Транзакция — единица общения. Транзактный анализ — восточная версия
Транзакция — единица общения. Транзактный анализ — восточная версияВикиЧтение
Транзактный анализ — восточная версия
Макаров Виктор Викторович
Содержание
Транзакция — единица общения
Многие из нас зачастую питают иллюзии, будто мы и окружающие нас люди говорим на одном языке и всегда понимаем друг друга. На самом деле мы говорим на разных языках. Каждый несет в себе, по крайней мере, три языка: Родителя, Взрослого, Ребенка. Находясь в различных эго-состояниях, мы по-разному видим, слышим, чувствуем. Например, находясь в Родительском или Взрослом состоянии, человек использует общепринятые понятия. Находясь в Детском состоянии, он вкладывает в них свой собственный, одному ему понятный смысл.
Одни и те же слова могут употребляться разными людьми для обозначения совершенно различных явлений.
Работая в традициях анализа, мы придаем особое значение общению, взаимодействию между людьми. Анализ предлагает свое понимание общения. Где единицей общения является взаимодействие (транзакция).
Транзакция — основная единица социального общения.
Каждое взаимодействие обязательно включает в себя стимул и ответ (реакцию).
Многие имеют несколько уровней.
Для нас важны, пожалуй, два.Первый — явный, или социальный уровень взаимодействия. Он передается словами и является информационным.
Второй — скрытый, или психологический уровень. С нашей точки зрения, этот уровень точнее называть психотерапевтическим. Он передается жестами, тоном голоса, выражением лица, позой, частотой и глубиной дыхания, учащением пульса, расширением зрачков, интенсивностью потоотделения. Передается невербально, является мотивационным и содержит в себе психотерапевтические послания.
Явный уровень взаимодействия воспринимается в виде информации, которую можно измерить количественно, сосчитав в соответствующих единицах — словах, битах, символах. Скрытый уровень измеряется только качественно — по эффекту, оказанному на человека, принимающего послание. И здесь особенно важно, насколько данный человек открыт и готов осознавать психотерапевтический уровень послания.
Всякое взаимодействие имеет социальный и психотерапевтический уровни. Они могут совпадать или нет.
3.7. Динамическая смысловая система как принцип организации и как единица анализа смысловой сферы личности
3.7. Динамическая смысловая система как принцип организации и как единица анализа смысловой сферы личности В предыдущих разделах мы выделили и описали шесть разновидностей смысловых структур, выступающих как функционально различные элементы смысловой сферы личности.
Единица
Единица Представленный в настоящей книге подход составляет часть семейно-ориентированной терапии. Взгляд на проблему клиента под углом зрения семьи как целостности лишь недавно получил признание в нашем профессиональном сообществе. Нежелание принимать в качестве
7. Социальная роль как единица общественной структуры
7. Социальная роль как единица общественной структуры Выполнение социальной роли связано как с интересами больших общностей, вытекающими из общности условий их жизнедеятельности, так и со спонтанно возникающей совместной деятельностью (в процессе игры, общения и т. п.).
26. Виды общения
26. Виды общения В зависимости от контингента участников общения можно выделить межличностное, лично-групповое, межгрупповое общение.В первичной группе, первичном коллективе каждый человек общается с каждым. В ходе такого парного общения реализуются как личные, так и
Секреты общения
Секреты общения Как бы порой мы ни уставали от окружающих, нам от них никуда не деться. Нам приходится говорить и слушать, убеждать и соглашаться, воздействовать на других людей и подвергаться влиянию с их стороны. Общаясь с людьми, мы, безусловно, хотим, чтобы наши мысли и
Функции общения.
Значение общенияФункции общения. Значение общения Анализ понятия общения и раскрытие его понимания позволяют подойти нам к определению его функций и значения. Существуют разные возможности выделения основных функций общения в жизни человека. Так, например, из нашей дефиниции легко
Темы для общения
Темы для общения В бизнес-этикете очень важно знать, о чем не принято спрашивать, какие темы не следует затрагивать, если вы всего лишь коллеги. Иногда возникают ситуации, когда люди задают глупые и некорректные вопросы. Например, о вашей зарплате. Не отвечайте резким
Азы невербального общения
Азы невербального общения Язык, произносимые нами слова или вербальный язык, – это то, что мы пытаемся (по большей части осознанно) сообщить другому человеку. Но, как выясняется благодаря работам Альберта Меграбяна, только 7 % информации от другого человека передаетсяТЕРАПИЯ ОБЩЕНИЯ
ТЕРАПИЯ ОБЩЕНИЯ Чтобы вам было легче понять и простить детей, посмотрите на взрослых — какими мощными оказываются у нас корни привычек и стандартных реакций. Человек, пришедший с фронта, ищет врагов; однажды обманутый не доверяет никому; почувствовавший власть, угробит
Транзакция висельника
Транзакция висельника Транзакция висельника имеет место, когда участнику удается вызвать улыбку у других участников (а иногда — у терапевта), в то время как он рассказывает о своем сценарном поведении. У людей с трагическим сценарием саморазрушительное поведение всегда
ВАЖНОСТЬ ОБЩЕНИЯ
ВАЖНОСТЬ ОБЩЕНИЯ Иногда, прежде чем женщина оценит романтический жест, ей нужно пообщаться и почувствовать, что ее слушают. Так же как секс позволяет мужчине осознать свои чувства, общение дает женщине возможность ощутить потребность в романтике и оценить ее.Так же как
5. Радость интимного общения или общения в компании
5. Радость интимного общения или общения в компании Благодаря упражнениям предыдущих разделов вы усовершенствовали свои физические и интеллектуальные способности, а также смогли свежим взглядом взглянуть на мир, оценив его красоту.Но среда, в которой мы живем, не
Понятие транзакции. Виды транзакций. Использование транзакций при разрешении конфликтных ситуаций
Одна из основных когнитивных теорий — транзактный анализ (ТА). Теория ТА была сформулирована Эриком Берном в начале 1960-х годов.
В 1956 году Берну было отказано в членстве в Институте психоанализа. Этот отказ стал поворотной точкой в его жизни. Он ответил на него отходом от психоанализа и посвятил свое время развитию транзактного анализа, который имел психоаналитический оттенок.
Понимание человеческой природы
Транзактный анализ является оптимистической теорией. Его основное предположение состоит в том, что люди могут измениться, несмотря на любые неудачные результаты в прошлом.
ТА является антидетерминистическим подходом. Его приверженцы полагают, что люди имеют широкие возможности выбора в своей жизни: то, что было однажды решено, может быть позднее пересмотрено и изменено.
ТА сосредоточивается на четырех главных методах понимания и предсказания человеческого поведения.
• Структурный анализ: понимание того, что происходит внутри индивида.
• Анализ транзакций: описание того, что происходит между двумя или более людьми.
• Анализ игр: понимание транзакций между людьми, которые приводят к чувству дискомфорта.
• Анализ сценариев: понимание жизненного плана, которому следует человек.
ссылки на отдельные документы
Роль консультанта
ТА-терапия предписывает консультанту инициирующую роль учителя.
Сначала он должен объяснить клиенту язык и понятия ТА, новый способ мышления о себе.
После того как это будет выполнено, консультант заключает контракт с клиентом на осуществление определенных изменений и помогает ему достичь их. В сущности, консультант помогает клиенту получить способы (то есть навыки), необходимые для изменения существующего положения, и позволяет ему произвести конструктивные изменения с помощью различных приемлемых методов.
ТА-консультанты не слишком полагаются на формальные психологические тесты, хотя консультант оценивает функционирование клиента.
Оценка обычно делается с помощью эгограмм или других, менее формальных методов.
Цель состоит в том, чтобы определить, как клиент проводит время и из какого эго-состояния он действует.
Цели транзактного анализа
Главные цели ТА сосредоточиваются на помощи клиентам преобразовать себя из «лягушек» в «принцев и принцесс». Человеку мало научиться просто адаптироваться, как это принято в психоанализе. Вместо этого акцент делается на достижении здоровья и автономии. Консультанты помогают своим клиентам идентифицировать и затем восстанавливать искаженные или поврежденные эго-состояния, развивают способность использовать все эго-состояния, применять эго-состояние взрослого с его рассудительной способностью, переписывать неконструктивные жизненные сценарии и занимать позицию «Я — ОК; ты — OK.
Становясь автономными, клиенты демонстрируют больше понимания, открытости и непосредственности, становятся свободными от игр и избавляются от неконструктивных сценариев. Они начинают лучше взаимодействовать со своим прошлым, но в то же самое время остаются свободными от отрицательных влияний прошлого. ТА придает особое значение изучению собственного «Я», с тем чтобы решить, кем человек хочет стать.
Техники транзактного анализа
ТА ввел ряд новых техник для оказания помощи клиентам в достижении своих целей. К числу наиболее общих из этих техник относятся:
- структурный анализ,
- транзактный анализ,
- анализ игр,
- анализ сценариев.
Имеется еще целый ряд техник.
• Терапевтический контракт: определенный, конкретный контракт, который подчеркивает согласованные обязанности консультантов и клиентов. Контракт позволяет каждому из них знать, при каких условиях цели консультирования можно считать достигнутыми.
• Дознание: включает в себя обращение ко взрослому эго-состоянию клиента до тех пор, пока консультант не получит «взрослый» ответ. Прием может оказаться очень конфронтационным. При неквалифицированном применении дознание окажется неэффективным и позволит получить только хронологический материал.
• Уточнение: идентификация эго-состояния, которое инициировало транзакцию. Уточнение осуществляется от эго-состояния взрослого, как клиента, так и консультанта.
• Конфронтация: консультант указывает клиенту на непоследовательность в его поведении или речи. Использование этого приема в ТА ненамного отличается от его применения другими теориями.
• Объяснение: происходит между эго-состояниями взрослого. Консультант разъясняет клиенту некоторые аспекты ТА.
• Иллюстрация: направлена на просвещение клиента или разъяснение какого-либо пункта.
Иллюстрация — это рассказ, который является часто юмористическим и может быть обращен и к ребенку, и ко взрослому эго-состоя-ниям клиента.• Подтверждение: Применяется в случаях, когда ранее измененное поведение проявляется повторно, и консультант указывает на это клиенту. Этот прием может быть эффективным только тогда, когда у клиента твердо сформировалось эго-состояние взрослого.
• Интерпретация: консультант обращается к эго-состоянию ребенка клиента и объясняет причины его поведения. Этот прием является, главным образом, психодинамической процедурой и используется только когда клиент имеет эффективно функционирующее эго-состояние взрослого.
• Кристаллизация: Состоит из транзакции между Взрослыми, в которой клиент осознает, что человек может прекратить играть в игру, если он сильно этого захочет. Следовательно, клиент свободен поступать в соответствии со своим выбором, и процесс ТА на этом фактически заканчивается.
Почти все методы в ТА включают в себя некоторую комбинацию опроса, конфронтации и диалога. Вот перечень вопросов, которые наиболее часто задают ТА-консультанты.
Что из того, что ваши родители когда-либо говорили вам, было самым хорошим и самым плохим?
Какое ваше самое раннее воспоминание?
Что в вашей семье рассказывали относительно вашего рождения? Какая ваша любимая сказка, рассказ или песня?
Как бы вы описали вашу мать и отца? Как долго вы собираетесь прожить?
Чтобы быть наиболее эффективным, ТА-консультант должен всегда быть осторожен при определении силы эго отдельных клиентов. Клиент обычно становится способен к выработке новых жизненно важных решений, по мере того, как он обнаруживает новые аспекты своего «Я».
ТА в настоящее время разделяется на три главные терапевтические школы: классическая школа, школа катексиса и школа перепринятия решений. Все три школы используют контракты в качестве своего главного метода вмешательства и имеют своей заключительной терапевтической целью достижение автономии.
Оценка теории: уникальность и ограничения
ТА имеет несколько отличительных особенностей.
• В подходе используются легко понимаемые и четко определенные термины. Благодаря своей ясной терминологии ТА может использоваться в различных условиях с различными категориями людей, например, со школьниками, которые хотят преодолеть трудности с математикой.
• Подход легко и эффективно комбинируется с другими, более действенно-ориентированными теориями консультирования. Совместное использование ТА и гештальт-терапии оказалось наиболее плодотворным.
• Согласно теории ТА, ответственность за терапевтические изменения возлагается на клиента. Индивид может выбирать, изменяться или оставаться тем же самым человеком.
• Подход ориентирован на цель. Договорный характер процесса консультирования позволяет и консультантам, и клиентам заранее знать, при достижении каких результатов лечение должно быть закончено.
Однако ТА имеет ограничения.
• Подход критикуется за его преимущественно когнитивную ориентацию. Понимание — это только начало изменения. ТА обеспечивает понимание; но до тех пор, пока подход не будет скомбинирован с другой, более действенно-ориентированной теорией, он обладает ограниченной эффективностью.
• Подход критикуется за его упрощенность, схематизм и популярность. ТА является настолько широко известным, что некоторые люди используют его терминологию, но не применяют теорию. Эти люди интеллектуализируют свои проблемы, но мало что предпринимают, чтобы изменить ситуацию (действительно, в основе ТА лежит добротная теория, но нет столь же добротных методов практического воплощения теории).
• Подход не настаивает на аутентичности консультанта (Corey, 1996). В процессе консультирования консультант и клиент считаются равными. Однако, в отличие от подхода Роджерса, в ходе консультирования личности консультанта уделяется незначительное внимание.
• Подход не обеспечен сильной исследовательской поддержкой. Для обучения населения умению пользоваться транзактным анализом необходимы определенные методологические усовершенствования (Miller & Capuzzi, 1984).
• Подход не претерпел сколько-нибудь значительного развития со времени смерти Э. Берна в 1970 году. Хотя в теории выделились отдельные направления и появились школы ТА, количество новых идей было незначительным. Кроме того, не появилось никаких значительных теоретиков или последователей ТА (в США). Если не произойдет обновления теории и не появятся новые сторонники ее применения, ТА может потерять свое значение одного из главных методов консультирования.
Катексис (в англ, переводах работ Фрейда) — количество энергии, сцепленной с любым объектом, представлением или психической структурой.
Транзактный анализ
Трансактный анализ , разработанный психиатром Эриком Берном, представляет собой форму современной психологии, которая исследует отношения и взаимодействия человека. Берн черпал вдохновение в теориях личности Зигмунда Фрейда, сочетая их со своими собственными наблюдениями за человеческим взаимодействием, чтобы разработать транзакционный анализ. В терапии транзакционный анализ можно использовать для рассмотрения взаимодействий и коммуникаций с целью установления и укрепления идеи о том, что каждый человек ценен и обладает способностью к позитивным изменениям и личностному росту.
Развитие транзакционного анализа
Доктор Эрик Берн разработал транзакционный анализ в 1950-х годах, используя слово «транзакция» для описания фундаментальной единицы социального общения, при этом «транзакционный анализ» представляет собой изучение социальных взаимодействий между людьми. На него повлияли такие современники, как Рене Шпиц, Эрик Эриксон, Пол Федерн, Эдоардо Вайс, а также Фрейд и Уайлдер Пенфилд, канадский нейрохирург.
Вдохновленный теорией личности Фрейда — в первую очередь его верой в то, что человеческая психика многогранна и что различные компоненты взаимодействуют, вызывая различные эмоции, отношения и сложное поведение, — и новаторскими экспериментами Пенфилда, включающими стимуляцию определенных областей мозга электрическими токами, Берн разработал подход, который он описал как неофрейдистский и экстрафрейдистский.
Найти терапевта
Заметив необходимость опираться на философские концепции, введенные Фрейдом на основе наблюдаемых данных, Берн разработал свои собственные наблюдаемые эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка, следуя предположению Фрейда о существовании Ид (эмоциональный и иррациональный компонент), Эго (рациональный компонент). ), и Суперэго (моральный компонент) как разные и ненаблюдаемые фракции личности.
Берн также уделил особое внимание сложности человеческого общения. Он подчеркнул тот факт, что выражения лица, жесты, язык тела и тон могут быть расценены получателем как более важные, чем любые произнесенные слова. В своей книге «Игры, в которые играют люди» он отметил, что иногда люди могут передавать сообщения, подкрепленные скрытыми мотивами.
Как и Фрейд, Берн утверждал, что каждый человек обладает тремя состояниями эго. Однако его эго-состояния — Родитель, Взрослый и Ребенок — не соответствуют напрямую фрейдовским Ид, Эго и Суперэго. Вместо этого эти состояния представляют собой внутреннюю модель родителей, взрослых и детей человека. Человек может взять на себя любую из этих ролей в транзакциях с другим человеком или во внутреннем разговоре. Эти роли не связаны напрямую с их типичными английскими определениями, но могут быть описаны следующим образом:
Родитель состоит из записей внешних событий, наблюдаемых и переживаемых ребенком с момента рождения примерно до первых пяти лет жизни. Эти записи не фильтруются и не анализируются ребенком; их просто принимают без вопросов. Многие из этих внешних событий, вероятно, вовлекают родителей человека или других взрослых в роли родительской связи, что побудило Берна назвать это эго-состояние «Родителем». Примеры внешних событий, записанных в этом состоянии:
- Не играть со спичками.
- Не забывайте говорить «пожалуйста» и «спасибо».
- Не разговаривай с незнакомцами.
Ребенок представляет собой все записи мозга внутренних событий (чувств или эмоций), которые непосредственно связаны с внешними событиями, наблюдаемыми ребенком в течение первых пяти лет жизни. Примеры событий, записанных в этом состоянии, могут включать:
- Я чувствую себя счастливым, когда мама меня обнимает.
- Папин ночной фильм был очень страшным.
- Мне грустно, когда мама грустит.
Взрослый , конечное состояние эго, это период, в котором ребенок развивает способность воспринимать и понимать ситуации, которые отличаются от того, что наблюдается (Родитель) или ощущается (Ребенок). Взрослый служит центром обработки данных, который использует информацию из всех трех эго-состояний для принятия решения. Одной из важных ролей Взрослого является проверка данных, хранящихся в Родителе:
- Я вижу, что дом Сьюзи сгорел. Мама была права — мне нельзя играть со спичками.
Общение с использованием теории транзакционного анализа
Любое указание (речь, жесты или другие невербальные сигналы), подтверждающее присутствие другого человека, называется транзакционным стимулом. Все транзакции инициируются с помощью транзакционного стимула. Когда два человека встречаются друг с другом и получатель реагирует способом, связанным с транзакционным стимулом, этот человек выполнил транзакционный ответ. Ключ к успешному общению между людьми обычно заключается в определении того, какое эго-состояние (в говорящем) инициировало транзакционный стимул и какое эго-состояние (в получателе) обеспечило транзакционный ответ.
Из-за типично рациональной и разумной природы Взрослого Берн считает, что самые легкие и простые транзакции происходят между эго-состояниями Взрослого, но транзакции могут происходить между любым из трех эго-состояний. В дополнительной транзакции ответ на транзакцию от получателя направлен на отправляющее эго-состояние говорящего. Например, если Взрослый в динамике посылает транзакционный стимул Ребенку в приемнике, то транзакция будет дополнительной, если Ребенок в приемнике затем отправляет транзакционный ответ Взрослому в динамике. По словам Берна, общение будет продолжаться, если транзакции останутся взаимодополняющими.
Перекрестная транзакция возникает, когда эго-состояние, не получившее транзакционный стимул, отправляет транзакционный ответ. Перекрестные транзакции могут привести к сбоям в общении, за которыми иногда может последовать конфликт. Например, состояние Взрослого у человека может посылать транзакционный стимул Взрослому другого человека, спрашивая: «Ты не видел мое пальто?» Но Ребенок во втором индивидууме может вместо этого послать транзакционный ответ Родителю в первом индивидууме, ответив: «Ты всегда и во всем винишь меня!»
Общение считается не только важным аспектом повседневной жизни, но и неотъемлемой частью человеческого существования. Даже новорожденные проявляют потребность быть признанными и признанными. Исследования, проведенные Шпитцем, показали, что младенцы, которых меньше обнимали, трогали и трогали, чаще испытывали физические и эмоциональные проблемы. Берн описал эту врожденную потребность в социальном признании как жажду признания, определив фундаментальную единицу социального действия или признания как поглаживание.
С точки зрения Берна, у пострадавших детей в исследованиях Шпица наблюдался физический и эмоциональный дефицит из-за отсутствия инсультов. Берн применил эту теорию к взрослым, предположив, что мужчины и женщины также испытывают жажду признания и потребность в поглаживаниях. Однако в то время как младенцы могут желать поглаживаний, которые в первую очередь носят физический характер, взрослый может довольствоваться другими формами признания, такими как кивки, подмигивания или улыбки.
Хотя поглаживания могут быть положительными или отрицательными, Берн предположил, что лучше получить отрицательный поглаживание, чем не поглаживать вообще. Например, когда один человек приглашает другого на свидание и получает категорический отказ, этот человек может счесть отказ менее разрушительным, чем полное отсутствие подтверждения.
Трансактный анализ в терапии
Цель трансактного анализа — помочь пациенту в терапии обрести и сохранить автономию за счет укрепления состояния Взрослого. Как правило, человек и терапевт заключают контракт, в котором излагается желаемый результат, которого они хотят достичь в терапии. Это может способствовать тому, что человек, проходящий терапию, возьмет на себя личную ответственность за события, происходящие во время лечения. В этом случае человек, как правило, становится более способным полагаться на свое эго-состояние Взрослого, чтобы идентифицировать и исследовать различные мысли, поведение и эмоции, которые могут препятствовать его способности развиваться.
Атмосфера, поддерживающая трансактный анализ, — это атмосфера комфорта, безопасности и уважения. Когда между терапевтом и человеком, обращающимся за лечением, устанавливаются позитивные отношения, это часто служит моделью для последующих отношений, развивающихся за пределами терапевтической арены. Аналитики, которые практикуют эту форму терапии, обычно используют широкий спектр инструментов, собранных из многих дисциплин, включая психодинамическую, когнитивно-поведенческую и реляционную терапию.
Кому может быть полезен трансактный анализ?
Трансактный анализ часто применяется в областях медицины, коммуникаций, образования и управления бизнесом, а также в терапии. Популярность этой методики привлекла родителей, специалистов, социальных работников и других лиц, стремящихся к максимальному личному развитию. Трансакционный анализ считается одним из эффективных методов улучшения отношений с самим собой и с другими.
Исследования показывают, что транзакционный анализ, часто используемый консультантами и клиницистами для решения проблем, с которыми в настоящее время сталкивается человек, проходящий лечение, может быть эффективным инструментом в лечении эмоциональных трудностей и трудностей в отношениях, которые могут развиться в результате хронических проблем со здоровьем.
Трансактный анализ широко используется в сфере образования, и этот метод может служить сосудом, с помощью которого образовательные принципы и философия могут быть включены в повседневную жизнь учащихся. Этот вид терапии можно назначать детям и взрослым всех возрастов, независимо от социальных обстоятельств.
Как стать сертифицированным транзакционным аналитиком
Чтобы получить квалификацию сертифицированного транзакционного аналитика (CTA), люди должны сначала пройти курс транзакционного анализа 101, а затем:
- Наймите спонсора, имеющего квалификацию в той же области ТА, чтобы должным образом подготовиться к сертификации. Международный совет по сертификации выступает в качестве третьей стороны договора.
- Регистрация часов обучения (600 часов общения с наставником), супервизии (150 часов наблюдения при профессиональном применении ТА на местах) и применения (750 часов времени общения с клиентом в профессиональной сфере). Дополнительные 500 часов могут быть потрачены в любой области, в результате чего общее количество требуемых часов достигнет 2000.
- Пройти и сдать письменный экзамен (до 24 000 слов).
- Сдать устный экзамен.
Ссылки:
- Bennett, R. (1999). Транзакционный подход к категоризации корпоративного маркетингового поведения. Журнал управления маркетингом , 15, 265-289.
- Ключевые концепции трансактного анализа. (н.д.). Получено с https://itaaworld.org/key-concepts-transactional-analysis .
- Маклеод, Дж. (2013). Процесс и результат консультирования по плюралистическому транзакционному анализу при долгосрочных состояниях здоровья: серия случаев. Консультирование и исследования в области психотерапии , 13(1), 32-43.
- Квалификация в ТА. (н.д.). Получено с https://itaaworld.org/qualifying-ta
- Трансактный анализ. (н.д.). Получено с http://www.ericberne.com/transactional-analysis .
Трансактный анализ (ТА): обзор, примеры и эффективность
Трансактный анализ (ТА): обзор, примеры и эффективность — состояние человекаГлавная > Трансактный анализ (ТА): обзор, примеры и эффективность
Терапия
Трансактный анализ (ТА): обзор, примеры и эффективность
Ссылка скопирована
Редакция ТГК 27 февраля 2022 г.
Карп, без даты, Гонг Гу, Метрополитен-музейСодержание
- Обзор
- Что такое трансактный анализ?
- История транзактного анализа
- Транзактный анализ и эго-состояния
- Как работает транзакционный анализ?
- Когда обычно используется транзакционный анализ?
- Потенциальные преимущества и эффективность трансактного анализа
- Резюме/Ключевые выводы
Трансактный анализ (ТА) — это теория, лежащая в основе одного из видов психотерапии, которую психологи используют для облегчения роста и просоциальных изменений клиентов. ТА может помочь людям развить лучшее самосознание, коммуникативные навыки и улучшить отношения с другими. Практики используют идеи из нескольких модальностей, включая психодинамические, поведенческие и гештальт-теории. 1
Что такое трансактный анализ?
Трансактный анализ — это психологическая теория, которая фокусируется на том, как люди взаимодействуют с другими людьми, включая терапевта, чтобы продемонстрировать свое эго-состояние, а также типы игр и сценариев, в которые они вовлечены в социальных условиях. 2 Игры являются моделями социального поведения, которые действуют на общепризнанном социальном уровне и на непризнанном психологическом уровне и вызывают у участников взаимодействия ложные чувства. Сценарии представляют модели жизни, которые люди вырабатывают бессознательно на основе решений, принятых ими в раннем детстве. 1
Эго-состояния — это системы чувств, которые мотивируют наборы моделей поведения. ТА классифицирует межличностное общение как попадание в одно из трех состояний эго. 1 Система здесь-и-теперь эмоционального анализа, или неопсихе, называется Взрослым ; система интроецированного психического материала, или экстеропсихе, называется0003 Родительский ; а система инстинктивных влечений и базовых потребностей — это Ребенок . 3
Терапевт определяет, какое из эго-состояний клиента присутствует в конкретной транзакции. Терапевт исследует транзакцию, идентифицирует присутствующие эго-состояния, выявляет игры или паттерны, которые клиент обычно использует в своих транзакциях с другими, и проводит с клиентом анализ сценария его бессознательных паттернов, чтобы обнаружить причины эмоциональных переживаний клиента. проблемы. 2
Ключевые предположения, лежащие в основе ТА, включают следующее: 3
- Люди в порядке.
- Каждый способен думать самостоятельно.
- Люди сами решают свою судьбу и эти решения можно изменить.
История транзактного анализа
Трансактный анализ был разработан Эриком Берном, канадским психиатром и психоаналитиком, в XIX веке.60-е годы. Берн называл базовой единицей социального взаимодействия транзакцию. ТА относится к изучению того, как люди взаимодействуют в социальных ситуациях. На Берна повлияли области эмпиризма, феноменологии, экзистенциализма и гуманизма. 3
Берн опирался на теорию Фрейда о том, что человеческая психика включает в себя несколько компонентов, которые взаимодействуют друг с другом, вызывая сложное поведение, убеждения и эмоции. Он использовал свой опыт психоаналитика, чтобы опираться на философские концепции Фрейда и разработал наблюдаемые эго-состояния Ребенка, Родителя и Взрослого, опираясь на концепции Фрейда об Ид, Эго и Супер-Эго. 1, 4 Хотя эго-состояния Берна не соответствуют напрямую концепциям Фрейда, Берн считал, что люди берут на себя эти роли в определенных контекстах. 2
Берн также отметил, что человеческое общение является сложным, и подчеркнул, что невербальное общение — жесты, тон голоса, зрительный контакт, речевые ритмы, поза и выражение лица — является таким же важным и действенным методом общения, как и вербальное общение. 1 Он считал, что дисфункциональное поведение возникает из-за решений, которые люди принимают в детстве и которые ограничивают их социальное функционирование во взрослой жизни. Эти детские решения бессознательно приводят к созданию жизненного сценария, который определяет, как люди впоследствии проживают свою жизнь. 1
Транзакционный стимул относится к взаимодействию, которое инициирует человек, обычно вербально, но иногда с использованием невербальных сигналов. Реакция и ответ другого человека называется транзакционным ответом . 1 Берн работал над определением эго-состояния, в котором клиенты взаимодействуют с другими, чтобы помочь клиенту получить доступ к своему жизненному сценарию, понять, как они развили свое мировоззрение, и внести изменения по мере необходимости. 5
Трансактный анализ и эго-состояния
Основной принцип ТА — разделение эго на три отдельных эго-состояния. Три состояния эго соответствуют внутренним моделям человека Родителя, Ребенка и Взрослого.
Эго-состояние РодителяЭго-состояние Родителя связано с фигурами родителей в жизни человека. Он имеет дело с поведением, мыслями и чувственными паттернами интроецированных родительских фигур, людей, для которых человек бессознательно создал внутреннее представление. Интроекция вызвана ранним детским опытом, когда ребенок видит родителя могущественным или угрожающим. Эго-состояние Родителя не является переживанием себя, как эго-состояния Ребенка и Взрослого, а связано с прошлым опытом родительских фигур. Родитель обычно следует одной из двух парадигм, когда он проявляется в транзакциях: это может быть Критикующий Родитель, контролирующий, требующий, устанавливающий ограничения и создающий правила, или это может быть Заботливый Родитель, поддерживающий, заботящийся и защищающий. 1
Детское эго-состояниеДетское эго-состояние связано с переживаниями себя из прошлого и сохраняет модели мышления, чувств и поведения детства. Это понятие представлено в других психологических концепциях как «внутренний ребенок». Существует несколько различных состояний эго ребенка: 1
- Адаптированный ребенок : Это состояние эго ребенка отвечает на требования Родителя либо уступчиво, либо бунтарски, а не на свои собственные потребности.
- Свободный или естественный ребенок : В отличие от адаптированного ребенка, это состояние эго отвечает на его собственные потребности и является спонтанным.
- Мятежный Ребенок : Эта категория адаптированных Детей восстает против требований Родителя.
- Послушный Ребенок : Эта категория адаптированного ребенка положительно реагирует на требования Родителя.
- Эго-состояние Соматического Ребенка или Раннего Ребенка : Это эго-состояние отражает период детства, когда проблемы с телом были заметными. При нарушении может вызвать соматические расстройства.
Эго-состояние Взрослого является преобладающим состоянием, которое имеет дело с текущей реальностью здесь и сейчас и реагирует на нее. Взрослый может быть напористым, рациональным и практичным, но редко бывает агрессивным. Он занимается проверкой реальности или гарантирует, что мир такой, каким он его себе представляет. Анализ, выявляющий устойчивый темп речи, хорошую дикцию и расслабленное выражение лица, может указывать на присутствие Взрослого. 1
Как работает транзакционный анализ?
Терапия транзакционным анализом помогает клиентам укрепить и интегрировать свое эго-состояние Взрослого. Терапевт сначала использует вступительное интервью, чтобы оценить проблемы клиента и его готовность меняться и расти в ходе терапии. В частности, в ТА-терапии терапевт должен определить, достаточно ли у клиента доступного состояния эго Взрослого, чтобы произошли изменения. 1 ТА также подчеркивает важность заключения договора между терапевтом и клиентом, в котором подробно излагаются цели клиента в отношении результатов лечения и закладывается основа, на которой клиент может взять на себя ответственность за события, происходящие во время лечения. 6 ,7
Берн выделил наблюдение как важный и необходимый инструмент ТА-терапии. Он сказал, что терапевты должны присутствовать, быть сосредоточенными и интуитивными. Он считал, что наблюдение должно включать в себя то, что терапевт может видеть и задействовать все органы чувств. 6
Четыре стадии транзакционного анализаПсихотерапия транзакционным анализом обычно проходит через четыре стадии: 1
- Клиент способен распознавать и контролировать свои сценарии и поведение, но сценарии все еще существуют. . Они способны управлять и контролировать свое дисфункциональное поведение в социальных ситуациях. Клиент достигает социальный контроль, состояние, в котором контроль клиента исходит из позиции Эго-состояния Взрослого.
- На стадии симптоматического облегчения клиент начинает изменять своего ребенка и родителя и с меньшей вероятностью переходит к своим сценариям.
- Клиент и терапевт участвуют в лечении переносом , когда клиент интроецирует терапевта как замену своим первоначальным родительским фигурам.
- Наконец, в скрипте лечение клиент может полностью отойти от сценария и внести фундаментальные изменения в Ребёнка при поддержке Взрослого.
ТА стремится создать интегрированное эго-состояние Взрослого. Это включает в себя интеграцию ценных частей эго-состояний Родителя и Ребенка с эго-состояниями Взрослого. Этос интегрированного Взрослого черпает ценности и образцы у Родителя, а пафос включает в себя опыт Ребенка. 1
Терапия ТА также направлена на развитие автономии клиента. Он определяет автономию как осознание , знание того, что есть регрессивные части, интроецированные части и части здесь-и-сейчас; спонтанность , свобода выражать свою осведомленность; и близость , способность быть осознанным и спонтанным в присутствии других. 3
Методы трансактного анализаТерапевты трансактного анализа используют в своей практике несколько методов. Во время одной из наиболее распространенных техник ТА, анализа сценариев, терапевт сначала идентифицирует эго-состояния своего клиента в коммуникативных транзакциях и работает с ними, чтобы раскрыть их бессознательные жизненные сценарии. Терапевт исследует сценарии, которые их клиент разработал в раннем детстве, и помогает им проверить убеждения, отношения и эмоции, которые эти сценарии усиливают. 1
Анализируя сценарий клиента, терапевт исследует тонкие сообщения, которые клиент усвоил в детстве, называемые предписаниями. Например, если ребенку дали отрицательную атрибуцию или его родитель сказал, что он глупый, он мог выработать запрет «не думай» и научился принимать то, что говорят другие, а не думать самостоятельно. 1, 8 После того, как тонкие сообщения определены, терапевт может работать с клиентом, чтобы понять, как они влияют на его взаимодействие с другими. Структурные диаграммы обычно используются в качестве наглядных пособий, помогающих клиентам понять три своих внутренних эго-состояния и то, как они влияют на их социальные взаимодействия и поведение.0003 . 1
Другие техники, часто используемые в ТА-терапии, включают: 1
- Альянс : Терапевт или фигура из прошлого клиента встает на сторону Ребенка, когда он сталкивается с преследующим Родителем.
- Работа с гневом : Терапевт побуждает клиента освободиться от подавленного гнева.
- Работа с подушкой : Клиент воплощает интроект или эго-состояние в подушку, чтобы его внутренние процессы могли существовать во внешнем мире.
- Управляемая фантазия : Клиент и терапевт связываются с Дитя клиента, чтобы вызвать образы, изображающие проблемы, о которых клиент не может говорить.
- Возрождение : Клиент регрессирует в возрасте, чтобы сформировать новое эго-состояние Ребёнка, имеющее положительный опыт.
- Скульптура : Клиент воплощает свои бессознательные мысли и чувства в паттерн в своем окружении, который, по его мнению, представляет его внутреннее состояние, что позволяет клиенту и терапевту символически обращаться с чувствами.
Когда обычно используется трансактный анализ?
Трансактный анализ может использоваться в различных условиях, включая школы или корпорации, групповые или индивидуальные консультации, а также долгосрочные или краткосрочные консультации. 6 В терапии он обычно используется с клиентами, которые борются за формирование и поддержание здоровых отношений из-за моделей поведения, которым они научились в детстве. ТА также используется для улучшения социального общения и взаимодействия внутри групп.
Потенциальные преимущества и эффективность транзактного анализа
Трансактный анализ используется во многих различных областях, помимо психотерапии, включая управление бизнесом, образование и медицину. Это считается очень эффективным методом повышения самосознания и способности общаться с другими.
Было проведено множество исследований эффективности ТА для лечения людей с различными проблемами и заболеваниями. Например, исследование 2021 года было направлено на определение влияния ТА на общение заключенных со своими супругами. Исследователи из Университета Альзара в Тегеране, Иран, набрали 22 пары, половина из которых прошла 10 сеансов ТА-терапии. Исследователи обнаружили, что ТА улучшила общение между участниками и их партнерами и уменьшила их проблемы с общением. 9
Исследование, проведенное в 2011 году, в котором изучалось влияние программы обучения лидерству, основанной на транзакционном анализе, на тридцати румынских автомобильных менеджерах и лидерах, показало, что менеджеры, прошедшие программу обучения, продемонстрировали статистически значимое улучшение эмоциональной стабильности и социальной смелости, но не теплоты. 10
В исследовании 2020 года изучалось, является ли ТА эффективным вмешательством для людей, проходящих лечение от метадоновой зависимости. Исследователи из Исфаханского университета медицинских наук в Иране отобрали 24 мужчин из амбулаторной наркологической клиники и провели для половины из них 10 сеансов ТА. После сбора данных из анкеты Young Schema; Перечень личных проблем; и шкалы «Этапы изменений, готовности и стремления к лечению» исследователи обнаружили, что лечение ТА положительно влияет на межличностные проблемы и готовность к лечению зависимости. 11
Несколько других исследований продемонстрировали эффективность ТА в улучшении симптомов тревоги и депрессии, уменьшении проблем в отношениях и повышении самооценки.