Психологические эффекты: 22 психологических эффекта, которые искажают восприятие реальности

Содержание

22 психологических эффекта, которые искажают восприятие реальности

27 сентября 2018 Жизнь

Узнайте о самых частых уловках мозга, чтобы больше не поддаваться на них.

1. Эффект прожектора

Человек склонен преувеличивать интерес других людей к своей персоне. Представьте: вы нелепо споткнулись на улице или заметили пятнышко на рубашке уже на полпути к работе. Кажется, это увидели все, будто вы освещены ярким лучом прожектора, а внимание окружающих целиком и полностью фокусируется только на вас.

На самом деле это не так. Кто-то и правда обратит внимание на пятнышко или вашу неуклюжесть, но отнюдь не все. И они не придадут этому такое значение, как вы думаете.

2. Вера в справедливость мира

Люди верят, что справедливость восторжествует: хорошие поступки будут вознаграждены, а негодяи — наказаны. И если с плохим человеком случается беда, мы думаем: «Так ему и надо, он это заслужил».

Человеку просто нужно знать, что жизнь справедлива и каждый получит по заслугам. Кто-то называет это божьей волей или кармой, однако суть не меняется.

3. Эффект плацебо

В основе эффекта — могучая сила внушения. Плацебо — лекарство-пустышка, не обладающее целебными свойствами, которое предлагают пациенту как действенный препарат от его проблемы. В итоге человек ждёт результата, а через некоторое время действительно чувствует себя лучше — это и есть эффект плацебо.

4. Эффект аудитории

Человек по-разному делает одни и те же вещи в одиночестве и в присутствии других людей. Причём наблюдатели могут влиять как положительно, так и отрицательно. Например, человек будет лучше справляться с хорошо знакомой ему работой и хуже выполнять новые поручения, когда рядом с ним находится кто-то ещё.

Психолог Роберт Зайонц считал, что наблюдатели становятся причиной возбуждения, ведь их реакция на действия человека непредсказуема. Когда человек делает то, что умеет и знает, ему легче справиться с психологическим стрессом и страхом оценки, чем если он берётся за совершенно новую незнакомую задачу.

5. Эффект Google, или цифровая амнезия

Люди перестали запоминать информацию, которую легко можно найти в Сети. Это больше не нужно. Интернет упрощает жизнь: всё, что раньше хранилось в библиотеке или памяти человека, теперь доступно по клику мышки. Информация воспринимается, но мозг думает, что сосредотачиваться и запоминать её необязательно, ведь есть Google.

6. Эффект Барнума, или эффект Форера

Мы считаем точными общие характеристики нашей личности, если думаем, что они созданы специально под нас.

Психолог Бертрам Форер предложил группе студентов пройти тест. Участники выполнили задание и передали бумаги на обработку, которую на самом деле не проводили. Форер просто составил одно общее описание личности, подходящее каждому, и представил его ученикам. Он вызывал студентов по одному и просил оценить точность характеристики по пятибалльной шкале. В результате получился средний балл 4,26. То есть, по мнению участников, точность была высокой.

7. Эффект Пигмалиона, или эффект Розенталя

Психологический феномен относится к разряду самосбывающихся пророчеств. Некоторые социологии описывают это как самогипноз: ожидания человека влияют на его действия и поступки.

Когда мы думаем, что симпатичны собеседнику (даже если это на самом деле не так), то строим разговор в особой манере и проникаемся взаимной симпатией. Или когда руководитель возлагает на сотрудника большие надежды, ставит сложные, но выполнимые цели, работник показывает большую продуктивность и лучшие результаты. Такое самопрограммирование работает и на успех, и на неудачу: ожидание провала непременно к нему и приведёт.

8. Парадокс выбора

Возможность выбора ставит в тупик. И хотя кажется, что большой выбор — хорошо, на деле получается иначе.

Бесчисленное множество альтернатив превращает процесс выбора в страдание.

Нужно разобраться, чем каждый из вариантов отличается от остальных и какой окажется лучше. Это не только долго, но и мучительно. В результате человек может не выбрать вообще ничего либо всё-таки остановится на одном варианте, но удовольствия от него уже не получит.

9. Эффект свидетеля

Чем больше людей оказались рядом с местом преступления  или ДТП, тем меньше шанс, что кто-нибудь из них отреагирует и поможет пострадавшим. Каждый очевидец думает, что помочь должен не он, а другой.

Ответственность за поступок распределяется между несколькими людьми, и у каждого отдельного человека она будет ниже, чем есть на самом деле. Но если очевидец происшествия всего один, он понимает, что ответственность переложить не на кого, и с наибольшей вероятностью придёт на помощь.

10. Эффект фокусировки

Мы придаём большое значение одной детали, игнорируя общую картину. Это может привести к неверным суждениям о ситуации в целом или к негативным последствиям.

Например, некоторые считают, что деньги — залог счастья. Но это не так: высокий доход при отсутствии здоровья, времени или любви едва ли можно назвать пределом мечтаний.

11. Систематическая ошибка выжившего

Мы делаем неверные предположения, потому что учитываем не все аспекты.

Во времена Второй мировой войны статиста Абрахама Вальда попросили рассчитать, какие части самолётов-бомбардировщиков нужно укрепить, чтобы увеличить число вернувшихся на базу лётчиков. Вальд обнаружил, что до базы добирались самолёты с повреждениями фюзеляжа: на крыльях, хвосте и других деталях. Аппаратов с подбитыми двигателями или бензобаками было гораздо меньше. Кто-то предложил укреплять крылья и хвост — это казалось логичным. Но Вальд мыслил иначе: раз среди вернувшихся самолётов нет повреждений двигателя и бензобака, значит, они просто не добираются до базы. Он решил укреплять именно эти части и оказался прав.

Было бы ошибкой брать в расчёт только данные по вернувшимся, то есть «выжившим», в то время как общая картина может быть совсем иной.

12. Эффект первого впечатления

Нельзя произвести первое впечатление дважды. А оно важно! Мнение, сформировавшееся в первые минуты знакомства, влияет на дальнейшую оценку вашей персоны. И общение с вами будут строить, полагаясь на впечатление от первой встречи.

13. Эффект доктора Фокса

Яркая подача информации авторитетным оратором может завуалировать бесполезность сказанного. Слушатели выйдут из аудитории с мыслью, что получили новые ценные знания, даже если прослушали откровенную чушь.

14. Предвзятость подтверждения

Человек отдаёт предпочтение информации, которая подтверждает его точку зрения. Даже если данные недостоверны, он всё равно будет опираться на них. Распространённая ловушка, в которую не раз попадал каждый.

15. Иллюзорная корреляция

Люди верят в связь между вещами, которые на самом деле друг от друга не зависят. Эта ловушка создаёт предпосылки для развития стереотипов. «Все блондинки — глупые», «В крупных городах люди бездушные и озлобленные», «День не задался, потому что утром мне перебежала дорогу чёрная кошка» — типичные примеры иллюзорной корреляции.

Мы придаём значение одному яркому, запоминающемуся аспекту, но игнорируем остальные и из-за этого неверно устанавливаем причинно-следственную связь.

16. Эффект ореола

Общее впечатление о человеке влияет на его оценку в частных случаях. Думая, что человек хороший, мы считаем, что он также умный и привлекательный. Или наоборот: привлекательный человек кажется нам хорошим и умным. Мы проецируем общее мнение на конкретные качества, что на самом деле неправильно.

17. Эффект тамагочи

Многие помнят эту любопытную игрушку из конца 90-х: симпатичная пластиковая оболочка и монохромный экран с электронным любимцем. Строго по расписанию мы кормили подопечного, давали лекарства, если заболел, и очень горевали, когда в итоге он умирал от скуки. Дети привязывались к ненастоящему питомцу и испытывали тёплые искренние чувства.

Сейчас тамагочи утратил свою былую славу, но привязанность к гаджетам осталась. Мобильные телефоны, планшеты и даже отдельные приложения — все они вызывают эмоциональную зависимость. Она может проявляться в любом возрасте и оказывать как положительное, так и отрицательное влияние.

18. Эффект Веблена

Люди склонны демонстративно покупать товары по высокой цене, чтобы подчеркнуть социальный статус. Многим кажется неразумным осознано выбирать самую дорогую вещь в магазине только ради того, чтобы гордо нести её на кассу ценником вверх. Но это действительно работает: в сезон повышения цен спрос на товары также повышается.

19. Эффект несовершенства

Абсолютное совершенство отталкивает, а вот неуклюжесть и лёгкая растрёпанность вызывают симпатию. Особенно если человек самоироничен и любой конфуз превращается в шутку. Так что если хотите кому-то понравиться, не стремитесь казаться лучше, чем вы есть на самом деле. Простота и естественность берут верх.

20. Эффект Зейгарник

Ещё один психологический феномен, связанный с памятью. Оказывается, мы лучше запоминаем прерванное действие, чем завершённое.

Так,  если человеку не дают доделать то, что он начал, возникает некое напряжение, которое не отпускает до тех пор, пока задача не будет закончена. И поэтому он будет её помнить.

Например, сотрудник готовит отчёт, как вдруг его просят зайти в конференц-зал и провести совещание. Вернувшись на рабочее место через несколько часов, он не забудет о том, что именно делал. Но если бы он успел закончить, воспоминания не были бы столь ясными. Эти уловки также используют в рекламе: недосказанность в ролике заставляет смотрящего лучше его запомнить.

21. Эффект проекции

Люди приписывают другим те качества, эмоции и переживания, которые есть в них самих. Добряки думают, что все вокруг такие же. Пережившие болезненное расставание уверены, что другие пары тоже рано или поздно разойдутся.

22. Эффект страуса

Когда в нашей жизни случается что-то плохое, мы не желаем знать подробностей. Образно выражаясь, прячем голову в песок и стараемся не углубляться в проблему. Хотя страусы, как известно, так всё-таки не делают. А вот инвесторы стараются как можно реже мониторить состояние своих вкладов, когда на рынке начинается спад.

Читайте также 🧐

  • Что такое эффект чирлидерш и как его использовать
  • Эффект домино: как создать цепную реакцию из полезных привычек
  • 6 уловок мозга, которые заставляют нас толстеть

10 психологических эффектов, изменяющих наше восприятие реальности

Психологи и социологи открыли немало необычных и порой даже странных психологических эффектов, изучая человеческое мышление и поведение. Природа некоторых из них до сих пор до конца не изучена. Но все они влияют на наше восприятие окружающего мира.

Более того, именно из-за существования подобных феноменов можно говорить, что каждый из нас живет в своей особой версии реальности.

1. Эффект Даннинга-Крюгера


Этот эффект проявляется в некорректном восприятии себя, своих знаний и умений людьми с низкой квалификацией. То есть новички в какой-либо сфере склонны считать себя всезнайками, в то время как профессионалы оценивают себя как недостаточно хороших специалистов.

Этот эффект был исследован в 1999 году. Два социальных психолога, Джастин Крюгер и Дэвид Даннинг заметили схожий феномен среди своих студентов. Его также называют иллюзией компетентности. А связан он с неправильной самооценкой.

Правда, о чем-то похожем говорил еще Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю». Также можно вспомнить, например, слова британского философа и математика Бертрана Рассела:

«Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности».

Собственно, на своих студентах ученые и провели эксперимент, который подтвердил их гипотезу. Так, участники, хуже всего справившиеся с предложенными заданиями, оценивали свои ответы на высокие балы. А те, кто действительно продемонстрировал выдающиеся результаты, занижали уровень своих знаний.

Исследователи пришли к выводу, что некомпетентные люди не просто совершают ошибки. Они также не в состоянии обнаружить свои ошибки из-за банальной нехватки знаний. Получается некий замкнутый круг.

Похожие исследования были проведены в 2000-х годах. При этом часто эффект соотносят только с некомпетентными людьми. Однако он присущ всем людям без исключения.

Даже высококлассный специалист в одной сфере может быть полным профаном в другой. Тогда он с высокой вероятностью столкнется с эффектом Даннинга-Крюгера.

2. Эффект Зейгарник


Это явление связано с нашей памятью. Дело в том, что человек лучше запоминает действие, которое было прервано на середине. А вот если дело было окончено, оно, скорее всего, быстро сотрется из ума и памяти.

Например, писатель пишет новую главу книги, и в этот момент его прерывает телефонный звонок. Когда разговор будет окончен, человек тут же вспомнит, на каком моменте он остановился и что должно происходить дальше. А вот если друг позвонит ему уже после того, как написана последняя страница, то задумка и ее детали быстро забудутся.

Открыла эффект советский исследователь Блюма Зейгарник, поэтому он и носит ее фамилию. А более подробно этот эффект исследовал американский психолог Курт Левин. Он проводил эксперименты на студентах и школьниках.

Левин обнаружил, что при работе над заданием в уме формируется своеобразное напряжение. Если человека прервать на полпути — напряжение как бы повиснет, не получив окончательной разрядки. Поэтому после отвлечения мозгу легко вернуться к выполнению неоконченного задания. Так, в ходе эксперимента прерванные данные вспоминались на 90% лучше, чем завершенные.

На этом феномене, кстати, отлично зарабатывают маркетологи и рекламщики, создающие рекламные ролики и объявления. Наверняка ты видел подобные фразы, обрывающиеся на полпути и оставляющие ощущение недосказанности.

3. Эффект Тамагочи


В конце 1990-х мир захлестнули популярные японские игрушки «Тамагочи». Небольшое пластиковое «яйцо» позволяло завести виртуального питомца и ухаживать за ним. Таким образом дети должны были учиться ответственности и состраданию.

Последствия, правда, оказались совсем другими. Почти сразу психологи отметили сильную привязанность пользователей к неживому объекту. Так, в Японии даже фиксировались случаи самоубийств после смерти Тамагочи, которому не уделяли достаточно внимания.

Некоторые школы запрещали ученикам приносить игрушки, что приводило к еще большему стрессу. В итоге производители убрали возможность смерти питомца.

Эффект тамагочи может проявляться не только по отношению к цифровому любимцу, но и к компьютерной программе, приложению или, например, роботу. Он выражается в сильной эмоциональной зависимости от такого несуществующего друга. Несмотря на то, что явление названо в честь детской игрушки, ему подвержены люди разного возраста, в том числе пожилые.

Психологический феномен изучался много лет, но ученые не пришли к единому выводу о его вреде. Некоторые считают, что дружба с виртуальными животными — это повод для беспокойства. Такие люди перестают уделять время и внимание живому общению и окружающему миру. А позже они с некоторой вероятностью не смогут отграничить реальность и фантазию.

Другие исследователи, наоборот, относят Тамагочи и похожие на них приложения к безопасным увлечениям, считая их эффективной заменой живой кошке или собаке. Виртуальные питомцы даже используются как элемент терапии для умственно отсталых людей.

В любом случае эффект Тамагочи — интересное и необычное искажение нашего мышления, характерное для современного мира. В будущем, скорее всего, мы еще не раз услышим о нем.

4. Эффект доктора Фокса


Этот психологический эффект связан с тем, как мы воспринимаем выступающего в зависимости от подачи материала. Если лектор харизматичный и яркий, при этом уверенно использует умные слова и специфические термины, то слушатели дают ему высокую оценку. Они получают позитивные эмоции и благодаря этому считают, что научились чему-то новому. Даже если спикер городит полную чушь.

Подобное явление было подтверждено экспериментом, проведенным в 1970 году. Два американских психолога наняли профессионального актера, чтобы он изобразил «знаменитого доктора Фокса» и провел научную лекцию о теории игр.

Лжеученый красочно рассказывал о явлениях, в которых ничего не понимал. Он использовал двусмысленные обороты, активно жестикулировал и говорил очень эмоционально. При этом в его материалах было множество противоречий и пробелов.

А слушателями, к слову, были образованные люди: социологи, психиатры, профессора. Однако никто из присутствующих не усомнился в тезисах доктора Фокса. Под конец лекции зал рукоплескал. Аудитория была уверена, что получила ценные знания.

Исследователи пришли к выводу, что подача материала и личность выступающего имеет гораздо большее значение, чем содержание его лекции. То есть не важно, что ты говоришь, а важно, как ты это делаешь.

Последующие эксперименты подтвердили, что на оценку лектора влияет также его одежда, мимика, зрительный контакт и свобода владения материалом. Все эти приемы активно используют современные спикеры.

5. Синдром Китти Дженовезе


В 1964 году не менее десяти свидетелей видели или слышали нападение мужчины на Китти Дженовезе возле многоквартирного дома в Нью-Йорке. Однако никто из них не помог раненной девушке, и только один житель прикрикнул на преступника из окна.

Очевидцы также не спешили обратиться в полицию, полагая, что это сделает кто-то другой. В итоге Китти умерла по дороге в больницу.

Эта история активно освещалась в прессе и заинтересовала ученых-психологов. Джон Дарли и Биб Латане исследовали случай с Китти и в 1968 году в своей статье назвали такое когнитивное искажение эффектом свидетеля. Его также называют синдромом Китти Дженовезе — по имени жертвы.

Дальнейшие эксперименты подтвердили это явление. Испытуемые видели, как человеку становится плохо: актер изображал сердечный приступ. Если вокруг никого не было, то вмешивались 85% прохожих. Но если вокруг была хотя бы пара других людей, то всего 40% свидетелей предпринимали какие-либо действия.

При этом разнится и скорость, с которой очевидцы приходили на помощь. Одиночке понадобилось меньше минуты, а вот группе из 3 человек — 2 с лишним минуты.

Эффект свидетеля связан также с таким понятием, как диффузия ответственности. Дело в том, что в чрезвычайных ситуациях в группе людей никто не хочет брать на себя ответственность. Каждый полагает, что это сделает кто-то другой.

Кроме того, мы также склонны думать, что в толпе найдется тот, кто окажется более квалифицированным для подобных действий. Например, врач или спасатель.

Однако это не говорит о низких моральных качествах или безразличии очевидцев преступлений. Это иллюстрирует глубокое когнитивное искажение, которое до сих пор изучает социальная психология.

6.

Эффект Розенталя


Если человек верит в правдивость какой-то информации, он на подсознательном уровне ведет себя так, чтобы эта информация подтвердилась. Это своего рода самосбывающееся пророчество, которое мы часто испытываем на себе, не задумываясь об этом. Такие убеждения определяют наши действия и поступки.

Американский психолог Роберт Розенталь, который исследовал этот феномен, назвал его эффектом Пигмалиона в честь древнегреческого мифа. Согласно ему, скульптор вырезал из слоновой кости настолько прекрасную статую, что влюбился в нее. Скорее всего, ученый отсылал к пьесе «Моя прекрасная леди», где профессор превращает обычную торговку в настоящую герцогиню. В этом герою помогла только безоговорочная вера в свои силы.

Розенталь поначалу исследовал этот эффект с точки зрения симпатии. Группу незнакомых людей разбивали на пары. Некоторым участникам сообщали, что партнер в паре симпатизирует им. Другим, наоборот, говорили, что тот испытывает неприязнь. Те, кто думал, что нравится своему партнеру, вел себя более приятно и мягко. Они чаще соглашались с чужой позицией и в целом создавали более дружелюбную атмосферу во время общения.

Еще более показателен эксперимент Розенталя со школьниками, который получил название «Дети Розенталя». В начале учебного года в одном классе он выделил группу детей с якобы выдающимися умственными способностями, о чем сообщил их учителям. Через несколько месяцев оказалось, что избранные действительно получали отличные оценки и похвальные отзывы. Хотя в реальности ничем не отличались от своих сверстников. Просто учителя поверили в их гениальность и вели себя соответствующим образом.

Также считается, что этот эффект действует как катализатор удачи или провала. Вообще он очень эффективен в применении. Это один из методов внушения и самовнушения, который действительно работает.

7. Эффект прожектора


Мы все преувеличиваем внимание других людей к своей персоне. Это явление получило название «эффект прожектора».

Наверняка тебе знакомо это неловкое чувство. Например, ты пролил кофе на брюки и тебе кажется, что все окружающие только и делают, что смотрят на злополучное пятно. Как будто тебя осветили ярким лучом прожектора, а сам ты стоишь на сцене.

В действительности мало кто заметит такую деталь. И даже если люди заметят, то не придадут ей важного значения. В том числе из-за того, что и сами подвержены этому эффекту.

Этот феномен открыт не так давно. Впервые он был описан американским ученым Томасом Гилвичем в 1999 году. В ходе исследований он провел специальный эксперимент. Участников в течение дня просили ходить в странной рубашке и отмечать, сколько людей заметили и отреагировали на это. В итоге оказалось, что озвученное подопытными число превышало реальное в два раза.

Специалисты сделали такой вывод: человек находится в центре внимания гораздо реже, чем он сам считает. Конечно, полностью избавиться от смущения в таких случаях сложно. И это нормально. Зато, зная об эффекте прожектора, будет проще осознать, насколько мы преувеличиваем значение маленьких деталей.

8. Эффект аудитории


Психологи обнаружили, что мы по-разному ведем себя в зависимости от наличия или отсутствия сторонних наблюдателей наших действий. Причем они могут как помогать, так и мешать. Кстати, человеку достаточно быть уверенным, что кто-то наблюдает за ним. То есть аудитория вполне может быть и выдуманной.

О таком эффекте часто говорят спортсмены. Как ни странно, публика помогает им показывать лучшие результаты и ставить рекорды.

Первое научное объяснение этого явления вывел Роберт Зайонц, поэтому эффект часто называют также его именем. Ученый предположил, что при наличии наблюдателей человек испытывает сильное нервное напряжение. Оно помогает решать простые задачи, но в то же время затрудняет выполнение сложных и незнакомых поручений.

Этот феномен до сих пор изучается. Специалисты считают, что он связан с процессом самопрезентации. Каждому из нас важно, как мы выглядим в глазах окружающих, и мы прикладываем усилия к тому, чтобы впечатление о нас было положительным.

При этом следует учитывать, что реакция каждого человека на аудиторию индивидуальная. Кто-то может стесняться вплоть до обморочных состояний, а кто-то ощущать прилив сил и энергии, когда на него смотрят. Чаще всего это вызывает разный уровень стресса, который может быть полезен, а может стать критическим.

Лучше всего эффект аудитории переносят эмоционально стабильные личности. В то время как люди с тревожным расстройством будут испытывать сильный дискомфорт.

9. Эффект помидора


В США помидоры не ели вплоть до 1820-х годов. Их считали ядовитыми, поскольку они относятся к семейству пасленовых. Вернулись томаты на стол американцев только после «опасного» эксперимента. В ходе него житель Нью-Джерси в присутствии публики съел целую корзину красных помидоров. Он не умер и даже не заболел, так что плоды были реабилитированы в глазах общественности.

И это отлично иллюстрирует феномен, который позже так и назвали — эффект помидора. То есть когда полезные вещи считаются вредными.

Эффект помидора был впервые описан доктором Джеймсом Гудвином в 1984 году. Он исследовал ситуации, когда врачи отвергали эффективные лекарства, расходившиеся с общепринятыми представлениями о течении болезни. Медики не озвучивали пациентам некоторые способы лечения, потому что исходили из постулата «Все знают, что они не работают». На самом деле эти методы могли быть вполне действенными.

Здесь можно привести пример экстракта ивовой коры. Долгое время он применялся в народной медицине как средство от простудных заболеваний. Но официальная наука признала его только в конце XIX века. К тому времени было обнаружено, что он содержит много салициловой кислоты. Из нее, например, делают аспирин. Так что кору тоже пришлось реабилитировать.

Эффект помидора может возникать не только из-за отсутствия знаний или сложившихся в обществе убеждений. Часто он появляется, когда полученные ранее доказательства попросту игнорируются.

10. Эффект слепого пятна


Это один из самых любопытных эффектов, связанный со всеми перечисленными ранее. Он выражается в том, что человек не может самостоятельно распознать у себя наличие тех или иных когнитивных искажений.

Мы можем довольно точно анализировать поведение окружающих, замечая их малейшие промахи, а вот свое бревно в глазу увидеть не способны. О таком явлении люди задумывались давно, но изучать его начали всего двадцать лет назад.

Так, в 2001 году психологи из Стэнфордского университета провели анкетирование студентов. Те должны были обозначить у себя любые из 8 приведенных в опросе ошибок мышления. Результаты показали, что каждый участник считал себя более объективным, чем среднестатистический американец.

Исследование, проведенное английскими и американскими учеными в 2015 году, показало, что эффекту слепого пятна подвержены в той или иной степени все люди. Причем не имеет значения ни уровень образования, ни профессия, ни социальный статус. Так, из 600 участников эксперимента только 1 отметил у себя склонность к когнитивным искажениям.

Однако чем больше у нас знаний об ошибках мышления, тем проще нам выявлять их у себя и избавляться от них. Понимать, как работают те или иные психологические эффекты — это первый шаг к осознанному и вдумчивому поведению.

Читай также:

  • Обман или заблуждение: 7 логических ошибок человека
  • Когнитивные искажения, которые мешают жить полной жизнью
  • Ошибка выжившего: как искажается наше восприятие, когда мы видим чужой успех

6 психологических эффектов, влияющих на работу нашего мозга

Понимание психологии, лежащей в основе того, как мы работаем, может помочь нам работать еще лучше.

Было проведено множество исследований и исследований того, как и почему наши повседневные действия и взаимодействия. Результаты показательны. Если вы ищете способ ускорить свое личное развитие, понимание психологии, стоящей за нашими действиями, является важным первым шагом.

К счастью, знать — полдела. Когда вы осознаете все разнообразие способов, которыми наш разум формирует восприятие, взвешивает решения и действует подсознательно, вы можете увидеть, как начинают обретать форму психологические преимущества. Это похоже на то, как мы работаем за кулисами, и, находясь за кулисами, вы еще лучше понимаете, что нужно для успеха.

Следующие 6 психологических фактов можно рассматривать как руководство хакера по самосовершенствованию, основанное на настройках мозга по умолчанию. Так вот, это именно то, что вы за кулисами рассказываете о том, как работает наш мозг и как мы можем лучше всего избежать распространенных заблуждений.

Эффект Пратфолла. Если вы несовершенны, ваша привлекательность возрастет.

Не бойтесь споткнуться и упасть перед своим парнем; это только заставит его любить вас больше. Идите вперед и признайтесь в своих неудачах своим друзьям; ваша человечность понравится им.

Эти ошибки привлекают обаяние благодаря эффекту Пратфолла: те, кто никогда не совершает ошибок, воспринимаются менее симпатичными, чем те, кто время от времени совершает оплошности. Путаница сближает людей с вами, делает вас более человечным. Совершенство создает дистанцию ​​и непривлекательный вид непобедимости. Те из нас, у кого есть недостатки, каждый раз побеждают.

Эту теорию проверил психолог Эллиот Аронсон. В своем тесте он попросил участников прослушать записи людей, отвечающих на викторину. Некоторые записи включали звук человека, опрокидывающего чашку кофе. Когда участников попросили раз оценить симпатию участников викторины, группа, разлившая кофе, оказалась на первом месте.

Key Takeaway

Эффект Пратфолла служит хорошим напоминанием о том, что ошибаться нормально . Случайные ошибки не только допустимы, они могут оказаться полезными. До тех пор, пока ошибки не являются критическими и совершение ошибок не усугубляет репутацию человека, которого не любят, случайные ошибки могут оказаться очень полезными. Проваливай.

Эффект Пигмалиона. Чем выше ожидания, тем выше производительность.

Суть этого психологического феномена заключается в концепции самосбывающегося пророчества: если вы верите, что что-то о вас верно, в конечном итоге так оно и будет.

Первое испытание эффекта Пигмалиона было проведено психологом Робертом Розенталем в классе начальной школы с учениками первого и второго класса. В начале года все ученики прошли оценочный тест, и Розенталь заставил учителей поверить в то, что некоторые ученики способны на большие успехи в учебе. Розенталь выбрал этих студентов наугад, независимо от фактических результатов тестов на IQ.

В конце года, когда учащиеся прошли повторное тестирование, группа отмеченных отличников действительно продемонстрировала улучшение по сравнению со своими сверстниками. Почему это было? Более поздние тесты пришли к выводу, что учителя подсознательно давали специальной группе больше возможностей, внимания и обратной связи. Их ожидания в отношении этой группы были выше, и их ожидания создали реальность.

Розенталь резюмировал свое открытие:

То, что один человек ожидает от другого, может стать самосбывающимся пророчеством.

Эффект получил название «Пигмалион» в честь рассказа Овидия о скульпторе, влюбившемся в одну из своих статуй.

Ключевые выводы

Применение эффекта Пигмалиона может принести пользу как личному развитию, так и лидерству. В индивидуальном порядке вы можете поставить перед собой более сложные цели и задачи, чтобы справиться с этой задачей. Как лидер, когда вы ожидаете от своей команды больших успехов, вы можете получить взамен более высокую производительность.

Парадокс выбора. Чем больше у нас выбора, тем меньше вероятность, что мы будем довольны своим решением.

(фото предоставлено Stirwise)

Вы почувствовали раскаяние покупателя? Если да, то вы видели Парадокс выбора в действии.

Даже если наше окончательное решение очевидно правильное, когда мы сталкиваемся с большим количеством вариантов, мы с меньшей вероятностью будем довольны тем, что выбираем. Без сомнения, это вам знакомо. Когда я ем вне дома, я часто пересматриваю свой выбор меню. Когда вы покупаете новую машину, вы можете колебаться с решением. Богатый выбор делает поиск удовлетворения намного сложнее.

Чтобы доказать этот парадокс, психологи Марк Леппер и Шина Айенгар провели эксперимент с джемом из супермаркета. В магазине деликатесов Леппер и Айенгар устроили выставку высококачественных джемов и образцов вкуса. В одном тесте они предложили шесть сортов; другой тест, они предложили 24. Результаты исследования показали, что 30 процентов людей, подвергшихся меньшему выбору, в конечном итоге купили банку варенья. Только 3 процента людей, которым был предоставлен более широкий выбор, купили варенье.

Слава исследования джемов в сочетании с популярной книгой и выступлением психолога Барри Шварца на TED делают парадокс выбора одним из самых разрекламированных (и критикуемых) психологических феноменов. Возможно, лучшим подтверждением этой тирании выбора являются ее объяснения, основанные на здравом смысле: счастье уменьшается из-за дополнительных усилий и стресса, необходимых для взвешивания нескольких вариантов, альтернативные издержки влияют на то, как мы оцениваем предметы, давление выбора может быть истощающим, а возможность вина существует, если решение не окажется, как мы надеялись.

Ключ на вынос

Простое решение парадокса выбора: давайте себе меньше возможностей. Ключ к этому указан в следующем отрывке из книги Шварца:

Сосредоточьтесь на том, что делает вас счастливым, и делайте то, что придает смысл вашей жизни

Эффект свидетеля. человек должен получить помощь.

Притча о добром самаритянине ясно иллюстрирует этот эффект. Как и многие трагические события в истории. Исследователи называют это «путанием ответственности», когда люди чувствуют меньшую ответственность за исход события, когда рядом другие. На самом деле вероятность помощи обратно пропорциональна количеству присутствующих людей. Если вам когда-нибудь понадобится помощь, не ищите ее в толпе.

Эффект свидетеля был показан в исследовании социальных психологов Бибба Латана и Джона Дарли. Они наблюдали, как студенты реагируют на предполагаемое удушье однокурсника в соседней кабинке. Когда испытуемые почувствовали, что кроме них никого нет, 85% бросились на помощь. Когда студент почувствовал, что есть еще один человек, ему помогли 65%. Когда студент почувствовал, что есть еще четыре человека, процент упал до 31 процента.

Возможно, вы сталкивались с эффектом свидетеля в групповом проекте в школе. Часто есть один член группы, который откладывает сроки и задания из-за рассеянной ответственности: они предполагают, что кто-то другой восполнит слабину.

Вынос ключей

Будьте конкретными , когда вам нужна помощь. Попросите кого-нибудь о помощи по имени, чтобы устранить путаницу ответственности. Это особенно противоречит здравому смыслу, поскольку мы, естественно, предполагаем, что обращение к большей группе с просьбой о помощи побудит больше людей присоединиться к нам, тогда как на самом деле все обстоит наоборот. Чтобы избежать разочарования, каждый раз выбирайте только одного человека.

Эффект прожектора: ваши ошибки не замечают так часто, как вы думаете действительно отражают действительность.

Согласно эффекту прожектора, люди не обращают внимания на наши моменты неудач почти так, как мы думаем.

Чтобы проверить эффект прожектора, группа психологов из Корнелла попросила группу испытуемых надеть смущающую футболку (с изображением лица Барри Манилоу) и оценить, сколько других людей заметили, что на них было надето. Оценки испытуемых в два раза превышали реальное количество.

Ключи на вынос

Вы оказываетесь в центре внимания реже, чем думаете. Признание этого должно привести к большему комфорту и расслаблению в общественных местах и ​​большей свободе быть собой. Более того, когда вы совершаете ошибку, вы можете быть спокойны, зная, что ее влияние гораздо меньше, чем вы думаете. Психолог Кеннет Савицкий говорит об этом так:

Вы не можете полностью избавиться от смущения, которое испытываете, когда совершаете оплошность, но полезно знать, насколько вы преувеличиваете ее последствия.

Эффект фокусировки. Люди придают слишком большое значение одному аспекту события и не в состоянии распознать другие факторы Насколько велика разница в настроении между человеком с высоким доходом и человеком с низким доходом? Разница действительно существует, но она на треть менее значительна, чем ожидает большинство людей.

Это иллюстрирует эффект фокусировки; в примере с доходом фактор дохода, связанный с настроением, затмевает бесчисленное множество других действующих обстоятельств.

Насколько счастливее житель Калифорнии, чем житель Среднего Запада? Когда психологи задали этот вопрос жителям обоих районов, каждая группа ответила, что калифорнийцы должны быть значительно счастливее. Правда заключалась в том, что не было никакой разницы между реальным рейтингом счастья калифорнийцев и жителей Среднего Запада. Респонденты сосредоточились на солнечной погоде в Калифорнии и спокойном образе жизни как на преобладающих факторах счастья, хотя на самом деле есть много других, менее известных аспектов счастья, которыми наслаждаются жители Среднего Запада: низкий уровень преступности, безопасность от землетрясений и т. д.

Маркетологи используют эффект фокусировки (также называемый иллюзией фокусировки) на потребителях, убеждая их в необходимых характеристиках продукта или услуги. Политики тоже используют фокусировку, чтобы преувеличить важность конкретных вопросов.

Ключевой вывод

Чтобы бороться с этим эффектом, важно не забывать сохранять перспективу, смотреть на проблемы с разных точек зрения и взвешивать несколько факторов, прежде чем принимать решение. Недостатком эффекта фокусировки является то, что он может привести к ошибкам в предсказании будущих результатов. Если вы сможете избежать туннельного видения (или, по крайней мере, признать, что оно может существовать), вы повысите свои шансы сделать правильный выбор.

Теперь слово за вами. Испытывали ли вы раньше подобные психологические эффекты? Если да, то как вы справлялись с ними? Я хотел бы услышать ваши мысли по этой теме и посмотреть, как лучше всего бороться с ними.

П.С. Если вам понравился этот пост, возможно, вам понравится наш информационный бюллетень Buffer Blog. Получайте каждую новую публикацию, доставленную прямо в ваш почтовый ящик, а также нашу еженедельную рассылку о лучших чтениях в Интернете, которую нельзя пропустить. Подпишите здесь.

увлекательных психологических эффектов, о которых большинство из нас не знает

Психология определялась множеством способов по мере того, как она росла и изменялась на протяжении всей истории. Вот некоторые интересные различные типы психологических эффектов:

Об этой статье

  • Эффект Тэтчер:
  • Эффект свидетеля:
  • Эффект коктейля:
  • Эффект Струпа:
  • Эффект Пратфолла: 9012 4
  • Эффект затравки:
  • Эффект МакГерка: 
  • Эффект кадрирования:
  • Эффект Пигмалиона:
  • Перенос Грюн:
  • Парадокс Абилин:
  • Эффект контраста:
  • Эффект ореола:
  • Эффекты плацебо и ноцебо:
  • Эффект «меньше значит лучше»:
  • Эффект Google:
  • Баадер-Майнхоф явление:
  • Эффект простого воздействия:
  • Эффект обратного огня:
  • Эффект Бена Франклина:
  • Эффект Einstellung:
  • Эффект ложного консенсуса:
  • Эффект фокусировки:
  • 901 23 Эффект Форера:

Эффект Тэтчер:

Эффект Тэтчер, также известный как иллюзия Тэтчер, свидетельствует о том, что мозг не может правильно обработать фотографию лица, перевернутого вверх ногами. Самое интересное, что мозг думает, что может, поэтому у вас появляется уверенность в том, что все в порядке, пока вы не перевернете его.

& когда вы переворачиваете изображение ….

Как только ваш мозг привыкнет к этому правильно, становится совершенно очевидно, что что-то не так. На самом деле, вы видите, что рот и глаза перевернуты. Иллюзия названа в честь Маргарет Тэтчер, бывшего премьер-министра Великобритании, потому что ее фотография впервые использовалась для иллюстрации иллюзии.

Эффект свидетеля:

Если бы вы стали свидетелем чрезвычайной ситуации, происходящей прямо у вас на глазах, вы бы наверняка предприняли какие-то действия, чтобы помочь человеку, попавшему в беду, верно? Хотя нам всем хотелось бы верить, что это правда, психологи предполагают, что ваше вмешательство может зависеть от количества других присутствующих свидетелей.

Термин эффект свидетеля относится к явлению, при котором чем больше людей присутствует, тем меньше вероятность того, что люди помогут человеку, попавшему в беду.

Эффект коктейльной вечеринки:

Даже в шумном людном месте, если кто-то произносит ваше имя, вы можете отключить другие шумы и сосредоточиться на этом голосе. Этот эффект также верен для другой информации, которая может быть важна для нас. Этот эффект изменил то, как психологи думали о слуховом входе и внимании.
Мы сначала все слушаем, а потом происходит фильтрация? Или фильтрация якобы бесполезного ввода происходит еще до того, как мы что-то слышим? Этот эффект привел к концепции моделей внимания, которая имеет важное значение в психологии

Эффект Струпа:

В психологии эффект Струпа — это демонстрация вмешательства во время реакции на задачу. Когда название цвета (например, «синий», «зеленый» или «красный») напечатано цветом, не обозначенным в названии (например, слово «красный» напечатано синими чернилами вместо красных), название цвета слова занимает больше времени и более подвержено ошибкам, чем когда цвет чернил соответствует названию цвета.

Можете ли вы сказать цвет слова спонтанно?

Эффект Пратфолла:

Когда человек совершает ошибку или действует неуклюже, что может даже рассмешить людей, он оказывается более симпатичным, в том числе по сравнению с более умными и сообразительными людьми. Когда вы совершаете ошибку, вы кажетесь более человечным, более похожим на других и, следовательно, более симпатичным. Совершенные люди могут казаться опасными, но несовершенные люди безопасны, и поэтому их легче полюбить.

Эффект грунтовки:

Эффект прайминга является бессознательным процессом и в основном остается незамеченным, но его эффекты можно увидеть в экспериментах.

Например, если вы недавно видели или слышали слово EAT, у вас временно больше шансов завершить фрагмент слова SO_P как SOUP, чем как SOAP. Конечно, произошло бы обратное, если бы вы только что посмотрели WASH. EAT формирует идею SOUP, а WASH — SOAP.

Эффект привязки: 

Ваш подросток отчаянно нуждается в новом гардеробе. Вы назначаете день для похода по магазинам. Повезло тебе. Ваша дочь скоро найдет идеальную пару джинсов. Отлично, говорите вы ей, пока не проверите ценник: 149 долларов.0,95.

«Извини, дорогой, без сделки. Слишком дорого. Я уверен, что вы сможете найти другую пару хороших джинсов подешевле».

«Нет, я люблю эту; Я должен иметь это». Ее голос превратился в визг, когда подходит продавщица. «Вы знаете, что эти джинсы продаются только на этой неделе со скидкой 25%?»

«Мама, это прекрасно. Если мы получим четыре пары джинсов, это все равно, что получить одну бесплатно».

Дочь в восторге. Мама чувствует себя обманутой. Что тут происходит? Ах, Анкерный эффект в действии.

Эффект Мак-Гурка: 

Эффект Мак-Герка — это феномен восприятия, демонстрирующий взаимодействие между слухом и зрением при восприятии речи. Иллюзия возникает, когда слуховой компонент одного звука сочетается с визуальным компонентом другого звука, что приводит к восприятию третьего звука.

Эффект кадрирования:

Фрейминг описывает, что наш выбор зависит от как представлена ​​проблема , как «сформулирован» вопрос. В качестве примера рассмотрим классический эксперимент.

Участникам было предложено два альтернативных решения для 600 человек, пострадавших от гипотетического смертельного заболевания:

  • Вариант А спасает жизни 200 человек
  • Вариант Б имеет шанс 1/3 спасти всех 600 человек и шанс 2/3 не спасти никого

72% участников выбрали вариант А.

Они предложили тот же сценарий другой группе участников, но в другой формулировке:

  • Если выбрать вариант С, то погибнет 400 человек
  • Если выбран вариант D, то существует вероятность 1/3, что ни один человек не умрет, и вероятность 2/3, что все 600 умрут

Однако в этой группе 78% участников выбрали вариант D (эквивалент варианта B)

Эффект Пигмалиона:

Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя — это явление, при котором более высокие ожидания приводят к повышению производительности . Эффект назван в честь греческого мифа о Пигмалионе, скульпторе, который влюбился в созданную им статую.

Трансфер Грюн:

Трансфер Грюн — интересный психологический феномен, поражающий людей в определенных условиях и делающий их более склонными к импульсивным покупкам или покупкам, о которых они могут потом пожалеть. Классическими признаками того, что кто-то испытывает это явление, являются отвисшая челюсть, слегка остекленевшие глаза и ощущение затуманенности, растерянности; многие люди также начинают ходить медленнее, когда наступает это своеобразное психическое состояние. Некоторые психологи описывают перенос Грюн как почти неактивное состояние, когда разум перестает функционировать, потому что он получает слишком много информации.

Представьте, что вы идете в большой универмаг с мысленным списком вещей, которые нужно купить. Вам нужно купить яйца, молоко, хлеб, сок и кукурузные хлопья. Типичный завтрак. Почему большой универмаг? Потому что там вы получаете дешевые вещи, вот почему! При входе в магазин вам показывают товары со скидками. Здесь ваш список начинает медленно распадаться. «Эй, у них есть виноградный сок со скидкой 20%! Ах, да кому вообще нужен апельсиновый сок? Вы бродите по магазину, и вместо того, чтобы бежать к проходам, где хранятся продукты для завтрака, вы заняты всеми бесплатными вкусностями, запутанной структурой магазина и большим количеством выставленных предметов. Затем вы доберетесь до острова с яйцами. Там переработанное мясо. Возьми с собой немного бекона! Итак, теперь в вашей тележке есть апельсиновый, яблочный и виноградный сок. Вау, новая дрель? Ну, мне нужно поставить несколько картин. Рулоны туалетной бумаги! Мюсли с фруктами и орехами! Люди думают обо всем!
Вы поняли. Вы зашли туда, чтобы купить дешевый завтрак, а вышли с огромным количеством вещей, половина из которых не нужна. Нет, правда. Они есть. Вы могли бы так же легко обойтись и без них.

Парадокс Абилин:

Обстоятельство, при котором группа лиц соглашается на курс действий, основанный на теории, лучше для группы, несмотря на то, что идет вразрез с предпочтениями членов группы. Это происходит, когда люди чувствуют, что их возражения недостаточно сильны, чтобы поддержать изменение мнения других в их группе. Обычно это называют «раскачиванием лодки».

Эффект контраста:

Когда вы подвергаетесь воздействию объекта (А) определенного значения, после воздействия объекта значительно более низкого значения вы воспринимаете значение А выше, чем его фактическое значение.

Ниже мы видим черное изображение с самым ярким серым прямоугольником в центре.


Вот еще один эксперимент, чтобы продемонстрировать это.
Предположим, у вас есть три миски: одна для горячей воды, одна для холодной воды и одна для обычной воды. Теперь опустите левую руку в горячую воду, а правую — в холодную воду одновременно. Теперь через несколько секунд выньте обе руки из соответствующих мисок и опустите их в обычную воду. Что вы наблюдаете? Для левой руки вода будет казаться холоднее, а для правой; будет казаться жарче.

Эффект ореола:

Эффект ореола — это когнитивное искажение, при котором общее впечатление наблюдателя о человеке, компании, бренде или продукте влияет на чувства и мысли наблюдателя о характере или свойствах этого объекта. Он был назван психологом Эдвардом Торндайком в связи с тем, что человек воспринимается как имеющий ореол .

Эффекты плацебо и ноцебо:

Мы можем имитировать обезболивающую терапию, давая пациенту сахарную таблетку или стакан пресной воды вместе со словесными внушениями, что это мощное обезболивающее. Существенным моментом здесь является то, что пациент доверяет врачу, верит в лечение и, следовательно, ожидает клинической пользы. 9Таким образом, 0007 эффект плацебо представляет собой воздействие психосоциального контекста терапии, особенно ее вербального компонента, на мозг пациента.

Эффект ноцебо является обратным эффекту плацебо. Ожидание клинического ухудшения может вызвать реальное ухудшение, например усиление боли. Поэтому важно понимать, что ни сахарные пилюли, ни стаканы с водой никогда не приобретут исцеляющую способность. Единственное, что имеет значение, это слова, которые вводят вместе с сахаром или водой.

Эффект «меньше значит лучше»:

Когда объекты оцениваются по отдельности, а не вместе, лица, принимающие решения, меньше сосредотачиваются на важных атрибутах и ​​больше зависят от тех атрибутов, которые легко оценить.

Эффект «меньше значит лучше» предполагает изменение предпочтений, когда объекты рассматриваются вместе, а не по отдельности.

В 1988 году Кристофер Хси продемонстрировал эффект в некоторых экспериментах: когда оба следующих варианта предлагались по отдельности, участники предпочитали меньший вариант. Однако, если они оценивались вместе, участники предпочитали другой более крупный или более многочисленный вариант. Например:

  • семь унций мороженого в маленькой чашке было предпочтительнее восьми унций мороженого в гораздо большей чашке
  • Набор посуды из 24 целых предметов был предпочтительнее набора посуды из 31 предмета с несколькими сломанными предметами
  • словарь меньшего размера был предпочтительнее словаря большего размера с порванной обложкой
  • 90 123 участника сочли, что люди раздавали шарф за 45 долларов более щедро, чем те, кто дарил дешевое пальто за 55 долларов.

Эффект Google:

Эффект Google , также называемый цифровой амнезией, представляет собой тенденцию забывать информацию, которую можно легко найти в Интернете с помощью поисковых систем, таких как Google . Согласно первому исследованию эффекта Google , люди с меньшей вероятностью помнят определенные детали, которые, по их мнению, будут доступны в Интернете.

Феномен Баадера-Майнхоф:

Ваш друг вчера утром рассказал вам о малоизвестной блюграсс-электро-панк-группе. В тот день вы наткнулись на один из их альбомов на гаражной распродаже. Погоди-ка, они же и в той рекламе Doritos! Совпадение … или заговор? Скорее всего, вы испытываете «частотную иллюзию», более известную как феномен Баадера-Майнхоф.

Эффект простого воздействия:

Простой эффект воздействия – это психологический феномен, благодаря которому люди склонны отдавать предпочтение вещам просто потому, что они знакомы с ними. В социальной психологии этот эффект иногда называют принципом знакомства.

Обратный эффект:

Заблуждение : Когда ваши убеждения опровергаются фактами, вы меняете свое мнение и включаете новую информацию в свое мышление.

Истина : Когда ваши самые глубокие убеждения оспариваются противоречивыми доказательствами, ваши убеждения становятся сильнее.

Как только что-то добавляется в вашу коллекцию убеждений, вы защищаете это от вреда. Вы делаете это инстинктивно и бессознательно, когда сталкиваетесь с информацией, несовместимой с отношением. Точно так же, как предвзятость подтверждения защищает вас, когда вы активно ищете информацию, эффект обратного удара защищает вас, когда информация ищет вас, когда она ослепляет вас. Приходя или уходя, вы придерживаетесь своих убеждений вместо того, чтобы подвергать их сомнению. Когда кто-то пытается поправить вас, пытается разбавить ваши заблуждения, это приводит к обратному результату и вместо этого усиливает их. Со временем обратный эффект помогает вам меньше скептически относиться к тем вещам, которые позволяют вам продолжать считать свои убеждения и взгляды истинными и правильными.

Эффект Бена Франклина:

Эффект Бена Франклина — предполагаемый психологический феномен: человек, оказавший кому-то услугу, с большей вероятностью окажет этому человеку другую услугу, чем если бы он получил пользу от этого человека.

Когда мы просим коллегу сделать нам одолжение, мы сигнализируем, что считаем, что у них есть что-то, чего нет у нас, будь то интеллект, больше знаний, больше навыков или что-то еще. Это еще один способ показать восхищение и уважение, чего другой человек, возможно, не замечал от нас раньше. Это немедленно повышает их мнение о нас и побуждает их снова помогать нам, потому что они наслаждаются восхищением и искренне начинают любить нас. Это эффект Бена Франклина.

Эффект Бенджамина Франклина работает, но не должен. Должно быть наоборот. Люди должны чувствовать себя ближе к вам, если вы оказали им услугу, а не вы.

Einstellung Эффект:

Часто называемый набором для решения проблем, Einstellung относится к предрасположенности человека к решению данной проблемы определенным образом, даже если существуют лучшие или более подходящие методы решения проблемы. Эффект Einstellung — отрицательный эффект   предыдущего опыта при решении новых задач.

Эффект Einstellung более распространен, чем можно предположить из его названия. Мы постоянно сталкиваемся с этим, когда пытаемся решить проблему, ища решения, которые сработали для нас в прошлом, вместо того, чтобы оценивать и решать ее на собственных условиях. Таким образом, хотя мы можем в конечном итоге решить проблему, мы также можем упустить возможность сделать это более быстрым, эффективным и находчивым способом.

Представьте себе шахматный матч. Если вы гроссмейстер и хорошо знакомы с историей шахмат, вы, вероятно, заметите развитие игры, похожее на другие матчи, которые вы знаете наизусть. Зная, как развивались эти предыдущие матчи, вы можете автоматически искать аналогичные решения.

Эффект ложного консенсуса:

Эффект ложного консенсуса — это когнитивное искажение, которое заставляет людей переоценивать степень согласия с ними других. Основная функция эффекта ложного консенсуса состоит в том, чтобы нормализовать и создать восприятие поддержки («если так много людей верят в это, это должно быть правдой» или «если эти человек верят в это, это должно быть правдой») чьих-либо убеждений. Примеры:

1.) Джон возражает против однополых браков, потому что ему противен гомосексуальность. Не в силах понять, как кто-то еще может поддержать это, несмотря на это отвращение, или даже не испытывать отвращения вообще, он заключает, что большинство других разделяют его веру.

2.) Джейн, христианка-фундаменталистка, считает, что такие люди, как она, представляют собой «молчаливое и нравственное большинство». Однако у нее есть только неподтвержденные свидетельства (ее семья и ближайшие друзья разделяют ее убеждения), подтверждающие ее веру.

Эффект фокусировки:

Эффект фокусировки заключается в том, что люди принимают решения на основе наиболее ярко выраженной и отчетливой информации, имеющейся в их рабочей памяти, и по этой причине исключаются другие фрагменты потенциально полезной информации. Таким образом, решение основывается только на долях общего объема знаний или информации, которые человек хранит.

Когда людей спросили, насколько, по их мнению, калифорнийцы счастливее жителей Среднего Запада, и калифорнийцы, и жители Среднего Запада ответили, что калифорнийцы счастливее, но исследование не обнаружило такой разницы в измерении счастья. Эти результаты отражают эффект фокусировки, заключающийся в том, что люди переоценивают положительное влияние солнечной погоды и спокойного образа жизни калифорнийцев. Интересно, что другие аспекты жизни, такие как низкий уровень преступности и безопасность от землетрясений, не учитывались в процессе принятия решений из-за фокусирующего эффекта.

Ref:reflectd.co

Эффект Форера:

Эффект Форера — это термин, используемый для описания склонности людей интерпретировать общие утверждения как точные для них лично, даже если они таковыми не являются. В частности, когда людям дают случайную оценку личности и говорят, что она написана для них лично, они, как правило, оценивают ее как очень точную.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts