сознание индивида. Теория ассоциаций — Студопедия
Вундт создал учение о сознании, которое рассматривал через типичный для ассоцианизма принцип понимания простейших элементов, имеющих сенсорное происхождение, как основы возникновения сложных элементов сознания. По Вундту, сознание активно, имеет разные степени ясности и разный объем. Так как главной задачей в изучении сознания является изучение его содержаний путем разложения самого сознания в ходе интроспекции на мельчайшие, далее неразделимые частицы, то отсюда вытекает и понимание самого сознания как набора простейших психических элементов. Таким образом, понимание сознания Вундта носит элементаристский характер.
Вундт, пытаясь преодолеть ограниченность ассоцианизма, вносил новое представление о перцептивных процессах и об ассоциациях:
1) ассоциации он делил на два вида: одновременные, существующие в форме слияния, ассимиляции-диссимиляции и компликации, и последовательные, характеризующиеся как узнавания и воспоминания и тем самым формирующие память и восприятие;
2) любая ассоциативная связь рассматривается как пассивный процесс, протекающий без участия субъекта и его сознания, но продукт является новым, не сводимым к сумме элементарных частиц явлением;
3) в противоположность ассоциативной связи существуют так называемые апперцептивные связи, которые протекают при активном участии сознания и являются его особой функцией, внешне выражающейся во внимании.
Историческая роль Вильгельма Вундта в развитии психологии как самостоятельной науки
Вильгельм Вундт (1832—1920) написал 420 книг и статей: вышедшая в 1874 г. его основная работа «Основания физиологической психологии» ознаменовала собой официальное начало периода развития психологии как самостоятельной науки, так как в этой книге Вундт создает свою концепцию психологии, большое внимание уделяя предмету, методам и задачам этой науки.
2. В 1879 г. в Лейпцигском университете В. Вундт основал первую научную психологическую лабораторию, и именно этот год принято считать годом рождения психологии как самостоятельной науки.
3. Вундт создал первую в мире собственную психологическую школу, развившуюся до мирового масштаба, что для других ученых и исследователей послужило стимулом к созданию собственных школ, обогативших впоследствии психологию и расширивших области ее применения.
4. Благодаря Вундту и при активном его участии создается первый Институт экспериментальной психологии, имеющий свой курс обучения профессии, а также первый собственно психологический журнал «Психологические исследования». Таким образом, психология получает свои собственные научные средства пропаганды и реализации разработанных идей, концепций и учений.
5. Вундт официально ввел в психологию эксперимент, применяя его как основной метод исследования, и в связи с этим его принято считать основателем экспериментальной психологии.
6. Вундт с помощью понятия эксперимента и опыта ввел в психологию точные критерии научности и достоверности полученного психологического факта — объективность, повторяемость и проверяемость эксперимента любым другим исследователем, и именно на основе этих критериев строится любое психологическое исследование.
7. Концепция Вундта, ее интроспективная направленность и ориентация на элементаризм породила множество дискуссий в научных кругах и стимулировала проведение различных опытов и исследований, опровергающих некоторые положения учения Вундта. Более того, эти споры и дискуссии послужили развитию других концепций и теорий, обогативших в дальнейшем психологию как науку и расширивших ее границы.
8. И хотя его теория сознания и методов его изучения впоследствии была опровергнута рядом других исследователей, все же его научно-организаторская деятельность сыграла решающую роль в становлении психологии как самостоятельной дисциплины.
работы Штейнталья, Лацаруса и Вундта
Исследования психологии народов
Большой вклад в исследование вопросов психологии народов внесли немецкие мыслители X. Штейнталь, М. Лацарус и В. Вундт. Психология народов была сформирована как направление именно этими первыми основоположниками.
Направление социальной психологии психология народов впервые стало рассматриваться Хейманом Штейнталем (1823–1899) и Морицом Лацарусом (1824–1903). Эти авторы создали работы, опубликовав их в созданном журнале «Психология народа и языкознание». Все работы, в первую очередь статья «Вводные рассуждения о психологии народов», «Мысли о народной психологии», отражали существование народного духа в качестве определенного духовного целого. Статья «Мысли о народной психологии», перевод которой на русский язык осуществил П. А. Гильтебрандт, вышла отдельным изданием. В ней содержалась мысль о том, что каждый народ обладает собственным особым складом мыслей и чувств, своей духовной физиономией, называемой «народностью». По этой причине «задача народной психологии» состояла в «познании духа народа таким образом, как познала индивидуальная психология дух индивидуума», а также в «открытии законов человеческого духа». Авторы концепции утверждали: «Любой человек испытывает на себе общественное влияние и по этой причине «опыт протекших столетий и тысячелетий вполне зависит от них в собственных мыслях, чувствах и воле». Здесь важно уяснить, «каким образом происходит соединение простейших первоначальных сил человеческого сознания и сложных сил и образов народного духа». Авторы заостряли внимание на том, что «вкупе с языком, мифами и религией элементы народного духа включены также в культ, народное творчество, письмо и искусства». Особо ими было отмечено, что «дух народа живет только в индивидуумах, не обладая особым от духа индивидуума бытием».
Сам вопрос влияния исторически сформировавшейся духовности народа на духовный мир включенных в него людей, наравне с проблемой взаимодействия духовной жизни личности с обществом в целом, весьма актуален на сегодняшний день. Это обусловлено тем, что все люди в своей деятельности и при общении с окружающими выступают как носители духовности собственной народности, выражая в своем эмоциональном и интеллектуальном настрое ее психический склад и национальное самосознание. Потребность в глубоком осмыслении этой проблемы определила актуальность исследований и трудов этих мыслителей.
Теория Вундта
Иначе теорию психологии народов предложил рассматривать Вильгельм Вундт (Wundt), критически подошедший к теории М. Лацаруса и Г. Штейнталя. По его мнению эти авторы противопоставили психологию народов над индивидуальностью духовной субстанции индивидуальной психологии.
Психология народа Вундта содержала идею, что «душа народа всегда включает единичные души». Ее можно представить в форме «совокупного содержания душевных переживаний» людей, которые принадлежат к определенному народу и связаны постоянным «взаимодействием и взаимоотношениями». Созданная форма «общий дух» народа является «нечто неизмеримо большим, чем сумма индивидов», через сознание которых он находит свое проявление.
Один из аспектов психологии народов В. Вундт представил в виде изучения и исследования языка, мифов и обычаев народа. Он полагал, что данные области духовной жизни отличаются значимым для всех характером выраженных в них духовных процессов. Более полно они характеризуют «общий дух» и психический склад определенной народности. Автор считал, что «язык, мифы и обычаи являются не какими-либо фрагментами творческого народного духа, а сами проявляют этот дух народа». Вундт указывал, что проявление общего народного духа заключается, в первую очередь, в национальном самосознании, поскольку «нация представляет собой важнейший из концентрических кругов, где способна развиваться совместная духовная жизнь».
Замечание 2В. Вундт всегда концентрировал свое внимание на взаимодействии «народного духа» и сознания отдельных людей, подчеркивая, что личности при выражении народного, включая национальное самосознание, сами в различной мере влияют на него. Это находит свое проявление в творчестве в разных сферах жизни общества.
Взгляды ученого на суть и проявление «народного духа», на его значение в общественной жизни изложены в большом количестве трудов. Их итогом становится «Психология народов» в 10 томах. Труд автора способствует пониманию большого количества сегодняшних проблем, включая те, которые касаются сущности и значения национального самосознания.
Сегодня не меньшее значение отдается его взглядам на суть и роль морали при решении проблем взаимоотношений общества и личности, включая межличностные отношения. Вундт связывал решение моральных проблем с решением вопросов индивидуальной и общественной психологии, включая психологию народов. Этика рассматривалась им как наука о нормах поведения индивидов, исходя из того, что формированию определенной социальной нормы, в первую очередь нравственной, должно предшествовать психологическое восприятие определенного социального факта. Поскольку рассматриваемый процесс является социально обусловленным, выступая как социально-психологический, он порождает общие переживания, восприятия и представления людей, взаимодействующих между собой. Их социально-психологические отношения к определенным явлениям жизни в обществе способны конституироваться в форме социальных норм.
Основной оценки социальных фактов, в соответствии с мнением В. Вундта, является воля человека, которой необходимо уделять значимую роль в его этической концепции. Автор полагал, что направленность человеческой воли формируется в их жизни субъективными и объективными обстоятельствами. Первые из них заключаются во внутреннем мире людей, их переживаниях и представлениях о тех или иных явлениях, вторые состоят в обстоятельства, исходящих из явлений в обществе и истории.
Принципы нравственности Вундта
Вторая работа Вундта называлась «Принципы нравственности». В ней нравственная воля характеризовалась в качестве «субстанциональной силы», которая сохранила себя в качестве некой целостности и проявлялась в качестве желания, хотения, направленности сознания на достижение желаемых результатов.
По достоинству необходимо оценить и труды в этнопсихологии, которые повлияли на глубокое понимание многих современных проблем, относящихся к психическому складу больших социальных групп и национальных общностей, взаимодействию общественного и индивидуального сознаний, психологии и этике общения.
Решение задач от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.
| История онлайн-ресурсов психологии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(на основе его 1894 г. Очерки психологии ) Волюнтаризм, самоанализ и ментальная хронометрияДобровольчество (примечание: не добровольчество)
Каталогизация содержимого разума
Метод самоанализа
Метод ментальной хронометрии
Каковы элементы сознательного опыта?(для получения более подробной информации см. Wundt’s Outlines психологии )
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отдел психологии Вефиля | Ред. 22.09.06 / © Copyright 2003-2010 Люси Джонсон / Отзыв? Напишите Вебмастеру |
Нарративная психология: Вильгельм Вундт (теоретики)
Вильгельм Максимилиан Вундт проблематичная фигура на нескольких уровнях. Рассмотрим противоречия:
- Он основал первую лабораторию по психологии в Лейпцигском университете, хотя его исследования игнорировался на протяжении большей части прошлого века.
- Он привлек самых важные исследователи ранней психологии (Кеттелл, Крепелин, Бектерев, Мюнстерберг) как его докторанты и более 100 из них закончили степени в области психологии. Но большинство этих студентов отвергли свои собственная форма психологии наставника («волюнтаризм») и некоторые (например, Кеттелл, Г. С. Холл) даже презирали его компетентность. и вклады в той или иной степени.
- Он провел последние два десятилетия своей жизни интенсивно работал над культурно-чувствительным подходом психологии ( Völkerpsychologie ) без подготовки любые ученики, которые последуют за ним в этой работе и испытают почти всеобщее неприятие его подхода даже в продолжительность жизни.
Далее, на протяжении первого половине 20-го века (а иногда и сегодня), Вундтиан психология была (ошибочно) охарактеризована как грубо интроспективная или статический структурализм — ошибки теперь считаются изобретением или неверные оценки таких психологов, как Эдвард Титченер (его студент) и Уильям Джеймс (Блюменталь, 1979). Вместо неконтролируемый и субъективный самоанализ, большая часть лабораторная работа проводилась по объективным и контролируемым методы наблюдения и самоотчета; Вундт назвал этот подход Experimentelle Selbstbeobachtung («экспериментальное самонаблюдение»; Лихи, 2004, с. 238). Далее, волюнтаризм Вундта отразил его вера в то, что «разум есть творческая, динамичная и волевая сила … [которую] следует понять через анализ ее деятельности — ее процессов» (Hothersall, 2004, стр. 124).
Итак, мы можем спросить, кто это был ученый и, в конечном счете, почему он важен для повествования смотровая площадка? Вундт родился в Неккарау недалеко от Мангейма (Бадена) в юго-запад Германии 16 августа 1832 года. В первые годы обучения, он был заметно посредственным учеником, несмотря на то, что происходил из одного из самые успешные профессиональные и академические семьи время. Это должно было измениться. Он получил профессиональное образование в области медицины в Тюбингене и Гейдельберге под руководством его дядя, Фридрих Арнольд, известный физиолог. После получения Получив медицинскую степень (1855 г.), он провел семестр в Берлине с пионер физиологии, Йоханнес Мюллер и Эмиль Дю-Буа Реймонд. С 1858 по 1864 год он служил помощником к великому 19ученый 19 века Герман Людвиг фон Гельмгольц в Гейдельберге.
В годы работы с фон Гельмгольцем, Вундт написал несколько важных томов. В самой первой своей книге Вклад в теорию чувственного восприятия (1862 г.), он изложил видение психологии как самостоятельной дисциплины включающая три общих подразделения. Во-первых, психология будет следовать принципам Naturwissenschaften (физические науки) и проводиться как экспериментальная, индуктивная наука. В центре внимания этой психологии будут основные психические процессы, поддающиеся экспериментальному наблюдению и манипулирование, например, ощущение, восприятие, время реакции на раздражители. Во втором дополнительном разделе Вундт изобразил психологию в соответствии с традицией Geisteswissenschaften (гуманитарные или социальные науки). Они будут включать высшие психические процессы, которые не могли быть поставлены под непосредственный контроль в лаборатория, например, религия, социальные практики, язык, мифы, и т. д. Следовательно, их изучение потребовало бы других методов исследования включая использование исторических записей, натуралистическое наблюдение в полевых условиях и анализ культурных продуктов, таких как литература. Его часто называют «сравнительно-историческим». подход. Последняя форма психологии, которую он назвал научный метафизика послужит интеграции эмпирической работы лаборатории с другими открытиями науки.
Сразу после его работы в физиологической лаборатории Гельмгольца Вундт стал независимым репетитор по физиологии (всего с несколькими учениками) и на четверых годы, начиная с 1866 года, отбыл два двухлетних срока в качестве члена парламента Бадена. Однако он вернулся в университет. мира в 1871 году, когда он занял должность в Гейдельберге, переехал ненадолго отправился в Цюрих в 1874 году и достиг своего последнего академического домой, в Лейпциг, в 1875 г., чтобы занять кафедру философии. В 1876 г. Лейпциг разрешил ему начать использовать комнату для хранения инструментов. и оборудование, использовавшееся для демонстрации его лекций, а в 1879 г., он начал проводить эксперименты в этой комнате, не связанные с его курс лекций. Эта дата считается датой основания первой экспериментальной лаборатории в психологии. Эта лаборатория должен был оставаться неофициальным до 1885 года, когда университет начал включить его в школьный каталог.
В 1900 г. Вундт опубликовал первое из того, что станет к 1920 г. год его смерти, десять томов под названием Völkerpsychologie: eine Untersuchung der Entwicklungsgesetze von Sprache, Mythus и Ситте (или Этнокультурная психология: исследование Законов развития языка, мифов и обычаев [ Мораль ]). Иногда неправильно переводится как «Народный Психология», этот массивный сборник антропологических и социально-психологических материалах прослеживается «закономерное развитие, через культурное участие, высших психических процессов человека» (Кахан и Уайт, 1992). Непримечательный для 19 века, Вундт разделял мнение других европейских теоретиков о том, что движение человеческих обществ проходило ряд исторических этапов. Очерчивание этих стадий для Вундта было тесно связано с формам и сложности языка и артефактам развития языка, таких как миф, эпос, драма и т. д. Его классификация исторического развития выделяют четыре стадии или «эпохи» которые отмечены ниже с краткими комментариями его 1916 резюме:
- (I) Эпоха «первобытных
Мужчина»
- (2) «Тотемический век» [«Если бы мы определили понятие тотемизма как кратко насколько это возможно, можно сказать, что он представляет собой круг идеи, в рамках которых отношение животного к человеку является обратным того, что есть в современной культуре. В тотемном возраст, человек не имеет власти над животным, но животное правил человек. Его дела и действия вызывают удивление, страх и обожание» (Вундт, 1916, с. 8).]
- (3) Эпоха богов и Героев» [«На место старшего из клана и племенной вождь тотемического периода, этого нового века рождает героя ….Герой, которого превозносят как лидер на войне принадлежит другому миру, миру верно отражено в героической песне или эпосе… Все это одновременно время тесно связано с возникновением государства, которое сейчас вытесняет более примитивные племенные институты предшествующих период…. С национальными героями и с государствами, национальными религиями возникнуть; и, поскольку эти религии больше не направляют внимание только к ближайшему окружению, к животному и растительный мир, но сосредоточить его в первую очередь на небе, там развивается идея о более высоком и совершенном мире. Как герой — идеальный человек, поэтому бог становится идеальным героем, и небесный мир, идеально увеличенный земной мир». (Вундт, 1916, п. 9).]
- (4) Настоящее время [За пределами Боги и герои]. [«Так начинается развитие в котором мы, нынешние, все еще участвуем; не может, следовательно, иначе как возрастом грядущим. Мы можем говорить просто о продвижении 90 474 к 90 475 человечеству, а не из развитие человечества. Однако это продвижение начинается сразу же с падением преград, разделяющих народы, особенно в отношении их религиозных взглядов» (Вундт, 1916, с. 9-10)] Заметим, что Вундт не приписывает этому периоду никаких особых имя.
- (2) «Тотемический век» [«Если бы мы определили понятие тотемизма как кратко насколько это возможно, можно сказать, что он представляет собой круг идеи, в рамках которых отношение животного к человеку является обратным того, что есть в современной культуре. В тотемном возраст, человек не имеет власти над животным, но животное правил человек. Его дела и действия вызывают удивление, страх и обожание» (Вундт, 1916, с. 8).]
Вундт собирает далеко сбор данных, в основном взятых из этнографических исследований, проведенных социологом на протяжении 19 века, которые служат изобразить этапы развития, выраженные в различных человеческой культуры и обеспечить понимание культурного влияние, оказываемое на индивидуумов в пределах определенной национальной сообщества. «Параллельно составляющим отдельных сознания (воображение, чувство и воля), Вундт считал язык, миф и обычай в их взаимосвязи как основные составляющие Volksseele [ум люди]» (Cahan & White, 1992). Первые два тома из его Völkerpsychogie сосредоточиться на Die Sprache (язык), т. 3 по Die Kunst (искусство), тт. 4-6 on Mythus und Religion (миф и религия), тт. 7-8 on Die Gesellschaft (общественная организация), vol. 9 на Дас Recht (закон) и vol. 10 на Kultur und Geschichte (культура и история). Однако эти десять томов никогда не были переведен с немецкого, хотя однотомное резюме в английский появился в 1916 как Элементы народной психологии (Вундт, 1916 г. который был рассмотрен Джордж Герберт Мид в 1919 году). По большей части усилия Вундта представленные Völkerpsychologie были проигнорированы даже в его дни.
Вундт ушел из академической председатель и получил почетный статус в 1915 году более десяти лет после получения почетного гражданства города Лейпцига (1902 г.). Выйдя на пенсию, он продолжал постоянно писать. Вундт умер в возрасте 88 лет в Гроссбатене, недалеко от Лейпцига, август 31, 1920. Его смерть наступила вскоре после завершения рукопись его последних воспоминаний ( Erlebtes und Erkanntes [ Что я испытал и открыл ]).
Для нарративной социальной науки, Вундт представляет собой невыполненное обещание того, что Кахан и Шелдон (1992), столь убедительно доказывающий, что мог быть «вторым психология» в дополнение к лабораторно-экспериментальной дисциплине появление в конце 19 в. чувствительность Вундта к роль языка, в частности, как отправной точки для понимания социальное и культурное поведение предвосхитило то, что в 20-м веке психологи и психолингвисты начали бы исследовать с другие точки зрения несколько десятилетий спустя (например, Выготский).
Источники : Блюменталь, А.Л. (1979). Отца-основателя мы никогда не знали. Современный Психология, 24 , 547-550; Кахан, Эмили Д. и Уайт, Шелдон Х. (1992). Предложения по второй психологии. Американский психолог, 47 (2), 224-235; Данзигер, К.