Трансакция это в психологии: Трансакции по Берну | Журнал Вестник Психологии

Анализ трансакций

Коммуникация между людьми представляет собой набор трансакций. Трансакция – это единица вербального и невербального общения.

Виды трансакций

Трансакции делятся на истинные — единица общения между людьми, при осуществлении которой происходит соподстройка и псевдотрасакции (или манипуляции). Истинные трансакции могут быть комплементарными, перекрёстными или скрытыми.

Комплементарные трансакции

Такая трансакция основана на взаимодополнении сообщения и реакции на него. Реакция Ребёнка дополняет сообщение Взрослого. Реакция Родителя дополняет сообщение Ребёнка. Реакция Взрослого дополняет сообщение другого Взрослого.

Примером модели общения Родитель- Родитель являются сплетни или пустые разговоры. К модели общения Взрослый- Взрослый можно отнести разговоры во время рабочего процесса или просто обмен информацией. Сочетание эго- состояний Ребёнок- Ребёнок отвечает за такие проявления, как любовь или радость от интересного времяпрепровождения.

Перекрёстные трансакции

Возникают в ситуации, когда на коммуникативное сообщение следует неожиданная реакция. После такой трансакции процесс общения временно прекращается, так как субъекты коммуникации не получают результата, на который рассчитывали. К примеру, когда Взрослый задаёт вопрос с намерением получить ответ от эго-состояния Взрослого, а получает реакцию Ребёнка или Родителя. После чего начинается борьба, которая идёт до тех пор, пока векторы трансакций не будут уравновешены. Для решения проблемы одной из сторон необходимо изменить своё эго-состояние.

Скрытые трансакции

Характеризуются участием более чем двух эго- состояний, при этом одно из них скрыто. Это характерно для ситуаций, когда поведение человека не соответствует тому, что от него ожидает другой коммуникации. Например, когда преподаватель начинает проявлять себя в эго- состоянии Ребёнка, при этом на внешнем уровне коммуникация строится с позиции Родителя. В данном случае мы видим эго- состояние Родителя на уровне социальной коммуникации и  эго- состояние Ребёнка в психологическом пласте общения. В такой ситуации результат взаимодействия определяется именно состоянием, которое задаёт психологическая составляющая коммуникации.

Э. Бёрн при изучении трансакций сделал следующие выводы:

  • Если общение обусловлено комплементарной трансакцией, то конфликт между участниками коммуникации исключён.
  • При перекрёстной трансакции начинается позиционная борьба.

Формы общения

Э. Бёрн рассматривает следующие формы общения: игра, развлечение, деятельность, ритуал, близость, уход в себя. Игра совокупность скрытых трансакций, ведущих к конфликту. При данной форме общения один из субъектов всегда проигрывает, так как нет равноправия интересов, взаимодополняемости.  

Группы игр

  1. Игры жизни («Жертва», «Алкоголик», «Должник» и др)
  2. Семейные игры («Скандал», «Загнанная домохозяйка» и др.)
  3. Игры в компаниях («Да, но…», «Недостаток» и др.)
  4. Сексуальные игры («Отвяжись, дурень», «Чулок» и др)
  5. Игры врачебного кабинета («Крестьянка», «Я только пытаюсь вам помочь» и др)
  6. Конструктивные игры («Льстец», «Домашний мудрец» и др. )

Несмотря на то, что игра может стать причиной психозов и неврозов, у этой формы общения есть свои плюсы. Если «играть» дозировано или на начальных этапах общения, то таким образом можно сблизиться с человеком (приёмы для такого сближения описывает, в своей книге «Включаем обаяние по методике спецслужб», бывший агент ФБР, Джек Шафер), получить эмоциональную разрядку или просто убить время.

Развлечение

Это форма общения, цель которой направлена на то, чтобы занять свободное время. Например, разговоры во время обеденного перерыва в офисе. Для того чтобы избежать конфликта при данной форме общения необходима поддерживать общую линию, выбранной темы. Если подруги обсуждают недостатки своих мужей и цепляют на них штампы из разряда « все мужики ходят налево», то они примут с негативом противную позицию одной из собеседниц.

Деятельность (Процедура)

Это форма общения, при которой коммуникация выстраивается исходя из модели Взрослый- Взрослый. Например, рабочий процесс или учёба. Как правило, люди, которые постоянно общающиеся друг с другом используют деятельность как способ уйти от конфликта. Например, если в семейных отношениях назревает конфликт, то партнёры с головой уходят в работу, в таких случаях возможен невроз выходного дня.

Ритуал

Форма общения, связанная установками общества и общими морально- ценностными концепциями социальной среды, в которой находится человек. Ритуал представляет собой модель Родитель- Родитель. Такое общение не ведёт к созданию конфликта. Ритуалы делятся на формальные и неформальные. Трансактный анализ помогает не воспринимать близко к сердцу действия и слова, произведенные во время ритуала, так как это своего рода свидетельства  прошлого.

Близость

Э. Бёрн характеризовал близость, как «искреннее неигровое отношение между людьми со свободным взаимным обменом мыслями и чувствами, исключающим извлечение выгоды». Эрик Бёрн считал, что именно данная форма общения помогает сохранить здоровье и избежать конфликтов.

Уход в себя

Погружение человека в свой внутренний мир. Такая модель общения характерна для людей, получивших какие- либо эмоциональные травмы в процессе коммуникации с другими людьми, выражается в форме внутреннего диалога. Уход в себя носит функцию успокоения и очищения от лишних эмоций. Однако если уход в себя затянется надолго, то это может перерасти в психоз навязчивых состояний.

Целью трансактного анализа является определения эго-состояния того субъекта общение, который посылает сообщение и того субъекта, который реагирует на это сообщение. Т.е, анализ игры, в которой находится человек и поиск способов выхода из этой игры. Э. Бёрн считал, что человек начинает обучаться играм еще в детстве и самым верным способом защитить ребёнка от невротических проблем во взрослом возрасте это правильное воспитание.

Литература:
  1. Берн Э. «Игры, в которые играют люди»;
  2. Берн Э. «Трансакционный анализ и психотерапия»;
  3. Шафер Д. «Включаем обаяние по методике спецслужб»;
  4. Стьюарт и. Джоинс В. «Современный ТА»

Автор: Елизавет Листер
писатель, преподаватель истории

Текст публикуется в авторской редакции

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Трансакции

Трансакция — это единица общения, которая состоит из стимула и реакции. Например, стимул: «Привет!», реакция: «Привет! Как дела?». Во время общения (обмена трансакциями), наши эго-состояния взаимодействуют с эго-состояниями нашего партнёра по общению. Трансакции бывают трёх видов:

  1. Параллельные (англ. reciprocal/complementary) — это трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул: «Который сейчас час?», реакция: «Без четверти шесть». В данном случае взаимодействие происходит между Взрослыми эго-состояниями собеседников.

  2. Пересекающиеся (англ. crossed) — направления стимула и реакции пересекаются, данные трансакции являются основой для скандалов. Например, муж спрашивает: «Где мой галстук?», жена с раздражением отвечает: «Я всегда у тебя во всём виновата!!!». Стимул в данном случае направлен от Взрослого мужа к Взрослому жены, а реакция происходит от Ребёнка к Родителю.

  3. Скрытые (англ. duplex/covert) трансакции имеют место, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое. В этом случае произносимые слова, тон голоса, выражение лица, жесты и отношения часто не согласуются друг с другом. Скрытые трансакции, являются почвой для развития психологических игр. Теория психологических игр была описана Эриком Берном в книге «Игры, в которые играют люди». Анализ игр — это один из методов, используемых трансакционными аналитиками.

Трансакционный анализ

Основная статья

Трансакционный анализ

Трансакционный анализ Эрика Берна представляет собой разработанную систему, в основание которой лежит представление о сознании человека как слиянии трех состояний «Я»:

  • Взрослый;

  • Родитель;

  • Ребенок.

Согласно Э. Берну, все эти три состояния личности формируются в процессе общения и человек приобретает их независимо от своего желания. Самый простейший процесс общения — это обмен одной трансакцией, он происходит по подобной схеме: «Стимул» собеседника № 1 вызывает «реакцию» собеседника № 2, который, в свою очередь, направляет «стимул» собеседнику № 1, то есть почти всегда «стимул» одного становится толчком для «реакции» второго собеседника. Дальнейшее развитие разговора зависит от текущего состояние личности, используемого в трансакциях, а также их комбинациях.

37) Понятие группы. Классификация групп в социальной психологии

Группа — два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет на другого (других) и испытывает на себе его влияние 

38) Динамические процессы в малой группе.

Динамические процессы в малых группах.

           Причины образования малых групп различны. Они могут быть определены запросами общества, а могут — и личными потребностями и интересами людей.

Часто причиной возникновения малой группы является аффилиативная потребность (стремление индивида к удовлетворению потребностей, связанных со сферой человеческого общения).

Анализируя группы, прежде всего следует понять, почему люди вступают в них. При глубоком изучении этого вопроса необходимо иметь в виду психологические и биологические факторы, на основе которых устанавливаются связи среди людей и приматов.

Не вдаваясь в подробности, ограничимся лишь упоминанием о том, что для многих видов обезьян (речь идет о самых высокоорганизованных приматах), а также людей характерно стремление жить группами. Фактически группа является основным фактором, способствующим выживанию. Благодаря разделению ролей (наблюдателя, руководителя, защитника группы и др.) члены группы могут добывать пищу и защищаться от врагов более эффективно, чем действуя в одиночку.

Группа жизненно необходима для людей. Младенцы в течение длительного времени нуждаются в заботе взрослых. В это время они воспринимают некоторые навыки и многие требования, необходимые для жизни в группах. Становясь старше, они усваивают знания, понятия, ценности и правила поведения, свойственные группе, к которой принадлежат. Социализация способствует их приспособлению к общественной жизни и сохранению группы даже после смерти кого-либо из её членов. Помимо социализации, группы осуществляют много других функций.

