Теория маслоу пирамида: Пирамида Маслоу: 5 уровней потребностей человека

Содержание

Пирамида Маслоу в работе и бизнесе

7 минут на чтение

Вернуться к списку постов

03 октября 2022

Особенность классических или базовых инструментов — их актуальность во все времена и применимость для разных сфер жизни. Именно к таким инструментам относится и пирамида потребностей Абрахама Маслоу. То, что изначально объясняло природу человеческих стремлений с точки зрения психологии, сейчас активно применяется в маркетинге и HR. В материале раскроем, как пирамида Маслоу поможет в рекламе продукта и управлении сотрудниками.

Содержание

В этой статье:

Пирамида Маслоу: что это, откуда и в чём суть

В 1943 году в статье «Теория мотивации человека» американский психолог Абрахам Маслоу предположил, что принимая решение, человек опирается на иерархию психологических потребностей. В своей первоначальной статье и последующей книге 1954 года «Мотивация и личность» Маслоу предположил, что основу поведенческой мотивации человека составляют пять основных потребностей.

В теории Маслоу группы потребностей расположены в форме пирамиды: базовые нужды — у основания, нематериальные нужды — ближе к вершине. Человек может перейти к удовлетворению потребностей более высокого уровня только когда удовлетворены его основные потребности. Без крыши над головой, еды и сна, человека мало интересуют уважение от окружающих и вопросы вдохновения.

Преимущества и недостатки теории Маслоу

Простота для пониманияНевозможно измерить уровни
Даже неспециалист может понять и применить эту теорию, переложить на свой опыт. Ведь все мы проходим ту или иную стадию пирамиды потребностей в течение жизни.Теорию нельзя проверить эмпирически. Как понять, когда удовлетворен один уровень потребности и что можно переходить к потребностям следующего уровня?
Объясняет человеческую природу

Теория раскрывает основные мотивы человека и почему невозможно «перепрыгнуть» уровни.

Не учитывает разность культур

Понятия «самоуважение» и «безопасность», имеют разную интерпретацию в культурах по всему миру. По этой причине исследователям трудно измерить эти потребности или обобщить их для всех стран.

Применимость в разных сферах

Теорию можно использовать в работе с людьми: продавая им, управляя ими, создавая что-то для них.

Пирамида Маслоу и управление персоналом

Прежде чем человек сможет полностью раскрыть свой потенциал, необходимо удовлетворить физиологические потребности (питание, здоровье), потребности в безопасности (кров, стабильность) и социальные (дружба, принадлежность).

Эти же принципы применимы и к бизнесу. Лучший способ поддержать и раскрыть своих сотрудников начинается с понимания того, что их мотивирует. Собрали несколько идей, как поощрять и поддерживать вовлечённость сотрудников на каждом этапе их карьеры.

  1. Выпускники = физиологические потребности

    Молодые люди, которые только вышли из стен альма-матер, в начале карьеры больше всего сосредоточены на удовлетворении основных потребностей: оплата жилья, расходы на проживание и кредиты за обучение (если были).

    Как поддержать этих сотрудников: справедливая оплата труда, не ниже рынка, и их страсть к работе не будет иметь себе равных. Прибавки к зарплате и бонусы особенно мотивируют выпускников — каждая мелочь помогает строить новую жизнь и жить её на полную.

  2. Специалисты = потребность в безопасности

    Сотрудники, которые уже несколько лет работают в своей отрасли и готовятся к новому этапу жизни: приобретение жилья и создание семьи. Чтобы проявить себя с лучшей стороны, они должны чувствовать себя в безопасности на работе.

    Как поддержать сотрудников этого уровня: важны стабильная оплата труда, активное признание достижений, вклад в развитие, работа на дому, гибкий график и щедрая медицинская страховка. С каждой похвалой и новым обучением сотрудник будет чувствовать себя более уверенным в том, что компания намерена удержать его. А это даёт чувство безопасности.

  3. Середина карьеры = потребность в принадлежности

    Сюда относятся сотрудники, которые наработали свою ценность как эксперта. Они гордятся личными и профессиональными достижениями, уровнем знаний, который побуждает других сотрудников обращаться к ним за советом.

    Как поддерживать таких сотрудников: повышения, признание достижений. Из профессионалов третьего уровня получаются отличные менеджеры среднего звена. Поскольку они по-прежнему близки с коллегами на первом и втором уровнях, они являются идеальным связующим звеном между рядовыми сотрудниками и высшим руководством.

  4. Пик карьеры = потребность в признании и уважении

    Когда сотрудник находится на пике карьеры, материальных стимулов уже недостаточно. Такие сотрудники выполняли почти всю работу в организации, все поручения руководства, и теперь хотят встать у руля. Они заслужили место за столом.

    Как поддержать этих сотрудников: дать им роль лидера, вовлечение в процессы принятия решений. Такие сотрудники не только обладают профессиональными способностями, но повышенным уровнем мотивации. Поэтому, если дать им возможность принимать решения и руководить командой, то результат будет наилучшим.

  5. Предпенсионный возраст = потребность в самоактуализации

    После 30 с лишним лет работы в отрасли, у сотрудника часто есть внушительный список достижений и самое главное — глубокие знания в профессии.

    Как поддержать этих сотрудников: возможности наставничества других с помощью личного коучинга, выступлений, тренингов и т. д. Привлекайте их к планированию преемственности.

Теория Маслоу в маркетинге

Маркетинг становится всё более персонализированным, поэтому получить доступ к мотивам клиента становится важнее, чем когда-либо. Здесь и помогает иерархия потребностей Маслоу.

Сегментация

Способность эффективно адресовать рекламные кампании к одной из пяти потребностей — ключевой фактор, который влияет на потенциальный успех. Услуги — например, индивидуальный пошив одежды — могут быть успешно проданы тем, кто находится на четвертом или пятом уровне иерархии Маслоу, потому что этими людьми движет потребность в повышении самооценки и полной реализации своего потенциала. Та же маркетинговая кампания не сработает на людях, которые находится на первом уровне пирамиды. Так, пирамида Маслоу помогает в сегментации клиентов. Вы знаете, какие болевые точки, нематериальные желания, побуждают клиентов разного уровня совершать покупки.

Презентация предложения

Возникает вопрос: «Как использовать эту теорию, если продукт подходит для потребителей разных уровней?». Поставьте себя на место потребителя и подумайте над ответами на эти вопросы:

  • Как использование продукта/услуги влияет на физиологические потребности: питание, жильё, сексуальное поведение?
  • Как использование продукта/услуги влияет на личную безопасность?
  • Как использование продукта/услуги положительно влияет на положение в обществе? Может продукт даёт доступ к особым социальным кругам?
  • Как использование продукта/услуги положительно влияет на мнение других о пользователе?
  • Повлияют ли использование продукта/услуги на чувство самореализации?

Ответы на эти вопросы помогут определить способы продвижения на рынок для потребителей с разными уровнями потребностей.

Также для потребителей с разными уровнями потребностей нужны разные сообщения о продукте. Предположим, человек получил повышение по службе и хочет приобрести машину премиум-класса. Клиент пытается удовлетворить потребность в самореализации, а машина — это символ статуса, который принесёт ему уважение в новом окружении. С другой стороны, тому, кто живет от зарплаты до зарплаты и только что получил новую работу, просто нужен способ передвижения, на который можно положиться.

Бренды и реклама, иллюстрирующие каждый уровень

Физиологические потребности. Яндекс.Еда

Посыл рекламы Яндекс.Еда — с помощью приложения голод клиента будет удовлетворён в самые короткие сроки.

Источник: moskva.beeline.ru

Безопасность. Вольво

Физическая безопасность про защиту от опасных ситуаций или рисков для здоровья и болезней. Реклама Volvo как раз транслирует безопасность.

Источник: muizre.ru

Причастность. Coca-Cola

Реклама Coca-Cola демонстрирует любовь и заботу между людьми.

Coca-Cola транслирует, что может объединять людей. И вместе будет вкуснее!

Источник: Coca-Cola Россия

Уважение и признание. Dove

Стремление человека к признанию, престижу и уважению связано с его потребностью в самоуважении. Маркетинг Dove доносит сообщение, что женщины красивы, такими, какие они есть и не нужно гнаться за безупречностью.

Источник: novochag.ru

Самоактуализация. Тесла

Источник: php.ru

Владение Tesla (или акциями Tesla) в последние годы «актуализировало» многих людей: транслируют ощущение супер крутости и экологичности.

Как видно из примеров, при маркетинге продукта теория Маслоу — важный инструмент. Естественно, как и все теории, она имеет свои ограничения. Но всё же помогает сегментировать потребителей и доносить рекламные сообщения нужным образом.

03 октября 2022

Вернуться к списку постов

Еще по теме:

особенности теории потребностей человека, ее смысл, критика и применение

Разное

Содержание

В психологии и философии широко известна и популярна так называемая теория потребностей по Маслоу. Сегодня ее активно применяют в самых разных сферах жизни, включая маркетинг и построение рабочего процесса в крупных офисах. Теория Маслоу пытается объяснить, чем руководствуется человек в своей жизни, почему одних из нас тянет к простым вещам, других – к более возвышенным и сложным, когда у человека открывается потребность заниматься искусством, наукой и другими ценными для всего общества предметами.

Выдвинул теорию о потребностях человека американский ученый-психолог Абрахам Маслоу, сын еврейских эмигрантов из Киевской губернии, которые в начале 20-века решили покинуть Украину (тогда еще Российскую империю) и в поисках лучшей жизни отправились в США. В силу существенных отличий от сверстников в силу своей национальности и склонности к размышлениям, Абрахам рос в условиях значительных притеснений, жаловался на отсутствие друзей, проводил время в основном в библиотеке за книгами.

Увлекаясь такими сильными личностями, как Авраам Линкольн, Альберт Эйнштейн, Томас Джефферсон, Олдос Хаксли и другими, Маслоу решил посвятить свою научную деятельность тому, чтобы понять – что движет человеком, откуда берутся его желания, потребности, как достигнуть максимальной степени развития для каждого отдельного индивидуума.

Теория Маслоу раскрывает иерархию потребностей среднестатистического человека, показывает, какие стимулы в жизни волнуют и тревожат нас в первую очередь, а какие открываются уже потом, когда базовые вещи удовлетворены. Невзирая на то, что теория претерпела много критики, иерархия потребностей, выстроенная Маслоу в пирамиду из 5 ступеней (позже дополнена до 7), продолжает быть актуальной теорией, которая многое объясняет в поведении человека.

Какие альтернативы пирамиде Маслоу сегодня существуют

Перед тем, как заняться подробным изучением иерархии потребностей по пирамиде Маслоу, стоит сказать, что есть и другие подходы к оценке поведения человека и стимулов, заставляющих его проявлять активность. Вот лишь некоторые из них:

  • Теория Альдерфера. Базируется на пирамиде Маслоу, но пытается сделать систему более обобщенной и простой, сводя все потребности человека к следующему: потребности существовать, потребности связей с другими, потребности постоянного роста;
  • Теория МакКлелланда. Данный исследователь считал, что в иерархии потребностей человека важнейшими являются только высшие мотивы: стремление к власти, успеху, причастности к большим делам и свершениям;
  • Теория Герцберга. Более прикладная теория, которая направлена на анализ работающих в каком-то бизнесе людей. Показывает, что мотивация сотрудников тем выше, чем более нестандартные задачи они решают, имеют ответственность за работу и имеют достойное вознаграждение. В противном случае мотивация резко ухудшается.

Есть и другие теории, но мы рассмотрим 5 ступеней пирамиды потребностей по Маслоу и попытаемся разобраться, работает ли все это сегодня или же нет.

Авторство

Абрахам Маслоу самостоятельно разрабатывал свою теорию, тратя много времени на чтение других авторов, затрагивающих смежные темы. Ребенком он был одним из лучших учеников своей школы, позже поступил в юридический колледж в Нью-Йорке, но после первого курса бросил это заведение. Позже перешел в Корнеллском университете, где и начал изучать психологию по руководством Эдварда Титченера.

Классификация потребностей по Маслоу стала плодом многолетнего труда, который он проводил самостоятельно. Но стоит отметить, что на работу психолога повлияли многие известные личности, которых он знал лично: Джон, Уотсон, Альфред Адлер, Маргарет Мид, Эрих Фромм и другие.

Таблица уровней потребностей

В целом, потребности человека по Маслоу можно выразить в такой таблице:

Физиологические потребностиПотребность в еде, жилище, отдыхе, сне, воде и т.п.
Потребность в безопасностиСтабильная обстановка вокруг, личная безопасность, хорошие отношения с окружающими
Потребность в принадлежностиЧеловек желает быть частью социума, семьи, дружного коллектива и т.д.
Потребность в признанииНормальная самооценка, потребность в уважении окружающих людей
СамовыражениеВысшая ступень развития потребностей, предполагающая творчество, научную деятельность, личные свершения в чем-либо

Обычно эти данные изображаются в виде пирамиды, так они более наглядны и понятны.

Структура пирамиды человеческих потребностей по Маслоу

Как уже показано выше, пирамида человеческих потребностей по версии Маслоу состоит из 5 частей. Наиболее низкие ее части отвечают за базовые, биологические явления, которые банально обеспечивают наше существование. По мере удовлетворения низших уровней в дело вступают более высокие потребности и душевные порывы.

Физиологические потребности

Самая первая ступень пирамиды посвящена физиологии. Эта группа потребностей включает в себя все вещи, которые обусловлены в человеке биологией. Это и необходимость питаться, иметь возможность пить чистую воду, поддерживать свое физическое существование в комфортных условиях. Также к физиологии относятся половые отношения и порывы, нормальный сон и т.д. Пока эти вещи у человека не удовлетворены, он постоянно думает о них и нуждается именно в этом.

Лишь тогда, когда человека не волнуют неудовлетворенные страсть, голод, желание сна, физическая боль в теле и прочее, он может перейти на более высокий уровень потребностей, обнаружить в себе стремление к большему.

Безопасность

В отдельную категорию потребностей Маслоу вынес вопросы безопасности. Безопасность подразумевается в широком смысле: полный комплекс явлений, которые обеспечивают стабильное существование человека. Что стоит понимать под потребностью в безопасности:

  • Отсутствие видимой вероятности получить увечья, проблемы со здоровьем;
  • Избегание опасных конфликтов с другими людьми, что может привести как получению травм, лишения свободы и т.п.;
  • Отдельно ученый относил к безопасности необходимость человека входить в семью, группу, социальную прослойку населения, так как все это помогает стабилизировать жизнь.

Исключение любой опасности, которая может вызвать серьезные неприятности – потребность в безопасности.

Социальный уровень – любовь и принадлежность к чему-либо

Человек – существо социальное и может существовать только в окружении себе подобных. Потребности человека по общению, работе и досугу с единомышленниками, желание иметь собственную семью, пару для половой и социальной жизни, адекватная моральная и психологическая обстановка вокруг – все это также важно для каждого из нас. Достаточно иметь серьезные неурядицы хоть в чем-то из этого и постижение других, более высоких потребностей может оказаться закрытым для личности.

В этом ступени не идет речь о социализации высшего типа – желании творить, изменять мир и т.д. Рассматриваются условия базовой социализации: наличие круга общения, единомышленников, близких людей. Если человек, скажем, не является частью коллектива, группы, изолирован от общества, то он может испытывать большой дискомфорт по этому поводу, страдать и замыкаться на этих проблемах. Даже люди с серьезными проблемами, инвалидностью, незрячие стараются формировать свои группы, поддерживать друг друга, общаться.

Престиж и репутация – уважение и признание

Следующее, что раскрывает нам пирамида Маслоу – потребности человека в плане наработки репутации, занятия престижного места в обществе. На этом уровне выделяется:

  • Необходимость в самоуважении. Человек не голоден, одет, обут, в теплом доме, у него есть круг общения и работа, но дальше появляется необходимость в уважении и самоуважении. Мы не может согласиться всю жизнь работать в одном качестве на одном месте – желаем карьерного роста, не желаем постоянно получать одну и ту же сумму зарплаты – хотим бонусов и повышения, не согласимся работать в выгодном экономически месте, но где нас не уважают, пытаются унижать – нам необходимо уважение других;
  • Признание, достижения, положительное мнение других о нас. Практически каждый человек желает, чтобы его уважали, его работу хвалили, о нем хорошо отзывались как о специалисте и т.д. если этого нет, то даже выгодная в финансовом плане работа или действительные достижения в чем-то воспринимаются не так радостно и ярко;
  • Наверху пирамиды находится самый высокий уровень – потребности духовного типа. Здесь автор теории выделяет такие важнейшие вещи, как духовный поиск, познание окружающего мира, самовыражение и самореализация имеющихся талантов, природных данных, положительных наклонностей.

Отдельно на высшем уровне теория Маслоу упоминает понятие самоактуализации. Под этим термином понимается наиболее полное развитие своего таланта и способностей, которое только доступно человеку. Открытие в себе всех талантов, способностей, их развитие до максимальной точки доступно, по мнению самого Маслоу, лишь около 2% от всех людей. Самоактуализация в дополненной пирамиде на 7 ступеней вынесена отдельно от потребностей духовного типа.

Творчество

Если человек успешно удовлетворил все предыдущие свои потребности в указанной иерархии, то у него возникает необходимость творить – создавать что-то новое, заниматься музыкой, эстетическим развитием, писать, наслаждаться природой и т.д. Творчество выделяется отдельно в списке высших потребностей человека, так как оно открывает уникальное свойство личности создавать что-то новое, уметь сопереживать произведениям искусства.

Эстетический уровень потребностей

Практически все более высокие потребности, которым посвящена вершина пирамиды, относятся к творчеству и эстетическим чувствам. Только после того, как человек закрывает низшие потребности, не отвлекается уже даже на достижение успеха, карьеры, одобрения окружающих, так как заслужил их сполна, лишь тогда ему открываются высоты постижения эстетического уровня восприятия мира. На этом этапе человек видит красоту вокруг себя, гармонию, учится наслаждаться музыкой, образами и творить самостоятельно в какой-либо сфере.

Духовный уровень самоактуализации

О самоактуализации уже было сказано ниже – это стремление человека раскрыть все свои сильные стороны в максимальном проявлении. Сам Маслоу и другие, более поздние исследователи считали, что достигнуть самоактуализации в более или менее полном виде могут лишь ничтожные 2-5% людей. Все усилия большинства населения планеты направлены на выживание, материальный достаток, наслаждения, удовлетворение потребности в уважении, славе, а вот до самоактуализации доходят очень и очень немногие.

8-ступенчатая модель пирамиды Маслоу

Существует еще и 8-ступенчатая пирамида Маслоу, 7 уровней остаются теми же, что и в 7-ступенчатой пирамиде, но добавляется еще один высший уровень – трансцендентные потребности. Исследователи указывают на то, что когда человек уже достиг даже раскрытия всех своих талантов, умений, заработал деньги и славу, у него появляется новая задача – постигать высшие смысла жизни, существования, Бога. Единение с природой, мистические практики на глубоком уровне сознания, глубокая религиозность относятся к этой 8-й ступени трансцендентности. На практике этот уровень доступен единицам, при этом порой людям, которые не слишком волновались задачей закрытия предыдущих уровней потребностей.

Теория и практика

Теоретически все выглядит достаточно интересно. Стройная теория Маслоу о потребностях очень логична, она действительно неплохо описывает реальность и природу большинству людей вокруг. Но со временем нашлось много критиков данной теории, так как на практике она начала все чаще расходиться с реальностью.

Теоретические выкладки А. Маслоу стали активно применяться на практике. Вот лишь некоторые сферы деятельности, где их взяли на вооружение:

  • Психология и социология. Исследователи начали смотреть на социум и типичные потребности человека с большим пониманием и начали видеть во всем этом закономерности;
  • Теория Маслоу применяется в системах управления персоналом с целью повышения мотивации сотрудников и повышения их трудоспособности и эффективности;
  • Есть немало советов, как можно использовать пирамиду Маслоу в маркетинге, где она позволяет привлекать внимание, стимулировать людей совершать покупки и заказы.

Также теория продолжает интересовать исследователей-теоретиков, которые пытаются ее уточнять и дополнять и по сей день.

Спорные стороны пирамиды и критика

Психологи многих направлений активно критикую систему Маслоу, находя в ней множество расхождений с реальной жизнью и конкретными людьми. Вот основные заявления критиков по этому вопросу:

  • История знает массу случаев, когда неудовлетворение базовых потребностей не сделало человека более приземленным, а наоборот, стимулировало действовать и творить, писать песни, развиваться, постигать природу и Бога;
  • У каждого человека своя степень удовлетворенности вещами. Одному достаточно самого скудного обеда, другой страдает от невозможности питаться в наиболее дорогом ресторане в городе;
  • Невозможность признать теорию Маслоу как на 100% рабочую связывают и с тем, что многие люди показывают неуемность в стремлениях и никак не могут удовлетворить самые базовые потребности, желая еще и еще.

Нередко гениальные люди были бедными, слабыми физически, несчастными и презираемыми обществом, но это не помешало им остаться в истории.

Первичные и вторичные потребности

Многие исследователи согласны с Маслоу в том, что все потребности человека можно поделить на первичные и вторичные:

  • Первичные: еда, сон, физическое здоровье, свобода передвижения и т.д. Первичные потребности по Маслоу необходимы каждому как базовое условие дальнейшего развития;
  • Вторичные потребности открываются у некоторых людей, которые решили задачи первичной степени. Это творчество, занятие искусствами, наслаждение природой, музыка и т.д. Высшая ступень вторичных потребностей – самоактуализация.

Также для некоторого немного числа людей с реализованной самоактуализацией открывается необходимость в трансцендентном развитии – единении с природой, Творцом, высшее понимание смыслов жизни и прочие вещи, далекие от простых смертных.

Нарушенные потребности

Если какие-то потребности не удовлетворяются в достаточном для данного человека объеме – они считаются нарушенными и могут вызвать большие проблемы. Примеры следующие: отсутствие нормального сна мешает человеку работать, учиться думать, он хочет лишь спать, голод провоцирует искать еду и не думать ни о чем другом, физические увечья заставляют страдать и искать спасения от своей проблемы, все остальное человека не волнует. Порой даже если у человека нет в коллективе банального уважения, при этом есть деньги, должность, низшие потребности удовлетворены, то он может страдать даже из-за одной этой нарушенной потребности.

Когда пирамида Маслоу не работает?

В целом, указанные 5 уровней Маслоу могут работать далеко не всегда. Теория справедлива, если смотреть на человечество обобщенно, теоретически, не считаться с множеством частных случаев, когда она не работает. Не работает пирамида обычно в таких случаях:

  • Имеется дело с неординарным человеком. Если мы встречаем необычную личность, имеющую какое-то духовное наполнение выше обычного, то такой человек может пренебрегать многим ради высшего, скажем, меньше зарабатывать, чтобы иметь больше времени на занятие искусством;
  • Обратный случай – некоторые люди не могут подняться над базовыми уровнями, хотя сполна их удовлетворяют. Вместо простой еды они ищут изысканную, вместо курорта в своей стране – трудятся и собирают деньги ради поездки в Таиланд, вместо самореализации в семье бесконечно меняют любовниц ради мнимого уважения и зависти окружающих и т.д.

Можно сказать, что наиболее ярко отклонения в теории Маслоу работают на людях вне среднего типажа: на гениях, и различных девиантах.

Каков смысл пирамиды Маслоу

Если рассматривается пирамида Маслоу, потребности человека в ней изложены достаточно условно, размыто, теория порой далека от практики. Но в ней есть смысл и он достаточно простой – глядя на картинку пирамиды, мы должны понимать, что человек сложное существо и есть вещи, которые волнуют его в первую очередь, а есть то, что можно отложить на потом.

Понимания, что движет людьми, можно эффективно выстраивать с ними общение, рабочий процесс, находить правильные стимулы для совместной работы и повышения эффективности сотрудников.

Удовлетворенная потребность перестает мотивировать

Еще одно интересное явление – если потребность уже удовлетворена, то она часто перестает мотивировать человека. Это известно практически каждому из нас, но Маслоу почему-то не учел данного явления в своей теории. Ведь система потребностей является условной еще и в том смысле, что если человек добился желаемого – он этому не долго радуется, опять впадает в скуку, уныние, ищет новые опоры для дальнейшего роста.

Мы знаем из своей жизни, что достаточно что-то купить, изучить, построить – интерес к этому тут же исчезает, тем быстрее, чем более живой, активный и амбициозный человек. Но в той же пирамиде Маслоу это никак не отображено.

Преимущества и недостатки

Пирамида Маслоу представляет собой ценность для изучения больших масс людей, когда нет необходимости присматриваться к индивидуальности. Если говорить о ее плюсах и минусах, то можно выделить следующее:

  • Плюсы. Возможность понимать большие массы людей, применимость теории к работе в больших коллективах, способность объяснять поведение отдельных людей достаточно точно, иметь рычаги влияния на них. Также благодаря теории можно лучше понять самого себя;
  • Из минусов: Маслоу А. не смог досконально описать своей теорией каждого индивида, учесть изменчивость характера, непостоянство, наличие гениальностей, зависимостей от определенных вещей. Многие люди ведут себя не так и имеют не те приоритеты, которые бы должны иметь, если оценивать их с точки зрения теории Маслоу.

Многие психологи считают, что пирамида уже устарела и сегодня, когда большинство людей не волнуется о низких потребностях, не отображает действительности.

Применение пирамиды Маслоу

Наиболее успешно можно применять пирамиду Маслоу в отдельных сферах, таких как:

  • маркетинг
  • жизнь
  • работа и бизнес
  • при построении карьеры
  • управляя компанией

Немного раскроем каждую тему для более широкого понимания.

Применение в маркетинге

Человеческие потребности Маслоу показывает в виде иерархии, поэтому маркетинговым компаниям и маркетологам можно опираться на эту теорию для того, чтобы понять, чем именно завлечь ту или иную категорию людей. Если надо мотивировать, скажем, работников, то здесь работают низшие стимулы типа повышения зарплаты или уменьшение продолжительности рабочего дня, сотрудников сферы управления уже волнуют другие вопросы: комфорт, условия для карьерного роста, уважение со стороны руководства.

Применение в жизни

Применение данной теоретической концепции в жизни достаточно ограничено, но оно может быть полезно для каждого человека. Мы должны не только смотреть, что находится на вершине пирамиды Маслоу, но и закрывать базовые потребности, если там есть проблемы. Это поможет снять стресс, напряжение, справиться с профессиональным выгоранием, открыть душевные силы для новых и больших свершений.

Пирамида Маслоу в работе и бизнесе

В этих сферах использование рассматриваемой теории сводится к тому, чтобы грамотно стимулировать своих работников, понимать, как правильно повлиять на их работоспособность, отношение к работе и трудовым обязанностям. Управляя в некоторой степени базовыми потребностями людей, клиентом, мы может делать себя привлекательнее в их глазах, предлагать решение конкретных насущных проблем. Ведь бизнес тем успешнее, чем эффективнее он решает проблему клиента.

В построении карьеры

В карьерных делах мы всегда должны помнить, что находится на вершине пирамиды Маслоу, но не пытаться скакнуть сразу туда, так как такой «маневр» доступен очень немногим гениям. В карьере пирамида поможет всегда помнить, что есть базовые вещи, на которые нельзя закрывать глаза, чтобы они не тащили нас вниз и не закрывали возможность дальнейшего роста. К примеру, если мы работаем в условиях низкой зарплаты и не может обеспечить семью, работаем без уважения со стороны коллег и начальства – это будет очень тормозить или вообще затормозит наш рост.

В практике управления предприятием

Можно использовать теорию Маслоу в управлении предприятием. Здесь также все просто: каждому подчиненному на его уровне и возможности удовлетворения потребностей надо подбирать оптимальные стимулы, закрывать эти базовые потребности или давать реальную надежду их закрыть. Если добавлять какие-то качества работе, закрывающие более высокие уровни, таким образом также можно снизить стресс от проблем на нижних уровнях. К примеру, работа, где начальник уважает и хорошо относится к подчиненным, будет более интересной множеству людей, чем высокая ЗП, но плохое отношение, которое может привести к причинам профессионального выгорания.

Некоторые любопытные факты о теории Маслоу

Вот примеры любопытных фактов о рассматриваемом вопросе, которые будут интересны читателям:

  • Сам Маслоу увлекался лишь очень сильными личности типа Авраама Линкольна и считал, что при всех потугах отдельного человека максимального развития личности, или самоактуализации, могут добиться лишь 2% людей;
  • В базовой статье Абрахама Маслоу об иерархии потребностей человека нет изображения пирамиды – ее дорисовали позже уже другие исследователи вопроса;
  • Негласная истина теории ученого состоит в том, что человек может развиваться и двигаться по жизни все выше лишь при одном условии – им движут высшие ценности и есть потребность в достижении мечты, вышей цели существования.

В целом, теория потребностей по Маслоу очень интересна, известна и наверняка будет вызывать споры еще не одно десятилетие как среди психологов, маркетологов и ученых, так и среди простых людей, интересующихся данным вопросом.

Теория иерархии потребностей Маслоу

  1. Главная
  2. Библиотека
  3. Организационное поведение
  4. Мотивация
  5. Теория иерархии потребностей Маслоу

Абрахам Маслоу хорошо известен тем, что в 1943 году предложил теорию иерархии потребностей. Эта теория является классическим описанием человеческой мотивации. Эта теория основана на предположении, что у каждого человека существует иерархия из пяти потребностей. Острота этих потребностей различна. Эти пять потребностей следующие:

  1. Физиологические потребности- Это основные потребности в воздухе, воде, пище, одежде и жилье. Другими словами, физиологические потребности – это потребности в основных жизненных удобствах.
  2. Потребности в безопасности- Потребности в безопасности включают физическую, экологическую и эмоциональную безопасность и защиту. Например, безопасность работы, финансовая безопасность, защита от животных, безопасность семьи, безопасность здоровья и т. д.
  3. Социальные нужды- Социальные потребности включают потребность в любви, привязанности, заботе, принадлежности и дружбе.
  4. Потребности в уважении- Потребности в уважении бывают двух типов: внутренние потребности в уважении (самоуважение, уверенность, компетентность, достижения и свобода) и потребности во внешнем уважении (признание, власть, статус, внимание и восхищение).
  5. Потребность в самореализации- Сюда входит стремление стать тем, кем вы способны стать/чем у вас есть потенциал стать. Она включает в себя потребность в росте и самоудовлетворении. Это также включает желание получить больше знаний, социальное служение, творчество и эстетику. Потребности в самоактуализации никогда не бывают полностью удовлетворены. По мере того как человек растет психологически, возможности продолжать расти продолжают появляться.

Согласно Маслоу, люди мотивированы неудовлетворенными потребностями. Поскольку каждая из этих потребностей в значительной степени удовлетворена, это приводит к возникновению следующей потребности.

Маслоу сгруппировал пять потребностей в две категории: Потребности высшего порядка и Потребности низшего порядка .

Физиологические потребности и потребности в безопасности составляют потребности низшего порядка. Эти потребности низшего порядка в основном удовлетворяются извне. Социальные потребности, потребности в уважении и самореализации составляют потребности более высокого порядка. Эти потребности более высокого порядка обычно удовлетворяются внутренне, т. е. внутри индивидуума. Таким образом, можно сделать вывод, что в период бума потребности работников низшего порядка удовлетворяются в значительной степени.

РИСУНОК: Модель иерархии потребностей Маслоу

Значение теории иерархии потребностей Маслоу для менеджеров

Что касается физиологических потребностей, менеджеры должны давать работникам соответствующую заработную плату для приобретения предметов первой необходимости. Перерывы и возможности для приема пищи должны быть предоставлены сотрудникам.
Что касается требований безопасности, менеджеры должны обеспечить сотрудникам гарантии занятости, безопасную и гигиеничную рабочую среду, а также пенсионные выплаты, чтобы сохранить их.
Что касается социальных потребностей, руководство должно поощрять командную работу и организовывать общественные мероприятия.
Что касается потребности в уважении, менеджеры могут ценить и вознаграждать сотрудников за достижение и превышение их целей. Руководство может присвоить заслуженному работнику более высокий чин/должность в организации.
Что касается потребностей в самореализации, менеджеры могут давать сотрудникам сложные задания, в которых их навыки и компетенции используются в полной мере. Более того, им могут быть предоставлены возможности роста, чтобы они могли достичь вершины.
Менеджеры должны определить уровень потребностей, на котором находится сотрудник, а затем эти потребности можно использовать в качестве стимула для мотивации.

Ограничения теории Маслоу

  • Важно отметить, что не все сотрудники руководствуются одним и тем же набором потребностей. Разные люди могут руководствоваться разными потребностями в один и тот же момент времени. Всегда самая сильная неудовлетворенная потребность мотивирует человека .
  • Теория не подтверждена эмпирически.
  • Теория неприменима к голодающему художнику, так как даже если основные потребности художника не удовлетворены, он все равно будет стремиться к признанию и достижениям.

❮❮   Предыдущий Следующий   ❯❯

 

Статьи по теме
  • Мотивационные вызовы
  • Хорошая система мотивации
  • Классические теории мотивации
  • Теория мотивации Герцберга
  • Теория X и Теория Y

Посмотреть все статьи


Авторство/Ссылки — Об авторе(ах)
Статья написана Prachi Juneja и проверена Management Study Guide Content Team . В группу MSG Content входят опытные преподаватели, специалисты и профильные эксперты. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001:2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала бесплатно для целей обучения и образования. Укажите авторство используемого контента, включая ссылки на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы контента.



Мотивация


Теория иерархии Маслоу — PMG Engineering

Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу — одна из самых известных теорий мотивации. Теория Маслоу утверждает, что наши действия мотивированы определенными физиологическими потребностями. Его часто представляют в виде пирамиды потребностей, в которой самые основные потребности находятся внизу, а более сложные потребности — наверху. Иерархия гласит, что люди стремятся удовлетворить основные потребности, прежде чем перейти к другим, более продвинутым потребностям.

Потребности, находящиеся в нижней части пирамиды Маслоу, — это основные потребности, включая потребность в еде, воде и сне. Как только вы удовлетворите эти потребности более низкого уровня, люди перейдут к следующему уровню потребностей, включая безопасность и защищенность. Маслоу считает, что эти потребности играют важную роль в мотивации поведения. Существует пять различных уровней иерархии потребностей Маслоу, начиная с самого нижнего уровня, известного как физиологические потребности.

1.    Физиологические потребности

Физиологические потребности жизненно важны и очень важны для нашего выживания. Некоторые примеры физиологических потребностей:

  1. Пища
  2. Вода
  3. Дыхание
  4. Секс
  5. Сон

Если эти потребности не будут удовлетворены, человеческое тело не будет функционировать оптимально в теории Маслоу. Физиологические потребности считаются наиболее важными потребностями, поскольку все остальные потребности являются второстепенными, пока эти потребности не будут удовлетворены.

2.    Безопасность и безопасность Потребности

По мере продвижения ко второму уровню иерархии Маслоу потребности становятся немного более сложными, потребность в безопасности и защищенности становится первостепенной.

  1. Здоровье и благополучие
  2. Безопасность от несчастных случаев и травм
  3. Эмоциональная безопасность
  4. Финансовое обеспечение

Люди хотят контроля и порядка в своей жизни. Таким образом, потребность в безопасности и безопасности в значительной степени способствует поведению на этом уровне. Поскольку они хотят испытать предсказуемость и контроль в своей жизни. Найти хорошую работу, получить медицинскую страховку и медицинское обслуживание, положить немного денег на сберегательный счет для лучшего будущего и переехать в более безопасный район — все это примеры действий, мотивированных потребностью в безопасности.

3.    Социальные потребности (любовь и принадлежность)

Социальные потребности в иерархии включают такие вещи, как любовь, принятие и принадлежность. На этом уровне потребность в эмоциональных отношениях движет человеческим поведением. Вот некоторые из вещей, которые удовлетворяют эту потребность:

  1. Дружба
  2. Романтические привязанности
  3. Семья

Социальные потребности также являются одним из основных факторов в теории Маслоу, поскольку всем нужна любовь и принадлежность, наличие социальных связей связано с улучшением физического здоровья и, наоборот, чувством изоляции. Важно отметить, что эта потребность включает в себя как чувство любви и чувствуют любовь к другим.

4.    Потребность в уважении

Теперь на четвертом уровне в иерархии Маслоу находится потребность в признании и уважении. Как только потребность трех нижних уровней удовлетворена, потребность в уважении начинает играть очень важную роль в мотивации поведения.

Маслоу разделил потребности в уважении на две категории:

  1. уважение к себе (достоинство, достижения, мастерство, независимость) и
  2. стремление к репутации или уважению со стороны других (например, статус, престиж).

На этом уровне важно заслужить уважение и признательность других. Люди должны чувствовать, что их ценят другие, и чувствовать, что они вносят свой вклад в мир.

5.    Потребности в самореализации

На самом пике иерархии Маслоу находятся потребности в самореализации. Теперь люди осознают себя, обеспокоены, очень хорошо знают, что правильно, а что нет, меньше заботятся о мнении других и заинтересованы в удовлетворении своих потребностей.

«Человек должен быть тем, кем он может быть», — объяснил Маслоу, имея в виду потребность людей в полной реализации своего человеческого потенциала.

Это включает в себя желание стать тем, кем вы способны стать / кем у вас есть потенциал стать. Это также включает стремление к получению большего количества знаний, социальных услуг, творчества и эстетики. Потребность в самоактуализации никогда не может быть полностью удовлетворена. По мере того как человек растет психологически, возможности продолжать расти продолжают появляться.

6.     Заключение

В заключение отметим, что теория Абрахама Маслоу очень важна и связана с функцией человеческих ресурсов. Физиологическая потребность — это базовая потребность, которую каждый должен выполнять, затем переходят к другим потребностям, которые представляют собой потребность в безопасности, в которой каждый чувствует себя в безопасности, делая что-либо, и всегда проявляет осторожность, а затем социальные потребности, которые побуждают людей общаться со всеми и предположительно не должны стесняться, и каждый должен иметь высокую самооценку, и последнее — самореализация.

7.    Ссылки
  • https://www.verywellmind.com/what-is-maslows-hierarchy-of-needs-4136760
  • https://www.simplypsychology.org/maslow.html
  • https://www.thoughtco.com/maslows-hierarchy-of-needs-4582571
  • https://www.managementstudyguide.com/maslows-hierarchy-needs-theory.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts