Понятие и сущность тревоги | Диплом по психологии
Понятие «тревога» было введено в науку выдающимся австрийским психиатром З.Фрейдом в 1925 году [17, 30]
В современной психологии понятие тревоги окончательно не определено. Одни авторы считают, что тревога – это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности» [30], другие понимают под данным термином «ощущение неосознанной угрозы, чувство опасения и тревожного ожидания или чувство неопределенного беспокойства» [27], третьи – «смутное, неприятное эмоциональное состояние, характеризующееся наличием дурных предчувствий, напряжения, беспокойства» [47] или «состояние, которое проявляется ощущением неопределенной угрозы, чувством неясной опасности» [20, 31]. Наиболее подробным представляется определение тревоги, предложенное Е.П. Ильиным, согласно которому тревога представляет собой «эмоциональное состояние острого мучительного бессодержательного беспокойства, связываемого в сознании индивида с прогнозированием неудачи, опасности или же ожидания чего-либо важного, значительного для человека в условиях неопределенности» [18].
Общим для большинства определений тревоги является, во-первых, то, что данную эмоцию (ощущение, состояние и т.д.) относят к отрицательным, т.е. вызывающим психологический дискомфорт, и стеническим, т.е. порождающим определенное нервно-психическое напряжение. Во-вторых, практически все авторы указывают на то, в отличие от страха, представляющего собой эмоциональную реакцию на конкретную опасность, тревога не имеет четко обозначенного объекта, на который она направлена: «Термин «тревога» традиционно используется для описания эмоциональной реакции, которая обычно рассматривается как «беспредметная», потому что стимулы или условия, порождающие ее, неизвестны» [17]; «Боязнь имеет конкретный источник переживания, связана с определенным объектом, который оценивается как безусловно опасный. У тревоги же нет четкого и конкретного повода для возникновения. Это вероятностное переживание неудачи («а вдруг…»)» [18]. В связи с неопределенностью, отсутствием объекта, для тревоги так же характерно чувство неуверенности и беспомощности человека перед лицом неясной угрозы [32].
По мнению Р.Мэй, тревога является одним из трех способов реагирования человека на опасность, являющихся одновременно стадиями реагирования: «Первый способ представляет собой реакцию испуга, врожденную рефлекторную реакцию; второй – это тревога, недифференцированная эмоциональная реакция; третий – страх, дифференцированная эмоциональная реакция … Тот же порядок можно наблюдать в реакциях взрослых на стимулы, свидетельствующие об опасности, например, на неожиданный выстрел. Сначала возникает реакция испуга. Затем, когда человек осознает опасность, но не понимает, откуда был сделан выстрел и не является ли он сам мишенью, возникает реакция тревоги. И уже потом, если человек способен определить источник выстрела и пытается спрятаться от потенциальной пули, его реакцию можно назвать реакцией страха» [32].
Существует так же точка зрения о том, что «в отличие от страха, являющегося биологической реакцией на конкретную угрозу, тревога часто понимается как переживание неопределенной, диффузной или беспредметной угрозы человеку как социальному существу, когда опасности подвергаются его ценности, представление о себе, положение в обществе. Таким образом, … тревога понимается как переживание возможности фрустрации социальной потребности» [18].
Следует отметить, что, поскольку, как и любая эмоция, тревога связана с потребностями человека, а преобладающие социальные потребности у каждой личности различаются, то и поводы для тревоги, связанной с социальными потребностями, у каждого человека индивидуальны [32].
Тревога проявляется не только на психологическом, но и на физиологическом и поведенческом уровнях. Среди физиологических проявлений тревоги отмечают учащенное сердцебиение и дыхание, тремор, потливость, диарею, мышечное напряжение [31], увеличение минутного объема циркуляции крови, повышение артериального давления, возрастание общей возбудимости, снижение порога чувствительности [30] и т.п. Поведенческие проявления тревоги особенно отчетливо выражены у детей: для них характерны беспокойный взгляд, суетливость, напряженность, плач или отчаянный крик при изменении ситуации [17] и т. п.
Физиологические проявления тревоги обусловлены ее биологическим значением, т.к., как и другие врожденные эмоции, тревога способствует приспособлению (адаптации) организма к среде: «Эмоция тревоги выполняет функцию сигнализации об опасности или неудачи в будущем и побуждает организм к поиску и конкретизации этой опасности» [47].
У животных в ситуации неопределенной угрозы возникает реакция, аналогичная реакции тревоги у человека: «Говард Лиделл … утверждает, что животные не испытывают тревоги в «человеческом» значении этого слова, но у них существует одно состояние, подобное тревоге, которое можно назвать словом настороженность. Когда животное оказывается в ситуации потенциальной опасности … оно становится осторожным и … как будто постоянно задает вопрос: «Что это?». Такая настороженность предполагает подозрительное отношение к окружающему (поскольку животное не знает, откуда придет опасность) и готовность действовать, но пока у этого действия нет определенного плана. Очевидно, что такое поведение животного подобно человеческой тревоге, сопровождающейся неясным предчувствием неопределенной опасности» [32]. Реакция настороженности у животных и реакция тревоги у людей являются в целом аналогичными друг другу проявлениями инстинкта самосохранения.
И у животных, и у человека подобные реакции возникают, в том числе, в условиях перемен, поскольку в любых новых, незнакомых, неизведанных ранее ситуациях возможно наличие какой-либо угрозы. Данная закономерность распространяется даже на изменение условий в лучшую сторону [32].
Несмотря на биологическую целесообразность реакции тревоги, она может играть и негативную роль в процессе адаптации: «Тревога … помогает нам действовать в угрожающих ситуациях более эффективно. Однако слишком интенсивная, не поддающаяся контролю тревога может проявляться как ощущение беспомощности, бессилия, неуверенности и блокировать целенаправленную деятельность или делать ее неэффективной» [47].
Понятие тревоги тесно связано с понятием стресса. Термин «стресс» (от англ. stress – давление, напряжение) ввел в науку американский физиолог У.Кэннон (1927) для обозначения реакций, возникающих в организме человека и животных в ответ на воздействие несущего угрозу стимула [35]. По мнению Кэннона, отвечая на возникшую опасность, организм использует две стратегии: борьбу или бегство (flight or fight), каждая из которых сопровождается отрицательными эмоциями. По мнению Кэннона, такие эмоции «биологически оправданы, полезны. Они подготавливают организм к тому, чтобы мышцы работали на всю мощность в случае физического противоборства или спасения бегством. В кровь выбрасывается адреналин, заставляющий сердце биться быстрее и одновременно повышающий артериальное давление, учащается дыхание, повышается содержание в крови сахара, перераспределяется кровоток – все это способствует большему обеспечению мышц кислородом и питательными веществами для развития максимального мышечного усилия, чтобы человек мог быстрее оказать сопротивление или убежать» [16, с. 16].
В дальнейшем известный ученый Ганс Селье (1936), развивая данную теорию, ввел синонимичное стрессу понятие общего адаптационного синдрома, являющегося универсальным ответом организма, набором типичных реакций организма в ответ на различные неблагоприятные воздействия среды. При этом данный ответ организма является однотипным и не зависит от того, какой именно раздражитель на него воздействует. Общий адаптационный синдром «был назван общим, поскольку вызывался обстоятельствами, приводящими к изменению в организме в целом; адаптационным – так как, с точки зрения Г.Селье, имел приспособительное значение, мобилизуя ресурсы организма в тяжелых условиях; и синдромом, «потому, что его отдельные проявления координированы и отчасти взаимосвязаны» [35].
В современной науке под психологическим стрессом понимается адаптивная реакция организма в ответ на сверхсильные раздражители, «несоответствие между нагрузкой и имеющимися в наличии ресурсами, сопровождаемое такими эмоциями, как страх, гнев, удрученность и т. д.» [44, с.596].
Типичная стрессовая реакция, согласно результатам исследований отечественного физиолога Г.И.Косицкого (1970), в своей закономерной динамике имеет 4 этапа [16]:
- Стадия активации (фаза тревоги, или аларм-реакция по Селье). Сопровождается приливом сил, повышением умственной и физической работоспособности. На этом этапе стресс играет положительную роль, помогая человеку мобилизовать свои резервные возможности для преодоления возникшей перед ним проблемы. Именно на этой стадии, в первую очередь, человек испытывает чувство тревоги.
- Стадия стенических, «активных» эмоций (фаза резистентности). Если проблем не разрешается, наступает вторая стадия. Как правило, она сопровождается раздражением, гневом, различными проявлениями агрессивности.
- Стадия астенических, «пассивных» эмоций (фаза истощения). Если стрессор продолжает воздействовать, у человека «опускаются руки», возникает переживание неудачи, зачастую сопровождающееся тоской и депрессией.
- Стадия срыва, невроза. Стресс перерастает в болезнь (неврозы и психосоматические заболевания, затрагивающие наиболее уязвимые органы). Симптомы, возникающие на четвертом этапе, являются не столько проявлениями стресса, сколько его последствиями.
Значение стресса, несмотря на его биологическую целесообразность, может быть как положительным, так и отрицательным: «Сущность стрессовой реакции заключается в «подготовительном» возбуждении и активации организма, необходимой для готовности к физическому напряжению. Следовательно, мы вправе полагать, что стресс всегда предшествует значительной трате энергетических ресурсов организма, а затем и сопровождается ею, что само по себе может приводить к истощению функциональных резервов. При этом стресс ни в коей мере не может рассматриваться как отрицательное явление, поскольку лишь благодаря ему возможна адаптация. Кроме этого, умеренно выраженный стресс оказывает положительное влияние как па общее состояние организма, так и на психические характеристики личности. Например, при умеренном стрессе отмечается позитивное изменение таких психических характеристик, как показатели внимания, памяти, мышления и др. Таким образом, стресс, как целостное явление, должен рассматриваться в качестве позитивной адаптивной реакции, вызывающей мобилизацию организма. Тем не менее существуют стрессовые реакции, которые, наоборот, приводят к демобилизации систем организма. Это крайне отрицательное проявление стресса в научной литературе получило название дистресса. Именно дистресс несет в себе факторы, разрушительно действующие на организм. Трансформация стресса в дистресс происходит при чрезмерно интенсивном воздействии факторов среды и условий жизнедеятельности, при которых очень быстро истощаются функциональные резервы организма или нарушается деятельность механизмов психической регуляции» [27]. Таким образом, тревога умеренной интенсивности и длительности (адаптивная тревога) является полезной для жизнедеятельности человека, но чрезмерная интенсивность и длительность тревоги (дезадаптивная тревога) оказывают, напротив, неблагоприятное воздействие на организм и психику человека [30].
Существование дезадаптивной тревоги объясняется тем, что современные условия жизнедеятельности человека отличаются от тех условий, в которых возникала и закреплялась приспособительная реакция тревоги эволюционных предшественников человека: «Нашим животным предкам ситуации, приводящие к застойным отрицательным эмоциям, встречались крайне редко: все конфликты быстро кончались уничтожением соперника, собственной гибелью или бегством. К тому же при любом конфликте тут же реализовывались соответствующие моторные установки, что вело к уменьшению эмоционального напряжения. Только у людей … эмоциональные конфликты могут принимать затяжной (иногда на месяцы и годы) характер» [13]. У современного человека затяжные отрицательные эмоции, – и особенно тревога как эмоция, не направленная на определенный объект, наличие которого могло бы привести к определенной активности и соответствующей разрядке напряжения, – приводят к развитию различных психических, физиологических и психосоматических расстройств [27, 35 и др. ].
Далее: Тревожность и факторы ее возникновения
Тревога в нашей жизни //Психологическая газета
«Тревога в жизни человека
связывает между собой реакцию
испуга и возникновение всех
процессов мышления»
Ролло Мэй1
Все мы, в большей или меньшей степени, испытываем тревогу. Хорошо, когда тревога не мешает работать, общаться и просто жить. Но бывает и так, что из-за неё человек не может выполнить даже самые простые действия. Ведь все его силы отданы либо на борьбу с этим чувством, либо на полное переживание его внутри. И, находясь в этом состоянии, человек как будто не замечает ничего другого. Работа психолога с эмоциональными состояниями клиента требует бережности. Тревога не является исключением, особенно если отметить, что переживание тревоги можно сравнить с переживанием ужаса.
Для начала давайте определим, что такое тревога и чем она отличается от страха. «Тревога — это отрицательное эмоциональное переживание, обусловленное ожиданием чего-то опасного, имеющее диффузный характер, не связанное с конкретными событиями.
Серен Кьеркегор – мыслитель, который один из первых разграничил понятия страха и тревоги, определил страх как ощущение страха конкретного чего-то, а тревогу как страх «ничто, с которым у индивида нет ничего общего»3.
Поэтому можно сказать, что человек испытывает это чувство особенно ярко, если на кону стоит вероятность «потерять себя или стать ничем» 4. Так, здесь можно отметить полное слияние личности с конкретной занимаемой ею социальной ролью, над которой нависла неясная угроза. Угроза вытесняется и не осознается человеком. По определению Гольдштейна: «тревога есть субъективное переживание живого существа, оказавшегося в условиях катастрофы»5. То есть в тот момент, когда организм попадет в условия, где разрушается окружающая его субъективная реальность и все знакомые модели поведения, установки, которых он придерживался ранее, не работают — тогда человек испытывает тревогу, как основное чувство, побуждающее разрешить проблему.
Стоит отметить, что под изменяющимися условиями или «катастрофой» не всегда подразумевается интенсивное действие извне, то есть, это не сопровождается реальной угрозой жизни человека. Но это не отменяет интенсивности переживаний. И реальности последствий, которые могут возникнуть при постоянном ощущении тревоги. Сюда мы можем отнести проблемы с ЖКТ, анорексию, астму, повышение давления, сердечные болезни, ожирение и, конечно же, стрессы, депрессии, эмоциональные расстройства.
Как тревога говорит с нами устами клиента?
Жалуясь, клиент описывает неосознанное и непонятное ему чувство, он находится в тупике и не знает что делать, также присутствует смутное ощущение, что что-то должно случиться. Это может сопровождаться потерей аппетита, постоянным напряжением, расстройствами со стороны ЖКТ.
Также тревога распознается консультантом по таким высказываниям клиента, как:
- «Я раздражен»,
- «Я в напряжении»
- «У меня слабость»,
- «Я всего боюсь»,
- «Мне грустно»,
- «Я постоянно просыпаюсь по ночам»,
- «Я не чувствую себя самим собой»,
- «В присутствии жены у меня болит голова» (Маски тревоги, ( Р. Кочунас, 1999).
Действиям:
- постукивание пальцами по столу,
- кручение пуговиц,
- почесывания,
- переедание,
- чрезмерное пьянство или курение,
- навязчивая потребность покупать вещи.
А также в:
- раздражительности,
- агрессивности,
- язвительности,
- навязчивом стремлении шутить,
- болтливости или, наоборот, молчаливости и др. 6
Естественно, одиночные симптомы не могут с точностью говорить о наличии данного чувства.
Как и многие другие эмоции, тревога, будучи осознаваемой, является толчком и стимулом к росту. По мнению, опять же исследователя Гольдштейна, у организма есть лишь одно стремление – «стремление актуализировать свою природу», то есть, максимально проявить те задатки, которые заложены в каждом из нас от природы: то, что называется самореализацией. И в этом случае тревога отражает внутренний конфликт человека, конфликт на ценностном уровне, на уровне верований и убеждений. Она — некий сбой в чёткой и понятной системе. Это и лишает нас самообладания и опоры в жизни. Ведь любой отказ от своих убеждений, ценностей и верований сопровождается болью потери и гореванием. Человек испытывает боль от ошибок, неправильных суждений, от обесценивания своей жизни. То есть, происходит разрыв между реальностью жизни и ожиданиями самого человека. Именно нацеленность на определенные ожидания от жизни и дает несоответствие – между «хочу и жду» и тем, что есть на самом деле.
В этот самый миг человек как будто теряет какую-то часть себя.Одним из основных отличий тревоги от страха является то, что в случае тревоги мы никак не можем установить её источник — ту мысль или установку, которая запускает этот сбой и требует изменений во всей системе верований и ценностей, а также в жизни человека. Чаще всего причины спрятаны в нереализованных когда-то потребностях. Еще З. Фрейд определял тревожность как сигнал, который предупреждает человека о наличии внутреннего конфликта. Длительное ощущение тревоги, затрагивает всю личность. С позиции психоанализа, конфликт этот происходит между бессознательным и сознательным7.
