Метод транзактного анализа и онлайн-терапия в сервисе ZIGMUND.ONLINE
- ребёнок
- родитель
- взрослый
Что такое транзактный анализ?
Транзактный анализ (ТА) — это разработанная американским врачом-психиатром и психоаналитиком Эриком Берном теория личности и социальных взаимодействий, а также отдельное направление психотерапии. Это один из современных психодинамических подходов, выросших из идей психоанализа. Подобные подходы ставят перед собой задачу разобрать человеческую психику на структуры.
Налаживание отношений между частями личности внутренних Ребенка, Родителя и Взрослого — задача транзактного анализа.
Транзактный терапевт рассматривает поведение человека как следствие взаимодействия трех эго-состояний: внутренних Ребенка, Родителя и Взрослого.
Принципы транзактного анализа
С разными персонами люди общаются по-разному. С кем-то они вежливые, с другими грубые, к третьим испытывают страх и будут вести себя осторожно. Эрик Берн предположил, что поведение человека в коммуникации с собой или другими зависит от того, из какого эго-состояния происходит общение. Исследуя эти состояния, то, как и когда они проявляются, можно понять свое поведение, реакции и чувства по отношению к различным жизненным ситуациям. Это позволит освободиться от заданных еще в детстве поведенческих паттернов и изменить заданный сценарий жизни на желаемый.
Происходящую в моменте коммуникацию между людьми Эрик Берн обозначил словом транзакция. Этот термин подразумевает, что человек стремится привести общение к какому-либо результату. Каким должен быть этот результат зависит от того, из какого эго-состояния происходит общение у каждого участника коммуникации. Двое взрослых легче найдут компромисс, так как разговаривают на одном «языке».
Проблемы в транзакциях начинаются, когда они происходят между людьми в разных эго-состояниях. Например, между вдумчивым и рациональным взрослым с одной стороны и несерьезным, капризным ребенком с другой.
Транзакции бывают дополнительные, когда взаимодействие происходит между идентичными эго-состояниями, например, ваш внутренний Ребенок с внутренним Ребенком другого человека. Пересекающиеся транзакции — это взаимодействие отличающихся эго-состояний (Взрослый с Ребенком). Еще существуют скрытые транзакции, когда мы вслух произносим одно, а подразумеваем другое.
Дополняя вышеперечисленные транзакции, выделяют еще:
Прямые
это Я-Ты транзакции, при которых человек обращается напрямую к собеседнику. Наиболее эффективны для успешного межличностного взаимодействия.
Непрямые
Я-Он/Она, при которых кто-то говорит с кем-то о третьем лице.
Смазанные
это Я-Вы Все, при которых человек обращается к группе людей.
Благополучные отношения будут складываться у тех людей, чьи эго-состояния находят свое место в ежедневных взаимодействиях. Ребенок будет рад побыть под опекой любящего Родителя, а Взрослый поговорить с другим разумным Взрослым. Когда людям недостает подобного общения, они начинают обесценивать отношения и искать желаемые транзакции на стороне.
Стимульный голод и поглаживание
Поглаживание — это термин, которым в транзактном анализе называется форма коммуникации, выполняющая функцию одобрения. Поглаживание может быть безусловным, тогда человек получает его просто за то, что он существует, например в отношениях матери и ребенка; или условным, то есть заслуженным определенным поведением или действиями. Считается, что Внутренний Ребенок каждого человека нуждается в одобрении от других людей из позиции их Внутреннего Родителя.
Стремление человека к поглаживанию в ТА называется стимульным голодом. Этот голод утоляется, если поглаживание подходит тому, на кого направлено.
Поглаживанием может быть физический контакт, вербальная или невербальная похвала.
Для детей стимуляция физическим поглаживанием жизненно необходима. Взрослым она тоже нужна, однако они могут какое-то время обходиться без физического контакта, довольствуясь символическими жестами одобрения или знаками уважения. И всё же, нужда именно в физических поглаживаниях присутствует в каждом человеке, а нехватка в них ведет к негативным изменениям физического и эмоционального состояний. Более того, следуя теории транзактного анализа, поглаживания являются одним из основных побуждающих стимулов для людей.
Иногда из-за принятых в ходе воспитания установок людям сложно принимать явные поглаживания. В этом случае их Внутренний Родитель строго запрещает реагировать на похвалы и знаки внимания. Тогда человек ищет другие способы получить поглаживания, менее очевидные и прямолинейные. Например, стремится получить поглаживание в виде похвалы выполненной работы и признания профессиональных навыков.
Простое одобрение необходимо замаскировать рабочими или какими-либо другими атрибутами. Этот процесс Эрик Берн называет игрой.
Игра как транзакция
«Люди, которые играют в игры» — самая известная книга Эрика Берна. В ней психолог вводит понятие игр, которыми называет серию скрытых транзакций (психологических посланий) между людьми с замаскированной мотивацией. В такой скрытой транзакции инициирующий игру участник изображает, что занят одним делом с одной мотивацией, в то время как на самом деле стремится получить скрытую от другого участника выгоду. Игра определяется наличием победителя, который получает вознаграждение за удачно проведенную игру.
Игры — это далеко не всегда осознанный процесс. Часто люди играют, даже не отдавая себе отчет об этом. С высокой вероятностью игра приведет к негативным чувствам, так как ее условия изначально не оговорены, игра нечестна и предполагает проигравшую сторону.
Не следует считать, что все транзакции между людьми являются частью той или иной игры. Если в коммуникации участвуют два человека из позиции Взрослых, скорее всего она не будет игрой.
Три эго-состояния
Для детей стимуляция физическим поглаживанием Эго-состояния — это внутриличностные роли, которых в транзактном анализе три, (трехкомпонентная структура личности). В каждом человеке есть все три типа эго-состояний. В зависимости от ситуации, человек ведет себя как Ребенок, Взрослый или Родитель.
Каждый компонент этой модели психической структуры демонстрирует свое собственное поведение, которое можно примерно описать шаблонами:
Ребенок
В каждом человеке с детства остались черты поведения ребенка. В этом эго-состоянии много творческой энергии, игривости и любознательности. Но, как и в детстве, ребенок во многом беспомощный, эмоциональный, несамостоятельный и требующий заботы о себе;
Родитель
Паттерны поведения внутреннего родителя — это след родительского воспитания. В этой позиции человек будет вести себя так, как с ним вели себя его родители в прошлом. Он учит, заботится и опекает, а еще может критиковать и стыдить. Также внутренний взрослый часто выступает в роли совести;
Взрослый
В транзактном анализе считается самой устойчивой позицией из-за способности внутреннего взрослого объективно оценивать свои возможности и происходящую ситуацию. Взрослый самостоятельный, ответственный и уверенный в себе. Мыслит рационально и контролирует поток эмоций, но может стать сухим логиком.