Инструментальная роль группы

Многие группы образуются ради выполнения определённой работы. Эти инструментальные группы необходимы для осуществления дел, которые трудно или невозможно выполнить одному человеку. Бригада строителей, группа хирургов, поточная линия на производстве или футбольная команда создаются для достижения определённых целей.

              Экспрессивный аспект в формировании групп. Некоторые виды групп называются экспрессивными. Они имеют своей целью удовлетворить стремление членов групп к социальному одобрению; уважению и доверию. Такие группы образуются стихийно при сравнительно небольшом воздействии извне. Примерами подобных групп могут служить компании друзей и подростков, которым нравится вместе играть, заниматься спортом или устраивать вечеринки. Однако нет чётко выраженной границы между инструментальными и экспрессивными группами. Инструментальные часто выполняют экспрессивные функции. Между членами войсковых соединений могут сложиться гораздо более глубокие эмоциональные отношения, чем те, что необходимы для победы в сражении.

С другой стороны, экспрессивные группы можно считать инструментальными, поскольку они создаются с определённой целью – для получения удовольствия от человеческого общения. Иногда экспрессивная группа является инструментальной в ещё большей мере; скажем, это наблюдается, когда соседи организуют ассоциацию квартиросъёмщиков.

Поддерживающая роль групп

Люди объединяются не только для совместной деятельности и удовлетворения социальных потребностей, но также и для ослабления неприятных чувств. А. Шахтёр (1959г.) провёл ряд классических экспериментов, для которых в качестве испытуемых были выбраны студенты последнего курса. Им было предложено в течение некоторого времени “ожидать”  начала эксперимента. Некоторым из испытуемых сообщили ложные сведения о характере ожидаемого эксперимента, что вызвало чувство тревоги. Было сказано, что они будут участвовать в эксперименте, связанном с эффектами электрошока. Затем их попросили подождать до тех пор, пока экспериментаторы подготовятся к началу эксперимента.

Контрольную группу также попросили подождать, но испытуемым этой группы не сообщили никакой тревожащей или, напротив, успокаивающей информации о готовящемся “эксперименте “. А. Шахтёр обратился ко всем испытуемым с вопросом, как они предпочитают ожидать начала эксперимента: в одиночестве или вместе с другими студентами? Как бы в подтверждение пословицы “Беда любит компанию” члены экспериментальной группы в большей мере стремились присоединиться в период ожидания к другим, чем испытуемые из контрольной группы. А. Шахтёр сделал вывод, что вместе испытуемым было легче преодолевать отрицательные эмоции: они успокаивались, отвлекались от грустных мыслей и получали дополнительную информацию.

Дальнейшие исследования несколько дополнили этот вывод. В настоящее время установлено, что не все отрицательные эмоции способствуют образованию групп. Р. Сарноф и М. Зимбардо (1961) провели новую серию экспериментов в ситуации ”ожидания”, когда на поведение испытуемых воздействовали такие связанные между собой эмоции, как страх и беспокойство. По их определению, страх – глубоко специфическое эмоциональное состояние, обусловленное внешним источником опасности, а беспокойство связано с внутренним источником опасности. Чтобы вызвать страх исследователи сообщили испытуемым, что они будут подвергнуты воздействию электрошоком. Чтобы вызвать беспокойство, другой группе испытуемых сказали, что во время эксперимента им придётся сосать леденцы, огромные соски, бутылочки для младенцев.

Это сообщение должно было вызвать у испытуемых растерянность. Члены контрольной группы не получили никакой информации о характере эксперимента.

Когда испытуемым была дана возможность сделать выбор: ожидать начала эксперимента в одиночестве или вместе с другими, — члены группы, которые почувствовали страх, проявили большее желание быть в компании, чем испытуемые из контрольной группы. А члены группы ”обеспокоенных” предпочли остаться в одиночестве. Р. Сарноф и М. Зимбардо установили, что испытуемые, охваченные страхом электрического удара, стремились поделиться своими чувствами с другими.

Кроме того, они старались отвлечься и избавиться от отрицательных эмоций. Испытавшие беспокойство старались преодолеть его. Вероятно, контакт с другими встревоженными привёл бы к усилению, а не к ослаблению этого чувства. Поэтому испытуемые,  ощущавшие беспокойство, предпочитали одиночество. По-видимому, под воздействием группы происходит ослабление некоторых, но не всех, отрицательных эмоций, переживаемых членами группы.

Образование группы – это лишь начало. А как дальше развивается и существует малая группа? Дальнейшее развитие и существование малой группы представляется следующим образом.

Принято выделять две основные сферы жизнедеятельности группы: деловая и эмоциональная. Они тесно взаимосвязаны между собой.

Выделяют три основных этапа развития малой группы:

    1 Ориентировка в ситуации

На этом этапе происходит ориентация членов группы в отношениях между собой, в задаче и способах её решения.

     2 Конфликт

Конфликт, который является результатом противоречия между разными членами группы.

     3 Динамическое равновесие

Динамическое равновесие, которое обеспечивает возможность функционирования группы как единого целого, но не гарантирует возникновения новых конфликтов.

Психологи выделяют движущие силы, которые позволяют малой группе развиваться. Среди них важнейшим является:

Разрешение внутригрупповых противоречий. Это могут быть противоречия совершенно разного характера (между деловой и эмоциональной средой, между возможностями группы и реальной деятельностью и т. д.)

Идиосинкразический кредит. Ситуация, когда лидеру группы позволяют нарушать групповые нормы, в то время когда за такое нарушение к любому другому будут применены санкции.

В жизни группы имеют место события и динамические процессы, периодически повторяющиеся. Их называют феномены малой группы. К ним относятся: фасилитация, сдвиг риска, конформизм, исключение из группы, формирование ролей, групповая поляризация.

Фасилитация – изменение поведения индивида в результате присутствия других людей. Присутствие других людей повышает уровень физиологического возбуждения индивида; повышает скорость выполнения простой задачи и снижает скорость выполнения сложной.

Сдвиг риска – проявляется в принятии участниками в группе более рискованных решений, чем в одиночку, т.к. возникает иллюзия меньшей доли ответственности каждого за общее принятое решение. Именно в группе люди совершают более дерзкие по своему характеру преступления.

Групповая поляризация – этот феномен заключается в разделении группы на подгруппы со сходными мнениями относительно предполагаемого решения.

Исключение из группы

Во время эксперимента, проведенного Б. Эшем, некоторые испытуемые хотя бы на время были исключены из группы на том основании, что их (правильное) решение задачи противоречило (неправильному) решению большинством. Какой эффект оказало такое исключение на их чувство собственного достоинства? Чтобы ответить на этот вопрос, Юдит Уилкокс и Джон Митчелл (1979) провели эксперимент, в ходе которого испытуемым были даны следующие инструкции: «Вы один из шести человек, попавших в ситуацию, связанную с риском для жизни. Вы должны отстаивать свои права, свои доводы, жизнь, а также решить, кому не будет разрешено остаться с группой. Ситуация состоит в следующем: океанский лайнер натолкнулся на айсберг и затонул в водах Арктики. Шестерым, включая Вас, удалось вскарабкаться в небольшую спасательную шлюпку, но съестных припасов хватит только на пять человек, чтобы прожить восемь дней; за это время лодка доставит вас к ближайшему материку. Вся ваша группа должна решить, кто не сможет остаться в спасательной шлюпке. Через 30 минут, путём тайного голосования Вы примете решение о том, кто должен покинуть шлюпку». После подведения итогов голосования и беседы с каждым испытуемым было объявлено «решение», якобы  принятое группой. Некоторым испытуемым сообщили, что они могут остаться в спасательной шлюпке, т.е. они были «приняты». Другим «исключенным» было дано распоряжение покинуть шлюпку. Затем с испытуемыми было проведено интервью, и они выразили свои чувства — чувство облегчения или обиды. Наконец, исследователь объяснил, что «результаты» эксперимента были определены методом случайного отбора и в действительности не отражали мнение группы.

Уилкокс и Митчелл констатировали понижение чувства собственного достоинства у «исключенных» испытуемых. Величина самооценки у «принятых» испытуемых не изменилась. (У «исключенных» испытуемых даже подпись уменьшилась по размеру. Исследователи полагают, что это могло быть вызвано понижением чувства самоуважения).

             Конформизм. Это слово в обыденной речи понимается как приспособленчество. Как справедливо заметил  С. Кон, на уровне обыденного сознания феноменконформизма давно зафиксирован в сказке Андерсена о голом короле. Дело усугубляется еще и тем, что понятие «конформизм» приобрело, особенно в политике, негативный смысл. В политической риторике весьма распространены такие выражения по отношению к политическим оппонентам, как перевертыш, приспособленец, хамелеон и т.д.

Чтобы как-то различать эти значения, в социально-психологической литературе чаще говорят не о конформизме, а о конформном поведении. Здесь  имеется в виду степень устойчивости личности по отношению к групповому давлению, способность противостоять ему. Противоположными конформности являются понятия независимости,самостоятельности позиции, устойчивости к групповому давлению и т.д.

Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы, а также преодоление этогоконфликта в пользу группы. С давних времен в соци­альной психологии различают внешнюю и внутреннюю конформность. В первом случае имеется в виду принятие каких-либо норм и ценностей лишь внешне, по форме, но непринятие их по существу. Внутренняя конформность имеет место тогда, когда индивид действительно усваивает мнение большинства и это не вызывает у него внутреннего отторжения.

Необходимо также отметить и позицию негативизма.    Группа оказывает давление на индивида, и он по всем вопросам стремится занимать свою, отличную от большинства позицию, демонстрируя крайне независимую позицию. Можно сказать, что негативизм — это специфический случай конформности, или еще его называют конформностью наизнанку. Чаще всего это упрямая, неконструктивная позиция человека, когда даже по общепринятым вопросам он стремится иметь обязательно свою, отличную от других позицию. Порой в этом и нет необходимости, но человек стремится по ряду причин показывать свою несговорчивость, независимость и по любому вопросу противопоставлять себя коллективу.

Одним словом, конформизм — это сложное социально-психологическое явление, имеющее различные оттенки и особенности. В этом плане, наряду с явлениями конформизма и негативизма, интерес представляет исследование нормативного влияния группового меньшинства. Родоначальником этого направления является известный французский социальный психолог С. Московичи. Он рассматривает конформизм как адаптивный процесс, приспособление к внешней среде. В противоположность такому приспособлению С. Московичи предлагает рассматривать процесс влияния на группу меньшинства» ее членов, имеющих свою, отличную от общепринятой позицию.

Проведенные этим ученым эксперименты зафиксировали не только и не столько факт влияния меньшинства, а то, как меняется позиция большинства присуществовании оппозиционных мнений в группе. Кроме того, все это влияет на некоторые параметры самого процесса принятия решения в группе, если существует устойчивое меньшинство, противопоставляющее себя вырабатываемому общему мнению. Так, по данным этих исследований, влияние меньшинства в группе приводит к появлению значительно большего числа вариантов решения. Эти варианты более разнообразны. Все это способствует активизации инновационных процессов в коллективе.

Подходы к этой проблеме, разработанные С. Московичи, вполне можно экстраполировать на отдельные сферы общества, в частности политическую. Любое демократическое общество обязательно предполагает наличие оппозиции, различных, часто не совпадающих мнений. Но эта оппозиция носит конструктивный характер. Она не разрушает общество, а предлагает различные варианты решения той или иной проблемы. В итоге общество, социальные группы имеют возможность выбрать наилучший вариант. От этого выигрывает как общество в целом, так и отдельные его граждане.

Феномен конформизма был продемонстрирован в известных экспериментах С. Аша. Группе студентов (7-9 человек) предлагалось определить длину предъявляемой линии. Для этого каждому давались  по одной карточке  в  каждую руку. На карточке в левой руке был изображен один отрезок прямой, на карточке в правой руке — три отрезка, причем лишь один из них по длине был равен отрезку на левой карточке. Испытуемым предлагалось определить, который из отрезков на правой карточке равен по длине отрезку, изображенному на левой карточке. Когда задание выполнялось индивидуально, все решали задачу верно. Смысл эксперимента состоял в том, чтобы выявить давление группы на мнение индивидов методом «подставной группы». Экспериментатор заранее вступал в сговор со всеми участниками эксперимента, кроме одного (наивного субъекта). Суть сговора состояла в том, что при последовательном предъявлении всем членам группы отрезка на левой карточке они давали заведомо неправильный ответ, называя этот отрезок равным более короткому или более длинному отрезку на правой карточке. Последним отвечал «наивный субъект», и было важно выяснить, «устоит» ли он в собственном мнении (которое в первой серии при индивидуальном решении было правильным) или «поддастся» давлению группы. В эксперименте С. Аша более одной трети (37 %) «наивных субъектов» дали ошибочные ответы, т.е. продемонстрировали конформное поведение. В последующих интервью их спрашивали, как субъективно переживалась заданная в эксперименте ситуация. Все испытуемые утверждали, что мнение большинства «давит» весьма сильно, и даже «независимые» признавались, что противостоять мнению группы очень трудно, так как всякий раз кажется, что ошибаешься именно ты.

Американские ученые Дж. Уитгейкер и Р. Мид повторили опыты С. Аша в нескольких странах и в большинстве случаев обнаружили совпадение уровней конформизма: 31 % — в Ливане, 32 — в Гонконге, 34 % — в Бразилии. Другой ученый C. Милграм с помощью разнообразных процедур сравнивал конформизм норвежских и французских студентов и неизменно выходило, что норвежские студенты более конформны.

Итак, конформизм и подчинение — феномены универсальные, и все же степень их выраженности изменяется от культуры к культуре. Европейская и американская культуры поощряют индивидуализм: «Ты отвечаешь сам за себя. Следуй велениям собственной совести. Будь верен себе. Выяви свои неповторимые таланты. Удовлетворяй свои собственные нужды. Уважай других». Азиатские культуры и культуры стран третьего мира более склонны учить коллективизму: «Твоя семья или клан отвечают за своих членов, чьи действия поэтому означают общий позор или славу. Так что приноси своей группе славу. Будь верен традициям. Уважай старших и начальство. Стремись кгармонии и не критикуй другого публично. Будь лоялен по отношению к семье, компании, нации. Живи в коллективе, не думая, что твое собственное «я» существует вне социального контекста». Анализ 133 исследований в 17 странах, проведенный Р.Бондом и П.Смитом, подтверждает, что культурные ценности оказывают несомненное влияние на уровень конформизма. По сравнению с людьми в индивидуалистических странах коллективисты более восприимчивы к влиянию других.

Эксперименты С. Аша и его последователей внесли значительный вклад в изучение проблемы конформизма. Вместе с тем эти исследования проходили в лабораторных условиях, т.е. искусственных. Для участников эксперимента эта ситуация была незначительной, участники были подобраны случайно. Но главное — это отрыв от конкретной социальной среды. Однако, несмотря на все это, эксперименты С. Аша дали толчок к изучению конформизма, пониманию политических, социально-психологических процессов в обществе.

Как уже отмечалось ранее, внешняя конформность понимается лишь как внешнее принятие групповых норм. Подобная ситуация характерна, например, для общественной и индивидуальной морали в условиях тоталитарного государства, идеологического давления. Для такой идеологии всегда характерно унижение, подавление личности, индивидуальности в ущерб чувству «мы». Это «мы» может носить национальный, классовый, религиозный характер, но суть от этого не меняется — личность всегда на последнем месте.

Противостоять такой государственной идеологии, когда ее подпирают все социальные институты государства и средства социально-психологического воздействия, очень сложно, а порой и опасно.

Следовательно, необходимо различать конформизм политический и конформизм обыденный, связанный с жизнью конкретного человека. В этом смысле определенная степень конформности присутствует в поведении каждого человека. Если бы человек по любому вопросу противопоставлял себя обществу, занимал позицию негативизма, то ему было бы очень трудно жить.  В разумных пределах человеку необходимо приспосабливаться к социальной среде, одновременно изменяя себя и окружающую среду.

Психология человеческих отношений согласно трансактному анализу – Brandalyzer

У людей есть вечная проблема что делать с часами бодрствования! По сути, на эгоистическом уровне люди всегда жаждут стимулов, жаждут признания и жаждут структуры. Все часы бодрствования используются для выполнения этих трех требований в этом мире.

Stimulus-Hunger : чтобы избежать сенсорного голодания

Признание-Голод : чтобы избежать эмоционального голода

Структура-Голод : это чтобы избежать скуки

вышеуказанные три требования. Одинокий человек может структурировать время только двумя способами: деятельностью или фантазией. Под деятельностью здесь подразумевается делать что-то созидательное в материальном мире с материальным участием. С другой стороны, человек в компании одного или нескольких человек может структурировать время в виде ритуалов, развлечений, игр, близости и активности с этими другими людьми.

Цель каждого участника в компании других людей состоит в том, чтобы получить как можно больше удовольствий друг от друга членов группы. Чем доступнее человек, тем больше удовлетворения он может получить. Следовательно, штрих может использоваться как фундаментальная единица социального действия. Обмен поглаживаниями — это сделка, которая приносит одно удовлетворение каждой из сторон сделки. Например, человек, кричащий «привет», — это поглаживание, передаваемое от его части к другой, а обмен такими поглаживаниями «привет-привет» — это сделка. Потребность в поглаживании является фундаментальной потребностью человека, в первую очередь его эго. Киноактеру может потребоваться несколько поглаживаний в неделю от анонимных и недифференцированных поклонников, тогда как ученому может потребоваться всего один поглаживание в год от известного академика.

  • Пример поглаживания в разговоре между двумя людьми:
  • 1А: «Доброе утро!»
  • 1B: «Доброе утро!»
  • 2A: «Как прошли выходные?»
  • 2B: «Пошел в xx место»
  • 3A: «Должно быть приятно, понравилось?»
  • 3B: «Это было хорошо, но второй день был спойлером, так как весь день шел дождь»
  • 4A: «О! Ой!»
  • 4B: «Ага»
  • 5A: «Хорошо, тогда спешим на встречу, увидимся позже»
  • 5B: «Увидимся»

Если два или более человека встречаются в социальной ситуации, то рано или поздно один из них заговорит, признавая присутствие других. Это транзакционный стимул . Затем другой человек каким-то образом отреагирует на этот стимул, и это называется транзакционной реакцией. То, как транзакция проходит в эмоциональном плане, зависит от того, в каких эго-состояниях находятся отдельные люди, выполняя стимул и реакцию. Что такое эго-состояния, мы увидим ниже.

Эго-состояния

Один и тот же человек ведет себя и говорит по-разному в течение дня или нескольких дней в зависимости от ситуации. Любой человек может сознательно наблюдать в других или в себе изменения в поведении в течение нескольких дней, и когда это происходит, это часто сопровождается изменениями в тональности голоса, словарном запасе, точках зрения, выражении и другом поведении. Чаще всего эти поведенческие изменения человека обязательно сопровождаются изменениями чувств и эмоций человека внутренне (невидимо). Следовательно, эго-состояние определяется как связная система чувств и поведения, связанных с этим изменением в человеке.

Список эго-состояний любого человека обычно включает:

  • эго-состояния, напоминающие поведение его родителей зрелое поведение по отношению к постороннему)
  • эго-состояния, представляющие архаичное поведение, зацикленное на детстве

Проще говоря, это эго-состояния Родителя, Взрослого и Детства в человеке. Каждый человек во время разговора будет находиться под контролем одного из эго-состояний и будет постоянно переключаться между этими эго-состояниями. «Теперь вы реагируете так, как если бы ответил один из ваших родителей», «Теперь вы сделали автономную и объективную оценку сложившейся ситуации» и «Теперь вы реагируете так, как если бы вы были ребенком» являются примерами вашего поведения в различных эго-состояниях.

Важно отметить, что эго-состояние родителя или ребенка не является неправильным. На самом деле ни одно из этих эго-состояний не является неправильным. Все они хороши и имеют равный вес в надлежащем поведении человека. Поэтому дело не в том, что детское эго-состояние считается ниже родительского или автономного эго-состояния. Сложность на самом деле начинается с множественности этой структуры в отношениях и разговорах.

Каждое из этих эго-состояний, Родитель, Взрослый и Ребенок, заслуживает равного уважения и занимает свое законное место в жизни человека. Эго-состояние ребенка очень полезно и будет способствовать жизни человека точно так же, как реальный ребенок может способствовать семейной жизни: обаянию, удовольствию и творчеству. Если ребенок в личности запутался и нездоров, то последствия могут быть плачевными, но с этим надо что-то делать. Есть люди, у которых эго-состояние Ребенка возьмет верх неуместно или непродуктивно, но все такие люди также имеют полностью развитое эго-состояние Взрослого. Вот почему вы можете чувствовать, что некоторые взрослые кажутся незрелыми и импульсивными в определенных контекстах, это их детское эго-состояние неуместно берет верх в ситуации. И наоборот, «зрелые» люди — это люди, у которых большую часть времени контролируется взрослое эго-состояние, но иногда детское эго-состояние берет верх для развлечения и творчества. В детском эго-состоянии обитают интуиция, творчество и рвение к спонтанному наслаждению. Эго-состояние Взрослого необходимо для выживания. Он обрабатывает все данные и элементы, необходимые для взаимодействия с внешним миром. Он также предается собственным удовольствиям, таким как катание на лыжах, вождение автомобиля, полеты и стрельба. Родительское эго-состояние выполняет две основные функции: во-первых, оно позволяет людям эффективно действовать как родители реальных детей, а во-вторых, оно делает многие реакции автоматическими и экономит много времени: это правильный способ сделать это». Таким образом, все три эго-состояния имеют высокую функциональную ценность и ценность для выживания человека, позволяя ему получить максимальную отдачу от требований любой конкретной социальной ситуации.

Транзактный анализ связан с диагностикой того, какое эго-состояние реализовало поглаживание стимула, а какое эго-состояние реализовало ответное поглаживание. Самые простые транзакции — это те, что происходят между эго-состояниями Взрослого и Взрослого, а следующие по простоте — между эго-состояниями Ребенка и Родителя.

Беседа Взрослого со Взрослым может быстро превратиться в беседу Родителя и Ребенка и может перерасти в спор из-за того, что эго-состояния двух людей, беседующих на определенную тему, изменились.

Суть этих игр и отложенного удовлетворения

Поскольку в повседневной жизни так мало возможностей для близости, а интенсивные формы близости невозможны для большинства людей, большую часть времени в серьезной общественной жизни занимает игра эти игры. Следовательно, социальные игры и необходимы, и желательны, и единственная проблема заключается в том, предлагают ли игры, в которые играет индивидуум, наибольшую отдачу для него. Все люди играют в эти игры сознательно или неосознанно. В связи с этим следует помнить, что существенным признаком игры является ее кульминация или выигрыш. При игре в эти игры предварительная функция индивидуума состоит в том, чтобы организовать свои ходы так, чтобы максимизировать этот выигрыш, но также и в получении максимально возможного удовлетворения от каждой транзакции или шага в качестве вторичного выигрыша. Это немедленное удовлетворение, которое взрослые эго-состояния получают, откладывая удовлетворение: хотя кажется, что человек откладывает удовлетворение рациональным поведением по одному вопросу, который мы видим в действительности, их фактическое немедленное удовлетворение находится в форме этих игр .

Игры передаются из поколения в поколение в воспитании детей, осознанно или неосознанно. Мы рассказываем нашим детям, как выбирать партнеров, друзей и единомышленников, каковы социальные манеры и другие подобные аспекты игры. В социальном мире одна группа людей играет в эти игры более серьезно, чем любая другая группа, — Придурки. В каждом есть немного придурка. Придурок — это тот, кто чрезмерно чувствителен к Родительскому влиянию, поэтому обработка данных его Взрослым и спонтанность Ребенка, вероятно, придут ему на помощь и приведут к странному неуклюжему поведению, иногда в различных контекстах.

В заключение, у всех нас есть эти три эго-состояния, которые работают в фоновом режиме изо дня в день. Важно наблюдать и стараться освобождать от любых непреднамеренных влияний. Освобождение от непреднамеренных влияний — дело непростое. На самом деле, исследования говорят, что освобождение возможно только в том случае, если вы достигнете состояния «чистого осознания». Для некоторых удачливых людей есть нечто, выходящее за рамки всех классификаций поведения, и это «чистое осознание или сознание». Они возвышаются над программированием прошлого или генетикой, и это форма близости, которая более полезна, чем социальные игры.

Надеюсь, это будет полезно, спасибо.

Ниже приведены несколько полезных видеороликов, которые помогут лучше понять трансактный анализ. Оценить:

Нравится:

Нравится 002 2 апреля 2021 г. 22 августа 2022 г.

В этой серии я немного углублюсь в значение терминов, связанных с психологией. Термин этой недели — транзакционный анализ.

Трансактный анализ (ТА) — это теория, разработанная психоаналитическим психиатром доктором Эриком Берном. Возможно, это не имеет ни малейшего отношения к делу, но помогает создать сцену — у него трубка во рту на изображении в заголовке его веб-сайта. Такое клише, но такое идеальное…

В ТА транзакции являются основной единицей социального взаимодействия. Стимул транзакции возникает, когда один человек инициирует взаимодействие, а транзакционный ответ — это то, что другой человек говорит или делает в ответ на транзакционный стимул.

ТА определяет три эго-состояния: Родитель, Ребенок и Взрослый. Берн определил эго-состояния как «последовательный паттерн чувств и переживаний, непосредственно связанных с соответствующим устойчивым паттерном поведения».

Родитель ссылается на «записи», сделанные в первые пять лет жизни. Это вещи, воспринимаемые ребенком как исходящие извне. Например, «Джонни, не ковыряй в носу!»

Ребенок состоит из эмоций и чувств, связанных с внешними событиями. Эти записи варьируются от рождения до пяти лет. Например, вы можете обидеться на то, что вам нельзя ковыряться в носу, хотя это и приятно.

Взрослый позволяет растущему ребенку оценивать сообщения Родителя и Дочернего элемента и подтверждать сообщения, полученные от Родителя. Пример: Салли увидела, как я ковыряюсь в носу в дошкольном учреждении, и сказала: «фу-у-у, отвратительно». Мне нравится Салли, так что, думаю, мама была права, говоря, что мне не следует ковыряться в носу… по крайней мере, на публике.

Транзакции

Юасан, CC0, через Wikimedia Commons

В транзакционном анализе анализируются отдельные транзакции, чтобы определить взаимодействующие доминирующие эго-состояния. Эти эго-состояния можно показать на структурной диаграмме, такой как пример выше.

Комплементарные взаимодействия происходят, когда эго-состояние, в котором человек 1 общается, отвечает взаимностью со стороны человека 2. Это может быть общение Взрослого со Взрослым и наоборот, или это может быть общение Ребенка человека 1 с Родителем и Родителя человека 2 с Ребенком. .

На приведенной выше диаграмме показана перекрестная транзакция, в которой человек 1 и человек 2 общаются с несовпадающими состояниями эго. Это менее эффективно, чем дополнительные транзакции.

При общении с кем-либо такие утверждения, как «тебе нужно» и «тебе следует», могут вызывать реакции в состоянии «Ребенок», даже если это не было первоначальным намерением (например, реакция «Я поковыряюсь в носу, если захочу»). ).

В ТА терапевт анализирует транзакции клиента; невербальные сигналы являются важной частью этого. Терапевт определяет, какие уловки и приемы, также известные как игры, которые он склонен использовать. Социальные игры могут включать роли Преследователя, Жертвы и Спасателя.

Анализ сценария проводится для выявления источников эмоциональных проблем клиента. Сценарии — это бессознательные жизненные планы, которые закладываются для нас в самом начале жизни и влияют на наше поведение. Цель состоит в том, чтобы помочь клиентам освободиться от ограничений этих сценариев.

Жизненные позиции

ТА выделяет четыре жизненные позиции, основанные на фундаментальных представлениях о себе и других. Это:

  • Я в порядке, ты в порядке
  • Я в порядке, ты не в порядке
  • Я не в порядке, ты в порядке
  • Я не в порядке, ты в порядке не в порядке

Из них «Я в порядке, ты в порядке» считается здоровым и сбалансированным, но с другими позициями связаны различные проблемы.

Что-нибудь из этого полезно?

На самом деле это не по Фрейду, так как Берн взял теории Фрейда и развил их в другом направлении, но у них тот же самый ранний период жизни. Как и в случае с идеями Фрейда, у меня есть ощущение, что в них может быть что-то разумное, но это также может быть завернуто в какую-то чепуху.

В статье RationalWiki о ТА она упоминается как произвольная и лишенная эмпирических данных. По-видимому, позиция ТА в отношении гомосексуализма, алкоголизма и аутизма заключалась в основном в том, чтобы винить родителя; например, холодная «мать-холодильник» и жизненная позиция «я не в порядке, ты не в порядке» вызывают аутизм.

Думаю, это все, что вам действительно нужно знать.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts