Теория поля курта левина: Что такое теория поля Курта Левина

Что такое теория поля Курта Левина

Определение. Теория поля – концепция Курта Левина, рассматривающая человека и группы людей как сложную напряженную систему (динамическое поле).

Факты и события по мере уменьшения или повышения значимости для человека могут мигрировать из жизненного пространства во внешнюю среду и наоборот. В жизненном пространстве личности есть внутренний регион и перцептуально-моторный слой (Р), который отделяет человека от внешней среды так, что тот не контактирует с ней напрямую.

Внутренний регион – внутриличностная сфера, которая поделена на ячейки. Ячейки – это потребности человека. С возрастом количество ячеек во внутреннем регионе увеличивается, так как число потребностей растет.

Перцептуально-моторный слой (Р) – неструктурированная сфера, обеспечивающая взаимодействие между внутренним регионом и внешней средой. Вход в P означает восприятие человеком средовых факторов, выход – направленное во внешнюю среду действие.

Как же меняется поведение человека с учетом его жизненного пространства? Курт Левин ответил на этот вопрос своей формулой поля:

B = f (Р, Е)

где B – поведение, вытекающее из производной функции двух взаимозависимых переменных:

Р – внутренних факторов человека,

Е – окружающей среды с ее психологически значимыми для человека 2Lewin, K. (1935). Dynamic Theory of Personality. N. Y.: McGraw-Hill. P. 66-113″>свойствами2.

Итак, поведение зависит от непрерывного взаимодействия человека и окружения. При этом любое изменение в теории поля рассматривается не как событие, а как нарушение баланса действующих сил. Личность меняется, если происходят изменения:

в его мотивации, то есть появляются новые потребности или меняются прежние;

в его восприятии прошлого, настоящего и будущего.

Группа в теории поля также рассматривается как динамическое целое – поле, где совокупное поведение складывается из сил симпатий/антипатий, лидерства и авторитета.

Левин утверждал, что «обычно легче изменить индивидов, организованных в группу, чем изменить любого из них по отдельности». Для группового изменения необходимо:

оценить ситуацию, то есть определить главные действующие силы;

усилить те из них, что содействуют изменениям;

уменьшить те из них, что противодействуют изменениям;

изменить знак валентности противодействующих сил.

Этот алгоритм Курт Левин представил в своей трехэтапной модели изменений.

Модель показывает, что сначала надо сделать анализ силового поля и разбалансировать группу, то есть расшатать утратившие актуальность установки, затем осуществить переход к актуальным, и наконец, добиться баланса на новом уровне, то есть «заморозить» изменения.

История. Теория поля изначально появилась в естествознании и математике, когда ученые обратили внимание на электрические и магнитные поля. С 1940-х годов она укоренилась в социальных науках благодаря работам «американского периода» немецкого психолога 3Левин, К. (2000).Теория поля в социальных науках. СПб.: Речь»>Курта Левина3. Свою теорию поля Левин называл методом анализа причинных связей и научных конструктов. В противовес психоанализу Зигмунда Фрейда он настаивал на важности настоящего, а прошлое считал значимым лишь постольку, поскольку оно как-то отражено в настоящем.

Признанная одной из самых нестандартных в объяснении поведения личности и групп, теория поля оказала большое влияние на становление психологии деятельности (в России – работы Льва Выготского и Алексея Леонтьева), психологию личности, гештальтпсихологию и ряд других направлений. Влияние теории поля прослеживается в теории мотивации достижений Джона Аткинсона, теории когнитивного диссонанса Леона Фестингера и теории социальной перцепции Фрица Хайдера. Идеи Левина развивали его последователи 4Малкольм, П. (2002). Раздумья о теории поля // Журнал практического психолога. №2-3″>Малкольм Парлетт4 и 5Уилер, Г. (2005). Гештальттерапия постмодерна: на границе индивидуализма. М.: Смысл»>Гордон Уилер 5.

Исследователи до сих пор опираются на идеи Курта Левина при разработке и тестировании новых теоретических моделей поведения человека. Например, финский социальный психолог Куллерво Райнио развивает теорию, основанную на вероятностных оценках перехода психологического поля от одного состояния к другому, а Дэвид Фандер в рамках проекта The Riverside Accuracy Project использовал метод Q-сортировки, созвучный «полевым» идеям, создав списки 100 типичных личностных черт, 68 типичных форм поведения и 90 типичных ситуаций для анализа оценки и восприятия личности.

Применение. «Полевой» подход отвечает актуальным запросам новой эпохи управления: он может быть использован в менеджменте персонального и организационного развития, в управлении процессами и изменениями и в разрешении конфликтов. Так, трехэтапная модель «разморозка – переход – заморозка» хорошо зарекомендовала себя как инструмент управления изменениями.

Дифференциация прежде неструктурированной области стала хорошей альтернативой повторению и нашла свое отражение в коучинге как метод изменения когнитивной структуры. Для саморазвития значимым стало понимание условий регрессии и ретрогрессии, то есть отката к более ранним формам поведения, закрепленным в памяти человека, а также знание барьеров личностного роста:

1

низкая дифференциация личности,

2

непрочные границы жизненного пространства,

3

фиксация на отдельном регионе,

4

пресыщение.

Преимущества и ограничения. Курт Левин разработал теорию и методологию, связывающие достижения фундаментальных наук с практикой. Современники упрекали Левина в излишней математизации социальных закономерностей и критиковали за слишком громоздкие изображения простых психологических ситуаций. Эдвард С. Толмен указывал на неясность того, как именно среда производит изменения в жизненном пространстве. Флойд Олпорт считал, что есть риск запутаться в ментальных и физических барьерах внешнего мира, а Роберт У. Липер и Генри Э. Гэррет не соглашались с ролью прошлого в объяснении мотивов.

Но благодаря «полевому» подходу мир получил возможность описывать поведение и отслеживать результаты от ситуации к ситуации в конкретных измеримых конструктах, что позволило по-новому взглянуть на управление изменениями.

Статья на Дзен

1Левин, К. (2000). Теория поля в социальных науках. СПб.: Речь.

2Lewin, K. (1935). Dynamic Theory of Personality. N. Y.: McGraw-Hill. P. 66-113.

3Левин, К. (2000).Теория поля в социальных науках. СПб.: Речь.

4Малкольм, П. (2002). Раздумья о теории поля // Журнал практического психолога. №2-3.

5Уилер, Г. (2005). Гештальттерапия постмодерна: на границе индивидуализма. М.: Смысл.

Теория поля Курта Левина как комплексный инструмент разрешения конфликтов — VIKENT.RU на vc.ru

Термин из Словаря по конфликтологии С. М. Храмова

4630 просмотров

Знаете ли Вы, что поведение человека может быть волевым и полевым?

Оба эти понятия связаны с теорией поля.

Теория поля рассматривает взаимоотношения между людьми как динамическую систему в определенных жизненных реалиях, которые предполагаются взаимозависимыми.

Известна также как «Теория психологического поля» https://vikent. ru/enc/5451/.

Перевод термина на английский язык: field theory

Синоним — жизненное пространство.

Теория поля сформулирована немецким психологом Куртом Левиным по аналогии с точными науками в 1936 году.

Фото-1. Курт Левин. Источник: https://dongji.ru/wp-content/uploads/2018/09/psychological_field_teory.jpg

Поле Левин К. определял как «тотальность сосуществующих фактов, которые мыслятся как взаимозависимые» (Lewin, 1951, с. 240).

Lewin K. Field Theory in Social Science. The University of Chicago Press. Chicago and London, 1951. P. 240.

Поле К. Левину отождествлял с жизненным пространством.

Термин «Встать над полем» означает выстроить свое жизненное пространство.

Исходя из этого в теории поля анализ начинается в целом, «с высоты птичьего полета». После этого Решатель вычленяет отдельные компоненты поля и исследует их взаимодействие.

Конфликт по К. Левину «психологически характеризуется как ситуация, в которой на индивида действуют противоположно направленные одновременно воздействующие силы примерно равной величины».

Lewin K. A Dynamic Theory of Personality. New York; London: McGraw Hill Book Company, 1935. Р. 122.

Метафора

Фото-2. Pixabay License. Источник: https://pixabay.com/ru/photos/кофе-чашка-кофейник-кофеин-горячий-631764/

«Если мы берем какой-то предмет, то движения нашей руки обусловлены тем, как мы воспринимаем позицию этого предмета по отношению к фону. Сходным образом, наши социальные действия детерминированы тем, как мы воспринимаем окружающих и самих себя в целостном социальном окружении. И таким образом, основную задачу переобучения мы можем понимать как изменение социальной перцепции личности. Только через изменение социальной перцепции могут быть осуществлены изменения в социальных действиях человека».

Левин К. Разрешение социальных конфликтов / Пер. с англ. СПб. : Издательство «Речь», 2000. С. 186.

Применительно к разрешению конфликтов идея теории поля такова:

— в границах своего жизненного пространства субъекта каждый другой человек имеет определенную валентность (от лат.

valēns «имеющий силу») ;

— эффект валентности может как притягивать, так и отталкивать;

— эта валентность или энергетический заряд вызывает у субъекта прямое или косвенное напряжение;

— это напряжение требует разрядки.

Типы конфликтных ситуаций по К. Левину

Рисунок-1. Источник: Магомедова П.К. Конфликтология: учебное пособие / П.К. Магомедова, Р.Р. Алиева, Ш.И. Булуева. М.; Берлин: ДИрект-Медиа, 2019. С. 132.

«- человек находится между двумя позитивными валентностями (валентность понимается как свойство объекта привлекать или отталкивать человека и может, соответственно, иметь позитивный или негативный характер) ;

— человек находится между двумя негативными валентностями этот случай, так же как и первый, в силу наличия двух взаимоисключающих возможностей фактически означает ситуацию выбора;

— человек сталкивается с объектом, имеющим одновременно как позитивную, так и негативную валентность».

Леонов Н.И. Конфликтология: общая и прикладная: учебники практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры. 4-е изд., пер. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. С. 52.

Типы поведения субъекта в жизненных реалиях

В зависимости от того, способен ли человек противостоять внешним обстоятельствам, его поведение делится на волевое и полевое.

Волевое — рациональное, часто контринстинктивное поведение субъекта.

Полевое — поведение, вызванное реакцией на внешние обстоятельства.

При волевом поведении следует учитывать, что ситуация, которая предшествовала решению, будет отличаться от ситуации после принятия решения.

Эффекты теории поля

Фото-3. Pixabay License. Источник: https://pixabay.com/ru/photos/шахматы-доска-игра-шахматная-доска-316658/

1) По мере развития и накопления опыта жизненное пространство человека становится все более дифференцированным.

2) Противоположно направленные силы равной величины пересекаются в одних и тех же точках поля.

3) «Величина агрессии со стороны других частично зависит от степени, в которой индивид провоцирует или вызывает агрессию, и от того, как он дает или не дает сдачи».

Левин К. Теория поля в социальных науках. : Пер. с англ. СПб. : «Сенсор», 2000. С. 238.

4) «… достаточно большое изменение уровня равновесия приводит к существенному изменению в характере всей ситуации: слишком сильное господство со стороны других заставляет члена уйти».

Левин К. Теория поля в социальных науках. : Пер. с англ. СПб. : «Сенсор», 2000. С. 238.

5) По мере деградации жизненное пространство сужается до основных физиологических потребностей.

6) Деградирующий может «заразить» унынием свое ближайшее окружение.

Пример. «Исследования безработицы показали, что долговременное пребывание без работы влияет на все сферы жизни личности. Потеряв работу, человек пытается сохранить надежду. Когда он теряет и надежду, он начинает с гораздо меньшей активностью, чем нужно было бы, предпринимать какие-то действия. Даже несмотря на то, что у него теперь достаточно времени, он начинает пренебрегать своими домашними обязанностями. Он может ограничить сферу своей жизнедеятельности до предела, и все его мысли и желания станут крайне узкими. Подобная атмосфера влияет и на детей, которые, в свою очередь, также начинают мыслить узкими категориями: не претендовать на многое и даже не мечтать о многом. Иными словами, человек и его семья в целом будут представлять собой яркую картину морального упадка».

Левин К. Разрешение социальных конфликтов / Пер. с англ. СПб. : Издательство «Речь», 2000. С. 241.

7) Силовые поля могут пересекаться.

Пример эффекта пересекающихся полей

«Супруги и родительские семьи.

Молодожены нередко сталкиваются с трудностями, возникающими вследствие сильной привязанности партнеров к своим родительским семьям. Теща может воспринимать своего зятя просто как еще одного члена своей семьи, или же каждая из двух родительских семей может попытаться привлечь молодоженов на свою сторону. Такая ситуация может привести к конфликту, особенно в том случае, если с самого начала между семьями не установились достаточно дружественные отношения.

Вероятность конфликта между мужем и женой уменьшается, если потенциал их членства в супружеской группе выше, чем потенциал их членства в прежних группах, поскольку в этом случае супружеская группа будет действовать как единое целое.

Если же связь с родительской семьей остается достаточно сильной (рис. 17), то поступки мужа и жены будут в значительной степени обусловлены их членством в различных группах, и вероятность конфликта возрастет. Именно это, по всей видимости, имеется в виду в расхожем совете для молодоженов «не жить слишком близко к своим родителям».

Левин К. Разрешение социальных конфликтов / Пер. с англ. СПб. : Издательство «Речь», 2000. С. 234-235.

Выбор стратегии поведения в зависимости от культурных традиций

Пример. «Американцы, как правило, гораздо реже агрессивно реагируют на происходящие с ними мелкие повседневные неприятности; по крайней мере, они не склонны открыто проявлять свое негодование. И в этой связи мы отметим несколько фактов. Американцы обычно реагируют на подобные неурядицы с позиций действия (анализируют, что нужно сделать для устранения помехи) , немцы же обращаются в первую очередь к рассуждениям морального порядка (ищут, кто виноват) . Кроме того, у американцев подобные происшествия реже затрагивают центральные области личности».

Левин К. Разрешение социальных конфликтов / Пер. с англ. СПб. : Издательство «Речь», 2000. С. 135.

Следствия из теории поля

1) Люди стремятся поддерживать равновесие со своим окружением.

2) Напряжение (потребность) будет стимулировать передвижение (активность) для восстановления равновесия.

Теория поля позволяет выявлять причины конфликтов.

Устранение выявленных причин — один из приемов разрешения конфликтных ситуаций.

Типовая причина супружеских конфликтов по К. Левину

«Супругам, имеющим небольшой стаж совместной жизни, очень трудно определить баланс между своими собственными потребностями и потребностями партнера и попытаться обеспечить его.

Это приводит к возникновению типичных конфликтов, хотя в то же время является предпосылкой большей гибкости в их разрешении».

Левин К. Разрешение социальных конфликтов / Пер. с англ. СПб. : Издательство «Речь», 2000. С, 237.

Выводы

1) Теория поля основана на том, что окружающее человека жизненное пространство

наделено как позитивной, так и негативной валентностью.

2) Согласно теории поля конфликт характеризуется одновременным воздействием двух разнозаряженных импульсов примерно равной силы.

3) Поведение человека в конфликте может быть ограничено барьерами, валентностями, величиной напряжения.

4) При притягивании к себе возникает положительная валентность.

5) При отсутствии побудительной силы возникает отрицательная валентность.

6) Предметы поля — совокупность положительно и отрицательно заряженных валентностей по отношению к человеку и его потребностям.

7) Поле считается напряженным, если нарушено равновесие между человеком и окружающей его средой.

8) Ситуация конфликта может возникнуть при двух положительных валентностях, положительной и отрицательной валентностями, двумя отрицательными валентностями.

9) Типовые приемы преодоления конфликтов — разрядка напряжения путем выполнения намерения, отстранение от валентности посредством поиска «обходного пути» либо «выхода из поля» в режиме «здесь» и «сейчас».

Основные шаги анализа конфликтной ситуации с применением теории поля

Шаг-1. Рассмотрение ситуации в целом приближении (с «высоты птичьего полета») .

Шаг-2. Более детальный анализ элементов.

Задачи на закрепление термина

Задача № 1. Схемы конфликтов по К. Левину (1935).

В 1935 году К. Левин предложил три основные схемы конфликтов:

1) сближение — сближение,

2) избегание — избегание,

3) сближение — избегание.

Данная схема поныне используется конфликтологами для поиска путей по выходу из конфликтов.

Вопрос: Имеется ли недостающий элемент в схемах К. Левина?

Задача № 2. Каша.

Трехлетний ребенок капризничает за столом и не хочет есть кашу.

Вопрос: как можно изменить пищевые предпочтения ребенка, используя теорию поля?

Подсказка: у любого ребенка есть его любимые герои, которым он стремится подражать.

+ Ваши дополнительные возможности:

1) Уже 17 400 подписчиков в наиболее #интеллектуальный русскоязычный видеоканал, где можно в комфортной – а не как на ТV ток-шоу – атмосфере обсуждать сложные проблемы.

2) Видео: энциклопедия / словарь творчества VIKENT.RU: Стратегии личности

3. Вы можете #бесплатно скачать:

ВИДЕО-задачник проекта VIKENT.RU № 01

Теория поля Левина | Социальная психология

В «Невидимых монстрах» Чака Паланика он пишет: «Во мне нет ничего оригинального. Я — объединенное усилие всех, кого я когда-либо знал». Когда вы узнаете о теории поля Левина, это мнение покажется вам довольно знакомым.

Что такое теория поля Левина?

Теория поля Левина не имеет ничего общего с квантовой физикой.

О Курте Левине

Понятия теории поля и примеры

Другие вклады Курта Левина в социальную психологию

Курт Левин Цитаты из теории поля в социальных науках

Что такое теория поля Левина?

Невидимые монстры не были о Курте Левине или психологических теориях, но эта цитата, безусловно, говорит о том, о чем мы будем говорить сегодня. Хотя, если бы это зависело от Левина, эта цитата была бы немного видоизменена. Теория поля Левина предполагает, что вы являетесь комбинацией всего, что вы когда-либо знали.

Теория поля Левина не имеет ничего общего с квантовой физикой.

Существует множество «теорий поля». Теория поля Левина существует в мире социальной психологии. Это не имеет ничего общего с квантовой теорией поля или теорией кристаллического поля. Единая теория поля Эйнштейна может быть похожа на теорию поля Левина в том, что она также предполагает, что «все» связано друг с другом, но большинство теорий поля существуют в мире физики, а не психологии.

Если вам интересно узнать о социальной психологии, читайте дальше!

О Курте Левине

Курт Левин был психологом, родившимся в Польше в конце 1800-х годов. Он изучал психологию в Германии, а затем эмигрировал в Америку. Тесно сотрудничая с гештальт-психологами, он разработал теорию поля и другие идеи об изменениях, образовании и обучении. На протяжении всей своей карьеры перед Левином стояла задача использовать психологию как способ понять и преодолеть предрассудки. Его работа заложила основы «тренировки чувствительности». Левин также был наставником Леона Фестингера, который продолжил разработку теории когнитивного диссонанса и теории социального сравнения.

Левин также был известен своей работой, соединяющей миры психологии, математики и топографии. Теория поля также известна как «топологическая и векторная психология».

Влияние гештальт-теории 

Левин использовал концепции гештальт-психологии для создания теории поля. Гештальт-психология была разработана в начале 19 века и ввела новые представления о восприятии. В то время структурализм был доминирующей школой в психологии. Структурализм попытался разбить взрослый разум на каждую из его частей и проанализировать, как эти части сочетаются друг с другом.

Но гештальт-психологов меньше интересовали отдельные «части». Теория гештальта предполагала, что люди воспринимают «целое», а не отдельные части. Сегодня принципы гештальта все еще изучают дизайнеры, визуальные художники и разработчики программного обеспечения, которые хотят создать продукт или интерфейс, которые легко понять.

Концепции и примеры теории поля 

Гештальт-теорию можно обобщить, сказав: «целое больше, чем сумма его частей». Теория поля пытается определить это «целое» и применить эти принципы к человеку или ситуации. Это предполагает, что следует изучать закономерности между индивидуумом и полем, в котором они существуют.

Поле

Левин также черпал вдохновение из математики и физики, чтобы «наметить» поле человека. (Это поле также известно как среда. ) В среде человека находятся все факторы, которые могут влиять на его решения или поведение.

Примеры этих факторов включают:

  • Пережитый человеком опыт
  • Используемые средства массовой информации
  • Люди и идеи, с которыми человек вступил в контакт
  • Понимание социальных норм и правил

Эти поля могут быть одинаковыми у разных людей, но никакие два поля не будут выглядеть абсолютно одинаково. Каждая среда в конечном счете отличается, поскольку она состоит из всех переживаний и чувств человека, многие из которых уникальны для него.

Левин считал, что для анализа человека или ситуации необходимо учитывать все окружение. Каждый опыт, даже тот, который может показаться неуместным или значимым, должен рассматриваться как важный. Это означает, что комментарий, сделанный прохожим или участником детского дня рождения, может по-прежнему влиять на общее окружение человека и, в конечном итоге, на его поведение.

Life-Space

Взгляд Левина на поведение отличался от взглядов бихевиористов. Он считал, что поведение является функцией «жизненного пространства» человека, что демонстрируется уравнением B = f (LS). Жизненное пространство учитывает все факторы, влияющие на решения человека, включая его восприятие своего опыта. Эти восприятия и интерпретации будут варьироваться от человека к человеку, как и опыт, который они воспринимают и интерпретируют.

В = f (П, Э)

Давайте разобьем уравнение дальше. Левин считал, что человек и его окружение в конечном итоге определяют поведение человека, или B = f(LS) = F(P,E). Я обсуждал окружающую среду ранее в видео, но что такое «человек»?

Левин использовал идеи гештальт-теории для определения этого термина.

Примеры факторов, составляющих «человека», включают:

  • Ценности или убеждения, которых придерживается индивидуум
  • Их восприятие и чувства по отношению к определенным переживаниям 
  • Способности и навыки
  • Другие характеристики и свойства личности
  • Мотивации, которые движут личностью к той или иной цели (также называемые «векторами»)

Жизненное пространство динамично. Каждый день приносит новые впечатления. По мере того, как человек развивается, учится и меняется, его «личность» будет меняться и формировать его жизненное пространство.

Взаимодействие между человеком и тем, что он пережил, в конечном итоге определит его поведение.

Жизненное пространство в словах Курта Левина

Вот что Курт Левин сказал о жизненном пространстве в своей книге Теория поля как социальная наука:

«Жизненное пространство… включает в себя как человека, так и его психологическое среда. Тогда задача объяснения поведения становится идентичной (1) поиску научного представления жизненного пространства (LSp) и (2) определению функции (F), которая связывает поведение с жизненным пространством. Эту функцию (F) обычно называют законом… Писатель, рассказывающий историю поведения и развития человека, дает нам подробные данные о его родителях, братьях и сестрах, характере, интеллекте, роде занятий, друзьях, его статус. Он дает нам эти данные в их специфической взаимосвязи, т. е. как часть общей ситуации. Психология должна решать ту же задачу научными, а не поэтическими средствами…

Метод должен быть аналитическим, поскольку необходимо различать различные факторы, влияющие на поведение. В науке эти данные также должны быть представлены в их конкретных условиях в рамках конкретной ситуации. Совокупность сосуществующих фактов, рассматриваемых как взаимозависимые, называется полем. Психология должна рассматривать жизненное пространство, включая человека и его среду, как единое поле».

Цели, барьеры, конфликты

Согласно Левину, окружающая среда человека — это не просто набор переживаний. Карты окружения человека могут также включать его цели и любые препятствия, которые мешают им достичь своих целей. Эти цели могут включать в себя то, чего человек хочет достичь (положительная валентность), или цели, которые включают то, чего человек пытается избежать (отрицательная валентность). 

Пока эта цель не будет достигнута, человек может чувствовать напряжение. Пока цель не достигнута и влечение к этой цели не удовлетворено, это напряжение все еще будет существовать. Левин считал, что это напряжение особенно запоминается. Например, незавершенная задача, окруженная напряжением, с большей вероятностью останется в чьем-то сознании, чем завершенная задача без какого-либо напряжения.

Когда человек преодолевает определенные барьеры или конфликты, его жизненное пространство будет формироваться и изменяться.

Другие вклады Курта Левина в социальную психологию

До теории поля психологи больше концентрировались на поведении человека и на том, как его можно понять или изменить. Левин был одним из первых психологов, изучивших, как люди взаимодействуют с окружающей средой и друг с другом. По этой причине его считают «отцом» социальной психологии.

Разрабатывая теорию поля и другие идеи, Левин привносил идеи из математики и естественных наук в мир психологии. Он был одним из первых психологов, которые извлекли идеи из научного метода и применили их к социальной психологии. Вместо того, чтобы наблюдать за отдельными людьми и их взаимодействием, он контролировал элементы окружающей среды и стал пионером в том, как психологи проводят эксперименты.

Вклад Левина в мир психологии огромен. Без его работы и идей теории поля мир социальной психологии, вероятно, выглядел бы совершенно иначе.

Теория изменений против теории поля

Теория поля Курта Левина, пожалуй, самый известный его вклад в социальную психологию, но он также разработал теорию изменений. Теория изменений Курта Левина сильно отличается от теории поля тем, что она пытается объяснить, как мы можем отвергнуть и заменить информацию, которую мы узнали. Левин разработал модель «разморозить-изменить-заморозить», которая инструктирует отдельных лиц и команды о том, как изменить свое мышление и поведение. Вы можете узнать больше об этой теории здесь!

Курт Левин Цитаты из

Теория поля в социальных науках

Хотите узнать больше о теории поля? Возьмите Теория поля в социальных науках в вашей местной библиотеке. Вот некоторые примечательные цитаты из книги:

О предложении новой теории
  • «История принятия новых теорий часто показывает следующие этапы: Сначала новая идея рассматривается как чистая ерунда, на которую не стоит смотреть. Затем наступает время, когда выдвигается множество противоречивых возражений, таких как: новая теория слишком причудлива или это просто новая терминология; это не плодотворно, или просто неправильно. В конце концов достигается состояние, когда каждый, кажется, утверждает, что всегда следовал этой теории. Обычно это последнее состояние перед всеобщим признанием».
  • «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория».
О влиянии прошлого
  • «Это часто неверно понималось и интерпретировалось в том смысле, что теоретиков поля не интересуют исторические проблемы или влияние предыдущего опыта. Ничто не может быть более ошибочным. На самом деле теоретиков поля больше всего интересуют проблемы развития и истории, и они, безусловно, внесли свой вклад в расширение временного охвата психологического эксперимента от классического эксперимента по времени реакции, который длится всего несколько секунд, до экспериментальных ситуаций, которые содержат систематически создаваемая история в течение нескольких часов или недель».
Об обучении
  • «Обучение более эффективно, когда оно является активным, а не пассивным процессом».
О культуре
  • » Нынешнюю ситуацию — статус-кво — следует рассматривать как поддерживаемую определенными условиями или силами. Культура — например, пищевые привычки определенной группы в данное время — это не статичное явление, а живой процесс, подобный реке, которая движется, но сохраняет узнаваемую форму… Пищевые привычки не возникают на пустом месте. Они являются неотъемлемой частью ежедневного ритма бодрствования и сна; быть одному и в группе; зарабатывать на жизнь и играть; быть членом города, семьи, социального класса, религиозной группы. . . в районе с хорошими продуктами и ресторанами или в районе с плохим и нерегулярным снабжением продуктами питания. Каким-то образом все эти факторы влияют на пищевые привычки в любой момент времени. Они определяют пищевые привычки группы каждый день заново, подобно тому как количество воды и характер русла реки определяют течение реки, его постоянство или изменение.

[статья-ссылка]

Полевая теория обучения Левина

РЕКЛАМА:

Курт Левин (1890-1947), в отличие от психологов Павлова, Скиннера и Гестлтиана, проводил эксперименты по изучению поведения детей. Он использовал сложную экспериментальную установку с целью контроля всего окружения ребенка в ходе исследования для получения подробной информации.

Левин подчеркивал важность изучения поведения как функции общей физической и социальной ситуации. Левин считает, что психологические законы не обязательно формулировать исключительно на основе статистических средних. Скорее индивидуальный случай одинаково важен.

Даже если бы были известны все общие психологические законы, нам все равно нужно было бы понять конкретную индивидуальную и «общую ситуацию», в которой он существует, прежде чем мы сможем делать какие-либо прогнозы относительно его поведения.

РЕКЛАМА:

Таким образом, Левин предпочитает идиографическую психологию, в которой основное внимание уделяется индивидууму, в отличие от номотетической психологии, где упор делается на статистическое среднее.

Левин описывает свою точку зрения следующей формулой:

b=F(pe)

B представляет поведение

f представляет собой функцию

P представляет собой человека

E представляет собой общую ситуацию в окружающей среде.

Левин объясняет индивидуальное поведение на основе жизненного пространства. Жизненное пространство человека зависит от его психологической силы. Он включает в себя человека; его влечения, напряжения, мысли и его окружение, состоящее из воспринимаемых объектов и событий.

Левин представляет свою теорию с помощью диаграммы, в центре которой находится человек. Он движется через свое жизненное пространство, состоящее из совокупности фактов, определяющих его поведение в данный момент времени.

Жизненное пространство содержит самого человека, цели, которые он ищет (положительная валентность) или избегает (отрицательная валентность), барьеры, ограничивающие движения человека, и путь, по которому он должен следовать, чтобы достичь своей цели.

Желание создает напряжение в человеке, и напряжение приходит в уравновешивающее состояние, и человек действует. После достижения цели организм (индивидуум) возвращается в состояние покоя до тех пор, пока его не активизирует новое желание.

В теории Левина основными факторами являются угроза, цель и барьер. Человек, который должен достичь какой-то цели, должен преодолеть барьер. Барьер может быть психологическим или физическим. Из-за изменения барьера в жизненном пространстве индивидуума происходит непрерывная перестройка.

Теория Левина называется теорией поля, так как для психолога поле означает тотальный психологический мир, в котором живет человек в определенное время. Он включает в себя материи и события прошлого, настоящего и будущего, конкретные и абстрактные, действительные и воображаемые — все это интерпретируется как одновременные аспекты ситуации. Левин утверждает, что каждый человек существует в силовом поле. Поле сил, на которое откликается или реагирует индивидуум, называется его жизненным пространством.

Теория Левина рассматривает обучение как релятивистский процесс, посредством которого учащийся развивает новые идеи или изменяет старые. Согласно теории, обучение — это не механистический процесс соединения стимулов и реакций внутри биологического организма. Полевая психология объясняет развитие инсайта как изменение когнитивной структуры жизненного пространства.

Теория Левина рассматривает обучение как релятивистский процесс, посредством которого обучаемый развивает новые идеи или изменяет старые. Согласно теории, обучение не является механистическим процессом соединения стимулов и реакций в биологическом организме. Полевая психология объясняет развитие инсайта как изменение когнитивной структуры жизненного пространства.

Теория Левина может быть объяснена следующим образом:

Предположим, что человек P движется к цели получения общественного признания. Но для достижения цели ему приходится извиняться. Новое требование извинений — это преграда на его пути. Барьером могут быть физические или психологические силы, мешающие ему достичь цели. Эти силы организуются в паттерн, определяющий его будущее поведение.

Левин разделил обучение на следующие категории:

(i) Обучение — это изменение когнитивной структуры.

(ii) Обучение – это изменение мотивации, т. е. валентностей и ценностей.

(iii) Обучение – это приобретение навыков.

(iv) Обучение – это изменение групповой принадлежности.

Обучение всех типов связано с изменением восприятия.

Изменения в когнитивной структуре вызываются силами психологического поля – потребностями, стремлениями и валентностями.

Левин считает, что уровень устремления зависит от потенциальных возможностей человека и от влияния группы, к которой он принадлежит. Слишком высокие или слишком высокие стремления препятствуют обучению.

Основные концепции теории поля Левина:

Система Левина в значительной степени опирается на концепции, полученные из топологии, раздела высшей математики, занимающегося преобразованиями в пространстве, из векторного анализа или математики направленных линий, а также из наук о понятия химии и физики как валентность, равновесие и сила поля. Самая важная публикация Левина — «Принципы топологической психологии» (1936).

Основные понятия, используемые в теории поля Левина, следующие:

1. Топология:

Ее также называют топологической. Два основных понятия, которые обозначает топологическое пространство, это:

(i) Связность и

(ii) Отношения части и целого.

Топологические понятия используются для представления структуры жизненного пространства таким образом, чтобы определить диапазон возможных восприятий и действий. Это достигается путем показа расположения функциональных частей жизненного пространства. Части показаны в виде различных областей и их границ. Когда человек структурирует свое жизненное пространство, он делит его на регионы.

2. Вектор:

Термин «вектор» обозначает силу, влияющую на движение к цели или от нее. Если есть только один вектор (сила), то есть движение в направлении вектора. Однако при наличии двух или более векторов, действующих одновременно в разных направлениях, движение происходит в направлении равнодействующей силы.

3. Жизненное пространство:

Его еще называют психологическим полем. Психологическое поле – это пространство, в котором человек движется психологически. Он содержит всю психологическую реальность человека — самого себя и то, о чем он думает или что получает от своего физического и социального окружения.

4. Человек в жизненном пространстве:

Человек часто представляется как точка, движущаяся в своем жизненном пространстве, на которую воздействуют притяжения и толчки, преодолевая барьеры в своем передвижении в своем жизненном пространстве. .

5. Валентность:

Когда человека привлекает объект, говорят, что этот объект имеет положительную валентность. Когда человек отталкивается от объекта, который, как говорят, имеет отрицательную валентность. Человек имеет тенденцию двигаться к области жизненного пространства, имеющей положительную валентность, и стремится удалиться от области жизненного пространства, имеющей отрицательную валентность. Поскольку жизненное пространство может содержать регионы с несколькими активными валентностями одновременно, это порождает конфликт, особенно когда противоборствующие силы примерно уравновешены.

Левин выделяет три основных вида конфликта:

(1) Две положительные валентности:

Например, когда ребенку приходится выбирать между походом на пикник и игрой с друзьями.

(2) Одновременная положительная и отрицательная валентность:

Например, когда ребенку предлагают награду за школьное задание, которое он не хочет выполнять.

(3) Two Negative Valence:

Например, когда ребенку грозит наказание, если он не выполняет задачу, которую он не желает выполнять.

6. Расстояние и направление:

Когда существует близкое соответствие между жизненным пространством и физическим пространством, физические расстояния и направления могут использоваться в экспериментальных целях как аппроксимации расстояний и направлений в жизненном пространстве.

7. Поведение:

Левин рассматривает поведение как функцию текущего жизненного пространства. Он настаивает на том, что поведение зависит от настоящего, а не от прошлого или будущего.

8. Барьер:

Это динамическая часть среды, сопротивляющаяся движению через нее. Она стоит на пути человека к своей цели.

9. Цель:

Цель — область валентности-области жизненного пространства, к которой человек психологически притягивается.

10. Напряжение:

Очень близко к психологическим потребностям и описывает их. Снятие напряжения может быть достигнуто либо через достижение цели, либо через перестройку жизненного пространства.

11. Когнитивная структура:

Это среда, включающая в себя человека, известного человеку. Это синоним проницательности или понимания.

Значение теории поля в классе:

Принимая во внимание теорию поля в целом, значение преподавания и обучения в классе включает в себя важность видения общей ситуации в начале урока или занятия. Преподаватель должен предварительно просмотреть соответствующие действия и проблему, с которой предстоит столкнуться. Более того, с точки зрения теоретика поля, учитель должен иметь в виду, что ученик, сам учитель, другие учителя, школа и группа сверстников — все это части общей ситуации.

Потребность видеть ситуацию в целом и в деталях очень необходима. Учитель должен помочь учащимся осознать цель и препятствие. Цель должна быть представлена ​​проще и проще. Иногда частичное понимание ситуации может частично снять напряжение. Награда и наказание Например, чтобы получить отличие на экзамене (зачет), студент может списать (сокращенный метод). Следовательно, необходимо поставить некоторые барьеры над ситуацией вознаграждения, чтобы избежать доступа к таким коротким методам.

В случае наказания, однако, есть тенденция покинуть поле боя из-за неприятности задания, если только не существуют какие-то сильные барьеры, удерживающие его в поле. Действия, связанные с вознаграждением, часто становятся интересными и нравятся, так что мотивация перестает быть внешней, в то время как действия, контролируемые угрозой наказания, становятся чрезвычайно ненавистными.

2. Успех и неудача:

Психологический анализ успеха с точки зрения учащегося показывает следующие возможности:

(1) Достижение цели – залог успеха.

(2) Попасть в область цели может быть успешным опытом.

(3) Достижение определенного прогресса в направлении цели также представляет собой опыт успеха.

(4) Выбор социально одобренной цели также является опытом успеха.

Психологический успех или неудача зависят от участия эго и уровня стремления. Успех в легком задании не является опытом успеха, поскольку он не затрагивает эго человека. Точно так же неудача в очень сложной задаче не является опытом неудачи.

3. Мотивация:

Повторение деятельности вносит изменения как в когнитивную структуру, так и в системы потребности-напряжения. В результате этой цели меняется привлекательность. Левин называет привлекательность цели валентностью и изменением валентности.

Валентность может измениться любым из следующих способов:

(1) Привлекательные цели могут потерять внимание, если деятельность, связанная с ними, повторяется до точки насыщения.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts