Трансперсональная теория личности: 3 Трансперсональная психология с. Грофа как психологическая теория личности

Квантовая теория личности и сознания. Трансперсональная психология. Новые подходы

Квантовая теория личности и сознания

В квантовой парадигме выделяют две ведущие теории личности: Станислава Грофа и квантовая концепция сознания М. Б. Менского.

Гроф (1975) разделил опыты с психоделиками на четыре категории: абстрактные, психодинамичные, перинатальные и трансперсональные.

Сенсорные опыты – это главным образом переживания, связанные с органами чувств, например – необычно яркое восприятие цвета или звуков.

Индивидуальные опыты – это ожившие, эмоционально окрашенные воспоминания. Сюда же относятся переживания, имеющие символический смысл, подобные тем образам, которые мы видим во сне.

Перинатальные опыты – переживания, связанные с рождением и смертью. Гроф говорит, что процесс рождения имеет четыре стадии. Первая начинается с периода, предшествующего началу схваток. Развивающийся ребенок спокойно лежит в утробе матери. Эта стадия ассоциируется с ощущением безграничности и с такими символами, как, например, океан.

Вторая стадия, начало схваток, ассоциируется с тревогой и угрозой, ощущением западни. Во время третьей стадии ребенок продвигается по родовому каналу. С этой стадией может ассоциироваться борьба за существование, сильное давление и ощущение удушья. Четвертая стадия – это саморождение ребенка, борьба, которая в конце концов заканчивается освобождением и релаксацией. Сюда же можно отнести ассоциации с созерцанием прекрасного или света, чувство освобождения или спасения, а также переживания, связанные со смертью и новым рождением.

Трансперсональные опыты, во время которых наше сознание словно бы простирается за пределы границ эго, за пределы пространства и времени. Среди других переживаний и ощущений можно назвать экстрасенсорное восприятие, видение архетипических образов, память предков, память более ранних реинкарнаций, ощущение полного единения с другими людьми [10].

Гроф утверждал, что эти четыре уровня взаимосвязаны. Он отмечал, что работа с психодинамическими воспоминаниями, как правило, приводит практикующего к перинатальному и затем к трансперсональному опыту.

Верно также и обратное; те, кто испытал глубокие духовные или трансперсональные переживания, находят, что им легче работать с психологическим материалом.

Другим важным отличием является то, что значимые биографические элементы в воспоминаниях появляются не изолированно, а образуют определенные динамические сгущения в памяти, так называемую систему конденсированного опыта (СКО). СКО – это динамическое сочетание воспоминаний (с сопутствующими им фантазиями) из различных периодов жизни человека, которые объединяются сильным эмоциональным зарядом сходного качества, интенсивными физическими ощущениями определенного рода или общими важными элементами. СКО являются не только принципом, управляющим динамикой индивидуального бессознательного, но и общими организующими принципами, действующими на всех уровнях психики [13].

Большинство биографических СКО динамически связаны с определенными аспектами процесса рождения, то есть с персональным уровнем психики. Перинатальные же темы и их элементы специфически связаны с соответствующим эмпирическим материалом из трансперсональной области.

Обычно определение динамической СКО охватывает материал различных биографических периодов, биологического рождения и всевозможных областей трансперсонального мира, наподобие воспоминаний о других воплощениях, отождествления с животными и мифологических мотивов [13].

Связь между биологическим рождением и перинатальными переживаниями глубока и специфична. Это дает возможность использовать стадии биологических родов для построения теоретической модели, позволяющей понять динамику перинатального уровня бессознательного, и даже прогнозировать на этом уровне. Перинатальные переживания организованы в типичные тематические группы, базовые характеристики которых эмпирически связаны с анатомическими, физиологическими и биохимическими аспектами определенных клинических стадий рождения. Модель, основанная на этих стадиях, дает новое понимание динамической архитектуры различных форм психопатологии и создает новые возможности для терапии. Модель процесса рождения является мощным объяснительным принципом в рамках феноменов специфического уровня бессознательного.

Перинатальный уровень бессознательного представляет собой важную промежуточную область между индивидуальным и коллективным бессознательным или между традиционной психологией и мистикой. Переживания смерти и возрождения, отображающие перинатальные уровни бессознательного, богаты и сложны. События, связанные с различными стадиями или аспектами биологического рождения, как правило, перемежаются или ассоциируются с многочисленными мифологическими, мистическими, архетипическими, историческими, социополитическими, антропологическими или филогенетическими трансперсональными переживаниями. Они проявляются в четырех эмпирических структурах или сгущениях, связанных с клиническими стадиями рождения ребенка.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Линн Лаубер, Грегг Брейден Квантовая формула любви.

Как силой сознания сохранить жизнь

Линн Лаубер, Грегг Брейден Квантовая формула любви. Как силой сознания сохранить жизнь Gregg Braden and Lynn LauberEntanglementCopyright © 2012 by Gregg BradenOriginally published in 2012 by Hay House Inc. USATune into Hay House broadcasting at: www.hayhouseradio.com© Кудрявцева Е. К., перевод на русский язык, 2012 © Терещенко В.Л., художественное

Квантовая концепция сознания М. Б. Менского

Квантовая концепция сознания М. Б. Менского Михаил Борисович Менский, доктор физ. – мат. наук, сотрудник Института им. Лебедева РАН, будучи физиком и занимаясь квантовой механикой, создал Квантовую концепцию сознания, или Расширенную концепцию Эверетта, согласно которой

Квантовая теория: объяснение некоторых паранормальных явлений

Квантовая теория: объяснение некоторых паранормальных явлений Квантовая теория говорит о том, что в природе множество явлений, которые не укладываются в рамки традиционной физики. По С. И. Доронину, это «магические» состояния, которые выходят за все мыслимые рамки с

Глава 2 Квантовая психология и теория хаоса

Глава 2 Квантовая психология и теория хаоса Квантовая психология появилась вследствие моего желания познать самого себя. Мой индийский учитель Нисаргадатта Махарадж говорил: Ты не сможешь избавиться от чего-либо, пока не узнаешь о нем; чтобы понять, нем ты являешься, ты

Теория сознания и агентичность

Теория сознания и агентичность Есть и другая активность мозга, которая, как я сильно подозреваю, имеет отношение к агентичности, и эта активность – процесс, называемый теорией сознания (ТС), или же тот факт, что мы осознаем свои убеждения, желания и намерения. ТС высшего

📖 Трансперсональная психология, Глава 15. Абрахам Маслоу и трансперсональная психология.

Теории личности и личностный рост. Фрейджер Р. Страница 369. Читать онлайн

Маслоу добавил трансперсональную психологию к первым трем силам западной психологии — бихевиоризму, психоанализу и гуманистической психологии. Возможности бихевиоризма и психоанализа, с точки зрения Маслоу, были слишком ограниченными, чтобы стать основой целостной психологии человека. Психоанализ возник главным образом на основе исследования психопатологии. Бихевиоризм попытался свести сложности человеческой природы до более простых принципов, но ему не удалось полностью охватить такие проблемы, как человеческие ценности, любовь и сознание.

В начале 1960-х гуманистическая психология стала проступать из работ Маслоу, Роджерса и других теоретиков, занимающихся проблемами психологического здоровья и эффективного функционирования. Многие психологи гуманистического направления использовали теории Маслоу, в особенности его работы, касающиеся самоактуализации, как основу для собственных исследований.

В 1968 году Маслоу привлек внимание коллег к ограниченности возможностей гуманистической модели психологии Изучая самые современные достижения человеческого разума, Маслоу сделал вывод, что кроме самоактуализации есть и другие возможности преображения личности. Когда вершинные переживания бывают особенно мощными, ощущение своего «я» растворяется в осознании какого-то более обширного единения. По-видимому, термин «самоактуализация» не подходит для этих переживаний.

«Человеку необходимо иметь какую-то жизненную основу из личностных ценностей, из философских убеждений… Чтобы чем-то жить и быть понятым другими людьми, это нужно, как нужен солнечный свет, кальций или любовь» (Maslow, 1968, р. 206).

Трансперсональная психология привносит в традиционные подходы к проблемам признание того, что человеческие переживания имеют духовный аспект. Этот уровень человеческих переживаний раньше всего описывался в религиозной литературе ненаучным и часто слишком теологическим запрограммированным языком. Основная задача трансперсональной психологии заключается в том, чтобы подвести под имеющийся материал научную базу и изложить его научным языком.

«Я бы сказал, что считаю гуманистическую психологию третьей силы переходным, подготовительным этапом для «высшей» четвертой психологии — трансперсональной, трансчеловеческой, центр которой, скорее, в космосе, чем в человеческих потребностях и интересах; психологии, идущей дальше человечности, идентичности, самоактуализации и т. п. Мы нуждаемся в чем-то «большем, чем мы есть», чтобы испытывать благоговение и отдаваться новому, естественному, эмпирическому, не церковному чувству, возможно, как это было с Торо, Уитменом, Уильямсом, Джеймсом и Джоном Дьюи» (Maslow, 1968, p. III–IV).

Основная доктрина трансперсональной психологии заключается в том, что каждый индивид имеет, кроме обыденного, более глубокое или истинное «я», которое человек ощущает при трансперсональных состояниях сознания. Независимое от личности и личного эго, это «я» является источником мудрости, душевного здоровья и гармонии.

Словарь Вебстера (Webster’s Tenth Collegiate Dictionary) определяет трансперсональное как «простирающееся или идущее за пределы персонального или индивидуального». Термин относится к распространению идентичности за пределы индивидуальности и личности. Одно из основных положений трансперсональной психологии заключается в том, что мы не знаем, каков полный диапазон человеческих возможностей. Каждый индивид обладает безграничными возможностями духовного роста, и это придает смысл трансперсональной психологии. Среди авторов сборников наиболее важных очерков и статей по трансперсональной психологии можно назвать Орнштейна (Ornstein) (1973), Тарта (Tart) (1969, 1975), Уэлша (Walsh) и Шапиро (Shapiro) (1983), Уэлша (Walsh) и Вогена (Vaughan) (1980, 1993). Фрегер (Frager) (1989) и Вайль (Valle) (1989) сделали обзор литературы по этой теме.

Трансперсональная психотерапия

Трансперсональная психология способствует изучению отношений между разумом и телом, духовности, сознания и трансформации человека. Эксперты расходятся во мнениях относительно конкретной модели и границ этой формы терапии, однако три ключевые области, которые рассматриваются с помощью трансперсональной психотерапии:

  1. Комбинированная/холистическая и естественная психология
  2. Трансформационная психология
  3. Психология преодоления эго

Трансперсональная психология использует положительные влияния, а не больную человеческую психику и наши защитные силы, как модель реализации человеческого потенциала. Святых, художников, пророков и героев почитают и рассматривают как воплощение истинной природы нашей человеческой психики. Эта техника побуждает человека увидеть свои внутренние возможности и увидеть себя в процессе достижения того состояния, которое было достигнуто представленными моделями.

Трансперсональная психология: изучение роста и развития человека

Трансперсональная психология изучает рост и развитие человека. Психологи, придерживающиеся трансперсональной психологии, считают, что континуум начинается с людей, у которых отсутствует эго-идентичность и которые, по сути, находятся в нижней части структуры развития человечества.

Психотические и пограничные личности будут классифицированы в этой категории. По мере того как мы движемся к функциональности, люди с более сильным эго-состоянием и краткими и определенными объектными отношениями представляются как «нормальные». Еще дальше в человеческом развитии продвинулись мистики и медитаторы, которые, как считается, выходят за пределы сознательного состояния и отождествляют высшее существо, Бога или универсальную силу.

Трансперсональная психология не видит конца человеческой личности. Скорее, он рассматривает каждую черту характера и атрибут как одеяние, скрывающее нашу истинную сущность. Наши существа — это просто транспортное средство, используемое для перевозки нашего духа и души по всему миру. Мы всего лишь окно в надличностное существо.

Модель трансперсональной психологии объединяет духовное, социальное, эмоциональное, интеллектуальное, физическое и творческое существо в один целостный элемент и обращается к шести компонентам в равной степени с целью лечения. Он стремится открыть божественность через нашу собственную человечность и является побочным продуктом роста и развития человека.

Развитие трансперсональной психотерапии

Карл Юнг описал «коллективное бессознательное» как трансперсональное бессознательное. Самоактуализация, как ее изучал Абрахам Х. Маслоу, была ключевым элементом в фундаменте трансперсональной психологии. Маслоу включил творчество, альтруизм, пиковые события и переживания, а также личные действия, которые существовали за пределами обычной личности, а также психологические травмы и личностный рост. Трансперсональная психотерапия развивалась на протяжении многих лет и находилась под влиянием Чарльза Т. Тарта, Артура Дж. Дейкмана, Кена Уилбера, Станислава Грофа, Роджера Уолша и Фрэнсис Воган и превратилась в полностью всеобъемлющую дисциплину, которая решает широкий спектр человеческих проблем, начиная от от трансцендентного сознания к нормальному и ненормальному функционированию и моделям поведения.

Психологические рамки трансперсональной психологии

Хотя трансперсональная психология еще не получила полного признания в качестве научной области изучения, она охватывает и строится на нескольких областях психологии и предлагает альтернативный взгляд на поведенческую, гуманистическую и психоаналитическую психологию, предлагая что религиозные и мистические теории могут быть исследованы с научной точки зрения с целью исцеления. Он идентифицирует и изучает различные состояния сознания и утверждает, что каждое из них имеет несколько слоев внутри, которые содержат свои собственные реальности и системы. Эта теория утверждает, что люди могут перемещаться вперед и назад по различным стадиям сознания и могут научиться постоянно пребывать в одном конкретном состоянии.

Трансперсональная психология — это духовная глубинная психология. Основанная, среди прочего, на принципах Юнга, Ранка и Райха, эта теория придерживается веры в подсознание и сверхсознание.

Ресурсы, связанные с трансперсональной психотерапией

  • Ассоциация трансперсональной психологии
  • Софийский университет

Трансперсональная психология — Консультационный справочник

Написано Бекки Бэнэм

Бекки Бэнхем

Группа содержания каталога консультирования

Последнее обновление: март 2019 г. | Срок следующего рассмотрения Сентябрь 2020

Перейти к: Что такое трансперсональная психология? Какова роль трансперсонального терапевта? Как работает трансперсональная психология? Чем может помочь трансперсональная психология?

Трансперсональная психология, также известная как трансперсональное консультирование, была разработана американским психологом Абрахамом Маслоу в XIX веке.60-е годы. Термин «надличностный» означает «за пределами личного», и это отражает основную цель терапии — исследовать человеческий рост и помочь людям открыть более глубокую и более устойчивую сущностную сущность, которая существует за пределами обусловленного эго.

Методология этого терапевтического процесса представляет собой сочетание духовных традиций со всего мира, интегрированных с элементами современной психологии. Эта структура может помочь широкому кругу людей, включая группы людей, такие как семьи и коллеги по работе.

Ожидается, что те, кто пройдет курс трансперсональной психологии, получат полное представление о себе, своих способностях и отношениях и уйдут с навыками, которые помогут им справиться с этим после терапии.

Что такое трансперсональная психология?

Трансперсональная психология — это гуманистический подход к терапии, который ценит целостность. Сущностное «я» представляет собой комбинацию надличностных, самотрансцендентных и духовных аспектов человеческого опыта. Весь жизненный опыт считается ценным и способствующим росту, и к каждому человеку относятся в соответствии с его врожденным стремлением к высшей реальности. В конечном счете, в трансперсональной психологии исцеление и рост достигаются через признание центральной роли себя.

Трансперсональная психология не рассматривает человеческую личность как ограниченную, а рассматривает определенные черты характера и атрибуты как маску нашей истинной сущности. Итак, терапевты, придерживающиеся трансперсональной психологии, считают, что человеческий рост начинается с людей, которым не позволяют реализовать свой потенциал, например, с теми, кто страдает психическим расстройством.

Наши существа — это всего лишь оболочка, которая переносит наши души по жизни, и поэтому то, кем мы являемся сознательно, — это лишь окно в наше надличностное «я». Вот почему трансперсональная психология в равной степени обращается ко всем аспектам нашего бытия (духовным, социальным, интеллектуальным, эмоциональным, физическим и творческим), чтобы помочь нам исцелиться и расти. Укрепляя все наши внутренние способности, мы можем стать мощными сосудами для долгосрочных изменений.

Если вы хотите внести в себя реальные изменения, я считаю, что необходимо соединиться со своим истинным я. Кто вы на самом деле скрываетесь за всеми трудностями, с которыми вы сталкиваетесь? Что ты изучаешь? Какие качества вы развиваете или должны развивать? Соединяясь больше с этой основной частью себя, вы можете получить доступ к той части, которая может преодолеть трудности, с которыми вы можете себя отождествлять.

— В этой статье мы исследуем, что влечет за собой духовный подход к консультированию.

Еще одним ключевым элементом трансперсональной психологии является использование позитивных влияний, а не проблемных аспектов нашей человеческой психики, для исцеления и личного развития. Эта техника основана на исследованиях Абрахама Маслоу по самоактуализации и его вере в то, что творчество, опыт, личные действия и альтруизм существуют вне обычной личности и глубоко внутри сущностного «я».

Сосредоточив внимание на положительных образцах для подражания, которые воплощают истинную природу нашей человеческой психики, терапевты могут научить клиента видеть свои внутренние возможности и рассматривать себя как часть процесса достижения состояния улучшенной человеческой функциональности.

Какова роль трансперсонального терапевта?

Трансперсональная психология в значительной степени зависит от характера терапевтических отношений между терапевтом и клиентом. Прежде всего, терапевт должен взять на себя роль равного своему клиенту и должен быть полностью связан на уровне чистого сознания, разделяя тот же опыт, что и его клиент во время терапии. Это общее сознание гарантирует, что эмпатия и понимание могут иметь место наряду с различающей и аналитической позицией терапевта.

Тем не менее, основной способ, которым должен придерживаться терапевт, работая со своим клиентом, — это отношение непредубежденности, уважения, невинности и удивления — как будто все, что он говорит, чувствует и думает, является совершенно новым. В конечном счете, и клиент, и терапевт стремятся быть настоящими, аутентичными и самосознательными, обеспечивая идеальные терапевтические отношения и обстановку, которые будут способствовать постоянному исцелению и росту.

Надличностное можно найти везде и всюду. Она наполняет нашу жизнь смыслом, делает ее насыщенной и глубокой. Трансперсональный консультант стремится выяснить вместе со своим клиентом, что может сделать жизнь полноценной.

— «Вкус трансперсонального консультирования», Мэри-Клэр Уилсон, MBACP, Dip Couns, Dip Ad. Психология, Ba (с отличием), MA.

Как работает трансперсональная психология?

Трансперсональная психология — это процесс самоактуализации и самореализации, который помогает клиентам открыть глубинную суть своего сущностного «я». Терапия работает, создавая и расширяя качества человека, его духовность и саморазвитие, помогая клиентам использовать свою свободную волю и внутренние ресурсы для устранения внутренних конфликтов и создания чувства баланса и гармонии в своей жизни.

В конечном счете, с помощью трансперсональной терапии человек достигает уровня функционирования с точки зрения своей работы и отношений, который считается «нормальным» и здоровым по современным стандартам психического здоровья. Хотя эксперты расходятся во мнениях относительно конкретной модели этого терапевтического процесса, есть три ключевые области, которые он охватывает. Это:

  • за пределами эго (выше эго) психология
  • трансформационная психология
  • интегративная/холистическая психология

В этой структуре трансперсональные терапевты будут опираться на широкий спектр техник, которым будут обучать и поддерживать таким образом, чтобы клиенты могли продолжать применять их после терапии. Важно отметить, что эти методы будут адаптированы к конкретным потребностям и личным обстоятельствам каждого отдельного клиента.

Акцент на индивидуальном развитии в трансперсональной психологии заключается в обеспечении эффективного развития интуитивных способов познания, дополняющих уникальное психологическое и духовное существо человека. Именно так трансперсональная психология способна поддерживать и усиливать присущее человеку стремление к свободе, единству и жизненной реализации.

Некоторые из широко используемых методов в трансперсональной психологии включают:

  • осознание тела и движения
  • ведение журнала
  • дыхание
  • исцеление внутреннего ребенка
  • медитация
  • управляемая визуализация
  • йогатерапия
  • постановка целей
  • работа мечты
  • гештальт
  • ассертивное обучение
  • регрессионная терапия
  • развитие воображения и интуиции
  • символическое произведение искусства

Чем может помочь трансперсональная психология?

Трансперсональная психология дает людям возможность признать и оценить свою истинную ценность. Это делает терапию особенно полезной для тех, у кого могут быть симптомы, препятствующие их способности ценить и максимально использовать опыт, который может предложить жизнь. Виды проблем, которые трансперсональная психология может помочь в лечении, включают беспокойство, депрессию, фобии и зависимости — психологические состояния, которые, как считается, имеют духовный компонент, который необходимо понять и решить.

Результаты трансперсональной психологии включают усиление духовной связи, большую заботу о других и понимание жизни. Эти преимущества распространяются на более конкретные области роста и заживления в зависимости от разнообразия методов, используемых в терапии.

В то время как йога и работа с телом могут помочь снять стресс, улучшить умственную деятельность и сбалансировать умственную, эмоциональную и физическую энергию, дыхательные практики могут успокоить и вызвать измененное состояние сознания. Кроме того, медитация и управляемая визуализация могут помочь клиентам обрести внутренний покой, в то время как гипнотерапия и работа с внутренним ребенком могут создать позитивный взгляд на жизнь и повысить уверенность в себе.

Перейти к: Что такое трансперсональная психология? Какова роль трансперсонального терапевта? Как работает трансперсональная психология? Чем может помочь трансперсональная психология?

Поиск консультанта

Доверяйте нашему контенту

Мы являемся «надежным создателем информации» PIF TICK.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts