Тест розенцвейга детский вариант: Тест Розенцвейга (детский вариант) стимульный материал

Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга

    Tags:
  • Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга
  • Общие теоретические положения
  • диагностика особенностей поведения в ситуациях
  • три типа реакций
  • три направленности реакций
  • коэффициент групповой конформности
  • Алгоритм построения диагноза
  • экстрапунитивной манере

Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга 

Краткая история создания методики: разработана в 1945 г. на основе теории фрустрации. Существуют модификации методики предназначенные для изучения отношения к национальным меньшинствам,проблемам сохранения мира и др. В Отечественной психодиагностике методика использовалась для дифференциальной диагностики неврозов, при прогнозировании общественно опасных действий психически больных (Н. В. Тарабарина, 1973 г.). Разработаны взрослый, детский и вариант для диагностики подростков.

Общие теоретические положения, послужившие основой методики: в основе методики лежит разработанная С.Розенцвейгом теория фрустрации (с лат. – обман, тщетное ожидание, расстройство). В соответствии с теорией фрустрациявозникает втех случаях, когда организм всречает более или менее существенные препятствия на пути к удовлетворению какой-либо жизненнойпотребности. Защита организма во фрустрирующих ситуациях осуществляется на трех уровнях: клеточном (действие фагоцитов, антител и т.п.), автономном – защита организма в целом от физических «агрессий» (соответствует в психологическом плане состояниям страха,страдания, а в физиологическом – изменениям, происходящим в организме при стрессе), кортикальном, психологическом уровне, на котором и осуществляется выделение соответствующих типов и направленности реакций личности. Помимо воображения и перцепции как индикаторов мотивационных процессов при конструировании теста, использован принцип соотнесения мотива и преграды.

Данные о валидности и надёжности методики: по данным зарубежных исследователей, коэффициент надежности ретестовойсоставляет 0,60 – 0,80. Достаточна высока валидность, например по параметру экстрапунитивности, выявленному независимо по методике, составляет 0, 747. Задания, составляющие тест Розенцвейга, неоднородны. Будут варьироваться переживания (и действия) в отношении ситуаций теста в различных обстоятельствах. Розенцвейг  смог выявить достаточно высокие показатели ретестовой надежности методики, для взрослого варианта методики коэффициенты варьировались от +0,71 для испытуемых мужского пола ( по шкале импунитивной реакции) до +0,21 для испытуемых женского пола (по рейтингу групповой конформности).

Цель: диагностика особенностей поведения в ситуациях, связанных с поялением трудностей, помех, препятствующих достижению цели, этот тест также выявляет особенности агрессии субъекта.

Область применения: Существуют 2 варианта методики: детский вариант методики  — от 4 до 14 лет и  взрослый вариант методики.

Организация: Проводить обследование можно индивидуально и в груп­пе, требуемое время 20-30 мин.

Процедура обследования: стандартная (при необходимости фиксируется время, затраченное испытуемым на ответ).

Краткое описание  методики:

Методика состоит из 24 рисунков, на которых изобра­жены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации.Ситуации, представленные в тексте, можно разделить на две основные группы.

1. Ситуации «препятствия». В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж или предмет, обескураживает, сби­вает с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций – рисунки № 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24.

2. Ситуация «обвинения». Субъект при этом служит объектом обвинения. Их восемь: рисунки № 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21.

Между этими типами имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуа­ция «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия», или наоборот.

Стимульный материал: карточки со схематичными контурными рисунками, на которых изображены 2 или более человек, занятые еще незаконченным разговором, находящиеся во фрустрирующей ситуации, которая создается наличием препятствия или обвинения. Взрослый вариант 24 карточки, детский – 8 карточек. Персонаж, изображенный слева, произносит слова, которыми описывается фрустрация собственная или другого индивидуума. Над персонажем,  изображенным справа, имеется пустой квадрат, в который обследуемый должен вписать первый пришедший на ум ответ.

Обработка результатов: по этой методике выделяется следующая информация: три типа реакций, три направленности реакций, коэффициент групповой конформности (GCR),полный образец поведения, тенденции развития поведения с течением времени.

По направленности реакции подразделяются на : 1) экстрапунитивные (E)– реакция направлена на окружение, осуждается внешняя причина фрустрации и подчеркивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица. 2) интропунитивные (I) – реакция направлена на самого себя с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению. 3) импунитивные (M) – фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует. 

По типу реакции: 1) OD препятственно-доминантные / с фиксацией на препятствии (E’, I’, M’) – препятствия, вызывающие фрустрацию, акцентируются, независимо от того расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные 2) ED Эго-защитные / с фиксацией на самозащите (E, I, M) – активность в форме порицания кого-либо, отрицания или признания своей вины, уклонения от упрека, направлена на защиту своего «Я» 3) NP потребностно-настойчивые / разрешающие / с фиксацией на удовлетворении потребностей (e, i, m) – постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время иход событий приведут к ее разрешению.

В соответствующей таблице содержатся способы оце­нок ответов испытуемых. Оценки заносятся в регистраци­онный лист для дальнейшей обработки. Она предполагает вычисление показателя GCR, который может быть обозна­чен как «степень социальной адаптации». Данный пока­затель вычисляется путем сопоставления ответов конкрет­ного испытуемого со «стандартными», среднестатистичес­кими.

Коэффициет групповой конформности (GCR) – степень подверженности личности влиянию группы, является метой социальной адаптации. Чем выше GCR, тем более конформен субъект, зависим от других, менее самостоятелен, неоригинален в принятии решений и их выполнении. Чем ниже GCR, тем сильнее развиты положительные качества – независимость, самостоятельность, оригинальность.

Полный образец поведения – «формула» поведения личности в стрессовых ситуациях, состоящую из символов, обозначающих эти реакции, записанных в порядке убывания их количественного выражения.

Тенденции поведения количественно отражают динамику изменения показателей методики с течением времени.

Они отражают усиление или ослебление той или иной психологической характеристики, выраженное в процентах.

Обработка результатов осуществляется по следующему плану:

1.           заполнить таблицу обсчета, подсчитав повторяемость каждого из символов, затем их сумму (сумма эта по вертикали и горизонтали должна равняться 24)

2.           по таблице перевести полученные суммы в проценты

3.           записать в символах полный образец поведения по убыванию количественной представленности каждого символа

4.           сверить GCR с ключом (по Тарабриной), число совпадений удваивается, затем перевести их в проценты

5.           подсчитать тенденции. Для этого подсчитать встречаемость символа (e, i, m, E, I, M, E’, I”, M’) в первой половине ситуаций (до 12 включительно) и во второй половине. Затем из большего числа вычесть меньшее с сохранением знака, разделить разницу на сумму встречаемости этого символа и перевести полученное число в проценты.

6.           общая интерпретация результатов

 

 

 

Экстрапунитивные реакции

Интрапунитивные

 реакции

Импунитивные

реакции

E’

 Экстрапедитивные

Настойчиво подчеркивается наличие фрустрирующего препятствия

I’

Итрапедитивные

Фрустрирующее препятствие не воспринимается как таковое, даже кажется полезным, выгодным

M’

Импедивные

Препятствие и т. д.минимизируется или полностью отрицается

E

Эктрапунитивные

Обвиняется человек или предмет окружающего мира

E

Испытуемый агрессивно отрицает свою ответственность

I

Интрапунитивная

Испытуемый винит во всем только себя

 

I

Испытуемый ризнает свою вину, но особого преступления в совершенном не видит

M

Импунитивная

Ситуация неизбежна, с «фрустратора» снимается вся ответственность

e

Экстраперзистивная

Ожидается, что решением проблемы займется кто-то другой

i

Интраперзистивная

Испытуемый предлагает варианты компенсации

m

Имперзистивная

«Время — лучший лекарь»

 

Краткое описание шкал:  см.   »обработку результатов» и таблицу.

Алгоритм построения диагноза и особенности интерпретации методики:

Испытуемый сознательно или подсознательно иденти­фицирует себя с фрустрированным персонажем каждой рисуночной ситуации. Техника интерпретации включает несколько этапов.

Первый этап состоит в изучении GCR, который являет­ся важным показателем методики. Так, если испытуемый имеет низкий процент GCR, то можно предполагать, что у него часто бывают конфликты (разного типа) с окружаю­щими его лицами, что он недостаточно адаптирован к сво­ему социальному окружению.

Второй этап состоит в изучении оценок шести факторов в таблице профилей. Оценки, касающиеся направления реакций (Е, I, М), имеют значения, вытекающие из теоре­тических представлений о фрустрации.

Так, например, если мы получаем у испытуемого оцен­ку М — нормальную, Е — очень высокую, I — очень низ­кую, то на основании этого можно сказать, что субъект во фрустрационной ситуации будет с повышенной частотой отвечать в экстрапунитивной манере и очень редко в инт-ропунитивной. То есть можно предполагать, что он предъяв­ляет повышенные требования к окружающим, и это мо­жет служить признаком неадекватной самооценки.

Оценки, касающиеся типов реакций, имеют разный смысл. Оценка ОD (тип реакции «с фиксацией на препят­ствии») показывает, в какой степени препятствие фруст-рирует субъекта. Так, если мы получили повышенную оцен­ку OD, то это говорит о том, что во фрустрационных ситу­ациях у субъекта преобладает более чем нормально идея препятствия. Оценка ED (тип реакции «с фиксацией на самозащите») означает слабую, уязвимую личность. Реак­ции субъекта сосредоточены на защите своего «Я». Оцен­ка NP — признак адекватного реагирования, показатель той степени, в которой субъект может разрешить фрустра-ционные ситуации.

Третий этап интерпретации — изучение тенденций. Оно может иметь большое значение в понимании отношения испытуемого к своим собственным реакциям.

В целом можно добавить, что на основании протокола обследования можно сделать выводы относительно неко­торых аспектов адаптации испытуемого к своему социаль­ному окружению. Методика ни в коем случае не дает ма­териала для заключений о структуре личности. Можно лишь с большей долей вероятности прогнозировать эмо­циональные реакции испытуемого ва различные трудно­сти или помехи, которые встают на пути к удовлетворе­нию потребностей, к достижению цели.

Литература:

Основы психологии: Практикум / Ред.-сост.Л.Д,Столяренко.- Ростов н/Д: «Феникс», 2001.

 

    Tags:
  • Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга
  • Общие теоретические положения
  • диагностика особенностей поведения в ситуациях
  • три типа реакций
  • три направленности реакций
  • коэффициент групповой конформности
  • Алгоритм построения диагноза
  • экстрапунитивной манере

Основная образовательная программа «Общая психология и история психология»


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации


Санкт-Петербургский государственный университет

Выпускная квалификационная работа на тему:

Диагностические возможности родителей в прогнозировании реакции детей на фрустрирующие ситуации

по направлению подготовки 37. 04.01 – Психология


основная образовательная программа
«Общая психология и история психология»

Выполнил:


Студент 2 курса
очная форма обучения
Богданов П.А.

Рецензент: Научный руководитель:

канд. психол. наук, доцент д-р психол. наук, проф.

Белан Е.Е. Посохова С. Т.

Санкт-Петербург
2017

Аннотация:

Исследовались диагностические возможности родителей в определении реакций на фрустрацию детей в возрасте от 4 до 7 лет как предпосылки невротических состояний. У детей измерялись: особенности реагирования на фрустрирующую ситуацию (тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга, детский вариант) и уровень тревожности (тест тревожности Р.Тэммл, М. Дорки, В.Амен). Диагностические возможности родителей измерялись как разница между ответами в тесте фрустрационных реакций С. Розенцвейга детей и родителей. Исследовались особенности детско-родительских отношений (опросник анализ семейных взаимоотношений, разработанный Э. Г.Эйдемиллером и В.В.Юстицкисом). Обработка данных: качественный анализ данных, MANOVA многофакторный дисперсионный анализ, метод сравнения средних значений. Результаты: разница в оценках интрапунитивной и экстрапунитивнойнаправленности реакции на фрустрирующую ситуацию у родителей и детей статистически значимо коррелирует с уровнем тревоги у ребенка, разница в оценках интрапунитивнойнаправленности реакции на фрустрирующую ситуацию у родителей и детей статистически значимо коррелирует с особенностями реакции ребенка на фрустрирующие ситуации. Вывод: диагностические возможности родителей связаны с факторами развития неврозов у детей.

СОДЕРЖАНИЕ

АННОТАЦИЯ……………………………………………………………………..2

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Теоретико-методологическое обоснование связи диагностических возможности родителей в прогнозировании реакции детей на фрустрирующие ситуации с предпосылками неврозов……..…………………10

1. 1Психологические аспекты изучения детско-родительских отношений………………………………………………………………………..

1.2Предпосылки неврозов и психологические последствия фрустрирующих ситуаций…………………………………………………………

1.3Диагностические возможности родителей в прогнозирование поведения детей……………………………………………………………………

ГЛАВА 2. Методы и организация исследования диагностических возможностей родителей……………………………………………………….

2.1 Описание выборки исследования………………………………………

2.2 Методы и процедура исследования……………………………………..

2.3 Математико-статистические методы обработки данных…………….

ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение…………………….51

3.1 Анализ влияния диагностических возможностей родителей на уровень тревожности у детей…………………………………………………………52.

3.2 Анализ связи диагностических возможностей родителей с особенностями негармоничного воспитания……………………………………………………53

3. 3Анализ связи диагностических возможностей родителей и особенностями реакции детей на фрустрирующие ситуации…………………………………54.

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………61

Каталог: bitstream -> 11701
11701 -> Модели манипуляторов для автоматизации сборочных операций кулаков Феликс Михайлович д т. н., профессор
11701 -> Problems of professional motivation of employees in the sphere of education on the example of a pedagogical collective Выпускная квалификационная работа по направлению
11701 -> Личностные особенности влияющие на успешность спортсменов при экстремальных нагрузках
11701 -> Результаты эмпирического исследования связи учебной мотивации и профессиональной идентичности студентов
11701 -> Основная образовательная программа «общая психология и психология личности»
11701 -> Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология
11701 -> Основная образовательная программа «Общая психология и психология личности»
11701 -> Кафедра эргономики и инженерной психологии
11701 -> Родительские установки и образ ребенка у взрослых в связи с их психологическим благополучием


Скачать 148,51 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

ПРАЙМ PubMed | Агрессия у детей, подвергшихся жестокому обращению: дифференциальные реакции на Розенцвейгское исследование картинок-фрустраций

Резюме

Детская форма Розенцвейговских картинок-фрустраций использовалась для измерения направления агрессии в выборке из 30 детей, подвергшихся физическому насилию, и контрольной группы, состоящей из 30 детей, не подвергшихся насилию. Дети, подвергшиеся насилию, имели более высокие баллы E и более низкие баллы M, чем дети, не подвергшиеся насилию, но только на подмножестве изображений, связанных с взаимодействием между детьми. Эти результаты подтверждают предыдущие сообщения в литературе о том, что ответы на тест различаются в зависимости от того, является ли фрустрирующий агент взрослым или ребенком. Обсуждаются последствия результатов для использования теста и для детей, подвергшихся насилию.

Авторы

Kinard EM

Нет информации об принадлежности

Mesh

AggressionChildchild AbuseHumansInterpersonal Relationsprojective Методы

Тип паба (S)

Журнал Статья

Support Support Support, U. gov’t, P.H.H.H.H.H.H.H.H.H.H.H.H.H.H.H.H.H.H.H.H.H.H.H.HomansIntermance Ontection

Support Support.

Language

eng

PubMed ID

7045324

Citation

Kinard, EM.. «Агрессия у детей, подвергшихся насилию: дифференциальные ответы на исследование Rosenzweig Picture-Frustration». Журнал оценки личности, том. 46, нет. 2, 1982, стр. 139-41.

Кинард Э.М. Агрессия у детей, подвергшихся насилию: дифференциальные ответы на исследование Розенцвейга «Изображение-разочарование». J Pers Assess . 1982;46(2):139-41.

Кинард, Э. М. (1982). Агрессия у детей, подвергшихся насилию: дифференциальные ответы на исследование Розенцвейга «Изображение-разочарование». Journal of Personality Assessment , 46 (2), 139-41.

Кинард Э.М. Агрессия у детей, подвергшихся насилию: дифференциальные ответы на исследование Розенцвейга «Изображение-разочарование». J Перс. оцен. 1982;46(2):139-41. PubMed PMID: 7045324.

* Названия статей в формате цитирования AMA должны быть в регистре предложений

MLAAMAAPAVANCOUVER

TY — JOUR T1 — Агрессия у детей, подвергшихся насилию: дифференциальные ответы на исследование Розенцвейга «Изображение-разочарование». A1 — Кинард,Э М, PY — 1982/4/1/опубликовано PY — 1982/4/1/медлайн PY — 1982/4/1/антрез СП — 139 ЭП — 41 JF — Журнал оценки личности джо — дж перс оценка ВЛ — 46 ИС — 2 N2 — Детская форма исследования Розенцвейга «Картинка-фрустрация» использовалась для измерения направления агрессии в выборке из 30 детей, подвергшихся физическому насилию, и контрольной группы из 30 детей, не подвергшихся насилию. Дети, подвергшиеся насилию, имели более высокие баллы E и более низкие баллы M, чем дети, не подвергшиеся насилию, но только на подмножестве изображений, связанных с взаимодействием между детьми. Эти результаты подтверждают предыдущие сообщения в литературе о том, что ответы на тест различаются в зависимости от того, является ли фрустрирующий агент взрослым или ребенком. Обсуждаются последствия результатов для использования теста и для детей, подвергшихся насилию. СН — 0022-3891 UR — https://neuro.unboundmedicine.com/medline/citation/7045324/aggression_in_abused_children:_ Differential_responses_to_the_rosenzweig_picture_frustration_study_ L2 — https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1207/s15327752jpa4602_5 ДБ — ПРАЙМ ДП — Свободная медицина ER —

Ключевое исследование: исследование нейропластичности на животных (Rosenzweig and Bennett, 1961)

Эксперименты Розенцвейга и Беннета в 1960-х годах были одними из первых, показавших, что наш мозг может изменяться под воздействием окружающей среды (что является примером нейропластичность).

Справочная информация

Долгое время считалось, что рост нашего мозга происходит с фиксированной скоростью. Многие люди думали, что к 4-6 годам наш мозг перестает развиваться, и мы будем либо умными, либо тупыми, либо средними, и это не изменится в нашей жизни. Тем не менее, научные исследования продемонстрировали впечатляющую способность нашего мозга расти и адаптироваться на протяжении всей жизни в результате стимуляции окружающей среды и даже наших мыслительных процессов — это называется  нейропластичность.

Изучение крыс в лаборатории позволяет исследователям проводить тщательно контролируемые условия, чтобы они могли установить причинно-следственные связи.

В процессе обучения чему-то новому наши нейроны проходят процесс, называемый дендритным ветвлением . Это когда дендриты нейронов создают новые связи с другими нейронами. Именно эти связи позволяют нам учиться и осваивать новые навыки. У каждой области мозга есть определенная функция, известная как локализация функции головного мозга . Однако это не фиксировано и может измениться. Люди могут терять части своего мозга, и благодаря разветвлению дендритов и установлению новых нейронных связей они могут переложить функцию на новую часть мозга. Это еще один пример нейропластичности . Еще более впечатляющим является тот факт, что мозг может быть способен выращивать новые нейроны, что называется нейрогенезом (исследования в этой области очень новые). Долгое время считалось, что это невозможно. Итак, каковы факторы, которые могут заставить наш мозг расти и развиваться по-новому? Это было областью исследований Марка Розенцвейга и его коллег.

Это исследование является хорошим примером ценности животных моделей для понимания человеческого поведения.

Влияние окружающей среды на мозг (Розенцвейг и Беннет)

Чтобы исследовать влияние окружающей среды на рост и развитие мозга (нейропластичность), Розенцвейг и его коллеги разработали эксперимент, в котором крыс поместили в разные клетки и жили в течение 30-60 дней, прежде чем их усыпили, и было проведено посмертное исследование для измерения толщины и тяжести коры головного мозга, а также количества ацетилхолиновых рецепторов и синапсов.

В эксперименте Розенцвейга на крысах были выбраны самцы крыс из разных пометов, которые были случайным образом распределены в два разных состояния: условия обогащения (EC) и условия лишения (DC). В ЕС было около 10-12 крыс, и был целый ряд игрушек, с которыми крысы могли играть. Эта группа также прошла «тренировку в лабиринте». DC представлял собой клетку, которая была немного меньше, и крыса была одна, и клетка была изолирована в отдельной комнате от других клеток. В обоих случаях было достаточно еды и воды. Крысы жили в этих разных условиях от четырех до десяти недель (30-60 дней). После этих периодов лечения крыс подвергали вскрытию, чтобы определить, развились ли какие-либо различия. Ученый, проводивший вскрытие, не знал, в каких клетках находились крысы. Мозг крыс препарировали, измеряли, взвешивали и анализировали различные срезы, чтобы определить количество клеточного роста и уровни нейротрансмиттерной активности.

Это исследование показало влияние различных сред на мозг.

Розенцвейг обнаружил, что у крыс, живущих в ЕС, развилась более тяжелая и толстая кора головного мозга. В частности, лобные доли крыс были тяжелее, и у них было больше ацетилхолиновых рецепторов. Дальнейшие исследования показали, что вес мозга крыс может увеличиваться на 7-10%, а синапсы увеличиваются примерно на 20%. Результаты были довольно новаторскими в то время, и Розенцвейг был настолько удивлен результатами, что повторил исследование много раз. В каждой повторности были получены одинаковые результаты.

Последующие эксперименты даже исследовали, могли ли исследователи определить, какие крысы жили в каких клетках, основываясь на просмотре видео с крысами. В зависимости от их любопытства и активности исследователи могли определить обогащенных и лишенных крыс.

Хотя это исследование проводилось на крысах, можем ли мы сделать выводы относительно обогащения и стимуляции человеческого мозга? Одно исследование показывает, что недоношенные дети (как крысы, так и люди) быстрее набирают вес и лучше развиваются в неврологическом отношении (т. Перри также провел МРТ-сканирование 3-летних детей, которым крайне пренебрегали, и тех, кто этого не делал. Снимки МРТ показывают, что у заброшенных детей мозг меньше, чем у «нормальных» детей.

Эксперименты Розенцвейга оказали значительное влияние на психологию, поскольку они ясно показали, что существует причина и следствие между окружающей средой и развитием мозга. Работа Розенцвейга и Беннета послужила катализатором для продолжения исследований в этой области.

Вопросы критического мышления

  • Какие этические соображения связаны с этим исследованием?
  • Почему эти результаты могут быть неприменимы к людям?
  • Как Розенцвейг контролировал возможные смешанные переменные?
  • Каковы сильные и слабые стороны этих исследований?
  • Как эти знания можно применить в повседневной жизни и обществе?

Ссылки

Психобиология пластичности: влияние тренировок и опыта на мозг и поведение. Марк Р.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts