📖 Биографический очерк, Карен Хорни: социокультурная теория личности, Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности: Эрик Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни. Теории личности. Хьелл Л. А. Страница 57. Читать онлайн
Карен Хорни так же, как Адлер, Юнг, Эриксон и Фромм, следовала основополагающим принципам теории Фрейда. Наиболее важный вопрос, по которому она дискутировала с Фрейдом, это решающая роль физической анатомии в обусловливании психологических различий между женщинами и мужчинами. Хорни полагала, что высказывания Фрейда о психологии женщины, особенно его заявления о том, что женщинами движет «зависть к пенису», являются нелогичными и привязанными к культуре Вены XIX века. Хорни также возражала против его теории инстинктов и считала, что психоанализ должен придерживаться более широкой социокультурной ориентации.
В своих работах Хорни подчеркивала важность культурных и социальных влияний на личность. Хотя ее теория относится в большей степени к больным неврозами, чем к здоровым личностям, многие из ее идей привели к значительным открытиям в понимании индивидуальных различий и межличностных отношений.
Биографический очерк.
Карен Хорни (Karen Horney), урожденная Даниэльсон, родилась в Германии, неподалеку от Гамбурга в 1885 году. Ее отец был морским капитаном, глубоко верующим человеком, убежденным в превосходстве мужчин над женщинами. Ее мать, датчанка, привлекательная и свободомыслящая женщина была на 18 лет моложе своего мужа. Большую часть детства и отрочества Хорни мучили сомнения в своих достоинствах, усугублявшиеся ощущением внешней непривлекательности. Чувство своей малоценности она компенсировала, став превосходной студенткой. Позднее она призналась: «Поскольку я не могла стать красавицей, я решила стать умной» (Rubins, 1978, р. 14).
В 14 лет Хорни приняла решение стать врачом. Цель была достигнута в 1906 году, когда она поступила в Университет во Фрайбурге и стала первой женщиной в Германии, получившей разрешение изучать медицину. Там она встретила Оскара Хорни, студента-политолога, и вышла за него замуж в 1910 году. Хорни получила медицинскую степень в Берлинском университете в 1915 году. В течение следующих пяти лет она изучала психоанализ в Берлинском психоаналитическом институте. Почти все это время Хорни страдала от тяжелых приступов депрессии и однажды, как сообщают ее биографы, была спасена мужем при попытке самоубийства (Rubins, 1978).
Психология bookap
К 1926 году брак Хорни начал разрушаться по мере того, как росла лавина ее личных проблем. Скоропостижная смерть брата, развод родителей и их смерть в течение одного года, растущие сомнения в ценности психоанализа все это привело ее к совершенно подавленному состоянию. Тем не менее, после развода с мужем в 1927 году она начала делать успешную карьеру как психиатр. Она работала в Берлинском психиатрическом институте и была очень увлечена преподаванием, написанием научных работ и путешествиями.
В 1932 году, во время Великой депрессии, Хорни переселилась в Соединенные Штаты.
Социокультурная теория личности (Карен Хорни).
Не согласна с Фрейдом: в решающей роли анатомии в обусловливании психических различий между муж и жен; не признает сущ-е психосексуальных стадий. Отрицала наличие у жен зависти к пенису. В основе нарушений функционирования личности – уникальные стили межличностных отношений. Решающий фактор в развитии личности – соц отношения между ребенком и родителями. В детстве основные потребности: удовлетворение и безопасность, если их не насытить – базальная враждебность – базальная тревога – невроз.
Защитные стратегии (невротические потребности): любовь и одобрение; руководящий партнер; четкие ограничения; власть; эксплуатация других; общественное признание; восхищение собой; честолюбие; самодостаточность и независимость; безупречность и неопровержимость. Межличностные стратегии: ориентация на людей (уступчивый тип), от людей (обособленный), против (враждебный). Предложила версию: зависть мужчин к женщинам из-за способности рожать и кормить детей.Толчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три основных соображения Хорни. Во-первых, она отвергала высказывания Фрейда относительно женщин и особенно его утверждение о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису. Во-вторых, во время пребывания в Чикаго и Нью-Йорке она обменивалась мнениями с такими выдающимися учеными, как Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк Салливен. Благодаря им окрепла ее убежденность в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума.
Развитие личности
Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.
Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т. д. Хотя Хорни придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физического выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности.
Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность. И наоборот. Многие моменты в поведении родителей могут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а также оказание явного предпочтения его братьям и сестрам. Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. В этом случае ребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение, цель которой — подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить .К сожалению, подавленные чувства негодования и враждебности, причиной возникновения которых являются родители, не существуют сами по себе: они проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. В подобном случае говорят, что у ребенка наблюдается базальная тревога, «ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира». Базальная тревога — это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности — является одной из основополагающих концепций Хорни.
Базальная тревога: этиология неврозов
В отличие от Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. В общем, по мнению Хорни, все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Если ребенок ощущает любовь и принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться нормально. С другой стороны, если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в конце концов, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждого. Выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.
Согласно Хорни, базальная тревога развивается на основе чувства одиночества, беспомощности и заброшенности во враждебном окружении.
Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги
Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций. Они представлены в табл. 5-3 вместе с соответствующими стилями поведения.
Таблица Десять невротических потребностей, описанных Хорни
Избыточная потребность | Проявления в поведении |
1. В любви и одобрении Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.Расчет стоимостиГарантииОтзывы | Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию |
2. В руководящем партнере | Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви — убежденность в том, что любовь может решить все |
3. В четких ограничениях | Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим |
4. Во власти | Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости |
5. В эксплуатировании других | Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть «тупым» в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их |
6. В общественном признании | Желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса |
7. В восхищении собой | Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих |
8. В честолюбии | Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи |
9. В самодостаточности и независимости | Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся |
10. В безупречности и неопровержимости | Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели |
Хорни утверждала, что эти потребности присутствуют у всех людей. Они помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Однако невротик, реагируя на различные ситуации, использует их негибко. Он принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей. Здоровый человек, напротив, легко заменяет одну другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства. Например, когда возникает потребность в любви, здоровый человек пытается ее удовлетворить. Когда возникает потребность во власти, он также пытается ее удовлетворить и так далее. Хорни поясняет, что невротик, в отличие от здорового, избирает какую-то одну потребность и использует ее без разбору во всех социальных взаимодействиях. «Если он нуждается в любви, то должен получить ее от друга и врага, от работодателя и чистильщика обуви». Короче говоря, потребность определенно имеет характер невротической, если человек неутомимо пытается превратить ее удовлетворение в способ жизни.
Типы личности по Хорни: основные положения
Ориентация на людей, от людей и против людей
Хорни разделила список из десяти потребностей на три основные категории. Каждая из категорий представляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности в окружающем мире. Иначе говоря, их действие заключается в снижении тревоги и достижении более или менее приемлемой жизни. Кроме того, каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми.
Ориентация на людей: уступчивый тип. Ориентация на людей предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Человеком, которого Хорни относит к уступчивому типу, руководит иррациональное убеждение: «Если я уступлю, меня не тронут».
Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали и руководили им. Такие люди завязывают отношения с единой целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности. Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно. Хотя и кажется, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим поведением часто скрываются враждебность, злость и ярость.
Ориентация от людей: обособленный тип. Ориентация от обнаруживается у тех индивидуумов, которые придерживаются защитной установки: «Мне все равно». Для обособленного типа характерна установка никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям — они просто бесстрастно идут по жизни. Для этой стратегии характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.
Ориентация против людей: враждебный тип. Ориентация против людей —характерно доминирование, враждебность и эксплуатация. Человек, относящийся к враждебному типу, действует, исходя из иллюзорного убеждения: «У меня есть власть, никто меня не тронет».
Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь — это борьба против всех. Поэтому любую ситуацию или отношения он рассматривает с позиции: «Что я буду от этого иметь?», независимо от того, о чем идет речь — деньгах, престиже, контактах или идеях. Хорни отмечала, что враждебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. Все направлено на повышение собственного престижа, статуса или удовлетворение личных амбиций. Таким образом, в данной стратегии выражается потребность эксплуатировать других, получать общественное признание и восхищение.
Как и все 10 невротических потребностей, каждая из трех межличностных стратегий предназначена для уменьшения чувства тревоги, вызванного социальными влияниями в детстве. С точки зрения Хорни, эти основополагающие стратегии в межличностных отношениях когда-либо применяет каждый из нас. Более того, по Хорни, все эти три стратегии находятся между собой в состоянии конфликта как у здоровой, так и у невротической личности. Однако у здоровых этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как у больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик не в состоянии сделать правильный выбор между этими тремя стратегиями, когда он решает встающие перед ним вопросы или строит отношения с другими. Он использует только одну из трех стратегий совладания, годится она в данном случае или нет.
В теории Хорни биол. ориентированность, характерная для классич. психоанализа, заменяется социокультурной, присущей Н. С т. з. Хорни, решающим фактором развития личн. явл. социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций детства — стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности. Причем ведущей явл. последняя тенденция: удовлетворение потребности в безопасности ведет к формированию здоровой личной наоборот — поведение родителей, препятствующих этому (насмешки, невыполнение обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), ведет к развитию у ребенка ба-зальной тревоги — ощущения одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира.
По Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого. Чтобы справиться с базальной тревогой, ребенок прибегает к защитным стратегиям, к-рые получили название невротич. потребностей, или невротич. тенденций. Это избыточные потребности 1) в любви и одобрении; 2) в руководстве партнера; 3) в четких ограничениях; 4) во власти; 5) в эксплуатировании других; 6) в обществ, признании; 7) в восхищении собой; 8) в честолюбии; 9) в самодостаточности и независимости; 10) в безупречности и неопровержимости.
Позднее эти потребности были объединены в три осн. категории, каждая из к-рых представляет собой стратегию межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности, т. е. снижения тревоги. Каждой стратегии сопутствует ведущая ориентация в отношениях с др. людьми: 1) ориентация на людей; 2) ориентация от людей; 3) ориентация против людей. Соответственно этим типам ориентации было выделено три типа невротич. личности: уступчивый, обособленный и агрессивный. Все эти стратегии использует и здоровый человек, однако гибко меняет их сообразно обстоятельствам.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Социокультурная теория личности (Карен Хорни).
От 250 руб
Контрольная работа
Социокультурная теория личности (Карен Хорни).
От 250 руб
Курсовая работа
Социокультурная теория личности (Карен Хорни).
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимостьБорьба Карен Хорни с неврозом
Карен Хорни (1885-1952) [фото: Архив Смитсоновского института]
4 декабря 1952 года скончалась немецкий психоаналитик-неофрейдист Карен Хорни . Ее теории подвергли сомнению некоторые традиционные взгляды Фрейда. Это особенно верно в отношении ее теорий сексуальности и инстинктивной ориентации психоанализа. Ей приписывают создание феминистской психологии в ответ на теорию Фрейда о зависти к пенису. Она не соглашалась с Фрейдом по поводу неотъемлемых различий в психологии мужчин и женщин и связывала эти различия с обществом и культурой, а не с биологией.
«Человек, столь отрезанный от всякой возможности счастья, должен был бы быть настоящим ангелом, если бы он не чувствовал ненависти к миру, которому он не может принадлежать».
— Карен Хорни, Невротическая личность нашего времени (1937)
Ранние годы
Карен Хорни родилась Карен Даниэльсен 16 сентября 1885 года в Бланкенезе, Германия, недалеко от Гамбурга, в семье Берндта Вакелса Даниэльсена, капитана корабля, и его жены Клотильды. Когда Карен было около 9лет, она влюбилась в своего старшего брата, который смутился из-за ее внимания и вскоре оттолкнул ее. Она перенесла первый из нескольких приступов депрессии — проблема, которая будет преследовать ее всю оставшуюся жизнь. В раннем взрослом возрасте наступило несколько лет стресса. В 1904 году ее мать развелась с отцом и оставила его с Карен и молодым Берндтом. В 1906 году она поступила в медицинский институт вопреки желанию родителей и, по сути, вопреки мнению приличного общества того времени. Там она познакомилась со студентом юридического факультета Оскаром Хорни, за которого вышла замуж в 1909. В 1910 году Карен родила Бриджит, первую из трех дочерей.[1]
К психоанализу
Как и предсказывал Фрейд, она вышла замуж за мужчину, мало чем отличавшегося от своего отца. Оскар был таким же авторитарным и строгим со своими детьми, как собственный отец Карен со своими. Карен Хорни подумала, что это хорошо, поскольку поощряет независимость ее детей. Ее мачеха Сонни умерла в 1911 году, и это принесло ей еще больше трудностей. Тогда она решила заняться психоанализом. В 1915 лет она следовала анализу Фрейда с Карлом Абрахамом. Она начала брать пациентов на анализ в 1919 году и работала в Берлинской психоаналитической клинике и институте до 1932 года. В этом же году она присоединилась к Чикагскому институту психоанализа. В 1920-х годах она опубликовала статьи, в которых описывалась тема ортодоксальных фрейдистов, особенно психосексуальности.
Переезд в Бруклин
В 1923 году у ее мужа Оскара развился менингит, и его бизнес закрылся. Он быстро стал озлобленным, угрюмым и спорщиком. Кроме того, в этом году брат Хорни умер в возрасте сорока лет от легочной инфекции. Именно тогда она впала в настоящую депрессию и у нее появились мысли о самоубийстве. Затем Хорни с дочерьми переехали из дома мужа в 1926 лет, а четыре года спустя переехал в Соединенные Штаты, в конце концов поселившись в Бруклине. Бруклин был домом для большого интеллектуального сообщества, отчасти из-за большого притока еврейских беженцев из Европы, особенно из Германии. Именно в Бруклине Карен подружилась с такими учеными, как Эрих Фромм [5] и Гарри Стэк Салливан[11], в какой-то момент завязав с первым интимные отношения, которые закончились горько.
Невротическая личность нашего времени
«К счастью, анализ — не единственный способ разрешения внутренних конфликтов. Сама жизнь по-прежнему остается очень эффективным терапевтом… Терапия, осуществляемая самой жизнью, однако, не находится под нашим контролем. Ни трудности, ни дружба, ни религиозный опыт не могут быть приспособлены для удовлетворения потребностей конкретного человека. Жизнь терапевта безжалостна; обстоятельства, полезные для одного невротика, могут полностью сломить другого».
– Карен Хорни Наши внутренние конфликты (1945)
В 1937 году она опубликовала книгу Невротическая личность нашего времени , которая имела широкий круг читателей, с акцентом на идеи неврозов, вызванных культурными факторами. Кроме того, как неврозы были основаны на нарушениях человеческих отношений. Хорни смотрел на невроз в ином свете, чем другие психоаналитики того времени. Ее обширный интерес к этому предмету привел ее к составлению подробной теории невроза с данными ее пациентов. Она считала невроз непрерывным процессом, причем неврозы обычно возникают спорадически в течение жизни. Это противоречило мнению ее современников, которые считали невроз, как и более тяжелые психические состояния, негативным нарушением психики в ответ на внешние раздражители, такие как тяжелая утрата, развод или негативные переживания в детстве и подростковом возрасте.
Паттерны невротических потребностей
«Удивительно, насколько тупыми, в остальном разумными, могут стать пациенты, когда дело касается видения неизбежности причины и следствия в психических вопросах».
– Карен Хорни, «Невроз и человеческий рост» (1950)
Исходя из своего опыта работы психиатром, Хорни назвала десять паттернов невротических потребностей. Эти десять потребностей основаны на вещах, которые, по ее мнению, необходимы всем людям для достижения успеха в жизни. Хорни несколько модифицировала эти потребности, чтобы они соответствовали тому, что, по ее мнению, было неврозом индивидуума. Невротик теоретически может демонстрировать все эти потребности, хотя на практике их должно быть гораздо меньше, чем приведенные здесь десять, чтобы считать человека невротиком. Десять потребностей, изложенные Хорни, следующие:
- Невротик отчаянно нуждается в принятии и привязанности. Беспокойство будет происходить и без них. Невротики видят жизнь так, как будто все разумно и соответствует их потребностям, но на самом деле это невозможно.
- Невротик нуждается в любви, когда находится в близких отношениях, и ожидает, что его партнеры возьмут на себя их жизнь, решая их проблемы.
- Невротикам нужно упрощать вещи, не имея рутины или правил. Кроме того, в момент стресса они хотят быть незаметными и избегать конфронтации, которая может усилить их разочарование.
- Невротик нуждается в контроле и власти над другими.
- У невротика есть потребность манипулировать другими. У них есть эта потребность из-за беспокойства быть использованными или выглядеть глупо. Розыгрыши, которые могут быть забавными для других, часто не смешны для невротика.
- Невротик нуждается в общественном признании. Они крайне озабочены внешним видом и популярностью. Таким образом, они стремятся быть общительными.
- Невротик нуждается в том, чтобы другие восхищались его внутренними качествами. Они отчаянные перфекционисты, боящиеся показаться неважными или бессмысленными для других.
- Невротикам нужны личные достижения. Они одержимы этим. Они хотят быть лидерами всех, быть на вершине мира и первыми во всем.
- Невротикам нужна независимость. Они отказываются от помощи других, думая, что могут добиться чего-то сами. Кроме того, если бы они получили помощь, то это было бы признано не только ими самими, но и другим человеком. Скорее, все внимание сосредоточено на них индивидуально.
- Невротики нуждаются в совершенстве, надеясь, что в жизни все будет только лучше и лучше. Они боятся неудачи, и люди узнают, что они совершают ошибки. Они считают важным брать на себя ответственность за все ситуации.
Более поздние годы
Хорни рассматривала нарциссизм совершенно иначе, чем Фрейд, Кохут и другие господствующие психоаналитические теоретики, поскольку она не постулировала первичный нарциссизм, а рассматривала нарциссическую личность как продукт определенного вида ранней среды, воздействующей на определенный вид темперамент. Для нее нарциссические потребности и склонности не присущи человеческой природе. Ближе к концу своей карьеры Карен Хорни резюмировала свои идеи в книге « Невроз и человеческий рост: борьба за самореализацию 9».0011 , ее основная работа, опубликованная в 1950 году. Карен Хорни, несомненно, оказала большое влияние на многочисленных самопсихологов, гуманистов, когнитивных терапевтов, психоаналитиков, феминисток и экзистенциалистов. Как теоретик, лидер, учитель и терапевт, Хорни внес значительный вклад в формирование и развитие психологической мысли. Она практиковала, преподавала и писала до своей смерти в возрасте 67 лет в 1952 году.
0006
- [1] Доктор К. Джордж Бори: Карен Хорни, Теории личности
- [2] Гретхен Лангендерфер: Карен Хорни, Колледж Маскингам, 1999 г.
- [3] Книги Карен Хорни, на archive. org
- [4] Оговорки по Фрейду и другие мелочи, блог SciHi
- [5] Эрих Фромм и Франкфуртская школа критической теории, блог SciHi .
- [6] Карен Хорни в Викиданных
- [7] Муниципальный архив Нью-Йорка / аудиозапись WNYC Карен Хорни
- [8] Психоаналитическая социальная теория – Карен Хорни
- [9] Книги Карен Хорни в Интернет-архиве
- [10] Гарри Стэк Салливан и его исследование межличностных отношений, блог SciHi .
- [11] Введение в Карен Хорни (основная тревога, невротические потребности и склонности, тирания должностей…), Perennial Psychology @ youtube
- [12] Доктор К. Джордж Бори (факультет психологии, Шиппенсбургский университет) Теории личности. Карен Хорни
- [13] Пэрис, Бернард Дж. Карен Хорни: поиск психоаналитиком самопонимания , издательство Йельского университета, Нью-Хейвен, 1994.
- [14] Куинн, Сьюзан. Самостоятельное сознание: жизнь Карен Хорни , Summit Books, Нью-Йорк, 1987.
- [15] Хронология женщин и психологии, через DBpedia и Wikidata .
Карен Хорни | Encyclopedia.com
РАБОТЫ ХОРНИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Работа Карен Хоми (1885–1819 гг.)52) оказал решающее влияние на ход развития психоанализа. Хотя ее пересмотр психоаналитических принципов напоминает пересмотр Альфредом Адлером (из-за чего некоторые называют ее не более чем обновленным адлерианцем), она вышла далеко за рамки его нововведений, чтобы сформулировать теорию психопатологии, которая была одновременно более всеобъемлющей по своему охвату и более проникая в свои мысли. Ее идеи, основанные на клиническом опыте, почти полностью лишены драматических спекуляций, которыми часто отмечены работы человека, которого она всегда признавала своим незаменимым предшественником, Зигмунда Фрейда.
Карл Абрахам, ученик и близкий сторонник Фрейда, руководил психоаналитическим обучением Хорни в Берлине. После завершения обучения в 1915 году она провела пять лет в клинической и амбулаторной работе в берлинских больницах и 12 лет в качестве инструктора в Берлинском психоаналитическом институте, дополняя свою работу частной практикой. В 1932 году Франц Александер пригласил ее стать заместителем директора Чикагского института психоанализа; два года спустя она переехала в Нью-Йорк, чтобы заняться собственной практикой. Ее неудовлетворенность ортодоксальной психоаналитической теорией наиболее явно выражена в Новые пути в психоанализе (1939). Это была настолько тщательная критика жесткости доктрины Фрейда, что она поставила ее на передний план того крыла психоанализа, которое с тех пор стало известно как неофрейдистское движение.
Критика ортодоксального фрейдизма. Хорни возражал против нескольких компонентов системы Фрейда. Особенностью, которую она нашла наиболее нежелательной, была теория либидо. Она не могла принять идею о том, что якобы соматический, но все же незаметный источник эротической инстинктивной энергии, называемый либидо, может объяснить не только индивидуальные черты личности и индивидуальное поведение, но и развитие характера на протяжении всей жизни. Она думала, что эта теория делает большинство человеческих отношений исключительно сексуальными отношениями; что оно объясняло взрослое поведение простым повторением переживаний младенчества, фактически пренебрегая влиянием более поздних переживаний; что он сделал постоянные и неистребимые инстинкты управляющими силами человеческой судьбы. Хорни сожалел о психическом детерминизме теории либидо Фрейда, наложенном на психологию, а также о чрезмерной ориентации этой психологии на биологию и анатомию. Таким образом, фрейдистский, или ортодоксальный, психоанализ дал Эдипову комплексу строго сексуальную интерпретацию, то есть отношения ребенка с его родителями, позже перенесенные на других, следует понимать как символ сексуальных желаний и фрустраций, в то время как клинический опыт Хорни привел ее к утверждать, что это не соответствует фактам психопатологии. Опять же, Хорни не соглашался с ортодоксальной точкой зрения, которая лишала эго его направляющей и дискреционной роли, сводя его к функции часового, вечно стоящего на страже против инстинктивных эксцессов и зависящего от Ид (представляющего инстинкты) или Супер-Эго (представляющего совесть) или объективной реальности для своих целей. его активация и назначение. Наконец, ортодоксальный психоанализ считал человека обреченным «инстинктом смерти» на деструктивные импульсы, которые должны быть обращены против других, если он хочет избежать саморазрушения; Хорни возразил, что преобладание деструктивности или враждебности не доказывает их инстинктивной природы и что враждебность может быть подходящей реакцией на провоцирующую социальную среду. Эти и другие возражения Хорни сводились к пересмотру общепринятых психоаналитических принципов и привели в 1941 года, к ее дисквалификации в качестве обучающего аналитика Нью-Йоркским психоаналитическим институтом и внезапному выходу из Нью-Йоркского психоаналитического общества. Независимость, однако, дала возможность основать Ассоциацию развития психоанализа, само название которой указывает на ее настойчивость в расширении границ еще молодой науки.
Беспокойство. Решающим для мысли Хорни является понятие тревоги. Условия жизни в младенчестве могут порождать базовую тревогу, при которой ребенок чувствует себя беспомощным и изолированным перед лицом мира, воспринимаемого как враждебный и угрожающий его безопасности и защищенности. Источники всех тревог следует искать в межличностных отношениях, главным образом в тех, которые возникают в ранней семейной жизни, но во всяком случае в тех, которые вытекают из культуры, в которой живет человек. Бессознательно развившиеся невротические наклонности личности — тенденции, которые позволяют индивидууму справляться с деморализующим набором противоречивых ценностей, представленных ему образцами его культуры, — приобретают принудительный характер, отвлекая его от достижения зрелости своего истинного «я» и заменяя тщеславие. погоня за фантастическими и несбыточными образами самого себя.
Противоречивые требования современного западного общества успеха (получения власти) и любви (получения привязанности), возбуждения желаний и их фрустрации, индивидуальной свободы и ограничений, налагаемых на свободу реальностью, производят, как ярко описал Хоми во всех ее письма, почти невероятное разнообразие моделей невротического поведения. Ценность, придаваемая индивидуальным достижениям, делает конкуренцию всепроникающей и оставляет в наследство изоляцию, страх, неуверенность, враждебность и тревогу, которые постоянно подрывают самооценку. Переживание неадекватности и фальши любви особенно часто превращает здоровую привязанность в невротические защитные паттерны. Ясно, что этиологию неврозов следует отнести не к инстинктам и их превратностям, а к межличностным отношениям и культурным потребностям. Психоанализ должен стать больше социальной, чем медицинской наукой, подразумевал Хоми, и таким образом сделать себя доступным в качестве основы для социальных и экономических реформ. Работы ее ближайших коллег Гарри Стэка Салливана и Эриха Фромма указывают на то же направление; эти трое составили ядро неофрейдистской школы психоанализа: Салливан разработал концепцию тревоги и ее корней в межличностных отношениях, а Фромм исследовал недостатки и несоответствия в современном капиталистическом обществе, которые делают его тем, что он считает безумным обществом.
Отчуждение. Концепция тревоги позволила Хоми связать психопатологию с культурой, тем самым придав своей работе измерение социальной философии. Концепция отчуждения, заметная в ее более поздних работах, в сочетании с концепцией конфликта, усилила связь психопатологии с внутренним измерением, психикой, которую некоторые критики считают истинной, если не исключительной, заботой психоаналитической психологии. Отчуждение относится к состоянию, в котором индивидуум оторван от своего истинного «я», состоянию, в котором не только его стандарты и ценности, но и его способности к суждениям, инициативе и самоуправлению, сами его чувства и мысли приписываются ложный образ самого себя, который он бессознательно создает, чтобы ослабить свою основную тревогу. Его психическая энергия направляется на реализацию этого фантомного идеала самого себя, который счастливо свободен от противоречивых невротических склонностей, в то время как его реальное «я» начинает рассматриваться как внутренний чужой, которого следует ненавидеть и подавлять. Внутреннее оцепенение к подлинным чувствам, усугубляющееся потерей идентичности, вытесняет жизненный динамизм психического развития. Скрытые от сознания конфликты между невротическими тенденциями, такими как уступчивость, агрессивность и отстраненность, или центральный внутренний конфликт между идеализированным образом и реальным Я, здоровой тенденцией которого является стремление к своему беспрепятственному росту. По мере того как концепция Хорни о неврозе созревала, она рассматривала невроз не просто как конфликт между невротическими наклонностями, но как процесс, завершающийся отчуждением, в котором эти невротические наклонности противопоставляются здоровым.
Благодаря своему необычному пониманию психических нарушений Хоми увидела, что невроз, далеко не временная дезадаптация, обладает собственной динамикой: он доминирует над всей личностью и становится образом жизни. Условия жизни в современном западном обществе чаще всего вынуждают человека отказываться от своей истинной идентичности, если он хочет выжить и вообще иметь какую-либо идентичность, поддерживать низший тип психической деятельности, а не подвергаться полному упадку. Иными словами, невроз стал фактически эквивалентом «нормальности» в силу социальных условий, в значительной степени находящихся вне индивидуального контроля. Но если психическое заболевание стало образом жизни, психическое здоровье может быть достигнуто не столько за счет поддержки крестового похода за социальные реформы, сколько за счет реинтеграции личности, которая позволяет каждому человеку полагаться на свои собственные внутренние способности для психического развития. В терапевтических целях наличие удовлетворительных межличностных отношений в целом уступает место разрешению интрапсихических конфликтов путем интенсивного самоанализа. В конечном счете, психоанализ имел для Хоми скорее клиническое, чем политическое применение, так что, как ни удивительно, этот самый откровенный бунтарь против консерватизма ортодоксального фрейдистского психоанализа в конце концов принял его более традиционное применение в психотерапии.
Психический рост. В вышеизложенном подразумевается идея психического роста, постулат о том, что при благоприятных обстоятельствах — особенно при межличностных отношениях, отличающихся теплотой и сердечностью, — возникает, стабилизируется и развивается истинное «я»; то есть скрытые возможности конструктивного изменения личности способны вызвать состояние внутренней свободы, единства, счастья и самонаправленности, которое за неимением лучшего термина можно назвать нормальным. Хоми считал, что в мире, где нормальность является неоднозначным стандартом, эта тенденция к психическому росту обеспечивает почти абсолютный критерий человеческих ценностей. Это мораль эволюции, как она это называла, эволюции человеческой личности, termus ad quern, , однако, не может быть ни предписано единообразно для всех людей, ни определено для какого-либо отдельного человека. Если, как утверждали критики, психический рост обеспечивает туманный стандарт этики и если, как это также утверждалось, он придает психоанализу неоправданный — то есть непривычный — оптимистический уклон, Хоми мог бы возразить на первое обвинение, что предвзятое представление о том, что хорошо или bad предполагает противоречащую действительности универсальность культурных норм, а во-вторых, что клинический опыт неоднократно подтверждал существование стремления к психическому здоровью, делающему возможным высвобождение сил развития в личности. Без него сама психоаналитическая терапия не могла бы продолжаться.
Психотерапия. Хоми руководствовался как теорией, так и практикой, чтобы пересмотреть принципы психоаналитической терапии. Возвращение к психическому здоровью включает в себя нечто большее, чем перенос бессознательных конфликтов на уровень сознания и нечто большее, чем устранение явных симптомов, как думал Фрейд. Поскольку каждый невроз — это расстройство личности, считала она, терапия требует реорганизации личности и анализа всей структуры невроза и текущих условий, обусловливающих его. Хотя эта идея также восходит к более ранней работе Франца Александера, Хоми сделала ее стержнем своих инноваций в терапии. Психотерапия, исходившая из поиска прямой причинно-следственной связи между инфантильными переживаниями и нынешним неврозом, исходя из предположения, что невроз представляет собой сложное повторение ранней инстинктивной жизни, имела тенденцию пренебрегать функцией, которую выполняют тревога и невротические наклонности в текущей психической ситуации, поскольку а также разветвления невроза во всех аспектах повседневной жизни пациента. Хоми стремился вернуть индивидуума к его собственному спонтанному самонаправлению и познанию, свободному от власти невротических склонностей и идеализированных иллюзий, путем развития его эмоционального самосознания, а также посредством рационального или интеллектуального самоанализа. Взаимодействие между пациентом и аналитиком, известное технически как перенос, также претерпело значительные изменения в руках Хорни. Поскольку это всего лишь один из типов межличностных отношений и поскольку все межличностные отношения связаны с чувствами, неизбежную эмоциональную конфронтацию между аналитиком и пациентом не следует избегать путем построения фасада профессиональной безличности, как рекомендовал Фрейд, а следует использовать для получения более глубокое понимание проникающего характера невроза. Любовь, враждебность, вызов, гордыня, самообвинение и т. д. пронизывают аналитический сеанс; под руководством внимательного и чуткого аналитика их можно интенсивно и плодотворно изучать. Хоми принял без заметных изменений свободные ассоциации и интерпретацию снов и парапраксов, другие традиционные инструменты психоанализа.
Женская психология. Не последним вкладом Хорни в пересмотренный психоанализ была ее переоценка женской психологии. Не желая принять мнение Фрейда о нем как о ответвлении мужской психологии, случайном, неполноценном и обязательно искаженном побочном продукте генитальных отличий женщин от мужчин, Хоми утверждал, что Фрейд игнорировал влияние культурных условий на психическую ориентацию женщин. В преимущественно мужской культуре женщины лишены значительного супружеского и материнского удовлетворения из-за недооценки любви, и, следовательно, у них есть невротические проблемы, характерные для их пола. Этот протест против негативного отношения Фрейда к женщинам и их психологии больше, чем что-либо другое, по-видимому, был ответственен за то, что Хоми отошла от фрейдистских взглядов и придала ее мысли характерный поворот. Если бы женщины могли и должны были жить своей собственной жизнью, то, как только искажающее давление культуры было бы ослаблено, тем самым могли бы быть устранены другие порожденные культурой неврозы за счет снижения культурного давления.
Цель психического здоровья и роста в течение жизни психической целостности и независимости сохранялась в мыслях Хорни и получала все более резонансное выражение в ее трудах. Для пресыщенного и уставшего от мира поколения 1920-х ее утверждение позитивных и гуманистических ценностей было освежающим. Последовавшие за этим годы экономических трудностей и международной напряженности создали аудиторию для ее произведений, которая откликнулась на ее сочувственное понимание ее тяжелого положения. Она дала новый импульс психоаналитическому движению и своим бунтом подтвердила принцип научного исследования, свободного от догм. Ценность ее работы будет оцениваться с точки зрения уменьшения человеческих страданий и расширения возможностей человеческой жизни, которые она сделала возможными.
Мартин Бирнбах
[ Исторический контекст работы Хорни см. Психоанализ и биографии Авраама; Адлер; Александр; Фрейд. Непосредственно связаны с Беспокойством; Невроз; и биографии Салливана. ]
1937 Невротическая личность нашего времени. Нью-Йорк: Нортон.
1939 Новые пути в психоанализе. Нью-Йорк: Нортон.
1942 Самоанализ. Нью-Йорк: Нортон.
1945 Наши внутренние конфликты: конструктивная теория неврозов. Нью-Йорк: Нортон.
1950 Невроз и рост человека. Нью-Йорк: Нортон.
Александр, Франц 1940 г. Пересмотренный психоанализ. Psychoanalytic Quarterly 9:1–36.
Бирнбах, Мартин 1961 Неофрейдистская социальная философия. Стэнфордский (Калифорния) ун-т. Нажимать.
Памятный выпуск Карен Хоми. 1954 Американский журнал психоанализа 14: 5–133.
Портной, Исидор 1951 [Обзор] Неврозы и человеческий рост. Американский журнал психоанализа 11: 63–71.
Роббинс, Ирвинг. 1958 Анализ концепции Хорни о реальном Я. Теория образования 8:162–168.
Томпсон, Клара (1950) 1957 Психоанализ: эволюция и развитие. Нью-Йорк: Роща.