Теория личности хорни: Хорни. Психоаналитические теории личности

Содержание

Хорни. Психоаналитические теории личности

Хорни

Структура характера, согласно Хорни (41, 42), формируется на основе опыта детства. У одних процесс развития прекращается в пять лет, у других — в юности или около тридцати лет, а у отдельных людей продолжается до пожилого возраста. Хорни не усматривает связи между либидными проявлениями в детстве и чертами характера взрослых, что постулируется ортодоксальным психоанализом. По словам Хорни (41, с. 61-62):

«В случае жадности или собственнических наклонностей в соответствии с психоаналитической литературой принято думать об оральной или анальной структурах характера. Эти черты, однако, можно истолковать в качестве реакции на всю совокупность переживаний в раннем детстве. В результате неблагоприятного опыта у человека возникает чувство беспомощности в мире, воспринимаемом как потенциально жестокий, он испытывает недостаток способности к самоутверждению, неуверенность в возможности управлять ситуацией по собственному усмотрению.

..

Таким образом, различие в точках зрения в следующем: человек сжимает губы не из-за напряжения своего сфинктера, но в обоих актах проявляется единая направленность характера — удерживать что бы то ни было и не отдавать ничего: деньги, любовь, любые спонтанные чувства».

Хорни объясняет динамику формирования характера в контексте невроза, однако предполагается действие тех же факторов в менее патологическом русле у нормальных людей. Важнейшую роль играет стремление к безопасности, обусловленное «базальной тревогой». Последняя возникает в связи с вытесненной жестокостью, хоторая в свою очередь является результатом отвержения и неодобрения в детстве. В поисках путей бегства от чувства тревоги ребенок приобретает устойчивые характеристики, становящиеся частью его личности, — так называемые «невротические тенденции». Одна из попыток разрешения конфликта заключается в создании «идеализированного образа»: слабость и неуверенность в себе подменяются иллюзорным чувством силы и превосходства.

Другая попытка состоит в «экстерна-лизации», более общей разновидности проекции, которая все переживаемые чувства переносит вовне.

Основные направленности, возникающие у ребенка в борьбе с окружением, — это направленность «к людям», направленность «против людей» и направленность «от людей». При первой направленности признается собственная беспомощность и, несмотря на страхи, предпринимается попытка завоевать любовь других. Вторая направленность предполагает, как очевидную, жестокость окружающих и предопределяет борьбу. При третьей направленности человек не хочет ни принадлежать к сообществу, ни бороться, он предпочитает изоляцию. Хорни (42) описывает три типа характера или основные установки, анализируя указанные направленности.

Уступчивый тип. Человек с направленностью «к людям» проявляет заметную потребность в любви и одобрении. Он жаждет близости и тоскует по партнеру. Любовь имеет настолько важное значение, что даже сексуальное сношение ценится прежде всего как доказательство востребованности.

Уступчивый человек живет с чувством слабости и беспомощности, он склонен подчиняться другим и вообще ведет себя в очень зависимой манере. Самоуважение регулируется, главным образом, представлением о нем окружающих. Этот тип считает необходимым воздерживаться от любого рода агрессивных действий, поэтому он не в состоянии критиковать или быть напористым. В случаях возложения вины он всегда предпочитает брать вину на себя. Его положительной стороной является чувствительность к запросам других людей, и в пределах своего понимания, чтобы понравиться, он способен проявить симпатию и оказать помощь. Стремление к власти и агрессия вытеснены глубоко в бессознательное и на самом деле такому человеку недостает интереса к другим. Эти тенденции должны, конечно, сдерживаться любой ценой в целях сохранения целостности личности и уклонения от возможной жестокости со стороны окружающих.

Агрессивный тип. Человек с направленностью «против людей» предполагает, что все жестоки, и отказывается допускать противоположное. Жизнь представляется ему борьбой за выживание, поэтому его основная потребность — управлять другими. Иногда установка совершенно ясна, но более часто она скрывается за фасадом учтивой вежливости, беспристрастности и товарищества. Этот фасад имеет компоненты искренности, поскольку, пока не стоит вопрос о лидерстве, агрессивный тип может проявлять благосклонность. Особую важность он придает дискуссиям и сам провоцирует споры, чтобы продемонстрировать бдительность и проницательность. В общем этот тип не умеет проигрывать и предпочитает порицать других. Он считает себя сильным, честным, реалистичным и на самом деле действует эффективно и изобретательно в деловых ситуациях в результате тщательного планирования и напористости. Мягкие стороны своей натуры он с яростью отбрасывает, так как они угрожают целостности образа жизни. Любовь для этого человека играет незначительную роль.

Обособленный тип. Человек с ориентацией на обособление, направленностью «от людей», предпочитает держать эмоциональную дистанцию с окружающими. Ввиду того, что сближение с другими людьми порождает у него тревогу, развивается самодостаточность. Соперничество, престиж, успех не заслуживают его внимания, поскольку препятствуют уединению. Он не любит делиться опытом и очень чувствителен ко всякого рода принуждениям. Тенденцию к подавлению чувств и особую робость обособленный тип испытывает перед привязанностями, которые угрожают стать необходимыми. Сильная потребность чувствовать превосходство возникает у него, чтобы оправдать свою изоляцию. Сексуальные отношения для этого типа иногда невозможны; в лучшем случае он довольствуется преходящими связями. В общем обособленность служит защитой от несовместимых устремлений к любви и агрессивному доминированию. В мягких формах обособленность способствует сохранению целостности личности и безопасности. В некоторой степени она благоприятствует оригинальному мышлению и выражению творческих способностей

(прим. 10).

Карен Хорни

Карен Хорни Карен Хорни (1885 — 1952) вначале практиковала психоанализ в Германии, а затем, после прихода к власти нацистов, эмигрировала в США.

Испытывая все большую неудовлетворенность «ортодоксальным» фрейдистским психоанализом, она основала вместе с другими

Типология Хорни

Типология Хорни Американский психолог Карен Хорни изучала людей с точки зрения их взаимодействия друг с другом и выделила три типа возможных ориентации:• ориентация на людей;• ориентация от людей;• ориентация против

Карен Хорни (1885–1952) Женщины, неврозы и альтернатива Фрейду

Карен Хорни (1885–1952) Женщины, неврозы и альтернатива Фрейду Карен Хорни (урожденная Даниельсен) родилась 16 сентября 1885 года в рыбацкой деревушке Бланкенезе в Германии. Ее отец, капитан корабля, был строгим и чрезвычайно религиозным человеком. Он не обращал на дочь

Теория тревоги Карен Хорни

Теория тревоги Карен Хорни Работы Карен Хорни, посвященные тревоге, вызывают интерес и пользуются неизменной популярностью.

К. Хорни относят к неофрейдистам — создателям немецкий и американский психолог, и последователям направления в психологии, признающего значимую

Карен Хорни: социокультурная теория личности

Карен Хорни: социокультурная теория личности Карен Хорни так же, как Адлер, Юнг, Эриксон и Фромм, следовала основополагающим принципам теории Фрейда. Наиболее важный вопрос, по которому она дискутировала с Фрейдом, — это решающая роль физической анатомии в

Хорни: тревога и ненависть

Хорни: тревога и ненависть Некоторые терапевты продолжали развивать психоанализ, опираясь на работы Фрейда, но внося в них новые элементы; особенно важны для нас те подходы, в которых проблема тревоги рассматривается в социально-психологическом контексте. Суть подобных

Невротические нарушения в работе (по мотивам К.

Хорни)

Невротические нарушения в работе (по мотивам К. Хорни) Я просто не могу не привести здесь изумительные отрывки главы 13 из работы Карен Хорни «Невротическая личность нашего времени». Эта глава вылечила многих людей. Во многом вылечила она и меня. Она и многократные

ЛЕКЦИЯ 5. Другие школы психоанализа (продолжение): К. Хорни, Э. Фромм

ЛЕКЦИЯ 5. Другие школы психоанализа (продолжение): К. Хорни, Э. Фромм Карен Хорни (1885–1952) является одной из талантливейших учениц З.Фрейда. С ее именем связано возникновение нового направления в психоанализе — неофрейдизма. Работы Хорни оказали большое влияние на

Глава 6. Карен Хорни: гуманистический психоанализ

Глава 6. Карен Хорни: гуманистический психоанализ Три этапа научной деятельности Карен Хорни настолько отличаются друг от друга, что разные люди воспринимают ее из-за этого совсем по-разному.

В своих основных работах по женской психологии, написанных в 1920-х и начале 1930-х

Применение теории Хорни в других областях

Применение теории Хорни в других областях Теории Хорни оправдали себя не только в клинической практике, их также стали использовать в качестве систем интерпретации в других областях науки и культуры. В последние годы их часто применяют при анализе литературных

Карен ХОРНИ ОТНОШЕНИЯ ПОЛОВ

Карен ХОРНИ ОТНОШЕНИЯ ПОЛОВ Базальная тревожность определенным образом влияет на отношение человека к себе и другим. Она означает эмоциональную изоляцию, тем более невыносимую, что она сочетается с чувством внутренней слабости «Я». А это означает ослабление самой

К. Хорни (1885–1952)

К. Хорни (1885–1952) Карен Хорни родилась 16 декабря 1885 г. в деревушке Бланкенезе близ Гамбурга. Ее отец Берндт Даниэльсен — норвежец, принявший немецкое гражданство, — служил капитаном на трансокеанском лайнере, который курсировал между Гамбургом и Северной Америкой. От

Теория Хорни — Психологос

Теория Карен Хорни представляет собой уникальный синтез идей Фрейда и Адлера. К.Хорни подчеркивает важность мощных неосознаваемых интрапсихических конфликтов. От ортодоксального психоанализа она значительно отходит от в нескольких аспектах:

  • отказывается от конструкта либидо,
  • отвергает предположение об обусловленности поведения всех людей врожденными запретными инстинктами, такими как инцест и деструктивность,
  • подчеркивает в большей степени социальные, чем биологические детерминанты личности.

Причины невроза

У каждого человека есть способности и желание творчески развить свой потенциал и занять достойное место среди себе подобных. Психопатология возникает лишь в том случае, если это врожденное стремление к положительному росту и самореализации блокируется внешними социальными воздействиями.

В то время как у здорового ребенка развивается чувство принадлежности к безопасной и обеспечивающей питание семье, ребенок, воспитанный невротичными родителями, испытывает глубокие сомнения, сильные страхи и воспринимает окружающий мир как враждебный и пугающий. Снижение этой интенсивной базисной тревоги становится теперь главной целью ребенка, доминирующей над его врожденными здоровыми желаниями и потребностями. В силу этого он отвергает теплые и спонтанные отношения с другими людьми и манипулирует ими в целях собственной выгоды. Так здоровый поиск самореализации замещается общим стремлением к защищенности и безопасности — признак невроза.

Движение к.., против и прочь от людей

Невротическое стремление к безопасности реализуется путем преувеличения одной из трех главных характеристик базисной тревоги: беспомощности, агрессивности и отстраненности.

При невротической беспомощности человек испытывает чрезмерно сильное желание оказаться под чьей-либо защитой и преувеличенно, лицемерно уступает желаниям других людей (движение к людям).

При невротической агрессивности человек уверен, что жизнь представляет собой дарвиновские джунгли, в которых выживают лишь самые приспособленные (движение против людей). Людям с невротической агрессивностью большинство окружающих кажутся враждебно настроенными и лицемерными; они полагают, что истинные чувства недостижимы или даже не существуют.

При невротической отстраненности человек избегает близких или даже случайных контактов с другими (движение прочь от людей).

В то время как здоровый человек свободен двигаться к, против или прочь от людей в зависимости от обстоятельств, три невротических решения непроизвольны и ригидны. Они, однако, не являются взаимоисключающими. В каждом случае две ориентации, значение которых сознательно преуменьшается, остаются действующими на бессознательном уровне и конфликтуют с доминирующей ориентацией.

Идеализированный образ

Те, кто страдает неврозом, вытесняют не только свои внутренние мучительные конфликты, но также недостатки и слабости, которые они видят в себе и презирают. Вместо этого они создают сознательный образ Я, преувеличенно положительный и подкрепляющий центральную невротическую ориентацию.

Этот грандиозный идеализированный образ кажется его создателю вполне нормальным и реалистичным. В результате возникает порочный круг. Идеализированный образ побуждает индивидуума к установлению недостижимых стандартов и целей, включая уверенность в конечной победе, что в свою очередь усиливает у страдальца презрение к себе, внутренний конфликт между сомнительным истинным Я и идеализированным образом, повышает зависимость от идеализированного образа и продлевает компульсивное и ненасыщаемое стремление к укреплению этого нереалистичного образа достижением громкого триумфа.

Тирания «долженствования»

Постоянные внутренние требования актуализации идеализированного образа напоминают политику тоталитарного полицейского государства — качество, которое Хорни характеризует как «тиранию долженствования». Это «долженствование» настолько овладевает сознательным мышлением и скрывает вытесненные врожденные здоровые побуждения, что страдающий не в состоянии уже больше распознать, что ему нужно и чего он в действительности желает. Чтобы освободить стремление к самореализации, которое так основательно блокировано, и помочь человеку заменить компульсивное и мучительное стремление к недостижимым целям приятной и вознаграждающей активностью, обычно требуется проведение формальной психотерапии.

Жизнь, теории и вклад в психологию

Основные выводы

  • Карен Хорни (1885–1952) была немецким психоаналитиком, радикально выступавшим против взглядов школы Фрейда. Ее взгляды на неврозы, феминистскую психологию и самость продолжают влиять на области культурной психологии, межличностной психотерапии и гуманистической психологии.
  • Карен Хорни была одной из первых женщин, получивших образование фрейдистского психоаналитика.
  • Карен Хорни указала, что ориентированность фрейдистского психоанализа на мужчин проистекает из того факта, что он был в значительной степени разработан мужчинами. Она опровергла и перевернула представление о зависти к пенису, заявив, что женщины могут преодолеть ее через отождествление со своими матерями, и действительно, что мужчины могут иметь «зависть к матке» в результате способности женщин вынашивать жизнь.
  • Хорни считал, что окружающая среда и социальное воспитание, а не внутренние факторы, в значительной степени приводят к неврозу. Она считала, что людям нужна теплая, поддерживающая среда и крепкие межличностные отношения, чтобы реализовать свое «настоящее я».
  • В отсутствие этих факторов люди обращаются к паттернам, которые подрывают их самооценку и отношения с другими. Эти люди имеют базовую тревогу.
  • Базовая тревога приводит к трем основным реакциям: Движение к людям: когда человек цепляется за других и стремится быть любимым; уход от людей: когда не хочется связываться с другими; и, наконец, движение против людей: когда человек видит мир враждебным и действует соответственно по отношению к другим.

Оглавление

Ранние годы

Карен Хорни родилась в Германии в 1885 году и получила степень доктора медицины в Берлинском университете в 1911 году. области психоанализа и изучался под руководством Карла Абрахама, личного соратника и сторонника Зигмунда Фрейда и его теорий.

После исследования психоаналитической теории с Абрахамом Хорни проводила психиатрическую работу в берлинских больницах, прежде чем переехать в Соединенные Штаты, чтобы стать помощником директора Института психоанализа (Vena, 2015).

Затем Хорни переехал в Нью-Йорк, чтобы создать частную психоаналитическую практику, а также преподавать в Новой школе социальных исследований. Там она написала две основные работы: Невротическая личность нашего времени и Новые пути в психоанализе .

Критика Фрейда

Хорни высказал взгляды на психоаналитическую теорию, которые оказались спорными из-за их несоответствия классической школе Фрейда. В результате в 1919 году ей запретили посещать Нью-Йоркский психоаналитический институт.41.

Несмотря на то, что Хорни придерживалась традиций психоанализа, она считала, что многие аспекты личности и неврозов определяются контекстом окружающей среды и обществом, а не врожденными биологическими побуждениями человека.

Хорни также резко расходилась с теориями Фрейда о женской психологии, оспаривая идею о том, что женские психические проблемы являются продуктом мира, в котором доминируют мужчины (Vena, 2015).

На начальных этапах психоанализ был школой, в которой преобладали мужчины и которая сосредоточивалась на человеческой психике и лежащих в ее основе эмоциональных нарушениях, которые на нее влияли.

Карен Хорни преобразовала и расширила область психоанализа, бросив вызов многим преобладающим мужским идеологиям, и широко считается пионером в области психоанализа.

Убеждения Хорни в отношении невротического поведения бросили вызов представлению о том, что невротические наклонности являются результатом среды, а не внутренним проявлением того, кем человек является.

Хорни создал концепции женской психологии, которые те, кто изучает девиантность, могут использовать, чтобы понять, почему преступления совершаются женщинами — явление относительно редкое.

Вклад в психологию

Работа Хорни повлияла на несколько направлений психологии. Маслоу, например, приписал ей создание гуманистической психологии, оказавшей влияние на его создание Иерархии потребностей (Vanacore, 2020).

Термин Хорни «базовая тревога» повлиял на представление Эрика Эриксона о «базовом недоверии», которое стало его первой стадией психосоциального развития.

Теории Хорни о неврозах также помогли вдохновить школу межличностной психологии и диагностику невротических расстройств в психиатрии.

В свою очередь, Хорни оказал влияние не только на психоаналитическую теорию, но и на культурную психологию, межличностную психотерапию и гуманистическую психологию (Vanacore, 2020).

Женская психология

Одним из основных вкладов Хорни была ее работа по женской психологии, которая бросила вызов взглядам традиционной фрейдистской психологии на женщин.

В Бегство от женственности , например, Хорни (1932) отмечал, что фаллоцентрическая предвзятость психоанализа проистекает из того факта, что его создатели — такие как Зигмунд Фрейд — почти полностью были мужчинами.

Хорни предположил, что, вопреки традиционным фрейдистским теориям, девочки знали о своих гениталиях до полового созревания, и что, хотя девочки могут испытывать «зависть к пенису» в молодом возрасте, это стремление также может относиться к мальчикам, которые хотят иметь грудь или быть любовником. мать (Хорни, 1933; Ванакор, 2020).

Зависть к пенису, по словам Хорни, происходит от разочарования в «отце девочки», что приводит к «бегству от женственности» — желанию не быть женщиной.

Однако для Хорни это не было неизбежным, поскольку девочка могла преодолеть зависть к пенису, отождествляя себя со своей матерью.

Хорни проследила то, что она назвала «недоверием между полами», через историю и культуру. Она сравнила отношения мужа и жены с отношениями родителей с ребенком, которые порождают недоверие и неприязнь.

Точно так же она отметила, что общество в целом одновременно боится и возмущается женщинами таким образом, что вынуждает их занимать положение, делающее их зависимыми от мужчин.

Хорни пришел к выводу, что обида между мужчинами и женщинами лежит не в зависти к пенису, а в мужской зависти к способности женщин производить жизнь: зависть к матке (Хорни, 19 лет).67).

Это подчеркивает наиболее заметное отклонение Хорни от психоанализа: в то время как Фрейд считал, что женщины полны, потому что у них нет пениса.

Хорни считал женщин цельными существами, заслуживающими того, чтобы их рассматривали и обсуждали на их собственных условиях.

Противоположные взгляды Хорни на женщин вызвали споры в мире психоанализа (Vanacore, 2020).

В результате Хорни столкнулась с известными в то время психологами, обеспокоенными ее отклонением от Фрейда. Сам Фрейд однажды назвал ее «способной и злой», заявив, что женщины-психоаналитики в целом чаще обесценивали зависть к пенису у своих пациентов, потому что не могли обнаружить ее у себя (Vanacore, 2020).

Теории невротических потребностей

Хорни, также в отличие от Фрейда, считал, что культура, а не инстинктивные влечения, в значительной степени определяет поведение и психологические характеристики, особенно при неврозах.

Хорни признал роль культуры в понимании невроза; культуры, определяя, что является нормальным, формируют и определяют, что такое невроз против своих собственных норм.

Хорни создал новую структуру для лечения неврозов. Она считала, что невроз возникает из-за базовой тревоги, которая, в свою очередь, возникает из-за семейных условий, которые заставляют ребенка чувствовать себя нежеланным.

Эта основная тревога заставляет людей чувствовать себя беспомощными или потерянными в мире, и они пытаются удовлетворить свою потребность в любви и принятии посредством четырех «невротических наклонностей»: привязанности, покорности, власти или ухода (Horney, 1937; Vanacore, 2020).

В Самоанализе (1942) Хорни перечислил десять невротических потребностей, в том числе:

  1. Потребность в привязанности;
  2. Потребность в партнере, который возьмет на себя всю жизнь;
  3. Потребность в признании;
  4. Потребность в личном восхищении;
  5. Потребность в личных достижениях;
  6. Потребность в независимости;
  7. и потребность в совершенстве.

В частности, Хорни считал, что потребность в привязанности и потребность во власти были двумя движущими силами невроза (Vanacore, 2020).

В своей более поздней книге « Наши внутренние конфликты » (1946) Хорни сжала свои десять невротических потребностей в три тенденции, которые описывают, как люди реагируют на основные. беспокойство, взаимодействие с другими людьми.

Это были:

  • Движение к людям: когда человек цепляется за других и стремится быть любимым;
  • Уход от людей: когда не хочется связываться с другими;
  • Движение против людей: когда человек видит мир враждебным и действует соответственно по отношению к другим.

Хорни развила свою работу по неврозам в «Невроз и человеческий рост: борьба за самореализацию » (1950), где она предложила идею «настоящего я»: «я», которое здоровым образом развилось в сторону самореализации. самореализация.

Согласно Хорни, реальное или возможное «я» состоит из «внутренних возможностей, которые могут либо процветать, либо увядать в зависимости от человека и обстоятельств.

По словам Хорни, людям нужна теплая атмосфера, свобода чувствовать и выражать чувства, а также здоровые отношения, чтобы обрести настоящее «я» (Vanacore, 2020).

Согласно Хорни, невроз возникает из-за одного из этих трех невротических наклонностей. Вместо самореализации невротики отправляются в так называемый «поиск славы», который позволит им реализовать «идеализированное я». Хотя самореализации, по мнению Хорни, достичь трудно, ее можно осуществить при правильных обстоятельствах.

Между тем идеализированное «я» — это невозможное «я», которое никогда не воплотится в жизнь. В результате невротики входят в цикл ненависти к себе: «презираемое я».

Между тем, «настоящее я» существует в любой момент, состоящее из наших сильных и слабых сторон, неудач и достижений.

Хорни считал, что существует пять способов, которыми невротические личности взаимодействуют с идеализированным «я».

Люди, которые идут навстречу другим, развивают уступчивую личность, чье идеализированное «я» — это человек, которого любят и ценят. Они пытаются стать тем, что нужно другим; и, как следствие, скромный, подчиненный или слабый.

Часто они подавляют агрессивные наклонности, потому что считают, что эти наклонности заставят других не любить и не ценить их.

Тем временем, те, кто удаляются от людей, становятся обособленными личностями, желающими свободы и независимости от других.

Они хотят быть одинокими и свободными от чужих желаний; однако, как указывает Хорни, свобода от ограничений не означает свободу расти и быть настоящим собой (Vanacore, 2020).

Люди, выступающие против людей, являются агрессивными личностями, которые либо самовлюблены, перфекционистичны, либо высокомерно-мстительны. В отличие от Фрейда, Хорни рассматривал нарциссизм как продукт среды, а не как врожденную черту.

Ребенок, который растет избалованным и обожаемым, может вырасти нарциссом. Нарциссические люди одновременно убеждены в собственном величии и неуверенны в себе, а это означает, что они могут хвастаться талантами без достижений или, наоборот, испытывать крушение реальности, если терпят неудачу слишком часто.

Перфекционисты, по словам Хорни, предъявляют нереально высокие требования к себе и другим. Хорни приписал это авторитарным родителям, которые заставляли их чувствовать себя бесполезными в детстве.

Перфекционисты считают себя выше других в стремлении к совершенству, которого им никогда не достичь. Поскольку перфекционисты считают себя честными и справедливыми — и что мир должен относиться к ним соответствующим образом, — неспособность достичь цели означает неспособность достичь совершенства (Vanacore, 2020).

В результате перфекционизм часто порождает ненависть к себе.

Высокомерно-мстительные люди, между тем, пренебрегают любовью, стремясь скорее отомстить тем, кто причинил или мог причинить им боль.

Это может привести к тому, что высокомерно-мстительные люди будут собственническими по отношению к другим людям и вещам в результате как зависти, так и ненависти к счастью других (Vanacore, 2020).

Ссылки

Хорни, К. (1932). Бегство от женственности. The Psychoanalytic Review (1913-1957), 19, 80.

Хорни, К. (1933). Материнские конфликты. Американский журнал ортопсихиатрии, 3 (4), 455.

Хорни, К. (1937). Невротическая личность нашего времени . Нью-Йорк: WW Norton & Company.

Хорни, К. (1942). Самоанализ . Абингдон: Рутледж.

Хорни, К. (1946). Наши внутренние конфликты: конструктивная теория невроза . Абингдон: Рутледж.

Хорни, К. (1950). Невроз и рост человека: борьба за самореализацию . Нью-Йорк: WW. Нортон и компания.

Хорни, К. (1967). Недоверие между полами. Женская психология . В. В. Нортон, 107–118.

Париж, BJ (1996). Карен Хорни: Психоаналитик в поисках самопонимания . Издательство Йельского университета.

Рубинс, Дж. Л. (1978). Карен Хорни: нежный бунтарь психоанализа . Набрать Нажмите.

Ванакор, С. М. (2020). Карен Хорни. Энциклопедия личности и индивидуальных различий Wiley : Модели и теории, 67-71.

Вена, Дж. (2015). Карен Хорни . Девиантность: теории поведения, нарушающие социальные нормы: теории поведения, нарушающие социальные нормы, 48.

Дополнительная литература

КАРЕН ХОРНИ — Неофрейдистская теория личности

Хорни, К. (1950). Невроз и человеческий рост: борьба за самореализацию. Нью-Йорк: WW. Нортон и компания.

В поисках внутренней гармонии: недооцененное наследие Карен Хорни

«Научиться прислушиваться к тонким вибрациям своей души, быть неподкупно верным себе и справедливым к другим, находить таким образом правильную меру собственного достоинства».

— Резолюция Карен Хорни в канун Нового года в 1904 году в возрасте 18 лет (из подростковых дневников Карен Хорни)

Я считаю, что Карен Хорни (1885-1952) — один из самых недооцененных психологов всех времен. Многие идеи Хорни о развитии личности подкреплены современной психологией личности, теорией привязанности и открытиями о влиянии травматического опыта на мозг. Хорни была настоящим пионером психологии, и не только в том, что она бросила вызов представлениям Фрейда о женщинах (см. ее книгу 9).0179 Женская психология ), но и за переосмысление фундаментального источника наших внутренних конфликтов и за надежду на то, что тяжелая работа по самоанализу может привести к росту и развитию.

От Фрейда к Целостности

Фрейд считал, что наш основной конфликт был между нашими «примитивными эгоцентрическими побуждениями» и нашей «запретной совестью», которая запрещает полное выражение этих побуждений. У него был невероятно пессимистический взгляд на человеческую природу, если не сказать больше. Соглашаясь с Фрейдом в том, что наши внутренние конфликты могут быть очень разрушительными, Хорни не верил, что «под всем этим» мы все были просто котлом деструктивных побуждений, таких как гнев и сексуальная неудовлетворенность. Конечно, их было частей из нас, но далеко не целых из нас.

Вместо этого Хорни рассматривал основной конфликт как возникающий из-за «утраты способности искренне желать чего-либо, потому что сами его желания разделены, то есть они идут в противоположных направлениях». По своей сути Хорни считал, что у людей есть способность, а также желание развивать свой потенциал и стать достойным человеком, но этот потенциал ухудшается по мере того, как наши отношения с другими и с самими собой нарушаются.

Хорни также радикально отошел от Фрейда, подчеркнув способность сил окружающей среды формировать нашу устойчивую личность. Хорни стремилась понять генезис и движущие силы нашей личности в целом: «Любое невротическое отношение или конфликт, которые кристаллизуются во время анализа, следует понимать в их отношении к личности в целом», — отмечала она.

Хорни считала, что «большинство из нас хотят и ценят привязанность, самообладание, скромность, внимание к другим», хотя она признавала невротический аналог каждой основной человеческой потребности, возникающий в результате сочетания влияния темперамента и окружающей среды. По словам Хорни, «невротические наклонности» — это отношение к жизни, которое обеспечивает чувство безопасности и защищенности во времена замешательства и стресса, но в конечном итоге тормозит рост.

«Если в доме дух тепла, взаимного уважения и внимания, ребенок может расти беспрепятственно», — объяснил Хорни. «К сожалению, в нашей цивилизации существует множество факторов окружающей среды, неблагоприятных для развития ребенка… Измученный этими тревожными условиями, ребенок нащупывает пути продолжения жизни, способы справиться с этим угрожающим миром. При этом он разрабатывает не только специальные стратегии, но и устойчивые черты характера, которые становятся частью его личности».

Хорни включает длинный список неблагоприятных факторов окружающей среды, влияющих на развитие наших невротических наклонностей, от благонамеренных родителей, которые оказывают слишком большое давление на ребенка, чтобы он преуспел; родителям, которые непредсказуемы и постоянно мечутся между удушающей любовью и запугиванием, тиранией и прославлением, товариществом и авторитаризмом; родителям, которые заставляют ребенка встать на сторону одного родителя, а не другого; родителям, которые заставляют ребенка чувствовать, что его или ее цель на планете состоит в том, чтобы оправдать их ожидания, повысить свой престиж или слепо служить их потребностям, не позволяя ребенку признать свое существование как личность с определенными правами и обязанности.

В своих работах Хорни проводит необычайно точные и четкие различия между нашими основными человеческими стремлениями и их невротическими аналогами. «[Э] невротические занятия — это почти карикатура на человеческие ценности, на которые они похожи», — отмечает она. Важнейшим признаком того, что базовая потребность развилась в невротическом направлении, является компульсивная природа потребности. Во власти невротического стремления мы часто не осознаем, до какой степени оно определяет и овладевает нашей жизнью. Навязчивая природа невротических наклонностей часто имеет две основные характеристики:

  • Часто преследуются невротические наклонности без разбора (например, мы должны иметь всех, таких как мы, даже если нам не нравится человек),
  • Пресечение невротического течения в любой ситуации часто приводит к панике и тревоге (например, человек с навязчивой потребностью в неограниченной свободе впадает в панику при малейшем намеке на галстук, будь то брак или необходимость подписать контракт на абонемент в спортзал).

Как указывает Хорни, невротические наклонности выполняют чрезвычайно важную функцию в поддержании чувства защищенности и защищенности, вот почему такие люди испытывают сильный ужас, если их невротические наклонности каким-либо образом угрожают. их успокаивающие иллюзии . Глубокий смысл работы Хорни заключается в том, что, находясь во власти невротических тенденций, мы настолько зациклены на своих «тиранических обязанностях», что на самом деле не движемся в том направлении, в котором действительно дорожим . Хорни приводит пример невротического аналога основного человеческого стремления к привязанности:

.

«Желание ласки со стороны других имеет смысл только тогда, когда есть привязанность к ним, чувство общности с ними… Но невротическая потребность в привязанности лишена ценности взаимности. Для невротика его собственные чувства привязанности имеют такое же малое значение, как если бы он был окружен странными и опасными животными. Если быть точным, он даже на самом деле не хочет привязанности других, а просто заботится, живо и напряженно, чтобы они не сделали против него агрессивного шага. Исключительной ценности, заключающейся во взаимопонимании, терпимости, заботе, сочувствии, нет места в отношениях».

Каковы основные невротические тенденции у людей? Первоначально предлагая список из 10 невротических наклонностей, Хорни проницательно заметил, что многие из них группируются вместе; они совместимы друг с другом и не ведут к внутреннему конфликту. Например, навязчивое стремление к власти часто сочетается со стремлением к престижу, а также с тенденцией эксплуатировать других; навязчивая тяга к привязанности часто сочетается с навязчивой потребностью в одобрении со стороны других, а также с потребностью в сильном романтическом партнере, который «решит все проблемы» и обеспечит личность.

Однако она также отметила, что некоторые кластеры противоречат друг другу. Взглянув на человеческую природу более панорамно, Хорни предложил три основных направления, в которых может двигаться человек: к людям, против людей и от людей .

Каковы ваши невротические наклонности?

«Движение к людям» — уступчивость

Обладая тем, что известно как «уступчивый» характер, эти люди умиротворяют других любой ценой, включая самоподчинение и избавление от индивидуальности. Они оценивают себя по тому, что думают другие, и становятся чрезмерно зависимыми от других людей в вопросах любви и безопасности. Хорни считал, что эти люди обретают чувство поддержки и принадлежности, что сводит к минимуму их чувство слабости и изоляции. Однако при этом они принимают свою беспомощность и могут чувствовать себя в безопасности только тогда, когда завоевывают расположение других и их поддержку. Если есть несогласные родители, ребенок часто привязывается к самому влиятельному человеку или группе, чтобы создать повышенное чувство принадлежности, что заставляет ребенка чувствовать себя менее слабым и менее изолированным. Элемент базового беспокойства, беспомощность , чрезмерно подчеркивается в этом образе жизни.

В современных исследованиях было показано, что такой подход к другим положительно коррелирует с зависимыми и истерическими расстройствами личности, а также с тревожным стилем привязанности. Ниже приведены некоторые пункты, адаптированные из шкалы, созданной Фредериком Кулиджем и его коллегами, которые измеряют уступчивую невротическую тенденцию. Посмотрите, насколько вы согласны с каждым пунктом, и отнеситесь к этому как к возможности для честного и подлинного самоанализа:

1. Мне нужно всем нравиться.

2. Я полностью жертвую собой.

3. Я почти всегда предпочитаю быть с кем-то другим, чем быть одной.

4. Меня очень волнует, что обо мне думают другие.

5. Я чувствую себя подавленным, если меня отвергают.

6. Я чувствую себя слабым и беспомощным, когда я один.

7. Стараюсь не драться и не спорить.

8. Я склонен считать себя виноватым, если что-то пойдет не так.

9. Обычно я извиняюсь первым.

10. Мне нужна компания других.

«Движение против людей» — Агрессивные

Обладая «агрессивным» характером, эти люди автоматически не доверяют чувствам и намерениям других людей и бунтуют, как могут. Они принимают лицемерие и враждебность вокруг себя и решают, сознательно или бессознательно, бороться. Они не доверяют чувствам и намерениям других по отношению к себе, склонны к «джунглевому» мировоззрению, склонны к авторитарной личности.

Они всегда хотят быть сильнее и побеждать других, отчасти ради собственной защиты, отчасти из мести. Элемент враждебности чрезмерно подчеркивается в этом образе жизни. Современные исследования соотносят этот тип с антисоциальными, пограничными, нарциссическими, параноидальными и пассивно-агрессивными расстройствами личности. Вот некоторые пункты, адаптированные из шкалы, созданной Фредериком Кулиджем и его коллегами, которая измеряет склонность к агрессивному невротизму:

1. Это враждебный мир.

2. Жизнь – это борьба.

3. Мне нравится командовать.

4. Выживают только сильнейшие.

5. Мне нравится чувствовать себя сильным.

6. Мне нравится перехитрить других людей.

7. Другие люди слишком сентиментальны.

8. Я раскованный и смелый.

9. Чтобы выжить в этом мире, в первую очередь нужно позаботиться о себе.

10. Это правда жизни, что большинство успешных людей наступают на других, чтобы продвинуться вперед.

«Отдаляясь от людей» — «Отстраненный»

Наконец, обладая «отстраненным» характером, эти люди не испытывают чувства сопричастности или желания бороться, а предпочитают держаться отдельно от других людей. Вместо этого они больше озабочены дистанцированием от других, но при этом они также отчуждены от самих себя. Они сознательно и бессознательно избегают эмоциональной связи с другими и демонстрируют преувеличенную потребность в самодостаточности. Они создают свой собственный мир с природой, куклами, книгами и мечтами. Элемент изоляция подчеркивается в современных исследованиях, и этот тип положительно коррелирует с избегающим расстройством личности, а также с избегающим стилем привязанности. Вот некоторые пункты, адаптированные из шкалы, созданной Фредериком Кулиджем, которая измеряет невротическую склонность к отстранению:

1. Я самодостаточен.

2. Мне не особо нужны люди.

3. Я вполне мог бы жить без кого-либо.

4. Я избегаю долгосрочных обязательств.

5. Меня возмущают попытки повлиять на меня.

6. Я стараюсь избегать чужих советов.

7. Я мог бы прекрасно жить без друзей и семьи.

8. Мне больше нравится, когда люди не делятся со мной своими мыслями или чувствами.

9. Я чувствую, что без людей мне было бы лучше, чем с людьми.

10. Стараюсь избегать конфликтов.

Обретение внутренней гармонии

Давайте проясним: совершенно нормально и здорово ценить одиночество, хотеть выражать разочарование и гнев, когда ваши потребности нарушаются, и желать привязанности и лести других. Невротические наклонности определяются, в частности, их навязчивый характер и способность овладевать всем человеком . Здоровая личность способна гибко переключаться между различными стремлениями и продуктивно регулировать поведение, что действительно приближает человека к самореализации. Хорни утверждает, что наши невротические склонности создают «искусственную гармонию» двумя способами:

  • Мы подавляем определенные аспекты нашей личности и выводим их противоположность на первый план (например, мы чрезмерно подчеркиваем нашу способность быть добрым, заботливым человеком). кто бы никогда, никогда, при любых обстоятельствах действовать агрессивно по отношению к другим; мы слишком подчеркиваем нашу способность контролировать окружающую среду и доминировать над другими и даем понять, что мы ни при каких обстоятельствах () не будем отступать, извиняться или выглядеть «слабыми», проявляя доброту), или
  • Мы устанавливаем такую ​​дистанцию ​​между собой и другими, что даже не допускаем возникновения конфликтов (например, мы так ценим одиночество , что никогда не будем заниматься чем-либо, что может поставить под угрозу это пространство и привлечь внимание к нашим внутренним конфликтам).

Обе стратегии вызывают ложное чувство единства, которое может позволить человеку действовать в данный момент, даже если это будет стоить себе и другим в долгосрочной перспективе. Однако в конечном счете Хорни поверил в огромный потенциал для роста и развития. На самом деле она называла свою теорию «конструктивной» теорией и считала высшей целью терапии стремление к искренности : «быть без притворства, быть эмоционально искренней, уметь отдать всего себя в свои чувства, свою работу, свои убеждения». Как отмечает Хорни,

«Наша смелость называть такие высокие цели основана на вере в то, что человеческая личность может измениться. Податлив не только маленький ребенок. Все мы сохраняем способность меняться, даже коренным образом, пока мы живы».

Выраженные взгляды принадлежат автору (авторам) и не обязательно совпадают с мнением Scientific American.

ОБ АВТОРАХ

    Скотт Бэрри Кауфман, доктор философии, психолог-гуманист, исследующий глубины человеческого потенциала. Он читал курсы по интеллекту, творчеству и благополучию в Колумбийском университете, Нью-Йоркском университете, Пенсильванском университете и других местах. Он ведет подкаст The Psychology, а также является автором и/или редактором 9книги, в том числе Transcend: Новая наука о самоактуализации , Wired to Create: Unraveling the Mysteries of the Creative Mind  (с Кэролин Грегуар) и Ungifted: Intelligence Redefined . В 2015 году журнал Business Insider назвал его одним из «50 ученых-новаторов, которые меняют наш взгляд на мир».

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts