Теория вундта: 2. Психологическая концепция в. Вундта

сознание индивида. Теория ассоциаций — Студопедия

Вундт создал учение о сознании, которое рассматривал через типичный для ассоцианизма принцип понимания простейших элементов, имеющих сенсорное происхождение, как основы возникновения сложных элементов сознания. По Вундту, сознание активно, имеет разные степени ясности и разный объем. Так как главной задачей в изучении сознания является изучение его содержаний путем разложения самого сознания в ходе интроспекции на мельчайшие, далее неразделимые частицы, то отсюда вытекает и понимание самого сознания как набора простейших психических элементов. Таким образом, понимание сознания Вундта носит элементаристский характер.

Вундт, пытаясь преодолеть ограниченность ассоцианизма, вносил новое представление о перцептивных процессах и об ассо­циациях:

1) ассоциации он делил на два вида: одновременные, существую­щие в форме слияния, ассимиляции-диссимиляции и компликации, и последовательные, характеризующиеся как узнавания и воспоминания и тем самым формирующие память и восприятие;

2) любая ассоциативная связь рассматривается как пассивный процесс, протекающий без участия субъекта и его сознания, но продукт является новым, не сводимым к сумме элементарных частиц явлением;

3) в противоположность ассоциативной связи существуют так называемые апперцептивные связи, которые протекают при активном участии сознания и являются его особой функцией, внешне выражающейся во внимании.

Историческая роль Вильгельма Вундта в развитии психологии как самостоятельной науки

Вильгельм Вундт (1832—1920) написал 420 книг и статей: вышедшая в 1874 г. его основная работа «Основания физиологической психологии» ознаменовала собой официальное начало периода развития психологии как самостоятельной науки, так как в этой книге Вундт создает свою концепцию психологии, большое внимание уделяя предмету, методам и задачам этой науки.

2. В 1879 г. в Лейпцигском университете В. Вундт основал первую научную психологическую лабораторию, и именно этот год принято считать годом рождения психологии как самостоя­тельной науки.

3. Вундт создал первую в мире собственную психологиче­скую школу, развившуюся до мирового масштаба, что для других ученых и исследователей послужило стимулом к созданию соб­ственных школ, обогативших впоследствии психологию и рас­ширивших области ее применения.

4. Благодаря Вундту и при активном его участии создается пер­вый Институт экспериментальной психологии, имеющий свой курс обучения профессии, а также первый собственно психологи­ческий журнал «Психологические исследования». Таким образом, психология получает свои собственные научные средства пропа­ганды и реализации разработанных идей, концепций и учений.

5. Вундт официально ввел в психологию эксперимент, при­меняя его как основной метод исследования, и в связи с этим его принято считать основателем экспериментальной психологии.

6. Вундт с помощью понятия эксперимента и опыта ввел в психологию точные критерии научности и достоверности по­лученного психологического факта — объективность, повторяе­мость и проверяемость эксперимента любым другим исследова­телем, и именно на основе этих критериев строится любое пси­хологическое исследование.

7. Концепция Вундта, ее интроспективная направленность и ориентация на элементаризм породила множество дискуссий в научных кругах и стимулировала проведение различных опы­тов и исследований, опровергающих некоторые положения уче­ния Вундта. Более того, эти споры и дискуссии послужили раз­витию других концепций и теорий, обогативших в дальнейшем психологию как науку и расширивших ее границы.

8. И хотя его теория сознания и методов его изучения впослед­ствии была опровергнута рядом других исследователей, все же его научно-организаторская деятельность сыграла решающую роль в становлении психологии как самостоятельной дисциплины.

работы Штейнталья, Лацаруса и Вундта

Исследования психологии народов

Большой вклад в исследование вопросов психологии народов внесли немецкие мыслители X. Штейнталь, М. Лацарус и В. Вундт. Психология народов была сформирована как направление именно этими первыми основоположниками.

Направление социальной психологии психология народов впервые стало рассматриваться Хейманом Штейнталем (1823–1899) и Морицом Лацарусом (1824–1903). Эти авторы создали работы, опубликовав их в созданном журнале «Психология народа и языкознание». Все работы, в первую очередь статья «Вводные рассуждения о психологии народов», «Мысли о народной психологии», отражали существование народного духа в качестве определенного духовного целого. Статья «Мысли о народной психологии», перевод которой на русский язык осуществил П. А. Гильтебрандт, вышла отдельным изданием. В ней содержалась мысль о том, что каждый народ обладает собственным особым складом мыслей и чувств, своей духовной физиономией, называемой «народностью». По этой причине «задача народной психологии» состояла в «познании духа народа таким образом, как познала индивидуальная психология дух индивидуума», а также в «открытии законов человеческого духа». Авторы концепции утверждали: «Любой человек испытывает на себе общественное влияние и по этой причине «опыт протекших столетий и тысячелетий вполне зависит от них в собственных мыслях, чувствах и воле». Здесь важно уяснить, «каким образом происходит соединение простейших первоначальных сил человеческого сознания и сложных сил и образов народного духа». Авторы заостряли внимание на том, что «вкупе с языком, мифами и религией элементы народного духа включены также в культ, народное творчество, письмо и искусства». Особо ими было отмечено, что «дух народа живет только в индивидуумах, не обладая особым от духа индивидуума бытием».

Замечание 1

Основной вывод, сформулированный Г. Штейнталем и М. Лацарусом, заключался в том, что в своем проявлении в духовном мире отдельных индивидов, дух народа способен формировать их эмоциональный настрой, образ мыслей и волю.

Сам вопрос влияния исторически сформировавшейся духовности народа на духовный мир включенных в него людей, наравне с проблемой взаимодействия духовной жизни личности с обществом в целом, весьма актуален на сегодняшний день. Это обусловлено тем, что все люди в своей деятельности и при общении с окружающими выступают как носители духовности собственной народности, выражая в своем эмоциональном и интеллектуальном настрое ее психический склад и национальное самосознание. Потребность в глубоком осмыслении этой проблемы определила актуальность исследований и трудов этих мыслителей.

Теория Вундта

Иначе теорию психологии народов предложил рассматривать Вильгельм Вундт (Wundt), критически подошедший к теории М. Лацаруса и Г. Штейнталя. По его мнению эти авторы противопоставили психологию народов над индивидуальностью духовной субстанции индивидуальной психологии.

Психология народа Вундта содержала идею, что «душа народа всегда включает единичные души». Ее можно представить в форме «совокупного содержания душевных переживаний» людей, которые принадлежат к определенному народу и связаны постоянным «взаимодействием и взаимоотношениями». Созданная форма «общий дух» народа является «нечто неизмеримо большим, чем сумма индивидов», через сознание которых он находит свое проявление.

Один из аспектов психологии народов В. Вундт представил в виде изучения и исследования языка, мифов и обычаев народа. Он полагал, что данные области духовной жизни отличаются значимым для всех характером выраженных в них духовных процессов. Более полно они характеризуют «общий дух» и психический склад определенной народности. Автор считал, что «язык, мифы и обычаи являются не какими-либо фрагментами творческого народного духа, а сами проявляют этот дух народа». Вундт указывал, что проявление общего народного духа заключается, в первую очередь, в национальном самосознании, поскольку «нация представляет собой важнейший из концентрических кругов, где способна развиваться совместная духовная жизнь».

Замечание 2

В. Вундт всегда концентрировал свое внимание на взаимодействии «народного духа» и сознания отдельных людей, подчеркивая, что личности при выражении народного, включая национальное самосознание, сами в различной мере влияют на него. Это находит свое проявление в творчестве в разных сферах жизни общества.

Взгляды ученого на суть и проявление «народного духа», на его значение в общественной жизни изложены в большом количестве трудов. Их итогом становится «Психология народов» в 10 томах. Труд автора способствует пониманию большого количества сегодняшних проблем, включая те, которые касаются сущности и значения национального самосознания.

Сегодня не меньшее значение отдается его взглядам на суть и роль морали при решении проблем взаимоотношений общества и личности, включая межличностные отношения. Вундт связывал решение моральных проблем с решением вопросов индивидуальной и общественной психологии, включая психологию народов. Этика рассматривалась им как наука о нормах поведения индивидов, исходя из того, что формированию определенной социальной нормы, в первую очередь нравственной, должно предшествовать психологическое восприятие определенного социального факта. Поскольку рассматриваемый процесс является социально обусловленным, выступая как социально-психологический, он порождает общие переживания, восприятия и представления людей, взаимодействующих между собой. Их социально-психологические отношения к определенным явлениям жизни в обществе способны конституироваться в форме социальных норм.

Основной оценки социальных фактов, в соответствии с мнением В. Вундта, является воля человека, которой необходимо уделять значимую роль в его этической концепции. Автор полагал, что направленность человеческой воли формируется в их жизни субъективными и объективными обстоятельствами. Первые из них заключаются во внутреннем мире людей, их переживаниях и представлениях о тех или иных явлениях, вторые состоят в обстоятельства, исходящих из явлений в обществе и истории.

Принципы нравственности Вундта

Вторая работа Вундта называлась «Принципы нравственности». В ней нравственная воля характеризовалась в качестве «субстанциональной силы», которая сохранила себя в качестве некой целостности и проявлялась в качестве желания, хотения, направленности сознания на достижение желаемых результатов.

Здесь воля выступала как интегрирующее свойство сознания, отражая его деятельную сущность. Воля индивидуальна, но может «принадлежать общей воле», так как есть общая направленность воли всех людей. В этом понимании для общей воли характерна реальность не в меньшей степени, чем для воли отдельных индивидов. Нравственная воля людей при этом должна концентрироваться на «общественном благосостоянии и прогрессе».

По достоинству необходимо оценить и труды в этнопсихологии, которые повлияли на глубокое понимание многих современных проблем, относящихся к психическому складу больших социальных групп и национальных общностей, взаимодействию общественного и индивидуального сознаний, психологии и этике общения.

Решение задач от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.

Теория Вундта

Дом ресурсов
Psy315 дом
Psy315 график

 

История онлайн-ресурсов психологии

(на основе его 1894 г. Очерки психологии )

Волюнтаризм, самоанализ и ментальная хронометрия
Добровольчество (примечание: не добровольчество)
  • Волюнтаризм : сила воли для организации содержание разума в мыслительные процессы более высокого уровня.
  • Ассоциативная модель
    , от простых элементов до более крупные соединения, но это происходит не просто механически, будет иметь организующий эффект.
Каталогизация содержимого разума
  • Вундт хотел каталогизировать все возможные базовые непосредственные переживания, и составить «периодическую таблицу элементов», как это сделала химия, через наблюдение сознания.
  • Способ наблюдения за сознанием лежит через метод самонаблюдения.
  • Основное непосредственное переживание (например, переживание «покраснения» или «дискомфорт»)
Метод самоанализа
  • Самоанализ – это внутреннее восприятие (intro = внутри, spectare: смотрю)
  • Включает наблюдение за простыми процессами в очень тщательных условиях. который можно воспроизвести
  • Наблюдатели прошли обширную подготовку (10 000 наблюдений до их считали обученными)
Метод ментальной хронометрии
  • Использование времени реакции для измерения сложности операций —подробнее сложная операция, требующая больше времени. Голландский психолог по имени Франциска Корнелиус Дондерс (1818-1889)) является изобретателем метода и Вундт последовал за ним в этом. Вы можете попробовать некоторые из них на Dr. Страница вероятного пользователя о времени реакции.
Каковы элементы сознательного опыта?

(для получения более подробной информации см. Wundt’s Outlines психологии )

  1. На базовом уровне :
  • Ощущения : результат стимуляции орган чувств.
    • Классифицируется по: Интенсивности, продолжительности, чувственной модальности
  • Чувства : аффективный тон ощущения

 

Основные психические элементы (Вундт)
(Интенсивность и продолжительность — это два других измерения, которые применимы ко всем эти)
ОЩУЩЕНИЯ ЧУВСТВА
Общий смысл Давление   приятный/неприятный
возбуждение/депрессия
напряжение/расслабление
  Тепло   приятный/неприятный
возбуждение/депрессия
напряжение/расслабление
  Холодный   приятный/неприятный
возбуждение/депрессия
напряжение/расслабление
Звук Простой шум   приятный/неприятный
возбуждение/депрессия
напряжение/расслабление
  Простой тон   приятный/неприятный
возбуждение/депрессия
напряжение/расслабление
Запах трудно отнести к категории   приятный/неприятный
возбуждение/депрессия
напряжение/расслабление
Вкус Кислый   приятный/неприятный
возбуждение/депрессия
напряжение/расслабление
  Сладкий   приятный/неприятный
возбуждение/депрессия
напряжение/расслабление
  Горький   приятный/неприятный
возбуждение/депрессия
напряжение/расслабление
  Соленый   приятный/неприятный
возбуждение/депрессия
напряжение/расслабление
Легкий Ахроматический   приятный/неприятный
возбуждение/депрессия
напряжение/расслабление
  Хроматический Тон приятный/неприятный
возбуждение/депрессия
напряжение/расслабление
Насыщенность приятный/неприятный
возбуждение/депрессия
напряжение/расслабление
Яркость приятный/неприятный
возбуждение/депрессия
напряжение/расслабление

 

  • На уровне психических соединений
    • Несколько ощущений образуют идею.
    • Несколько чувств образуют составное чувство
    • Эмоции — это аффективные процессы с течением времени (они имеют начало, середину и конец)
    • Волишн — это изменения в идеях или чувствах, которые довести эмоцию до конца.

     

  • На уровне взаимосвязи психических соединений это Общее Сознание.
    • Общее сознание приводит к нашему общему осознанию.
    • При разрыве соединения наступает потеря сознания или сон.
    • Процесс, посредством которого происходит синтез психических соединений
      • ориентирован на рост
      • креативно
      • способствует развитию противоположностей
    • Все, что мы имеем в нашем сознании когда-то, составляет поле или сознание. Сюда входят:
      • Что подлежит задержанию , все материал в поле — справочный материал, существующий как потенциальный для апперцепции.
      • То, что подлежит апперцепции , и воспринимается четко.
        • Апперцепция есть волевой процесс, то есть это связано с волей.
          Воля направляет внимание, лежит в основе творческого синтеза, который ведет к построению знаний
        • Апперцепция также относится к клиническая психология .
          • Проективные тесты, такие как тест Роршаха и ТАТ основываются на концепции апперцепции. (ТАТ: Тематический Апперцептивный тест)
          • Почему мы так или иначе воспринимаем реальность? Искаженное восприятие может быть связано с психическим заболеванием.
  • Отдел психологии Вефиля

    Ред. 22.09.06 / © Copyright 2003-2010 Люси Джонсон / Отзыв? Напишите Вебмастеру

    Нарративная психология: Вильгельм Вундт (теоретики)

    Вильгельм Максимилиан Вундт проблематичная фигура на нескольких уровнях. Рассмотрим противоречия:

    • Он основал первую лабораторию по психологии в Лейпцигском университете, хотя его исследования игнорировался на протяжении большей части прошлого века.
    • Он привлек самых важные исследователи ранней психологии (Кеттелл, Крепелин, Бектерев, Мюнстерберг) как его докторанты и более 100 из них закончили степени в области психологии. Но большинство этих студентов отвергли свои собственная форма психологии наставника («волюнтаризм») и некоторые (например, Кеттелл, Г. С. Холл) даже презирали его компетентность. и вклады в той или иной степени.
    • Он провел последние два десятилетия своей жизни интенсивно работал над культурно-чувствительным подходом психологии ( Völkerpsychologie ) без подготовки любые ученики, которые последуют за ним в этой работе и испытают почти всеобщее неприятие его подхода даже в продолжительность жизни.

    Далее, на протяжении первого половине 20-го века (а иногда и сегодня), Вундтиан психология была (ошибочно) охарактеризована как грубо интроспективная или статический структурализм — ошибки теперь считаются изобретением или неверные оценки таких психологов, как Эдвард Титченер (его студент) и Уильям Джеймс (Блюменталь, 1979). Вместо неконтролируемый и субъективный самоанализ, большая часть лабораторная работа проводилась по объективным и контролируемым методы наблюдения и самоотчета; Вундт назвал этот подход Experimentelle Selbstbeobachtung («экспериментальное самонаблюдение»; Лихи, 2004, с. 238). Далее, волюнтаризм Вундта отразил его вера в то, что «разум есть творческая, динамичная и волевая сила … [которую] следует понять через анализ ее деятельности — ее процессов» (Hothersall, 2004, стр. 124).

    Итак, мы можем спросить, кто это был ученый и, в конечном счете, почему он важен для повествования смотровая площадка? Вундт родился в Неккарау недалеко от Мангейма (Бадена) в юго-запад Германии 16 августа 1832 года. В первые годы обучения, он был заметно посредственным учеником, несмотря на то, что происходил из одного из самые успешные профессиональные и академические семьи время. Это должно было измениться. Он получил профессиональное образование в области медицины в Тюбингене и Гейдельберге под руководством его дядя, Фридрих Арнольд, известный физиолог. После получения Получив медицинскую степень (1855 г.), он провел семестр в Берлине с пионер физиологии, Йоханнес Мюллер и Эмиль Дю-Буа Реймонд. С 1858 по 1864 год он служил помощником к великому 19ученый 19 века Герман Людвиг фон Гельмгольц в Гейдельберге.

    В годы работы с фон Гельмгольцем, Вундт написал несколько важных томов. В самой первой своей книге Вклад в теорию чувственного восприятия (1862 г.), он изложил видение психологии как самостоятельной дисциплины включающая три общих подразделения. Во-первых, психология будет следовать принципам Naturwissenschaften (физические науки) и проводиться как экспериментальная, индуктивная наука. В центре внимания этой психологии будут основные психические процессы, поддающиеся экспериментальному наблюдению и манипулирование, например, ощущение, восприятие, время реакции на раздражители. Во втором дополнительном разделе Вундт изобразил психологию в соответствии с традицией Geisteswissenschaften (гуманитарные или социальные науки). Они будут включать высшие психические процессы, которые не могли быть поставлены под непосредственный контроль в лаборатория, например, религия, социальные практики, язык, мифы, и т. д. Следовательно, их изучение потребовало бы других методов исследования включая использование исторических записей, натуралистическое наблюдение в полевых условиях и анализ культурных продуктов, таких как литература. Его часто называют «сравнительно-историческим». подход. Последняя форма психологии, которую он назвал научный метафизика послужит интеграции эмпирической работы лаборатории с другими открытиями науки.

    Сразу после его работы в физиологической лаборатории Гельмгольца Вундт стал независимым репетитор по физиологии (всего с несколькими учениками) и на четверых годы, начиная с 1866 года, отбыл два двухлетних срока в качестве члена парламента Бадена. Однако он вернулся в университет. мира в 1871 году, когда он занял должность в Гейдельберге, переехал ненадолго отправился в Цюрих в 1874 году и достиг своего последнего академического домой, в Лейпциг, в 1875 г., чтобы занять кафедру философии. В 1876 г. Лейпциг разрешил ему начать использовать комнату для хранения инструментов. и оборудование, использовавшееся для демонстрации его лекций, а в 1879 г., он начал проводить эксперименты в этой комнате, не связанные с его курс лекций. Эта дата считается датой основания первой экспериментальной лаборатории в психологии. Эта лаборатория должен был оставаться неофициальным до 1885 года, когда университет начал включить его в школьный каталог.

    В 1900 г. Вундт опубликовал первое из того, что станет к 1920 г. год его смерти, десять томов под названием Völkerpsychologie: eine Untersuchung der Entwicklungsgesetze von Sprache, Mythus и Ситте (или Этнокультурная психология: исследование Законов развития языка, мифов и обычаев [ Мораль ]). Иногда неправильно переводится как «Народный Психология», этот массивный сборник антропологических и социально-психологических материалах прослеживается «закономерное развитие, через культурное участие, высших психических процессов человека» (Кахан и Уайт, 1992). Непримечательный для 19 века, Вундт разделял мнение других европейских теоретиков о том, что движение человеческих обществ проходило ряд исторических этапов. Очерчивание этих стадий для Вундта было тесно связано с формам и сложности языка и артефактам развития языка, таких как миф, эпос, драма и т. д. Его классификация исторического развития выделяют четыре стадии или «эпохи» которые отмечены ниже с краткими комментариями его 1916 резюме:

    (I) Эпоха «первобытных Мужчина»
    (2) «Тотемический век» [«Если бы мы определили понятие тотемизма как кратко насколько это возможно, можно сказать, что он представляет собой круг идеи, в рамках которых отношение животного к человеку является обратным того, что есть в современной культуре. В тотемном возраст, человек не имеет власти над животным, но животное правил человек. Его дела и действия вызывают удивление, страх и обожание» (Вундт, 1916, с. 8).]
    (3) Эпоха богов и Героев» [«На место старшего из клана и племенной вождь тотемического периода, этого нового века рождает героя ….Герой, которого превозносят как лидер на войне принадлежит другому миру, миру верно отражено в героической песне или эпосе… Все это одновременно время тесно связано с возникновением государства, которое сейчас вытесняет более примитивные племенные институты предшествующих период…. С национальными героями и с государствами, национальными религиями возникнуть; и, поскольку эти религии больше не направляют внимание только к ближайшему окружению, к животному и растительный мир, но сосредоточить его в первую очередь на небе, там развивается идея о более высоком и совершенном мире. Как герой — идеальный человек, поэтому бог становится идеальным героем, и небесный мир, идеально увеличенный земной мир». (Вундт, 1916, п. 9).]
    (4) Настоящее время [За пределами Боги и герои]. [«Так начинается развитие в котором мы, нынешние, все еще участвуем; не может, следовательно, иначе как возрастом грядущим. Мы можем говорить просто о продвижении 90 474 к 90 475 человечеству, а не из развитие человечества. Однако это продвижение начинается сразу же с падением преград, разделяющих народы, особенно в отношении их религиозных взглядов» (Вундт, 1916, с. 9-10)] Заметим, что Вундт не приписывает этому периоду никаких особых имя.

    Вундт собирает далеко сбор данных, в основном взятых из этнографических исследований, проведенных социологом на протяжении 19 века, которые служат изобразить этапы развития, выраженные в различных человеческой культуры и обеспечить понимание культурного влияние, оказываемое на индивидуумов в пределах определенной национальной сообщества. «Параллельно составляющим отдельных сознания (воображение, чувство и воля), Вундт считал язык, миф и обычай в их взаимосвязи как основные составляющие Volksseele [ум люди]» (Cahan & White, 1992). Первые два тома из его Völkerpsychogie сосредоточиться на Die Sprache (язык), т. 3 по Die Kunst (искусство), тт. 4-6 on Mythus und Religion (миф и религия), тт. 7-8 on Die Gesellschaft (общественная организация), vol. 9 на Дас Recht (закон) и vol. 10 на Kultur und Geschichte (культура и история). Однако эти десять томов никогда не были переведен с немецкого, хотя однотомное резюме в английский появился в 1916 как Элементы народной психологии (Вундт, 1916 г. который был рассмотрен Джордж Герберт Мид в 1919 году). По большей части усилия Вундта представленные Völkerpsychologie были проигнорированы даже в его дни.

    Вундт ушел из академической председатель и получил почетный статус в 1915 году более десяти лет после получения почетного гражданства города Лейпцига (1902 г.). Выйдя на пенсию, он продолжал постоянно писать. Вундт умер в возрасте 88 лет в Гроссбатене, недалеко от Лейпцига, август 31, 1920. Его смерть наступила вскоре после завершения рукопись его последних воспоминаний ( Erlebtes und Erkanntes [ Что я испытал и открыл ]).

    Для нарративной социальной науки, Вундт представляет собой невыполненное обещание того, что Кахан и Шелдон (1992), столь убедительно доказывающий, что мог быть «вторым психология» в дополнение к лабораторно-экспериментальной дисциплине появление в конце 19 в. чувствительность Вундта к роль языка, в частности, как отправной точки для понимания социальное и культурное поведение предвосхитило то, что в 20-м веке психологи и психолингвисты начали бы исследовать с другие точки зрения несколько десятилетий спустя (например, Выготский).

     

    Источники : Блюменталь, А.Л. (1979). Отца-основателя мы никогда не знали. Современный Психология, 24 , 547-550; Кахан, Эмили Д. и Уайт, Шелдон Х. (1992). Предложения по второй психологии. Американский психолог, 47 (2), 224-235; Данзигер, К.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts