Традиции исследования в этнопсихологии и социальной психологии: 12. Методы и типы исследований в этнопсихологии.

Содержание

12. Методы и типы исследований в этнопсихологии.

1. Наблюдение (осознанное видение) наблюдение — происходит в естественных жизненных условиях, должно быть целенаправленным, систематическим и без вмешательства наблюдателя, а его целью является изучение внешних проявлений психики представителей, конкретных этнических групп

В области изучения поведения этнических групп. Недостаток – субъективность.

Три условия:

— наличие цели.

— продолжительность.

— фиксация результатов.

В области этнопсихологии эффективно только скрытое наблюдение( видео, аудио)

2. Эксперимент (констатирующий – констатация факта; формирующий- в процессе формируются новые качества). эксперимент, используемый как активный метод исследования, при котором экспериментатор создает необходимые условия для активизации интересующих его процессов. Повторяя исследования при одинаковых условиях с представителями разных этнических групп, экспериментатор может установить психические особенности. Эксперимент может быть:

лабораторным, т. е. проводимым в специально созданных для этого условиях (в лаборатории), но такой эксперимент используется редко и его результаты не могут претендовать на полную объективность и достоверность;

естественным, т. е. проводимым в естественной среде обитания испытуемых, и он является наиболее подходящим и часто используемым в этнопсихологических исследованиях;

3. Тестирование. (личностные черты)

Национальный: характер, иерархия мотивов, темперамент.

Недостаток анкетных тестов: вранье и эмоциональное состояние.

Опрос(устный), преимущества – оперативность. Можно получить информацию не затрагивающую личность респондента.

Анкетирование.

Открытая анкета – свои ответы; закрытая анкета – ответы диагноста.

4. Метод беседы. – непосредственное восприятие человека. Возможность отслеживать реакцию человека. Ошибки беседы – поспешность выводов, влияние установки.

5. Анализ продуктов деятельности. Продукт деятельности – проекция черт личности на какой-либо предмет.

В современной этнопсихологии выделяют такие самостоятельные направления исследования:

1) сравнительные исследования этнических особенностей психофизиологии, когнитивных процессов, эмоций, которые являются неотъемлемой частью соответствующих разделов общей и социальной психологии;

2) культурологические исследования, направленные на выявление особенностей символического мира, народной культуры, ценностных ориентаций и культуры, связанные с этнографией, фольклористикой, искусство ознавством и др.;

3) исследование этнического сознания и самосознания В рамках этого направления, который относится к социальной психологии, изучаются социальные установки, стереотипы, межэтнические отношения;

4) исследования этнических особенностей социализации детей Это направление имеет непосредственную связь с социологией и возрастной психологией

В этнопсихологии различают следующие виды исследований:

1) стандартное, что связано с изучением национально-психологических особенностей представителей одной этнической общности;

2) кросс-культурное, предусматривающий выявление национально-психологической специфики представителей нескольких этнических общностей

Объектами изучения этнопсихологии выступают: этническое самосознание, интересы, ценностные ориентации, потребности и мотивы, коммуникативно-поведенческая деятельность, этнические стереотипы

В этнопсихологии используются следующие методы исследования смежных наук:

— этнографии: анализ продуктов культуры (языка, мифов и религии) и сравнительные (межкультурные) исследования;

— социологии: корреляционные исследования, описывающие функциональные зависимости и требуют статистической обработки данных;

— языкознания: сравнительный анализ, понятийно-категориальный, структурно-формальный анализ;

— социальной психологии: наблюдение, анализ документов (контент-анализ), опрос (интервью, анкетирование)

Кроме того, для развития этнопсихологии целесообразно использовать исторический метод, который имеет традиции в социальной психологии

Большой объем эмпирического материала можно получить с помощью психологического анализа истории и культуры этнических групп

В этнопсихологии также применяют следующие методы исследования: полевой метод; наблюдения с участием; целесообразно использование ММРИ, теста Кеттелла (для изучения этнических типов), метода семантического дифер ренциалу для исследования этнических видминносте.

Российский государственный гуманитарный университет — Кафедра социальной психологии

Корпус 7, кабинет 399В
Телефон: +7 (495) 250-71-31
E-mail: [email protected]
Секретарь кафедры: Полякова Полина Сергеевна

Кафедра социальной психологии в Институте психологии имени Л.С. Выготского РГГУ создана в 2002 году доктором психологических наук, профессором Робертом Львовичем Кричевским (1936 – 2005), который стал ее первым заведующим.  

Приоритетная научная тема исследований кафедры социальной психологии (совместно с кафедрой психологии личности Института психологии имени Л.С. Выготского РГГУ) – «Личность, культура и общество в ситуации неопределенности».

Научно-исследовательские и образовательные проекты, реализуемые сотрудниками и преподавателями кафедры, продолжают и развивают традиции научной школы социальной психологии, основанной доктором философских наук, профессором, академиком РАО Галиной Михайловной Андреевой (1924 – 2014).

Научно-исследовательская и педагогическая работа ведется по следующим направлениям:

  • теория и методология анализа социального познания, восприятия и переживания социальных изменений в современном обществе;
  • психология повседневности, массовой культуры и современного искусства;
  • психология менеджмента в условиях организационных изменений;
  • психология социальных коммуникаций и новых медиа;
  • психология маркетинга и потребительского поведения;
  • социальная психология моды как формы коллективного поведения;
  • практическая психология общения, разрешения конфликтов и переговоров.

Кафедра социальной психологии реализует следующие направления подготовки:  

7.05.02 «Психология служебной деятельности: психология менеджмента и организационное консультирование» (специалитет),

37.03.02 «Конфликтология: управление конфликтами» (бакалавриат),

37.04.01 «Психология: психология бизнеса и рекламы» (магистратура),

Кафедра принимает участие в других программах специалитета, бакалавриата и магистратуры Института психологии имени Л. С. Выготского, а также обеспечивает преподавание базовых и специальных курсов по психологии для различных институтов и факультетов РГГУ.

    Хорошилов Дмитрий Александрович – доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой
    Ванданова Эльвира Леонидовна -кандидат психологических наук, доцент
    Марковская Оксана Вячеславовна -кандидат психологических наук, доцент, декан психологического факультета
    Петрушихина Елена Борисовна -кандидат психологических наук, доцент, декан  факультета психологии образования
    Симонович Николай Евгеньевич -доктор психологических наук, профессор

    Солодникова Ирина Витальевна -доктор социологических наук, профессор
    Тохтарова Валерия Сергеевна – кандидат экономических наук, магистр психологии, преподаватель
    Байер Ирина Викторовна– кандидат психологических наук, доцент Института общественных наук РАНХиГС
    Белинская Елена Павловна – доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, лауреат премии Правительства РФ в области образования (2016)
    Долгова Наталья Витальевна – кандидат психологических наук, доцент
    Дубовская Екатерина Михайловна – кандидат психологических наук, доцент, заслуженный преподаватель факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
    Красная Мария Андреевна – кандидат психологических наук, доцент, Talent Acquisition Manager компании «Яндекс»
    Кузнецова Ирина Сергеевна – кандидат экономических наук, PhD in Human Resource Development (University of Twente), преподаватель
    Мельникова Ольга Тимофеевна – доктор психологических наук, заслуженный профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
    Титов Виктор Валерьевич – кандидат политических наук, доцент, ведущий научный сотрудник факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при правительстве РФ
    Титова Наталья Сергеевна – кандидат психологических наук, доцент, руководитель проектов ДПО РУДН
    Федотова Светлана Владимировна –кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова

    Психология и социальный контекст

    Социальная психология 

    Этнопсихология

    Организационная психология

    Психология общения

    Психология конфликта

    Психология социального познания

    Нарративный подход к исследованию личности

    Профессиональная этика

    Качественные методы в психологии

    Социально-психологический тренинг и др.

    Примерные темы выпускных квалификационных работ для студентов, обучающихся по направлению «Психология служебной деятельности» (специалитет)

     


    1. Теория и методология исследования социальных идентичностей, социальных представлений и коллективных переживаний в транзитивном обществе.
    2. Социально-психологические аспекты исследования цифровых медиа и маркетинговых коммуникаций (рекламы, брендинга, PR).
    3. Психологические аспекты повседневного экономического поведения.
    4. Психология моды как формы коллективного поведения. Феноменология и психологические механизмы демонстративного (престижного) потребления.
    5. Психологические технологии конструирования персонального имиджа и стиля, личного и корпоративного бренда. Психология репутации и харизмы.
    6. Психология карьеры и карьерных ориентаций, карьерного консультирования и профессионального саморазвития личности.
    7. Психологические основы эффективных коммуникаций, деловых переговоров и разрешения социальных конфликтов.
    8. Психология лидерства и управления организационными проектами. 
    9. Психология организационного поведения, психологические технологии развития организационной культуры и командообразования.
    10. Психология риска и принятия решений в бизнесе.
    11. Психологические методы в маркетинге и менеджменте.
    12. Теория и практика социально-психологического тренинга.
    13. Психологические аспекты коучинга и другие.

     

    Примерные темы выпускных квалификационных работ для студентов, обучающихся по направлению «Конфликтология» (бакалавриат)

     

    1. Теория и методология исследования конфликтов в современной психологии: психодинамические, ситуационные, когнитивные и конструкционистские подходы.
    2. Виды конфликтов и методы их изучения. Психологические аспекты межличностных, внутригрупповых и межгрупповых конфликтов.
    3. Психологические функции конфликтов в повседневной жизни. Проблема соотношения деструктивных и конструктивных функций конфликта.
    4. Образ социального конфликта в обыденном сознании. Факторы восприятия и определения ситуации как конфликтной. Лингвистический анализ конфликта. 
    5. Психологическая специфика экономических, политических, межконфессиональных и межэтнических конфликтов.
    6. Социальные представления о трудноразрешимых конфликтах в современном глобальном мире. Коллективные эмоции и переживания в социальных конфликтах.
    7. Психологические причины конфликтов. Индивидуально-личностные, ситуационные и макросоциальные факторы возникновения конфликтов. 
    8. Стратегии взаимодействия в конфликтной ситуации. Позиционирование участников конфликта. Оценка эффективности стратегий поведения в конфликте.
    9. Сценарии развития конфликтной ситуации. Методы и стратегии управления конфликтами (конфликт-менеджмент). Модели эскалации конфликта.
    10. Психология переговоров. Медиация, модерация и фасилитация. Психологические технологии урегулирования и разрешения конфликтов.

     

    Байер Ирина Викторовна

    [email protected]

    1.     Коучинговые и тренинговые технологии развития персонала.

    2.     Проблемы мотивации и стимулирования персонала.

    3.     Предотвращение и разрешение организационных конфликтов.

    4.     Компетентностный подход в оценке и развитии персонала.

    5.     Оценка персонала и ее связь с эффективностью деятельности.

    6.     Организационный и профессиональный стресс.

    7.     Проблема диссимуляции стресса.

    8.     Стресс факторы при работе в особых условиях.

     

    Ванданова Эльвира Леонидовна

    vandanova67@mail. ru

    1.     Психология межличностных и организационных конфликтов.

    2.     Конфликтная ситуация в контексте социальной девиации.

    3.     Копинг-стратегии в конфликтной ситуации.

    4.     Феноменология и механизмы стигматизации в конфликте.

    5.     Социально-психологическая адаптация к стрессовой ситуации.

    6.     Механизмы формирования этнической идентичности.

    7.     Этнопсихологические аспекты совладающего поведения.

    8.     Социальные и этнические стереотипы современной молодежи.

    9.     Социально-психологические проблемы миграции в России.

    10. Социально-психологический анализ эмиграционных установок.

     

    Красная Мария Андреевна

    [email protected]

    1.     Гражданская и политическая социализация в транзитивном обществе.

    2.     Организационная культура как фактор личностного и профессионального развития.

    3.     Психологический анализ деятельности малой группы в условиях изоляции.

    Петрушихина Елена Борисовна

    [email protected]

    1.     Личностные предпосылки эффективности руководства.

    2.     Представления о лидерстве в различных социальных группах.

    3.     Интеллект руководителя и эффективность управленческой деятельности.

    4.     Эмоциональный интеллект руководителя.

    5.     Личностные факторы конструктивного поведения в организации.

    6.     Факторы социально-психологического климата в организации.

    7.     Гендерные аспекты психологии лидерства и руководства.

    8.     Личностные и организационные факторы удовлетворенности работой.

    9.     Взаимосвязь социальных верований и социальных установок.

    10. Мотивация труда и психологические контракты в российских организациях.

     

    Солодникова Ирина Витальевна

    14a20ivs@mail. ru

    1.     Социальная психология личности.

    2.     Психология потребительского поведения.

    3.     Социально-психологические факторы формирования зрелой личности.

     

    Федотова Светлана Владимировна

    [email protected]

    1.     Психология невербальной коммуникации.

    2.     Невербальное поведение как фактор построения образа человека.

    3.     Психология обмана и профайлинга.

    4.     Социально-психологические аспекты восприятия статуса человека в обществе.

     

    Хорошилов Дмитрий Александрович

    [email protected]

    1.     Психологический анализ восприятия и переживания социальных изменений.

    2.     Социальная психология повседневности и обыденного сознания.

    3.     Эстетическая парадигма в социальной психологии повседневности.

    4.     Социальная психология моды как формы коллективного поведения.

    5.     Качественная методология и методы исследования в социальной психологии.

    6.     Проективные методики и техники в социально-психологических исследованиях.

    7.     Методы визуальных исследований в современной психологии.

    Культура и разведка | Оксфордская исследовательская энциклопедия психологии

    Выделите поисковый запрос
    • Сохранять
    • Цитировать
    • Отправить этот контент по электронной почте

      Поделиться ссылкой


      Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте

      Отправить этот контент по электронной почте

      или скопируйте ссылку напрямую:

      https://oxfordre. com/psychology/display/10.1093/acrefore/97801

    • 557.001.0001/acrefore-97801
    • 557-e-585

      Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.

      Ссылка успешно скопирована


    Войти Навигация по статье

    Войти

    Имя пользователя

    Пожалуйста, введите ваше имя пользователя

    Пароль

    Пожалуйста, введите ваш пароль

    Забыли пароль?
    Нет учетной записи?

    Содержание артикула

    Show Summary Details

    • https://doi.org/10.1093/acrefore/97801
    • 557.013.585
    • Опубликовано онлайн: 30 апреля 2020 г.

    Резюме

    . Во-первых, люди в разных культурах имеют разные представления (имплицитные теории) о том, что такое интеллект. Азиатская и африканская культуры, как правило, имеют более широкое и всеобъемлющее представление об интеллекте, чем западные культуры. Азиаты и африканцы меньше внимания уделяют скорости ума и больше внимания уделяют социальным и эмоциональным аспектам поведения, а также мудрости. Эти имплицитные теории важны, потому что в повседневной жизни поведение людей определяется не столько результатами стандартных или других тестов, сколько имплицитными теориями людей. Например, решения о найме и продвижении по службе обычно основаны на таких имплицитных теориях, а не на результатах тестов.

    Исследования действий людей, особенно детей, в разных культурах показывают, что сильные стороны людей в разных культурах не обязательно хорошо представлены в обычных тестах интеллекта. Например, в некоторых культурах знание травяных препаратов, используемых для борьбы с паразитарными заболеваниями, или знание охоты и собирательства, или знание того, как эффективно ловить ледяную рыбу, может быть более важным для оценки интеллекта, чем результаты стандартизированного теста. Дети-эскимосы могут знать, как ориентироваться зимой в замерзшей тундре без явных ориентиров, но они могут быть не в состоянии набрать высокие баллы в обычных тестах на интеллект. Некоторые из тех, кто набрал бы высокие баллы на таких тестах, не смогли бы сделать такую ​​навигацию на свой страх и риск.

    Не существует такого понятия, как тест интеллекта, не зависящий от культуры, и, вероятно, не существует теста, который действительно учитывал бы культуру. В лучшем случае тесты должны быть релевантными культуре, измеряя когнитивные и другие навыки, необходимые для эффективной адаптации к конкретным культурам. Эти навыки, вероятно, будут частично, но не полностью пересекаться в разных культурах. Таким образом, интеллект необходимо понимать в его культурном контексте, а не отрывать от него.

    Ключевые слова

    • Интеллект
    • Культура
    • Неявная теория
    • Явная теория
    • Наследивость

    Субъекты

    • Психология развития
    • Индивидуальные различия
    • Психология и другие дисциплины

    9001 В настоящее время вы не имеете этой статьи.

    Пожалуйста, войдите, чтобы получить доступ ко всему содержимому.

    Подписка

    Доступ к полному контенту требует подписки

    Проблема межкультурной психологии

    Пропустить поиск Formkip к основному содержимому кипа с учетом меню

    • DOI: 10.1177/0022022100031001006
    • CORPUS ID: 145659477
    0505010105050101010101050101050101010101010101010101050101010105010101010101010101010101010101010101010101010101010101010. title={Вызов межкультурной психологии}, автор = {Ким Уичол, Пак Ён-Шин и Пак Донг-сеоп}, journal={Журнал межкультурной психологии}, год = {2000}, объем = {31}, страницы = {63 — 75} }
    • У. Ким, Парк Ён-Шин, Парк Донг-сеоп
    • Опубликовано 1 января 2000 г.
    • Психология
    • Journal of Cross-Cultural Psychology

    В этой статье описывается подход психологии коренных народов в контексте трех исследовательских традиций кросс-культурной психологии: универсалистского, контекстуалистского и интеграционистского подходов. В первом разделе излагаются ограничения универсалистского и контекстуалистского подходов. Во втором разделе рассматриваются два интеграционистских подхода: подход производной этики и подход психологии коренных народов. По сравнению с предыдущим подходом психология коренных народов… 

    Взгляд на SAGE

    Философское размышление об эпистемологии и методологии психологии коренных народов

    • К. Хван
    • Психология

    • 2005
    • 9001 В каком порядке ответить на три важных вопроса, почему и в каком порядке? Что касается развития психологии коренных народов, необходимо совершить прорыв на трех уровнях, а именно: философское размышление,…

      Комплексный анализ психологии коренных народов: комментарии и дополнения к идеям, представленные Шамсом, Джексоном, Хвангом и Кашимой

      • У. Ким, Янг-Шин Парк
      • Психология

      • 2005

      Целью настоящей статьи является проведение комплексного анализа психологии коренных народов и определение эпистемологических основ психологии коренных народов. В первой части этого…

      Коренная, культурная и межкультурная психология: теоретический, концептуальный и эпистемологический анализ

      • У. Ким
      • Психология

      • 2000

      В этой статье сравнивается местная, культурная и межкультурная психология путем изучения их теоретических, концептуальных и эпистемологических основ. На них повлияли три исследования…

      Межкультурная социальная психология

      • К. Миллер-Лоесси, Дж. Н. Паркер
      • Психология, социология

      • 2006
      • 7 В последнее десятилетие или около того проблемам уделяется повышенное внимание, и социально-психологические исследования в разных культурах распространяются, хотя и неравномерно по отношению к теоретическим…

        Природа и проблемы психологии коренных народов

        • C. M. Allwood
        • Психология

        • 2018

        Общество психологов коренных народов (ИП) подчеркивает важность условий исследования и обоснованности доминирование западной культуры в мейнстриме…

        Эпистемологическая цель психологии коренных народов

        • К. Хван
        • Психология

        • 2012

        Было три волны крупномасштабных академических движений, пытавшихся включить незападные культуры в психологические исследования, а именно: теория модернизации, исследование… , Карен Клейтон

      • Психология

      • 2011

      Эта статья в первую очередь предназначена для проведения культурологического анализа литературы по достижению целей. Во-первых, обзор четырех доминирующих подходов к изучению культуры, а именно…

      Развитие консультирования коренных народов в современных конфуцианских сообществах

      • К. Хван
      • Психология

      • 2009

      обсуждается в контексте мультикультурализма…

      Понимание тайваньского движения за психологию коренных народов

      • В. Габреня, Мей-Чуан Кунг, Ли-Ю Чен
      • Психология

      • 2006

      С точки зрения социологии науки была предложена модель развития движений местной психологии, состоящая из пяти частей, две части которой, путь местного значения и условия работы…

      Путь

      • К. Хванг
      • Психология

      • 2010

      Взяв за основу трихотомизацию знаний в социальных науках Харбермаса (1968), в этой статье проанализированы трудности, с которыми сталкиваются незападные психологи стремление к развитию…

      ПОКАЗАНЫ 1–10 ИЗ 52 ССЫЛОК

      СОРТИРОВАТЬ ПОРелевантности Наиболее влиятельные документыНедавность

      Человеческое поведение в глобальной перспективе: введение в межкультурную психологию

      • M. Segall, P. Dasen, J. Berry, Y. Poorting Психология, социология

      • 1999

      Предисловие. 1. Социокультурная природа человека. Как понять поведение и культуру. Центральное место в обучении. Сущность человека. Антропологические взгляды на культуру. Культура…

      После «кризиса» в социальной психологии: развитие транзакционной модели науки

      • У. Ким
      • Психология

      • 1999

      В этой статье проводится обзор литературы по «социальной психологии». Хотя симптомы кризиса разнообразны, основную проблему можно определить как неадекватное подражание…

      Феноменология, язык и социальные науки

      • M. Roche
      • Психология, философия

      • 1974

      Введение Часть 1: Философские школы 1. Феноменология 2. Концептуальный анализ 3. Логический эмпиризм и редукционистская идея психосоциальной науки Часть 2: Взаимосвязь школ…2 Психология, наука и культура: Кросс-культурный анализ национальных психологий

      • Ким Ю.
      • Психология

      • 1995

      Аннотация Хотя психология считается бесценностной. универсальная и объективная отрасль науки, на практике она глубоко переплетена с европейско-американскими культурными ценностями, отстаивающими…

      Новое открытие человеческого разума: дискурсивный подход процессов, затем «разум за умом». За этим последовал…

      Психология коренных народов: исследования и опыт в культурном контексте.

      • У. Ким, Дж. Берри
      • Психология

      • 1993

      Введение — Уичол Ким и Джон В. Берри Индигенизация психологии в Индии и ее актуальность — Дургананд Синха Мексиканская этнопсихология — Р. Диас-Герреро Эколого-социальная модель греческой…

      Изменение перспективы в психологии in India: A Journey to Indigenization

      • D. Sinha
      • Psychology

      • 1998

      Популярность и успех социальной психологии в США создали впечатление, что социальная психология является чисто западной, если не американской. продукт. Многие ученые из Африки и Азии…

      Семья и человеческое развитие в разных культурах: взгляд с другой стороны

      • Ç. Kâğıtçıbaşı
      • Психология

      • 1996

      Содержание: М. Б. Смит, предисловие. Предисловие. Введение. Часть I: Человеческое развитие, семья, культура. Развитие в контексте.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts