Термин комплекс неполноценности личности был введен в психологию: КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ это

Что такое комплекс неполноценности?

Комплекс неполноценности – это комплекс психологических и эмоциональных болезненных переживаний человека, которые выражаются в чувстве собственной ущербности и превосходства окружающих. Комплекс неполноценности может возникнуть из-за психологических травм, дискриминации, неудач и по ряду других причин. Это состояние существенно влияет на самочувствие и поведение человека, и в некоторых случаях может даже привести к развитию депрессии. Комплекс неполноценности — в целом, негативное явление, однако иногда он может мотивировать человека на позитивные достижения в жизни. Чтобы у ребенка не развился комплекс неполноценности, родителям очень важно сформировать у него правильное отношение к различным видам деятельности и к его окружению.

На чем основан комплекс неполноценности?

Комплекс неполноценности был впервые описан венским психоаналитиком Альфредом Адлером. Он считал, что этот комплекс может развиться по нескольким причинам: из-за физических недостатков (например, маленького роста или неполноценности какого-то органа), чрезмерной родительской опеки, которая не дает возможности научиться решать проблемы самостоятельно, или же, наоборот, из-за отсутствия родительского внимания.

Переизбыток родительского внимания и его недостаток в одинаковой степени могут спровоцировать развитие комплекса неполноценности, так как мешают формированию самодостаточности и уверенности в себе.

Если комплекс неполноценности не удается преодолеть в детстве или подростковом возрасте, то в зрелые годы это может привести к неврозам.

Альфред Адлер считал, что в основе комплекса неполноценности лежит страх оказаться отвергнутым и ненужным, а также страх одиночества. Венский психаналитик говорил, что чувство неполноценности зарождается в раннем детстве, когда ребенок сталкивается с различными ограничениями, обусловленными возрастом, физическим и умственным развитием. Если комплекс неполноценности не удается преодолеть в детстве или подростковом возрасте, то в зрелые годы это может привести к неврозам.

В подростковом и взрослом возрасте человек, страдающий комплексом неполноценности, пытается компенсировать недостаток того, чего не получил в полной мере в детстве, за счет определенных действий, и у него вырабатывается реакция гиперкомпенсации. Ощущение неполноценности базируется на заложенном в психике очень сильном болезненном эмоциональном воспоминании. Обычно человек не помнит, чего именно он недополучил в детстве, однако само ощущение недостатка чего-то постоянно сопровождает его в повседневной жизни. Эта эмоциональная, психологическая составляющая фиксируется в мозге человека таким образом, что ее невозможно восполнить, и в итоге компенсация оказывается бесполезной.


Каковы симптомы и проявления комплекса неполноценности?

Комплекс неполноценности может проявляться в виде следующих симптомов: постоянной и сильной неуверенности в себе, чрезмерно заниженной самооценки, неразвитого чувства собственного достоинства и ощущения превосходства окружающих над собой. По сути человек верит в свою несостоятельность, ничтожность, ущербность, бесполезность и отсутствие у себя положительных черт и способностей.

Одним из проявлений комплекса неполноценности может стать демонстрация сигналов, которыми человек пытается обратить на себя внимание окружающих.

Развитие комплекса неполноценности может привести к различным психологическим нарушениям и психическим расстройствам. У человека могут появиться суицидальные мысли, психологическая зависимость от других людей, различные проявления неврозов, деградация личности. Человек, страдающий комплексом неполноценности, может впасть в затяжную депрессию, заниматься самобичеванием, испытывать постоянное чувство жалости к себе. Такие люди могут страдать от проблем в отношениях с окружающими.

Одним из проявлений комплекса неполноценности может стать демонстрация сигналов, которыми человек пытается обратить на себя внимание окружающих. Другими проявлениями могут быть замкнутость, боязнь совершать ошибки, постоянное напряжение. Комплекс неполноценности иногда является также подсознательной причиной дефектов речи.

Читайте также

Болезненные эмоции  

Чувство неполноценности может развиться в контексте не только психологических факторов, но и демографических, социальных, политических, религиозных, этнических и даже сексуальных. Нередко комплексом неполноценности страдают представители сексуальных меньшинств, будучи жертвами дискриминации. Среди людей, выросших в бедных семьях, на фоне усмешек или буллинга со стороны более обеспеченных людей, может сформироваться комплекс классовой неполноценности.


Как различаются проявления комплекса неполноценности у разных людей?

У каждого человека комплекс неполноценности может ощущаться и проявляться по-разному. У кого-то он может выражаться в виде жажды власти, – такие люди часто становятся домашними тиранами или унижают своих подчиненных на работе. Зачастую мужчины и женщины по-разному решают проблему комплекса неполноценности. Однако, например, реализация на профессиональном поприще может затрагивать их одинаково. Обычно те, кто компенсируют ощущение неполноценности в профессиональной сфере, – это люди, подвергавшиеся в детстве насмешкам из-за неуспеваемости в школе. Часто бывает, что у мужчин гиперкомпенсация любви проявляется в виде беспорядочных половых связей.

Однако это не помогает полностью компенсировать недостаток любви и внимания, и испытать удовлетворенность от жизни.

Комплекс неполноценности всегда образуется в процессе интеракции с окружающими.

Нередко люди компенсируют комплекс собственной неполноценности, занимая позицию жертвы и выставляя эту роль напоказ. Молодые мужчины для вытеснения ощущения неполноценности часто проявляют повышенную агрессивность или употребляют большое количество алкоголя, что может привести к лечению алкоголизма. Также они могут выставлять напоказ символы статуса, такие как золотые украшения, спортивные автомобили, дорогую одежду и т. п. Чрезмерное высокомерие также может свидетельствовать о внутренне нарушенном чувстве собственного достоинства.

Читайте также

Депрессия в большом городе  

Комплекс неполноценности всегда образуется в процессе интеракции с окружающими. Например, человек, который жил в глубокой бедности в детстве и получал насмешки от более обеспеченных одноклассников, скорее всего будет изо всех сил стараться стать богатым именно из-за комплекса неполноценности. Если же окружающие не создавали ажиотажа вокруг того, что он живет в бедной семье, во взрослой жизни он может стать богатым по другим причинам. Например, он может просто уметь зарабатывать деньги и получать от этого удовольствие.


Как можно выявить комплекс неполноценности и справиться с этим состоянием?

В подавляющем большинстве случаев люди, страдающие комплексом неполноценности, обращаются за помощью к психотерапевту в связи с какими-то внешними симптомами: из-за подавленности, неустроенности, проблем в семье или на работе. Напрямую пациенты не приходят с проблемой комплекса неполноценности, так как это состояние для начала необходимо выявить и разглядеть за другими симптомами.

Во время психологической диагностики психотерапевт должен определить возможные причины жалоб, с которыми изначально пришел пациент. Как правило, эти причины кроются в прошлом. Специалисту необходимо понять, какое событие предшествовало началу развития комплекса неполноценности. Причина любых психологических симптомов, как правило, кроется в общении с другими людьми, поэтому очень важно выяснить, в какой момент прошлого и с кем у пациента произошло травмирующее взаимодействие. Таким образом можно выявить комплекс неполноценности и начать его лечение.

Комплекс неполноценности – это состояние, которое определяет психоаналитик, а значит и лечить его нужно психоанализом. Скорее всего психотерапевты других направлений не будут определять подобное состояние пациента именно как комплекс неполноценности. Они выявят какие-то другие причины его состояния и переживаний, и будут лечить его другими терапевтическими инструментами. Если все-таки пациент обратится за помощью к психоаналитику, терапия может продлиться от года до пяти лет.

  • Заболевания и расстройства

Поделиться:

Комплекс неполноценности | это.

.. Что такое Комплекс неполноценности? — 1. ключевой термин теории А.Адлера о движущих силах личностного развития, означает осознание своей общей несостоятельности, проявляющееся уходом от трудностей, избеганием проблем, решение которых требует серьёзных усилий, а также симптомами гиперкомпенсации; 2. в неспециальном словоупотреблении – любое ощущение собственной неадекватности, некомпетентности, ущербности. Синоним: комплекс неадекватности.


* * *
– одно из основных понятий индивидуальной психологии А. Адлера (1870–1937), означающее преувеличение присущего от рождения человеку чувства неполноценности.

   В отличие от животных человек рождается слабым, беспомощным, беззащитным существом, имеющим органические недостатки. Органы его тела не приспособлены к защите. Внешний мир угрожает ему со всех сторон. Жизнь в обществе полна тягот и лишений. Смерть неотступно следует по его пятам. Все это свидетельствует о том, что с момента своего рождения человек испытывает чувство неполноценности. По словам А. Адлера, быть человеком – значит обладать чувством неполноценности, являющимся фундаментом его психической жизни.

   В индивидуальной психологии чувство неполноценности рассматривается с точки зрения общего условия существования человека. Оно присуще всем людям без исключения. Само по себе чувство неполноценности не является психическим расстройством. Напротив, оно способствует здоровому развитию человека, достижению его успехов в жизни.

   Испытывая чувство неполноценности, человек активизирует свою деятельность: он стремится компенсировать имеющиеся у него от рождения недостатки, дефекты; пытается преодолеть свою неполноценность; хочет самоутвердиться в жизни; делает все для того, чтобы стать более совершенным. В этом плане чувство неполноценности является стимулом для развертывания его жизнедеятельности. Оно становится движущей силой общественно-полезной деятельности человека.

   Из истории известны примеры, когда стремление преодолеть свою неполноценность приводило к выдающимся результатам. Так, Демосфен, будучи заикой от рождения, благодаря своему стремлению справиться со своим недугом стал величайшим оратором Греции. Бетховен, страдавший слуховыми дефектами, – знаменитым композитором.

   Вместе с тем ощущение собственной неполноценности порождает у человека неуверенность в свои силы, что не способствует его приспособлению к жизни в обществе, создает многочисленные проблемы, разрешение которых становится камнем преткновения для самого человека.

   Остро переживаемая неполноценность может вести к патологическому проявлению этого чувства. Определяющим является не сама неполноценность, а сила и характер ее восприятия человеком. Ненормальное чувство неполноценности превращается в то, что А. Адлер назвал комплексом неполноценности. Этот комплекс отражает преувеличенное чувство неполноценности. По словам А. Адлера, «комплекс неполноценности – патологическое чувство, обязательно требующее легкой компенсации и особого удовлетворения и в то же время препятствующее достижению успеха, увеличивая барьеры, уменьшая при этом резервы мужества».

   Когда в человеке побеждает чувство неполноценности, он становится неспособным к позитивному развитию своих творческих сил и дарований. Верх в нем берут надменность и самодовольство, высокомерие и коварство. Такой человек обычно бывает склонен к совершению преступлений, оправданию своих поступков и обвинению других во всех грехах.

   Одержимый комплексом неполноценности, человек притворяется лучшим, чем есть на самом деле. Компенсируя собственные изъяны и слабости, он может придерживаться следующих стратегий жизни: стремится всеми способами возвыситься над другими людьми, чтобы тем самым компенсировать свою ущербность; прибегает к различного рода иллюзиям и ложным оценкам, чтобы придать самому себе в глазах окружающих ореол преуспевающего человека; порывает связь с другими людьми и уходит в себя, чтобы выглядеть неординарной личностью; совершает, говоря словами З. Фрейда, «бегство в болезнь», чтобы привлечь к себе внимание и вызвать сострадание родственников и знакомых.

   Из комплекса неполноценности, как считал А. Адлер, развивается невроз. Сталкиваясь с реальными трудностями в жизни, невротик уклоняется от полезной деятельности. Он находит или создает свое собственное поле деятельности в воображаемом мире. Благодаря тем или иным уловкам невротик добивается успехов в воображаемом мире, чувствует себя выдающейся личностью, отдается во власть мании величия, заставляет других людей считаться со своими прихотями, больше интересуется собой, чем окружающими.

   Комплекс неполноценности формируется в детстве. Раскрытие причин возникновения невроза предполагает понимание того, как и в каких условиях воспитывался ребенок. Важно выяснить, что способствовало чрезмерному усилению чувства неполноценности ребенка. В этом отношении неблагоприятными являются, согласно А. Адлеру, такие обстоятельства жизни, как природовое повреждение органов, отверженность ребенка родителями или избалованность в процессе воспитания.

   Цель индивидуальной психотерапии – освобождение человека от вредных последствий преувеличенного чувства неполноценности. Благодаря лечению, направленному на исправление ошибок воспитания, осуществляется пробуждение у человека чувства общности с другими людьми.

   Индивидуальная психотерапия способствует социальному приспособлению человека к реальному миру путем развития у него чувства общности. В этом случае ощущения неполноценности служат стимулом для здорового развития личности, а не превращаются в комплекс неполноценности, являющийся питательной почвой для возникновения психических расстройств.

   
* * *

психопатологический синдром, который заключается в стойких переживаниях человека по поводу своих мнимых или реальных недостатков, своей неполноценности в системе межличностных, социальных отношений и деформирующих естественное развитие его личности. К.н. описан А. Адлером. К.н. порождается недостатками в функционировании механизма психической компенсации.


* * *
(от лат. cоmplexus – сочетание) – 1) ведущий к невротическим отклонениям психопатологический синдром, заключающийся в стойкой уверенности человека в собственной ущербности как личности; 2) энергетический потенциал психической активности, вызванный переживанием каждым человеком в раннем детстве ощущения собственной недостаточности. При этом происходит вытеснение данного чувства в бессознательное и придание ему за счет этого характера постоянной ненасыщаемости. Одна из субъективных причин межличностных и внутриличностных конфликтов. Термин введен А. Адлером, изучавшим формы компенсации, складывающиеся у детей с дефектами органического развития. Неспособность компенсировать дефект или справиться с жизненной ситуацией и тем самым преодолеть чувство собственной неполноценности влечет за собой перерастание последнего в К. н.


* * *
неприятное, длительно Существующее чувство человека, система отрицательных эмоциональных переживаний, связанных с реальным или кажущимся отсутствием у него каких-либо ценных психологических или физических свойств и Сопровождаемых соответствующими негативными Психологическими симптомами: низкая самооценка, заниженный уровень притязаний, повышенная тревожность и мотив избегания неудачи.

Комплекс неполноценности | психология | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

Викторины

  • 44 вопроса из самых популярных викторин Britannica о здоровье и медицине

Комплекс неполноценности — Энциклопедия Нового Света

В области психологии и психоанализа комплекс неполноценности — это чрезвычайно глубокое чувство того, что один человек ниже других. Часто это происходит бессознательно и, как считается, побуждает страдающих людей к сверхкомпенсации, что приводит либо к впечатляющим достижениям, либо к крайнему антиобщественному поведению. Ранняя работа в этой области была начата Альфредом Адлером, который использовал пример «комплекса Наполеона», чтобы проиллюстрировать свою теорию. По словам Адлера, даже самые глубокие и разрушительные комплексы неполноценности можно вылечить с помощью его терапевтического процесса, который использует нашу естественную способность вносить позитивные изменения в нашу жизнь.

Содержание

  • 1 Классическая психология Адлера
  • 2 Комплекс Наполеона
  • 3 Комплекс неполноценности у детей
  • 4 Культурное низкопоклонство
  • 5 Лечение
  • 6 Каталожные номера
  • 7 Внешние ссылки
  • 8 кредитов

Классическая адлерианская психология

Комплекс неполноценности — чрезвычайно глубокое чувство неполноценности, которое может привести к пессимистической покорности и предполагаемой неспособности преодолевать трудности. В отличие от нормального чувства неполноценности, которое может выступать в качестве стимула к достижениям, комплекс неполноценности представляет собой развитое состояние уныния, часто приводящее к отступлению от трудностей. Этот невроз вызван попыткой достижения крайне нереалистичного идеала личности, в то время как вера в собственную значимость уже сильно поколеблена глубоко укоренившимся чувством неполноценности. С другой стороны, комплекс неполноценности может привести к успешным сверхдостижениям, сопровождаемым добровольным социальным остракизмом, поскольку человек доведен до крайности, чтобы сверхкомпенсировать свою воспринимаемую неполноценность, полагая, что другие видят его только с точки зрения этой неадекватности.

Понятие комплекса неполноценности впервые было введено Альфредом Адлером в его «Индивидуальной психологии». Адлер определял психическое здоровье как чувство человеческой связи и готовность полностью развиваться и способствовать благополучию других. Когда эти качества недостаточно развиты, человек испытывает чувство неполноценности или отношение превосходства, которое может вызывать неприязнь у других. Восприятие превосходства приводит к эгоцентричному поведению, и человек может эмоционально или материально эксплуатировать других людей. Адлеровская теория индивидуальной психологии психологической компенсации утверждает, что «чем сильнее чувство неполноценности, тем выше цель личной власти».

Адлер постулировал, что в результате начальной беспомощности младенец чувствует себя неполноценным и пытается преодолеть чувство незавершенности, стремясь к более высокому уровню развития. Чувство неполноценности и компенсация этого чувства становятся динамическим принципом мотивации, перемещая человека с одного уровня развития на другой. Это стремление происходит постоянно на протяжении всей жизни, начиная с младенчества, когда дети осознают свои недостатки, особенно при сравнении себя со старшими детьми и взрослыми. Адлер описал возникающее в результате чувство неполноценности как «ситуацию с минусом». Эти чувства неполноценности становятся мотивацией для стремления к тому, что он называл «положительными ситуациями».

Адлер провел различие между первичными и вторичными чувствами неполноценности. Первичное чувство неполноценности коренится в исходном опыте маленького ребенка слабости, беспомощности и зависимости. Вторичное чувство неполноценности относится к опыту взрослого, который не может достичь бессознательной, компенсаторной, вымышленной конечной цели субъективной безопасности и успеха. Воспринимаемая дистанция от этой цели приводит к «минусовому» ощущению, которое затем может вызвать воспоминание об исходном чувстве неполноценности. Это сочетание чувств неполноценности может восприниматься как непреодолимое.

Проблема с этим чувством неполноценности заключается в том, что цель, придуманная для облегчения первоначального, первичного чувства неполноценности, на самом деле вызывает вторичное чувство неполноценности. Этот порочный круг характерен для страдающих неврозами. Вторичное чувство неполноценности обостряется, когда человек ставит перед собой нереально высокую или невозможную компенсаторную цель. Помимо страданий от недостижения этой цели, взрослому человеку может еще преследовать остаток исходного, первичного чувства неполноценности.

Комплекс Наполеона

Комплекс Наполеона (или синдром Наполеона) — это разговорный термин, используемый для описания типа комплекса неполноценности, которым страдают люди низкого роста. Альфред Адлер использовал Наполеона Бонапарта как пример человека, доведенного до крайности психологической потребностью компенсировать то, что он считал недостатком: свой маленький рост. Однако на самом деле Наполеон не был особенно низким, его рост чуть превышал 168 см (5 футов 6 дюймов).

Как правило, люди с этим комплексом компенсируют это разными способами. Например, человек с комплексом Наполеона может размещать в своем доме картины на более низком уровне и делать другие подобные приспособления, которые позволяют ему чувствовать себя выше в своем окружении. Компенсационное поведение может также включать в себя чрезмерную агрессию или склонность к спорам, а также склонность к стремлению к сверхдостижениям, и все это служит для того, чтобы дать человеку чувство большей самооценки.

Комплекс неполноценности у детей

Адлер считал, что чувство неполноценности обычно начинается в детстве. У детей может развиться чувство неполноценности из-за реальных недостатков или из-за неправильного толкования своего тела или своих социальных или физических отношений с окружающей средой. Адлер считал, что фиктивная цель превосходства ставится выше и тем настойчивее будет соблюдаться, чем дольше и яснее ребенок осознает свою незащищенность, чем больше он страдает от действительных физических или умственных недостатков и чем сильнее он чувствует себя обделенным вниманием. . В какой-то момент стремление к власти и господству над другими преувеличивается и усиливается, пока не становится патологическим.

Концепция неполноценности как мотивационной силы для детей не уникальна для Адлера. Один из учеников Адлера, Энтони Брук, предупредил, что навешивание ярлыков на детей как на агрессивных или иным образом асоциальных является лишь поверхностным. Он считал, что стремление к значимости и чувство неполноценности являются причинными факторами. Чувство неполноценности ранит детей и делает их агрессивными. С другой стороны, он считал, что чувство неполноценности может быть очень полезным в воспитании. Это особенно важно с точки зрения педагога, так как интерес детей к своему образованию проистекает из их чувства неполноценности, если оно остается в допустимых пределах. Он указал на две существенные причины, препятствующие интересу ребенка к учебе. Первая — это чрезмерное чувство неполноценности, ведущее к отчаянию и чувству безнадежности в достижении мастерства. Другое, обычное последствие первого, есть развитие стремления уже не к безопасности и равенству, а к власти и превосходству.

Эрик Эриксон описал четвертую стадию психосоциального развития как задачу неполноценности против трудолюбия. Он обнаружил, что для ребенка на этом этапе важно открыть для себя удовольствие от того, чтобы быть продуктивным и испытать успех. В школе перед ребенком ставится задача освоить академические навыки, новые навыки общения со сверстниками, а также развить физические способности посредством игр и спорта. Трудности в любой из этих областей могут привести к чувству неполноценности, неудачи и некомпетентности. Однако при поддержке взрослого ребенок может развить чувство компетентности. Если взрослые в жизни ребенка не поддерживают ребенка, вероятно, разовьется чувство неполноценности, что, в свою очередь, приведет к тому, что ребенок будет вкладывать меньше средств и, таким образом, к дальнейшим неудачам.

Культурное отвращение

Было высказано предположение, что комплекс неполноценности может существовать и на более широком уровне, затрагивая целые культуры. В таких случаях, известных как «культурное неприятие», люди определенной нации испытывают чувство смущения, вызванное ощущением того, что их национальная культура уступает другим. Несмотря на спорность как социологическая теория, этот термин вошел в обиход, особенно в Австралии, Шотландии и других странах, исторически связанных с Англией.

Адлер считал, что желание групп сбежать или компенсировать свое сокрушительное чувство неполноценности является фактором, способствующим национальной ненависти, классовой борьбе и даже войне. Он приписывал такое чувство неполноценности отдельным людям в толпе, требующей войны как решения предполагаемых угроз своей безопасности, и еще более многочисленным толпам, которые приняли войну как решение.

Адлер пришел к выводу, что его принципы индивидуальной психологии могут быть также применены к группам, объединяя скрытые силы во благо, как это было для отдельных людей. Он постулировал, что если его использовать в более широком масштабе, этот подход может превратиться в мощный инструмент для избавления наций и групп от их деструктивных коллективных комплексов неполноценности, точно так же, как он излечил людей от их чувства неполноценности.

Лечение

Основным показателем психического здоровья в адлерианской психотерапии является чувство общности и связи со всей жизнью. Попытки компенсировать преувеличенное чувство неполноценности вымышленной конечной целью превосходства над другими являются серьезным препятствием для развития чувства общности. Это чувство единства дает реальный ключ к истинному чувству безопасности и счастья человека. При адекватном развитии оно приводит к чувству равенства, отношению совместной взаимозависимости и желанию внести свой вклад. Следовательно, главная цель адлерианской психотерапии — усилить это чувство общности.

Терапевтический процесс одновременно фокусируется на трех аспектах изменения. Во-первых, болезненное, преувеличенное чувство неполноценности сводится к уровню, который можно использовать для содействия росту, развитию и здоровому стремлению к значимости. Во-вторых, необходимо высвободить деструктивное стремление больного к превосходству над другими, проявляющееся в компенсаторном образе жизни. Третий аспект – это воспитание равенства и чувства общности. В основе этого подхода лежит твердая вера в творческую способность человека свободно делать выбор и корректировать его при наличии достаточной информации — чрезвычайно оптимистичный взгляд на человеческую природу и нашу способность меняться.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Адлер, Альфред. 1987. Внутренняя жизнь ребенка и чувство общности. Индивидуальная психология. Том. 44 № 4, сентябрь 1987 г.
  • Бори, К. Джордж. 1997. Альфред Адлер

Внешние ссылки

Все ссылки получены 2 марта 2018 г.

  • Этапы психосоциального развития Эрика Эриксона
  • «Я хочу покончить с шотландским раболепством» — новость со ссылкой на первого министра Шотландии Джека Макконнелла.

Авторы

Энциклопедия Нового Света авторов и редакторов переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами энциклопедии Нового Света . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Упоминание должно быть выполнено в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на авторов New World Encyclopedia , так и на самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts