Теория подражания тарда: Теория подражания Г. Тарда — презентация на Slide-Share.ru 🎓

Содержание

Теория подражания Г. Тарда — презентация на Slide-Share.ru 🎓

1

Первый слайд презентации

Теория подражания Г. Тарда

Изображение слайда

2

Слайд 2

Жан Габриель Тард ( Tarde, Jean-Gabriel ) (1843–1904) – французский социолог и криминолог, один из основателей субъективно-психологического направления в западной социологии. Большую часть своей жизни он, согласно семейной традиции, делал карьеру крупного, но все же провинциального юриста, занимаясь научной деятельностью лишь на досуге. Только последнее десятилетие жизни он смог полностью отдать своему истинному призванию, приобретя репутацию одного из ведущих социологов Франции.

Изображение слайда

3

Слайд 3

Деятельность Тарда как социолога пришлась на тот же период времени, что и у Э. Дюркгейма У этих двух основоположников французской школы социологии было, на первый взгляд, много общего: они оба основывали свои теории на статистических данных, интересовались природой социальных норм, придавали большое внимание сравнению как методу научного исследования. Однако их концепции кардинально противоположны. В теориях Дюркгейма центральная роль всегда отводилась обществу, которое формирует человека. В противоположность этому Тард сконцентрировал свое внимание на изучении взаимодействия людей (индивидуальных сознаний), продуктом которого выступает общество.

Изображение слайда

4

Слайд 4

Сделав основной акцент на изучении индивидов, он активно выступал за создание социальной психологии как науки, которая должна стать фундаментом социологии. Противоположность подходов Тарда к решению проблемы о том, что первично – общество или индивид, положила начало современной полемике сторонников трактовки общества как единого организма и их противников, считающих общество суммой самостоятельных индивидов. По мнению Тарда, основой развития общества выступает социально-коммуникационная деятельность индивидов в форме подражания (имитации). Именно это понятие стало у французского социолога ключевым при описании социальной реальности.

Изображение слайда

5

Слайд 5

Тремя основными типами социальных процессов Тард считал: повторение (подражание) противоположение (оппозицию) приспособление (адаптацию)

Изображение слайда

6

Слайд 6

Соответственно основными социальными законами он называл законы подражания, приспособления, оппозиции. Но все же, в качестве самого главного социального процесса (и соответствующих ему законов) Тард рассматривал подражание (законы подражания), которое он характеризовал как своего рода гипнотизм. Теорию подражания он распространял на все сферы межличностных и групповых взаимодействий. Наиболее типичным видом социального подражания он считал подражание низших слоев высшим. Подражание рассматривалось ученым в качестве основного объяснительного принципа всей жизни — как индивидуальной, так и общественной. Он характеризовал его как «постоянное, всемирное социальное явление». Продуктом подражания являются рост государства, экономическое развитие, язык, религия, другие феномены и процессы социального мира. Социальное познание — это, прежде всего познание того, как происходит подражание. Оно имеет внутренние (логические) и внешние ( внелогические ) причины. Среди последних он особо выделял социальные причины, к которым относил религиозные, экономические, политические, эстетические, лингвистические и другие влияния.

Изображение слайда

7

Слайд 7

Тард рассматривал подражание в тесной связи с взаимовлиянием людей друг на друга.

Теория подражания выходит за рамки отдельно взятого индивида и обращается к анализу процесса межличностного взаимодействия. Общество, по мнению исследователя, это продукт взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений, желаний, намерений и т.д.

Изображение слайда

8

Слайд 8

Публика — это интеллектуальная общность. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения. Тард прослеживал этапы становления публики, считая ее продуктом времени. Предпосылки возникновения публики конца XIX в. он видел в салонах и клубах XVIII в. Однако реальную ее историю он связывал с появлением массовых газет. Тард уделял большое внимание проблемам группового поведения. Он также обращался к характеристике толпы, но постоянно сравнивал ее с публикой.

В отличие от толпы, психическое единство которой создается в первую очередь физическим контактом, публика — это «чисто духовная, общность», в рамках которой индивиды физически рассредоточены.

Изображение слайда

9

Последний слайд презентации: Теория подражания Г. Тарда: Подготовила Домнова Мария 201СКД

Изображение слайда

Г. Тард – « Теория подражания»

Г. Лебон – «Психология толпы»

З. Фрейд – теория социального действия, социально-психологические обоснования, происхождение культуры.

Было сделано открытие – гипноз. Его стали использовать средства массовой информации, чтобы влиять на человека.

К концу 19 века капитализм стал развиваться, и народ стал «кучковаться», появился процесс урбанизации.

Исторические условия появления психологического направления в социологии:

I

  1. развитие капитализма

  2. Процесс урбанизации

  3. Появление рабочего класса, который часто выступал против эксплуатации

  4. Смена времен, веков («век толпы» — Лебон)

  5. Смена политических режимов. Начинались мировые войны

  6. Человек теряет индивидуальность в толпе, ответственность за свое поведение и верх берут чувства, примитивные инстинкты.

II

Носит теоретический научный гносеологический характер. Связано с открытием феномена гипноза, роли внушения на поведение людей. Новый процесс в обществе уже невозможно объяснить с помощью эволюции, биологической модели.

Корни, причины социальных процессов отыскивали в психологии на 3 уровнях: психологии индивида, группы, толпы (народа). Считается, что причинами социальных явлений являются: врожденные инстинкты, стремления, страсти, желания, сознание рода на уровне духа народа.

Г. Лебон (1841-1931) – «Психология толпы»(1895 г.)

Вошел в историю, как создатель теории психологии толпы. Этот труд считается классическим трудом по изучению человека.

Начало 20 века – эра толпы. «Всякое скопление людей представляет собой массу, толпу. Масса по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен вождь. Действует постоянный закон (бессознательный) духовного единства толпы. Под действием этого закона любой человек попадает в толпу, утрачивает способность рассуждать (происходит потеря интеллекта), утрачивает личную ответственность за свое поведение, происходит резкое преобладание чувств над интеллектом: человек превращается в иррациональное существо».

Г. Тард (1843-1904) – « Теория подражания»

Считается одним из главных представителей психологического направления в социологии. Был знаменит на весь мир. В России все его труды переведены: «Законы подражания», «Социальная логика», «Общественное мнение и толпа», «Социальные этюды», «Социальный закон».

Тард сравнивает общество с мозгом, клеткой, которой является индивидуальное сознание отдельного человека. Общество – продукт взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений, желаний, намерений.

Фундамент социологии – социальная психология. Социология – часть социальной психологии. У нее нет особых от психологии законов развития общества.

Первичной клеткой социальной жизни ( у Дюркгейма – социальный факт, у Вебера – социальное действие) у Тарда выступает подражание.

Подражание– взаимное влияние одного «Я» индивида на другое «Я» индивида. Суть социальной жизни.

Общественные процессы происходят под влиянием психологического механизма подражания, на котором строятся человеческие взаимоотношения.

Общество отличается от природы тем, что в природе действует закон наследственности, а в обществе – закон подражания.

Подражание– непреодолимое психическое стремление людей; основная движущая сила процесса; главная идея теории Тарда.

Теория прогресса

: (у Маркса – коммунизм)

Происходит под влиянием открытий и изобретений, отвечающих назревшим потребностям и их распространению через подражание. Основную роль в открытиях играет личность. Изобретения – акты индивидуального творчества.

Благодаря индивидуальному творчеству, возникли язык, хозяйство, военные столкновения, врожденная лень, которая побуждает перенимать чужое, чтобы избежать труда изобретения, подражание моде.

Объекты подражания: образцы поведения, классы, общество, личность.

У подражания психологическая порода обуславливается естественной потребностью человека к однообразию, быть как все.

Тард открыл логические законы подражания. Среди законов: «подражание низших слоев общества высшим». Классы в обществе не враждуют, а сотрудничают в направлении выравнивания противоречий с помощью таких механизмов, как унификация стилей жизни, манер поведения, вежливого обращения (Англия, с 17 века).

Наибольшей заразительностью являются следующие семь побуждений:

  1. Жажда

  2. Половое вожделение

  3. Любопытство – источник революции

  4. доверчивость, покорность

  5. Зависть – движущая сила общественных изменений

  6. Низшее подражают высшему

  7. Побежденные подражают победителю

Любящий подражает любимому!

Теория подражания Г.Тарда

  1. Главная страница 🏠
  2. 📚 Библиотека
  3. 👉 История социологии 👈
  4. org/ListItem»> Шпаргалка по истории социологии
  5. Теория подражания Г.Тарда

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

Появление и утверждение психологии подражания прочно связывают с именем французского социолога Жана Габриеля. Среди основных работ «Законы подражания»; «Общественное мнение и толпа»; «Личность и толпа»; «Социальная логикам»

Подражание рассматривалось ученым в качестве  объяснительного принципа всей жизни — как индивидуальной; так и общественной. Он характеризовал его как постоянное, всемирное социальное явление. Продуктом подражания являются рост государства, экономическое развитие, язык, религия, другие феномены и процессы социального мира.

Французский социолог настаивал на том, что все главнейшие акты человеческой и общественной жизни совершаются как следствие подражания. Всякие новации, изобретения или открытия, представляют собой акты творчества способных и талантливых людей, которые потом усваиваются и повторяются многими людьми. В итоге человеческие изобретения и открытия порождают огромное количество подражаний, что распространяются по всему миру.

Разделял два типа подражания: обычаи, характерно для традиционного общества, мода – для современного.

Так же сформулировал три основные закано подрадания

Три основных закона подражания:

Закон повторения, то есть усвоение и воссоздание людьми тех или других нововведений;

Закон оппозиции, что выражает борьбу самих нововведений, то есть нового и старого в обществе;

Закон приспособления, то есть адаптации людей к нововведениям, что проявились, и к условиям жизни, что изменились.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Теория подражания Г.Тарда

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Теория подражания Г. Тарда

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Теория подражания Г.Тарда

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Поделись с друзьями

  • Содержание
  • Меню

Социологические предпосылки возникновения социологии
Теоретические предпосылки возникновения социологии
Дискуссии о предмете истории социологии

Социологическин идеи консерваторов 18-19 в.
Социологические идеи буржуазных либерал-утилитаристов
Социография  раннебуржуазного общества А. Токвиля

Сен-Симона о необходимости науки о человеке
Роль Сен-Симона в становлении социологии
О. Конт – родоначальник позитивизма в социологии

Добавить в избранное (необходима авторизация)

Теория подражания — Габриель Тард — Общие дети, г.

Воронеж

Содержание

Подражания теория | Понятия и категории

ПОДРАЖАНИЯ ТЕОРИЯ — направление на стыке социологии и социальной психологии, которое объясняло социальное поведение и общественную жизнь через подражание — имманентно свойственное человеку стремление воспроизводить воспринимаемое поведение других индивидов и групп. Традиция подражания теории идет от Аристотеля, приписывавшего подражанию важнейшую роль в формировании человека. Эти взгляды интенсивно развивались и оформились концептуально в середине 19 века. Г. Тард видел в подражании основу развития общества, в частности, главный механизм распространения инноваций. Он считал, что социальная динамика определяется подражанием, повторением до уровня массового новых образцов чего бы то ни было. Подражание имеет тенденции к бесконечному распространению; идет развитие от внутреннего подражания к внешнему, все более очевидному подражанию, от одностороннего — к взаимному и всеобщему. Подражание имеет три формы: подражание другому человеку; подражание современному (мода) или привычному (обычай) образцу; подражание самому себе (привычка). Тард объяснял посредством подражания язык, право, традиции и другие социальные явления.

Общество, согласно Тарду, живет по закону всемирного повторения; это основной закон всей жизни, выражающийся в постоянном подражании. Ш. Сигеле с помощью подражания объяснял изменения, происходящие с человеком в толпе, в частности нивелировку личности. У. Мак-Дугалл настаивал на врожденном характере подражания, считая его одной из форм духовного взаимодействия людей наряду с симпатией и внушением. В рамках ассоцианизма подражание считалось особым видом воздействия, при котором реакция объекта подражания становится условным стимулом для собственных реакций субъекта подражания на стимул. В бихевиоризме социальном подражание стало одной из основ научения, результатом подкрепления успешных реакций. Понятие «подражание» использовалось в социологии У. Томасом и Ф. Знанецким для объяснения некоторых способов адаптации социальной польского крестьянина-переселенца в Европе и Америке.

С годами подражания теория утратили былую привлекательность и распространенность — вскрылась недостаточная объяснительная сила понятия «подражание». Оно сохранило частное значение и используется в отдельных областях психологии для описания некоторых форм зависимого поведения человека, например, конформизма как проявления податливости человека феномену группового давления или поведения ребенка в процессе обучения и социализации. В палеопсихологии варианты подражания теории объясняют поведение первобытного человека на ранних стадиях развития человечества. Считается, что для взрослого современного человека подражание имеет меньшее значение в силу большей развитости его индивидуального сознания.

Д. Ольшанский

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 335.

Литература:

Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892; Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960; Miller N., Dollard I. Social Learning and Imitation. New Haven; L., 1962; Social Facilitation and Imitative Behavior. Boston, 1968; Encyclopedia of Social Sciences. 5-th ed. N.Y. , 1997.

Теория подражания Г. Тарда — презентация на Slide-Share.ru 🎓

1

Первый слайд презентации

Теория подражания Г. Тарда

Изображение слайда

2

Слайд 2

Жан Габриель Тард ( Tarde, Jean-Gabriel ) (1843–1904) – французский социолог и криминолог, один из основателей субъективно-психологического направления в западной социологии. Большую часть своей жизни он, согласно семейной традиции, делал карьеру крупного, но все же провинциального юриста, занимаясь научной деятельностью лишь на досуге. Только последнее десятилетие жизни он смог полностью отдать своему истинному призванию, приобретя репутацию одного из ведущих социологов Франции.

Изображение слайда

3

Слайд 3

Деятельность Тарда как социолога пришлась на тот же период времени, что и у Э.Дюркгейма У этих двух основоположников французской школы социологии было, на первый взгляд, много общего: они оба основывали свои теории на статистических данных, интересовались природой социальных норм, придавали большое внимание сравнению как методу научного исследования. Однако их концепции кардинально противоположны. В теориях Дюркгейма центральная роль всегда отводилась обществу, которое формирует человека. В противоположность этому Тард сконцентрировал свое внимание на изучении взаимодействия людей (индивидуальных сознаний), продуктом которого выступает общество.

Изображение слайда

4

Слайд 4

Сделав основной акцент на изучении индивидов, он активно выступал за создание социальной психологии как науки, которая должна стать фундаментом социологии. Противоположность подходов Тарда к решению проблемы о том, что первично – общество или индивид, положила начало современной полемике сторонников трактовки общества как единого организма и их противников, считающих общество суммой самостоятельных индивидов. По мнению Тарда, основой развития общества выступает социально-коммуникационная деятельность индивидов в форме подражания (имитации). Именно это понятие стало у французского социолога ключевым при описании социальной реальности.

Изображение слайда

5

Слайд 5

Тремя основными типами социальных процессов Тард считал: повторение (подражание) противоположение (оппозицию) приспособление (адаптацию)

Изображение слайда

6

Слайд 6

Соответственно основными социальными законами он называл законы подражания, приспособления, оппозиции. Но все же, в качестве самого главного социального процесса (и соответствующих ему законов) Тард рассматривал подражание (законы подражания), которое он характеризовал как своего рода гипнотизм. Теорию подражания он распространял на все сферы межличностных и групповых взаимодействий. Наиболее типичным видом социального подражания он считал подражание низших слоев высшим. Подражание рассматривалось ученым в качестве основного объяснительного принципа всей жизни — как индивидуальной, так и общественной. Он характеризовал его как «постоянное, всемирное социальное явление». Продуктом подражания являются рост государства, экономическое развитие, язык, религия, другие феномены и процессы социального мира. Социальное познание — это, прежде всего познание того, как происходит подражание. Оно имеет внутренние (логические) и внешние ( внелогические ) причины. Среди последних он особо выделял социальные причины, к которым относил религиозные, экономические, политические, эстетические, лингвистические и другие влияния.

Изображение слайда

7

Слайд 7

Тард рассматривал подражание в тесной связи с взаимовлиянием людей друг на друга. Теория подражания выходит за рамки отдельно взятого индивида и обращается к анализу процесса межличностного взаимодействия. Общество, по мнению исследователя, это продукт взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений, желаний, намерений и т.д.

Изображение слайда

8

Слайд 8

Публика — это интеллектуальная общность. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения. Тард прослеживал этапы становления публики, считая ее продуктом времени. Предпосылки возникновения публики конца XIX в. он видел в салонах и клубах XVIII в. Однако реальную ее историю он связывал с появлением массовых газет. Тард уделял большое внимание проблемам группового поведения. Он также обращался к характеристике толпы, но постоянно сравнивал ее с публикой. В отличие от толпы, психическое единство которой создается в первую очередь физическим контактом, публика — это «чисто духовная, общность», в рамках которой индивиды физически рассредоточены.

Изображение слайда

9

Последний слайд презентации: Теория подражания Г. Тарда: Подготовила Домнова Мария 201СКД

Изображение слайда

Тард Габриель (Габриэль): теория, закон подражания | Гениократия

Французский юрист, социолог и криминалист. Один из основоположников социальной психологии.

В 1890 году Габриель Тард выпустил книгу: Законы подражания / Les lois de l’imitation, где выдвинул концепцию, что общество основывается на трёх основных процессах: законах подражания, открытиях и изобретениях (к ним способны немногие одарённые личности) и сопротивлении этим нововведениям.

«Повиноваться кому-нибудь — не значит ли это всегда желать того чего он хочет или по-видимому хочет? Изобретения не делаются по приказу (в сталинских шарагах – под угрозой жизни – было доказано обратное – Прим. И.Л. Викентьева), и нельзя убеждением заставить сделать открытие. Быть доверчивым и послушным и быть им в высокой степени, как гипнотик или как человек в качестве социального существа — это значит прежде всего быть подражателем. Чтобы придумать что-нибудь новое, чтобы открыть что-либо, чтобы пробудиться на мгновение от своего сна семейного или национального, индивид должен хоть на короткое время вырваться из общества. И в то время, как он обладает этой столь редкой храбростью, он является скорее сверхсоциальным, чем социальным существом».

Габриель Тард, Законы подражания, М., «Академический проект», 2011 г., с. 77.

 

«По мнению Тарда («Законы подражания»), вся история и вся общественная жизнь во всякую данную минуту сводятся к двум факторам: изобретениям или открытиям и подражанию.

По некоторые довольно, впрочем, невнятным соображениям, Тард относит «законы или псевдозаконы изобретения» к «социальной философии» и предполагает заняться ими в другом сочинении, а настоящую книгу посвящает законам подражания, которые составляют содержание «социальной науки». Может быть, вследствие этого «изобретение» рисуется в «Законах подражания» довольно туманными чертами и часто сводится на простую комбинацию разного рода подражаний, бывших в ходу раньше. Затем законы подражания распадаются, по Тарду, на два больших отдела: законы логические и законы внелогических влияний (influences extra-logiques).

Главнейшие из подразделений логических законов подражания суть «логический поединок» и «логический союз», а главнейшие из внелогических влияний сводятся к обычаю и моде. Развивая эти положения, Тард высказывает много верных или, по крайней мере, остроумных мыслей, среди которых попадаются, однако, и чрезвычайно странные. Что же касается изложения, то оно крайне тяжело: в длинных и запутанных фразах иногда не сразу доберёшься до содержащейся в них мысли, а много-численные фактические иллюстрации, заимствованные то из лингвистики, то из археологии, статистики, истории, не всегда уместны и подчас ещё пуще затемняют дело. Многое бы можно было сказать гораздо проще, но тогда некоторые преувеличения стали бы очевиднее. А преувеличений немало. Для Тарда подражательны не только все действия человека (со включением даже «изобретений»), но, например, и память, и привычка суть не что иное, как самоподражания; подражательна, наконец, как сейчас увидим, вся природа. Но, приглядываясь уже к «логическим» законам подражания, можно усомниться.

В самом деле, если мы из двух представляющихся нам путей, расчищенных каким-нибудь изобретением или открытием, сознательно, т. е. соображаясь со своими пониманиями о собственной выгоде или об истине, или о нравственном долге, выбираем тот или другой, то, по Тарду, это будет проявлением логических законов подражания.

Если же мы подражаем какой-нибудь моде или обычаю, какому-нибудь примеру, вопреки логике, или, по крайней мере, независимо от соображений пользы, истины и проч., то это результат внелогических влияний. Понятно, что в действительной жизни эти два случая могут взаимно переплетаться, так что распутать их можно только усилиями пристального анализа. Но в отвлечении они различатся очень легко — до такой степени, что мне представляется невозможным обнять их одной формулой, или же формула эта окажется слишком, до бессодержательности, общей. И, однако, их обобщает. Для него «социальное состояние, как и состояние гипнотическое, есть не что иное, как сон, сон по приказу и сон в деятельном состоянии. Не иметь никаких идей, кроме внушенных, и считать их самопроизвольными — такова иллюзия, свойственная как сомнамбулу, так ровно и социальному человеку. И в другом месте: «Общество — это подражание, а подражание — род гипнотизма».

Что гипнотическое внушение или наваждение играет в общественной жизни огромную роль, против этого я, конечно, не буду спорить, так как утверждал это раньше Тарда.

Но приговор Тарда совершенно устраняет сознательную жизнь, а с ним согласиться, конечно, нельзя. Сознательные и бессознательные процессы в области подражания, как и во всякой другой, всегда останутся различными, и сам Тард их различает, говоря о логических и внелогических влияниях.

Тард в значительной степени прав, говоря, что изобретения или открытия, по пути которых мы следуем, часто являются лишь комбинацией подражаний, бывших в ходу раньше.

Задолго до изобретения Дженнером оспопрививания английское простонародье заметило, что люди, случайно заразившиеся коровьей оспой, застрахованы от настоящей, злокачественной оспы. Собственно эта примета и дала толчок открытию Дженнера. Шекспир заимствовал сюжеты некоторых своих трагедий из старинных хроник, черпавших, в свою очередь, из народных сказаний. Мольер, как он сам говорит, prennait son bien partout ou il le trouvait. Задолго до Дарвина садоводы и скотоводы практиковали искусственный подбор, а идею борьбы за существование он заимствовал у Мальтуса и экономистов. Уатт изобрёл свою паровую машину, починяя грубую, но всё-таки уже паровую машину Ньюкомена, у которого опять были свои предшественники, и т. д., и т. д.

Во всех этих случаях великие люди черпали из океана готовых наблюдений и применений, в течение веков накопленных людьми именитыми и безыменными.

Они собрали бродячий, не установившийся, разрозненный материал, передумали или перечувствовали его, очистили от сторонних примесей и затем, придав ему научную, художественную или философскую обработку, сделали из него всемирный центр света. Как во всех человеческих делах, великих и малых, не всё здесь было сознательно. Но ведь никто же не скажет, что, вдумываясь в народные приметы и сказания или в чужую фабулу, чужую мысль, упомянутые великие люди действовали бессознательно. Напротив, они отлично знали и с точностью указывали свои источники, сопоставляли их, явственно различали их достоинства и недостатки».

Михайловский Н.К., Ещё о героях / Избранные труды по социологии в 2-х томах, Том 2, СПб, «Алетейя», 1998 г., с. 162-163.

 

«Тард мечтал об обществе, высшей ценностью которого будет самосовершенствование, где будут не завидовать достижениям других, а восхищаться ими. В Перигоре, ещё до переезда в Париж, Тард написал свои главные работы, включая утопическую повесть «Фрагмент из будущей истории» — набросок общества, управлять которым будут наиболее талантливые, творческие люди. «Гениократия» Тарда — «власть гениев» — вдохновляла Баженова и в его собственных размышлениях о будущем человечества. Он назвал Тарда «аристократом духа»; именно такие гении должны были стоять у общественного руля. К сожалению, по Тарду выходило, что остальная часть человечества способна только подражать, имитировать лидеров, пребывая в состоянии, близком к гипнозу».

Сироткина И.Е., Классики и психиатры: психиатрия в российской культуре конца XIX – начала XX века, М., «Новое литературное обозрение», 2008 г., с.72.

 

В 1901 году Габриель Тард выпустил книгу: Мнение и толпа / L’opinion et la foule, которую очень часто цитируют до сих пор.

Теория подражания.

Идеи Г.Тарда
Социология Теория подражания. Идеи Г.Тарда

Количество просмотров публикации Теория подражания. Идеи Г.Тарда — 1148

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи:Теория подражания. Идеи Г.Тарда
Рубрика (тематическая категория)Социология

Появление и утверждение психологии подражания прочно связывают с именем французского социолога и криминолога Жана Габриеля Тарда (1843 – 1904). Его перу принадлежит ряд известных не только в конце ХIХ – начале ХХ веков, но и сейчас работ. Среди них˸ Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892; Он же. Общественное мнение и толпа. М., 1902; Он же. Социальные этюды. СПб., 1902; Он же. Личность и толпа. СПб., 1903; Он же. Социальная логика. СПб., 1901; 1996.

Как и всякий оригинальный мыслитель, Г.Тард строил свою концепцию на базе критического анализа предшествующих достижений социальной мысли. Он отверг бывшие долгое время популярными натуралистические теории, в которых проводились аналогии общества с механическим агрегатом (социальный механицизм) и биологическим организмом (социал-дарвинизм). Не принял он и эволюционистские теории (как биологические, так и психологические). Вместо них французский социолог предложил аналитический подход. Среди идей и взглядов, отвергнутых Г.Тардом, находятся те, что постулируют существование «души толпы», «коллективного (группового) сознания», то есть неких самостоятельных духовных сущностей.

Социология рассматривалась Г.Тардом как коллективная, интерментальная психология, изучающая самые различные социальные процессы. Такая социология возможна потому, что основана на передаче одним сознанием другому необходимых элементов. Так образуется течение мнений, возникают массовые импульсы, традиции, национальные обычаи и другие социальные силы, структуры и процессы. Под последними Г.Тард понимал прежде всего межличностные, интериндивидуальные процессы и отношения.

Он считал, что предмет и возможности социологии как науки следует рассматривать в тесной связи с психологическими явлениями, например, такими как верования и желания. Так, в «Социальной логике» он писал, что нет ни одной отрасли социологии, «которая не представлялась бы нам двойственно, исходя из того, рассматривается ли её предмет со стороны, предполагающей желание, или со стороны, предполагающей верование»1. Следует сразу отметить, что при таком подходе к пониманию социологии как интерментальной, интериндивидуальной психологии из поля зрения мыслителя исчезала макросоциальная структура общества, в рамках которой и формировались реальные межличностные отношения.

Тремя основными типами социальных процессов Г.Тард считал повторение (подражание), противоположение (оппозицию), приспособление (адаптацию). Соответственно основными социальными законами он называл законы подражания, приспособления, оппозиции. Но все же в качестве самого главного социального процесса (и соответствующих ему законов) Г. Тард рассматривал подражание (законы подражания), которое он характеризовал как своего рода гипнотизм. Теорию подражания он распространял на все сферы межличностных и групповых взаимодействий. Наиболее типичным видом социального подражания он считал подражание низших слоев высшим.

Теория подражания Идеи Г Тарда

Появление и утверждение психологии подражания прочно связывают с именем французского социолога и криминологи. Жана. Габриеля. Тарда (1843-1904). Его перу принадлежит ряд известных не только в конце XIX — начале XX в, но и сейчас работ. Среди них:»Законы подражания»(1892),»Общественное мнение и толпа»(1902),»Социальные этюды»(1902),»Личность и толпа»(1903),»Социальная 96).

Как всякий оригинальный мыслитель,. Тард строил свою концепцию на основе критического анализа предшествующих достижений социальной мысли. Он отверг. Бывшие долгое время популярными натуралистические теор рии, в которых проводились аналогии общества с механическим агрегатом (социальный механицизмом) и биологическим организмом (социал-дарвинизма) не принял он и эволюционистские теории (как биологические, т ак и психологические). Вместо них французский социолог предложили аналитический подход. Среди идей и взглядов, отвергнутых. Тардом, находятся то, что постулируют существование»души толпы»,»коллективного (группового) сознания», то неких самостоятельных духовных сущносностей.

Социология рассматривалась им как коллективная, интерментальная психология, изучающая самые различные социальные процессы. Такая социология возможна потому, что основана на передаче одним сознанием дру угому необходимых элементов. Так образуется течение мнений, возникают массовые импульсы, традиции, национальные обычаи и другие социальные силы, структуры и процессы. Под последними. Тард понимал, прежде всего, межличностные, интериндивидуальные процессы и отношениния.

Он считал, что предмет и возможности социологии как науки следует изучать в тесной связи с психологическими явлениями, например такими, как верования и желания. Например, в»Социальной логике»он писал л, что нет ни одной отрасли социологии,»которая не представлялась бы нам двойственно, в зависимости от того, рассматривается ли ее предмет со стороны, предполагающий желание, или со стороны, предпола гающей верования»[Тард. СПб, 1996. С 29]. Надо сразу отметить, что при таком подходе к пониманию социологии как интерментальной, интериндивидуальной психологии из поля зрения мыслителя исчезали макросоц иальная структура общества, в рамках которой и формировались реальные межличностные отношениошения.

тремя. Основными типами социальных процессов. Тард считал повторение (подражание),. Противоположение (оппозицию), приспособление (адаптацию). Соответственно. Основными социальными законами он называл закон ны подражания, приспособления, оппозиции. Но все же, в качестве самого главного социального процесса (и соответствующих ему законов). Тард рассматривал подражание (законы подражания), которое он характе ризовал как своего рода гипнотизм. Теорию подражания он распространял на все сферы межличностных и групповых взаимодействий. Наиболее. Типичным видом социального подражания он считал подражание низших сл. ОЭВ высшийсшим.

Подражание рассматривалось ученым в качестве основного объяснительно принципа всей жизни — как индивидуальной, так и общественной. Он характеризовал его как»постоянное,. Всемирной социальное явление»»[Тард 1996. С 334]. Продуктом подражания являются рост государства, экономическое развитие, язык, религия, другие феномены и процессы социального мира [Там же. С 288]. Социальное познание — это, прежде всего познание того, как происходит подражание. Оно имеет внутренние (логические) и внешние (внелогические) причины. Среди последних он особо выделял социальные причины, к которым относил религиозные, есть кономические, политические, эстетические, лингвистические и другие влиянийие влияния.

Французский социолог настаивал на том, что все главнейшие акты человеческой и общественной жизни совершаются как следствие лига (подражания). В этом смысле все многообразие социальных взаимодействий и имеет в своей основе отношение»учитель — ученик»Под влиянием психологии подражания. Тарда его последователи-социологи стали утверждать, что в обществе реализуются три основных типа подражания: взаи мное подражание, подражание обычаям образцам, подражание идеаллу.

Тард рассматривал подражание в тесной связи с взаимовлиянием людей друг на друга. Теория подражания выходит за рамки отдельно взятого индивида и обращается к анализу процесса межличностн взаимодейст твия. Общество, по мнение исследователя, это продукт взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений, желаний, намерений и тт.д.

Тард, как и. Г. Лебон, уделял большое внимание проблемам группового поведения. Он также обращался к характеристике толпы, но постоянно сравнивал ее с публикой. В отличие от толпы, психическое единство кот торой создается в первую очередь физическим контактом, публика — это»чисто духовная, общность», в рамках которой индивиды физически рассредоточены. Публика — это интеллектуальная общность. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения. Тард прослеживал этапы становления публики, считая ее продуктом времени. Предпосылки возникновения публики конца XIX в он вид эл в салонах и клубах XVIII в. Однако реальную ее историю он связывал с появлением массовых газевых газет.

толпы. Тард считал зародыша общества в городе, тогда как зародыши общества в деревне называл семью. Он рассматривал толпу как форму организации жизни общества на стадии развитой городской культуры. Зан нимаясь проблемами толпы,. Тард характеризовал общие черты ее участников, такие, как вера, страсть, наличие цели, эгоизм,»коллективное самолюбие», односторонняя иррациональная подражательность. Тард пр едложил свою классификацию толпы, в основу которой поло критерий это отношения к возможности собственной деятельности. Он писал о выжидающих, внимающих, заявляющим о себе, действующих толпалпах.

Тард внес свой вклад в учение о методах эмпирически социологического исследования. В качестве основных методов социологии французский теоретик выделял археологический и статистический. Первый базирует тся на анализе исторических документов, второй используется для получения информации о процессах подражания. Для этого. Тард составлял кривые распространения подражательных актов и потоков. Использование второго метода позволило ему осуществить социально-статистические исследования по проблемам преступности (о них подробнее будет сказано в специальной главе, посвященной историческим истокам эмпиричес кой социологии), которые получили высокую оценку его современников. На основании данных. ЭТИХ исследований он утверждал, что человек не рождается преступником, а становится им, причем в полном соответст вии с законами подражания и приспособления. Сам же закон подражания использовал в криминалистике и криминологии, а. Тарда считали одним из основоположников криминалистических направления в западной со циологии. В этом смысле значение его идей простирается не только на социологию, но и на криминалистикелистику.

Один из основных источников социального прогресса. Тард видел в изобретение (нововведение), начиная от технических новшеств и кончая оригинальными общественно-политическими идеями. Изобретение, также ка ак и подражание, являлось у него предметом социологического изучения и при этом»психологизировалось»Более того, изобретение и подражание оказывались тесно связанными между собой, потому что адаптаций я и внедрение новшества могли осуществляться только в результате повторения и подражаныия.

Тард писал, что изобретение является матерью как верования, так и желания. Он характеризовал изобретения как первичную причину богатства,. Рассматривая их как результат индивидуального творчества и подч черкивая, что только благодаря им и подражанию осуществляется общественный прогресс в виде развития экономики, политической жизни, искусства, языка, религии и др [Там же. С 382-383383].

Французский социолог одним из первых обратил внимание на возрастание роли коммуникативных средств: печати (газет), телефона, телеграфа. Он рассматривал их, особенно газеты, как важный фактор интеграции и и социального контроля. Другая значимая функция газет заключалась в осуществлении просветительства. Тард хорошо понимал, что появление и быстрое распространение газет способствовало формированию. Публий ки и роста уровня самосознания людей. Кроме того, как верно отмечал ученый, они играли. Значительную роль в возникновении и развитии политических партий и религиозных сообществ, равно как способствовали формированию определенного общественного мненийения.

Впоследствии. Эти и другие идеи французского мыслителя, касающиеся средств массовой информации, получили развитие в социологических исследованиях общественного мнения, массовых средств коммуникации, то. ЭОРы»массового общества», в становлении новой науки — социальной психологии, одним из создателей которой по праву. Считают. Тарда. Значение его творчества для последующего развития социологии нельзя н едооценивать. Его работы сыграли большую роль в проводившихся в XX в исследованиях проблем политической социологии, психологии экономической деятельности людей, логики, моды, толпы, публики, преступнос ты и других-социологических и социально-психологических явлениний.

Что же касается его главного»изобретения»- теории подражания, то — парадоксально, но факт — она ??не оказало сколько-нибудь заметно воздействия на последующее развитие социологической мысли. Более то ого, ряд ее основных положений. Был подвергнуты критике. Так,. В. Вундт обращали внимание на туманность и неопределенность подражания. Критиковал эту теорию и. Э.. Дюркгейм,. Утверждая, что нельзя. Любые повторяю щиеся действия характеризовать только с позиций подражания, а людей рассматривать подобно панурговым баранам. Речь шла о некоторой вульгаризациы процесса подражания, которая иногда допускалась под влия нием. Этой теории. Тарда. Современные исследователи видят ее слабость в том, что она допускала. Лишь подражание»изнутри наружу»и таким образом выводила акт поведения из осознанного мотива. Но»нередко по дражание или усвоение нового образца начинается как раз с внешним, поверхностных черт, а сознание. Лишь впоследствии подстраивается под уже сложившуюся экспрессивную форму»[История 1999 с 71 1999.. С. 71].

Г. Тард – « Теория подражания»

Г. Лебон – «Психология толпы»

З. Фрейд – теория социального действия, социально-психологические обоснования, происхождение культуры.

Было сделано открытие – гипноз. Его стали использовать средства массовой информации, чтобы влиять на человека.

К концу 19 века капитализм стал развиваться, и народ стал «кучковаться», появился процесс урбанизации.

Исторические условия появления психологического направления в социологии:

I

  1. развитие капитализма

  2. Процесс урбанизации

  3. Появление рабочего класса, который часто выступал против эксплуатации

  4. Смена времен, веков («век толпы» — Лебон)

  5. Смена политических режимов. Начинались мировые войны

  6. Человек теряет индивидуальность в толпе, ответственность за свое поведение и верх берут чувства, примитивные инстинкты.

II

Носит теоретический научный гносеологический характер. Связано с открытием феномена гипноза, роли внушения на поведение людей. Новый процесс в обществе уже невозможно объяснить с помощью эволюции, биологической модели.

Корни, причины социальных процессов отыскивали в психологии на 3 уровнях: психологии индивида, группы, толпы (народа). Считается, что причинами социальных явлений являются: врожденные инстинкты, стремления, страсти, желания, сознание рода на уровне духа народа.

Г. Лебон (1841-1931) – «Психология толпы»(1895 г.)

Вошел в историю, как создатель теории психологии толпы. Этот труд считается классическим трудом по изучению человека.

Начало 20 века – эра толпы. «Всякое скопление людей представляет собой массу, толпу. Масса по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен вождь. Действует постоянный закон (бессознательный) духовного единства толпы. Под действием этого закона любой человек попадает в толпу, утрачивает способность рассуждать (происходит потеря интеллекта), утрачивает личную ответственность за свое поведение, происходит резкое преобладание чувств над интеллектом: человек превращается в иррациональное существо».

Г. Тард (1843-1904) – « Теория подражания»

Считается одним из главных представителей психологического направления в социологии. Был знаменит на весь мир. В России все его труды переведены: «Законы подражания», «Социальная логика», «Общественное мнение и толпа», «Социальные этюды», «Социальный закон».

Тард сравнивает общество с мозгом, клеткой, которой является индивидуальное сознание отдельного человека. Общество – продукт взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений, желаний, намерений.

Фундамент социологии – социальная психология. Социология – часть социальной психологии. У нее нет особых от психологии законов развития общества.

Первичной клеткой социальной жизни ( у Дюркгейма – социальный факт, у Вебера – социальное действие) у Тарда выступает подражание.

Подражание– взаимное влияние одного «Я» индивида на другое «Я» индивида. Суть социальной жизни.

Общественные процессы происходят под влиянием психологического механизма подражания, на котором строятся человеческие взаимоотношения.

Общество отличается от природы тем, что в природе действует закон наследственности, а в обществе – закон подражания.

Подражание– непреодолимое психическое стремление людей; основная движущая сила процесса; главная идея теории Тарда.

Теория прогресса: (у Маркса – коммунизм)

Происходит под влиянием открытий и изобретений, отвечающих назревшим потребностям и их распространению через подражание. Основную роль в открытиях играет личность. Изобретения – акты индивидуального творчества.

Благодаря индивидуальному творчеству, возникли язык, хозяйство, военные столкновения, врожденная лень, которая побуждает перенимать чужое, чтобы избежать труда изобретения, подражание моде.

Объекты подражания: образцы поведения, классы, общество, личность.

У подражания психологическая порода обуславливается естественной потребностью человека к однообразию, быть как все.

Тард открыл логические законы подражания. Среди законов: «подражание низших слоев общества высшим». Классы в обществе не враждуют, а сотрудничают в направлении выравнивания противоречий с помощью таких механизмов, как унификация стилей жизни, манер поведения, вежливого обращения (Англия, с 17 века).

Наибольшей заразительностью являются следующие семь побуждений:

  1. Жажда

  2. Половое вожделение

  3. Любопытство – источник революции

  4. доверчивость, покорность

  5. Зависть – движущая сила общественных изменений

  6. Низшее подражают высшему

  7. Побежденные подражают победителю

Любящий подражает любимому!

Теория подражания Идеи Г Тарда Инновации

Теория подражания. Идеи Г. Тарда

Инновации • предложил аналитический подход Отверг: • социальный механицизм • социал-дарвинизм • эволюционистские теории

Понятие Социологии Социология рассматривалась им как коллективная, интерментальная психология, изучающая самые различные социальные процессы. Под последними Тард понимал, прежде всего, межличностные, интериндивидуальные процессы и отношения.

Основные типы социальных Процессов: • Повторение (подражание) • Противоположение (оппозиция) • Приспособление (адаптация) Наиболее типичным видом социального подражания он считал подражание низших слоев высшим.

Подражание рассматривалось ученым в качестве основного объяснительного принципа всей жизни — как индивидуальной, так и общественной. Он характеризовал его как «постоянное, всемирное социальное явление» Социальное познание — это, прежде всего познание того, как происходит подражание. Оно имеет внутренние (логические) и внешние (внелогические) причины.

Три типа подражания: • Взаимное подражание • Подражание обычаям, образцам • Подражание идеалу Всё многообразие социальных взаимодействий имеет в своей основе отношение «учитель — ученик»

Толпа и публика В отличие от толпы, психическое единство которой создается в первую очередь физическим контактом, публика — это «чисто духовная, общность», в рамках которой индивиды физически рассредоточены. Публика — это интеллектуальная общность

Общие черты участников толпы • • • Вера Страсть Наличие цели Эгоизм «коллективное самолюбие» Односторонняя иррациональная подражательность

Основные методы социологии • Археологический • Статистический Первый базируется на анализе исторических документов, второй используется для получения информации о процессах подражания. Для этого Тард составлял кривые распространения подражательных актов и потоков. Использование второго метода позволило ему осуществить социально-статистические исследования по проблемам преступности

Изобретение (нововведение) Изобретение, также как и подражание, являлось у него предметом социологического изучения и при этом «психологизировалось». Более того, изобретение и подражание оказывались тесно связанными между собой, потому что адаптация и внедрение новшества могли осуществляться только в результате повторения и подражания.

Роль коммуникативных средств Они играли значительную роль в возникновении и развитии политических партий и религиозных сообществ, равно как способствовали формированию определенного общественного мнения.

Что же касается его главного «изобретения» — теории подражания, то — парадоксально, но факт — она не оказала сколько-нибудь заметного воздействия на последующее развитие социологической мысли. Более того, ряд ее основных положений был подвергнут критике.

Перейти к основному содержанию Поиск

Поиск

  • Где угодно

Быстрый поиск где угодно

Поиск Поиск

Расширенный поиск

  • Войти | регистр

Пропустить основную навигацию Закрыть меню ящика Открыть меню ящика Домой

  • Подписка / продление







Время / период Факультет Название
Вторник, 14 апреля
09.30-10.00 Кристиан Борх Регистрация и приветствие: Презентация участников и курса: Почему именно Tarde?
10.00-12.00 Кристиан Борх Лекция I о Тарде: альтернативная социология Тарда
12.00-13.00 Обед
13.00-14.30 Студенческие презентации
14.30-16.00 Обсуждение
Среда, 15 апреля
09.30-12.00 Urs Stäheli Лекция II о Тарде: внушение и постструктурализм
12. 00-13.00 Обед
13.00-16.00 Обсуждение индивидуальных проектов
Четверг, 16 апреля
09.30-12.00 Обсуждение индивидуальных проектов
12.00-13.00 Обед
13.00-16.00 Заключение и оценка