Именно поэтому тревога несет в себе некую прогностическую ценность, она требует оценить степень соответствия установок, которые формируют внутренний конфликт, действительности, реальности того, что окружает.
Если рассматривать тревогу с этой позиции: она предлагает найти ограничивающие убеждения, то есть, те верования и суждения, которые мешают выполнению основной задачи человека — самоактуализации. И здесь на помощь придет творчество, спонтанность и разрешение себе.
Стоит отметить, что творческие возможности человека, воображение – та область, которая может не только вызывать тревогу, но и помогает справиться с ней. То есть, это две стороны одной медали. Воображение, предлагает найти новые варианты решения проблемы, ориентируя человека на внутренние ценности и смыслы. Например, на честность с самим собой, веру в свои силы, на свои истинные желания и стремления, на настоящую зрелую ответственность за себя и свои поступки, которые могут быть как верными, так и ошибочными, но одинаково ценными для личного опыта. С помощью воображения человек устанавливает связь между внешней проблемой и внутренними ресурсами, с помощью которых каждый из нас может поддерживать себя, не опираясь на внешние материальные объекты, это те ресурсы, которые носят более глубокий и личностный характер. Воображение, вызывая тревогу, также инициирует творческий поиск новых ответов. «Тревога – наш самый лучший учитель»8, -писал Кьеркегор, — тревога показывает внутренние ресурсы развития личности, там где необходимо изменить свои убеждения, которые стали слишком привычными и расширить зоны своего развития».
Например, при воспитании ребенок впитывает как губка все условия воспитания, которые диктует ему значимый взрослый, необходимые для реализации его важнейших потребностей, например, в принятии и любви. Но для их реализации родитель требует получать хорошие отметки, не ошибаться или не ругаться со старшими. Так у ребенка формируется убеждение, что любят только хороших, тех, кто, не обижает старших, при этом ещё нельзя ошибаться и всегда нужно слушаться. И уже во взрослом возрасте перед важными ситуациями в жизни, например, перед экзаменом, человек будет испытывать тревогу. Которая накануне может вообще зашкаливать до невероятных размеров.
Что тревога подсказывает в этом случае? Тревога указывает на внутренний конфликт, когда старые принципы являются ограничивающими и сужают способы разрешения данной ситуации. То есть планка, которая задана воспитанием и сформированными убеждениями может быть недостижима в данной ситуации. Разрешая внутренний конфликт (его смысл — в отделении себя, своего Я, от данных убеждений), давая себе право на ошибки, человек соприкасается с внутренней силой и силой личной ответственности.
Перейдем к практическим вопросам. Что можно сделать в случае, когда тревога «зашкаливает»?
Психосинтез. Метод «Рразтождествление»
В самом начале статьи упоминалось о том, что тревога может возникать в случаях самоотождествления личности с конкретной занимаемой социальной ролью. Практика разтождествления предлагает осознать, что структура «Я» гораздо больше чем, например, идентификация себя с ролью, мыслями, чувствами или телом. И чтобы не утопать в тревожном состоянии и не терять контроль над собой, можно посмотреть на данную ситуацию с позиции Я-наблюдателя, осознавая, что любые ситуации в жизни – лишь ситуации, они приходят и уходят, а Я, как что-то бОльшее и ценное, остаётся. Такая позиция создает дистанцию по отношению ко всему, что происходит в жизни, дает ощущение внутренней силы, свободы и опоры.
Психоанализ. Метод: «Узнайте, что за вашей тревогой»
Конкретизируйте данное чувство. Попробуйте опредметить то, о чем Вы тревожитесь. Это можно сделать переведя тревогу в страх, например: от «я ощущаю тревогу перед собеседованием» перейти к «я боюсь, что меня не возьмут на работу, а это значит для меня … ».
Определите, чего вы боитесь на самом деле и что с этим можно сделать, и это снимет острое состояние тревоги. Понимание и принятие даже самых «плохих» вариантов снизит уровень тревоги до минимума.
Телесно-ориентированная терапия. Метод «Работа с телом»
Помните, что тревога запускается воображением. Поэтому чем дольше вы прокручиваете тревожные мысли или даже чем сильнее вы их от себя гоните, тем больше они появляются. Попробуйте переключить внимание с мыслей на тело. Главное выделить время для этого упражнения. Для начала закройте глаза и направьте внимание на ступни, попробуйте ощутить почву под своими ногами, почувствовать как ноги соприкасаются с землей (полом), как они ощущают свою связь с поверхностью. Далее направьте внимание вверх, медленно пройдитесь внутренним взором по каждому уголку тела в поисках напряжения, если имеется таковое – расслабьтесь. Откройте медленно глаза, посмотрите, что вокруг вас, какие запахи, звуки есть в этом помещении. Сколько людей, что они делают? Опишите окружающее пространство. Прислушайтесь к своему дыханию, если оно все еще учащённое – постарайтесь его выровнять. Оцените, как изменилось ваше состояние.
Глубинные изменения
Возможно, самыми важными способами решения проблем, которые связаны с тревогой, являются осознавание и новое научение. Осознавая, человек отдаёт себе отчёт в том, что он испытывает тревогу, замечает те внутренние конфликты и убеждения, которые она затрагивает, и ищет новые цели, которые помогут его самоактуализации. Далее необходимо переобучение – перестройка, целей, убеждений, поиск новых ценностей, тех, которые помогают человеку почувствовать себя наиболее спокойно. А также постановка целей и действий согласно новым убеждениям.
Климовская Анна Анатольевна, психолог-консультант
Литература
Ролло Мэй «Смысл тревоги» — Москва
Независимая фирма «Класс» 2001
L.S.Kubie, The ontogeny of anxiety. Psycoanal. Rev. 1941, 28:1, 78-85.
Абрахам Маслоу «По направлению к психологии бытия»
Словарь психологический , интернет ресурс http://www.psychologist.ru/dictionary_of_terms/index.htm?id=2659
«Понятие страха» — Издательство: Академический проект, Автор: Кьеркегор С., Серия: Философские технологии. Русская, Формат: 84×108/32, Год издания: 2015. — 217 с
Ирвин Ялом «Экзистенциальная психотерапия» — М. : РИМИС, 2008. – 608с.
Психологические объяснения тревожных расстройств
Одной биологической предрасположенности или повышенной чувствительности к стрессу недостаточно для развития тревожного расстройства. Как упоминалось ранее, у человека больше шансов развить тревожное расстройство, если он биологически предрасположен к тревоге в сочетании с психологической уязвимостью. Исследования выявили четыре важные психологические переменные, которые предсказывают психологическую уязвимость к тревоге. Это:
1. воспринимаемый контроль;
2. когнитивные оценки;
3. когнитивные убеждения;
4. Когнитивные искажения.
Рассмотрим каждую из этих переменных более подробно.
Воспринимаемый контроль:
Изучите свои возможности сегодня
Одним из ведущих мировых экспертов по тревожным расстройствам является Дэвид Барлоу, доктор философии. Согласно Барлоу (2002), у людей может развиться психологическая уязвимость к тревоге в результате переживаний в раннем возрасте. Одной из таких уязвимостей является отсутствие «ощущаемого контроля» над стрессовыми жизненными обстоятельствами. Исследователи обнаружили, что фактическое присутствие стрессоров само по себе вызывает тревогу. Скорее, тревога во многом определяется личностным состоянием человека.0018 воспринял способность контролировать потенциально стрессовое событие. Важно понимать, что это отсутствие контроля может быть, а может и нет. Вместо этого важно восприятие человеком степени своего контроля.
Детские переживания могут сильно повлиять на чье-то чувство контроля. Когда дети постоянно испытывают недостаток контроля над событиями в своей жизни, они могут начать рассматривать мир как непредсказуемый и опасный. Такое мировоззрение может привести к чувству беспомощности. В результате у них развивается склонность ожидать негативных результатов, как бы они ни пытались их предотвратить. Несколько типов раннего жизненного опыта могут позже повлиять на восприятие человеком контроля. Одним из них является семейная динамика, особенно стиль воспитания. Чрезмерно опекающий стиль воспитания может показать, что мир — опасное место. Кроме того, такой стиль воспитания ограничивает возможности ребенка развивать навыки преодоления трудностей. Его противоположность, недостаточная защита и низкий уровень заботы, приводит к неструктурированному, хаотичному миру, наполненному стрессом. Еще одним опытом в раннем возрасте, влияющим на восприятие контроля, является потеря или разлука с основными опекунами. Третий тип переживаний — это постоянная травма, такая как жестокое обращение в детстве (физическое, эмоциональное и/или сексуальное). Это не означает, что наша психологическая траектория зафиксирована в детстве и что ничего нельзя сделать, чтобы ее изменить. Напротив, это просто означает, что ранний опыт может способствовать психологической уязвимости. Это отчасти объясняет, почему одни люди более склонны к тревоге, чем другие.
Воспринимаемое отсутствие контроля распространяется на переживания человеком своего тревожного расстройства. Люди с тревожными расстройствами часто сообщают, что не могут контролировать свои симптомы. Это отсутствие контроля очень огорчает их. Это может объяснить, почему благонамеренные попытки близких подбодрить человека часто вызывают сомнения у человека с тревожным расстройством.
Когнитивные оценки:
Термин «когнитивная оценка» просто означает, как мы оцениваем и оцениваем конкретное событие или ситуацию в окружающей среде. Когнитивная оценка является ключевым понятием в понимании восприимчивости человека к стрессу и тревоге. Согласно Лазарю и Фолкману (1984), когнитивная оценка состоит из двух отдельных типов убеждений. Эти убеждения называются «первичными» и «вторичными» оценками. Первичная оценка относится к субъективной оценке ситуации человеком. Первичная оценка человека определяет, имеет ли ситуация какое-либо прямое отношение к благополучию этого человека. Вторичная оценка относится к оценке человеком своей способности справиться с этой ситуацией.
Первичная оценка может быть далее разбита на три отдельные категории, включая «нерелевантную», «доброкачественную положительную» и «стрессовую». Событие считается неуместная оценка , когда ее появление не оказывает никакого влияния на благополучие человека. Например, предположим, что вы проходите собеседование при приеме на работу. Администратор просит вас сесть в комнату ожидания. Вы осматриваете комнату и замечаете, что большинство людей небрежно одеты, в то время как вы тщательно причесаны, готовясь к этому важному дню. Вы заключаете, что другие люди не должны ждать собеседования. Вы решаете, что они должны быть в зоне ожидания по какой-то другой причине. Это нерелевантная оценка. Другими словами, другие люди в зале ожидания никак не влияют на ваше самочувствие.
Доброкачественная положительная оценка относится к случаю, когда оценка события приводит к положительным убеждениям. Эти позитивные убеждения на самом деле усиливают позитивные чувства и/или функционирование. Возвращаясь к нашему предыдущему примеру, предположим, что вы проходите собеседование на одну и ту же работу. Однако на этот раз, когда вы наблюдаете за другими неряшливо одетыми людьми в приемной, вы делаете вывод, что они кандидаты на ту же работу. Все вы ждете интервью. Эта оценка может заставить вас поверить, что у вас есть значительное преимущество перед другими кандидатами на работу. Ваша оценка этого события будет сочтена положительной, если вы подумаете про себя: «Нет проблем, у меня есть эта работа!» и эта дополнительная уверенность позволила вам хорошо проявить себя во время интервью.
Напротив, стресс-оценка относится к случаю, когда возникновение события приводит к убеждениям, прогнозирующим вред. Такие убеждения приведут к переживанию беспокойства. Например, представьте, что вы снова кандидат на работу. Однако на этот раз, когда вы осматриваете зал ожидания и сравниваете свою одежду с другими кандидатами, вы решаете, что это вы одеты небрежно. Остальные кандидаты кажутся опрятными и подготовленными. Это будет считаться стресс-оценкой, если вы считаете, что ваша неряшливость, скорее всего, снизит ваши шансы на получение работы. Эта оценка может привести к тому, что вы плохо выступите во время интервью, потому что вы очень волновались. Из этих трех примеров ситуации на собеседовании становится ясно, что наши первичные оценки обстоятельств будут влиять на то, испытываем ли мы тревогу.
Вторичная оценка относится к оценке человеком своей способности справиться с обстоятельствами. Это частично определяется их предполагаемой способностью контролировать или влиять на ситуацию. Важно признать, что защитный эффект, обеспечиваемый воспринимаемым контролем, не требует точной оценки. Это просто восприятие контроля, даже если это восприятие иллюзорно. Для иллюстрации давайте рассмотрим ребенка, который регулярно подвергается жестокому обращению. Жестокое обращение, безусловно, является стрессором в детстве. Однако не у всех детей, подвергшихся жестокому обращению, развиваются тревожные расстройства. Почему это может быть? Вполне возможно, что один ребенок, подвергшийся насилию, может прийти к (ложному) убеждению, что он может контролировать или предотвращать насилие, будучи «хорошей девочкой». Эта оценка может служить для защиты этого ребенка от беспокойства, поскольку она дает ему иллюзию, что ее действия могут контролировать жестокое обращение. Таким образом, он может служить буфером против развития тревожного расстройства. Напротив, другой ребенок, подвергшийся насилию, может иначе оценить свою способность справляться с насилием. Она могла бы более точно заключить, что она ничего не может сделать, чтобы предотвратить жестокое обращение. По иронии судьбы, хотя ее восприятие отсутствия контроля является более точным, это также подвергает ее большему риску развития тревожного расстройства в более позднем возрасте. Таким образом, вторичные оценки включают в себя оценку людьми своих копинг-навыков и способностей (копинг-ресурсов). Другими словами, есть ли у них все необходимое, чтобы успешно принять вызов или преодолеть стресс? Точность оценки значения не имеет.
Как показывают приведенные выше примеры, основной причиной индивидуальных различий в реакции на стрессоры является различная оценка людьми того или иного события (Lazarus and Folkman, 1984). Их когнитивные оценки, в свою очередь, повлияют на то, испытывают ли они тревогу или нет.
Приложение Myndfulness
Разработано, чтобы ежедневно помогать вам чувствовать себя лучше
Скачать сейчас бесплатно
Узнать больше >
беспокойство | психология | Британика
- Ключевые люди:
- Карен Хорни Гарри Стэк Салливан Мелани Кляйн
- Похожие темы:
- успокаивающее средство фобия кастрационная тревога чужая тревога тревога разлуки
См. весь связанный контент →
тревога , чувство ужаса, страха или опасения, часто без четкого обоснования. Тревога отличается от страха тем, что последний возникает в ответ на явную и реальную опасность, например, угрожающую физической безопасности человека. Тревога, напротив, возникает в ответ на внешне безобидные ситуации или является продуктом субъективных, внутренних эмоциональных конфликтов, причины которых могут быть не очевидны самому человеку. Некоторое беспокойство неизбежно возникает в ходе повседневной жизни и считается нормальным. Но постоянная, интенсивная, хроническая или повторяющаяся тревога, не оправданная реакцией на реальные стрессы, обычно расценивается как признак эмоционального расстройства. Когда такая тревога необоснованно вызвана конкретной ситуацией или объектом, она известна как фобия. Диффузная или постоянная тревога, не связанная с какой-либо конкретной причиной или психическим беспокойством, называется общей или свободно плавающей тревогой.
Существует много причин (и психиатрических объяснений) тревоги. Австрийский невролог Зигмунд Фрейд рассматривал тревогу как симптоматическое выражение внутреннего эмоционального конфликта, возникающего, когда человек подавляет (сознательно) переживания, чувства или импульсы, которые слишком угрожают или беспокоят, чтобы жить с ними. Тревога также рассматривается как возникающая из-за угроз эго или самооценке человека, как в случае неадекватной сексуальной или профессиональной деятельности. Поведенческие психологи рассматривают тревогу как усвоенную реакцию на пугающие события в реальной жизни; вызванная тревога привязывается к окружающим обстоятельствам, связанным с этим событием, так что эти обстоятельства вызывают тревогу у человека независимо от какого-либо пугающего события. Личностные и социальные психологи отмечают, что простой акт оценки стимулов как угрожающих или опасных может вызывать или поддерживать тревогу.
Подробнее из Britannica
психическое расстройство: тревожные расстройства
Узнайте о тревожных расстройствах и способах их лечения
Просмотреть все видео к этой статье беспокойство или диффузный страх, который не ограничивается определенными ситуациями или объектами.