Согласно идеям психологии ТА, часто человек не осознает, адекватно ли его эго-состояние происходящей ситуации. Там, где должен включиться разумный взрослый, человек появляется выведенный из терпения родитель. В таком случае реакция на происходящее тоже будет неадекватной — человек совершит действия, которые приведут его к проблемам, в том числе психологическим.
Эго-состояние Родителя
Длительное время после рождения на процесс формирования картины мира у ребенка влияют взрослые, с которыми он живет и от которых зависит. Именно эти авторитетные фигуры учат оставаться в безопасности, объясняют правила морали и своими реакциями дают ребенку понять, как люди реагируют на его различные проявления. С их же помощью дети узнают значение жестов, мимики и других невербальных сигналов. Это лишь несколько примеров того, как взрослые «устанавливают» своему ребенку мировоззрение.
В будущем эго-состояние Внутреннего Родителя у ребенка будет во многом скопировано с того, какими он видел своих родителей и других опекунов.
Эго-состояние родителя выполняет две функции:
Функция заботы
Чтобы ребенок выжил, о нем должны заботиться родители. Внутренний Родитель также нужен для того, чтобы человек мог беспокоиться о себе, хвалить себя и утешать в случае неприятностей. Внутренний Родитель может дарить спокойствие и расслабленность. Из этого эго-состояния человек заботится и о других людях.
Функция контроля
Также Внутренний Родитель критикует, следит и ругает за неисполнение обязательств. Именно эта часть личности обесценивает достижения и требует заслуживать своего одобрения. Из этого эго-состояния человек пристально отслеживает не только свои недостатки, но и активно замечает их в других. Внутренний Родитель отвечает за правила, запреты, наказания и поучения.
Так как Внутренний Родитель — это образ значимых взрослых из прошлого, слепое следование его установкам мешает человеку найти свой собственный жизненный путь. Он и дальше будет подстраиваться под ожидания людей, у которых когда-то учился жизни.
Когда в личности доминирует эго-состояние Родителя, человек старается держать все под личным контролем. Часто ругает себя и легко находит для этого поводы из-за сильного чувства вины. Чтобы избавиться от гнета Внутреннего Родителя, нужно изменить родительские установки, которые негативно влияют на жизнь.
Эго-состояние Ребенка
Эго-состояние Внутреннего Ребенка отвечает за проявление эмоций, творчества, увлечений и желание быть особенным. Рациональность не присутствует в действиях Ребенка, зато в нем много эмпатии и чувствительности к состояниям других людей. В этой части личности «находятся» стремления, мечты, желания и фобии.
Психологи, практикующие по методу транзактного анализа, часто помогают справиться с фобиями.
Эго-состояние ребенка содержит в себе детское поведение в разных стадиях взросления. Внутренний Ребенок может быть:
Адаптивный
Эта форма поведения идет с того времени, когда для выживания ребенку требовалось подстраиваться под родителя. В адаптивном состоянии ребенок будет вести себя так, чтобы Внутренний Родитель был им доволен. Делается это для того, чтобы с одной стороны избежать критики и наказаний, а с другой — заслужить любовь и поглаживания. Главный страх адаптивного ребенка — это отвержение кем-то значимым. Это состояние сопровождается различными негативными эмоциями: виной, обидой и стыдом, что отрицательно влияет на самооценку человека.
Бунтующий
Адаптивный Внутренний Ребенок может проявиться и в качестве бунтующего. Подобное поведение характерно для подросткового возраста, но, как уже было сказано ранее, Внутренний Ребенок наследует черты характера детей разных этапов взросления. В этой форме эго-состояния Внутреннего Ребенка человек жаждет избавиться от чрезмерного контроля со стороны слишком строгого Родителя или Взрослого. Преобладающим эмоциями здесь будут гнев и страх.
Естественный / свободный
Это эго-состояние проявляется, если в детстве ребенок чувствовал себя в безопасности, был окружен заботой без чрезмерного контролирования, а его стремления поощрялись. В этом состоянии Внутренний Ребенок реализует свой творческий потенциал на максимум. Ему характерны креативность, жизнерадостность и любопытство. При этом Внутренний Ребенок в естественном состоянии часто импульсивный и целеустремленный.
Когда в личности доминирует эго-состояние Ребенка, человек как сознательно, так и неосознанно отказывается принимать на себя какую-либо ответственность. Ребенок не способен адекватно справляться со взрослыми жизненными вызовами. Он может ориентироваться и адекватно реагировать только на те ситуации, которые уже случались в его опыте. В проблемах и неудачах он винит кого угодно другого, только не собственные действия и поведение. Вплоть до мистических сил.
Эго-состояние Взрослого
В эго-состоянии Взрослого сконцентрированы рациональность, логичность, адекватность и объективность. В идеале человек большую часть времени проводит в эго-состоянии Взрослого — вдумчивого и понимающего. Но именно эта часть личности больше других уязвима к тому, чтобы быть смещенной другими эго-состояниями. Происходит это, когда человек находится в ситуации стресса, депрессивном состоянии, испытывает сильную тревогу и другие сложные психологические состояния.
Когда в личности доминирует эго-состояние Взрослого, человек способен действовать с пользой для себя. Учитывать уроки прошлого, просчитывать риск и брать ответственность за него. Из неудач Взрослый извлекает полезную информацию и не стремится ругать себя и наказывать.
Внутренний Взрослый развивается вследствие приобретения новых знаний, получения жизненного и эмоционального опыта, который он, в отличие от Ребенка, умеет извлекать из ситуации.
При всей рациональности Внутренний Взрослый может оказаться слишком устремленным к логике и «нормальности». Тогда человек в этом эго-состоянии становится сухим и безэмоциональным, подобно вычислительной технике.
Как определить свое эго-состояние
Когда человек осознает, из какого эго-состояния он сейчас общается, ему легче понять реакцию собеседника и спрогнозировать результат общения. Считается идеальным, когда в личности превалирует эго-состояние Взрослого, а в подходящих ситуациях человек способен передать контроль Родителю или Ребенку. Тогда ему проще распознавать эго-состояния других людей, находить с ними общий язык, участвовать в конфликтах и выходить из них с пользой для себя.
Осознать свое актуальное эго-состояние может быть непростой задачей. Ведь помимо трех ключевых структур, существуют их разновидности. В состоянии Контролирующего Родителя, человеку сложно выйти из самокритики и начать оценивать себя объективно; Бунтующий Ребенок не способен услышать голос разума, идущий изнутри. Для этого ему часто нужен авторитет, похожий на уважаемого им взрослого. Тогда, следуя терминам психоанализа, может сработать позитивный перенос.
Человеку проще увидеть в своем поведении проявление различных эго-состояний с помощью психолога и психотерапии.
Психотерапия в транзактном анализе поможет сместить акцент личности на эго-состояния Взрослого, при этом не допустить полного блокирования других личностных структур. Даже в позиции Взрослого не нужно находиться всегда, в пример можно привести ситуации, где важно дать себе расслабиться: отдых, коллективная игра или творческий акт.
Транзактный аналитик научит распознавать переключения с одного эго-состояния на другое не только у себя, но и окружающих.
Сценарии в транзактном анализе
«Жизненный сценарий» — это понятие в теории Транзактного анализа, которым называется неосознаваемый план жизни. Изначально жизненный сценарий строится из родительских предписаний и запретов, но постепенно человек начинает самостоятельно формировать установки схожим образом.
Проблема заключается в том, что слепое следование сценарию может быть непродуктивно или даже вредно, так как установки, актуальные в детстве часто не работают во взрослой жизни. Скорее всего они помогали родителям контролировать поведение ребенка, и больше служили для их удобства.
Если в детстве какое-либо поведение подвергалось наказанию, то и в дальнейшей жизни оно будет запрещаться.
Эрик Берн предлагает анализ сценария, используя определенную формулу. Согласно ей, каждый жизненный сценарий состоит из пяти процессов. Формула сценария Берна выглядит так:
Ранние родительские предписания
С детства человек строит план того, как сложится его судьба. Огромное влияние на этот процесс оказывают родители. Под их влияением ребенок не просто формирует мировоззрение, а выстраивает его вокруг идеи о достижении конкретной цели. Жизненный сценарий похож на скрипт фильма, в котором есть начало, кульминация и развязка.
Программа
В этой части сценария содержится стратегия поведения, которая должна привести человека к выполнению ранних родительских предписаний. На формирование стратегии влияет окружение и правила, введенные в обществе.
Подчинение программе
Интенции человека, направленные на выполнение заданной сценарной программы. Моральные и волевые качества формируются так, чтобы было удобно подчиняться предписаниям.
Важное поведение
Часто неосознанные действия, ведущие к выполнению сценарной программы.
Расплата за сценарий
В итоге выполнение жизненного сценария ведет к расплате за него. Эрик Берн выделяет четыре варианта расплаты за выполнение сценария: одиночество, истощение, сумасшествие и убийство себя или другого.
Виды жизненных сценариев
Жизненные сценарии в транзактной анализе обобщены в три категории:
Сценарий Победителя
Если человек следует сценарию «Победителя», он будет ставить перед собой цели и стремиться их достигать. В данном виде сценария главное — иметь цель и двигаться к ней. Результаты тоже ценятся, но «Победитель» не будет думать, что достижение одного какого-то определенного результата определяет всю его жизнь. Выполняя этот сценарий, человек легче переносит неудачи и спокойнее встречается со сложными обстоятельствами. «Победитель» знает, что будет делать в случае неудачи.
Сценарий Побежденного / Жертвы
Отличие этого вида сценария от «Победителя» заключается в том, как человек реагирует на провалы в достижении своих целей. При этом «Жертва» может достигать определенной цели, но всегда будет страдать от сопутствующего дискомфорта. «Жертва» предпочитает не думать о неудачах, поэтому не знает, что делать, если все пойдет не по плану.
Непобедитель
Этот вид сценария можно назвать чем-то средним между «Победителем» и «Жертвой». Люди, выполняющие жизненный сценарий «Непобедитель», предпочитают не рисковать, они смиренно живут свою жизнь, довольствуясь малым. У них нет как больших достижений, так и серьезных провалов.
Важно уточнить, что наличие жизненного сценария не лишает человека свободы выбирать, как действовать. Целью психотерапии в транзактном анализе будет по возможности освобождение от сценария и приобретение человеком автономности, полной ответственности за то, как и куда развивается его жизнь.
Цели транзактного анализа
Как и любой другой психотерапевтический подход, транзактный анализ предназначен для улучшения качества жизни клиентов. Однако методы ТА используются не только в решении распространенных психотерапевтических запросов, но и в психиатрии для лечения различных нарушений и расстройств.
В ходе психотерапии клиента транзактный анализ делает упор на решение следующих задач:
Определить паттерны в поведении, которые мешают успешным коммуникациям;
Научиться принимать решения, исходя из собственных потребностей и актуальных возможностей;
Понять, какие мысли, чувства и реакции преобладают в поведении;
Наладить отношения с другими людьми;
Научиться опираться на свои чувства и не скрывать их в процессе общения;
Принять свой внутренний мир и довериться ему.
Как проходит сессия
Транзактный терапевт помогает клиенту определить, какая ипостась его «Я» включается в той или иной ситуации, и на своем ли месте она в транзакции. Психотерапия будет работать над тем, чтобы клиент смог сбалансировать отношения между своими эго-состояниями и сознательно сместить акцент на позицию Взрослого. В результате такой работы меняется поведение в повседневной жизни.
Клиенты учатся замечать в моменте свои эго-состояния, и это помогает лучше понимать свои чувства и экологично с ними обходиться.
Ответы на частые вопросы
Каждый подход работает с любым запросом. Просто своим способом. Выбирайте подходящий вам.
Посмотреть профили психологов
Другие подходы
Психоаналитическая терапия
- перенос
- эго
- бессознательное
Системная семейная терапия
- правило
- генограмма
- семья
Экзистенциальная терапия
- смерть
- жизнь
- смыслы
Когнитивно-поведенческая терапия
- мышление
- реакции
- навыки
Гештальт-терапия
- настоящее
- эмоции
- опыт
Клиент-центрированная терапия
- личность
- принятие
- эмпатия
Юнгианский анализ
- архетипы
- символы
- мифы
Коучинг
- развитие
- цели
- достижения
Арт-терапия
- творчество
- скрытые переживания
Нарративный подход
- ситуация
- рассказ
- интерпретация
Психодрама
- монодрама
- роли
- сцена
Лекция 45. Транзакции в общении зависимых |
SocButtons v1.4 Что такое транзакции. Горизонтальные и вертикальные транзакции. Параллельные и пересекающиеся транзакции. Открытые и скрытые транзакции. Правила здорового общения.
Транзакции – это единицы общения, единичное сообщение, которое идет от одного человека к другому. Из последовательности транзакций выстраивается общение. Личность человека состоит из трех субличностей: Взрослого (обозначается букой В, отвечает за принятие обдуманных решений, дальние цели, управление жизнью, ответственность, защита, анализ и т.д.), Родителя (обозначается буквой Р социальные нормы и стандарты, программы поведения в стандартных ситуациях, моральные и этические нормы и т. Горизонтальные и вертикальные транзакции Транзакции делятся на вертикальные (между субличностями разных уровней РД, ВР, ВД) и горизонтальные (равный-равному ВВ, РР, ДД). При воспитании детей транзакции в основном вертикальные Родитель – Ребенку (РД – забота), Взрослый – Родителю (ВР – обучение), Взрослый – Ребенку (ВД – защита). При взрослении транзакции становятся горизонтальными Ребенок – Ребенку (ДД – близость, игра), Родитель – Родителю (сотрудничество, общность), Взрослый – Взрослому (ВВ – сотворчество, договоренности). В окружении зависимых (созависимой семье) обычно обращение к зависимому РД. Чтобы подстроиться к такому взаимодействию, зависимому нужно отключить Взрослого, и для этого он употребляет, чтобы регрессировать в Ребенка. Употребление еще больше ослабляет В, зависимый еще больше становится неспособен отстоять позицию общения ВВ, и он еще больше употребляет, чтобы регрессировать и подстроиться к навязанному общению РД. То есть вертикальные транзакции (неравное общение) приводят к употреблению, как способу регрессировать, а регрессия приводит к усилению неравного общения – образуется замкнутый круг. Для выздоровления необходимо учиться выстраивать общения на принципе горизонтальных транзакций. Также вертикальные транзакции приводят к общению в стиле «победитель-побежденный», коммуникационной борьбе, негативным эмоциям, невозможности достигнуть близости в общении. При горизонтальных транзакциях происходит общение в стиле «равный – равному», «победитель-победителю», уважение себя и собеседника, совместная выгода от общения, возможность тесного контакта. Параллельные и пересекающиеся транзакции Параллельные транзакции – из какой субличности в какую была направлена транзакция, в таком же направлении пришла ответная транзакция (РД-ДР, ВВ-ВВ, ВР-РВ, ВД-ДВ). Пересекающиеся транзакции – ответ пришел из не той субличности, к которой посылалось сообщение, или в не ту субличнось, из которой транзакция исходила (РД-ДД, ВВ-РД и т.д.). Законы общения: пока общение состоит из паралельных транзакций, оно в принципе может продолжаться бесконечно долго. Если в общении появляется пересекающаяся транзакция, это приводит к взаимонепониманию, перестройке стиля общения, негативным чувствам. Если человек желает прекратить общение или перевести его в другое русло, он может воспользоваться пересекающейся транзакцией. Для положительного прекращения общения это должны быть транзакция Взрослый – Взрослому (ВВ). Эффективное общение состоит из паралельных транзакций. Зависимые, когда к ним обращаются из Родителя в Дитя, чтобы выйти в позицию «над другим» из-за недостатка позиции В прибегают к пересекающийся транзакции из своего Родителя в чужого Ребенка (общение в стиле пересекащихся транзакций РД-РД). Такое общение приводит к конфликтам. Часто, такое обращение невозможно из-за внутренних запретов и слабости Р. Тогда зависимый прибегает к помощи употребления, с помощью которого снимает запреты и как бы усиливает своего внутреннего родителя (употребление как наказание других, «назло» другим). То есть взаимодействие с помощью пересекающихся транзакций приводит к употреблению (как способу стать «выше», наказать других, назло и т.д.), но употребление еще больше усиливает взаимодействие по пересекающимся транзакциям (из-за еще большего ослабления внутреннего взрослого и родителя). Кроме того, склонность зависимых к пересекающимся транзакциям приводит к конфликтному общению. Открытые и скрытые транзакции Транзакция состоит и рационального уровня (текст – что мы говорим), и эмоционального уровня (подтекст – как мы говорим). На эффективность общения на 20% влияет рациональный уровень (что мы говорим) и на 80% эмоциональный уровень (как мы говорим). Открытая транзакция – когда текст и подтекст по смыслу совпадают (рациональное и эмоциональное сообщение несут одинаковый смысл). Скрытые транзакции – когда текст и подтекст по смыслу не совпадают (по тексту человек говорит одно, а его эмоциональная составляющая – другое). Как пример скрытых транзакций – эмоциональные интонации не соответствуют содержанию слов («Доброе утро!» сказанное с раздражением). Скрытые транзакции используются для того, чтобы внутренний ребенок достиг желаемого в обход запретов внутреннего родителя. Такое общение называется психологическими играми, где осознанная и скрытые цели не совпадают – манипулятивное общение Однако, когда Д достигает своей цели, обман перед Р раскрывается, что приводит к внутреннему самонаказанию. Одним из таких самонаказаний является употребление. Пример психологической игры 1: внутренний ребенок проваливает работу, за которую взялся зависимый, зависимый в качестве самонаказания начинает употреблять. Пример психологический игры 2: зависимый сам того не осознавая ввязывается в ситуацию, в которой ему приходится употребить (сознательно как бы не хочет, а ситуацию создал скрыто от сознания внутренний ребенок). Общение построенное на скрытых транзакциях приводит к взаимонепониманию, конфликтам, сложностям в общении.
Окружение зависимых общается с помощью вертикальных, пересекающихся и скрытых транзакций (неравное, конфликтное, манипулятивное взаимодействие), к которому зависимым приходится подстраиваться. Следствием такого взаимодействия является употребление (как способ регрессировать, стать в позицию выше, самонаказания). Кроме того зависимые привыкли к такому взаимодействию, и уходя из старого окружения, находят подсознательно новое окружение с такими же принципами общения, что опять приводит к употреблению. Для выздоровления зависимым необходимо учиться общаться с помощью горизонтальных, параллельных и открытых транзакций. Для конструктивного общения также полезны следующие правила:1. Личностность. Стремиться вести диалог как можно в более личностном ключе, использовать местоимения «Я», «Вы» вместо безличных конструкций, по возможности ссылаться на свой личный опыт и выражать свою точку зрения. 2. Определенность. Быть прямым и открытым, избегать всякой неопределенности и двусмысленности. 3. Четкость. Использовать короткие фразы, делать между ними паузы, так, чтобы собеседник имел возможность подумать над сказанным и задать вопросы. 4. Простота. Изъясняться простым языком (так, чтобы понял восьмилетний ребенок). 5. Конкретность. Выражаться как можно более точно и с конкретными примерами. 6. Логичность. Быть логичным и последовательным, так чтобы собеседник мог без труда проследить за нитью разговора и дополнить его собственным мнением. 7. Открытость. Следить за тем, чтобы эмоциональный уровень общения соответствовал его текстовому содержанию. Задания к теме «Транзакции»:
С уважением, практический психолог Денис Старков http://www.starkov.kiev.ua/
Рекомендуемые материалы по теме: Видеокурс лекций психолога Владимира Иванова «Алкоголизм и его излечение — подход 12 Шагов» Видеокурс лекций психолога Владимира Иванова «Созависимость и ее лечение»
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА |
Транзакционный анализ: что такое транзакции?
В прошлом посте мы обсудили три состояния эго, в которых мы функционируем: Ребенок, Взрослый и Родитель. В этом месяце мы исследуем, как эти состояния эго влияют на наши отношения. А именно, как мы относимся к другим через серию «транзакций», которые могут быть здоровыми или нездоровыми, все зависит от того, какое эго-состояние вовлечено в транзакцию.
Что такое транзакцииВ транзакции человек А дает человеку Б «ход», а человек Б отвечает на «ход» человека А другим «ходом». признание», при котором один человек признает другого, используя вербальную или невербальную коммуникацию, которая может быть положительной или отрицательной. Примеры поглаживаний или транзакций включают объятия, улыбки, похвалу, критику и многое другое.
Итак, транзакции происходят, когда одно из эго-состояний человека А взаимодействует с одним из эго-состояний человека Б. Когда человек А инициирует транзакцию, это называется «стимулом». Реакция человека Б называется «реакцией». Человек А может инициировать транзакцию из своего эго-состояния Взрослого, Родителя или Ребенка, а человек Б также может ответить из своего эго-состояния Взрослого, Родителя или Ребенка.
Дополнительные транзакцииВ дополнительной транзакции полученные и полученные поглаживания ведут к позитивному и эффективному общению, при котором каждый человек чувствует себя увиденным и услышанным. Например, если взрослый человека А говорит Взрослому человека Б и говорит: «Я ценю вашу сегодняшнюю тяжелую работу, а человек Б отвечает из своего состояния Взрослого словами «спасибо», это дополнительная транзакция (как показано на рисунке). .
Другой пример: если родитель Человека А говорит с ребенком Человека Б и говорит им: «Не забудь позвонить мне, когда вернешься домой со свидания», а Человек Б отвечает из своего состояния Ребенка, говоря: «Да, я напишу тебе, как только вернусь домой!»
В сущности, если Человек А направляет единицу признания Ребенку, Родителю или Взрослому Человека Б, Человек Б должен ответить из того эго-состояния, к которому он изначально обращался. На приведенной выше диаграмме показаны два распространенных примера взаимодополняющей транзакционной коммуникации, но существует множество других примеров. Например, Ребенок Человека А может говорить со Взрослым Человека Б, и это будет дополнять друг друга, пока Взрослый Человека Б отвечает Ребенку человека А. Родитель Человека А может поговорить с Родителем Человека Б, и это будет дополнять друг друга, пока родитель Человека Б отвечает родителю Человека А и т. д.
Пересекающиеся транзакцииК сожалению, многие из нас также общаются нездоровым образом. Эти нездоровые коммуникации называются «пересекающимися транзакциями», когда коммуникация прерывается, и каждая сторона больше не чувствует себя увиденной, услышанной или понятой.
В приведенном выше примере взрослый человека А погладил взрослого человека Б, сказав: «Я ценю вашу тяжелую работу сегодня», но человек Б ответил из своего детского состояния на Родительское состояние человека Б, сказав: «Почему ты быть снисходительным? Ты говоришь так же, как мой папа!» В дополнительной транзакции взрослый Человека Б ответил бы «здесь и сейчас» рациональным ответом, подобным взрослому (то есть: «спасибо»). Но в перекрестной транзакции детское состояние Человека Б вспыхивает, и он чувствует себя мишенью, даже несмотря на то, что Человек А делал искренний комплимент.
Человек Б также может отреагировать из своего Родительского эго-состояния на детское состояние Человека А (см. диаграмму выше), сказав: «Не говорите мне, как усердно я работал! Я очень хорошо осознаю свой вклад в это домашнее хозяйство!» Другие формы перекрестной транзакции можно увидеть, когда Ребенок Человека А обращается к Человеку Б (Взрослому), а Человек Б отвечает из своего дочернего состояния на родительское состояние Человека А. Или, опять же, Родительское состояние Человека А обращается к дочернему состоянию Человека Б, а родитель человека Б отвечает на Дочернее состояние Человека А. Существует множество комбинаций перекрестных транзакций, но все они сохраняют одинаковую особенность: общение прерывается, потому что человек А направляет поглаживание или единицу узнавания в состояние человека Б, а человек Б не отвечает из этого ожидаемого эго-состояния. Для того, чтобы общение было восстановлено, транзакции снова должны быть взаимодополняющими, чтобы было взаимопонимание с обеих сторон.
Хотя это может быть очень сложно понять, вы, вероятно, сталкивались с этими формами перекрестных транзакций в своих близких отношениях. Например, если вы состоите в отношениях, вы можете обнаружить, что разговариваете со своим партнером из состояния «Взрослый», но ваш партнер отвечает из своего состояния «Ребенок» и нападает на ваше состояние «Родитель». Или ваш партнер может ответить из своего родительского состояния и критиковать ваше дочернее состояние. Обычно это происходит, когда один из партнеров чувствует себя спровоцированным и реагирует на свой прошлый опыт, а не остается здесь и сейчас.
Взрослое состояние одного партнера может обратиться к взрослому состоянию другого и сказать: «Мне нужно, чтобы ты взял на себя ответственность в этих отношениях, когда дело доходит до работы по дому». Если бы другой партнер отвечал из своего соответствующего взрослого состояния, он бы сказал что-то вроде: «Я вас слышу. Как мы можем сделать вещи более равными?» Однако, если партнер реагировал из своего детского состояния, он может сказать: «Ты всегда меня критикуешь, а мне всегда мало!» Или опять же, они могут ответить из своего родительского состояния и сказать: «Я устал от того, что вы говорите мне, что делать. Я вношу свою справедливую долю в этом доме!
Скрытые транзакцииСкрытые транзакции еще более сложны, потому что существует открытое и скрытое сообщение, которое передается одновременно. Открытая транзакция — это то, что произносится вслух, а скрытая транзакция — это психологическое сообщение, которое передается на самом деле. По сути, это когда люди говорят одно, а подразумевают другое. Мы все это делаем, и все мы можем вспомнить ситуации, когда это делали с нами.
Например, на приведенной выше диаграмме продавец может сказать вам: «Этот объект очень дорогой». Это их взрослое состояние, словесно говорящее с вашим взрослым состоянием. Однако невербальное сообщение «Вы не можете себе этого позволить» адресовано вашему дочернему состоянию (см. пунктирную линию). Продавец будет делать это, если у него есть клиент, который боится «показаться дешевкой». Нет, я могу себе это позволить! На самом деле, я покупаю его прямо сейчас!»
Кокетливое общение также обычно включает в себя значительное количество скрытых сделок. Например, после нового свидания (см. диаграмму выше) взрослое состояние человека А может сказать взрослому состоянию человека Б: «темно, позвольте мне проводить вас до вашей машины», а взрослое состояние человека Б может ответить: «спасибо, я немного забеспокоился». На первый взгляд, это разумный обмен, но психологическое общение совсем другое (см. пунктирную линию). На подсознательном уровне ребенок человека А может на самом деле говорить: «Я буду защищать тебя, как настоящий супергерой!» а дочернее состояние Человека Б может отвечать: «Пожалуйста, мой рыцарь в сияющих доспехах!» (Признаюсь, это немного драматизировано).
Тем не менее, мы всегда общаемся, используя вербальные и невербальные знаки и сообщения. Вы, наверное, слышали, что «общение — ключ к успешным отношениям», но может быть очень трудно реализовать это изречение в нашей повседневной жизни. Итак, если вы резонируете с любым из этих типов транзакций или испытали их, и хотели бы понять, как они проявляются в вашей жизни, терапия будет отличным началом! Вместе мы можем исследовать, как вы переходите через эти состояния эго и как ваши мысли, чувства и поведение меняются по отношению к себе и другим в зависимости от того, в каком состоянии вы работаете. В терапии мы можем работать над распознаванием и изменением нездоровых моделей общения в ваши отношения, так что вы можете испытать значимые связи. В конечном счете, каждая транзакция должна позволять каждому участнику быть услышанным и понятым.
Если вы признаете, что вам может понадобиться помощь в этой области, я буду рад связаться с вами, чтобы мы могли начать этот процесс вместе. Пожалуйста, позвоните нам, чтобы назначить встречу!
Как понять динамику отношений с помощью трансактного анализа
июнь 2020 г.
298 акции
- Поделиться
- Твит
Часть 1. Как использовать трансактный анализ для понимания человеческого поведения
(Время чтения: 10 минут)
Я не видел ее двадцать пять лет.
И вдруг, ни с того ни с сего я столкнулся с ней в супермаркете.
Я никогда не понимал, почему мы потеряли связь. Она была одной из моих лучших подруг.
Итак, когда произошла эта случайная встреча, мы были одновременно поражены и восхищены. Все это нахлынуло обратно — знакомые шутки, ее шаткие ямочки на щеках и те глупые голоса, которые мы использовали.
Мы быстро обменялись номерами и договорились встретиться. Пару недель спустя я пришел к ней домой и выпил чашку чая в ее гостиной.
И тут все пошло не так.
Я пошутил, старую шутку, которой мы делились в детстве. Она не нашла это забавным.
В мгновение ока атмосфера изменилась. Успокаивающее тепло превратилось в ледяной холод. Она больше не хотела, чтобы я был там.
Мы закончили все так быстро и вежливо, как только могли. Это было напыщенно и неловко.
Я ушел.
Мы больше никогда не переписывались.
Это расстраивало меня несколько недель. Я не мог понять, что я сделал не так.
При нарушении связи
Нарушение связи — обычное явление, с которым может столкнуться каждый из нас. Мы часто слышим, как люди говорят о том, что что-то «понимают неправильно» или что люди «откусывают нам головы».
Иногда мы отмахиваемся от них лишь оглянувшись назад. В других случаях возникает глубокая эмоциональная травма. Непреднамеренно расстроить кого-то, кто вам дорог, очень неприятно. Точно так же попытки эффективно работать с кем-то, с кем вам трудно общаться, утомительны. Это может быть источником стресса и беспокойства, особенно если этот человек является вашим начальником.
Перебои связи могут произойти внезапно из ниоткуда. Такие инциденты редко являются продуктом чьих-либо намерений, и мы не можем понять, почему это произошло и что делать или говорить дальше.
Что еще хуже, если вы получаете колючий комментарий, вы шатаетесь от шока и целого пакета запутанных эмоций.
Но почему это происходит? О чем этот на самом деле ?
Что ж, согласно теории трансактного анализа, эти нарушения возникают, когда люди общаются из разных частей своей личности, известных как «состояния эго». Это означает, что мы не можем быть полностью присутствующими в наших разговорах. Другими словами, нас подсознательно прерывает прошлый опыт, который влияет на наше текущее поведение.
Эта статья покажет вам, как использовать транзакционный анализ для улучшения ваших отношений и взаимодействия с другими людьми. Это поможет вам понять, почему вы стали тем, кем вы являетесь сегодня, и как это влияет на ваше отношение к другим.
Это серия из трех статей. Часть 1 знакомит с транзакционным анализом, различными состояниями эго и наиболее распространенными транзакциями. Во второй части будет рассмотрено общение, которое требует «расшифровки» там, где есть подтекст. Наконец, в части 3 будут рассмотрены наши «жизненные сценарии» и бессознательные убеждения, сформированные в детстве, относительно нашей личности и судьбы.
Если бы я только узнал о транзакционном анализе в тот судьбоносный день в гостиной моего друга, я мог бы избавить себя от нескольких недель душевной боли.
Трансактный анализ
Трансактный анализ — это блестяще доступная система психологии, которая поможет вам понять ваше взаимодействие с другими людьми. Это объясняет, почему вы думаете, чувствуете и ведете себя именно так, а не иначе.
Первоначально разработанный канадским психиатром Эриком Берном в 1950-х и 1960-х годах, транзакционный анализ пытается объяснить поведение человека. Как резюмировал сам Берн:
«Трансактный анализ — это система психологии для понимания человеческого поведения, изменения человеческого поведения и прогнозирования человеческого поведения». Эрик Берн
Модель легкодоступна благодаря ее логичному и практичному подходу. Транзактный анализ позволяет вам взять под контроль себя, свои отношения и свои проблемы.
Берн верил в максимальную автономию, что мы все можем выбрать ту жизнь, которую хотим, чтобы жили, и что мы не обязаны жить той жизнью, на которую нас запрограммировало наше прошлое.
Трансактный анализ показывает, что наш потенциал скомпрометирован вещами, которым нас учили и которые мы испытали в детстве. Эти «бессознательные сценарии» сдерживают нас, и мы повторяем поведение, мысли и чувства.
Как говорит Берн:
«Мы все рождаемся принцами, и процесс цивилизации превращает нас в лягушек». Эрик Берн
Поскольку все мы можем думать, мы несем ответственность за решения, которые принимаем.
Мы можем работать над своим повторяющимся поведением и разрабатывать инструменты, необходимые нам для поиска творческих решений наших проблем. Мы можем вернуть контроль над своей жизнью.
Другими словами, изменение возможно.
Вам не обязательно жить жизнью, которая определяется вашим прошлым.
Истоки трансактного анализа
Берн был не первым психиатром, пытавшимся объяснить человеческое поведение.
До Берна Зигмунд Фрейд описал многогранные компоненты личности, включающие Ид, Эго и Суперэго. Фрейд предположил, что для поддержания хорошего психического здоровья необходим баланс между этими составными частями.
Вместо этого Берн считал, что именно взаимодействие и конфликт между этими аспектами нашей личности, независимо от того, как мы их называем, порождают наше поведение, мысли и чувства.
Подход Берна был новаторским. Вместо упрощенного подхода Фрейда, задававшего клиенту вопросы о себе, Берн считал, что наблюдение раскрывает истинную природу наших проблем. Наблюдая за общением, которое он называл «транзакциями», можно по нашим словам, языку тела и выражению лица понять природу наших проблем.
Берн также находился под сильным влиянием работы нейрохирурга доктора Уайлдера Пенфилда. Пенфилд тщательно исследовал функцию мозга в записи воспоминаний, чувств и эмоций. Он обнаружил, что стимуляция лобной доли позволяет людям вспоминать воспоминания, которые человек не мог вспомнить самостоятельно сознательно. Эти воспоминания существуют за пределами нашего сознания, они хранятся в нашем сознании.
Хранение воспоминаний включает фактический рассказ о том, что произошло. Но, что особенно важно, чувства и мысли, пережитые в то время, также сохраняются. Когда мы проигрываем переживания, мы вспоминаем последовательность событий и эмоции – , другими словами, мы чувствуем то же, что и в момент первоначального происшествия.
Основные элементы трансактного анализа
Трансактный анализ основан на том принципе, что все мы нуждаемся в воспитании (физическом и эмоциональном) и что мы должны вести себя для достижения этого.
Общение между людьми, называемое «социальным взаимодействием» или социальным действием, лежит в основе транзактного анализа.
«Транзакция» есть единица социального действия, по словам Берна:
«Единица социального общения называется транзакцией. Если два или более человека встречаются друг с другом…. рано или поздно один из них заговорит или даст какой-либо другой знак, подтверждая присутствие других. Это называется транзакционным стимулом. Затем другой человек скажет или сделает что-то, что каким-то образом связано со стимулом, и это называется транзакционной реакцией».
Эрик Берн
Действие, предпринятое отдельными лицами в транзакции, известно как штрих . Поглаживание может быть вербальным или невербальным. Люди обмениваются поглаживаниями в транзакции.
Вдохновленный новаторской работой психоаналитика Рене Спитца в его исследовании брошенных младенцев и развития детей, Берн предположил, что потребность ребенка в физической заботе сохраняется и во взрослом возрасте. Точно так же, как младенцы нуждаются в заботе, внимании и близости, чтобы нормально функционировать, взрослые нуждаются в этом.
Однако во взрослом возрасте эти потребности были приспособлены для удовлетворения различными способами – преимущественно посредством признания . Поглаживания, предлагаемые маленькому ребенку в форме объятий, и физические проявления любви заменяются во взрослом возрасте улыбкой, словесным обменом, зрительным контактом или языком тела, демонстрирующим своего рода признание.
Берн ясно дал понять, что любой инсульт, даже если он негативный, лучше, чем его полное отсутствие. Вот почему мы ненавидим, когда нас игнорируют. Нам всем нужны поглаживания, чтобы удовлетворить внутреннюю потребность в общении и получении умственной и физической стимуляции.
Эго-состояния
Берн неоднократно замечал, что люди меняются в ходе разговора. Эти изменения не только вербальные, но и включают выражение лица, язык тела и другие невербальные изменения. Берн называет эти изменения различными эго-состояниями .
Вся наша личность состоит из трех эго-состояний: Родитель, Взрослый и Ребенок.
Эти состояния эго полностью объясняют мысли, чувства и поведение человека в любой момент времени.
Эго-состояния лежат в основе всех транзакций. Можно наблюдать состояния эго в действии, когда мы взаимодействуем с другими.
Мы общаемся с другими из определенного эго-состояния и постоянно переходим от одного эго-состояния к другому. Наше поведение, мысли и чувства меняются в зависимости от состояния эго, которое мы занимаем. Как объяснил Берн:
» У любого отдельного человека определенный набор моделей поведения соответствует одному состоянию ума, а другой набор связан с другим состоянием 9.0136 …. отношение, часто несовместимое с первым ». Эрик Берн
Поскольку мы можем легко наблюдать за нашими транзакциями и состоянием эго, которое мы занимаем в данный момент времени, транзактный анализ позволяет нам полностью осознавать свои мысли, чувства и поведение.
Это сознательное понимание позволяет нам меняться и в конечном итоге взаимодействовать с другими людьми более конструктивным и гармоничным образом.
Три состояния Эго: Родитель, Взрослый, Ребенок
Родитель – На основании прошлого и того, чему нас «учили»;
Эго-состояние Родителя воспроизводит все поведение, мысли и чувства, скопированные у родителей и фигур родителей.
Опыт происходит примерно с первых пяти лет жизни.
Записи внешних событий хранятся в мозгу в том виде, в каком они были видны – без анализа, оценок или каких-либо фильтров. К ним относятся такие вещи, как:
«Всегда говорите «пожалуйста» и «спасибо»».
«Сидеть правильно за столом».
Взрослый – на основе «здесь и сейчас»; вещи, которые мы «узнали», чтобы помочь нам интерпретировать реальность
Эго-состояние Взрослого развивается из способности ребенка обрабатывать информацию из разных источников. Взрослый собирает информацию и может принимать рациональные и логичные решения, основанные на «здесь и сейчас». Когда мы находимся в состоянии эго Взрослого, мы спокойны, уверены в себе, открыты, вдумчивы и внимательны.
Ребенок – основано на прошлом; эмоции и чувства, которые мы «испытывали» в детстве.
Поведение, мысли и чувства эго-состояния Ребенка отражают наши внутренние реакции на внешние события.
Записи происходят в раннем детстве, примерно до пятилетнего возраста. К ним относятся такие вещи, как:
«Я испугался, когда залаяла собака».
«Я чувствую себя в безопасности, когда мой папа смеется и обнимает меня».
Кто появится?
Каждое состояние эго имеет свои сильные и слабые стороны, и все они заслуживают равного уважения. Чтобы жить полноценной и продуктивной жизнью, жизненно важно тренировать Родителя, Взрослого и Ребенка.
Наше поведение, мысли и чувства зависят от того, в каком эго-состоянии мы находимся. Мы ведем себя непродуктивно, когда одно эго-состояние вызывает дисбаланс. В таких случаях мы можем оправиться от этого, активировав другое эго-состояние.
Эго-состояние нашего Родителя имеет решающее значение для выживания человечества. Это состояние эго часто работает на автопилоте, принимая решения, которые ослабляют давление на Взрослого, чтобы он мог заниматься более важными делами здесь и сейчас.
Наш Родитель может быть представлен в двух формах: воспитывающий и заботливый, а также критический и контролирующий.
Мы не должны упускать из виду преимущества эго-состояния Ребёнка, поскольку оно приносит спонтанность, творчество и удовольствие. Тем, кто живет глубоко торжественной жизнью, может быть трудно активировать свое Дитя.
Ребенок также может проявляться в двух формах: своенравный, взволнованный Свободный Ребенок или дерзкий или беспомощный Адаптированный Ребенок .
Эго-состояние Взрослого играет решающую роль в нашем выживании. Он имеет дело с внешними мирами, регулирует и выступает посредником между Родителем и Ребенком.
Несмотря на сходство функций, наши эго-состояния уникальны у разных людей. Они регулярно появляются в нашей жизни, и важно знать, как они выглядят.
Их можно легко и быстро активировать.
Вы когда-нибудь реагировали на ситуацию быстро, не задумываясь? Это потому, что было активировано состояние эго.
Три типа транзакций
Трансакции происходят, когда эго-состояния двух людей взаимодействуют. Трансакция может быть вербальной или невербальной.
Один человек инициирует общение (стимул), а другой отвечает (реакция).
Транзактный анализ оживает, когда мы отмечаем, какие эго-состояния были ответственны за наши взаимодействия, потому что тогда мы можем понять, почему дела идут хорошо или почему они терпят неудачу.
В трансактном анализе есть три вида транзакций: дополнительные, перекрестные и скрытые.
В этой статье мы рассмотрим дополнительные и перекрестные транзакции.
Дополнительные транзакции
В дополнительной транзакции имеет место разумное, эффективное, здоровое и гармоничное общение.
Один человек инициирует общение (стимул), другой отвечает (реакция).
Обмен запланирован и ожидаем; торгуются положительные стоки. Каждый человек чувствует себя признанным и ценным.
Взрослый (Стимул): Мне нравится твоя рубашка!
Взрослый (ответ): Спасибо! Это новая покупка.
Или:
Ребенок (стимул): Боже мой! Тот человек в автобусе был так груб со мной!
Родитель (Ответ): Забудь — это не имеет значения. Пойдем, выпьем кофе».
В обеих сделках все довольны и чувствуют, что их слушают и ценят. Обмен ударами. Эго-состояния взаимодействуют гармонично.
Помните, что состояние эго не соответствует хронологическому возрасту.
Самые простые транзакции происходят между Взрослым-Взрослым и Родителем-Ребенком.
Такие транзакции следуют естественному порядку и могут продолжаться бесконечно и до тех пор, пока транзакции остаются взаимодополняющими. Содержание обсуждения не имеет значения, пока эго-состояния остаются взаимодополняющими.
Вы знаете, когда находитесь в процессе дополнительной транзакции. Взаимодействие кажется естественным, но искренним и содержательным. Вы чувствуете, что вас услышали и оценили.
Пересекающиеся транзакции
Увы, не все транзакции исправны. Перекрестная транзакция приведет к разрыву связи. Дополнительные транзакции могут быть легко нарушены перекрестной транзакцией.
Наиболее распространенная перекрестная транзакция во всем мире происходит, когда стимул подразумевается как Взрослый-Взрослый, а реакция — Ребенок-Родитель, хотя в перекрестных транзакциях могут иметь место различные состояния эго.
Векторы (линии на схеме) пересекаются. Это может произойти быстро, внезапно из ниоткуда.
Комментарий из одного эго-состояния вызывает ответ из другого эго-состояния. Это объясняет, почему люди «принимают вещи неправильно» или люди «откусывают вам голову»: стимул направлен на одно состояние эго, другое отвечает.
Давайте вернемся к нашим предыдущим сценариям и посмотрим на некоторые альтернативные результаты:
Взрослый: Мне нравится твоя рубашка!
Ребёнок критический Родитель: Правда?! Ты издеваешься над моей одеждой?
Или
Ребенок: Боже мой! Тот человек в автобусе был так груб со мной!
Взрослый ребенку: «Я не удивлен! Я только что видел, как ты украл его место!
Путем перехода в состояние эго, отличное от ожидаемого, реакция коренным образом меняет динамику общения. Вдруг все не так.
В первом примере Человек 1, общающийся из эго-состояния Взрослого, ожидает ответа от Взрослого своего партнера. Вместо этого они удивлены сработавшим Дитя. Реакция молниеносна, и возникает конфликт.
Во втором примере Человек 1 ищет сочувствия у своего друга — Ребенок ищет поддержки у заботливого Родителя. Неожиданно они получают резкое замечание от своих партнеров Взрослых. Эго-состояние Ребёнка будет чувствовать себя ушибленным и обиженным — ответ не соответствует их ожиданиям или потребностям.
Чтобы возобновить связь, мы должны перестроить векторы.
Это может произойти почти сразу или может занять недели или месяцы, в зависимости от ситуации. Вы знаете, когда это случай последнего.
Восстановление порядка с помощью транзакционного анализа
Когда происходит перекрестная транзакция, по крайней мере один человек должен изменить состояние эго, чтобы восстановить порядок.
Если вы озадачены, попытайтесь перейти (или остаться) в свое эго-состояние Взрослого. Присутствуйте в разговоре здесь и сейчас. Слушайте, что они говорят, сохраняйте спокойствие и будьте терпеливы.
Практикуя применение трансактного анализа, вы начнете понимать и сможете идентифицировать различные состояния эго в игре.
Можно получить глубокие знания о самых близких нам людях. Мы можем научиться замечать ребенка нашего партнера (или даже нашего босса!), и мы можем реагировать соответствующим образом. По мере того, как мы становимся более искусными, мы можем применять все более высокие уровни мастерства.
Важно отметить, что мы можем активно выбирать в каком эго-состоянии находиться. Поднимите настроение, когда вам нужно, усыновив своего Ребенка; будь спокоен в своем Взрослом; покажите им, что вы заботитесь о них, оставаясь в заботливом Родителе.
Для тех из нас, кто легко расстраивается или быстро выходит из себя, это новое знание может изменить жизнь. Когда вы сознательно остаетесь в своем Взрослом, появляется другой мир.
Что дальше?
Варианты различных транзакций бесконечны. Лучший способ изучить и развить свое понимание транзактного анализа — применить его к своей повседневной жизни и посмотреть, что вы заметите.
Не забывайте смотреть дальше слов – на язык тела, акценты, тон, зрительный контакт.
Транзактный анализ — это невероятный инструмент, который поможет вам управлять своим общением и отношениями.
Вы можете не только более конструктивно реагировать на других людей, но и сохранять бдительность и следить за тем, чтобы оставаться в своем Взрослом, даже когда ваш ноющий адаптированный Ребенок кричит и вопит внутри.
Вы обнаружите, что сможете больше удовлетворять потребности других. Вы можете определить закономерности в отношениях, в которых у вас есть постоянные проблемы, и, что особенно важно, вы можете сформулировать план, чтобы этого больше не повторилось.
В пылу момента, когда происходит перекрестная транзакция:
- Остановитесь и понаблюдайте: В каком состоянии эго вы находитесь? В каком эго-состоянии находится другой человек?
- Спросите себя: Какое состояние эго было бы наиболее полезным в данный момент?
- Действие: Войдите в желаемое состояние эго.