Психологическая теория происхождения государства кратко: основные положения и представители
Содержание:
- Суть психологической теории происхождения государства
- Основные теоретики теории
- Достоинства и недостатки теории
- Проблемы объективности и субъективности психологической теории
- Роль теории для современной науки
- Примеры государств
Содержание
- Суть психологической теории происхождения государства
- Основные теоретики теории
- Достоинства и недостатки теории
- Проблемы объективности и субъективности психологической теории
- Роль теории для современной науки
- Примеры государств
Суть психологической теории происхождения государства
Государство как политическая форма организации общества существовала не всегда. С момента выделения человека из животного мира до обретения им самосознания и перехода к образу жизни под государственным управлением прошло много лет постоянного изменения структуры общества.
Считается, что возникновение основных институтов власти произошло еще на первобытной стадии развития человеческого общества, однако полноценным государством данную структуру назвать сложно.
Единого термина понятия «государство» нет ни в международном праве, ни в науке. Нет также и единой даты появления государства как формы организации людей.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Основными теориями происхождения государства являются:
- теологическая;
- патриархальная;
- договорная;
- классовая;
- органическая;
- теория насилия;
- психологическая.
Последняя по списку теория получила свое развитие в научных кругах в конце XIX – начале XX веков.
Психологическая теория происхождения государства — концепция, согласно которой государство образовалось вследствие естественного разделения людей по психологическим причинам на управляющих (или ведущих) и управляемых (или ведомых).
Содержание описанной концепции общества основывалось не на материальных ценностях, а на психологическом взаимодействии индивидов.
Человек как биосоциальное существо нуждается в постоянном нахождении в обществе, так как оно:
- обеспечивает ему защиту от физических опасностей и голода;
- предоставляет постоянную психологическую поддержку;
- в основном пассивно и нуждается в управлении;
- организованно по структуре благодаря выделению управленцев, стремящихся к контролю и воздействию на массы;
- является структурой с деструктивными членами, которые должны либо подчиниться контролю, либо быть изгнаны, чтобы не нарушать спокойствие других индивидов.
Коллективное взаимодействие помогло развитию у человека сознания и самосознания, которые привели к институционализации государства как механизма и совершенствованию права.
СледствиеПсихика человека, его эмоции и импульсы, нуждающиеся в порядке и спокойствии, в сущности привели к появлению государства и права.
Психологическая концепция появления государства получила широкое развитие в момент своего становления. Она логически отражает постепенное формирование государственной системы, связанное с психологической готовностью людей к подобному способу организации общественной жизни. Данная концепция объясняет социальные протесты, войны, отделение религии и политики, превалирование науки и философии в политологии в последнее время.
Основные теоретики теории
Основателем психологической теории формирования государства является русско-польский ученый Лев Иосифович Петражицкий. В своих трудах «Введение в изучение права и нравственности» и «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» правовед и дипломат описал взаимосвязь психологии человека и теории права.
Родоначальник теории опирается на человеческую психику с особыми потребностями, эмоциями и переживаниями, реализующимися исключительно во время социального взаимодействия. Первопричиной же создания государственной формы организации является выделение психически сильных людей и главенство их над основной менее активной массой.
Пассивные люди подвержены желанию подчиняться авторитету активных людей, что в форме государственного управления обществом дает людям чувство стабильности и спокойствия, уверенности в будущем.
Другой теорией, на которую опирается психологическая концепция создания государства, является идея «копирования» или «имитации» французского социолога и сторонника Петрижицкого Габриэля Тарда. По его мнению, в мире существуют «творцы», наделенные способностью создавать новое и «имитаторы», которые могут только копировать.
Творения и тех, и других постепенно приживаются в обществе, создавая социальные институты и право, регулирующее их. Общество людей постепенно движется к усвоению и применению открытий, становится более гармоничным под руководством права и правителей.
Еще один представитель психологической теории, Зигмунд Фрейд, в «Психологии масс» объяснял существование любых общностей как следствие свойств человеческой психики. Ученый считал, что человек изначально подсознательно выбирает группу, к которой будет принадлежать в обществе, он готов к ней и к исполнению ее ролей. Взаимодействие индивидов с уже заранее известными ролями и привело к появлению и долгому существованию государства.
Достоинства и недостатки теории
Психологическая теория формирования государства стала очень популярна в конце XIX – начале XX веков. Это было связано отчасти с формированием и популяризацией психологии как отдельной от философии науки. Психология поведения человека, а также все, на что она влияет, воспринималась с большим энтузиазмом и интересом.
Достоинствами теории является ее способность объяснить многие процессы, происходящие при формировании государства и права.
Психология человека действительно стремится к гармонизации и стабилизации общества, пытается сформировать наиболее выгодные для индивида условия существования.Теория в полной мере рассмотрела возможности общества. Плюсом также будет упоминание личностного участия каждого индивида, его воли, которые рассмотрены в процессе становления государственного строя как важные и активные для принятия решений.
Однако психологическая теория достаточно однобоко рассматривает государство как систему, уделяя внимание лишь социальным сферам общества и упуская из внимания все остальное. Данная теория также не рассматривает влияние социально-политической деятельности на человеческую психику, забывая, что общественное сознание формируется под действием первого фактора, а не второго.
Проблемы объективности и субъективности психологической теории
Объективность является одной из основных характеристик научного знания, а проблемы объективности всегда относятся к наиболее трудным и неоднозначным проблемам.
В рамках психологической теории формирования государства отчасти объективно учитываются процессы, происходящие в сфере права и его урегулирования. Методы социологического познания, являющиеся центральными в психологических исследованиях государства, имеют большое значение для ученых, ведь основываются на реальных жизненных человеческих примерах.
Субъективность психологической теории заключается в размывании границ понятия «право», которое в данной дискуссии теряет признаки правомерного и неправомерного поведения, законного и незаконного исполнения положений.
ПримечаниеПсихология человека в теории крутится вокруг импульсов, эмоций и переживаний, которые в период становления теории не разделялись, но со временем были выявлены как совершенно разные психические величины. Психика людей, разделяющаяся на эмоциональную, волевую и мыслительную сферы, подвержена использованию их всех, но в разной степени. Именно люди с особо развитыми волевыми качествами вставали у руля племен, союзов и государств.
Психологическая теория выступает за разделение людей на управляющий и управляемый слои, забывая о злоупотреблении властью и полномочиями, а также о существовании не классифицируемых элементов общества, считающихся анархичными и не поддающихся подобному делению.
Теория, которая основывается на психологии человека, делая его заложником эмоций и переживаний, опирается на социальную сферу общества больше, чем на остальные, забывая о влиянии на общество экономических и политических, а также культурных проблем.
Ко всему прочему, психологическая теория не имеет прочной нормативной базы, в связи с чем юридические споры решаются по большей части в пользу политически и экономически сильных субъектов.
Роль теории для современной науки
Современная наука не считает психологическую или любую другую из теорий единственно верной. Практически каждая из теорий появления государства и права впадает в одну из крайностей.
Психология человека, несомненно, повлияла на его стремление к организации, выделению управленцев, принятии договорного права. Однако, на формирование государства, помимо этого, также влияют и другие факторы: политические, экономические, социальные, культурные и другие.
Примеры государств
Невозможно выделить государства, образовавшиеся вследствие исключительно психологической концепции его формирования, так как она не может в полной степени объяснить взаимовлияние всех сфер общества.
Насколько полезной была для вас статья?
Рейтинг: 3.33 (Голосов: 12)
Поиск по содержимому
Психологическая теория происхождения государства | это… Что такое Психологическая теория происхождения государства?
Психологическая теория происхождения государства — теория происхождения государства, разработанная Львом Петражицким. Согласно этой теории, государство образовалось в результате деления общества по психологическим признакам: одни способны только подчиняться и подражать, другие могут управлять.
Содержание
|
Суть теории
Суть теории состоит в утверждении, что у человека существует психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также чувство коллективного взаимодействия. Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство как-раз-таки есть следствие реализации этих психологических закономерностей развития человека. Психика человека, его импульсы и эмоции играют главную роль не только в приспособлении человека к изменяющимся условиям, но и в образовании государства и права.
Ему вторит Е.Н. Трубецкой, ссылаясь на Спенсера, и указывает, что «между частями биологического организма существует связь физическая; напротив того, что между людьми — частями социального организма — связь психическая». Солидарность, таким образом, — основная черта человека. Однако люди не равны по своим психологическим качествам. Так же как по физической силе различают слабых и сильных, также различными являются и качества психологические. Одни люди склонны подчинять свои поступки авторитету. Им свойственна потребность подражать. Сознание зависимости от элиты первобытного общества, осознание справедливости определенных вариантов действий и отношений и прочее вносит в их душу успокоение и дает состояние стабильности, уверенности в их поведении. Другие люди, напротив, отличаются желанием повелевать и подчинять своей воле других. Именно они становятся лидерами в обществе, а затем и представителями публичной власти, служащими государственного аппарата.
Оценка теории
Возникновение психологической теории происхождения государства было в определенной степени большим прорывом в юридической науке. Это стало возможным лишь в конце XIX в., когда стала формироваться психология как самостоятельная отрасль знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки заметно возрос, когда в ней возобладали экспериментальные методы исследований и начали складываться крупные школы, расходившиеся в трактовке психики. Воспринятые социологами и юристами идеи этих школ и положили начало формированию новых направлений в юридической науке.
Было справедливо замечено, что психика человека существенно отличается от психики животных. Человеку свойственна куда более развитая психика. В ней присутствует чувство солидарности, чувство коллективизма.Заслугой сторонников данной теории является указание на то, что в процессе образования государства большую роль играют психологические факторы. Тем самым они постарались сделать шаг в сторону от экономического детерминизма, безраздельно овладевшего умами многих. Верно и то, что различные интересы людей (экономические, политические, культурные, бытовые и пр.) реализуются только через психику. Все действия человека проходят через его психику на уровне условных и безусловных рефлексов.
Критика
Во-первых, указывая на роль психологических качеств в процессе образования государства, представители психологической теории с позиций развития психологической науки того времени не могли дать нам развернутого учения о роли психики в образовании государства. Называя все психологические качества людей «импульсами», «эмоциями» и «переживаниями», они не видели между ними разницы. А между тем психика людей разделяется на эмоциональную, волевую, мыслительную сферы. Во взаимоотношениях между людьми очень важны именно волевые качества. На их основе устанавливаются психологическая соподчиненность между людьми и социальная «пирамида», разновидностью которой является государство. Сильные волевые качества делают людей естественными лидерами. Именно такие люди, как правило, и становятся у «руля» племени, союза племен, а затем и государства.
Во-вторых, говоря о психологических качествах, сторонники психологической теории подчеркивают, что стремление к солидарности людям присуще чуть ли не с рождения. Но что же мы видим в действительности? Люди с момента начала своего существования на земле воюют друг с другом постоянно, и война в древности была правилом, а не исключением.
Конечно, под влиянием угрозы уничтожения или умаления своих жизненно важных интересов люди способны объединяться. Но ведь солидарность в таком случае бывает присуща и животным. Так, например, гиеновые собаки не только взаимодействуют в ходе охоты, но и заботятся о пострадавших: выставляют около них охрану, издалека приносят пищу. Нам поведение гиеновых собак очень симпатично. Но всегда и все ли даже современные люди поступают также? До сих пор не снята проблема захоронения останков солдат, погибших во время Великой Отечественной войны. Раскопки же показывают, что среди обследованных скелетов предков человека, живших миллионы, сотни тысяч и даже десятки тысяч лет назад, не встречаются следы успешно заживших травм, при которых человек теряет способность ходить. Значит, получившие такую травму люди не выживали, поскольку наши предки, вероятно, бросали раненых на произвол судьбы.
В-третьих, приветствуя стремление авторов психологической теории умерить экономический детерминизм, нельзя не отметить, что они впадают в другую крайность: придают решающее значение в процессе образования государства факторам психологическим, т.е. по существу допускают ту же ошибку. Конечно, психологические факторы не имеют решающего воздействия на указанный процесс, но сбрасывать их со счетов — это еще более грубая ошибка, нежели их недооценка.
Заключение
И, наконец, следует указать, что психические и психологические качества людей формируются под влиянием экономических, политических, социальных, военных, религиозных, духовных факторов.
В заключение рассмотрения психологической теории отметим, что положительную оценку заслуживают попытки ее сторонников найти универсальную причину, объясняющую процесс образования государства. Однако представляется, что эта задача ими не выполнена.
Ссылки
- Государство и власть: Психологическая теория
- Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: [1]
Характеристика теорий происхождения государства и права
Основные теории происхождения государства — богословская, патриархальная, договорная, насильственная, органическая, материалистическая, психологическая, родовая и ирригационная — кладут в основу какой-то один господствующий способ возникновения государственности.
Теологическая теория происхождения государства получила распространение в средние века. Его основоположником принято считать св. Фому Аквинского (1225 — 1274), труды которого стали своеобразной энциклопедией церковной идеологии того времени. В 1879 г.энциклика папы Льва XIII по учению Фомы Аквинского (томизм) была объявлена наиболее соответствующей духу и целям католицизма. В современных условиях получили развитие теории теологической идеологии исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен), представителей неотомизма (Ж. Дабен, Ж. Месснер и др.).
По мнению представителей этого учения, государство — продукт божественной воли, в силу которой государственная власть была бесспорной, зависимой в основном от религиозных организаций и лидеров. Следовательно, человек обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределяло одну и ту же божественную волю, ни с чем не примиряющуюся и не противящуюся последовательнице власти Божией на земле. Следовательно, непослушание правительства можно рассматривать как непослушание Богу.
К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства относятся древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель XVII в. Р. Филмера, российский социолог Н. Михаил и др.
Эти ученые обосновывают тот факт, что у людей — есть коллективное стремление к взаимному общению, которое приводит к возникновению семьи. В последующем развитие и рост семьи в результате сближения людей и увеличения количества этих семей и в конечном итоге приводит к образованию государства. Таким образом, государство — продукт расширенной семьи, это своего рода большая семья.
Договорная теория происхождения государства получила распространение в наиболее логически завершенной форме в XVII — XVIII веках. в произведениях Гуго Гроция, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищева и др. По их мнению, государство предстает как продукт сознательного творчества в результате договора, заключенного людьми, находившимися ранее в «естественном» первобытном состоянии.
Государство — это разумный союз людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, свою власть государству. Изолированные по происхождению государства, индивиды становятся одним народом. В результате у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, а соответственно — и ответственности за их несоблюдение.
Наиболее логичная теория насилия была обоснована в XIX веке. в произведениях Э. Дюринга, Л. Гумпловича, Каутского и др.
Причину возникновения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном промысле и общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении некоторых других племен. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым стало государство.
Государство — «естественным» путем (т. е. с помощью насилия) возникла организация господства одного племени над другим. И это господство насилия и подчинения является основой подчиненного экономического господства.
В результате семьи военных выродились в касты, сословия и классы. Покоренные завоеватели превращались в рабов. Следовательно, государство — не результат внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.
Органическая теория происхождения получила широкое распространение во второй половине XIX века. в трудах Герберта Спенсера, Вормса, Прейса и др. Именно в этот век наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние естественного отбора, произведенного Чарльзом Дарвином.
По оценке этого учения, государство — это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Государство — продукт социальной эволюции, которая является единственным видом биологической эволюции. Государство, являясь разновидностью биологического организма, имеет мозг (правители) и средства реализации своих решений (подданные).
К представителям материалистической теории происхождения государства обычно относят Маркса, Энгельса и В. И. Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами.
Первостепенное значение для развития экономики, а значит, и для возникновения государственности имели три основных разделения труда (отдельно от земледелия и торговли скотом, обособленно стоял класс людей, занятых только обменом). Это разделение труда и связанные с ним инструменты улучшения повысили его производительность.
Возник прибавочный продукт, что в конечном итоге привело к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на классы имущих и неимущих, эксплуататоров и эксплуатируемых.
Важнейшим следствием возникновения частной собственности служит распределение публичной власти, переставшей совпадать с обществом и не отражающей интересы всех его членов. Властная роль достается самым богатым людям в особой категории Губернаторов. Для защиты своих экономических интересов они создают новую политическую структуру — государство, служащее прежде всего орудием воли сильных мира сего.
Среди наиболее ярких представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Л. И. Петражицкого, Г. Тарда, Фрейда и др. Они связывают возникновение государственности с особыми свойствами психики человека: потребностью народа во власти над другими людьми, стремление подчиняться, подражать.
Причины кроются в состоянии зарождения тех способностей, которые первобытный человек приписывал вождям племен, жрецам, шаманам, ведьмам и т. д. Их магическая сила, психическая энергия (они совершали удачную охоту, боролись с болезнями, предвосхищали события и т. д.) создали условия для зависимости от сознания членов первобытного общества вышеупомянутой элиты. Это вне власти, приписываемой этой элите, а есть власть в государстве.
Наиболее ярким представителем патримониальной теории происхождения государства выступает К. Л. Галлер. Государство, по его мнению, как и земля находится в частной собственности правителя.
Родовая теория объясняет происхождение государственной собственности на землю. Такие правители господствуют над территорией из-за ее «исконных» прав собственности. В такой ситуации люди представляются арендаторами у землевладельцев, а чиновники — распорядителями правителей.
В соотношении понятий «власть-собственность» представители этой теории отдают приоритет праву собственности. Владение имуществом, а впоследствии и распространение на владение территорией, лежит в основе возникновения государства.
Наиболее ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является современный немецкий ученый Э. Виттфогель. Она связывает процесс становления государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах.
Он сопровождается ростом числа чиновников, суверенных людей, обеспечивающих эффективное использование структур данных и операторов других граждан.
Правительство, вынужденное проводить в таких условиях жестко централизованную политику, выступает в роли единоличного собственника и одновременно эксплуататора. Управляет, распределяет, учитывает, подчиняет.
Ирригационные проблемы, по мнению Виттфогеля, неизбежно ведут к формированию «управленческо-бюрократического класса», порабощению общества, формированию «агроменеджерской» цивилизации.
Таким образом, право действительно предстает перед теорией государства и права как весьма сложный — по крайней мере, не менее сложный, чем государство, — социальный институт со всей совокупностью факторов, обусловивших его возникновение и форму осуществления. И понимание происхождения этого института составляет большую часть всех теоретических и юридических концепций.
Прежде всего, это та самая договорная, или естественно-правовая, теория, о которой упоминалось при обсуждении образования государства.
Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего волю Бога и высший разум явления. Но она не отрицает существования права естественного и человеческого (гуманного) начала.
Многие религиозные мыслители утверждали, что право — это Богом данное умение добра и справедливости.
Богословская теория одной из первых связала право на добро и справедливость. В этом его несомненная заслуга. Однако эта теория основана на научных доказательствах, и
Происхождение государства
Были предприняты различные попытки спекулятивным образом объяснить способ возникновения государства. Эти теории касались в первую очередь не реального исторического процесса возникновения государства, а, скорее, рационального объяснения того, каким образом государство могло предположительно возникнуть. Эти теории были выдвинуты с целью объяснения и обоснования существования и власти государства. Это были попытки дать рациональные ответы на вопросы о том, почему люди живут в политической организации, почему они должны подчиняться политической власти и какие ограничения должны быть наложены на эту власть. Среди наиболее важных из таких теорий были следующие:
1. Теория силы:
Теория силы утверждала, что государство возникло в результате принудительного подчинения слабого сильному. Одна группа мыслителей использовала эту теорию для оправдания государства на том основании, что государство — это сила, сила делает право и что сущностью государства является суверенная воля. Другая группа мыслителей использовала эту теорию для нападок на государство из-за его несправедливости и призывала к свободе личности и ограниченным действиям государства.
Богословы Средневековья утверждали, что государство основано на силе и несправедливости, и порицали происхождение земного суверенитета, чтобы подчинить мирское власти духовной. Индивидуалисты и анархисты считают государство злом из-за их стремления к свободе личности. Социалисты утверждают, что государство возникло в результате агрессии и эксплуатации рабочих капиталистами; и нападают не на саму идею государства, а на особую форму нынешнего государства, которую они приписывают его несправедливому происхождению,
2. Естественная теория:
Естественная теория рассматривала человека как политическое животное, а государство как естественный результат инстинкта общительности. Он оправдывал государство как необходимость, определяемую самой природой человека. Это было не творение человека, а неизбежный и естественный результат человеческой природы. Соответственно, человек не мог существовать вне государства. Его интересы и интересы государства были идентичны, и государство не нуждалось в дополнительных оправданиях. Модификация этой теории рассматривала государство как возникающее для удовлетворения насущных потребностей человека и оправдывала его на основании его полезности. Целью государства было способствовать всеобщему благосостоянию, и оно имело право предпринимать любые действия, которые способствовали бы справедливости и общему благу.
3. Божественная теория:
На протяжении большей части человеческой истории государство рассматривалось как непосредственное божественное творение, и его управление носило теократический характер. В ранних восточных империях правители заявляли о божественном праве контролировать дела своих подданных, и этот свет редко подвергался сомнению. Евреи верили, что их система имеет божественное происхождение и что Иегова принимает активное участие в управлении их общественными делами. конфликта между церковью и государством и к активной дискуссии о божественном происхождении политической власти. Все были согласны с тем, что высший источник власти был божественным, но сторонники церкви заявляли, что только Папа получил свою власть непосредственно от Гоуда. Они считали, что император получил свою власть косвенно через папу. Сторонники государства утверждали, что власть церкви должна быть строго ограничена духовными делами и что Бог делегировал правителям непосредственно управление мирскими делами.
Лидеры протестантской Реформации дали новый импульс теории божественного происхождения и учили, что гражданская власть делегируется Богом светским правителям и что подданные должны подчиняться. Когда средневековый конфликт между церковью и государством был заменен в шестнадцатом и семнадцатом веках борьбой внутри государства между королем и народом, полемика приняла новую форму.
В противовес растущим идеалам народного суверенитета и государства как преднамеренного создания народа правители снова обратились к теории божественного происхождения и обратились к церкви или поддержке. Интерес был сосредоточен не столько на происхождении самой политической власти, сколько на вопросе о лицах, которыми и каким образом она могла бы правомерно осуществляться.
Те, кто поддерживал королевскую власть, утверждали, что Бог делегировал власть непосредственно королям, и что сопротивление королевской власти было грехом. Даже после успеха народных революций, в результате которых была установлена современная демократия, идея «божества, ограждающего короля» продолжала оказывать значительное влияние на идеи народа.
4. Теория общественного договора:
Теория общественного договора начинается с предположения, что человек изначально жил в «естественном состоянии», предшествующем формированию политической организации. В этом состоянии он подчинялся только таким правилам естественного права, какие предписаны самой природой, и был обладателем естественных прав. Он был вынужден отказаться от этого примитивного состояния либо, как считали одни, потому что оно было слишком идиллическим, чтобы продолжаться, либо, как считали другие, потому что оно было слишком неудобным или ужасным, чтобы его терпеть. В его основе: люди сознательно заключили соглашение или контракт, посредством которого они создали политическое тело.
Подчинившись всеобщему контролю, они взамен получили всеобщую защиту, потеряв, таким образом, свою естественную свободу, но получив взамен Безопасность. Человеческий закон заменил естественный закон, и каждый человек стал обладателем политических прав и обязанностей. Таким образом, Помощник был преднамеренным человеческим творением, а власть Ваг производилась с согласия людей.
Хотя ни одна из этих более ранних теорий не дает удовлетворительного объяснения реальной исторической и эволюционной природы политических истоков, тем не менее, каждая из них вносит элементы ценности. Теория силы переоценивает один фактор возникновения государства, но указывает на тот важный факт, что государство, в отличие от всех других объединений человечества, обладает физической властью принуждать к повиновению. Сила и могущество являются отличительными характеристиками государства, и война сыграла заметную роль в возникновении и развитии государства.
Естественная теория, не объясняя ни действительных влияний, создавших государство, ни природы процесса, подчеркивает тот важный факт, что государство есть не искусственное создание, а неизбежный и поначалу во многом бессознательный результат человеческой природы и потребности. Божественная теория, хотя и используется в основном для поддержки притязаний правителей и церковников, тем не менее предполагает моральную ответственность политической власти и указывает на важную роль, которую играла религия в ранний период политической жизни.
Теория общественного договора. Исторически неточна, но предполагает ценность согласия как мифологической основы духа единства, необходимого для существования государства, а также необходимость того, чтобы право было «естественным» в том смысле, что оно должно представлять принятые принципы справедливости и соответствовать потребности человеческой природы и обстоятельства своего времени и места.