Требования к методу наблюдения: 9. Требование к методу наблюдения в психологии. Технология разработки программы наблюдения.

9. Требование к методу наблюдения в психологии. Технология разработки программы наблюдения.

Наблюдение (в психологии) — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

Где применяется.

Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Виды наблюдения

Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть очень различным. Оно бывает осознанным и нет, внешним и внутренним, сплошным и выборочным, систематическим и нет.

Особенности метода

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.

В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого.

Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение. Дружинин В. Н. Экспериментальная Психология. — Спб. 2000 Также смотри Плюсы и минусы метода наблюдения

Предмет наблюдения

Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть:

Вербальное поведение Содержание речи Продолжительность речи Интенсивность речи и др. Невербальное поведение Экспрессия лица, глаз, тела Выразительные движени и др. Перемещения людей Дистанция между людьми Физические воздействия (касания, толчки, удары и др. )

То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации.

И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Как проводить наблюдение

Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обощения независимых наблюдений).

При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:

Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения. Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления. Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими. Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности — систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.

Этапы исследования методом наблюдения

Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации. Выбор способа наблюдения и регистрации данных. Создание плана наблюдения. Выбор метода обработки результатов. Собственно наблюдение. Обработка и интерпретация полученной информации.

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

1. Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность.

2. Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

Этический кодекс APA и наблюдения

Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association (англ. ), или APA) разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:

Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием. Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб. Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь. Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

I

Углубленная разработка метода наблюдения в исихологиии детства, производимая в настоящее время, является частью общей работы над методологией психологического исследования, при чем эта последняя находится в тесной связи с’ общим кризисом психологии, как науки, переживаемым ею в текущий период ее развития. Окончательная перестройка всего этого здания психологии на строго выдержанной монистически-материалистической основе не может не быть чреватой самыми серьезными последствиями в отношении методологии психологического исследования; под этим углом зрения надо рассматривать всякое стремление к культуре об’ективных методов исследования в данной области и, в частности, к культуре об‘- вктивного наблюдения.

И

Новые задачи науки, вытекающие из новой ее установки, резки повышают спрос на метод наблюдения, нред’являя одновременно с тем такие требования к его методике, удовлетворение которых в настоящее время связано с огромными трудностями и иногда вовсе не представляются возможным; последнее обгоняется тем, что развитие методологии и методики психологического исследования шло путем диаметральной-противоположным по сравнению с тем соотношением между разными методами, какое устанавливается в современной научной психологии—от об’єктивного наблюдения в условиях естественной среды—к экспериментальному наблюдению в специальных условиях—и отсюда к интроспективному наблюдению, как дополнительному и вспомогательному источнику познания, впервые появлявшемуся в качестве специфической разновидности метода наблюдения при изучении человека. Вследствие изложенного участок занимаемый методом наблюдения на общем методологическом фронте в настоящее время, надо признать наиболее актуальным.

ІП

Ряд причин, связанных, главным образом, с особенностями ребенка, как предмета психологического изучения, обусловливает то, что облаел> психологии детства является как раз той областью, где необходимость в научно-разработанной методике наблюдения ощущается наиболее остро, а с другой стороны, где возможность такой разработки данной методики наиболее благоприятна. В частности период преддошкольного и дошкольного возраста надо признать особенно благоприятным, как для разработки самой методики, так к для исследований на ее основе.

IV

Наиболее трудная и вместе с тем самая важная задача исследования, какая встает при изучении поведения ребенка и котор;. решается на основе метода наблюдения, есть задача исследования процесса поведения. При решении этой задачи первой забота исследователя должна быть о том, как взять и сохранить изучаем:, процесс в его натуральном или, во всяком случае, таком виде, г, котором ткань процесса оставалась бы не разрушенной; именно о этим моментом исследования связаны те максимальные требования к наблюдению за детским поведением, какие иногда и пред’являются к нему в действительности.

V

Исследование процесса поведения не является единственной задачей, при решении которой применим метод наблюдений; целый ряд других задач, связанных с изучением различных отдельных моментов или условий того же поведения, разрешается тем же методом. В последнем случае требования к методу естественно изменяются в соответствии с задачей исследования; недоучет этого положения в практике может повести к двум диаметрально-противополояшьи

Ошибочным уклонам: 1) к полному отрицанию научной необходимости вышеуказанных максимальных требований—в тех случаях, когда судят о методе с точки зрения задач второго порядка, не подозревая о задаче первого .порядка; 2) к полному отрицанию возможности отступить от тех же максимальных требований, при каких бы то ни было условиях—это в случаях диаметрально противоположных.

VI

Основной проблемой методики. психологических наблюдений является проблема фиксации процессов поведения. Наиболее полное и глубокое разрешение этой проблемы возможно лишь с помощью всевозмояшых способов технической фиксации данных процессов. Уже и те успехи, какие имеются в этой области в настоящее время, дают существенное углубление исследования, хотя в общем необходимо признать, что возможность технической фиксации поведения в целях научного исследования остается пока весьма ограниченной.

VII

Однако, техническая фиксация поведения ни на данной стадии ее развития, ни в дальнейшем на более высоких стадиях не устраняют и не уменьшают степени важности другой основной проблемы методики наблюдений—проблемы культуры наблюдателя. Последняя должна быть понимаема, как в смысле культуры самого наблюдения, так и в смысле культуры словесной фиксации данных наблюдений. Технические способы фиксации поведения облегчают задачу наблю — дателя-исследователя, ставя ее решение в другие условия, однако, в конечном счете необходимость наблюдения за процессом, поставленным в другие условия, и его словесной интерпретации остается в полной силе, вследствие чего в полной мере сохраняет свою важность вышеуказанная проблема культуры наблюдателя.

VIII

Опыт и практика убеждает, что реальные результаты культуры наблюдателя могут быть весьма значительными. Однако, для получения таких результатов необходимо ставить данную задачу, как специальную задачу в плане подготовки будущего исследования, уделяя ей достаточное время и проводя ее с надлежащей методичностью и планомерностью; при этом необходимо иметь в виду, что средствами культуры наблюдения являются не только самые упражнения в наблюдениях, но и методичеоки правильно организованная разработка результатов наблюдения, благодаря которой наблюдатель уясняет свойства и особенности наблюдаемых им явлений, пред’являемые к нему требования, а также и свои ошибки.

IX

Метод наблюдения за поведением ребенка в условиях естественной среды и педагогической работы, будучи научно разработан, является основным и важнейшим орудием исследовательского отношения к ребенку со стороны педагога. Организация педагогического процесса на научно-педологических основаниях немыслима без активного участия в этой организации самого педагога; для осуществления же такого участия в наиболее плодотворной и целесообразной форме вся работа педагога должна строиться на основе исследовательского метода, исследовательского отношения к детям, главным (хотя и не единственным) орудием каксвого и должен быть метод наблюдения за ребенком в условиях педагогического процесса.

X

Указанное важное значение научно разработанной методики психологических наблюдений в работе педагога должно быть учтено в системе образования педагога; как методы изучения ребенка вообще, так и метод наблюдения в частности должны быть в распоряжении педагога-исследователя, педагога организатора своего дела на основе исследовательского отношения к ребенку в такой степени, в какой каждый из эгих методов оказывается необходимым для решения соответствующих практических задач.

К. Н. Корнилов.

Использование техники наблюдения для выявления требований — Обучение бизнес-аналитика

Большинство людей привыкли наблюдать за событиями в своей личной и профессиональной жизни. В некоторых случаях мы приходим к выводам на основе событий, которые наблюдаем. Метод наблюдения является эффективным средством понимания того, как пользователь выполняет свою работу, путем проведения оценки своей рабочей среды. Это увеличивает знакомство аналитика с культурой и стилем работы группы людей. Этот метод также можно использовать для проверки требований и мгновенного предоставления достойных внимания требований.

Каждое наблюдение должно руководствоваться четко сформулированными целями. Аналитик должен знать, какие данные необходимо собирать, как будет проводиться наблюдение, когда и где проводить наблюдения, как будут собираться данные и для чего эти данные будут использоваться после анализа.

Техника наблюдения лучше всего применяется, когда:

  • Текущий процесс подлежит мониторингу
  • Цель состоит в том, чтобы улучшить процесс
  • Заинтересованным сторонам трудно объяснить, что они делают или каковы их требования
  • Процессы с высокой повторяемостью, т.е. производство
  • Достоверность данных, собранных другими способами, находится под вопросом

Наблюдение должно быть запланировано таким образом, чтобы все необходимые элементы данных были заранее определены. Это снизит неопределенность во время сеанса наблюдения и позволит аналитику сосредоточиться на задаче наблюдения, не задаваясь вопросом, какое событие следует регистрировать, а какое нет. Чем больше информации будет собрано во время сеанса наблюдения, тем больше времени аналитик должен выделить впоследствии, чтобы осмыслить всю информацию. Следовательно, уровень детализации и соответствующие события, на которые следует обращать внимание, должны быть определены до начала наблюдения.

Аналитику будет также полезно определить, в какой период (пиковый, нормальный или низкий) проводить наблюдение. Наблюдение может проводиться сначала в обычные периоды, а затем повторяться в пиковые периоды, чтобы получить более подробное представление о событиях. Аналитик также должен запросить любой документ, который будет использоваться работником во время сеанса наблюдения.

Наблюдение должно осуществляться с сознательным усилием, чтобы исключить предвзятость. Наблюдения, основанные на мнении аналитика, субъективны и склонны к неправильной интерпретации, поскольку разные люди по-разному воспринимают реальность. Для достижения разумной степени объективности наблюдение лучше всего применять для сбора данных для количественного или статистического анализа.

Наблюдение может осуществляться с помощью нескольких вспомогательных средств или инструментов; это гарантирует, что все важные детали будут зафиксированы. Во время наблюдения можно использовать контрольный список или учетную ведомость для записи частоты событий. Некоторые аналитики предпочитают использовать такие инструменты, как видеомагнитофоны, магнитофоны, инструменты для фотосъемки или ведения заметок, чтобы записывать детали своих сеансов наблюдения.

Наблюдение может осуществляться пассивно или активно. Пассивное/невидимое наблюдение происходит, когда аналитик не взаимодействует с работником во время наблюдения, но делает записи. Аналитик обычно задавал дополнительные вопросы после сеанса наблюдения, используя подготовленный список вопросов или задавая вопросы на лету.

С активным/видимым наблюдением аналитик может прерывать работника, чтобы задать вопросы во время сеанса наблюдения. В некоторых случаях наблюдатель может участвовать в деятельности в качестве ученика.

Плюсы и минусы метода наблюдения

Использование метода наблюдения имеет определенные преимущества: 

  • Данные, собранные во время сеансов наблюдения, достаточно надежны; он часто используется для подтверждения данных, извлеченных с помощью других методов
  • Наблюдение можно использовать для извлечения информации о физической среде, в которой выполняется задача. Например, аналитик может получить информацию об уровне шума, физической планировке, трафике и т. д.
  • Это относительно недорого
  • Это позволяет аналитику выполнять рабочие измерения

Однако использование метода наблюдения имеет некоторые недостатки. о которых вы должны знать. Во-первых, исключения трудно зафиксировать за один сеанс; для дополнения собранных фактов могут потребоваться повторные сеансы наблюдения и интервью. Наблюдатели также склонны к предвзятости, выражающейся в том, что они видят то, что ожидают увидеть, и то, что хотят видеть, что может повлиять на результаты наблюдения.

Кроме того, там, где работа ведется на высоком уровне интеллектуального анализа, метод наблюдения наименее эффективен. Наконец, заинтересованные стороны склонны к прерыванию во время сеансов наблюдения и могут по-разному реагировать при изучении, что демонстрирует эффект Хоторна.

Методы наблюдения для бизнес-аналитиков – The Functional BA

Бизнес-аналитики используют методы наблюдения для сбора информации, наблюдая и анализируя действия на рабочем месте.

Он используется для выявления потребностей и возможностей, понимания бизнес-процессов, создания стандартов производительности, оценки производительности решений и облегчения обучения и развития.

Наблюдение за деятельностью или слежение за работой — это акт изучения рабочей деятельности в процессе ее выполнения. Это может быть выполнено либо в рабочей среде пользователя, либо в воссозданной тестовой среде.

Есть два подхода для наблюдения:

  1. Активный/заметный: во время наблюдения за активностью наблюдатель может задавать любые вопросы по мере их возникновения. Несмотря на это прерывание рабочего процесса, наблюдатель может быстро понять аргументацию и любые недокументированные процессы в рамках действия.
  2. Пассивный/незаметный: при таком подходе наблюдатель не прерывает работу, пока пользователь выполняет рабочую деятельность. Любые вопросы будут заданы после завершения наблюдения. Это позволяет наблюдать за естественным течением событий без вмешательства наблюдателя, а также измерять время и качество работы.

Методика наблюдения включает в себя несколько компонентов, в том числе:

1 Цели наблюдения: Сеанс наблюдения должен иметь понятную и поставленную цель с описанной целью сеанса наблюдения.

Цели сеанса наблюдения могут включать следующее:
• Понимание деятельности и ее компонентов, таких как задачи, инструменты, события и взаимодействия.
• Обнаружение возможностей для улучшения.
• Настройка показателей производительности.
• Оценка решений и проверка предположений.

2 Подготовка к наблюдению : Подготовка к наблюдению включает в себя организацию наблюдения на основе целей и определение подходящих участников и времени, когда эти действия будут проводиться.

При подготовке к сеансу наблюдения бизнес-аналитики должны учитывать требуемые уровни навыков и опыта участников, количество наблюдаемых действий, а также любую существующую документацию и анализ, относящиеся к рабочей деятельности.

Подготовка к наблюдениям также включает в себя составление плана наблюдений. План наблюдения гарантирует, что все заинтересованные стороны ознакомлены с целью сеанса наблюдения, согласны с ожидаемыми результатами и что сеанс соответствует их ожиданиям.

3 Провести сеанс наблюдения:

Перед сеансом наблюдения бизнес-аналитик должен сделать следующее:
• уточнить, почему проводится наблюдение.
• заверить участника, что его личная деятельность не оценивается и что результаты этого наблюдения, помимо прочего, будут проанализированы в целом.
• заверить участников, что они могут прекратить наблюдение в любой момент.
• предложить, чтобы во время или после мероприятия можно было поделиться любыми проблемами, в зависимости от того, какой подход используется — активный или пассивный.

Во время сеанса наблюдения бизнес-аналитик должен сделать следующее:
• Внимательно наблюдайте за человеком, выполняющим действие, и отмечайте любые ожидаемые и неожиданные шаги, методы использования любых инструментов и содержание информации
.
• Задокументировать увиденное, время выполнения работы, ее качество, любые особенности процесса и собственные вопросы наблюдателя.
• задавайте наводящие вопросы либо во время выполнения работы, либо
вскоре после сеанса наблюдения.

4. Подтвердить и предъявить результаты наблюдения: 900:30 после сеанса наблюдения бизнес-аналитики должны оценить записи и данные, записанные в ходе наблюдения, и связаться с участником, чтобы получить ответы на любые нерешенные вопросы.

Затем информация собирается, обобщается и анализируется в соответствии с целями сеанса. Затем организационные потребности и возможности для улучшений сообщаются заинтересованным сторонам.

Методы наблюдения имеют свои сильные и слабые стороны, в том числе:

Сильные стороны

  • Позволяет наблюдателям получить реалистичное и практическое представление о деятельности и своих задачах в рамках общего процесса.
  • Позволяет идентифицировать недокументированные шаги, а также любые обходные пути.
  • Эффективность процесса можно просмотреть, реально измерить и оценить для улучшения.
  • Предложения по улучшению могут быть подкреплены объективными и количественными данными.

Ограничения

  • Это может отвлекать внимание участников и организации в целом.
  • Наблюдатель может чувствовать давление и угрозу.
  • Благодаря наблюдательности участник может изменить свои методы работы.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts