Типы социальных действий: Социальное действие: определение понятия и примеры

Содержание

Социальное действие: определение понятия и примеры

Социальное действие — это активное волеизъявление, осознанное индивидом и направленное на других людей. К примеру, беру я ручку со стола. Это не социальное действие, так как направлено на объект, а не на субъект. Социальное действие всегда направлено на субъект (актора) — другого человека.


Определение понятия

Тема социального действия крайне не проста для понимания. Однако она тоже входит в тесты егэ по обществознанию. Итак что же такое социальное действие?

Учащиеся сразу думают: «А, это значит любое действие, где есть люди — социально». НЕТ! Далеко не любое действие социально, даже если оно происходит на людях! Например: пошел дождь  — все открыли зонты. Это просто реакция на погоду. А вот если нет дождя и люди стали что-то массовое делать — это будет флэш-моб — социальное действие.

Также не является социальным любое действие в массе людей, так как масса имеет свойство подчинять себе индивидуальную психику. В массе людей эмоции и настроения крайне быстро, стихийно распространяются — и может так оказаться, что Вы уже не Вы, что у Вас в руке уже топор и Вы долбите чью-то машину…. Хотя в обычной жизни Вы, предположим тихоня и Вам не до чужих машин 😉

Также не будет являться таким действием, например, просмотр телевизора или молитва в комнате одного человека. Давайте на чистоту: в случае с телевизором это не Вы влияете на  телевизор, а он на Вас! Тут, в общем позвонил мне мой Интернет-провайдер и сообщил новость, что в стоимость моего Интернета оказывается входит ещё кабельное!.. И я вот думаю, что сам телевизор практически не смотрю, и вообще мне как-то фиолетово на то, есть у меня кабельное или нет….

Поверить в то, что люди сообщили мне о пропадающей услуге из добрых побуждений («Что это он платит за Инет, а ТV не пользуется! Непорядок»)? Я не настолько наивен! Поверить в то, что меня хотят зомбировать, предлагая мне эту допуслугу… — я не настолько одержимый идеей заговора!  Кругом полно загадок! 🙂 Как думаете — стоит подключить зомбовизор? Вы сами часто смотрите TV??? Жду ответы в комментариях!

В случае с молитвой в комнате перед сном — то, кроме молящегося в комнате нет людей — поэтому действие не социальное. Если Вы верите, что общаетесь с ангелами и с Богом — это ваше личное, никому не нужное дело. А вот массовое моление — уже, естественно, социальное действие!

Типы социального действия по Максу Веберу

Вообще развил теорию социального действия выдающийся немецкий ученый — Макс Вебер. Я, если честно, очень проникся его трудами — классно писал!

Дак вот, Макс Вебер предложил не просто какую-то там идейку, а разработанную теорию, внятно отвечающую на вопрос: «Почему люди поступают так, а не иначе?» Ответ на этот вопрос прост: люди выбирают то или иное действие, руководствуясь одной из четырех мотиваций. Согласно этим мотивациям выделяются следующие типы:

1. Целерациональное действие — обусловленное некой целью, и люди и вещи трактуются как средства ее достижения. В этой мотивации заключено всё многообразие человеческих действий. Хотите, к примеру, мороженое? Вот и используете вещи (деньги) или других людей («Ну купи, купи-и-и мне мороженое!») как средства для достижения своих целей.

Например, поиск интересной работы: цель найти подходящую работу и не просто абы какую, а интересную. Кстати, как это сделать, смотри мой пост о профориентации.

Кажется, что в большинстве случаев поведение людей целерационально? Увы, вынужден развеять ваши догадки. В самом деле, как часто люди действительно знают, чего хотят? Зачастую они не способны этого понять…. Не согласны? 🙂 Читайте дальше и я думаю, что согласитесь со мной…

2. Ценностнорациональное действие — активное волеизъявление, обусловленное верой в некие ценности. Например, у меня к вам вопрос: бывает, что вы подаете денежку нищему? Да? Почему вы это делаете? Только честно! Жалко?

А может, вы искренне верите, что когда вы подаете ему денежку, вам на небесах плюсик прибавляется? И в конце жизни, вы надеетесь, что количество плюсиков переборет количество минусов? 🙂 Напишите в комментах, почему вы совершаете подаяние, если совершаете? Только честно!

3. Аффективное — действие, обусловленное эмоциями. Я уже писал выше, что поведение людей не всегда рационально. В самом деле. Просыпаетесь вы утром и думаете : «Хочу чего-то БОЛЬШОГО и БЕЛОГО!», а чего не знаете! Бывает у вас такое? И вот весь день вас тянет на БОЛЬШИЕ и БЕЛЫЕ сугробы снега, или на БОЛЬШИЕ и БЕЛЫЕ ванны, или вам предлагают купить БОЛЬШУЮ и БЕЛУЮ козу….

А вы не понимаете, почему с вами всё это происходит. А ответ прост — эмоции («ХАЧУ»). Хотели вы, к примеру, купить машину. Купили, а она не заводится. Заглянули под капот, а там детали все аккуратно сложены на газетке и записка «закрути меня!». Думаю, ваш аффект обеспечен продавцу 🙂

4. Традиционное действие —  обусловлено традициями и обычаями. Например, традиционные праздники — люди из соблюдают из-за уважаемой ими традиции. Каждый год люди под новый год ёлочки срубают, наряжают, а потом выбрасывают на помойку — такова традиция — массовое жертвоприношение ёлочек под новый год. Green Peace отдыхает! Сурово, в общем.

Такова вкратце теория социального действия. Кстати именно Макс Вебер является основателем так называемой «понимающей социологии», которая призвана понимать действия людей.

С уважением, Андрей Пучков

Поделиться в соц. сетях

    Идеальные типы социальных действий

    Одним из центральных понятий веберовской социологии выступает социальное действие. Вот как определяет его сам Вебер:

    » Действием» мы называем действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. » Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него».

    Однако действия и поступки людей изучают и многие другие науки, в частности, история и психология. В чем же качественное своеобразие чисто социологических подходов? Прежде всего, в том, что социология изучает обобщенное поведение людей как если бы оно протекало в неких идеальных условиях.

    При этом ее интересует не только ориентированность действий на других людей, но и степень наполненности их определенным смыслом. Понятие же смысла выводится из соотношения цели и средств. Изучение различных вариантов такого соотношения приводит Вебера к построению идеальной типологии социальных действий (см. табл.1). Речь идет о том, что любые поступки и действия, совершаемые человеческими существами, могут быть «измерены» с помощью этих своеобразных эталонов, то есть могут с большей или меньшей степенью приближения отнесены к одному из четырех идеальных типов, приведенных в таблице. Давайте попытаемся рассмотреть каждый из них более подробно.

    Таблица 1

    Идеальные типы социальных действий

    Тип

    Цель

    Средства

    Общая

    характеристика

    Целерациональное

    Осознается ясно и отчетливо. Предвидятся и оцениваются последствия

    Адекватные (целесообразные)

    Полностью рациональное. Предполагает рациональный расчет на реакцию окружения

    Ценностно-

    рациональное

    Само действие (как самостоятельная ценность)

    Адекватные заданной цели

    Рациональность может оказаться ограниченной — иррациональностью заданной ценности (ритуал; этикет; дуэльный кодекс)

    Традиционное

    Минимальное целеполагание (осознание цели)

    Привычные

    Автоматическая реакция на привычные раздражители

    Аффективное

    Не осознается

    Подручные

    Стремление к немедленному (или максимально быстрому) удовлетворению страсти, снятию нервно-эмо-ционального напряжения

    Целерациональное действие. Этот в максимальной степени рациональный тип действия характеризуется ясностью и осознанием поставленной цели, причем, это соотносится с рационально осмысленными средствами, обеспечивающими достижение именно этой, а не какой-то иной цели. В рациональности цели можно удостовериться двояким образом: во-первых, с точки зрения ее собственного содержания, во-вторых, с точки зрения целесообразности (т.е. сообразности с целью) избираемых средств. В качестве именно социального действия (а значит, ориентированного на определенные ожидания со стороны других людей) оно предполагает рациональный расчет действующего субъекта на соответствующую реакцию со стороны окружающих людей, с одной стороны, и на использование их поведения для достижения поставленной цели — с другой. Здесь необходимо помнить о том, что такая модель выступает прежде всего идеальным типом, а значит, реальные человеческие поступки могут быть поняты прежде всего через измерение степени отклонения от данной модели. В одних случаях такие отклонения не слишком значительны, и мы можем говорить о реальном поступке как о «почти целерациональном».
    Если же отклонения более существенны, то они практически выводят нас на иные типы социального поведения.

    Ценностнорациональное действие. Этот идеальный тип социального действия предполагает совершение таких поступков, которые основаны на убежденности в самодостаточной ценности поступка как такового, другими словами, здесь в качестве цели выступает само действие. Ценностнорациональное действие, по Веберу, всегда подчинено определенным требованиям, в следовании которым индивид видит свой долг. Если он поступает сообразно этим требованиям — даже если рациональный расчет предсказывает бу льшую вероятность неблагоприятных последствий такого поступка для него лично, — значит, мы имеем дело с ценностнорациональным действием. Классический пример ценностнорационального действия: капитан тонущего судна покидает его последним, хотя это угрожает его жизни. Осознанность такой направленности действий, соотнесение их с определенными представлениями о ценностях — о долге, достоинстве, красоте, морали и т.

    п. — уже говорит об определенной рациональности, осмысленности. Если к тому же мы имеем дело и с последовательностью в реализации такого поведения, а значит, преднамеренностью, то можно говорить об еще большей степени рациональности его, что и отличает ценностнорациональное действие, скажем, от аффективного. В то же время по сравнению с целерациональным типом «ценностная рациональность» действия несет в себе нечто иррациональное, поскольку абсолютизирует ценность, на которую ориентируется индивид.

    «Чисто ценностно-рационально, — утверждает Вебер, — действует тот, кто, не считаясь с предвидимыми последствиями, действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, чего, как ему кажется, требует от него долг, достоинство, красота, религиозное предписание, пиетет или важность какого либо… » дела» . Ценностнорациональное действие… всегда есть действие в соответствии с » заповедями» или » требованиями» , которые действующий считает предъявленными к себе».

    Представляется, что различие между целерациональным и ценностнорациональным типами социального действия примерно такое же, как между истиной и правдой. Первое из этих понятий означает «то, что есть на самом деле», независимо от системы представлений, убеждений, верований, сложившихся в том или ином конкретном обществе (как замечает по этому поводу В.И. Даль: «Все, что

    есть, то истина; не одно-ль и то же есть и естина, истина?»). Получить такого рода знание действительно непросто, к нему можно просто последовательно, шаг за шагом, приближаться — так, как это предлагает сделать позитивист Конт. Второе же означает сопоставление того, что наблюдаешь или намереваешься предпринять, с общепринятыми в этом обществе нормами и представлениями о должном и правильном. Другими словами, правда всегда нормативна. Как определяет «правду» тот же Даль: «истина на деле, истина во образе, во благе; правосудие, справедливость».

    Традиционное действие. Этот тип действия формируется на основе следования традиции, то есть подражания тем или иным образцам поведения, сложившимся в культуре и одобряемым ею, а потому практически не подлежащим рациональному осмыслению и критике.

    Такое действие совершается во многом чисто автоматически, по сложившимся стереотипам, оно характеризуется стремлением ориентироваться на привычные образцы поведения, сложившиеся на основе собственного опыта и опыта предшествующих поколений. Несмотря на то, что традиционные действия отнюдь не предполагают выработку ориентации на новые возможности (а может быть, как раз поэтому), пожалуй, именно оно составляет львиную долю всех поступков, совершаемых индивидами. В какой-то степени приверженность людей к совершению традиционных действий (проявляемых в огромном числе вариантов) служит основой стабильности существования общества и предсказуемости поведения его членов. Как указывает сам Вебер,

    » …чисто традиционное действие… находится на самой границе, а часто даже за пределами того, что может быть названо » осмысленно» ориентированным действием» .

    Аффективное действие

    . Наименее осмысленное из приведенных в таблице идеальных типов. Главной его характеристикой является определенное эмоциональное состояние — вспышка страсти, ненависти, гнева, ужаса и т. п. Аффективное действие имеет свой «смысл», главным образом, в скорейшем снятии возникшего эмоционального напряжения, в разрядке. Этим оно прямо противоположно целерациональному действию; однако здесь таится определенное сходство с ценностнорациональным действием, которое, как мы видели, также не стремится к достижению какой-то «внешней» цели и видит определенность в самом совершении действия.

    » Индивид действует под влиянием аффекта, если он стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности, блаженном созерцании или снять напряжение любых других аффектов, какими низменными или утонченными они ни были» .

    Приведенная типология может служить неплохой иллюстрацией для понимания сущности того, что было выше определено как «идеальный тип». Вряд ли какой-то из реальных поступков, совершаемых в этом мире реальными людьми, можно было бы в полной мере охарактеризовать как относящийся к тому или иному идеальному типу социального действия. Они могут лишь в большей или меньшей степени приближаться к какому-то из них, нести в себе черты и того, и другого, и третьего. А каждый из идеальных типов будет выполнять функции «эталонного метра» — иридиевого бруска, хранящегося в Парижской палате мер и весов.

    Два последних идеальных типа социальных действий, строго говоря, не являются вполне социальными — во всяком случае, в веберовском значении этого слова. В самом деле, и традиционный, и особенно аффективный типы действия во многом близки к тем типам действия, которые свойственны и животным. Первый из них — традиционный — можно в значительной степени уподобить условному, а второй — аффективный — безусловному рефлексу. Понятно, что они в значительно меньшей степени являются порождением интеллекта, нежели второй и — в особенности — первый типы социального действия.

    С приведенной выше типологией идеальных типов социальных действий довольно тесно связана одна из стержневых идей веберовской социологии — идея о последовательной рационализации социальной жизни. Вообще идея усиления значения рациональности по мере исторического развития того или иного общества проходит красной нитью через научное творчество Вебера. Он твердо убежден, что рационализация — это одна из главных тенденций самогу исторического процесса. Рационализация находит свое выражение в увеличении доли целерациональных действий в общем объеме всех возможных типов социальных действий и в усилении их значимости с точки зрения структуры общества в целом. Это означает, что рационализируется способ ведй ния хозяйства, рационализируется управление, образ мышления. И все это, как считает Вебер, сопровождается колоссальным усилением социальной роли научного знания — этого наиболее «чистого» воплощения принципа рациональности. Формальная рациональность в веберовском понимании — это, прежде всего калькулируемость всего, что поддается количественному учету и расчету. Тот тип общества, в котором возникает такого рода доминанта, современные социологи именуют индустриальным (хотя первым его назвал так еще Сен-Симон, а потом этот термин довольно активно использовал и Конт). Все прежде существовавшие типы обществ Вебер (и вслед за ним — большинство современных социологов) называет традиционными. Важнейший признак традиционных обществ — это отсутствие в социальных действиях большинства их членов формально-рационального начала и преобладание поступков, наиболее близких по своему характеру к традиционному типу действия.

    Формально-рациональное — это определение, применимое к любому явлению, процессу, действию, которое не просто поддается количественному учету и расчету, но и, более того, в значительной степени исчерпывается своими количественными характеристиками. Движение самого процесса исторического развития характеризуется тенденцией нарастания в жизнедеятельности общества формально-рациональных начал и все большего преобладания целерационального типа социальных действий над всеми остальными. Понятно, что одновременно это должно означать и повышение роли интеллекта в общей системе мотиваций и принятий решений социальными субъектами.

    Общество, где господствует формальная рациональность, — это такое общество, где в качестве нормы выступает не столько стремление к наживе, сколько рациональное (т.е. разумно-расчетливое) поведение. Все члены такого общества ведут себя таким образом, чтобы рационально и к всеобщей пользе применять все — и материальные ресурсы, и технологию, и деньги. Роскошь, к примеру, не может считаться рациональной, поскольку это отнюдь не разумное расходование ресурсов.

    Рационализация как процесс, как историческая тенденция, по Веберу, включает в себя: (1) в экономической сфере — организацию фабричного производства бюрократическими средствами и расчеты выгод с помощью систематических оценивающих процедур; (2) в религии — развитие теологических концепций интеллектуалами, постепенное исчезновение волшебного и вытеснение таинств личной ответственностью; (3) в праве — эрозию специально устроенного /ad hoc/ законотворчества и произвольного судебного прецедента дедуктивными юридическими рассуждениями на основе универсальных законов; (4) в политике — упадок традиционных норм узаконения и замещения харизматического лидерства регулярной партийной машиной; (5) в моральном поведении — больший акцент на дисциплину и воспитание; (6) в науке — последовательное снижение роли индивидуального инноватора и развитие исследовательских команд, скоординированных экспериментов и направляемой государством научной политики; (7) в обществе в целом — распространение бюрократических методов управления, государственного контроля и администрирования. Понятие рационализации было, таким образом, частью веберовской точки зрения на капиталистическое общество как на своеобразную «железную клетку», в которой индивид, лишенный религиозного смысла и моральных ценностей, будет во все возрастающей степени подвергаться государственному надзору и воздействию бюрократического регулирования. Подобно марксову понятию отчуждения, рационализация подразумевает отделение индивида от общины, семьи, церкви и его подчинение правовому политическому и экономическому регулированию на фабрике, в школе и в государстве. Таким образом, Вебер безоговорочно представлял рационализацию в качестве ведущей тенденции западного капиталистического общества. Рационализация — это процесс, посредством которого сфера человеческих отношений становится предметом расчета и управления. В то время, как марксисты признавали ведущее положение расчета лишь в трудовом процессе и фабричной дисциплине, Вебер находил рационализацию во всех социальных сферах — политике, религии, экономической организации, университетском управлении, в лаборатории и даже в нотной записи.

    Теория социального действия Макса Вебера: краткое изложение

    Теория социального действия: в этой статье вы найдете практическое объяснение теории социального действия Макса Вебера . В нем рассказывается, что такое теория социального действия, каковы ее четыре типа, а также примеры и каковы преимущества этих четырех типов. Он также затрагивает типы господства, влияние социального действия и разницу между теорией социального действия и теорией социальных фактов Эмиля Дюркгейма. Прочитав эту статью, вы поймете основные понятия этой социологической теории поведения человека и то, как это поведение влияет на поведение других людей, их взаимодействие и реакцию. Наслаждайся чтением!

    Что такое теория социального действия Макса Вебера?

    Теория социального действия была разработана немецким социологом Максом Вебером, который с помощью этой теории стремился подчеркнуть важность человеческого поведения в связи с причиной и следствием (инструментально рациональным) в социальной сфере.

    Согласно Максу Веберу, люди адаптируют свои действия в соответствии с социальным контекстом и тем, как эти действия влияют на поведение других.

    Хотите неограниченный доступ без рекламы и шаблоны?

    Определение

    Для Макса Вебера социальное действие объясняет поведение, эффекты и последствия человеческого поведения и то, как это поведение может влиять на поведение других людей и становиться социальным движением, где оно больше не является изолированным поведением, а частью целого (общества). Вебер опирался на существующие исследования, чтобы доказать, что социология имеет фундаментальное значение для научных исследований.

    Согласно Максу Веберу, социальное действие может запускать средства и цели для социальных акторов и социального взаимодействия, которые хотят достичь чего-то определенного.

    Например, компания организует деятельность для каждого человека и назначает каждому сотруднику свою роль, но каждое действие, выполняемое сотрудниками, связано друг с другом, чтобы поддерживать работу организации.

    Обязанности и правила, которые берут на себя сотрудники, помогают организовать социальные действия, и эти люди взаимодействуют друг с другом в организации для достижения результатов, которых хочет организационная иерархия.

    Суть теории можно резюмировать следующим предложением: Действия других развивают собственное поведение .

    Четыре типа социальных действий по Максу Веберу

    В своей работе «Экономика и общество» (1921) Макс Вебер упоминает четыре формы социальных действий:

    1. Традиционные социальные действия (обычай)

    Это действия, которые результат традиций и обычаев и которые выполняются в определенных ситуациях.

    Пример традиционной социальной акции

    Каждое воскресенье обед с семьей. Традиционные действия могут стать культурным ориентиром. Традиция делится на две подгруппы: обычаи и привычки. Обычай — это практика, которая знакома, обычно практикуется и популяризируется в культуре.

    Таможня, напротив, может передаваться из поколения в поколение. Привычка — это то, что постепенно усваивается, а иногда это то, что нормализуется в повседневной жизни и даже привязывается к личности человека.

    2. Аффективное социальное действие

    Также известное как эмоциональное действие, когда человек действует импульсивно и не обязательно думает о последствиях.

    Пример аффективного социального действия

    Плач при победе или плач на похоронах — это аффективные социальные действия. Это социальное действие делится на две подгруппы: неконтролируемая реакция и эмоциональное напряжение.

    При неконтролируемой реакции человек меньше принимает во внимание чувства других и ставит в центр внимания собственные чувства человека. Эмоциональное напряжение — это разочарование, которое может возникнуть у человека, когда он не реализует свои стремления, и именно тогда внутреннее напряжение создает неудовлетворенность.

    3. Рациональное социальное действие с ценностями

    Это социальное действие, рациональное действие характеризуется моральными или этическими принципами, которые осуществляются коллективно на благо общества. Поэтому рациональное действие руководствуется идеологией или коллективной этикой.

    Рациональное социальное действие с ценностями пример

    Религия.

    4. Рационально-инструментальное социальное действие

    Это действия, которые осуществляются для достижения определенного результата.

    Рационально-инструментальное социальное действие Пример

    Наталье 19 лет, и она хочет изучать медицину, однако она осознает, что ей нужно сдать строгий экзамен, чтобы иметь возможность поступить в университет и изучать то, что она хочет изучать . Этот экзамен заставляет Наталью заниматься каждый день, чтобы сдать экзамен и, наконец, заняться медициной.

    Если принять во внимание этот пример из повседневной жизни, то можно понять желание Натальи достичь своей цели и то, что она должна для этого сделать.

    Затем Наталья применяет социальное инструментальное социальное действие, потому что каждый шаг, который она предпринимает для достижения своей цели, будет иметь положительные или отрицательные последствия в зависимости от того, как она выполняет этот процесс, в этом случае ее процесс — это процесс дисциплины и обучения.

    Каждое из этих состояний действия имеет свои преимущества, некоторые из которых описаны ниже.

    Теория социальных действий Преимущества 4 действий

    В приведенном выше примере можно выполнить другие отсутствующие социальные действия, которые действительно сошлись бы в поведении Натальи, чтобы она могла учиться в медицине. Наталья, под влиянием требований университета, чтобы иметь возможность поступить в медицинский институт, отправляется в путешествие, чтобы достичь своей конечной цели.

    Таким образом, ее поведение соответствует требованиям университета, в которых она нуждается. Ее аффективность и эмоции вызывают у Натальи желание пойти в медицину из-за личных заслуг, а также потому, что ее отец и дед были врачами, что Наталья хочет уважать, чтобы пойти по стопам своей семьи.

    Для этого Наталья должна быть логичной и рациональной из-за экзамена, который она должна выиграть, поэтому решимость и поведение Натальи формируются университетом, в который она хочет поступить, чтобы иметь возможность учиться.

    Теория социального действия: виды господства по Веберу

    Для осуществления воли над другими, по Веберу, существуют следующие виды господства:

    Харизматическое господство

    Это господство силы, которая осуществляется над другим, это часто наблюдается у лидеров.

    Традиционное господство

    Это господство, которое можно найти в религиозных или других типах культов, которые осуществляются как традиции, передаваемые из поколения в поколение.

    Рациональное правовое господство

    Тип господства современной эпохи, основанный на законах и конституции и которому подчиняются все люди. Это означает, что это то, чему следуют все люди, поскольку это социальная ответственность и уважение к власти.

    С вышесказанным Вебер связывает идеальные типы, с которыми имеет дело социология. Эти типы помогают понять реальность социальных явлений. Чистых социальных типов не бывает, но они всегда смешанные.

    Влияние социального действия

    Для Макса Вебера на социальное действие влияют прошлое, настоящее и будущее. Поэтому социальное действие в результате со временем претерпевает какие-то изменения. Социальное действие может постоянно развиваться по мере изменения времени, и человеческое поведение может развиваться, улучшаться, модифицироваться или изменяться.

    Социальное действие не может быть изолировано, поскольку оно требует поведения людей и того, как они могут определенным образом влиять на поведение других людей в рамках своей социальной структуры.

    Критерии социального характера действия

    • Люди должны учитывать поведение и существование других как свои собственные.
    • Намерение, направленное на других людей
    • Значение: действие субъекта должно иметь символическое значение.
    • На поведение людей в социальном действии влияет их восприятие значимости действия других и собственного действия.

    Макс Вебер против Эмиля Дюркгейма

    Для Макса Вебера социальное действие имеет субъективное определение, тогда как для Эмиля Дюркгейма социальное действие объективно.

    Различия между социальным действием и социальными фактами

    Чтобы понять разницу между этими двумя теориями, обе из которых имеют большое значение в социологии, нужно сначала понять, что такое Теория социальных фактов, разработанная Эмилем Дюркгеймом, французским социологом. и философ.

    Социальные факты влекут за собой поведение, способ видения, мышления, действия и чувства, которые являются внешними по отношению к сознанию. Это в социальной группе может уважаться или не уважаться, и может делиться, а может и не разделяться.

    Это означает, что социальный факт есть способ чувствовать и жить вне, таким образом ориентируя их поведение. Для Эмиля Дюркгейма социальный факт состоит из культурных ценностей, которые заставляют субъектов действовать определенным образом.

    Таким образом, он усваивает свою внешность и может приспособить ее к своему поведению, сознательно или бессознательно трансформируя ее, чтобы действовать и мыслить определенным образом.

    Социальные факты навязываются, нравится это людям или нет.

    Напротив, Макс Вебер со своей Теорией социального действия объясняет, что поведение людей строится посредством взаимодействия одного или нескольких субъектов, которые изменяют свое поведение под влиянием другого.

    Краткое изложение теории социального действия

    Теория социального действия не является имитацией поведения человека. Социальное действие выходит за рамки воспроизведения или имитации, которые могут быть осуществлены людьми.

    Макс Вебер рассматривает социальное действие как субъективную форму, которую человек может иметь в своем образе мышления и действия, и то, как эти формы могут влиять на поведение других, формируя общество по мере того, как оно взаимодействует и связывается с другими. Группа людей с похожим поведением, которые верят во что-то родственное, не забывая при этом о своей личности.

    Теория социального действия Макса Вебера разделила типы социального действия на 4 упомянутые выше категории: традиционное социальное действие, аффективное социальное действие, рациональное социальное действие с ценностями и инструментальное социальное действие. Они направляют это теоретическое исследование, чтобы понять действия человека в обществе и то, как поведение проистекает из субъективности и может влиять на поведение других людей.

    С помощью социальных действий, объясненных Вебером, были сформированы культуры, способы мышления и действия в сообществе, которые начинаются с человека и обобщаются другими (обществом). Эти социальные действия претерпели трансформации и модификации с течением времени.

    Попробуйте нас бесплатно и получите неограниченный доступ к более чем 1000 статей!

    Теперь ваша очередь

    Что вы думаете? Верите ли вы, что Теория социального действия по-прежнему оказывает большое влияние на человеческое поведение сегодня? Изучали ли вы ранее Теорию социального действия Макса Вебера, если да, расскажите нам об этом или поделитесь своими мыслями по этому поводу. Есть ли у вас какие-либо предложения или что-то еще, чтобы добавить?

    Поделитесь своим опытом и знаниями в поле для комментариев ниже.

    Дополнительная информация

    1. Экстрем, М. (1992). Причинное объяснение социального действия: вклад Макса Вебера и критического реализма в генеративный взгляд на каузальное объяснение в социальных науках . Acta Sociologica, 35(2), 107-122.
    2. Джонс, П., Брэдбери, Л., и ЛеБутилье, С. (2011). Знакомство с социальной теорией . Политика.
    3. Гейн, Н. (2005). Макс Вебер как социальный теоретик: «Класс, статус, партия ’. Европейский журнал социальной теории, 8(2), 211-226.

    Как цитировать эту статью:
    Оспина Авендано, Д. (2021). Теория социального действия Макса Вебера . Получено [указать дату] с сайта Toolshero: https://www.toolshero.com/sociology/social-action-theory/

    Опубликовано: 06.12.2021 | Последнее обновление: 05.03.2023

    Добавьте ссылку на эту страницу на свой сайт:
    toolshero.com/sociology/social-action-theory/»> Toolshero: Теория социальных действий Макса Вебера

    Вы нашли эту статью интересной?

    Ваша оценка более чем приветствуется или поделитесь этой статьей в социальных сетях!

    Средняя оценка 4.6 / 5. Всего проголосовало: 19

    Голосов пока нет! Будьте первым, кто оценит этот пост.

    Сожалеем, что этот пост не был вам полезен!

    Давайте улучшим этот пост!

    Расскажите, как мы можем улучшить этот пост?

    Метки: Социальная психология

    Теория социального действия: примеры и определение (2023)

    Теория социального действия — это теория, которая пытается исследовать действия людей и основные причины этих действий. В отличие от структурно-функционализма, эта теория рассматривает, как люди совершают действия, которые имеют для них личное значение, и как эти (взаимо)действия влияют на общество и его нормы.

    Теория социального действия задает вопросы:

    «Каковы мотивы действий человека и какое значение его взаимодействие с другими людьми имеет для общества в целом?»

    Ключевые предпосылки теории социального действия

    • люди действуют в соответствии со своим пониманием значения окружающей их среды;
    • общество есть творение человеческой деятельности;
    • при анализе общества мы должны ориентироваться на социальные (взаимо)действия.

    Теория оспаривает структурно-функционалистскую идею о том, что общество определяется сверху вниз своими структурами, инструкциями или организациями. Скорее, общество является продуктом повседневных взаимодействий людей, живущих в обществе.

    Возможно, лучший способ понять его значение — сравнить его со структурным функционализмом:

      0156 Теория социального действия
    Помещение Люди являются продуктом их происхождения. Мы должны исследовать социальные структуры и институты (например, образование, религию), чтобы понять поведение человека и лежащие в его основе мотивы. У людей есть возможность строить свою жизнь посредством своих социальных действий. Они не просто соответствуют тем позициям, которые ставит перед ними общество.
    Роль свободы действий Люди имеют минимальную свободу действий, и их действия формируются их социальным контекстом. У людей есть свобода действий во всем, что они делают.

    Теория социального действия знаменует явный отход от социологического функционализма.

    Вместо того, чтобы думать, что социальное происхождение или социальный контекст человека определяют его шансы на успешную жизнь, теория социального действия фокусируется на роли личности.

    Теория социального действия Определение и обзор

    Наиболее известным социологом, связанным с теорией социального действия, является Макс Вебер (1881–1961). Вебер утверждал, что люди не являются пассивными акторами, движущимися по жизни. Скорее, они являются постоянными участниками создания собственной истории и социальной реальности посредством выбора, который они решают сделать.

    Для Вебера крайне важно, чтобы мы понимали мотивы действий человека. Он был убежден, что люди мотивированы действовать на основе их интерпретаций социальных ситуаций и значений, которые они придают этим ситуациям.

    Здесь мы видим, что теория социального действия гораздо больше озабочена субъективными реалиями людей, чем ролью социальных институтов в формировании того, кто они есть (Ekstrom, 1992). Это микросоциологическая перспектива , а не макросоциологическая перспектива .

    Тем не менее, Вебер по-прежнему осознавал, что интерпретации каждого человека и значения, которые он приписывает вещам, зависят от социальных норм, ценностей и культурных убеждений общества, в котором он живет.

    Типы социального действия

    Теория социального действия различает четыре типа социальных действий: рационально целенаправленное действие, ценностно-реакционное действие, аффективное действие и традиционное действие.

    Социальным действием здесь считается любое действие, имеющее смысл. Намерение Вебера состоит в том, чтобы исследовать лежащий в его основе смысл, приписываемый ему.

    Четыре социальных действия:

    1. Рационально целенаправленное действие: Это социальное действие, ориентированное на цель. Это происходит в результате рационального принятия решений. Например, это может включать расчет рисков и вознаграждений или анализ затрат и выгод от действий, направленных на достижение конкретной цели. Рационально целенаправленное действие ассоциируется с современными бюрократическими обществами и является основной чертой веберовской теории рационализации.
    2. Ценностно-рациональное действие: Этот тип действия основан на приверженности набору личных ценностей или убеждений. Оно, как правило, направлено на поиск идеала (справедливости, свободы, мира, защиты) и исходит из чувства долга или обязательства перед своей семьей или обществом. Это тип действия, который обычно ассоциируется с религиозными или этическими системами. В рамках этих систем приверженность догме или принципам системы высоко ценится.
    3. Аффективное действие: Аффект означает эмоции или чувства. Таким образом, аффективные действия связаны с импульсивной или спонтанной эмоциональной реакцией на ситуацию. Это не рационально и не расчетливо. Аффективное действие может быть позитивным, например, выражением любви или сострадания, или негативным, например, выражением гнева или разочарования.
    4. Традиционное действие: Традиционное действие основано на установленных обычаях или традициях. Мы можем помнить это, потому что это действие, которое заключается не в индивидуальном мышлении, а в продолжении традиции . Это может включать в себя следование традиционным социальным нормам и культурным обычаям и отсутствие критического мышления, которое могло бы проанализировать, почему действия предпринимаются в обществе. Традиционное действие чаще всего ассоциируется с досовременными обществами или коллективистскими культурами, где высоко ценятся социальные иерархии и традиции.

    В целом, веберовская типология четырех различных социальных действий помогает нам исследовать и классифицировать мотивы, лежащие в основе человеческого поведения. Это помогает нам увидеть, как люди делают сознательный выбор, а также то, как их мотивы и намерения формируются культурным, социальным и историческим контекстом, в котором они живут.

    Примеры теории социального действия

    1. Ценностно-рациональное действие: Люди, объединяющиеся и протестующие против того, что они считают несправедливым, могут основываться на своем ценностно-рациональном поведении.
    2. Традиционное действие: Решение пообедать с семьей каждое воскресенье после церкви может быть традиционным действием, в котором вы участвуете в нашей традиции больше, чем в чем-либо еще..
    3. Аффективное действие: Плакать от радости при победе или плакать от печали на похоронах, происходит от влияет на .
    4. Рационально-целеустремленное действие: Проведение времени в тренажерном зале для подготовки к соревнованиям по борьбе может быть основано на рационально-целенаправленном мышлении.
    5. Ценностно-рациональное действие: Вступление в армию, потому что вы хотите защитить свою страну, может исходить из ценностно-рациональной ориентации.
    6. Рационально-целеустремленное действие: Бизнесмен, который увольняет своих рабочих, потому что он обнаружил, что ИИ делает работу за него, является типичным примером рационально-целеустремленных действий.
    7. Традиционное действие: Женщина и ее муж женятся и рожают ребенка в 19 лет. Когда их спрашивают, почему, они говорят, что это потому, что их матери и отцы ожидали от них этого.

    Примеры социального действия

    1. Ценностно-рациональное действие

    Когда действие человека основано на его моральных, этических или религиозных убеждениях, оно может быть классифицировано как «ценностно-рациональное действие».

    Эти действия могут быть бескорыстными и благотворительными или, по крайней мере, с добрыми намерениями, или эти действия могут быть примером отношения человека к чему-то, что основано на его основных моральных убеждениях.

    В качестве примера можно привести пожертвование денег благотворительной организации, которую вы хотите поддержать, или волонтерскую работу, чтобы помочь нуждающимся (например, приютам для бездомных, детям-сиротам и т. д.).

    С другой стороны, ценностно-рациональное действие может быть действием неповиновения или действием, которое вы предпринимаете в результате моральной дилеммы.

    Например, уход с работы после того, как ваш начальник приказал вам сделать что-то неэтичное, или уход из организации, потому что их система ценностей отличается от вашей. Фанк (2021) объясняет:

    «Когда люди следуют ценностно-рациональному действию, они являются авторами своих целей, сами определяя цели своих действий. Поскольку Вебер определял актерскую ценность как рациональную, он думал об актере, который определяется сознательной верой в ценность ради самой той или иной этической, эстетической, религиозной или иной формы поведения, независимо от ее перспектив на успех. Иными словами, ценностно-рациональное действие предполагает нормативные суждения. Актер не просто размышляет о том, как что-то сделать, но размышляет, почему мы должны что-то делать и как мы должны что-то делать».

    (Фанк, 2021, с. 95)

    2. Рационально-целеустремленное действие

    Рационально-целенаправленное действие — это действие, которое люди предпринимают для достижения своих собственных целей, часто с использованием умственных затрат- анализ выгоды перед тем, как действовать.

    Чтобы достичь цели, люди намеренно действуют таким образом, который с наибольшей вероятностью приведет к желаемому результату. Это может быть как простая подготовка к тесту путем изучения тестового материала в течение нескольких месяцев, так и более масштабная цель или мечта.

    Например, человек хочет стать успешным поваром. Путем проб и ошибок и многолетней практики кулинарного искусства они надеются, что это приведет к достижению этой личной цели.

    Более того, Вебер предполагает, что люди пойдут на определенные крайности, лишатся роскоши и даже сделают то, что может нанести им вред, чтобы в конечном итоге получить то, что они хотят.

    Например, генеральный директор компании увольняет 50% рабочей силы компании, чтобы сократить расходы и получить прибыль для акционеров.

    Или, в другом случае, государственный орган разрабатывает агрессивную политику реформ, чтобы гарантировать предоставление государственных услуг гражданам.

    3. Традиционное действие

    Традиционное действие — это действие, которое включает в себя выполнение ритуальных действий из уважения к вашим культурным нормам.

    Prosch (2004) утверждает, что такого рода действия ориентированы на привычку. Он утверждает:

    «В случае такого привычного действия человек следует традиционным ожиданиям. Например, посещение церкви по воскресеньям и определенное поведение в церкви может быть традиционным действием» (с. 33).

    У большинства из нас есть обычаи или традиции, которым они следуют в силу нашей этнической принадлежности, религии или культуры страны.

    Кроме того, у нас могут быть внутрисемейные обычаи и традиции; то, что мы делаем, характерно только для наших семейных кругов. Теория социального действия утверждает, что это традиционное действие диктуется этими нормами.

    Вот некоторые примеры: есть палочками вместо вилки, ходить в церковь каждое воскресенье, ежегодно встречаться с семьей в одном и том же месте, ставить рождественскую елку в доме на Рождество или ходить в храм. молиться в начале каждого нового года.

    Согласно теории социального действия, эти унаследованные традиции и обычаи являются неотъемлемой частью социальной прочности и сплоченности общества.

    Розенберг (2013) добавляет:

    «Важным вопросом для Вебера было не то, как конкретные люди понимают свои собственные действия, а то, как типичные представители социальных слоев обычно понимают себя, свои отношения с другими и окружающий их мир; как они формулируют и участвуют в общем образе жизни» (стр. 43; 46-47).

    4. Аффективное действие

    Аффективное действие, по мнению Вебера, не основано на рациональности. Макс Вебер считал, что поведение людей также сильно зависит от эмоций.

    Вместо обдуманного действия или реакции это действие было импульсивным и остается непредсказуемым.

    Пример неожиданного плача во время сцены в фильме.

    Это также действие, в котором человек может действовать исключительно на основе этой эмоции (например, страха, гнева, печали).

    Barbalet (2000) более подробно объясняет точку зрения Вебера:

    «Против таких усилий эмоции понимаются Вебером как спонтанные, неуправляемые и дезорганизующие. Следовательно, рациональное действие при реализации давних и серьезно рассматриваемых мотивов должно быть направлено против эмоций, поскольку, как объясняет Вебер, эмоции представляют собой спонтанные и импульсивные силы, отвлекающие человека от их целей. Подразумевается, что эмоции создадут беспорядок в человеческих делах, тогда как рациональность «внесет порядок в поведение» людей».

    (Barbalet, 2000, стр. 336)

    Понимание социального действия

    Вебер считал, что мы должны использовать качественные методы для понимания поведения, а не количественные или позитивистские методы.

    Согласно Веберу, социальное действие можно понимать двумя способами: Aktuelles Verstehen (прямое понимание) и Erklärendes Verstehen (эмпатическое понимание).

    • Aktuelles Verstehen (Прямое понимание): Мы можем наблюдать за чьим-то поведением и выяснить, почему он делает то, что делает. Например, когда человек едет на работу на велосипеде, мы можем понять, что он предпринимает это действие, чтобы достичь цели — добраться до работы вовремя, но мы можем не знать основной цели.
    • Erklärendes Verstehen (Эмпатическое понимание): Затем Вебер предлагает нам использовать эмпатическое понимание, пытаясь вникнуть в их шкуру — почему они на самом деле ездят на велосипеде? Спросив их, мы можем узнать, что ими движет желание уменьшить свой экологический след, они хотят заниматься спортом или, может быть, они просто не могут позволить себе машину.

    Сильные и слабые стороны теории социального действия

    902 56
    Сильные стороны Слабые стороны
    Подчеркивает важность свободы действий и индивидуального принятия решений в формировании социальных явлений Преувеличивает роль индивидуальной деятельности за счет более широких структурных факторов
    Признает сложность и разнообразие человеческие мотивы и действия Можно критиковать за отсутствие последовательной теоретической основы
    Обеспечивает полезную основу для понимания социальных изменений и социальных движений Может быть труден для эмпирического изучения из-за сосредоточенности на субъективности (требуется операционализация)
    Сосредоточен на субъективном опыте и интерпретациях отдельных лиц Может быть обвинен в игнорировании роли власти и неравенства в формировании социальных явлений
    Предлагает гибкий и адаптируемый подход к пониманию социальных явлений Можно критиковать за опору на качественные, а не количественные методы
    Подчеркивает важность контекста и ситуационных факторов, формирующих социальное поведение Можно обвинить в игнорировании более широких исторических и культурных контекстов, формирующих социальное поведение

    Теория социального действия против структурализма

    900 02 Теория социального действия, основанная на символических взаимодействиях, является одной из основных социологических парадигм. Это контрастирует со структурно-функционализмом, который является его конкурирующей парадигмой:

    Теория социального действия Структурализм
    Основная предпосылка 9 0247 Люди являются продуктом своего происхождения. Мы должны исследовать социальные структуры и институты (например, образование, религию), чтобы понять поведение человека и лежащие в его основе мотивы. У людей есть возможность строить свою жизнь посредством своих социальных действий. Они не просто соответствуют тем позициям, которые ставит перед ними общество.
    Фокус Субъективный опыт людей и их взаимодействие с социальным миром Социальные институты и социальные структуры, формирующие социальное поведение людей
    Объяснение Поведение Люди активно создают и формируют культуры, общества и нормы через их обыденные действия Социальные структуры и системы определяют индивидуальное поведение (это детерминистская теория)
    Акцент на Понимание индивидуальной деятельности и преднамеренности. Уважает, что у людей есть свобода действий и свобода воли, Понимание всеобъемлющей социальной системы и ее влияния на людей.
    Примеры Изучение того, как и почему люди принимают решения, значимые для них лично. Изучение того, как действия и жизненные пути людей формируются под воздействием навязывания социальных структур.
    Критика Склонен придавать слишком большое значение индивидуальной деятельности и недостаточно признает социальные силы, культурные факторы и контекстуальные проблемы, которые формируют то, что мы делаем. Склонен придавать слишком большое значение социальным структурам и не понимает глубины мыслительных процессов людей.

    Актуальные понятия для исследования теории социального действия:

    • Драматургический анализ (Все мы актеры на сцене!)
    • Этнометодология (Как изучать социальных акторов)

    Заключение

    Теория социального действия была революционной теорией, бросившей вызов господству структурно-функционализма в социологическом анализе. Сосредоточение Вебера на индивидуальной деятельности и мыслительных процессах помогло бросить вызов преобладающим представлениям и проявить должное уважение к участникам его исследования.

    Ссылки

    Barbalet, J. (2000). Beruf , рациональность и эмоции в социологии Макса Вебера. Archives Europeennes De Sociologie , 41 (2), 329–351. Doi: https://doi.org/10.1017/s0003975600007062

    Экстром, М. (1992). Причинное объяснение социального действия: вклад Макса Вебера и критического реализма в генеративный взгляд на причинное объяснение в социальных науках. Acta Sociologica , 35 (2), 107–122. http://www.jstor.org/stable/4194762

    Funk, JK (2021). За пределами инструментальной рациональности. За критическую теорию свободы. Estudios De Filosofía , 63 , 91–108. https://www.redalyc.org/journal/3798/379866186005/html/

    Прош, Б. (2004). Макс Вебер, Действие и социологические объяснения: методологический индивидуализм в социологии. Acta Universitatis Carounae-Philosophica Et Historica , 15 , 31–38. Дои: https://karolinum.cz/data/clanek/4588/PheH_2004_1_0031.pdf

    Розенберг, М. М. (2013). Общепредполагаемое значение, «средний» актер и интерпретативная социология Макса Вебера. Max Weber Studies 13 (1), 39. https://doi.org/10.15543/mws/2013/1/4

    Вебер М. (1989)   Экономика и Общество: Ан Конспект Интерпретативный Социология.  Беркли: University of California Press.

    Грегори Пол К. (Массачусетс)

    + посты

    Грегори Пол К. является лицензированным преподавателем социальных наук и преподает социальные науки уже 13 лет. В настоящее время он работает в университете на факультете международных гуманитарных наук, преподает кросс-культурные исследования в регионе Тюугоку в Японии. Кроме того, он руководит семестровыми программами обучения за границей для японских студентов и готовит их к трудностям, с которыми они могут столкнуться, живя в разных странах в краткосрочной перспективе.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts