьмо . «Старение: теория разъединения и теория деятельности». 25 января 2023 г. https://psychologywriting.com/aging-disengagement-theory-and-activity-theory/.
Теория деятельности и социальная практика
О книге
Благодаря вкладу антропологов, философов и психологов книга «Теория деятельности и социальная практика» демонстрирует потенциал междисциплинарного подхода к изучению деятельности.
Первоначально психологическая традиция, начавшаяся с работ Льва С. Выготского и его коллег в 1920-х годах и продолжавшаяся развитием теории деятельности, культурно-исторический подход всегда требовал междисциплинарной направленности. «Книга содержит очень интересный и, прежде всего, теоретически значимый материал. Он хорошо отредактирован и красиво оформлен. Если кто-то ищет жизнеспособную и привлекательную альтернативу индивидуализму господствующей в Северной Америке психологии, это хорошее место для начала». Чарльз В. Толмен в теории и психологии.
Содержание
Список рисунков
Авторы
1. Теория деятельности и социальная практика: введение, Мариан Хедегаард, Сет Чайклин и Уффе Юул Дженсен
Человеческая деятельность и Социальная практика
2. Вкл. Исследования и жизнь Выготского, Гита Выготская,
3. Новый подход к интерпретации структуры и содержания деятельности, Василий В. Давыдов,
4. Возвращение к деятельности как объяснительному принципу и как объекту изучения – старые пределы и новые перспективы, Бернд Фихтнер
5. Деятельность как объяснительный принцип в психологии культуры, Пеетер Тулвисте
Философские исследования деятельности и социальной практики
6. Категории в теории деятельности: философия Маркса «точно вовремя», Уффе Юул Йенсен
Понятие деятельности: философские предпосылки, Владислав А. Лекторский
8. Активизм, активность и новая культурная политика: антропологическая перспектива, Теренс Тернер
9. Эволюция, генетика и психология: кризис психологии. Выготский, Возвращение к Лурии и Леонтьеву, Этель Тобах
Gendered Social Practice
10. Публичная философия и международный феминизм, Марта С. Нуссбаум
11. Социокультурная и феминистская теория: взаимность и актуальность, Вера Джон-Штайнер
Культурно-исторические подходы к развитию и личности
9 0002 12. Детство и культура: история, Джером Брунер13. Социальное взаимодействие, инструменты культуры и зона ближайшего развития: в поисках синтеза, Анна Петровна Стеценко
14. Личность, субъект и развитие человека: субъектный характер человеческой деятельности, Фернандо Л. Гонсалес Рей
Учреждения и организации как посредники между субъектом и обществом
15. Институциональные практики, культурные позиции и личные мотивы: Представления родителей-иммигрантов из Турции о школьной жизни своих детей, Мариан Хедегаард
16. Культурное мышление и культурная идентичность: Проекты на всю жизнь in Body and Spirit, Amelia Álvarez and Pablo del Rio
17.