Типы социального характера по фромму: Классификация социальных характеров по Э. Фромму

Классификация социальных характеров по Э. Фромму

Э. Фромм ввел понятие социального характера, указывая, что в него «входит лишь совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни».

«Характер — это специфическая форма человеческой энергии, возникающая в процессе динамической адаптации человеческих потребностей к определенному образу жизни в определенном обществе» (Э. Фромм). Субъективная функция социального характера состоит в том, чтобы направлять действия человека в соответствии с его практическими нуждами и давать ему психологическое удовлетворение от выполняемой деятельности. Приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе черты, побуждающие его захотеть действовать именно так, а не иначе.

Как отмечает Фромм, «если структура личности большинства людей в данном обществе, т. е. социальный характер, приспособлена к объективным задачам, которые человек должен выполнять в этом обществе, то психологическая энергия людей превращается в производительную силу, необходимую для функционирования этого общества».

Социальный характер способствует интериоризации внешней необходимости и тем самым мобилизует человеческую энергию на выполнение задач данной социально-экономической системы. Если возникают новые экономические условия, когда прежние черты личности становятся бесполезными, а люди стремятся действовать в соответствии со своим складом характера, их поведение превращается в помеху для достижения возникших целей либо они просто не в состоянии поступать согласно своей «природе». Социальный характер формируется всем образом жизни данного общества, однако его доминантные черты становятся созидательными силами, влияющими на социальный процесс.

Изменение социальных условий приводит к изменению социального характера — к появлению новых потребностей и тревог. В свою очередь, те порождают другие идеи, усиливающие и укрепляющие новый социальный характер и направляющие человеческую деятельность в иное русло.

Характер — это модель поведения, характерная для данного человека. Он позволяет ему последовательно действовать и освобождаться от бремени принимать каждый раз новые и обдуманные решения, а также выполняет функцию отбора идей и ценностей.

От социального характера следует отличать индивидуальный, позволяющий отличать людей внутри одной культуры. Различия отчасти обусловлены качествами личности родителей, отчасти психическими и материальными условиями, в которых растет ребенок, и особенностями конституции и темперамента.

Фромм выделяет несколько типов социальных характеров, имеющих плодотворные либо неплодотворные ориентации.

Рецептивная неплодотворная ориентация (рецептивная структура характера). Человеку этого типа представляется, что все блага приходят извне. По его мнению, единственный способ обрести желаемое — получить его из такого внешнего источника. Материальные вещи, любовь, знания, удовольствия — все ожидается от окружающих людей.

При такой ориентации человек хочет быть любимым, а не сам любить. В интеллектуальном отношении он склонен воспринимать идеи, но не создавать их. Первая его мысль — найти кого-нибудь, кто предоставит нужную информацию, не прилагая ни малейших усилий самостоятельно. Если это человек религиозный, он ждет всего от Бога и ничего не делает.

Люди с подобной структурой характера нуждаются в других, обеспечивающих им безопасность, дающих необходимые блага, поэтому они легко попадают в зависимость, соглашаются. Они чувствуют себя потерянными, когда оказываются предоставленными самим себе, поскольку считают, что ничего не способны делать без посторонней помощи.

Тревожность и подавленность они пытаются преодолеть, переедая и злоупотребляя спиртным. Вместе с тем верят, что жизнь и окружающие люди должны дарить им все хорошее. В основном оптимистичны и дружелюбны, хотя и приходят в смятение и панику, если возникает угроза утратить источник дохода и заботы. Они часто сердечно расположены к другим и желают им помочь, но поступают так, чтобы добиться расположения людей.

Эксплуататорская ориентация. Люди этого типа также считают, что все необходимые блага находятся во внешней среде и ничего нельзя создать самому, но они не верят, будто от других что-либо получишь в дар.

По их мнению, желаемое надо забрать силой или хитростью, отнять. Влечение они испытывают только к тем, кого отбивают у другого человека. Идеи не продуцируют, а заимствуют или крадут (плагиат, парафраз).

Отобранное у окружающих всегда кажется им лучше созданного самими. Они используют и эксплуатируют любого, из кого возможно что-либо выжать. Их девиз: «Краденый плод — самый сладкий». Установка людей этого типа враждебна, они склонны к манипулированию окружающими, циничны, подозрительны, завистливы и ревнивы. Каждый человек рассматривается ими как объект эксплуатации и оценивается по его полезности.

Стяжательская ориентация. Человек с подобной структурой характера не верит, что получит из внешнего мира что-то новое, поэтому надо беречь и экономить имеющееся. Он как бы окружает себя защитной стеной, и главная цель — по максимуму собирать в своем укрытии и по минимуму оттуда отдавать.

Он стремится полностью завладеть любимым, рассматривают его как свою собственность.

В быту стяжатель, жаден, склонен к сверхэкономии и педантичной аккуратности. У стяжателя всегда в порядке мысли, чувства, воспоминания; он терпеть не может, если вещи не на своем месте. Маниакальная чистоплотность — выражение потребности отстраниться от контакта с внешним миром; вещи за пределами его собственного мира воспринимаются опасными и нечистыми.

Если внешний мир воспринимается как источник опасности, упрямо стоять на своем — таков ответ на угрозу извне. Поэтому эти люди упрямы, подозрительны, несговорчивы, держатся в стороне или стремятся полностью обладать другим человеком. Их лозунг: «Мое — это мое, а твое — твое».

Рыночная ориентация. Как доминирующая появилась только в современную эпоху с развитием рыночного общества. Ориентация характера, коренящаяся в восприятии себя товаром, а собственной ценности — меновой, и называется рыночной. Материальный успех в современном рыночном обществе зависит от признания человека со стороны тех, кто платит за услуги или нанимает на работу за жалованье.

Успех зависит от того, насколько человек хорошо сумеет продать себя на рынке, сумеет подать себя максимально привлекательно, т. е. индивид начинает воспринимать себя как товар. От каждого требуется определенный тип личности, который вне зависимости от потребностей человека должен удовлетворять одному условию — пользоваться спросом. Ему необходимо вступить в состязание со многими другими, он заботится не о своей жизни и счастье, а о том, чтобы стать востребованным товаром, а для этого нужно знать, какой тип личности пользуется повышенным спросом. Кино, мода формируют образ желаемой личности, какую и пытается воплотить собой всякий человек рыночного типа.

Если ценность человека определяется не его качествами, а успехом в рыночной конкуренции (преуспевает — значит ценен; не преуспевает — лишен ценности) с ее постоянно меняющимися условиями, самооценка оказывается шаткой и постоянно будет нуждаться в подтверждении со стороны других людей. «Если превратности рынка являются мерилом ценности человека, чувства собственного достоинства и самоуважения разрушаются.

Если человек вынужден все время пробиваться к успеху и любая неудача являет жестокую угрозу его самооценке, то результатом будет чувство беспомощности, неуверенности и неполноценности», — отмечает Э. Фромм. Девиз такого человека: «Я — то, чего изволите!»

Престиж человека, его успех, положение, известность становятся замещением подлинного чувства идентичности. Такая ситуация ставит его в полную зависимость от восприятия другими и вынуждает придерживаться роли, однажды уже принесшей успех. Различие между людьми сводится к простому количественному показателю большей или меньшей успешности, привлекательности. Индивидуальность, оригинальное и уникальное в человеке лишается ценности.

Если же индивидуальным Я пренебрегают, взаимосвязи между людьми становятся поверхностными, потому что отношения складываются как бы между взаимозаменяемыми товарами. «Люди, предоставленные сами себе, страшащиеся неудачи, жаждущие угодить: в этой борьбе не щадят и не ждут пощады», — указывает Фромм.

Мышление человека с рыночной ориентацией должно быстро ориентироваться в ситуациях, чтобы с успехом ими манипулировать, для чего достаточно знать лишь поверхностные свойства вещей и не требуется проникать в суть. У таких людей нет устойчивых взглядов, установки изменчивы, развиваются только те качества, которые можно пустить на продажу. Человек заинтересован не в сохранении своего достоинства, а в том, сколько за него дадут на рынке. Рыночная личность пуста, устойчивых черт характера нет, поскольку в один прекрасный день они могут вступить в конфликт с требованиями рынка.

Все ориентации существуют в человеческом жизнеустройстве, но доминирующее положение одной из них в большей степени зависит от особенностей культуры, в которой живет индивид. Так, рецептивную ориентацию часто можно обнаружить в обществах, где за одной группой закреплено право эксплуатировать другую. «И если эксплуатируемая группа не имеет сил изменить положение, то она склонна почтительно взирать на эксплуататоров как на своих благодетелей, от которых она получает все то, что может дать жизнь», — подчеркивает Фромм.

Советская культура формировала по преимуществу именно рецептивную ориентацию характера. Необходимость приспосабливаться и угождать сочеталась с ожиданием людей, что в каждой сфере деятельности есть эксперт, который может сказать им, как обстоят дела и как надо действовать.

В результате люди считали: все, что от них требуется, — слушаться эксперта и доверяться его идеям.

Эксплуататорская ориентация с девизом «Я беру то, что мне нужно», по мнению Фромма, присуща нашим предкам, а также пиратам, феодалам, магнатам-грабителям, авантюристам. Он также указывал: «Свободный рынок, как он сложился на основе конкуренции в XVIII и XIX вв., взрастил этот тип людей». По-видимому, аналогичные процессы происходят в современной России, где формируется свободный рынок. Рыночная же ориентация преобладает и в современных западных обществах.

Фромм противопоставляет описанным выше типам характера плодотворную ориентацию, являющуюся целью человеческого развития.

Плодотворная ориентация личности означает фундаментальную установку, способ отношений во всех сферах опыта. Это способность использовать свои силы и реализовать имеющиеся у человека возможности. Такой человек руководствуется в своих действиях разумом: необходимо знать свои силы и куда их приложить.

Понятия плодотворный и активный не совпадают. Можно быть активным в состоянии гипноза, однако это не плодотворность, поскольку в этом случае человека к активности побуждают силы, неподвластные ему. Нельзя говорить о плодотворности, если человек активен, деятелен, но находится под влиянием какого-то авторитета, поступая согласно его желаниям. В этом случае он чувствует и делает лишь то, что ему полагается чувствовать и делать, и его активность зависит не от его собственного ментального или эмоционального состояния, а от внешнего источника.

Плодотворность предполагает наличие здоровой зрелой личности, способности силой разума проникнуть в глубь явлений и познавать их сущность, силой любви разрушать стену, отделяющего одного человека от другого, понимать самого себя, свое назначение, которое отличает данного человека от других и делает его тем, кто он есть. Это стремление стать тем, кем он является потенциально, развитие собственных сил, способностей и возможностей.

Э. Фромм пишет, что «плодотворные отношения с миром могут осуществляться посредством деятельности и посредством постижения. Человек производит вещи, и в процессе созидания он применяет свои силы к материи. Человек постигает мир ментально и эмоционально, при помощи любви и разума».

Плодотворная любовь предполагает заботу, ответственность, уважение и знание. Любить человека — значит заботиться о нем и чувствовать ответственность за его жизнь, не только за его физическое существование, но и за развитие всех его человеческих сил. Уважение — способность видеть человека таким, каков он есть, понимать его уникальность и индивидуальность. Плодотворно мысля, индивид проявляет интерес к объекту, взаимодействует с ним, проявляя о нем заботу и объективно, уважительно относясь к нему. Он видит объект, каков тот есть на самом деле, а не каким хотелось бы.

Лень и вынужденная активность противоположны плодотворности. Плодотворная деятельность характеризуется ритмичной сменой активности и отдыха. Такого рода труд, любовь и мышление возможны, когда человек в случае необходимости остается в покое, наедине с самим собой.

Фромм выделяет виды отношений между людьми:

  • симбиотический союз;
  • отстраненность;
  • деструктивность;
  • любовь.

В симбиотическом союзе человек соединен с другими, но утрачивает свою независимость; он бежит от одиночества, сближаясь с другим человеком, словно бы поглощаясь им или его поглощая в себе. Эта тенденция — попытка человека избавиться от индивидуальности, убежать от свободы и обрести безопасность, привязываясь к другому человеку (благодаря долгу, любви, жертвенности).

Стремление поглотить других, активная форма симбиотического союза, — своеобразное проявление садизма, направленное на приобретение полного господства над окружающими. Даже благосклонная власть — под маской любви и заботы — такое же проявление садизма.

Фромм отмечает, что чувство индивидуального бессилия преодолевается посредством отстраненности от других людей, воспринимаемых как угроза. Ее эмоциональный эквивалент — чувство безразличия к другим, подчас сочетающееся с огромным самомнением. Отстраненность и безразличие не всегда проявляются открыто, осознанно, они нередко скрываются за поверхностным интересом и общительностью.

Активная форма отстраненности — деструктивность, когда энергия направлена на разрушение жизни, импульс к которому проистекает из страха быть разрушенным другими людьми.

Рыночная ориентация также основывается на отдаленности от людей, которая, правда, принимает обычно не деструктивную форму, а относительно дружественную, поскольку предполагается легкость контактов, поверхностность связей, отдаленность же от других достигается в более глубокой эмоциональной сфере.

Любовь — плодотворная форма отношений к другим и к самому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался.

Фромм систематизировал описываемые типы социальных характеров (табл. 6.3).

Таблица 6.3

Типы социальных характеров

Лень и вынужденная активность противоположны плодотворности. Плодотворная деятельность характеризуется ритмичной сменой активности и отдыха. Такого рода труд, любовь и мышление возможны, когда человек в случае необходимости остается в покое, наедине с самим собой. Фромм выделяет виды отношений между людьми:

  • симбиотический союз;
  • отстраненность;
  • деструктивность;
  • любовь.

В симбиотическом союзе человек соединен с другими, но утрачивает свою независимость; он бежит от одиночества, сближаясь с другим человеком, словно бы поглощаясь им или его поглощая в себе. Эта тенденция — попытка человека избавиться от индивидуальности, убежать от свободы и обрести безопасность, привязываясь к другому человеку (благодаря долгу, любви, жертвенности).

Стремление поглотить других, активная форма симбиотического союза, — своеобразное проявление садизма, направленное на приобретение полного господства над окружающими. Даже благосклонная власть — под маской любви и заботы — такое же проявление садизма.

Фромм отмечает, что чувство индивидуального бессилия преодолевается посредством отстраненности от других людей, воспринимаемых как угроза. Ее эмоциональный эквивалент — чувство безразличия к другим, подчас сочетающееся с огромным самомнением. Отстраненность и безразличие не всегда проявляются открыто, осознанно, они нередко скрываются за поверхностным интересом и общительностью.

Активная форма отстраненности — деструктивность, когда энергия направлена на разрушение жизни, импульс к которому проистекает из страха быть разрушенным другими людьми.

Рыночная ориентация также основывается на отдаленности от людей, которая, правда, принимает обычно не деструктивную форму, а относительно дружественную, поскольку предполагается легкость контактов, поверхностность связей, отдаленность же от других достигается в более глубокой эмоциональной сфере.

Любовь — плодотворная форма отношений к другим и к самому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался.

Фромм систематизировал описываемые типы социальных характеров (табл. 6.3).

Таблица 6. 3

Типы социальных характеров

Нет человека, чья ориентация полностью была бы плодотворной или напрочь лишенной плодотворности.

Детали неплодотворных ориентаций могут входить в структуру характера, где доминирует плодотворная, соединясь в различные комбинации, и каждая из них качественно изменяется соответственно уровню плодотворности. Ориентации действуют с различной силой в материальной, эмоциональной или интеллектуальной сферах.

#16. Социальные типы характера (Эрих Фромм) — Моисей Сутулин

Эрих Фромм, подарил миру множество, заслуживающих внимания, работ. В этой заметке рассмотрим типологию характера по Фромму.

Эрих Фромм, создатель гуманистического психоанализа, подарил миру множество, заслуживающих внимания, работ. В этой заметке рассмотрим типологию характера по Фромму. Начнем с того, что отличает нас от животных и какие проблемы это нам приносит. В отличие от зверей, мы хуже адаптируемся к окружающей среде. Отсюда следует, что мы беспомощнее их. Такой недостаток имеет и плюсы, он дает толчок в развитии наших человеческих качеств.

Разум – дает преимущество перед животными, и он же создает массу проблем. Умение мыслить наделило нас скукой, недовольством и переживаниями.

Самая фундаментальная экзистенциальная дихотомия, — пишет Э. Фромм, — это дихотомия между жизнью и смертью. Понимание неизбежности конца, оказывает на нас глубокое влияние, которое может быть как положительное, так и отрицательное.

Человек может попытаться отделаться от внутреннего беспокойства, — говорит Эрих Фромм, — уходя с головой в развлечения или какое-нибудь дело. То же самое советует Дейл Карнеги, чтобы отделаться от навязчивых мыслей и тревог. Смысл жизни заключен в раскрытии своих способностей, через творческую или продуктивную жизнедеятельность. Для этого человек бросается то к любви, то к власти, то к чему-то еще.

Гиппократ различал четыре вида темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Темперамент, в отличие от характера, неизменяем. Характер же формируется под воздействием социальной среды и жизненного опыта индивида. Эрих Фромм выделяет 5 типов характера, которые делятся на две группы: продуктивные и непродуктивные. К непродуктивным (нездоровым) социальным типам характера он относит: рецептивный, эксплуататорский, накопительский и рыночный.

Рецептивный тип характера

Люди с таким характером считают, что все желаемое можно получить извне. В любви они стараются быть любимыми, а не любить и поэтому они отдаются любому, кто даст им это чувство. Они могут быть отличными слушателями, ибо люди с таким типом характера способны лишь на поглощение идей и ни как на их выработку. Они склоны к поискам людей, которые дадут им нужную информацию и не приложат ни капли силы, чтобы отыскать самому. Так же рецептивным типам тяжело сказать «нет» в силу своей зависимости от других. Одиночество не для них, так как без помощи других они бессильны. К этому типу можно присовокупить беспомощность в принятии решений и нежелание брать на себя ответственность. Эти люди любят хорошо поесть и выпить, особенно, чтобы справиться с волнением и стрессом.

Несмотря на все недостатки рецептивного типа характера, люди с таким типом достаточно оптимистичны и дружелюбны. Они могут искренне помочь другим, только если те в свою очередь окажут обоюдную поддержку.

Эксплуататорский тип характера

Как и рецептивный индивид неспособен к творчеству. Если им что-то нужно, то они забирают это силой. Эксплуататоры недооценивают то, чем владеют, а вещи других им кажутся более значимыми. Такие люди агрессивны, эгоистичны, надменны и самонадеянны. К другим они относятся язвительно. Отношения рассматривают со стороны выгоды для себя, к тому же стараются манипулировать. Люди с эксплуататорским типом циничны и завистливы.

Несмотря на все недостатки эксплуататорского типа характера, люди с таким типом уверенны в себе, уважают себя и импульсивны (последнее качество не всегда можно считать положительным).

Накопительский тип характера

В отличие от предыдущих двух типов, Накопители действуют противоположно. Их пугает новое. Они стараются накопить и сохранить как можно больше, а любые издержки ломают душевное спокойствие. Люди с накопительским типом скупы не только на деньги, но и на эмоции и чувства. Они могут много знать, но только эту информацию они обыкновенно хранят и не используют для продуцирования идей. Они немногословны, а их жесты выдают замкнутость. У Накопителей везде порядок, они чистоплотны и упрямы. Представители накопительского типа характера ригидные, т.е. имеют постоянные интересы, неподатливые, желающие быть везде первыми, педантичные и прямолинейные.

Несмотря на все недостатки накопительского типа характера, люди с таким типом благожелательны, сдержаны и предусмотрительны.

Рыночный тип характера

Индивид с рыночным типом характера ищет полезные знакомства и, при необходимости, может подстроиться под любые требования своего «покупателя». Они бесцельные, пустые, согласные на все и неразборчивые. Эрих Фромм приходит к выводу, что рыночная ориентация не развивает каких-либо качеств, заложенных в человеке. Именно в наше время, — подытоживает Фромм, — главными стали упаковка, ярлык, марка — как товаров, так и людей.

Продуктивный тип характера

Он же здоровый тип. Фромм привел этот тип как то, к чему все должны стремиться. Продуктивному характеру приписывается спокойствие, любовь и социально полезные поступки. Эрих Фромм считает, что к продуктивности способен каждый, у кого нет психических отклонений. И, несмотря на все приземленные требования к этому типу характера, он остается идеальным и редко встречаемым в реальной жизни.

В этой заметке мы рассмотрели типы характеров по Фромму. Для лучшего понимания себя и других необходимо знание этого вопроса, ведь характер является побудителем к определенным действиям, а так же он заставляет думать людей определенным образом.

5 типов личности по Эриху Фромму

6 минут

Написано и проверено психологом Валерия Сабатер .

Последнее обновление: 15 ноября 2021 г.

5 типов личности по Эриху Фромму основаны на принципе продуктивности . По мнению известного психоаналитика, только один из этих типов людей способен инвестировать в собственную свободу. Только один способен завоевать их эмоциональную и личную независимость. Остальные представляют собой более эгоистичную, материалистическую и непродуктивную часть общества.

Существует множество теорий о личности. У нас есть теория личности Юнга, Карла Роджерса, Кеттелла, Айзенка или большая пятерка Косты и Маккрея. Во всех этих различных теориях мы можем ощутить определенный конфликт. Значит ли это, что бихевиористская наука до сих пор не смогла договориться о том, как определить характер и черты человеческой личности?

«Эгоистичные люди не способны любить других и не способны любить себя»

-Эрих Фромм-

Каждое направление, школа мысли и автор подчеркивают свое особое определение личности исходя из своих теоретических моделей. Типология, разработанная Эрихом Фроммом, началась с интересного подхода, основанного на гуманистической философии , которая, верим мы в это или нет, делает ее действительно полезной и в наши дни.

Если этот социальный психолог и автор книг «Искусство любить» или «Страх свободы» и верил во что-то, так это в то, что достижение истинной автономии лежит на человеке.0006 , А также инвестировать в собственную независимость, уважая независимость других. Достижение этого, по словам Эриха Фромма, является синонимом продуктивности.

Типы личности по Эриху Фромму

Теория личности Эрика Фромма основана на двух основных потребностях: потребности в свободе, как мы уже знаем, и потребности в принадлежности. Итак, когда мы читаем его работы, есть то, что обычно привлекает наше внимание. Дело в том, что Фромм, неофрейдистский психоаналитик, негативно относился к человеку. Он считает его слишком пассивным и мотивированным только своей потребностью в потреблении.

Поэтому в большей части своей работы он призывает нас продвигать наше личное развитие. Он говорит, что мы должны отказаться от нашей зависимости от внешних факторов , материальных благ или потребности в успехе и признании, и просто инвестировать в такие качества, как любовь, уважение, творчество или смирение.

Человеческий характер и личность имеют глубокие корни и их трудно изменить. И все же Фромм настаивает на том, что было бы достаточно, если бы мы немного больше осознавали свои склонности и установки. Достаточно, чтобы взять на себя обязательство изменить . Давайте теперь посмотрим, каковы эти 5 типов личности, согласно Эриху Фромму.

1. Рецептивная личность

Рецептивный тип характеризуется постоянной потребностью в получении одобрения и признания со стороны других . Наиболее поразительной особенностью этого профиля личности является то, что поддержка, которую они получают, обычно не возвращается. Они не вмешиваются в жизнь другого человека и не стремятся оказать помощь в натуральной форме.

Им также свойственны плохие социальные навыки, трудности в принятии решений и явная недооценка собственного человеческого потенциала.

2. Эксплуататор

Среди 5 типов личности Эрих Фромм считает этот одним из самых распространенных. Это относится к тем типам профилей, которые устанавливают связи и отношения с другими из чистого корыстного интереса . Они делают это для собственной выгоды и, как выразился Фромм, «в коммерческих интересах».

Эксплуататорский тип готов лгать и манипулировать, чтобы получить то, что ему нужно, и ему удается сосредоточить свой интерес на людях с низкой самооценкой , чтобы эксплуатировать их.

3. Скупец

Тип личности накопителя или накопителя относится к людям, единственная цель которых состоит в том, чтобы дорожить материальными благами.  Единственным их желанием, которое они считают потребностью, является обладание и накопление все большего и большего количества вещей.

Чем больше у них вещей, тем в большей безопасности они себя чувствуют. Они чувствуют себя сильнее и считают, что получают большее личное удовлетворение. Однако следует отметить, что эта нездоровая привязанность к материальным вещам никогда не бывает удовлетворена. Им всегда чего-то не хватает. Их счастье никогда не бывает полным. Хуже всего то, что, когда на рынок выводятся новые вещи, их первым импульсом является необходимость их иметь.

«Только тот, кто верит в себя, способен верить в других»

-Эрих Фромм-

это наиболее распространенный в рабочей среде по очевидным причинам. Это люди, которые устанавливают отношения с другими, чтобы получить финансовую выгоду. Это контакты, основанные на четких финансовых или коммерческих целях.

То, что на первый взгляд может показаться вполне нормальным или ожидаемым, на самом деле наносит ущерб самому непоколебимому принципу человеческой свободы, защищаемому Фроммом. Причина? Эти коммерческие контакты направлены на установление различий в социальном статусе, когда одни добиваются престижа и власти, а другие им подчиняются.

5. Продуктивный тип

До сих пор мы рассматривали типы личности, которые, по Эриху Фромму, представляют все «непродуктивное». Профили, которые не инвестируют ни в свою личную свободу и автономию, ни тем более в свободу других. Однако не все потеряно, и мы не собираемся оставлять вас с пессимистическим видением человека. К счастью, есть пятый тип личности, на который возлагаются наши надежды и наши личные цели.

  • Продуктивный тип — это человек, который направляет все свои усилия и интерес на то, чтобы быть преданным другим. Что это значит? В основном это люди, которые способны строить любящие, обогащающие и содержательные отношения со своими сверстниками.
  • Более того, у них очень здоровый подход к работе с негативными эмоциями и с давлением или попытками контроля над ними со стороны других лиц.

В заключение Эрих Фромм предлагает нам еще раз поразмыслить над идеей, которую мы так много видели в области личностного роста. Эта идея провозглашает, что только тот, кто вкладывает средства в собственную психологическую ценность, самоуважение и независимость, способен продвигать то же самое в других. Только он сможет заложить основы более человечного и полного надежды общества .

Как видим, этот взгляд на человеческую личность, по мнению Эриха Фромма, имеет ярко выраженную социальную составляющую, которая может быть источником реальной мотивации.  Его цель — произвести изменения, которые будут стимулировать наш личностный рост. Попробуем применить их на практике.

Это может вас заинтересовать…

социальный персонаж; характер общества – Эрих Фромм онлайн

Каждое общество структурировано и функционирует определенным образом, что обусловлено рядом объективных условий; такими условиями являются методы производства и распределения, которые, в свою очередь, зависят от сырья, промышленных технологий, климата и т. д., а также от политических и географических факторов, культурных традиций и влияний, которым подвергается общество. Не существует «общества» вообще, а есть только определенные социальные структуры, которые действуют различными и определяемыми способами.

Хотя эти социальные структуры изменяются в ходе исторического развития, они относительно фиксированы в любой данный исторический период, и общество может существовать только в рамках своей конкретной структуры. Члены общества и/или различные классы или статусные группы внутри него должны вести себя таким образом, чтобы иметь возможность функционировать в смысле, требуемом обществом.

Функция социального характера состоит в том, чтобы формировать энергию членов общества таким образом, чтобы их поведение не оставалось на усмотрение сознательных решений, следовать или нет социальной модели, а чтобы люди хотят действовать так, как они должны действовать и в то же время находят удовлетворение, действуя в соответствии с требованиями культуры. Другими словами, социальный характер имеет функцию формирования человеческой энергии для функционирования данного общества. ― (1949c: Психоаналитическая характерология и ее применение к пониманию культуры, в: С. С. Сарджент и М. В. Смит (ред.): Культура и личность, Нью-Йорк (Viking Press), 1949, стр. 5f.)


Социальный характер является результатом динамического приспособления человеческой природы к структуре общества. Изменение социальных условий приводит к изменениям социального характера, т. е. к новым потребностям и тревогам. Эти новые потребности порождают новые идеи и как бы делают людей восприимчивыми к ним; эти новые идеи, в свою очередь, имеют тенденцию стабилизировать и усиливать новый социальный характер и определять действия человека. Другими словами, социальные условия влияют на идеологические явления через характер; характер же есть результат не пассивного приспособления к общественным условиям, а динамического приспособления на основе элементов, либо биологически присущих человеческой природе, либо ставших присущими в результате исторической эволюции.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts