Теория происхождения государства и права психологическая теория: Психологическая теория происхождения государства | это… Что такое Психологическая теория происхождения государства?

Содержание

Психологическая теория происхождения государства | это… Что такое Психологическая теория происхождения государства?

Психологическая теория происхождения государства — теория происхождения государства, разработанная Львом Петражицким. Согласно этой теории, государство образовалось в результате деления общества по психологическим признакам: одни способны только подчиняться и подражать, другие могут управлять.

Содержание

  • 1 Суть теории
  • 2 Оценка теории
  • 3 Критика
  • 4 Заключение
  • 5 Ссылки

Суть теории

Суть теории состоит в утверждении, что у человека существует психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также чувство коллективного взаимодействия. Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство как-раз-таки есть следствие реализации этих психологических закономерностей развития человека. Психика человека, его импульсы и эмоции играют главную роль не только в приспособлении человека к изменяющимся условиям, но и в образовании государства и права.

Ему вторит Е.Н. Трубецкой, ссылаясь на Спенсера, и указывает, что «между частями биологического организма существует связь физическая; напротив того, что между людьми — частями социального организма — связь психическая». Солидарность, таким образом, — основная черта человека. Однако люди не равны по своим психологическим качествам. Так же как по физической силе различают слабых и сильных, также различными являются и качества психологические. Одни люди склонны подчинять свои поступки авторитету. Им свойственна потребность подражать. Сознание зависимости от элиты первобытного общества, осознание справедливости определенных вариантов действий и отношений и прочее вносит в их душу успокоение и дает состояние стабильности, уверенности в их поведении. Другие люди, напротив, отличаются желанием повелевать и подчинять своей воле других. Именно они становятся лидерами в обществе, а затем и представителями публичной власти, служащими государственного аппарата.

Оценка теории

Возникновение психологической теории происхождения государства было в определенной степени большим прорывом в юридической науке. Это стало возможным лишь в конце XIX в., когда стала формироваться психология как самостоятельная отрасль знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки заметно возрос, когда в ней возобладали экспериментальные методы исследований и начали складываться крупные школы, расходившиеся в трактовке психики. Воспринятые социологами и юристами идеи этих школ и положили начало формированию новых направлений в юридической науке.

Было справедливо замечено, что психика человека существенно отличается от психики животных. Человеку свойственна куда более развитая психика. В ней присутствует чувство солидарности, чувство коллективизма.Заслугой сторонников данной теории является указание на то, что в процессе образования государства большую роль играют психологические факторы. Тем самым они постарались сделать шаг в сторону от экономического детерминизма, безраздельно овладевшего умами многих. Верно и то, что различные интересы людей (экономические, политические, культурные, бытовые и пр.) реализуются только через психику. Все действия человека проходят через его психику на уровне условных и безусловных рефлексов.

Критика

Во-первых, указывая на роль психологических качеств в процессе образования государства, представители психологической теории с позиций развития психологической науки того времени не могли дать нам развернутого учения о роли психики в образовании государства. Называя все психологические качества людей «импульсами», «эмоциями» и «переживаниями», они не видели между ними разницы. А между тем психика людей разделяется на эмоциональную, волевую, мыслительную сферы. Во взаимоотношениях между людьми очень важны именно волевые качества. На их основе устанавливаются психологическая соподчиненность между людьми и социальная «пирамида», разновидностью которой является государство. Сильные волевые качества делают людей естественными лидерами. Именно такие люди, как правило, и становятся у «руля» племени, союза племен, а затем и государства.

Во-вторых, говоря о психологических качествах, сторонники психологической теории подчеркивают, что стремление к солидарности людям присуще чуть ли не с рождения. Но что же мы видим в действительности? Люди с момента начала своего существования на земле воюют друг с другом постоянно, и война в древности была правилом, а не исключением.

Конечно, под влиянием угрозы уничтожения или умаления своих жизненно важных интересов люди способны объединяться. Но ведь солидарность в таком случае бывает присуща и животным. Так, например, гиеновые собаки не только взаимодействуют в ходе охоты, но и заботятся о пострадавших: выставляют около них охрану, издалека приносят пищу. Нам поведение гиеновых собак очень симпатично. Но всегда и все ли даже современные люди поступают также? До сих пор не снята проблема захоронения останков солдат, погибших во время Великой Отечественной войны. Раскопки же показывают, что среди обследованных скелетов предков человека, живших миллионы, сотни тысяч и даже десятки тысяч лет назад, не встречаются следы успешно заживших травм, при которых человек теряет способность ходить. Значит, получившие такую травму люди не выживали, поскольку наши предки, вероятно, бросали раненых на произвол судьбы.

В-третьих, приветствуя стремление авторов психологической теории умерить экономический детерминизм, нельзя не отметить, что они впадают в другую крайность: придают решающее значение в процессе образования государства факторам психологическим, т.е. по существу допускают ту же ошибку. Конечно, психологические факторы не имеют решающего воздействия на указанный процесс, но сбрасывать их со счетов — это еще более грубая ошибка, нежели их недооценка.

Заключение

И, наконец, следует указать, что психические и психологические качества людей формируются под влиянием экономических, политических, социальных, военных, религиозных, духовных факторов.

В заключение рассмотрения психологической теории отметим, что положительную оценку заслуживают попытки ее сторонников найти универсальную причину, объясняющую процесс образования государства. Однако представляется, что эта задача ими не выполнена.

Ссылки

  • Государство и власть: Психологическая теория
  • Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: [1]

Психологическая теория происхождения государства | это… Что такое Психологическая теория происхождения государства?

Психологическая теория происхождения государства — теория происхождения государства, разработанная Львом Петражицким. Согласно этой теории, государство образовалось в результате деления общества по психологическим признакам: одни способны только подчиняться и подражать, другие могут управлять.

Содержание

  • 1 Суть теории
  • 2 Оценка теории
  • 3 Критика
  • 4 Заключение
  • 5 Ссылки

Суть теории

Суть теории состоит в утверждении, что у человека существует психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также чувство коллективного взаимодействия. Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство как-раз-таки есть следствие реализации этих психологических закономерностей развития человека. Психика человека, его импульсы и эмоции играют главную роль не только в приспособлении человека к изменяющимся условиям, но и в образовании государства и права.

Ему вторит Е.Н. Трубецкой, ссылаясь на Спенсера, и указывает, что «между частями биологического организма существует связь физическая; напротив того, что между людьми — частями социального организма — связь психическая». Солидарность, таким образом, — основная черта человека. Однако люди не равны по своим психологическим качествам. Так же как по физической силе различают слабых и сильных, также различными являются и качества психологические. Одни люди склонны подчинять свои поступки авторитету. Им свойственна потребность подражать. Сознание зависимости от элиты первобытного общества, осознание справедливости определенных вариантов действий и отношений и прочее вносит в их душу успокоение и дает состояние стабильности, уверенности в их поведении. Другие люди, напротив, отличаются желанием повелевать и подчинять своей воле других. Именно они становятся лидерами в обществе, а затем и представителями публичной власти, служащими государственного аппарата.

Оценка теории

Возникновение психологической теории происхождения государства было в определенной степени большим прорывом в юридической науке. Это стало возможным лишь в конце XIX в., когда стала формироваться психология как самостоятельная отрасль знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки заметно возрос, когда в ней возобладали экспериментальные методы исследований и начали складываться крупные школы, расходившиеся в трактовке психики. Воспринятые социологами и юристами идеи этих школ и положили начало формированию новых направлений в юридической науке.

Было справедливо замечено, что психика человека существенно отличается от психики животных. Человеку свойственна куда более развитая психика. В ней присутствует чувство солидарности, чувство коллективизма.Заслугой сторонников данной теории является указание на то, что в процессе образования государства большую роль играют психологические факторы. Тем самым они постарались сделать шаг в сторону от экономического детерминизма, безраздельно овладевшего умами многих. Верно и то, что различные интересы людей (экономические, политические, культурные, бытовые и пр.) реализуются только через психику. Все действия человека проходят через его психику на уровне условных и безусловных рефлексов.

Критика

Во-первых, указывая на роль психологических качеств в процессе образования государства, представители психологической теории с позиций развития психологической науки того времени не могли дать нам развернутого учения о роли психики в образовании государства. Называя все психологические качества людей «импульсами», «эмоциями» и «переживаниями», они не видели между ними разницы. А между тем психика людей разделяется на эмоциональную, волевую, мыслительную сферы. Во взаимоотношениях между людьми очень важны именно волевые качества. На их основе устанавливаются психологическая соподчиненность между людьми и социальная «пирамида», разновидностью которой является государство. Сильные волевые качества делают людей естественными лидерами. Именно такие люди, как правило, и становятся у «руля» племени, союза племен, а затем и государства.

Во-вторых, говоря о психологических качествах, сторонники психологической теории подчеркивают, что стремление к солидарности людям присуще чуть ли не с рождения. Но что же мы видим в действительности? Люди с момента начала своего существования на земле воюют друг с другом постоянно, и война в древности была правилом, а не исключением.

Конечно, под влиянием угрозы уничтожения или умаления своих жизненно важных интересов люди способны объединяться. Но ведь солидарность в таком случае бывает присуща и животным. Так, например, гиеновые собаки не только взаимодействуют в ходе охоты, но и заботятся о пострадавших: выставляют около них охрану, издалека приносят пищу. Нам поведение гиеновых собак очень симпатично. Но всегда и все ли даже современные люди поступают также? До сих пор не снята проблема захоронения останков солдат, погибших во время Великой Отечественной войны. Раскопки же показывают, что среди обследованных скелетов предков человека, живших миллионы, сотни тысяч и даже десятки тысяч лет назад, не встречаются следы успешно заживших травм, при которых человек теряет способность ходить. Значит, получившие такую травму люди не выживали, поскольку наши предки, вероятно, бросали раненых на произвол судьбы.

В-третьих, приветствуя стремление авторов психологической теории умерить экономический детерминизм, нельзя не отметить, что они впадают в другую крайность: придают решающее значение в процессе образования государства факторам психологическим, т.е. по существу допускают ту же ошибку. Конечно, психологические факторы не имеют решающего воздействия на указанный процесс, но сбрасывать их со счетов — это еще более грубая ошибка, нежели их недооценка.

Заключение

И, наконец, следует указать, что психические и психологические качества людей формируются под влиянием экономических, политических, социальных, военных, религиозных, духовных факторов.

В заключение рассмотрения психологической теории отметим, что положительную оценку заслуживают попытки ее сторонников найти универсальную причину, объясняющую процесс образования государства. Однако представляется, что эта задача ими не выполнена.

Ссылки

  • Государство и власть: Психологическая теория
  • Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: [1]

Характеристика теорий происхождения государства и права

Основные теории происхождения государства — богословская, патриархальная, договорная, насильственная, органическая, материалистическая, психологическая, родовая и ирригационная — кладут в основу какой-то один господствующий способ возникновения государственности.

Теологическая теория происхождения государства получила распространение в средние века. Его основоположником принято считать св. Фому Аквинского (1225 — 1274), труды которого стали своеобразной энциклопедией церковной идеологии того времени. В 1879 г.энциклика папы Льва XIII по учению Фомы Аквинского (томизм) была объявлена ​​наиболее соответствующей духу и целям католицизма. В современных условиях получили развитие теории теологической идеологии исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен), представителей неотомизма (Ж. Дабен, Ж. Месснер и др.).

По мнению представителей этого учения, государство — продукт божественной воли, в силу которой государственная власть была бесспорной, зависимой в основном от религиозных организаций и лидеров. Следовательно, человек обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределяло одну и ту же божественную волю, ни с чем не примиряющуюся и не противящуюся последовательнице власти Божией на земле. Следовательно, непослушание правительства можно рассматривать как непослушание Богу.

К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства относятся древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель XVII в. Р. Филмера, российский социолог Н. Михаил и др.

Эти ученые обосновывают тот факт, что у людей — есть коллективное стремление к взаимному общению, которое приводит к возникновению семьи. В последующем развитие и рост семьи в результате сближения людей и увеличения количества этих семей и в конечном итоге приводит к образованию государства. Таким образом, государство — продукт расширенной семьи, это своего рода большая семья.

Договорная теория происхождения государства получила распространение в наиболее логически завершенной форме в XVII — XVIII веках. в произведениях Гуго Гроция, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищева и др. По их мнению, государство предстает как продукт сознательного творчества в результате договора, заключенного людьми, находившимися ранее в «естественном» первобытном состоянии.

Государство — это разумный союз людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, свою власть государству. Изолированные по происхождению государства, индивиды становятся одним народом. В результате у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, а соответственно — и ответственности за их несоблюдение.

Наиболее логичная теория насилия была обоснована в XIX веке. в произведениях Э. Дюринга, Л. Гумпловича, Каутского и др.

Причину возникновения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном промысле и общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении некоторых других племен. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым стало государство.

Государство — «естественным» путем (т. е. с помощью насилия) возникла организация господства одного племени над другим. И это господство насилия и подчинения является основой подчиненного экономического господства.

В результате семьи военных выродились в касты, сословия и классы. Покоренные завоеватели превращались в рабов. Следовательно, государство — не результат внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

Органическая теория происхождения получила широкое распространение во второй половине XIX века. в трудах Герберта Спенсера, Вормса, Прейсса и др. Именно в этот век наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние естественного отбора, произведенного Чарльзом Дарвином.

По оценке этого учения, государство — это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Государство — продукт социальной эволюции, которая является единственным видом биологической эволюции. Государство, являясь разновидностью биологического организма, имеет мозг (правители) и средства реализации своих решений (подданные).

К представителям материалистической теории происхождения государства обычно относят Маркса, Энгельса и В. И. Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами.

Первостепенное значение для развития экономики, а значит, и для возникновения государственности имели три основных разделения труда (отдельно от земледелия и торговли скотом, обособленно стоял класс людей, занятых только обменом). Это разделение труда и связанное с ним инструменты улучшения повысили его производительность.

Возник прибавочный продукт, что в конечном итоге привело к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на классы имущих и неимущих, эксплуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшим следствием возникновения частной собственности служит распределение публичной власти, переставшей совпадать с обществом и не отражающей интересы всех его членов. Властная роль достается самым богатым людям в особой категории Губернаторов. Для защиты своих экономических интересов они создают новую политическую структуру — государство, служащее прежде всего орудием воли сильных мира сего.

Среди наиболее ярких представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Л. И. Петражицкого, Г. Тарда, Фрейда и др. Они связывают возникновение государственности с особыми свойствами психики человека: потребностью народа во власти над другими людьми, стремление подчиняться, подражать.

Причины кроются в состоянии зарождения тех способностей, которые первобытный человек приписывал вождям племен, жрецам, шаманам, ведьмам и т. д. Их магическая сила, психическая энергия (они совершали удачную охоту, боролись с болезнями, предвосхищали события и т. д.) создали условия для зависимости от сознания членов первобытного общества вышеупомянутой элиты. Это вне власти, приписываемой этой элите, а есть власть в государстве.

Наиболее ярким представителем патримониальной теории происхождения государства выступает К. Л. Галлер. Государство, по его мнению, как и земля находится в частной собственности правителя.

Родовая теория объясняет происхождение государственной собственности на землю. Такие правители господствуют над территорией из-за ее «исконных» прав собственности. В такой ситуации люди представляются арендаторами у землевладельцев, а чиновники — распорядителями правителей.

В соотношении понятий «власть-собственность» представители этой теории отдают приоритет праву собственности. Владение имуществом, а впоследствии и распространение на владение территорией, лежит в основе возникновения государства.

Наиболее ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является современный немецкий ученый Э. Виттфогель. Она связывает процесс становления государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах.

Он сопровождается ростом числа чиновников, суверенных людей, обеспечивающих эффективное использование структур данных и операторов других граждан.

Правительство, вынужденное проводить в таких условиях жестко централизованную политику, выступает в роли единоличного собственника и одновременно эксплуататора. Управляет, распределяет, учитывает, подчиняет.

Ирригационные проблемы, по мнению Виттфогеля, неизбежно ведут к формированию «управленческо-бюрократического класса», порабощению общества, формированию «агроменеджерской» цивилизации.

Таким образом, право действительно предстает перед теорией государства и права как очень сложный — по крайней мере, не менее сложный, чем государство, — социальный институт со всей совокупностью факторов, обусловивших его возникновение и форму осуществления. И понимание происхождения этого института составляет большую часть всех теоретических и юридических концепций.

Прежде всего, это та самая договорная, или естественно-правовая, теория, о которой упоминалось при обсуждении образования государства.

Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего волю Бога и высший разум явления. Но она не отрицает существования права естественного и человеческого (гуманного) начала.

Многие религиозные мыслители утверждали, что право — это Богом данное умение добра и справедливости.

Богословская теория одной из первых связала право на добро и справедливость. В этом его несомненная заслуга. Однако эта теория основана на научных данных, и

Теория государства, государственный порядок, государственное устройство — Jus Gentium и Конституция публичной власти | Система, порядок и международное право: ранняя история международно-правовой мысли от Макиавелли до Гегеля

Фильтр поиска панели навигации Оксфордская академическая система, порядок и международное право: ранняя история международно-правовой мысли от Макиавелли до Гегеля Public International LawBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордская академическая система, порядок и международное право: ранняя история международно-правовой мысли от Макиавелли до Гегеля Public International LawBooksJournals Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Еще

Ссылка

Бхута, Нехал,

«Теория государства, государственный порядок, государственная система — Jus Gentium и Конституция публичной власти»

,

в Stefan Kadelbach, Thomas Kleinlein, and David Roth-Isigkeit (eds)

,

Система, порядок и международное право: ранняя история международно-правовой мысли от Макиавелли до Гегеля0003

), https://doi. org/10.1093/acprof:oso/9780198768586.003.0020,

, по состоянию на 28 ноября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордская академическая система, порядок и международное право: ранняя история международно-правовой мысли от Макиавелли до Гегеля Public International LawBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордская академическая система, порядок и международное право: ранняя история международно-правовой мысли от Макиавелли до Гегеля Public International LawBooksJournals Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В этой главе утверждается, что концепции и теории государства перформативны: они частично конституируют объект, который они описывают, и становятся средствами, с помощью которых государственный порядок оправдывается, материализуется и действительно организуется. Как таковые, теория государства и концепция государства необходимы для любого реально существующего государственного порядка и имеют серьезные определяющие последствия для интеллектуальной конструкции международного права как правового порядка и системы отношений между государственными порядками и между ними. В главе демонстрируется организующая сила государственных концепций на осмысление природы порядка международного права, а также то, каким образом jus naturae et jus gentium стала существенной для теоретизирования и воспроизведения того особого вида публичной власти, который мы связываем с современной концепцией государства.

Ключевые слова: теория государства, jus naturae, jus gentium, перформативные теории, государственность, публичная власть

Предмет

Международное публичное право

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts