Акцентуации характера по Карлу Леонгарду — Психолог Татьяна Хохлова
Знаменитый Германский психолог Карл Леонгард занимался изучением методик личностной диагностики.
В 1964 году им выпущен научный труд «Нормальные и патологические личности», где впервые была приведена типология характеров, названная позднее термином «акцентуации».
В качестве примеров для рассмотрения всех типов акцентуации психолог использовал героев литературных произведений.
Что такое акцентуации характера?
Чтобы иметь полное понимание, что же такое акцентуация, сначала нужно проанализировать значение слова «характер». Обычно термин «характер» понимается психологами как совокупность устойчивых черт личности, накладывающих отпечаток на поведение, взаимоотношения с людьми и самим собой.
Характер отражается на всей жизнедеятельности индивида, выборе контактов, придавая поведению индивидуальный оттенок.
Акцентуация характера – более всего выраженные в человеке черты личности. Ученые всего мира занимаются изучением акцентуации по причине того, что при избыточно проявляющейся черте характера, возможно создание условий, благоприятных для образования психических отклонений.
Для нахождения акцентуаций Леонгард создал опросник, определяющий акцентуации индивида.
Наличие определенных акцентуаций не говорит о выходе за пределы нормальности
, однако иногда способно стать фактором, мешающим нормальному построению межличностных отношений.
Каждый тип акцентуации имеет «слабые места», наиболее подверженные травмированию под действием негативных факторов. Многократные травмы такого рода приводят к отклоняющемуся поведению.
Типы акцентуации характера по К.Леонгарду
Автор выделяет три группы акцентуации характера, отличающихся по происхождению.
- к характеру (образование социально-обусловленное) ученый отнес демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый типы;
- к темпераменту (природное образование) относились гипертимный, дистимический, циклоидный, экзальтированный, тревожный и эмотивный типы;
- к личностному уровню относились два типа – экстра- и интровертированный.
Демонстративный тип
Характерной особенностью данной акцентуации становится демонстративное поведение, эмоциональная живость, артистизм.
Такие люди имеют тягу к фантазированию, лжи и притворству, обычно это происходит не из-за наличия злого умысла, они любят приукрасить собственную личность в глазах окружающих.
Стремятся находиться в центре внимания, очень любят похвалу и внимание в свой адрес. Этому типу акцентуации свойственна быстрая адаптация к новым условиям и эмоциональная подвижность.
Непостоянны в своих поступках, в один день будут подтверждать и соглашаться с вашей точкой зрения, а в другой совершенно искреннее говорить противоположное мнение.
Педантичный тип
Эти люди пытаются обдумать все возможные варианты действия и поведения, поэтому долго не могут принять точного решения.
До того как сделать что-то они хотят быть полностью уверенным, что это самый лучший выход из проблемной ситуации. Ко всему в жизни педанты относятся серьезно, это могут быть как рабочие моменты, так и бытовые вопросы.
Окружающие могут с недовольством воспринимать эту черту характера, считать их скучными и занудными. Их отличает прекрасная усидчивость, намеченное они всегда доводят до завершения.
Люди педантичного типа не готовы к кардинальным изменениям своей жизни, с трудом переживают травмирующие события, что может сделать их нерешительными. Не любят участвовать в конфликтах, пытаются всеми способами избежать их.
Застревающий тип
Для личностей этого типа акцентуации характерно длительное влияние аффектов, кратковременных сильных переживаний.
Они склонны к «застреванию» на некоторых мыслях и чувствах. Чаще всего это чувство собственного достоинства, задетая гордость, ущемленное самолюбие.
Они выставляют для себя границы социальной справедливости, решая, что такое «хорошо» и «плохо», при несоответствии реальной ситуации и идеальной они страдают.
Личности застревающего типа на протяжении длительного периода времени не могут забыть обиды, склонны к конфликтным ситуациям с людьми, обижавшими их когда – то.
У них имеется четкое разделение людей на друзей и врагов, при даже небольшой обиде они могут отнести обидчика ко второй категории.
Зачастую мстительны и подозрительны. Не отпускают обиду, и постоянно думаю, что с ними несправедливо поступили. Часто проявляют ревность.
При достижении цели проявляют упорство, благодаря этому они предъявляют завешенные требования к себе и окружающим. Не привыкли прислушиваться к советам, имеют свое мнение по любому вопросу.
Возбудимый тип
Характеризуются повышенной импульсивностью, низким контролем собственных желаний и влечений, у которых часто идут на поводу. Во время бурных эмоциональных реакций неуправляемы.
Характерна инстинктивность: не принимают во внимание голос разума и здравомыслия, подвержены сиюминутным желаниям и влечениям, не задумываясь о последствиях.
Зачастую проявляют раздражительность и нетерпимость к окружению, не переносят критики в свой адрес.
Людям с данной акцентуацией учёба и работа кажутся не веселым и не привлекательным занятием. Обычно не ставят перед собой длительные и труднодоступные цели, живут в настоящем.
Им трудно ужиться в коллективе из-за частых конфликтов. Во время них могут проявлять неадекватные эмоциональные реакции, бурно реагировать и длительно выяснять отношения.
Гипертимный тип
Отличаются жизнерадостностью, бодры и энергичны. Они привлекают окружающих неисчерпаемым оптимизмом, щедростью и отзывчивостью.
В коллективе принимают на себя лидирующие позиции, любят большие компании.
С ними легко найти общий язык, они отличаются выраженной жестикуляцией и ярко выраженной мимикой.
Гипертимы всегда хотят что-то делать, им не свойственно пассивное проведение времени. Для них трудно переносить монотонную деятельность и строгую дисциплину.
Не могут выполнить дело, если становится не интересно, они бросают на полпути.
Дистимический тип
Представители этого типа акцентуации выглядят слишком серьезными, для них часто характерно подавленное настроение. Постоянные негативные переживания, отсутствие радостных чувств, ожидание неприятностей, ограничивают их активность.
Им свойственен уединенный образ жизни, в большой компании чувствуют себя не в своей тарелке, у них мало друзей. Чувствуют себя раскрепощено только в небольших компаниях, с людьми которым доверяют. Остро нуждаются в принятии и понимании, любви и дружбе.
Имеют склонность впадать в депрессивное состояние, положительные и радостные события меняют им настроение лишь на короткий промежуток времени. Часто их преследует безосновательное чувство вины, будущее кажется мрачным и туманным.
Всегда готовы придти на помощь, надежны, добросовестны. Это люди, на которых можно положиться и не бояться, что тайны будут обсуждаться.
Работу они выполняют в медленном темпе, но качественно и скрупулезно.
Циклотимный тип
Личностям данного типа свойственна волнообразная смена настроения и поведения. Во время радостных событий они переживают яркие эмоции, чувствуют прилив активности.
Какие-то печальные события превращают их в заторможенных и подавленных, безынициативных. Эти эмоциональные состояния могут меняться несколько раз на дню, в зависимости от ощущаемой энергии.
Можно заметить колебания во время противоположных состояний, в моменты подъема у них просыпается желание общаться, самоуверенность и открытость. В подавленном состоянии хотят уединения, неуверенны в себе.
Экзальтированный тип
Таким людям свойственен большой спектр эмоциональных состояний, сильна реакция на внешние раздражители.
Легко способны испытать сильное чувство радости, экстаз, от не сильно значительного происшествия, небольшая неудача и грусть может привести к состоянию вселенской скорби.
Они ярко выражают эмоции с полной искренностью, характерна частая смена настроения.
Мотивация к деятельности очень часто основана на внутренних побуждениях. Их отличает влюбчивость, они стремятся расширить количество контактов для увеличения количества эмоций.
Проявляют себя в творческой деятельности и выбирают профессии связанные с творчеством.
Привлекательной чертой является умение искренне сопереживать. Есть и отталкивающие черты – повышенная тревожность, беспокойство и волнение.
Тревожный тип
Подвержены беспокойству и опасениям по разным поводам. Не уверены мыслях и решениях.
Чувствуют опасность вокруг и обеспокоены без особой причины. На протяжении длительного времени склонны переживать неудачи, боятся совершить ошибку и выбрать неправильное решение, нерешительны.
Во время спора они с трудом могут отстоять свои позиции, им легче молчаливо согласиться с чужой точкой зрения.
Отличаются обязательностью и исполнительностью, им свойственен высокий уровень ответственности
и самокритичности.
Очень часто они не могут противостоять внешним условиям и чувствуют себя обессилено, не могут противостоять стрессовым факторам.
Неуверенно чувствуют себя, находясь в центре внимания, во время выступлений перед аудиторией. Не затевают конфликтов и пытаются их избегать.
Эмотивный тип
Отличаются повышенной чувственностью, для них характерны глубокие чувственные переживания и повышенная эмоциональность. В отличие от экзальтированных личностей, не выражают во вне свои чувства, а накапливают их.
Они испытывают глубокие переживания от различных жизненных впечатлений, как положительных, так и отрицательных. Избегают конфликтных ситуаций и не склонны к выяснениям отношений.
Стараются сдержать внутри себя все эмоции, но не всегда у них это удается, плаксивы и чувствительны.
Их характеризует отзывчивость и сопереживание, не только близким людям, но и вымышленным персонажам литературы и фильмов. Грубость других провоцирует стресс и способна привести к душевному потрясению.
Экстравертированный и интровертированный тип
К.Леонгард разделял эти типы по разному восприятию информации, реакциям на происходящее.
Для экстравертов свойственно ярко воспринимать окружающую действительность, интроверты больше ориентированы внутрь себя и отчасти игнорируют внешнюю действительность.
Экстраверты могут поддаться на чужое влияние, в этом плане интроверт более сильная и волевая личность.
Интроверты имеют узкий круг знакомств, у них мало друзей, в коллективе не занимают лидирующих позиций. Не любят вмешательства в их жизнь и стараются ориентироваться на свой внутренний голос.
Они до последнего стараются следовать внутренним убеждениям и принципам.
Экстраверты с легкостью адаптируются к изменяющимся условиям жизни, с легкостью заводят новых друзей и имеют широкий круг общения. Открыты для всего неизвестного. Могут изменить собственные убеждения для достижения целей, могут отступить от собственных принципов ради других.
У каждого человека в зависимости от ситуации могут проявляться несколько типов акцентуации одновременно. Используя положительные черты и умело нивелируя отрицательные можно извлечь пользу из особенностей своего характера.
Анализ черт характера собеседника может помочь направить диалог в нужное русло и избежать неловких моментов.
Классификация акцентуаций | это… Что такое Классификация акцентуаций?
См. также: Акцентуация
Классифика́ция акцентуа́ций — типология акцентуаций характера (личности), разработанная тем или иным автором.
За время существования понятия «акцентуация» было разработано несколько таких типологий. Первая из них (1968 год) принадлежит автору концепции, Карлу Леонгарду.[1] Следующая, получившая более широкую известность классификация от 1977 года, была разработана Андреем Евгеньевичем Личко и основывалась на классификации психопатий П. Б. Ганнушкина, выполненной в 1933 году. [2]
Содержание
|
Классификация Леонгарда
Карл Леонгард выделил двенадцать типов акцентуации. По своему происхождению они имеют разную локализацию.
К темпераменту, как природному образованию, Леонгардом были отнесены типы:
- гипертимный — желание деятельности, погоня за переживаниями, оптимизм, ориентированность на удачи
- дистимический — заторможенность, подчеркивание этических сторон, переживания и опасения, ориентированность на неудачи
- аффективно-лабильный — взаимная компенсация черт, ориентированность на различные эталоны
- аффективно-экзальтированный — воодушевление, возвышенные чувства, возведение эмоций в культ
- тревожный — боязливость, робость, покорность
- эмотивный — мягкосердечие, боязливость, сострадание
К характеру, как социально обусловленному образованию, он отнёс типы:
- демонстративный — самоуверенность, тщеславие, хвастовство, ложь, лесть, ориентированность на собственное Я как на эталон
- педантичный — нерешительность, совестливость, ипохондрия, боязнь несоответствия Я идеалам
- застревающий — подозрительность, обидчивость, тщеславие, переход от подъема к отчаянию
- возбудимый — вспыльчивость, тяжеловесность, педантизм, ориентированность на инстинкты
К личностному уровню были отнесены типы:
- экстравертированный
- интровертированный
Cтоит обратить внимание на то, что понятия экстраверсии и интроверсии, использованные Леонгардом, ближе всего к представлениям Юнга: экстраверт по Леонгарду — это человек, ориентирующийся на внешние, «объективные» стимулы, восприимчивый к влиянию среды и заинтересованный в нём, в то время как интроверт — ориентирован на свои «субъективные» представления, мало подвержен внешнему влиянию и не заинтересован в нём. [1] Такое понимание экстраверсии и интроверсии не является единственно верным — в психологии существуют и другие описания этих характеристик, например, у Айзенка.
Классификация Личко
Гипертимный
Гипертимный (сверхактивный) тип акцентуации выражается в постоянном повышенном настроении и жизненном тонусе, неудержимой активности и жажде общения, в тенденции разбрасываться и не доводить начатое до конца. Люди с гипертимной акцентуацией характера не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, одиночества и ограниченности контактов, безделья. Тем не менее, их отличает энергичность, активная жизненная позиция, коммуникабельность, а хорошее настроение мало зависит от обстановки. Люди с гипертимной акцентуацией легко меняют свои увлечения, любят риск.[2]
Циклоидный
При циклоидном типе акцентуации характера наблюдается наличие двух фаз — гипертимности и субдепрессии. Они не выражаются резко, обычно кратковременны (1—2 недели) и могут перемежаться длительными перерывами. Человек с циклоидной акцентуацией переживает циклические изменения настроения, когда подавленность сменяется повышенным настроением. При спаде настроения такие люди проявляют повышенную чувствительность к укорам, плохо переносят публичные унижения. Однако они инициативны, жизнерадостны и общительны. Их увлечения носят неустойчивый характер, в период спада проявляется склонность забрасывать дела. Сексуальная жизнь сильно зависит от подъёма и спада их общего состояния. В повышенной, гипертимной фазе такие люди крайне похожи на гипертимов.[2]
Лабильный
Лабильный тип акцентуации подразумевает крайне выраженную переменчивость настроения. Люди с лабильной акцентуацией имеют богатую чувственную сферу, они весьма чувствительны к знакам внимания. Слабая сторона их проявляется при эмоциональном отвержении со стороны близких людей, утрате близких и разлуке с теми, к кому они привязаны. Такие индивиды демонстрируют общительность, добродушие, искреннюю привязанность и социальную отзывчивость. Интересуются общением, тянутся к своим сверстникам, довольствуются ролью опекаемого.[2]
Астено-невротический
Астено-невротический тип характеризуется повышенной утомляемостью и раздражительностью. Астено-невротические люди склонны к ипохондрии, у них высокая утомляемость при соревновательной деятельности. У них могут наблюдаться внезапные аффективные вспышки по ничтожному поводу, эмоциональный срыв в случае осознания невыполнимости намеченных планов. Они аккуратны и дисциплинированы.[2]
Сенситивный (сензитивный)
Люди с сенситивным типом акцентуации весьма впечатлительны, характеризуются чувством собственной неполноценности, робостью, застенчивостью. Зачастую в подростковом возрасте становятся объектами насмешек. Они легко способны проявлять доброту, спокойствие и взаимопомощь. Их интересы лежат в интеллектуально-эстетической сфере, им важно социальное признание.[2]
Психастенический
Психастенический тип определяет склонность к самоанализу и рефлексии. Психастеники часто колеблются при принятии решений и не переносят высоких требований и груза ответственности за себя и других. Такие субъекты демонстрируют аккуратность и рассудительность, характерной чертой для них является самокритичность и надёжность. У них обычно ровное настроение без резких перемен. В сексе они зачастую опасаются совершить ошибку, но в целом их половая жизнь проходит без особенностей.[2]
Шизоидный
Шизоидная акцентуация характеризуется замкнутостью индивида, его отгороженностью от других людей. Шизоидным людям недостаёт интуиции и умения сопереживать. Они тяжело устанавливают эмоциональные контакты. Имеют стабильные и постоянные интересы. Весьма немногословны. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, которые предназначены только для услаждения самого себя. Могут проявлять склонность к употреблению алкоголя, что никогда не сопровождается ощущением эйфории.[2]
Эпилептоидный
Эпилептоидный тип акцентуации характеризуется возбудимостью, напряжённостью и авторитарностью индивида. Человек с данным видом акцентуации склонен к периодам злобно-тоскливого настроения, раздражения с аффективными взрывами, поиску объектов для снятия злости. Мелочная аккуратность, скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий окружающих педантизм обычно рассматриваются как компенсация собственной инертности. Они не переносят неподчинения себе и материальные потери. Впрочем, они тщательны, внимательны к своему здоровью и пунктуальны. Стремятся к доминированию над сверстниками. В интимно-личностной сфере у них ярко выражается ревность. Часты случаи алкогольного опьянения с выплескиванием гнева и агрессии.[2]
Истероидный
У людей с истероидным типом ярко выражен эгоцентризм и жажда быть в центре внимания. Они слабо переносят удары по эгоцентризму, испытывают боязнь разоблачения и боязнь быть осмеянными, а также склонны к демонстративному суициду (парасуициду). Для них характерны упорство, инициативность, коммуникативность и активная позиция. Они выбирают наиболее популярные увлечения, которые легко меняют на ходу.[2]
Неустойчивый
Неустойчивый тип акцентуации характера определяет лень, нежелание вести трудовую или учебную деятельность. Данные люди имеют ярко выраженную тягу к развлечениям, праздному времяпрепровождению, безделью. Их идеал — остаться без контроля со стороны и быть предоставленными самим себе. Они общительны, открыты, услужливы. Очень много говорят. Секс для них выступает источником развлечения, сексуальная жизнь начинается рано, чувство любви им зачастую незнакомо. Склонны к потреблению алкоголя и наркотиков.[2]
Конфо́рмный
Конформный тип характеризуется конформностью окружению, такие люди стремятся «думать, как все». Они не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа, лишения привычного окружения. Их восприятие крайне ригидно и сильно ограничено их ожиданиями. Люди с данным типом акцентуации дружелюбны, дисциплинированы и неконфликтны. Их увлечения и сексуальная жизнь определяются социальным окружением. Вредные привычки зависят от отношения к ним в ближайшем социальном круге, на который они ориентируются при формировании своих ценностей.[2]
Примечания
- ↑ 1 2 Карл Леонгард. Акцентуированные личности = Akzentuierte Persönlichkeiten. — Берлин, 1976. — 328 с. — ISBN 3-437-10447-0
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — Санкт-Петербург: Речь, 2009. — 256 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9268-0828-6
Личностные и психомоторные характеристики ролей в женском мини-футболе
Личностные и психомоторные особенности ролей в женском мини-футболе
ˑ:
Л. Э. Наконечная
Е.В. Романина , профессор, к.т.н.
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Ключевые слова: психологическая подготовка, женский спорт, мини-футбол.
Введение. Мини-футбол становится все более популярным как в мире, так и в нашей стране. Из года в год наша команда занимает призовые места на чемпионатах мира и Европы. Женский чемпионат проводится с 2010 года и пока носит неофициальный характер, но приобретает все большее значение. В декабре 2013 года наша команда стала бронзовым призером.
Развитие женского футбола в целом и мини-футбола в частности – перспективное направление, определяемое как одно из ведущих на высшем европейском уровне. «Ключевая цель УЕФА — широкомасштабное участие в европейском женском футболе. Европейский футбольный союз продолжит поддерживать ассоциации в вопросах дальнейшего развития женского футбола», – заявила Карен Эспелунд, глава Комитета УЕФА по женскому футболу. Однако популярность этого вида спорта в нашей стране значительно уступает таковой в европейских странах. Актуальность подготовки и развития потенциала игроков, выявление ориентиров организации не только технико-тактической, но и психологической подготовки являются приоритетными направлениями.
Выявление особенностей работы с командой, учитывая специфику данного вида спорта, формирование дифференцированного подхода к игрокам для максимального раскрытия их потенциала и повышение конкурентоспособности команды в целом – важные задачи как тренера, так и психолога. Чаще всего игроков в команде дифференцируют по игровым позициям. Во всех играх они достаточно четко определяют функции игрока, на них строятся технические и тактические действия. Однако игровые ситуации в футзале существенно отличаются от таковых в других спортивных играх, в частности в обычном футболе. Количество игроков и размер поля, скорость, рывки, быстрая смена направления, а также тот факт, что все игроки принимают участие как в атаке, так и в защите — все это имеет значение не только в технико-тактических действиях, но и в личностные качества игроков.
Цель исследования состояла в том, чтобы выявить различия или сходства психомоторных характеристик и черт личности футзалисток.
Материалы и методы. Методы включали компьютерные тесты психомоторных реакций с использованием программы «УПДК — МК» (универсальная психодиагностическая система), «аСТАРТа», методику изучения акцентуаций личности К. Леонгарда (адаптированная версия С. Шмишека), опросник волевого самоконтроля. -контроль (VSC) А.Г. Зверкова и Е.В. Айдмана, тест «Стиль саморегуляции поведения» В.Н. Моросанова; математические методы обработки данных: U-критерий Манна–Уитни, описательная статистика (Excel 2007).
В исследовании, проведенном в футбольном клубе «Снежанна» г. Котельники, приняли участие 12 спортсменов по мини-футболу (I ст., КМС, МС, МСМК).
Результаты и обсуждение. Психомоторные характеристики футзалисток по реакции на движущийся объект (табл. 1) различаются незначительно у представительниц разного положения. Общая тенденция заключалась в незначительном смещении в сторону реакций торможения, различались показатели времени реакции, но статистически значимые различия были выявлены только во времени простой реакции: атакующие игроки характеризуются более быстрой реакцией по сравнению с защитниками (при р <0,01), реакция выбора при стрессе находилась в зоне неопределенности.
Табл. Игровая позиция Реакция на движущийся объект (из 30) Простая реакция, м/с Реакция выбора между двумя альтернативами s Реакция выбора между двумя альтернативами в условиях стресса замедленная реакция предшествующая реакция точная реакция скорость, м/с ошибки скорость, м/с ошибки Атака 12,7 ± 0,8 7,0 ± 0,5 10,2 ± 0,5 0,311 ± 0,010 0,407 ± 0,006 1,0 ± 0,3 0,380 ± 0,012 1,0 ± 0,2 Защита 13,8 ± 1,7 5,2 ± 1,1 10,8 ± 1,2 0,342 ± 0,008 0,438 ± 0,022 1,0 ± 0,5 0,457 ± 0,030 1,0 ± 0,3 Рисунок 1. Интенсивность типов акцентирования персонажей женских игроков в соответствии с К. Леонхардской классификацией личностных акцентирования ( Adadted S. Shmese , , , ,
Данные по акцентуациям характера футзалисток с разной позицией (рис. 1) выявляют явное сходство некоторых шкал, выраженные гипертимные, циклотимические характеристики темперамента, отсутствие выраженной дистимии, возбудимости; эти черты должны быть типичны для футзалисток. На рисунке 1 мы видим существенные различия в чертах характера. U-критерий Манна-Уитни также применялся для проведения статистического анализа данных для выяснения различий. Помимо данных о выраженных акцентуациях, математически обрабатывались данные о тенденциях и отсутствии акцентуаций. В итоге оказалось, что достоверные различия определялись только в акцентуации дистимического характера при р<0,05; такие показатели, как «возбудимость» и «тревожность» находились в зоне неопределенности, остальные различия акцентуаций не достигли уровня статистической значимости.
Рис. игроки с разными игровыми позициями, но их значимость математически не подтверждена, за исключением шкалы «гибкость», оказавшейся в зоне неопределенности. Эти характеристики должны отражать специфику мини-футбола, где каждый игрок может находиться в ситуации как нападения, так и защиты; а особенности планирования, моделирования и программирования своих действий, действий соперников и игроков своей команды должны быть типичны для всех независимо от игровой позиции и, возможно, определяются квалификацией команды, которую еще предстоит изучить.
Выводы. Выявленные различия между игроками в различных игровых ситуациях помогают тренеру и психологу применять дифференцированный подход к организации тренировочного процесса. Взаимозаменяемость в этом виде спорта очень важна, поэтому некая универсальность игрока во многом способствует его результативности. При работе с командой тренеру и психологу необходимо обращать внимание на командный дух игроков, формирование у них взаимопонимания и «чувства игрока». Убедительная забота защитников, жесткая регламентация деятельности и директивные методы не рекомендуются для повышения стрессоустойчивости и четкости реакции. Психологическая подготовка атакующих игроков обязательно должна включать в себя повышение самоконтроля, психологическую подготовку и психомышечную подготовку. Игрокам важно доверять своему тренеру и игрокам.
Ссылки
- Методика изучения акцентуаций личности К. Леонгарда (адаптированная версия С. Шмишека) / Практикум по психодиагностике личности; изд. Н.К. Ракович. – Минск: Танк БГПУ, 2002. – 248 с. .
Автор, ответственный за переписку: [email protected]
Симпозиум ЛАУ — Гуманитарный университет — Личностные особенности людей, склонных к интернет-зависимости — Сборник статей 2019— Указатель
Симпозиум ЛАУ — Гуманитарного университета — Личностные особенности людей, склонных к интернет-зависимости — Сборник статей 2019 — УказательСимпозиум
годаНазвание | Личностные особенности людей, склонных к интернет-зависимости | ||||
Автор(ы) | Карина В. Шакура и Анна В. Гизуллина | ||||
Об авторе(ах) | Шакура Карина Владимировна , студентка 5 курса кафедры клинической психологии факультета психологии Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия. | ||||
ДОИ | 10.35853/ЛАУ.WS.2019.SP21 | ||||
Секция | Социально-психологическая секция | ||||
Год | 2019 | УДК Индекс | 159,9 | страниц | 203 — 210 |
Аннотация | В связи с быстрым распространением интернет-технологий и ростом интернет-зависимости среди молодежи актуально изучение личностных конструктов, которые могут быть определяющими факторами этого расстройства. Эта проблема поставила цель нашего исследования – изучить связь между склонностью к интернет-зависимости у молодых людей с разными типами акцентуации характера и копинг-стратегиями. Выборка из 102 респондентов в возрасте 20–27 лет ответила на следующие психологические тесты: классификацию акцентуаций характера К. Леонгарда, опросник Folkman & Lazarus Ways of Coping, шкалу интернет-зависимости. Обработку данных произвели ранговый коэффициент корреляции Спирмена и Крускал и Уоллис. По результатам пилотного исследования, люди с такими типами акцентуаций, как демонстративный, аффективно-экзальтированный, эмотивный, циклотимический и педантичный, более склонны к интернет-зависимости. Среди стратегий преодоления, предпочитаемых молодыми людьми, были дистанцирование, поиск социальной поддержки, бегство-избегание, позитивная переоценка. Авторы также диагностировали специфические симптомы зависимости; толерантность, компульсивность, плохая способность управлять временем, внутриличностные проблемы. Полученные результаты могут быть использованы для оказания профилактической помощи людям, подверженным риску интернет-зависимости. | ||||
Ключевые слова | интернет-зависимость, акцентуации характера, копинг-стратегии, молодежь, профилактические мероприятия. | ||||
Для цитирования | Шакура К.В., Гизуллина А.В. Личностные особенности людей, склонных к интернет-зависимости. В: Перелыгина Е.Б., Зотова О.Ю., Дроздова А.В., Тарасова Л.В. (ред.) Благополучие и безопасность перед лицом социальных трансформаций: сборник научных трудов 10-го Международного симпозиума (Екатеринбург, 9 июля).–10, 2019). Екатеринбург: Гуманитарный университет Гуманитарных наук; 2019. с. 203–210. Доступно по адресу: doi:10.35853/LAU.WS.2019.SP21. | ||||
Лицензия | Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License. | ||||
Полная текстовая версия статьи | Язык статьи: русский | ||||
Каталожные номера | 1. Бердин РД. Исследование доминантных копинг-стратегий у подростков с виртуальной зависимостью. Paradigmata poznani = Парадигмы знания. 2015;1: 119–120. (на рус.). | ||||
Финансирование | |||||
Подано | 20.Related Posts |